Психологические факторы изменения образа "своих", опосредующего отношение к "другим" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Молчанова, Екатерина Александровна

  • Молчанова, Екатерина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Казань
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 226
Молчанова, Екатерина Александровна. Психологические факторы изменения образа "своих", опосредующего отношение к "другим": дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Казань. 2015. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Молчанова, Екатерина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретико-методологические основы исследования образа мира

Картина мира как система представлений о способе жизнедеятельности и взаимодействия с культурным миром

Образ мира как система значений и поле смыслов Психологические характеристики образов «своих» и «других» как системы значений и смыслов взаимодействия с индивидами разных культурных миров

Исследование образа «своих», опосредующего отношение к «другим» Организация и методики исследования Исследование структуры образа «своих» Исследование когнитивного компонента образа «своих», опосредующего отношение к «другим» Исследование поведенческого компонента образа «своих», опосредующего отношение к «другим» Исследование эмоционального компонента образа «своих», опосредующего отношение к «другим»

Выводы Заключение Список литературы Приложения

13

32

47

62

74

87 102 106 109

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические факторы изменения образа "своих", опосредующего отношение к "другим"»

Введение

Актуальность темы исследования. В современной когнитивной психологии особое внимание уделяется образу многомерного мира как сложного многоуровневого образования, обладающего системой значений и полем смысла (А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко). В индивидуальном сознании образ мира может представляться более или менее адекватным, более полным или менее полным, иногда даже ложным. Индивиды сами строят образ мира, сами переделывают и частично создают его, а он, в свою очередь, функционирует и опосредует их действия в реальном мире.

К насущным психологическим проблемам, касающимся «образа мира» относятся: его построение индивидами, переделывание и частичное его создание, функционирование и опосредование действий индивидов в реальном мире. Решение этих проблем позволяет говорить о существовании двух аспектов окружающего мира: существующий мир и его образ. Образ мира, в котором человек живет, изначально «обозначен» общественным мнением, государственной идеологией, социальными институтами, средствами массовой коммуникации (Г.М. Андреева).

Следствием становления информационного общества является возможность манипулирования аудиторией с помощью специально подготовленной информации с целью конструирования картины мира, отвечающей запросам и интересам определенных групп людей. Если предметом манипуляции становятся межнациональные отношения, то в сознание людей может внедряться образ врага. В этом случае создается установка на разрушение целостности мира и уничтожение «других», фактически являющихся «своими», поскольку имеют общее происхождение, родственные языки и культурные традиции (В.Ю. Хотинец). В настоящий момент крайне выраженной становится потребность современной психологии в глубоком, детальном анализе социальных явлений,

сподвигающем изучать социокультурный мир как целостный образ «своего» мира в системе социальных значений и культурных смыслов, возможности его трансформации, и последующие за этим процессы и события объективной реальности.

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, насколько образ мира «обозначен», «препарирован» общественным мнением, государственной идеологией, социальными институтами, средствами массовой коммуникации (Г.М. Андреева). В связи с этим несомненную актуальность приобретает проблема исследования влияния психологических факторов на изменение образа представителей референтной группы (его когнитивного, поведенческого и аффективного компонентов), предопределяющего отношение к «другим» (представителям других этногрупп, вынужденным мигрантам, беженцам и др.).

В основе заявленной проблемы лежит ряд противоречий, среди которых следует отметить следующие: социального характера — определяется потребностью в безопасности и противодействии терроризму и недостаточным ресурсом социальных институтов в реализации данной задачи; научного характера - продиктовано потребностью в научном обосновании психологических факторов и механизмов трансформации образа мира, его компонентов и недостаточностью теоретико-методологической разработанности проблемы; практического характера -в основе потребность в действенных средствах и способах превенции деструктивных феноменов в отношении к «другим» (меньшинствам, беженцам, вынужденным мигрантам и др.) и недостаточность надежных технологий, явственно обеспечивающих эффект в решении этой проблемы.

Степень разработанности проблемы. Проблема картины мира в русле психосемантического подхода изучалась В.Ф. Петренко (1975-2014), О.В. Митиной (2004-2008), А.Г. Шмелевым (1982, 1983, 1992, 2002, 2013), Е.Ю. Артемьевой (1980, 1991, 1999). Исследованию категориальной

структуры сознания и индивидуальной системы значений, через призму которых происходит восприятие человеком мира, посвящены работы B.C. Атюниной (2007), A.B. Лю (2011), Д.Р. Базаровой (2011), Е.А. Щербаковой (2011), A.B. Гришиной (2011) и других ученых.

Образ мира в контексте жизненного пути человека рассматривается в трудах К.А. Абульхановой-Славской (2007, 2009), Б.Г. Ананьева (2000), В.Ф. Петренко (1975-2014), В.П. Зинченко (2009-2011), Е.Ю.Артемьевой (1999), Г.А. Берулава (2001), Б.М. Величковского (2006), Е.Л. Левченко (2010), B.C. Мухиной (1999), В.В. Петухова (1984), В.Л. Ситникова (2001, 2010-2014), С.Д. Смирнова (1985, 2003), Н.П. Соуксу (2006) и др. Изучение образа мира, центральным компонентом которого является личностный смысл, осуществлены Д.А. Леонтьевым (1997), Ю.А. Агафоновым (2005). Роль феноменологических характеристик образной сферы личности в связи с переживаниями духовных смыслов показана В.А. Барабанщиковым, A.A. Гостевым (2001). Особенности социальных представлений о сознании и процессах их конструирования, а также актуализируемом содержании образа внутреннего мира у себя и «других» выявлены Е.В. Левченко, А.Е. Деменевой, А.Г. Продовиковой (2010). В.Л. Ситниковым (2001) изучен образ ребенка в сознании детей и взрослых, а также совместно с С.И. Кодич, М.В. Карагачевой (2009) проведено исследование кросскультурных особенностей образов учащихся разных уровней одаренности.

С позиции концепции метаиндивидуального этнического мира проведено исследование когнитивной сложности в преобразовании этнической картины мира (В.Ю. Хотинец), описаны психологические механизмы изменения этнического образа в связи с усилением интенсивности этнокультурного взаимодействия и усложнения поведенческих сценариев (Е.А. Молчанова, 2013), изучена динамика представлений человека о своем метаиндивидуальном мире при психологической адаптации к иной социокультурной среде на примере

удмуртского и коми-пермяцкого этноса (Е.Е. Будалина, 2004), определены структуры социальных и культурных ценностей личности (представителей удмуртской этногруппы) (Я.С. Сунцова, 2009), исследовано этнотипическое поведения в связи со структурой культурно-обусловленной профессиональной рефлексии личности в условиях профессионализации на примере представителей двух этнических групп (удмуртов и русских) на разных этапах профессионализации (А.И. Троянская, 2010). Объект исследования - образ «своих».

