Психодидактические условия развития у подростков понимания лирической поэзии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат наук Миронова Ксения Вадимовна

  • Миронова Ксения Вадимовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 189
Миронова Ксения Вадимовна. Психодидактические условия развития у подростков понимания лирической поэзии: дис. кандидат наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования». 2021. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Миронова Ксения Вадимовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПОДРОСТКАМИ

ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

1.1. Специфика лирической поэзии как рода литературы

1.2. Психологическое обоснование необходимости изучения лирической поэзии в подростковом возрасте

1.3. Теоретико-экспериментальные исследования проблемы понимания подростками лирической поэзии

1.4. Процессуально-результативная структура понимания лирической поэзии

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ПОДРОСТКОВ ПОНИМАНИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

2.1. Основы психодидактического подхода к образовательному процессу и построению учебных книг

2.2. Разработка и реализация психодидактических принципов развития у подростков понимания лирики

2.2.1. Принцип открытой индивидуальности

2.2.2. Принцип целостности

2.2.3. Принцип полилогичности

2.2.4. Принцип многомерности

2.2.5. Принцип иерархии ценностей

Выводы по главе

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ПОДРОСТКОВ ПОНИМАНИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

3.1. Дизайн эмпирического исследования

3.2. Письменная диагностика

3.3. Экспериментальное обучение

3.4. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психодидактические условия развития у подростков понимания лирической поэзии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования и постановка проблемы. Понимание произведений искусства является актуальной проблемой современной психологии и неразрывно связано с пониманием человеком самого себя и окружающего мира. Особое место в ряду других искусств занимает лирическая поэзия, или лирика, - один из трех основных родов литературы, наряду с эпосом и драмой (эпической и драматической поэзией). В лирике в сферу изображения вовлекается внутренний мир личности, в художественно упорядоченной форме воплощаются различные переживания, чувства, размышления, что обуславливает важность изучения данного рода литературы в подростковом возрасте, когда человек активно проявляет интерес к проблемам внутриличностного и межличностного взаимодействия.

Среди главных направлений психологических исследований, касающихся лирической поэзии, можно выделить и более общие, рассматривающие психологические аспекты поэзии как феномена, закономерности ее восприятия и воздействия на читателя (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, G. Collier, D. Kuiken, M. Osowiecka, L. M. Rosenblatt и др.), использующие лирику для решения фундаментальных проблем психологии (В. П. Зинченко, J. E. Downey, J. Zwicky и др.), - и более частные, изучающие когнитивные способности, необходимые для полноценного восприятия лирики, специфику понимания поэзии в разные возрастные периоды (Л. Г. Жабицкая, С. П. Крегжде, В. Г. Маранцман, О. И. Никифорова, A. L. Eva-Wood, J. Vala и др.), психолого-педагогические условия и методики воспитания эстетически развитого читателя лирики (Э. И. Гуткина, З.Н. Новлянская, Г. Н. Кудина, B. Hanratty, M. Pike и др.), восприятие отдельных средств художественной выразительности и поэтической формы, в том числе рифморитмической организации (Л. С. Выготский, Л. И. Беляева, Г. А. Емельянов, C. Obermeier, A. Paivio и др.).

В данном ряду исследовательских интересов важное место занимает проблема «лирика и читатель-подросток» как междисциплинарная область вопросов о возрастных психологических закономерностях понимания поэзии и

условиях его формирования (Беляева, 2004, 2018; Гуткина, 2015; Новлянская, Кудина, 2005, 2014; Eva-Wood, 2004; Maranto, 2015; Mironova, 2019; Peskin, 2010; Sigvardsson, 2017, 2019; Vala et al., 2014 и др.). В лирике в художественно упорядоченной форме воплощены переживания и размышления по поводу вопросов, на которые осознанно или неосознанно ищет ответы подросток. И прежде всего - это проблемы подлинного общения, взаимодействия человека с собой и миром, проблемы любви, дружбы, смысла жизни (Л. Я. Гинзбург, Д. А. Леонтьев, З. Я. Рез, J. Peskin, A. Eva-Wood, B. Hanratty).

Л. С. Выготский называл искусство, в том числе искусство лирической поэзии, «способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» (Выготский, 1986, c. 329). В. В. Знаков также подчеркивает важность эстетических переживаний, благодаря которым происходит преобразование «нередко мучительных житейских чувств»: они «становятся более контролируемыми, обобщенными», что «помогает человеку овладевать значимыми для развития личности ценностями» (Знаков, 2005, c. 161). В таком «уравновешивании» и обретении контроля над своими чувствами остро нуждаются подростки (Фельдштейн, 2004), и вдумчивое чтение и осмысление лирики может оказать им неоценимую помощь в сложный период взросления, поиска себя и своего места в мире. Соприкосновение с лирическим родом литературы - наиболее субъективным и одновременно нацеленным на выражение всеобщего, общебытийного - способствует формированию рефлексивных компонентов сознания, возникновению у человека установки на альтернативное видение мира, благодаря чему происходит расширение смысловой сферы личности.

Однако реализация ценностно-смыслового потенциала лирики возможна лишь при условии ее полноценного понимания, что представляет значительные трудности для читателей любого возраста. Данные трудности обусловлены не только своеобразием поэтической речи, особенностями ее ритмико-интонационной структуры, специфичностью выразительных средств, но и неподготовленностью читателя к восприятию лирики, недостаточным уровнем

его эстетической культуры. Как показали результаты массовых опросов 19972002 гг., только от 3 до 6 % россиян указывают поэзию среди своих читательских предпочтений (Зоркая, 2003). По итогам опроса 2011 г. оказалось, что наиболее популярен у современных российских подростков жанр фэнтези, при этом, по мнению специалистов, в круге чтения подрастающего поколения остро недостает книг, способствующих развитию интеллекта и художественного вкуса (Чудинова, 2014).

С одной стороны, исследователями подчеркивается, что в чтении и осмыслении лирики заложены богатые возможности для личностного и познавательного развития подростка, становления и укрепления его духовных потребностей. С другой стороны, констатируется, что в современной школьной практике изучения лирической поэзии данный потенциал остается во многом не реализованным. Это выражается не только в незначительности прогресса школьников в понимании лирики на протяжении среднего подросткового возраста, но и в том, что именно в отрочестве зачастую происходит «потеря читателя»: доминирование информационно-перцептивных методов обучения, базирующихся на дидактическом - предметноцентричном - подходе, незадействованность ценностно-смысловой сферы учащихся гасят интерес к лирике, приводят к поверхностному чтению, эмоциональной и интеллектуальной пассивности. Кроме того, следствиями непонимания лирического произведения, как часто отмечается в зарубежных работах, являются возникновение у подростка после его прочтения состояния фрустрации, формирование враждебного отношения к поэзии как таковой (Andrews, 1991; Beach et al., 2016; Benton, 1999, 2000; Fleming, & Stevens, 2015; Harris, 2018; Hunt, 2018; Mathieson, 1980; Peskin, 1998; Rosenblatt, 1978; Xerri, 2016; etc.).

