Проза Б. Пастернака 1920-х - начала 1930-х годов: проблемы поэтики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Кушнирчук, Наталья Петровна

  • Кушнирчук, Наталья Петровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 0
Кушнирчук, Наталья Петровна. Проза Б. Пастернака 1920-х - начала 1930-х годов: проблемы поэтики: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кушнирчук, Наталья Петровна

Введение

Глава I. Жанрообразующий принцип повестей Б. Пастернака

§1. Кризис мировосприятия героини повести «Детство Люверс» (1922)

§2. Кризис национально-исторического мира: личность перед лицом истории («Воздушные пути», 1924; «Повесть», 1929)

§3. Противостояние цензуре: «Охранная грамота» (1931)

Глава II. Субъектная организация прозы Б. Пастернака: автор, повествователь, рассказчик, герой

§1. Роль автора в повести «Детство Люверс» (1922)

§2. Функции рассказчика в поэтической прозе Б. Пастернака («Воздушные пути», 1924)

§3. Герой в поэтической прозе Б. Пастернака

Глава III. Лиризм как первооснова поэтики прозы Б. Пастернака

§1. Принципы реализации лирического сюжета в поэтической прозе Б. Пастернака («Письма из Тулы», 1922)

§2. Лирическое «я» в «Охранной грамоте» (1931)

§3. Мир как alter ego: роль пейзажа в структуре лиризованного повествования

Глава IV. Синкретизм искусств как отличительный признак прозы Б. Пастернака

§1. Реализация эстетических принципов живописных школ кубизма и импрессионизма в поэтической прозе Б. Пастернака

§2. «Кинематографичность» прозы поэта Б. Пастернака («Воздушные пути», 1924)

§3. Композиция сонатной формы в повести «Воздушные пути» (1924)

Заключение

БИБЛИОГРАФИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Б. Пастернака 1920-х - начала 1930-х годов: проблемы поэтики»

Введение

В начале 1990-х годов В. С. Баевский назвал Пастернака «самым исследуемым русским писателем XX века»1. То же самое мы с уверенностью можем сказать и сегодня. Творчество поэта и в современности продолжает активно привлекать внимание исследователей двухтысячных годов. В то же время следует отметить, что количество исследовательских работ, посвященных анализу поэтического наследия Пастернака, значительно превышает число трудов, посвященных его прозе. (Исключением стал роман «Доктор Живаго», завершенный в 1955 году). В период 1920-х - начала 30-х годов стиль молодого Пастернака-прозаика формировался одновременно со становлением Пастернака-поэта, это рождало усложненную стилистику, отражающую взаимопроникновение двух полярных способов художественного миросозерцания.

Прозаическое наследие Бориса Пастернака составляет большой корпус текстов. Многие из ранних прозаических вещей остались неоконченными («Был странный год», 1916-1918; «История одной контроктавы», 1916-1917; «Вторая картина. Петербург», 1917-1918; «Безлюбье. Глава из повести», 1918), некоторые наброски нашли отражение в более поздних произведениях («Три главы из повести» (1922) получили развитие в романе в стихах «Спекторский» (1925-1930) и в «Повести» (1929)). Кроме того, данный период эстетических исканий в прозе стал одним из путей, приведших поэта к созданию романа «Доктор Живаго», про который сам Пастернак говорил: «главный и самый важный труд, единственный, которого я не стыжусь и за который смело отвечаю»2.

1 Баевский В.С. Б. Пастернак - лирик. Основы поэтической системы. Смоленск, 1993. С. 4

2 Здесь и далее цитирование текстов Б. Пастернака осуществляется по изданию: Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: В 11 т. / Сост. и коммент. Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак. - М.: Слово^1оуо, 2003-2005. - 7810 с. - Т. 3, с. 534. Далее в квадратных скобках будет указываться [том; страница].

Таким образом, целостное представление о творческой индивидуальности поэта без анализа его ранней прозы не позволяет раскрыть полноту творческой индивидуальности уникальной поэтической личности.

Сама эпоха ранних острых революционных преобразований ставила глобальные вопросы переосмысления духовных ценностей и социальных проблем соотношения меры жестокости и человечности, политики и нравственности, необходимости рождения нового героя эпохи, свободы творчества и т.д. В этот период наряду с авангардной поэзией наблюдается активное обращение поэтов к прозе как к альтернативе привычному маршруту. В. Брюсов, А. Белый, В. Хлебников, В. Маяковский, Б. Пастернак - ярчайшие поэты новой эпохи - открывают «целый веер путей, готовящих новый взлет русской прозы»3. Обретает силу эстетический феномен, получивший название «проза поэта».

Б. Пастернак - один из тех замечательных творцов Слова, кто искал пути художественного объединения поэзии и прозы в единое искусство. В статье «Несколько положений» (1922) Б. Пастернак писал: «Неотделимые друг от друга поэзия и проза - полюса. По врожденному слуху поэзия подыскивает мелодию природы среди шума словаря, и, подобрав ее, как подбирают мотив, придается затем импровизации затем на эту тему. <...> Начала эти (поэзия и проза - Н.К.) не существуют отдельно»4.

Мысль о неотделимости, об органической связи прозы и поэзии, реализуется Пастернаком в текстах его ранней прозы и позволяет пристально всмотреться в этот образец эстетической гармонии, раскрыть закономерности во взаимодействии этих встречных потоков, сосредоточенных в недрах художественного сознания творца.

Стилевые особенности прозы и поэзии Пастернака рождались в обстановке и окружении поэта с самого его детства высокого

3 Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.С.

4 Пастернак Б. Несколько положений // Современник. - 1922. - № 1. - С. 5.

профессионального обращения к разнообразным видам искусства. (Мать -известная пианистка, отец - художник, позировать которому приезжали Юргис Балтрушайтис, Федор Шаляпин, Эмиль Верхарн). В творческих вечерах в доме участвовали такие мастера, как Скрябин и Рахманинов. С самого детства Пастернак не только впитывал творческую атмосферу, но и сам постигал азы художественного и музыкального мастерства. Таким образом, изучение этапов творческой биографии Пастернака, связанных с его интересом к живописи, музыке и философии позволяют увидеть, как различные грани таланта проявились в литературном творчестве поэта 20-начала 30-х годов. В значительной степени Борис Пастернак во многом предвосхитил синкретизм как художественный прием современной поэзии и прозы.

Новаторство поэта в организации художественного пространства текста, в ослаблении сюжета, нарушениях причинно-следственной связи несомненно оказало влияние на творчество последующего поколения писателей -представителей модернизма и постмодернизма второй половины XX века.

Актуальность. Творчество Бориса Пастернака крайне многоаспектно, поэтому большая часть исследований, обращенных к его прозе 1920-х - начала 1930-х годов, освещает лишь отдельные элементы поэтики5. В то же время современных трудов, представляющих целостный анализ поэтики прозы поэта недостаточно. Современное литературоведение и сегодня продолжает включать эту проблему «в круг проблем, недостаточно проясненных и потому особенно актуальных»6.

5 Таковы диссертационные исследования Ляляева С.В. Эволюция прозаической текстуальности в творческой биографии Бориса Пастернака: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2011. 20 с.; Котуковой Е.Ю. Концептосфера творчества в ранней прозе Б. Пастернака: аксиология художественного пространства: дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2009. 192 с.; Орловой Е.А. Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: на материале прозы писателя: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2008. 199 с.; Леенсон Е.И. Поэтика автобиографической прозы Б.Л. Пастернака и традиции Р.М. Рильке: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2007. 185 с.; Акимовой А.С. Английская тема в прозе Б.Л. Пастернака: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2007. 174 с.

6 Гиршман М. М. Проза // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной: Ыгааа, 2008. С. 191.

Степень разработанности проблемы. Одним из первых исследователей, положивших начало изучения прозаического творчества Бориса Пастернака в свете феномена проза поэта, стал Роман Якобсон. Ученый не только рассмотрел прозаические произведения поэта, но и раскрыл сам термин «проза поэта»,7 выделив его устойчивые признаки. Среди исследователей, продолживших намеченную Якобсоном траекторию, стал Лазарь Флейшман, отметивший прозу поэта как «особое явление, выдвинутое литературой авангарда на передний план»8. Среди серьезных современных исследований следует отметить работы Н. А. Фатеевой9, Ю.Б. Орлицкого10 и Л. Л. Горелик11.

