Противоречивость феминистских воззрений на семью в практике женских движений в США: Историко-социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Филлипс, Ч. Томас

  • Филлипс, Ч. Томас
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 200
Филлипс, Ч. Томас. Противоречивость феминистских воззрений на семью в практике женских движений в США: Историко-социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Москва. 2001. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Филлипс, Ч. Томас

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Исторический обзор внесемейных взглядов в практике женских движений и в феминистских теориях

§ 1 Доктрина естественных прав эпохи Просвещения.

§ 2 Культурный феминизм.

§ 3 Феминизм и марксизм.

§ 4 Противоречивость феминистских воззрений на материнство и домашнюю жизнь в первой половины XX столетия.

§ 5 Новая волна феминизма в 60егоды.;.

ГЛАВА II. Контрсемейная сущность феминизма под прикрытием «освободительных» лозунгов движения женщин за равенство полов

§ 1 Поиск идентичности через реконструкцию женской сексуальности в практике радикальных движений.

§ 2 Ответная реакция на радикальный феминизм.

§ 3 Неотделимость прав и обязанностей полов от взаимной обусловленности мужских и женских ролей в семье.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Противоречивость феминистских воззрений на семью в практике женских движений в США: Историко-социологический анализ»

С конца XIX века по сегодняшний день большинство феминисток выражало свой нигилизм относительно традиционной формы семейного уклада жизни, хотя придерживались противоречивой или двойственной позиции по поводу значения брака и семьи. С одной стороны жестко критикуя брак и семью, они в тоже время первоначально не отказывались от идеи трансформации семьи в нечто «более справедливое» по отношении к женщинам, такое, где, например, соблюдалось бы «равноправие» сторон.

На протяжении большей части истории и для большей части человечества роли мужчины и женщины определялись потребностями сохранения и поддержания жизнеспособности семьи, рода или страны. В прежние времена мужчины и женщины следовали, в основном, поведенческим канонам отношений друг с другом, которые диктовало им общество. Их функциональные роли старого уклада пересматриваются в современную эпоху, с ее новорожденной индустриализацией, с быстрой миграцией населения из деревень в города, с внезапно возникшей доступностью информации о других культурах, универсальным образованием, стремительным прогрессом в области коммуникаций и персональной мобильности. Можно добавить к этому списку новые технологические потребности общества, огромный объем научных наработок, оживление в исследованиях человеческой психологии, разработка многочисленных противозачаточных средств, чтобы люди могли вступать в сексуальные отношения, не опасаясь наступления беременности. Суммируя все это, мы получаем элементы, которые самым пагубным образом подрывают восхваляемые в прежние времена стереотипы отношений между женщинами и мужчинами. Исторически сложилось, что дискуссии по вопросам пола возникают в культурах, где стереотипы половых различий претерпевают изменения или происходит сдвиг понятий. То же самое справедливо и в отношении понятий о расовых особенностях и состоянии экономики или политики: все эти концепции проходят стадию переоценки, когда в общественном развитии происходит очередной сдвиг. Итак, каждый раз, когда происходит сдвиг социально-ролевого понятия пола, расширяется сфера для научного анализа по таким вопросам как само понятие пола, или мужские и женские отличительные черты, или социальная роль мужчины/женщины. Поскольку понятия о половых ролях, похоже, претерпевают изменения каждый временной период, привязанный к многочисленным факторам (война, состояние экономики, смена нравственных критериев), вопросы пола часто становятся центром философской мысли, литературы, поп культуры и различных теорий.

Без сомнения, В 19 веке в Великобритании и США вопросы пола становились предметом публичных дискуссий и дебатов. Так называемый «Женский вопрос» фокусировался на том, должны ли половые различия учитываться как фактор, закрепляющий или ограничивающий, например, избирательное право. Заострялось внимание на социальной роли мужчины, а также дискутировались вопросы о природе и функциональном назначении пола. Являются ли половые различия врожденным и биологическим качеством? Являются ли они продуктом социализации и влияния окружающей среды? Является ли структуры семьи (один отец, одна мать и дети) понятием вечным универсальным, Божественным и естественным или она сформировалась под влиянием общества и вследствие этого является изменяемым понятием? Таковыми были и являются центральные вопросы, и не только в политическом и экономическом плане, но также и в привязке к таким наукам как социология, антропология, психология и все остальные общественные науки. В нашей недавней истории было несколько моментов, когда возникал «прорыв», когда становилось модным думать, что половые различия сложились не как естественная и вечная категория, а были надуманы искусственно. Возникла и начала развиваться теория, согласно которой половые различия представляют собой переменную систему, нечто искусственно созданное и подверженное изменениям, а не то, что дано изначально.

Так родилось феминистское движение. Последователя феминизма можно обозначить как человека, который рассматривает систематизацию по половому признаку, действующую в настоящее время, как свод понятий, имеющий в своей основе бинарное противостояние — мужчина/женщина —- причем одна сторона, мужская, всегда находится в привилегированном положении по отношению к другой, и это напрямую связано с правом мужчин занимать в обществе гораздо более высокое положение, чем женщины. Феминисты считают такое состояние вещей неправильным и настаивают на переменах.

В этой работе я опишу, каким образом требование равноправия приводит к эскалации нападок на институт семьи. Я проанализирую процесс развития феминистского движения и приведу факты социальных осложнений в результате проведения наиболее радикальных требований. Однако, очень часто феминистки заявляли о своих потребностях в семейной жизни, игнорируя интересы мужчин и детей, а нередко в ущерб им и интересам самой семьи. И, хотя по вопросам семьи и брака феминистки иногда проводят яростные дебаты высказывались противоречиво, тем не менее в отношении деструктивной роли традиционного семейного уклада для «женского равноправия» среди них наблюдается полное единодушие. Более того, социокультурная специфика женских ролей, трактуемая в виде «подчиненного положения» женщины в семье, по мнению феминисток, ведет к ущемлению женщин и в других областях, таких, как работа и политика. Поэтому феминистки, исходя из первичной роли семьи, всегда стремились к реформированию или даже уничтожению института семьи. Эта кампания имеет долгую историю.

Еще в конце XYIII века одна из первых феминисток Мэри Уоллстоункрафт обрушилась на «несправедливость» семейных отношений. Она защищала право женщин на «равенство в семье», доступ к образованию и профессиональному самовыражению. Однако, в отличие от современных феминисток она считала, что с общим развитием женщины на более высокий уровень поднимается и ее способность выполнять материнские обязанности.

Через пятьдесят лет Джон Стюарт Милль и Харриет Тэйлор подвергли критике «патриархальный» уклад отношений в семье. Они сошлись во взглядах на право женщин участвовать в выборах, правовое «равенство в браке» и равенство в доступности образования. Однако, в то время как Тэйлор выступала за активное участие женщин в профессиональной сфере, Милль видел предназначение женщин в домашней жизни, в заботе о благе детей. Милль подчеркивал роль семьи, как школы нравственности для ее членов. Нравственное образование, по его мнению, должно проистекать из справедливости в отношениях между мужем и женой. Тем не менее, Милль охарактеризовал структуру семьи 19-го века как «подавляющую», «рассадник деспотизма» и «источник человеческих несчастий, увеличивающийся до ужасающих размеров».1 Критические работы Милля по «социальной морали» положили основание для последующей критики феминисток структуры семейного уклада.

1 John Stuart Mill, The Subjection of Women, Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University, 1971, pp. 74, 301,462-63, 511.

Основоположники марксизма, также имевшие пренебрежительный взгляд на брак и семью, яростно критиковали состояние вещей в этом социальном институте. Энгельс обвинял частную собственность и, следовательно, потребность мужчин в наследниках в том, что женщина стала играть «подчиненную» роль. Отсюда следовало, что социализация средств производства и коммунализация домашней работы вместе с выходом женщины на рынок рабочей силы приведет к ее «освобождению». Конечно, Энгельс хотел, чтобы семья серьезно трансформировалась, с тем чтобы обслуживать интересы государства, но скорее всего он не помышлял о конце семьи как общественного института.

Джордж Бернард Шоу - английский социалист-фабианец, не одобрял экономическую «зависимость» и «несвободу» женщин в семье. Он выступал за социализацию работы с тем, чтобы и мужчины, и женщины автономно зарабатывали деньги, которые потом распределялись бы поровну между мужчинами, женщинами и детьми. Эта схема предполагает создание семейных отношений, основанных на «истинном» консенсусе.

В 30-х годах XX века Виржиния Вульф заклеймила «патриархальную семью», как рассадник фашизма. Вульф приписывала «тиранию отцов» их экономической власти над женщинами и детьми. Для устранения подобной несправедливости она ратовала за введение заработной платы для матерей, чтобы, таким образом, «освободить» их от экономической «тирании». В этом случае, по ее мнению, отцы будут проводить больше времени с детьми.

Феминистки второй волны продолжая традицию критики авторитарной семьи, пришли к необходимости полного уничтожения семьи вообще. Бетти Фридман убеждала образованных женщин среднего класса, что «счастливая домохозяйка» это миф. Она призывала женщин поменять однообразную и нетворческую домашнюю работу на «значимую работу» в какой-нибудь профессиональной сфере.

Позже (1967), феминистки второй волны организовали национальную организацию «За билль о правах женщин», которая защищала свободу выбора в репродуктивной сфере, отказ от материнства, профессиональное обучение для бедных женщин. Организация способствовала выделению средств на воспитание детей, как способ прекратить «половую дискриминацию» при безработице.

В 60-е годы XX века появились радикальные феминистки, которые обрушились на семью с самой жесткой и не останавливающейся ни перед чем критикой. Радикальные феминистки, такие как Суламифь Файерстоун призывали подвергнуть сомнению целесообразность «биологической семьи», как причины разделения общества на сексуальные классы. Поскольку «биологическая семья» была виновна в подавлении женщины, ее следовало запретить. Файерстоун считала, что беременность и материнство сами по себе являются выражением «подавления женщины». Она считала, что достижения в развитии репродуктивной технологии должны освободить женщин от всех ограничений, связанных с вынашиванием и воспитанием детей.

В 70-е годы XX столетия стал популярным психоаналитический подход к проблеме «неравенства» полов. С этой точки зрения, корень зла находится в особенностях воспитания детей. Согласно Нанси Ходороу и Дороти Динерстейн, девочкам гораздо легче отделять себя от воспитателей того же пола, с которыми они изначально находятся в тесной психологической связи, но это приводит к недоразвитию структуры Эго. С другой стороны мальчикам тяжелее отделяться от воспитателя, так как они должны ощутить себя «не женщинами».

