Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки: На материале дисциплины "Концертмейстерский класс" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Сибирякова, Галина Георгиевна

  • Сибирякова, Галина Георгиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 231
Сибирякова, Галина Георгиевна. Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки: На материале дисциплины "Концертмейстерский класс": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Волгоград. 2005. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сибирякова, Галина Георгиевна

Введение

Глава 1. Профессиональное развитие педагога-музыканта как цель подготовки в педагогическом вузе.

1.1. Философские и психолого-педагогические основы профессионального развития будущего педагога.

1.2. Специфика профессионального развития будущего педагога-музыканта.

Глава 2. Исполнительская подготовка будущего педагога-музыканта в аспекте его профессионального развития.

2.1. Место дисциплины «Концертмейстерский класс» в структуре исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта.

2.2. Художественная интерпретация и ее роль в профессиональном развитии будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе.

Глава 3. Экспериментальная апробация методических основ ^ профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки в концертмейстерском классе.

3.1. Диагностика уровней профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки в концертмейстерском классе.

3.2.Методическое обеспечение процесса профессионального развития будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки: На материале дисциплины "Концертмейстерский класс"»

Л

Социокультурные преобразования в обществе во многом определяют существенные изменения, происходящие в образовательном процессе педагогических вузов. Потребность в педагоге, последовательно и полноценно реализующем социальный и профессиональный эффект образования, формирующем личность ученика, способного к творчеству, самореализации, ставит перед высшей школой новые задачи. Сегодня становится все более очевидным, что решение подобных задач подвластно только высокопрофессиональным педагогическим кадрам, от которых, в свою очередь, зависит новое качество образования. щ В соответствии с современной концепцией модернизации российского образования в педагогической науке и практике ведется активный поиск условий, обеспечивающих выпускникам вузов высокий уровень квалификации, необходимый для компетентного осуществления профессиональной деятельности.

Теоретико-методологические основы подготовки учителя заложены в трудах О.А. Абдуллиной, Е.В. Бондаревской, В.И. Загвязинского, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина, В.В.Серикова, Е.Н. Шиянова. Специфика профессионально-личностных качеств и характеристик учителя раскрывается в психолого-педагогических исследованиях А.А. Вербицкого, А.К. ^ Марковой, JI.M. Митиной, А.В. Мудрика, Е.И. Рогова и др.

Современной высшее музыкально-педагогическое образование также находится в процессе поиска новых ориентиров, более эффективных приемов и способов учебно-воспитательной работы. Многофакторность профессиональной подготовки на музыкально-педагогическом факультете педагогического вуза определяет необходимость постоянного преобразования, моделирования и внедрения теоретических и практических новаций в деятельность будущих педагогов-музыкантов.

Фундаментальные исследования связаны с разработкой проблем реализации (fc профессионально-педагогической направленности процесса обучения на музыкально-педагогических факультетах вузов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А.

Апраксина, И.В. Арановская, Л.Г. Арчажникова, Т.А. Колышева, В.И. Муцмахер, щ Л.А.Рапацкая и др.). В последние годы многие ученые-педагоги высшей школы успешно занимаются изучением таких вопросов, как особенности формирования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых учителю музыки в его профессиональной деятельности. Серьезное внимание в исследовательской литературе уделено проблемам исполнительской подготовки будущего учителя музыки (А.В. Малинковская, В.П.Сраджев, Р.Ф.Сулейманов, Г.М. Цыпин и др.).

Гуманистическая парадигма российского педагогического образования как основа формирования на современном этапе стратегии профессиональной подготовки учителя музыки, обусловила новый подход к музыкально-педагогическому образованию как к сфере субъект-субъектных отношений, где музыка, учитель и ученик объединены в едином творческом процессе. Такой подход определил возрастание интереса к проблемам развития личности учителя в условиях профессиональной музыкально-педагогической подготовки (Э.Б. Абдуллин, А.И. Щербакова, Б.М. Целковников и др.).

Вместе с тем недостаточно определено значение профессионального развития в системе профессиональной подготовки учителя музыки. Не нашли должного освещения сущностные основания профессионального развития будущего педагога-музыканта, а также педагогические стратегии, его обеспечивающие. Не полно ^ исследована специфика профессионального развития педагога-музыканта в условиях как исполнительской подготовки в целом, так и в концертмейстерском классе, в частности.

