Психологические аспекты повышения профессиональной творческой работоспособности художников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.03, кандидат психологических наук Черемухин, Дмитрий Геннадиевич

  • Черемухин, Дмитрий Геннадиевич
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2001, ТверьТверь
  • Специальность ВАК РФ19.00.03
  • Количество страниц 164
Черемухин, Дмитрий Геннадиевич. Психологические аспекты повышения профессиональной творческой работоспособности художников: дис. кандидат психологических наук: 19.00.03 - Психология труда. Инженерная психология, эргономика.. Тверь. 2001. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Черемухин, Дмитрий Геннадиевич

Введение

Глава 1. Теоретический анализ публикаций по психоло гии творческой деятельности художников и ритмике солнечной активности

1.1. Обзор литературы по психологии творческой деятельности художников

1.2. Обзор литературы по цикличности солнечной деятельности и солнечно-земным связям

1.3. Математические средства определения ритмики процессов

Выводы

Глава 2.1 [ринцииы отбора списков произведений художников для определения зависимости между 11 -летними циклами солнечной активности и динамикой творческой продуктивности

1. Принципы отбора списков произведений

2. Факторы, влияющие на продуктивность художников Выводы

Глава 3. Психологический анализ деятельности художников по выявлению зависимости между 11-летними ци клами солнечной активности и динамикой творческой продуктивности

1. Метрологические особенности графиков продуктивности художников.

2. Метрологические особенности графиков индекса солнечной активности - числа Вольфа

3. Анализ статистики произведений (АСП) художников, продуктивность которых возрастает при высоких уровнях солнечной активности

3.1. АСП Пластова А.А.

3.2. АСП Лактионова А.И.

3.3. АСП Зинова B.C.

3.4. АСП Лембергского Ф.С.

3.5. АСП Грибова Е.А.

3.6. АСП Якупова Х.А.

3.7. АСП Чернецова B.C.

3.8. АСП Савицкого Г.К.

3.9. АСП Орловой В.А. 50 ЗЛО. АСП Давыдова А.3.

3. И. АСП Татевосьяна O.K. 51 3.12. АСП Бакшеева В.Н.

3.13. АСП Киселева В.В.

3.14. АСП Куприна А.В.

3.15. АСП Джанаева А.В.

3.16. АСП Покаржевского П.Д.

3.17. АСП Струнникова Н.И.

3.18. АСП Коровина С.А.

4. АСП художников, продуктивность которых возрастает в минимумах 11-летних солнечных циклов

4.1. АСП Сарьяна М.С.

4.2. АСП Волоквдина П.Г.

4.3. АСП Савицкого К.А.

4.4. АСП Васнецова A.M.

5. АСП художников, продуктивность которых возрастает на восходящих ветвях солнечных циклов

5.1. АСП Лебедева-Шуйского А.А.

5.2. АСП Абегяна М.М. 61 5.3. АСП Слюсарева И.К. 5.4. АСП Владимирова С.А.

6. АСП художников, продуктивность которых возрастает на спадающих ветвях солнечных циклов

6.1. АСП Самсонова М.И.

6.2. АСП Титова И.Ф.

6.3. АСП Грицая A.M.

6.4. АСП Фаттахова ДА. 67 7. АСП художников, продуктивность которых возрастает в максимумах и на спадающих ветвях солнечных циклов

7.1. АСП Николаева Я.С.

7.2. АСП Кустодиева Б.М.

7.3. АСП Чернышева Н.М.

7.4. АСП Чуйкова С А. 70 <* 8. АСП художников, продуктивность которых повышается и в максимумах, и в минимумах 11 -летних солнечных циклов

8.1. АСП Петрова-Водкина К.С,

8.2. АСП Нисского Г.Г.

8.3. АСП Бфанова В.П.

8.4. АСП Волкова А.Н.

8.5. АСП Бубнова А.П.

8.6. АСП Ромадина Н.М.

8.7. АСП Туганова М.С.

8.8. АСП Холмогорова А.П.

8.9. АСП Иванова А.П.

8.10. АСП Соломаткина Л.И. 78 8 Л1. АСП Суровцева А.П. 78 8.12. АСП Еремина А.Г.

8.13. АСП Ряжского Г.Г.

8.14. АСП Крайнева В.В.

8.15. АСП Крамского И.Н.

8.16. АСП Сафарьяна С.С.

8.17. АСП Саврасова А.К.

8.18. АСП Репина И.Е.

9. АСП художников, продуктивность которых изменяется в соответствии с 22-летним циклом солнечной деятельности

9.1. АСП Архипова А.Е.

9.2. АСП Кузнецова П.В.

9.3. АСП Грабаря Н.Э.

9.4. АСП Максимова К.М.

9.5. АСП Непринцева Ю.М.

9.6. АСП Костанди К.К.

10. АСП художников, продуктивность которых ^ увеличивается вне максимумов 11-летних солнечных циклов

10.1. АСПРзакулиева Э.М.

10.2. АСП Корина П.Д. 89 , 10.3. АСП Шевченко А.В.

10.4. АСП Нурмухаммедова Н.Б.

10.5. АСП Беюк Ага Мирзаде

11. АСП художников со сложной фазовой зависимостью от 11-летних солнечных циклов

ИЛ. АСП Сидорова В.М.

11.2. АСП Дудова Ю.Н.

11.3. АСП Самохвалова А.Н.

11.4. АСП Герасимова A.M.

11.5. АСП Никича А.Ю.

11.6. АСП Романычева А.Д. 95 V 11.7. АСП Куликова И.С.

12. АСП художников, творческая продуктивность которых не обнаруживает зависимости от

11 -летних солнечных циклов

12.1. АСП Жуковского С.Ю.

12.2. АСП Петровичева П.И.

12.3. АСП Шовкуненко А.А.

12.4. АСП Фомина П.Т.

12.5. АСП Серебряковой З.Е. 99 * 12.6. АСП Тулина Ю.Н.

12.7. АСП Морозова А.И.

12.8. АСГ1 Мясоедова Г.Г.

12.9. АСП Свешникова В.М.

12.10. АСП ШегаляГ.М.

12.11. АСП Малявина Ф.А.

12.12. АСП Рябушкина А.П. 104 ^ 12.13. АСП Борисова-Мусатова В.Э.

12.14. АСП Зверькова Е.И.

12.15. АСП Осенева Н.И.

12.16. АСП Рылова А.А.

12.17. АСП Смирнова Ф.И.

12.18. АСП Бродской Л.И.