Исходная позиция Н. Фатеевой - лингвистическая, в центре внимания -феномен билингвизма, а основная цель книги - воссоздать «языковую личность» автора, его идиолект. Ю. Орлицкий в своем труде рассматривает прозаическое творчество Пастернака, делая акцент на ритмическую организацию прозы. В книге Л. Горелик последовательно рассмотрены особенности воплощения в прозе и поэзии Б. Пастернака проблемы соотношения творца и действительности (ее пересоздание творческим сознанием; условия для творчества; слияние творца и реальности; отношения творца и толпы и т. д.).

7 Впервые сочетание «проза поэта» в отношении прозы Бориса Пастернака было упомянуто в рецензии К. Локса на сборник «Рассказы», вышедший в 1925 году: «Мы думаем, что рассказы Пастернака принадлежат к хорошем, настоящему виду "прозы поэта"». Локс, К. Рецензия на книгу: Пастернак Б. Рассказы. Москва; Ленинград: Круг, 1921. - 105 с. // Красная новь. - 1925. - №8. - С.286-287.

8 Флейшман Л.С. Борис Пастернак в двадцатые годы. - СПб.: Академический проспект, 2003. - 464

с.

9 Фатеева Н. А. Поэт и проза: книга о Пастернаке. М., 2003. - 399 с.

10 Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 200 с.

11 Горелик Л. Л. «Миф о творчестве» в прозе и стихах Бориса Пастернака. М.: РГГУ, 2011. 370 с.

К изучению отдельных аспектов прозы обращались и западные исследователи: Й. Ужаревич12, М. Свифт13, М. Окутюрье14, Е. Фарыно15 и др.

Тем не менее считать данную тему исчерпанной нет оснований, поскольку есть ряд вопросов, которых исследователи прозы Пастернака касались лишь косвенно или не касались вовсе.

Важным при рассмотрении проблематики в нашем исследовании является выбранный временной промежуток: 1920-е годы - культурно-историческая эпоха, ставшая одной из центральных причин, повлиявших на поэтов и побудивших их писать прозу. Коренной перелом в социокультурной обстановке отразился в перемене эстетических и литературных взглядов писателей, что с достаточной полнотой воплотилось в их прозаических произведениях, где «лирическое "я" объективируется, «эпизируется», отражая положение личности, находящейся в предельной зависимости от социальной действительности. Общая картина мира - неклассическая по своей сути -сказалась на способах и формах конструирования личностного сознания»16.

Проблемой, не получившей должного рассмотрения, является синтез искусств, столь органичный для поэтики Пастернака. Если о связи его поэзии с музыкой и изобразительным искусством говорили многие, то прозаическое наследие в этом аспекте вниманием обделено. Связь прозы Пастернака с кинематографом до сих пор не становилась специальным предметом внимания литературоведов.

Период 1920-х годов имеет решающее значение в творческой биографии Бориса Пастернака, для которого указанный период - годы творческого

12 Й. Ужаревич Одна жизнь - две биографии // Автоинтерпретация: Сб. статей. - СПб., 1998. - С. 167187.

13 Megan Swift Writing the manuscript: Pasternak's 'Povest'' (1929) // Books abroad. Coverage: 1927-1976 (Vols. 1-50); The Tale and the Novel: Pasternak and the Politics of Genre // Canadian slavonic papers/Revue Canadienne des slavistes. Vol. XLIX, NOS. 1-2, March-June 2007.

14 Michel Aucouturier, Ivar Ivask The Metonymous Hero or the Beginnings of Pasternak the Novelist // Board of Regents of the University of Oklahoma. Vol. 44, No. 2 (Spring, 1970), pp. 222-227.

15 Erzy Faryno Археопоэтика «Писем из Тулы» Пастернака // Mythos in der slawischen moderne. Wiener slawistischer almanach. Sonderband 20. Wien, 1987. C. 237-275.

16 Пелихова А.А. Проза О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака 1920-х годов: типологические особенности и образная структура: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Улан-Удэ, 2004. С. 14.

самоопределения. В это непростое время поэта особенно остро волновали проблемы связей творца с окружающей его действительностью, вопросы природы прозаического творчества, предназначения творчески одаренной личности, ее места в истории.

В эти годы разрываются литературные связи, сложившиеся в начале творческого пути поэта (процесс разрыва с футуризмом). Кардинальное изменение места Бориса Пастернака в системе литературных отношений в конце 1920-х годов в исторической перспективе совпало с кризисом футуризма как литературного течения. Во взглядах поэта, как в историко-культурных, так и в литературных, происходят резкие изменения, все это в значительной степени отразилось в творчестве поэта.

Период 1920-х годов для Пастернака можно обозначить как время творческих исканий. В это время он пишет не только стихи, но и прозаические повести («Письма из Тулы» (1918), «Детство Люверс» (191817), «Воздушные пути» (1924), «Повесть» (1929) и «Охранная грамота» (1931)). Кроме того, в эти годы поэт создает поэмы «Высокая болезнь» (1923, 1928), «Девятьсот пятый год» (1925-1926), «Лейтенант Шмидт» (1926-1927). Помимо поэм в данный период Пастернаком написано большое количество поэтических текстов, демонстрирующих поиск эстетической доминанты.

По воспоминаниям биографов, Пастернак утверждал, что всегда хотел писать прозу. В письмах он признавался: «Я долго не мог работать <...>, потому что работою считаю прозу и все она у меня не выходила» [VIII; 656].

Исследование прозаического наследия Бориса Пастернака усложняется тем, что значительная часть прозаических произведений этих лет осталась незаконченной. Однако, с нашей точки зрения, без рассмотрения этой части

17 Повесть «Письма из Тулы», завершенная Пастернаком в 1918 году, была впервые опубликована в альманахе «Шиповник» под ред. Ф. Степуна в 1922 году (№1) с незначительными вариантами; повесть «Детство Люверс», оконченная в 1918 году, впервые была опубликована также в 1922 году с незначительной правкой в альманахе «Наши дни» (кн.1) под ред. В. Вересаева. В комментариях к Полному собранию сочинений Б. Пастернака в 11 томах приводятся фрагменты, вычеркнутые автором в рукописи и не вошедшие в печатное издание. Далее в скобках после названия повестей будет указан год первой публикации.

творческого наследия поэта полноценное исследование поэтики Пастернака невозможно.

Сложность прозаических текстов Пастернака во многом объясняется влиянием школ Серебряного века. Перестройка языка и сознания, превалирование формы над содержанием - вот основные тенденции поэтической эпохи начала XX века. Французский исследователь Жан Бло полагает, что повышенный интерес к форме и экспериментирование с языком связаны с исчерпанностью в литературе предыдущего столетия возможностей, раскрывающих содержание. По мнению ученого, Пушкин и Лермонтов от поэзии к прозе и наоборот отнюдь не из интереса к новой форме, «а для того, чтобы найти средство выразить личность и мир, новизну и значимость которого они ни в коей мере не ставят под сомнение»18. В литературе же XX века, как отмечает исследователь, принципиально иной подход: возможностей для подобных открытий больше нет, «миру творца содержательных историй пришел конец», незавоеванных территорий больше нет, следовательно, «искусство и оригинальность автора состоят в беспрецедентности и красивости новых комбинаций»19. Отсюда - тяготение к повышенной метафоризации, усложнении образов, изобретательности в выборе средств художественной выразительности.

Одним из унаследованных признаков литературы Серебряного века стал словоцентризм. Слово стало рассматриваться модернистами как минимальная полнозначная единица художественного образа. В этом заключалась принципиальная новизна, не свойственная реалистической эстетике: «Скрытый рационализм модернизма проявился в том, что научные изыскания

или мечтания он превращал в практическое руководство к творчеству, шел не

20

от сердца и от жизни, а от ума»20.

18 Бло Ж. Набоков. СПб, 1999. С. 84.

19 Бло Ж. Набоков. С. 84-85.

20 Московская Д. В поисках слова: «странная» проза 20-30-х гг. // Вопросы литературы. — 1999. - №6.

С. 32.

Важным толчком к осознанному использованию возможностей слова стали исследования А. Потебни, который утверждал: «Слово только потому есть орган мысли и непременное условие всего позднейшего развития

понимания мира и себя, что первоначально есть символ, идеал и имеет все

21

свойства художественного произведения»21.

В основе создания прозы поэта лежит поэтическое сознание автора, отличительным признаком которого является особое внимание к слову, обладающему живой внутренней формой (А. Потебня). Об этой особенности поэтического языка Пастернака говорила М. Цветаева: «В России крупнейшим из поэтов и прозаиков <...> утверждаю Бориса Пастернака, давшего не новую форму, а новую сущность, следовательно - и новую форму»22.

