Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Виничук, Наталья Владимировна

  • Виничук, Наталья Владимировна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2008, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 206
Виничук, Наталья Владимировна. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Хабаровск. 2008. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Виничук, Наталья Владимировна

Введение.

1. Счастье как психологический феномен

1.1. Подходы к пониманию счастья.

1.2. Детерминанты счастья.

1.3. Проблема кросс-культурных исследований счастья.

1.4. Счастье в контексте образа мира и времени.

2. Эмпирическое исследование представлений о счастье китайских и российских студентов

2.1. Методология, методы и организация исследования.

2.2. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов.

2.2.1. Исследование представлений о счастье китайских студентов.

2.2.2. Исследование представлений о счастье и субъективном благополучии российских студентов.

2.2.3. Сравнительный анализ представлений о счастье китайских и российских студентов.

2.3. Сравнительный анализ уровня счастья и субъективного благополучия китайских и российских студентов

2.4. Психологические особенности картины мира и времени (прошлого-настоящего-будущего) «счастливых» и «несчастливых» студентов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов»

Актуальность и степень разработанности проблемы. Всегда в любом обществе и в любой культуре найдутся люди, отрицающие ценность любви, семьи или дружбы, для которых доминирующими являются ценности познания и творчества или более простые чувственные удовольствия. Однако отрицать счастье как предельное состояние человеческого существования никто не решался, даже пессимисты и скептики - хотя бы возможности актуального счастья.

Интерес психологов к изучению счастья появился сравнительно недавно. Только в 1930-е годы XX в. стали возникать первые эмпирические исследования счастья (Watson, 1930; Hartmann, 1934; Symonds, 1937), где применялись простые и графические типы шкал или списки из основных категорий. Но эти попытки скорее случайность, нежели закономерность. Начало развития психологии вообще можно назвать односторонним, т.к. разработка проблемы счастья началась с негативных его значений или с того, что 3. Фрейд назвал «нормальным несчастьем повседневности». И даже последние полвека, как справедливо замечает М. Селигман, наука психология, по существу занималась одной-единственной проблемой -психическими расстройствами человека. Эта односторонность предмета изучения по-настоящему впервые начинает исчезать только во второй половине XX века (60-е года) под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франки, Р. Мэй и др.). В конце 1990-х годов, главным образом по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж. Вейланат, Э. Динера и М. Чиксентмихайли и др., возникла новая отрасль психологического знания - позитивная психология, основным направлением исследования которой стало счастье. Отечественная психология рассматривает счастье как ценность и аффективное состояние (И.А. Джидарьян, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин и др.). Но до сих пор нет единых, принятых всеми определения и теории счастья. Также в полной мере не решена проблема объективации субъективного переживания счастья и представления о нем. В настоящее время запрос на изучение проблемы счастья в большой степени связан с ростом числа стрессовых ситуаций, усложнением конструирования человеком собственной жизни, выбора жизненных ориентиров, трудностями социализации вследствие радикальных изменений структуры социальных норм и ценностей [113], одной из причин которых является межкультурное взаимодействие.'

В связи с тем, что исследование детерминант субъективного благополучия и счастья осложняется специфичностью данных понятий, изучение этих феноменов с позиции психосемантического подхода открывает возможности для выявления их осознаваемого базиса, позволяет установить определенные отношения между конкретным понятием и сознанием субъекта. Основание этих отношений формируется по принципу операциональной аналогии, в соответствии с которым субъективное семантическое пространство может быть рассмотрено как модельная форма репрезентации содержания индивидуального сознания. Предложенное А.Н. Леонтьевым понимание сознания выделяет единый способ описания его содержания и механизмов изменения с помощью семантического анализа значений. Отражение действительности является обобщенным, нормативно-культурным, т.е. обусловленным рамками тех деятельностей, в которые вовлечен человек как представитель данной культуры. Понятие «значение» является одним из основных в теоретической системе психологии и экспериментальной психосемантике. Проблема значения широко представлена в работах JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, A.A. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д. Брунера, Ч. Осгута и др. Значение понимается как «обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности» [105]. Нормативность (культурная обусловленность) форм презентации начинает формировать с первых дней жизни ребенка. Ребенок обучается «описанию мира», усваивая при взаимодействии с другими людьми системы сенсорных, операциональных и эмоциональных эталонов, другие формы значений. Рамки такого описания накладывают деятельности, в которые вовлечен человек, его «личная история деятельностей». Обращаясь к взрослому человеку, мы видим проявления этой культурно-деятельностной обусловленности. [105]. Поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития [23, 48]. Именно в этих условиях формируется этническое сознание и этническая идентичность, которые являются основными предметами исследования этнопсихологии [12, 34, 36, 41, 49, 54, 74, 77, 80, 82, 98, 116, 120, 131, 140, 144, 145]. Изучение психологии счастья в рамках культурно-исторической психологии расширяет границы межкультурного взаимодействия [130, 132].

Культура китайского этноса многогранна, но имеет свои специфические черты. Это касается и представлений о счастье. Бурное развитие международных контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приводит к нарастанию интереса к изучению этнического сознания представителей восточного региона. Стремление психологической науки исследовать китайский этнос, обусловлено рядом причин. Во-первых, китайцы одни из немногих сохранили свою этническую особенность и самобытную культуру, насчитывающая около 5000 лет, за которые практически не изменились основы общества и основные моральные ценности. Китайских этнос является одним из доминирующих этносов в мире по численности населения и уверенным позициям, которые он занимает в мировой экономике. Во-вторых, Россия граничит с Китаем, и знание национально-психологических особенностей, особенно детерминант счастья, будет способствовать развитию взаимопонимания и решению спорных вопросов. В настоящее время китайская и российская культуры снова находят точки соприкосновения, ширится культурный обмен, и отношения улучшаются, что позволяет говорить о культурном пространстве в новом качестве [50]. В-третьих, несмотря на многочисленные философские, социологические исследования счастья, психологический аспект практически не изучен, особенно у восточных этносов.

Особенности этнического сознания китайского этноса освящены в трудах отечественных и зарубежных авторов (В.К.Арсеньева (1917), В.М. Алексеева (1966), Л.С.Васильева (1976), В.Я. Сидихменова (1987), В.В.Малявина (1992), М.Л. Титаренко (1997), В.Ф. Феоктистова (1997), H.A. Абрамовой (1998), Ю.М Сердюкова (1998), М.Е. Кравцовой (1999), Р. Невилл (1996), Тань Аошуан (2004), М. Гране (2004) и др.) [50, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 81, 111, 147]. Современное развитие Китая, политический строй, экономические реформы страны, влияние западной культуры, безусловно, отражаются в сознании китайской молодежи. Но влияние конфуцианских принципов ощущается и сегодня. Успех Китая, считает H.A. Абрамова (1998), объясняется не слепым копированием иностранного и отбрасыванием испытанных средств традиционной культуры, а в их умелом сочетании. Синтез западной культуры и китайских духовных ценностей определяет сущность нового этапа развития китайской цивилизации. Все сказанное позволяет предположить, что в семантическом пространстве счастья современных китайцев, заложены конфуцианские принципы, которые будут проявляться в образе мира и восприятии времени.

