Психологические принципы духовно-нравственного познания: на материале трудов поздневизантийских восточно-христианских авторов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Моргун, Алексей Николаевич

  • Моргун, Алексей Николаевич
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 153
Моргун, Алексей Николаевич. Психологические принципы духовно-нравственного познания: на материале трудов поздневизантийских восточно-христианских авторов: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2006. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Моргун, Алексей Николаевич

Введение

Глава 1. Исторические особенности развития представления 13 о человеке в культуре поздневизантийского периода.

1.1. Культурный и общественно-политический контекст 13 исихастских споров.

1.2. Предпосылки возникновения исихастских споров.

Глава 2. Теоретико-методологические принципы историкопсихологического анализа восточно-христианской психологической мысли.

2.1. Символический реализм как основа святоотеческо- 55 го познания мира

2.2. Онтологические аспекты святоотеческого символи- 65 ческого познания.

2.3. Основные характеристики святоотеческого симво- 89 лического знания.

Модуляционно-аналитический принцип как способ рассмотрения психологической действительности.

2.5. Нравственно-аскетическая установка - условие понимания святоотеческой традиции.

Глава 3. Психологические идеи в творчестве поздневизантий- 103 ских духовных авторов.

3.1. Святоотеческое этико-духовное учение как система 104 объяснения условий и средств духовно-нравственного познания.

3.2. Связь внешнего эмпирического плана и внутреннего 118 мира личности в процессе духовно-нравственного познания.

3.3. Фактор телесности в духовном познании

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические принципы духовно-нравственного познания: на материале трудов поздневизантийских восточно-христианских авторов»

Современный период развития науки связан с тенденциями перехода к «постнеклассическому» этапу ее развития, позитивная сторона которого отражена в процессах гуманитаризации научного знания.

Выполнявшая роль интегратора идей и являясь тем общим основанием, на котором отечественные ученые находили свое согласие, марксистская материалистическая философия директивно обеспечивала согласованность линий развития науки в нашей стране. Настоящая ситуация отражает переходный этап от «архаической» системы ценностей, директивно детерминируемой «сверху», к необходимости нравственно-аксиологической рефлексии во всех сферах общественного сознания. В этой связи закономерным является обращение локуса внимания современного человека к проблемам внутренних факторов стабильности общественной жизни. Социальный запрос на психологическое знание в настоящее время как никогда связан с внутренним нравственным содержанием жизни каждой конкретно взятой личности. Конструктивным моментом данной тенденции для науки является потребность гуманистической обращенности знания. В периоды кризиса фундаментальных основ общества гуманитарное знание, а тем более психологическое, не может оставаться предельно отвлеченным

С усилением интереса к личности на различных этапах человеческой истории связывается возникновение ренессансных тенденций1. Именно такой интерес к личности в ее глубинно-вершинном, или, иными словами, духовном измерении наблюдается сегодня. Важность рассмотрения духовной проблематики в психологической науке отмечают В. М. Аллахвердов, В. В. Большакова, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, А.

A. Гостев, М. Я. Дворецкая, В. А. Елисеев, А. Н. Ждан, В. А. Кольцова,

B. А. Пономаренко, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др. Просматривается соответствующая целевая ориентированность научных концепций на сферу духовного.

В этой связи актуальным представляется выявление и концептуализация предметной области духовно-психологического познания. Фундаментальным шагом в этом направлении представляется работа Кольцовой В.А. (В. А. Кольцова, 2004). В ней автор вводит в предметную область истории психологии религиозное знание как важный источник психологического познания. Для истории психологии особенно важным является восстановление традиции религиозно-философского освоения психической реальности, представленной работами Н. А. Бердяева, Ф. А. Голубинского, В. В. Зеньковского, Л. М. Лопатина, М. Гри-бановского, П. А. Флоренского, С. Л. Франка и других. С целью осуществления преемственности данной традиции и продолжения ее развития, встает задача обоснования концептуально-методологической метапози-ции, позволяющей выделить позитивный и конструктивный вклад представителей духовно-религиозного направления в познание психического.

Исследования, направленные на раскрытие особенностей понимания человека и его внутреннего мира в русле религиозного знания (У. Джемса, В. Вундта, 3. Фрейда, К. Юнга и др.), охватывают главным образом историю западноевропейских духовных учений, в то время как богатейший опыт познания психической действительности в восточно-христианской традиции остается до сих пор не изученным. Между тем историческая преемственность именно этой традиции лежит в основе русского самосознания.

