Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Банников, Виктор Николаевич

  • Банников, Виктор Николаевич
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2009, Шуя
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 454
Банников, Виктор Николаевич. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства: дис. доктор педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Шуя. 2009. 454 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Банников, Виктор Николаевич

Введение

Глава I. Анализ современного состояния профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования.

1.1. Историко-педагогический анализ роли искусства в системе культуры и образования.

1.2. Виды искусства в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства.

1.3. Современное состояние профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства с учетом подходов методики художественно-педагогического образования.

Выводы по I главе.

Глава И. Теоретические основания профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

2.1. Анализ инновационных подходов к проблеме профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

2.2. Концептуальные основы процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Выводы по II главе.

Глава III. Практическая реализация системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

3.1. Образовательная программа «Я живу в России, я живу в Югре».

3.2. Народный мастер - носитель традиционной культуры.

Выводы по III главе.

Глава IV. Эффективность системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

4.1. Критерии эффективности процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

4.2. Формирующий эксперимент профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Выводы по IV главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства»

Современное, объективно изменяющееся российское общество, изменения во всех сферах жизни и деятельности требуют специалиста нового типа, специалиста владеющего современными наукоемкими методиками и технологиями. Личностно-профессиональное становление и развитие в изменчивом социокультурном пространстве — черты современного специалиста образовательной области «Искусство». В начале XXI века, где в образовании активно происходит процесс его гуманизации, остро встает вопрос культуропреемственности, культуросообразности образования, где основополагающим является принцип одновременности прошлого и настоящего.

Культуросообразность, культуропреемственность аксиологически рассматривается в образовательной теории и практике как опора на традиции народной педагогики, народного и мирового искусства. В художественно-педагогическом образовании — это проявляется во взаимосвязи и взаимовлиянии изобразительного и народного искусства.

В данном контексте одной из первостепенных является аксиологическая задача образовывать и воспитывать духовно-нравственную, мыслящую, творческую, деятельностную личность, исполненную ответственности за сохранение социального, творческого и народного опыта, опыта народного мастера и профессионального художника, за судьбу страны - человека-патриота, стремящегося реализовать себя в объективно изменяющихся социокультурных условиях. В связи с этим совершенно по-новому должны формулироваться задачи художественно-педагогического образования будущего учителя . изобразительного искусства.

От творческой личности, сегодня требуется не только комплекс научно-обоснованных знаний, необходимых в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности, но также высокий духовный, общекультурный, зрительский, нравственно-эстетический потенциал. В этой связи активно возрастает роль интегративного образования, понимания полифункциональности видов искусства.

Приобщение личности к сокровищнице социального, творческого и народного опыта, мировой культуры, эстетическим ценностям, накопленным человечеством невозможно без создания целого комплекса теоретических, организационно-педагогических и методических условий профессионального развития будущего учителя изобразительного искусства, реализация которых позволит достичь гуманизма образа жизни.

Характерные для современного российского общества изменения во всех сферах жизни и деятельности требуют специалиста новой формации. Хорошее знание и владение современными технологиями педагогики и психологии, художественного образования, традиционной народной культуры, личностно-профессиональное развитие в изменчивом социокультурном пространстве - основа профессионального становления современного учителя изобразительного искусства. Этот процесс должен реализоваться в системе приоритетных ценностей Российского образования - в его аксиологической ориентации, так как и традиционные, и новые гуманистические ценности составляют основу культуры и задают нравственный идеал воспитания. В этой связи существенно изменяются и обогащаются функции образования - в своей многофункциональности, образованию приходится все в большей степени брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества (В.И.Загвязинский). Следовательно, одной из главных задач художественно-педагогического образования является подготовка целостной, духовно-нравственной, мыслящей, деятельностной личности будущего учителя изобразительного искусства, исполненной ответственности за сохранение национальной культуры, за судьбу страны - человека-патриота, стремящегося реализовать себя в изменяющихся условиях социальных и творческих отношений.

Своевременной становится необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям «Стратегии развития России - 2020», Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру». В современной системе художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства, особую значимость приобретают образовательные приоритеты интеграции видов искусства, определения их единой художественной природы, формирующие основы духовности, преемственности социального, творческого и народного опыта.

Современная школа, где обучение изобразительному искусству ведется по нескольким образовательным программам, в том числе «Изобразительное искусство» (1-4, 5-9 класс) авторского коллектива Т.Я.Шпикаловой, в которой изобразительное и народное искусство являются равноправными компонентами этнохудожественного образования, требует специалиста владеющего ценностными, компетентностными и интегративными ориентирами основных видов искусства.

Подходы в области психологии и методики обучения искусству в системе художественного образования раскрыты в трудах исследователей, в которых образование, воспитание и развитие профессиональных способностей и качеств личности рассматриваются в целостной системе художественного образования и эстетического воспитания: Т.И.Баклановой, И.Б.Ветровой, Л.В.Ершовой, С.Е.Игнатьева, Т.С.Комаровой, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева,

Л.Г.Савенковой, Н.М.Сокольниковой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Б.П.Юсова, и др. Данные исследования отражают широкий спектр подходов к раскрытию сущности эстетического воспитания, художественного творчества, творческих способностей личности, проблем, связанных с поиском оптимальных средств и методов формирования эстетической культуры человека, путей наполнения нравственно-эстетическим содержанием целостного процесса обучения.

Система полихудожественного образования согласуется с актуальностью современных задач художественного образования в рамках интеграции видов искусства и расширения их функций (В.Т.Кудрявцев, М.В.Лагунова, Л.Г.Савенкова, В.И.Слободчиков Б.П.Юсов, Л.В.Школяр и др.). Система полихудожественного образования расширяет границы вхождения в искусство и культуру, тем самым, расширяя художественно-творческий, художественно-эстетический потенциал обучающегося.

