Прямой эфир на отечественном телевидении: Технология журналистского творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Летуновский, Владимир Петрович

  • Летуновский, Владимир Петрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 278
Летуновский, Владимир Петрович. Прямой эфир на отечественном телевидении: Технология журналистского творчества: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Санкт-Петербург. 2003. 278 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Летуновский, Владимир Петрович

Введение.

Глава 1. Основные концепции и эволюция прямого эфира на телевидении.

1.1. Прямой эфир как природная основа телевидения.

1.2. Периодизация прямого эфира в контексте становления отечественного телевидения.

1.3. Прямой эфир на телевидении: острые грани общественного диалога

Глава 2. Специфика формообразующих и жанровых признаков прямого телевизионного вещания.

2.1. Оперативность прямого эфира информационных и информационноаналитических программ.

2.2. Диалоговые характеристики художественно-публицистических и развлекательных программ.

2.3. Технические факторы воздействия на творческий процесс.

Глава 3. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества.

3.1. Журналист и современная система информационного телевидения.

3.2. Ведущий прямого эфира. Специфика интервью.

3.3. Методика работы журналиста в крупноформатных телевизионных проектах прямого эфира.

Глава 4. Телемост как комбинированная жанровая форма телевизионного вещания.

4.1. История становления телемостов в системе публицистических форм прямого телевизионного вещания 80-90-х годов.

4.2. Технологические особенности работы журналиста в процессе подготовки и проведения телемостов.

4.3. Типологическое разнообразие международных телемостов в практике регионального телевизионного вещания (по материалам серии дальневосточных проектов с Японией и Южной Кореей 1988 - 1992 гг.)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Прямой эфир на отечественном телевидении: Технология журналистского творчества»

Возглас удивления, прозвучавший 9 мая 1911 года под сводами лаборатории Б.Розинга в стенах Петербургского Политехнического института, можно назвать криком «новорожденного»: самые первые «телезрители» не могли скрыть своего потрясения от увиденной на экране человеческой ладони. «Человечество, приветствовавшее появление одиннадцатой музы, было очаровано ее умением сиюминутно воссоздавать реально протекающую на наших глазах жизнь»1. Пророческими оказались слова великого Сергея Эйзенштейна о "киномаге телевидения", который "будет пересылать миллионам слушателей и зрителей свою художественную интерпретацию события в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним"2. Телевидение изначально рождалось как часть жизни, элемент реального времени и пространства, и только уже потом приобрело функции копирования или отражения.

За свою почти что вековую историю телевидение претерпело немало изменений. Динамика развития телевизионного вещания, начинавшегося с ламповых приемников и трубочных телекамер в 40-50-х годах, поражает своей на пористостью. Мир не успевает оглянуться, как уже 16-мм киноформат (сначала «немой», а потом и синхронный; сначала на черно-белом, а потом и цветном экране) становится основным носителем репортажных съемок 60-х. На рубеже 70-х всю отечественную телеиндустрию поглощает видеозапись. Стандарты съемочной техники и носителей записи меняются один за другим, становясь качественнее, мобильнее. Во всех разработках мастеров инженерной мысли четко прослеживалось, прежде всего, желание получить наивысшее качество изображения - качество без ограничений и условностей восприятия на расстоянии. Именно так, например, появилось ТВЧ (телевещание высокой четкости), использующее стандарт не менее 1125 строк, вме

1 А. Вартанов. Грустная сага о прямом эфире // Культура. 2000. 13-19 июля. С.4

2 С.Эйзенштейн. Диккенс, Гриффит и мы // Собр.соч. в 6 т. - М.: Мысль, 1964. Т. 5. С.23. сто традиционных 525- и 625-строчных стандартов. Постоянно шла борьба и за упрощение технологий, и за их удешевление. Благодаря этим жестким требованиям рынка совершенствовался аналоговый стандарт (BETACAM-SP), разработан и уже широко внедряется цифровой (DV).

Однако в последние годы, отвечая потребностям аудитории, все чаще среди других магистральных направлений развития телевизионной коммуникации на первое место выходит еще один ключевой критерий: повышение оперативности в доставке информации. По образному выражению С.Муратова, современное телевидение «.это мир уничтоженных расстояний. Планетарное зрение человечества. Его земношарый слух»3. Новые технологические разработки спутниковых систем передачи изображения на большие расстояния сегодня стали своеобразным мерилом прогресса телеиндустрии, а прямой эфир - одним из наиболее востребованных зрительской аудиторией (наряду с художественно-постановочными проектами: кино- и видеофильмами, сериалами, музыкальными и другими развлекательными программами) и профессиональной практикой (особенно в информационном вещании) способов телевизионного журналистского творчества4. Излишне говорить о том влиянии, которое могут оказывать на общество программы прямого эфира, посвященные самым актуальным политическим и социальным проблемам.

Вместе с тем в последнее время со стороны руководства телевизионных каналов обнаруживаются определенные тенденции к замене прямого эфира записью, ставшие зачастую следствием неудовлетворенности менеджеров воплощением таких проектов, профессиональным уровнем подготовки журналистов прямого эфира, сценарным и режиссерским исполнением. Очевидно и отсутствие какого-либо внимания теоретиков, ученых, телекритиков к этому

3 Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). -М.: Логос, 2001.С.З.

4 Как свидетельствует статистика, уже в течение долгих лет информационные программы, идущие в прямом эфире, остаются одной из самых рейтинговых позиций отечественного телевидения, а количество интерактивных проектов (одного из видов прямого эфира) за десятилетие с 1991 по 2001 год на ведущих московских каналах выросло в 10 раз, объем вещания (часы) - в 4,5 раза. Такой рост является следствием популярность прямого эфира у телеаудитории (См. об этом: Побсрсз-никова Е.В. Формула взаимодействия: Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения, ч.1. -М., 2002. С. 5-9.) направлению телевизионного вещания. Как результат - недостаток методик, который ощущается как в практической сфере (примеры тому можно найти в ежедневном вещании), так и на этапе профессиональной подготовки по программе специализации на кафедрах телевидения и радио факультетов и отделений журналистики российских университетов. Вызывает серьезную озабоченность и отсутствие должной правовой базы и в деятельности журналистов в прямом эфире, и в ее оценке, что нередко приводит к острым общественно-политическим конфликтам. Вот почему более углубленное рассмотрение в данном диссертационном исследовании всего комплекса вопросов, связанных с самим понятием прямого эфира, призвано положить начало разре-« шению названных проблем, придавая работе особую актуальность.

Рассматривая прямой эфир в качестве основного объекта данного исследования, мы подразумеваем, что это акт телевизионной коммуникации, содержащий непосредственную звуко-зрительную информацию о происходящем событии или действии в фазах появления, передачи и получения, в той или иной степени осуществленный по инициативе и при участии субъектов журналистского творчества. Таким образом, можно вести речь о специфическом комплексе параметров:

- творческих (виды, формы и жанры вещания);

- профессионально-личностных (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.);

- творческо-технологических (приемы, методики, планирование, программирование);

- психологических (напряжение, стресс, поликонтактность);

- социологических (интерактивность, исследование аудитории);

- технических (специализированное студийное и внестудийное оборудование, мобильные и спутниковые средства связи для передачи звуковых и видеосигналов).

Вместе они составляют особую среду профессионального (творческого, технологического, технического, психологического) взаимодействия, резуль татом которого является осуществление телевизионного вещания в прямом эфире.

В качестве предмета диссертационного исследования автор рассматривает особенности функционирования телевизионного журналиста в этой среде: специфику решения творческих задач (в самом широком видовом и жанровом спектре), своеобразие выработки и реализации особых профессиональных навыков и личностно-психологических качеств (общего и индивидуального характера), сложность управления и взаимодействия с остальными участниками процесса и т.д. Наиболее эффективная и оптимальная деятельность журналиста в этом смысле и определяется автором данного исследования как технология творчества.

