Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Ли Цзыхань

  • Ли Цзыхань
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 219
Ли Цзыхань. Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Санкт-Петербург. 2017. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ли Цзыхань

Оглавление

Аннотация

Abstract

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения психологических факторов отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов

1.1. Культурные модели поведения как предмет психологического исследования

1.2. Этикет в системе культурной регуляции поведения

1.2.1. Теоретические подходы к изучению этикета

1.2.2 Этикетная регуляция поведения в Китае и России: общее и специфическое

1.3 Психологические подходы к изучению регуляции поведения личности

Выводы к главе 1

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1. Обоснование и описание методик

2.1.1. Опросник «Отношение к репрезентативным правилам этикета»

2.1.2. Опросник «Оценка субъективной значимости функций этикета»

2.1.3. Опросник «Мотивация соблюдения правил этикета»

2.1.4. Опросник «Обзор ценностей»

2.1.5. Опросник NEO-FFI

2.2. Описание выборки

2.3. Этапы и условия проведения исследования

2.4. Средства математической статистики, применяемые при анализе данных

Глава 3. Результаты эмпирического исследования

3.1. Сравнительный анализ показателей отношения к этикету в выборках китайских и российских студентов

3.1.1. Сравнительный анализ показателей отношения к репрезентативным правилам этикета в выборках китайских и российских студентов

3.1.2. Сравнительный анализ показателей оценки субъективной значимости функций этикета в выборках китайских и российских студентов

3.1.3. Взаимосвязи показателей отношения к этикету в выборках китайских и российских студентов

3.1.4. Сравнительный анализ показателей отношения к этикету у мужчин и женщин в

выборках китайских и российских студентов

3.2 Проявление уровней морального сознания в мотивации соблюдения правил этикета у китайских и российских студентов

3.3. Ценностные ориентации и личностные черты у китайских и российских студентов: сравнительный анализ

3.3.1. Ценностные ориентации и их факторная структура в выборках китайских и российских студентов: показатели и сравнительный анализ

3.3.2 Ценностные ориентации в выборках китайских и российских студентов мужчин и

женщин: показатели и сравнительный анализ

3.3.3. Личностные черты в выборках китайских и российских студентов: показатели и сравнительный анализ

3.4. Взаимосвязи показателей отношения к этикету, ценностных ориентаций и личностных

черт у китайских и российских студентов

3.4.1 Взаимосвязи показателей отношения к репрезентативным правилам этикета и ценностных ориентаций в выборках китайских и российских студентов

3.4.2. Взаимосвязи показателей оценки субъективной значимости функций этикета и ценностных ориентаций в выборках китайских и российских студентов

3.4.3 Взаимосвязи показателей оценки репрезентативных правил этикета, субъективной оценки функций этикета и личностных черт в выборках китайских и российских студентов

3.5 Ценностные ориентации и черты личности как предикторы отношения к этикету у

китайских и российских студентов: сравнительный анализ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложении Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж

Аннотация.

В работе представлены результаты исследования влияния психологических факторов на отношение к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов. Выборку составили 332 китайских и 200 российских студентов. Средний возраст 21 год. Выборки уравновешены по полу. Для решения эмпирических задач разработана и использована комплексная диагностическая программа, включающая методики: опросники «Отношение к репрезентативным правилам этикета», «Оценка субъективной значимости функций этикета» и «Мотивация соблюдения правил этикета» О.И.Даниленко; «Опросник ценностей» Ш. Шварца (SVS 57), сокращенный вариант «NEO-FFI» опросника «NEO PI-R» П. Коста и Р. МакКрэ. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что китайские студенты выше, чем российские оценивают свое знание правил этикета, эмоциональное принятие и намерение их соблюдать, а также значимость функций этикета. Китайские и российские женщины выражают более позитивное отношение к репрезентативным правилам этикета и выше оценивают субъективную значимость функций этикета, чем мужчины. В суждениях как китайских, так и российских студентов о мотивах соблюдения правил этикета чаще всего проявляются уровни автономной и конвенциональной морали. В выборках и китайских и российских студентов наиболее сильными предикторами позитивного отношения к правилам этикета являются ценности, мотивирующие на заботу об общем благополучии, менее значимо позитивное влияние ценностей, мотивирующих на личные достижения. Ориентация на ценности, мотивирующие на заботу об общем благополучии, является более сильным фактором позитивного отношения к правилам этикета для китайских, чем для российских студентов. Ориентация на ценности, мотивирующие на личные достижения, является более сильным фактором позитивного отношения к правилам этикета для российских, чем для китайских студентов. В качестве предикторов отношения к правилам этикета личностные черты из «Большой пятерки» не являются

существенными.

Ключевые слова: нормативная регуляция поведения, культура, правила этикета, ценности личности, личностные черты, китайские студенты, российские студенты.

Abstract

The paper presents the results of research of influence of psychological factors on attitudes to etiquette behaviours among Russian and Chinese students. The sample consisted of 332 Chinese and 200 Russian students. The average age of 21. For the solution of empirical tasks developed and used a comprehensive diagnostic program, including the following methods: The questionnaire "Attitude to representational rules of etiquette, a subjective Assessment of importance of the functions of etiquette and Motive follow the rules of etiquette" O. I. Danilenko; "The questionnaire of values" the Schwartz (SVS 57), a shortened version of "NEO-FFI" questionnaire "NEO PI-R" P. Costa and R. Maccrae. The results of the study indicate that Chinese students are higher than the Russian estimate their knowledge of the rules of etiquette, emotional acceptance and intention to comply with them, as well as the importance of the functions of etiquette. Chinese and Russian women express a more positive attitude to the representative rules of etiquette and above assess subjective importance of the functions of etiquette than men. The judgments in both Chinese and Russian students on the grounds of respect for the rules of etiquette often manifest levels of Autonomous and conventional morality. In the samples of both Chinese and Russian students, the most powerful predictors of positive attitudes to etiquette are the values that motivate a concern for the General well-being, less important positive effect of values, motivation for personal achievement. Focusing on the values that motivate a concern for the General welfare, is a strong factor of positive attitude to the rules of etiquette for Chinese than for Russian students. Focusing on the values motivating personal achievement, is a strong factor of positive attitude to the rules of etiquette for Russian than for Chinese students. As predictors of the relationship to the rules of etiquette

5

personality traits of the Big five do not have a significant influence on attitude towards the rules of etiquette.

Keywords: normative regulation of behavior, culture, rules of etiquette, values, personality, personality traits, Chinese students and Russian students.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов»

Введение

Актуальность темы. Культурная регуляция поведения человека в наши дни представляет собой реальную жизненную и научную проблему. Быстрая смена образа жизни приводит субъекта к необходимости пересматривать прежние, осваивать и вырабатывать новые модели поведения, но также и сохранять те традиционные модели поведения, которые способствуют стабилизации общественной жизни и психологической устойчивости личности. Перед наукой встает задача исследования психологических механизмов, обеспечивающих эти процессы.

Этикет является одним из значимых культурных инструментов регуляции социального поведения личности. Этикетные модели поведения эксплицированы в правилах этикета, которые предписывают формы символического выражения статусного неравенства людей разного возраста, пола, положения в структуре руководства и подчинения. Соблюдение правил этикета помогает выстраивать и поддерживать контакты между людьми, соответствующие их статусам, организовывать совместную деятельность, сохранять достоинство личности. Такое поведение зависит от более или менее осознанного отношения личности к правилам этикета. Разработанные в психологической науке концепции регулятивных механизмов поведения, в том числе концепция отношений В.Н. Мясищева, диспозиционной регуляции поведения В.А. Ядова, ценностей личности Ш.Шварца , трактовка черт личности как обобщенных диспозиций Г.Олпортаи др. создают предпосылки для поиска ответа на вопрос: какие характеристики личности способствуют и какие препятствуют позитивному отношению к традиционным моделям поведения и конкретно, к правилам этикета.

