Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат наук Ванскова, Елена Леонидовна

  • Ванскова, Елена Леонидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 184
Ванскова, Елена Леонидовна. Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении: дис. кандидат наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Ставрополь. 2015. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ванскова, Елена Леонидовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ МУЗЫКАНТА В КОНЦЕРТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

1.1. Теоретико-методологический анализ проблемы надежности музыканта

в концертном выступлении в современной психологии и педагогике

1.2. Структура надежности музыканта-исполнителя в концертном выступлении

1.3. Факторы, влияющие на процесс формирования надежности музыканта в концертном выступлении

1.4. Психолого-педагогические условия формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в образовательном процессе музыкального учебного заведения

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ В КОНЦЕРТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

2.1. Организация и методы экспериментального исследования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении

2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента и их интерпретация

2.3. Содержание экспериментального формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении

2.4. Эффективность формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в период проведения экспериментального

исследования

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования и постановка проблемы. Благодаря компьютерным сетям человеку доступна практически любая информация, включая восприятие музыки разных жанров, исполненной как отечественными, так и зарубежными музыкантами. Однако ни один, даже самый современный и оборудованный по последнему слову техники компьютер не заменит живого звука оркестра, инструмента или голоса и самой обстановки концертного зала. На концерте происходит творческое общение исполнителя со слушателем. Для этого необходимо, чтобы музыкант-исполнитель, передавая замысел композитора, был подготовлен к такому общению.

Как известно, в любой сфере человеческой деятельности, предназначенной для публики, в том числе и в музыкально-исполнительской, перед выступающим возникают трудности психологического порядка. Концертное выступление как результат длительной репетиционной работы зачастую становится психологически сложным этапом исполнительской деятельности музыканта.

Публичные выступления являются неотъемлемым элементом учебного процесса музыкальных учебных заведений всех уровней (музыкальная школа, музыкальный колледж, вуз), так как обучающиеся систематически выступают на академических концертах, технических зачетах, экзаменах, конкурсах, отчетных концертах. Ответственность за подготовку к концертному выступлению несет не только обучающийся, но и его педагог. Помимо обучения, ориентации учащихся на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, деятельность педагога-музыканта заключается еще и в стремлении помочь каждому из них раскрыться как творческой личности на сцене, психологически подготовиться к публичному выступлению. Педагог в репетиционной работе и в процессе психологической подготовки учащихся к выступлению должен учитывать их индивидуально-психологические особенности.

Состояние научной разработанности проблемы. В музыкальной

3

психологии, педагогике и исполнительстве чаще всего исследуется проблема «эстрадного волнения». Психологи, музыканты-педагоги и методисты рассматривают проблему эстрадного волнения с разных сторон: как негативное состояние, мешающее артисту воссоздать художественный образ произведения на сцене, и как позитивное состояние, помогающее артисту максимально мобилизоваться на сцене и блестяще реализовать творческий замысел (Г.Г. Нейгауз (1982) [80], Л.А. Баренбойм (1974) [9], Г.М. Коган (2005) [55], Г.М. Цыпин (2014) [134] и др.). Кроме того, исполнители нередко фиксируют состояние, когда от чрезмерного беспокойства наступает своеобразное торможение, и волнение уступает место «сценической апатии», безразличию к сцене (Л.Л. Бочкарев, 2008 [16]).

Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме готовности музыкантов к публичному выступлению показал, что учеными в основном исследуются психоэмоциональные состояния исполнителей, при этом не учитываются остальные составляющие общей структуры концертной надежности (C.B. Клещов, 1936 [51]; Л.Л. Бочкарев, 2008 [16]; В.И. Петру-шин, 1971-2008 [86; 87] и др.). Многочисленные примеры саморегуляции сценических эмоций приведены в работах Г.М. Когана (1971) [56], А.Л. Гот-сдинера (1983) [30], Г.М. Цыпина (1999-2014) [133; 134], Е.А. Белан (2006) [10] и др. Работы педагогов-музыкантов представляют определенный практический интерес для музыкантов, содержат полезные рекомендации по преодолению излишнего эмоционального возбуждения. Однако они не в полной мере освещают проблему психологической подготовки музыканта к публичному выступлению и подменяют проблему надежности в концертном выступлении проблемой психоэмоциональных состояний музыканта-исполнителя.

Концертное выступление представляет собой сложную деятельность в особых условиях, отличных от обычных, репетиционных, условий. Наиболее распространенными экстремальными факторами, оказывающими негативное влияние на характер, содержание и качество непосредственно исполнительской деятельности музыканта на сцене, являются внешние и внутренние фак-

торы. К внешним факторам можно отнести акустические несовершенства концертного зала, несовершенство технического состояния музыкального инструмента, неудачное освещение и шумовые помехи в зале и т.д., к внутренним - стресс, напряженное внимание, высокую степень ответственности, боязнь ошибок, неудач и др. (Л.Л. Бочкарев, 2008 [16]). Исполнителю и его педагогу важно выявить максимум причин, мешающих музыканту в полной мере реализовать творческий замысел, выработать средства предупреждения их возникновения и коррекции.

