Проза Д. Хармса в контексте литературы абсурдизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Шмидт, Мария Михайловна

  • Шмидт, Мария Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 147
Шмидт, Мария Михайловна. Проза Д. Хармса в контексте литературы абсурдизма: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2012. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шмидт, Мария Михайловна

Введение.....................................................................................................................................1

§ 1. Определение понятия.....................................................................................................2

§ 2. История понятия (абсурд)............................................................................................4

§ 3. История вопроса (Творчество Хармса).................................................................10

Глава 1. Художественные принципы Д. Хармса.......................................................24

§ 1. История группы ОБЭРИУ..........................................................................................24

§ 2. Художественные принципы Д. Хармса................................................................29

§ 3. Повесть «Старуха»........................................................................................................46

§ 4. Предшествующие традиции абсурдизма: Н. Гоголь и А. Чехов..................64

Глава 2. Художественная практика абсурдизма (повесть «Старуха» и рассказы Д. Хармса, философское эссе «Миф о Сизифе» и роман «Посторонний» А. Камю)..................................................................................................71

Глава 3. Арест как ситуация абсурда.........................................................................91

Заключение 118

Библиография...................................................................................................................129

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Д. Хармса в контексте литературы абсурдизма»

Введение.

К изучению абсурдизма в литературе исследователи обращаются вновь и вновь. Сложность и многогранность этого явления порождают множество концепций и интерпретаций. Расцветом абсурда в русской литературе стал авангард начала XX века. Прежде всего, идеи абсурда были воплощены в творчестве группы ОБЭРИУ. В данной диссертационной работе поставлена актуальная задача, состоящая в изучении поэтики абсурда Д. Хармса, идейного вдохновителя литературного объединения ОБЭРИУ, в соотношении с философией абсурда, оформившейся в стройную философскую систему в работах французских экзистенциалистов. Экзистенциалистские идеи раздробленности бытия, разобщенности, отчужденности и тотального одиночества человека наблюдаются в отдельных произведениях не только Д.Хармса, но и В.Набокова, Н.Аржака, А.Терца, А.Камю, Ф.Кафки.

Актуальность исследования связана как с изучением творчества Д. Хармса, так и путей последующего литературного развития. Абсурд обнаруживается как на ранних этапах творческого пути писателя (преимущественно, в поэзии), так и на поздних (в прозе). Абсурд определяет своеобразие творческого метода писателя и является репрезентативным для его художественной картины мира.

Абсурдистская тенденция, открытая обэриутами, была насильственно прервана в 30 - 40-е годы, но творчество Н. Аржака и А. Терца, а также литература «андеграунда» второй половины XX века демонстрируют преемственность ранних творческих экспериментов объединения ОБЭРИУ и, прежде всего, Д. Хармса. Авангардные принципы абсурдизма гармонично вписались в поэтику постмодернизма. Поэтому осмысление истоков абсурдизма актуально для изучения современной литературы.

Необходимость выявления абсурдистских тенденций в творчестве Хармса позволяет определить предмет исследования: поэтика абсурда Хармса, ее социальный аспект: исключительно враждебные отношения в мире социума формируются некой иррациональной системой, рациональное познание которой невозможно.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Шмидт, Мария Михайловна

Заключение.

Данное исследование показало продуктивность абсурдистской картины мира в литературе. Понятие абсурда в широком смысле оказывается настолько многогранным, что используется авторами как западной литературы, так и русской, как писателями XIX, XX веков, так и века XXI. Однако именно XX век создал наиболее плодотворную почву для развития идей абсурдизма.

Мы затронули лишь некоторые грани абсурда. Авангард 20-30-х годов отражал новые взгляды на современную литературу, творческий процесс, а также на общественную ситуацию в стране. Поэты-обэриуты, понимая творчество как определенный способ абстрагирования от кризиса реальной действительности, явили миру новых героев, новое представление о месте человека в мире. Ярким тому примером служит творчество Д. Хармса. Социальные потрясения, абсурдные действия властей по отношению к литературе, к свободе мысли и творчества оказались отправной точкой для разработки поэтики абсурда Хармса. Писатель от текстовых экспериментов в период влияния зауми приходит к восприятию абсурда как воплощения реальности. Социальный абсурд не исчерпывает его творчества, так как оно затрагивает и важнейшие метафизические проблемы. Творческие достижения Хармса были востребованы литературой андеграунда 1960-80-х годов. Влияние Хармса на литературу авангарда и постмодернизма второй половины XX столетия - тема, заслуживающая отдельного исследования.

Модернизм в XX веке - это особое мировидение, потребовавшее для своего выражения новые художественные приемы. Модернисткое мироощущение преимущественно трагично, особенно в авангардном своем проявлении: мир видится хаотичным, абсурдным. Для него характерна апелляция к иррациональному и бессознательному; описывается драма человека или общества, утратившего связь с миром.

Франца Кафку трудно отнести к какому-нибудь определенному направлению. Возможно, экспрессионизм оказал наибольшее влияние на его творчество. Экспрессионизм - искусство трагическое, порожденное кризисом цивилизации. Его предмет - страшное и безобразное в жизни: болезни и смерть, войны и разрушения, преступления, аресты и казни. Натуралистичность описания сочетается с мистицизмом и иносказанием. Безысходность и всепоглощающий абсурд кафкианской картины мира представляют собой еще одну грань абсурда - онтологическую.

Экзистенциализм во Франции оказался так же выразителем настроений в обществе, духовного кризиса, связанного с утратой веры, иллюзий в отношении прогресса и развития науки, которые приводили лишь к разрушению, но не к созиданию. Экзистенциализм представляет собой философское осмысление тех потрясений, которые постигли цивилизацию в XX столетии. Первая мировая война, приход фашизма - эти глобальные и трагические события меняют отношение человека к миру, который, как могло показаться, неумолимо движется к своему концу. А. Камю, настаивавший на том, что он не философ-экзистенциалист, поднимал ключевые проблемы этого философского направления: утрата смысла жизни, отчужденности человека, его тотальное одиночество, разрыв со всеми человеческими привязанностями, проблема свободы, изначальной вины человека перед обществом. Камю описывает жизнь «заброшенного» в мир человека, проживающего жизнь, в которой торжествует абсурд.