В качестве исследовательской базы предмета изучения выбрана как обобщенная журналистская практика на федеральном отечественном телеэкране, так и собственный обширный телевизионный опыт. Именно поэтому в качестве примера конкретных творческих проектов и технико-технологических схем автор диссертационного исследования среди прочих детально рассматривает собственные авторские работы, выходившие в прямой эфир на каналах государственных телерадиокомпаний «Сахалин» в Южно-Сахалинске (1987-1995г.г.), а также «Петербург - 5-ый канал» (1996-1998г.г.) и «Невский канал» (2002 г.) в Санкт-Петербурге.

Следует подчеркнуть, что на Сахалине, где автор в течение 7 лет работал заместителем генерального директора ГТРК по телевидению, впервые в практике отечественного регионального вещания был реализован целый ряд международных телемостов, имеющих тесную органическую связь с технологией работы над проектами прямого эфира. В этом направлении автору исследования довелось приобрести самый разнообразный и уникальный опыт журналистской деятельности. Это навело на мысль о выделении в структуре диссертационного исследования целой главы, посвященной технологии журналистского творчества в процессе работы над телемостом.

Объект и предмет исследования обуславливают цель и задачу диссертационной работы. Попытка дать объективную картину складывающейся технологии журналистского творчества в области прямого телевизионного вещания, выяснить его характер и специфику; объединив теоретический и практический материал по изучаемому вопросу, провести их анализ и синтезировать (сформулировать) для журналистской практики новые, то есть ранее не существовавшие, научно-методические рекомендации практического характера является главной целью данного исследования.

Принципиально важно вместе с тем создать прецедент научно-практического рассмотрения всего комплекса технологических параметров прямого телевизионного вещания как особого способа журналистского творчества, существующего в структуре дополнительных (вновь введенных) жанрово-типологических и технологически обусловленных характеристик оп-Ппе-направления и предполагающего, как уже было сказано ранее, специфические профессиональные требования, реализуемые через особые приемы и навыки.

Для достижения поставленных в исследовании целей необходимо решить следующие методологические и практические задачи:

- сформулировать определение понятия прямого эфира;

- рассмотреть прямой эфир в различных аспектах (включая исторический);

- особое внимание уделить жанровым структурам, реализуемым сегодня на телевизионном экране только или преимущественно в прямом эфире;

- проанализировать спектр основных функциональных задач, выполняемых сегодня журналистами в телевизионном процессе в рамках форматов прямого эфира;

- конкретизировать отличия в процессе подготовки программ прямого эфира от обычного (завершенного, то есть в записи) вещания;

- на примере телемостов более детально рассмотреть различные аспекты творческих и технологических вопросов, с которыми в процессе телевизионного производства может сталкиваться журналист.

Знакомство с состоянием научной разработки исследуемой в диссертации проблематики обнаруживает, что она, как уже было сказано выше, до сих пор не являлась предметом специального изучения журналистской науки и критики. В целом ряде работ, в большей степени адресованных к творческо-технологической составляющей и ставших основой теоретико-методологической базы данной диссертации, тема прямого эфира не выделена в самостоятельный объект исследований, упоминается как технологический параметр и служит лишь сопутствующим аспектом при рассмотрении актуальных вопросов информационного вещания, современного состояния телевизионной публицистики, технологии журналистского мастерства, его психологических составляющих и т.д.5

Вместе с тем совершенно определенно можно сказать, что наблюдается общая тенденция смещения акцентов анализа также в сторону изучения аспектов политизации и коммерциализации телевидения как наиболее мощного элемента рынка СМИ постперестроечной России и самого значимого инструмента мотивированного (а прежде - идеологического) воздействия на современную аудиторию вплоть до манипулирования ее сознанием (Т.З.Адамьянц, Р.А.Борецкий, М.А.Ведяшкин В.В.Егоров, И.И.Засурский, С.А.Муратов и др.)

5 Актуальные проблемы журналистики / Под ред. проф. Я.Н.Засурского. - М., 1997; Багиров Э.Г., Борецкий P.A., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987; Бережная М.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1989; Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1984; Искусство разговаривать и получать информацию/Под.ред. Б.НЛозовского - М., 1993.; Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985; Леонтьева В.М. Объяснение в любви. Записки диктора Центрального телевидения. - М.: Молодая гвардия, 1989; Романовский И.И. Без права на дубль: Записки режиссера телевидения. - М., 1986; Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике, ч.1. - СПб., 2001; Муратов С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: Искусство, 1983; Осии-ский В.Г. Телевизионная публицистика. — СПб.: СПбГУ, 1992; Рукавишников JI.A. Обратная связь. - СПб., 1995; Телевизионная мозаика. Вып.2 / Сб.статей под общей редакцией Я.Н.Засурского. - М., МГУ, 1999; Человек в кадре: Материалы научно-практической конференции. - М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1990; Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. - М., 1990 и др.

Значительную группу работ составили исследования, рассматривающие становление отечественного и зарубежного телевидения и укрепления его технической базы. Эта тематика представлена в исследовании в виде исторического экскурса, в своем контексте учитывающего конкретные социально-политические факторы, включая формирование российского демократического общества на рубеже 90-х годов (С.А.Муратов, Э.Г.Багиров, И.М.Дзялошинский, Г.Н.Вачнадзе, В.В.Егоров, А.Я.Юровский, И.И.Засурский, В.Л.Цвик, Р.А.Борецкий, А.Вартанов и др.) К числу наиболее значимых работ, позволивших автору диссертации в рамках изучаемого круга вопросов проводить анализ функционального взаимодействия прямых (в том числе, интерактивных) форм телевизионного вещания с различными элементами структуры социально-политических и экономических связей современного российского общества, можно отнести исследования Т.З.Адамьянц, С.Б.Брацыло, И.М.Дзялошинского, В.В.Егорова, И.И.Засурского, С.Г.Корконосенко, Г.В.Кузнецова, Е.В.Поберезниковой, В.А.Сидорова и др. В диссертационном исследовании также использованы труды Б.Д.Гаймаковой, С.А.Муратова, Г.С.Мельник, С.Н.Ильченко, И.Атватера и др., позволившие более детально формулировать целый комплекс психологических составляющих практических рекомендаций для работы в прямом эфире.

К сожалению, ликвидация в 1992 году профессионального издания «Телевидение и радиовещание» серьезно сказалась на количестве специальных публикаций по проблемам ТВ и, в частности, по прямому эфиру. Оставшийся в одиночестве «Журналист», обращавшийся к этой проблематике ранее более регулярно, в последнее время продолжает размещать на своих страницах заслуживающие внимания статьи телекритиков А.Вартанова, А.Тертычного и И.Петровской (последний автор активно публикуется и в «Известиях»), анализирующих современную практику телевизионного вещания, ее тенденции и проблемы.

Суммируя общее впечатление в связи с рассмотрением основных разделов привлеченной теоретико-методологической базы по вопросам прямого телевизионного вещания и его творческого журналистского инструментария, мы можем констатировать следующее: примеры, приводимые исследователями из практической деятельности телевизионных журналистов и являющиеся объектом осмысления, главным образом, имеют заимствованный характер; следствием этого стал их преимущественно описательный подход (даже в тех случаях, когда на страницах публикации основное место отводится интервью, например, с тележурналистом или телеведущим). За небольшим исключением (например, А.Вартанова), это лишает выводы, сделанные теоретиками, возможностей субъективного (то есть, на основе собственной практики) компонента, позволяющего переходить к глубокой детализации (в том числе и технологической) творческого процесса в интересах научных обобщений, конкретизации, формулирования практических рекомендаций в сфере теории и практики журналистского творчества в телевизионных проектах прямого эфира. Разрешение этого противоречия путем привлечения на страницы данного диссертационного исследования (в большинстве случаев впервые) большого пласта практического журналистского материала, проведения необходимого функционального многокомпонентного анализа различных аспектов сложившейся технологии работы журналистов в «живом» эфире, позволяющего синтезировать необходимые умозаключения и обобщения, и как результат — формулировать основные положения концепции методологии журналистского творчества прямого телевизионного вещания, как раз и определяют научную новизну работы.