Ведущая роль в развитии у школьников способности к настоящему чтению лирической поэзии, в возбуждении и поддержании у них познавательного интереса обычно отводится учителю. Но далеко не каждый учитель-словесник может с этим справиться (Мосунова, 2008; Соболева, 2010;

Benton, 1999; Wade & Sidaway, 1990). Как в отечественных, так и в зарубежных работах отмечается, что учителя нередко с опаской относятся к обсуждению лирических произведений и оцениванию уровня их понимания школьниками, предпочитая рассматривать на уроках рассказы, романы и пьесы. Причинами этого могут быть и сложность лирического рода литературы для учащихся, и нехватка у педагога навыков самостоятельного анализа поэтических произведений, и неуверенность учителя в собственных силах относительно возможности успешно организовать уроки изучения лирики (Беляева, 2004; Dymoke, Lambirth, Wilson, 2013; Harris, 2018).

В сложившейся ситуации обращение к психодидактическому подходу обусловлено необходимостью интеграции психологических, дидактических, методических и предметных знаний для выявления условий, способствующих развитию у подростков понимания лирической поэзии. Согласно данному подходу, усвоение знаний, формирование умений и навыков выступают не в качестве целей обучения, что характерно для дидактического подхода, а в качестве средств развития личностной и познавательной сфер ученика (Давыдов, 1996; Стоунс, 1984; Лебедева и др., 1996; Панов, 2007, 2011, 2019; Божович, 2000; Гельфман, Холодная, 2006, 2016; Крутский, 2008, 2015; Рахимов, 2007; Якиманская, 2006 и др.). Показано, что психодидактический подход позволяет выстроить учебный процесс с учетом закономерностей и механизмов психического развития учащихся, а учебная книга психодидактического типа может занимать полноправное место в этом процессе, направляя совместную деятельность педагога и учащихся (Граник и др., 2007, 2018; Соболева, 2010 и др.). До сих пор психодидактический подход не применялся к проблеме понимания лирики и, соответственно, не создавались посвященные лирике учебные книги, реализующие данный подход.

Проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречий между:

— наличием научных достижений в области исследования психологических закономерностей понимания художественных произведений,

в том числе лирических, и отсутствием адекватной им системы представлений о психодидактических условиях развития у подростков понимания лирики;

— социальным запросом, отраженным в Федеральном государственном образовательном стандарте, на развитие личности учащегося в процессе изучения художественной литературы, формирование у него потребности в чтении «как средстве познания мира и себя в этом мире» и неразработанностью обоснованной системы психолого-педагогических средств реализации данного запроса в образовательной практике, что выражается в доминировании дидактизма в преподавании лирической поэзии, препятствующего раскрытию заложенного в чтении и осмыслении лирики потенциала для личностного и познавательного развития школьников;

— наличием верифицированных концептуальных представлений о развивающих возможностях учебных книг, в которых реализован психодидактический подход, и отсутствием психодидактической системы принципов и приемов создания таких книг в области изучения лирики со школьниками.

Цель исследования: на основе психодидактического подхода определить и обосновать условия развития у подростков понимания лирической поэзии.

Объект исследования - развитие у подростков понимания лирической поэзии.

Предмет исследования - психологическая структура понимания лирики и психодидактические условия его развития у школьников подросткового возраста.

Задачи исследования: 1. Обобщить научные данные о заложенных в изучении лирической поэзии возможностях для эмоционального, личностного и когнитивного развития школьников подросткового возраста и обосновать необходимость использования психодидактического подхода для повышения эффективности процесса развития у подростков понимания лирики.

2. Определить психологическое содержание понятия «понимание лирической поэзии» и провести операционализацию данного понятия.

3. Выявить и обосновать психодидактические условия развития у подростков понимания лирики. Разработать в составе условий систему принципов развития понимания лирики.

4. Провести операционализацию психодидактических принципов путем выделения приемов их практической реализации в учебной книге и создать посвященные лирике главы учебных книг, реализующие через систему приемов данные принципы.

5. С помощью созданных глав учебных книг организовать экспериментальное обучение на основе психодидактических принципов и проверить его эффективность в развитии у подростков понимания лирики.

Теоретико-методологическая основа диссертации: психологические подходы к анализу проблемы понимания текста (Л. П. Доблаев, Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, В. В. Знаков, Л. А. Мосунова, Т. В. Борзова и др.); концептуальные основы психодидактической образовательной парадигмы (В. В. Давыдов, В. И. Панов, В. П. Лебедева, Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная, А. Н. Крутский и др.); теоретические представления о психологическом и литературоведческом анализе лирического произведения (Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, М. Л. Гаспаров, Л. Я. Гинзбург, Ю. М. Лотман, З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина, Т. И. Сильман, L. M. Rosenblatt и др.); психодидактические подходы к созданию учебных книг (Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, О. В. Соболева и др.; Э. Г. Гельфман и М. А. Холодная); психодидактическая концепция учебного курса «Русская филология» (под руководством Г. Г. Граник); модель «идеального читателя» (Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая).

Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблематике; метод операционализации теоретического конструкта; качественные и

количественные эмпирические методы: метод экспертных оценок, качественный анализ письменной продукции участников эмпирического исследования, метод экспериментального исследования, методы статистической обработки данных: описательные статистики, Н-критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни (SPSS Statistics V22.0).