Определением специфических черт, свойственных российскому «суперэтносу» (по определению Л.Н. Гумилева), волновали философов (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев), этнографов (Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, В. А. Тишков), этносоциологов (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, A.A. Сусоколов), этнопсихологов (В.Г. Крысько, А.О. Бороноев, Н.В. Павленко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и другие). Исследованием русского этноса занимались Д. Пибоди, А.Г. Шмелев, М.К. Андреева, А.Е. Граменицкий, З.В. Сикевич, А.Г. Шмелев и другие [29, 31, 38, 51, 55, 88, 91, 97, 108, 109, 110, 117, 142, 147]. И, несмотря на влияние западных культур, по мнению М.И. Воловиковой, существуют, по крайней мере, три ценности, лишившись которых русские перестают быть «русскими» в полном смысле этого слова: это братское принятие других народов, способность прощать (отсутствие мстительности) и любовь к святости [19]. К этим ценностям можно добавить душевность, терпимость, огромное желание счастья (и одновременный страх перед ним).

На уровне обыденного сознания существует некая эталонная система представлений о счастье. Эта система имеет особенности, которые детерминированы психологическими характеристиками возраста, ценностными установками и принадлежностью к определенной культуре. В предпринятом нами эмпирическом исследовании счастье выступает как конкретно-психологическая проблема, анализируемая на уровне житейских представлений, которые обусловлены этно-культурными, возрастными и личностными факторами [26, 27]. Исходя из данной позиции, мы можем вывести основную гипотезу исследования.

Гипотеза: существуют психосемантические различия представлений о счастье китайских и российских студентов.

Объект исследования: счастье как психологический феномен.

Предмет исследования: психосемантические различия представлений о счастье китайских и российских студентов.

Цель исследования: психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Сравнить и обобщить существующие теоретические подходы к исследованию счастья и его детерминант.

2. Рассмотреть счастье и субъективное благополучие как психологические понятия.

3. Проанализировать основные подходы к пониманию счастья в контексте образа мира и времени.

4. Исследовать представление о счастье китайских и российских студентов.

5. Выявить различия представлений о счастье китайских и российских студентов.

6. Дифференцировать понятия счастье и субъективное благополучие в представлениях российских студентов.

7. Исследовать счастье в контексте образа мира и времени (прошлого-настоящего-будущего).

Методологической базой исследования является теоретический подход к пониманию счастья как психологического феномена (М. Аргайл, М. Селигман, И. А. Джидарьян, Д. А. Леонтьев, М.В. Соколова, C.JI. Соловьева); культурно-историческая теория JI.C. Выготского; теоретические положения проблемы сознания, значения, положенные в основу психосемантического направления в психологии (JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко).

Методы исследования. В работе были использованы общенаучные исследовательские методы: теоретический анализ психологической литературы; сравнительно-аналитический метод, а также частные психологические методики: ассоциативный эксперимент, Семантический дифференциал, Оксфордский опросник счастья, Шкала субъективного благополучия, Шкала Фордайса, проективная методика «Картина мира», проективные методики «Прошлое», «Настоящее», «Будущее». Для исследования китайских студентов, тексты методик, инструкции были обработаны методом двойного перевода и подвергались стилистико-смысловой правке носителем языка.

Для статистической обработки данных использовался аппарат вариативной статистики и многомерных исследовательских методов. Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с помощью критерия t-Стьюдента, критерий Фишера ср* и компьютерной программы SPSS 11.5.

Экспериментальная база исследования. Общий объем выборки составил 217 человек:

- 107 китайских студентов (54 юноши и 53 девушки), обучающихся в ДВГУ (г.Владивосток) и ДВГУПС (г.Хабаровск), в возрасте от 19 до 25 лет. Средний возраст юношей - 21,3; средний возраст девушек - 21,4. Исследование проводилось в присутствии переводчика.

- 110 российских студентов (53 юноши и 57 девушек), обучающихся в ДВГУ (г.Владивосток) и ДВГТУ (г.Владивосток), в возрасте от 19 до 25 лет (средний возраст юношей - 21,5; средний возраст девушек - 21,1).

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

1. На основе ассоциативного эксперимента составлены три частных униполярных семантических дифференциала на китайском и русском языках.

2. Выявлены семантические универсалии и факторное пространство счастья китайских и российских студентов.

3. Обнаружены психосемантические различия и сходства представлений о счастье китайских и российских студентов.

4. Дифференцированы понятия счастье и субъективное благополучие в представлениях российских студентов.

5. Выделены критерии счастья в контексте образа мира и времени.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут широко использоваться в практической деятельности психологов и психотерапевтов, работающих с молодыми людьми; в учебном процессе в качестве методических рекомендаций преподавателям; а также в тех областях знания, где необходимо учитывать специфику этнического сознания, что будет способствовать гармонизации межкультурного взаимодействия Китая и России.

Положения, выносимые на защиту

1. Существуют психосемантические различия представлений о счастье китайских и российских студентов.

2. Сходство в представлениях о счастье выражается в полиэтнических детерминантах: семья, взаимопонимание в семье, родители, здоровье близких, личное здоровье.

3. Счастье в представлениях российских студентов выступает как многогранное психологическое понятие и компонент субъективного благополучия.

4. У «счастливых» молодых людей образ мира представлен как желаемое будущее, как реально существующий и позитивный.

5. Время (прошлое, настоящее и будущее) «счастливыми» молодыми людьми воспринимается позитивно, реально, взаимосвязано и содержит этнопсихологические детерминанты счастья.

Этапы проведения работы

На первом этапе (2005-2006) проводился анализ научной литературы, определялись теоретико-методологические позиции исследования, формулировались его методология и методика, концептуальный аппарат, рабочая гипотеза, организация исследования.

На втором этапе (2006-2007) продолжался теоретический анализ темы исследования, проводился ассоциативный эксперимент, разрабатывались три частных униполярных семантических дифференциала, подготавливались психодиагностические методики для китайских и российских студентов.

На третьем этапе (2007-2008) непосредственно проводилось исследование по всем методикам, осуществлялась обработка данных, их теоретическое осмысление, обобщение, анализ, интерпретация.

Апробация работы. Основные результаты обсуждались на научно-практических конференциях: Первой Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии» (Владивосток, 2007); Второй Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии» (Владивосток, 2008); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона» (Хабаровск, 2008).