Этикет представляет собой культурную универсалию, хотя модели этикетного поведения различаются у разных народов. Являются ли психологические характеристики, определяющие отношение к правилам этикета общими для представителей разных культур или культурно-

специфическими? Ответ на этот вопрос следует искать в рамках общепсихологического исследования с использованием метода кросс-культурного сравнения.

В условиях расширяющихся международных контактов участникам общения требуется умение вести себя в соответствии с общепонятными правилами и с учетом специфических моделей поведения. В настоящее время в Китае происходит активное обучение европейскому этикету. В то же время у китайской молодежи продолжает формироваться уважение к традиционным конфуцианским ценностям и нормам поведения как основе общения с людьми в деловой и повседневной жизни. В современной России приняты правила европейского этикета, в основе которого лежит символическое выражение статусного неравенства людей с признанием достоинства личности в соответствии с принципом гуманизма.

Сравнительное исследование отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов важно в теоретическом плане, поскольку открывает возможность обнаружить универсальные и культурно-специфические факторы отношения личности к правилам этикета. Также это исследование имеет значение для практической работы педагогов и психологов, помогающих молодым людям в овладении коммуникативными умениями и навыками, в том числе для эффективного и благоприятного общения с представителями других культур. Все это определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Психологические подходы к пониманию механизмов регуляции поведения личности разработаны в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, В.А.Ядова и др. Различные аспекты этой проблемы представлены в работах А.Г.Асмолова, Д.А.Леонтьева, А.А.Реана, А.В.Микляевой и др. Влияние культуры на социальное поведение раскрывается в трудах Г.К.Триандиса, Г.Хофстеде, Дж.Берри, Т.Г.Стефаненко, Л.Г.Почебут, Е.П.Белинской, Т.Д. Марцинковской, и др. Концепции ценностей личности

представлены в трудах М.Рокича, Ш.Шварца, Р.Инглхарта, М.С.Яницкого и др. Нормативной регуляции поведения посвящены труды М.И.Бобневой, В.П.Левкович, Р.М.Шамионова, А.В.Юревича и др. Сравнительные исследования ценностных ориентаций и моделей поведения граждан России и Китая представлены в работах Н.М.Лебедевой, Н.В.Виничук, И.В.Троцюка, Т.М.Михайлюк и др. Этикет с позиций этики, культурологии и этнографии рассматривается в работах А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажнокова, Л.С.Лихачевой и др. Традиционному китайскому этикету посвящены работы российских ученых Л.С.Васильева, В.В.Малявина, Н.А.Спешнева, А.И.Кобзева и др. В Китае проблемы нормативной регуляции поведения, нравственности и этикета рассматривают многие китайские ученые, в том числе Чжа Чунчэнь, Чжан Чжингуан, Гу Сицзя, Инь Вэнь, Ду Вэймин, Ху Цзин, Сюй Гуанюй и др. Психологические исследования этикетного поведения осуществляются в рамках этнопсихологии, а также в связи с коммуникативной компетентностью личности в трудах В.Н.Куницыной, С.Д.Гуриевой и др. Однако собственно психологические факторы отношения к этикету остаются недостаточно изученными.

Объект исследования: отношение к правилам этикета в выборках китайских и российских студентов.

Предмет исследования: психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов.

Цель диссертационного исследования: выявление универсальных и культурно-специфических психологических факторов отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования: в теоретическом плане:

провести анализ подходов к пониманию этикета как инструмента регуляции социального поведения; определить теоретические основания поиска психологических и культурных факторов отношения личности к этикетным моделям поведения; обосновать выбор психологических характеристик

личности, оказывающих влияние на отношение к этикетным моделям поведения;

в методическом плане:

осуществить подбор методик для получения данных о связи отношения к правилам этикета с ценностными ориентациями и личностными чертами у российских и китайских студентов; выполнить перевод, проверку валидности и надежности опросников, использованных для определения показателей отношения к этикетным моделям поведения в выборке китайских студентов;

в эмпирическом плане:

1) провести сравнительный анализ показателей отношения к репрезентативным правилам этикета, а также оценки субъективной значимости функций этикета в выборках китайских и российских студентов и в подвыборках мужчин и женщин;

2) провести сравнительный анализ значимости аргументов в пользу соблюдения правил этикета с точки зрения выраженности в них уровней морального сознания;

3) определить относительную значимость и факторную структуру ценностных ориентаций у китайских и российских студентов; провести их сравнительный анализ; получить данные о степени выраженности личностных черт в выборках;

4) выявить общее и специфическое во взаимосвязях отношения к правилам этикета и оценки субъективной значимости функций этикета, с одной стороны, и ценностным ориентациями и личностными чертами, с другой стороны, в выборках китайских и российских студентов;

5) выявить предикторы позитивного отношения к правилам этикетна у китайских и российских студентов, в том числе в мужской и женской частях выборки; провести их сравнительный анализ

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются:

положения о культурной и социальной регуляции поведения личности,

сформулированные в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева;

10

концепция эмик- и этик- аспектов человеческого поведения (Дж.Берри;Г.Триандис); психология отношений А.Н.Мясищева; концепция диспозиционной регуляции поведения В.А.Ядова; концепция смысловой регуляции поведения Д.А.Леонтьева; концепция уровней морального сознания Л. Колберга; концепция ценностей личности Ш.Шварца; концепции черт личности как обобщенных диспозиций (Г.Оллпорт; Г.Айзенк,; Р.Кэттелл,); пятифакторная модель черт личности П. Коста и Р. МакКрэ..

Гипотезы исследования:

1) китайские студенты выражают более позитивное отношение к правилам этикета и выше оценивают значимость функций этикета, чем российские студенты;

2) женщины выражают более позитивное отношение к правилам этикета и выше оценивают субъективную значимость функций этикета, чем мужчины в выборках китайских и российских студентов;

3) наиболее значимыми для студентов аргументами в пользу соблюдения правил этикета являются аргументы, соответствующие уровню автономной и конвенциональной морали, наименее значимыми — доморальному уровню;

4) предикторами позитивного отношения к правилам этикета и оценки субъективной значимости функций этикета у китайских и российских студентов являются ценности, мотивационные цели которых связаны с благополучием общества и собственными достижениями, а также черты личности, характеризующие субъекта как предрасположенного к организованному и самодисциплинированному поведению.

Методы исследования. Для решения эмпирических задач была разработана и использована комплексная диагностическая программа, включающая методики: «Отношение к репрезентативным правилам этикета», «Оценка субъективной значимости функций этикета» и «Мотивация соблюдения правил этикета» О.И.Даниленко; «Опросник ценностей» Ш. Шварца (SVS 57), Сокращенный вариант «NEO-FFI» опросника «NEO PI-R» П. Коста и Р. МакКрэ для измерения черт личности в соответствии с пятифакторной моделью.

Использовались методы математической статистики: первичные статистики (анализ частот распределения показателей, медиана, средние); а-

Кронбаха; U-критерии Манна - Уитни и критерий x2 Фридмена; коэффициент корреляции г- Спирмена; факторный анализ; регрессионный анализ. Все вычисления производились с помощью программы IBM SPSS Statistics 19.