Видение и изображение мира В. Набоковым, близкое философам экзистенциалистам, в частности Л. Шестову и Н. Бердяеву, сформировало особый тип поэтики, связанный с идеями края, предела, преодоления. Суть этой поэтики заключается в сопряжении, казалось бы, взаимоисключающих начал - условной и подлинной реальности, ирреального и реального, мнимого и подлинного. Особенностью романа «Приглашение на казнь» является то, что мир изображен через кризисное, противоречивое сознание Цинцинната -экзистенциального героя, находящегося в пограничной ситуации между

жизнью и смертью, в состоянии страха, приводящем к «экзистенциальному пробуждению» и переосмыслению своего существования. Поэтика романа показывает трагический путь экзистенциального человека и в то же время стремится нейтрализовать этот трагизм, оправдать существование человека, дать надежду на светлый финал. Набоков стремится аннулировать трагизм жизни героя, подчеркивая разными способами условность творимой реальности, выставляя вымысел и сделанность текста на показ. Благодаря внешне внеэмоциональному, размеренно-повествующему изображению аномального мира, фиктивной действительности как обыденно-привычной жизненной нормы, проявляется абсурдистский характер (в понимании А. Камю - «Бунтующий человек») набоковской поэтики мнимости, впервые так громко заявившей о себе в романе «Приглашение на казнь». Этот роман коррелирует как с абсурдистской линией зарубежной прозы (А. Камю, Ф. Кафка), так и с русской литературой абсурда 1920-1930-х годов.

Диссидентское творчество Н. Аржака и А.Терца открыло новую грань абсурдизма. В их произведениях социальный абсурд («Говорит Москва», «Суд идет») сочетается с метафизическим («Искупление»). В литературоведении очень мало работ посвящено художетсвенному творчеству этих писателей. Активно обсуждается лишь вопрос их псевдонимов, литературно-критические работы («Что такое социалистический реализм?») история их суда (первого публичного процесса, где главный пункт обвинения - литературное творчество). Также мало публикаций их произведений. Необходимость исследований творчества Терца и Аржака очевидна.

Синявский возрождает традиции модернистского гротеска (Кафка, Ремизов, Сологуб); заметно и влияние экспрессионизма с его поэтикой стилистического взрыва, обнажающего непреодолимые противоречия бытия и человеческого сознания166. Акцентированная цитатность видится нам

166 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950 - 1990 -е годы. В 2х томах. -М., 2003.-Т. 1,363 с.

предтечей постмодернизма. А. Генис называет эстетику Терца «архаическим постмодернизмом»167. Творчество Синявского утверждает необходимость свободы, истинной свободы творчества, свободы общества и индивидуальности. «Любимов» кажется нам итогом размышлений об этом: та «свобода», которую магическим образом создает Любимов посредством гипноза, лишает права на свободу всех остальных, это тот же тоталитаризм, поэтому он обречен. Рассудочное сознание героя не властно изменить иррациональный мир, попытки его абсурдны. В этом прослеживаются традиции литературы модернизма.

Гротеск Аржака, доведенный до крайнего абсурда, был необходим для отображения атмосферы социально-психологического вакуума. В «Искуплении» говорится «Все вокруг, все, что было и есть, - мираж, фантомы, все зыбко и шатко». Социальный абсурд Аржака направлен против системы тоталитарного режима, который «методично уничтожал нравственные основания бытия, четкие границы между добром и злом, между преступлением и подвигом»168. Тоталитарность, несвобода, по Аржаку, коренится в самом человеке, в его психологии. Поэтому даже «оттепельная интеллигентность» может перерасти в агрессивную тоталитарность против личности («Искупление»).

Мы видим, что интерес к художественному абсурду объединил в двадцатом столетии самые многообразные направления и методы в литературе и философии — экзистенционализм, модернизм, экспрессионизм, авангард — принципиально ориентировавшиеся на алогизм, экспериментальность художественного творчества, и в целом — на критику позитивистских представлений о мироустройстве, а также власти, лишающей человека индивидуальности и свободы. Если у человека пропадает вера как в Бога, так и в науку, - он находится в ситуации заброшенности в мир, связи с

167 Генис А. Андрей Синявский: Эстетика архаического постмодернизма // Новое литературное обозрение. -№7. - 277-284 с.

168 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950 - 1990 -е годы. В 2х томах. -М., 2003.-Т. 1,371 с.

которым потеряны. Именно эту экзистенциальную пустоту и заброшенность лучше всего передавала поэтика абсурда.

Тема абсурда потенциально неисчерпаема. В современное время интерес к понятию абсурда чрезвычайно велик. За последнее десятилетие появились десятки литературоведческих работ, опирающихся на абсурдистскую модель в анализе произведений. Одна из первых больших работ, посвященных текстологическим связям Хармса с западной литературой, опиралась на традицию абсурдизма, а именно на «театр абсурда». Речь идет о работе Д.В. Токарева «Курс на худшее». Впоследствии попытки анализировать, например, «Елизавету Вам» Хармса с пьесами Беккета стали традиционными. Отчасти поэтому в данном исследовании мы использовали тексты Камю, Кафки, Набокова, Аржака и Терца, с целью выявления в них абсурдистских проблем и мотивов, но не затрагивали уже довольно изученную тему «театра абсурда».

Исследователи ежегодно обращаются к поэтике абсурда в диссертационных исследованиях, что доказывает актуальность темы. Чурляева Т.Н. «Проблема абсурда в прозе В. Маканина 1980-х начала 1990-х гг»(2001), Спыну JI.M. «Феноменология абсурдного в творчестве А. Камю» (2001), Воронин B.C. «"Законы" фантазии и абсурда в трагическом мироощущении русской литературы XX в» (2002), Шишков С.М. «Художественно-философская трактовка "смысла" и "бессмыслицы" в творчестве Даниила Хармса» (2004), Буренина-Петрова О. Д. «Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века» (2005), Федотова Ю.В. «Проза С. Довлатова: экзистенциальное сознание, поэтика абсурда» (2006), Малыгина И.Ю. «Художественная репрезентация абсурда в поэзии Д. Хармса: антропологический аспект» (2008,) Вдовиченко О.В. Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX - XXI вв.: на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова (2009), Зырянова О.Н. «Поэтика абсурда в русской драме второй половины XX - начала XXI вв»

(2010), Марусенков М.П. «Абсурдистские тенденции в творчестве В.Г. Сорокина» (2010) и другие работы, в том числе посвященные теории абсурда. «Абсурд представляет собой своеобразный культурный механизм, выработанный человечеством и сопровождающий его на протяжении почти всей его истории; механизм, находящий воплощение в мифотворчестве, философии, литературе, искусстве. В культуре он играет роль центробежной силы. Он противостоит формированию единого безальтернативного мировоззрения, тем самым способствуя развитию культуры в широком смысле этого слова. Абсурд не сводится к бессмыслице, он выступает противовесом доминирующего мировоззрения, указывает на альтернативу "другого смысла"»169. Абсурд включает в себя онтологические, гносеологические, метафизические и социальные характеристики. Понятие абсурда неразрывно связано с такими базовыми философскими категориями, как «бытие», «познание», «смысл жизни».