Результаты исследования представлены в научных статьях:

1. Виничук, Н.В. Счастье в контексте образа мира и времени: этнопсихологический аспект [Текст] / Н.В. Виничук. // Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена. №36 (77): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2008. - С. 36-41.

2. Виничук, Н.В. Особенности переживания субъективного благополучия людьми с высоким уровнем тревожности [Текст] / Н.В. Виничук. // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. Материалы Первой Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. - Владивосток, 2007. - С. 33-39.

3. Виничук, Н.В. Счастье и субъективное благополучие, в представлениях обыденного сознания: этнопсихологический аспект [Текст] / Н.В. Виничук. // Сборник трудов Дальневосточного государственного технического университета. Выпуск 147. - Владивосток: Изд-во «Уссури», 2007. - С. 210-213. ISBN 5-9264-0088-0.

4. Виничук, Н.В. Представление о субъективном благополучии и счастье российскими студентами [Текст] / Н.В. Виничук. // Альманах современной науки и образования [Текст]. - Тамбов: «Грамота», 2008. - № 4 (11): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. - В 2 ч. - Ч. 1. - С. 40-42. - ISSN 1993-5552.

5. Виничук, Н.В. Этническая картина мира (на примере китайских студентов) [Текст] / Н.В. Виничук. // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. В 2 т. - Смоленск: Универсум, 2008. Т. 1 С.100-107.

6. Виничук, Н.В. Психосемантическое исследование счастья: i на примере китайских студентов [Текст] / Н.В. Виничук. // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: сб. науч. статей междунар. научн.-практ. конф. 23-24 мая 2008 г. В 2 т. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - Т. 2. С. 89-95.

7. Виничук Н.В. Психосемантическое исследование счастья и субъективного благополучия: на примере российских студентов [Текст] / Н.В. Виничук. // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. Материалы Второй Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. - Владивосток, 2008. - С. 72-76.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирована таблицами и рисунками. Основное содержание работы изложено на 173 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Виничук, Наталья Владимировна

Выводы по второй главе:

1. Счастье — психологически более широкое понятие, чем благополучие. В понимании счастья больше выражен эмоциональный (аффективный) компонент, а в субъективном благополучии - когнитивный и поведенческий. Субъективное благополучие в обыденном сознании выступает более четко, конкретно и больше связывается с внешними параметрами качества жизни, нежели счастье. Можно предположить, что человек может быть счастлив в определенном временном пространстве (мгновенно), даже не осознавая, не чувствуя себя благополучным.

2. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских студентов выявил, что для китайских молодых людей характерно проявление себя в обществе через признание и уважение, которое достигается образованием, творческой самореализацией и почитанием родителей. Это «коллективистское» счастье, которое не зависит от материального положения и мнимой свободы от людей. Для китайцев нет проблемы поиска смысла жизни, как у русских, потому что основы жизнеустройства сформированы много веков назад и существенно не менялись на протяжении истории.

3. Психосемантический анализ представлений о счастье российских студентов показал, что для русских молодых людей характерно проявление себя как личности, которое возможно через независимость, свободу выбора и действий и материальное благополучие. Это «индивидуалистское» счастье. Несмотря на исторически коллективистское проживание русских, обширная территория России позволяла не жить большой плотностью. И современные западные индивидуалистские ценности благотворно ложатся на эту почву. Общество для современного российского молодого человека - это семья и достаточно узкий круг близких друзей, которых «не может быть много» («Старый друг лучше новых двух»). И китайские, и российские этнопсихологические особенности сформированы в процессе культурно-исторического развития.

4. При существующих психосемантических различиях представлений о счастье китайских и российских студентов, нами было выявлено 6 общих дескрипторов в групповых семантических универсалиях: семья, взаимопонимание в семье, родители, здоровье близких, личное здоровье и хорошая погода. Эти дескрипторы мы назвали полиэтническими. Они отражают общечеловеческие ценности семьи. При этом дескриптор «хорошая погода» большинством признается незначимым. Т.е. и у китайских, и у российских студентов счастье не зависит от погодных условий. Известно, что от погоды может зависеть настроение. Полученный нами факт может указывать на многогранность понятия счастья, и некорректность его рассмотрения лишь как единицу аффективной сферы. Сравнение факторных структур выявило два общих фактора, полностью совпадающие по совокупным шкалам: «Любовь» и «Природное». Любовь обычно включает чувство сильной привязанности, интимности, глубокой заботы о благополучии любимого. Ценность любви в ранней молодости, безусловно, является транскультурной ценностью. 1

5. В представлении картины мира «счастливых» студентов, можно выделить следующие особенности: мир - это позитивный образ; мир - это реальность; мир — это желаемое будущее. «Счастливые» студенты изображают мир как «желаемое будущее» без общемировых проблем (война, наркотики, экологические проблемы). Они верят в то, что это может быть, в то время как большинство «несчастливых» наоборот изображают мир в еще более худшем положении (плохая экология, войны, насилие).

6. Для «счастливых» характерно целостное и позитивное восприятие времени, отсутствие застревания в одном из них. «Счастливые», как правило, изображают себя в реальном образе (либо в этнически позитивных образах) и реальных ситуациях. «Несчастливые» реже изображают себя на рисунке, чаще в негативных образах. «Счастливые» студенты не абстрагируют образы времен, они в них включены, т.е. они видят себя во времени, они проживают его сами, а не выступают в качестве наблюдателя, что более свойственно «несчастливым». Изображения прошлого, настоящего и будущего «счастливых» студентов содержат дескрипторы полученных семантических универсалий счастья. Т.е. то, что важно для счастья представляется в образах прошлого, настоящего и будущего, как уже имевшего место, проживаемого и ожидаемого (планируемого). I

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема счастья имеет философские корни и насчитывает сотни определений. В настоящее время счастье как психологический феномен рассматривается с трех основных позиций: как удовлетворенность жизнью, как ценность (цель или результат деятельности), как позитивное аффективное состояние. Основными подходами к пониманию счастья являются: гедонистический и эвдемонистический.

Факторы (объективные и субъективные), влияющие на счастье, являются детерминантами разного уровня и направленности. И ни одна детерминант не является доминирующей, а вносит свой более или менее значительный вклад в общий индекс счастья.

Представления о счастье имеют не только личностную, но и этнокультуральную природу. Стержневым теоретическим положением в этнокультурной парадигме развития можно считать следующее: этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры и этнокультурой индивидуальности [131]. Но, несмотря на явные национальные различия в обретении счастья, обнаруживаемые исследователями, однозначно проинтерпретировать полученные результаты не удается. Поэтому очень важным является интеграция различных методов (количественных и качественных) в кросс-культурных и этнопсихологических исследованиях, которые помогут определить причину возникновения этнических и культурных различий.