Предмет исследования - психологические факторы изменения образа «своих», опосредующего отношение к «другим».

Гипотеза исследования: образ «своих» претерпевает изменение в результате эффекта специфического взаимодействия психологических факторов: когнитивной сложности, усложнения сценариев поведенческих затруднений, усиления эмоциональной напряженности в межкультурном взаимодействии, усиления синергии межэтнических отношений в поликультурном пространстве, что обусловливает отношение к «другим».

Цель исследования - определение специфики влияния психологических факторов изменения образа «своих», опосредующего отношение к «другим»: увеличения когнитивной сложности (увеличение взаимодействующих субъектов), усложнения сценариев поведенческих затруднений (возникновение трудностей и препятствий в межкультурном взаимодействии), усиления эмоциональной напряженности в межкультурном взаимодействии, усиления синергии межэтнических отношений (усложнение связей взаимодействующих субъектов).

Данная цель определила следующие задачи исследования: 1. На основе теоретико-методологического анализа отечественных и зарубежных источников изучить состояние проблемы и создать необходимое теоретическое обоснование предпринятого исследования.

2. Теоретически обосновать выделение психологических факторов изменения образа «своих».

3. Выявить структуру и особенности образа «своих» у респондентов разной этнокультурной принадлежности.

4. Выявить влияние психологического фактора «когнитивная сложность» (увеличение взаимодействующих субъектов) на изменение образа «своих», опосредующего отношение к «другим».

5. Установить влияние психологического фактора «усложнение сценариев поведенческих затруднений» (возникновение трудностей и препятствий в межкультурном взаимодействии) на изменение образа «своих», опосредующего отношение к «другим».

6. Обнаружить влияние психологического фактора «усиление эмоциональной напряженности в межкультурном взаимодействии» на изменение образа «своих», опосредующего отношение к «другим».

7. Определить влияние психологического фактора «усиление синергии межэтнических отношений» (усложнение связей взаимодействующих субъектов) на изменение образа «своих», опосредующего отношение к «другим».

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- концепция образа мира А.Н. Леонтьева и теоретические положения о составляющих этнического образа (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец), являющиеся основой понимания образа «своих»;

- субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна (принципы единства сознания и деятельности, субъектности) и деятельностно-психологическая теория А.Н. Леонтьева, на основании которых учитывается социальная природа человека и активная позиция личности в мире, ее включение в деятельность;

- культурно-историческая теория Л.С. Выготского (принцип культурного опосредствования психики, поведения, сознания), на основе которой

принимается положение о том, что сознание, поведение субъектов взаимодействия опосредствовано культурой - обусловлено этнической картиной мира;

- психосемантический подход (Ч. Осгуд, В.Ф. Петренко) связанный с изучением категориальной структуры сознания и индивидуальной системы значений, принципы которых заложены для построения субъективных семантических пространств, показывающих содержание индивидуального сознания;

- концепция метаиндивидуального этнического мира В.Ю. Хотинец, используемая при организации и проведении исследования психологических факторов изменения образа «своих», опосредующего отношение к «другим» в контексте взаимодействия с этнокультурным миром.

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования); организационный метод - сравнительный; эмпирические методы: беседа, нарративный метод, контент-анализ, психодиагностическая методика - «Психосемантический анализ стереотипов этнического характера» Д. Пибоди, А.Г. Шмелева. Методы обработки данных: описательная статистика, метод анализа достоверности различий по критерию Вилкоксона, факторный анализ методом главных компонент путем вращения матрицы по типу Varymax, дисперсионный однофакторный и двухфакторный одномерный анализы ANOVA. Обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows.

Основные результаты исследования и их научная новизна. В работе впервые изучены психологические факторы изменения образа «своих», опосредующего отношение к «другим». По результатам проведения эмпирического исследования установлено, что образ «своих», опосредующий отношение к «другим» может претерпевать преобразования в результате эффекта психологических факторов: увеличения когнитивной сложности (увеличение взаимодействующих субъектов), усложнения сценариев

поведенческих затруднений (возникновение трудностей и препятствий в межкультурном взаимодействии), усиления эмоциональной напряженности в межкультурном взаимодействии, усиления синергии межэтнических отношений (усложнение связей взаимодействующих субъектов), предопределяя особенности межкультурного взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования. Представления об образе в концепции образа мира А.Н. Леонтьева обогащаются трехкомпонентной структурой и особенностями образа «своих», включающей в себя когниции (о самом себе и отождествляемых с собой лиц) (когнитивный компонент), содержащие дескриптивные характеристики субъектной активности и контроля поведения (поведенческий компонент), а также оценочные, отражающие отношение человека к «другим» (эмоциональный компонент); знаниями о психологических факторах изменения образа «своих» (когнитивная сложность, усложнение сценариев поведенческих затруднений, усиление эмоциональной напряженности в межкультурном взаимодействии, усиление синергии межэтнических отношений в поликультурном пространстве), опосредующего отношение к «другим». Использование метода семантического дифференциала с дополнительными методами математической статистики усиливает методологию психосемантического подхода В.Ф. Петренко к анализу образа мира. Концепция метаиндивидуального этнического мира В.Ю. Хотинец расширяется за счет полученных данных о психологических факторах взаимоотношений индивидуальности с этнокультурным миром и механизмах преобразования индивидуальностью природных, социальных предпосылок и культурных условий в средства своего развития.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы: а) практическими психологами, осуществляющими сопровождение представителей разных этногрупп с проблемами дезадаптации в поликультурном регионе; б) профессорско-

преподавательским составом при разработке лекционных курсов по дисциплинам «Общая психология», «Психология образа», а также дисциплинам, включающим национально-региональный компонент (этнопсихология, этнопедагогика и Др.)? входящими в основную образовательную программу бакалавриата и магистратуры; в) сотрудниками образовательных учреждений, социальных институтов, общественных организаций при составлении программ по развитию этнокультурных инициатив, направленных на формирование установок толерантного сознания; г) государственными служащими, разрабатывающими законы и документы, регламентирующие отношения между представителями разных этнических групп в поликультурных регионах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Структура образа «своих» включает в себя представления о самом себе и отожествляемых с собой лицах, в форме определенных когниций (когнитивный компонент), которые содержат дескриптивные характеристики субъектной активности и контроля поведения (поведенческий компонент), оценочные характеристики, отражающие отношение человека к «другим» (эмоциональный компонент).

2. В результате воздействия психологических факторов происходит изменение образа «своих», что предопределяет изменение отношения к «другим»:

а. Увеличение когнитивной сложности приводит к занижению дескриптивных атрибутивных характеристик, увеличению выраженности адаптивных и исчезновению дезадаптивных черт в отношении к «другим» через повышение ресурса адаптивных возможностей удмуртов и превращение избыточной активности в адаптивную у русских.