Перспектива данного исследования широка именно благодаря поэтике абсурда, которая в XX веке оказалась чрезвычайно репрезентативной. Затрагивая лишь частично вторую половину века, период «оттепели» (творчество Терца и Аржака) мы не уделили внимания неоавангарду, который продолжал прерванную насильственным путем линию обэриутов. Также абсурд органично развивался в литературе концептуалистов и постмодернистов. Эти грани абсурда нуждаются в подробнейшем изучении.

Эволюция авангарда от футуризма, зауми, деятельности Хлебникова, Крученых, Туфанова к ОБЭРИУ, деятельности Хармса, Введенского, Вагинова, а затем к неовангарду 50 - 60-х годов - деятельности «лианозовской школы», группы Черткова, СМОГа «вела к отказу от признания онтологической подлинности за теми проявлениями бытия, которые, в соответствии с изначальным замыслом, должны были лечь в основание новой, безусловной реальности. В конечном итоге это привело к

169 Кравченко О. В. Явления языкового абсурда в художественных текстах. Автореф. дисс., - Таганрог, 2010

признанию неосуществимости "авангардного проекта" и к переходу в постмодернистскую стадию художественной рефлексии»170.

Деятельность неоавангардистов протекала в условиях засилия государственной идеологии и была направлена в первую очередь против неё. Идеология представляет собой непрекращающуюся деятельность по переозначиванию, в результате которой вещи и явления утрачивают самостоятельное значение. Именно обращение к «опыту обэриутов позволяло возродить традицию русского авангарда и вступить в

171

современный контекст европейского абсурдизма» . Ведь Кафка, «театр абсурда» (Беккет и Ионеско), писатели-экзистенциалисты (Камю и Сартр) с их философией абсурда оказались в числе немногих модернистов, которые стали известны в СССР в 1960-е годы.

Так, Олег Григорьев в своих стихах представил картины советского дна, насилия, пьянства, распада личности. Как и для Хармса, уход в детскую литературу для Григорьева был единственным выходом, так как его взрослые стихи вряд ли бы были опубликованы. «Детское сознание служит у

172

Григорьева постоянной психологической мотивировкой абсурда» . Опять же вслед за Хармсом, Григорьев гиберболизирует жестокость, которая становится у него эквивалентом мира как хаоса. Насилие в его мире - одна из возможных форм коммуникации, оно становится абсурдным языком общения.

Поэты-«лианозовцы» (Е. Крапивницкий, Г. Сапгир, В.Некрасов, И. Холин, Ян Сатуновский) избирали для себя различную поэтику, но объединяло их своеобразное сочетание абсурдистского гротеска с натурализмом. «"Лианозовцы" не бежали от окружающего абсурда, а пошли ему навстречу.. .»173

170 Казарина Т. В. Три эпохи русского литературного авангарда: эволюция эстетических принципов. Автореф дисс. - Самара, 2005.

171 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950 - 1990 -е годы. В 2х томах. -М., 2003.-Т. 1,392 с.

172 Там же.-393 с.

173 Кулаков Вл. Лианозово. // Вопросы литературы - 1991, № 3.

Концептуализм был также близок обэриутам. Творчество Д. Пригова -«это не традиционное пародирование, скорее, чисто концептуальная методика авторского раздваивания и вживания в чужое авторство. Все идеологические тенденции доводятся до конца, до упора - до абсурда»174. Он создает некий писательский имидж, играет в писателя. Пригов перебирает имиджи, а затем воспроизводит поэтику того или иного писателя. Пригов создает некий миф, но он не сводится к критике советской идеологии (прежде всего, объектом высмеивания является советская идеология и обслуживающая ее кичевая культура), имеет более широкий культурный контекст. Автор подчеркивает не социальный, но философский пафос своего творчества. Пригов описывает борьбу полярных архетипов русской культуры

- борьбу «маленького человека» и «великого русского поэта». «Маленький человек» живет в мире хаоса, ежечасно ведет с ним борьбу, чаще смиряясь перед его неодолимостью, поэт же творит из хаоса гармонию и смысл. «Пригов деконструировал российское представление о поэте как воплощении высшей власти, как носителе божественного знания и искупителе национальных грехов»175.

Герой Т. Кибирова полностью обусловлен хаосом. Антитезой хаосу может стать лишь поэтическое слово. Единственный, хотя и парадоксальный способ спасения от хаоса - сроднится с ним. Постоянная тема его творчества

- распад прежде устойчивых порядков - идеологических, исторических, экзистенциональных. Главный объект критики - официальная советская культура. Основная цель его деконструктивного творчества -демифологизация социальных мифов. Автор использует широкий пласт советской культуры, пародийно его переосмысляет.

Абсурд как отрицание реальности, резкое ее неприятие возникает в произведениях писателей, обращающихся, как мы уже увидели, к эпохе тоталитаризма. В творчестве Вик. Ерофеева (к примеру, в рассказе «Жизнь с

174 Лейдерман Н.Л, Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950 - 1990 -е годы. В 2х томах. -М., 2003. - Т. -429 с.

175 Там же.-433 с.

идиотом») натурализм, гротеск и абсурд оказываются метафорой социального абсурда в советском обществе.