Значению этнохудожественного образования и воспитания в условиях вуза посвящены работы ученых Г.Н.Волкова, Л.В.Ершовой, В.В.Корешкова, Н.П.Сакулиной, Т.Я.Шпикаловой, А.П.Усовой и др., представляющие художественное образование как непрерывную, преемственную систему, основанную на интеграции отечественной и мировой культуры.

Искусствоведческий и философский анализ процессов художественного творчества, становления и развития художника, народного мастера во взаимосвязи с различными видами и типами творчества посвящены труды А.В.Бакушинского, Ю.Борева, В.В.Ванслова, В.М.Василенко, М.С.Кагана, В.Б.Кошаева, М.А.Некрасовой, А.Б.Салтыкова, В.С.Щербакова и др.

Диссертационные исследования последних лет в сфере высшего художественного образования показывают значение основных видов искусства в организации образовательного процесса, раскрывают: проблемы в формировании профессиональных художественных качеств личности учителя, проблемы педагогики сотрудничества, сотворчества (Р.И.Барциц, Ф.Ф. Бундыристый, И.Б. Ветрова, Р.А. Гильман, Д.А.

Кемешев, А.А.Ковалев, В.И.Козлов, Ю.В.Коробко, Е.Ф.Кузнецов, С.П.Ломов, Т.К.Мусалимов, А.А.Прищепа, И.М.Рязанцева, Н.Н.Таранов, И.Н.Туманов и др.); осмысление художественного образования в единении изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе дошкольного, школьного и высшего образования (И.В.Алексеева, В.С.Бадаев, М.М.Байрамбеков, Л.В.Ершова, М.С.Жиров,

Т.Г.Мариупольская, М.В.Соколов, В.П.Строков, В.А.Шишкина и др.).

Проведенный анализ педагогической, психологической, философской, литературы свидетельствует о достаточно большом внимании многих исследователей к самому процессу художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства. Однако, возникают противоречия между:

- усилившимися процессами модернизации российского образования, направленными на актуализацию этнокультурной идентичности и недостаточным уровнем разработки этого процесса в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства;

- потребностями современной школы в учителе изобразительного искусства, обладающем универсальными (метапредметными) умениями и отсутствием разработанных технологий художественного образования в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства;

- значительным потенциалом системы художественно-педагогического образования студентов и разработанностью целостной модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Наличие выделенных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования как поиск ответа на вопрос: какова должна быть система профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в процессе высшего художественно-педагогического образования в контексте современных социокультурных тенденций, что и обусловило выбор темы исследования: «Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства».

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства средствами разных видов искусств в системе высшего художественно-педагогического образования.

Объект исследования - профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования

Предмет исследования — система профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования средствами разных видов искусств на основе их полифункциональности и интеграции

Гипотеза исследования: Процесс профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в системе высшего художественно-педагогического образования будет более эффективным, если он будет построен на основе:

- ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности, индивидуальных потребностей (личностная, социальная, профессиональная успешность) и государственных запросов (национальное единство, человеческий капитал, конкурентоспособность); постижения изобразительного и народного искусства с учетом историко-культурологического, художественно-эстетического, комплексно-интегративного, культурно-регионального и личностно-деятельностного подходов;

- комплекса общих, частных и специфических дидактических принципов (гуманизация, культуропреемственность, культуросообразность, природосообразность; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения); - раскрытия полифункциональности и интеграции изобразительного и народного искусства в учебном процессе, методическом обеспечении, направленных на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в разнообразной аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности; учета и последовательной реализации комплекса педагогических условий: общие условия: создание художественно-развивающей среды; организация коллектива студентов и педагогов на принципах диалога и сотрудничества, его последовательное совершенствование; гуманизация процесса обучения, направленного на ситуацию успеха художественно-образовательной деятельности будущего учителя изобразительного искусства; осуществление художественно-педагогического образования и воспитания не только в аудиторных, но и внеаудиторных формах деятельности; направленность деятельности педагогов на самосовершенствование и понимание роли интегративных связей разных видов искусства в образовательном процессе; специфические условия', наличие программ учебных дисциплин, учитывающих специфику художественной культуры национального и регионального уровней, обеспечивающих личностное развитие студентов, их профессиональное становление; включение в образовательную деятельность деловых игр, мастер-классов, научно-исследовательских, культурно-образовательных, выставочных проектов; содружество и сотворчество педагогов и студентов в образовательном процессе; повышение уровня профессиональной компетентности и квалификации педагогических работников; частные условия: характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства образное мышление, воображение, чувство эмпатии, вдохновение, культурная память); освоение разных типов художественного творчества на личностном уровне - в изобразительном искусстве (эмоциональность, чувственность, личностное отражение действительности); двухполюсном

- в народном искусстве (коллективное и индивидуальное, школа традиций и личность, природное и божественное); предоставление свободы выбора цели творчества в изобразительном искусстве (жанр, сюжет, стиль, материал), опора на образы-концепты в народном искусстве (знак-оберег, архетип, тотем, матрица содержания орнамента, повтор, вариация, импровизация); развитие педагогических способностей, готовности к осуществлению художественного образования учащихся;

- комплекса диагностических показателей для выявления уровней ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, концепцией и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести историко-педагогический анализ современного состояния профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования.

2. Разработать концепцию системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования.

3. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства»

4. Уточнить понятие «полифункциональность изобразительного и народного искусства» и раскрыть его значение как средства профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

5. Выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий, нацеленных на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в условиях педагогического вуза.

6. Разработать, научно обосновать и апробировать модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в системе высшего художественно-педагогического образования с учетом полифункциональности, интеграции изобразительного и народного искусства.