12.19. АСП Шумилкина А.А.

12.20. АСП Корнеева Б.В.

12.21. АСП ТетеринаВ.К. 108 12.22. АСП Алексеева А.И. 108 13. Сопоставление зависимости творческой продуктивности научно-технических работников и художников от фаз 11 -летних солнечных циклов

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические аспекты повышения профессиональной творческой работоспособности художников»

Проблемы творческой деятельности художников профессионально обсуждаются и изучаются психологами, искусствоведами, сотрудниками книжных издательств и рекламных агенств, режиссёрами театров и телестудий, священнослужителями и, конечно, самими художниками. Художественные галереи, вернисажи, храмы посещаются большим количеством публики. Рецензенты в газетах и журналах откликаются на эти события в культурной жизни обзорами с анализом творчества художников. Не будет преувеличением сказать, что практически в каждой квартире можно увидеть картины художников или их репродукции, жостовские панно(аподно-сы") с лаковой живописью, палехские шкатулки, книги с иллюстрациями и другие произведения художников. Они украшают интерьеры административных зданий, кинотеатров, школ, детских садов, театров, магазинов.

Продукты творческого труда художников оказывают формирующее влияние на эстетические взгляды современников и многих последующих поколений.

Большое количество великолепных картин в наших музеях, росписи в соборах вызывают не только восхищение, но и гордость за талант нашего народа, воспитывают патриотизм, имеют большое и многоплановое познавательное значение.

До настоящего времени психологи и искусствоведы ограничивались и ограничиваются изучением творческого наследия художников-отдельных картин или их совокупности- без выяснения динамики продуктивности и её причин.

Актуальность работы- Творчество-деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Деяние художников,как и творчество в любой профессиональной группе, имеет психологический аспект, личностный и процессуальный. Личностный— предполагает наличие у субъекта способностей,знаний, умения, мастерства, а также особенной настройки мотивациокной сферы, познавательных способностей и особенно воображения. Процессуальный компонент известен в научной литературе из самоотчётов выдающихся деятелей искусства и любых других творческих работников. Он используется в виде конкретных методик интроспекции и автобиографического плана. Процесс рассматривается как ряд последовательных стадий, начиная от инкубации идеи до инсайта. Обусловленность творчества детерминируется той сферой культуры, в которой оно реализуется. Поэтому настоящее исследование направлено на выявление своеобразия психологии труда в искусстве. К сожалению, практически отсутствуют разработки в психологии труда, психологии искусства, психологии творчества, посвященные определению внутренних и внешних факторов, обусловливающих работоспособность получивших общес твенное признание художников. Также не в достаточной степени разработаны критерии оценки их профессиональной работоспособности. Крайне мало научных трудов, которые оценивают функциональное состояние творческой личности. Можно сказать, что проблема творчества- это далеко нерешённая проблема. В психологии сложилось к ней отношение, которое можно было бы выразить словами К.Г.Юнга:"Тайна творчества, подобно тайне свободы воли,- есть трансцендентальная проблема, не решаемая.в психологии. Творческий человек-загадка, разгадать которую люди будут на разных путях пы~ тыться всегда, и всегда безуспешно". Попытка выделить определённые психологические аспекты повышения профессиональной творческой продуктивности художников обусловила актуальность настоящего исследования. Объект исследования. Трудовой процесс художников XIX-XX вв., работавших на территории России (в том числе и СССР в период 1917-1991 гг.).

Предмет исследования. Взаимосвязь между гелиогеофизичес-кими влияниями фаз 11-летних циклов солнечной активности и профессиональной творческой работоспособностью известных художников.

Гипотеза исследования. Существует психологическая взаимосвязь между фазами 11-летних циклов солнечной активности и профессиональной творческой работоспособностью известных художников.

Цель исследования. Проанализировать психологические аспекты повышения профессиональной творческой работоспособности художников в зависимости от ритмов гелиогеофи-зических воздействий. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих методологических и экспериментально-прикладных задач:

• провести анализ научных публикаций психологов и искусствоведов по психологии творческой деятельности художников;

• исследовать публикации по цикличности солнечной деятельности и солнечно-земным связям;

• разработать принципы отбора списков произведений художников для статистического анализа динамики их творчества;

•выявить психологические факторы, влияющие на продуктивность и качество художественной продукции;

• определить зависимость индивидуальной творческой продуктивности художников от фаз 11-летних солнечных циклов;

• разработать таблично-математический метод оценки зависимости продуктивности творческих работников от фаз солнечных циклов.

Теоретико-методолошческой основой исследования являются: деятельностный подход (А-Н, Леонтьев, В.П.Зинченко и др.), субъектно-деятельностный подход(С. Л.Рубинштейн, А.В.Бру-шлинский, К.А.Абульханова-Славская и др.), исторршо-генетический подход (Л.С.Выготский, Л.И.Анциферова и др.), теория комплексного изучения человека как субъекта трудовой деятельности(Б,Ф.Ломов,А.В.Брушлинский, Б.А.Климов, А А.Крылов, А.Ф.Шикун, А.Д.Глоточкин, ГГ.Я.ИТлаен и др.), концептуальные положения психологии творческой деятельности и художественного творчества (Б,Ф,Ломов, В.Д.Шад-риков, Х.И.Лейбович, В.П.Зинчеико, Е.Я.Басии, Б.С.Мейлах, В.Л.Дранков и др.), по цикличности солнечной деятельности (А.Л.Чижевский, Л.И.Мирошниченко, Б.М.Владимирский, Н.Г'.Бочкарев и др.), а также теоретические исследования по теории живописи (И.Э.Грабарь и др.).

Объективность и достоверность исследований обеспечены всесторонне;

1). Объективностью и достоверностью списков произведений художников в биографических монографиях, а также индентификацией картин в музеях и частных коллекциях в нашей стране и за рубе-жом.Техническая экспертиза картин осуществляется в рентгеновском, ультрафиолетовом, инфракрасном диапазонах электромагнитного излучения.

2). Большим количеством (147) исследованных списков произведений художников. Биографическая литература о художниках проверена по фондам Российской государственной библиотеки (Москва, Воздвиженка ул.,3), Российской государственной библиотеки по искусству (Москва, Б.Дмитровка ул., 8/1), библиотеки Государственной Третьяковской галереи (Москва, Кадашевский 1-й переулок, 4).

3). Широким диапазоном мест проживания и работы художников; от 40° до 70° с.ш. на всей территории России и СССР.