В нашем исследовании нас интересовали этнопсихологические различия представлений о счастье, субъективная сторона счастья и благополучия, отражающаяся в картине мира и восприятии времени. На переживание счастья (или несчастья) и благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Эти особенности проявляются в образе мира и времени. Осознаваемый уровень представлен в семантическом пространстве «счастья» китайских студентов, семантических пространствах «счастья» и «субъективного благополучия» российских студентов.

Результаты ассоциативного эксперимента показывают, что при анализе смысловых нагрузок дескрипторов у российских и китайских девушек и юношей на слово-стимул «счастье» проявились следующие особенности. Во-первых, личное благополучие и счастье у китайцев в большей степени связано с благополучием коллектива. Это можно объяснить тем, что Китай является коллективистским обществом. В индивидуалистских обществах, к которым в настоящее время, на наш взгляд, относится Россия, напротив, люди принадлежат к нескольким различным группам; здесь нет единообразия, строго установленного сотрудничества и социальной поддержки. Здесь более важен факт наличия семьи и друзей, с которыми налажено взаимопонимание. Во-вторых, то же касается стремления к карьерному росту. У русских - ориентация на личную карьеру, у китайцев стремление к карьерному росту качественно другое: они больше ориентированы на признание и служение обществу. В-третьих, в понимании субъективного благополучия и счастья у русских молодых людей больше условностей и абстракции, чем у китайских молодых людей. Это может являться базовой причиной того, что по результатам многих исследований удовлетворенности жизнью Россия сильно уступает Китаю.

Сравнительный анализ дескрипторов, полученных на слова-стимулы «счастье» и «субъективное благополучие» выявил следующее. Во-первых, на слово-стимул «счастье» получено на 30% больше ассоциаций, что соответствует более высокому энергетическому уровню понятия. Во-вторых, в понимании счастья больше выражен эмоциональный (аффективный) компонент, а в субъективном благополучии - когнитивный и поведенческий (конотативный). В-третьих, на слово-стимул «счастье» получены дескрипторы, значимо не представленные в «благополучии», которые мы объединили в темы «Природные явления» («солнце», «дождь», «море», тепло», «звездное небо», «зимой упасть в сугроб, а потом руками на снегу сделать ангела или стрекозу») и «Мгновенное» («миг», «мгновение», «ускользает из рук»). В свою очередь, в «благополучии» достаточно значимо представлены дескрипторы, объединенные в тему «Общество и государство» («стабильность», «гордость за Родину»). Субъективное благополучие в обыденном сознании выступает более четко, конкретно и больше связывается с внешними параметрами качества жизни, нежели счастье. При этом счастье здесь выступает как аффективный компонент (тема «Состояния»). Можно предположить, что человек может быть счастлив в определенном временном пространстве (мгновенно), даже не осознавая, не чувствуя себя благополучным.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о счастье китайских студентов при 10% интервале допуска (90 % уровень частоты встречаемости) являются следующие дескрипторы: семья, родители, здоровье близких, взаимопонимание в семье, благополучие близких, личное здоровье, хорошая погода. Полученная универсалия отражает значимость для китайцев семьи. Это связано с тем, что социально-семейный строй традиционного Китая всегда был ориентирован на нормы общепризнанного и общепочитаемого культа предков. Родители заботятся о детях, и дети обязаны заботиться о родителях в старости. И сейчас культ семьи в представлениях современных китайцев занимает первостепенное место. Факторная структура «счастья» включает 15 факторов, которые выражают этнические особенности, сформированные в процессе богатой истории, культуры и философии Китая. Простые китайцы привыкли считать, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от них самих. В результате конкретность мышления, склонность к детализации, уточнению, прагматизм, неприхотливость, умеренность, приспособляемость, смирение перед трудностями, культ предков, чувство долга и умение наслаждаться жизнью стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера. И каждый из них, являясь частицей общества, создает свою счастливую жизнь и жизнь общества в целом. Как гласит китайская поговорка: «Счастье - это когда есть, кого любить, что делать и на что надеяться». У русских счастье другое, хоть и имеет схожие черты.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о счастье российских студентов при 10% интервале допуска (90 % частоты встречаемости) являются следующие дескрипторы: любовь, жизнь, взаимопонимание/гармония в семье, смысл жизни, родители, семья, интересная жизнь, уверенность в себе, личное здоровье, здоровье близких, удовлетворенность собой, самореализация, совпадение желаний и возможностей, хорошая погода. Как мы видим, наиболее важным для российской молодежи в достижении счастья является потребность в любви, которая детерминирована не только возрастом, но и психологией русских. Причем существенных различий в оценках этого дескриптора между юношами и девушками не обнаружено. Здесь поразительно ярко проявляются этнически сформированные ценности (душевность, потребность во взаимопонимании, внутреннее удовлетворение). Формирование индивидуализма в России приводит к тому, что каждый все более остро осознает и ощущает важность «самореализации», «уверенности в себе» и «совпадении желаний и возможностей». Это условия современной российской жизни особенно актуальны для молодых людей, для осуществления их желания прожить «интересную жизнь». Это и есть представление о счастье. Для русского человека остается крайне важным полнота («жизнь»), насыщенность («интересная жизнь») и осмысленность жизни. Эти этнопсихологические особенности выявляются и в представлении о субъективном благополучии.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о субъективном благополучии российских студентов при 10% интервале допуска (90% частоты встречаемости) являются 3 дескриптора: уверенность в себе, свобода, общение с животными. Данная семантическая универсалия включает дескрипторы внешних и внутренних условий благополучной жизни. Понимание благополучия, прежде всего, связано с уверенностью в себе и свободой. На наш взгляд, это слияние современных условий жизни и этнопсихологических особенностей русских. «Уверенность в себе» и «свобода» - это фундамент, на котором строится успех, достаток, положение в обществе, и внутреннее равновесие и гармония. Дифференциация представлений о счастье и субъективном благополучии выявляется в факторных пространствах.