Эмпирическая база и условия проведения исследования. Выборку составили 332 китайских и 200 российских студентов, средний возраст 21 год; выборки уравновешены по полу; все студенты — учащиеся технических вузов РФ и КНР. Все опросы проводились с 01.12.2014 по 03.05.2016 года по электронной почте по предварительной договоренности. Участие в исследовании было добровольным и анонимным.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Китайские студенты проявляют более положительное отношение к правилам этикета; они выше, чем российские оценивают свое знание правил, выражают эмоциональное принятие правил и намерение им следовать, а также в целом выше оценивают значимость функций этикета. Женщины выражают более позитивное отношение к правилам этикета, чем мужчины в обеих выборках.

2. В суждениях как китайских, так и российских студентов о мотивах соблюдения правил этикета чаще всего проявляются уровни автономной и конвенциональной морали. В числе наименее значимых аргументы, соответствующие доморальному уровню.

3. Приоритетными в выборках китайских и российских студентов являются ценности, мотивирующие на действия во имя общего блага и для достижения личного успеха. Наиболее значимое различие в том, что первое место в ценностной структуре российских студентов занимает ценность, мотивирующая на обеспечение безопасности и стабильности общества и самого себя; у китайских студентов эта ценность занимает место в середине иерархии ценностей.

4. В выборках и китайских и российских студентов наиболее сильными предикторами позитивного отношения к правилам этикета являются ценности, мотивирующие на заботу об общем благополучии, менее значимо позитивное влияние ценностей, мотивирующих на личные достижения. Ориентация на ценности, мотивирующие на заботу об общем благополучии, является более сильным фактором позитивного отношения к правилам этикета для китайских, чем для российских студентов. Ориентация на ценности, мотивирующие на личные достижения, является более сильным фактором позитивного отношения к правилам этикета для российских, чем для китайских студентов. В качестве предикторов отношения к правилам этикета личностные черты из «Большой пятерки» не являются существенными.

Научная новизна. В результате исследования впервые получены данные об отношении к репрезентативным правилам этикета и оценке субъективной значимости функций этикета китайскими и российскими студентами, мужчинами и женщинами; проанализированы мотивы соблюдения правил этикета с точки зрения проявления в них уровня моральной регуляции поведения; обнаружены и проанализированы взаимосвязи между показателями отношения к этикету, ценностными ориентациями личности и личностными чертами у китайских и российских студентов; выявлены предикторы позитивного и негативного отношения к этикету у китайских и российских студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования

обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических положений; формированием выборки испытуемых; использованием адекватных методов и методик сбора эмпирического материала и обработки данных; соответствием полученных результатов исходным теоретическим положениям; внутренней непротиворечивостью результатов исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты развивают и дополняют ряд отечественных и зарубежных теорий регуляции поведения личности; содержание и выводы исследования могут стать концептуальной основой для дальнейшего изучения психологических факторов отношения к правилам поведения; реализованные в работе подходы раскрывают перспективы кросс-культурного исследования отношения к этикету

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в целях совершенствования содержания и методики преподавания дисциплин высшей школы: «Психологии личности», «кросс-культурная психология», «Психология общения» и многих других гуманитарных дисциплин. Также они могут быть полезны для организации воспитательной работы в вузе и психологической помощи студентам, испытывающим трудности в общении. Материалы исследования могут быть использованы в просветительской деятельности для решения задачи роста взаимопонимания и толерантности между гражданами Китая и России.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 208 источников, в том числе 35 на иностранных языках и 7 Приложений. Диссертационная работа иллюстрирована 55 таблицами и 17 рисунками. Общий объем диссертации 219 страниц.

Глава 1. Теоретические основы изучения психологических факторов отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских

студентов

1.1. Культурные модели поведения как предмет психологического

исследования

Ключевое для нашего исследование понятие культурной модели сначала появилось в рамках культурной антропологии в направлении культура и личность. М.Мид является автором ряда работ, посвященных жизни людей вне западной цивилизации. Она обращала внимание на формы общения людей разного возраста и пола, сравнивала их и описывала причины и следствия таких различий (Мид М., 1988). Р.Бенедикт писала о «паттернах культуры» и выявляла психологические механизмы их передачи из поколения в поколение (Бенедикт Р., 1992). В этом научном направлении разрабатывалось понятие «культурного моделирования (паттернирования)» личности как процесса формирования сознания и поведения человека под влиянием культуры. А.Кардинер ввел понятие «базисный тип личности» как структуру черт, присущих большинству людей той или иной культуры. Эти черты создают восприимчивость к данной культуре и позволяют наилучшим способом адаптироваться к ней (КаМтег А., Lipton R., 1939). Исследователи старались объяснить, как различия культуры порождают разные типичные характеры. Для объяснения этого процесса использовались идеи психоанализа. Позднее Дж.Хонигман сформулировал понятие культурной модели как относительно постоянной формы деятельности, мышления и чувствования, которая социально регулируется и характеризуется ограниченным набором вариаций (Хонигман Дж., 2001, с. 54).

В нашей работе мы используем понятие «культурная модель поведения», подразумевая широкое понимание концепта «поведение». Это не только внешне наблюдаемые действия, но психические процессы, о которых можно судить по внешним проявлениям, в том числе интеллектуальные и эмоциональные процессы (Кордуэлл, 1999, с. 224).

Дж. Хонигман отметил различие между идеальными и реальными

культурными моделями. Идеальные модели соответствуют общественным идеалам, являются желательными, но они не всегда проявляются в жизни. Реальные модели можно наблюдать на практике, это тоже относительно устойчивые формы поведения, однако они могут не соответствовать общественным идеалам (Хонигман Дж, 2001, с. 55-56).

Также Дж. Хонигман вводит понятие «личностной модели» Это социально стандартизированные и относительно постоянные способы поведения личности.«... Личностные модели являются составной частью стандартизированных поведенческих моделей устойчивой группы» (Хонигман Дж., 2001, с. 59). Личностные модели соответствуют социальному статусу человека, то есть его месту в системе общественных отношений и социальным ролям, которые определяются статусом.

Культурные модели поведения составляют содержание культуры. Точнее, это один из способов определить, что такое культура. Многообразие трактовок этого понятия представлено в разных источниках (Кармин А.С., 2006; Теория культуры, 2008 и др.). К.Клакхон и В.Келли, проанализировав разные подходы к пониманию культуры, дали следующее определение: «под культурой мы понимает исторически сложившиеся способы жизни, явные и подразумеваемые, рациональные или не являющиеся рациональными, которые существуют в любой момент времени в качестве руководящих принципов поведения людей... Способ означает и теорию, и практику... предполагает и "образцы поведения" и "образцы мысли"» (Клакхон, Келли, 1992, а35).

Неотъемлемая черта культуры — ее традиционность. Ю.М. Лотман характеризует культуру как «негенетическую» память коллектива. (Лотман Ю.М., 1994, с. 8). Культурные модели передаются из поколения в поколение. Они могут постепенно меняться под влиянием изменяющихся экономических, политических и других условий. Однако могут получать распространение новые модели поведения, если они навязываются властными структурами или являются модными тенденциями.

В культурологии выделяются два подхода к анализу культурных моделей поведения: системно-функциональный и семиотический (Даниленко О.И., 2013, с.18-30). С точки зрения системно-функционального подхода культурные модели рассматриваются как специфически человеческий способ деятельности. В том числе культурные модели указывают, как строить взаимодействие между людьми разного социального статуса в разных ситуациях. Семиотический подход отвечает на вопрос, в чем именно состоит специфика культурного способа деятельности. Она в том, что ее инструментами являются знаки и знаковые системы, а также предметы и действия, наделенные значениями, зафиксированными в культуре.