Ходороу и Динерстейн считали, что, если раннее воспитание детей будет равномернее распределено между отцами и матерями, мальчики и девочки будут обладать более близкими психологическими характеристиками, и тендерные различия будут оказывать меньшее влияние на все аспекты жизни.

В 80-е годы различия между разными типами феминизма сглаживаются. Сами феминистки стали осознавать, что главные феминистские идеалы вступают в сильное противоречие с идеей существования семьи. Бетти Фридан в своей книге «Вторая ступень» критиковала феминисток за их «слепоту в отношении семьи», связывая это с «нашим собственным экстремистским неприятием роли матери и жены» (Friedan, 1981, с.203). Другие критики, такие как Мэри-Энн Глэнден, сетовали, что феминистские идеи несовместимы со стремлением женщины к нормальной семейной жизни в современном мире.

Хотя к 90-м годам феминизм утратил свою поддержку, когда стало очевидно, что женское движение пренебрегает нуждами матерей и детей. Хуже того, оно смотрит на их нужды с явным презрением. Тем не менее, феминистская теория продолжала наращивать свое влияние. Она была представлена на всех уровнях сферы образования и формировала политику правительства, поскольку несколько феминисток занимали высокие политические посты.

Последняя декада XX века в Америке характеризовалась доминированием администрации Билла Клинтона. Хиллари Клинтон стала культовой фигурой феминисток. Она разрушила традиционный взгляд на поведение Первых Леди. Во время совместной предвыборной компании 1992 года она обещала со-президенствовать вместе с Биллом

Клинтоном: «Если вы голосуете за моего мужа, вы голосуете и за меня. Это два в одном! На тарелочке с голубой каемочкой».

Администрация Клинтона по многим показателям оказалась предвестницей одной из самых конфликтных эпох в современной истории США, как никогда расколовшей американское общество.

Что же было такое в Клинтоновском руководстве, что разделило страну на два лагеря? Одна из самых заметных причин происшедшего -теснейшая связь между администрацией Клинтона и тендерными феминистками. Конечно, Клинтоны были весьма искусными политиками и не говорили открыто о « патриархальной гегемонии» или «гендерном обществе». Признаки их неравнодушия к проблемам тендерных феминисток нужно тщательно искать в их словах и делах.

21 марта 1995 года Президент Клинтон заявил американской публике, что по сведениям ФБР каждые 12 секунд происходит избиение женщины. К этому Президент добавил, что ежегодно 700 ООО женщин подвергаются изнасилованию или попытке изнасилования.2 Однако, через нескольких часов после этого заявления пресс-секретарь Белого дома Майкл Мак Карри принес извинения за использование непроверенных данных о домашнем насилии. Почему же Президент счел возможным привести эти сомнительные цифры, а не обратился к статистике Министерства Юстиции? Единственным логичным объяснением этому может быть тот факт, что Клинтон был окружен пропагандистами феминистской теории, которые считают женщин «подчиненным классом», подвергающимся постоянным издевательствам со стороны мужчин.

2 Christina Hoff Sommers, "A Feminist Camelot," National Review, Sep. 2, 1996, v48, nl6, p. 74. Зоммерс обнаружила, что эти цифры появились в результате исследований поборников феминизма. В ФБИ нет статистики по домашнему насилию, и цифра 700,000 более чем в два раза превышает самые тщательные и скрупулезные сводки данных о преступности в США от Бюро Юстиции по статистике общей преступности в стране.

Кристина Хофф Соммерс профессор философии и теории морали в Кларк Университете в своей статье, опубликованной в "National Review", окрестила Клинтона «Камелотом Феминизма». Соммерс подробно разбирает действия Кабинета и Первой Леди, которые выдают пристрастное отношение администрации Клинтона к проблемам тендерного феминизма. Клинтон назначил руководителем Министерства здравоохранения и гуманитарных служб (HHS) Донну Шалала, бывшую президентом Хантер Колледжа. Когда она возглавляла это заведение, ею была разработана первая в США программа исследования женского вопроса.

Не удивительно, что имея за плечами опыт академического феминизма, Шалала была более чем готова принять данные опросов Луиса Харриса, который обнаружил, что 40 процентов американских женщин находятся в состоянии «тяжелой депрессии».4 (Вопреки общетеоретическому тезису феминизма о том, что женщины всегда были несчастливы под мужским игом. Однако, это экстравагантное заявление еще долго не предавалось гласности, так как данные, на которые оно опиралось, имели весьма слабое отношение к реальному положению вещей. Соммерс взяла на себя труд разобраться, что же на самом деле стоит за цифрами. Она обнаружила, что по сведениям Национального Института Психического Здоровья ежегодно в Америке страдают от тяжелой депрессии 2.2 процента мужчин и 5 процентов женщин. Согласно отчету той же службы Харриса 82 процента американских женщин «основную часть времени наслаждаются жизнью».5 Соммерс связалась с Луисом Харрисом и спросила, чем вызвано такое расхождение в цифрах. Ей посоветовали обратиться к главному исследователю мисс Хоффлер, которая заявила, что не намеревалась в своей работе следовать « стандартам белых мужчин». По Хоффлер,

3 Christina Hoff Sommers, "A Feminist Camelot," National Review, Sep. 2, 1996, v48, nl6, p. 74 -78.

4 Christina Hoff Sommers, "A Feminist Camelot," op. cit., p. 75.

5 Christina Hoff Sommers, "A Feminist Camelot," op. cit. p. 75. подгонка фактов под феминистскую пропаганду оправдана необходимостью бороться с «фаллоцентрическим сдвигом» в обществе.

Дальнейшее расследование открыло, что Хоффлер раньше была студенткой Хантер-колледжа и специализировалась на теории феминизма. По поводу исследования в Вашингтоне (округ Колумбия) Соммерс получила следующий отчет: «Под руководством министра Шалала Министерство Здравоохранения и Гуманитарных служб превратилось в исследовательский и политический отдел феминистского движения». Вот некоторые из фактов, опубликованных этим министерством по поводу состояния женского здоровья: а) приблизительно 30% посещений отделений Скорой помощи женщинами - результат «насилия в семье»; б) убийства лидируют как причина смерти женщин на рабочем месте; в) в 1991 году убийства занимали второе место как причина смерти женщин в возрасте от 15 до 24 лет; г) в 1991 году самоубийства были на третьем месте как причина смерти белых женщин в возрасте от 15 до 24 лет.6

Однако, вся эта «статистика» грешит явными преувеличениями или даже фальсификациями с целью доказать, что американские женщины находятся под постоянной угрозой домашнего насилия и подвержены суициду. Исследования показывают, что во всех приведенных выше категориях число мужских смертей и суицидов значительно выше.7 Тем не

6 Christina Hoff Sommers, "A Feminist Camelot," op. cit., p. 76.

7 Christina Hoff Sommers, "A Feminist Camelot," op. cit. p. 76. Зоммерс сравнивает цифры с данными Бюро статистики труда от 1994 года. Согласно статистике Бюро труда, 887 мужчин погибли во время работы. Число женщин составляло 184. Получается соотношение — 83% мужчин и 17% женщин. Зоммерс добавляет следующее: поскольку известно, что убийство при оправдывающих обстоятельствах является второй лидирующей причиной гибели женщин от 15 до 25 лет, ошибочно было бы считать, что женщины подвержены этому более, нежели мужчины. Зоммерс приводит такие данные: «В 1991 году было убито 1 128 молодых женщин от 15 до 24 лет; в то же время для мужчин этой же возрастной группы показатель составляет цифру 8 2511." Суицидальная статистика также вводит в заблуждение. В 1991было зарегистрировано 602 самоубийств среди молодых белых женщин от 15 до 24 лет; среди молодых белых мужчин той же возрастной группы это число составило 3 476 человек. Средний обще годовой показатель смертности от всех причин в этой возрастной группе составляет примерно 8,000 женщин и 25,000 мужчин." стр. 76-77. менее, Отделение женского здравоохранения не может объяснить, почему игнорируются сравнительные данные по мужской смертности. Вместе с тем, нет и попыток обнаружить какой-либо гендерный сдвиг или «гендерное неравенство» в качестве причины мужской смертности.

Когда Соммерс запросила, существует ли «Отделение мужского здравоохранения» и отслеживается ли состояние здоровья мальчиков-подростков, она получила следующий ответ: «Нас все время спрашивают об этом, и мы все время отвечаем одно и то же: Мужчинами занимаются все остальные учреждения! Даже в Национальном институте здравоохранения изучают только крыс-самцов!»

Еще один случай связан с министром труда Робертом Рэйчем, который восхищался радикальными феминистками вроде Сьюзан Фаллуди. 14 октября 1994 года министр Рэйч вместе с Хилари Клинтон и Карен Нассбаум, директором женского бюро министерства труда, устроил пресс-конференцию в Белом доме, на которой были объявлены результаты исследования, озаглавленного «С работающими женщинами нужно считаться!». Смысл исследования состоял в том, что работающим женщинам не доплачивают, с ними не считаются, и они, по большей части, недовольны своим положением. Однако это исследование не имело статистической значимости. Карен Нассбаум, ставленница Клинтона, не являясь ни экономистом, ни статистиком, организовала опрос, используя систему подсчета мнений произвольного числа слушателей.8 Большинство ответственных исследователей избегают такого рода опросов, поскольку они с очевидностью приводят к необъективным результатам.

Личная история Хилари Клинтон обнаруживает следы ее приверженности к тендерному феминизму. В 1974 она высказалась по

8 Christina Hoff Sommers, "A Feminist Camelot," op. cit. p. 77. поводу семьи, в статье для «Harvard Educational Review»: «Основная причина лишения людей прав (например, жены и детей) заключается в том, что отдельные индивидуумы не способны заботиться о самих себе и, потому нуждаются в специальной защите посредством предназначенных для этого социальных институтов - кроме семьи сюда можно отнести брак, рабство и систему индейских резерваций».9

В политических кругах и даже в научной среде появилось убеждение, что у Хилари Клинтон крайне негативное отношение к семье. Перед конференцией ООН по семье 1995 года консервативные критики не советовали Хилари Клинтон посещать эту конференцию, из-за явных анти семейных установок ее организаторов. Тем не менее, Хилари Клинтон участвовала в этой конференции.