Эмпирическая база исследования. Общая выборка составляет 311 учащихся 6-8-х классов четырех государственных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Научная новизна. Впервые психодидактический подход реализован для исследования проблемы развития понимания лирики, что позволило интегрировать психологические, дидактические, методические и предметные знания в отношении исследуемой области. Определены психодидактические условия развития у подростков понимания лирики. Показано, что процесс понимания лирического произведения предполагает осуществление творческого взаимодействия с ним, которое включает синкретический отклик, аналитическое осмысление и интерпретационный синтез в опоре на эмоциональные и когнитивные процессы, задействующие субъективный опыт читателя, в результате чего человек может проникнуть в замысел поэта на доступном для себя уровне. Впервые к проблеме развития у подростков понимания лирики применены известные в психологии и других областях знания принципы целостности, полилогичности, многомерности, иерархии ценностей, в контексте данной проблематики раскрыто их психологическое содержание; выделен и описан новый принцип - принцип открытой индивидуальности. Разработаны приемы реализации данных принципов в учебной книге. Прослежена динамика развития у подростков понимания лирики при организации обучения на основе представленных принципов и включении в него учебной книги психодидактического типа, которая определяет стратегию и тактику моделируемой в ней совместной деятельности педагога и учащихся на уроках изучения лирики.

Теоретическая значимость. Описанная в исследовании процессуально-результативная структура понимания лирической поэзии уточняет и дополняет научные представления об этапах и результатах взаимодействия читателя с лирическим произведением. Выстроенная система принципов открытой индивидуальности, целостности, полилогичности, многомерности, иерархии ценностей и реализующих их приемов вносит вклад в решение проблем разработки психолого-педагогических основ становления у школьников способности к пониманию поэзии, личностного и познавательного развития учащихся в ходе изучения лирики. Результаты работы способствуют углублению психологических знаний об особенностях понимания художественной литературы, развитию теоретических положений психодидактики, расширяя возможности применения психодидактического подхода к изучению проблемы развития у школьников понимания произведений искусства.

Практическая значимость. В исследовании раскрыта важная для педагогической психологии проблема развития у подростков понимания лирической поэзии и предложены практические пути ее решения. Благодаря операционализации выделенных принципов становится возможным создание учебных книг психодидактического типа, посвященных лирике, что способствует преодолению имеющегося разрыва между научными исследованиями и массовой педагогической практикой. Созданы две посвященные лирике главы учебных книг, которые могут использоваться как на уроках в школе, так и дома в ходе самостоятельного изучения лирики: «Беседы о лирике А. С. Пушкина» (Миронова, 2019а) и «Одиннадцать поэтических шедевров» (Миронова, 2012). Перспективы исследования связаны с возможностью применения представленной системы принципов и приемов к развитию понимания лирики людьми, принадлежащими к другим возрастным группам, и к развитию понимания произведений, относящихся к другим родам литературы (эпос, драма, лироэпика). На основе разработанных теоретических

положений могут быть созданы спецкурсы и семинары для студентов, учителей-словесников, элективные курсы для старшеклассников. Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс понимания лирической поэзии представляет собой целенаправленное творческое взаимодействие читателя с произведением, включающее следующие этапы: а) синкретический - непосредственный отклик, целостное «схватывание» произведения, в том числе его общего смысла; б) аналитический - многосторонний анализ произведения (лирический сюжет, особенности настроения, мировосприятия и переживаний лирического героя, образная система, композиция, рифморитмическая и звуковая организация и др.); в) синтетический - интерпретационный синтез с опорой на эмоциональные и когнитивные процессы, основанные на субъективном опыте читателя. Выделенные этапы позволяют проникнуть в замысел поэта на доступном для читателя уровне, вычленить заложенные в произведении планы, различаемые по степени эксплицитности и смысловой наполненности, - эксплицитно-имплицитный, имплицитный и контекстуальный (фоновый). Данные этапы взаимодействия с произведением (процесс понимания) и вычленяемые по мере их прохождения планы стихотворения (результат понимания) образуют единую процессуально-результативную структуру понимания лирики.

2. Ключевыми психодидактическими принципами развития у подростков понимания лирики являются:

— принцип открытой индивидуальности: а) полноценное индивидуальное общение с произведением как с раскрывающейся в художественной форме через лирического героя индивидуальностью автора; б) встречное самораскрытие читателя, что сопряжено с личностной и межличностной рефлексией, активизируемой и интенсифицируемой произведением;

— принцип целостности: а) формирование отношения читателя к любому человеку, включая его самого, поэта, лирического героя, как к целостному субъекту, обладающему неповторимым внутренним миром и не сводимому к отдельным своим чертам и поступкам; б) установление

личностно значимого контакта со стихотворением как с целостным явлением - законченным произведением, являющимся проявлением личности поэта и составляющим часть целого, в том числе всего корпуса творчества автора;

— принцип полилогичности: смыслооткрывающее и смыслообразующее взаимодействие субъектов, предполагающее чередование-соприсутствие «речей» поэта, его современников и мыслителей разных эпох, а также учителя и учеников в совместном поиске истины;

— принцип многомерности: а) подход к лирическому произведению как к многоуровневому психологическому единству, которое воплощается в образно-семантическом строе, проявляющем и содержащем различные пласты - временные, онтологические и др.; б) расширение интеллектуального и эмоционального опыта подростка в процессе включения произведения в разные контексты - историко-культурный, биографический и др.;

— принцип иерархии ценностей: осознание читателем своих ценностных установок, их углубление и выстраивание собственной шкалы ценностей в ходе осмысления произведения с аксиологической точки зрения, выявления ценностных ориентиров, лежащих в его основе, и сопоставления их с ценностно-смысловыми представлениями участников дискуссии.

3. Результатом разработки психодидактического подхода к развитию у подростков понимания лирической поэзии является создание посвященных лирике глав учебных книг, которые определяют стратегию и тактику моделируемой в них совместной деятельности на уроках изучения лирики. В данных главах через систему приемов реализованы описанные психодидактические принципы.

4. Психодидактическими условиями развития у подростков понимания лирики являются организация обучения на основе принципов открытой индивидуальности, целостности, полилогичности, многомерности, иерархии

ценностей и включение в совместную деятельность педагога и учащихся учебной книги психодидактического типа, реализующей эти принципы.

5. Предложенные психодидактические условия способствуют установлению творческого взаимодействия подростков с лирическими произведениями и, как следствие, более эффективному развитию понимания лирики. При этом 8-классники успешнее, чем учащиеся 6-х и 7-х классов, могут в ходе аналитического этапа взаимодействия с произведением описать его композиционное устройство и образный язык, а в ходе синтетического этапа -дать опирающуюся на текст интерпретацию, обосновать свою позицию. В то же время даже в результате краткосрочного обучения, основанного на психодидактических принципах и включающего учебную книгу психодидактического типа, учащиеся всех классов демонстрируют значимо более высокий уровень понимания стихов, чем до обучения.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были представлены на научных и научно-практических конференциях, семинарах, в том числе: Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2010, 2015, 2018, 2019); Научном совете по проблемам чтения РАО (Москва, 2014); Международных научно-практических конференциях молодых ученых «Психология XXI века. Психология и современные проблемы образования» (Санкт-Петербург, 2014) и «Психология - наука будущего» (Москва, 2015, 2017); Царскосельских чтениях (Санкт-Петербург, 2016, 2021); Международной научно-практической конференции «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики» (Калуга, 2016, 2017); Всероссийской научной конференции «Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития» (Москва, 2018); XVI Европейском психологическом конгрессе (Москва, 2019); XV Международной научно-практической конференции «Наука-образование-профессия: системный личностно-развивающий подход» (Москва, 2019),+; Международной научно-практической конференции «9-я Российская

конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития» (Москва, 2020), III Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» (Санкт-Петербург, 2020).

