Пространственные мифологемы в творчестве У.Голдинга тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Кузнецова, Анна Игоревна

  • Кузнецова, Анна Игоревна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 232
Кузнецова, Анна Игоревна. Пространственные мифологемы в творчестве У.Голдинга: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2004. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кузнецова, Анна Игоревна

Введение

Содержание

Глава 1. Пространственная мифологема в литературном процессе

Глава 2. Мифологема Острова в творчестве У.Голдинга

2.1. Литературные и философские обоснования выбора Острова в качестве центра художественного пространства произведения

2.2. Мифологема Острова в романе У.Голдинга «Хапуга Мартин»

Глава 3. Мифологема Храма в творчестве У. Голдинга

3.1. Происхождение и обоснование понятия «мифологема Храма» в истории культуры

3.2. Мифологема Храма в романе У. Голдинга «Шпиль»

3.3. Мифологема Храма в романе У.Голдинга «Двойной язык»

Глава 4. Египетский топос в творчестве У. Голдинга

4.1. Мифологема Реки в повести У. Голдинга «Бог-скорпион»

4.2.Мифологема Пирамиды (семантика названия романа У.Голдинга «Пирамида»)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пространственные мифологемы в творчестве У.Голдинга»

Диссертация посвящена исследованию отдельных аспектов творчества английского писателя XX века Уильяма Джеральда Голдинга (1911-1993).

Удостоенный в 1983-м году Нобелевской премии «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире»1, У. Голдинг на протяжении всего своего творчества активно размышлял над проблемами добра и зла, человеческой природы и присутствия Бога в нашей жизни, исконной греховности человека - все эти вечные вопросы заключались им в форму романов-парабол, полных символических образов, литературных и мифологических реминисценций, «внутренних словесных течений [.], множеством сложных ритмов, ключевых слов и фраз» .

Характерное эмоциональное воздействие и объемная специфичность идейно-стилевого направления творчества У.Голдинга формируют мощную индивидуальность авторского образа, быть может, и не всегда схожего с реальным человеком3, но гравирующего в читательском сознании выделяющуюся среди современных писателей Голдинговскую картину мира. Художественный мир произведений У.Голдинга являет собой философски усложненный, но все же узнаваемый комплекс характерных религиозно-дидактических размышлений, своеобразных форм их художественного преломления и особого чувственного накала, доведенного до уровня высокой античной трагедии, повествующей о веке нынешнем. Признавая эпохальное значение целостных и одновременно диалектичных по своей природе представлений У.Голдинга о мире, его современник, английский писатель

1 Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: А—Л. М., 1992. С.50.

2 Павлычко С.Д. Философские романы Уильяма Голдинга // Литература Англии. 20-ыд век. Киев, 1987. С. 282.

3 Ивашева В.В. Патриарх из Солсбери. // Ивашева В.В. Английские диалоги. М., 1971.

Дж. Фаулз, почтительно замечает: «Существует множество других ныне здравствующих английских писателей. Я восхищаюсь ими по разным причинам, но никем так, как им. Я чувствую себя почти взволнованным [,.] приближаясь к нему. Сам Голдинг может оказаться значительно более сложным человеком, чем «Голдинг» [.] Но Голдинг смертен [.„] «Голдинг» - нет! Я уже знаю его как Будущее»4. «Голдинг» как особая система мировидения оценивается Дж. Фаулзом как некий вневременной критерий, творение, независимое от своего творца, его принадлежности определенному времени-пространству.

Познание «Голдинга» вероятно во многом лишь при тщательном анализе структуры и первоистоков его собственной авторской концепции мира, опирающейся на понятия «пространства» и «мифа». В связи с этим представляется возможным исследование пространственных мифологем в творчестве У.Голдинга не только в качестве одного из многочисленных аспектов анализа, но и как системы основополагающих единиц художественного ряда в произведениях писателя. Пространственные мифологемы - ключевые образы, вобравшие в себя концептуальные схемы движения авторской мысли и структуры, формирующие и дублирующие «скелет» авторской картины мира. Это структуры, составляющие своего рода «биокомпозицию»5 художественного мира романов У.Голдинга, где «эмбрионами» выступают пространственные мифологемы Храма, Острова, Реки, Пирамиды, в сжатом виде концентрирующие проблематику и некоторые особенности романной формы. Т.Г. Струкова писала о данной специфике пространственных мифологем в творчестве У.Голдинга: «Для британского прозаика миф — это неотъемлемая часть культуры, и поэтому он способен сформировать устойчивый базис романа, гармонизируя все части произведения. Писательская интерпретация мифологических архетипов

4 Fowles J. Golding and "Golding" // William Golding. The Man and his Books. L., 1986. P. 156. s «Биокомпозиция» - термин, введенный Н.Я. Берковским, применительно к специфике композиции романа Новалиса «Генрих фон Офгердинген»: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 178. отличается свободой, когда миф используется не ради мифа или является данью художественной моде»6.