В связи с многоплановостью и сложностью деятельности музыканта-исполнителя представляется целесообразным рассматривать проблему успешности публичного выступления музыкантов шире, чем эстрадное волнение. На наш взгляд, понятие «надежность музыканта» охватывает более широкий круг проблем подготовки исполнителя к публичному выступлению, что подтверждается рядом работ музыкантов, отождествляющих проблему психологической готовности с проблемой надежности исполнителя (Г.М. Коган, 1971 [56]; А.Д. Алексеев, 1978 [1]; Л.А. Баренбойм, 1974 [9] и др.)

Надежность человека в целом - это «способность к сохранению требуемых качеств в условиях возможного усложнения обстановки, сохраняемость, устойчивость оптимальных рабочих параметров индивида» (В.Д. Не-былицын, 1961) [79, с. 10]. Исполнительская деятельность музыканта тоже осуществляется «в условиях возможного усложнения обстановки» и должна быть выполнена безошибочно. Следовательно, исполнитель, осуществляющий ее, должен обладать качествами надежности.

Надежность музыканта обстоятельно исследуется в научно-психологических работах Ю.А. Цагарелли (1989) [128; 129], Р.Ф. Сулеймано-ва (2005) [113], С.Г. Корляковой (2009) [57] в рамках системного подхода. Ю.А. Цагарелли на выборке студентов консерватории впервые исследовал надежность исполнителей в условиях концертного выступления. Р.Ф. Сулей-манов установил различия проявлений эмоций у музыкантов-инструменталистов мужчин и женщин в процессе становления их профес-

сионального мастерства. С.Г. Корлякова экспериментально доказала, что психомоторная надежность музыканта обеспечивается устойчивостью и ав-томатизированностью исполнительских навыков, сформированных на всех уровнях построения движения (по Н.А. Бернштейну [12]), она зависит от общего психомоторного развития и особенностей нейродинамики музыканта, уровня его музыкально-исполнительской подготовки, сценического опыта.

В то же время, несмотря на имеющийся научный опыт, проблема формирования надежности студентов-пианистов среднего профессионального учебного заведения в концертном выступлении остается еще недостаточно изученной в педагогической психологии.

В среднем профессиональном учебном заведении наблюдается тенденция студентов к индивидуальной профессионализации: либо к музыкально-исполнительской деятельности, либо к педагогической деятельности. Но и в том, и в другом случае, студент должен быть подготовлен к концертному исполнению музыкальной программы. Для многих студентов ненадежность в концертном выступлении является препятствием для реализации своих творческих способностей на сцене.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования надежности музыканта-исполнителя в концертном выступлении в педагогической психологии; недостаточной разработанностью практических рекомендаций по учету психологических особенностей формирования надежности студентов-пианистов в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения.

Имеющаяся практика обучения музыкантов обострила противоречия между:

■ научным пониманием надежности как свойства музыканта сохранять требуемые качества в условиях возможного усложнения обстановки (В.Д. Небылицын, Ю.А. Цагарелли, Р.Ф. Сулейманов, С.Г. Корлякова) и упрощенным пониманием надежности как способности музыканта-исполнителя регулировать психоэмоциональные состояния, именуемые «эстрадным вол-

нением» (C.B. Клещев, A.JI. Готсдинер, Л.Л. Бочкарев);

■ высокой теоретической и практической значимостью вопросов формирования надежности музыканта в концертном выступлении в период профессиональной подготовки исполнителя и недостаточным уровнем их разработанности в педагогической психологии применительно к музыкальному образованию;

■ востребованностью психологических знаний в решении педагогических задач, связанных с подготовкой обучающихся к концертным выступлениям, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по формированию надежности музыканта в репетиционный период.

Проблема исследования заключается в разрешении названных противоречий путем проведения теоретико-эмпирического исследования с целью выявления психологических особенностей формирования концертной надежности студентов и разработки психолого-педагогических условий, средств и приемов формирования надежности.

Целью исследования является теоретико-экспериментальное изучение психологических особенностей формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в процессе традиционного и экспериментального обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

Объектом исследования является надежность студентов-пианистов в концертном выступлении.

Предмет исследования - психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в период обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

Гипотеза исследования: эффективность формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении может быть обусловлена следующими психологическими особенностями: высокой психоэмоциональной устойчивостью, сформированностью навыков саморегуляции как целостного компонента надежности, наличием взаимосвязей всех компонентов надежности.

Задачи исследования.