7. Разработать программно-методическое обеспечение и внедрить его в образовательный процесс, направленный на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в разнообразной аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности.

8. Определить и разработать критерии оценки уровней ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, в системе высшего художественно-педагогического образования.

9. Осуществить экспериментальную проверку модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях педагогического вуза.

Методологической основой исследования послужили результаты исследований в области гуманистической философии, психологии, педагогики, опирающихся:

- на принципы гуманизации образования (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, A.JI. Бугаева, Г.Н. Волков, JI.C. Выготский, И.Г. Гердер, О.С. Газман, В.И. Загвязинский, JI.B. Занков, В.А. Караковский, В.В. Краевский, И.С. Кон, B.C. Кузин, Д.С. Лихачев, А. Маслоу, А.С. Макаренко, А. Нейл, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, B.C. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн и др.);

- методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.);

- теории природосообразности (в психологии и педагогике - идеалы высоко духовно-нравственного) образования, развития и воспитания личности (А.Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, JI.C. Выготский, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков, В.М. Экземплярский и др.);

- системного исследования проблем высшего художественного образования (Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, Р.А. Гильман, Л.В. Ершова, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, B.C. Кузин, И.М. Раджабов, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.);

- теории системной интеграции в различных процессах и явлениях (М.А. Ахутов, С.В. Благоцкий, М.В. Голубева, Б.М. Кедров и др.);

- отечественной педагогики о субъектно-личностном становлении специалиста в процессе художественного образования в (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Зимняя, В.А. Петровский и др.); педагогики высшего образования о формировании профессионализма и педагогического мастерства личности учителя (Б.З. Вульфов, И.И. Зарецкая, В.А. Кан-Калик, Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, М.В. Лагунова, В.А. Сластенин, Т.Я. Шпикалова и др.).

Теоретической основой исследования стали: положения художественной педагогики об интеграции содержания разных видов искусства во взаимосвязи с различными видами художественно-творческой деятельности, которое прослеживается в глубоко мотивированном обращении к традиционной народной культуре и искусству:

- с ее системами, механизмами и структурными факторами (Э.Е. Алексеев, А.Н. Афанасьев, М.К. Азадовский, П.Г. Богатырев, М.М. Бахтин, Т.И. Бакланова, А.В. Бакушинский, В.А. Барадуллин, И.Я. Богуславская, Ф.И. Буслаев, В.М. Василенко, А.Н. Веселовский, В. Дильтей, Л.В. Ершова, А.С. Каргин, Н.И. Костомаров, В.Б. Кошаев, Т.С. Комарова, В.В.

Корешков, Л.И. Михайлова, М.А. Некрасова, М.Ю. Новицкая, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева, И.Н. Снегирев, А.Б. Салтыков, Г. Шлет, Т.Я. Шпикалова, и др.);

- о комплексном взаимодействии искусств в полихудожественном развитии личности (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Г.В. Лабунская, Л.Г. Савенкова, И.В. Соловьев, Н.Н. Фомина. Б.П. Юсов и др.); отечественной педагогики о содержании личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании (Е.В. Бондаревская, И.И.Зарецкая, С.В.Кульневич, Л.И.Новикова, И.С. Якиманская и др.);

- этнологии о функционировании региональных этнокультур (А.Л. Бугаева, Т. Волдина, М.А. Лапина, Н.В. Лукина, Т.А. Молданова и др.);

- этнографии и фольклористики о содержании фольклора и обычаев различных народов (Карим-Али Ф. Кассам, Ч. Пирс, Майкл П. Робенсон, К. Леви-Стросс, Ф. де Соссюр, Д.Д. Фрэзер и др.).

Методы исследования:

Теоретические: - анализ и обобщение философской, психологической, педагогической, культурологической и искусствоведческой литературы по проблемам культуры и образования, содержания видов искусства;

- историко-педагогический анализ гуманистических идей становления и развития понятий «народное» и «изобразительное искусство»;

- обобщение результатов научных исследований и педагогического опыта;

- моделирование педагогических ситуаций; анализ нормативно-правовой документации, программно-методического обеспечения, образовательных стандартов.

Экспериментальные: - диагностические (анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок и самооценка)

- статистические (методы обработки экспериментальных данных, анализ художественно-творческой, педагогической и т.д. деятельности).

Базами исследования явились: НИИ теории и истории искусств Российской академии художеств, ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования» (кафедра художественного образования и эстетического воспитания), Институт общего образования Министерства образования и науки РФ (до 2004г.), Учреждение культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», Сургутский художественный музей, Музей ИЗО г. Когалыма.

Организация и основные этапы исследования:

I этап (1998-2000 гг.) - изучение научной, научно-методической, программно-методической, нормативно-правовой литературы по вопросам влияния изобразительного искусства на развитие отдельных качеств личности (художественный интерес, художественно-творческая активность); проводилось изучение учебно-педагогических комплексов в области художественно-педагогического образования. Проведенная работа способствовала определению проблемного поля исследования.

II этап (2001-2005 гг.) - определение основных задач, понятийного аппарата и методологии исследования, изучение педагогической, психологической, философской, культурологической и искусствоведческой литературы по проблемам художественно-педагогического образования. Апробация и внедрение теоретических положений исследования и методических пособий, разработанных автором, в процесс преподавания ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», Бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Институт развития образования». Осуществлялось научное консультирование деятельности Учреждения культуры Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», проводилась апробация разработанного автором программно-методического материала по проблеме исследования. На этом этапе были сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, осуществлялся констатирующий эксперимент.

