Произведения А.К. Глазунова для духовых инструментов: историко-текстологические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Латышев, Николай Анатольевич

  • Латышев, Николай Анатольевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 380
Латышев, Николай Анатольевич. Произведения А.К. Глазунова для духовых инструментов: историко-текстологические аспекты: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2013. 380 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Латышев, Николай Анатольевич

Введение.

Глава 1. Становление музыкального текста в произведениях

А. К. Глазунова для духовых инструментов рубежа XIX-XX веков.

1.1 .Дуэтные пьесы для духовых инструментов.

1.2.Сочинения для ансамбля с участием духового инструмента — материалы для оркестровых произведений композитора.

1.3.Ансамбли для духовых инструментов.

1.4.Сочинения для духового инструмента с сопровождением.

Глава 2. Становление музыкального текста в произведениях

А. К. Глазунова для духовых инструментов начала тридцатых годов XX века.

2.1.Квартет для четырех саксофонов.

2.2.Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра.

2.3.Неизвестное сочинение А. К. Глазунова —

Berceuse» для гобоя и фортепиано.

Глава 3. Сочинения А. К. Глазунова для духовых инструментов и музыкальный контекст эпохи.

3.1. Сочинения А. К. Глазунова для духовых инструментов в контексте его творчества.

3.2. А. К. Глазунов и западноевропейская традиция музыки для духовых инструментов.

3.3. А. К. Глазунов и русская традиция музыки для духовых инструментов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Произведения А.К. Глазунова для духовых инструментов: историко-текстологические аспекты»

Произведения Александра Константиновича Глазунова для духовых инструментов являются важной, но во многом до сих пор не до конца исследованной областью, оставаясь в тени его крупных творений: симфоний, балетов, струнных квартетов. Вместе с тем в наследии композитора представлено большое количество сочинений для духовых: дуэты, пьесы для духового инструмента с сопровождением струнных, ансамбли для большого состава духовых, миниатюры с сопровождением фортепиано, а также крупные произведения в жанре квартета и концерта. К сожалению, они исполняются не столь часто. Лишь сочинения Глазунова для саксофона, а также «Reverie» для валторны можно считать прочно вошедшими в концертную практику. Ряд произведений для духовых не опубликован вовсе. Необходимость ввести их в научный и исполнительский обиход определяет актуальность темы.

Актуальность также обусловлена тем, что творчество А. К. Глазунова для духовых инструментов мало изучено: за советский период и последние два десятилетия единственным исследованием, где рассмотрены все произведения композитора для духовых инструментов как целостное явление, остается статья С. Я. Левина [96]. В настоящее время она требует ряда уточнений и корректировок. Также сейчас возможно ввести в научный обиход и материалы недоступного ранее мюнхенского архива1. Подробное изучение музыкального текста2 требует обращения не только к печатным, но и к рукописным источникам, которые помогают уточнить детали истории создания сочинений и выявить характерные особенности творческой работы композитора. Также необходимо рассмотрение этих произведений в музыкальном контексте эпохи. Таким образом,

1 Данный архив содержит документы позднего творчества А. К. Глазунова (1928-1936 гг.), когда композитор жил и работал за рубежом. После его смерти архив до 2003 года находился в Мюнхене, где во второй половине XX века жила приемная дочь композитора — Е. А. Глазунова-Гюнтер. В 2003 году мюнхенский Фонд Глазунова передал архив Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства, где он и хранится в настоящее время. Термин «музыкальный текст» мы понимаем в соответствии с формулировкой М. Г. Арановского как «такую звуковую последовательность, которая интерпретируется субъектом как относящаяся к музыке, представляет собой структуру, построенную по нормам какой-либо исторической разновидности музыкального языка, и несет тот или иной интуитивно постигаемый смысл.» [15, с. 35] основную проблему диссертации мы видим в том, чтобы сформировать современный взгляд на сочинения Глазунова для духовых инструментов.

Объем и разнообразие музыки А. К. Глазунова для духовых инструментов позволяют высказать следующую научную гипотезу: рассмотрение этих произведений дает возможность по-новому оценить. характерные черты творческого процесса композитора, жанрово-стилистические особенности его сочинений и их роль в историческом контексте. Цель настоящей работы — исследовать музыкальные тексты произведений А. К. Глазунова для духовых инструментов и определить значение этих сочинений как в контексте его творчества, так и в развитии музыкального искусства рубежа XIX — первой трети XX века. Это предполагает решение ряда задач:

1. обзор всех известных произведений А. К. Глазунова для духовых инструментов, установление времени их создания, уточнение в отдельных случаях сведений об исполнительском составе;

2. анализ музыкального текста сочинений на материале рукописных и печатных источников;

3. рассмотрение взаимосвязи произведений для духовых инструментов А. К. Глазунова с другими областями творчества композитора;

4. изучение сочинений А. К. Глазунова для духовых инструментов в их отношении к историческому контексту эпохи: рассмотрение специфики жанров, формы и инструментовки духовых произведений рубежа XIX— первой трети XX века.

Объект исследования — произведения для духовых инструментов рубежа XIX — первой трети XX века.

Предмет исследования — текстологическая специфика рукописей сочинений А. К. Глазунова для духовых инструментов и жанрово-стилистические особенности этих произведений в историческом контексте эпохи.

Материалы исследования

В основу диссертации положены автографы Глазунова и издания произведений русского композитора и его современников. В работе использованы рукописные документы из Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Ограничение материала связано с рассмотрением произведений Глазунова, написанных специально для духовых. За рамками работы остается анализ роли духовых инструментов в симфонических произведениях и балетах. Из сочинений современников привлечены те, где можно наблюдать характерные особенности жанров, формы, инструментовки духовых сочинений времени А. К. Глазунова.

В диссертации применяются методы историко-стилевого, структурно-типологического, сравнительного анализа. В области музыкального источниковедения используется комплексный подход, предполагающий разностороннее изучение документов, выявление различных вариантов и редакций текста, определение этапов создания сочинения. Наиболее значимыми для нас оказались здесь труды В. И. Антипова [13], М. Г. Арановского [15-17], П. Е. Вайдман [34], Ю. В. Васильева [37], Е. В. Вязковой [45], 3. М. Гусейновой [60, 61], JI. 3. Корабельниковой [82, 83], Н. А. Рыжковой [141], а также исследования, где рассмотрено непосредственно наследие Глазунова. Еще в советское время к изучению рукописей Глазунова обращался Г. Я. Юдин [172]. Фундаментальной работой настоящего времени, где впервые были комплексно рассмотрены документы Глазунова, относящиеся к разным периодам творчества на материале архива СПбГК, является труд Э. А. Фатыховой [157]. В настоящее время рукописное наследие композитора обратило на себя внимание Е. В. Грищенко [59], В. Г. Актисова [9-12].

В области терминологии, при отсутствии общепринятых обозначений, Э. А. Фатыхова отмечает проблемы, связанные с изучением автографов различных авторов. Причина этого, по ее мнению, кроется в различной творческой работе художников, в связи с чем «истолкование рукописей каждого композитора предполагает индивидуальность метода обработки его материалов» [158, с. 6]. Для нашей работы, где исследуется становление музыкального текста сочинений А. К. Глазунова, главным является аспект, отражающий степень его завершенности в рукописи. Э. А. Фатыхова выделяет здесь две группы: предварительный и окончательный текст3. Рассмотрим их более подробно.