Позднее, в 1997 году в своей речи в Организации Объединенных Наций Хилари Клинтон ясно обозначила линию тендерных феминисток, рисуя мрачную картину насилия в американских спальнях: «Домашнее сексуальное насилие остается самой серьезной, наиболее распространенной и наименее раскрываемой причиной нарушения прав человека во всем мире. Практически во всех странах мира домашнее насилие является одной из главных причин женского травматизма. В моей стране 30% убийств женщин совершаются их настоящими или бывшими партнерами». 10

Среди наиболее доверенных лиц Хилари Клинтон в Белом доме в этот период была целая группа феминисток. Если верить репортеру «Washington Post» Бобу Вудворду, феминистка Джин Хьюстон и Хилари находились в очень близких отношениях. Вудворд говорит: «Хьюстон заявляла, что Первая Леди несет на себе груз 5 ООО лет женского

9 "Hillary Rodham Clinton as Feminist Heroine," (Panel Discussion), American Enterprise, July 2000, из электронной страницы http://www.fmdarticles.com/cf 0/m2185 1 1/63502691/ihtml (page 4/9).

10 American Enterprise, July 2000, op. cit. page 2/9. унижения. Достижение женщинами равных прав с мужчинами было главным событием в истории». Хьюстон была настолько близка с Хилари, что одно время даже жила в Белом доме.11

Феминистское окружение Хилари включало и радикальную феминистку Ив Энслер, автора нашумевшей в Нью-Йорке пьесы «Монологи вагины». В этой пьесе расписывается открытие Энслер, что женщины в тайне любят поговорить о своих вагинах. Позднее Хилари попросила Энслер обдумать вопрос о целесообразности проведения v> 12 кампании по выбору в сенаторы от штата Нью-Йорк.

Большинство американцев ничего не знает об этом. И даже если бы они были лучше информированы, сегодняшняя атмосфера в США не позволяет считать критику феминизма политически корректной. И все же эти вопросы раскрывают суть одного из самых проблемных десятилетий в американской политической истории.

Что же делало администрацию Клинтона настолько подверженной всякого рода конфликтам? Среди многих факторов, которые влияли на противников Клинтона, несомненно, одним из важнейших было чувство опасности, которое было связано с эксцентричной моралью, навязываемой обществу Клинтоном и его администрацией.

Данная работа ставит своей целью изучение взглядов феминизма на семью и предполагает разработку классификации, которая позволяет проследить связи между первой и второй волнами феминизма.

С самого начала очень важно иметь в виду, что существуют две часто используемые разновидности феминистского движения: тендерный феминизм и феминизм равноправия. Различие между этими двумя точками зрения можно проиллюстрировать их соотношением с

11 Там же.

12 Там же. концепцией класса. С точки зрения тендерных феминисток, пол является ключевым фактором, который разделяет на классы мужчин и женщин. Тендерный феминизм утверждает, что основные классовые конфликты возникают на половой основе. Провозглашается не только биологическая, но также и политическая и социальная идентичность мужчин и женщин. Однако политические интересы мужчин находятся в неизбежном конфликте с политическими интересами женщин. Коллективные политические интересы мужчин обозначаются как «патриархат», под которым понимается системное и структурное «угнетение» женщин в сферах политики и культуры.

Для феминисток иного толка классовая принадлежность не предопределяет поведение индивидуума. И мужчины, и женщины в равной мере могут использовать политические средства. Индивид может волевым решением изменить свою классовую принадлежность, используя для этого экономические механизмы, т.е. имеют как бы гибкую форму. Тендерный феминизм уходит корнями в биологию, которая предопределяет классовую принадлежность индивида. Для феминизма равноправия классовый анализ не представляет собой предсказательной ценности. Тот факт, что человек некогда принадлежал к какому-либо политическому классу, вовсе не предопределяет, что так будет продолжаться и впредь. Если мужчины «угнетали» женщин в прошлом, это не значит, что «угнетение» вечно. Будет ли тот или иной мужчина «угнетателем» или «другом» женщин зависит от намерения использовать политические средства, а это — выбор совести. Концепция «класса» является одной из многих сфер интеллектуальных баталий между тендерными уравнительными.

Философское основание тендерного феминизма может быть найдено в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, особенно в известной работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: «Когда было отброшено право матери, женщины потерпели поражение. Это событие оказало решающее влияние на всю миравую историю. Мужчина захватил власть и в семье, женщине пришлось довольствоваться вторыми ролями. она стала рабой мужской похоти, просто инструментом размножения. Первое в истории разделение труда - это разделение труда между мужчиной и женщиной по отношению к воспитанию детей. Первый классовый антагонизм в истории совпадает с развитием противоречий между мужчиной и женщиной в моногамном браке, а первое классовое подавление - это подавление женщин мужчинами.»13

Фридрих Энгельс применил к семье идею Карла Маркса о том, что историческое развитие, главным образом, определяется классовыми противоречиями. Этот радикальный псевдонаучный взгляд на историю семьи послужил основанием теории тендерного феминизма. В нем можно также найти и обоснование того положения, что история женского вопроса является, в основном, историей семьи. Тендерный феминизм, являясь, по сути, ответвлением марксистской теории, направлен на борьбу против семьи.

Что позволяет «женскому вопросу», как он был обозначен в XIX столетии, возникать вновь и вновь? По-видимому, истоки этого в предположении, что разум и рациональность контролируют все социальные отношения, даже те, которые со всей очевидностью детерминируются биологическими законами. Американский историк Кристофер Лаш в своем исследовании, посвященном семье и феминизму пишет, что: «Феминизм, начиная с Пуллианы де ля Барр и Мари Уоллстонкрафт, основывается на убеждении, что социальные институты могут быть переустроены согласно принципам человеческого разума.

13 Fredrick Е., Origin of the Family: Private Property and the State, New York: International, 1942, p. 58.

Как наука обещает контроль над стихийной экономикой, так и новое понимание истории сулит контроль над социальными отношениями, которые сформируются спонтанно в ходе исторического процесса. Даже отношения между мужчинами и женщинами, явно биологически детерминированные, могут быть перестроены, поскольку их можно рассматривать, как продукт привычки, «предрассудков», закона и образования. Таковы надежды, породившие современный феминизм: новое разделение полов должно базироваться на интеллекте и рациональных основаниях, а не на иррациональной иррелевантности

14 пола».

Появившись в XVIII веке вместе с Просвещением и с достижениями научной мысли, прогрессистско-рационалистический взгляд на всемогущество образования стал преобладающим вместе с убеждением, что все социальные проблемы можно решить, опираясь на человеческий разум. Мэри Уоллстоункрафт и другие либеральные феминистки считали, что Бог и разум почти синонимы. Вот конвенциональные постулаты, вытекавшие из философии Просвещения, и воспринятые интеллектуальным феминизмом:

1) Вера в рационализм. Совесть, основанная на индивидуальном разуме, является божественной искрой в человеке. Нет нужды в какой-либо традиции или институтах, так как у каждого человека есть совесть и интеллект.

2) Вера в то, что мужчины и женщины на уровне популяции обладают - вопреки биологическим различиям и функциям -онтологически одинаковыми духовными и умственными способностями.(постулат об интеллектуальной одинаковости

14 Christopher Lasch, Women and the Common Life: Love, Marriage and Feminism, (New York: W.W. Norton and Co., 1997) p. 25 индивидуальных представителей пола распространяется на половой диморфизм рода)

3) Вера в то, что систематическое образование с упором на критическое мышление способно стать эффективным инструментом социальной трансформации, средством перестройки культуры и цивилизации.

4) Взгляд на индивида, как на отдельное существо, изолированное от других, которое ищет правды своим собственным способом, и действует, как рациональный независимый агент, чья оригинальность и достоинство напрямую связано с этой независимостью Робинзона.

В конце XYIII века в истории культуры наметилось два основных направления, которые позднее четко обозначили свои отличия. Для одного из них характерно стремление к замещению культурной преемственности индивидуально-рационалистическим подходом. Эта тенденция к игнорированию регулярной роли социокультурных норм в человеческом поведении отличалось воинствующим скептицизмом и антиклерикализмом. Другое направление делало упор на преобразовании существующих общественных институтов посредством повышения личной ответственности и ре-интерпретации традиционных взглядов на основе новых достижений науки и философии. Разбивка теории феминизма на эти два потока формируют один подход, чтобы определить, каким образом теория Феминизма рассматривает нужды матерей, отцов и детей в семье. Я рассмотрю эти различия, которые лежат в основе двух направлений в теории феминизма, а именно направление «против семьи» и другое направление, которое на словах «за семью», но по сути в смягченной форме - посредством переопределения сущности самой семьи - выступает фактически за её устранение.

В данной работе прослеживается и анализируется развитие взглядов феминистской теории на семью в течение последних десятилетий в США. При этом оцениваются в рамках фамилистической парадигмы перспективы сохранения института семьи в связи с усилением атаки социальных движений феминисток и феминистической идеологии на общественное мнение, пронизанное несемейными ориентациями под воздействием продолжающегося упадка семьи и рождаемости. Именно сокращение рождаемости до сверхнизкого уровня и широкое распространение одно-двухдетных семей, неполных семей, сожительств и внебрачных рождений (кризис института семьи) является основной причиной оживления феминистского образа мыслей, начиная с 60х г.г. XX века. Развал тысячелетней системы норм высокой рождаемости и породил контрацептивную и сексуальную революцию и связанное с этим возникновение альтернативных форм семьи и брака. Изменение социокультурных основ семейного образа жизни сформировало социальную необходимость в новом, исторически беспрецедентном виде деятельности общества по замене старой системы поощрения норм многодетной или традиционной семьи какими-то новыми регуляторами, побуждающими в новых исторических обстоятельствах к вступлению в брак и к рождению нескольких детей в семье.15 Отсутствие спонтанного возникновения этих социальных регуляторов при отсутствии биологических механизмов защиты от негативных последствий отказа от семьи и детей (на уровне индивида и популяции) служит постоянным источником активизации противосемейных взглядов и теорий феминистского толка. Ложная интерпретация исторического кризиса семьи в терминах «угнетения женщин» тормозит восприятие семейного кризиса как острой

15 См. Подробнее об этом: А.И.Антонов. Социология рождаемости. МЛ 980; В.А.Борисов. Перспективы рождаемости. М.1976; А.И.Антонов. Микросоциология семьи. М.1998. социальной проблемы и не способствует к переходу к активной просемейной политике, к поддержки полной семьи с несколькими детьми.

В связи с этим основная цель диссертации заключается не просто в описании феминистских воззрений на семью, а в фамилистическом прочтении этой истории. А именно в изложении того, как именно неравное, подчиненное положение семьи среди других социальных институтов искаженно воспринималось в качестве «угнетенного положения женщин» и редуцировалось к борьбе за «освобождение женщин» от «господства мужчин» в семье и обществе. И тем сводилось к выяснению взаимоотношений полов - без внимания к сути происходящих изменений семьи как первого из социальных институтов. Задачи диссертационного исследования связаны с применением фамилистической теории к анализу сущности феминизма как общественно-политического феномена и как к направлению социологической мысли, обосновывающему распад семьи. Причем, изложение направлено не на иллюстрацию основных положений фамилизма, а на выяснение социально-конвенциальных предпосылок появления многочисленных течений феминизма, и напоминание специфики тех или иных точек зрения - прежде всего в связи с негативным отношением феминисткой социологии к семье и к социологии семьи.