III этап (2006-2009 гг.) — теоретическое и экспериментальное обобщение материалов, полученных в процессе выдвижения гипотезы, целей и задач исследования; разрабатывались концептуальные основы интеграции преподавания изобразительного и народного искусства, на принципах их полифункциональности в системе художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства, проводилась их корректировка, на основе выявленных процессов и явлений, формировались выводы, структурирование и оформление материалов исследования, с учетом результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

- разработана, научно обоснована концепция системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, отвечающего потребностям общества на современном этапе;

- определена и научно обоснована совокупность методологических подходов (историко-культурологический; худоэк:ественно-эстетическищ комппексно-интегративный; культурно-региональный', личностно-деятелъностный) и комплекс общих, частных и специфических дидактических принципов (гуманизация, кулыпуропреемственностъ, культуросообразность, природосообразностъ; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения), составляющих теоретическую базу профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства;

- выявлены и научно обоснованы сущность, содержание понятия «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», как целостного процесса познавательного, ценностного, коммуникативного и компетентностного развития личности; уточнено и дополнено понятие «полифункциональность изобразительного и народного искусства», в соотнесении с категориями «художественно-педагогическое образование», «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», которое определяется нами как комплекс взаимосвязанных содержательных (художественно-концептуальная, гуманистическая, ценностная), социально-культурных (преобразующая, воспитательная, информационная, познавательная, коммуникативная), сущностных (утилитарно-эстетическая) функций, освоение которых в процессе художественно-педагогического образования способствует профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства;

- разработана и внедрена модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, включающая следующие компоненты: цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные формы, методы, педагогические условия, результат.

- научно обоснован и внедрен комплекс педагогических условий эффективной реализации системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства: общие условия результативности протекания целостного процесса обучения; специфические условия, определяемые особенностями организации процесса обучения изобразительному искусству; частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства;

- определены критерии, и показатели выявления уровней познавательного, ценностного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов, составляющих основу профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано теоретическое обоснование принципиально нового подхода к художественно-педагогическому образованию будущего учителя изобразительного искусства, ориентированного на его профессиональное становление в условиях вуза. Проведенное исследование вносит вклад в теорию художественного образования, в том числе:

- осуществлен теоретический анализ и обобщение проблем современной системы художественного образования, связанный с исследованием процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования;

- дано теоретическое обоснование содержания, структуры понятия «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства» в системе высшего художественно-педагогического образования;

- дано теоретическое обоснование системы высшего художественно-педагогического образования, в которой поставлена и решена на общетеоретическом уровне проблема профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, отвечающего потребностям общества на современном этапе;

- выявлены и теоретически описаны совокупность методологических подходов и комплекс общих, частных и специфических дидактических принципов составляющих теоретическую базу профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства; дано теоретическое описание комплекса педагогических условий успешного функционирования системы высшего художественнопедагогического образования, ориентированного на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства, осуществлена конкретизация понятия «полифункциональность изобразительного и народного искусства», в соотнесении с понятиями «художественно-педагогическое образование», «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», которое определяется нами как комплекс взаимосвязанных содержательных (художественно-концептуальная, гуманистическая, ценностная), социально-культурных (преобразующая, воспитательная, информационная, познавательная, коммуникативная), сущностных (утилитарно-эстетическая) функций, освоение которых в процессе художественно-педагогического образования способствует профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства; обогащающая теорию художественного образования положениями о педагогическом потенциале разных видов искусств; результаты исследования будут способствовать дальнейшей теоретической разработке содержания художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства и повышения теоретического уровня дисциплин эстетического цикла в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке эффективности системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства на основе полифункциональности и интеграции изобразительного и народного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования, а так же в организации обучения, воспитания и развития личности учителя в процессе аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности, в создании и осуществлении научно-исследовательских, культурно-образовательных и образовательно-выставочных проектов; данные результаты доведены до уровня методического, учебно-методического обеспечения в области изобразительного искусства для студентов, учителей, педагогов дополнительного образования в рамках региональной составляющей художественно-педагогического образования и отражены: в трех монографиях, четырех программах курса «Я живу в России - Я живу в Югре» («Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования», «Изобразительное искусство в национальной школе», «Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент»), отражающих традиционную художественную культуру и основы включения ее в образовательный процесс, инновационных продуктах (статьи, буклеты, каталоги) в виде научно-исследовательских («Обряд и традиционная вышивка в культуре разных народов», «Деревянная архитектура России: усадьба, храм, деревенский дом, лабаз», «Игрушка как воспитатель и учитель: глиняная, деревянная, берестяная, тряпичная (кукла-скрутка, Акань)», «Народный художественный костюм: вышивка, ткачество, мозаика», «Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы» и т.д.), культурно-образовательных («Под небом Торума», «Югорские огни», «Карусель времени» и т.д.) и образовательно-выставочных («Три напева о России и Югре», «Югра художественная», «Югра мастеровая» и т.д.) проектов.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров; опорой на современные положения психолого-педагогической науки, философии, культурологии, искусствоведения, художественной педагогики; использованием комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборочных данных констатирующего и формирующего экспериментов; корректностью в сборе и проверке эмпирического материала; использованием методов количественной и качественной обработки; анализа и оценки данных опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Концепция системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства средствами разных видов изобразительного и народного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) национального и регионального уровней в условиях высшего художественно-педагогического образования. Концепция опирается на следующие методологические подходы: историко-культурологический; художественно-эстетический; комплексно-интегративныщ культурно-региональный; личностно-деятелъностный подходы и дидактические принципы: гуманизация, кулътуропреемственностъ, кулътуросообразность, природосообразностъ; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения, ориентированных на раскрытие и развитие индивидуальных художественно-творческих и педагогических способностей будущего учителя, в разнообразных формах и видах обучения, в аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности.

2. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства - это процесс формирования психолого-педагогического новообразования, - системы ценностей, идеалов и компетенций, в которой происходит осознание и рефлексия своей субъектно-объектной роли в профессионально-творческой среде, на основе освоения, присвоения и использования личностью содержания художественных образов разных видов искусства, в педагогическом и межличностном пространстве (педагог-студент-студент), где учитывается творческий, социальный и народный опыт; это процесс г^енностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности.

3. Уточненное и дополненное понятие «полифункциональность изобразительного и народного искусства», в соотнесении с понятием «художественно-педагогическое образование», «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», которое трактуется нами как комплекс взаимосвязанных содержательных (художественно-концептуальная, гуманистическая, ценностная), социально-культурных (преобразующая, воспитательная, информационная, познавательная, коммуникативная), сущностных (утилитарно-эстетическая) функций, освоение которых в процессе художественно-педагогического образования способствует профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства.

4. Авторская модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, включающая следующие компоненты - цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные формы, методы, педагогические условия и результат.

5. Комплекс педагогических условий эффективности профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства:

- общие условия эффективного, целостного процесса образования, где учитывается интеграция и взаимосвязи изобразительного и народного искусства, влияющие на результативность художественного образования будущего учителя изобразительного искусства: создание художественно-развивающей среды; организация коллектива студентов и педагогов, на принципах диалога и сотрудничества, его последовательное совершенствование; гуманизация процесса обучения направленного на ситуацию успеха художественно-образовательной деятельности будущего учителя изобразительного искусства; осуществление художественного образования и воспитания не только в аудиторных, но и внеаудиторных формах организации; направленность деятельности педагогов на самосовершенствование и понимание интегративных связей изобразительного и народного искусства. специфические условия художественно-педагогического образования и воспитания, определяемые особенностями организации процесса обучения: наличие образовательных программ, включающих целостные, развивающие системы, основанные на специфике национальных и региональных культур, обеспечивающие личностное развитие студентов; построение обучения с учетом уровня их профессионального становления; включение в деятельность игровых приемов, мастер-классов, научно-исследовательских, культурно-образовательных, образовательно-выставочных проектов; содружество и сотворчество педагогов и студентов в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства; профессиональная компетентность, профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогических работников.

- частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства (образное мышление, воображение, чувство эмпатии, вдохновение, культурная память); освоение разных типов художественного творчества на личностном уровне - в изобразительном искусстве (эмоциональность, чувственность, личностное отражение действительности); двухполюсном - в народном искусстве (коллективное и индивидуальное, школа традиций и личность, природное и божественное); предоставление свободы выбора цели творчества в изобразительном искусстве (жанр, сюжет, стиль, материал), опора на образы-концепты в народном искусстве (знак-оберег, архетип, тотем, матрица содержания орнамента, повтор, вариация, импровизация); развитие педагогических способностей, готовности к осуществлению художественного образования учащихся.

6. Критерии, диагностирующие уровни познавательного, ценностного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства средствами разных видов искусства в системе высшего художественно-педагогического образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на педагогических конгрессах, научно-практических конференциях и семинарах (международных, всероссийских, областных и окружных), в Москве (2006, 2007), Магнитогорске (1998), Смоленске (2002), Шуе (2004), Тюмени (1998, 2001), Ханты-Мансийске (2002, 2004, 2006, 2008), Вологде (2008), Екатеринбурге (2009), Ижевске (2009); на заседаниях Экспертного совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», Ученого совета Института общего образования МО РФ, Ученого и Научно-методического советов Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, кафедры изобразительного искусства и методики обучения ГОУ ВПО Шуйский государственный педагогический университет; результаты исследования внедрялись в учебные курсы вузовского образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования образовательной области «Искусство» в Москве, Магнитогорске, Шуе, Сургуте. Нижневартовске, Ханты-Мансийске и др.

Результаты исследования диссертанта (программно-методические комплексы, образовательно-выставочные проекты) использовались и апробировались в работе ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», кафедры «Народной художественной культуры» ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», в работе автора исследования в качестве члена комиссии по народному искусству Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»; участии диссертанта в качестве профессионального художника в различных международных, всероссийских, зональных, областных и окружных выставках, организации персональных выставок в Москве (2001, 2004, 2005), Санкт-Петербурге (2005), Ярославле (2004, 2008), Екатеринбурге (2003), Уфе (2005, 2007), Тюмени (2002, 2006), Ханты-Мансийске (2000, 2003, 2004, 2005), Челябинске (2008) и т.д. На базе Бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» диссертантом организованы и проведены: Международная научно-практическая конференция «Народное искусство детям» (1-2 июня 2006, Ханты-Мансийск./ Сб. матер. Межд. науч.-практ. конф. «Народное искусство - детям».- Ханты-Мансийск, 2007. 265 е.), Всероссийская научно-практическая конференция «Народное искусство и современность» (20-24 июня 2008, г.Ханты-Мансийск./ Сб. матер. Веер, науч.-практ. конф. «Народное искусство и современность».- Ханты-Мансийск, 2009. 216 е., с ил.), с научной редакцией сборников.

Реализация системных установок диссертации, ее внутренняя логика определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (532 источника) и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Банников, Виктор Николаевич

Выводы по П главе:

В отдельных диссертационных исследованиях выделяются ценности, социальная мобильность, учитываются особенности регионального менталитета, где академическое художественное образование обогащается неформальным, значимыми становятся позиции поливариантности выбора субъектов образования, где основными функциями определены: социальная, психологическая, культуросообразующая, педагогическая, диагностическая, проектировочная. Особо стоит отметить, что раскрываются особенности общественного и личностного художественного опыта, что определяет позиции социального, творческого и народного опыта в нашем исследовании. Так же определяются основные принципы целостной педагогической системы художественного образования, это принципы: развития, гуманизации, интегративности, дифференциации, преемственности и региональное™. Что для нашего исследования предопределяет обоснование общих, частных и специфичеких дидактических принципов профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Важными для нашего исследования являются методы ориентированные на развитие психолого-эмоциональных, познавательных и эстетических качеств личности студента, направленные на формирование художественно-творческих способностей, а так же подходы, расширяющие частную систему профессиональной подготовки студента в условиях изучения этнокультуры.