1. Провести анализ основных современных теоретико-методологических подходов к изучению надежности исполнителей в концертном выступлении и на основе его результатов уточнить содержание понятия «надежность музыканта-исполнителя в концертном выступлении».

2. Учитывая специфику музыкально-исполнительской деятельности пианистов, разработать и применить психолого-диагностический комплекс, позволяющий выявить особенности психофизиологических свойств, психоэмоциональных состояний, психомоторных и когнитивных процессов, структуры надежности, профессиональной мотивации студентов к концертному исполнению музыкальных произведений.

3. Разработать, апробировать комплексную программу целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении и выявить психологические особенности этого процесса.

4. Оценить эффективность внедрения в образовательный процесс фортепианного отделения колледжа искусств комплексной программы целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении.

Методологической основой исследования явились:

- принцип развития (С.Л. Рубинштейн, 1946 [101]; Л.С. Выготский, 1957 [23]; Б.Г. Ананьев, 1968 [2; 3] и др.);

- принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, 1959 [101]);

- системный подход анализа психического отражения и деятельности (Б.Г. Ананьев, 1968 и 1977 [2; 3; 4]; Б.Ф. Ломов, 1975 и 1984 [70; 71]; В.Д. Шадриков, 1982 [136]; В.А. Ганзен, 1984, 2001 [25; 26]); в музыкально-исполнительской деятельности - в исследованиях Ю.А. Цагарелли, 19892009 [128; 129; 130; 131; 132]; Р.Ф. Сулейманова, 2005 [113]; С.Г. Корляко-вой, 2009-2014 [57; 58; 59; 60; 61];

- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, 1960 [67]; В.Д. Шадриков, 1982 [136]);

- комплексный подход (Б.Г. Ананьев, 1968 и 1977 [2; 3; 4]; Б.Б. Коссов 1974 [62]; В.П. Озеров 2002 [82] и др.);

- принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики (Б.Ф. Ломов, 1975, 1984 [70; 71]; К.К. Платонов, 1982 [89]).

Теоретической основой исследования явились концепции и теории:

- активности субъекта деятельности (А.Г. Асмолов [6], A.B. Брушлин-ский [17], A.B. Петровский [85] и др.);

- надежности в спорте (В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов [90], В.М. Дьячков, H.A. Худадов [37], Б.Б. Коссов [62], В.П. Озеров [82] и др.);

- надежности в музыкально-исполнительской деятельности (Ю.А. Ца-гарелли [128; 129], Р.Ф. Сулейманов [113], С.Г. Корлякова [57; 58]);

- теоретические и методические принципы ведущих российских музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов (Л.А. Баренбойм [9], Г.Г. Ней-гауз [80], Г.М. Коган [54; 55] и др.).

Методы исследования:

1. Обзорно-аналитический метод, который дает возможность осуществить анализ основных концепций формирования надежности музыканта-исполнителя в концертном выступлении.

2. Метод эксперимента, позволяющий выявить динамику формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в период обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

3. Метод поперечных срезов, предполагающий одновременное диагностирование студентов на протяжении психолого-педагогического эксперимента.

4. Психодиагностический метод с применением

- методик исследования психофизиологических свойств, психоэмоциональных состояний, эмоциональной чувствительности, внимания, мышления, психомоторной деятельности в экстремальной ситуации, психомоторных процессов, включенных в аппаратурно-программный комплекс «Активацио-метр АД 9-К»;

- комплекса методик исследования рефлексии, отношения к конкретной музыкальной деятельности, мотивации;

- авторской разработки экспертной оценки надежности студентов-пианистов в концертном выступлении, итоговой экспертной оценки выступления (исполнение концертной программы), самооценки выступления.

5. Формирующий эксперимент, позволяющий прослеживать изменения уровня сформированности надежности респондентов в результате внедрения в образовательный процесс фортепианного отделения колледжа искусств комплексной программы целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении.

6. Группа методов математико-статистического анализа экспериментальных данных: корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г), линейного коэффициента корреляции Пирсона (гху), Н-критерий Краскела-Уоллиса, факторный анализ с использованием критерия отсеивания, критерия значимости и критерия доли воспроизводимой дисперсии; ранжирование данных по значимости. Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с помощью программы 81а11зиса 10.0.

Организация и этапы исследования. Исследование надежности студентов-пианистов в концертном выступлении проводилось в течение 4 лет в соответствии с перспективным планом научно-исследовательской работы кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» (СГУ), переименованной в «Кафедру педагогики и психологии профессионального образования» в связи с присоединением ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» к ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (СКФУ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 28.05.2012 г. № 444).

Основной базой исследования явилось фортепианное отделение Ставропольского краевого колледжа искусств (24 студента). Дополнительная экспериментальная база - фортепианное отделение Ставропольского краевого

музыкального колледжа им. В.И. Сафонова (г. Минеральные Воды) (30 студентов). Всего за период эксперимента выполнено 13.227 диагностических измерений.