В прозе Пастернак решительно взрывает классическую прозаическую форму в поисках нового смысла, сути, содержания, сохранив при этом поэтическое мышление. Таким образом, в прозу Пастернака из поэзии проникают образы, находки в области лексических, фонетических и синтаксических средств, тем самым привнося особую эстетическую заряженность в прозаический язык.

Внимание к слову порождает еще одну характерную черту прозы поэта - сгущение, «уплотнение» смыслов. Это наделяет прозу новыми гранями, в которых раскрывается мироощущение автора, позволяет вдумчивому читателю прикоснуться к таинству творения и стать его участником.

Объектом данного исследования является прозаическое творчество Бориса Пастернака 1920-х - начала 1930-х годов, анализируемое с привлечением поэтического, эпистолярного, живописного и музыкального наследия поэта.

21 Потебня А.А. Мысль и язык. // А.А.Потебня, Слово и миф. М., 1989. С. 182.

22 Цветаева М. Собр.соч. в 7 томах. Т.4. Воспоминания о современниках. Дневниковая проза / Сост., подгот. текста, коммент. А. Саакянц, Л. Мухина. М.: Эллис Лак, 1994. С. 153.

Стоит уточнить, что временной период, вынесенный в заголовок диссертационного исследования, мы определяем условно, опираясь не на дату написания, а на дату первой публикации текста. В диссертации исследуется проза Бориса Пастернака, опубликованная в период с 1922 года - в этот год в альманахе «Наши дни» вышла повесть «Детство Люверс» - по 1931 год, знаменующийся выходом в печать «Спекторского» и «Охранной грамоты».

Повесть «Детство Люверс» выбрана в качестве отправной точки, поскольку в ней сформировалась новая для поэта стилистика - без

23

свойственной ранним опытам23 ярко выраженной экзальтации и экстравагантности, перегруженности образами. Повесть представляет собой цельное, зрелое произведение опытного мастера, названное М. Кузминым «событием в искусстве»24. «Охранная грамота» (1931) стала знаковым текстом, на страницах которого поэт выражает глубокие мысли о роли и судьбе искусства, о поэте, призванном самой судьбой и талантом быть отражением своего времени.

Предмет диссертационного исследования - поэтика прозаических текстов Б. Пастернака, опубликованных в обозначенный период, отражающих в своих жанровых, композиционных и стилевых особенностях признаки феномена проза поэта.

Целью работы является рассмотрение жанровых, сюжетных и стилистических особенностей прозы Бориса Пастернака 1920-х - начала 1930-х годов сквозь призму феномена проза поэта.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• уточнить и расширить границы понятия проза поэта;

• раскрыть особенности поэтики прозы Пастернака на уровне жанра, субъектной организации повествования, стиля;

23 См., например: «Уже темнеет. Сколько крыш и шпицей!..», 1910; «Когда Реликвимини вспоминалось детство.», 1910; «Апеллесова черта», 1916 и др.

24 Кузмин, М. Говорящие // М. Кузмин Условности: Статьи об искусстве. - Петроград: Полярная звезда, 1923. С. 159.

• рассмотреть поэтико-стилистические особенности прозы Пастернака в историко-культурном контексте;

• выявить значение новаторства художественной системы Пастернака для последующих поколений писателей.

Материалом исследования послужили прозаические произведения, опубликованные в период с 1922 по 1931 год: «Детство Люверс» (1922), «Письма из Тулы» (1922), «Воздушные пути» (1924), роман в стихах «Спекторский» (1925-1931) и примыкающая к нему «Повесть» (1929), «Охранная грамота» (1931); поэтические тексты, созданные в указанный период; переписка Бориса Пастернака; нотная партитура «Сонаты для фортепиано b-moll». В ряде случаев мы обращаемся к неоконченным текстам Бориса Пастернака.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем реализуется целостный анализ поэтики прозы Пастернака 1920-х-начала 1930-х годов в ее органической связи с поэтическим творчеством в контексте с социокультурной обстановкой эпохи. В работе выявлены принципы специфики поэтики, которые связаны с феноменом авторской исповедальности, степени остроты переживания, трагического взаимодействия с исторической действительностью.

Особый способ организации художественных текстов Бориса Пастернака рассматривается в диссертации как следствие взаимодействия различных видов искусств, в частности, живописи, музыки и кинематографа. Анализ прозаических текстов Пастернака в соотнесенности с его художественными и музыкальными опытами позволяет автору диссертации выявить степень новизны поэтики прозы Пастернака под знаком интермедиального анализа и существенно дополнить модель феномена прозы поэта в теоретическом аспекте.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней последовательно, на обобщающем уровне, рассматриваются основные

элементы поэтики прозы Бориса Пастернака 1920-х - начала 1930-х годов, такие, как жанровая природа, субъектная организация и стиль с позиции феномена проза поэта. Это позволяет восполнить пробел в числе современных трудов, представляющих анализ поэтики прозы Бориса Пастернака, большей частью анализирующих отдельные ее аспекты. Особое внимание в работе уделено текстам, крайне редко являвшихся материалом для серьезного исследования: «Письма из Тулы», «Воздушные пути» и «Повесть». Рассмотрение прозы Пастернака с позиции интермедиальности связывает творчество поэта с культурой XXI века.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятиях по истории русской литературы XX века в высших учебных заведениях, при создании специальных учебных курсов по изучению творчества Б. Пастернака в вузе и школе. Представленный в работе механизм анализа прозы сквозь призму синтеза искусств может послужить толчком для дальнейших исследований в сфере изучения интермедиального текста.

Теоретико-методологической базой послужили работы, способствующие реализации цели и задач исследования. В области теоретической поэтики такими трудами являются работы Р.О. Якобсона, Ю.Н. Тынянова, В. Шкловского, Б.В. Томашевского, Д.С. Лихачева, А.А. Потебни. В области семиотики культуры опорными являются труды Вяч. Вс. Иванова, Ю.М. Лотмана. При анализе проблемы автора важными для исследования стали работы М. Бахтина, В. Виноградова, Б. Кормана, Н. Рымаря, В. Скобелева, Л. Гинзбург, Н. Тамарченко, В. Тюпы, Б. Успенского, В. Хализева. В области интермедиальной поэтики в качестве основных источников являлись труды А. Ханзен-Леве, Н. В. Тишуниной, Л. Г. Кайды. Рассмотрение принципов связи литературы с живописью велось с опорой на исследования Т. Левиной, Н. Харджиева и др. Теоретической основой при анализе музыкальных форм послужила работа И. Способина. В области изучения связи прозаического творчества Пастернака с киноэстетикой

использовались труды по теории кинематографического искусства, созданные Ж. Делезом и С. Эйзенштейном. При рассмотрении семантики кинотекста ценным источником для исследования стали научные труды И. Мартьяновой. Анализ поэтики прозы Пастернака опирается на исследования таких крупных исследователей его поэтического и прозаического творчества, как Л. Флейшман, В. Альфонсов, В. Баевский, А. Юнггрен, А. Сергеева-Клятис, Н. Фатеева, Ю. Орлицкий, Л. Горелик и др.

Методология диссертационного исследования основана на комплексном подходе к изучению прозы Б. Пастернака, сравнительном и целостном анализе с применением типологического способа изучения художественных произведений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование ранней прозы Борис Пастернак позволяет существенно обогатить теоретическую модель эстетического феномена проза поэта. В прозе поэта Пастернака лирическое начало вступает в художественное взаимодействие с эпическим, что проявляется в особом внимании субъекта к своему внутреннему миру, авторской исповедальности, концентрации субъекта на сиюминутном переживании, включенности в острейшие проблемы эпохи. Лирический голос, принадлежащий основному субъекту, становится доминирующим и является концентрацией этических и эстетических устремлений автора. Совокупность данных качеств способствует трансформации жанрового канона и его обогащению.

2. Поэтическое начало в прозе Б. Пастернака проявляется на всех уровнях повествовательной структуры. В прозаических текстах поэта отсутствует традиционно понимаемый конфликт. Главнейшим конфликтом, являющимся движущей силой сюжета произведений, становится выбор героем нравственной позиции. Основными субъектами речи в прозаических текстах Пастернака являются автор, рассказчик, повествователь и герой. При этом герой главенствующую роль исполняет лирический субъект.