б. Усложнение сценариев поведенческих затруднений приводит к увеличению выраженности толерантных качеств и субъектных

характеристик через усиление рефлексивных устремлений субъектов взаимодействия, повышение адаптационного потенциала у удмуртов и преобразование избыточной активности в акты взаимовыручки и поддержки у русских.

в. Усиление эмоциональной напряженности в межкультурном взаимодействии ведет к изменению образа «своих» в сторону увеличения выраженности активностных эмоциональных свойств у русских и сохранению толерантных эмоциональных качеств у удмуртов.

г. Усиление синергии субъектов взаимодействия сопровождается нивелированием устоявшихся образов «своих» и «других», черты которых становятся комплементарными друг другу, через «инвестирование» изоморфных характеристик, повышающих уровень осознания сходства друг с другом.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях Удмуртского государственного университета (Ижевск, 2010-2014); на 1Х-ой Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк, 2012); на конференции «Психология индивидуальности» (Высшая школа экономики, Москва, 2012); конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, 2013); 4-ой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (Московский городской психолого-педагогический университет, Психологический институт Российской академии образования, Москва, 2013); Международном симпозиуме «Образование и межнациональные отношения: пути преодоления дезинтегративных процессов в современном обществе» (Ижевск, 2013); на заседаниях кафедры общей психологии Удмуртского государственного

университета (2010-2015), кафедры психологии личности Казанского (Приволжского) федерального университета (2015). Исследование

осуществлялось в рамках проекта РГНФ (№12-16-18001а), тема: «Социально-психологические механизмы трансформации предписанных стереотипов в интеркультурной ситуации (на примере доминантных народов Удмуртской Республики)» (2013). По материалам исследования опубликовано 10 работ, 3 из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК.

Достоверность результатов исследования обеспечивается базированием на строго доказанных и корректно используемых выводах фундаментальных и прикладных наук, положения которых нашли применение в работе; исходными непротиворечивыми методологическими принципами и теоретическими положениями работы; сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов и процедур, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых.

Соответствие диссертации паспорту научных специальностей. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют пунктам специальности 19.00.01 - «Общая психология, психология личности, история психологии»: п. 8 «Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология»; п. 10 «Образ мира: его структура и особенности»; п. 14 «Психосемантика. Психология субъективной семантики»; п. 31 «Образ Я»; п. 37 «Этнопсихология».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 226 страницах: объем основной части - 126 страниц, приложений - 99 страниц. Работа содержит 52 таблицы и 15 рисунков. Список литературы насчитывает 162 наименования, в том числе 14 на иностранном языке.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА

1.1 Картина мира как система представлений о способе жизнедеятельности и взаимодействия с культурным миром

«Картина мира» представляет собой понятие, через которое наука пытается объяснить, каким образом формируется восприятие народом самого себя и внешнего мира, как эти компоненты влияют на поступки и поведение людей. Существуют различные научные направления изучения картины мира в отечественной и зарубежной психологии.

Впервые попытки изучить картину мира предприняла новая историческая школа, сделавшая упор на изменение ценностных ориентаций человека и их влияние на общественные трансформации сознания. Основной идеей школы явился тезис о том, что люди ведут себя в соответствии с тем, какой образ жизни они для себя сформировали. Члены общества руководствуются в своем поведении, прежде всего, не «объективной реальностью», а ее образом, который выработали в сознании [53].

По мнению К. Гиртца, одного из представителей новой исторической школы, картина мира носителя определенной культуры является «картиной того, каким образом существуют вещи, концепцией природы, себя и социума», что непосредственно предполагает наличие когнитивного содержания - информации о способах познания человеком окружающего мира [155, р. 325].

Другой представитель направления, М. Вебер считает, что мир -космос, в котором одновременно существуют естественные и смысловые связи. Картина мира представляет собой единство когнитивного и оценочного аспектов, состоящих из «сверхиндивидуальных смыслов»,

которые подразумевают определенную оценку происходящего и задают человеку способ действия [16, с. 235-242].

В дальнейшем к идее картины мира обращаются философские и социологические научные направления. В концепции символического интеракционизма Дж. Мида и У. Томаса говорится о социальном мире, предстающем в двояком контексте (сочетание системы значений, вырабатываемой в процессе социального взаимодействия с объективными характеристиками) [148, р. 535]. Э. Гуссерль вводит понятие «жизненный мир», в котором отражается социальная реальность с процессами возникновения системы значений [29, с. 72]. Последователь Э. Гуссерля, А. Шюц акцентирует внимание на жизненном пути человека, который проживается им в определенной культуре и обществе, влияющими непосредственно друг на друга [152, с. 116]. П. Бергер и Т. Лукман говорят о наличии взаимосвязи между объективной реальностью и социальным миром, в котором живет человек, об их конструировании в сознании индивида. Они утверждают, что повседневная жизнь - это реальность, интерпретирующаяся людьми и имеющая для них личную значимость. Люди создают окружающий мир мыслями и действиями, переживая их как реальность [12, с. 38]. Целостный образ имеющейся социальной реальности возникает у людей благодаря тому, что у них есть общее понимание этой реальности через соответствие значений со значениями других людей.

Ю. Хабермас предлагает ввести понятие «жизненный мир», «объективный мир» и «повседневный мир», который накладывает отпечаток на картину мира, конструируемую субъектом в объективном мире [116, с. 73].

Психологическая антропология, изучающая психокультурные особенности, утверждает, что каждая культура имеет свой путь развития и уникальную структуру, в которой все элементы связаны между собой и представляют единую систему [11, с. 271-284; 15; 57, с. 49-50].

Психологические особенности членов определенной культуры зависят от бессознательных комплексов, которые формируются в культуре как одна из форм «накапливания» социального опыта, передающихся каждому члену общества в процессе его социализации, оказывающих прямое влияние на поведение и характер восприятия им окружающего мира [53]. Именно в это время появляется необходимость изучения психологических и социокультурных проблем в комплексе, в результате чего возникают и апробируются следующие концепции: этноса культуры (Р. Бенедикт), основной личностной структуры (А. Кардинер, Р. Линтон), модальной личности (К. Ди Буа), модальной личностной структуры (А. Инкельс, Д. Левенсон).

В конце пятидесятых годов развитие в качестве самостоятельного научного направления получает когнитивная антропология, основной задачей которой явилось изучение картины миры и ее структуры изнутри, со стороны носителя культуры. Новое научное направление пыталось понять и описать мир людей других культур с использованием их собственных терминов. Объектом изучения становится ментальная организация элементов культуры, в основе которой лежит положение о том, что каждый народ имеет свою собственную систему мышления, восприятия и поведения. Познание мира осуществляется путем поступления различных сигналов из окружающего мира, в дальнейшем подвергающихся процессу когниции -группировке воспринимаемых сигналов в классы на основе культурно-обусловленных признаков («когнитивных категорий»). Внешняя система значений и внутренняя являются взаимосвязанными, что порождает у человека мотивационные установки и деятельность [154].