Среди автографов, относящихся к первой группе, исследователь выделяет: набросок, эскиз и черновую рукопись. Каждый из терминов Э. А. Фатыхова объясняет следующим образом:

Набросок — структурно и графически незавершенная запись отдельной музыкальной темы и (или) элементов музыкальной ткани будущего произведения».

Эскиз — структурно и графически незавершенная запись произведения, его самостоятельной части или фрагмента.

Черновая рукопись (черновик) — композиционно завершенная запись произведения или самостоятельной его части, излагающая текст с изменениями и правками. Не предполагает полного графического оформления» [157, с. 62].

Таким образом, различия между видами рукописей предварительного текста Э. А. Фатыхова видит в степени проработанности нотного материала; наименее подробным автографом, при этом, является набросок, а наиболее — черновая рукопись. Вместе с тем, если обратиться к «Словарю важнейших терминов музыкальной текстологии и критики текста» [121], то Д. Р. Петров, выделяет среди основных музыкальных рукописей предварительного текста только два вида: «Набросок» и «Эскиз» и объясняет их иным образом:

1. «Набросок (нем. Skizze). Запись отдельной музыкальной мысли, один из основных видов музыкальных рукописей. При исследовании Н.[абросков] главную трудность обычно представляет вопрос, связаны ли они с процессом создания конкретного сочинения» [121, с. 181].

2. «Эскиз (нем. Entwurf). Запись музыкального текста, производимая в процессе сочинения; один из основных видов музыкальных рукописей. Э.[скизы],

1 В диссертационном исследовании Э. А. Фатыховой [157, с. 62] выделена также третья группа, стоящая особняком — учебные работы, являющиеся автографами учебных заданий, которые Глазунов выполнял сам или создавал для других людей. как правило, содержат все основные элементы музыкальной ткани, а иногда и указания на инструментовку (ср. Партичелла). В отличие от полной партитуры, э.[скизы] записываются на 1-4 нотоносцах и внешне могут напоминать клавираусцуг» [121, с. 183].

В итоге, нужно отметить, что понятие «эскиз» Д. Р. Петров понимает примерно так же, как Э. А. Фатыхова — термин «черновая рукопись». В связи с подобными противоречиями, для нашей работы необходимо сформировать рабочий терминологический аппарат, учитывающий разночтения. Характеризуя автографы предварительного текста, мы не будем использовать понятия «эскиз», так как нам оно кажется недостаточно конкретным. Нередки ситуации, когда определенная рукопись может быть отнесена в соответствии с классификацией Э. А. Фатыховой и к наброскам, и к эскизам. Окончательный выбор здесь делается лишь исходя из «размеров» автографа и степени заполненности рукописи. В связи с этим при анализе сочинений А. К. Глазунова, мы ограничиваемся использованием двух терминов — «набросок» и «черновая рукопись» — и понимаем их следующим образом:

1. Набросок — запись отдельной музыкальной темы или небольшого фрагмента текста, не предполагающая полного графического оформления.

2. Черновая рукопись — запись значительного фрагмента текста, части, всего произведения, имеющая более полное, по сравнению с наброском, графическое оформление, а также указания на темп, динамику, оркестровку. Нередко напоминает по виду клавираусцуг, реже — упрощенную партитуру.

Необходимо уточнить, что наброски создаются обычно в различное время по I отношению к более полной черновой рукописи и имеют разное назначение. Они могут предшествовать написанию черновой рукописи и являться записью возникшей у композитора музыкальной мысли, которую нужно не забыть, а могут фиксироваться во время работы над крупным автографом (в этом случае в набросках решаются задачи, связанные с важными разделами сочинения). Укажем, ряд автографов небольших размеров не всегда можно назвать набросками, поскольку некогда могли входить в черновую рукопись, утерянную впоследствии. В этом случае в них изначально не был записан небольшой фрагмент текста или отдельная музыкальная тема, а фиксировалось более крупное построение. Подобные ситуации в работе оговариваются отдельно.

Вторая группа автографов, которую выделяет Э. А. Фатыхова, связана с работой над окончательным текстом. Здесь присутствует два вида документов: беловая рукопись (беловик) и авторская копия. Приведем определения этих терминов, которые дает исследователь:

Беловая рукопись (беловик) — рукопись, являющаяся результатом окончательного оформления предварительного текста произведения. Отличается наличием всех необходимых компонентов графики. Беловая рукопись предназначена для издания или исполнения, она может содержать незначительные правки композиционного характера.

Авторская копия — рукопись, являющаяся результатом копирования автором законченного произведения (беловой рукописи) Она предназначена для исполнения или подарка и может содержать незначительные правки копировального характера» [157, 62-63].

Мы соглашаемся с подобной классификацией рукописей окончательного текста, и будем использовать эти термины в дальнейшей работе. Отдельно оговариваем, что «авторская копия» может в случае с Глазуновым быть и небольших размеров и являться копией лишь фрагмента текста уже созданного произведения.

Необходимо также иметь в виду, что ряд рукописей мог создаваться Глазуновым первоначально как беловик, в который затем вносились исправления, в результате чего он превращался в черновик. К такому типу рукописи применимо на наш взгляд название «зачерненный беловик». Также важным критерием является аспект функционирования того или иного источника. Черновики являются записью текста в первую очередь для себя, беловики предназначаются также для возможных исполнителей.

Помимо работ, указанных выше, были привлечены исследования Ф. Грасбергера [55], Л. М. Кокоревой [79], Г. В. Крауклиса [85], Ю. В. Крейниной

86], Ю. А. Кремлева [87], М. П. Рахмановой [134], Е. М. Царевой [165], в которых рассмотрена музыка современников Глазунова — как зарубежных, так и русских. В музыкально-аналитических разделах особенно важными для нас являются труды Т. С. Кюрегян [91], JI. А. Мазеля [102, 103], В. В. Протопопова [129], И. В. Способина [150], В. Н. Холоповой [164], В. А. Цуккермана [166].

Положения, выносимые на защиту

Произведения для духовых инструментов А. К. Глазунова — важная и недооцененная область его творчества. В них охвачен большой круг жанров и исполнительских составов. Эта область творчества композитора проходит развитие от небольших пьес рубежа XIX-XX веков к крупным произведениям в жанре концерта и квартета в зарубежный период.

Процесс создания произведений отражен в авторских рукописях (предварительных и окончательных). Принципы творческой работы Глазунова различны в музыке рубежа XIX-XX веков и в музыке тридцатых годов XX века. На рубеже столетий значительное место занимают автографы окончательного текста — беловики, а также зачерненные беловики и черновые рукописи. В позднем творчестве особенно значимы автографы предварительного текста — малые документы (наброски, а также фрагменты утраченных ныне крупных источников) и черновые рукописи. Благодаря изучению различных манускриптов можно проследить историю создания произведений, понять характер изменений, касающихся как формы в целом, так и отдельных элементов музыкального языка.

Многие духовые сочинения композитора тесно связаны с другими областями его творчества. Это может проявляться в близости музыкальной стилистики с другими жанрами (симфоническими произведениями, концертами, пьесами для различных инструментов), а также и в непосредственном использовании материала произведений для духовых инструментов в музыке для других инструментальных составов.