Сложное и противоречивое творчество В. Сорокина во многом направлено на создание образа официального советского языка, его штампов: автор изображает социалистическую реальность с помощью абсурда, жестокости и гротескно-шокирующих подробностей. Понятие нормы выворачивается наизнанку - аномальные вещи преподносятся, как нормальные. Норма в романе «Норма» символизирует абсурд как норму советского образа жизни. Автор раскрывает всепроникающий характер советской пропаганды, выявляет тотальную идеологизированность советского общества. «Падеж» являет собой абсурдистско-фантастическую картину мира, представляющую собой «эквивалент взаимоотношений власти

176

и народа при тоталитаризме» . Абсурдные образы и мотивы играют ключевую роль в произведениях Сорокина. Художественное мышление Сорокина можно охарактеризовать как абсурдистское: убежденность в чудовищности современного мира и глубокое разочарование в человеке сопровождают его на всем протяжении творческого пути. «Первые подступы к воплощению в драматическом творчестве категории абсурда Сорокин сделал в пьесе "Пельмени". Классическим образцом абсурдистской антипьесы стала написанная вслед за этим "Землянка". В полном соответствии с художественными принципами драмы абсурда, действие в этой пьесе строится как развертывание картины. Статичный сюжет, алогичные полилоги главных героев, заумный характер вставных фрагментов подчинены выражению абсурдности человеческого бытия <...> Роман "Сердца четырех" стал наиболее масштабным, сложным и многослойным абсурдистским произведением Сорокина».177

Вен. Ерофеев в «Вальпургиевой ночи» с помощью абсурдных обобщений создает художественную модель советского общества как

176 Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. - М., 2002. - 272 с.

177 Марусенков М.П. Абсурдистские тенденции в творчестве В.Г. Сорокина. Автореф дисс. - М., 2010

сумасшедшего дома, где аномальное становится нормой, торжествует трагикомический абсурд.

В. Пелевин, практически во всех романах демонстрирует абсурдность мира осязаемого, социального, а также масскульта (от «Чапаева и Пустоты» до «Священной книги оборотня» и «Ампир V»).

Д. Липскеров в пьесе «Семья уродов» предпринял попытку осмысления современной российской действительности через призму социально-философских исканий представителей русской литературы Х1Х-ХХ веков.

Принципы абсурдизации в творчестве Пелевина и Липскерова -иллюзорности бытия, хаоса, непонимания и одиночества, болезненности существования, обманчивости красоты, вырождения современной культуры -вписываются в общую концепцию абсурдизма, рассмотренную нами в данном исследовании.

Создание образа абсурдной реальности роднит многих представителей отечественного постмодернизма — от В. Пьецуха и Евг. Попова до Д. Пригова и В. Сорокина, причем способы абсурдизации реальности оказывается различным. «Ю. Мамлеев, к примеру, создает образ абсурдного эгоцентризма, вышедшего за рамки метафизики, этики, эстетики и, разумеется, здравого смысла тем, что он внедряется в область телесного, в результате чего возникает запредельный нарциссизм с одной стороны и

178

маниакальная тяга к убийству всего постороннего себе ("Шатуны")» .

Абсурд присутствует и в творчестве Л. Петрушевской. В пьесе «Мужская зона» писательница «осуществляет деконструкцию классических текстов (Шекспира, Пушкина), и декострукцию имиджей реальных исторических лиц (Ленина, Гитлера, Бетховена, Эйнштейна), создает комедийно-абсурдистский бриколаж»179. Этот прием способствует созданию абсурдистской балаганной текстовой реальности.

178 Там же.

179 Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. -

М., 2002. - 412 с.

Как мы убедились, к поэтике абсурда обращались писатели, иногда противоположные по творческому методу, иногда идейно близкие. Но в их творчестве абсурд всегда служит способом отображения реальности, нечеловеческой, неестественной, приводящей к деградации личности, живущей в мире расхожих штампов и предрассудков. Абсурд призван передать хаотичность такого мира, порождающего тотальную отчужденность и подавленность человеческой личности. Зачастую авторы представляют мир, в котором личность как таковая отсутствует, так как идеологизированность системы проникает в самую суть человека, искажая в ней все живое и человеческое. Нормы морали в этой реальности искажены и обезображены, поэтому наиболее эпатажные писатели обыгрывают эту тему, представляя в центре своих произведений антинорму, кажущуюся в пределах этого художественного мира нормальной.

Именно социальный абсурд призывал писателей обращаться к поэтике абсурда, искать новые способы отображения реальности, экспериментировать с языком, переосмыслять предшествующие литературные традиции. Чрезвычайно продуктивная модель абсурда породила огромный пласт литературы, который нуждается в последовательном изучении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шмидт, Мария Михайловна, 2012 год

Библиография

Источники.

1. Асеев H.H. Собрание сочинений в 2-х томах. - М., 1953.

2. Ванна Архимеда: Сборник. - JL, 1991.

3. Введенский A.A. Полное собрание произведений: В 2-х томах. - М., 1993.

4. Гоголь Н. В. Собр. соч. в 8 томах. - М., 1984.

5. Даниэль Ю. Говорит Москва: Проза. Поэзия. Переводы. -М., 1991.

6. Декларация ОБЕРНУ // Жаккар Ж.-Ф. Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.

7. Делез Ж. Логика смысла. - Екатеринбург, 1998 .

8. Достоевский Ф. М Собр. соч. в 10 томах - М., 1957.

9. Друскин Я. С. Дневники. - СПб., 1999.

10. Друскин Я. С. Разговоры вестников // «...Сборище друзей, оставленных судьбою. Л. Липавский, А. Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников». - М., 2000.

11. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. - М., 1990.

12. Камю А. Посторонний // Избранное. - М., 1969.

13. Кафка Ф. Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Из дневников. - М., 1989.

14. Набоков В. Лекции по русской литературе. Николай Гоголь // Набоков В.В. Роман, рассказы, эссе. — СПб., 1993.

15. Набоков В.В. Собр соч. в 4-х томах. - М., 1990.

16. Набоков В.В. Николай Гоголь // Набоков В.В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. -М., 1998.

17. Синявский А. Суд идет // Цена метафоры, или преступление и наказание Синявского и Даниэля. - М., 1989.

18. Солженицын А. «Архипелаг ГУЛАГ».// Малое собр. соч., Т.5. - М., 1991.

19. Хармс Д. И. Горло бредит бритвою. Случаи, рассказы, дневниковые записи // Глагол, 1991, № 4.