Практическая ценность исследования заключается в выработке целого комплекса характеристик и рекомендаций, имеющих непосредственное отношение к технологии журналистского творчества в проектах прямого эфира. Знакомство молодых журналистов с результатами данной работы поможет им полнее понять специфику этого вида вещания, повысить эффективность и качество собственного участия в подобных проектах, а также точнее определить для себя конкретные функциональные задачи, направленные на достижение максимально положительного творческого результата.

Структуру диссертации определяют цель и задачи исследования. Во введении обосновывается актуальность темы и состояние ее научной разработки, определены цель и задачи, объект и предмет исследования. Первая глава, где наряду с кратким обзором истории развития отечественного телевидения и осмыслением его природных характеристик, приводятся некоторые современные примеры особого социально-политического функционирования прямого вещания, выполняет экспозиционную роль. Вторая глава посвящена уже более детальному рассмотрению типологизации проектов прямого эфира и их жанровым характеристикам. В третьей главе подробно анализируется технология творчества - приемы журналистской работы в прямом эфире - и формулируются практические рекомендации. Четвертая глава полностью посвящена телемосту как одному из наиболее трудоемких в творческом и технологическом отношениях жанров прямого телевизионного вещания.

Апробацией работы стали выступления на научно-практических конференциях с публикацией тезисов и статей:

- На повестке дня: межрегиональное вещание (по следам проекта ГТРК «Петербург - 5 канал» - «Телестанция «Моя Россия» // Невский наблюдатель. 1998. №1.

- Прямой эфир на телевидении: специфика работы журналиста /Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практ. конф. факта журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. 2728 апреля 2000 года. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

- Прямой эфир на ТВ - актуальный инструмент журналистского творчества /Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практ. конф. фак-та журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. 25-26 апреля 2001 года. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

- Прямой эфир в информационном вещании на телевидении /Средства массовой информации в современном мире. Сб-к материалов межвузовской научно-практ. конф. под ред. В.И.Конькова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

- Трижды рожденный прямой эфир /Электронные СМИ: современное состояние и развитие. Научно-практ. конф. кафедры журналистики СПбГУП 2930 ноября 2001 г. - СПб, 2002.

- Телемост 90-х годов - типология жанра и технология производства /Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. 23-24 апреля 2003 года. - СПб.: Изд-во «Роза мира».

В настоящее время факультетом журналистики СПбГУ готовится к изданию методическое пособие по различным аспектам технологии журналистского творчества в прямом эфире, в основу которого положены материалы третьей и четвертой глав исследования.

Интересные результаты получены после завершения программы экспериментального специального семинара «Прямой эфир на телевидении - актуальный инструмент журналистского творчества» для студентов 3-4-х курсов факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, специализирующихся в области телевидения и радио.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Летуновский, Владимир Петрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая данное исследование и подводя итоги, автор хотел бы напомнить, что все они так или иначе связаны с предметом диссертации, в качестве которого была определена особая технология журналистского творчества во всем широком жанровом многообразии проектов прямого эфира. Принципиально важным для нас будет и то, что в понятие творческой технологии мы включили самые разнообразные аспекты функционирования журналиста - автора сценария, редактора, корреспондента, ведущего, руководителя проекта и т.д. Для каждого из них прямой эфир является специфичной средой телевизионного производства, требующей особых профессиональных навыков, определяемых не только опытом, но и конкретными способностями.

Само понятие «прямой эфир», достаточно полно сформулированное впервые только в этом исследовании, очень тесно связано с одним из видов коммуникативного акта в системе средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что природные характеристики телевидения очень близки к общим параметрам прямого телевизионного вещания в значении пространственно-временных категорий, условий передачи и восприятия информации, их полноценности.

Анализируя исторические аспекты развития телевидения в нашей стране, автор приходит к выводу, что в настоящее время мы можем наблюдать третий — новейший - период активного внедрения прямого эфира в практику реализации креативно-производственного процесса. Возникновение данного периода в значительной степени продиктовано возрастающими потребностями аудитории в получении максимально оперативной информации глобального характера. Именно поэтому прямой эфир наиболее востребован в информационном и информационно-аналитическом вещании.

Необходимо также напомнить, что в отличие от нынешнего оба предыдущих периода (первый - изначальный, завершившийся выходом советского общества из эпохи либерализации, и второй — демократический, совпавший с перестроечными годами в российской истории) были непосредственно связаны с общественно-политическими процессами в советском и российском обществе. В первом случае это свидетельствовало о его еще не наступившей заидеологизированности, во втором - о уже начавшейся деидеологизации. Вместе с тем автор хотел бы все-таки подчеркнуть, что пришедшая в телевизионное производство в конце 60-ых видеозапись выполняла не только репрессивную (цензурно-контрольную) функцию, но и способствовала рождению целого отряда художественно-публицистических жанров, созданию архивов и формированию принципов работы с ними, а также способствовала распространению видеосистем не только в профессиональной сфере, но и бытовой.

Анализируя состояние теории и практики третьего этапа прямого эфира в отечественном телевидении, мы обнаруживаем целый комплекс проблем, отражающих, прежде всего, острый дефицит профессионально подготовленных и природно-одаренных специалистов (журналистов, ведущих, комментаторов), способных работать не только в информационных, но и в художественно-публицистических жанрах этого направления вещания. Учитывая его специфику не только как особой среды творчества, но и как нестандартной психологической ситуации, речь должна идти о незаурядных коммуникативных способностях, позволяющих оказывать и внутреннее воздействие, оптимизируя технологию журналистской деятельности, и внешнее, повышая эффективность коммуникативного акта по обе стороны телевизионного экрана (журналист-собеседник и журналист-телезритель).

Серьезные недостатки обнаруживаются и в области правого обеспечения телевизионного вещания в прямом эфире, что нередко приводит к безнаказанности в случаях с откровенным использованием экрана в качестве инструмента «черного пиара» и других недостойных методов ангажированной журналистики. Стоит сказать и о высокой себестоимости спутниковых и релейных технологий, высокой степени их глобализации. Последнее обстоятельство влечет за собой мощные процессы воздействия на внутреннюю и внешнюю политику государств, общественное сознание и т.д.

Тем не менее, возвращаясь к теме исследования, мы все же можем прогнозировать следующее: обладая не только высокой скоростью, но и большей полноценностью самого коммуникативного процесса (напомним, что телевизионная информация воспринимается как на вербальном, так и на невербальном уровнях), прямой эфир на телевидении сегодня имеет все предпосылки для того, чтобы выйти на первое место в числе приоритетных каналов для получения аудиторией информации. И способствовать этому в не меньшей степени будут новейшие разработки в области телевизионной техники.

В наши дни мы являемся свидетелями того, как в России активно продолжается процесс широкого развития всей инфраструктуры электронных СМИ. По данным Министерства печати и телерадиовещания на начало 2002 года зарегистрировано действующих лицензий:

- телевещение эфирное - 1276;

- радиовещание эфирное - 1002;

- телевещание кабельное - 258;

- телевещание спутниковое - 18;

- телевещание эфирно-кабельное - 20.

По всей территории страны действует более 700 региональных компаний.