Модели поведения обладают значениями, благодаря чему они способны регулировать поведение людей. Антрополог К.Гирц пишет: «...Не руководствуясь паттернами культуры - упорядоченными системами означающих символов, - человек вел бы себя абсолютно неуправляемо, его поведение представляло бы собой хаос бессмысленных действий и спонтанных эмоций, его опыт был бы совершенно неоформленным. Культура, накопленная сумма таких паттернов - это не простое украшение человеческого существования, но... важнейшее его условие» (Гирц К., 1997, с. 128).

В психологии проблему культурной регуляции поведения разрабатывали ученые разных научных направлений и школ.

Родоначальник культурно-исторической психологии Л.С.Выготский выделял два плана развития психики — натуральный и культурный. Натуральный происходит за счет развития естественных задатков организма человека. Культурный осуществляется благодаря тому, что человек овладевает культурными инструментами — орудиями и знаками - и у него формируются высшие психические функции, обеспечивающие возможность пользоваться этими инструментами и создавать новые специфически культурные способы поведения. Эти процессы происходят в онтогенезе. В ходе исторического развития создаются человек создаются новые формы культурного поведения (Выготский, 1983, с. 30).

Эти идеи получили развитие в теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым. С позиций деятельностного подхода знак рассматривается как «компонент деятельности человека, средство . управления собственным поведением и поведением других людей» (Большой психологический словарь, 2004, с. 175). Знак выполняет свои функции благодаря тому, что обладает значением. А.Н. Леонтьев определяет значение как «обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством» и перечисляет формы, в которых значение может выражаться: «в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.п.» (Леонтьев А.Н., 1983,с. 242, курсив наш). Для нашего исследования важно, что«образ действия» (т. е. модель поведения) и норма поведения трактуется как носитель значения. Этикетные модели поведения несут в себе определенные значения; в них выражается статусное неравенство участников общения.

Также А.Н. Леонтьев раскрыл понятие «личностный смысл», связав его с понятием мотива деятельности. Впоследствии это понятие получило разработку в трудах Д.А. Леонтьева. Он трактует личностный смысл как значимость для субъекта явлений действительности и рассматривает его как регулятор поведения субъекта по отношению к этим явлениям (ЛеонтьевД.А., 2003).

В антропологической психологии Б.Г.Ананьева показаны разные аспекты влияния культуры на человека. Культура преобразует индивидные свойства человека, трансформируя окружающую среду и включая в виды деятельности, преобразующие его психофизиологические и даже соматические характеристики. Культура влияет на личностные свойства человека. По Б.Г.Ананьеву, статус, роли и ценностные ориентации входят в число личностных свойств Социальный статус человека и его социальные роли требуют определенного поведения, они ориентированы на определенные эталоны, детерминированы нормами морали и права, то есть зависят от культуры общества, в котором формируется личность. Человек как субъект деятельности осваивает исторически сложившиеся способы деятельности, в том числе знаки, обеспечивающие коммуникацию. Индивидуальность как внутренний мир

является продуктом переработки культурно детерминированного жизненного опыта человека (Ананьев Б.Г., 1968).

Модели поведения и механизмы их освоения рассматривает автор теории социального научения А.Бандура. Он утверждает, что хотя в традиционных психологических теориях научение рассматривается как результат последствия тех или иных действий, наряду с этим происходит «научение через моделирование». Оно состоит в том, что на основании наблюдения за другими людьми у человека создается представление о том, каким должно быть новое поведение, и эта информация становится для него руководством к действию. При этом информация о поведении человека, который становится моделью, передается с помощью символов. «После превращения моделируемой деятельности в образы и готовые к употреблению вербальные символы, закодированная таким образом информация может служить руководством к действию» (Бандура А., 2000, с. 45).

Проблема культурной регуляции поведения занимает важное место в работах психологов, принадлежащих к теоретической ориентации символического интеракционизма. Представителями этой ориентации культура определяется как совокупность моделей поведения, принятых в группе. Сами групповые нормы характеризуются как «подобающие способы действия». Разновидностью социальных норм являются конвенциональные роли -«представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в данном действии» (Шибутани, 1969, с. 43-44). Конвенциональные роли являются, таким образом, частью культуры группы, иными словами, культурными моделями поведения, принятыми в данной группе.

С позиций интеракционизма, эффективное взаимодействие людей в группе оказывается возможным благодаря тому, что участники разделяют сходные представления относительно того, как они должны вести себя в той или иной ситуации и какого поведения могут ждать от других. Это происходит поскольку что члены группы усваивают общие модели поведения.

Также общепринятые модели поведения помогают человеку приспосабливаться к ожиданиям других людей и осуществлять самоконтроль. Дж. Мид считал, что самоконтроль связан с наличием у человека образа Я, который формируется с учетом представлений о том, каким его видят окружающие. При этом учитываются ролевые ожидания, которые по существу являются культурными моделями.

Коммуникация рассматривается сторонниками интеракционизма как способ деятельности, облегчающий взаимное приспособление людей. Средства и способы коммуникации также во многом определяются культурными моделями. Представителем символического интеракционизма является И.Гофман. В его работах модели поведения рассматриваются как способы создания определенного впечатления у участников общения (Гофман, 2000).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ли Цзыхань, 2017 год

Список использованной литературы

1. Абрамова, Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект) / Н.А.Абрамова. - Чита: ЧитГУ, 1998. - 235 с.

2. Алёхин, А.Н. Знаково-смысловая регуляция поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях / А.Н.Алехин, А.Б.Богдановская, И.М.Богдановская, Н.Н.Королева, А.Н.Кошелева, Ю.Л.Проект // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. -№ 3-4. - С. 123-129.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 - 528 с.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с.

5. Анисимова, О.С. Николаева, Л.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте кризиса социализационной системы трансформирующегося российского общества / О.С.Анисимова, Л.С.Николаева // Социальные проблемы науки и образования. - 2013. - №2 5. - С. 23-26.

6. Афонасенко, Е.В. Особенности морального самосознания молодежи Китая и России / Е.В.Афонасенко // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. -Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002. - С. 53-56.

7. Байбурин, А.К. Об этнографическом изучении этикета / А.К.Байбурин // Этикет у народов Передней Азии. - М., 1988. - С. 12-37.

8. Байбурин, А.К., Топорков, А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки / А.К.Байбурин, А.Л.Топорков. - Л.: Наука, 1990. - 169 с.

9. Байбурин, А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры /А.К.Байбурин // Этнознаковые функции культуры. - М.: Наука, 1991. -С. 23-42.

10. Бандура, А. Теория социального научения / А.Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

11. Бао, Ш. Сравнение реформ в России и Китае / Ш.Бао // Китайские политологи о характере и результатах перестройки в России в «эпоху Ельцина». Экспресс-информация Института Дальнего Востока РАН. -2000. - № 4. - С. 15-19.

12. Бгажноков, Б.Х. Адыгская этика / Б.Х.Бгажноков. - Нальчик, 1999. - 96 с.

13. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности: учебное пособие / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Издательский центр Академия, 2009. - 304 с.

14. Бем, С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Л.Бем. - М.: РОССПЭН, 2004. - 336 с.

15. Бенедикт, Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Р.Бенедикт // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. - СПб., 1977. - С. 271-284.

16. Берри, Д.В. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Д.В.Берри, А.Х.Пуртинга, М.Х.Сигалл, П.Р.Дасен. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 243 с.

17. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляции поведения / М.И.Бобнева.

- М.: Наука, 1978. - 311 с.

18. Большой психологический словарь / Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

19. Борох, Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков Лян Цичао: теория и обновления народа / Л.Н.Борох. - М.: «Восточная литература» РАН, 2001.