Смена мировоззренческих ориентиров, происходящая в современной России, обнажает проблему фундаментальных оснований жизни общества и личности. В российской истории таким основанием на протяжении многих столетий выступала сфера духовно-нравственного. В условиях духовного кризиса российского общества как следствия его переходного состояния неизбежно обостряется историко-научная рефлексия прошлого (Н. А. Бердяев), корней своей культуры, представленных восточно-христианской традицией. Этим определяется актуальность, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

В связи с актуальной потребностью в возрождении духовной жизни в обществе, прерванной в период социалистического и постсоциалистического государственного строя, психологическая наука не может оставаться безучастной к данной проблематике, имея перед собой задачи, решение которых зависит от ее компетентности в сфере духовного. Как отмечает В.А.Кольцова, «введение в психологию проблемы духовности как особого высшего измерения человека открывает возможности для нового понимания ряда ключевых психологических проблем — личности, общения, отношений человека к миру, другим людям и себе, психического здоровья и др.» (В. А. Кольцова, 2004, с. 317).

Становится очевидным, что актуальной проблемой является обращение истории психологии к багажу психологического знания, лежащего в области святоотеческого религиозно-духовного постижения мира. Святоотеческий подход к осмыслению явлений внутреннего мира человека до последнего времени не имел своей адекватной представленности в истории психологии. «Сложность обсуждения данной проблемы объясняется ее слабой разработанностью, отсутствием концептуализации методологических и конкретно-научных подходов в изучении религии и религиозного знания, недостаточной сформированностью научных интересов в данной области» (В. А. Кольцова, 2004, с. 314). Широта и богатство святоотеческого психологического опыта засвидетельствованы многовековой традицией восточно-христианского учения, которое не только основывается на Священном Писании, но имеет мировоззренческое концептуальное ядро, подтвержденное опытом аскетического делания. Данный опыт, известный и осмысленный, в частности, в философии (А. Ф. Лосев, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, П. А. Флоренский, И. В. Кириевский, В. Ф. Эрн и др.), в психологии только набирает свой статус. И здесь очевидной становится роль истории психологии, так как таковая является отраслью психологической науки, в рамках которой святоотеческий психологический опыт может быть рассмотрен как самостоятельное направление со своим специфическим аппаратом видения психических явлений.

Нравственно-духовная проблематика, затрагивая невыразимые и таинственные явления и события внутренней жизни человека, подводит к раскрытию иного плана человеческого бытия. Его характеризует, прежде всего, преодоление центрированности личности на своих переживаниях в ее связи с явлениями вещного мира, и выведение личности в область бесконечного универсального бытия, одновременно окончательно и бесконечно предоставляя ему знание о самом себе. Феномен веры человека в Бога, например, свидетельствует о ее специфическом познавательном потенциале. Веру, кроме как простое доверие чему-то, можно понимать и как особое восприятие, реальность непостижимого в человеке, несводимое к остальным формам познания. В своих работах A.A. Гостев подробно пишет об этом вопросе (А. А. Гостев, 2001, 2002.) В связи с этим в истории психологии актуальным становится задача выработки адекватных методологических принципов анализа психологического знания накопленного в сфере религии.

Немаловажной задачей, стоящей перед историко-психологическим освещением святоотеческой православно-христианской традиции психологического познания является выработка адекватного понятийно-категориального аппарата, вытекающая из постановки концептуально-терминологической проблематики осмысления святоотеческого опыта. Пути решения этой задачи намечены в совместной работе Гостева А. А., Елисеева В. А. и Соснина В. А. (они же, 2002). В ней говорится о необходимости сведения множества психологических понятий, выработанных в разные исторические эпохи и в разных культурных контекстах к единой понятийной системе, системообразующим принципом которой может быть принцип «троического единства» Божества и его отражения как на уровне отдельного человека, так и человеческого рода в целом.

Актуальность исследования определяется также недостаточностью и однобокостью изучения историей психологии сущности различий западной европейской и византийской психолого-антропологической традиций. В истории психологии данная эпоха раскрывается исключительно творчеством западноевропейских мыслителей (Ф. Петрарки, П. Брач-чолини, Л. Альберти, Л. Валла и др.). Это игнорирует тот огромный багаж данных, который был накоплен в Византии как средоточии восточно-христианского подхода в плане синтеза богословских, философских, психологических воззрений на человека. Более того, абсолютизация западного подхода неизбежно приводит к предвзятости историко-психологических изысканий. Суть данных различий многосторонне репрезентирована в полемике исихастских споров.