В данном исследовании изучение и анализ пространственных мифологем в художественной литературе опирается на семиотическую теорию тартуско-московской школы, констатирующую актуальность категории пространства в современной литературе и культуре (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский7): «В наиболее значительных художественных тестах нового времени снова и снова генерируется подлинное мифопоэтическое и самодовлеющее пространство, выступающее как противовес отпадающим и технизированным образам пространства. Это новое завоевание [.], одухотворение пространства совершается в разных направлениях и разными способами. Среди них - создание новых мифологем о пространстве, которые иногда становятся лейтмотивом целых текстов и «разыгрываются» не только на уровне образов и идей, но и на собственно языковом уровне»8.

Анализ пространственных категорий на материале художественной литературы следует современной тенденции гуманитарных наук к изучению различных видов творческой деятельности как продуктов, в первую очередь, ментальной сущности и, следовательно, свидетельствующих о неком едином целом - образе чувствования и мышления, о духовном бытии (в западной философской мысли это направление представляют Э. Кассирер, У. Эко9, в отечественной науке можно назвать недавно опубликованную работу Е.Е. Бирюковой10).

Теоретической базой при анализе пространственных мифологем в творчестве У.Голдинга стала эпистемологическая система, представленная в

6 Струкова Т.Г. «Морская трилогия» У Холдинга: традиция и новаторство. Воронеж, 2000. С.7.

7 Лотман Ю.Б. Семиосфера. СПб., 2000; Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

8 Топоров В.И. Пространство и текст // Текст. Семантика и структура. М., 1983. С. 272.

9 Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998; Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004.

10 Бирюкова Е.Е. Эстетика формы и содержание архитектурного пространства. Дисс. к.ф.н. Владимир, 2003. отечественной гуманитарной науке Л.Г.Бергер, чья монография «Эпистемология искусства», выпущенная в 1997 году, стала заметным событием в истории современной культурологической и философской мысли. В своей работе Л.Г. Бергер переносит тезис о взаимообусловленности пространственных характеристик и системы мировоззрения в сферу искусства (живописи, архитектуры, музыки и литературы): «. изобразительные принципы создания художественной композиции и методы художественной выразительности несут в себе образный познавательный смысл мировоззрения, запечатлевают пространственный образ мира своей эпохи»11.

Феноменальная популярность книг У.Голдинга, расходящихся огромными тиражами и бесконечно переиздающихся, привела не только к повышенному вниманию читательской аудитории, но и большому объему критической литературы, посвященной анализу «свежих» публикаций, поэтому большая часть монографий, статей датируется временем, не столь разнящимся с датой выхода в свет очередного романа, хотя бесконечные варианты интерпретаций предлагаются критикой и поныне. Как правило, исследователи уделяют все свое внимание содержательному уровню

1 "У произведений У.Голдинга: дидактизму его романов (Дж. Кларк ), дихотомии души и тела (А. Броуз13), претекстам (Б. Дик, С. Бойд, А. Джонстон14), анализу философской проблематики (Д. Кромптон15) Среди подробных и обширных монографий выделяются исследования Л.Ходсона, М. Кинкед-Викса и Я.Грегора, Дж. Жандана, В.Тайгер, С. Медкафа16.

11 Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997. С. 320.

12 Clark G. An Illiberal Education: William Golding' s Pedagogy // Seven Contemporary Authors. Austin, 1968.

13 Broes A.T. The Two Worlds of William Golding // Lectures on Modern Novelists. Pittsburgh, 1963.

14 Dick B.F. William Golding. N.Y., 1967; Boyd S.J. The Novels of William Golding. N.Y., 1988; Johnston A. Miscasting of Pincher Martin // William Golding. Some Critical Consideration. Lexington, 1978.

15 Crompton Don. A View from the Spire. N.Y., 1985.

16 Hodson L. William Golding. Edinburgh, 1969; Kinkead-Weeks M. & Gregor I. William Golding. A Critical Study. L., 1984; Gindin J. William Golding. L., 1988; Tiger V. William Golding. The Dark Fields of Discovery. L., 1974; Medcalf S. William Golding L., 1975.

Для понимания авторской позиции, мировоззрения У. Голдинга очень

17 18 важны т. н. «интервью» с писателем (Дж.Байлза и Г. Хаффендена , имеющих свой аналог и в отечественной критике19).

По предмету исследования круг анализируемых произведений «традиционно» остается достаточно узким: в нем, как правило, достаточно мало внимания уделяется роману «Хапуга Мартин» (мифологема Острова) и повести «Бог Скорпион» (египетский топос, мифологема Реки).