- 287 с.

20. Буравлева, Н.А. Ценностные ориентации студентов / Н.А.Буравлева // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2011. - № 6. - С. 124-130.

21. Буров, В.Г. Модернизация и духовные традиции в Китае / В.Г.Буров // Китай: поиск гармонии. К 75-летию академика М.Л. Титаренко. - М.: ИД «Форум», 2009. - С. 447-459.

22. Бызова, В.М. Жизненные ценности молодежи республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект / В.М.Бызова // Психологический журнал. -2002. - Т.23. - № 1. - С. 101-112.

23. Васильев, Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли Цзи» / Л.С.Василеьв // Этика и ритуал в традиционном Китае. - М.: 1988. - 173 с.

24. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С.Васильев. - М.: Восточная литература, 2001. - 488 с.

25. Васина, Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А.Васина. - СПб., 1993. - 24 с.

26. Васина, Е.А. Ценностные ориентации современного юношества / Е.А.Васина. - СПб.: Изд-во политехнического ун-та, 2007. - 131 с.

27. Васина, Е.А. Ценностные ориентации: феноменология, структура, динамика / Е.А.Васина. - Архангельск: Типография А4, 2013. - 83 с.

28. Вишневский, Ю.Р. Шапко, В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко // Социология молодежи. - 2000.

- № 12. - С. 56-63.

29. Виничук, Н.В. Счастье впредставлениях китайских и российских студентов: сравнительный анализ. / Хабаровск. Изд. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. 2008. № 4. с. 58-62

30. Воронцов, Д.В. Что такое гендер / Д.В.Воронцов // Гендерная психология / Под. Ред. И.С. Клециной. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 125 с.

31. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С.Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. - М., 1983. - С. 5-328.

32. Гирц, К. Влияние концепции культуры на концепцию человека / К.Гирц // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. -СПб., 1997. - С. 115-138.

33. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И.Гофман. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. - 312 с.

34. Гришина, Н.В. Ценностные ориентации студентов / Н.В.Гришина. - СПб: Изд. дом СПб ГУ, 2007. - 180 с.

35. Гуриева, С.Д. Психология межэтнических отношений/ С.Д. Гуриева. -СПб.: Изд-во «ВВМ», 2010. - 276с.

36. Гуриева С.Д. Этническая установка в межкультурной коммуникации // Психология и культура, С-Петербург, 2003. - 254 с

37. Гу, В. Общий обзор китайской культуры / В.Гу. - Изд-во Хуандунского педагогического университета, 2005. - 274 с.

38. Гусейнов, А.И. Право, как феномен культуры: дис. ... д-ра юрид. наук /

A.И.Гусейнов. - М., 2007. - 410 с.

39. Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание: учебное пособие / О.И.Даниленко. - Ленинград: Институт культуры им. Н.К. Крупской, 1989. - 98 с.

40. Даниленко, О.И. О типах установок в отношении этикетных моделей поведения и их ценностных основаниях [Электронный ресурс] / О.И.Даниленко // Петербургский психологический журнал. - 2013. - № 4. URL: http://ppj.spbu.ru (дата обращения 23.05.2016)

41. Даниленко, О.И. Этикет и этикетное поведение: от культурологического анализа к психологическому исследованию / О.И.Даниленко // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2014. - № 8. - С. 50-56.

42. Даниленко, О.И. Приоритеты функций этикета у современных петербургских студентов / О.И.Даниленко // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: сб. научных трудов по мат-м Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. Ч. V. - М.: «АР-Консалт», 2015. - С. 128-132.

43. Даниленко, О.И. Опросник «Отношение к репрезентативным правилам этикета» / О.И.Даниленко // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 7. - С. 74-80.

44. Даниленко, О.И., Ли, Ц. Оценка значимости функций этикета китайскими студентами / О.И.Даниленко, Ц.Ли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 6779.

45. Дмитриева, Т.А., Цзян, Ц. Проблема нравственного воспитания в современных России и Китае / Т.А.Дмитриева, Ц.Цзян // Вестник высшей школы. Образование за рубежом. - 2016. - № 7. - С. 109-111.

46. Дорошенко, В.Ю., Зотова, Л.И., Лавриенко, В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова,

B.Н.Лавриенко; под ред. проф. В.Н. Лавриенко. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.

47. Емышева, Е.М., Мосягина, О.В. История этикета. Придворный этикет в России в XVIII в. / Е.М.Емышева, О.В.Мосягина // Секретарское дело. -2004. № 2. - С. 56-57.

48. Ефремова, М.В., Лепшакова, Э.Х. Ценности, религиозная идентичность и экономические установки представителей христианской и мусульманской конфессий России / М.В.Ефремова, Э.Х.Лепшакова // Ценности культуры и модели экономического поведения / Под. Ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. - М.: Издательство «Спутник+», 2011. - 306 с.

49. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А.Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.

50. Журавлева, Н.А. Ценностные ориентации личности в современном российском обществе / Н.А.Журавлева // Современная личности: Психологические исследования / Отв. Ред. М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «институт психологии РАН», 2012. - С. 200228.

51. Журавлева, Н.А. Экономико-психологические характеристики личности с разным типом ценностных ориентаций / Н.А.Журавлева // Психологический журнал. - 2012. - Т.33. - № 6. - С. 34-49.

52. Журавлева, Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход / Н.А.Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 524 с.

53. Инглхарт Р. ПОстмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// Полис - 1977. №4. С. 6-32

54. Карандышев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н.Карандышев. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

55. Карандышев, В.Н. Концепция ценностей культуры Ш. Шварца / В.Н.Карандышев // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 81-96.

56. Каретина, Г.С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая / Г.С.Каретина // Известия Восточного института. - 2015. - № 2 (26). - С. 310.

57. Кармин, А.С. Культурология / А.С.Кармин. Учебник. 4-е изд., испр. -СПб.: изд-во «Лань», 2006. - 928 с.

58. Кива, А.В. Россия и Китай: сходное прошлое, но разное настоящее / А.В.Кива // СоцИс. - 2012. - № 6. - С. 62-74.

59. Кичкайло, Е.В. Традиция и современные нормы общения в Китае / Е.В.Кичкайло // Этикет народов Востока: нормат. традиция, ритуал, обычаи: сб. ст. / РАН, Ин-т востоковедения; под ред. Л.С. Васильева; ред.-сост. Н.И. Фомина. - М., 2011. - С. 167-183.

60. Клакхон, К., Келли, В. Понятие культуры / К.Клакхон, В.Келли // Человек и социокультурная среда. Вып. 2. - М., 1992. - С. 15-42.

61. Кон, И.С. Социология личности / И.С.Кон. - М.: Полиздат, 1967. - 383 с.

62. Кон, И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / И.С.Кон // Социальная психология личности. - М.: Наука, 1979. - 219 с.

63. Кордуэлл, М. Словарь-справочник / М.Кордуэлл. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.

64. Королева, Н.Н. Субъектогенез знаково-смысловой регуляции социального поведения в современных социокультурных условиях / Н.Н.Королева, А.Н.Алехин, И.М.Богдановская, Ю.Л.Проект // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. - М., 2013. - Т.1. - С. 281-284.

65. Королева, Н.Н., Богдановская, И.М., Проект, Ю.Л. Стадиальная модель формирования семиотической компетентности студентов средствами гуманитарных технология / Н.Н.Королева, И.М.Богдановская, Ю.Л.Проект // Человек понимающий: формирование семиотической компетентности в современном общетве: учебно-методическое пособие. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 95-111.