Известно, что в многогранной деятельности педагога-музыканта исполнительство занимает исключительно важное место. Проведение урока музыки нельзя представить без широкого использования различных форм исполнительства: исполнения на музыкальном инструменте, пения, дирижирования, аккомпанирования и т.д. Исполнительская деятельность учителя музыки заключает в себе огромные возможности для развития личностных характеристик, способностей и ценностных ориентации. Исполнительство, понимаемое прежде всего как творчество способно объединить в едином творческом процессе музыкально произведение как текст культуры и личностные характеристики и способности педагога и учащегося, которые вступают с данным произведением в художественный диалог.

Одним из важных разделов исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта является дисциплина «Концертмейстерский класс», позволяющая связать воедино различные личностные характеристики и способности, умения и навыки, приобретаемые будущим учителем музыки в классах исполнительских дисциплин. Таким образом, особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность, предопределяющая возможность решения разнообразных профессионально-творческих задач, связанных с исполнительством, а также дающая будущему педагогу-музыканту широкие возможности для проявления своего личностно-творческого «Я».

Исследования в области теории и практики подготовки концертмейстера проводились многими специалистами: Н.А. Крючковым, А.А.Люблинским, Е.М.Шендеровичем, М.А.Смирновым, К.А.Цатуряном. Существует ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам подготовки в концертмейстерском классе с учетом специфики педагогического вуза (Л.И. Винокур, З.С.Квасница, Е.И. Кубанцева, Д.А.Науказ, В.И.Пустовит, И.Н.Одинокова и др.). Анализ вышеперечисленных научно-методических и диссертационных исследований показывает, что они решают преимущественно технологические задачи, связанные с формированием концертмейстерских знаний и умений. Однако профессиональное развитие педагога-музыканта в концертмейстерском классе как один из возможных путей реализации его личностно-творческого «Я» не стало предметом специального научного осмысления.

Вышеизложенное позволило выявить противоречия между: - потребностями общества в высококвалифицированных педагогах-музыкантах и существующей традиционной системой подготовки будущих учителей музыки недостаточно ориентированной на их творческую самореализацию;

- востребованностью профессионального развития будущих педагогов-музыкантов ц и неразработанностью научных основ и психологических механизмов данного процесса в условиях исполнительской подготовки учителей музыки в вузе;

- потенциальными возможностями дисциплины «Концертмейстерский класс» для профессионального развития будущих педагогов-музыкантов и недостаточным методическим обеспечением решения этой задачи.

Все вышесказанное предопределяет актуальность педагогического исследования.

Исходя из актуальности и данных противоречий, проблема диссертационного исследования заключается в разработке научных основ процесса щ профессионального развития в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.

На основании указанных противоречий была сформулирована тема исследования - «Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки (на материале дисциплины «Концертмейстерский класс»).

Объект исследования - исполнительская подготовка будущего педагога-музыканта в вузе.

Предмет исследования - процесс профессионального развития будущего ^ педагога-музыканта в концертмейстерском классе.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная апробация психолого-педагогических и методических основ профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки в концертмейстерском классе.

Гипотеза исследования: процесс профессионального развития будущего педагога-музыканта будет более эффективным, если:

-в качестве сущностных оснований процесса будут представлены музыкально-педагогическая деятельность, общение, личностные характеристики и способности, |i приводящие к качественному преобразованию учителем музыки своего внутреннего мира и творческой самореализации в профессии;

- исполнительская подготовка, опирающаяся на принципы развивающего обучения щ и предусматривающая постепенный перенос акцента с репродуктивных способов обучения на творческие будет рассматриваться как основа процесса профессионального развития;

- художественная интерпретация музыкальных произведений будет выступать в качестве ведущего механизма профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях его исполнительской подготовки в концертмейстерском классе;

-содержание моделируемого процесса в концертмейстерском классе будет обеспечиваться использованием системы методов, характеризующихся ц интегративностью содержания, диалогичностью, полифункциональностью.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущностные основания профессионального развития педагога и специфику их проявлений в условиях профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта.

2. Обосновать педагогические возможности исполнительской подготовки в процессе профессионального развития будущего педагога-музыканта.