Сочинения А. К. Глазунова ясно встраиваются в контекст развития западноевропейской и русской музыки рубежа XIX — первой трети XX века. Между Глазуновым и его современниками (западноевропейскими и русскими) выявляются параллели в области трактовки жанров, формы, особенностей инструментовки.

Степень изученности проблемы

Жизни и творчеству А. К. Глазунова посвящено немало работ советского времени, а также последних десятилетий. Первые опыты принадлежали еще В.М.Беляеву [26], В. В. Держановскому [64], А. В. Оссовскому [119]. Беляев приводит детальное жизнеописание композитора, обращаясь к обстоятельствам создания его сочинений. Держановский рассматривает в первую очередь детали исполнения его первой симфонии, проблемы восприятия художника современниками. Оссовский заостряет внимание на периодизации творчества композитора, жанровых особенностях, а также характеризует его личные, человеческие качества. Крупной работой стало двухтомное издание «Музыкальное наследие. Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Письма» (1959-1960) [110], где подробно рассматриваются вехи композиторского пути Глазунова, области творчества художника — симфоническая музыка, камерные сочинения, сценические произведения и другие жанры, уделено внимание его рукописному наследию и эпистолярию. В этот сборник и была включена статья С. Левина [96] о духовых произведениях.

В дальнейшем появился ряд монографических исследований: М. А. Ганиной ! (1961) [46], А. С. Курцмана (1965) [90], А.Н.Крюкова (1984) [88], статьи Ю. В. Келдыша [73-75]. Ганина в хронологическом порядке подробно рассматривает практически все крупные сочинения композитора. Курцман и Крюков обращаются прежде всего к обстоятельствам жизни художника. Внимание Келдыша сосредоточено в первую очередь на симфоническом творчестве. Помимо работ советских исследователей, отметим и зарубежные труды, связанные с Глазуновым. Наиболее известна книга-альбом, составленная Детлефом Гойови [182] в 1986 году. В нее включены: описание жизни композитора до 1889 года, принадлежащее перу немецкого писателя Герберта Гюнтера (мужа приемной дочери Глазунова); статьи Гойови о Глазунове, где осмысляется его роль в развитии русской музыки; небольшая заметка самого русского мастера о Моцарте. Помимо этой работы есть также монография Д. Вентурини (1992) [184], где автор— впервые среди зарубежных исследователей — детально рассматривает вопрос периодизации творчества композитора, жанры произведений, а также приводит каталог фонограмм сочинений Глазунова.

За последнее время интерес к композитору, несомненно, возрос. Среди коллективных трудов назовем сборник «Мифы и миры Александра Глазунова» (2002) [106], где представлена различная информация, связанная с малоизученными сочинениями композитора, его эпистолярным наследием, впервые дано описание документов, содержащихся в мюнхенском архиве. Кроме сборника, упомянем о многочисленных статьях. В некоторых из них исследователи обращаются к творчеству композитора (в частности, 3. М. Гусейнова рассматривает замысел оперы «Рустем и Зораб» [61]), другие же посвящены взаимоотношениям Глазунова с близкими людьми: например, в работе И. А. Зюбиной подробно рассказывается о его приемной дочери — Е. А. Глазуновой-Гюнтер [70], а Н. А. Рыжкова обращается к знаковой переписке А. К. Глазунова и М. О. Штейнберга [141].

В начале XXI века появились также и диссертационные исследования. В культурологическом контексте фигура композитора рассматривается в диссертациях Н. А. Винокуровой — «Симфонии Глазунова и художественные тенденции конца XIX — начала XX века» (2002) [40] и И. Ю. Проскуриной — «А. К. Глазунов в музыкальной культуре русского зарубежья: опыт исторической и стилевой реконструкции» (2010) [125]. К исследованиям, где изучается история текста музыкальных произведений, относятся труды О. А. Владимировой, Е. В. Грищенко, Э. А. Фатыховой. В диссертации Фатыховой «Нотные рукописи А. К. Глазунова: опыт текстологического исследования» (2004) [157] рассматриваются проблемы типологизации рукописей композитора, хранящихся в архиве СПбГК. Вопросам создания произведений в различных жанрах посвящены диссертации Владимировой «Формирование творческого метода в ранних симфониях А. К. Глазунова» (2004) [43], а также Грищенко «Струнные квартеты

А. К. Глазунова: к проблеме текстологического изучения творческого наследия композитора» (2011) [59]. Ряд произведений для духовых инструментов рассмотрен в статьях последнего времени, принадлежащих В. Г. Актисову [9-12], Г. А. Ждановой [69], С. С. Тихомирову [153]. В частности, Актисов анализирует историю создания и исполнительскую специфику саксофонных сочинений композитора. Тихомиров рассматривает «Славления» Лядова-Глазунова для медных духовых и ударных инструментов в контексте проблемы сбережения оркестровых средств.как принципа инструментовки.

Научная новизна исследования связана с освоением прежде не изученных архивных материалов.

В научный обиход вводятся ранее не публиковавшиеся рукописи Глазунова, среди них практически не известные «Фанфары» в честь М. П. Беляева, где зашифрована «монограмма» фамилии мецената, и «Berceuse» для гобоя и фортепиано4.

В диссертации все произведения композитора для духовых инструментов впервые рассмотрены с точки зрения становления музыкального текста. На материале рукописных и печатных источников раскрыты приемы творческой работы Глазунова, особенности трактовки тембров духовых.

Произведения для духовых инструментов сопоставляются с другими областями творчества композитора, а также вводятся в исторический контекст: выявлены их параллели с музыкой для духовых инструментов современников Глазунова, как русских, так и западноевропейских.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей становления музыкального текста в сочинениях Глазунова для духовых инструментов, определении параллелей между этой областью творчества композитора и другими его произведениями, рассмотрении этих сочинений в контексте эпохи.

4 Это сочинение лишь упоминается в позднейшей научной литературе [125]. Его первое подробное научное описание было сделано автором настоящей работы [93].

Практическое значение

Разработанный в диссертации материал может быть использован в курсах истории русской музыки, истории духовых инструментов, истории оркестровых стилей, инструментоведения, музыкальной текстологии и источниковедения, а также при подготовке научных изданий произведений А. К. Глазунова.

Достоверность результатов работы достигнута посредством применения методов музыковедческой науки — сравнительного, историко-стилевого, структурно-типологического и комплексного подхода, сложившегося в музыкальном источниковедении; а также благодаря корректному использованию источников исследования — автографов Глазунова, печатных изданий произведений композитора и его современников.

Апробация результатов исследования

Материалы диссертации опубликованы в статьях автора, изданных на русском языке. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных. Основные положения исследования были изложены на международных конференциях: «Музеи театра и музыки в международном пространстве» (Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, 2008), «Музыковедческий форум — 2010» (Государственный институт искусствознания и Российская академия музыки имени Гнесиных, 2010), «А. К. Глазунов и его время» (Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2012).

Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и Приложения; последнее включает в себя рисунки: копии факсимиле автографов А. К. Глазунова, расшифровки текста факсимиле, копии печатных изданий произведений композитора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Латышев, Николай Анатольевич

Заключение

В процессе комплексного изучения произведений А. К. Глазунова для духовых инструментов были рассмотрены музыкальные тексты этих сочинений, особенности их драматургии, формообразования, инструментовки. Благодаря обращению к рукописным материалам удалось проследить историю создания произведений, определить характер творческого процесса композитора. Сопоставление сочинений Глазунова для духовых инструментов с другими жанрами, к которым он обращался, позволило выявить определенные параллели между различными творениями русского мастера. Благодаря соотнесению произведений композитора с историческим контекстом удалось изучить определенные тенденции в развитии музыки для духовых инструментов, в которые органично вписывается творчество Глазунова. В целом по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. На рубеже XIX-XX веков и в начале 30 годов XX века Глазунов создавал различные сочинения для духовых: ансамбли — дуэты, квартеты, фанфары — и произведения для духового инструмента с сопровождением фортепиано, струнного квартета или оркестра. Большинство из них не было издано при жизни композитора. Каждое из сочинений отличается оригинальностью жанровых черт (марш, инвенция, восточный наигрыш, романтическая миниатюра, фанфары, концерт, квартет) и образного строя. Между произведениями различных периодов жизни выявляется близость инструментального состава. В частности, Серенада № 2 для валторны и струнного оркестра и версия Reverie для валторны с оркестром «родственны» Концерту для саксофона и струнного оркестра, «In modo religioso» близко Квартету для четырех саксофонов. В поздний период творчества Глазунова можно говорить об усилении значения музыки значение для духовых инструментов — создании крупных произведений в жанре квартета и концерта.

2. Анализ становления музыкального текста по материалам рукописных и печатных источников дает возможность раскрыть историю создания каждого произведения, выявить характерные приемы творческой работы А. К. Глазунова, различающейся в разные периоды творчества. Так, на рубеже XIX-XX веков большинство автографов являются беловыми манускриптами, зачерненными беловиками, черновиками, в которых текст зафиксирован полностью. Напротив, в сочинениях тридцатых годов XX века увеличивается количество предварительных текстов — набросков и черновых рукописей. К сожалению, в архивах присутствуют не все источники, связанные с произведениями для духовых инструментов. Среди сочинений рубежа XIX-XX веков отсутствуют рукопись «Славлений» А. К. Лядова — А. К. Глазунова, вариант «Reverie» для валторны с оркестром, автограф «Листка из альбома» для трубы и фортепиано. Из музыки начала тридцатых годов XX века отсутствует беловая рукопись Концерта для саксофона-альта и струнного оркестра.

3. Произведения А. К. Глазунова для духовых инструментов тесно связаны с другими областями его творчества. Это проявляется в близости музыкального языка: мелодике, гармонии, фактуре, а также в организации формы целого. Кроме того, в различных сочинениях композитора, в том числе и духовых, можно наблюдать стилистические аллюзии на различные эпохи: от барокко до романтизма. Помимо этих тенденций, можно отметить и непосредственное использование материала пьес для духовых в произведениях для других составов. Оно связано как с перенесением тематизма в иные пьесы, так и с полной переработкой сочинения для другого состава. На рубеже XIX-XX веков можно привести следующие примеры. В частности, материал [Andante] для двух кларнетов был использован в среднем разделе Испанской новеллетты, тематизм [Adagio] — в появившейся впоследствии пьесе «Reverie orientale». Самыми яркими примерами подобной работы являются Серенада № 2, «Idylle religieuse» и «Reverie orientale». Будучи изначально «квинтетами», они при жизни Глазунова были изданы для малого оркестра. Пример такого обращения с текстом произведений для духовых инструментов можно встретить и в позднем творчестве композитора. Назовем фрагмент среднего раздела «Berceuse» для гобоя и фортепиано, в измененном виде использовавшийся в Alegretto pastorale Фантазии для органа (раздел Allegretto pastorale).

4. Творчество А. К. Глазунова органически связано с музыкой других композиторов конца XIX — первой трети XX века. Жанры дуэтной романтической миниатюры, ансамблей для духового инструмента со струнными, концерта активно развивались у западноевропейских композиторов. Духовые ансамбли присутствовали у русских современников Глазунова — Н. А. Римского-Корсакова и С. И. Танеева. В вопросе выбора инструментов в творчестве рубежа Х1Х-ХХ веков Глазунов более всего тяготеет к немецкой традиции. Между западноевропейскими композиторами и русским мастером выявляются параллели в организации формы духовых сочинений в жанрах романтической миниатюры, одночастных пьес для духового инструмента с оркестром, концерта. Также наблюдаются и близкие приемы инструментовки, особенно в оркестровых произведениях. Композиторы стараются схожими способами выделить солирующий тембр из оркестра. Для этого может быть ограничено число духовых внутри оркестра, в сопровождении может не использоваться тот же инструмент, что и солирующий. Для более яркого показа духового тембра сопровождение вообще может быть исключительно струнным. Обращение Глазунова в конце жизни к саксофону обнаруживает параллели с творчеством французских композиторов, а также предвосхищает использование этого инструмента С. С. Прокофьевым и С. В. Рахманиновым.

Среди перспективных тем, которые могли бы развить затронутые в данном диссертационном исследовании проблемы, хотелось бы выделить несколько: особенности творческой работы А. К. Глазунова над партиями духовых инструментов в крупных инструментальных жанрах — симфонических и балетных произведениях. Также, на наш взгляд, актуальным был бы сравнительный анализ творческой работы композиторов рубежа XIX— первой трети XX века над духовыми произведениями. Кроме того, возможно более подробное рассмотрение жанров духовой музыки этого времени и вопросов, связанных с их интерпретацией в творчестве различных художников, как русских, так и западноевропейских. Подобные вопросы, на наш взгляд, являются важными для современной музыковедческой науки.

190

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Латышев, Николай Анатольевич, 2013 год

1. Агафонников, H. Н. Симфоническая партитура / H. Н. Агафонников.

2. Л. -.Музыка, 1981. — 196 с.

3. Агафонников H. Н. Черты оркестрового стиля А. Глазунова / H. Н. Агафонников // Оркестровые стили в русской музыке. — JÏ. : Музыка, 1987.1. С. 39-48.

4. А. К. Глазунов // Большая советская энциклопедия: в 51 т. — 2-е изд.т.11. — М. : Большая советская энциклопедия, 1952. — С. 483-485.

5. А. К. Глазунов // Большая энциклопедия: в 62 т. — т. 12. — М. : Терра, 2006. —С.357-358.

6. А. К. Глазунов // Краткая российская энциклопедия: в 3 т. — т.1. — М. : Оникс XXI век, 2003. — С. 661-662.

7. А. К. Глазунов // Музыкальный словарь Гроува. — пер. с англ. — М. : Практика, 2001. — С. 241-242.

8. А. К. Глазунов // Советский энциклопедический словарь. — 4-е изд.

9. М. : Советская энциклопедия, 1989. — С. 313

10. Автографы А. К. Глазунова в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки : каталог-справочник. — М. : Советский композитор, 1968. — 74 с.

11. Актисов, В. Г. А. К. Глазунов и С. Рашер: история Концерта для саксофона с оркестром / В. Г. Актисов // Музыковедение. — 2011. — № 11. — С. 34-40.

12. Актисов, В. Г. Квартет B-dur для четырех саксофонов А. К. Глазунова: опыт текстологического исследования / В. Г. Актисов // Musicus. — 2009. — № 3.1. С. 21-26.