1 8П

А развитие цифрового вещания к 2005 году даст более 15 тысяч каналов.

Вместе с тем отечественное телевидение ожидают и концептуальные изменения: от броадкастинга (вещание для всех) к нерроукастингу (вещанию для каждого). Такие преобразования станут возможными благодаря планам реализации широкомасштабного спутникового проекта: на орбиту должны быть выведены 7 спутников проектов «Ямал» и «Тройка», которые обеспечат всю территорию России круглосуточным вещанием.

Но одна из главных тенденций развития телевидения в ближайшем будущем связана с цифровыми стандартами в производстве и вещании. Например, известно, что цифровые стандарты позволяют параллельно активно раз

180 Индустрия российских СМИ: цифры, факты, проблемы // Журналист. 2002. №7. С. 11. вивать много видов интерактивных услуг, широко использовать эффект полиэкрана на основе приема PIP (picture in picture - с англ. «картинка в картинке»). Например, во Франции недавно на цифровом канале была осуществлена трансляция одновременно нескольких футбольных матчей: обладая специальным телеприемником зритель мог выбирать, что в данный момент он будет выводить на весь экран, а что останется в режиме Р1Ра181.

Необходимо сказать и о малогабаритных передвижных телевизиоиных релейных студиях (МПТРС), способных поддерживать устойчивую связь с эфирными аппаратно-студийными комплексами телеканалов (АСК). В то же время разработан проект по развертыванию на территории нашей страны сети приемно-ретрансляционных аппаратных (ПРА), получивших название ENG - Electronic News Gathering. В результате МПТРС, оснащенные ТЖК, легко смогут выходить в эфир без промежуточных звеньев. Организация краткосрочных прямых трансляций станет проще еще и потому, что для выхода нескольких бригад одновременно достаточно будет всего одной частоты. Эти и многие другие факты еще раз подтверждают вывод не только о значительном влиянии техники на выбор творческих решений в реализации проекта, но и еще раз подчеркивают большие перспективы прямого эфира, которые таит в себе недалекое будущее развития телевидения, и, следовательно, высокую актуальность проведенного исследования и практическую значимость сделанных выводов.

Обобщая сложившуюся практику работы над проектами прямого эфира и анализируя варианты использования телевизионной техники правомерно разделить их на три группы: студийные, смешанные (или комбинированные) и внестудийные.

Использование прямого эфира в более сложных жанрах телевидения, главным образом относящихся к художественно-публицистическому и развлекательному вещанию, в значительной степени зависит от наличия или отсутствия в концепции проектов интерактивных составляющих, реализуемых сред

181 TRBE'01: конгресс HAT// 625 строк. 2002. №1. С. 36. ствами телефонной связи, сети Интернет и др. Необходимо отметить, что в некоторых случаях, когда такие задачи в проекте не обозначены, создатели идут на имитацию прямого эфира, тем самым демонстрируя свое отношение к нему как одному из весомых аргументов в привлечении телевизионной аудитории в решении задач по повышению рейтинга проектов.

Таким образом, характеризуя процесс производства и реализации проектов прямого эфира как весьма распространенную в наши дни особую творческую среду, в которой журналист осуществляет свое профессиональное функционирование, мы делаем вывод о специфических требованиях к нему. Это дает нам все основания говорить о необходимости создания на факультетах журналистики нового специального направления на базе уже существующих сегодня методик подготовки специалистов для работы в телевизионной сфере. Что должно входить в тематические планы обучения по программе «журналистика прямого эфира» или «он-лайн журналистика» можно судить по содержанию представленного диссертационного исследования.

Сконцентрировав внимание на анализе специфических требований прямого эфира к журналистскому инструментарию, который должен всецело отвечать современным требованиям телевизионного производства, в ходе исследования автор обобщил и сформулировал конкретные практические рекомендации, которые могут быть применены журналистами в зависимости формата живого вещания и жанров его составляющих. Важно отметить, что большинство рекомендаций являются результатом собственной журналисткой практики автора, продолжающейся уже более 30 лет.

Формулируя принципиальные профессиональные требования к журналисту, который работает в прямом эфире, мы выделяем следующие параметры (перечисление по значимости, начиная с самого важного):

- психологические данные, включая высокую оперативность мышления, контактность, стабильность психики;

- безупречное владение речью, умение быстро и точно формулировать свои мысли;

- великолепное знание предмета, о котором идет речь;

- искренность, обращенная к телевизионной аудитории и собеседникам в эфире;

- актерские способности, импровизационность, находчивость;

- идеальный внешний вид, уверенность в манерах поведения.

Большинство из этих параметров напрямую связаны с таким небольшим, но широко распространенным в информационном вещании жанром прямого эфира как прямое включение. Сегодня это не только оперативная форма получения информации, но и один из возможных путей реализации потребности телезрителя в присутствии своего «представителя» (корреспондента) на месте события. Стэнд-ап, как компонент прямого включения, должен быть оправдан, поскольку вводит в видеоряд самого репортера. Эффективность и качество стэнд-апа зависят в равной степени и от подготовки к нему репортера, и от наличия необходимых у того способностей.

Анализируя журналистский инструментарий, наряду с другими аспектами, пристальное внимание автор уделил жанру интервью как ключевому в получении и передаче информации, наиболее оперативному, доступному и достоверному в большинстве случаев. Более детальное его исследование позволяет сделать вывод о том, что в прямом эфире этот жанр имеет целый ряд специфических особенностей, которые тесно связаны с психологической сферой, понятием высокого профессионализма интервьюера и особенностей его личности.

Необходимо отметить, что условия телевизионного производства под воздействием современных технологий изменяются в двух основных направлениях: с одной стороны - оптимизация и универсальность функционирования участников производства (например, в информационном вещании), с другой — укрупнение многоэтапного и исключительно группового творческого процесса (например, в художественно-публицистических проектах). И в том и в другом случае журналисту часто приходится расширять спектр своего участия, не ограничиваясь только авторскими, репортерскими, то есть креативными задачами, но активно внедряясь, например, в сферу продюсиро-вания и координации.

Работа ведущего в прямом эфире является одним из ключевых моментов, в значительной степени определяющих успех всего проекта в целом. Четкое взаимодействие с режиссерской бригадой, а также ведущих между площадками (в варианте поливедения) обеспечивается тщательностью подготовки всех компонентов эфира и реализации задуманного на основе эфирной партитуры, так сказать, синхронизирующей действия всех членов творческой группы.

Все, о чем шла речь выше, в той или иной степени может быть применимо в работе журналиста над таким сложным жанром проектов прямого эфира как телемост. Он настолько уникален, что позволяет сделать вывод о появлении новой формы человеческого общения: как считает автор исследования, наряду с непосредственным и условным общением теперь существует общение и публичное. Наличие пяти обстоятельств - космическая связь, большой проекционный экран, две и более групп участников дискуссии, находящихся друг от друга на значительном удалении, публичность общения (наличие телеаудитории) и самое главное - актуальная общественно-значимая тема - могут характеризовать жанр проекта прямого эфира как телемост.

Сложившаяся в отечественном вещании практика подготовки телемостов позволяет сделать вывод, что сегодня мы имеем дело с тремя видами телемостов. В партнерском телемосте у обеих сторон равные права в авторском, финансовом отношении, сценарий построен в форме равнозначной (в том числе и по фактическому объему эфирного времени) дискуссии. Активный телемост предполагает инициативу (организационную, сценарную, финансовую) одной из двух сторон телемоста. Участие второй стороны чаще всего выражается в форме включений. Наконец, можно рассматривать и полиактивный телемост, в котором инициативная сторона в одном проекте контактирует не с одним, а несколькими партнерами одновременно (то есть, включения готовятся из разных мест). Соответственно в активной и полиактивной формах могут быть определены ведущая и ведомая стороны телемоста.