4). Продолжительным историческим интервалом (1795-1991 гг.) творческой работы контингента художников.

5). Надёжностью измерений индекса солнечной активности числа Вольфа многими обсерваториями в различных странах.

6). Использованием теории вероятности для определения достоверности расчёта скрытых периодов в графиках числа Вольфа и творческой продуктивности художников с помощью дискретного преобразования Фурье.

В качестве методов исследования применялись методы психологии труда: а) теоретические: обобщение, сравнение, анализ, синтез; б) эмпирико-познавательные; метод изучения документации, метод анализа продуктов деятельности, биографический метод; в) методы анализа и обработки эмпирических данных: сравнительный анализ качественных характеристик, историко-генетический метод, методы статистического и. графического анализа.

Научная новизна состоит в том, что впервые выявлен такой психологический фактор повышения профессиональной творческой работоспособности художников, как ритмика солнечной активности.

Выявлены фазы изменения работоспособности в процессе труда художников. Показано различие творческого процесса у художников и научных работников. Теоретическое значение. Уточнены научные представления в области художественного творчества, психологии труда. Доказано влияние 11-летних циклов солнечной активности на динамику творческой деятельности художников.

Практическое значение. Разработаны принципы отбора списков произведений художников для статистического анализа изменений их функционального состояния в процессе трудовой деятельности. Разработан авторский таблично-математический метод для определения фазовых зависимостей графиков творческой продуктивности художников относительно графика числа Вольфа. Выявлено, что оценка динамики творчества художников должна включать исследование фазовой зависимости их функционального состояния от ритмов Солнечной системы. На защиту выносятся следующие положения:

- открытие явления зависимости индивидуальной творческой продуктивности художников от фаз 11-летних циклов солнечной активности;

- принципы отбора списков произведений художников для статистического анализа динамики творчества;

- таблично-математический метод оценки зависимости ироду ктивности творческих работников от фаз солнечных циклов.

Апробация. Результаты исследований доложены на двух международных конференциях.

1). "Электромагнитные излучения в биологии (вио-эми-2000)", 3-5 октября 2000 г., г.Калуга.

Математические методы анализа цикличности в геологии", 21-22 мйрта 2000 г., г.Москва.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и трёх приложений. Объём основного текста 112 страниц. В списке литературы 235 позиций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», Черемухин, Дмитрий Геннадиевич

выводы

Статистический анализ продуктивности 92-х списков произведений художников подтвердил рабочую гипотезу автора о зависимости творческой продуктивности художников от фаз 1! -летних циклов солнечной активности. По фазовым особенностям контингент художников разделён на: 10 групп.

Высокая достоверность спектрального анализа графиков индекса солнечной активности- числа Вольфа и продуктивности художников с помощью дискретного преобразования Фурье проверена с помощью общепринятых Вероятностных подходов. Подтверждена высокая :>ф ; фективность спектрального анализа с помощью специально разработанного авторского таблично математического метода.

При сопоставлении зависимостей творческой продуктивности художников и научно-технических работников от фаз солнечных 11-летних циклов обнаружено, что в обоих контингентах наибольшее количество респондентов повышает продуктивность в двух случаях: в максимумах циклов; и в максимумах, и в минимумах циклов. ш

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1). Подтверждена рабочая гипотеза автора о зависимости творческой продуктвдиости художников от фаз И-летних циклов солнечной активности. По фазовым особенностям контингент художников разделён на 10 групп,

2). Разработаны принципы отбора списков произведений художников для статистических исследований, К этим принципам относятся: ана . - i лиз списков произведении художников, творческое наследие которых нашло широкое признание; временной творческий интервал художника должен быть более двух солнечных циклов; соотношение живописи (более 95%) и картин с другой техникой исполнения (менее 5%); минимальное количество картин с "растянутой" датировкой и др.

С помощью этих принципов для статистических исследований выде i лено 92 списка из 147, содержащие более 30 тысяч картин выдающихся художников XIX-XX вв., проживавших на территории России и СССР.

3). Спектральный анализ графиков индекса солнечной активности -числа Вольфа и Ефодуктивношт художников, проведенный с помощью дискретного преобразования Фурье для функций, заданных на ограiюченном интервале времени, подтвердил, что периоды резонансных армоиик пар этих графиков совпадают. Высокая достоверность ре-ультатов нодгверждена с помощью: общепринятых вероятностных лодходов.

4). Высокая эффективность определения фазовых зависимостей графиков продуктивности относительно графика числа Вольфа с помощью специалыю' разработанного таблично-математического метода подтверждена расчётами по 19 спискам произведений художников.

5). Идеи Дранкова BJL о четырёх фазах творческого процесса художника расширены сопоставлением с этапами творческой работы учёных естественнонаучного направления над! конкретной проблемой (проектом). Объяснено принципиальное и многоплановое различие творческих процессов художников и научных работников. 6). Проведена коррекция формулы Шабельникова А.В. для спектральных компонент природных процессов \с учётом движения центра Солнца относительно барицентра. Рассчитанные по уточнённой формуле периоды природных ритмов совпали «^периодами, обнаруженными в семи публикациях астрономов, гелиобиологов, климатологов.

7). Проанализированы психологические факторы, влияющие на продуктивность художников и обеспечивающие высокое качество художественной продукции: своевременное общественное признание результатов твор ческой деятельности; адекватность самооценки; наблюдательность; зрительная намять; умение понять главные черты характера, переживания и поведение персонажей картин; умение найти главное место в пейзаже и др.

8). При сопоставлении зависимости творческой продуктивности художников и научно-технических работников от фаз i 1 -летних солнечных циклов обнаружено, что в обоих контингентах наибольшее количество респондентов повышает продуктивность в двух случаях: в максимумах циклов; и в максимумах, и в минимумах циклов.

Практическая значимость результатов исследований состоит в следующем.

I ), Оценка динамики творчества художников должна учитывать фазовую зависимость их функционального состояния от ритмов Солнечной системы.

2). Предложенный в диссертации таблично-математический метод оценки фазовой взаимосвязи между графиками числа Вольфа и продуктивности художников является универсальным и может быть распространён на изучение динамики продуктивности творческих работников других специальностей.

3). Выведенная в диссертации формула для периодов спектральных компонент природных процессов имеет методологическое значение, гак как по пен предсказаны ещё не обнаруженные периоды природных процессов.