3. Важным новаторским элементом поэтики прозы Б. Пастернака выступает активно выраженная тенденция к поиску новых художественных форм в рамках синтеза искусств, среди которых особое место занимают музыка, кино и живопись. Создаваемое Пастернаком эстетическое пространство прозы позволяет сделать вывод о том, что в своих художественных исканиях поэт становится на путь, ведущий к созданию интермедиального текста.

Степень достоверности результатов исследования обусловлена качественной обработкой исследуемого материала, соответствующей предмету, задачам и логике исследования, и опорой на достоверные источники (переписка, архивные материалы, прижизненные издания, прижизненная критика).

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на IX Международной летней школе по русской литературе (Санкт-Петербург, 2012), XXVIII Международной научно-практической конференции Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания (Новосибирск, 2015), отдельные главы диссертации обсуждались на аспирантском семинаре филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. По теме диссертации опубликованы 4 статьи, 3 из которых размещены в изданиях, включенных в Перечень рецензируемых изданий ВАК РФ.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, каждая из которых делится на три параграфа, заключения, библиографического списка, который включает 243 наименования, и трех приложений. Общий объем работы - 189 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кушнирчук, Наталья Петровна, 2018 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники текстов Б. Пастернака I. Художественные произведения

1. Пастернак, Б. JI. Полное собрание сочинений: В 11 т. / Сост. и коммент. Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак / Б.Л. Пастернак. - М.: Слово/Slovo, 2003-2005. - 7810 с.

2. Пастернак, Б. Воздушные пути. Проза разных лет / Б. Пастернак. М.: Сов. писатель, 1982. - 496 с.

3. Пастернак, Б. Л. Воздушные пути. Рассказы. Наборный экземпляр / Б.Л. Пастернак // РГАЛИ. - Ф. 613. - Оп. 1. - Ед. хр. 73-78

4. Пастернак, Б. Л. Охранная грамота / Б.Л. Пастернак. - Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1931. - 128 с.

5. Пастернак, Б. Л. Охранная грамота. Машинопись / Б.Л. Пастернак // РГАЛИ. Ф. 379. Оп. 6. Ед. хр. 75-78. 152 лл.

6. Пастернак, Б.Л. Воздушные пути / Б.Л. Пастернак. - М.: ГИХЛ, 1933. -140 с.

7. Пастернак, Б.Л. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т.4. Повести; Статьи; Очерки / Б.Л. Пастернак. - М.: Худож. лит, 1991. - 910 с.

8. Пастернак, Б.Л. Спекторский: Из романа в стихах / Б.Л. Пастернак // Круг: Альманах артели писателей. М.; Л., 1925. Кн. 5. C.5-18.

II. Статьи, рецензии, письма, анкеты

9. P.M. Рильке, Б. Пастернак, М. Цветаева. Письма 1926 года. - М.: Книга, 1990. - 255 с.

10.Марина Цветаева; Борис Пастернак Души начинают видеть. Письма 1922-1936 годов. - М.: Вагриус, 2004. - 719 с.

11.Пастернак, Б. Л. Вассерманова реакция / Б.Л. Пастернак // Руконог. Сборник стихов и критики. М.: Центрифуга, 1914. - С. 33-38.

12. Пастернак, Б. Л. Письма к В. М. Саянову. Публикация А. В. Лаврова / Б.Л. Пастернак // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. - Л.: Наука, 1979. - С. 193-202.

13. Пастернак, Б. Л. Письма к Жаклин де Пруайар / Б.Л. Пастернак // Новый мир. - 1992. - № 1. - С. 127-190.

14. Пастернак, Б. Письма к родителям и сестрам / Б. Пастернак. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 896 с.

15. Пастернак, Б.Л. Несколько положений / Б.Л. Пастернак // Современник. - 1922. - № 1. - С. 5-7.

16.Пастернак, Б.Л. Ответ на анкету «Ленинградской правды» // Б.Л. Пастернак Полное собрание сочинений: в 5 томах. Т.4. - М., 1991. - С. 620.

17. Пастернак, Б.Л. Ответ на анкету «Советские писатели о писателях и читателях» / Б.Л. Пастернак // Читатель и писатель. - 1928. - № 4-5. - С. 4.

18.Пастернак, Б.Л. Черный бокал / Б.Л. Пастернак // Второй сборник Центрифуги. М.: Центрифуга, 1916. - С. 39-44.

19. Пастернак, Б.Л. Что говорят писатели о постановлении ЦК РКП(б) / Б.Л. Пастернак // Журналист. - 1925. - № 10. - С. 10-11.

20.Переписка Бориса Пастернака / сост.: Е.В. Пастернак, Е.Б. Пастернак. -М.: Художественная литература, 1990. - 575 с.

Научная и критическая литература

21.Аверинцев, С. С. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления / С. С. Аверинцев // Б. Пастернак. Стихотворения. Поэмы. Проза / сост. А. Н. Архангельский. - М., 1999. - С. 643-645.

22.Акимова, А. Художественный мир Л.О. Пастернака и поэтика Б. Л. Пастернака / А. Акимова // «Объятье в тысячу охватов». Сборник материалов, посвященный памяти Евгения Борисовича Пастернака и его 90-летию / Сост.: А.Ю. Сергеева-Клятис, О.А. Лекманов. - СПб.: РХГА, 2013. - С. 27-40.

23.Альми, И.Л. Баллады Б. Л. Пастернака // И. Л. Альми Статьи о поэзии и прозе: кн. Первая. - Владимир: ВГПУ, 1998. - С .249-262.

24. Альфонсов, В. Н. Поэзия Бориса Пастернака / В. Н. Альфонсов. - СПб, 2001. - 384 с.

25. Альфонсов, В. Н. Слова и краски / В. Н. Альфонсов. - СПб: Сага, Азбука-классика, Наука, 2006. - 320 с.

26. Амелин, Г. Г. Миры и столкновения О. Мандельштама / Г. Г. Амелин, В.Я. Мордерер. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 320 с.

27.Андреев, Л.Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать / Л.Г. Андреев. - М.: Гелеос, 2005. - 313 с.

28.Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.

29. Арутюнова, Б. Звук как тематический мотив в поэтической системе Пастернака / Б. Арутюнова. // Boris Pasternak and His Times: Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak / Ed. by L. Fleishman. Berkeley, 1989. - С. 238-270.

30.Архангельский, А. Н. Вакансия поэта / А. Н. Архангельский // Б. Пастернак. [Избранное] / сост. А. Н. Архангельский. - М., 1991. - С. 746.

31. Асмус, В. Ф. Творческая эстетика Б. Пастернака / В. Ф. Асмус // Б. Пастернак. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. - М., 1990. - С. 8-35.

32. Атарова, К. Н. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе / К. Н. Атарова, Г. А. Лесскис // Серия литературы и языка. - 1980. - Т.39, №1. - С. 33-46.

33.Багратиони-Мухранели, И. Кинематографическая стилистика «Египетской марки» О. Мандельштама / И. Багратиони-Мухранели // Искусство Кино. - 1991. - №12. - С. 150-162.

34.Баевский, B. C. Рецензия на книгу: Кристина Фишер. Музыка и поэзия: Музыкальная сторона лирики Пастернака / B. C. Баевский // Известия РАН. Серия лит. и яз. - 1999. - Т. 58, № 6. - С. 62-65.

35. Баевский, B.C. Б. Пастернак лирик: Основы поэтической системы / B.C. Баевский. - Смоленск: Траст-Имаком, 1993. - 240 с.

36.Баевский, B.C. Лирика Пастернака в историко-культурном контексте / В.С. Баевский // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. - 1998. - Т.47, №2. - С. 130-141.

37. Баевский, В.С. Музыкальный подтекст стихотворного текста: Б. Пастернак. «Баллада» («Бывает, курьером на борзом...») //

B.С. Баевский Учебный материал по теории литературы. Таллин, 1982.

C.49-52.

38.Баевский, В.С. Темы и вариации. Об историко-культурном контексте поэзии Б. Пастернака / В.С. Баевский // Вопросы литературы. - 1987. -№ 10. - C. 30-59.

39.Бальбуров, Э. А. Поэтика лирической прозы. 1960-1970-е годы / Э.А. Бальбуров. - Новосибирск: Наука, 1985. - 132 с.

40. Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт; [пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина]. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. - 272 с.

41. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Ролан Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М: Изд-во Московского университета, 1987. С. 196-238.

42. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М.М. Бахтин Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

43.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

44. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / В.Г. Белинский. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1953-1959.

45.Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

46.Бло, Ж. Набоков. / Жан Бло. / Пер. с фр. В. М. Мельников, Е. С.Мельников. - СПб.: Русско-Балт. информ. центр БЛИЦ, 1999. - 238 с.