Теоретические и практические выводы исследования были изложены на пяти вебинарах для учителей-словесников (из различных российских регионов), проведенных на базе издательства «Мнемозина» (2019-2020) и редакции журнала «Русский язык в школе» (2021).

По теме диссертационного исследования опубликована 31 работа общим объемом 18,1 п.л. (авторский вклад - 100 %), в том числе 2 главы в учебных книгах по литературе, 6 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК, 1 статья в журнале, индексируемом в Scopus.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Текст сопровождается 14 таблицами и 6 рисунками. Список литературы включает 263 источника, из них 68 - на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 189 страниц.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПОДРОСТКАМИ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

1.1. Специфика лирической поэзии как рода литературы

Лирическая поэзия является объектом пристального внимания исследователей из различных областей знания: не только филологии, но и философии, психологии, культурологии. По меткому выражению В. П. Зинченко, «поэтический текст — это не просто событие, это со-бытие»; научное изучение поэзии помогает глубже понять человека, поскольку бытие в ней выражает «бытие "всего человека", бытие его чувства, фантазии, мысли, языка, его рождение, развитие, деградация, смерть, возрождение» (Зинченко, 1997, с. 49). Д. А. Леонтьев называет поэзию «уникальным психологическим феноменом» и подчеркивает необходимость междисциплинарного подхода к ее исследованию (Леонтьев, 2010, а 20).

Понятие «лирика», или «лирическая поэзия», традиционно используется для обозначения одного из трех родов литературы, к которым также относятся эпос и драма. Данное разделение было намечено уже в IV веке до н.э. в произведениях древнегреческих философов. Так, в трактате Платона «Государство» даны описания трех родов поэзии, которые отчасти соотносятся с современными определениями лирики, драмы и эпоса: первый род состоит из высказываний поэта от своего лица, второй - из реплик героев, третий же совмещает два предыдущих (Платон, 2007, а 188-190). Несколько иначе обосновано это разделение в «Поэтике» Аристотеля, где отмечается, что поэт («подражающий») может рассказывать об одном и том же событии либо отстраняясь от него (эпос), либо «не изменяя своего лица», т.е. непосредственно от себя (лирика), либо представляя его с точек зрения действующих лиц (драма) (Аристотель, 2000, а 150). Вышеприведенные определения послужили отправными точками для последующих исследователей, обращавшихся к данной проблеме.

Как отмечают теоретики литературы, в XIX веке благодаря работам представителей немецкой классической эстетики складывается иное понимание литературных родов, которые стали рассматриваться не как словесно-художественные формы, а как типы художественного содержания (Хализев, 2004; Михайлов, 2006). Ф. Шеллинг их разграничивает в зависимости от соотношения в них двух полюсов: свободы (т.е. субъективного) и необходимости (т.е. объективного), лежащих в основе искусства. По его мнению, в лирической поэзии царит свобода, в эпосе - необходимость, а драма возникает из борьбы свободы и необходимости (Шеллинг, 1966, с. 394-400). Г. Гегель в своей классификации также оперирует категориями «объект» и «субъект»: эпосу как выявлению «объективного в его объективности» он противопоставляет лирику как выражение субъективного, внутренней жизни; а драма синтезирует эти начала, представляя и объективно разворачивающееся действие, и его «истоки в глубинах души индивида» (Гегель, 1971, с. 419-421).

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Миронова Ксения Вадимовна, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамович Г. В. Одиночество и свобода. М.: Республика, 1996. 446 с.

2. Ананьев Б. Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1964. № 8. С. 55-64.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

4. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. 224 с.

5. Артемов В. А. Восприятие и понимание речи / В кн.: Ученые записки I МГПИИЯ, т. VIII «Экспериментальная фонетика и психология речи». М.: Изд-во МГУ, 1954. С. 179-201.

6. Ахматова А. А. О Пушкине: Статьи, заметки. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984. 351 с.

7. Баратынский Е. А. Сочинения. Казань: В университетской типографии, 1884. 667 с.

8. Бахтин М. М.Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

9. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. 140 с.

10.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.

11.Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 416 с.

12.Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. 478 с.

13.Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч. в 3-х тт. Т. II. Статьи и рецензии. 1841-1845. М.: Гослитиздат, 1948. С. 5-66.

14.Беляева Л. И. О соотношении семантики и ритма в процессе чтения стихов // Вопросы психологии. 1958. № 4. С. 70-84.

15.Беляева Н. В. Углубленный аспект анализа лирики при подготовке старшеклассников к олимпиаде по литературе // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 52-60.

16.Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе. Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. М.: Вербум-М, 2004. 238 с.

17.Берулава Г. А. Психодидактика. М.: УРАО, 2006. 178 с.

18.Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. 547 с.

19.Блонский П. П. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз, 1935. 126 с.

20.Богданова О. Ю. Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике / В кн.: Теория и методика обучения литературе / Под ред. О. Ю. Богдановой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 136-176.

21.Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. 731 с.

22.Божович Е. Д. Психодидактические вопросы развития школьника как субъекта учения // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2000. С. 6-25.

23.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (III) / Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 345-356.

24.Борзова Т. В. Психология обучения студентов пониманию: дис... д-ра психол. н. Хабаровск, 2015. 518 с.

25.Борзова Т. В., Мосунова Л. А. Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения // Science for Education Today. 2020. Vol. 10, no. 1. Pp. 7-24.

26.Бройтман С. Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики: Субъектно-образная структура. М.: РГГУ, 1997. 305 с.

27.Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005. 336 с.

28.Валгина Н. С. Теория текста. Москва: Логос, 2003. 173 с.

29. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: ОГИЗ Художественной литературы, 1941. 620 с.

30.Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. М.: Педагогика, 1982. 369 с.

31.Выготский Л. С. Педология подростка / Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 5-242.

32.Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 572 с.