20. Хармс Д. И. Полет в небеса: Стихи. Проза. Драмы. Письма. - Л., 1988.

21. Хармс Д. И. О явлениях и существованиях. - СПб., 2007.

22. Хармс Д. И. Полн. собр. соч. / Под ред. В.Н. Сажина. — СПб., 1997.

23. Хармс Д. И. Записные книжки. Дневник: в 2 кн. - СПб., 2002.

24. Хармс Д. И. «Меня называют капуцином...»: некоторые произведения Даниила Ивановича Хармса / Сост. и подг. текстов А. Г. Герасимовой. -М„ 1993.

25. Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля. -М., 1989.

26. Чехов А. П. Собр. соч. в 8 томах. - М., 1986.

27. Шварц Е. «Живу беспокойно...» Из дневников. - Л., 1990.

Творчество Д. Хармса в зеркале литературоведения и критики.

28. Александров А. «В широких шляпах, длинных пиджаках»: поэты ОБЭРИУ // День поэзии. - JL, 1988.

29. Александров А. Чудодей (Личность и творчество Даниила Хармса); Примечания // Хармс Д. И. Полет в небеса. - Л., 1988.

30. Александров А. Эврика обэриутов // «Ванна Архимеда»: Сборник. - Л., 1991.

31. Александров А. Я гляжу внутрь себя... О психологизме повести Даниила Хармса «Старуха». // Петербургский текст. Из истории русской литературы 20-30-х годов XX века. Межвузовский сборник. - Спб., 1996.

32. Асеев Н. Сегодняшний день советской поэзии // Красная новь, 1932, № 2.

33.Барт Р. Семиотика. Поэтика. Избранные работы. - М., 1994.

34. Беренштейп Е.П. Авангард как жертва у Даниила Хармса // Литературный текст: Проблемы и методы. Исследования IV: Сб.научных трудов. - Тверь, 1998.

35. Блюм A.B. Поэт под цензурным прессом. // Звезда, 1998, № 7.

36. Блюмбаум А.Б., Морев Г. А. «Ванна Архимеда»: к истории несостоявшегося издания // Wiener Slawistischer Almanach. 1991. -Bd.

37.Васильев И. Е. Обэриуты: теоретическая платформа и поэтическая практика: учебн. Пособие - Свердловск, 1991.

38. Волкова Н. Коммуникативный анализ текстов Д. Хармса. // Текст как объект многоаспектного исследования - СПб., 1998. - Вып. 3.

39. Выготский Л.С. Психология искусства - 3-е изд. - М., 1986.

40. Герасимова А. Даниил Хармс как сочинитель (Проблема чуда) // Новое литературное обозрение, 1995, № 16.

41. Герасимова А. Как сделан «Врун» Д. Хармса. // Седьмые тыняновские чтения. - Рига; М., 1996.

42. Герасимова А. ОБЭРИУ. (Проблема смешного) // Вопросы литературы, 1988, №4.

43. Герасимова А. Проблема смешного в творчестве обэриутов: Автореф. дисс. канд. филол. наук. -М., 1988.

44. Герасимова А. Страшный писатель: о Д. И. Хармсе // Учительская газета, 4 авг,1992.

45. Герасимова А. Хармс и «Голем»: Quasi una fantasia // Театр, 1991, № 11.

46. Геркар Аннил (Герасимова А., Каррик Н.) К вопросу о значении чисел у Хармса. Шесть как естественный предел // режим доступа: http://xarms.lipetsk.ru/teksts/gerasl .html.

47. Гернет Н. О Хармсе (Заметки к вечеру памяти Д.И. Хармса, 1976 г.) // Нева, 1988, №2.

48. Гирба Ю. Элементы драматического в раннем творчестве Д. Хармса. // Театр, 1991, № И.

49.Гладких Н.В. Проза Даниила Хармса: Вопросы эстетики и поэтики (2000) //режим доступа: http://gladkeeh.boom.ru/Kharms.htm, 13 апреля 2006.

50. Гладких Н.В. Шутовство и юродство как культурный феномен и творчество Даниила Хармса // Проблемы литературных жанров: Материалы X Междунар. науч. конф. Ч. 2: Русская литература XX века. -Томск, 2001.

51. Глоцер В. Жена Хармса. // Литературная газета, 1996, № 52.

52. Глоцер В. К истории последнего ареста и гибели Д.Хармса. // Русская литература, 1991, № 1.

53. Глоцер В.И. Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс // Новый мир, 1999, № 10.

54. Данилов С.Ю. Языковые «игры» Д. Хармса. // Структурно-семантический анализ единиц речи. - Тула, 1995.

55. Добрицын А. А. Две заметки о Хармсе // режим доступа: http://www.rema.ru:8100/philologica/05rus/05rusdobricyn.htm: 17.09.07.

56. Добрицын A.A. «Сонет» в прозе: случай Хармса. //режим доступа: http://xarms.lipetsk.ru/texts/dobrl.html

57. Дроздов К. «Тюк» Даниила Хармса: ритуал и коммуникация (мифология абсурда) //режим доступа: http://www.kogni.narod.ru/tyuk.htm, 3 марта 2007.

58. Друскин Я.С. Чинари // Аврора, 1989, № 6.

59. Жаккар Ж.-Ф. «Cisfinitum» и Смерть: «Каталепсия времени» как источник абсурда // Абсурд и вокруг: Сб.статей. - М., 2004.

60. Жаккар Ж.-Ф. Возвышенное в творчестве Даниила Хармса // Wiener Slawistischer Almanach, 1994. - Bd.

61. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. — СПб., 1995.

62. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда реальный театр: Прочтение пьесы «Елизавета Бам» // Театр, 1991, № 11.

63. Жукова Л. Обэриуты. // Театр, 1991, №11.

64. Злобина А. Случай Хармса, или Оптический обман // Новый мир, 1999, №2.

65. Золотоносов М. Шизограмма Уу, или Теория психического экскремента // Хармсиздат представляет. Сб. материалов. - М., 1995.