13. Актисов, В. Г. О работе А. К. Глазунова над Концертом для саксофона-альта и струнного оркестра Es-dur / В. Г. Актисов // Musicus. — 2009.6. — С. 32-37.

14. Актисов, В. Г. Саксофон в творчестве А. Глазунова / В. Г. Актисов // Музыкальная академия. — 2011. — № 3. — С. 165-167.

15. Антипов, В. И. Проблемы музыкального источниковедения (На материале творческого наследия М. П. Мусоргского): автореф. дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Антипов Валентин Иванович. — М., 1992. — 26 с.

16. Антипов, В. И. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам. Аннотированный указатель / В. И. Антипов // Наследие М. П. Мусоргского. — М. : Музыка, 1989. — С. 63-144.

17. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М. Г. Арановский. — М. : Композитор, 1998. — 344 с.

18. Арановский, М. Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора / М. Г. Арановский // Методологические проблемы современного искусствознания : сборник статей. — вып. 1. — JT. : ЛГИТМИК, 1975. — С. 127141.

19. Арановский, М. Г. Рукопись в структуре творческого процесса / М. Г. Арановский. — М. : Композитор, 2009. — 340 с.

20. Асафьев, Б. В. (Глебов И.) Глазунов: Опыт характеристики / Б. В. Асафьев. — Л. : Светозар, 1924. — 178 с.

21. Асафьев Б. В. Из моих бесед с А. К. Глазуновым / Б. В. Асафьев //Асафьев Б. В. Избранные труды: в 2 т. — т.2. — М. : изд-во АН СССР, 1954. — С. 208-224.

22. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — Л. : Музыка, 1971. — 376 с.

23. Асафьев Б. В. (Глебов И.) О Глазунове, о «Царе Иудейском» и о том недоумении, что вызывает в нас глазуновское творчество / Б. В. Асафьев // Музыка. — 1915. — 24 января. — № 207. — С. 54-60.

24. Асафьев Б. В. (Глебов И.) Процесс оформления звучащего вещества // De música : сборник статей / ред. Б. В. Асафьев. — П. : Петроградская государственная академическая филармония, 1923. — С. 144-164.

25. Асафьев, Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия / Б. В. Асафьев. — М. Л. : Academia, 1930. — 320 с.

26. Асафьев, Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев.2.е изд. — Л. : Музыка, 1979. — 341 с.

27. Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки : учебное пособие: в 3 ч. / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор, 1997. — 240 с.

28. Беляев, В. М. Александр Константинович Глазунов. Материалы к его биографии Т.1. Жизнь. Ч. 1 / В. М. Беляев. — П. : Гос. Филармония, 1922. — 144 с.

29. Берков, П. Н. Проблемы современной текстологии / П. Н. Берков // Вопросы литературы. — 1963. — № 12. — С. 78-95.

30. Благодатов, Г. И. История симфонического оркестра / Г. И. Благодатов. — Л. : Музыка, 1969. — 312 с.

31. Бетховен Людвиг Ван. Московская тетрадь эскизов за 1825 год : Факсимиле / иссл., расшифр. и коммент. Е. В. Вязковой. — М. : изд-во Российской академии музыки им. Гнесиных. 1995. — 253 с.

32. Блок, В. М. Метод творческой работы С. Прокофьева / В. М. Блок. — М.: Музыка, 1979. — 144 с.

33. Бобровский, В. П. Сонатно-циклическая форма / В.П.Бобровский // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. — т.5 — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 204-206.

34. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский — М. : Музыка, 1978. — 332 с.

35. Бутир, Л. М. Проблемы инструментовки в неопубликованных материалах Н. А. Римского-Корсакова / Л. М. Бутир // Оркестровые стили в русской музыке. — Л. : Музыка, 1987. — С. 49-72.

36. Вайдман, П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского / П. Е. Вайдман

37. М. : Музыка, 1988. — 176 с.

38. Васильев, Ю. В. Становление художественного текста в творчестве П. И.Чайковского (на материале рукописей произведений 90-х годов) : дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Васильев Юрий Вячеславович. — Л., 1986. — 257 с.

39. Васильев, Ю. В. Формирование оркестровой ткани в произведениях П. И. Чайковского 1890-х годов (на материале авторских рукописей) / Ю. В.

40. Васильев // Оркестровые стили в русской музыке. — Л. : Музыка, 1987. — С. 2138.

41. Васильев, Ю. В. Этапы творческой работы П. И. Чайковского над произведениями 1890-х годов (на основе текстологического анализа рукописей) / Ю. В. Васильев // П. И. Чайковский. Наследие : сборник статей. — вып. 2. — СПб. : Канон, 2000. — С. 81-124.

42. Веприк, А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей / А. М. Веприк. — 2-е изд., испр. — М. : Советский композитор, 1978. — 427 с.

43. Веприк, А. М. Трактовка инструментов оркестра / А. М. Веприк. — 2-е изд. — М. : Музыка, 1961. — 300 с.

44. Винокурова, Н. В. Симфонии А. К. Глазунова и художественные тенденции конца XIX начала XX века : дисс. . канд. иск. : 17.00.02 / Винокурова Наталья Васильевна. — СПб., 2002. — 216 с.

45. Витачек, Ф. Е. Очерки по искусству оркестровки XIX века : историко-стилистический анализ партитур Берлиоза, Глинки, Вагнера, Чайковского и Римского-Корсакова : учебное пособие / Ф. Е. Витачек. — М. : Музыка, 1979. — 151 с., нот.

46. Вишневецкий, И. Г. Евразийское уклонение в музыке 1920 1930-х годов / И. Г. Вишневицкий. — М. : Новое литературное обозрение, 2005. — 512 с.

47. Владимирова, О. А. Формирование творческого метода в ранних симфониях А. К. Глазунова : дисс. . канд. иск. : 17.00.02 / Владимирова Ольга Александровна. — М., 2004. — 296 с.

48. Вязкова Е. В. О творческом процессе С. И. Танеева (По эскизным материалам кантат) / Е. В. Вязкова // Процессы музыкального творчества : сборник трудов. — вып. 130. — М. : изд-во РАМ имени Гнесиных, 1994. — С. 90111.

49. Вязкова, Е. В. Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ : дисс. . докт. иск. : 17.00.02 / Вязкова Елена Васильевна. — Изд. Орг. Московская гос. Консерватория им. П: И. Чайковского. — М., 1998, —329 с.

50. Ганина, М. А. Александр Константинович Глазунов : Жизнь и творчество / М. А. Ганина. — JL : Музгиз, 1961. — 385 с.

51. Ганина, М. А. Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов / М. А. Ганина // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. — J1. : ГМИ, 1959. —С. 135-169.

52. Глазунов А. К. Из воспоминаний об А. П. Бородине / А. К. Глазунов публикация В. А. Киселева. // Музыкальное наследство. — т.З. — М. : Музыка, 1970. — С. 265-267.

53. Глазунов А. К. О творческой работе композитора / А. К. Глазунов // Глазунов А. К. Письма. Статьи. Воспоминания. / ред.-сост. М. А. Ганина — М.: Музгиз, 1958. — С. 457-459.