В заключительной части диссертации будут приведены доказательства того что, семья является ключевым институтом социализации, и такого воспитания и формирования личности, при котором самоактуализация Я поднимается до уровня трансценденции, когда человек становится восприимчивым к другим людям и к обществу в целом. Семья совершенно незаменима в этом отношении и потому её дезинтеграция неизбежно ведет к упадку общества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Филлипс, Ч. Томас

Заключение

Теоретические воззрения феминизма, относящиеся к семье и браку представлены не в виде стройной и целостной концепции, а являются конгломератом разрозненных высказываний, зачастую противоречащих друг другу. О феминистической теории семьи можно говорить лишь условно, тем более что анти семейная направленность выражалась в ходе политической борьбы различных женских движений в зависимости от актуальности тех или иных тактических задач. Фамилистический подход позволяет определить специфическую идеологию феминистических движений, направленную на искоренение семейного образа жизни вообще.

Первая волна феминизма как политически оформившегося социального движения многим в своей идеологии была обязана марксизму, но в своих либеральных формах пыталась скрыть свою контрсемейную суть лозунгами борьбы за «освобождение» женщин от «эксплуатации и угнетения». Политизация отношений супругов в семье, мужчин и женщин в обществе раскрывает не только прямое родство с теорией классовой борьбы, но обнаруживает полное игнорирование интересов семьи как автономного социального института. На первом этапе становления американского феминизма выявлена склонность либеральных феминисток, базировавшихся на доктрине естественных прав к позиции более радикальной, где все социальные институты рассматриваются как атрибуты патриархата. При этом резкая критика семьи не была связана хотя бы с чисто теоретической попыткой предложить что-либо взамен патриархальной семьи и традиционного материнства. Акцент на матриархате в XIX веке был связан с противостоянием «олигархии пола», а позднее привел к идее матриархального общества» с широкой поддержкой правительством матерей- одиночек и с выталкиванием отцов из семьи.

Вторая волна феминизма в Америке возникает на политической сцене, в следствии успеха движений суфражисток, добившихся равноправия женщин и всеобщего избирательного права. Феминизм равноправия переключается на проблемы домашнего труда и материнства в связи с распространением практики вовлечения женщин в профессиональную занятость. Потребовалось всего несколько десятилетий, чтобы на фоне медленно происходящего кризиса института семьи и ослабления ценностных основ семейного образа жизни -феминистские разговоры о справедливом распределении семейных обязанностей, о равной занятости в домашнем труде и воспитании детей сменились компанией за освобождение женщин от семьи, включая свободу не вступать в брак вообще и без ущерба для респектабельности иметь ребенка вне брака или не иметь детей в легальном браке.

Более того, гетерогенный брак с человеком противоположного пола стал рассматриваться как «потеря себя», как помеха к «развитию» личности женщины и к подлинной сексуальности. При этом, самораскрытие и самореализация женщины противопоставляется её неизбежной жертвенности, самопожертвованию в семье. Семья в качестве арены любви и заботы о других расценивается не как средство для обретения подлинности Я, а лишь в виде «патологического поведения». Этот антисемейный настрой некоторые представители феминизма пытаются смягчить, надеясь на невыполнимое - вывести феминизм из-под критики за контрсемейность и сконструировать «позитивную» точку зрения на семью. Достигается это с помощью переопределения сути семьи - для этого достаточно свести понятия семьи до двух индивидов, находящихся в одном из отношений супружества, родительства или родства.

Новый подъем феминистской активности относится к 60м г.г. прошлого века, когда массовое распространение малодетной и многоразводной семьи стало определяться не экономическими трудностями, а самой потребностью населения в одном-двух детях. Малодетоцентристский характер общественного мнения позволил радикальному феминизму развернуться в полную мощь и повернуть «женское освобождение» в сторону женской «идентичности», понимаемой как освобождение от мужских стереотипов сексуальности. Идея социального конструирования пола вылилась в андрогинную концепцию сексуальности, доведенную тендерными феминистками до экстремального выражения. Провозглашение лозунга «личное есть политическое» в период сексуальной революции позволило легализовать гомосексуализм и лесбиянство, что в свете современной демографической ситуации нельзя не признать феминистским оправданием антирождаемости.

В последнее время под влиянием критики со стороны «правых» на перехлёсты в феминистских воззрениях на семью обратили внимания отдельные историки феминизма, но и им не удалось избавиться от тенденции, свойственной и тендерному феминизму и феминизму равноправия - делать акцент на правах, забывая об обязанностях. Подобная забывчивость объясняется просто - сосредоточенностью на индивиде, а не на семье. Именно семья обеспечивает взаимную обусловленность прав и обязанностей личности, прав родителей и детей, прав мужчин и женщин, всех членов семьи. Специфическая сущность семьи заключается в том, что каждый член семьи в отдельности и -прежде всего, ребенок - как бы создан для осуществления само

172 трансценденции личности, т.е. такой самореализации, когда восприимчивость к запросам и нуждам других людей становится предусловием подлинного самораскрытия едо.

Разумеется, имеются социально-конвенциальные корни постоянного игнорирования семьи во всех разновидностях старого и нового феминизма. Необходимо феноменологическое исследование легкости проникновения в феминистские теории всех тех стереотипов, которые обычно присущи любой попытке взглянуть на социальную структуру с позиции одного пола, «угнетаемого» другим, и потому нуждающегося в «освобождении» и в «освободительных» организациях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Филлипс, Ч. Томас, 2001 год

1. Abbott, Sidney and Love, Barbara. Sappho Was a Right-On Woman. New York: Stein & Day, 1972.

2. Addams, Jane. The Social Thought of Jane Addams, ed. Christopher Lasch. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1965.

3. Addams, Jane; Balch, Emily Greene; and Hamilton, Alice. Women at the Hague: the International Congress and its Results. New York: Macmillan, 1915.

4. Allen, Pamela. Free Space: A Perspective on the Small Group in Women's Liberation. Washington, N.J.: Times Change, 1970.

5. Amundsen, Kirsten. The Silenced Majority. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1971.

6. Anthony, Susan B. and Harper, Ida Husted. The History of Woman Suffrage. Vol. 4. Indianapolis: Hollenbeck Press, 1902.

7. Atkinson, Ti-Grace. Amazon Odyssey. New York: Links, 1974.

8. Bardwick, Judith. The Psychology of Women: A Study of Bio-Cultural Conflicts. New York: Harper, 1971.

9. Beauvoir, Simone de. The Second Sex (1949). Translated by H. M. Parshley. New York: Bantam, 1961.

10. Bebel, August. Women Under Socialism (1883). New York: Schocken, 1971.

11. Birkby, Phyllis, ed. Amazon Expedition: A Lesbian Feminist Anthology. Washington, J.J.: Times Change, 1973,

12. Bird, Caroline. Born Female: The High Cost of Keeping Women Down. New York: McKay, 1968.

13. Bishop, Sharon and Weinzweig, Marjorie. Philosophy and Women. Belmont, Calif.: Wadsworth, 1979.

14. Boxer, Marilyn and Quataert, Jean. Socialist Women: European Socialist Feminism in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries. New York Elsevier, 1978.

15. Bridenthal, Renate and Koontz, Claudia, eds. Becoming Visible: Women in European

16. History. Boston: Houghton Mifflin, 1977.

17. Brownmiller, Susan. Against Our Will: Men, Women and Rape. New York: Simon and Schuster, 1975.

18. Bunch, Charlotte and Myron, Nancy. Class and Feminism: A Collection of Essays from the Furies. Baltimore: Diana Press, 1974.

19. Cade, Toni, ed. The Black Woman: An Anthology. New York: Signet, 1970.

20. Carroll, Bernice A., ed. Liberating Women's History. Urbana: University of Illinois Press, 1976.

21. Chesler, Phyllis. Women and Madness. Garden City: Doubleday, 1972.

22. Chodorow, Nancy. The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. Berkeley: University of California Press, 1978.

23. Christ, Carol P. and Plaskow, Judity, eds. Womanspirit Rising: A Feminist Reader in Religion. San Franscisco: Harper, 1979.

24. Clark, Lorenne M. G. and Lange, Lydia, eds. The Sexism of Social and Political Theory: Women and Reproduction from Plato to Nietzsche. Toronto: University of Toronto Press, 1979.

25. Colton, Helen. Sex After the Sexual Revolution. New York: Association Press, 1972.

26. Cooke, Joanne, Charlotte Bunch-Weeks and Robin Morgan. Eds. The New Woman: A Motive Anthology on Women's Liberation. Greenwich, Conn.: Fawcett Publications, 1970.

27. Cooper, James L. and Mclsaac, Sheila, eds. The Roots of American Feminist Thought. Boston: Allyn and Bacon, 1973.

28. Covina, Gina and Galana, Laurel, eds. The Lesbian Reader. Oakland, Calif.: Amazon Press, 1975.

29. Daly, Mary. Beyond God the Father: Toward a Philosphy of Women's Liberation. Boston: Beacon, 1973.

30. The Church and the Second Sex. New York: Harper, 1968.

31. Gyn/Ecology: The Metaethics of Radical Feminism. Boston: Beacon, 1978.

32. Davis Elizabeth Gould. The First Sex (1971). Baltimore: Penguin, 1972.

33. Dinnerstein, Dorothy. The Mermaid and the Minotaur; Sexual Arrangements and the Human Malaise. New York: Harper, 1977.

34. Douglass, Frederick. Fredrick Douglass on Women's Rights, ed. Philip S. Foner. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1976.

35. Dreifus, Claudia, ed. Seizing Our Bodies: The Politics of Women's Health. New York: Vintage, 1977.

36. DeBois, Ellen Carol. Feminism and Suffrage: The Emergence of an Independent Women's Movement in America, 1848-1869. Ithaca: Cornell University Press, 1978.