В процессе работы над телемостом бригада строит свою работу в рамках четырех этапов: сценарно-подготовительный, организацинно-выездной, съемочно-репетиционный и эфирный. Каждый имеет свое значение для достижения эффективного и качественного результата.

Вместе с тем, как показывает анализ современного состояния практики отечественного телевизионного вещания, использование прямого эфира главным образом ограничивается рамками информационного вещания - количество проектов более крупных форм и жанров, все-таки, не столь многочисленно, как того хотела бы телевизионная аудитория. Исследуя причины такой ситуации, автор диссертации приходит к следующим выводам:

• природа прямого эфира сегодня объективно наиболее полно реализуется в информационном вещания, где наиболее остро возникает потребность в повышении оперативности передачи и получения телевизионной информации;

• творческие технологии разработки, подготовки и реализации проектов прямого эфира являются настолько специфичны и сложны, что далеко не каждый журналист способен качественно функционировать в режиме производства такого вещания; материалы исследования убедительно доказывают, что работа в прямом эфире предъявляет к телевизионному журналисту целый ряд специфических профессиональных требований, особых навыков и врожденных способностей; особенно это касается ведущих программ, а также репортеров информационного вещания, готовящих прямые включения; даже для многих профессионалов в обычном телевизионном производстве качественный прямой эфир остается недостижимым результатом;

• до сих пор в нашей стране не существует специального направления в подготовке специалистов для работы в прямом эфире; так или иначе это связано с отсутствием в журналистской науке самостоятельного направления, исследующего технологии журналистского творчества в этом разделе вещания; слишком мал отряд практиков телевидения, готовых принимать участие в разработке и обосновании методик подготовки специалистов такого плана;

• именно информационное вещание, являясь одной из наиболее рейтинговых позиций любого канала, позволяет окупать те немалые средства, которые сегодня вкладываются в технологии прямого эфира; в большинстве случаев отсутствие необходимых денег приводит к невозможности использования современных технологий прямого вещания; именно по этой причине сократилось число проектов в жанре телемостов;

• современные концепции построения технологий программного вещания телевизионных каналов весьма консервативно подходят к разработке и реализации своих сеток вещания; традиционное их построение, а также методики верстки трансляции рекламы, сами рекламные форматы (и в достаточно больших объемах) плохо поддаются комбинированию с прямым эфиром и объективно мешают его распространению;

• прямой эфир для большинства творческих групп и даже целых каналов остается, так сказать, «зоной риска», преодоление которой сопряжено с возникновением различного рода неожиданностей, работой в импровизационном стиле, подчас вызывающем стрессовые ситуации, эфирные браки; не всегда причина происходящих накладок в непрофессионализме членов творческой группы.

Необходимо сказать о том, что достаточно ограниченные рамки данного исследования не позволили коснуться еще многих аспектов, так или иначе имеющих отношение к прямому телевизионному вещанию. Остались без внимания группа проектов и ведущих развлекательных молодежных каналов (MTV и др.), работы, которые ведутся в этом направлении интернет-провайдерами и крупными телевизионными компаниями (прямое вещание в Интеренете). Автор исследования считает, что и то и другое на сегодняшний день адресовано достаточно узкому сегменту аудитории и может быть рассмотрено в специальных работах, развивающих изучение всего круга проблем, обозначенных в данном диссертационном исследовании.

Скорее всего, в таком же пристальном внимании нуждаются и многие вопросы, касающиеся интерактивности, ставшей одним из важнейших инструментов прямого эфира. Дело в том, что и в этом разделе прямого вещания иногда наблюдается значительный разрыв, возникший, с одной стороны, из-за недостаточного обеспеченности техникой, а с другой - необходимыми специалистами. Так все большее распространение получает видео-по-требованию, роль потребителя информации в котором порой становится настолько активной, что она способна регулировать формы, параметры, определяя субъективные приоритеты информационных потоков.

Сегодня прямой эфир, переживающий очередной этап расцвета в своем существовании, нуждается в пристальном внимании не только со стороны телевизионных журналистов, техников, продюсеров, режиссерского корпуса, руководителей каналов, конструкторов. Свое слово должна сказать журналистская наука. И автор диссертации надеется, что данное исследование станет одним их первых шагов на этом пути.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Летуновский, Владимир Петрович, 2003 год

1. Авдеев В., Цареградская Т. На музыкальный ринг вызываются. М., 1987. 63 с.

2. Аветисов Р.К. Творческие задачи современной телевизионной публицистики. М., 1994. 151 с.

3. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 2000. 221 с.

4. Адамьянц Т.З. К диалогической коммуникации: от воздействия к взаимодействию. М., 1999. 135 с.

5. Адамьянц Т.З. Формула успеха телепередачи. М., 1994. 134 с.

6. Айсберг Е. Телевидение? Это очень просто /Пер. с франц. Л.: Энергия, 1967. 192 с.

7. Актуальные проблемы журналистики /Под ред. проф. Я.Н.Засурского. -М., 1997. 205 с.

8. Арихейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

9. Арутюнова Н.Д. Жанры общения /Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейкис. М., 1992. 91 с.

10. Атватер И. Я Вас слушаю: советы руководителю как правильно слушать собеседника. Сокр.пер.с англ. 2-е изд. М.: Экономика, 1988. 110 с.

11. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. 200 с.

12. Багиров Э.Г., Борецкий P.A., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1987. 238 с.

13. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во МГУ, 1976. 119 с.

14. Багиров Э.Г. ТВ-репортер. М.: Изд-во МГУ, 1976. 210 с.

15. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. 151 с.

16. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. Учеб.пособие. М.: Наука, 1993. 350 с.

17. Бережная М.А. Телевизионное общение. СПб., 1992. 121 с.

18. Бингхэм У., Мур Б. Искусство разговаривать и получать информацию. -М., 1993.323 с.

19. Богомолова H.H. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988. 78 с.

20. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 125 с.

21. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996. 115 с.

22. Борецкий P.A. Телевизионная программа: Очерк теории пропаганды. -М., 1967.213 с.

23. Борецкий P.A., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство, 1990. 152 с.

24. Борецкий P.A. Телевидение на перепутье. М., 1998. 105 с.

25. Братышев Д.Е. Создание имиджа телевизионного ведущего. М., 1998. 148 с.

26. Брацыло С.Б. Особенности развития тележурналистики как процесс синтеза социальных потребностей и технических возможностей. М.: Диалог МГУ, 2000. 50 с.

27. Брацыло С.Б. Особенности тележурналистики как средства электронной коммуникации и проблемы интеграции России в единое глобальное информационное пространство. М.: Диалог МГУ, 2000. 46 с.

28. Брацыло С.Б. Творческий потенциал техники и журналистика. М.: Диалог МГУ, МАКС Пресс, 2000. 48 с.

29. Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976. 67 с.

30. Вакурова ИЗ. Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997, 93 с.

31. Вартанов A.C. Телевизионные зрелища. М.: Знание, 1986. 56 с.

32. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Тбилиси, 1989. 415 с.

33. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М., 1987. 239 с.

34. Гаймакова Б.Д. и др. Мастерство эфирного выступления. М., 1994. 166 с.

35. Гаспаряп В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990-1995гг.) -М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1995. 57 с.

36. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР 1917 1963: даты и факты. - М., 1965.230 с.

37. Голдовская М. Человек крупным планом: Заметки теледокументалиста. -М.: Искусство. 1981. 215 с.

38. Голядкин H.A. ТВ информация в США. М., 1995. 228 с.

39. Горохов В.М., Калашникова Л.И., Кузнецов Г.В. и др. Мастерство журналиста. М.: Изд-во МГУ, 1977. 263 с.

40. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1984. 131 с.

41. Горохов В.М., Прохоров Е.П., Дзялошинский И.М. Методы журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 1982. 151 с.

42. Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М.: Вагриус, 1997. 205 с.

43. Гуревич С.М., Вычуб B.C. Организация индивидуального труда журналиста. -М., 1987. 50 с.

44. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991. 219 с.

45. Де Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. 68 с.

46. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. -М., 1996.

47. Дзялошинский И.М. Российские СМИ. М., 1996. 224 с.

48. Дзялошинский И.М. Российская журналистика: свобода доступа и информация. М., 1996. 267 с.

49. Дугин Е.Я. Информационно-публицистические передачи телевидения и пути повышения их эффективности. М.: Изд-во МГУ, 1986. 207 с.

50. Егоров В.В. Советское телевидение в системе гласности. М., 1988. 85 с.

51. Ефимов Э.М. Телевидение: вчера, сегодня, завтра /Сб-к статей. М.: Наука, 1981.272 с.

52. Егоров В.В. Телевидение и зритель. М.: Мысль, 1987. 148 с.

53. Журналист и информация /Под. ред. Г.В.Жиркова. СПб., 1994. 67 с.

54. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования /Под.ред. Л.Г.Свитич, А.А.Ширяевой. М.: Изд-во МГУ, 1994. 167 с.

55. Журналистика и социология /Под.ред. И.Д.Фомичесвой. М., 1995. 199 с.

56. Журналистика и социология' 2000: Журналистика как массовая коммуникация. Мат-лы науч.-практич. семинара, 7 декабря 2000г. /Редколл.: С.Г.Корконосенко (ред.-сост.), И.Н.Блохин, В.И.Кузин, В.А.Сидоров. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 151 с.

57. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации / в ред. Федеральных законов от 13.01.95 Ы6-ФЗ, от 06.06.95 N 87-ФЗ, от 19.07.95 N114-ФЗ, от 27.12.95 N211-ФЗ.

58. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999. 270 с.

59. Ивии A.A. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990. 237 с.

60. Ивин A.A. Логика для журналистов. М.: Аспект Пресс, 2002. 224 с.

61. Ильин П.Н. Основы телевидения: Вопросы теории и практики телевидения. М., 1976. 174 с.

62. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003. 93 с.

63. Информационное общество: Некоторые аспекты /Сб-к статей под ред. H.A. Войтович. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 84 с.

64. Искусство разговаривать и получать информацию / Под ред. Б.Н. Лозовского. М.: Высшая школа, 1993. 303 с.

65. История советской телевизионной журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1982.68 с.

66. Ковтун В.Г., Осинский В.Г. Учебная телевизионная и радиопередача. 4.1,2.-Л., 1989. 50 с.

67. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект-пресс, 2001. 284 с.

68. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995. 87 с.

69. Кравельников В.А. Экран моя жизнь: Тысячи развлечений. - М., 1996. 88 с.

70. Краткий юридический справочник для журналиста. М.: Права человека, 1997. 203 с.

71. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 1998. 130 с.

72. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. М.: Изд-во Московского университета, 1980. 251 с.

73. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. М.: Искусство, 1985. 208 с.

74. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во МГУ, 2000. 220 с.

75. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 1988. 79 с.

76. Лаундес Лейл. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. М.: Добрая книга, 2001. 381 с.

77. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. 219 с.

78. Леонтьева В.М. Объяснение в любви: Записки диктора Центрального телевидения. М.: Молодая гвардия, 1989. 222 с.

79. Лернер Л.В. Минута на размышление или загадки телеигры «Что ?Где? Когда?» М.: Искусство, 1992. 173 с.

80. Липкое А. Мосты в третье тысячелетие /Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987. с. 20-29.

81. Липовченко Н. Очерки теории журналистики. М.: Мысль, 1985. 77 с.

82. Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990. 113 с.

83. Льюис Б. Диктор телевидения /Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. 199 с.

84. МаксимоваТ. Музыкальный ринг. М., 1991. 144 с.

85. МаркеловК.В. Карьера в журналистике. М., 1996. 108 с.

86. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Н., Мочанов Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП - Холдинг, 2002. 211с.

87. Mameeeeea Л., Шкопоров Н. Связь с аудиторией в телекоммуникации. -М., 1990.61 с.

88. Мельник Г.С. Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. Научное издание. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 159 с.

89. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике. 4.1.-СПб., 2001. 161 с.

90. Миллерсон Дж. Технология телевизионного производства: Как делается телевизионная передача /Сокр. пер. с англ. Р.Рыбаковой и К.Седова /Под ред. Б.Шварц. М.: Искусство, 1971. 372 с.

91. Михалкович В.И. Зритель перед экраном. М.: Знание, 1983. 48 с.

92. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986. 223 с.

93. Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1993. 95 с.

94. Муратов С.А. Диалог. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Искусство, 1983. 159 с.

95. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса. М.: Права человека, 1997. 55 с.

96. Муратов С.А. Пристрастная камера. М.: Искусство, 1976. 151 с.

97. Муратов С.А. ТВ эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). - М.: Логос, 2001. 238 с.

98. Муратов С.Г., Фере Г.В. Репортаж с линии горизонта. М.: Искусство, 1975. 192 с.

99. Новоженов Л.Ю. О «Времечке» и о себе. М.: Назрань; ACT: Олимп, 1998.476 с.

100. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: Открытие спирали молчания / Пер. с нем. М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. 352 с.

101. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 нач. 90-х гг). - М.: Изд-во МГУ, 1996. 206 с.

102. Осинский В.Г. Телевизионная публицистика: Опыт жанровых характеристик. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. 41 с.

103. Основные понятия теории журналистики (новые подход к проблеме) /Под.ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1993. 205 с.

104. Откровения телевидения /Сост., ред. и вступ.ст. А.П.Свободина. М.: Искусство, 1976. 272 с.

105. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 201 с.

106. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990. 133 с.

107. Пиз Аллан. Язык жестов /Пер. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. 218с.

108. Поберезникова Е.В. Формула взаимодействия: Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения. Ч. 1,2. М., 2002. 154 с.

109. Поздняков Н.К. Информационная телепередача: эфир, ведущие, зрители. -М., 1997. 115 с.

110. Поздняков Н.К. Первоэффекты телевидения: опыт герменевт. анализа. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та коммерций, Омск, 1998. 301 с.

111. Попова Т.Н. Телеинтервью в коммуникационно-прагматическом аспекте. СПб.: Издание филологического ф-та СПбГУ, 2002. 83 с.

112. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001.651 с.

113. Проблемы эффективности журналистики /Сб-к статей под. ред. проф. Я.Н.Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1990. 244 с.

114. Радио и телевидение в СССР. М.: Государственный комитет по радиовещанию и телевидению, 1960. 164 с.

115. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. СПб.: Терция, 1998. 134 с.

116. Роберте Э.Б. Телевизионная драматургия. М., 1967. 253 с.

117. Романовский И.И. Без права на дубль: Записки режиссера телевидения. -М., 1986. 87 с.

118. Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989. 201 с.

119. Рукавишников Л.А. Информационные жанры телевидения. JL, 1975. 74 с.

120. Рукавишников Л.А. Обратная связь. СПб., 1995. 81 с.

121. Сагал Г.А. Двадцать пять интервью: Так работают журналисты. М., 1978.285 с.

122. Саппак B.C. Телевидение и мы: четыре беседы. М.: Искусство, 1988. 166 с.

123. Свешана C.B. Телевизионная речь /Под ред. проф. Я.Н.Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1976. 151 с.

124. Сидоров В. А. Прогноз в журналистике. СПб., 2001. 123 с.