Выбор в качестве объекта исследования источников поздневизан-тийского исторического периода продиктован их исторической значимостью как обнаруживших в противостоящих направлениях познания их конституирующие вектора. Событиями, исторически объективировавшими и закрепившими разделение данных позиций, впоследствии обозначенных как секулярная философская и психологическая мысль и философская и психологическая мысль в церковной восточно-христианской традиции, а также разделительной точкой в истории дальнейшего становления этих традиций можно считать исихастские споры в середине XIV в. в Византии. Они, по словам Иоанна Мейен-дорфа, происходили «не о заумно абстрактных философско-схоластических положениях, но о природе человека. Именно поэтому этот спор и его исход имели столько последствий в самых разнообразных областях жизни и византийского и восточноевропейского общества» (И. Мейендорф, 2003, с. 566). Рассматриваемый событино-исторический контекст отражает кульминацию исторического противоборства множества течений общественного, культурного, научного и религиозного планов. Исихастские споры выступают достойным внимания исследователей разрешением противостояния духовно-эмпирического и интеллектуального течений.

Теоретическая значимость исследования связана с обращением к восточно-христианской традиции духовного постижения действительности, способствующим выявлению корневых культурных оснований русской ментальности. Это, в свою очередь, открывает возможности для более полного и адекватного понимания истоков формирования отечественной духовно-религиозной и философской психологии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Ф. Голубинский, М. Грибановский, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, В. Н. Лосский, В. И. Несме-лов, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, В. Ф. Эрн и др.).

В историко-психологическом плане научный интерес представляет последовательная реализация в работе принципа социально-культурной обусловленности психологического познания, рассмотрение влияния социально-исторических особенностей на развитие представлений о внутреннем мире человека.

Теоретическое значение исследования заключается в формулировке принципов, аутентичных выделяемому в святоотеческой традиции психологическому знанию, и раскрытии посредством этого онтологических оснований психологической категории нравственности.

Представляет значимость также осуществленная в работе интерпретация понятийного аппарата святоотеческого психологического знания в русле концептуально-терминологической системы современной психологической науки.

Объектом исследования являются труды поздневизантийских восточно-христианских мыслителей.

Предметом исследования выступают психологические принципы познания внутреннего мира человека, онтологическое соотношение телесного и психического, нравственного и духовного в поздневизан-тийском восточно-христианском учении.

Цель исследования — раскрытие психологических принципов духовно-нравственного познания в поздневизантийской восточно-христианской традиции.

Задачами исследования являются:

1. Выделение принципов понимания и интерпретации психической реальности в поздневизантийском восточно-христианском учении.

2. Выявление исторических особенностей развития представления о человеке и его внутреннем мире в культуре поздневизантийского периода.

3. Раскрытие соотношения нравственного и духовного в работах святоотеческих мыслителей.

4. Рассмотрение соотношения телесного и психического в работах поздневизантийских восточно-христианских мыслителей.

Методологическими основаниями исследования выступают:

- принцип целостного системного анализа;

- принцип сравнительно-исторического анализа, реализуемый в сопоставлении двух доминирующих направлений в представлении о человеке в Византии XIV века: византийского гуманизма и исихазма;

- историко-генетический подход, ориентированный на изучение наследия поздневизантийского исихазма а) в связи с состоянием научного и богословского знания современной ему эпохи и б) с учетом социально-исторических условий развития Византии в XIV веке;

- принцип категориального анализа;

- принцип социально-культурной детерминированности появления и развития изучаемого направления психологической мысли.

В качестве теоретического основания выступают, во-первых, работы В. М. Аллахвердова, Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка, А. А. Гостева, М. Я. Дворецкой, В. А. Елисеева, В. А. Кольцовой, В. А. Пономарен-ко, В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова, Л. Ф. Шеховцовой, обосновывающие важность исследования духовно-религиозного знания как источника накопления психологической феноменологии, во-вторых, труды представителей русской религиозной философско-психологической мысли (Н. А. Бердяева, Ф. А. Голубинского, В. В. Зеньковского, Л. М. Лопатина, М. Грибановского, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна); в-третьих, работы святоотеческих мыслителей. Методы исследования:

- метод психолого-исторической реконструкции психологического знания;

- метод систематизации психологических и антропологических идей поздневизантийского исихазма;

- метод символического толкования святоотеческих текстов, связанный со спецификой раскрытия духовно-психологической проблематики в святоотеческой традиции;

- модуляционно-аналитический метод, как способ перевода богословской терминологии в категориально-понятийный аппарат современной психологии, связанный с рассмотрением отдельных аспектов святоотеческих психологических идей.