66. Королева, Н.Н. Факторы и механизмы становления семиотической регуляции социального поведения на разных этапах онтогенеза / Н.Н. Королева, А.Н.Алёхин, И.М.Богдановская, А.Б.Боглановская, Ю.Л.Проект, А.Н.Кошелева, В.В.Хороших // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2015. - № 1-2. - С. 94-102.

67. Королева, Н.Н. Факторы и мехзанизмы становления семиотической регуляции социального поведения в современных условиях / Н.Н.Королева, О.М.Гончарова, А.Н.Алёхин, Ю.Л.Проект, И.М.Богдановская, А.Б.Боглановская, П.Н.Виноградов // Семиотическая регуляция социального поведения личности в современном мире: онтогенетические аспекты: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им.

A.И.Герцена, 2016. - С. 270-303.

68. Кошарная, Г.Б., Рожкова, Л.В. Ценностные ориентации населения в транзитивном обществе (региональный аспект) // Известия высших учебных заведения. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. -№ 3. - Т.3. - С. 111-122.

69. Крокинская, О.К. О различии ценностных систем разных культур / О.К.Крокинская // Петербуржцы (этнонациональные аспекты массового сознания). Социологические очерки. - СПб., 1995. - С. 231-243.

70. Кузнецов, И.Н. Деловое общение. Деловой этикет / И.Н.Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 431 с.

71. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова,

B.М.Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

72. Латов, Ю.В., Латова, Н.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне / Ю.В.Латов, Н.В.Латова // Общественные науки и современность. - 2001. - № 4. - С. 98-103.

73. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учебное пособие / Н.М.Лебедева. - М.: «Ключ-С», 1999. - 224 с.

74. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века / Н.М.Лебедева // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 3. - С. 7387.

75. Лебедева, Н.М., Татарко, А.Н. Ценности культуры и развитие общества / Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЗ, 2007. - 527 с.

76. Лебедева, Н.М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия / Н.М.Лебедева // Психологический журнал. - 2009. - Т.30. - № 6. - С. 81-92.

77. Лебедева, Н.М., Татарко А.Н. Взаимосвязь ценностей и оценок ситуаций социального и экономического поведения / Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы 11 международной научно-практической конференции. - 2010. - С. 87-93.

78. Левченко, И.А. Ценностно-нормативная регуляция социальных процессов (на примере права): автореф. дис. на соиск. канд. философ. наук. / Левченко Ирина Андреевна; Новочерк. политех. институт. -Новочеркасск, 2014. - 156 с.

79. Леонтьев, А.Н. Очерк развития психики / А.Н.Леонтьев // Избранные произведения в двух томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1983. - С. 184-279.

80. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.11 / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1983. - С. 94-231.

81. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и измерения во времени / Д.А.Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-17.

82. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр., изд // Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

83. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. -487 с.

84. Ли Цзи. Издательство «Шисань цзин», в 40 томах. - Т. 19-26. - Пекин, 1957.

85. Линь, Л. Сущность нравственного воспитания китайского народа / Л.Линь // Вестник Башкирского университета. - 2010. - № 4. - Т.15. - С. 1319-1323.

86. Лихачева, Л.С. Этикет как культурная универсалия. / Л.С.Лихачева // Фундаментальные проблемы культурологи: Сб. ст. по материалам конгресса / Отв. ред. Д.Л. Спивак. - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему, 2009. - С. 146-156.

87. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 285 с.

88. Ломова, Т.Е., Тимошенко, Е.Д., Ячин, С.Е. Трансформация ценностных ориентаций российской и китайской студенческой молодежи в условиях глобализации / Т.Е.Ломова, Е.Д.Тимошенко, С.Е.Ячин // Вестник

Дальневосточного отделения Российской академии наук. - 2009. - № 1. -С. 81-91.

89. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю.М.Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 1994. - 558 с.

90. Лукашева, Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно- ценностное измерение: монография / Е.А.Лукашева. - М.: Норма, 2013. - 384 с.

91. Луков, В.А., Захаров, Н.В. Ценностные ориентации российской молодежи [Электронный ресурс] / В.А.Луков, Н.В.Захаров // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - №2 3. - URL: http: //www. zpu-i ournal. ru/e-zpu/2008/3/Lukovs&Zakharov/ (дата обращения 23.12.2016).

92. Лунь, Юй. Древнекитайская философия / Юй.Лунь // Собрание текстов в двух томах. - Т.2. - М., 1973. - 159 с.

93. Лян, Лин. Ценностные ориентации молодежи КНР в условиях построения социалистической рыночной экономики / Л.Лян // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Т.6. - № 3. - С. 184-192.

94. Социальная психология и общественная практика. / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М.: Наука, 1985.

95. Магун, В.С., Руднев, М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте / В.С.Магун, М.Г.Руднев // Общественные науки и современность. - 2010. - № 3. - С. 5-22.

96. Михайлюк Т.М. Диалог ценностных ориентаций российских и китайских менеджеров. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://new.hist.asu.ru/biblio/V3/259-270.pdf / [Дата обращения: 3.02.2008].

97. Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. - СПб.: Питер, 1997. -688 с.

98. Мамина, Р.И. Деловой этикет: сущность, структура, функции (Философско-культурологический анализ): дис. ... д-ра филос. наук / Р.И.Мамина. - СПб., 2005. - 245 с.

99. Мартынов, А.С. Классическое конфуцианство: «Мэн-цзы» / А.С.Мартынов. - СПб, 2000. - 208 с.

100. Маслов, А.А. Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения / А.А.Маслов. - М.: Рипол-классик, 2010. - 288 с.

101. Маслов, А.А. Китай и китайцы. О чем молчат путеводители / А.А.Маслов. - М.: Рипол-классик, 2014. - 288 с.

102. Маслов, А.А. Китай без вранья / А.А.Маслов. - М.: РИПОЛ класик, 2015. - 288 с.

103. Маслоу, А. Психология бытия / А.Маслоу. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 303 с.

104. Матвиенко, М.А., Егушев, К.Е., Пименов, Н.О., Файрузов, Р.Р. Ценности современной молодежи / М.А.Матвиенко, К.Е.Егушев, Н.О.Пименов, Р.Р.Файрузов // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 1523-1525.

105. Микляева А.В. Личность как субъект межвозрастных отношений: социально-психологический анализ // Современные проблемы науки и

образования. 2014, №3. С.637. URLhttps://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12999

106. Мацумото, Д. Психология и культура / Д.Мацумото. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с.

107. Мельников, А.П. Политическая культура Китая / А.П.Мельников // Весн. Брэсц. Ун-та. Сер. 1, Философия. Политология. Социология. - 2012. - № 1. - С. 76-81.

108. Мещеряков, Б., Зинченко, В. Большой психологический словарь Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб., 2004. - 672 с.

109. Мид, М. Культура и мир детства М.Мид. - М., 1988. - 429 с.

110. Мэйсон, К., Мюррей, Дж. Китай. Обычаи и этикет / К.Мэйсон, Дж.Мюррей. - М.: Аст, 2009. - 96 с.

111. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // В.Н.Мясищев // Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭ», 2003 а. - С. 114-121.

112. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии оотношений человека // В.Н.Мясищев // Психология отношений: под ред.

A.А. Бодалева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭ», 2003 б. - С. 14-39.

113. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии //

B.Н.Мясищев // Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭ», 2003 в - С. 40-72.

114. Мясищев, В.Н. Личность и отношения человека // В.Н.Мясищев // Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭ», 2003. - С. 381-394.

115. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

116. Нарбут, Н.П., Троцук, И.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи в трансформирующемся обществе / Н.П.Нарбут, И.В.Троцук // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2008. - № 4. - С. 66-78.