47.Бродский, И. Меньше единицы: избранные эссе: Перевод с англ. / Иосиф Бродский. - М.: Независимая газета, 1999. - 472 с.

48.Бройтман, С. Н. Лирический субъект / С.Н. Бройтман. // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной: Шгаёа, 2008. - С. 112-114.

49. Бройтман, С. Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики (Субъектно-образная структура). / С.Н. Бройтман. - М.: РГГУ, 1997. - 307с.

50. Брюханова, Ю.М. Концептуализация лирического субъекта в творчестве Б. Пастернака / Ю.М. Брюханова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - №10. - С. 182-185.

51.Викторский, С. И. История смертной казни в России и ее современное состояние / С. И. Викторский. - М.: Типография Императорского Московского Университета, 1912. - 387 с.

52. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов . -М.: Высшая школа, 1971. - 239 с

53. Вознесенский, А. А. Благовещизм поэта / А.А. Вознесенский // Мир Пастернака: каталог выставки к «Декабрьским вечерам» в ГМИИ им. А. С. Пушкина / сост. Е. С. Левитин. - М., 1989. - С. 25-33.

54.Гаспаров, Б. М. Борис Пастернак: по ту сторону поэтики (Философия. Музыка. Быт). / Борис Михайлович Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 272 с.

55.Гаспаров, М. Л. Владимир Маяковский // М. Л. Гаспаров Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М., 1995. - С. 363-395.

56.Гаспаров, М. Л. Избранные труды. Т. 2. О стихах. / М. Л. Гаспаров. -М.: Языки рус. культуры, 1997. - 504 с.

57.Геворкян, А.В. О «синтезе искусств»: заметки к теме / А.В. Геворкян // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. - М., 2009. - С. 211-244.

58. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - М., 1968-1973. -Т. 3. - М.: Искусство, 1971. - 623 с.

59. Гинзбург, Л. Я. О лирике. / Л. Я. Гинзбург. - М.; Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1964. - 382 с.

60.Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. / Л. Я. Гинзбург. - М.: ЮТКАБА, 1999. - 413 с.

61.Гинзбург, Л.Я. О раннем Пастернаке / Л. Я. Гинзбург // Мир Пастернака: каталог выставки к «Декабрьским вечерам» в ГМИИ им. А. С. Пушкина / сост. Е. С. Левитин. - М., 1989. - С.41-45.

62.Гиршман, М. М. Проза. / М. М. Гиршман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной: 1пй^а, 2008. С. 188-191.

63.Гиршман, М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. / М. М. Гиршман. - М.: Языки славянских культур, 2007. -560 с.

64.Головня, А.Д. Свет в искусстве оператора. / А. Д. Головня. - М.: Госкиноиздат, 1945. - 136 с.

65. Горелик, Л. Л. «Миф о творчестве» в прозе и стихах Бориса Пастернака. / Л. Л. Горелик. - М.: РГГУ, 2011. - 370 с.

66.Горький, М. Собрание сочинений: в 30-ти т. / М. Горький. - М.: Художественная литература, 1949-1956. - Т. 30. - М., 1956. - 820 с.

67. Грехнев, В.А. Мир пушкинской лирики. / В. А Грехнев. - Нижний Новгород, 1994. - 464 с.

68.Гурвич, И.А. Поэтизация прозы (Пастернак) // Гурвич И.А. Проблематичность в художественном мышлении (конец ХУШ-ХХ вв.). Томск: Водолей, 2000. - 526 с.

69.Даль, Е. Некоторые особенности звуковых повторов Б. Пастернака. / Е. Даль. - Оо1еЬо^, 1978. - 170 с.

70. Делез, Ж. Кино. / Ж. Делез. - М., 2004. - 624 с.

71. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 823 с.

72. Дойков, Ю. Красный террор. Россия. Украина. 1917-1924. / Ю. Дойков. Архангельск, 2008. - 680 с.

73. Дрозда, М. Пастернак и левое искусство. / М. Дрозда // Cëskoslovenska г^Б^ка. XII. -1967. - № 4. - С. 225.

74. Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. - 270 с.

75. Жолковский, А. Экстатические мотивы Пастернака в свете его личной мифологии: Комплекс Иакова / Актеона / Геракла // А. Жолковский Блуждающие сны и другие работы. М.: Сов. Писатель, 1994. С. 283-295.

76.Журавлев, А.Н. К проблеме лирического субъекта в раннем творчестве Бориса Пастернака / А.Н. Журавлев // Грехневские чтения: сборник научных трудов. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2001. - С. 136-140.

77.Захарченко, Н. А. Лирическое начало в творчестве И.С. Тургенева 4050-х годов XIX века: дисс. канд. филолог. наук: 10.01.01 / Захарченко Наталья Аркадьевна. - Самара, 2005. - 226 с.

78.Иванов, В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 6: История науки: недавнее прошлое (XX век) / В. В. Иванов. - М.: Языки славянской культуры, 2009. - 382 с.

79.Иванов, В.В. К истории поэтики Пастернака футуристического периода / В. В. Иванов // Сб. статей, посвященный Т.В. Цивьян. М., 2007.

80. Иванов, В.В. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи. / В. В. Иванов. - М.: Азбуковник, 2015. - 696 с.

81.Иванов, В.В. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке // Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. -М., 1998. - С. 13-140.

82.Иванова, Н. Борис Пастернак. Времена жизни / Н. Иванова. - М.: Время, 2007. - 464 с.

83.Кайда, Л. Г. Интермедиальное пространство композиции: монография / Л. Г. Кайда. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 184 с.

84. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. - М.: Архимед, 1992. - 108 с.

85. Кандинский, В. О понимании искусства / В. Кандинский // Знамя. - 1999.

- № 2. - С. 101-122.

86.Кац, Б. «Музыкой хлынув, с дуги бытия...»: Заметки к теме «Борис Пастернак и музыка» / Б. Кац //Лит. обозрение. - 1990. - № 2. - С. 79-83.

87.Кац, Б. А. Еще один полифонический опыт Пастернака: о музыкальных истоках стихотворения «Раскованный голос» / Б. А. Кац // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 2003. - Т. 62, № 4. - С. 2332.

88. Кац, Б. А. К полифоническим иллюзиям русских поэтов / Б.А. Кац // Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры. - 1995.

- Вып.2. - С. 46-111.

89.Кац, Б. Музыкальные ключи к русской поэзии. Исследовательские очерки и комментарии / Б. Кац. - СПб.: Композитор, 1997. - 272 с.

90.Кац, Б. А. «Раскат импровизаций...» Музыка в творчестве, судьбе и доме Бориса Пастернака: сб. лит., муз. и изобр. материалов. / Б. А. Кац. - Л.: Сов. композитор, 1991. - 326 с.

91.Кацис, Л. Ф. Пастернак и Шопен (О второй редакции «Баллады» Б. Пастернака «Бывает, курьером на борзом.») / Л.Ф. Кацис // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. - 1995. - Т. 54. - № 3. - С. 19-38.

92.Клинг, О. Борис Пастернак и символизм / О. Клинг // Вопросы литературы. - 2002. - № 2. - С. 25-59.

93. Коврижина Я. С. Проза Вирджинии Вулф: интермедиальный аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 /Яна Станиславовна Коврижина. -СПб, 2015. - 232 с.

94. Ковтунова, И.И. Поэтический синтаксис / И.И. Ковтунова. - М.: Наука, 1986. - 208 с.

95. Кожевникова, Н.А. О языке ранней прозы Б.Пастернака / Н. А. Кожевникова // Литературный текст: проблемы и методы исследования: Сб. ст. - Тверь, 1994. - С. 84-92.

96. Константинова, С.Л. Русский поэтический авангард: XX век: Учебно-методическое пособие к спецкурсу / С.Л. Константинова. - Псков: ПГПУ, 2007. - 100 с.

97.Корман, Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Б. О. Корман Избранные труды. Теория литературы. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - С. 314-335.

98.Корман, Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О. Корман. - Ижевск, 1992. - 236 с.

99.Котукова, Е.Ю. Концептосфера творчества в ранней прозе Б. Пастернака: аксиология художественного пространства: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Елена Юрьевна Котукова. - Магнитогорск, 2009. - 192 с.

100. Кравченко, Э.Я. Внутренний монолог / Э.Я. Кравченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 39-40.

101. Кракауэр, З. Природа фильма: реабилитация физической реальности / З. Кракауэр. - М.: Искусство, 1974. - 424 с.