Основными источниками исследования являются:

- работы представителей поздневизантийской восточно-христианской традиции, содержащие психологические и антропологические идеи;

- работы, посвященные анализу исторического, богословского, антропологического наследия поздневизантийского исихазма;

- научные публикации, монографии, статьи разных авторов, посвященные истории Византии и Восточной Европы в XIV веке. Новизна. В работе впервые выделены принципы познания внутреннего мира человека, аутентичные восточно-христианской традиции -символизма, транспозиции, нравственной ориентации в познании - и дается их содержательная характеристика.

Выявлены и раскрыты исторические особенности развития представлений о человеке и его внутреннем мире в поздневизантийской восточно-христианской традиции: кризис социально-политических основ жизни общества; полемика гуманистического и ортодоксально-религиозного взглядов на природу и назначение человека.

Выделены особенности понимания и интерпретации психической реальности в восточно-христианском учении Византии XIV века: духовная ориентация в познании человека; онтологический подход к исследованию соотношения нравственного и духовного, телесного и психического; раскрытие функциональных аспектов духовно-нравственного символического познания действительности.

Впервые в отечественной истории психологии на основании святоотеческих источников дается онтологическое обоснование психологической категории нравственности как символа духовного.

Практическая значимость работы заключается в расширении источниковой базы психологии и истории психологии за счет рассмотрения вненаучных форм психологического знания; во-вторых, содержит материал, необходимый для подготовки соответствующих разделов в учебных курсах истории психологии, исторической психологии, общей психологии, психологии личности; в-третьих, положения, выявленные на примере принципов духовного познания, могут быть использованы в духовно-ориентированной психотерапии.

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлены опорой на теоретические исследования религиозно-духовного психологического знания в трудах отечественных ученых; использованием современных фундаментальных методолого-теоретических принципов общей психологии и истории психологии; широтой фактологического базиса и используемой источниковой базы исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. В святоотеческой восточно-христианской традиции принципы символизма и модуляции как принцип связи духовного и психического планов являются способами духовно-нравственного познания, теоретико-методологической основой ее историко-психологического исследования, а также способами перевода богословской терминологии духовно-нравственного познания на адекватный концептуально-терминологический аппарат психологической науки.

2. В восточно-христианской традиции категория «нравственное» понимается как символическое проявление духовного в психической жизни человека, что делает возможным его отражение и психологическое осмысление.

3. Для поздневизантийской восточно-христианской психолого-антропологической мысли характерен монистический взгляд на человека как нераздельное единство телесного, душевного (психического) и духовного, и выявление функций каждой из подструктур в развитии и духовном совершенствовании личности.

Апробация работы. Результаты исследования изложены в 5 статьях, неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН, доложены на: II Международной научной конференции по истории психологии в Беларуси «Состояние и перспективы развития» (2003, Минск); конференции «Источниковедение истории отечественной психологии (К 90-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной)» (2003, Москва); Международной конференции «Богословское и философское осмысление исиха-стской традиции» (2005, Киев); Международной конференции «Православие и мир: экклезиология — антропология — культура» (2006, Киев); Международной конференции по истории психологии «IV Московские встречи» (2006, Москва).

Результаты исследования составляют содержание раздела читаемого автором на факультете психологии Российского Православного университета им. Иоанна Богослова курса истории психологии и исторической психологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Моргун, Алексей Николаевич

Заключение и выводы

1. В ходе историко-психологической реконструкции выявлены и рассмотрены социально-исторические предпосылки формирования представлений о человеке и его внутреннем мире в поздневизантийской культуре: кризис социально-политических основ жизни общества; возрождение античных интеллектуальных ценностей; обострение интереса к проблеме духовности; острота дискурса по широкому кругу вопросов, касающихся разных аспектов бытия человека: о его природе и сущности, целях и назначении, формах и способах познания.

2. Раскрыты идейные истоки и основы развития гуманистического и духовно-ориентированных течений в культуре Византии XIV века, особенности мировоззренческих позиций и антропологических воззрений их представителей.