Дальнейшее развитие исследований целесообразно продолжить в следующих аспектах. Необходимо расширить количество списков произведений в статистическом анализе.Нри организации персональных выставок произведений художников желательно оформлять не только каталоги выставок, но и полностью списки 1фоизведелий с биографическими сведениями. Передавать эти материалы в Книжную палату РФ и в специализированные библиотеки: ГТГ, Русского музея. Российской государственной библиотеки по искусству и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Черемухин, Дмитрий Геннадиевич, 2001 год

1.1. Шадриков В.Д. Деятельность п способности. М.: Изд.корпорация "Логос",!994. - 320 с.

2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд. корпорация "Логос''. 1996. — 320 с.

3. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении. Прикладная психология, 1998, №3, с.25-32.

4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Изд. центр "Академия" Л 996. — 224 с.

5. Лурия А.Р. Об историческом развитии п о з н а в а т е л ь н ь i х процессов. М: Наука, 1974. — 172 с.

6. Шикун А.Ф., Лейбович Х.И. Методология, методы и психология научного исследования. Тверь: ТвГУ, 1995. -- 39 с.

7. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев И.И. Архитектура и психология. М.: С гропиздат, 1993. — 295 с.

8. Залевская А.А. Слово о лексиконе человека. Пспхолинг-вистическое исследование. Воронеж: ВГУ, 1990. — 207 с.

9. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 318 с.

10. Селиванов В.В. Мышление художника и современность. Ленинград: "Знание", 1983. — 32 с.

11. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: "Знание", 1988. — 64 с.

12. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. Учебное пособие. Ленинград: Ленингр. гос. ин-т культуры имени Н.К.Крупской, 1991. —71 с.

13. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973. — 247 с.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.--145 с.

15. Harvey С. Lehman. Age and achievement. Princeton: Princeton university press, 1953. — 359 p.

16. Арнхейм P. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.

17. Никитюк Б.А., Алпатов A.M. Связь вековых изменений процесса роста и развития человека с циклами солнечной активности. Вопросы антропологии. 1979,в.63,с.34-44. Изд.МГУ.

18. Никитюк Б.А. Конституция человека и уровень гелиоге-омагнитной активности на момент его рождения. Тезисы докл. 4конгр. Междунар. ассоциации морфологов,!998. Морфология, 1998 ,т. 113,№3,с.84.

19. Гуляева Т.Л. Летальные проявления метеорологическихii космических факторов. Биофизика,1998,т.43,в.5,с.833-839

20. Моисеева Н.И., Любицкий Р. В. Воздействие гелиогео-физических факторов на организм человека. Ленинград: Наука, 1986. 136 с.

21. Владимирский Б.М., Сидякин В.Г., Темурьянц Н.А., Макеев В.Б., Самохвалов В.П. Космос и биологические ритмы. Симферополь: Крымский комитет по печати, 1995.- 207с.

22. Мирошниченко Л.И. Солнечная активность и Земля. М.: Наука, 1981. — 145 с.

23. Ли А.Г. Сопоставительное изучение методов активного воздействия на мозг человека для повышения эффективности восприятия стимулов малой интенсивности. Биофизика Л 997, т.42,№3,с.711-717. (Р.Ж.Биология,1999,№9,реф.99.09-04Д2.504)

24. Черемухин А.Г. О цикличности развития научного потенциала планеты.41 Научно-техническая информация.Серия 1. Организация и методика информационной работы", 2000,№3, с.30-34.

25. Черемухин АХ. Зависимость творческой продуктивности учёных от фаз 11-летних солнечных циклов. Биомедицинская радиоэлектроника, 2000, №1, с.41-45.

26. Черемухин А.Г. Влияние космического пространства на творчество К.Э.Циолковского. XXXIV Научные чтения памяти К.Э.Циолковского, 14-16 сентября 1999, Калуга.

27. М.: ИИЕТ РАН, 1999. — 216 с. С.93-94.

28. Черемухин А.Г. Исследование причин творческой деятельности и личности автора научно-технических публикаций. М.: Граница, 1999. — 96 с.

29. Черемухин АХ. Влияние 11-летней цикличности солнечной деятельности на творческую продуктивность научных работников.

30. Съезд биофизиков России, 22-28 авг. 1999, Москва, МГУ. РАН и др. Ннстспуг биофизики клетки,!999, т.З,с,747-1142. Тезисы докл., с.855.

31. Черемухии А.Г. Солнечная активность и продуктивность научного груда.

32. Биомедицинская радиоэлектроника, 1999, №7, с.60.

33. Черемухин А.Г., Черемухин Д.Г. Причины творческой деятельности. М: "Прометей" МИГУ, 2000.-----1-58 с.

34. Черемухин А.Г., Черемухин Д.Г. Циклы солнечной активности и ритмы творческой продуктивности научного сообщества.

35. Электромагнитные излучения в биологии (БИО-ЭМИ-2000)" Труды международной конференции. Калуга, Россия, 3-5 окт. 2000. Калуга: Лазерная АН РФ, РАЕН и др.,2000. — 218 с. С.166-171.

36. Черемухин А. Г. Психологические аспекты деятельности творческих работников с учётом ритмики природных процессов. Дисс. на соиск. уч. ст. к. психол.н.

37. Тверь: ТвГУ, 2000. - 457 с. (На правах рукописи)

38. Ефимов М.Л. Биологические ритмы и творчество. Алма-Ата: "Наука" Каз.ССР, 1990ю — 168 с.

39. Пэрна Николай Яковлевич. Ритм, жизнь и творчество. Л.-М.: "Петроград", 1925. — 141 с.

40. Александрова М.Д., Рудкевич JT.A. К вопросу о возраст-нон динамике творческой продуктивности на примере мастеров живописи. Материалы IV Всес. съезда общ. психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971 г., с.469-470.

41. Тбилиси: "Мецниереба", 1971. — 1005 с.

42. Дмитриев А.А., Скляров Ю.А., Шабельников А.В., Соколов Л.П., Полянская Е.А. Изменчивость осадков, температуры и солнечная активность. Саратов: Сар.ун-т, 1990.-112 с

43. Шабельников А.В., Кирьянов К.Г. Вековые,годовые и суточные колебания некоторых природных процессов. Биофизика, 1998, т.43, в.5, с.874-877.

44. Charvetov Ivanka. The basic cycle of 2402 years in solar motion and its response in solar activity.а). Geophys. res. Abstr. 1999,v.I ,№3,p.681б). Р.Ж.Геофизика,2000,№9,с. 12,реф. 00.09-09A.99

45. Чижевский А.Л., Шишина Ю.Г. В ритме Солнца. М.: Наука, 1969, — 112 с.