125. Согрин В.В. Политическая история современной России 1985 2001: от Горбачева до Ельцина. - М.: ИНФА-М, Весь мир, 2001. 260 с.

126. Солгапик Г.Я. Спорт в зеркале журналистики. М.: Мысль, 1989. 220 с.127. 40 мнений о телевидении: Зарубежные деятели культуры о телевидении. М.: Искусство, 1978. 256 с.

127. Социология журналистики: Очерки методологии и практика /Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998. 143 с.

128. Средства массовой информации в современном мире: тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997 - 2003.

129. Телевидение: вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1981 - 1985, 1989.

130. Телевизионная журналистика/Под ред. А.Юровского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 236с.

131. Телевизионная журналистика. Учебник. 3-е издание /Под редакцией Г.В.Кузнецова, В.Л.Цвика, А.Я.Юровского. М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. 304 с.

132. Телевизионная мозаика. Вып.2 /Сб-к статей под общей ред. Я.М.Засурского. М., МГУ, 1999. 180 с.

133. Тертычный A.A. Психология публицистического убеждения. М.: Изд-во МГУ, 1989. 63 с.

134. ФереГ.В. Товарищ ТВ. М., 1974. 154 с.

135. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971. 214 с.

136. Фомичева И.Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М.: Изд-во МГУ, 1987. 166 с.

137. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. СПб — М.: Прайм - Еврознак, OJIMA - Пресс, 2002. 445 с.

138. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2002. 176 с.

139. Человек в кадре (Материалы научно-практической конференции) М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1990. 103 с.

140. Шаповал Ю.Г. Изобразительные средства фото- и тележурналистики.-Львов: Львовский гос. ун-т им. И.Франко, 1986. 49 с.

141. Шариков A.B. Ритмы городской телеаудитории. М.: ВГТРК, 1997. 78 с.

142. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., Мысль, 1973. 215 с.

143. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ. М.: Мысль, 1980. 326 с.

144. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. М., 1990.

145. Эйзенштейн С. Диккенс, Гриффит и мы //Собр.соч. в 6 т. М.:Мысль, 1964. Т. 5. 340 с.

146. Юровский А.Я. История тележурналистики в России /Телевизионная журналистика. М., 1998. 178 с.

147. Юровский А.Я. Телевидение поиски, решения. Очерки истории и теории советской тележурналистики. - М.: Искусство, 1975. 184 с.

148. Юровский А.Я. Непрофессионализм как явление современного телевидения / Телевизионная мозаика. Сб-к статей под ред. Я.Н.Засурского. М., 1997.

149. Яковлев И. Средства массовой коммуникации /По материалам семинара для работников пресс-служб и служб Public Relations. СПб., Смольный-28.02.97.

150. FriskeJ. Television culture London; New-york: Routledge, 1991. 353p.

151. Flournoy D. CNN world report: Ted Turner's international news coup. London, 1992;

152. Friedland L. Cowering the world: international television news services. -New York, 1992.

153. Gowing N. Real-time television coverage of armed conflicts and diplomatic crises: does it pressure or distrait foreign policy decisions? John F. Kennedy School of Government, Harvard University, Cambridge. June 1994. 240 p.

154. Mayeux Peter. Broadcast news. Writing and reporting. NY., 1991.

155. MgManus J. Market-driven journalism: let the citizen beware? CA, USA: Thousand Oaks, 1994.

156. Television production. Disciplenes & techniques /Ed. by T.B.Burrous & D.N.Wood WCP Group, 1992.

157. White Ted, Meppen Andrian, Young Steve. Broadcast news writing and production. London-New-York, 1984.

158. Статьи, научные сообщения, диссертации и авторефераты

159. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ: эволюция и современное состояние: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ. 19 с.

160. Адамъянц Т.З. Ведущий прямого эфира //Человек в кадре: (Тез. докл.). -М., 1990. С. 39-42.

161. Багиров Э. Телевидение 70-х: Некоторые особенности развития /Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.4. М.: Искусство, 1984. С. 14-32.

162. Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Авто-реф.дис. . канд. филол. наук. М., 1971. 27 с.

163. Бережная М.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 1989. 26 с.

164. Братышев Д.Е. Создание имиджа телевизионного ведущего: технология моделирования персонифицированного образа ведущего телевизионных программ: Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: МГУ, 1998. 25 с.

165. Ведяшкин М.А. Средства массовой информации в социально-политических процессах Российской Федерации (90-е годы): Дис. . д-ра фи-лос. наук. М., 1998.

166. Волкова И.И. Телевизионная журналистика как фактор ускорения научно-технического прогресса: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1998. 24 с.

167. Гальперина Е.В. Ведущий прямого эфира /Человек в кадре: Материалы научно-практич. конф. М., 1990. С. 36-39.

168. Голядкин H.A. Телеведущий и персонификация /Человек в кадре: Материалы научно-практич. конф. М., 1990. С. 28-32.

169. Глуховская Л. Это было недавно это было давно /Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 6. - М.: Искусство, 1986. С.41-46.

170. Жирков Г.В. Журналистика и становление массовой культуры: процесс взаимодействия /Журналист и информация. Сб-к статей. М.-СПб., 1994.

171. Добриневская Т.Г. Особенности деятельности телевизионного журналиста в различных типах коммуникационных процессов: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Минск, 1992. 22 с.

172. Закутский В.В. Социально-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов телевизионных программ в вузах культуры: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2000. 24 с.

173. Засурский И.И. СМИ России в условиях глобальных процессов информации: Формирование новой концепции средств информации и их роль в политической жизни страны: Дис. . д-ра филолог, наук. М., 1998. 301 с.

174. Зандберг Ю.М. Импровизация в режиссуре «прямого» телевидения: Автореф. дис. . канд. искусств, наук. JL, 1974. 27 с.

175. Информационная служба редакции / Журналистика и аудитория. 4.5. Сост. С.Г.Корконосенко, Г.С.Мельник. JL, 1985.

176. Коновалова О.В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (на материалах телевидения Юга России): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1999. 46 с.

177. Копылова Р.Д. Диалогическая природа телевидения (От театра к телевизионному зрелищу): Автореф. дис. . д-ра филол. наук. JL, 1988. 43 с.

178. Кузнецов Г.В. Специфика, принципы и методы работы тележурналиста в кадре: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1971. 28 с.

179. Леонтьев A.A. На экране человек / Человек в кадре: Мат-лы научно-практич. конф. - М., 1990. С. 41- 47.

180. МатвееваЛ.В. Общение в сфере телевидения: Автореф. дис. . д-ра фи-лос. наук. М., 2000. 44с.

181. Михальченко И. Методы ведения информационной войны / Информационное общество: Некоторые аспекты. Сб. статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 144 с.)

182. Можарова А.Г. Индивидуально-психологические факторы успешности решения задач открытого типа представителями телевизионных профессий: Автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2002. 26 с.

183. Нагорнова У.А. Социокультурное значение технических средств массовой коммуникации в жизнедеятельности современного общества: на примере телевидения: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1997. 21 с.

184. Осинский В.Г. Секреты «Золотой рыбки»: Светлана Агапитова / Говорит и показывает кафедра РТ. Под ред. В.Г.Осинского, Г.Н.Петрова, Л.А.Руковишникова СПб.: Фак-т журналистики СПбГУ, 1997. С. 143-151.

185. Поздняков Н.К. Телевизионное эфирное пространство как объект социально-философского анализа: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М.: Изд-во МГУ, 1999.39 с.

186. Поберезникоеа Е.В. Взаимодействие с телезрителем. Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2000. 26с.

187. Сапунов Б.М. Вопросы теории телерадиокоммуникации / Философские проблемы массовой информации и коммуникации. М., 1998. 197 с.

188. Сусская O.A. Телевизионный коммуникатор: специфика и проблемы речевого общения: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1990. 24 с.