66. История русской литературы XX века. 20-50-е годы. Литературный процесс. Под ред. А. П. Авраменко, Б.С. Бугрова, М. М. Голубкова, С. И. Кормилова, А. В. Леденева, Е. Б. Скороспеловой, Н. М. Солнцевой / Учебное издание. - М., 2006

67. Кацис Л.Ф. Истоки беспамятства. // Русская эсхатология и русская литература. - М., 2000.

68. Кацис Л.Ф. Пролегомены теологии ОБЭРИУ // Литературное обозрение, 1994, №3/4.

69. Кобринский A.A. Неудачный спектакль. // Литературное обозрение, 1990, №9.

70. Кобринский А. А. Без грамматической ошибки: Орфографический «сдвиг» в текстах Даниила Хармса // Новое литературное обозрение, 1998, №5.

71. Кобринский А. А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда XX века: В 2-х кн. - М., 1999.

72. Кобринский А. Даниил Хармс. - М., 2008.

73. Кобринский А. Я участвую в сумрачной жизни // Хармс Д. Горло бредит бритвою. Случаи, рассказы, дневниковые записи // Глагол, 1991, № 4.

74. Кобринский A.A. Логика алогизма // Нева, 1988, № 2.

75. Кобринский, А. Проза Даниила Хармса: Автореф. дисс. канд. филол. наук.-СПб., 1992.

76. Коновалова А.Ю. Эстетика и поэтика обэриутов: Дисс. канд. филол. наук. Уфа, 2005.

77. Корнуэлл Н. Черты Д. Хармса. // Поэзия и живопись. - М., 2000.

78. Красильникова Е.Г. «Вишневый сад» Чехова и театр абсурда обэриутов. // Литература в школе, 1998, №4.

79. Красильникова Е.Г. Драматургия обэриутов. - Пенза, 1998.

80. Красильникова Е.Г. Русская авангардистская драма: человек отчужденный. // Русская литература, 1998, №3.

81. Кувшинов Ф. Социум художественного мира Д. Хармса. //режим доступа: http ://xarms. Iipetsk.ru/texts/kuv2 .html

82. Кувшинов Ф.В. «Тело» Д. Хармса. //режим доступа: http://xarms.lipetsk.ru/texts/kuv3 .html

83.Кувшинов Ф.В. Художественный мир Д. И. Хармса: структурообразующие элементы логики и основные мотивы: Дисс. канд. филол. наук. - Липецк, 2004.

84. Кувшинов Ф.В., Остроухова E.H. Сон и явь как ТО и ЭТО у Д.И. Хармса //режим доступа: http://xarms.lipetsk.ru/texts/kuv7.html, 10 февраля 2008 г.

85. Кукулин И. Рождение постмодернистского героя по дороге из Санкт-Петербурга через Ленинград и дальше (Проблемы сюжета и жанра в повести Д. И. Хармса «Старуха») // Вопросы литературы, 1997, № 4.

86. Кукулин И. Эволюция взаимодействия автора и текста в творчестве Хармса.-М., 1997.

87. Курганов Е. Анекдот как жанр. - СПб., 1997.

88. Левитин М. Обэриуты — это спасение // Театр, 1991, №11.

89. Лекманов О. А. Об одном источнике «Анегдотов из жизни Пушкина» Даниила Хармса // Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. -Томск, 2004.

90. Лесная Л. Ытуеребо // Красная газета (вечерний выпуск), 1928, № 24, 25 января.

91. Липавский Л. С. Разговоры; Исследование ужаса // Логос, 1993, № 4.

92. Липовецкий М. Аллегория письма: «Случаи» Д.И. Хармса (1933-1939) // Новое литературное обозрение, 2003, № 63.

93. Масленкова H.A. Пространственно-временная организация повести Д. Хармса «Старуха». // Литературоведение, 1999, №1.

94. Мейлах М. Б. Девять посмертных анекдотов Даниила Хармса // Театр, 1991,№ 11.

95. Мейлах М. Вокруг Хармса // Столетие Даниила Хармса: Материалы международной научн. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Даниила Хармса. - СПб., 2005.

96. Мейлах М. Заметки о театре обэриутов. // Театр, 1991, №11.

97. Мейлах М.Б. О «Елизавете Бам» Хармса. // Родник, 1988, №5.

98. Мейлах М.Б.Поэты группы «Обэриу»-М., СПб., 1994.

99.Московская Д. В поисках Слова: «странная» проза 20-30-х г.г. // Вопросы литературы, 1999, №6.

100. Никитаев А. Т. Обэриуты и футуристическая традиция // Театр, 1991, № 11.

101. Никитаев А. Тайнопись Д. Хармса: Опыт дешифровки. // Даугава, 1989, №8.

102. Нильвич Л. Реакционное жонглерство: об одной вылазке литературных хулиганов // Смена, 1930, №81,9 апреля.

103. Остроухова Е. Н. Об именах персонажей Д. Хармса / режим доступа: http ://xarms.lipetsk.ru/texts/ostr3 .html.

104. Петровский М. Возвращение Даниила Хармса // Новый мир, 1968, № 8.

105. Печерская И. Литературные старухи Даниила Хармса (повесть «Старуха») // Дискурс, 1997, № 3-4.

106. Рог Е. Ю. Проза Даниила Хармса в свете биокультурной теории смеха. // Столетие Даниила Хармса: материалы междунар. науч. конф. / Под ред. А. Кобринского. - СПб., 2005.

107. Рог Е.Ю. Традиции карнавальной культуры в творчестве Д. Хармса (на примере рассказа «Начало очень хорошего летнего дня») /режим доступа: http ://xarms. lipetsk.ru/texts/rog2 .html.

108. Рогачев В. Своеобразие поэтики Обэриутов. // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск, 1979.

109. Рымарь А.Н. Поэтика Д. Хармса и А. Введенского в контексте их философских исканий //режим доступа: http ://xarms. lipetsk.m/texts/ryml .html

110. Сажин В. Н. Поэзия вечной гармонии // Хармсиздат представляет: советский эрос 20-30-х годов. - СПб., 1997.

111. Сажин В. Н. Примечания // Хармс Д. И. Поли, собр.соч.: В 4-х томах. -СПб., 1997.

112. Сажин В. Н. Читая Даниила Хармса // Даугава. - Рига, 1986, № 10.

113. Сажин В.Н. Литературные и фольклорные традиции в творчестве Д.И. Хармса // Литературный процесс в развитии русской культуры XVIII-XX веков. - Таллинн, 1985.