3. Теоретический анализ литературы позволил выделить принципы духовного познания, лежащие в основе святоотеческого мировосприятия: а) принцип символизма, б) модуляционный принцип (принцип модуляции духовной действительности в различных планах бытия), в) принцип триединства сторон бытия и познания, г) принцип духовно-нравственной ориентации познания.

4. Установлено, что в качестве аутентичного способа, раскрывающего психологические особенности святоотеческого познания действительности, может быть использован принцип символизма, основанный на богословско-метафизическом положении о представленности духовного бытия в бытии вещественном. В этой связи психическое выступает в качестве одного из онтологических уровней символизации сферы духовного, рассмотрены онтологические (интегрирующая, динамическая, дифференцирующая) и познавательные (медиативная, модуляционная, психодинамическая и телеологическая) функции символа. Раскрытие понимания символического знания, его функций, форм проявления и характеристик в святоотеческой традиции существенно дополняет его трактовку в русле психологической науки.

5. Показано, что связь психического и духовного планов опосредуется принципом модуляции, согласно которому онтологические планы связаны символическими отношениями. Внутренняя жизнь личности в онтологическом аспекте является символизацией «внутритроических» отношений и раскрывается в трех аспектах: содержательном - нравственность, динамическом - свобода воли и формальном - единство самосознания и миросозерцания.

6. Исследование трудов восточно-христианских мыслителей поздневизантийского периода показало, что психологический аспект духовного познания приобретает в святоотеческой традиции нравственную характеристику. Нравственность рассматривается как символическая представленность духовно-смыслового плана в психической жизни человека. В психолого-антропологической структуре личности она является аспектом, максимально приближенным к сфере духовного. Нравственное в человеке характеризуется подобием духовному и несет в себе его существенные свойства: нравственное как переживание истинного, свобода как необусловленность, и целостность, как единство всего психического содержания.

7. Характерной особенностью духовно-нравственного познания является изменение статуса психического при достижении искомого духовного состояния одухотворенности психического. Это, в свою очередь, задает системообразующую координату развития и преобразования всей психолого-антропологической системы и обеспечивает выход за пределы гносеологической проблематики в сферу духовно-нравственного совершенствования личности. Утверждение гармонического единства и взаимосвязи когнитивного и нравственно-личностного аспектов познания в святоотеческой психологической мысли имеет важное значение для современной психологической науки.

8. Рассмотренные методологические подходы находят свое применение в трактовке отношений между психическим и телесным. В символическом плане их отношения раскрываются с позиций антропологического монизма. В святоотеческой традиции они представлены на примере «психофизического метода» молитвы. Духовное по отношению к телесному в этом контексте выступает как внутреннее по отношению к внешнему. Душа выполняет при этом роль символа в полифункциональном его значении, осуществляя сближение, взаимопроникновение и соединение двух онтологических планов: духовного и телесного.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Моргун, Алексей Николаевич, 2006 год

1. Аверинцев С.С. Византийская литература. М., 1974.

2. Алексий (Дородницын), епископ. Византийские церковные мистики XIV века. Казань, 1906.

3. Алексий (Дородницын), епископ. Христианская мистика в ее главных представителях IV-XIV вв. Саратов, 1913.

4. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. 2000

7. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

8. Бердяев H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993.

9. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. Ю.Булгаков С.Н. Главы о троичности. // Православная Мысль. Вып.1.1. Париж, 1928.

10. П.Василий (Кривошеий), архиепископ. Святой Григорий Палама -личность и учение (по недавно опубликованным материалам). // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1960, №№33-34.

11. Василий (Кривошеий), монах. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом имени Н.П. Кондакова. VIII. Прага, 1936.

12. Вениаминов В. Бибихин В.В. Краткие сведения о жизни и мысли св. Григория Паламы. // Григорий Палама, св. Триады в защиту священ-но-безмолвсвующих. М., 1995.

13. Воловикова МИ. Представления русских о нравственном идеале. Дисс. .д-ра психол. Наук. М., 2006.

14. Воловикова М.И., Трофимов А. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура. М., 1995.

15. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

16. Георгия Гемиста Плифона трактат «О добродетелях». II Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. С-Пб, 1997., с.291-300.

17. Горянов Б.Т. Исихасты. // Философская энциклопедия, т. 2, М., 1962.

18. Гостев A.A. "Образность" и познание. // Психологический журнал. 1985, т.6, №4, с.33-43.