Несмотря на повышенное внимание англо-американских литературоведов к творчеству У. Голдинга, их также в большей степени интересует философская трактовка романов, чем способ их построения. Понятие пространственных мифологем не упоминается зарубежными учеными применительно к творчеству У.Голдинга, хотя во многих исследованиях определенное место уделено символике Храма, Острова и Пирамиды. Среди наиболее интересных и объемных можно выделить монографию финского ученого Гюннела Клива «Элементы мистицизма в трех романах У.Голдинга» (1986) , посвященной анализу ряда ключевых образов («keywords»), возводимых Г. Кливом к кругу понятий английских мистиков 14 века («important mystical noun»), на примере романов «Хапуга Мартин», «Шпиль», «Зримая тьма». К таким понятиям он, в частности, относит «центр», «молнию», «тьму», «остров», «дерево», «видение», «веру», «огонь» и т.д. Схожий структурно-статистический метод отличает монографию М. Сталамара «Система образов в романе У.Голдинга «Шпиль» (1977) , в которой автор выявляет и классифицирует несколько десятков образов, найденных им в романе «Шпиль». Наконец, весьма объемный и достоверный образец структурного анализа образа пирамиды в романе «Пирамида» предложил в своей монографии «Уильям Голдинг» Дж. Жандан

17 Biles J.I. Talk: Conversations with W. Golding. H.Y. 1970.

18 Haffenden G. Novelists in Interview. L„ 1985.

19 Ивашева B.B. Патриарх из Солсбери // Ивашева В.В. Английские диалоги. М., 1971.

20 Cleve G. Elements of Mysticism in three of William Golding's Novels. Turku, 1986.

21 Stalhammar M M. Imagery in Golding"s The Spire. Goteborg, 1977. Краткую характеристику дайной монографии см.: 3.2. Мифологема Храма в романе У. Голдинга «Шпиль».

1988). Кстати, эта работа ценна еще главой, посвященной критической и

22 читательской рецепции творчества У.Голдинга в США и Великобритании .

В отечественном литературоведении приходиться, к сожалению, отметить отсутствие фундаментальных работ, касающихся произведений У. Голдинга, чье творчество рассматривается лишь в аспекте исследований, посвященных отдельным романам («Шпиль» - А.А. Елистратова, Н.Г. Владимирова, Е.З. Алеева23; «Наследники» - С.Л. Кошелев24; «Повелитель мух» - А.А. Дружинина, Б.А. Минц, Е.З. Алеева25; «Пирамида» - А.А. Елистратова26; «Двойной язык» - Н.Г. Владимирова27; «Морская трилогия» -Т.Г. Струкова ). Обзорный анализ романов У. Голдинга встречается лишь в контексте работ, посвященных истории английской литературы всего XX

29 „ века или в справочном материале . В отечественной критике произведения У.Голдинга анализируются, как правило, в философском плане30 или в плане жанровой специфики31, поэтому весьма актуальным представляется анализ таких малоизученных отечественным литературоведением элементов поэтики У.Голдинга как пространственные мифологемы Острова, Храма, Реки и Пирамиды. Данное направление анализа вводит творчество У. Голдинга в совершенно новую систему координат, отличную от предлагавшихся прежде исследователями методов анализа.

22 Gindin J. Popular and Critical Reception // Gindin J. William Golding. L., 1988.

23 Елистратова А. А. У. Голдинг и его роман «Шпиль» // Зарубежная литература и современность. М.,1970; Владимирова Н.Г. Поэтика и семиотика храма в роман Голдинга «Шпиль» // Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании. Великий Новгород, 2001; Алеева Е.З. Художественный мир Уильяма Голдинга. Дисс. .к,ф,н. Казань, 1993.

24 Кошелев С. Л. Проблематика нравственного прогресса в романе У. Голдинга «Наследники» // Переходные эстетические явления в литературном процессе. 18-20 век. М., 1981.

25 Дружинина А. А. Роман У. Голдинга «Повелитель мух» // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе к,19-н.20 века. М.,1975; Минц Б. А Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» как образец английской философско-аллегорической прозы. Дисс. . к.ф.н. М., 1988; Алеева Е.З. Художественный мир Уильяма Голдинга. Дисс. . к.ф.н. Казань, 1993.

26 Елистратова А. А. «Пирамида» У. Голдинга // «Иностранная литература», 1968, №1.

27 Владимирова Н.Г. Двойной язык мифа (романы Д Бауэна, У.Годдинга) И Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании. Великий Новгород, 2001.

28 Струкова Т.Г. «Морская трилогия» У.Голдинга: традиция и новаторство. Воронеж, 2000.