1 этап (2008-2009 гг.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ проблемы; разработка теоретических положений; определение целей и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента на контингенте испытуемых, обучающихся на фортепианном отделении колледжа искусств (в 2008 г. в экспериментальной группе, в 2009 г. в контрольной группе).

2 этап (2009-2012 гг.) - проведение формирующего этапа эксперимента, промежуточных и заключительных диагностических поперечных срезов в экспериментальной и контрольной группе на контингенте испытуемых, обучающихся на фортепианном отделении в Ставропольском краевом колледже искусств.

3 этап (2012-2013 гг.) - анализ, обработка, обобщение и систематизация полученных эмпирических результатов, формулирование выводов, разработка научно-методических рекомендаций. Оформление в виде рукописи диссертации полученных результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- расширены общепсихологические представления о формировании надежности студентов-пианистов в концертном выступлении;

- теоретически обоснован и представлен психолого-диагностический комплекс, разработанный с учетом специфики музыкально-исполнительской деятельности пианистов, позволяющий выявить особенности психофизиологических свойств, психоэмоциональных состояний, психомоторных и когнитивных процессов, структуры надежности, профессиональной мотивации студентов к концертному исполнению музыкальных произведений;

- изучены и охарактеризованы специфика структуры надежности студентов-пианистов в концертном выступлении, особенности динамики ее формирования в период обучения студентов в среднем профессиональном

11

учебном заведении;

- экспериментально выявлены факторы (психомоторный, психоэмоциональный, когнитивно-рефлексивный, мотивационный), оказывающие значимое влияние на формирование надёжности музыкантов в концертном выступлении, воздействие которых целесообразно учитывать в индивидуальном подходе при формировании или коррекции надежности студентов в процессе репетиционной работы;

- научно обоснованы психолого-педагогические условия, средства и приемы, способствующие эффективному формированию надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в период их обучения в среднем профессиональном учебном заведении;

- разработана и реализована комплексная программа целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в среднем профессиональном учебном заведении;

- выявлены и описаны психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении.

Теоретическое значение работы состоит в следующем:

- конкретизировано содержание понятия «надежность музыканта-исполнителя в концертном выступлении», которое трактуется как комплексное психологическое свойство музыканта сохранять качества саморегуляции, помехоустойчивости, стабильности в условиях негативного воздействия внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов в процессе воплощения исполнителем художественного замысла композитора;

- уточнены роль и место отдельных компонентов в структуре надежности и их взаимодействие с факторами, оказывающими влияние на процесс формирования надежности музыканта;

- теоретически обоснован комплекс психолого-диагностических методик, позволяющий выявить психологические особенности формирования концертной надежности студентов-пианистов;

- теоретически обоснованы и разработаны психолого-педагогические

средства и приемы целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в период их обучения в среднем профессиональном учебном заведении;

- подготовлена теоретическая база для формирования надежности музыкантов разных специализаций (по видам музыкально-исполнительской деятельности) в концертном выступлении на всех уровнях музыкального образования: музыкальная школа, среднее и высшее профессиональное музыкальное учебное заведение.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- предложен психолого-диагностический комплекс, разработанный с учетом специфики музыкально-исполнительской деятельности пианистов, который может быть использован не только в среднем профессиональном учебном заведении, но и в учебных заведениях другого образовательного уровня: музыкальной школе, музыкальном вузе;

- подготовленная комплексная программа целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении в период обучения в среднем профессиональном учебном заведении может быть использована в образовательном процессе музыкальной школы, музыкального вуза;

- созданный психологический тренинг с учетом психофизиологических особенностей ее участников может быть применен не только для работы со студентами-пианистами среднего профессионального учебного заведения, но также с учащимися фортепианного отделения музыкальной школы и студентами-пианистами музыкальных вузов;

- разработанные просветительско-консультационные мероприятия могут быть использованы в работе с преподавателями фортепиано в музыкальных учебных заведениях разного образовательного уровня (музыкальная школа, музыкальный колледж, музыкальный вуз);

- результаты и выводы исследования могут быть использованы в работе преподавателей по специальному инструменту (фортепиано) и психологов с

13

целью дифференцированного изучения и формирования надежности отдельного студента или групп студентов в концертном выступлении.

Достоверность и надежность результатов обеспечивалась исходными теоретическими положениями; опорой на теоретические и методологические принципы, разработанные в отечественной психологии; комплексностью используемых методов и методик психологического исследования, прикладных разработок, применяемых в системе музыкального образования, их соответствия цели, предмету и задачам исследования; применением методов статистической обработки с использованием компьютерной программы 81а1л51лса 10.0.