37. Dworkin, Andrea. Our Blood: Prophesies and Discourses on Sexual Politics. New York: Harper, 1976.

38. Woman Hating. New York: Dutton, 1974.

39. Eastman, Crystal. Crystal Eastman on Women and Revolution, ed. Blanche Wiesen Cook. New York: Oxford, 1978.

40. Ehrenreieh, Barbara and English, Deidre. For Her Own Good: 150 years of the

41. Experts' Advice to Women. Garden City: Doubleday, 1978.

42. Elsenstein, Zillah, ed. Capitalist Patriarchy and the Case for Socialist Feminism. New York: Monthly Review, 1979.

43. Engels, Frederick. The Origin of the Family, Private Property and the Slate (1884). New York: International, 1942.

44. Evans, Sara. Personal Politics: The Roots of Women's Liberation in the Civil Rights Movement and the New Left. New York: Knopf, 1979.

45. Figes, Eva. Patriarchal Attitudes. New York: Fawcett, 1970.

46. Firestone, Shulamith and Koedt, Anne, eds. Notes from the Second year: Radical

47. Feminism. New York: Bantam, 1971.

48. Flexner, Eleanor. Century of Struggle: The Women's Rights Movement in the United States (1959). New York: Athenaeum, 1972.

49. Foner, Philip S. Women and the American Labor Movement: From Colonial Times to the Eve of World War I. New York: Free Press, 1979.

50. Foreman, Ann. Femininity as Alienation: Women and the Family in Marxim and Psychoanalysis. London: Pluto, 1977.

51. Frankfort, Ellen. Vaginal Politics. New York: Bantam, 1973.

52. Freeman, Jo. The Politics of Women's Liberation. New York: McKay, 1975.ed. Women: A Feminist Perspective. Palo Alto, Calif.: Mayfield, 1979.

53. Friedan, Betty. The Feminine Mystique. New York: Norton, 1963.

54. Fuller, Margaret. Women in the Nineteenth Century (1845). New York: Norton, 1971.

55. Gage, Matilda Joslyn. Woman, Church and State: A Historical Account of the Status of Women through the Christian Ages; With Reminiscences of the Matriarchate (1893). Watertown, Mass.: Persephone Press, 1980.

56. Gilman, Charlotte Perkins. The Home (1903). Urbana: University of Illinois Press, 1972.

57. His Religion and Hers: A Study of the Faith of Our Fathers and the Work of Our

58. Mothers (1923). Westport, Conn.: Hyperion, 197.

59. The Man-Made World; or, Our Androcentric Culture (1911). New York: Johnson1. Reprint, 1971.

60. Women and Economics: A study in the Economic Relation between Men and

61. Women as a Factor in Social Evolution (1898). New York: Harper, 1966.

62. Goldenberg, Naomi R. The Changing of the Gods: Feminism and the End of Traditional Religions. Boston: Beacon, 1979.

63. Goldman, Emma. Red Emma Speaks: Selected Writings and Speeches by Emma Goldman, ed. Alix Kates Shulman. New York: Vintage, 1972.

64. The Traffic in Women and Other Essays on Feminism. New York: Times Change,1970.

65. Gordon, Linda. Woman's body, Woman's right: A Social History of Birth control in America. New York: Grossman, 1976.

66. Gornick, Vivian and Moran, Barbara K., eds. Woman in Sexist Society: Studies in

67. Power and Powerlessness. New York: Basic, 1971.

68. Gould, Carol С. and Warshofsky, Marx W. Women and Philosophy: Toward a Theory of Liberation. New York: Putnam's, 1976.

69. Greer, Germain. The Female Eunuch. New York: McGraw-Hill, 1970.

70. Grimes, Alan P. The Puritan Ethic and Woman's Suffrage. New York: Oxford, 1967.

71. Grimke, Sarah M. Letters on the Equality of the Sexes and the condition of Woman ((1838). New York: Burt Franklin, 1970.

72. Guettel, Charnie. Marxism and Feminism. Toronto: Women's Press, 1974.

73. Harper, Ida Husted, ed. The History of Woman Suffrage, vols. 5 and 6. New York: J.J. Little and Ives, 1922.

74. Hartman, Mary and Banner, Lois W., eds. Clio's consciousness Raised: New Perspectives on the History of Women. New York: Harper, 1974.

75. Hershberger, Ruth. Adam's Rib. New York: Pellegrini & Cudahy, 1948.

76. Hole, Judith and Levine, Ellen. Rebirth of Feminism. New York: Quadrangle, 1971.

77. Holby, Winifred. Women and a Changing Civilization (1935). Chicago: Academy Press, 1978.

78. Jaggar, Alison M. and Struhl, Paula R., eds. Feminist Frameworks: Alternative Accounts of the Relations between Men and Women. New York: McGraw-Hill, 1978.

79. Janeway, Elizabeth. Between Myth and Morning: Women Awakening. New York: Morrow, 1974.

80. Man's World, Woman's Place: A Study in social Mythology. New York: Morrow,1971.

81. Powers of the Weak. New York: Knopf, 1980.

82. Johnston, Jill. Lesbian Nation. New York: Simon and Schuster, 1973.

83. Katz, Jonathan, ed. Gay American History: Lesbians and Gay Men in the U.S.A. (1976). New York: Avon, 1978.

84. Kanowitz, Leo. Women and the Law: The Unfinished Revolution. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1968.

85. Key, Ellen. The Morality of Women, and Other Essays. New York: Ralph Fletcher Seymour, 1911.с

86. War, Peace and the Future, A consideration of Nationalism and Internationalism,and the Relation of Women to War. New York: Putnam's 1914.

87. The Woman Movement. New York: Putnam's, 1912.

88. Kisner, Arlene, ed. The Lives and Writings of Notorious Victoria Woodhull and Her Sister Tennessee Claflin. Washington, N.J.: Times Change, 1972.

89. Klein, Viola. The Feminine Character: The History of an Ideology (1946). 2d. ed. London: Routledge & Kegan Paul, 1971.

90. Koedt, Anne and Firestone, Shulamith, eds. Notes from the Third Year: Women's Liberation. New York: Quadrangle, 1973.

91. Kraditor, Aileen S. The Ideas of the Woman Suffrage Movement 1890-1920 (1968). Garden City, N.Y.: Anchor, 1971.

92. Kubn, Annette and Wolpe, Ann Marie, eds. Feminism and Materialsim. London: Routledge & Kegan Paul, 1978.

93. Maccoby, Eleanor E. and Jacklin, Carol N. The Psychologyof Sex Differences. Stanford: Stanford University Press, 1974.

94. Martin, Del and Lyon, Phyllis. Lesbian/Woman. New York: Bantam, 1972.

95. Mill, John Stuart and Mill, Harriet. Esays on Sex Equality, ed. Alice S. Rossi. Chicago: University of Chicago Press, 1970.

96. Miller, Jean Baker. The New Psychology of Women. Boston: Beacon, 1976.ed. Psychoanalysis and Women: Contributions to New Theory and Therapy. New

97. York: Brunner/Mazel, 1973.

98. Morgan, Robin. Going Too Far; The Personal Chronicle of a Feminist. New York: Random, 1977.ed. Sisterhood is Powerful: An anthology of Writings from the Women's1.beration Movement. New York: Vintage, 1970.

99. Mothers and Amazons: The First Feminine History of Culture. Garden City, NY: Anchor Books, 1973.

100. Myron, Nancy and Bunch, Charlotte, eds. Lesbianism and the Women's Movement. Baltimore: Diana Press, 1975.

101. Millett, Kate. Sexual Politics (1970). New York: Avon, 1971.

102. Mitchell, Juliet. Psychoanalysis and Feminism: Freud, Reich, Lang and Women (1974). New York: Vintage, 1974.

103. Ochs, Carol. Behind the Sex of God: Toward a New Consciousness—Transcending Matriarchy and Patriarchy. Boston: Beacon, 1977.

104. Women and Spirituality. Totowa, N.J.: Rowman & Allanheld, 1983.

105. Okin, Susan Moller. Women in Western Political Thought. Princeton: Princeton University Press, 1979.

106. O'Neill, William. Everyone Was Brave: The Rise and Fall of Feminism in America. New York: Quadrangle, 1969.

107. Papachristou, Judith, ed. Women Together: A History in documents of the Women's Movement in the United States. New York: Knopf. 1976.

108. Redstockings. Feminist Revolution. New Paltz, N.Y.: 1975.

109. Reiter, Rayna R., eds. Towards an Anthropology of Women. New York: Monthly Review, 1975.

110. Rich, Adrienne. Of Woman born: Motherhood as Experience and Institution. New York: Norton, 1976.

111. On Lies, Secrets and Silence: Selected Prose 1966-1978. New York: Norton,1979.

112. Rohrbach, Joanna Bunker. Women: Psychology's Puzzle. New York: Basic, 1979.

113. Rosaldo, Michelle Zimbalist and Lamphere, Louise. Women, Culture, and Society. Stanford: Stanford University Press, 1974.

114. Rossi, Alice S., ed. The Feminist Papers: From Adams to de Beauvoir (1973). New York: Bantam, 1974.

115. Roszak, Betty and Roszak, Theodore. Masculine-Feminine: Readings in Sexual Mythology and the Liberation of Women. New York: Harper, 1969.

116. Rowbotham, Sheila. Woman's Consciousness, Man's World. Baltimore: Penguin, 1973.

117. Russell, Dora. Hypatia; or, Women and Knowledge. New York: Dutton, 1925.

118. Russell, Letty M. Human Liberation in a Feminist Perspective—A Theology. Philadelphia: Westminister, 1974.

119. Ruether, Rosemary Radford. New Woman/New Earth; Sexists Ideologies and Human Liberation. New York: Seabury, 1975.

120. Sexism and God-Talk: Toward a Feminist Theology. Boston: Beacon, 1983.ed. Religion and Sexism: Images of Woman in the Jewish and Christian

121. Traditions. New York: Simon and Schuster, 1974.

122. Salper, Roberta, ed. Female Liberation: History and Current Politics. New York: Knopf, 1972.

123. Sanger, Margaret. Woman and the New Race. New York: Brentano, 1920.

124. Smith, Dorothy E. Feminism and Marxism—A Place to Begin, a Way to go. Vancouver: New Star Books, 1977.

125. Schramm, Sarah Slavin. Plow Women Rather than Reapers: An Intellectual History of Feminism in the United States. Metuchen, N.J.: Scarecrow, 1979.