102. Красильников, В.А. Борис Пастернак / В.А. Красильников // Печать и революция. - 1927. - №5. - С. 78-91.

103. Красинская, Л. Элементарная теория музыки / Л. Красинская, В. Уткин. - М., 1965. - 305 с.

104. Кронштадт 1921. Документы о событиях в Кронштадте весной 1921 г. / Составление, введение и примечания В. П. Наумова, А. А. Косаковского. - М.: Международный фонд «Демократия», 1997. - 432 с. с илл.

105. Кузмин, М. Говорящие // М. Кузмин Условности: Статьи об искусстве. - Петроград: Полярная звезда, 1923. - 188 с.

106. Кузьмин, А. Повесть как жанр литературы. / А. Кузьмин. - М.: Просвещение, 1984. - 321 с.

107. Куприн, А. Памятная книжка // Вестник ВПСО. - 1920. - 18 февр. (№ 30 (431)).

108. Левин, Ю. И. Заметки о лирике / Ю.И. Левин // Новое литературное обозрение. - 1994. - № 8. - С. 62-72.

109. Левина, Т. «Страдательное богатство». Пастернак и русская живопись 1910-х-начала 1940-х гг. / Т. Левина // Литературное обозрение. - 1990. - № 2.-С. 84-90.

110. Леенсон, Е.И. Поэтика автобиографической прозы Б.Л. Пастернака и традиции Р.М. Рильке: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Леенсон Елена Ильинична. - Тверь, 2007. - 185 с.

111. Лелевич, Г. Гиппократово лицо / Г. Лелевич // Красная новь. -1925. -№1. -С.294-301.

112. Лихачев, Д. С. Избранные работы в трех томах / Д.С. Лихачев. -Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 3. - 520 с.

113. Локс, К. Рецензия на книгу: Пастернак Б. Рассказы. Москва; Ленинград: Круг, 1921. - 105 с. / К. Локс // Красная новь. - 1925. - №8. - С.286-287.

114. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха / Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, ленингр. отд., 1972. - 272 с.

115. Лотман, Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Ю.М. Лотман Избранные статьи: в 3 т. - Т.1. - Таллин, 1992. - С. 224-226.

116. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.

117. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1996. - 846c.

118. Ляляев, C.B. Жанровая природа и смысл заглавия «Повести» Б.Л. Пастернака / С.В. Ляляев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 2. - С. 148-158.

119. Ляляев, С.В. Эволюция прозаической текстуальности в творческой биографии Бориса Пастернака: автореф. дис. ... канд. филол. Наук: 10.01.01 / Сергей Васильевич Ляляев. - М., 2011. - 20 с.

120. Магомедова, Д.Н. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака / Д.Н. Магомедова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1990. - Т. 49. - № 3. - С.414-419.

121. Мазепа, Н. Стих и проза поэта. / Н. Мазепа. - Киев: Наукова думка, 1980. - 184 с.

122. Малахов, С. Русский футуризм после революции / С. Малахов // Молодая гвардия. - 1926. - №10. - С. 172-183.

123. Малкина, В. Я. Субъектный синкретизм / В.Я. Малкина // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 257.

124. Мамий, Р. Г. Вровень с веком / Р. Г. Мамий. - Майкоп, 2001. - 340 с.

125. Мартьянова, И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности / И.А. Мартьянова. - СПб.: Сага, 2001. - 224 с.

126. Масленникова, З. Портрет поэта. / З. Масленникова. - М.: Советская Россия, 1990. - 288с.

127. Мерло-Понти, М. Око и дух / Пер. с фр., предисл. и коммент. А.В. Густыря / М. Мерло-Понти. - М.: Искусство, 1992. - 63с.

128. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.

129. Миллер-Будницкая, Р. О «философии искусства» у Б. Пастернака и Р. М. Рильке / Р. Миллер-Будницкая // Звезда. - 1932. - №5. - С. 160168.

130. Московская, Д. В поисках слова: «странная» проза 20-30-х гг. / Д. Московская // Вопросы литературы. - 1999. - №6. - С. 31-65.

131. Набоков, В. Собрание сочинений русского периода в пяти томах. - Т. 3. / В. Набоков. - СПб., 2000. - 838 с.

132. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века / М.Г. Неклюдова. - М.: Искусство, 1991. -396 с.

133. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие / Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2002. - 424 с.

134. Ораич-Толич, Д. Автореференциальность как форма метатекстуальности / Д. Ораич-Толич // Автоинтерпретация: сб. ст. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - С. 187-194.

135. Орехова, Л.А. Стилевые особенности современной лирической прозы / Л.А. Орехова // Вопросы русской литературы. - Вып. 2 (54). -Львов, 1989. - С. 112-120.

136. Орлицкий, Ю. Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности / Ю.Б. Орлицкий. - М.: РГГУ, 2008. - 243 с.

137. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории / Ю.Б. Орлицкий. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 200 с.

138. Орлова, Е.А. Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: на материале прозы писателя: дис. ... канд. филол. наук / Орлова Екатерина Анатольевна. - Волгоград, 2008. - 199 с.

139. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Хосе Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.

140. Панкеев, И. «Победить роковую инертность пера» / И. Панкеев // Проза поэта. Николай Гумилев. - М.: Вагриус, 2000. - С. 5-10.

141. Пастернак, Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии / Е.Б. Пастернак. - М.: Сов. писатель, 1989. - 688 с.

142. Пастернак, Е.Б. Борис Пастернак. Биография / Е.Б. Пастернак. -М.: Цитадель, 1997 - 728 с.

143. Пелихова, А.А. Проза О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака 1920-х годов: типологические особенности и образная структура: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Алена Анатольевна Пелихова. - Улан-Удэ, 2004. - 161 с.

144. Перцов, В. Вымышленная фигура / В. Перцов // На посту. - 1924.

- №1. - С. 209-224.

145. Поливанов, К. «Доктор Живаго» как исторический роман: дисс. ... докт. философии (PhD) по русской литературе / Константин Поливанов.

- Тарту: University of Tartu Press, 2015. - 262 с.

146. Потебня, А.А. Мысль и язык. // А.А.Потебня, Слово и миф. - М., 1989. - 624 с.

147. Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. - М.: Языки русской культуры, 2000.

- 848 с.

148. Пушкин в русской философской критике: конец XIX - первая половина XX в. М., 1990. - 527 с.

149. Радионова, А.В. Сопоставление образных систем поэзии и прозы Б. Пастернака / А.В. Радионова // Studia Russica XIX. Будапешт, 2001. -С. 467 - 474.

150. Рымарь, Н.Т. Современный западный роман: Проблемы эпической и лирической формы / Н.Т. Рымарь. - Воронеж: Изд-во Воронежск. унта, 1978. - 128 с.

151. Рымарь, Н.Т. Теория автора и проблема художественной деятельности. / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. - Воронеж: Логос-Траст, 1994. - 264 с.

152. Саводник, В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева / В.Ф. Саводник. - М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1911. -211 с.

153. Селивановский, А. О буржуазном реставраторстве и социалистической лирике: речь на поэтической дискуссии в ВССП 16 дек. 1931 / А. Селивановский // «Красная новь». - 1932. - № 2. - С. 156157.

154. Сергеева-Клятис, А. Ю. Пастернак / А. Ю. Сергеева-Клятис. - М.: Советский писатель, 2015. - 365 с.

155. Сергеева-Клятис, А.Ю. «Повиновенье силе объектива...» / А.Ю. Сергеева-Клятис // «Спекторский» Бориса Пастернака: Замысел и реализация. - М., 2007. - 231 с.

156. Сергеева-Клятис, А.Ю. «Высокая болезнь» Бориса Пастернака: две редакции поэмы / А. Ю. Сергеева-Клятис, О.А. Лекаманов. - СПб.: Издательство Европейского ун-та, 2015. - 172 с.

157. Силантьев, И. В. Нарратология и сюжетология: к разграничению предмета исследования / И.В. Силантьев // Сюжетология и сюжетография. - 2014. - № 1. - С. 3-8.

158. Сильман, Т. И. Заметки о лирике / Т. И. Сильман. - Л.: Советский писатель, 1977. - 224 с.

159. Соколов, О. В. О типологии музыкальных форм: учебное пособие для студентов музыкальных вузов / О. В. Соколов. - Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2013. - 40 с.

160. Синявский, А.Д. Поэзия Пастернака // Б.Пастернак. Стихотворения и поэмы / А.Д. Синявский. - М. - Л.,1965. - С.9 - 61.