Положения, выносимые на защиту:

1. Надежность музыканта-исполнителя в концертном выступлении -это комплексное психологическое свойство музыканта сохранять качества саморегуляции, помехоустойчивости, стабильности в условиях негативного воздействия внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов в процессе воплощения исполнителем художественного замысла композитора.

2. Комплексная психодиагностика надежности, психофизиологических свойств, психоэмоциональных состояний, психомоторных и когнитивных процессов, профессиональной мотивации студентов-пианистов выявляет особенности структуры надежности, изменение иерархии составляющих ее компонентов.

3. Внедрение в образовательный процесс комплексной программы целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении способствует становлению оптимальной структуры надежности, которая обусловлена учетом выявленных психологических особенностей этого процесса: высокой психоэмоциональной устойчивостью, сформированностью навыков саморегуляции как целостного компонента надежности, наличием взаимосвязей всех компонентов надежности.

4. Внедрение в образовательный процесс фортепианного отделения

колледжа искусств комплексной программы целенаправленного формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении оказывает позитивное, сильное и устойчивое влияние на эффективность их концертной музыкально-исполнительской деятельности.

Апробация результатов исследования.

1. Результаты исследования апробированы:

- в дисциплинах «Психология и педагогика», «Музыкальная психология и педагогика» для студентов факультета истории, философии и искусств Северо-Кавказского федерального университета; в лекциях для преподавателей и студентов Ставропольского краевого колледжа искусств, Ставропольского краевого музыкального колледжа им. В.И. Сафонова (г. Минеральные Воды), преподавателей детских музыкальных школ г. Ставрополя;

- в учебно-методической работе: Корлякова С.Г., Ванскова E.JI. Методические рекомендации по формированию психомоторной надежности музыкантов // Программы по организации и управлению инновационными формами проведения занятий: сборник учебно-методических трудов / ред. кол.: A.B. Беляев, H.A. Сиволобова. - Ставрополь, 2009: СГУ. - С. 162-172;

- в учебном процессе Ставропольского краевого колледжа искусств, Ставропольского краевого музыкального колледжа им. В.И. Сафонова (г. Минеральные Воды), факультета истории, философии и искусств СевероКавказского федерального университета.

2. Опубликованы:

- в 4 рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Ми-нобрнауки РФ (2009, 2013, 2014);

- в журнале, входящем в базу международного цитирования (Scopus) (2014);

- в коллективных монографиях «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования» (г. Ставрополь, 2008); «National and cultural identity of scientific researches in the modern conditions of globalization» (San Francisco, California, USA, 2013);

- в научно-методических журналах «Прикладная психология и психоанализ» (Ставрополь, 2012); «Музыкальное искусство и образование» (Москва, 2014);

- в сборниках материалов международных научно-практических конференций (Липецк, 2008; Санкт-Петербург, 2008, 2009; Ставрополь, 2009, 2011); вузовских конференций (Ставрополь, 2009, 2010, 2011, 2012).

По результатам исследования оформлено и опубликовано 20 печатных работ, в том числе 4 из них в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК РФ (общий объем - 5,97 печатных листов).

Рекомендации по использованию диссертационной работы. Теоретические положения о сущности, методах диагностики, психолого-педагогических средствах и приемах, особенностях формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении могут быть использованы в содержании психолого-педагогических дисциплин, на занятиях по музыкальному инструменту фортепиано, в организации самостоятельной работы и проведении педагогической практики студентов музыкальных учебных заведений среднего профессионального образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ванскова, Елена Леонидовна, 2015 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978.-289 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 1980. Т.1 -230 с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 1980. Т.2 -288 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001.-272 с.

5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.

6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.

- М.: Изд. МГУ, 1984. - 104 с.

7. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. - С-Пб.: Композитор, 2004. - 120

с.

8. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005,- 114 с.

9. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: Статьи и очерки. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

10. Белан Е.А. Феномен сценического волнения и совладение с ним в ситуации музыкального исполнительства: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01.

- Краснодар, 2006. - 247 с.

11. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. -С. 303-329.

12. Бернштейн H.A. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Под ред. В.П. Зинченко. - 2-е изд., М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2004. - 688 с.

13.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Наука, 1980 - 114 с.

14. Бирмак A.B. О художественной технике пианиста. - М.: Музыка, 1973.-141 с.

15. Блинова М.П. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности // Вопросы теории и эстетики музыки / Отв. ред. Ю. Кремлев. - Л.: Музыка, 1868. Вып. 8. - С. 111- 127.

16. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Изд. дом «Классика - XXI век», 2008. - 352 с.

17. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 55 с.

18. Ванскова Е.Л. Формирование психологической надежности студентов // Вестник университета. № 12 - М.: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2009. - 216 с. - С. 28-30.