3. Выявить роль художественной интерпретации в процессе профессионального ^ развития будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе.

4. Разработать и апробировать модель профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки в концертмейстерском классе.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: положения психологической и педагогической науки о возможностях формирования и развития личности (А.А.Бодалев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.А.Сластенин); системно-целостный подход (М.С.Каган, Л.Н.Столович, В.С.Ильин, В.В.Краевский, Н.К.Сергеев); культурологический подход к ц образованию (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова); положения о реализации в педагогическом труде профессионально-значимых качеств и способностей(В.А.

Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.Н. Маркова, JI.M. Митина, В.Д. Шадриков); идеи ^ теории диалога (М.М. Бахтин).

Методологической основой исследования явились также труды по эстетике и теории музыки (Б.В. Асафьев, Е.Г.Гуренко, Л.М.Мазель, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский); труды по теории музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Е.Н.Николаева, А.И.Щербакова); исследования, посвященные профессиональному становлению учителя музыки в системе высшего музыкального образования (И.В.Арановская, Л.Г.Арчажникова, Г.М.Цыпин); работы, раскрывающие проблемы исполнительской подготовки в концертмейстерском классе (Н.А.Крючков, Е.И.Кубанцева, Е.М.Шендерович). щ Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования - анализ философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, специальной (музыкальной) литературы по проблеме исследования; обобщение опыта работы ведущих преподавателей-пианистов музыкально-педагогических вузов России; наблюдение за студентами музыкального отделения факультета искусств ВГПУ в процессе обучения в концертмейстерском классе и классе специального инструмента; анкетирование; моделирование художественно-творческого процесса; педагогический эксперимент.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным ф подходом к решению проблемы исследования, методологической непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, внешними экспертными оценками хода и результатов опытно-экспериментальной работы, оптимальной количественной базой формирующего эксперимента, применением адекватных методов исследования, апробацией полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна результатов исследования. Впервые процесс профессионального развития рассмотрен в условиях исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта. Уточнена специфика развития личностных % характеристик и способностей педагога-музыканта в концертмейстерском классе. Конкретизирована и экспериментально апробирована последовательность стадий освоения музыкального произведения в концертмейстерском классе посредством Ф художественной интерпретации как ведущего механизма профессионального развития будущего педагога-музыканта.

Теоретическая значимость результатов исследования. Полученные результаты могут служить теоретической базой для решения проблемы профессионального развития учащихся музыкальных отделений педагогических училищ, а также студентов исполнительских факультетов институтов культуры и искусств. Значимость исследования также определяется его вкладом в целостную теорию развития личности, дополняя ее вариантом построения целостного педагогического процесса профессионального развития будущего педагога-,ф музыканта; раскрытием сущностных оснований процесса профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки; обоснованием включения стадий освоения музыкального произведения в целостный контекст профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки.

Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что они представляют основу для решения актуальной задачи практики творческого развития учителя музыки как в период обучения в вузе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Практическая ценность результатов исследования ^ заключается также в апробации в ходе эксперимента системы методов развития личностных характеристик будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе. Предложенные стадии освоения вокального произведения могут найти применение при организации учебного процесса в концертмейстерском классе на музыкально-педагогических факультетах вузов, в системе повышения квалификации педагогических кадров, а также в средних учебных заведениях педагогического профиля.

Апробация полученных результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на ежегодных собраниях Южного ф отделения РАО и психолого-педагогических чтениях Юга России (2002г.); на международных (Екатеринбург, 2001г.; Волгоград, 2003г.); всероссийских

Челябинск, 2001г.), межвузовских научно-практических конференциях (Саратов, 2003г.; Волгоград, 2001-2005г.г.; Чебоксары, 2002г., 2003г., 2005г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось через практическую деятельность самого исследователя (проведение автором учебных занятий по дисциплине «Концертмейстерский класс») на музыкальном отделении факультета искусств Волгоградского государственного педагогического университета. Положения, выносимые на защиту.

1. Сущностными основаниями профессионального развития будущего педагога-музыканта являются музыкально-педагогическая деятельность, общение, объединенные посредством музыкального искусства и личности учителя музыки. Становление личностных характеристик учителя музыки - педагогической направленности, профессиональной компетентности, эмоциональной отзывчивости, а также способностей как инструментов компетентности, обусловливают не развитие отдельных сторон профессионализма, а профессиональное развитие педагога-музыканта в целом.