Факторная структура «счастья включает 15 факторов, а «субъективного благополучия» - 10 факторов, которые отражают психологические характеристики русских: эмоциональность, импульсивность, чувственное восприятие жизни, свобода личности, ценность семьи, потребность во взаимопонимании, ориентация на общество, доброжелательность, приоритет эмоциональных ценностей перед материальными. Эти национальные черты проявляются в детерминации счастья и субъективного благополучия российской молодежи. Счастье и благополучие включают в себя самые разные по психологическому содержанию и предметной направленности жизненные блага и духовно-нравственные ориентации, которые определенным образом соотнесены и структурированы в обыденном сознании. При сравнении семантических универсалий не обнаружено схожих дескрипторов. Это указывает на дифференцированное понимание счастья и субъективного благополучия российских студентов. Но при сравнении факторных структур можно наблюдать некоторые идентичные факторы: «Расширенная семья» (Счастье) и «Семья» (СБ); «Творческая самореализация» (Счастье) и «Свободная самореализация» (СБ); «Статус и материальное благополучие» (Счастье) и «Власть и деньги» (СБ), «Карьера» (СБ). В структуре субъективного благополучия не проявились такие факторы счастья, как «Любовь», «Общий позитив», «Смысл жизни», что может еще раз подтверждать аффективную, внутреннюю направленность счастья. В факторной структуре «СБ» отсутствует отдельным фактором эмоциональный компонент, который представлен в факторе «счастья» - «Эмоциональный комфорт», что отражает многогранность понятия счастье. Эмоциональные компоненты в факторной структуре «СБ» присутствуют, но включены в факторы: «Душевность» (радость), «Равновесие» (душевное равновесие/гармония), «Природное» (спокойствие).

Факторная структура «счастья» более объемна, чем факторная структура «субъективного благополучия». Можно предположить, что благополучие в сознании российских студентов выступает конкретнее, нежели счастье. Для счастья, как психологического феномена нужно гораздо больше, чем для благополучия. И в отличие от китайского языка, где «счастье» и «благополучие» являются одним и тем же словом («си фу»), в русском языке, как показало наше исследование, это частично дифференциальные понятия. Счастье включает больше психологические детерминанты (удовлетворенность собой, смысл жизни, любовь), а благополучие - социальные детерминанты (дом, деньги/достаток, успешность).

Следует заметить, что, несмотря на изменения в российском обществе ценностных установок и доминирование ориентации на экономическое благополучие, счастье и субъективное благополучие в большей степени семантически связаны с внутренним миром молодых людей. Личная свобода, уверенность, душевное равновесие, взаимопонимание, любовь, радость и смысл жизни более значимы, чем внешние материальные блага.

При сравнении семантических универсалий «счастья» на 90% уровне частоты встречаемости выявлены 6 общих дескрипторов: семья, взаимопонимание в семье, родители, здоровье близких, личное здоровье и хорошая погода. Эти дескрипторы мы можем назвать полиэтническими. Они отражают общечеловеческие ценности семьи. При этом дескриптор «хорошая погода» большинством признается незначимым. Т.е. и у китайских, и у российских студентов счастье не зависит от погодных условий. Известно, что погода влияет на настроение. Полученный нами факт может указывать на некорректность изучения счастья лишь как единицу аффективной сферы. При сравнении факторных структур обнаружены два общих фактора, полностью совпадающие по совокупным шкалам: «Любовь» и «Природное». Ценность любви в ранней молодости, безусловно, является транскультурной ценностью.

Выявленные детерминанты счастья китайских и российских студентов отражаются в образе мира, который представлен в виде картины мира, и представлении о времени, которое отражено в проективных рисунках. В результате исследования картины мира в рисунках китайских студентов проявились следующие особенности: 1) приоритет семейно-родственных отношений; 2) положительные эмоции и чувства; 3) важность материального благополучия, качества жизни, как отражение экономического развития китайского общества; 4) активный труд и пассивный отдых; 5) чувство единения, сплоченности, иерархии в сфере общества и общественных отношений т.е. соблюдение долга, говорит о сохранении конфуцианских основ в китайском этническом сознании; 6) чувство патриотизма и гордость за свою страну; 7) дуализированная концепция Инь - Ян как целостная картина мира, отражена в делении образов на противоположные части; 8) созерцательность восприятия. Китайский язык, пользующийся иероглифической письменностью, имеет в своей основе конкретное, чувственное изображение понятия. Она оперирует образами. И эта образность, чувственность и конкретность отражается в целостной этнической «картине мира» китайских студентов. В целом, образность и бинарность изображений присутствуют и в картине мира российских студентов. В этих рисунках мы обнаружили следующие особенности: 1) чувственность, метафоричность и глобальность восприятия; 2) значимость взаимоотношений с противоположным полом; 3) аполитичность и отсутствие общей идеологии.

Этнические особенности проявляются и в представлении прошлого, настоящего и будущего. Китайцы воспринимают будущее более конкретно и реалистично, чем русские. Для китайских студентов будущее - это осуществленная мечта. Чаще всего оно реально: работа в крупной организации; замужество; работа по профессии и т.п. У русских будущее, как правило, изображается метафорично. Также в рисунках китайцев наблюдается связь между прошлым и будущим, которые изображаются позитивно, а настоящее в таких случаях носит либо нейтральный, либо тоскующий характер. Это мы связываем с тем, что китайские студенты находятся вдали от родного дома. В рисунках прослеживается тоска по родителям, друзьям, любимым людям. То есть они воспринимают настоящую учебу, как необходимую ступень к счастливому будущему. Иногда эта тенденция воспринимается как отсутствие настоящего. Настоящее - лишь переход от прошлого к будущему. Эта тенденция наблюдается у всех китайских студентов, а у российских студентов - только у «неблагополучных». Нейтрализация настоящего может быть также связана с возрастными особенностями. Молодые находятся в поиске себя, своего жизненного пути (иногда в рисунках настоящего мы видим изображение от двух до множества дорог), поэтому для них настоящая жизнь - это будущая жизнь. Даже в любительской поэзии молодых людей настоящее пронизано тоской, мукой, а будущее наполнено свободой, исполнением мечтаний и счастьем.

В представлении картины мира «счастливыми» студентами, можно выделить следующие особенности: мир - это позитивный образ; мир - это реальность; мир - это желаемое будущее. «Счастливые» студенты изображают мир как «желаемое будущее» без общемировых проблем. Они верят в то, что это может быть, в то время как большинство «несчастливых» наоборот представляют мир в еще более худшем положении.

Для «счастливых» характерно целостное и позитивное восприятие времени, отсутствие застревания в одном из них. «Счастливые», как правило, изображают себя в реальном образе либо в этнически позитивных образах. «Несчастливые» реже изображают себя на рисунке, чаще в негативных образах. «Счастливые» студенты не абстрагируют образы времен, они в них включены, т.е. они видят себя во времени, они проживают его сами, а не выступают в качестве наблюдателя, что более свойственно «несчастливым». Изображения прошлого, настоящего и будущего «счастливых» студентов содержат дескрипторы полученных семантических универсалий счастья. Т.е. то, что важно для счастья представляется в образах прошлого, настоящего и будущего, как уже имевшего место, проживаемого и ожидаемого (планируемого). Таким образом, счастье, как психологический феномен, отражается в картине мира (образе мира) и времени. Образ мира как индивидуализированная культурно - историческая основа восприятия и субъективная прогностическая модель будущего, проявляет этнические и личностные детерминанты счастья. Человек переживает и осознает время с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения. Счастье приобретает свой смысл только в соотношении с масштабом целостной человеческой жизни - в единстве ее прошлого и настоящего, но и будущего.