29 Черноземова Е.Н. Голдинг// Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 с. Ч. 1. А - Л. М., 1997.

30 Ивашева В. В. Философский роман экзистенциалистской ориентации // Ивашева В. В. Английская литература. 20-й век. М.,1967; Зинде М.М. Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философского аллегорического романа. Дисс. . к.ф.н. М., 1979.

31 Аникнн Г. В. Философско-аллегорический роман У. Голдинга // Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск, 1971.

Актуальность темы диссертационной работы определяется тем, что данное исследование посвящено таким малоизученным аспектам произведений У. Голдинга как мифологический «подтекст», художественное пространство, взаимодействие разных видов искусств (в первую очередь, литературы и архитектуры) и, наконец, пространственным мифологемам, впервые проанализированным в контексте творчества У.Голдинга.

О значительном интересе к наследию английского писателя в нашей стране свидетельствуют многочисленные переиздания и публикации его произведений, раннее не переводившихся на русский язык. За последние десять лет были переведены его романы «Двойной язык», «Бумажные людишки», «Зримая тьма», «Ритуалы плаванья» и т.д. Возрастает количество исследований, посвященных творчеству этого автора (диссертации Е.З. Алеевой, Б.А. Минц, Т.Г. Струковой, Н.Г. Владимировой, обширные вступительные статьи А.А. Чамеева, В.А. Скороденко, Б.А. Гиленсона, Н. Эристави ). Но до сих пор в работах отечественных и зарубежных ученых практически не затрагивалась специфика художественного пространства в творчестве У.Голдинга и не анализировалась роль организующих не только пространство, но философско-идейный уровень произведения пространственных мифологем.

Данная диссертационная работа стремится восполнить этот пробел и продемонстрировать необходимость учета специфических единиц голдинговской образно-символической системы — пространственных мифологем.

Исследование пространственных мифологем в творчестве У.Голдинга актуально также вследствие введения его произведений (посредством пространственных мифологем) в круг принципиальных для современной эстетики и философии проблем антропной перспективы архитектурного

32 Чамеев А. А. Уильям Голдинг - сочинитель притч // Голдинг У. Бог-скорпион. Клонк-клонк. Чрезвычайный посол. СПб., 2000; Скороденко В. А. Притчи У. Голдинга // Голдинг У. «Шпиль» и др. повести: Сборник. М., 1981; Гиленсон Б. А. Мир Уильяма Голдинга // Уайт П. Повести. Голдинг У. Повелитель мух. Повесть. М., 1999; Эристави Н. Наследники слова // Голдинг У. Двойной язык. М., 2001. мифологема Храма и Пирамиды) и географического (мифологема Острова и Реки) пространства, то есть изучения пространства на эстетико-философском уровне.

Целью исследования является анализ пространственных мифологем в творчестве У.Голдинга, определение их роли и места в пределах отдельного произведения и всего творческого процесса, а также создание целостной «пространственно-мифологической» картины мира, присущей творческому методу У.Голдинга.

Для осуществления поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) выделить ключевые пространственные мифологемы в творчестве У.Голдинга;

2) проанализировать культурно-историческое, антропологическое и мифологическое наполнение данных мифологем в истории культуры и литературы;

3) исследовать специфику и интерпретацию У.Голдингом основных пространственных мифологем в процессе анализа его художественных произведений, а также публицистики и эссеистики;

4) выявить своеобразие пространственных мифологем в творчестве У.Голдинга, проследив в них реализацию основных особенностей его творческого метода, философской концепции и поэтики.

Постановка такого круга задач диктует ограничение исследуемого материала. Работа не ставит целью рассмотрение всего творчества английского автора. Приоритет отдан произведениям, в которых пространственные мифологемы играют центральную, структурообразующую роль и входят в число активно действующих и первостепенных в авторской картине мира художественных единиц.

Предметом исследования при анализе мифологемы Храма стали романы «Шпиль» («The Spire», 1964) и «Двойной язык» («The Double Tongue», 1995), мифологемы Острова - «Хапуга Мартин» («Pincher Martin», 1956), мифологемы Реки - повесть «Бог Скорпион» («The Scorpion God», 1971), мифологемы Пирамиды - роман «Пирамида» («The Pyramid», 1967).

Из анализа были исключены романы «Повелитель мух» (мифологема Острова) , и «Ритуалы плаванья» (мифологема Корабля) вследствие их обширного анализа в предшествующих диссертационных исследованиях33.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе впервые:

1) в отечественном литературоведении предлагается анализ романов «Хапуга Мартин» и «Бог Скорпион», причем основное внимание уделяется не затронутым, в том числе, зарубежной критикой, вопросам, а в романах «Шпиль», «Пирамида», «Наследники», «Двойной язык» затрагиваются неосвещенные ранее аспекты творчества У.Голдинга;

2) исследуется специфика пространственных мифологем в творчестве У. Голдинга и анализируются мифологемы Острова, Храма, Пирамиды и Реки;

3) на основе авторской интерпретации названных мифологем демонстрируются и объясняются многие философско-нравственные искания У.Голдинга, намечаются ключевые темы его творчества.