33.Вяземский П. А. Старая записная книжка / Ред. и примеч. Л. Я. Гинзбург. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1929. 347 с.

34.Гадамер Г.-Г. Лирика как парадигма современности / Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 147-155.

35.Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.

36.Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001. 480 с.

37.Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Фортуна Лимитед, 2003. 272 с.

38.Гаспаров М. Л., Подгаецкая И. Ю. «Сестра моя — жизнь» Бориса Пастернака. Сверка понимания. М.: РГГУ, 2008. 192 с.

39.Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1971. 624 с.

40.Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.

41.Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. Томск: Водолей, 1997. 287 с.

42.Гибельгауз О. С., Крутский А. Н. Психодидактические пакетные технологии обучения: монография. Барнаул: АлтГПУ, 2016. 179 с.

43.Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1974. 414 с.

44.Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1991. 160 с.

45.Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. 2-е изд., доп. М.: Языки славянских культур, 2007. 560 с.

46.Граник Г. Г. Концепция курса «Русская филология». Почему нужны учебники нового типа. М.: Мой учебник, 2007. 88 с.

47.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М.: Образование, 1995. 255 с.

48.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. М.: Знание, 1987. 80 с.

49.Граник Г. Г. Психолого-дидактические проблемы создания школьных учебников // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 37-44.

50.Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык в школе. 2011. № 4. С. 3-8.

51.Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Миронова К.В., Шишкова С.В. Функционирование воображения подростков при чтении бумажных и электронных текстов // Вопросы психологии. 2021. № 1. Том 67. С. 38-50.

52.Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного произведения // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 43-52.

53.Граник Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 72-79.

54.Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. 464 с.

55.Гуткина Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. н. М., 1983.

56.Гуткина Э. И. Лирика и читатель-подросток // Библиотека в школе. 2015. № 4. С. 37-43.

57.Давыдов В. В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего // Психологические

особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., 1974. С. 3-14.

58.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография. М.: Интор, 1996. 544 с.

59.Даль В. И. Толковый словарь. В 4-х тт. Т.3. М.: Гос. из-во иностранных и национальных словарей, 1955. 556 с.

60.Доблаев Л. П. Анализ и понимание текста: Методическое пособие. Саратов: Изд-во СГУ, 1987. 69 с.

61.Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 176 с.

62.Достоевский Ф. М. Подросток. Рукописные ред. // Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 16. Л.: Наука, 1976. 440 с.

63.Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 120-170.

64.Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 270 с.

65.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

66.Емельянов Г. А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1998. №1. С. 31-43.

67.Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 3-е изд. М.: Флинта, Наука, 2000. 248 с.

68Жабицкая Л. Б. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Мытница, 1974. 134 с.

69.Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. 378 с.

70.Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. №6. С. 26-38.

71.Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.

72.Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотренное. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.

73.Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1 994. 44 с.

74.Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 335 с.

75.Зинченко В. П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. Т. 2. № 3. С. 42-52.

76.Знаков В. В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 18-26.

77.Знаков В. В. Психология понимания. М.: ИП РАН, 2005. 436 с.

78.Зоркая Н. А. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 60-70.

79. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия / Под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. ПИ РАО. М.: РШБА, 2013. 432 с.

80. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: Коллективная монография / Под науч. рук. Г. Г. Граник; отв. ред. Н. А. Борисенко. М., СПб.: Нестор-История, 2018. 320 с.

81. Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М.: Просвещение, 1988. 255 с.

82.Карсалова Е. В. «Стихи живые сами говорят...». Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 208 с

83.Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 236 с.

84.Кормилов С. И. Сюжет // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. Стлб. 1049.

85.Костюк Г. С. О психологии понимания // Научные записки Института психологии УССР. Т. 2. Киев, 1950. С. 7-57.

86.КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

87.Крегжде С. П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися V-VII классов средней школы: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии). Киев, 1959. 19 с.

88.Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Интрада, 2000. 160 с.

89.Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. 314 с.

90.Крутский А. Н. Психодидактика среднего образования. Барнаул: БГПУ, 2008. 254 с.

91.Крутский А. Н. Роль психодидактики в профессиональной подготовке учителя // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 78-87.

92.Кулешов В. И. О сюжетосложении в гражданской лирике // Замысел, труд, воплощение. М.: МГУ, 1977. 240 с.

93.Лебедева В. П. Психодидактика - предмет научного интереса. // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 7. URL: http://www.paedagogia.ru/2011/68-07/223-lebedeva (дата обращения: 12.11.2017).

94.Лебедева В. П. Психолого-дидактические аспекты личностно-ценностного образования // Казанский педагогический журнал. 2006. № 1. С. 17-25.

95.Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25-30.

96.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

97.Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 232239.

98.Леонтьев Д. А. Поэтическое творчество: от литературного и культурного контекста к жизненному // Библиотечное дело. 2010. № 10. С. 20-25.

99.Лернер И. Я. Проблемы понимания учебного текста // Советская педагогика.

1984. № 10. С. 129-131.

100. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.

101. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство, 1996. 846 с.

102. Лурия А. Р. Язык и сознание. М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.

103. Малкина В. Я. К проблеме определения лирического сюжета // Вестник РГГУ. 2010. № 2. С. 11-14.

104. Маранцман В. Г. Единство субъективного восприятия и объективного смысла произведения при анализе лирических стихотворений в VI классе // Литература в средней школе. Л., 1969. Вып. 4. С. 79-130.

105. Маранцман В. Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов // Вопросы психологии.

1985. № 5. С. 54-60.

106. Масленникова Е. М. Особенности понимания поэтического текста // Психолингвистические исследования: слово, текст. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 102-108.

107. Медведев В. П. Изучение лирики в школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.

108. Миронова К. В. Беседы о лирике А. С. Пушкина // В кн.: А. С. Пушкин, его друзья и современники: Учебное пособие по литературе для учащихся 79 классов общеобразовательных организаций / Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, К.В. Миронова. М.: Мнемозина, 2019а. С. 192-264.

109. Миронова К. В. Обсуждение стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» на страницах учебной книги нового типа // Русский язык в школе. 2017. № 1. С. 22-26.

110. Миронова К. В. Одиннадцать поэтических шедевров // Граник Г. Г., Концевая Л. А., Динерштейн Е. Е., Миронова К. В. Я - другой.

М. Ю. Лермонтов: Учебная книга по русской филологии. М.: Илекса, 2012. С. 166-215.