117. Наумов, А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) / А.Наукмов // Менеджмент. - 1996. -№ 3. - С. 123-129.

118. Наумова, Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи / Т.В.Наукмова // Вестник МГУ Сер. 18. Социология и политология. -2001. - № 1. - С. 65-75.

119. Невежин, В.А. Застольные речи Сталина / В.А.Невежин. - СПб., 2003. -213 с.

120. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г.Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - С. 217-461.

121. Орел, В.Е., Сенин, И.Г., Мартин, Т.А. Опыт адаптации методики диагностики личностных характеристик NEO PI R / В.Е.Орел, И.Г.Сенин, Т.А.Мартин // Вестник клинической психологии. - 2003. - T.I. - № 2. - С. 193-199.

122. Орел, В.Е., Сенгин, И.Г. Опросник NEO PI R / В.Е.Орел, И.Г.Сенин. -Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2004. - 33 с.

123. Орел, В.Е., Сенин, И.Г. Опыт адаптации зарубежного опросника: организационный и содержательный аспект / В.Е.Орел, И.Г.Сенин // Вестник ЮурГУ. №33 (133). - 2008. Серия «Психология». - № 3. - С. 7177.

124. Пеньков, Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории / Е.М.Пеньков. - М.: Мысль, 1972. - 198 с.

125. Первин Л., Джон О. Психология личности: теоря и исследования .- М: Ампект-Пресс, 2001. - 607 с.

126. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика /

A.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А.баранов. - Спбю: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

- 479 с.

127. Почебут, Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие / Л.Г.Почебут. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.

128. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

129. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи /

B.Е.Семенов // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 37-43.

130. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. - М.: Политическая литература, 1975. - 392 с.

131. Смелзер, Н. Социология / Н.Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

132. Собольников, В.В. Этнопсихологические особенности китайцев / В.В.Собольников. - Новосибирск: СибАГС, 2001. - 130 с.

133. Спешнев, Н.А. Особенности национальной психологии [Текст]/ Н.А.Спешнев. - М.:КАРО, 2011, 336 с.

134. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В.Соколов. - Л.: Наука, 1972. - 270 с.

135. Соловьев, Э.Я. Современный этикет и деловой протокол / Э.Ф.Соловьев.

- М., 2007. - 320 с.

136. Социология молодежи: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М., 2008. - 608 с.

137. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г.Стефаненко. -М.: Аспект Пресс, 2006. - 368 с.

138. Сяньбан, Я. Очередной обзор китайской традиционной культуры из серии «Традиционная культура и модернизация» / Я.Сяньбан. - Изд-во Китайского народного университета, 1987. - 415 с.

139. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой и В.П. Большакова. Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

140. Титаренко, М.Л. Китайская философия: энциклопедический словарь / М.Л.Титаренко. - М.: Мысль, 1994. - 264 с.

141. Тун, Син. Китайская книга мудрости / Т.Син. Перевод: Павлова И.М. -АСТ, Астрель, 2005. - 368 с.

142. Триандис, Г.К. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Г.К.Триандис. - М.: ФОРУМ, 2007. - 384 с.

143. Троцук, И.В. Студенчество постсоциалистических стран: ценностные ориентации / И.В.Троцук / Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое. Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - 2008. - С. 337-339.

144. Уайт, Л.А. Эволюция культуры. Развитие цивилизации до падения Рима / Л.А.Уайт // Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. - М., 2004. - С. 47472.

145. Федотова, В.Г. Факторы ценностных измерений на Западе и в России / В.Г.Федотова // Вопросы философии. - 2005. - № 11. - С. 3-23.

146. Ханников, А.В. Деловой этикет и ведение переговоров / А.В.Ханников. -М.: ЭКСМО, 2005. - 385 с.

147. Хонигман, Дж. Понятия: Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Дж.Хонигман; Под общ. ред. А.А.Белика.

- М.: Смысл, 2001. - С. 31-79.

148. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.

149. Хотинец, В.Ю., Сунцова, Я.С. Согласованность социальный и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия / В.Ю.Хотинец, Я.С.Сунцова // Психологический журнал. - 2009. - Т.30. -№ 6. - С. 17-29.

150. Хункай Ч. Традиционные ценности духовной жизни современной молодежи России и Китая: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Ч.Хункай. - СПб., 2007. - 161 с.

151. Хун Ц. Влияние традиционной культуры Китая на современное общество / Ц.Хун // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2009.

- № 4. - С. 92-98.

152. Цивьян, Т.В. К некоторым вопросам построения этикета / Т.В.Цивьян // Труды по знаковым системам. 4. Тарту, - 1965. - № 2. - С. 144-149.

153. Цзи, Ц. Ценностные ориентации китайской молодежи: тенденции и факторы трансформации трудовой мотивации / Ц.Цзи // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 86-88.

154. Цзин, С. Гуманитарные ценности конфуцианства в формировании духовно-нравственных качеств китайских студентов / С.Цзин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 96. - С. 346-351.

155. Цзин, С. Роль гуманитарных ценностей конфуцианства в развитии духовной культуры современного студенчества: дис. ... канд. культур. наук: 24.00.01 / С.Цзин. - Улан-Удэ, 2009. - 169 с.

156. Цырендоржиева, Д.Ш., Ринчинова, Т.М. Современное китайское общество: специфика духовно-нравственных ценностей / Д.Ш.Цирендоржиева, Т.М.Ринчинова // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - № 8 (127). - С. 240-246.

157. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие / А.А.Чекалина.

- М.: Ось-89, 2009. - 240 с.

158. Шашкина, А.О., Конюхова, К.О. Исследование ценностей современной российской молодежи / А.О.Шашкина, К.О.Конюхова // Молодой ученый.

- 2015. - № 8. - С. 868-871.

159. Шварц, Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствие национальных различий / Ш.Шварц // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т.5. - № 2. - С. 37-67.

160. Шибутани, Т. Социальная психология / Т.Шибутани. - М.: Наука, 1969. -213 с.

161. Шихирев, П.Н. Социальная установка / П.Н.Шихирев. - М.: Наука, 1979.

- С. 86-103.

162. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузэрея. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1982. - С. 55-60.

163. Шамионов Р. М. Психология социального поведения личности: Учеб. пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 186 с.

164. Шумихина, А.В. Исследование взаимосвязи динамики Я-концепции и ценностей студентов / А.В.Шумихина // «Матерiали Мiжнародноi науково-практично! конференцп «Наука та шновацп - 2005» Т.13. Психолопя. -Дншропетровськ: Наука i освгга, 2005. - С. 118-125.

165. Энциклопедия этикета / сост. О.М.Максименко. - М.: Астрель, 2002. -511 с.

166. Южин, В.И. Энциклопедия этикета / В.И.Южин. - М.: Рипол-классик, 2007. - 265 с.

167. Ядов,В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А.Ядов // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1975. - 412 с.

168. Ядов, В. А., Семенов А. А., Водзинская В.В., Каюрова В.Н., Киссель А. А., Саганенко Г.И., Бозрикова Л.В., Узунова В.Н., Магун В.С., Гоштаутас А., Лосенков В.А., Смирнова Е.Э., Докторова Л.Д. Саморегуляция и прогнозирование социального поведнеия личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. - М. : ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

169. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В.Яковец.

- М.: Экономика, 2003. - 411 с.

170. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С.Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

171. Яницкий, М.С. Ценностное измерение массового сознания / М.С.Яницкий.

- Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. - 237 с.

172. Allport G. W. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rinehart and Winston.

173. Bond, M.H. Chinese Values // The handbook of Chinese psychology. - Hong Kong: Oxford University Press. - 1996. - P. 208-226.