Теоретико-методологичекая база исследования обусловлена устремленностью современного литературоведения к всеохватному анализу литературного материала. Объективность исследованию, в первую очередь, обеспечивает осознанная калейдоскопичность применяемых методов анализа. В данной работе использовались структурный, компаративистский,

33 «Повелитель мух» - Алеева Е.З. Художественный мир Уильяма Голдинга. Дисс. . кф.н. Нижний Новгород, 1993; Минц Б.А. Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» как образец английской философско-аллегорической прозы. Дисс. . к.ф.н. М., 1988; Попов Ю.И, Робинзонада XX века. Функционирование традиционной сюжетной модели в европейских литературах новейшего времени. Дисс. . к.ф.н. Черновцы, 1987.

Морская трилогия» - Струкова Т.Г. Жанр морского романа и его модификации. Дисс. . дф.н. М., 1999. мифологический, историко-теоретический и в то же время тезаурусный подходы, которые в совокупности позволяют добиться сравнительно объективной, разносторонней интерпретации художественного текста с неожиданными находками и удивительными параллелями.

Обращение к теории пространства и антропологическому обоснованию ряда образов и сюжетов включает в круг внимания более широкий спектр проблем, связанных, в первую очередь, со склонностью современного литературоведения к структурному анализу литературного произведения. (Р. Барт, К. Леви-Стросс34).

На формирование теоретической базы и дефиницию понятия мифологема повлияла мифологическая критика (Л. Леви-Брюль, Е. М. Мелетинский, М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл, М. Бодкин, Дж. Уайт, Д. Фрезер, В.Я. Пропп35), а также данные психоанализа (К. Кереньи, К.Г. Юнг36) и результаты работы отечественных ученых, А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко, чьи общетеоретические исследования, древнейших универсалий культуры подтвердили (на материале мифологем) тезис о взаимосвязи ментальных

1*7 структур и «полем историко-культурной феноменологии» .

Применение тезаурусного метода

В.А. Луков ) в сочетании с традиционным историко-теоретическим (А.Н. Веселовский, А.Ф. Лосев39) приводит к искомому синтезу методов, к которому стремится современное литературоведение.

34 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; Левн-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

35 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М, 1994; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995; Элиаде М Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское М., 2000; Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997; Bodkin М. Archetypal Patterns in Poetry. N.Y., 1958; White J.J. Mythology in the Modern Novel. Princeton, 1971; Фрезер Д Золотая ветвь. M., 1928; Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928.

36 Кереньи К., Юнг К.Г. Введение в сущность мифологии // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997.

37 Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Структурная морфология культуры // Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М, 1998. С.З.

38 Луковы Вал. и Вл. Концепция курса «Мировая культура». Тезаурологический подход // Педагогическое образование. Вып. 5, М., 1992; Луков В. А. Тезаурологический подход // Луков В. А. История зарубежной литературы. Ч. 1: Литература Античности, Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2000.

39 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989; Лосев А.Ф. Знак Символ. Миф. М.,1982.

Значительную роль при пространственном анализе сыграли исследования М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, В.И. Топорова, П. Флоренского, Д.С. Лихачева40.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в дальнейших исследованиях, посвященных теории художественного пространства и дефиниции понятия мифологема, а также при чтении лекций и спецкурсов по истории английской и европейской литературы XX века, теории художественного пространства для филологических факультетов высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения данного диссертационного исследования обсуждались в виде докладов на ежегодных XIV, XV и XVI Пуришевских чтениях в Mill У (2002, 2003, 2004), на I и II Межвузовских конференциях молодых ученых в Mill У (2002, 2003). Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы Mill У и аспирантского объединения. Материалы исследования используются при чтении лекций по истории английской литературы для студентов Mill У. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме исследования.

Структура работы. Диссертационное исследование определяется целями и материалом исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 256 наименований на русском, французском и английском языках, включающих художественные тексты и критическую литературу и трех приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Кузнецова, Анна Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура и функционирование пространственных мифологем в творчестве Уильяма Голдинга демонстрируют особую авторскую картину мира, где такие универсальные пространственные образы как мифологемы исполняют роль системы координат, по которой ориентируется романное действие. Мифологический подтекст современного романа наиболее значимо прочитывается на уровне художественного пространства. Безусловно, ошибочно однозначное сведение художественного мира произведения к определенному генерализирующему мифу или архетипу, но архитектоника пространства, восходящая к мифологической праоснове, позволяет расширить сферу толкования художественного текста. По замечанию А.В. Миронова, мифологемы «выполняют функцию знаков-заместителей целостных ситуаций и сюжетов, и уже по нескольким из них возможно реконструировать мифопоэтический пласт того или иного произведения, так

339 как они органически взаимосвязаны и взаимодополняемы» .