19. Ю.Гостев A.A. Образная сфера личности.// Психологический журнал, 1987, т.8, № 3, с. 33-42.

20. Гостев A.A. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М., 2001.

21. Гостев A.A. Образная сфера человека. М., 1992.

22. Гостев A.A. Психология вторичного образа (субъект, феноменология, функции): Докторская дисс. СПб., 2002.

23. Григорий Палама, архиепископ Солунский. Десятословие по христианскому законоположению. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.274-282.

24. Григорий Палама, архиепископ Солунский. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.249-274.

25. Григорий Палама, архиепископ Солунский. О молитве и чистоте сердца, три главы. //Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.291-294.

26. Григорий Палама, архиепископ Солунский. О священнобезмолст-вующих. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.282-291.

27. Григорий Палама, архиепископ Солунский. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.465-470.

28. Григорий Палама, св. Беседы (Омилии). / Пер. арх. Амвросия (Погодина). Часть 1. Монреаль, 1965; Часть 2. Монреаль, 1974; Часть 3. Монреаль, 1984. (Репринт: Чч. 1-3. М., 1993; Чч. 1-3. М., 1994)

29. Григорий Палама, св. Главы естественные, богословские, этические и практические (46). // Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. 4.1. Отд.1. Киев, 1877.

30. Ъ2.Григорий Палама, св. Десятословие по христианскому законоположению. / Пер. еп. Феофана (Говорова). // Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1992).

31. Григорий Палама, св. Десять бесед. М., 1785.

32. Григорий Палама, св. Исповедание православной веры. // Воскресное чтение, Киев, 1814.

33. Григорий Палама, св. Истолкование десяти заповедей. // Духовная беседа, 1860,т.1.

34. Григорий Палама, св. Ответ Павлу Асеню. / Пер. Н.Л. Холмогорова. // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России, 1996, ??2/3 (9/10).

35. АО.Григорий Палама, св. Письмо Аникдину. / Пер. прот. И. Мейен-дорфа. // Православная мысль, 1955,41 .Григорий Палама, св. Письмо своей Церкви. // Богословские труды. Юбилейный сборник: МДА 300 лет. М., 1985.

36. М.Григорий Палама, св. Святогорский Томос. / Пер. Т.А. Миллер. // Альфа и Омега. Учебные записки Общества для распространения Священного Писания в России, 1995.4Ъ.Григорий Палама, св. Слова. София, 1987.

37. Григорий Палама, св. Слово к философам Иоанну и Феодору. / Пер. еп. Арсения (Иващенко). Новгород, 1895.

38. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 2003.

39. Григорий Синаит, преподобный. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же — о помыслах, страстях и добродетелях, и еще — о безмолвии и молитве. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.1176-210.

40. Григорий Синаит, преподобный. Наставление безмолствующим. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.211-221.48 .Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и молитве. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.221-230.

41. Гукова С.Н. Школа и образование в поздней Византии. // Культура Византии XIII— первая половина XV в. К XVIII Международному Конгрессу Византиистов. М., 1991 .с.395-412.

42. ЫДжемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.

43. ДильтейВ. Описательная психология. СПб., 1996.

44. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. С-Пб., 2002.

45. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.5(¡.Елисеев В. А. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные и мистические учения. М., 1995.

46. Епифанович СЛ. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 2003.58Ждан А.И. История психологии. От античности до современности: учебник. М., 1999.59.3еньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997.

47. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.61 .Иванов М.С. К вопросу о богословии символа. Библейская стилистическая симметрия. // Журнал Московской Патриархии, 1984, №-4. с.68-74.

48. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. г.Сергиев Посад, 2004.

49. Илия пресвитер и Екдик. Цветособрание, излюбомудрствованное Илиею, малейшим пресвитером и екдиком. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.4, с.427-445.

50. Исихазм. Аннотированная библиография. Под общ. и науч. ред. С.С.Хоружего. М., 2004.

51. Историческая психология: предмет, структура и методы: учебное пособие. М., 2004.

52. История психологии. Тексты/ Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1992.бТ.Кавасила Николай. Изъяснение божественной литургии. К., 2003.

53. Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолствующим в сотне глав. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.298-407.

54. Каллист патриарх. Главы о молитве // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.408-410.

55. Каллист Тиликуд. О безмолвнической жизни. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.413-418.7\.Каллист Тиликуд. О внимании и молитве. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.418-422.