126. Schreiner, Olive. Women and Labor (1911). New York: Johnson Reprint, 1972.

127. Sherman, Julia A. and Beck, Evelyn Torton eds. The Prism of Sex: Essays in the

128. Sociology of Knowledge. Madison: University of Wisconsin Press, 1979.

129. Sochen, June. The New Woman: Feminism in Greenwich Village, 1910-20. New York: Quadrangle, 1972.

130. Stambler, Sookie, ed. Women's Liberation: Blueprint for the Future. New York: Ace, 1970.

131. Stanton, Elizabeth Cady. The Woman's bible. 2vols. (1895 and 1899). New York: Arno, 1972.

132. Stanton, Elizabeth Cady; Anthony, Susan В.; and Gage, Matilda Joslyn, eds. The

133. History of Woman Suffrage, vols. 1-3. Rochester: Charles Mann, 1881-86.

134. Starhawk. The Spiral Dance: Rebirth of the ancient Religion of the Goddess. New York: Harper, 1979.

135. Tanner, Leslie В., ed. Voices of the New Feminism. New York: Signet, 1971.

136. Stites, Richard. The Women's Liberation Movement in Russia: Feminism Nihilism, and Bolshevism, 1860-1930. Princeton: Princeton University Press, 1978.

137. Theobald, Robert, ed. Dialogue on Women. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1967.

138. Thompson, Mary Lou, ed. Voices of the New Feminism. Boston: Beacon, 1970.

139. Vetterling-Braggin, Mary; Elliston, Fredrick A.; and English, Jane. Feminism and Philosophy. Totowa, J.J.: Littlefield, Adams, 1977.

140. Wallace, Michele. Black Macho and the Myth of the Super Woman. New York: Dial, 1978.

141. Ware, Cellestine. Woman Power: The Movement for Women's Liberation. New York: Tower, 1970.

142. Wollstonecraft, Mary. A Vindication of the Rights of Woman (1792). Baltimore: Penguin, 1975.

143. The Woman Question: Selections from the Writings of Karl Marx, Frederick

144. Engels, V. I. Lenin, and Joseph Stalin. New York: International, 1951.

145. Woolf, Virginia. A Room of One's Own (1929). New York: Harcourt, Brace & World, 1957.

146. Three Guineas (1938). New York: Harcourt, Brace & World, 1938.

147. Wright, Frances. Course of Popular Lectures (1834). In Frances Wright

148. D'Arusmont. Life Letters and Lectures, 1834-1844. New York: Arno, 1972.

149. Yates, Gayle Graham. What Women Want: The Ideas of the Movement. Cambridge: Harvard University Press, 1975.

150. Zaretsky, Eli. Capitalism, the Family and Personal Life. New York: Harper, 1976.1980-1989

151. Allen Paula Gunn. The Sacred Hoop: Recovering the Feminine in American Indian Traditions. Boston: Beacon, 1986.

152. Altbach, Edith Hoshino, ed. From Feminism to Liberation (1971), 2d. rev. ed. Cambridge: Schenkman, 1980.

153. Bakos, Susan Crain. This Wasn't Supposed to Happen: Single Women Over 30 Talk Frankly About Their Lives. New York: Continuum, 1985.

154. Barrett, Michele. Women's Oppression Today: Problems in Marxist Feminist Analysis. London: Verso, 1980.

155. Beck, Evelyn Torten, ed. Nice Jewish Girls: A Lesbian Anthology.Watertown, Mass.: Persephone, 1982.

156. Belenky, Mary; Clichy, Blythe; Goldberger, Nancy; and Tatule, Jill. Women's Ways of Knowing. New York: Basic, 1987.

157. Benhabib, Seyla and Cornell, Drucilla, eds. Feminism as Critique. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987.

158. Benjamin, Jessica. The Bonds of Love: Psychoanalysis, Feminism, and the Problem of Domination. New York: Pantheon, 1988.

159. Bernard, Jessie. The Female World. New York: Free Press, 1981.

160. Bleier, Ruth, ed. Feminist Approaches to Science. New York: Pergamon, 1986.

161. Bordo, Susan. The Flight to Objectivity: Essays on Cartesianism and Culture. Albany: State University of New York, 1987.

162. Braverman, Lois. Women, Feminism, and Family Therapy. Haworth Pr., 1988.

163. Buhle, Mari Jo. Women and American Socialism, 1870-1920. Urbana: University of Illinois Press, 1981.

164. Bulkin, Elly: Pratt, Minnie Bruce; and Smith, Barabara. Yours in Struggle: Three Feminist Perspectives on Anti-Semitism and Race. Brooklyn: Long Haul Press, 1984.

165. Bunch, Charlotte. Passionate Politics: Feminist Theory in Action. New York: St.1. Martin's Press, 1987.

166. Caldecott, Leonie and Leland, Stephanie, eds. Reclaim the Earth: Women Speak Out for1.fe on Earth. London: Women's Press. 1983.

167. Chesler, Phyllis. Mothers on Trial. New York: McGraw-Hill Book Company, 1986.

168. Collard, Andree with Contrucci, Joyce. Rape of the Wild: Man's Violence Against Animals and the Earth. Bloomington: Indiana University Press, 1988.

169. Cott, Nancy F. The Grounding of Modern Feminism. New Haven: Yale University Press. 1987.

170. Daly, Mary. Pure Lust: Elemental Feminist Philosophy. Boston: Beacon 1984.

171. Davis, Angela Y. Women, Race and Class. New York: Random House, 1981.

172. Diamond, Irene and Orenstein, Gloria Feman, eds. Reweaving the World: The Emergence of Ecofeminism. San Francisco: Sierra Club, 1990.

173. Dornbusch, Sanford and Myra Strober. Feminism, Children and the New Families. Builford Press, 1988.

174. Dworkin, Andrea. Pornography: Men Possessing Women. New York: Putnam, 1981.

175. Echols, Alice. Daring to Be Bad: Radical Feminism in America 1967-1975. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989.

176. Elsenstein, Hester. Contemporary Feminist Theory. Boston: G. K. Hall, 1983.

177. Elsenstein, Hester and Jardine, Alice, eds. The Future of Difference. Boston: G. K. Hall, 1980.

178. The Radical Future of Liberal Feminism. New York: Longman, 1981.

179. Elshtain, Jean Bethke. Public Man, Private Woman: Women in Social and Political Thought. Princeton: Princeton University Press, 1981.

180. Enloe, Cynthia. Does Khaki Become You? The Militarization of Women's Lives. Boston: South End, 1983.

181. Estrich, Susan. Real Rape. Cambridge: Harvard University Press, 1987.

182. Faderman, Lillian. Surpassing the Love of Men: Romantic Friendship and Love between Women from the Renaissance to the Present. New York: Morrow, 1981.and Eriksson, Brigitte. Lesbian-Feminism in Turn-of-the-Century-Germany.

183. Weatherby Lake, Mo.: Naiad Press, 1980.

184. Ferguson, Ann. Blood at the Root: Motherhood, Sexuality and Male Dominance. London: Pandora, 1989.

185. Ferguson, Kathy E., The Feminist Case Against Bureaucracy. Philadelphia: Temple University Press, 1984.

186. Fletcher, Ronald. The Abolitionists: The Family and Marriage Under Attack. Routledge, 1989.

187. French, Marilyn. Beyond Power: On Women, Men and Morals. New York: Summit, 1985.

188. Friedan, Betty. "Not for Women Only." Modern Maturity. April-May, 1989.

189. Frye, Marilyn. The Politics of Reality: Essays in Feminist Theory. Trumansburg, N.Y.: Crossing Press, 1983.

190. Fuentes, Annette and Ehrenreich, Barbara. Women in the Global Factory. Boston: Southend, 1983.

191. Gallop, Jane. The Daughter's Seduction: Feminism and Psychoanalysis. Ithaca: Cornell University Press, 1982.

192. Garfinkel, Irwin and Sara S. McLanahan. Single Mothers and Their Children: A New American Dilemma. Washington, DC: Urban Institute Press, 1986.

193. Gelles, Richard J. and Murray A. Straus. Intimate Violence: The Causes and Consequences of Abuse in the American Family. New York: Simon and Schuster, 1988.

194. Gilligan, Carol. In A Different voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge: Harvard University Press, 1982.

195. Glendon, Mary Ann. Abortion and Divorce in Western Law: American Failures, European Challenges. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1987.

196. Gould, Carol, ed. Beyond Domination: New Perspectives on Women and Philosophy. Totowa, N.J.: Rowman & Allanheld, 1983.

197. Griffin, Susan. Pornography and Silence: Culture's Revenge Against Women. New York: Harper, 1981.

198. Rape and the Power of consciousness. New York: Harper, 1979.

199. Woman and Nature: The Roaring Inside Her. New York: Harper, 1978.

200. Haraway, Donna; Primate Visions: Gender, Race, and Nature in the World of Modern Science, New York: Routledge, 1989.

201. Harding, Sandra. The Science Question in Feminism, Ithaca: Cornell University Press, 1986.

202. Hess, Beth B. and Marvin B. Sussman. Women and the Family: Two Decades of Change. Haworth Press, 1984.

203. Hanscombe, Gillian E. and Jackie Forster. Rocking the Cradle: Lesbian Mothers; A Challenge in Family Living. Boston: Alyson Publications, 1982.

204. Harris, Adrienne and King, Ynestra, eds. Rocking the Ship of State: Toward a Feminist Peace Politics. Boulder, Colo.: Westview, 1989.

205. Hartsock, Nancy С. M. Money, Sex and Power: Toward a Feminist Historical Materialism. New York: Longman, 1983."Rethinking Modernism: Minority vs. Majority Theories." Cultural Critique,no.7 (1987): 187-206.

206. Hayden, Delores. The Grand Domestic Revolution: A History of Feminist Designs for American Home, Neighborhoods and Cities. Cambridge: MIT Press, 1981.

207. Henschel, Susannah, ed. On Being a Jewish Feminist: A Reader. New York: Schocken, 1983.

208. Hoagland, Sarah Lucia. Lesbian Ethics: Toward New Value. Palo Alto Calif.: Institute of Lesbian Studies, 1988.

209. Hooks, Bell. Ain't IA woman: Black Women and Feminism. Boston: South End Press, 1981.

210. Feminist Theory: From Margin to Center. Boston: south End, 1984.

211. Hubbard, Ruth; Henifin, Mary Sue; and Fried, Barbara, eds. Biological Woman—The convenient Myth: A Collection of Feminist Essays and a Comprehensive Bibliography. Cambridge: Schenkman, 1983.

212. Hull, Gloria Т.; Scott, Patricia Bell; and Smith, Barbara, eds. But Some of Us Are Brave: Black Women's Studies. Old Westbury, N.Y.: Feminist Press, 1982.

213. Jaggar, Alison M. Feminist Politics and Human Nature. Totowa, N.J.: Rowman & Allanheld, 1983.and Bordo, Susan R., eds. Gender/body/Knowledge: Feminist Reconstruction of

214. Being and Knowing. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1989.

215. Johnson, Sonia. Going Out of Our Minds: The Metaphysics of Liberation. Freedom, California: The Crossing Press, 1987.