Специфика пространственной модели мира У.Голдинга заключается в изначально заложенной в самой идее мифологемы многозначности интерпретации. Объемность выбранных У. Голдингом пространственных мифологем, их обрастание в процессе исторического развития культурно-литературными «подсмыслами», ассоциациями и традициями дают возможность автору объединять в пределах одного произведения различные мифологические, архетипические, христианские, экзистенциальные варианты одной пространственной базисной конструкции. Подобный синтез всегда привлекал читателя изысканной стройностью и поэтичностью изображения созданного автором мира, полного символических образов, литературных

339 Миронов А.В. Мифопоэтика романа Э.Л. Войнич «Овод» в свете современных теорий мифа // Дисс.к.ф.н., Нижний Новгород, 2002. С. 72. мифологических реминисценций, «внутренних словесных течений [.], множества сложных ритмов, ключевых слов и фраз»339.

Микрокосм У. Голдинга - писателя включает в себя три значительных культурно-исторических пласта - древнеегипетский («Бог-скорпион», отчасти «Пирамида»), античный («Чрезвычайный посол», «Двойной язык»), христианский («Шпиль», «Хапуга Мартин» и все «современные» романы) -каждый из которых сыграл значительную роль в формировании философских и эстетических представлений автора. Эти три эпохи в развитии человечества стали для писателя тремя системами мировидения, тремя концепциям бытия. Художественное творчество У.Голдинга является своего рода иллюстрацией к этим пространственно-временным континуумам. Основной точкой отсчета для них в контексте художественного творчества У.Голдинга выступает пространство «начальное», языческое или первобытное, еще не обладающее сводом культурно-философских представлений и потому в своем «нулевом» базисном состоянии не выступающее как отдельное, полемизирующее с остальными пространство («Наследники», «Клонк-клонк»), Вступая в диспут с тремя формами сознания, интерпретируя и проецируя их на современность, У.Голдинг, в конечном итоге, оперирует универсальными категориями, мифологемами Острова, Храма, Реки, Пирамиды. Демонстрируя специфику каждого континуума, пространственные мифологемы выводят их на уровень всеохватной авторской концепции бытия, которая заставляет говорить об особом притчевом уровне произведений У. Голдинга.

Сложная, хаотичная и непонятная, на первый взгляд, модель мира У. Голдинга выстраивается, как всегда, в строгую логическую структуру миров, вертящихся вокруг «центра» художественного пространства, человеческой души (образ «черного центра» - ключевое идейное пространство в творчестве У.Голдинга), и, если в романах «Повелитель мух», «Хапуга Мартин» с помощью мифологемы Острова автор исследует эту душу в условиях

339 Павлычко С.Д. Философские романы Уильяма Голдинга // Литература Англии. 20-ый век. Киев, 1987. С 282. физической изоляции, то в романах «Шпиль», «Двойной язык» изоляция уже чисто психологическая. Сакральность же Храмового пространства усиливает экстремальность и делает читателя свидетелем обнаженного и диалектически неразрешенного диалога с Богом.

Подробный анализ мифологемы Острова в романе «Хапуга Мартин» демонстрирует своеобразное преломление У. Холдингом классического литературного пространства Острова, и это включает роман в контекст традиции европейской «робинзонады» и «островной» литературы. С другой стороны, символика изолированного локуса и образ Горы - Центра мира, коррелирующийся со Скалой в романе, а также «театрализация» плана Острова и роль Мартина-демиурга предоставляют возможность взаимодействия различных уровней толкования художественного текста: философской (человек и Вечность), «естественной» (человек наедине с природой), экзистенциалистской (Остров - это спасение, жизнь, которая одновременно ожидание смерти), теологической (Остров - чистилище), мифологической (Мартин - Прометей на скале), психолого-реалистической (Остров - фантазия подсознания).

Другая центральная мифологема в творчестве У. Голдинга -мифологема Храма. В поэтике романа «Шпиль» Храма играет многообразную роль: организует сюжет, составляет суть конфликта, является пространственным и символическим центром, привносит категорию трагического и жанровые признаки романа-трагедии в ткань произведения, становится самостоятельным образом в системе действующих лиц. Космическая мощь, mana мифологемы Храма накладывает свой специфический отпечаток на содержательную и формальную структуру романа, задает архетипический сюжет строительства Храма земного как отражения Храма небесного, что, в свою очередь, делает неизбежным конфликт между Сакральным и Мирским в романе.