Аспекты диалогичности творческого развития личности в условиях межкультурного диалога, в развитии коммуникативных и духовных ценностей, на региональном и международном уровнях, выносятся в ранг важнейших идеи этнокультурной толерантности и этнокультурной идентификации личности.

Позиции о культуросообразности образования, культуре, художественно-творческой деятельности и т.д. как факторах социокультурной адаптации могут содействовав процессу ценностного, коммуникативного, познавательного и компетентностного развития личности.

Значимым считаем синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования, опору на принципы культуросообразности, природосообразности и импровизированности, которые влияют на самопознание, самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие личности.

Идеи саморазвития, самореализации и самосовершенствования преподавателя высшей школы в рамках формирования его профессионально-педагогической культуры являются действенными, что позволяет говорить о влиянии культуры педагога вуза на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства.

Позиции о компетентностном становлении и развитии личности будущего учителя, которое происходит при создании и выполнении общепедагогических, частных и специфических педагогических условий, включенности студентов в разнообразную учебно-творческую деятельность, являются определяющими для нашего исследования.

Во многих исследованиях ставится и решается проблема целостного отношения к культурным традициям общероссийского и региональных уровней, учитывающих этнохудожественную культуру отдельного этноса и всего человечества.

Исследователями подчеркивается важность профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, развития отдельных творческих качеств, однако не выявлены факторы его профессионального становления в этом процессе, акцент делается в сторону изучения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, не раскрыт педагогический потенциал видов искусства, на основе их полифункциональности и интеграции в целостном профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства.

Рассматриваются системные подходы этнохудожественного образования и педагогического сопровождения становления педагога-художника. Раскрываются процессы этнокультурной самореализации и саморазвития, где особое место занимает региональная составляющая, что способствует дальнейшему определению теоретических основ профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в системе художественно-педагогического образования.

Это позволило представить профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства как ценностное, познавательное, коммуникативное и компетентностное развитие личности и рассматривать его как процесс, представляющий с одной стороны, принятие социальных установок, с другой стороны осознание ценностей творческого и народного опыта, с третьей - коммуникативное и компетентностное становление, сопровождающиеся принятием, осознанием и рефлексией своей субъектно-объектной роли в профессионально-творческой среде будущего учителя изобразительного искусства.

Концептуальные основы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, представлены в виде следующих положений:

1. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства — это психолого-педагогическое новообразование, система ценностей, идеалов и компетенций, в которой происходит осознание и рефлексия своей субъектно-объектной роли в профессионально-творческой среде, учитывается творческий, социальный и народный опыт.

Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства определяется: познавательным, ценностным, коммуникативным и компетентностным развитием.

2. Система профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования опирается на методологические подходы: историко-культурологического; художественно-эстетического', комплексно-интегративного\ культурно-регионального; личностно-деятельностного; на комплекс общих и частных дидактических принципов: гуманизация, культуропреемственность, культуросообразность, природосообразность; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения.

3. Исходные позиции системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства опираются на индивидуальные потребности: личностную, социальную и профессиональную успешность; государственные запросы национальное единство, человеческий капитал, конкурентоспособность.

5. Ведущим средством профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства выступает полифункциональность и интеграция изобразительного и народного искусства. Полифункциональность искусства уникальна, несет огромную социальную нагрузку и имеет общественную ценность. Полифункциональность изобразительного и народного искусства определяется нами как комплекс взаимосвязанных содержательных (художественно-концептуальная, гуманистическая, ценностная), социально-культурных (преобразующая, воспитательная, информационная, познавательная, коммуникативная), сущностных (утилитарно-эстетическая) функций, освоение, присвоение и использование которых в процессе художественно-педагогического образования способствует профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства. Интеграция обусловлена синкретичностью народного искусства, как самостоятельного типа творчества, взаимосвязями народного и изобразительного искусства.

6. Эффективность системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства средствами полифункциональности и интеграции разных видов изобразительного и народного искусства в системе художественно-педагогического образования определяется учетом и последовательной реализацией комплекса системных педагогических условий:

- общие условия эффективного, целостного процесса образования, где учитывается интеграция и взаимосвязи изобразительного и народного искусства, влияющие на результативность художественного образования будущего учителя изобразительного искусства; специфические условия художественно-педагогического образования и воспитания, определяемые особенностями организации процесса обучения; частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства.

Определение педагогических условий способствовало приведению содержания художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства в соответствие с современными государственными запросами и педагогическими установками.

8. Содержание художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства, по нашему мнению, должно включать: когнитивный опыт, художественно-практический опыт, художественно-творческий опыт, опыт эмоционально-ценностных отношений.

Выявленные подходы раскрывают четкие связи близких по содержанию компонентов изобразительного и народного искусства в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства, реализуемые в художественно-педагогическом образовании. Эти связи соотносятся с личностью самого учителя как носителя картины мира, транслятора опыта народного мастера и художника в систему знаний учащихся и соответствует схеме: Этно-«Я» (Я-этническое) — Этно-«Мы» (Я-социальное) — Этно-«Знание» (Я-педагогическое) — Этно-«Кулътура» (Я-общекультурное).

Разработанная модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, включает следующие компоненты: цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные формы, методы, педагогические условия, результат.