56. Кант И. Критика чистого разума. Мн., 1998.1Ъ.Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св.Григория Пала-мы. К., 2005.

57. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: ИП РАН, 2004.

58. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы историко-психологического исследования. Дисс. .д-ра психол. наук. М., 2004.

59. Коржевский В. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. М., 2004.

60. Курбатов Г. Л. Византия во второй половине XIII—середине XV вв. // Культура Византии XIII— первая половина XV в. К XVIII Международному Конгрессу Византиистов. М., 1991, с.202-223.84.77еви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

61. ЪЬЛитаврин Г.Г. Основные черты культуры поздней Византии (XIII— первая половина XV в.) // Культура Византии XIII— первая половина XV в. К XVIII Международному Конгрессу Византиистов. М., 1991.C.585-607.

62. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

63. Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып.1. М., 2003.

64. ЛосевА.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М., 1991. с.21-186.

65. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

66. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.91 .Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003

67. Лосский Я.О. История русской философии. М., 1991.

68. Лотман ЮМ. Внутри мыслящих миров. М., 1996.

69. А.Лотман Ю.М. О редукции и развертывании знаковых форм // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. т.1. с.381-385.

70. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. Вып. X. Тарту, 1978.9(¡.Макаров Д.И. Антропология и космология св.Григория Паламы (на примере гомилий). С-Пб., 2003.

71. Мамардашвши М.К,Пятигорский A.M. Символ и сознание. М., 1997.9S.Манзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. г.Сергиев Посад, 2003.

72. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.

73. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. С-Пб, 1997.

74. Медведев И.П. Особенности философской мысли в Византии XIV—XV вв. // Культура Византии XIII— первая половина XV в. К XVIII Международному Конгрессу Византиистов. М., 1991.С.242-254.

75. Медведев И.П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры. // Культура Византии XIII— первая половина XV в. К XVIII Международному Конгрессу Византиистов. М., 1991 .с.224-241.

76. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Византия и Московская Русь. // История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. с.337-526.

77. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Единство империи и разделения христиан. // История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003.С. 13-276.

78. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды свт.Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997.

79. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. О византийском исихаз-ме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. // История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. с.561-574.

80. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Рим— Константинополь—Москва. Исторические и боголсовские исследования. М., 2005.

81. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Святой Григорий Пала-ма и православная мистика. // История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. с.277-336.

82. Мелетинский ЕМ. Поэтика мифа. М., 1995.

83. Минин П.М. Мистицизм и его природа. К., 2003.

84. Михаил (Грибановский), епископ. Лекции по введению в круг богословских наук. К.: «Пролог», 2003.

85. Михаил (Грибановский), иеромонах. Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. С-Пб., 2004.

86. Моргун А.Н. Восточно-хриатиснкий логизм как теоретическое основание религиозной концепции истории психологии. // Психологические исследования личности: Сборник работ молодых ученых. М.: ИП РАН, 2005, с.232-246.

87. Моргун А.Н. О духовно-психологическом содержании категорий нравственности и морали (на основании святоотеческой духовно-нравственной психологической традиции). // Московский журнал практической психологии. 2006г., №-6, стр. 7-13.

88. Моргун А.Н. О духовно-психологическом содержании категорий нравственности и морали (на основании святоотеческой духовно-нравственной психологической традиции). // Журнал прикладной психологии. №-6,2006. с. 7-13.

89. Моргун А.Н. О необходимости изучения святоотеческой традиции в истории психологии.// Вестник Киевского религиозно-философского общества. №-3, К., 2005. — с.117-120.

90. Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). Воронеж, 1997.

91. Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с. 107137

92. Никита Стифат. Деятельных глав сотница первая. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.80-106.

93. Никита Стифат. Третья умозрительных глав сотница — о любви и совершенстве жизни. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с. 138156.

94. Никифор Уединенник, преподобный. О трезвении и хранении сердца многополезное слово. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.234-235.

95. Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. М., 2003.

96. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о законе (Номология). М., 2005.

97. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

98. Новоселов М.А. Догмат и мистика и Православии, Католичестве и Протестантстве. М., 2003.

99. Петр (Пиголь), игумен, Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.

100. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

101. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 т. Р.-н.-Д., 1996.

102. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

103. Поляковская М. А. Быт и нравы поздневизантийского общества. // Культура Византии XIII— первая половина XV в. К XVIII Международному Конгрессу Византиистов. М., 199l.c.551-584.

104. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

105. Преподобного Максима Исповедника избранные творения. Под общ. ред. Сидорова А.И. М., 2004.

106. Прохоров Г.М. Русь и Византия в Эпоху Куликовской битвы. Статьи. — Спб.: Алетейя, 2000.

107. Пятигорский A.M. Мифологические размышления. М., 1996.

108. Пятигорский AM. Некоторые замечания о мифологии с точки зрения психолога // Труды по знаковым системам. Вып. III. Тарту, 1965. с.38-49.

109. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.

110. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

111. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

112. Рузавин ЛИ. Методы научного исследования. М., 1974.

113. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности. М. 1995.

114. Соколов И.И. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессало-никийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. С-Пб., 2004.

115. Соснин В. А. Психология религии в западной исследовательской практике // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. / Сб. научн. тр. В 2 ч. 4.1. М., 20026. С. 149-161.

116. Соснин В. А. Психология религий: американский опыт // Психологический журнал, 2002а, №2. с Л18-127.

117. Тихомиров Л. Религиозно-философские основы истории. М. 2000.

118. Феолипт Филадельфийский, митрополит. О том же десять глав. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с. 170-172.

119. Феолипт Филадельфийский, митрополит. Послание к монахине Евлогии. // Журнал «Альфа и Омега», № 3(25) 2000.

120. Феолипт Филадельфийский, митрополит. Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание и показывается вкратце, в чем состоит главное дело монашеского чина. // Добротолюбие. В 5 т., 2004., т.5, с.158-169.

121. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М., 2001.

122. Флоренский П.А. Иконостас. М., 2004.

123. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992,

124. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917.

125. Франка В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

126. Хоружий С.С. Сердце и ум // Московский психотерапевтический журнал, 1992. №1. с. 137-159.

127. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М. 1991.

128. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе//Вопросы философии. 1999.№ 3. с.55-84.

129. Хоружий С.С. К антропологической модели III -го тысячеле-ния // Философия науки. 2002. №8. с.108-137.

130. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М. 1998.

131. Хоружий С.С. Концепция Совершенного Человека в перспективе исихастской антропологии // Совершенный человек. Теология и философия образа/Ред.Шукуров Ш.М. М. 1997. с.41-71.

132. Хоружий С.С. Образ человека в православном подвижничестве // Культура и будущее России. Череповецкие чтения 1991-1992гг. М. 1992. с.3-16.

133. Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // Вопросы философии. 1998.№ З.с. 35-118.

134. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Югосл. Конф. РПЦ «Учение Церкви о человеке». Москва 5-8 ноября 2001г. Материалы. М. 2002. с. 160-173.

135. Хоружий С.С. Человек и его назначение по учению православных подвижников.// Философская и социологическая мысль. Киев 1991. №11. с.129-142.

136. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела: Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003. №1.с.38-62.

137. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

138. Шеховцова Л.В. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии . СПб., 2000.

139. Шкуратов В. А. Историческая психология. Ростов/н.-Д., 1994.

140. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

141. Эрн В.Ф. Борьба за Логос. Г.Сковорода. Жизнь и учение. Мн., М., 2000.

142. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

143. Юревич А.В. «Методологический либерализм» в психологии // Вопросы психологии. 2001. №5. с.3-19.

144. Якунин В.А. История Психологии: Учебное пособие. СПб., 1998.

145. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. СПб., 1995а.

146. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966.

147. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.

148. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М., 1996.

149. Christou Р.С. Double Knowledge according to Gregory Palamas. // Studia Patrística, v.IX, pt.3,1966. P.20-29.

150. Coffey D. The Palamite Doctrine of God: A New Perspective. // St. Vladimir's Theological Quarterly, 1988, v.32, ?4. P.329-358.

151. Mantzaridia G.I. The Deification of Man. St. Gregory Palamas and the Orthodox Tradition. N.Y., 1984.

152. Ostrogorsky G. History of the Byzantine State. New-Jersy, 1969.

153. Papademetriou G.C. Introduction to Saint Gregory Palamas. N.Y., 1973.

154. Sinkewicz R.E. The Solution Adressed to George Lapithes by Bar-laam the Calabrian and their Philosophical Context. // Mediaeval Studies. 1981. V.43.P.151-217.

155. Stiernon D. Bulletin sur le Palamisme. // Revue des É tudes Byzantines, 1972, t.30. P.260-371.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.