Мифологема Храма в романе «Шпиль» заключает в себе ряд образов-лейтмотивов, принципиальных для авторской идейной концепции: стража, зверя, ожившего камня. Эти лейтмотивы, а также несколько образов-констант, несущих в себе объединяющую идею убежища, дублируют друг друга и замыкаются, в конечном итоге, в пространстве Храма. Своеобразная колористика, звукопись, метафизика света, а также принципы готической образности в поэтике Храма явились результатом голдинговского преломления Imago Templi в контексте готической культуры и стилистике.

В другом романе «Двойной язык» У. Голдинг обращается к иной эпохе и выбирает местом действия храм античный. Тема Дельфийского Храма, коррелируется в романе с проблемой Слова в мировой культуре, конфликтом аполлонического и дионисийского начал, проблемой Неведомого Бога и раздвоенного бытия.

Образы Солсберийского и Дельфийского храмов («Шпиль», «Двойной язык») вводят читателя в контекст дискуссии о соотношении литературы и архитектуры. Зодчество близко словесности, строительство каменное подобно словосложению, и в романах У.Голдинга мифологема Храма всегда проецирует на художественную ткань произведения идею Слова и, следовательно, Духа. «Важно то, что человек ощущает потребность воспроизводить космогонию при любом строительстве, что это воспроизведение делает его современником мистического момента мирового начала и что он испытывает потребность как можно чаще возвращаться в этот мистический момент для возрождения»340. Пространство космогонично в любом виде искусства, в том числе и в литературе. Максимальное выражение такая цель находит в произведениях, где центром художественного пространства становится Храм.

По сравнению с мифологемами Храма и Острова мифологемы Реки и особенно Пирамиды более специфичны в силу своей принадлежности исключительно египетскому топосу и авторской «древнеегипетской» философии У.Голдинга, возводящего к мировидению древних египтян собственную авторскую концепцию мира, в котором довлеет мистика и диалектичность. Вводя мифологемы Храма или Острова в словесную ткань произведения, У.Голдинг ориентировался на предшествующую литературную традицию, как в сфере поэтики, так и в сфере интерпретации, что заставляет говорить о значительном количестве «претекстов» романов У.Голдинга. При создании же Пирамиды (Река ни в одном произведении не обозначена как центральный образ) автор имел в виду собственное представление о смысловых составляющих этого образа, что исключает возможность поиска культурных ассоциаций и литературных реминисценций и выделяет Пирамиду в разряд авторских пространственных мифологем.

В моделировании реальности романист использовал приемы, характерные для литературы XX века: ведение повествования с «точки зрения» героя и, соответственно, конструирование реальности, зависимой от него, использование памяти героя в качестве внутреннего пространства (план воспоминаний) для расширения хронотопа. Подобная «точка зрения» приносит особую специфичность мифологемам в произведениях, оживляя их и наделяя своим собственным, иногда даже угрожающим герою, бытием.

Персонификация» пространственных мифологем задает поэтику их описания и функционирования, особенно при выполнении ими роли центра художественного пространства произведения, как то: Храм в романе «Шпиль» или Скала (Остров) в романах «Хапуга Мартин», «Повелитель мух». Мифологемы активно «вписываются» в композицию образной системы, руководят хронотопом произведения, становятся одной из противоборствующих сторон конфликта (или же включают в себя конфликт, в силу своей изначальной амбивалентности), организуют систему мотивов и лейтмотивов, повторяющихся затем на иных структурных уровнях произведения. «Персонификация» пространственных мифологем обусловливает поэтическую живописность изображения и особую систему художественно-изобразительных средств, порой даже ритмизацию описания пространственных мифологем в творчестве У.Голдинга.

В творчестве У. Голдинга складывается особая концепция пространственных мифологем как неких живых извечных субстанций, не только существующих наравне с человеком, но и поглощающих его (Река, в чьем разливе гибнет Древнее Царство - «Бог- скорпион», Пирамида, в которой «замуровано» все пространство романа «Пирамида», лейтмотив «пожирания» в поэтике мифологем Острова и Храма в романах «Хапуга Мартин» и «Шпиль»). Пространство довлеет над человеком в художественном мире У. Голдинга, но оно не враждебно ему, пространственные мифологемы - это мир Вечности, которая изначально равнодушна к таким временным зацепкам как человеческая жизнь. Вечность - это и Бог, и Дух , и Душа, и Универсум, к ней применимы различные трактовки в силу разветвленной системы «подсмыслов» творчества У.Голдинга, но она не прощает равнодушия к себе. Специфика голдинговского «двоемирия» в том, что он сознательно сталкивает два мира и на их стыке располагает своего героя, который, оказавшись во «впущенном» пространстве маны, Вечности, являет свой «черный центр», истинную суть. Пространственные мифологемы, будучи объектами мира реального, в то же время представляют собой универсальные категории и, таким образом, соединяют мирское и сакральное пространство (отсюда их амбивалентность, ставшая источником конфликта в романах У. Голдинга).