Итак, счастье - это психологический феномен, характеризующийся удовлетворенностью и осмысленностью жизнедеятельности человека, доминированием позитивного эмоционального состояния, целостным восприятием времени, положительным отношением к себе и окружающему миру. Счастье включает эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Субъективное благополучие относится как к общим устойчивым аффективным состояниям эмоционального комфорта, так и к когнитивным состояниям удовлетворенности жизнью. При этом на субъективное благополучие и счастье, их качество, смысл и детерминанты, существенно влияет этническое сознание, культура и психологические особенности возраста. Перспективной остается проблема качественного исследования счастья: его детерминант и особенностей переживания.

Расширение представлений о счастье, как этнопсихологическом предмете исследования, будет способствовать построению комплексной, системной модели данного психологического феномена, повышению компетентности современного человека в отношении счастья, построению индивидуальных стратегий благополучной, счастливой жизни, а также поиску кросс-культурных, межэтнических компонентов счастья.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Виничук, Наталья Владимировна, 2008 год

1. Абрамова, H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект) Текст. / H.A. Абрамова, -Чита: ГТУ, 1998.-303 е., С. 179

2. Абульханова, К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова. М.: Мысль, 1991.-299 с.

3. Абульханова К. А., Воловикова М.И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания Текст. / К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, В.А. Елисеев. // Психологический журнал, 1991, том 21, №4. С.27-40

4. Анохин, П.К. Эмоции Текст. / Петр Кузьмич Анохин. // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. С.181-187

5. Аргайл, М., Психология счастья Текст. / М.Аргайл. 2-е. - СПб.: Питер, 2003. - 271 е.: ил. - (Мастера психологии»).

6. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. B.C. Магуна Текст. / Эллиот Аронсон. -М.: Аспект Пресс, 1998. С. 394-403.

7. Баронин, A.C. Этническая психология. Текст. / Анатолий Станиславович Баронин. Киев: Тандем, 2000. - 264 с.

8. Бергсон, А. Смех. Текст. / Анри Бергсон. // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд./ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. унта. 1993. С. 196-202

9. Блонский, П. П. Избранные психологические произведения Текст. / Блонский П.П. М„ 1964, С. 534.

10. Бороноев, А.О., Смирнов, П.И. Русские и судьба России (опыт этнонсихологического исследования Текст. / А.О. Бороноев, П.И. Смирнов // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.А. Платонова. Спб.: Изд;-во Петерб. ун - та, 1995, с. 67-80.

11. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. 2-е изд., стер. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 544 с.

12. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография Текст. / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1973. - 283 с.

13. Бююль Ахим, Цёфель Петер SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей : Пер. с нем. Текст. / Ахим Бююль, Петер Цёфель СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005 - 608 с.

14. Вайзер, Г.А. VII Симпозиум «Психологические аспекты смысла жизни, акме и счастья» Текст. / Г.А. Вайзер. // Психологический журнал, 2001, том 22, №6. С.117-121

15. Вайзер, Г.А. Психологические аспекты смысла жизни и акме Текст. / Г.А. Вайзер. // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 136-140

16. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Текст. / Ф.Е. Василюк М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 200 с.

17. Василюк, Ф. Е. Структура образа Текст. / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. 1993. - № 5. - С. 5 - 19.

18. Воловикова, М.И. Первая книга о счастье в отечественной психологии Текст. / Маргарита Иосифовна Воловикова // Психологический журнал,2002, том 23, № 3. С.136-144

19. Волочков, A.A., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности Текст. / A.A. Волочков, Е.Г. Ермоленко // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. - С. 17-26.

20. Выготский, JI.C. Мышление и речь.Текст. /Лев Семенович Выготский. -М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

21. Выготский, Л.С. История развития психических функций. Текст. / Лев Семенович Выготский. / Психология [Сборник] М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -С. 512-755

22. Гостев, A.A. Психология вторичного образа. Текст. / A.A. Гостев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 512 с.

23. Гусев, А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. Текст. / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская. М.: Смысл, 1997. - 287 с.

24. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках Текст. / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. 2006. №4. С.3-14

25. Гуревич, А.Я. Культурология. Учебное пособие Текст. / А.Я Гуревич. -М., 1998.-286 с. С.17-18

26. Давыдов, A.A. Индекс социального неблагополучия Текст. / A.A. Давыдов. // Социологические исследования. 1995. №10. С. 118-128

27. Джидарьян, И.А. Представление о счастье в российском менталитете. Текст. / Инна Аршавировна Джидарьян. СПб.: Алетейя, 2001.

28. Джидарьян, И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания Текст. / Инна Аршавировна Джидарьян. // Психологический журнал, 2000, том 21, № 2. С.40-48.

29. Джидарьян, И.А. Представление о счастье в русском менталитете Текст. / Инна Аршавировна Джидарьян. // Психологический журнал, 1997, том 18, №3. С. 13-25

30. Дидро Д. Сочинения. Текст. / Д. Дидро. В 2 т. М., 1986. Т.1 С. 533

31. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Борис Игнатьевич Додонов. М., Политиздат, 1978. 272 с. С. 109-144

32. Донцов, А.И., Стефаненко, Т.Г., Уталиева, Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности Текст. / А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиева // Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С. 75-86.

33. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / Олег Юрьевич Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. - 336 с. С. 164-167

34. Ешич, М.Б. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантном этносознании и преодолении злой этноисторической памяти Текст. / М.Б. Ешич // Мир психологии. 2001. - № 4. - С. 127-134

35. Зараковский, Г.М. I Международная конференция «Качество жизни и психология» Текст. / Г.М. Зараковский. // Психологический журнал, 2005, том 26, №5, с. 110-115

36. Здравомыслов, А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян Текст. / А.Г. Здравомыслов. // Социологические исследования. 1996. - № 12. - С. 23-32.

37. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания Текст. /В.П. Зинченко. // Вопросы психологии. 1991. № 2. - С. 15-36.

38. Зинченко, В.П., Мамардашвили, М.К. Проблема объективного метода в психологии Текст. / В.П.Зинченко, М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1977. - № 7. - С. 111 -125.

39. Иванова, Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков Текст. / Т.В. Иванова. // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 71-82

40. Изард, К.Э. Психология эмоций Текст. / К.Э. Изард / Пер. с англ. -СПб.: Издательство «Питер», 1999. 464 е.: ил (Серия «Мастера психологии»).

41. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства Текст. / Е.П. Ильин- СПб: Питер, 2001. -752 е.: ил. (Мастера психологии»).