54. Глазунов А. К. Памяти Митрофана Петровича Беляева / А. К. Глазунов // Глазунов А. К. Письма Статьи. Воспоминания. / ред.-сост. М. А. Ганина. — М. : Музгиз, 1958. — С. 485-492.

55. Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. / ред.-сост. М. А. Ганина. — М. : Музгиз, 1958. — 550 с.

56. Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (к 130-летию со дня рождения) : Материалы межвузовской научной конференции. — Петрозаводск, Петрозаводская государственная консерватория, 1996. — 50 с.

57. Глазунова-Гюнтер, Е. А. Мой отец — Александр Глазунов «Мы будем рады вам.» / Е. А. Глазунова-Гюнтер // Советская музыка. — 1990. — № 10. — С. 46-57.

58. Глазуновский сборник : сборник статей. — Петрозаводск : изд-во Петрозаводской Государственной Консерватории им. А. К. Глазунова, 2002. — 88 с.

59. Грасбергер, Ф. Иоганнес Брамс / Ф. Грасбергер. — пер. с нем. — М. : Музыка, 1980. — 71 с.

60. Григорьева, Г. В. Музыкальные формы XX века / Г. В. Григорьева. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 175 с.

61. Грищенко, Е. В. Становление квартетных циклов А. К. Глазунова (по рукописям струнных квартетов) / Грищенко Е. В. // Музыковедение. — 2010. — №4.— С. 37-42.

62. Грищенко, Е. В. Струнные квартеты А. К. Глазунова: к проблеме текстологического изучения творческого наследия композитора: дис. . канд иск. : 17.00.02 / Грищенко Евгений Владимирович. — СПб., 2011. — 200 е.: ил.

63. Гусейнова, 3. М. Музыкальный театр раннего Глазунова (по материалам оперы «Рустем и Зораб») / 3. М. Гусейнова // Отражения музыкального театра : сборник статей. — Кн. 1. — СПб.: Канон, 2001. — С. 121143.

64. Данько, Л. Г. Редакции «Дуэньи» / Л. Г. Данько // Советская музыка.1961. — № 8. — С. 37-41.

65. Держановский, В. В. А. К. Глазунов. 1882-1922 / В. В. Держановский.

66. М. : Музгиз, 1922. — 19 с.

67. Дианин, С. А. Бородин. Жизнеописание, материалы и документы / С. А. Дианин; под общ. ред. И. Ф. Бэлза и В. А. Киселева. — М. : Музгиз, 1955. —372 с.

68. Дмитриев, А. Н. Рукописи А. П. Бородина: опыт анализа его творческого метода : дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Дмитриев Анатолий Никодимович. — JL, 1948. — 191 с.

69. Долинская, Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия / Е. Б. Долинская. — М. : Композитор, 2006. — 557 с.

70. Ермолаева, Т. Н. Особенности творческого процесса П. И. Чайковского (на материале рукописей симфонии «Манфред» и увертюры-фантазии «Гамлет») : автореф. дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Ермолаева Татьяна Николаевна. — М., 2003. — 31 с.

71. Жданова, Г. А. А. Глазунов Музыка для саксофона Электронный ресурс. / Г. А. Жданова // Режим доступа: http://www/glasunow.org/ru/node/99.

72. Зюбина, И. А. А. К. Глазунов и дочь Елена. Переписка / И. А. Зюбина. — Ростов на Дону : Астролон, 2007. — 180 с.

73. Каре, А. История оркестровки / А. Каре. — пер. с англ. — М. : Музыка, 1990.— 306 с.

74. Карелина, Е. К. Камерные ансамбли Р. Шумана в контексте авторского стиля : дисс. . канд. иск. : 17.00.02 / Карелина Екатерина Константиновна. — М., 1996. — 250 с.

75. Келдыш, Ю. В. А. К. Глазунов / Ю. В. Келдыш // История русской музыки : в 10 т. — т. 9 : Конец XIX начало XX века. — М. : Музыка, 1994. — С. 215-274.

76. Келдыш, Ю. В. Глазунов-симфонист / Ю. В. Келдыш // Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. — М. : 1978. — С. 199-346.

77. Келдыш, Ю. В. Симфоническое творчество / Ю.В.Келдыш // Музыкальное наследие. Глазунов Исследования, материалы, публикации, письма: в 2 т. — т. 1. — Л. : Музгиз, 1959. — С. 115-244.

78. Кирносова, Е. Н. От наброска к черновой рукописи (на материале нотно-рукописного архива Н. К. Метнера) / Е. Н. Кирносова // Процессымузыкального творчества. — сборник трудов. — вып. 130. — М. : изд-во РАМ им. Гнесиных, 1994.—С. 133-152.

79. Климовицкий, А. И. Творческий процесс в рукописях Бетховена / А.И. Климовицкий // Советская музыка. — 1977. — № 3. — С. 87-101.

80. Климовицкий, А. И. О творческом процессе Бетховена. Исследование / А. И. Климовицкий. — J1. : Музыка, 1979. — 176 с.

81. Кокорева, Л. М. Клод Дебюсси / Л. М. Кокорева. — М. : Музыка, 2010. — 496 с.

82. Комаров, А. В. Восстановление произведений П. И. Чайковского в истории русской музыкальной текстологии : дисс. . канд. иск. : 17.00.02 / Комаров Александр Викторович. — М., 2006. — 260 с.

83. Кон, Ю. Г. О финале Шестой симфонии Глазунова / Ю. Г. Кон // Глазуновский сборник : сборник статей. — Петрозаводск : изд-во Петрозаводской Государственной Консерватории им. А. К. Глазунова, 2002. — С. 5-13.

84. Корабельникова, Л. 3. Архив композитора как материал для изучения процессов творчества / Л. 3. Корабельникова // Художественное творчество : Вопросы комплексного изучения. — Л. : Музыка, 1982. — С. 265-270.

85. Корабельникова, Л. 3. Творчество С. И. Танеева : историко-стилистическое исследование / Л. 3. Корабельникова. — М. : Музыка, 1986. — 296 с.

86. Корабельникова, Л. 3., Вайдман, П. Е. Вопросы текстологии в музыкознании / Л. 3. Корабельникова, П. Е. Вайдман // Методологические проблемы музыкознания : сборник статей. — М. : Музыка, 1987. — С. 122- 150.

87. Крауклис, Г. В. Рапсодия для оркестра и саксофона Клода Дебюсси / Г. В. Крауклис // вступ. статья к изд. К. Дебюсси Рапсодия для оркестра и саксофона. — М. : Музыка, 1966. — С. 3-6.

88. Крейнина, Ю. В. Макс Регер: Жизнь и творчество / Ю. В. Крейнина. — М. : Музыка, 1991. — 203 с.

89. Кремлев, Ю. А. Камиль Сен-Санс / Ю. А. Кремлев. — М. : Музыка, 1970, —345 с.

90. Крюков, А. Н. Александр Константинович Глазунов / А. Н. Крюков.

91. М. : Музыка, 1984. — 143 с.

92. Куницын, О. И. Глазунов : о жизни и творчестве великого русского музыканта / О. И. Куницын. — СПб. : Союз художников, 2009. — 720 с.

93. Курцман, А. С. А. К. Глазунов / А. С. Курцман. — М. : Музыка, 1965.164 с.

94. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII-XX веков / Т. С. Кюрегян. — 2-е изд, испр. — М. : Композитор, 2003. — 312 с.

95. Латышев, Н. А. Неизвестные рукописи саксофонных сочинений А. К. Глазунова / Н. А. Латышев // Музыковедение. — 2010. — № 5. — С. 47-52.

96. Левин, С. Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры / С. Я. Левин: в 2 ч. — ч.1. — М. : Музыка, 1973. — 262 с. — ч.2. — М. : Музыка, 1983, — 192 с.

97. Левин, С. Я. Произведения для духовых инструментов / С. Я. Левин // Музыкальное наследие Глазунов : Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т.— т. 1. —Л. : Музгиз, 1959, —С. 291-313

98. Левая, Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи / Т. Н. Левая. — М.: Музыка, 1991. — 164.2. е.: нот. ил.

99. Лихачев, Д. С. Текстология : на материале русской литературы X -XVII вв. / Д. С. Лихачев. — 3-е изд. — СПб. : Алетейя, 2001. — 186 с.

100. Ляпунова, А. С. О некоторых проблемах музыкального источниковедения / А. С. Ляпунова // Советская музыка. — 1971. — № 3. — С. 123-127.

101. Ляпунова, А. С. Рукописное наследие А. К. Глазунова / А. С. Ляпунова // Сборник Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. — вып. 3. — Л. : Изд-во ГПБ, 1955. — С. 103-121.

102. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки / Л. А. Мазель. — М. : Сов. Композитор, 1978. — 350 с.

103. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений : учебное пособие для музыкальных вузов / Л. А. Мазель. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1986. — 528 с.

104. Мазель, Л. А., Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1967. — 750 с.

105. Мифы и миры Александра Глазунова : сборник научных статей / ред-сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. — СПб. : изд-во Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 2002. — 190 с.

106. Морозов, Д. А. Следы ранней редакции Первой симфонии А. К. Глазунова в рукописном наследии композитора / Д. А. Морозов // Петербургский музыкальный архив. — вып.1. — СПб. : Канон, 1997. — С. 139-143.

107. Михайлов, М. К. О русской музыке. Исследования. Воспоминания / М. К. Михайлов. — СПб. : Канон, 1999. — 68 с.

108. Мищенко, М. П. Приношение Глазунову: К 140 летию со дня рождения Александра Константиновича Глазунова (1865-1936): Очерки / М. П. Мищенко. — СПб. : Культ-Информ-Пресс, 2006. — 112 с.

109. Музыкальное наследие. Глазунов Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. — т.1. — Л. : Музгиз, 1959. — 554с. — т.2. — Л. : Музгиз, 1960.— 569 с.

110. Музыкальные жанры : сборник статей / ред. Т. В. Попова. — М. : Музыка, 1968. —327 с.

111. Музыкальный словарь Гроува. — The Grove consise dictionary of music. — M. : Практика, 2007 — 1103 с.ил.

112. Назайкинский, E. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1982. — 318 с.

113. Найко, Н. М. Отражение проблем творческого процесса в литературном наследии русских композиторов XIX первой половины XX века : дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Найко Наталья Михайловна. — Новосибирск, 2003.242 с.

114. Никольская, Л. Б. О полифонии Глазунова / Л. Б. Никольская // Сборник статей по музыкальному образованию. — вып. 4. — Свердловск : изд-во Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского, 1961. — С. 199-210.

115. Овсянкина, Г. П. Об автографах- Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича / Г. П. Никольская // Процессы музыкального творчества : сборник трудов. — вып. 130. — М. : Российская академия музыки им. Гнесиных, 1993. — С. 153-168.

116. Онеггер, А. О музыкальном искусстве. / А. Онеггер. — пер. с фр., коммент. В. Н. Александровой, В. И. Быкова. — Л. : Музыка, 1979. — 264 с.

117. Оркестровые стили в русской музыке : сборник статей. — Л. : Музыка, 1987. — 213 с.

118. Оссовский, А. В. А. К. Глазунов / А. В. Оссовский // Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования. — Л. : Музыка, 1968. — С. 363-380.

119. Петровская, И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала XX века / И. Ф. Петровская. — 2-е изд. — М. : Музыка, 1989.—252с.

120. Прибегина, Г. А. О работе П. И. Чайковского над Шестой симфонией : по материлам рукописей / Г. А. Прибегина // Из истории русской и советской музыки. — вып. 2. — М. : Музыка, 1976. — С. 115-145.

121. Проблемы музыкальной текстологии. — Труды. — вып. 45. / ред.-сост. Д. Р. Петров. — М. : изд-во Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, 2003. — 183 с.

122. Проскурина, И. Ю. А. К. Глазунов в музыкальной культуре русского зарубежья : опыт исторической и стилевой реконструкции : дис. . канд. иск. : 17.00.02. / Проскурина Ирина Юрьевна. — М. : 2010, 268 с.

123. Проскурина, И. Ю. Вечер в Р1еуе1: Борис Шлецер рецензирует А. Глазунова / И. Ю. Проскурина // Музыковедение. — 2008. — № 7. — С. 17-21.

124. Протопопов, В. В. Полифония А. Глазунова / В. В. Протопопов // Протопопов В. В. История полифонии в ее важнейших явлениях. — М. : Гос. музыкальное изд-во. — 1962. — С. 147-168

125. Процессы музыкального творчества : сборник статей. — вып. 6. / ред.-сост. Е. В. Вязкова М. : изд-во Российской академии музыки им. Гнесиных, 2003.297 с.

126. Процессы музыкального творчества : сборник статей. — вып. 7. / ред.-сост. Е. В. Вязкова М. : изд-во Российской академии музыки им. Гнесиных, 2004.246 с.

127. Раабен, J1. Н. Камерно-инструментальные сочинения / JI. Н. Раабен // Музыкальное наследие Глазунов Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. — т.1. — Л. : Музгиз, 1959. — С. 245-290.

128. Рахманова, М. П. Н. А. Римский-Корсаков / М. П. Рахманова. — М. : изд-во Российской академии музыки им. Гнесиных, 2005. — 240 с.

129. Рейсер, С. А. Основы текстологии / С. А. Рейсер. — Л. : Просвещение, 1978. — 184 с.

130. Рейсер, С. А. Палеография и текстология Нового времени / С. А. Рейсер. — М. : Просвещение, 1970. — 260 с.

131. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. — 1-е изд. — СПб. : Типография Глазунова, 1909. — 373 с.

132. Римский-Корсаков, Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные сочинения и переписка / Н. А. Римский-Корсаков. —- т. VIII А. — М. : Музыка, 1981. — 353 с.

133. Рудин, Б. М. Творческий процесс в эволюционном аспекте / Б. М. Рудин // Художественное и научное творчество : сборник статей / под ред. Б. М. Мейлах. — Л. : Наука, 1972. — С. 54-67

134. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. — СПб. : Композитор, 2004. — 300 с.

135. Сабанеев, Л. Л. Всеобщая история музыки / Л. Л. Сабанеев. — М. : Работник Просвещения, 1925. — 266 с.

136. Сабанеев, Л. Л. История русской музыки / Л. Л. Сабанеев. — М. : Работник Просвещения, 1924. — 88 с.

137. Сабанеев, Л. Л. Воспоминания о России / Л. Л. Сабанеев. — М. : Классика-ХХ1, 2004. — 268 с.