Все четыре центральные пространственные мифологемы в творчестве У.Голдинга, Храм, Остров, Пирамида, Река, объединяет принцип изолированности от мира, что делает эти мифологемы своего рода экспериментальным полем для романного действия и обеспечивает чистоту и объективность пути, по которому пойдет герой У. Голдинга. Замкнутые локусы обрамляют повествование и организуют внутри него ритмизированную структуру из повторяющихся на нескольких уровнях текста лейтмотивах, восходящих к главенствующей пространственной мифологеме.

Сознательно смоделированная реальность (а пространственный образ, топос, можно назвать мифологемой лишь в случае обладания им целым комплексом выработанных в культурно-историческом процессе признаков и толкований) демонстрирует читателю игру с уже давно известными правилами. В этой узнаваемости Храма, Острова, Реки или Пирамиды кроется, с одной стороны, возможность возведения книги к первоосновам, а с другой стороны, позволяет исключительно точно продемонстрировать авторскую интерпретацию (и, соответственно, авторское ego) на фоне обладающих признаком универсальности пространственных мифологем.

203

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кузнецова, Анна Игоревна, 2004 год

1. Голдинг У. Бог-скорпион. Клонк-клонк. Чрезвычайный посол. СПб., 2000.

2. Голдинг У. Двойной язык. М., 2001.

3. Голдинг У. Собрание сочинений. Свободное падение. СПб., 1999.

4. Голдинг У. Страшная болезнь // Судьбы романа (Сборник статей). М., 1975.

5. Голдинг У. Шпиль. СПб., 2000.

6. Акройд П. Биография Лондона // Иностранная литература, 2002.№10.

7. Вольф К. Кассандра. Медея. Летний этюд. М., 2001.

8. Восхваление Нила // Лирика Древнего Египта. М., 1965.

9. Герберт Дж. Церковный пол // Английская лирика первой половины XVII века / Под ред. А.Н. Горбунова. М., 1989.

10. Гете И.-В. О немецком зодчестве // Гете И.-В. Собр. соч. М., 1937. Т. 10.

11. Гимн Атону // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963.

12. Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1984. Т.7.

13. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М., 2003.

14. Данте А. Божественная комедия. // Европейский эпос античности и средних веков. М., 1984.

15. Овидий. Метаморфозы. М, 1977.

16. Опенгеймер П. Эссе о поэзии. Эпоха подлинности: американский поэт в Англии // www.01evsky.com/poetry/paulopengeimer.html

17. Поуп А. Опыт о человеке // Поуп А. Поэмы. М., 1988.

18. Поучение Птахотепа // Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.

19. Равалек В. Ностальгия по черной магии // Иностранная литература. 2003. №10.

20. Сартр Ж.-П. Тошнота: Роман; Стена: Новеллы. Харьков, 1999.

21. Турнье М. Пятница, или тихоокеанские лимбы. СПб., 1999.

22. Эко У. Во что верят неверующие (Из переписки Умберто Эко и кардинала Мартини) // \vww.internews.ru/smi/index/d297ueko.html

23. Эко У. Остров накануне. СПб., 2002.

24. Golding W. An Egyptian Journal. L., 1985.

25. Golding W. A Moving Target. L., 1982.

26. Golding W. Pincher Martin. L., 1972.

27. Golding W. The Double Tongue. L., 1995.

28. Golding W. The Hot Gates and Other Occasional Pieces. L., 1965.

29. Golding W. The Pyramid. L., 1967.

30. Golding W. The Scorpion God. Three short novels. L., 1971.

31. Golding W. The Spire. N.Y., 1964.

32. An Anthology of Contemporary English Poetry. Oxford, 2003.1. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

33. Аверинцев C.C. Архетип // София Логос. Словарь. Киев, 2001.

34. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

35. Алеева Е.З. Художественный мир Уильяма Голдинга. Дисс. .к.ф.н. Казань, 1993.

36. Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.

37. Анджапаридзе Г.А., Скороденко В.А. Уильям Голдинг // Английская литература 1945-1980. М., 1987.

38. Аникин Г.В. Философско-аллегорический роман У. Голдинга // Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск, 1971.

39. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX в. М., 1986.

40. Аникст А. История английской литературы. М., 1956.41

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.