Один из первых основателей научного направления когнитивной антропологии Р. Редфилд впервые сформулировал концепцию «картины мира». Он считал, что каждое культурное общество обладает индивидуальной картиной мира, которая представляет собой способ виденья

мира, характерного для того или иного народа. С его точки зрения, картина мира включает в себя представления каждого члена общества о самом себе, которые помогают в осознании окружающего мира, своих действий и активности для достижения целей [151].

Отечественная культурно-историческая психология в 80-е годы явилась истоком рассмотрения этничности, этнической картины мира в рамках изучения психических процессов у представителей разных культур, имеющих различный уровень развития цивилизации. Исследования А.Р. Лурии и Л.С. Выготского, проведенные в ходе экспедиции в Узбекистан, показали, что люди социально-активные и имеющие школьное образование, отличаются в своем мышлении и сознании от тех, кто не получил систематического образования (последние были неспособны решать силлогизмы и находить логические связи между явлениями). По результатам исследований А.Р. Лурия подтвердил гипотезу о социальном происхождении психологических процессов, зависящих от культуры и практической деятельности человека, предположил отсутствие рефлексии у представителей традиционных культур [147, с. 2-3; 159]. В дальнейшем М.М. Муканов на материале национального фольклора исследовал формы рефлексивного мышления, зависящие от историко-этнического становления развития психики и сознания индивида. Он рассматривает мышление как трехкомпонентную структуру: личность, рассудок, психические процессы. По его мнению, рассудок представляет собой образование, которое включает элементы мышления и сознания (самосознания), является связующим звеном между личностью индивида и его психическими процессами [24, с. 163-164; 25]. Идеи М.М. Муканова легли в основу решения проблем, связанных с человеком, системой его отношений с окружающим миром, особенностями картины мира, отраженной в семантической структуре обыденного сознания субъекта (В.Ф. Петренко).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Молчанова, Екатерина Александровна, 2015 год

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1999.

2. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира: Пролегомены к психологической теории смысла / А.Ю. Агафонов. - Самара, 2000.

3. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов.

- СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 296 с.

4. Агафонов Ю.А., Костюченко Л.Г., Шалин В.В. и др. Человек, общество, толерантность: учебное пособие для студентов вузов / Ю.А. Агафонов, Л.Г. Костюченко, В.В. Шалин и др. - Ростов на-Дону: Наука-Пресс, 2005.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - М., 2000.

- 272 с.

6. Андреева Г.М. Психология социального познания: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. - изд. 2-е, перераб. и доп. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

7. Андреева Г.М. Образ мира и/или реальный мир? / Г.М. Андреева // Вопросы психологии. - 2013, № 3. - С. 33-43.

8. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева / под ред. И.Б. Ханиной. - М.: Наука, 1999. - 350 с.

9. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Психология / А.Г. Асмолов.

- 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Смысл (Academia), 2007. - 526 с.

10. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия / В.А. Барабанщиков. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. - 552 с.

11. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Р. Бенедикт // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 271-284.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: МЕДИУМ, 1995.

13. Берри Д.В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. Исследования и применение: пер. с англ. / Д.В. Берри, А.Х. Пуртинга, М.Х. Сигалл, П.Р. Дасен. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

14. Берулава Г. А. Образ мира как мифологический символ / Г.А. Берулава. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

15. Боас Ф. Ум первобытного человека: пер.А.Воден. Серия: Академия фундаментальных исследований / Ф. Боас. - М.: Либроком, 2013. - 154 с.

16. Вебер М. Избранные произведения: пер. нем. / Отв. ред. Ю.Н. Давыдова, предисл. Гайденко / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

17. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.; Л., 1934.

18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1983.

19. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.

20. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец. -Пермь, Изд-во ПГПУ, 1997.

21.Гирц К. Интерпретация культур: пер. с англ. / К. Гирц. - М.: РОССПЭН, 2004. - 542 с.

22. Гостев A.A. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. Монография / A.A. Гостев. - М.: Институт психологии РАН, 2001. - 85 с.

23. Гостев A.A. Психология вторичного образа. Монография / A.A. Гостев. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 512 с.

24. Дуйсенбеков Д.Д. М.М. Муканов как основатель казахстанской психологической школы и создатель историко-этнической концепции соотношения рассудочной и мыслительной деятельности человека / Д.Д. Дуйсенбеков // Методология и история психологии. - 2009. - Т.4. Выпуск 2. -С.160-167.

25. Дуйсенбеков Д.Д., Муканов И.М. Психодиагностическое исследование этническидетерминированных компонентов структуры личности / Д.Д. Дуйсенбеков, И.М. Муканов // Проблемы этнопсихологии в Казахстане. - Алматы. 1997. - С. 73-79.

26. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт / В.П. Зинченко. - Изд-во: Языки славянской культуры. - М., 2010. - 592 с.

27. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1991, № 2. - С. 15-34.

28. Зубкова Е.С., Левченко Е.В. Особенности восприятия человеком фотопортрета другого человека в зависимости от цветапредъявляемого фотоматериала / Е.С. Зубкова, Е.В. Левченко // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых ученых. Редколлегия: А.Ю. Внутских, А.Ю. Бергфельд, Е.В. Левченко, С.А. Щебетенко, А.Г. Антипьев, O.K. Яковлева. - Пермь. - 2010. - С. 259-264.

29. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. - М.: ЛОГОС, 1998.

30. Карагачева М.В., Ситников В.Л., Владимирова A.B. Образы себя и напарника в сознании машинистов железнодорожного транспорта / М.В. Карагачева, В.Л. Ситников, A.B. Владимирова // Человек и транспорт. Психология. Экономика. Техника. Материалы I Международной научно-практической конференции. - 2010. - С.148-153.

31. Карагачева М.В., Кедич С.И., Ситников В.Л. Кросскультурные особенности образов учащихся разного уровня математической одаренности / М.В. Карагачева, С.И. Кедич, В.Л. Ситников // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию A.B. Брушлинского: в 3-х томах / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. -2013. - С.282-284.

32. Кедич С.И., Почерняй Д.А., Ситников В.Л. Представления о партнерах у будущих и действующих железнодорожников / С.И. Кедич, Д.А. Почерняй, В.Л. Ситников // Человек и транспорт (Психология. Экономика. Техника.) Материалы II Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Петербургский государственный университет путей сообщения, Российская академия наук, Институт психологии, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Хабаровск), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российское психологическое общество / Отв. ред. В.Л. Ситников. - 2012. - С. 53-57.

33. Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов / Дж. Келли. - СПб., 2000.

34. Комарова A.B., Ситников В.Л. Представления учащихся разного возраста о лживом и честном человеке / A.B. Комарова, В.Л. Ситников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012, № 3. -С.54-63.

35. Лебедева Н.М. Социальная психология аккультурация этнических групп: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Н.М. Лебедева. - М., 1997. -310с.

36. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 3. - С. 73-87.

37. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. -2001.-Т. 22, №3.- С. 26-36.

38. Лебедева Н.М. Молодежь Москвы: адаптация к поликультурности / Н.М. Лебедева, отв. ред. М.Ю. Мартынова. - М.: Изд-во РУДН, 2007.

39. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. - М.: РУДН, 2009.

40. Лебедева Н.М. Социально-психологические проблемы аккультурации мигрантов из республик Северного Кавказа и Закавказья в мегаполисе //Миграционные процессы и проблемы адаптации: Монография / Н.М. Лебедева, отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: 111 НУ им. В.Г. Белинского. - 2009. - С. 97-124.

41. Лебедева Н.М. Этническая и кросскультурная психология: Учебник для высших учебных заведений / Н.М. Лебедева. - М.: МАКС Пресс, 2011.-424 с.

42. Левченко Е.В., Деменева А.Е. Образ внутреннего мира: теоретические проблемы и феноменология / Е.В. Левченко, А.Е. Деменева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010, Т.1. №4.-С. 149-158.

43. Левченко Е.В., Продовикова А.Г. Научные и обыденные представления о сознании и бессознательном / Е.В. Левченко, А.Г. Продовикова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2010, Т. 1. № 1. - С. 19-27.

44. Левченко Е.В., Смирнова И.В. О методологических трудностях эмпирического исследования представлений современных россиян о психоанализе / Е.В. Левченко, И.В. Смирнова // Сибирский психологический журнал. - 2014. № 51. - С. 141-147.

45. Левченко Е.В., Смирнова И.В. Представления россиян об основных направлениях в психологии / Е.В. Левченко, И.В. Смирнова // Сибирский психологический журнал. - 2014. № 52. - С. 6-17.

46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

47. Леонтьев А.Н. Образ мира как мера человека. Восприятие и мировосприятие - условие его существования и развития / А.Н. Леонтьев // Мир психологии. - 2003, № 4. - С. 10-118.

48. Леонтьев А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестн. Моск. унта, Сер.14. Психология. - 1979, № 2. - С. 3-13.

49. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

50. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984.

51.Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем / А.Р. Лурия, О.С. Виноградова // Семантическая структура слова. - М., 1971.

52. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та. -1979.

53. Лурье C.B. Историческая этнология: учебное пособие / C.B. Лурье. -М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004.

54. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. - 1990, №10. - С. 3-18.

55. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983.-284 с.

56. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

57. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. - М.: Наука, 1988.

58. Миронов B.B. О философии, «жизненном мире» и метафизике. (Размышления о лекции Юргена Хабермаса) / В.В. Миронов // Хабермас Ю. От картины мира к жизненному миру. - М.: ИДЕЯ ПРЕСС, 2011.

59. Митина О.В., Петренко В.Ф. Исследование стереотипов женского поведения / О.В. Митина, В.Ф. Петренко // Вопросы психологии. -2005, № 1.-С. 68.

60. Муканов М.М. Психологическое исследование рассудка в историко-этническом аспекте: дис. ... д-ра психол. наук / М.М. Муканов. - М., 1980.

61. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности / B.C. Мухина. - М.: Академия, 2012.

62. Мухина B.C. Детская психология / B.C. Мухина. - М., 1999.

63. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957, № 5. - С. 142-155.

64. Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. - М.: Прогресс, 1981.

65. Обухов A.C. Проблемы бытия личности. Исторически обусловленные модификации образа мира / A.C. Обухов // Развитие личности. - 2003, №4.-С. 51-68.

66. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко. - М., 1982.

67. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. - М., 1988.

68. Петренко В.Ф., Алиева J1.A. Исследование этнических стереотипов с использованием методики «множественных идентификаций» / В.Ф. Петренко, JI.A. Алиева // Психологический журнал. - 1987. - Т.8, № 6. -С. 21-35;

69. Петренко В.Ф., Василенко C.B. О перцептивной категоризации / В.Ф. Петренко, C.B. Василенко // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. -1977, № 1.-С. 24-37.

70. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета) / В.Ф. Петренко, О.В. Митина. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 214 с.

71. Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, B.C. Осипова. - М.: Смысл, 2000. - 73 с.

72. Петренко В.Ф. К проблеме построения образа мира: психосемантический аспект / В.Ф. Петренко // Общение, языковое сознание, межкультурная коммуникация. - Калуга. — 2005. - С. 155177.

73. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. / В.Ф. Петренко. - 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005.

74. Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта / В.Ф. Петренко // Журнал Высшей школы экономики. Психология. -2005, Т. 2, №2.-С. 3-23.

75. Петренко В.Ф., Коротченко Е.А. Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи / В.Ф. Петренко, Е.А. Коротченко // Экспериментальная психология. - 2008, № 1. С. 84-101.

76. Петренко В.Ф. Сопоставление практик работы с образом в тантрическом буддизме и современной гипнотерапии / В.Ф. Петренко // Сознание. Творчество. Культура. Трансперсональный опыт. Изд. РООУ БПА. - СПб., 2008. - С. 34-41.

77. Петренко В.Ф. Образ России глазами россиян и иностранцев / В.Ф. Петренко. - М., МГУ. - 2009. - С. 272.

78. Петренко В.Ф., Митина О.В., Менчук Т.И. Образ России за рубежом / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, Т.И. Менчук // Наука. Культура. Общество. - 2009, № 1. - С. 54-63.

79. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как форма непосредственного познания / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко // Вопросы философии. - 2010, № 8. - С. 83.

80. Петренко В.Ф., Коротченко Е.А., Супрун А.П. Натюрморт как визуальный афоризм / В.Ф. Петренко, Е.А. Коротченко, А.П. Супрун // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010, Т. 7, № 2. - С. 26-44.

81. Петренко В.Ф., Митина О.В. К проблеме евразийства: этнические тендерные стереотипы / В.Ф. Петренко, О.В. Митина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011, № 18.-С. 61-68.

82. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантическая реконструкция представлений о прошлом / В.Ф. Петренко, О.В. Митина // Историческая психология и социология истории. - 2011, Т.4. № 2. - С. 151-178.