19. Вахтель Л.В. Психолого-педагогическая модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. - Воронеж, 2010. - 424 с.

20. Велик Я.Я. Психологическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. - М., 1989. - 120 с.

21. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка - М.,: Просвещение, 1978.-415 с.

22. Вицинский A.B. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. - М.: Классика-ХХ1, 2003. - 100 с.

23. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

24. Гальберштам А.М. Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эф-

140

фективности музыкально-исполнительской деятельности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07. -М., 2001. - 133 с.

25. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - JL: Изд. ЛГУ, 1984. -176 с.

26. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: учебное пособие. - СПб.: РИО СПбГУ, 2001. - 75 с.

27. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.-306 с.

28. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - М.: Знание, 2005.-512 с.

29. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. - М.: Музыка, 1975. -416 с.

30. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: Изд. Межд. акад. пед-наук, 1983.- 189 с.

31. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Музгиз, 1961. - 224 с.

32. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. / Илл. Т. Бедаревой. - С-Пб.: Питер, 2008. - 190 с.

33. Гуревич K.M. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психофизиологии // Психофизиологические вопросы становления профессионала. - М.: Наука, 1974. - С. 11-27.

34. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. - 271 с.

35. Деркач A.A., Исаев A.A. Творчество тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1982.-239 с.

36. Дорфман Л.Я. Исследование влияния музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики: Автореф. дисс... канд. психол. наук: 19.00.07-Л., 1981.-15 с.

37. Дьячков В.М., Худадов H.A. Проблемы технического мастерства как фактор надежности деятельности спортсмена // Психологические факторы

141

надежности деятельности спортсмена. - М.: ВНИИФК, 1977. Вып. 1. - С. 1218.

38. Емельянов Ю.Н. Активные групповые методы социально- психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. 1985. № 6. - С. 8895.

39. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995.-48 с.

40. Игумнов К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3., М., 1973. - С. 7882.

41. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2000. -464 с.

42. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001.-464 с.

43. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.

44. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей // Психомоторика: Сборник научных трудов / Под ред. Б.А. Ашмарина и Е.П. Ильина - Л., 1976.-С. 4-22.

45. Каменская В.Г. Время в процессе отражения и как фактор организации целенаправленных акустико-моторных реакций человека: Дисс. ... д-ра психол. наук : 19.00.02. - СПб., 1995. - 298 с.

46. Каменская В.Г. Структура лимбической системы // Морфология нервной системы. 1985. - С. 65-73.

47. Карпов A.B. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов. // Психологический журнал. 2006. № 6. - С. 18-28.

48. Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. - С. 45-57.

49. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

142

50. Китаев-Смык JI.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М.: Академический проект, 2009. - 943 с.

51. Клещов С.В. Волнение на эстраде и методы его устранения // Советская музыка, 1936. № 11. - С. 61-65.

52. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с.

53. Ковалёв С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности. Автреф. дисс...канд. психол. наук: 19.00.01. - Барнаул, 2001. - 18 с.

54. Коган Г.М. Работа пианиста. - М: Изд. дом «Классика - XI век», 2005. - 204 с.

55. Коган Г.М. У врат мастерства. - М: Изд. дом «Классика - XXI век», 2005.- 136 с.;

56. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. - М.: Советский композитор, 1971. -232 с.

57. Корлякова С.Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов: Дисс. ... д-ра психол. наук : 19.00.07. - М., 2009. - 431 с.

58. Корлякова С.Г. Музыкальная психология: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. - М.-Ставрополь: РИО филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Ставрополе, 2006. - 128 с.

59. Корлякова С.Г. Психомоторные способности музыкантов: генезис и формирование. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - 340 с.

60. Корлякова С.Г., Ванскова Е.Л. Методические рекомендации по формированию психомоторной надежности музыкантов // Программы по организации и управлению инновационными формами проведения занятий: сборник учебно-методических трудов / ред. кол.: A.B. Беляев, H.A. Сиволобова. -Ставрополь: СГУ, 2009. - С. 162-172.

61. Корлякова С.Г., Ванскова Е.Л. Экспериментальное исследование психомоторной надежности учащихся и студентов-музыкантов в концертном

выступлении. // Вестник СКФУ: научный журнал. 2013 № 4 (37). - С. 171176.

62. Коссов Б.Б. Вопросы психодиагностики в спорте // Вопросы диагностики психического развития / Под ред. В.И. Дубовского, K.M. Гуревича и др. - Таллин, 1974. - С. 86-88.

63. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. - 80 с.

64. Лебедев В.И. Личность в экстремальной ситуации. - М.: Политиздат, 1989.-303 с.

65. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. -Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008. - С. 75-84.