46. Бочкарев Н.Г\ Магнитные поля в космосе. М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат.литер., 1985. — 208 с. (Серия "Проблемы науки и технического прогресса")

47. Васильев О.Б., Кандаурова К.А. Предварительные результаты исследования частотного спектра цюрихского ряда чисел Вольфа (1749-1967). Солнечные данные, 1968, №12, с.85-95

48. Музалевский Ю.С., Жуков Л.В. К вопросу о взаимосвязи в периодичности индексов активности Солнца. Солнечные данные, 1968, №12, с.77-84.

49. Клод Моне. М.: Изобраз.искусство,1989. — 176 с. Автор-сост. В.А.Кулаков.

50. Нейман Л.Р., Калантаров ПЛ. Теоретические основы электротехники. М.-Л.: Госэнергоиздат. 1954. часть 2.-416 с.

51. Громыко Г.Л. Статистика. М.: МГУ, 1981. —408 с.

52. Артоболевский И.И.,Боголюбов А.Н.,Болотин В.В. и др. Вибрации в технике.Справочиик,т. 1 "Колебания линейных систем". Ред. Болотин В.В. М.: Машиностроение, 1978.-352 с.

53. Крылов В.И., Крутикова Л.Г. Справочная книга по численному гармоническому анализу.

54. Минск: Наука и техника, 1968. —•- 166 с.

55. Нейман Л.Р., Демирчян К.С. Теоретические основы электротехники, т. 1. Ленинград: ЭнергоиздатЛ981. — 534 с.

56. ШирманЯ.Д., Голиков В.Н., Бусыгин Н.Н. и др. Теоретические основы радиолокации. М.: Сов.радиол 970. — 560 с.

57. Агекяи Т.А. Теория вероятностей для астрономов и физиков. М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат.лит.Л974. — 264 с.

58. Кассандрова О.Н., Лебедев В.В. Обработка результатов наблюдений. М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит.,1970. -- 104 с.

59. Астафьева Н.М. Вепвлет-аналпз: основы теории и примеры применения. Успехи физич.наук, 1996, т.166, №11, с.1145-1170.

60. Владимирский Б.М.Математические методы в биологии. Ростов-на-Дону: Изд.Рост.ун-таД983. — 304 с.

61. Серебренников М.Г., Первозванский А. А. Выявление скрытых периодичностен. М.: Наука, 1965. — 244 с.

62. Иванов В.В., Ротанова Н.М. Вейвлет-аналнз профиля магнитных аномалий, полученных по данным спутника МАГСАТ. "Геомагнетизм и аэрономия", 2000, т.40, №2, с.78-83

63. Хлыстов А.И., Долгачев В.П., Доможилова JI.M. Барицентрическое движение Солнца и солнечно-земные связи. Биофизика, 1992, г.37, в.З, с.547-553.

64. Дранков В.Jl. Многогранность способностей как общий критерий художественног о таланта. С. 123-139.

65. Сб.''Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 1983". Леншп рад: Паука, 1983.-279 с. Ред.Мейла.ч Б.С.

66. Моетепаненко А.М./Зобов Р.А. Научная и художественная картины мира. Там же, С.5-13.

67. Лашманов Д.П. К спорам о взаимоотношениях искусства и науки. О логико-методологических основаниях дискуссии. С.73-82.

68. Сб."Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/ 1982". Ленинград: НаукаЛ982.-286 с. Ред. Мейлах Б.С.

69. Каштанова С.Г. Психологический анализ работы художников над картиной. С Л 41-196.

70. Сб."Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа". М.: АПН РСФСРЛ954.-224 с.(+54 илл.) Ред. Игнатьев Е.Н.

71. Капланова С.Г. Процессы воображения в создании прои зведеннн живописи. Там же, С. 197-224.

72. Прокущев Г.И. О некоторых особенностях сюжетпо-те-матической картины в творчестве А.И.Бутова. С.28-41. Сб."Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе" (Вопросы марийского фольклора и иску сства, выпуск 8)

73. Йошкар-Ола: Map.НИР! языка, литературы и истории имени В.М.Васильева Л 989.-191 с.

74. Прокушев Г.И., Соловьева Г.И. Проблема идейности и содержательности в живописи и графике З.Ф.Лаврентьева. Там же, С.42-67.

75. Тихомиров O.K., Райков BJL, Березанская Н.А. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности. С.143-204.

76. Сб."Психологические исследования творческой деятельности". М: НаукаЛ975.-253 с. Ред.Тихомиров O.K.

77. Дунаев М.М. В. Э. Борисов-л усатое. М.: Искусство Л 993.-191 с. (С Л 26)

78. Черемухин Д.Г. Ригмика творческой деятельности художников. Монография. М.: Сфера.2000.-301 с.

79. Черемухин Д.Г. Ритмы Солнечной системы. "Математические методы анализа цикличности в геолопш", выпуск 8, С.41-44. Труды 10-й Междунар. московской конф., 21-22 марта 2000 г. МГОУ, МОИП, РАЕН и др.

80. М.: Творческий центр ^Сфера",2000.-66 с.

81. Черемухин А.Г., Черемухин Д.Г. Корреляция природных ритмов и творческой деятельнос ти. Там же, С.45-47.

82. Черемухин Д.Г. О влиянии ритмики солнечной активности на творческую продуктивность художников.1. Там же, С.48-65.

83. Черемухин Д. Г. Солнечная цикличность и творческая деятельность человека.

84. Достижения науки и техники АПК, 2001, МЛ, С.31-33.

85. Черемухин Д.Г. Воздействие 11-летних циклов солнечной активности на продуктивность художников.

86. Библогр. указатель ИНИОН РАН, Москва:"Депонированные научные работы",2001 г. Деп.№56205, 18.01.2001. (в печати) "Новая литература по социальным и гуманитарным наукам".

87. Черемухин Д.Г. Сопоставительный анализ влияния ритмики солнечной активности на продуктивность научно-технических работников и художников.

88. I Всерос.науч.конф."Физические проблемы эколопш(эколо-гическая физика)",22-24 мая 2001 г.,Москва,МГУ, ИПМ РАН.

89. Пущинский научный центр РАН; Тез. докл.М.: МГУ, 2001 (в печати)176. Черемухин Д.Г.

90. Влияние 11-летних циклов солнечной активности на творческую продуктивность художников. Там же (в печати)177. Черемухин Д.Г.

91. О динамике продуктивности художников.