Модель раскрывает основные выводы о том, что изобразительное и народное искусство в своей полифункциональности несут в себе образовательную, инструментальную, эстетическую, духовно-нравственную, информационно-коммуникативную, общественно-преобразующую функции, функции интериоризации и инкультурации, объединенных в комплекс содержательных, социально-культурных и сущностных функций художественно-педагогического образования студента.

Современное художественно-педагогическое образование будущего учителя изобразительного искусства, таким образом, понимается как система, процесс, результат воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития личности, овладевающей социальным, этнонациональным, культурным, духовным опытом (познавательный, коммуникативный, ценностный и компетентностный), опытом художественно-эстетической деятельности на основе традиций и новаторства, личности с развитым этнонациональным сознанием и личностным самосознанием.

Глава Ш. Практическая реализация системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Рассмотрены педагогические условия профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства на материале изобразительного искусства, народных художественных промыслов России и этнохудожественной культуры Югры, в рамках существующих образовательных стандартов, в разнообразной аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности.

3.1. Образовательная программа «Я живу в России, я живу в Югре».

Важным аспектом нашего исследования стала разработка и опрабация комплекса системных, взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических условий эффективности системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, которые учитывают полифункциональность изобразительного и народного искусства их интеграцию в организации образовательного процесса:

- общие условия эффективного, целостного процесса образования, где учитывается интеграция и взаимосвязи изобразительного и народного искусства, влияющие на результативность художественного образования будущего учителя изобразительного искусства: создание художественно-развивающей среды; организация коллектива студентов и педагогов, на принципах диалога и сотрудничества, его последовательное совершенствование; гуманизация процесса обучения, направленного на ситуацию успеха художественно-образовательной деятельности будущего учителя изобразительного искусства; осуществление художественного образования и воспитания не только в аудиторных, но и внеаудиторных формах организации; направленность деятельности педагогов на самосовершенствование и понимание интегративных связей изобразительного и народного искусства.

- специфические условия художественно-педагогического образования и воспитания, определяемые особенностями организации процесса обучения: наличие образовательных программ, включающих целостные, развивающие системы, основанные на специфике национальных и региональных культур, обеспечивающие личностное развитие студентов; построение обучения с учетом уровня их профессионального становления; включение в деятельность игровых приемов, мастер-классов, научно-исследовательских, культурно-образовательных, образовательно-выставочных проектов; содружество и сотворчество педагогов и студентов в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства; профессиональная компетентность, профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогических работников.

- частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства (образное мышление, воображение, чувство эмпатии, вдохновение, культурная память); освоение разных типов художественного творчества на личностном уровне - в изобразительном искусстве (эмоциональность, чувственность, личностное отражение действительности); двухполюсном

- в народном искусстве (коллективное и индивидуальное, школа традиций и личность, природное и божественное); предоставление свободы выбора цели творчества в изобразительном искусстве (жанр, сюжет, стиль, материал), опора на образы-концепты в народном искусстве (знак-оберег, архетип, тотем, матрица содержания орнамента, повтор, вариация, импровизация); развитие педагогических способностей, готовности к осуществлению художественного образования учащихся.

Разработка и апробация педагогических условий происходила в процессе поисковой работы по разработке и апробации учебных программ, методических пособий по изучению видов искусства в художественнопедагогическом образовании студента. Комплекс общих, частных и специфический дидактических принципов, методологические подходы способствовали отбору содержания образования.

В 2000 - 2004 годах разрабатывались программы, методические пособия, которые в дальнейшем легли в основу программы «Я живу в России, я живу в Югре». Основное содержание программ ориентировано на выявление интегративных связей видов искусства, влияния интеграции и полифункциональности искусства на развитие и формирование художественно-творческих, личностно-значимых качеств личности будущего учителя изобразительного искусства.

Автором разработана и апробирована в учебной практике учебная программа «Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования» [36].

ПРЕПОДАВАНИЕ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Место программы в системе дополнительного образования

Данная программа не решает задачу создания нового, концептуального подхода преподавания декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования, а лишь обобщает многосторонний и многообразный опыт преподавания декоративно-прикладного искусства, отработанный в учреждениях среднего образования (программно-методические материалы Т.Я. Шпикаловой, B.C. Кузина, Б.М. Неменского), региональный опыт учреждений дополнительного образования Архангельской, Новгородской областей, г. Шуи, Курска, Магнитогорска, Тюмени и др.

Программа нарабатывалась и апробировалась автором на базе различных образовательных площадок: общеобразовательная школа, студия дополнительного образования ( п. Сингапай Нефтеюганского р-на), проходила внедрение и отработку в течение шести лет в детской школе искусств (г. Нефтеюганск).

Игровые методы и формы организации занятий (декоративная композиция, графическое изображение, декоративный натюрморт) внедрены во многих учреждениях общего и дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа (г. Сургут, Нижневартовск, Белоярский, Югорск, Советский, Нефтеюганск, Лангепас, Нягань, Когалым, Ханты-Мансийск).

Актуальность данной программы состоит не только в использовании элементов регионального образования (работа с бисером, берестой, орнамент), но и в отсутствии подобного рода изданий на территории нашего региона.

Данная работа рассматривает лишь небольшой круг тематических вопросов, построенных по принципу спирали: каждый последующий этап (тема) как бы повторяет уже пройденное в теории и технологии, но уже на более сложном и технологичном уровне. Система взаимоповторения (спирали) позволяет глубже познакомиться не только со всеми сторонами данной темы, но и сформировать более полное представление по вопросам истории, технологии, синтеза в декоративно-прикладном искусстве.

В программе также предлагается введение пропедевтических приемов, усиливающих и развивающих двигательную (мелкую) моторику рук.