138. Савенко, С. И. Мир Стравинского / С. И. Савенко. — М. : Композитор, 2001. —328 с.

139. Синявская, Л. П. Мир не явлений, но сущностей (музыка А. Глазунова) // Музыкальная академия. — 2000. — № 4. — С.167-175

140. Скворцова, И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX XX веков : исследование / И. А. Скворцова. — М. : Композитор, 2009, —353 с.

141. Смирнов, Д. Н. О тайнах творческого процесса / Д. Н. Смирнов // Музыкальная академия. — 2002. — № 2. — С. 39-48.

142. Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию XX века /

143. A. С. Соколов. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 231 с.

144. Способин, И. В. Музыкальная форма / И. В. Способин. — М. : Музыка, 1980. — 400 е., нот.

145. Стасов, В. В. Наша музыка за последние 25 лет / В. В. Стасов // Стасов

146. B. В. Статьи о музыке: в 5 вып. — вып. 3. — М. : Музыка, 1976. — С. 323-330

147. Творческий процесс и художественное восприятие : сборник статей / под ред. Б. Ф. Егорова. — J1. : Наука, 1978. — 278 с.

148. Тихомиров, С. С. Сбережение оркестровых средств как принцип инструментовки в жанрах отечественной духовой музыки : дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Тихомиров Сергей Сергеевич. — Ростов, 2008. — 414 с.

149. Толмачев, Ю. А. Музыкальное исполнительство и педагогика : учебное пособие / Ю. Толмачев, В. Дубок. — Тамбов : изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2006. — 208 с.

150. Фатыхова, Э. А. А. К. Глазунов : письма к M. М. Курбанову / Э. А. Фатыхова // Петербургский музыкальный архив. — вып. 1. — СПб. : изд-во Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 1997, —С. 170-183.

151. Фатыхова, Э. А. Книга о Глазунове из Мюнхенского архива / Э. А. Фатыхова // Петербургский музыкальный архив. — вып.2. — СПб. : изд-во Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 1999.— С. 190-209.

152. Фатыхова, Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова (Опыт текстологического исследования) : дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Фатыхова Эльвира Анатольевна. — СПб, 2004. — 329 с.

153. Фатыхова, Э. А. Эпистолярное наследие А. К. Глазунова в фондах Отдела рукописей Петербургской консерватории / Э. А. Фатыхова // Петербургский музыкальный архив. — вып.1. — СПб. : 1997. — С. 144-147

154. Федорова, Г. П. А. К. Глазунов / Г. П. Федорова. — M J1. : Музгиз, 1947. — 50 с.

155. Фирсова, Н. Ф. Нотные автографы раннего творчества А. П. Бородина: (Опыт текстологического исследования) : дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Фирсова Наталья Федоровна. — СПб., 2000. — 200 с. — прил. (С. 201-354 ил.).

156. Фишман, Н. JI. Книга эскизов Бетховена за 1802-1803 годы. Расшифровка и исследование / Н. JI. Фишман. — М. : Гос. муз. изд-во, 1962. — 289 с.

157. Фортунатов, Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей / Ю. А. Фортунатов / Воспоминания о Ю. А. Фортунатове / ред.-сост. Е. И. Гордина, О. В. Лосева. — М. : изд-во Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, 2004. — 382 с.

158. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений : учебное пособие / В. Н. Холопова. — 2-е изд., испр. — СПб. : Лань, 2001. — 496 с.

159. Царева, Е. М. Иоганнес Брамс / Е. М. Царева. — М. : Музыка, 1986. — 383 с.

160. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений : вариационная форма / В. А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1974. — 239 с.

161. Цытович, В. И. Некоторые аспекты тембровой драматургии / В. И. Цытович // Современные вопросы музыкознания : сборник статей / ред. Е. А. Орлова. — М. : Музыка, 1976. — С. 207-237.

162. Шабалина, Т. В. Рукописи И. С. Баха : ключи к тайнам творчества / Т. В. Шабалина. — СПб. : Logos, 1999. — 440 с.

163. Шабалина, Т. В. Творчество И. С. Баха : Текстологическое исследование (на материале инструментальных сочинений) : дис. . докт. иск. : 17.00.02 / Шабалина Татьяна Васильевна. — СПб., 1999. — 251 с.

164. Штейнберг, М. О. Глазунов. Воспоминания о нем и его письма / М. О. Штейнберг // Музыкальное наследие. Глазунов Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. — т.2. — Л. : Музгиз, 1960. — С. 15-101.

165. Энгель, Ю. Д. А. К. Глазунов / Ю. Д. Энгель // Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. — 7 изд: в 58 т. — т. 15. — М. : Русский библиографический институт Гранат, 1912. — С. 94-95

166. Юдин, Г. Я. Из рукописного наследия / Г. Я. Юдин // Музыкальное наследие. Глазунов Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. — т.1.

167. Л. : Музгиз, 1959, —С. 314-352.

168. Южак, К. И. Фортепианные сонаты А. К. Глазунова / К. И. Южак М. : Музгиз, 1962. — 40 с.

169. Язовицкая, Э. Э. Хронограф сочинений А. К. Глазунова / Э. Э. Язовицкая // Музыкальное наследие. Глазунов Исследования. Материалы. Публикации. Письма: 2 т. — т.2. — Л. : Музгиз, 1960. Т. 2. — С. 465-537.

170. Янковский М. О. Вехи жизненного пути // Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. — Л. : Музгиз, 1959. — С. 7-114.

171. А. К. Glazunoff // Brockhaus enzyklopaedie. В. 8. F.A. Brockhaus Mannheim, 1989. - S. 569

172. А. К. Glazounow // Dictionnaire des grands musiciens sous la directions de Marc Vignal T. 1. — Paris: Larousse, 1987. — P. 242-243

173. A. K. Glazounow // Grand dictionnaire encyclopédique Larousse. T. 7. -Paris.:Larousse, 1995. — P. 4821

174. A. K. Glazounov // Leonard R. A. A history of Russian music. — N.Y.: The Macmillian Company, 1957. — P. 208-210

175. A. K. Glazunov // The new Encyclopaedia Britannica. — v.5. —Chicago, 1994. — P. 300-301

176. A. K. Glazunov // Webster's biographical dictionary, first ed. — Springfield, Mass. USA, 1943. — P. 600

177. Gojowy, Detlef Alexander Glasunow. Sein Leben in Bildern und Dokumenten / Detlef Gojowy. — Munchen : Paul List Verlag, 1986. — 161 s.

178. The new Grove's Dictionary of Music and Musicians In 29 Vol. 2-d ed.v.9. — Macmillian, 2001. — 947 p.

179. Venturini, Donald Alexander Glazounov. 1865-1936. His Life and Works / Donald Venturini. — Delphos, Ohio. S.a. : Aero printing, 1992. 100 p.

180. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ1. На правах рукописи04201357775

181. Латышев Николай Анатольевич

182. Произведения А. К. Глазунова для духовых инструментов: историко-текстологические аспекты Приложение

183. Специальность: 17.00.02 музыкальное искусство

184. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведениян. V

185. Рисунок № 1 А. К. Глазунов Автограф РНБ Ф. 187 № 326 Две пьесы для кларнета и фагота (сканированная копия автографа)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.