174. Bond, M.H. Oxford Handbook of Chinese Psychology // Published in the United States by Oxford University Press Inc., New York, 2010. - 729 с.

175. Cattell R. B. (1965). The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books.

176. Costa, P.T., JR, MC Crae, R.R. The NEO Personslity Inventory Manual. -Odessa, Fla: Psychological Assessment Resources. 1985.

177. Costa, P.T., McCrae, R.R. NEO-PI-R: Professional Manual. Odessa, Fla: Psychological Assessment Resources, 1992.

178. Costa, P.T., McCrae, R.R. Revised NEO Personality Inventory (NEO PI-I) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI). Professional Manual. Psychological Assessment Resources, Inc. P. O. Box 998 / Odessa, Florida, 1992. - 101 p.

179. Costa, P., McCrae, R., Martin, T., Oryol, V., Rukavishnicov A., Senin I. Personality Development from adolence through adulthood fufthe cross-culture comparisons of age differences. // In Temperament and Personality Development across the life span. Edited by V. J. Molfese, D.L. Molfese, LEA, New Jersey, London, 2000. - P.235-253.

180. Eysenck H. J. (1967). The biological basis of personality. Springfield, IL: Charles C. Thomas.

181. Hechter, M. Values research in the social and behavioral sciences. See Hechter et al. 1993. - P. 1-28.

182. Hofstede, G. Culture's consequences: International differences in work-related values. CA. - USA: Sage Publications, Beverly Hills. - 1980. - 475 p.

183. Kardiner, A., Lipton, R. The Individual and His Society. - N.-Y.: Columbia University Press, 1939. - 321 p.

184. Kohlberg L. Continuities in Childhood and Adult Moral Development Revisited // Life-Span Developmental Psychology/ Personality and Socialization / Ed. P.B. Baltes, K.W.Schil. N.Y., 1973. P.187.

185. Kluckhohn, C. Values and valueorientations in the theory of action. In Toward a General Theory of Action, ed. T Parsons, EA Shils. - New York: Harper, 1951. - pp. 388-433.

186. Kulich, S.J., Zhang, R. The multiple frames of «Chinese» values: from tradition to modernity and beyond // Oxford Handbook of Chineese. - N.-Y.: Oxford University Press, 2010. - P. 241-278.

187. Marini, M.M. Social values and norms. See Borgatta & Montgomery. - 2000.

- P. 2828-40.

188. Roccas, S, Sagive, L., Knafo, A. The big five personality factors and personal values. Pers. Soc. Psychol. - 2002. - № 28. - P. 789-801.

189. Rokeach, M. Belifs, Attitudes, and Values. - San Francisco: Jossey-Bass, 1969.

- XVIII. - 214 p.

190. Rokeach, M. The Nature of Human Values. - New York: Free Press, 1973.

191. Schwartz, S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Roger Jowell, Caroline Roberts, Rory Fitzerald, Gillian Eva, Eds. Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey. London: Sage, 2007. Pp. 169203. D01:http://dx.doi.org/10.4135/9781849209458

Дата обращения 19.02.2016

192. Schwartz, S.H. Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications (Basic human values: Theory, measurement, and applications). Revue française de sociologie. - 2006. - № 42. - P. 249-288.

193. Steve, J. Kulich, Rui Zhang. The multiple frames of «Chinese» values: from tradition to modernity and beyond // Oxford Handbook of Chinese. - NY.: Oxford University Press, 2010. - P. 241-278.

194. Вэнь ПиньX^, Ли ХунМа Куаньбинь. 1987-2004 Вого циншаонянь Цзяньиси уань цзуншэнь яньцзю цзи цзяоюй цзяньи [1987-

(Глубинные исследования ценностей молодежи нашей страны в 1987-2004) // Шэхуй кэсюэ цзя [^А 2005, № 2.

195. Пан Вэнь ^ X. Дасюэшэи цзячжигуань лянбяо-дэ бяньчжи цзи цзи сянгуань янизю [(Обработка опросников ценностей китайских молодеж ) // Шанхаэ шифань дасюэ [^

2006.

196. Сюй Цзямин .Синань шифань дасюэ гуаньлисюэюань Rokeach яньцзю [^^^fë^^^S^fêRokeach (Исследование опросника ценностей Rokeach ) // Шаньдун Цзяюй сюэюань

2005. № 4.

197. Хуан Хитинь Чжан Цзинь 4 Чжан Шулинь^^^. Во го у чэньи цзинжаонянь сюэжэн цзячжигуань-дэ дяоча [^Щ^&^-^У^^ i ^ ^ ] (Исследование ценностей молодежи пяти городов нашего государства) // Синьли сэбао [ 1989, Том. 3, № 3.

198. Хуан Маньна Во го цинжаонянь сюэжэи цзячжигуань-дэ бицзяо яньцзю [ ] (Сравнительный анализ исследования ценностей ориентаций китайских молодеж) // Синань шифань дасюэ сюэбао: чжэ шэ бань 1995. № 3. Рр. 83-88

199. Цзинь Шэнхуа#^^, Чжэн Цзяньцзюнь^^^ , Синь Чжиюн^-È Щ . Дэндэ жонгожин дэ циажингуан дэ чйегойтэдин

(Структуры и характеры ценности китацы) // Синьли сюэбао ['Ш^Ш]. 2009. vol. 41. Issue (10): 1000-1014

200. Чжан Чжигуань

201. Чжан Чжигуан^^П^. Сюэшэн-дэ цзячжигуань, цзячжицюсян цзи ци юй циншэхуй синвэй-дэ гуаньси чутань

& Ъ % Я £ % щ ^ ] (Исследования связей между ценносями, ценностными ориентациями и социальным поведением) // Шэхуй синьли кэсюэ 2005. № 4.

202. Чжао Бинцзе 350 мин дасюэшэн цзячжигуань цэши лянбяо дяоча фэнси чжунго синвэй

(Исследование поведения китайцев по опросникам ценностей у 350 китайских студентов) // Исюэ кэсюэ [Е^ЗД^]. 2000, № 4.

203. Чжан Чунчэнь Чжунго чуаньтунвэньхуа чжун-дэ шэцзяо ли [^Щ # ^ X ^ ^ Я ^А ЗЗ ^ ] (Коммуникативный этикет в китайской традиционной культуре) // Сюэси юй сюян бао [^^Ш^^^.] 2014, №2 1.

204. Гу Сицзя Щ^^к. Ли юй чжунхуа вэньхуа [^Ы^^^ ^Х^] (Этикет и китайская культура) // Пекин [^ЬЖ]: Чжунго жэньминь чубаньшэ [А^^ ША], 2004.

205. Инь Вэнь^®. Ли вэньхуа гайлунь [^и^.Х'^ЖШ (Очерк по культуре этикета). // Куньмин: Юньнань дасюэ чубаньшэ 2004.

206. Ду ВэйминШ ВД . Жэньсин юй цзыво сюян [ШШШ^ ] (Гуманность и самовоспитание). // Пекин ^Ж:Чжунго хэпин чубаньшэ

1998.

207. Ху Цзин ^^ . Вэнхуа суян юй ли цзяоюй [ Х^Ш^Щ^И&Ш^ ] (Культурное воспитание и обучение этикету). // Сиань: Шаньси цзяоюй цзунхэбфань [ШШШШШ^^] , 2006, № 1.

208. Сюй Гуанюй^^^. Ли цзяоюй яньцзю [^Ы^^Ж^^] (Исследования по обучению этикету). // Цзинань: Шаньдун цзяоюй чубаньшэ

&ША] , 2004, №3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.