92. Сборник научных трудов "Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования", том 13. Тверь, ТвГУ,2001. Отв.ред. Шикун А.Ф. (в печати)

93. Черемухин Д.Г. Гелиогеофизические факторы в творчестве художников. Там же (в печати)

94. Черемухин Д.Г. Особенности творческой деятельности живописцев и учёных. Там же (в печати)

95. Черемухин Д.Г. Гелиогеофизические ритмы. Биомедицинская радиоэлектроника, 2001, №4 (в печати)

96. Черемухин Д.Г. Солнечные резонансы в продуктивности художников. Биомедицинская радиоэлектроника, 2001, №6 (в печати)

97. Казьмина Е. Тихая моя родина. Слово, 1998, №2, С.3-21.

98. Федь Н. Обречённая любовь. Слово, 1998, №2, С.47-56.

99. Темников Ф.Е. Автоматические регистрирующие приборы. М.: Машиностроение, 1968. 383 с. (С. 19-23)

100. Крюк Э.А. Современная концептуальная модель энергоинформационного взаимодействия. Бинар-Аура-Z, 1997, №3, С. 14-17.

101. Изд. ВНИИ "Бинар" Рос. акад. медико-технических наук.

102. Судаков К.В. О путях развития физиологии в XXI веке: размышления и прогноз.

103. Вестник РАМН, 1998, №9, С.54-56. М.: "Медицина".

104. Лейбович Х.И., Черемухин Д.Г.

105. Факторы, влияющие на продуктивность художников.

106. Сб. науч. тр. "Психолого-педагогические аспекты многоуровневогообразования", том 13.

107. Тверь: ТвГУ, 2001. Отв. ред. А.Ф.Шикун. (в печати).2Л. Лебедев А.К. Владимир Александрович Серов. М.: Искусство, 1964. — 326 с.

108. Прытков В.А. Николай Александрович Ярошенко. М.: Искусство, 1960. 420 с.

109. Манин B.C. Куинджи. М.: Изобр.искусство,1976. —208 с.

110. Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М: Искусство, 1964. — 458 с.

111. Ситник К.А. Николай Алексеевич Касаткин. Жизнь и творчество. 1859-1930. М.:Искусство,1955. — 423 с.

112. Сокольников М.Г1. Борис Владимирович Ногансон Жизнь и творчество. М: Сов. художник, 1957. — 200 с.

113. Мокрицкий Аполлон Николаевич. Дневник художника А.Н.Мокрицкого. М.: Изобразит. искусство,1975. — 271 с. Сост. Приймак Н.Л.

114. Пружан И.Н. Лев Самойлович Бакст. Ленинград, Искусство, 1975. — 232 с.

115. Барсаламов Н.С. Иван Константинович Айвазовский 1817-1900. М.: Искусство, 1962. — 276 с.

116. Кончаловский. Художественное наследие. М.: Искусство, 1964. — 544 с. Сост. К.В.Фролова.

117. Шапиро А.Я., Кочик О.Я., Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография. М.: Искусство, 1966. — 240 с.

118. Зонова З.Т. Григорий Иванович Угрюмов. 1764-1823. М.: Искусство, 1966. — 116 с.

119. Рогинская Ф.С. Лукиан Васильевич Попов. 1873-1914. Ленинград: Художник РСФСР, 1961. — 111с.

120. Членова Л.Г. Федор Григорьевич Кричевский. М.: Советский художник, 1969. — 172 с.

121. Федоров-Давыдов А.А.,Лясковская О.А.,Фабрикант М.И.

122. В.Г.ПЕРОВ. М.:Гос.тд.изобразит.искусств,1934. — 355 с.

123. Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. 1824-1904. М.: Искусство, 1958. — 427 с.

124. Пикулев И.И. Иван Иванович Шишкин. 1832-1898. М.: Искусство, 1955. — 275 с.

125. Моргунов И.С., Моргунова-Рудницкая Н.Д. Виктор Михайлович Васнецов.Жизнь и творчество. 1848-1926.

126. М.: Искусство, 1962. — 459 с.

127. Станкевич И.И. Сергей Арсеньевич Виноградов. Ленинград: Искусство. Ленингр. отдел., 1971. — 151 с.

128. Софронов С.И. Художник-передвижник Н.В.Орлов. М.: Искусство, 1965. — 132 с,

129. Гремиславский И.Я., Сыркина Ф.Я. Борис Иванович Волков. М.: Советский художник, 1958. — 123 с.

130. Кравченко П.А. Виктор Семенович Климашин. М.: Сов.художник, 1958. — 111 с.

131. Львова Е.П. Евгения Алексеевна Малеина. М.: Сов.художник, 1963. — 116 с.

132. Днепровский М.М. Художник Афанасий Ефремович Куликов. Калуга: Изд.газеты "Знамя", 1955. — 72 с.

133. Буторина Е.И. Александр Лабас. М.: Советский художник, 1979. — 215 с.

134. Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. 1875-1946 М.: Сов.художник, 1961. — 418 с.

135. Михайлов А.И. Михаил Васильевич Нестеров. Жизнь и творчество. 1862-1942. М.: Сов.художник, 1958. —494 с.

136. Снитко Л.PI. А. О. Никулин. Очерк жизни и творчества. Барнаул: Алтайское книжное изд., 1969. — 64 с.

137. Коровкевнч С.В. Михаил Георгиевич Шатунов. Ленинград: Художник РСФСР, 1959. — 29 с.

138. Казак А.В. Алексей Васильевич Киселев. Ленинград: Художник РСФСР, 1988. — 112 с.

139. Сокольников М.П. Михаил Семенович Пырин. Художник. 1874-1943. Ленинград: Художник РСФСР,1959. — 51 с.

140. Герценберг В.Р. Яков Дорофеевич Ромас. Творческий путь. Очерки. М.: Сов. художник, 1970. — 223 с.

141. Разумовская С.В. Серафима Васильевна Рянгина. М.: Сов. художник, 1957. — 99 с.

142. Каганович А. Иосиф Александрович Серебряный. М.: Сов. художник, 1955. — 62 с.

143. Эдоков В.И. Г.И.Гуркин. Очерк о жизни и творчестве. Барнаул: Алтайское книжное изд., 1967. — 118 с.

144. Третьяков Н.Н. Константин Федорович Юон. М.: Искусство, 1957. — 220 с.

145. Костина Е.М. Федор Федорович Федоровский. М.: Сов. художник, 1960. — 242 с.