161. Симпличио, Д. ди Б. Пастернак и живопись / Д. ди Симпличио // Мир Пастернака: каталог выставки к «Декабрьским вечерам» в ГМИИ им. А. С. Пушкина / сост. Е. С. Левитин. - М., 1989. - С.46-54.

162. Способин, И. В. Музыкальная форма: Учебник / И. В. Способин. -М.: Музыка, 1984. - 400 с.

163. Сухих, И. Н. Теория литературы. Практическая поэтика: Учебник / И.Н. Сухих / Учебно-методический комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика». - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. - 352 с.

164. Тамарченко, Н.Д. Герой / Н.Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 43-45.

165. Тамарченко, Н.Д. Повествователь // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной; 1пй^а, 2008. - С. 167-169.

166. Тамарченко, Н.Д. Рассказчик / Н.Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной; Шгаёа, 2008. - С. 202-203.

167. Тамарченко, Н.Д. Русская повесть серебряного века (Проблемы поэтики, сюжета и жанра): монография / Н. Д. Тамарченко. - М.: ЮТКАБА, 2007. - 255 с.

168. Тамарченко, Н.Д. Эпика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной; 1пй^а, 2008. - С. 307-309.

169. Тарановский, К. Ф. О поэтике Бориса Пастернака // К.Ф. Тарановский О поэзии и поэтике. / Сост. М. Л. Гаспаров. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 432 с.

170. Тарасенков, А. К. Охранная грамота идеализма / А. К. Тарасенков // Литературная газета. - 1931. - № 68 (167). - С. 2.

171. Теди, Э. «Письма из Тулы» Б. Пастернака. Художественная проза и философия творчества / Э. Теди // Dissеrtatюnes slavicae: Slavistische mitteilungen. Материалы и сообщения по славяноведению. Sectio historiae Htterarum, XIX. Szeged, 1988. С. 297-319.

172. Тишунина, Н. В. Западноевропейский символизм и проблема синтеза искусств: опыт интермедиального анализа. Монография / Н. В. Тишунина. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 159 с.

173. Тишунина, Н. В. Интермедиальность: к определению границ понятия / Н. В. Тишунина // Тезисы I Междунар. конференции «Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований». - СПб., 2000. - С. 17-19.

174. Тишунина, Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований / Н. В. Тишунина // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: Материалы международной научной конференции. - СПб.: С.-Петерб. филос. общество, 2001. - C. 149-154

175. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

176. Тун. Ф. Субъективность как граница: Цветаева, Ахматова, Пастернак / Ф. Тун // Логос. - 2001. - №3. - С. 102-116.

177. Тынянов, Ю. Н. Блок // Ю. Н. Тынянов Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 118-123.

178. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 576 с.

179. Тынянов, Ю. Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Н. Тынянов.

- М.: Советский писатель, 1965. - 301 с.

180. Тюпа, В. И. Аналитика художественного: введение в литературоведческий анализ / В. И. Тюпа. - М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.

- 192 с.

181. Тюпа, В. И. Стихотворение в прозе / В.И. Тюпа // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008.

- С. 253-254.

182. Ужаревич, Й. Одна жизнь - две биографии / Й. Ужаревич // Автоинтерпретация: сб. статей. - СПб., 1998. - С. 167-187.

183. Усенко, Л. В. Импрессионизм в русской прозе начала XX в. / Л.В. Усенко. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1988.

- 240 с.

184. Успенский, Б. Семиотика искусства / Б. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 360 с.

185. Фарыно, Е. Три заметки к «определениям» поэзии, творчества и души Пастернака / Е. Фарыно // Алфавит. Филологический сборник: в 4 т. Смоленск, 2002. - С. 15-21.

186. Фатеева, Н. А. Поэт и проза: книга о Пастернаке / Н. А. Фатеева. -М.: , 2003. - 399 с.

187. Фатеева, Н.А. Картина мира и эволюция поэтического идиостиля Бориса Пастернака (поэзия и проза) // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей / Н.А. Фатеева. - М.: Изд-во «Наследие», 1995. - С. 209-303.

188. Фатеева, Н. А. К спору о «лирическом субъекте» в поэзии авангарда / Н.А. Фатеева // Поэтика русского авангарда. Кредо. - 1993.

- № 3. - С. 39-46.

189. Филиппов, Б.А. Проза Мандельштама / Б.А. Филиппов // Статьи о литературе. - М., 1997. - С. 5- 18.

190. Флейшман Л. Фрагменты футуристической биографии Пастернака / Л. Флейшман // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. СПб., 1993. - С. 110-156.

191. Флейшман, Л. К характеристике раннего Пастернака / Л. Флейшман // Russian Literature. - 1975. - № 12. Р. 79-129.

192. Флейшман, Л. С. Борис Пастернак в двадцатые годы / Л. С. Флейшман. - СПб.: Академический проспект, 2003. - 464 с.

193. Флейшман, Л. С. От Пушкина к Пастернаку: избранные работы по поэтике и истории русской литературы / Л. С. Флейшман. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 780 с.

194. Флейшман, Л. С. Статьи о Пастернаке / Л. С. Флейшман. - Bremen, 1977. - 178 с.

195. Фоменко, И. В. Музыкальная композиция как черта романтического стиля (на примере творчества Пастернака 20-х годов) / И.В. Фоменко // Вопросы романтизма (Межвузовский сборник). -1975. Вып. 2. - С. 75-89.

196. Фэвр-Дюпэгр, А. Пастернак поэт-музыкант: о «Теме с вариациями» / А. Фэвр-Дюпэгр // Пастернаковские чтения. Исследования и материалы. - 2015. - Вып. 3. - С .88-97.

197. Фэвр-Дюпэгр, А. Пастернаковская «баллада» 1916 года: импровизация в поисках подходящей формы / А. Фэвр-Дюпэгр // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология.

- 2012. - Вып. 1 (17). - С. 180-193.

198. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник - 4-е изд., испр. и доп.

- М., 2004. - 405 с.

199. Хан, А. Основные предпосылки философии творчества Б. Пастернака в свете его раннего эстетического определения / А. Хан // Acta Universitatis Szegediensis de Attila Jozsef Nominatae. Dissertationes Slav^ae. Sertio Historiae Literarum. XIX. Szeged, 1988.

200. Ханзен-Лёве, А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду / пер. с нем. Б.М. Скуратова, Е.Ю. Смотрицкого / А. Ханзен-Лёве. - Москва: Изд-во РГГУ, 2016. - 450 с.

201. Харджиев, Н. Заметки о Маяковском / Н. Харджиев // Литературное наследство. М., 1958. - Т. 65. - С. 397-430.

202. Харджиев, Н. Поэзия и живопись (ранний Маяковский) / Н. Харджиев // К истории русского авангарда. Стокгольм: Гилея, 1976. - С. 9-84.

203. Харлап, М. О стихе / М. Харлап. - М.: Художественная литература, 1966. - 147 с.

204. Хетени, Ж. Идея в образах, абстрактное в визуальном. Фигуры-образы Исаака Бабеля / Ж. Хетени. // Russian Literature. - 1999. - Vol. XLV. № 1. - С. 75-85.

205. Хренов, А. Н. Кино. Реабилитация архетипической реальности / А. Н. Хренов. - М.: Аграф, 2006. - 700 с.

206. Хроника. 3-й семинар «Вопросы сюжетосложения» // Сюжетосложение в русской литературе. - Даугавпилс: Даугавпилсский педагогический институт, 1980. - С. 158-163.

207. Хуако, Ф. Н. Эволюция и жанровая специфика лирической повести / Ф. Н. Хуако // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - 2012. - Вып. 2. -С. 60-65.

208. Цветаева, М. Записи из рабочих тетрадей [о прозе Б.Пастернака] / М. Цветаева // Знамя. - 1992. - № 9. - С. 180-189.

209. Цветаева, М. Избранная проза, 1917-1937: в 2 т / М. Цветаева. - NY: Russia, 1979.

210. Цветаева, М. О поэзии и прозе / М. Цветаева. // Звезда. - 1992. - № 10. - С. 3-4.

211. Цветаева, М. Проза / М. Цветаева. - Кишинев: Лумина, 1986. - 542 с.

212. Цветаева, М. Световой ливень // Цветаева М.И. Избранные сочинения в 2-х томах. - Т.2. Автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе. - СПб: Кристалл,1999.

213. Цветаева, М. Собрание сочинений: в 7 томах. Т.4. Воспоминания о современниках. Дневниковая проза / Сост., подгот. текста, коммент. А. Саакянц, Л. Мухина. / М. Цветаева. - М.: Эллис Лак, 1994. - 685 с.