114. Сажин В.Н. Наказание Хармса. // Новый мир, 1992, №7.

115. Сажин В.Н. Чинари литературное объединение 1920-30-х г. // Тыняновский сборник. 4-е Тыняновские чтения. - Рига, 1988.

116. Сперанская А.Н. Анекдоты о Пушкине Д. Хармса и феномен обыденного сознания. /У Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX в. - Омск, 1999, №1.

117. Строганова Е. Н. О книге стихов И. П. Ювачева // Столетие Даниила Хармса: Материалы Междунар. науч. конф. / Под ред. А. Кобринского. СПб., 2005.

118. Токарев Д. В. Авиация превращений: поэзия Даниила Хармса // Хармс Д. И. Жизнь человека на ветру. - СПб., 2000.

119. Токарев Д. В. Данил Хармс: философия и творчество // Русская литература, 1995, № 4.

120. Токарев Д. В. Как пройти сквозь стену (Гийом Аполлинер, Юрий Владимиров, Даниил Хармс, Марсель Эме) // Новое литературное Обозрение, 2006, № 4.

121. Токарев Д. В. Поэтика насилия: Даниил Хармс в мире женщин и детей // Национальный Эрос и культура. - М., 2002. -Т. 1

122. Токарев Д.В. «Старуха» Д. Хармса как объект «пристального чтения». // Русская литература, 2004, № 2.

123. Хармсиздат представляет: Сб. материалов. - СПб., 1995.

124. Хейнонен Ю. Библейские мотивы в «Старухе» Д. Хармса. // Литературоведение XXI в.: Тексты и контексты в русской литературе. -СПб., 2001.

125. Хейнонен Ю. Это и то в повести «Старуха» Даниила Хармса, — Хельсинки, 2003. /режим доступа:

http://ethesis.helsinki.fi/julkaisut/hum/slavi/vyheinonen/etoitovp.pdf

126. Храмцова Р. Поэзия обериутов в контексте литературы абсурда // Литература, М., 2000, № 35.

127. Цвигун Г. «Смерть сюжета» в поэтике Д. Хармса. // Балтийский филологический курьер. - Калининград, 2000, № 1.

128. Ямпольский М. Беспамятство как исток (читая Хармса). - М.: НЛО, 1998.

129. Carrick N. Daniii Kharms: Theologian of the Absurd. - Dublin: The University of Birmingham, 1998.

Теория абсурдизма в литературе и философии.

130. Абсурд и вокруг: Сб. статей. - М., 2004.

131. Агеев А. Приручение абсурда // Новый мир, 1991, №2.

132. Адорно Т.В. Негативная диалектика. - М., 2003.

133. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. - СПб., 1999.

134. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. - М., 1994.

135. Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., 1996.

136. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык: (К проблеме языковой «картины мира» // Вопросы языкознания, 1987, № 3.

137. Бабаева Е. Грамматика абсурда и абсурд грамматики // Русский авангард в кругу европейской культуры: тезисы и материалы. - М. : Науч. совет по истории мировой культуры РАН, 1993.

138. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце // Звезда, 1996, №11.

139. Буренина О. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. статей. - М., 2004.

140. Буренина - Петрова О.Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века. - Спб., 2005.

141. Великовский С. Мифология абсурда // Лит. газета. 1960, № 72, 18 июня.

142. Водолагин A.B. Идеи Ж.-П. Сартра в духовной жизни нашего времени // Философия и общество, 2006, № 3.

143. Воронин В. С. Законы фантазии и абсурда в художественном тексте -Волгоград, 1999.

144. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Очерки философско-эстетической мысли XX века. - М., 1991.

145. Долгов К. Красота и свобода в творчестве Альбера Камю /У Альбер Камю. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки. - М., 1990.

146. Исакова M.Jl. «Нонсенс», «абсурд», «бессмыслица» как философско-эстетические концепты и термины поэтики // режим доступа: http://www.rusnauka.com/TTP/All/Filology/18.html

147. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда. - М., 2000.

148. Кондюкова Е.С. Феномен абсурда: Проблемы эстетико -философского анализа. - Екатеринбург, 1995.

149. Коренева M. М. Литературное измерение абсурда // Художественные ориентиры в зарубежной литературе XX века. - М., 2002.

150. Кривцун O.A. Русский абсурд: классические истоки и актуальные практики // Современные трансформации российской культуры / РАН, Науч. Совет «История мировой культуры» Отв. ред. И.В. Кондаков. - М., 2005.

151. Кузнецов В. Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. - M., 1969.

152. Куликов И. С. Абсурд вместо логики / И.С. Куликов. // Философия и искусство модернизма - М., 1974.

153. Лавренцова Е. В. Проблема абсурда в философии С. Кьеркегора: Автореф. канд. дисс. филос. наук. - М., 1999.

154. Нордберг В. В. Абсурд в творчестве А. Камю и Д. Хармса: сравнительный анализ // режим доступа: http ://xarms. lipetsk.ru/texts/nord 1 .html

155. Паперный В. Культура два. - М., 1996.

156. Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995.

157. Постмодернизм. Энциклопедия. - М., 2001.

158. Сахно И. М. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. -М., 1999.

159. Сендерович С., Шварц Е. Приглашение на казнь: комментарии к

. ______//тт„гг„__________________ 1 nnn т"»___1

миииьу // паиикивикии кситик, iyyy, оьш. 1.

160. Соколов В. В. Средневековая философия. - М., 1979.

161. Сучков Б. Мир Кафки. // Кафка Ф. Роман, новеллы, притчи. - М., 1965

162. Таганова Н. JI. Набоков В.В. и русская литература XIX века: мотив казни. - Иваново, 2007.

163. Токарев Д. В. Существует ли литература абсурда? // Русская литература, 1999, №4.

164. Токарев Д. В. Философские и эстетические основы поэтики Д. Хармса. - СПб., 2006.

165. Фокин С. А. Камю. Роман. Философия. Жизнь. - Спб., 1999.

166. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. - М., 1991.

167. Хансен-Леве А. А. Концепция случайности в художественном мышлении обэриутов // Русский текст, 1994, № 2.

168. Цивьян Т. В. Об одном абсурдном/абсурдистском эксперименте // От мифа к литературе: Сб. в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. - М., 1993.