146. Мямлин И.Г. Василий Иванович Шухаев. Ленинград: Художник РСФСР, 1972. — 174 с.

147. Владич Л.В. Иван Сидорович Ижакевич. М.: Сов. художник, 1955. — 108 с.

148. Горбачев Д.Е. Анатолий Галактионович Петрицкий. М.: Сов. художник, 1970. — 152 с,

149. Островский Г.С. Антон Михайлович Кашшай.1

150. М.: Сов. художник, 1962. — 79 с.

151. Серебряная В.И. Ярослав Р1горевич Крестовский. Ленинград: Художник РСФСР, 1987. — 143 с.

152. Гусева Е.Н. Энгельс Васильевич Козлов. Ленинград: Художник РСФСР, 1991. — 119 с.

153. Коган Д.З. Владимир Бе,хтеев (1878-1971). М.: Сов. художник, 1977. — 319 с.

154. Журавлева Е.В. Константин Андреевич Сомов. М.: Искусство,1980. — 231 с.

155. Александр Иванович Савинов: письма, документы, вос-поминаиия(о А.И.Савинове). Очерк жизни и творчества Г.А.Савинова,с,8-93.

156. Ленинград: Художник РСФСРЛ 983.-331с

157. Леонова Н.Г. Глеб Александрович Савинов. Ленинград, Художник РСФСР, 1988. — 174 с,

158. Холодковская М.З. Алексей Степанович Степанов. 1858-1923:Альбом репрод..

159. Ленинград: Художник РСФСР, 1981. — 103 с.

160. Купцов И.И. Сергей Иванов:живопись,монументальное искусство.

161. М.:Сов. художник, 1985. — 136 с.

162. Киселев М.Ф. Мария Васильевна Якунчикова. 1870-1902. М.: Искусство, 1979. — 191 с.

163. Ацаркина Э.Н. Павел Андреевич Федотов. М.: Изд. Гос.Третьяковской галереи, 1952. — 148 с.

164. Ладо Гудиашвили. Сост.:Каган М.С.,Златкевич Л.Л. Ленинград, Аврора, 1982. — 240 с.

165. Хруцкий Иван Фомич(1810-1885). Альбом-каталог. Авт.-составители Паньшина И.И., Ресина Е.К.

166. Минск: "Беларусь". Го с. художеств, музей БССР, 1990.— 122 с.254. Семенова С.В.

167. Очарован Уралом: жизнь и творчество А.К.Денисова-Уральского.

168. Свердловск: Средне-Урал.кн.изд.,1978. — 143 с.

169. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. 1729-1802. М.: Искусство, 1973. — 208 с.

170. Никифоров Б.М. Аркадий Александрович Пластов. М.: Советский художник, 1972. — 212 с.

171. Николаева Е.В., Мямлин И.Г. Александр Иванович Лактионов. Ленинград: Художник РСФСР, 1978. — 175 с.

172. Шаповалов Я.Я. Виктор Семенович Зинов. Свердловск: Свердл.кн.изд., 1963. —-31 с.

173. Лембергскии Ф. Ленинград, Ленингр.отд.Союза сов.худо жников РСФСР, 1960. — 10 с.

174. Кириллова Г.С. Евгений Алексеевич Грибов. Художник. Ленинград: Художник РСФСР, 1986. — 79 с.

175. Червонная С.М. Харис Якупов. Ленинград, Художник РСФСР, 1983. — 160 с.

176. Антонова АЛ.,Логвииская Э Я. В. С. Чериецов(1907-1969) М.: Сов. художник, 1987. — 208 с.

177. Полищук Э.А. Георгий Константинович Савицкий. 1887 1949. М.: Искусство, 1961. •— 263 с,

178. Сокольников М.П. Вера Алексеевна Орлова. Ленинград: Художник РСФСР, 1971. — 95 с.

179. ЗЛО. Кутейникова Н.С. Анатолий Захариевич Давыдов. Ленинград: Художник РСФСР, 1988. — 126 с.

180. Шостко Л.В. Оганес Татевосьян. М.: Сов. художник, 1977. — 119 с.

181. Сокольников М.П. В.Н.Бакшеев.Жизнъ и творчество. М.: Искусство, 1972. — 216 с.

182. Филонович И.Н. Виктор Васильевич Киселев. Ленинград, Художник РСФСР, 1982. — 128 с.

183. Кравченко К.С. А.В.Куприн. М.: Сов. художник, 1973. — 243 с.

184. Дзантиев А.А. Азанбек Васильевич Джанаев. Ленинград: Художник РСФСР, 1969. — 87 с.

185. Беспалова JI.A. Петр Дмитриевич Покаржевскнн. М.: сов. художник, 1959. — 79 с.

186. Круглый PI. А. Николай Иванович Струнников. Ленинград: Художник РСФСР, 1965. —- 70 с.

187. Су зд ал ев П. Сергей Алексеевич Коровин. 1858-1908. М.:Искусство, 1952. — 159 с,

188. Мартирос Сарьяи. Живопись, акварель, иллюстрации, театрально-декорационное искусство. Альбом. Ленинград: Аврора, 1987. — 339 с. Сост.: Хачатрян Ш.Г., Мирзоян Л.Л., Каменский А.А.

189. Ковальская Л.С. Павел Волокидин:Альбом репрод. М.: сов. художник, 1981. 119 с.

190. Левенфиш Е.Г. Константин Аноллонович Савицкий. 1844 1905. Л.-М.: Искусство, 1959. — 176 с.

191. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. М.: Искусство, 1983. — 229 с.

192. Лобанов В.М. Анатолий Адрианович Лебедев-Шуйский. М.: Сов. художник, 1960. — 103 с.

193. Микаэлян К.В. Мгер Абегян: Живопись. Альбом. М.: Сов. художник, 1982. — 19,98 усл.п.л.

194. Павловский Б.В. Иван Кириллович Слюсарев. М.: Сов. художник, 1958. — 67 с.

195. Рогцин A.PL Севан Алексеевич Владимиров. Жизнь и тво рчество. 1869-1947. Ленинград: Художник РСФСР, 1974,- 83 с

196. Шабельников В.А. Марат Самсонов:Альбом репрод. М.: Сов. художник, 1980. — 92 с.

197. Васильев А.А. Иван Филиппович Титов. М.: Сов. художник, 1955. — 80 с.

198. Глобачева С.И. Алексей Грицай. М.:Сов. художник, 1971. — 110 с.

199. Елькович Л.Я. Лотфулла Абдульменович Фаттахов. Художник. М.: Сов. художник, 1960. — 73 с.