214. Цветаева, М.И. Избранная проза, 1917-1937: в 2 т / М. И. Цветаева. - New-York: Russica Publishers, INC, 1979. - 459; 365 с.

215. Цивьян, Т. В. Проза поэтов о «прозе поэта» // Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. - СПб, 2001. - С. 206-220.

216. Чайковская, В. Детство женщины - интерпретация детства в прозе Б. Пастернака / В. Чайковская // Детская литература. - 1993. - № 1. - С. 13-17.

217. Чумаков, Ю. Н. В сторону лирического сюжета / Ю. Н. Чумаков. -М.: Языки славянской культуры, 2010. - 88 с.

218. Шаззо, К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах / К. Г. Шаззо. - Тбилиси, 1978. - 148 с.

219. Шкловский, В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1983. - 384 с.

220. Шкловский, В. Г. Гамбургский счет / В. Г. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1990. - 129 с.

221. Шукуров, Д. Л. Русский литературный авангардэ: учебное пособие / Д. Л. Шукуров. - Иваново; Шуя: Центр кризисологических исследований ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. - 123 с.

222. Эйзенштейн, С.М. Метод: в 2 т. Т. 2 / С.М. Эйзенштейн. - М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. - 689 с.

223. Эйзенштейн, С.М. Монтаж / С.М. Эйзенштейн. - М.: Музей кино, 2000. - 578 с.

224. Эйхенбаум, Б. М. О прозе. О поэзии: сборник статей / Б. М. Эйхенбаум. - Л.: , 1986. - 456 с.

225. Эпштейн, М. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков / М. Эпштейн. - М., 1988. - 416 с.

226. Юнггрен, А. Juvenilia Бориса Пастернака: 6 фрагментов о Реликвимини / А. Юнггрен. - Б1:оскЬо1т, 1984. - 188 с.

227. Якобсон, Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Р. Якобсон Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - С. 324-338.

228. Якобсон, Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. - М.: Прогресс, 1987.

- 464 с.

229. АисоиШпег, M. Об одном ключе к "Охранной грамоте" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) -Paris, 1979. - C. 337-349.

230. Au^urnier, M., Ivar Ivask The Metonymous Hero or the Beginnings of Pasternak the Novelist // Board of Regents of the University of Oklahoma. Vol. 44, No. 2 (Spring, 1970). - P. 222-227.

231. Barnes, C. J. Boris Pasternak, The Mus^an - Poet and Composer // Slavon^a Hierosolymitana. Slav^ Studies of the Hebrew University. - 1977.

- Vol. 1. - P. 317-355.

232. Faryno, E. Археопоэтика «Писем из Тулы» Пастернака // Mythos in der slawis^en moderne. Wiener slawistis^er almana^. Sonderband 20.

- 1987. - C. 237-275.

233. Kattenbelt, C. Intermediality in Theatre and Perfo^a^e: Definitions, Perceptions and Medial Relationships // ^bure, language and representation.

- 2008. - Vol. 4. - Р. 19-29.

234. Plank, D. L. Pasternak's Lyric. A Study of Sound and Imagery. The Hague, Paris, 1966.

235. Pomorska, K. Themes and Variations in Pasternak's Poetics. Lisse, 1975. - 92 p.

236. Swift, M. The Tale and the Novel: Pasternak and the Po1itics of Genre // Canadian slavon^ papers/Revue Canadienne des slavistes. - 1-2, MarchJune 2007. - Vol. XLIX, NOS.

237. Swift, M. Writing the manuscript: Pasternak's 'Povest'' (1929) // Books abroad. Coverage: 1927-1976 (Vols. 1-50).

Официальные документы

238. Ко всему населению // Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября 1917 - 16 марта 1918. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - С. 154-155.

239. О раскрытии в Петрограде заговора против советской власти // «Петроградская Правда». - 1921. - №181 (четверг).

240. Постановление СНК РСФСР «Об утверждении положения о главном управлении по делам литературы и издательства и его местных органа» от 6 июня 1931 года. // История советской политической цензуры. Документы и комментарии. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. С. 57-59.

241. Протокол № 6 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1930 г. // История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. С. 54-55.

242. Социалистическое отечество в опасности! // Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября 1917 - 16 марта 1918. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - С. 490.

243. Циркуляр Главлита об уполномоченных Главлита и политредакторах // История советской политической цензуры. Документы и комментарии. - 1997. - С. 286-288.

Фрагменты текста «Охранной грамоты», удаленные цензурой при подготовке к изданию 1931 года

С. 54. «Клубок громких и независимых мыслей вмиг, на месте, без ненужных прикрас превращался в клубок спокойных слов, произносившихся так, точно достаточно было одного их звучанья, чтобы слово стало делом. Он думал вслух, то есть с такою правильностью в следовании мыслей, что большинству, для которого предрассудок стал вторым языком, оставался непонятен. <.. .> На девятом съезде Советов впервые услыхал <я> Владимира Ильича. Я говорю, разумеется, о последней неуловимости, то есть позволяю себе одну из таких аналогий, на почве которых делались сближения с лукавым хозяйственным мужичком, и множество других, менее убедительных»233.

С. 55. «Пространство, прежде бывшее родиной материи, заболело гангреной тыловых фикций и пошло линючими дырами отвлеченного несуществованья. Когда нас развезло жидкою тундрой и душу обложил затяжной дребезжащий, государственный дождик. Когда вода стала есть кость и времени не стало чем мерить. Когда после уже вкушенной самостоятельности пришлось от нее отказаться и по властному внушенью

" 234

вещей впасть в новое детство, задолго до старости»234.

«Я бежал взглянуть на цвет моей безвыходности, на несправедливо частный ее оттенок, потому что безвыходность общая, и по справедливости принятая наравне со всеми, бесцветна и в выходы не годится. Так вот, на такую живую безвыходность, сознанье которой было бы мне выходом, и бежал

233 Пастернак Б. Охранная грамота // Звезда. - 1929. - № 8. С. 161.

234 Пастернак Б. Л. «Воздушные пути». Рассказы. Наборный экземпляр. // РГАЛИ. - Ф. 613. - Оп. 1. -Ед. хр. 73-78. Л. 198.

взглянуть я. Но глядеть было не на что. Этот человек не мог помочь мне. Он был поврежден сыростью еще больше, чем я»235.

«Они стреляли то пачками, то отдельными редкими вопрошаньями в ночь, полными жалкой безотзывной смертоносности, и так как им нельзя было попасть в такт и много гибло от шальных пуль, то в целях безопасности по переулкам вместо милиции хотелось расставить фортепьянные метрономы»236.

«Наконец, недостаточно оценив эти впечатления в то время, я узнал, как мало нужно гению для того, чтоб взорваться.

Кругом - львиные морды, всюду мерещащиеся, сующиеся во все интимности, все обнюхивающие, - львиные пасти, тайно сглатывающие у себя в берлоге за жизнью жизнь. Кругом львиный рык мнимого бессмертья, мыслимого без смеху только потому, что все бессмертное у него в руках и взято на крепкий львиный повод. Все это чувствуют, все это терпят. Для того чтобы ощутить только это, не требуется гениальности: это видят и терпят все. Но раз это терпят сообща, значит, в этом зверинце должно быть и нечто такое, чего не чувствует и не видит никто.

Это и есть та капля, которая переполняет чашу терпенья гения»237.

235 В посмертной редакции 1982 года текст восстановлен по наборной машинописи (РГАЛИ. Ф. 613. Оп. 1. Ед. хр. 73-78).

236 Пастернак Б. Л. «Воздушные пути». Рассказы. Наборный экземпляр. // РГАЛИ. - Ф. 613. - Оп. 1. -Ед. хр. 73-78. Л. 198.

237 Там же.

Леонид Пастернак Вечер у Коровина, 1916

175

176

Allegro moderato

cantabiïe

По жаламмв можно срлэу п«р«йги н* аторую юпьту РюевкЛ to Seconda Volta ad lib, с 50

"I1 ^flT"1

Meno moss-

c5069 K

meno mosso

cresc

с 5069 к

cresc.

cresc.

teneramei t ft?

rubatoe toveramente assai

Pçantabile

с 506Эк

sordo

sotto l>oee

c 5069 k

183

crese.

u Г.СМ к

cresc.

n Hinnen

с 5069 к

cresc.

c 5069 k

imperati UO

188

Райки, 1009 г,

с 5069 к

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.