83. Петренко В.Ф., Митина О.В., Магомед-Эминов М.Ш. К ментальное™ евразийского мира (социальные стереотипы дагестанских женщин) психосемантическое исследование / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, М.Ш. Магомед-Эминов // Общественные науки и современность. - 2012, №6. -С. 112-133.

84. Петренко В.Ф., Митина О.В. Представления россиян о качестве жизни при разных правительствах / В.Ф. Петренко, О.В. Митина // Вестник Российской академии наук. - 2012, Т. 82. № 2. - С. 124.

85. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма / В.Ф. Петренко. - 2-е изд., доп. - М.: Эксмо, 2013. - 448 с.

86. Петренко В.Ф., Супрун А.П. Архетипические образы единого человечества / В.Ф. Петренко, А.П. Супрун // Развитие личности. -2014. №3. - С. 108-120.

87. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления /

B.В. Петухов // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1984, № 4. -

C.13-21.

88. Пибоди Д. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект / Д. Пибоди, А.Г. Шмелев, М.К. Андреева, А.Е Граменицкий // Вопросы психологии. - 1993, № 3. - С. 101-109.

89. Платонов К.К. О системе психологии /К.К. Платонов. - М.: Мысль, 1972.

90. Поздняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности / В.П. Поздняков // Психологический журнал. - 2012. Т. 33, № 5. - С. 5-15.

91.Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности / В.И. Похилько, Е.О. Федотова//Вопросы психологии. - 1984, №3. - С. 151-157

92. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.

93. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

94. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб: Издательство «Питер» (Серия «Мастера психологии»), 2000. -712 с.

95. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М., 1973.-264 с.

96. Рягузова Е.В. Рефлексивная позиция «Мы» как результат интеракции «Я» и «Другого» / Е.В. Рягузова // Ученые записки Педагогического

института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Психология. Педагогика», 2009. - Т.2, №2 (6). -С. 8-13.

97. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 с.

98. Ситников В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / В.Л. Ситников. - СПб. - 2001.

99. Ситников В.Л., Павловец Г.Г. Социально-психологический портрет современного студента педагогического ВУЗа // Коллективная монография / В.Л. Ситников, Г.Г. Павловец. - Государтсвенное образовательное учреждение высш. проф. образования «СевероОсетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания». - 2010.

100. Ситников В.Л., Евдокимова Е.А., Бондаренко Л.А. Особенности образа проститутки у несовершеннолетних девушек / В.Л. Ситников, Е.А. Евдокимова, Л.А. Бондаренко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. -2014, №5(58).-С. 91-98.

101. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления / С.Д. Смирнов // Мир психологии. -2003, №4.-С. 18-31.

102. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.-231 с.

103. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. - СПб.: ПИТЕР, 2007.-512 с.

104. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998.

105. Степин B.C. О прогностической природе философского знания / B.C. Степин // Вопросы философии. 1986, №4.

106. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2009.

107. Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности (на материале исследования удмуртского этноса) : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Я.С. Сунцова. - Пермь, 2005. - 24 с.

108. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Ценности культуры и развития общества / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

109. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Кросс-культурное исследование социальных аксиом в России / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева // Актуальные проблемы социально-психологической адаптации мигрантов / Отв. ред.: В. Константинов. Пенза: ПГПУ им В.Г. Белинского, 2008. - С. 228-243.

110. Токарев П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревнованиях / П.В. Токарев // Системное исследование индивидуальности. - Пермь: ПГПУ, 1991. - С. 118-120.

111. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и человека / Э. Толмен // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. - с. 63-69.

112. Троянская А.И. Профессиональная рефлексия личности в этнокультурных условиях (на материале исследования работников образования удмуртской и русской этнических групп): автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01; 19.00.05 / А.И. Троянская. - Казань, 2010.-24 с.

113. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Г.К. Триандис / Пер. В.А. Соснина. - М.: ФОРУМ, 2007.

114. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. -СПб.: Речь, 2002.-480 с.

115. Устинова А., Левченко Е.В. Взаимосвязь представлений о страхе, особенностей межличностных отношений и характеристик любви у студентов А. Устинова, Е.В. Левченко // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социалогии, политологии и психологии. Материалы XII Международной научно-практической конференции молодых ученых. Редколлегия: А.Ю. Внутских, А.Ю. Бергфельд, Е.В. Левченко, С.А. Щебетенко, А.Г. Антипьев, O.K. Яковлева и др. - Пермь. -2010. - С. 334-338.

116. Хабермас Ю. От картины мира к жизненному миру / Ю. Хабермас. -М.: ИДЕЯ ПРЕСС, 2011.

117. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе / В.Ю. Хотинец // Вопросы психологии. -1998, № З.-С. 31.

118. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание / В.Ю. Хотинец // Социологические исследования. - 1999, № 9. - С. 67.

119. Хотинец В.Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания / В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. - 1999. Т. 20, № 1. - С. 114.

120. Хотинец В.Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуальности человека: методология, теория, эмпирика и педагогическая практика (на материале исследования коренных народов Западного Урала) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / В.Ю. Хотинец. - Новосибирск, 2000. - 39 с.

121. Хотинец В. Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуальности человека: методология, теория, эмпирика и педагогическая практика (на материале исследования коренных

народов Западного Урала) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В. Ю. Хотинец. - Пермь, 2000. - 39 с.

122. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. - СПб.: Алетейя, 2000.

123. Хотинец В.Ю. Четыре метода анализа документов а социально-психологических исследованиях: учеб. пособие / В.Ю. Хотинец // УдГУ. Рос. психолог.общество. - Ижевск, 2001. - 62 с.

124. Хотинец В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению этничности в зарубежной и отечественной науке (позиция этнопсихолога) / В.Ю. Хотинец // Мир психологии. - 2001. № 4 (28). -С. 135-146.

125. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человек / В.Ю. Хотинец // Вопросы психологии. - 2001. № 5.-С. 60-72.

126. Хотинец В.Ю. О возможности отражения в этнических стереотипах типичных черт этнического характера / В.Ю. Хотинец //Идентичность и толерантность: Сб. статей/ Отв. ред.: Н.М. Лебедева. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. - С. 266284.

127. Хотинец В.Ю. Теоретико-методологические основания исследования этнической индивидуальности человека / В.Ю. Хотинец // Вестник УдГУ Сер. : Психология и педагогика. - 2003. -С. 109-126.

128. Хотинец В.Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения / В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. - 2005. Т. 26, № 2. - С. 33-44.

129. Хотинец В.Ю. Со-бытие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии / В.Ю. Хотинец. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2005. -152 с. (Сер. «Монография»)

130. Хотинец В.Ю. Теоретико-методологические основания и эмпирические исследования этнической индивидуальности / В.Ю. Хотинец // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. - М., 2005. - 384 с.