200. Шувалова И.Н. Ярослав Сергеевич Николаев. Ленинград: Художник РСФСР, 1986. — 104 с,

201. Эткинд М.Г. Борис Михайлович Кустодиев. Л.-М.: Искусство, I960. — 219 с.

202. Бубнова Л.С. Николай Михайлович Чернышев. М.: Сов. художник, 1960. — 88 с.

203. Сарабьянов Д.В. Семен Чуйков. М.: Сов.художник, 1976. — 267 с.

204. Костин В.И. К. С. Петров-Водкин . /878-1939. М.: Сов. художник, 1966. — 167 с.

205. Киселев М.Ф. Георгий Нисский. М.: Изобразит, искусство, 1972 . — 176 с.

206. Гущин В.П. Василий Прокофьевич Ефанов. М.: Изобразит, искусство, 1972. — 127 с.

207. Земская М.И. Александр Волков. Мастер'Транатовой чайханы". М.: Сов. художник, 1975. — 160 с.

208. Александр Бубнов. М.: Сов. художник, 1987. — 133 с. Сост.: Бубнова Л.С. Вступит, статья Акимовой И.Г.

209. Белюстина О.В. Ромадин . М.: Сов. Россия, 1975. — 120 <

210. Хаким Мусса. Махарбек Туганов народный художник Осетии. Орджоникидзе: Северо-Осетинское кн.изд., 1962.-65

211. Шумилов Е.Ф. Алексей Павлович Холмогоров. Ленинград: Художник РСФСР, 1988. — 142 с.

212. Коровкевич С.В. Андрей Иванович Иванов.1775-1848. М.: Искусство Л 972. — 124 с.

213. Нестерова Е.Н. Леонид Иванович Соломаткин. Жизнь и творч< етво.(Каталог живописных произведении составлен Е.В.Нестеровой j С.В.Рнмской-Корсаковой.) Спб.: Аксиома, Алетейя,1997. — 184 с.

214. Баркова Н.В. Андрей Суровцев: Альбом. М.: Советский художник, 1991. — 79 с.

215. Голенький Г.Ф. Алексеи Еремин. Ленинград: Художник РСФСР, 1985. 160 с.

216. Журавлев В.В, Георгий Георгиевич Ряжский. М.: Сов. художник, 1952. — 68 с.

217. Мальцева Ф.С. Василий Васильевич Крайнев. М.: Сов. художник, 1958. — 79 с.

218. Гольдштейн С.Н. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. 1837-1887. М.: Искусство, 1965. —440 с.

219. Казарян М.М. Сурен Сафарян: Живопись.Альбом. М.: Сов. художник, 1978. 90 с.

220. Новоуспенский Н.Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897. Л.-М.: Искусство, 1967. — 136 с.

221. Эрнст Сергей. Илья Ефимович Репин. Ленинград: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии истории материальной культуры, 1927. — 137 с. + 32 нлл. (Шифр 75(47)Р-41 Э-ФО в Рос. гос. библ. по искусству)

222. Грабарь Н.Э. Репин, том 2. М.:Наука.1964. 331 с. (см.стр. 221-229)

223. Живова О.А. х\брам Ефимович Архипов. М.: Сов. художник, 1959. — 128 с.

224. Ромм А.Г. Павел Варфоломеевич Кузнецов. М.: Сов. художник, 1960. — 93 с.

225. Игорь Эммануилович Грабарь.

226. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: Искусство.1937. — 374 с.

227. Подобедова О.И. Игорь Эммануилович Грабарь. М.: Сов. художник, 1964. — 338 с.

228. Купцов И.И. Константин Мефодиевич Максимов. Ленинград: Художник РСФСР, 1984. — 136 с.

229. Мямлин PI.Г. Юрий Непринцев. М: Искусство,1976.-152с

230. Шистер А.Н. Кириак Константинович Костанди. Ленинград : Художник РСФСР, 1975. — 136 с.

231. Наджафов М.Н. Эльбек Рзакулиев. М: Сов. художник, 1982. — 72 с.

232. Павел Дмитриевич Корин. 1892-1967. К столетию со дня рождения. М.: ГТГ.Дом-музей П.Д.Корина, 1993.- 95 с.1. Под ред. Л.И.Иовлевой.

233. Каганская Ж.Э., Шалабаева В.Н., Лоткина-Ганина Т.Е. А. В.Шевченко. Сборник материалов.

234. М.: Сов. художник, 1980. — 280 с.

235. Рыбакова И.А. Нагим-Бек Нурмухаммедов. М.: Сов. художник, 1979. — 75 с.

236. Корзухин А.Д. Беюк Ага Мирзаде:Альбом. М.: Сов. художник, 1980. — 73 с.

237. Раздобреева И.В. Валентин Михайлович Сидоров. Ленинград: Художник РСФСР, 1981. — 183 с.

238. Петровичева И.П. Ю.Н.Дудов. Ленинград: Художник РСФСР, 1988. — 120 с,

239. Зингер Л.С. Александр Самохвалов. М.: Советский художник, 1982. — 183 с.

240. Сокольников М.П. A.M.Герасимов. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1954. — 234.

241. Фомина Н.Н. Анатолий Юрьевич Никич. Ленинград: Художник РСФСР, 1983. — 144 с.

242. Громов Н.Н. Александр Дмитриевич Романычев. Ленинград: Художник РСФСР, 1991. — 120 с.

243. Балакин П.П. И. С. Куликов. 1875-1941. Ленинград: Художник РСФСР, 1965. — 90 с.

244. Горелов Н.И. Станислав Юлианович Жуковский.Жизнь и творчество. 1875-1944. М. Искусство, 1982. — 272 с.

245. Круглый И.А. Петр Иванович Петровичев: 1874-1947. Ленинград: Художник РСФСР, 1975. — 146 с.

246. Владич Л.В. Алексей Шовкуненко: Альбом. М.: Советский художник, 1983. — 135 с.

247. Сазонова К.К. Петр Тимофеевич Фомин. Ленинград: Художник РСФСР, 1984. — 223 с.

248. Князева В.П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с,

249. Кудрявцева С.В. Юрий Николаевич Тулин. СПб: Художник РСФСР, 1992. 101 с.

250. Калинин Е.С. Александр Иванович Морозов. Ленинград: Художник РСФСР, 1989. — 144 с.

251. Шувалова И.Н. Мясоедов. Л.: Искусство, 1971.-144 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.