66. Левочкина И.А. Своеобразие проявления музыкальных способностей и их связь с некоторыми особенностями нервной системы // Новые исследования по психологии. - М.: Педагогика, 1986. № 1 (34). - С. 9-13

67. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

68. Лист Ференц. Ф. Шопен. - М.: Издательский дом «Государственное музыкальное издательство», 1956.- с.

69. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / сост. Г.С. Пьянкова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012.-125 с.

70. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

71. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. №2.-С. 31-45.

72. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.

73. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. - М.: Музыка, 1966.-220 с.

74. Матюшкин A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: «Просвещение», 1968 -368 с.

75. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. - 240 с.

76. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС. Пособие для Учителя. М., 2013. - 138 с.

77. Мюнш Ш. Я - дирижер. - М.: Музыка, 1960. - 46 с.

78. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ACT: Астрель, 2008. - С. 231-242.

79. Небылицын В.Д. К изучению надежности работы человека-оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. 1961. № 6. - С. 9-18.

80. Нейгауз. Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.

81. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -192 с.

82. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс, 2002.-320 с.

83. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ACT: Астрель, 2008. - 720 с.

84. Пашина А.Х., Торопова A.B. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности // Психологический журнал. -2000, том 21, №1.-С. 109-115.

85. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Изд-во политической литературы, 1982. - 254 с.

86. Петрушин В.И. Артистизм - это и тренировка (о психологической

145

подготовке музыканта к выступлению) // Советская музыка, 1971. №12. - С. 67-73.

87. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2008. - 304 с.

88. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд.. - М.: Медицина, 1970.-264 с.

89. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982.-309 с.

90. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. - М.: ФиС, 1973.- 176 с.

91. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 480 с.

92. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.

93. Психологические основы системы Станиславского / Ред.-сост. Е.Я. Басин. - М.: Издательство: Гуманитарий Год, 2009. - 136 с.

94. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

95. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: ФиС, 1959. - 308 с.

96. Раппопорт С.О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. - М.: Музыка, 1972. Вып. 7. - С. 3-46.

97. Родина О.Н. Индивидуально-личностные особенности, стресс, здоровье профессионала // Мир психологии. 1997. № 3. С. 39-50.

98. Рожков М.И Педагогическая рефлексия Б.З. Вульфова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. -С. 42-44.

99. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». - 1999. - 352 с.

100. Рубинштейн А.Г. Автобиографические рассказы. - М.: Композитор,

146

2005. - 80 с.

101. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. -720 с.

102. Ружникова И.Г. Психолого-педагогические условия формирования устойчивого позитивного отношения учащихся музыкальной школы к учебной деятельности - Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Самара, 2009. -218 с.

103. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М: Изд. дом «Классика - XXI век», 2005. - 192 с.

104. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.

105. Сарабьян Э., Лоза О. Большая книга тренингов по системе Станиславского. - М.: ACT, 2012. - 680 с.

106. Сеченов И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды / И.М. Сеченов; Автор вступ. Ст., сост. и ред. М.Г. Ярошевский. - М: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2006. - 368 с.

107. Сизова Е.Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11. - С. 36-39.

108. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 276 с.

109. Сраджев В.П. Теоретические основы формирования исполнительской техники пианиста: Дисс. ... докт. Искусствоведения: 17.00.02. - Киев, 1990.-383 с.

110. Станиславский К.С. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. / Записаны К.Е. Антаровой: М.: ВТО . - 3. изд., испр. и доп . - М.: Искусство, 1952 . - 79 с.

111. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Издательский дом: Артист. Режиссер. Театр, 2008. - 479 с.

147

112. Сулейманов Р.Ф. Психологические основы профессионального мастерства музыканта-инструменталиста: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 170 с. С. 118.

113. Сулейманов Р.Ф. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста: Дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.03. - СПб., 2005. - 422 с.

114. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988.- 176 с.

115. Таллина O.A. Развитие музыкальных способностей. - Махачкала: Юпитер, 1996.-118 с.

116. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов вузов / Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. - М.: Владос, 2001.-368 с.

117. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. - М.: Педагогика, 1985. -Т. I. — 328 с.

118. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - M.-JL: Изд. АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

119. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.Я. Романова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ACT: Астрель, 2008. -С. 220.

120. Токина H.H. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1972. - 33 с.

121.Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005. - 479 с.

122. Торопова A.B. Homo-musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. - М.: Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. - 288 с.

123. Торопова A.B. Музыкальная психология и психология музыкального

148

образования. - М.: Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2010.-240 с.

124. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахид-зе; Под ред. И.В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.

125. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия) // Вопросы психологии. 1978. № 4. - С. 84-95

126. Харман Г. Современный факторный анализ. - М.: Статистика, 1972. - 489 с.

127. Хлудова О.В. Психотехники по формированию стрессоустойчивости личности к экстремальным ситуациям: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. - 48 с.

128. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.03. Т. 1.-Л., 1989. -425 с.

129. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.03. Т. 2-Л., 1989. - 155 с.

130. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие. - СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2008. - 368 с.

131. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие. - Казань: изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. - 492 с.

132. Цагарелли Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека: Учебное пособие. - Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2002. - 168 с.

133. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. -М.: Academia, 1999. - 185 с.

134. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. - М.: Музыка, 2014.-128 с.

135. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях: методика педагогической экспертизы. -М.: Педагогика, 1989. - 152 с.

136. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982 г. - М.: Логос, 2007. - 192 с.

137. Шаляпин Ф.И. Литературное наследие. - М.: Искусство, 1976. - 760

с.

138. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Изд. 2. - Л.: Музыка, 1971. - 72 с.

139. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. - М.: Классика-ХХ1 век, 2002. - 336 с.

140. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. - М.: Музыка, 1968.-248 с.

141. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.: Наследие ММК, 2005.-798 с.

142. Abell А. М. Talks with great composers. N.Y., 1955.

143. Averill J.R., Thomas-Knowles C. Emotional Spesific . // International revive of Studies on Emotion. / Strongman K.T. (Ed.) v. 1. Chichester Wiley, 1996.

144. Carver C.S., Scheier M.F. Attention and self-regulation: a control-theory approach to human behavior. N.Y.: Springer - Verlag, 1981.

145. Cogni C. Che cosa la musica? Elementi di psicologia delia musica. Milano, 1956.

146. Davenport T.I. Neurotic distortion of the art process. Lawrenge, KS: University of Kansas Press, 1998.

147. Doron J., Stephan Y., Boiche J., le Scanff C. Coping with examinations: Exploring relationship between students' coping strategies, implicit theories of ability, and perceived control //British Journal of Educational Psychology, 2009. -Vol. 79. -№3.-P. 515-528.

148. Endler N.S., & Parker J.D.A. The Coping Inventory for Stressful Situations (KISS): Manual Toronto: Multi-Health Systems, 1990.

149. Freund P., Kasten N. How smart do you think you are? A meta-analysis on the validity of self-estimates of cognitive ability // Psychological Bulletin, 2012. M. 138. №2. P. 4296-321.

150. Fry H.J.H. Overuse syndrome in musicians: prevention and management // Lancet. 1986. - Vol. 2. - P. 728-731.

151. Hamann D.L. An assessment of anxiety in instrumental and vocal performances // Journal of Research in Musical Education. 1982. - Vol. 30. - P. 77-90.

152. Ignace Yan Paderewski // Piano mastery: talks with Paderewski, Hofmann, Bauer, Godowsky, Grainger, Rachmaninoff, and others: the Harriette Brow-er interviews 1915 - 1926 / edited with an introduction by Jeffrey Johnson.-Courier Dover Publications, 2003. P. 9.

153. Judge T., Erez A., Bono J., Thoresen C. The core self-evaluation scale: development of a measure // Personnel Psychology, 2003. V. 56. P. 303331.

154. Korlyakova S.G., Vanskova E.L. Problem of musician's reliability during a concert // National and cultural identity of scientific researches in the modern conditions of globalization: monograph. B&M Publishing, San Francisko, California, USA, 2013.-P. 38-46.

155. Korlyakova S.G., Vanskova E.L., Ostroverkhov A.G., Filimonuk L.A., Burljaeva V.A. The diagnostics and formation of psychological readiness of students for public appearance // Life Science Journal 2014; 12 (12s). P. 643-646.

156. Lasarus R.S. The cognition-emotion debate: A bit of history. In T.Dalgleish & M.J.Power (Eds.), Handbook of cognition and emotion. Chichester, England: Wiley, 1999. - P. 3-19.

157. Lester D. Multiple selves and self-monitoring. Perceptual and Motor Skills. 1997, 84, p. 938.

158. Manturzewska M. Les facteurs psychologiques dans le développement musicalet l'évolution des musiciens professionnels. Dans: Psychologie de la musique, ed. Zenatti, A. 1994, p. 274.

159. Michel P. Psychologische Grundlagen der Musikeziehun. Leipzig, 1975.

160. Schellenberg, E.G., & Peretz, I. Music, language, and cognition: Unresolved issues. Trends in Cognitive Sciences, 12, 2008. 45-46.

161. Seashore C.E. Psychology of Music. New York: Dover Publications, inc., 1990.

162. The psychology of Music. Edited by D. Dentson. New-York, 1972.

163. Wapnick, J. Mazza, J. Ko vacs, Darrow, A. A. Musical talent: Innate or ac-

151

quired? / Journal of Research in Music Education, 2000, 48. P. 323-336.

164. Williams K.J., Donovan J.J., Dodge T.L. Self-regulation of performance: goal establishment and goal revision process in athletes. Human Performance, 2000, 13 (2), pp. 159-180.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.