42. Калмыкова, Е.С., Ващенко, А.П., Р. Дальбендер, Д. Покорны Интрапсихические модели межличностного взаимодействия Текст. / Е.С. Калмыкова, А.П. Ващенко, Р. Дальбендер, Д. Покорны // Психологический журнал, 1997, том 18, № 3, С.58-73

43. Корж, H.H., Пенова, И.В., Сафуанова, О.В. Денотативные значения цветонаименований Текст. / H.H. Корж, И.В. Пенова, О.В. Сафуанова. // Психологический журнал, 1991, том 21, №4. С.69-79

44. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего Текст. / Майкл Коул. М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 1997. - 432 с.

45. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий Текст. / В.В. Кочетков. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.

46. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стереотип. Текст. / В.Г. Крысько. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

47. Куликов, JI.B. Психология настроения. Текст. / JI.B. Куликов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

48. Кукушин, B.C., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Текст. / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -448 с.I

49. Лебедева, Н.М. Ценностно-мотивационаая структура личности в русской культуре Текст. / Н.М. Лебедева // Психологический журнал, 2003, том 22, № 3. С.26-36

50. Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Чирков В.И., Лю Ц. Культурно-психологические особенности отношения к здоровью русских и китайских студентов Текст. / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, В.И. Чирков, Ц. Лю. // Психологический журнал, 2007, том 28, №4. С. 64-74

51. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.т. Т.1. Текст. / А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

52. Леонтьев, А.Н. Психология образа Текст. / А.Н. Леонтьев. // Вестник МГУ. Серия 14. - Психология. - 1979. - №2. - С. 3 - 13.

53. Леонтьев, А.Н. Образ мира Текст. / А.Н. Леонтьев // Избранные психол. произв: В 2-х т. т. I.-M.: Педагогика, 1983.-С. 251-261.

54. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А.Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1977. - 304 с. С.197-198

55. Леонтьев, A.A. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие. Текст. / A.A. Леонтьев М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 312 с.

56. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Текст. / Д.А. Леонтьев. 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007.-511 с.

57. Леонтьев, Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали Текст. / Д.А. Леонтьев. // Психологический журнал. 1996. - Т. 17. -№ 5. -С. 19-30.

58. Лук, А.Н. Эмоции и личность. Текст. / А.Н. Лук. М.: Знание, 1982. 176 с. С. 53-57.

59. Луцковская, С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников Текст. / С.Д. Луцковская // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 19-20

60. Майерс, Д. Социальная психология Текст. / Дэвид Майерс. пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996. С.535-536

61. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема Текст. / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1990. - № 10. - С. 3-18.

62. Мацумото, Д. Психология и культура Текст. / Дэвид Мацумото / под ред. Д. Мацумото. СПб: Питер, 2003. - 718 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»). С. 121

63. Муздыбаев, К. Измерение надежды Текст. / К. Муздыбаев. // Психологический журнал, 1999, том 20, №4. С. 26-35.

64. Мухина, B.C. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций Текст. / B.C. Мухина // Мир психологии. 2001. - № 4 - С. 114-127.

65. Нарышкин, A.B. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак-символ» и «значение-смысл» » Текст. / A.B. Нарышкин // Вопросы психологии. 2005. - № 1. - С. 88-99

66. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2007. - 392

67. Налчаджян К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса Текст. / К.А. Налчаджян. // Вопросы психологии. 2006. №5. С. 84-87

68. Невилл, Р. Китайская философия в современном мире Текст. / Р. Невилл // Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 4. С. 49-55.

69. Нежурина-Кузничная, Н.Ю. Популярная этнопсихология. Текст. / Н.Ю. Нежурина-Кузничная. Мн., : Харвест, 2004. - 384 с.

70. Новейший философский словарь / 2-е изд., переребот. и дополн. М.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. - 1280 с. С.666

71. Общие знания по культуре Китая. Текст. / The Overseas Chinese Office of the State Council. 2006. C. 14-19, 23-24.

72. Общие знания по истории Китая. Текст. / The Overseas Chinese Office of the State Council. 2006. C.8-9, 26-27.

73. Обухов, A.C. Исторически обусловленные модификации образа мира Текст. / A.C. Обухов. // Развитие личности, 2003, №4. С.51-68

74. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999 - 944 с.

75. Орлов, А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант Текст. / А.Б. Орлов. // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 87-90

76. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Текст. /

77. В.Ф. Петренко. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 400 с.

78. Петренко, В.Ф., Сапсолева, О.Н. Психосемантический анализ художественного фильма «Сибирский цирюльник» Текст. / В.Ф. Петренко, О.Н. Сапсолева//Вопросы психологии. 2005. - № 1. - С. 56-72

79. Поддьяков, А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст Текст. / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. -2003. № 2. - С. 122-125

80. Попов, Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни Текст. / Борис Николаевич Попов. М.: Издательство «наука», 1986. - 93 с.

81. Прохоров, А.О., Прохорова, Д.А. Семантические пространства психических состояний Текст. / А.О. Прохоров, Д.А. Прохорова // Психологический журнал, 2001, том 22, № 2. С. 14-26

82. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО A.A. Реана Текст. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. С. 264-265

83. Пучкова, Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности Текст. / Галина Леонидовна Пучкова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Хабаровск, 2003. С. 42-45

84. Резников, E.H. Методические проблемы этнической психологии. Текст. / E.H. Резников. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 240 с.

85. Романова, Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. Текст. / Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина. М.: Дидакт, 1992. -256 е., илл. С. 116-145

86. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии. Текст. / Сергей Леонидович Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с. С. 306-369

87. Рубинштейн, C.JI. Эмоции Текст. / Сергей Леонидович Рубинштейн // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. [Текст] / В. Вилюнас, Ю. Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.-С. 160-170

88. Селигман, Мартин Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. Текст. / Мартин Селигман М.: Издательство «София», 2006. - 368 с.

89. Серкин, В.П. Пять определений понятия «образ мира» Текст. / Владимир Павлович Серкин // Вестник МГУ. Сер. 14.Психология. 2006. № 1.С.11-19.

90. Серкин, В.П. Методы психосемантики: Учеб. пособие для студентов вузов / Текст. / Владимир Павлович Серкин. М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с. С.61

91. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. Текст. / Елена Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 е., ил.

92. Сидоренков, A.B. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России Текст. / A.A. Сидоренков. // Вопросы психологии. 2000. №5. С.48-56

93. Силласте, Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации Текст. / Г.Г. Силласте. // Социологические исследования. 1995. №10. С.88-95

94. Симонян, Р.Х. Перемены в массовом сознании российской диаспоры в странах Балтии Текст. / Р.Х. Симонян // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. - С.43-54

95. Симпкинс, Александер С., Симпкинс, Аннелен Конфуцианство Текст. / Александер С. Симпкинс, Аннелен Симпкинс / Перев. С англ. М.: ООО Издательский дом «София», 2006. - 192 с.

96. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И., Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. Текст. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. Москва:. "ШКОЛА-ПРЕСС", 1995 С.121-130

97. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия. Текст. / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. №4, 2006. С.105-114

98. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия. Текст. / М.В. Соколова. Ярославль, 1996. 21 с.

99. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности. Текст. / Г.У. Солдатова. М.: Смысл, 1998. 389 с.

100. Соловьев, В.М. Тайны русской души. Вопросы. Ответы. Версии / Текст. / В.М. Соловьев. М.: Рус. яз. курсы, 2002. - 200 с.

101. Соловьева, C.J1. Кризисная психология. Текст. / Светлана Леонидовна Соловьева. М.: ACT; СПб.: Сова, 2008. - 286 с.

102. Сонин, В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия. (Психолого-социальные концепции личности в XX столетии). Текст. / В.А. Сонин. -СПБ.: Речь, 2006. 254 с.

103. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов Текст. / Татьяна Гавриловна Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006. -368 с.

104. Столин, В.В., Наминач, А.П. Образ мира. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления Текст. / В.В. Столин, А.П. Наминач //Вопросы психологии. 1988. - № 4. - С. 34-46.

105. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология Текст. / Юрий Константинович Стрелков. М.: Высшая школа, 2001. - С. 282-311

106. Сухарев, A.B., Степанов, И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств депрессивного спектра: сравнительный анализ Текст. / A.B. Сухарев, И. Л. Степанов // Психологический журнал, 1999, том 20, №4. С. 90-95

107. Топоров, В.Н. Модель мира Текст. / В.Н. Тоноров // Мифы народов мира. Т.2, М., 1992. С. 161-164.

108. Уилбер, К. Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста Текст. / К. Уилбер: Пер. с англ. В.Данченко и А. Ригина. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. - 283 с.

109. Фенько, А.Б. Психологический анализ отношения москвичей к деньгам Текст. / А.Б. Фенько // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. - С. 3442.

110. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. Ст. Д.А. Леонтьева. Текст. / Виктор Франкл. -М.: Прогресс, 1990. 368 е.: ил.

111. Фромм, Э. Иметь или быть? Текст. / Эрих Фромм. М.: Прогресс, 1990. - 330 с. С. 142

112. Хащенко, В.А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) Текст. / В.А. Хащенко // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С.38-50.

113. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье Текст. / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян. // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 61-74

114. Хотинец, В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека Текст. / Вера Хотинец // Вопросы психологии, 2001. № 5. - С. 60-73.

115. Хухлаев, O.E. Психология переживания в контексте культурно-исторической типологии Текст. / O.E. Хухлаев // Вопросы психологии. 2006. №4. С.19-27

116. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения Текст. / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. С.20-47, 138-142, 217-391.

117. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды Текст. / В.Э. Чудновский. М.: Издательство

118. Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 768 с.

119. Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни Текст. / В.Э. Чудновский. // Вопросы психологии. 2003. №3. С. 3-7

120. Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции). Текст. / Раиль Мунирович Шамионов. Режим доступа: www.humanities.edu.ru Дата доступа: 12.01.2007

121. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. Текст. / Георгий Христович Шингаров. М.: Издательство «Наука», 1971. -223 с.

122. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Текст. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.467-470

123. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию. Текст. / Густав Густавович Шпет. М.: Издательский дом «П. Э. Т.»; Издательство «Алетейя», 1996. - 155 с.

124. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику:-теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. Текст. / А.Г. Шмелев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 158 с.

125. Шмелев, А.Г., Похилько, В.И., Козловская-Тельнова, А.Ю. Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка Текст. / А.Г. Шмелев, В.И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова. // Психологический журнал. 1991. - № 2. - С. 27-44.

126. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. Текст. / Роберт Эммонс. Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2004. 416 с.

127. Этнопсихология: Учебник для вузов Текст. / Т.Г. Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 368 с.

128. Этнопсихологический словарь. Текст. / Под редакцией В.Г. Крысько. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 343 с. С. 93-96

129. Яссман, В.П. «Образ мира» личности: этническая картина мира Текст. / Виктор Яссман. Хабаровск: ДВГУ, 2004. - 119 с.

130. Arne Mastekaasa Marriage and Psychological Weil-Being: Some Evidence on Selection into Marriage Текст. // Journal of Marriage and the Family, Vol. 54, No. 4. (Nov., 1992), pp. 901-911. Режим доступа: www.jstor.com Дата доступа: 5.11.2007

131. Benjamin N. Colby Well-Being: A Theoretical Program Текст. // American Anthropologist, New Series, Vol. 89, No. 4. (Dec., 1987), pp. 879-895. Режим доступа: www.istor.com Дата доступа: 21.07.2007

132. Bruce Brower Welfare, Happiness, and Ethics, by L. W. Sumner Текст. // The Philosophical Review, Vol. 107, No. 2. (Apr., 1998), pp. 309-312. Режим доступа: www.istor.com Дата доступа: 15.06.2007

133. Csikszentmihalyi, М. Flow. New York: Harper. 1991

134. Giovanni В. Moneta The flow experience across cultures Текст. // Journal of Happiness Studies 5: 115-121, 2004. Режим доступа: www.istor.com Дата доступа: 7.01.2008

135. John Kekes Happiness Текст. // Mind, New Series, Vol. 91, No. 363. (Jul., 1982), pp. 358-376. Режим доступа: www.istor.com Дата доступа: 21.07.2007

136. Leslie J. Francis, Hans-Georg Ziebertz, and Christopher Alan Lewis The Relationship Between Religion and Happiness Among German Students Текст. // Pastoral Psychology, Vol. 51, No. 4, March 2003 Режим доступа: www.istor.com Дата доступа: 15.01.2008

137. Richard A. Easterlin Income and Happiness: Towards a Unified Theory Текст. // The Economic Journal, Vol. Ill, No. 473. (Jul., 2001), pp. 465-484. Режим доступа: www.jstor.com Дата доступа: 12.11.2007

138. Robert W. Hoag Happiness and Freedom: Recent Work on John Stuart Mill Текст. // Philosophy and Public Affairs, Vol. 15, No. 2. (Spring, 1986), pp. 188199. Режим доступа: www.istor.com Дата доступа: 21.11.2007

139. Wang Can Ethnic group in China Текст. / Wang Can. China basics series. China Intercontinental Press. 2004.5 pp. 108-170

140. Wladyslaw Tatarkiewicz Happiness and Time Текст. // Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 27, No. 1. (Sep., 1966), pp. 1-10. Режим доступа: www.jstor.com Дата доступа: 16.09.20071. Яч

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.