Искусство изобразительное и особенно прикладное таит в себе особые возможности для развития творческой личности. Однако в последние десятилетия, не смотря на важность задач, в области художественного воспитания, которые ставились и решались педагогической теорией, прикладное искусство пока недостаточно представлено в программах системы дополнительного образования. Содержание занятий лепкой, декоративно-прикладным искусством, цветоведением и декоративной композицией часто идет вразрез с возрастными особенностями школьников. Методы обучения ставят своей целью научить детей техническим приемам и навыкам работы с художественным материалом, сводя на нет задачи художественно-эстетического воспитания и развития учащихся. Такой подход приводит к отрыву обучения от воспитания, образовательного курса от развития культуры и ведущих направлений в искусстве. В данной программе предполагается синтез истории и технологии, музыки и языка изображения, что позволяет намного расширить индивидуальный подход к учащемуся, улучшить качество овладения знаниями, умениями и навыками, влиять на формирование творческой активности и художественно-творческого интереса.

Говоря о предмете декоративно-прикладное искусство, невозможно не остановиться и не затронуть цели, решаемые им. Известно, что цель всегда находится вне объекта, иначе она теряет всякий смысл. Каждый предмет, в том числе учебный, имеет массу внутренних свойств и опосредствований. Следовательно, необходимо решить вопрос: для чего и как этот предмет преподавать. В зависимости от решения этого вопроса в программе вместо перечисления объектов необходимо конкретно сформулировать учебные задачи. Учащийся должен ясно сознавать, что он делает и зачем.

В нашем случае декоративно-прикладное искусство является не целью, а только средством художественного воспитания личности. Следовательно, ставится задача в которой решаются не частные изобразительные и технологические проблемы, а задача комплексного воспитания творческой личности на основе сознательного обучения. При этом надо использовать метод воспитания изобразительным искусством. Это означает, что педагог, следуя методическим принципам и закономерностям, выработанным в истории, мирового изобразительного искусства, отбирает и выстраивает в определенной последовательности именно те из них, которые в наибольшей степени развивают творческое мышление учащихся, формируют потребность в художественно-творческой деятельности.

В процессе обучения предлагается своеобразный многогранный методологический подход, основанный на неразрывности всего курса.

Таким образом, процесс решения учебных задач осуществляется не линейным, а восходящим способом (по спирали), то есть не только «от простого к сложному», но и наоборот, и «от общего к частному», от первого знакомства с предметными проблемами, к их последующему детальному анализу.

На первых этапах обучения использование пропедевтических приемов позволяет более доступно ввести детей в мир линии, пятна, контраста, равновесия, статичности и динамичности, развивая при этом и двигательную моторику.

Основным принципом программы является творческая личность самого педагога. Занятия подразумевают мини-спектакли, в которых педагог не всегда исполняет главную роль: используется звуковой и зрительный ряд, постоянное использование поэзии, музыки, слайдов и репродукций позволяет образно раскрыть тему урока.

При знакомстве с разнообразными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества предполагается профессиональная ориентация учащихся, направленная на неразрывность полученных в системе дополнительного образования знаний, умений и навыков с дальнейшей деятельностью обучаемого.

1.2. Формы и методы проведения занятий

Методические приемы направлены на развитие образности, сравнения - как основных видов активизации мышления. Перечень приемов широк. Приведем лишь некоторые из них, поскольку основной упор, принцип программы - личность самого педагога:

1. Сознательно-целенаправленная деятельность;

2. Композиционно-мыслительная деятельность;

3. Деловые игры (урок-игра, урок-сказка, урок-практикум, урок-мастерская, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-праздник);

4. Обсуждение работ учащихся;

5. Сочетание восприятия и созидания;

6. Сочетание изобразительного искусства с музыкой и поэзией;

7. Выставка работ учащихся

8. Коллективное творчество;

Преподавание декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования требует своеобразной постановки проблемности:

1. Историчность, исторический подход в знакомстве с технологиями и приемами работы с художественными материалами.

2. Взаимосвязь и взаимослияние культурных наследий в современном декоративно-прикладном искусстве. Темы: «Мозаика из шпона», «Художественная роспись по ткани» и т.д.

3. От изученного к обратному (обратная перспектива: от четкости построения форм к их ломке). Тема: «Формы в природе».

4. От линии к пятну, от пятна к цветовой композиции и абстрагированию (поиск образности в абстракции). Тема: «Путешествие карандаша и красок».

5. В композиции - самостоятельный поиск гармоничности пятен, линии и цвета. Тема: «Путешествие карандаша и красок (натюрморт и пейзаж)».

1.3. Принцип построения разделов программы

Структура программы проста и рассчитана на работу с учащимися 2-8 классов общеобразовательных школ (шесть лет обучения).

Приводится примерное количество часов, поскольку это зависит от условий работы в студии, кружке. Распределение часов дано по учебному

217 плану изучения декоративно-прикладного искусства с учетом двух часов в неделю.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Банников, Виктор Николаевич, 2009 год

1. Иллюстрация одного из наиболее ярких сюжетов праздника (гуашь, акварель) «Религия Югорских народов», З.П.Соколова «Легенды Вут-Ими»,

2. Иллюстрирование сказки Таисии 1 март Сборник сказок

3. Чучелиной «Девушка Хунтай». Т.Чучелиной

4. Каждый из этих видов занятий способствует изучению формы предмета (элемента): его строения, пропорций, расположения в пространстве, цветовых соотношений и т.д.

5. Задачи, решаемые данным курсом, построены по принципу триединства обучения, воспитания и развития личности школьника:

6. Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.

7. Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.

8. Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

9. Изучение национальных традиций, применение их в изобразительной, декоративно-творческой деятельности помогает формированию этнического самосознания учащихся, развивает их этнокультурный потенциал.

10. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА5класс

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.