169. Цивьян Т. В. Предмет в обэриутском мироощущении и предметные опыты Магритта // Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конференция 4-7 янв. 1993. Тезисы и материалы. - М. Науч. совет по истории мировой культуры РАН, 1993.

170. Чекоданова К. К. Существование по Д. Хармсу. // Жизнь. Смерть. Бессмертие. - СПб., 1993.

171. Черемисинова Л. И. Художественный мир Д. Хармса // Русская литература XX в. в современной школе: Вопросы теории и практики: Сб. статей и материалов. - Ставрополь, 1996.

172. Чернорицкая О. Л. Поэтика абсурда в аспекте литературно-художественной методологии. - М., 2002..

173. Чернорицкая О. Л. Трансформация тел и сюжетов: физиология перехода в поэтике абсурда // Московский вестник, 2005, №1.

174. Чечот И.Уроки внеклассного чтения: Д. И. Хармс. Заметки читателя // Хармсиздат представляет. Сборник материалов. — М., 1995.

175. Шапир М. Что такое авангард?// Русская альтернативная поэтика. - М., 1990.

176. Шапир M. И. Между грамматикой и поэтикой: о новом подходе к изданию Даниила Хармса // Вопр. лит., 1994, № 3.

177. Шенкман Я. Логика абсурда (Хармс: отечественный текст и мировой контекст) // Вопросы литературы, 1998, № 4.

178. Шервашидзе В. От романтизма к экзистенциализму. Творчество А. Мальро и А. Камю. - М., 2005.

179. Шишман С. Несколько веселых и грустных историй о Данииле Хармсе и его друзьях. - М., 1991.

180. Щитцова Т. В. Экзистенциальная философия как онтология человеческого бытия (Паскаль, Кьеркегор, Бахтин). Дисс. канд. философ, наук. - Минск, 1996.

181. Ямпольский М. Окно // Новое литературное обозрение, 1996, №21.

182. Camus A. Essais. - Paris, 1984.

Теоретическая, историко-литературная, справочная литература.

183. Анастастьев Н. Феномен Набокова. - М., 1992.

184. Баллестрем К. Г. К теории тоталитаризма // Вопросы философии, М., 1992, №5.

185. Басинский П. Конец Терца, или Андрей Синявский вчера и сегодня // Литературная газета, 1993, №4, 27 января.

186. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.,1975.

187. Бахтин M. М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.

188. Белая Г.А. Авангард как богоборчество // Вопросы литературы, 1992, №3.

189. Буренина О. Д. Абсурда поэтика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М., 2008.

190. Вейдле В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. - Париж. № 2977,1973, (13 дек.).

191. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. - M., 1991.

192. Волохонский А. Набоков и миф личности // Набоков В.В: Pro et contra. СПб., 2001. T. 2.

193. Генис А. Андрей Синявский: Эстетика архаического постмодернизма // Новое литературное обозрение, 1994, №7.

194. Гинзбург А. (сост.) «Белая книга» по делу А.Синявского и Ю.Даниэля. Франкфурт. Посев, 1970.

195. Голубков M. М. Русская литература XX в. После раскола. - М., 2002.

196. Долинин А. Цветная спираль Набокова //Набоков В.В. Рассказы. Приглашение на казнь. Эссе, интервью, рецензии. - М., 1989.

197. Еремин Д. В. «Перевертыши». // Известия, 13 января 1966 // Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля i Сост. Е. М. Великанова, 1990.

198. Жолковский А. К. Графоманство как прием // Жолковский А.К. Блуждающие сны. - М., 1994.

199. Замятин Е. И. О синтетизме // Замятин Е.И. Избр. произв. в 2-х томах, том 2.-М., 1990.

200. Зверев А. М. Абсурдизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. НИОН РАН. - М., 2003.

201. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -М., 1998.

202. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. - М., 2001.

203. Карпов H.A. «Приглашение на казнь» и «тюремная» литература эпохи романтизма // Русская литература, 2000, № 2.

204. Карпушин В. А. Концепция личности у А.Камю // Вопросы философии, 1967, №2.

205. Кедрина 3. Наследники Смердякова // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля». - М., 1989.

206. Коваленко Ю. Андрей Синявский // Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. М., 1991.

207. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Т. 2 - М., 1964.

208. Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1971.

209. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.

210. Кушкин Е. П. А.Камю. Ранние годы. - Л., 1982.

211. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.,1993.

212. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В.В.Бычкова. - СПб., 2003.

213. Линецкий В. Абрам Терц: лицо на мишени // Нева, 1991, №4.

214. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

215. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. -М., 1970.

216. Маринетти Ф.Т. Манифесты итальянского футуризма. - М., 1914.

217. Огурцов А. П. Новая философская энциклопедия. Т. 1. - М., 2000.

218. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

219. Порет А. Воспоминания о Данииле Хармсе // Панорама искусств, 1980, Вып. 3.

220. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. - М., 1997.

221. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на Черную речку. - М.,1999.

222. Синявский А. Сталин - герой и художник сталинской эпохи // Синтаксис, 1987, №19.

223. Синявский А. Что такое социалистический реализм? / Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля. - М., 1989.

224. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. - New York: Inter-language Literary Associates, 1966.

225. Скороспелова E. Русская проза XX века. От А. Белого «Петербург» до Б. Пастернака «Доктор Живаго». - М., 2003.

226. Советский энциклопедический словарь, — М., 1980.

227. Современное западное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. - М., 1996.

228. Солженицын А.И. Публицистика в 3 т. Т.2: Общественные заявления, письма, интервью. -М., 1996.

229. Тендрякова М. Охота на ведьм. Исторический опыт интолерантности. -М., 2006.

230. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996.

231. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему) // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. -М., 1995.

232. Тынянов Ю.Н. История литературы. Поэтика. Кино. - М., 1977.

233. Фантастический мир Абрама Терца. Предисловие Бориса Филиппова. -Нью—Иорк.: Inter—language Literary Associates, 1967.

234. Хализев В. Е. Текст // Русская словесность, 1995, №.4.

235. Хализев В. Е. Теория литературы. - М., 2002.

236. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. - М., 2004.

237. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М. 1987.

238. Ясперс К. Смысл и назначение истории - М., 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.