111. Миронова К. В. Психодидактическая подготовка учителей к проведению занятий, способствующих развитию у подростков понимания лирической поэзии // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Выпуск 3. СПб., 2020. С. 459-466. 001: 10.33910/Ьег7епрвусоп1-2020-3-47

112. Миронова К. В. Психодидактические принципы развития понимания лирической поэзии с помощью учебных книг нового типа // Мир психологии. 2016. № 3. С. 273-283.

113. Миронова К. В. Психолого-дидактическое исследование проблемы восприятия лирической поэзии учащимися подросткового возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т.3. № 2. С. 37-43.

114. Миронова К. В. Развитие понимания подростками лирической поэзии (на материале стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро») // Русский язык в школе. 2015. № 12. С. 22-25.

115. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива.» // Литература в школе. 2009. № 7. С. 31-34.

116. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» // Литература в школе. 2011. № 3. С. 18-19.

117. Миронова К. В. Теоретико-экспериментальное исследование проблемы развития у подростков понимания лирической поэзии // Мир психологии. 2019б. № 2. С. 217-230.

118. Михайлов М. И. Эпос, драма, лирика как роды литературы: Сущность, специфика, соотношение: Дисс. ... д-ра филол. наук. М., 2006.

119. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. 224 с.

120. Мосунова Л. А. Анализ художественных текстов: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 228 с.

121. Мосунова Л. А. Принцип целостного восприятия художественного текста в обучении студентов-гуманитариев // Вестник Вятского государственного университета (Психологические науки). 2020. № 2 (136). С. 115-121. DOI: 10.25730/VSU.7606.20.030

122. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2006. 336 с.

123. Мосунова Л. А. Чтение художественной литературы как процесс понимания смысла // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 66-74.

124. Набоков В. В. О хороших читателях и хороших писателях // Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М.: Издательство Независимая Газета, 1998. С. 23-29.

125. Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. 288 с.

126. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. 152 с.

127. Новлянская З. Н., Кудина Г. Н. К вопросу о культуре чтения лирики // В кн.: Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н. Л. Карпова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. С. 7175.

128. Новлянская З. Н., Кудина Г. Н. Становление читательской позиции у детей и подростков // В кн.: Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. С. 6298.

129. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

130. Панов В. И. Психодидактические основания развивающих образовательных систем // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 4. URL: http://www.paedagogia.ru/2011/65-04/220-panov (дата обращения: 01.08.2017)

131. Панов В. И. Психодидактический подход: истоки и перспективы // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: Сб. научн. ст. М.: Мнемозина, 2019. С. 30-43.

132. Педагогика и психология. Круглый стол // Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 15-43.

133. Полежаева Т. В. Сюжет в лирике: целостно-системный подход // Уральский филологический вестник. 2016. № 3. С. 9-27.

134. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 180 с.

135. Подольский А. И. Системная психодидактика. Магнитогорск: Творчество, 2005. 328 с.

136. Поспелов Г. Н. Сюжет // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М.: Сов. Энцикл., 1962-1978. Т. 7. М., 1972. Стлб. 306-310

137. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во СПбГУ; «Изд-во Олега Абышко», 2007. 752 с.

138. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 82-97.

139. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: Сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. С. 14-22.

140. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

141. Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / под науч. ред. Г. Г. Граник. Москва-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. 200 с.

142. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. 812 с.

143. Рахимов А. З. Принципы психодидактики. Методическое пособие. Уфа: Полиграфдизайн, 2007. 160 с.

144. Рахимов А. З. Философия психодидактики. Уфа: Творчество, 2008. 290 с.

145. Ревзина О. Г. Загадки поэтического текста // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 418-433.

146. Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе. Л.: Просвещение, 1968. 176 с.

147. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. / Пер. с фр. И. С. Вдовиной. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2002. 624 с.

148. Рубинштейн С. Л. О понимании // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С. 236-237.

149. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989а. 488 с.

150. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989б. 322 с.

151. Рубцов В. В. Коллективно-распределенные учебные среды и требования, предъявляемые к их разработке // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под. ред. В. В. Рубцова. М.: Психологический ин-т РАО, 1996. Гл. 1. С. 7-23.

152. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

153. Рубцов В. В., Панов В. И., Лебедева В. П. От развивающего обучения к развивающему образованию. Пособие для самообразования учителя. М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. 272 с.

154. Савенков А. И. Психодидактика. М.: Национальный книжный центр, 2012. 360 с.

155. Сильман Т. И. Заметки о лирике. Л.: Советский писатель, 1977. 224 с.

156. Самсонова А. Н. Роль установки в процессе понимания текста: на материале художественного текста: дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.

157. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.

158. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

159. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 423 с.

160. Соболева О. В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения. Дисс. ... докт. психол. наук. Курск, 2010. 304 с.

161. Соболева О. В. Психодидактические основы обучения пониманию текста: от теории к практике построения учебной книги // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: Сб. научн. ст. М.: Мнемозина, 2019. С. 44-49.

162. Соколов А. Н. Художественный образ в лирике Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964. М., 1964. С. 172-201.

163. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / пер. с англ.; под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. 472 с.

164. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. // Избранные труды: В 2-х тт. Т.1. М.: Педагогика, 1985. С. 306-312.

165. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // В кн.: Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. С. 161-188.

166. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. 448 с.

167. Тодоров Л. В. Как читать и понимать стихи. М.: Изд. Московского института культуры, 1974. 48 с.

168. Тодоров Л. В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2010. 192 с.

169. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 2016. 406 с.

170. Томашевский Б. В. Стих и язык. М.: ГИХЛ, 1959. 470 с.

171. Тынянов Ю. Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 118-123.

172. Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» / Собр. соч.: В 11-ти тт. Т.7. М.-Л.: Из-во Академии пед. наук, 1949. С. 225-337.

173. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 366 с.

174. Фелъдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 2004. 670 с.

175. Фелъдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. Воронеж: МОДЭК, 1996. 512 с.

176. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004. 404 с.

177. Холодная М. А., Гелъфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: ИП РАН, 2016. 200 с.

178. ЦветаеваM. И. Собр. соч.: В 7 т. Т. 5: Автобиографическая проза. Статьи. Эссе. Переводы. М.: Эллис Лак, 1994. 720 с.

179. Цетлин В. С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / сост. В. Г. Бейлинсон. М.: Просвещение, 1991. С. 269-304.

180. Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс... докт. психол. наук. М., 1992. 343 с.

181. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123-150.

182. Чудинова В. П. Тенденции и содержание чтения подростков: возможности коррекции // Чтение. XXI век: коллективная монография. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2014. С. 108123.

183. Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: Языки славянской культуры, 2010. 88 с.

184. Шадриков В. Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 133-144.

185. Шанский Н. МЛингвистический анализ стихотворного текста. М.: Просвещение, 2002. 224 с.

186. Шарапова Л. А. Принципы и пути изучения стихосложения в школе: Дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1998.

187. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.

188. Шкловский В. Б. «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» // Иностранная литература. 1969. № 6. С. 218-224.

189. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. 6-е изд-е. СПб.: Питер, 2003. 976 с.

190. Щерба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. I. «Воспоминание» Пушкина // Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 26-44.

191. Эйдельман Н. Я. Учитесь читать! // Знание - сила. 1979. № 8. С. 29-30.

192. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.

193. Эткинд Е. Г. Материя стиха. СПб.: Гуманитарный союз, 1998. 506 с.

194. Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М.: Детская литература, 1970. 240 с.

195. Якиманская И. С. Предмет и методы современной педагогической психологии // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 3-13.

196. Aebli H. Didactique psychologique. Application a la didactique de la psychologie de Jean Piaget. Neuchatel, Switzerland: Delachaux & Niestle, 1951. 163 p.

197. Andrews R. The Problem with Poetry. Milton Keynes, UK: Open University Press, 1991. 160 p.

198. Barnesa M. A., Ahmedb Y., Barthc A., & Francisb D. J. The Relation of Knowledge-Text Integration Processes and Reading Comprehension in 7th- to

12th-Grade Students // Scientific Studies of Reading. 2015. V. 19. № 4. Pp. 253272.

199. Benton P. Teaching Poetry: the rhetoric and the reality // Oxford Review of Education. 1984. V. 10. № 3. Pp. 319-327.

200. Benton P. Unweaving the Rainbow: Poetry teaching in the secondary school I. // Oxford Review of Education. 1999. V. 4. Pp. 521-532.

201. Benton P. The conveyor belt curriculum? Poetry teaching in the secondary school II. // Oxford Review of Education. 2000. V. 26. № 1. Pp. 81-93.

202. Beach R., Appleman D., Fecho B., & Simon R. Teaching literature to adolescents (3rd edition). New York: Routledge, 2016. 290 p.

203. Brooks C. The well wrought urn: studies in the structure of poetry. New York: Harcourt, Brace & World. 1947. 318 p.

204. Brown S., & Kappes L. Implementing the common core state standards: A primer on "Close reading of Text". Washington, DC: Aspen Institute, 2012. 10 p.

205. Collier G., & Kuiken D.: A phenomenological study of the experience of poetry // Journal of Phenomenological Psychology, 1977. № 7. Pp. 209-225. DOI: 10.1163/156916277X00079

206. Dias P., & Hayhoe M. Developing response to poetry. Milton Keynes; Philadelphia: Open University Press, 1988. 142 p.

207. Dinger F. Teaching process in poetry courses within the Turkish environment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 93. Pp. 1390-1393.

208. Dowhower S. L. Effects of repeated reading on second-grade transitional readers' fluency and comprehension // Reading Research Quarterly. 1987. V. 22. № 4. Pp. 389-406.

209. Downey J. E. Creative Imagination. London: Routledge, 1929 (1st ed.); 1999 (reprint). 240 p. DOI: 10.4324/9781315009766

210. Dymoke S. Taking poetry off its pedestal: The place of poetry in an assessment-driven curriculum // English in Education. 2001. V. 35. № 3. Pp. 32-41.

211. Dymoke S., Barrs M, Lambirth A., & Wilson A. (Eds). Making Poetry Happen: transforming the poetry classroom. London: Bloomsbury, 2015. 248 p.

212. Dymoke S., Lambirth A., Wilson A. (Eds.) Making Poetry Matter: International Research on Poetry Pedagogy. London: Bloomsbury Academic, 2013. 240 p. DOI: 10.5040/9781472553096

213. Eva-Wood A. L. Thinking and feeling poetry: Exploring meanings aloud // Journal of Educational Psychology. 2004. V. 96. Pp. 182-191.

214. Eva-Wood A. L. Does feeling come first? How poetry can help readers broaden their understanding of metacognition // Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2008. V. 51. Pp. 564-576.

215. ElkindD. Egocentrism in adolescence // Child Development. 1967. V. 38. № 4. Pp. 1025-1034.

216. Fleming M. Poetry teaching in the secondary school: The concept of 'difficulty' / In: L. Thompson, ed. The teaching of poetry. London: Cassell, 1996. P. 37-43.

217. Fleming M., & Stevens D. English teaching in the secondary school: Linking theory and practice. (4th ed.). Abingdon; NY: Routledge, 2015.

218. Gallagher A., & McKie A. The potential of literature and poetry / In: T. Warne & S. McAndrew, eds. Creative approaches to health and social care education. Basingstoke: Palgrave MacMillan, 2009. Pp. 113-128.

219. González Gallego I. Specific Didactics Prospective, an area of the Science of Education for Effectiveness in the Classroom // Perspectiva Educacional, 2010. V. 49, № 1. Pp. 1-25.

220. Grissom R. J., & Kim J. J. Effect sizes for research: Univariate and multivariate applications (2nd edition). New York, NY: Routledge, 2012. 434 p.

221. Hanratty B. Poetry and gender: A comparative evaluation of boys' and girls' responses to poetry at Key Stage 4 in Northern Ireland // Research Papers in Education. 2011. V. 26. № 4. Pp. 413-426.

222. Harker W. J. "Plain sense" and "poetic significance": Tenth-grade readers reading two poems // Poetics, 1994. V. 22. №. 3. Pp. 199-218.

223. Heard G. Awakening the heart: Exploring poetry in elementary and middle school. Portsmouth: Heinemann, 1999. 160 p.

224. Hennessy J., Hinchion C., & Mannix McNamara P. Poetry and pedagogy: Exploring the opportunity for epistemological and affective development within the classroom // Literacy Information and Computer Education Journal, 2010. Vol. 1, Issue 3. DOI: 10.20533/licej.2040.2589.2010.0025.

225. Hox J. J. From Theoretical Concept to Survey Question / In: L. Lyberg, P. Biemer, M. Collins, E. De Leeuw, C. Dippo, N. Schwarz & D. Trewin, eds. Survey Measurement and Process. NY: Wiley, 1997. Pp. 47-69.

226. Israel S. E. (ed.). Handbook of Research on Reading Comprehension. 2nd ed. New York, London: The Guilford Press, 2017. 696 p.