131. Хотинец В.Ю. Ценности язычества и удмуртская ментальность / В.Ю. Хотинец // Этнокультурная личность и конкурентоспособность: сб. статей под. ред. В.Ю. Хотинец, Э.Р. Хакимова. - Ижевск : ГОУ ВПО УдГУ, 2008. - С. 7-23.

132. Хотинец В.Ю. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия / В.Ю. Хотинец, Я.С. Сунцова // Психологический журнал. - 2009, № 4, - С. 32^5.

133. Хотинец В.Ю. Психологические особенности освоения транскрипции при изучении английского языка удмуртами и русскими / В.Ю. Хотинец, О.В. Кожевникова // Вопросы психологии. - 2009, № 6. - С. 87-98.

134. Хотинец В.Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности / В.Ю. Хотинец // Образование и наука. - 2009. Т. 67, № 10 - С. 5969.

135. Хотинец В.Ю. Этнокультурные особенности профессиональной рефлексии / В.Ю. Хотинец, А.И. Троянская // Психологический журнал. - 2011.№3.~ С. 25-37.

136. Хотинец В.Ю. Моделирование ментальное™ на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов / В.Ю. Хотинец // Социологические исследования. 2011, № 2. - С. 99107.

137. Хотинец В.Ю. Этническая индивидуальность: полисистемная характеристика / В.Ю. Хотинец // Психология интегральной

индивидуальности: Пермская школа. - Сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. - Москва: Смысл, 2011 - С. 430-451.

138. Хотинец В.Ю., Мышкина С.А. Психологические особенности учебно-познавательной активности студентов разных этнических групп / В.Ю. Хотинец, С.А. Мышкина // Психологический журнал. -2012. Т.ЗЗ, №6. С. 60-75.

139. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии. Учебное пособие / В. Ю. Хотинец. -Москва, Форум, 2012. - 87 с.

140. Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А. Когнитивная сложность в преобразовании этнической картины мира / В.Ю. Хотинец, Е.А. Молчанова // Филология и культура. Philology and culture.2013. №1 (31). С.310-313.

141. Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А. Опосредующая роль этнического образа в межэтнических отношениях / В.Ю. Хотинец, Е.А. Молчанова // Психологический журнал. - 2014. Т.35, № 3. - С. 4057.

142. Хухорева A.B. Индивидуальные ценности в структуре сознания: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.01/ A.B. Хухорева. -Москва. - 2011. - 31 с.

143. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности / А.Г. Шмелев. - М., 1983.

144. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. -СПб.: Речь.-2002.-480 с.

145. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Серия «Из наследия мировой психологии» / Г.Г. Шпет. - М.: ЛКЦ, 2010.- 160 с.

146. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды / Г.Г. Шпет. - М.: РОССПЭН, 2006.

147. Ясницкий А. Курт Коффка: «У узбеков ЕСТЬ иллюзии!». Заочная полемика между Лурией и Коффкой / А. Ясницкий // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2013, №3. - С. 1-25.

148. Blumer Н. Sociological implications of the thought of G.H. Mead / H. Blumer//Amer. J. of Sociol, 1966. V.71. N5. P.535-544.

149. Osgood Charles E. Method and Theory in Experimental Psychology / Charles E. Osgood. - Oxford, 1956.

150. Osgood Ch., Suci C., Tannenbaum P. The measurement of meaning / Ch. Osgood, C. Suci, P. Tannenbaum. - Urbana, 1957.

151. Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole / R. Redfield. - Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955.

152. Schuetz A. The phenomenology of the social world / A. Schuetz. - L.: Heineman, 1969.

153. Stereotyping and Prejudice / Eds. C. Stangor, C.S. Crandall. N.Y.: Psychology Press, 2013.

154. D'Andrade, Roy G. A cognitivist's view of the units debate in cultural anthropology. Cross-Cultural Research / D'Andrade, G.A. Roy, 2001. -P. 242-257.

155. Geertz CI. Ethos. World-View and the Analysis of Sacred Symbols. In: Hamme E. A. and Simmons W. S. Man Makes Sense / CI. Ethos Geertz. -Boston: Little, Brown and Company, 1997. - 325 p.

156. Gergen K. Realities and relationships. Sounding in social construction / K. Gergen. - Cambridge: L.: Harvard Univ. Press, 1994.

157. Gergen K. An invitation to social construction / K. Gergen. - L.: SAGE, 2003.

158. Levchenko E.V., Smirnova I.V. Comparative analysis of social representations of the Russians of psychoanalysis and main schools of

psychology // E.V. Levchenko, I.V. Smirnova // World Applied Sciences Journal.-2014, V.31.№ l.-P. 42-50.

159. Luria A.R. Psychological expedition to Central Asia / A.R. Luria // Journal of Genetic Psychology, 1932. - P. 241-242.

160. Luria A.R. The second psychological expedition to Central Asia / A.R. Luria//Science (Sep.l, 1933).-P. 191-192.

161. Taifel H. Social Identity and Intergroup Relations / H. Taifel. -Publisher: Cambridge University Press, 2010.

162. Walker J., Augustinos M. Social Cognition. An Integrated Introduction / J. Walker, M. Augustinos. - London: Sage, 1995.

иг-

Бланк 1

(на примере удмуртской выборки)

Фамилия, имя_

Возраст_

Образование_

Национальность_

1.1. Представьте и как можно подробнее опишите человека своей национальности (интересы, привычки, характерные особенности этого человека, черты характера).

Оцениваемые объекты:

1.удмурт

Шкала оценивания:

-3 - высокое проявление левого полюса -2 -среднее проявление левого полюса -1 - минимальное проявление левого полюса О - если данный этнос не имеет ни указанную в списке черту, ни противоположную

1- минимальное проявление правого полюса

2- среднее проявление правого полюса

3- высокое проявление правого полюса

Объекты

Качества Удмурт

Критичный - легковерный

Недоверчивый - доверчивый

Агрессивный - миролюбивый

Боевитый - пассивный

Веселый - угрюмый

Легкомысленный - серьезный

Бестактный - тактичный

Откровенный - лицемерный

Гибкий - негибкий

Переменчивый - упорный

Возбужденный - спокойный

Активный - инертный

Скромный - претенциозный

Скупой - щедрый

Самоуверенный - застенчивый

Уверенный - неуверенный

Принципиальный -приспособленный

Непрактичный - практичный

Придирчивый - прощающий

Избирательный - неразборчивый

Осторожный - бесшабашный

Робкий - смелый

Мягкотелый - твердый

Мягкий - жесткий

Сотрудничающий -несотрудничающий

Зависимый - независимый

Заторможенный - раскрепощенный

Организованный - импульсивный

Восторженный - озабоченный

Ленивый - трудолюбивый

Глупый - умный

Приятный - неприятный

1.2. Представьте и как можно подробнее опишите человека русской национальности в сравнении с представителем удмуртского народа (интересы, привычки, характерные особенности этого человека, черты характера).