2. Исполнительство как основа целостной музыкально-педагогической деятельности наиболее полно способствует развитию личностных характеристик педагога-музыканта и является универсальным средством в организации процесса приобщения учащихся к культурно-художественным ценностям. В контексте профессионального развития педагога-музыканта исполнительство понимается как проникновение в художественную и смысловую сущность произведения, постижение музыкального образа посредством реализации ценностных детерминант его автора.

3. Художественная интерпретация музыкальных произведений является ведущим механизмом профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки. Роль художественной интерпретации в условиях обучения в концертмейстерском классе рассматривается в единстве трех стадий освоения произведения, основанных на прохождении трех уровней его освоения - репродуктивного, преобразующего и творческого, каждый из которых отражает качественную ступень процесса освоения музыкального произведения в единстве с развитием личностных характеристик педагога-щ музыканта. Последовательность и содержательное наполнение стадий основаны на реализации принципа «увеличения меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством», в связи с чем усиливается когнитивная составляющая и общая интеллектуализация урока в музыкально-исполнительском классе; происходит обогащение сознания будущего педагога-музыканта развернутыми системами представлений и понятий, связанных с конкретным материалом исполнительского репертуара. 4. Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях обучения в концертмейстерском классе обеспечивается различной модификацией метода ф моделирования художественно-творческого процесса, как «метаметода», адекватного процессу освоения музыкального произведения в контексте художественной культуры. Использование таких методов, как «принятие стороны Другого», «исполнение двух ролей» моделирует творческий процесс прохождения пути рождения музыки, воссоздания ее «изнутри» и проживания момента ее воссоздания.

База исследования. Опытно-экспериментальная часть работы осуществлялась на базе музыкального отделения факультета искусств Волгоградского государственного педагогического университета, ф Этапы исследования.

Первый этап (2000 - 2001 гг.). Осуществлялся анализ общего состояния процесса профессионального развития будущего педагога-музыканта в исполнительских классах музыкально-педагогических факультетов педвузов; проводилась библиографическая работа по проблеме исследования; осуществлялся поиск теоретических предпосылок экспериментальной методики.

Второй этап (2001 - 2003 гг.). Определялись теоретические основы и выстраивалась модель процесса профессионального развития будущего педагога-музыканта; анализировались специфические особенности деятельности педагога-ftt музыканта в исполнительских классах и в соответствии с этим разрабатывались педагогические методы и средства, обеспечивающие эффективность процесса профессионального развития будущего учителя музыки в условиях исполнительской подготовки в концертмейстерском классе.

Третий этап (2003 - 2005 гг.). Проводилась апробация методов профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки в концертмейстерском классе; обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; уточнялись основные выводы диссертации.

Диссертация (193с.) состоит из введения(11с.); трех глав(59с.,51с.,51с.); заключения(3с.); списка литературы (260 наименований); 15 приложений; текст диссертации содержит 1 схему.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Сибирякова, Галина Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что профессиональное развитие будущего педагога-музыканта это - многомерное пространство состоящее из целостной музыкально-педагогической деятельности и общения, объединенные посредством музыкального искусства и личности учителя. Становление личностных характеристик будущего педагога-музыканта - педагогической направленности, профессиональной компетентности, эмоциональной отзывчивости, а также коммуникативных способностей как инструментов компетентности, находящие выражение в художественной интерпретации, обусловливают оптимальное развитие не отдельных сторон профессионализма, а профессиональное развитие в целом. Его реализация отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя музыки -как человека-творца.

В ходе исследование установлено, что профессиональное развитие носит личностный характер, поскольку в контексте гуманистической парадигмы в процессе профессионального развития будущий педагог-музыкант приобщаясь к музыкальной культуре становится ее носителем. Учитель музыки - как человек-творец является значимой фигурой в школьной музыкально-образовательной работе, т.к. он призван средствами музыкального искусства развивать духовную культуру школьников, а его исполнительская деятельность является универсальным средством в организации процесса приобщения учащихся к культурно-художественным ценностям.