227. Leavis F. R. How to teach reading: a primer for Ezra Pound. Cambridge: Gordon Fraser, 1932. 49 p.

228. Lockney K., & Proudroot K. Writing the Unseen Poem: can the writing of poetry help to support pupils' engagement in the reading of poetry? // English in Education. 2013. V.47. № 2. Pp. 147-162.

229. Mangen A., & Weel A. The evolution of reading in the age of digitisation: An integrative framework for reading research // Literacy. 2016. V. 50(3). Pp. 116124. DOI: 10.1111/lit.12086

230. Maranto R. Why don't schools teach poetry? // Academic Questions. 2015. V. 28. № 2. Pp. 165-174. DOI:10.1007/s12129-015-9498-8

231. Mathieson M. The problem of poetry // Use of English. 1980. V. 31. № 2. Pp. 36-43.

232. Mironova K. The Principle of Open Individuality as a Basis for Teenagers' Creative Interaction with Lyric Poems // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12 (4). Pp. 135-147. DOI: 10.11621/pir.2019.0408

233. Naylor A., & Wood A. B. Teaching poetry: Reading and responding to poetry in the secondary classroom. Abingdon: Routledge, 2012.

234. Obermeier C., Menninghaus W., von Koppenfels M., Raettig T., Schmidt-Kassow M., Otterbein S., et al. Aesthetic and emotional effects of meter and rhyme in poetry // Frontiers in Psychology. 2013. V. 4. № 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00010

235. OECD. PISA 2012 Results: What Students Know and Can Do - Student Performance in Mathematics, Reading and Science. Vol. I, Revised edition, February 2014. PISA, OECD Publishing, 2014.

236. Osowiecka M. & Kolanczyk A. Let's Read a Poem! What Type of Poetry Boosts Creativity? // Frontiers in Psychology. 2018. № 9: 1781. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01781

237. Paivio A. Psychological processes in the comprehension of metaphor / In: A. Ortony (ed.) Metaphor and Thought. New York, NY: Cambridge University Press, 1979. Pp. 150-171.

238. Peskin J. Constructing Meaning When Reading Poetry: An Expert-Novice Study // Cognition and Instruction, 1998. № 16:3. Pp. 235-263. DOI: 10.1207/s 1532690xci 1603_1

239. Peskin J. The development of poetic literacy during the school years // Discourse Processes. 2010. V. 47. № 2. Pp. 77-103.

240. Phinn G. Responding to poetry through writing / In J. Evans (Ed.) Writing in the elementary classroom: A reconsideration. Portsmouth, NH, 2001. Pp. 57-70.

241. Pike M. Keen Readers: Adolescents and pre-twentieth century poetry // Educational Review. 2000. V. 52. № 1. Pp. 13-28. DOI: 10.1080/00131910097379

242. Richards I. A. Practical criticism: A study of literary judgment / with a new introduction by R. Hoggart. NY: Routledge, 2004. 380 p.

243. Rosenblatt L. M. Towards a transactional theory of reading // Journal of Reading Behavior. 1969. V. 1. № 1. Pp. 31-51.

244. Rosenblatt L. M. The reader, the text, the poem: The transactional theory of the literary work. Carbondale, IL: Southern Illinois Press, 1994. 232 p.

245. Rosenblatt L. M. What facts does this poem teach you? // Language Arts. 1980. V. 57. № 4. Pp. 386-394.

246. Samuels S. J. The method of repeated readings // The Reading Teacher. 1979. V. 32. № 4. Pp. 403-408.

247. Selby J. W., & Calhoun L. G. Psychodidactics: An undervalued and underdeveloped treatment tool of psychological intervention // Professional Psychology, 1980. V. 11. №. 2. Pp. 236-241.

248. Shimron J. Psychological processes behind the comprehension of a poetic text // Instructional Science. 1980. V. 9. Pp. 43-66.

249. Sigvardsson A. Teaching poetry reading in secondary education: findings from a systematic literature review // Scandinavian Journal of Educational Research. 2017. V. 61. № 5. Pp. 584-599.

250. Smith M. W., & Connolly W. The effects of interpretive authority on classroom discussions of poetry: Lessons from one teacher // Communication Education. 2005. V. 54. № 4. Pp. 271-288.

251. Snapper G. Exploring resistance to poetry in advanced English studies / In S. Dymoke, A. Lambirth & A. Wilson (Eds.) Making poetry matter: International research on poetry pedagogy. London; NY: Bloomsbury Academic, 2013. Pp. 3141.

252. Spiro R.J., Bruce B.C., Brewer W.F. (Eds.). Theoretical Issues in Reading Comprehension: Perspectives from Cognitive Psychology, Linguistics, Artificial Intelligence and Education. Hillsdale, N.J.: L. Erlbaum Associates, 1980. 586 p.

253. Stage S. A., & Jacobsen M. D. Predicting student success on a state-mandated performance based assessment using oral reading fluency // School Psychology Review. 2001. V. 30. № 3. Pp. 407-419.

254. Titone R. Psicodidactica. Madrid: Narcea, 1981. 160 p.

255. Thomas E. L., Robinson H. A. Improving Reading in Every Class: A Sourcebook for Teachers. Boston: Allyn & Bacon, 1972. 479 p.

256. Vala J. The research on the reception of poetry in students aged 12-15 // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. V. 69. Pp. 675-681.

257. Vala J., Sladova J., Rerichova V., Fic I. The changes in the attitudes towards poetry in the class (14 - 15 years old) thanks to experimental teaching methods // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 116. Pp. 3811-3815.

258. Wade B., & Siddaway S. Poetry in the curriculum: A crisis of confidence // Educational Studies. 1990. V. 16. № 1. Pp. 75-84.

259. Wissman K. Reading and becoming living authors: Urban girls pursuing a poetry self-definition // National Council of Teachers of English. 2009. V. 98. № 3. Pp. 39-45.

260. Xerri D. 'Poems look like a mathematical equation': Assessment in poetry education // International Journal of English Studies. 2016. V. 16. № 1. Pp. 1-17.

261. Yang C. C., Tseng S. S., Shih W. C., & Liang T. A cross-text annotation sharing mechanism for enhancing students' comprehension of poetry // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2012. V. 11. № 4. Pp. 13-24.

262. Young L. Portals into poetry: Using generative writing groups to facilitate student engagement with word art // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2007. V. 51. № 1. Pp. 50-55.

263. Zwicky J. The Experience of Meaning. Montreal & Kingston, London, Chicago: McGill-Queen's University Press, 2019. 248 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.