189. Хенце Г. Телевещание Дойче Велле (Немецкая волна) в системе международных спутниковых телеканалов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2002. 24 с.

190. Цвик В.Л. Телевидение переходного периода: тенденции и проблемы реформирования в условиях информационного рынка: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1997. 47с.

191. Цехоня О.С. Восприятие телевизионных каналов различными социальными группами телеаудитории: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.:Изд-во МГУ, 1998. 20 с.

192. Юровский А.Я. Непрофессионализм как явление современного телевидения / Телевизионная мозаика. Вып.2. Сб-к ст. под ред. Я.М.Засурского. М., 1999. С.34-42.

193. Юровский А.Я. История тележурналистики в России /Телевизионная журналистика. М., 1998. 178 с.

194. Периодические издания, интернет

195. Анохин П. Президент услышал народ // Труд. 2002. 21 декабря. С.2.

196. Афанасьева Е. О скрещивании ужа и ежа // Политбюро. 2003. №12. С.86-91.

197. Барабаш Е. Болтовня. // НГ Политэкономия. 1999. 9 июля. С.З.

198. Барабаш Е. Кушай тюрю, Яша, молочка-то нет // Независимая газета. 1999. 14 декабря. С.6.

199. Богомолов Ю. Владимир Познер // Известия. 2001. 27 октября. С.9.

200. Брудно Е. Хочу ПТС // 625 строк. 2003. №1. С. 5-12.

201. Вартанов А. Грустная сага о прямом эфире // Культура. 2000. 13-19 июля. С. 4.

202. Вартанов А. Ведущий-89: Триада качеств // Телевидение и радиовещание. 1989. №10. С.41-44.

203. Вартанов А. О нас // Журналист. 1997. №6. С.21.

204. Вартанов А. Прямой эфир: черновик или неприкрашенная правда? // Журналист. 1998. №2. С.37.

205. Велихов Е. Космическая встреча ученых // Правда. 1984. 5 октября. С.З.

206. Вестник телевизионной информации // РИА-Новости. 1997. Март. С. 2325.

207. Вирильо П. Тирания настоящего времени // Искусство кино. 1996. №1.

208. Время раздумий, время консультаций //Теле-спутник. 1997. №100. С.11.

209. Дворниченко А. Режиссура телемостов // Телевидение и радиовещание. 1989. №12.

210. Демидов И. Нельзя быть заложником собственного лица // ТВ-Парк. 1998. №5.

211. Зиновьева А. Мозговой штурм // МК-Здоровье. 2002. 15 ноября. С.5.

212. Диалог с читателем // Теле-спутник. 1998. № 1.

213. Ильченко С.Н. Сладкий яд прямого эфира // Час пик. 2002. 1 ноября. С.З.

214. Индустрия российских СМИ: цифры, факты, проблемы. // Журналист. 2002. №7. С. 11,12.

215. Информационный садизм. Интервью с док. мед. наук, проф. Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ Ю.Полищуком // Век (Москва). 2002. 18 октября. С.1, 8.

216. Карлов Б. Игровые передачи на ТВ: Субъективные заметки лениво созерцающего//Пять углов. 1995. 19 октября. С. 12,13.

217. Карлов Б. Игровые передачи на ТВ: «Устами младенца» (Россия), «Сто к одному» (НТВ) // Пять углов. 1996. 11 января. С.6.

218. Карпенко И. Вы за свободу какого слова? //Журналист. 2002. №12. С.Н.

219. Карпенко И. Леонид Кравченко: "Свобода слова выгодна государству" // Журналист. 2001. №10. С.24-27.

220. Кичин В. Пузырь и клетка // Известия (Москва). 2001. 24 ноября. С.9.

221. Корня А. Беспроигрышная лотерея // Время МН. 2002. 19 декабря. С. 1-2.

222. Костенко-Попова О., Оберемко В. Восемь личных мнений о Познере // Аргументы и факты (Москва). 2001. 8 августа. С. 10.

223. Кравченко Ф. Прямой эфир закону неподвластен // Журналист. 1999. №01. С. 22-23.

224. Крюкова А. Владимир Познер: Я хотел бы взять интервью у Сократа // Труд. 2000. 2 декабря. С. 1,5.

225. Кузнецов Г.В. Амплуа семи гномов //Журналист. 1993. №7. С. 23-28.

226. Материалы телепроекта «Молодежь.Яи» телеканала «Россия-Санкт-Петербург». Эфир 28 апреля 2003 г.

227. Мельникова А. Быть или не быть прямому эфиру на телевидении? // Культура. 2000. 8- 14 июня. С.5.

228. Олег Попцов: «Я за свободу слова для бедных, богатые ее купят» // Журналист. 2002. №11. С.22-25.

229. Официальные сайты телеканалов «Россия» www.rtr-sport.ru, «Первый» - www.ortv.ru, НТВ - www.ntv.ru, 7ТВ - www.7tv.ru.

230. Падейский В.В. О качестве телепродукта // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. №2. С. 53

231. Парфенов JI. Фильм длинною в три минуты // Телевидение и радиовещание. 1990. № 1.С. 14.

232. Петровская И. Праздники времен кризиса // Журналист. 2002. №11-12. С.11.

233. Петровская И. Строим телемост: Репортаж из Останкино // Журналист. 1987. №8. С.20.

234. Петровская И. Чужая смерть не повод для самоутверждения // Журналист. 1998. №8. С. 12,13.

235. Петровская И. Ша, ребята! // Известия. 2003. 26 апреля. С. 14.

236. Петровский Ю. Михаил Осокин в кадре и дома // Журналист. 2000. №3. С. 18-21.

237. Плоткина А. Я играю в режиссера. //Алла. 1997. №9. С.7.

238. Поберезникова Е.В. Формула взаимодействия // Телефорум. 2002. №5. С. 54.

239. Познер В.: Если каждый день по ящику показывать лошадиную задницу, то и ее начнут узнавать // Вечерний клуб. 1999. № 13. С.5.

240. Полищук Ю. Состояние психического и интеллектуального здоровья населения России // Обозреватель. 1997. №1-1.47. «Президент Академии российского телевидения Владимир Познер.», беседовал Д.Орлов // Век. 2001. №8. С.9.

241. Профессия-репортер // интернет-издание «Искусство кино online». 1999. №2.

242. Прусенкова Н. Борис Кольцов (НТВ): Мы все время были под прицелом // Новая газета в Санкт-Петербурге. 2002. 31 октября 3 ноября. С.11.

243. Рыклин А. Безопасная связь с народом // Еженедельный журнал. 2002. №50. С. 6-8.

244. Сайт Чемпионата мира по футболу 2002 года www.worlcup2002.com.

245. Светицкая С. Одинокий инстинкт // Новая газета. 2002. 30 сентября. С.11-13.

246. Севрюков Д. Бей в ухо, Федя! // Трибуна. 2000. № 19 сентября. С. 1.

247. Трагедия. В кадре и за кадром // Российская газета. 2002. 4 сентября. С. 1.55. «Спорт-экспресс». 07.02.2002., 06.04.2002.56. «Советский спорт». 04.02.2002.

248. TRBE'01: конгресс HAT// 625 строк. 2002. №1. С. 36.

249. Хараш А.У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. №3. 21-32 с.

250. Хромченко М. Мосты через границы и страхи // Век. 2001. 10 августа. С.10

251. Человек за кадром // Огонек. 2000. №08. С. 29.

252. Шостак М. Интервью//Журналист. 1997. №10. С. 61-64.

253. Gowing N. TV brings war home to Russians as well // The Times. 1994. 19 декабря.

254. Gowing N. Television and foreign policy // Crosslines Global Report. 1995. №14-15. P. 9-10.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.