Определение исполнительства как основы целостной музыкально-педагогической деятельности, а также номенклатуры личностных характеристик, обеспечивающих профессиональное развитие будущего педагога-музыканта позволило разработать модель профессионального развития будущего педагога-музыканта.

Роль исполнительства как фундамента целостной музыкально-педагогической деятельности в профессиональном развитии будущего педагога-музыканта - с одной стороны, и недостаточная ориентация на концертмейстерскую форму деятельности

- с другой, выдвигает в число первостепенных задач активизацию процесса обучения будущих учителей музыки в концертмейстерском классе как одно из эффективных условий его профессионального развития.

Созданная психолого-педагогическая модель профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки позволяет не только четко представить структуру многомерного пространства профессионального развития, но и дает будущему педагогу-музыканту возможность для оценки и развития личностных характеристик и способностей в контексте целостной музыкально-педагогической деятельности.

В ходе исследования выявлена педагогическая значимость художественной интерпретации как ведущего «механизма» профессионального развития будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе. Результаты теоретической части исследования позволили прийти к выводу о том, что процесс становления художественной интерпретации в концертмейстерском классе (в трех стадиях ее развертывания) основывается на понимании музыкального произведения как текста культуры, требующий его осмысления с позиции контекстуальности. В процессе освоения вокального произведения педагог-музыкант выявляя закономерности творческой работы над музыкальным произведением в концертмейстерском классе достигает адекватности художественного образа.

В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы была апробирована модель профессионального развития будущего педагога-музыканта. В качестве психологической составляющей профессионального развития рассматривались становление и интеграция личностных характеристик и способностей динамика качественных изменений, которых репрезентирует динамику процесса профессионального развития будущего педагога-музыканта в целом. Предпосылками для проведения экспериментальной работы послужили: компоненты целостной музыкально-педагогической деятельности; содержательное наполнение личностных характеристик педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки в концертмейстерском классе.

В процессе экспериментальной работы доказано, что художественная интерпретация и три стадии ее развертывания, позволяют не только раскрыть общие закономерности творческой работы будущего педагога-музыканта в процессе освоения музыкального произведения в концертмейстерском классе, но и с наибольшей полнотой развить личностные характеристики будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки.

Диагностика сформированности личностных характеристик будущего педагога-музыканта проводимая с учетом уровневой природы данного процесса позволила зафиксировать положительную динамику: 1) в продвижении будущих педагогов-музыкантов от эмпирического к творческому уровню профессионального развития в целом; 2) в изменениях, произошедших в сфере личностных характеристик будущего педагога-музыканта в процессе освоения вокальных произведений в концертмейстерском классе.

Исследование показало, что изучение личностных характеристик и способностей необходимо для того, чтобы педагоги-музыканты могли определять наиболее продуктивные способы развития личностных характеристик, а также логику собственного стиля профессиональной деятельности.

Обобщение материалов диссертационного исследования подтверждает целесообразность предложенной системы профессионального развития будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки в концертмейстерском классе.

Результаты опытно-экспериментальной части исследования доказывают, что разработанные формы и методы развития личностных характеристик будущего педагога-музыканта в концертмейстерском классе могут быть использованы в процессе обучения в высших и средних музыкально-педагогических заведениях, осуществляющих подготовку учителей музыки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сибирякова, Галина Георгиевна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.; 1990 - 186с.

2. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.; Прометей, 2003. - 220с.

3. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Урбанович Г.И. Концепция подготовки специалиста учителя музыки на музыкальном факультете ВУЗов. - М.; 1995. -29с.

4. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.; Академия, 2003. - 336с.

5. Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. М.; Музыка, 1991. - 104с.

6. Алексеев А.Д. О пианистических принципах С.Е.Фейнберга. Мастера советской пианистической школы.//Ред. А.А.Николаева. М.; Музгиз, 1961.- 160с.

7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя. М.; Владос, 2000. - 336с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.; 1968. - 339с.

9. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе.//Психология формирования и развития личности. М.; 1981.- 380с.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.//Уч.пособие. -М.; Просвещение, 1983. 222с.

11. Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании (методологические основы): Монография. Волгоград; Перемена, 2002. - 257с.

12. Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании (методологические основы).-Дисс.докт.пед.наук. Волгоград, 2002.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.; Просвещение, 1984. - 111с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.