216. Joseph, Gloria and Lewis, Jill. Common Differences: conflicts in Black and White Feminist Perspectives. Garden City: Anchor, 1981.

217. Keohane, Nannerl O.; Rosaldo, Michelle Z.; and Gelpi, Barbara, eds. Feminist Theory: A Critique of Ideology. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

218. Keller, Evelyn Fox. Reflections on Gender and Science. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1985.

219. McAllister, Pam, ed. Reweaving the Web of Life: Feminism and Nonviolence. Philadelphia: New Society, 1982.

220. MacKinnon, Catharine A. Feminism Unmodified. Cambridge: Harvard University Press, 1987.

221. Mahowald, Mary B. Sexual Harassment of Working Women: A Case of Discrimination. New Haven: Yale University Press, 1979.

222. Toward a Feminist Theory of the State. Cambridge: Harvard University Press,1989.

223. Marks, Elaine and de Courtivron, Isabelle, eds. New French Feminisms: An Anthology (1980). New York: Schocken, 1981.

224. Merchant, Carolyn. The Death of Nature: Women, Ecology, and the Scientific Revolution. New York: Harper, 1980.

225. Moraga, Cherrie and Anzaldua, Gloria, eds. This Bridge Called My Back: Writings by Radical Women of Color. Watertown, Mass.: Persephone Press, 1981.

226. Morgan, Robin. Anatomy of Freedom: Feminism, Physics and Global Politics. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1982.

227. Noddings, Nel. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkeley: University of California Press, 1984.

228. O'Brien, Mary. The Politics of Reproduction. Boston: Routledge & Kegan Paul, 1981. Pateman, Carole. The Sexual Contract. Stanford: Stanford University Press, 1988.

229. Papachristou, Judith, ed. and Gross, Elizabeth, eds. Feminist Challenges: Social and

230. Political Theory (1986). Boston: Northeastern University Press, 1987.

231. Plant, Judith, ed. Healing the Wounds: The Promise of Ecofeminism. Philadelphia: New Society, 1989.

232. Plaskow, Judith and Christ, Carol P., eds. Weaving the Visions: New Patterns in Feminist Spirituality. New York: Harper, 1989.

233. The Quest Staff, ed. Building Feminist Theory : Essays from Quest, a Feminist Quarterly. New York: Longman, 1981.

234. Rabuzzi, Kathryn Allen. The Sacred and the Feminine: Toward a Theology of Housework. New York: Seabury, 1982.

235. Rich, Adrienne. "Compulsory Heterosexuality and Lesbian Existence." In Feminist Frontiers: Rethinking Sex, Gender and Society. Ed. Laurel Richardson and Verta Taylor, Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1983.

236. Rosenberg, Rosalind. Beyond Separate Spheres: Intellectual Roots of Modern Feminism. New Haven: Yale University Press, 1983.

237. Rothchild, Joan, ed. Machina Ex Dea; Feminist Perspectives on Technology. New York: Pergamon, 1983.

238. Ruddick, Sara. Maternal Thinking: Towards a Politics of Peace. Boston: Beacon, 1989.

239. Rupp, Leila and Taylor, Verta. Survival in the Doldrums: The American Women's Rights Movement 1945 to the 1960s. New York: Oxford, 1987.

240. Sargent, Lydia, ed. Women and Revolution: A Discussion of the Unhappy Marriage of Marxism and Feminism. Boston: South End, 1981.

241. Saunders, Daniel G. "'Truths' about Domestic Violence: A Reply to McNeely and Robinson-Simpson," Social Work, March/April, 1988.

242. Shiva, Vandama. Staying Alive: Women, Ecology and Development. London: Zed, 1988.

243. Snitow, Ann; Stansell, Christine; and Thompson, Sharon. The Powers of Desire: The politics of Sexuality. New York: monthly Review, 1983.

244. Solomon, Neil. Family Therapy Social Change. Irving Publishers, 1982.

245. Spelman, Elizabeth V. Inessential Woman: Problems of Exclusion in Feminist Thought. Boston: Beacon, 1988.

246. Spender, Dale, ed. Feminist Theorist: Three Centuries of Key Women Thinkers. New York: Pantheon, 1983.

247. Spretnak, Charlene, ed. The Politics of Women's Spirituality: Essays on the Rise of Spiritual Power in the Movement. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1981.

248. Sprong, John. Living in Sin? A Bishop Rethinks Human Sexuality. San Francisco, Harper and Row, 1988.

249. Steinem, Gloria. Outrageous Acts and Everyday Rebellions. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1983.

250. Swidler, Ann. "Culture in Action: Symbols and Strategies." American Sociological Review 51 (April 1986).

251. Vance, Carole S. Pleasure and Danger: Exploring Female Sexuality. Boston: Routledge, 1984.

252. Walker, Alice. In Search of Our Mothers' Gardens: Womanist Prose. New York: Harcourt, Brace Jovanovich, 1983.

253. Weitzman, Lenore. The Divorce Revolution: The Unexpected Social an dEconomic Consequences for Women and Children in America. New York: The Free Press, 1985.

254. Yllo, Kersti and Michele Bograd. Feminist Perspecties on Wife Abuse (Sage Focus Edition, Vol. 93). Sage Publications, 1988.1990е до Нашего Времени

255. Alemdia, Rhea V. Expansions of Feminist Family Theory Through Diversity. Harrington Park Press, 1994.

256. Adams, Carol J. The Sexual Politics of Meat: A Feminist-Vegetarian Critical Theory. New York: Continuum, 1990.

257. Allen, Jeffner, ed. Lesbian Philosophies and Cultures. Albany: State University of New York Press, 1990.

258. Bahr, Kathleen Slaugh and Nancy Rollins Ahlander. "Feminism and Family Work: A Reply to Sanchez's Commentary. Journal of Marriage and the Family. 1996 May: 58(2):520. ISSN: 0022-2445.

259. Marciauskas, Rosemary Curran and Debra Beery Hull. Loving and Working: Reweaving Women's Public and Private Lives. ASIN: 0940989484.

260. Bartky, Sandra Lee. Femininity and Domination: Studies in the Phenomenology of Oppression. New York: Routledge, 1990.

261. Bashevkin, Sylvia. Women on the Defensive: Living through Conservative Times. Chicago: University of Chicago Press, 1998.

262. Baumgardner, Jennifer and Amy Richards. Manifesta: Young Women, Feminism and the Future. Farrar Straus & Giroux, 2000.

263. Bograd, Michele, Feminist Approaches for Men in Family Therapy. Haworth Pr., 1991.

264. Bondoc, Anna and Meg Daly. Letters of Intent: Women Cross the Generations to Talk about Family, Work, Sex, Love and the Future of Feminism. Free Press, 1999.

265. Burck, Charlotte and Bebe Speed. Gender, Power and Relations: New Developments in Family Therapy. Routledge, 1995.

266. David M. and Neil M. Malamuth. Sex, Power, Conflict: Evolutionary and Feminist Perspectives. Oxford University Press, 1996.

267. Carr, Anne E. and Mary Stewart Van Leeuwen. Religion, Feminism and the Family:

268. Studies in Family Religion and Culture. Westminister John Knox Press, 1996.

269. Chancer, Lynn S. Reconcilable Differences: Confronting Beauty, Pornography and the Future of Feminism, University of California Press, 1998.

270. Chase, Susan E. Mothers and Children: Feminist Analyses and Personal Narratives. Rutgers University Press, 2001.

271. Collins, Patricia Hill. Black Feminist Thought: Knowledge, Consciousness and the Politics of Empowerment. Boston: UnwinHyman, 1990.

272. Conway-Turner, Kate and Suzanne Cherrin. Women, Families and Feminist Politics: A Global Exploration (Haworth Innovations in Feminist Studies). Haworth Press, 1998.

273. Cott, Nancy. A Heritage of Her Own: Families, Work and Feminism in America. ASIN: 0317051601.

274. Crittenden, Danielle. What Our Mothers Didn't Tell Us: Why Happiness Eludes the Modern Woman. New York: Simon & Schuster, 1999.

275. Donovan, Josephine. Feminist Theory: The Intellectual Traditions of American Feminism. New York: Continuum, 1997.

276. Dworkin, Andrea. Intercourse. Paperback Publishers, 1997. . Letters from a War Zone. Lawrence Hill & Co., 1993.

277. Flax, Jane. Thinking Fragments: Psychoanalysis, Feminism, and Postmodernism in the Contemporary West. Berkley: University of California Press, 1990.

278. Forna, Aminatta. 1998. The Mother of All Myths: How Society Moulds and Constrains Mothers. London: HarperCollins, 1998.

279. Fox-Genovese, Elizabeth. "How has marriage fared during its feminist reformation?" The World & I. November 1997, Vol. 12, Issue: 11, p. 32. Retrieved from the World Wide Web: http://www.worldandi.com/subscribers/1997/November/S-FOX.cfm.

280. Fox-Genovese, Elizabeth, Stanley J. Grenz, Mardi Keyes, Van Leeuwen, Mary Steward Van Leeuwen. Women and the Future of the Family (Kuyper Lecture Series). Baker Book tiouse, 2000.

281. French, Stanley G., Wanda Teays and Laura M. Purdy. Violence Against Women: Philosophical Perspectives. Ithaca Cornell University Press, 1998.

282. Gould, Jane S. Juggling: A Memoir of Work, Family and Feminism (Feminist Press Cross-Cultural Memoir Series). Feminist Press, 1997.

283. Greer, Germaine. The Whole Woman. Doubleday, 1999.

284. Gregg, Robin. Pregnancy in a High Tech Age: Paradoxes of Choice. New York/London: New York University Press, 1995.

285. Whose Science? Whose Knowledge? Thinking from Women's Lives Ithaca:

286. Cornell University Press, 1991.

287. Grigg, William Norman. The Gospel of Revolt: Feminism Vs. the Family. Northwest Publishers, 1992.

288. Hartsock, Nancy С. M. "Truth and Method: Feminist Standpoint Theory Revisited." Signs 22(winter 1997): 341-65.

289. Hawkesworth, M. E., Beyond Oppression: Feminist Theory and Political Strategy. New York: continuum, 1990.

290. Heberle, Renee J. Finding a New Feminism: Rethinking the Woman Question for Liberal Democracy. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1996.

291. Hirsch, Marianne and Keller, Evelyn Fox, eds. Conflicts in Feminism. New York: Routledge, 1990.

292. Hooyman, Nancy R. and Judith Gonyea. Feminist perspectives on Family Care: Policies for Gender Justice (Family Caregiver Applications, Vol 6). Sage Publications, 1995.