Оцениваемые объекты:

1.удмурт

2. русский

Шкала оценивания:

-3 — высокое проявление левого полюса -2 -среднее проявление левого полюса -1 - минимальное проявление левого полюса О - если данный этнос не имеет ни указанную в списке черту, ни противоположную

1- минимальное проявление правого полюса

2- среднее проявление правого полюса

3- высокое проявление правого полюса

Объекты

Качества Удмурт Русский

Критичный - легковерный

Недоверчивый - доверчивый

Агрессивный - миролюбивый

Боевитый - пассивный

Веселый - угрюмый

Легкомысленный - серьезный

Бестактный - тактичный

Откровенный - лицемерный

Гибкий - негибкий

Переменчивый - упорный

Возбужденный - спокойный

Активный - инертный

Скромный - претенциозный

Скупой - щедрый

Самоуверенный - застенчивый

Уверенный - неуверенный

Принципиальный -приспособленный

Непрактичный - практичный

Придирчивый - прощающий

Избирательный - неразборчивый

Осторожный - бесшабашный

Робкий - смелый

Мягкотелый - твердый

Мягкий - жесткий

Сотрудничающий -несотрудничающий

Зависимый - независимый

Заторможенный - раскрепощенный

Организованный - импульсивный

Восторженный - озабоченный

Ленивый - трудолюбивый

Глупый - умный

Приятный - неприятный

1Ъ\ .

1.3. Представьте и как можно подробнее опишите человека татарской национальности в сравнении с представителями русского и удмуртского народа (интересы, привычки, характерные особенности этого человека, черты характера).

Оцениваемые объекты:

1. удмурт

2. русский

3. татарин

Шкала оценивания:

-3 - высокое проявление левого полюса -2 -среднее проявление левого полюса -1 - минимальное проявление левого полюса О - если данный этнос не имеет ни указанную в списке черту, ни противоположную

1- минимальное проявление правого полюса

2- среднее проявление правого полюса

3- высокое проявление правого полюса

Объекты

Качества Удмурт Русский Татарин

Критичный - легковерный

Недоверчивый - доверчивый

Агрессивный -'миролюбивый

Боевитый - пассивный

Веселый - угрюмый

Легкомысленный - серьезный

Бестактный - тактичный

Откровенный - лицемерный

Гибкий - негибкий

Переменчивый - упорный

Возбужденный - спокойный

Активный - инертный

Скромный - претенциозный

Скупой - щедрый

Самоуверенный - застенчивый

Уверенный - неуверенный

Принципиальный -приспособленный

Непрактичный - практичный

Придирчивый - прощающий

Избирательный - неразборчивый

Осторожный - бесшабашный

Робкий - смелый

Мягкотелый - твердый

Мягкий - жесткий

Сотрудничающий -несотрудничающий

Зависимый - независимый

Заторможенный - раскрепощенный

Организованный - импульсивный

Восторженный - озабоченный

Ленивый - трудолюбивый

Глупый - умный

Приятный - неприятный

\ъь

2.1.1. Опишите наиболее запомнившуюся обычную ситуацию, участником или наблюдателем которой вы являлись, когда вы могли себя вести так как вам хочется с представителями вашей национальности. Как можно подробнее опишите эту ситуацию, опишите поведение людей в ней. Что делали Вы и другие люди?

Оцениваемые объекты:

1.удмурт

Шкала оценивания:

-3 - высокое проявление левого полюса -2 -среднее проявление левого полюса -1 - минимальное проявление левого полюса О - если данный этнос не имеет ни указанную в списке черту, ни противоположную

1- минимальное проявление правого полюса

2- среднее проявление правого полюса

3- высокое проявление правого полюса

Объекты

Качества Удмурт

Критичный - легковерный

Недоверчивый - доверчивый

Агрессивный - миролюбивый

Боевитый - пассивный

Веселый - угрюмый

Легкомысленный - серьезный

Бестактный - тактичный

Откровенный - лицемерный

Гибкий - негибкий

Переменчивый - упорный

Возбужденный - спокойный

Активный - инертный

Скромный - претенциозный

Скупой - щедрый

Самоуверенный - застенчивый

Уверенный - неуверенный

Принципиальный -приспособленный

Непрактичный - практичный

Придирчивый - прощающий

Избирательный - неразборчивый

Осторожный - бесшабашный

Робкий - смелый

Мягкотелый - твердый

Мягкий - жесткий

Сотрудничающий -несотрудничающий

Зависимый - независимый

Заторможенный - раскрепощенный

Организованный - импульсивный

Восторженный - озабоченный

Ленивый - трудолюбивый

Глупый - умный

Приятный - неприятный

/5 Г

2.1.2. Опишите наиболее запомнившуюся ситуацию, участником или наблюдателем которой вы являлись, когда возникали трудности с представителями вашей национальности. Как можно подробнее опишите эту ситуацию, опишите поведение людей в ней. Что делали Вы и другие люди?

Оцениваемые объекты:

1. удмурт

Шкала оценивания:

-3 - высокое проявление левого полюса -2 -среднее проявление левого полюса -1 - минимальное проявление левого полюса О - если данный этнос не имеет ни указанную в списке черту, ни противоположную

1- минимальное проявление правого полюса

2- среднее проявление правого полюса

3- высокое проявление правого полюса

Объекты

Качества Удмурт

Критичный - легковерный

Недоверчивый - доверчивый

Агрессивный - миролюбивый

Боевитый - пассивный

Веселый - угрюмый

Легкомысленный - серьезный

Бестактный - тактичный

Откровенный - лицемерный

Гибкий - негибкий

Переменчивый - упорный

Возбужденный - спокойный

Активный - инертный

Скромный - претенциозный

Скупой - щедрый

Самоуверенный - застенчивый

Уверенный - неуверенный

Принципиальный -приспособленный

Непрактичный - практичный

Придирчивый - прощающий

Избирательный - неразборчивый

Осторожный - бесшабашный

Робкий - смелый

Мягкотелый - твердый

Мягкий - жесткий

Сотрудничающий -несотрудничающий

Зависимый - независимый

Заторможенный - раскрепощенный

Организованный - импульсивный

Восторженный - озабоченный

Ленивый - трудолюбивый

Глупый - умный

Приятный - неприятный

ш

2.1.3. Опишите наиболее запомнившуюся ситуацию, участником или наблюдателем которой вы являлись, когда существовали непреодолимые препятствия с представителями вашей национальности. Как можно подробнее опишите эту ситуацию, опишите поведение людей в ней. Что делали Вы и другие люди?

Оцениваемые объекты:

1. удмурт

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.