293. Johnston, Carolyn. Sexual Power: Feminism and the Family in America. University of Alabama Press, 1992.

294. Kaplan, Lawrence and Rosemarie Tong. Controlling Our Reproductive Destiny: A Technological and Philosophical Perspective. Cambridge MA: M.I.T. Press, 1994.

295. Kenen, Regina. Reproductive Hazards in the Workplace: Mending Jobs, Managing Pregnancies. New York: Haworth, 1993.

296. Mahowald, Mary B. Philosophy of Women: Classical to Current Concepts, 3rd ed. Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, 1995.

297. Maglin, N. B. and D. Perry. "Bad Girls 'У'Good Girls ": Women, Sex and Power in the Nineties. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1996.

298. Maran, Meredith. Notes from an Incomplete Revolution: Real Life Since Feminism. New York: Bantam Books, 1997.

299. McGinnis, John O. "Unnatural Selection: The feminists' unconvincing biology." National Review, April 19, 1999. Retrieved from the World Wide Web: January 12, 2001 from http://www.findarticles.com/cf0/ml 282/751/54274876/print.jhtml.

300. Misciagno, Patricia S. Rethinking Feminist Identification: The Case for De Facto Feminism. Westport, CT: Praeger, 1997.

301. Narayan, Uma and Julia J. Bartkowiak, eds. Having and Raising Children: Unconventional Families, Hard Choices, and the Social Good. University Park, PA: Pennsylvania State University Press. 1999.

302. Narayan, Uma and Sandra Harding, eds. Decentering the Center: Philosophy for a Multicultural, Postcolonial, and Feminist World. Bloomington: Indiana University Press, 2000.

303. Nelson, Hilde Lindemann, ed. Feminism and Families. New York/London: Routledge. 1996.

304. Stories and Their Limits. New York/London: Routledge, 1997.1.A

305. Newton, Judith. Starting Over: Feminism and Cultural Critique. University of Michigan Press, 1994.

306. Nicholson, Linda J., ed. Feminism/Postmodernism. New York: Routledge, 1990.

307. Okin, Susan Moller, Justice, Gender and the Family. Basic Books, 1991.

308. O'Reilly, Andrea. Mothers and Sons: Feminism, Masculinity and the Struggle to Raise Our Sons. Routledge, 2001.

309. Patai, Daphne. Heterophobia: Sexual Harassment and the Future of Feminism. Rowman & Littlefield, 1998.

310. Posner, Judith. The Feminine Mistake: Women, Work and Identity. Warner Books, 1992.

311. Purdy, Laura M. In Their Best Interest? The Case Against Equal Rights for Children. Ithaca: Cornell University Press. 1992.

312. Reproducing Persons: Issues in Feminist Bioethics. Ithaca: Cornell University1. Press. 1996.

313. Ribbens, Jane. Mothers and Their Children: A Femenisit Sociology of Childbearing. Sage Publications, 1994.

314. Risman, Barbara J. Gender Vertigo: American Families in Transition. Yale University Press, 1999.

315. Roiphe, Katie. "Date Rape's Other Victim." New York Times, June 13, 1993. Retrieved from the World Wide Web: http://www.vix.com/pub/men/books/roiphe.html.

316. Shrage, Laurie. Moral Dilemmas of Feminism: Prostitution, Adultery and Abortion. New York/London: Routledge, 1994.

317. Sollie, Donna L. and Leigh A. Leslie. Gender, Families and Close Relationships: Feminst Research Journeys (Current Issues in the Family, Vol 2). Sage Publication, 1994.

318. Sommers, Christina Hoff. Who Stole Feminism? How Women Have Betrayed Women. New York: Free Press, 1994.

319. The War Against Boys: How Misguided Feminism Is Harming Our Young Men.

320. New York: Simon & Schuster, 2000.

321. Staggenborg, Suzanne. Gender, Family and Social Movements (Sociology for a New Century). Pine Forge press, 1997.

322. Tong, Rosemarie. Feminine and Feminist Ethics. Belmont, California: Wadsworth. 1993.

323. Feminist Thought, 2nd ed. Boulder, Colorado: Westview Press. 1998.

324. Trask, Haunani-Kay. Eros and Power: The Promise of Feminist Theory. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1986.

325. Treblicot, Joyce, ed. Mothering: Essays in Feminist Theory. Totowa, J.J.: Rowman & Allanheld, 1983.

326. Tuana, Nancy and Rosemarie Tong, eds. Feminism & Philosophy: Essential Readings in Theory, Reinterpretation, and Application. Boulder, Colorado: Westview Press, 1994.

327. Umansky, Lauri. Motherhood Reconceived: Feminism and the Legacies of the Sixties. New York University Press, 1996.

328. Weingarten, Kathy and Michele Bograd. Reflections on Feminist Family Therapy Training. Haworth Press, 1996.

329. Wendell, Susan. The Rejected Body: Feminist Philosophical Reflections on Disability. New York/London: Routledge. 1996.

330. Young, Cathy. Why Women and Men Must Join Forces to Achieve True Equality. Free Press, 1999.

331. Young, Iris. Justice and the Politics of Difference. Princeton: Princeton University Press, 1990.

332. Throwing Like a Girl and Other Essays in Feminist Philosophy. Bloomington:1.diana University Press, 1990.

333. Zimmerman, Patricia. "The Female Bodywars: Rethinking Feminist Media Politics." Socialist Review 23, no. 2 (1993) 35-56.1. Издания на русском языке

334. Американская социологическая мысль. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

335. Антология гендерной теории. Галова Е., Усманова А. Минск: Прометей, 2000.

336. Антология русской классической социологии. Под ред. Д.С. Клементьева, Л.Н. Панковой. Из-во МГУ, 1995.

337. Антонов А.И, и Сорокин С.А. "Судьба семьи в России ХХГ, Москва, 2000.

338. Антонов А.И. «Социология Рождаемости». (Теоретические и Методические проблемы). Москва «Статискика», 1980.

339. Антонов А.И. и Медков В.М. "Социология семьи", М.: Изд-во МГУ, 1996.

340. Антонов А.И. "Микросоциология семьи". М.: Нота-Бене, 1998.

341. Баллаев Е.А. "Тендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России". М., 1998.

342. Барт Р. "Смерть Автора", Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва: Прогресс 1989/

343. Баскакова М.Е. "Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда". Москва, 1998.

344. Батлер Д. "Меланхолийный гендер", /Отторгнутая идентификация// Гендерные исследования, № 1, 1998. Харьков: ХЦГИ.

345. Батлер Д. "От пародии к политике". Современная философия, № 1. Харьков: ХЦГИ, 1995.

346. Берн, Шон. "Тендерная психология". СПб, 2001.

347. Берне, Р. "Развитие Я-концепции и воспитание''. М.: "Прогресс", 1986.

348. Бестужев-Лада И.В. "Альтернативная цивилизация". М., 1998.

349. Быховская И.М. "Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность". М., 1993.

350. Виссон, Линн. "Чужие и близкие в русско-американских браках". М., 1999.

351. Гендерные тетради. Ред. Клёцин А.А. Выпуск Второй, Санкт-Петербург, 1999. Гидденс, Э. "Социология". Санкт-Петербург, 1997.

352. Градскова, Юлия. "Обычная" советская женщина обзор описаний идентичности. М., 1999.

353. Давыдов, Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982. Де Бовуар С. "Второй пол", Алетейя, СПб., 1997.

354. Делез Ж. «Первая серия парадоксов: чистое становление // Логика смысла. Москва: Academia, 1995.

355. Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. М., 1999.

356. Джейн JI.T. и Пристли Ж., «Социология», Москва: Инициатива, Львов, 1998.

357. Добреньков В.И., Кравченко А.И. "Социология". В 3-х томах. М., 2000.

358. Егорова JI.C. "Социокультурные процессы в изменяющейся России: гендерный аспект". М., 2000.

359. Женщина и визуальные знаки, под общей редакцией Альчук Анна. Москва: Идея-Пресс, 2000.

360. Женщины России на рубеже XX-XXI веков. Иваново, 1998.

361. Жеребкина Ирина. "Прочти Мое Имя", (постмодернизм, психоанализ, феминизм). Москва, Идея-Пресс, 2000.

362. Зидер, Р. "Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-ХХвв.)". М., 1997.

363. История теоретической социологии. Том 2, Отв. Ред. Ю.Н. Давыдов. М, 1997.

364. Култыгин В.П. "Современные зарубежные социологические тенденции". М., 2000.

365. Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов, 1999.

366. Мэкки, Линдси, Патулло, Полли. "Женщина на работе ". М.: Прогресс, 1982. Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978.

367. Нравственность. Здоровье. Семья. Часть II. Ценностные ориентации семьи. Научн. ред. А.С. Белкин. Екатеринбург, 2001.

368. Осетрова Н.В. «Права Женщин: в представлениях школьных учителей», Москва, 2000.

369. Пол, Тендер, Культура (немецкие и русские исследования), под редакцией Элизабет Шоре и Каролин Хайд ер, Москва, 1999.

370. Поленина С.В. "Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект". М., 2000.

371. Права женщин в России: Исследования реальной практики и их соблюдение в массовом сознании. Том I и II. М., 1998.

372. Римашевская Н., и др. "Окно в русскую частную жизнь ". М., 1999.

373. Семья на пороге третьего тысячелетия. Научн. Ред. А.И.Антонов и др. М., 1995.

374. Смелзер, Н. "Социология". М.: Феникс. 1994, 1998.

375. Смирнов А.И. «Женщины на военной службе: новые возможности и социальные права», Москва, 2000.

376. Сорокин П. Человек. Цивилизация, Общество. М, 1992.

377. Социокультурный анализ гендерных отношений. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Из-во Саратовского университета, 1998.

378. Тартаковская И.Н. "Социология пола и семьи". Самара, 1997.

379. Теория и история феминизма. Под ред. И.А. Жеребкиной. Ф-Пресс, Харьков, 1996.

380. Фигдор Г. "Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой'. М.: Наука, 1995.

381. Фрейд 3. «Женственность». И Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991 Фридан Б. «Загадка женственности», Москва, 1994.

382. Фуко М. "Антропологический круг" //История безумия в классическую эпоху. СПб: университетская книга, 1997.

383. Фуко М. "Забота о себе". История сексуальности. Киев: Грунт, 1998. Фуко М."Использование удовольствий", Москва: Кастиль, 1996.199

384. Фуко М. «Антропологический круг» II История безумия в классическую эпоху. С,-Пб.: Университетская книга, 1997.

385. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Отв. Ред. А.К Байбурин, И.С.Кон. СПб, 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.