Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, доктор филологических наук Муродов, Мурод Бердиевич

  • Муродов, Мурод Бердиевич
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 328
Муродов, Мурод Бердиевич. Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики): дис. доктор филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Душанбе. 2009. 328 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Муродов, Мурод Бердиевич

Введение .4

Глава I

Основы и факторы возникновения публицистической сатиры.16а) Устное народное творчество как фактор развития публицистики.19б) Реалистические элементы сатиры классической литературы.44в) Влияние русской публицистики и других советских народов на таджикскую периодическую сатиру.86

Глава II

Формирование и развитие публицистической сатиры в таджикской периодической печати.101а) Сатира прессы начала XX века.101б) Особенности публицистической сатиры в годы послевоенного строительства.151в) Развитие публицистической сатиры в годы послевоенного строительства.174г) Особенности сатиры перестроечного периода и независимости.200

Глава III

Некоторые теоретические проблемы и жанровая специфика таджикской сатиры.222а) Взгляд на сущность и особенность сатиры.222б) Некоторые проблемы образа и типизации жанров в публицистической сатире.235в) Специфика содержания и разнообразие способов изображения.275

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики)»

Общее содержание. Становление и формирование сатиры как одного из распространённых видов литературы и публицистики связано с развитием культуры и литературы. Так высказываясь о сатире, А.В.Луначарский писал: «Этнография учит, что еще на весьма примитивной ступени культуры существовал организованный смех, который выражался тогда в противопоставлении рода — роду или одного племени другому: два племени вызывали друг друга на турнир смеха. Эта форма смеха во многих местах существует и теперь» (76.534). В этой цитате, с одной стороны, подчёркивается древность сатиры и, с другой стороны, указывается её социально-политическая значимость.

Таджикский учёный С.Махдиев, размышляя относительно древних корней народной сатиры и шутки, в частности пишет: «Согласно древним согдийским источникам и пехлевийской литературе, отдельные образцы которых дошли до нашего времени, выясняется, что элементы народной сатиры и острословия существовали ещё во II-III вв. н.э. (82,3)». Также И.С.Брагинский, исследуя древние согдийские рассказы и отмечая близость некоторых из них по жанровому признаку таджикским анекдотам, в качестве примера приводит рассказ «Торговец и нанизывающий жемчуга» (82,3). Все это указывает на то, что сатира и шутка имеют древнюю историю, процесс развития, которых взаимосвязан с развитием общества. В свою очередь эта взаимосвязанность способствовала реальному изображению определённых событий.

С развитием культуры и формированием социально-политических отношений, совершенно естественным образом, происходит формирование и становление различных видов сатиры — народной, литературной, публицистической, печатной, телевизионной и др., которые при всей взаимосвязанности друг с другом, в то же время обладают целым рядом отличительных признаков и особенностей.

Настоящее исследование посвящено анализу теоретических и практических вопросов публицистической сатиры в таджикской периодической печати, с учётом факторов и источников её рождения, формирования, развития, жанровых особенностей.

Актуальность настоящего исследования возрастает и подкрепляется, прежде всего, необходимостью исследования и выявления развития публицистической сатиры в литературе, в особенности таджикской печати, её самостоятельности в публицистике, раскрытия некоторых теоретических проблем и особенностей отдельных текстов этой разновидности сатиры.

Формирование и развитие таджикской публицистической сатиры взаимосвязано с развитием фольклора и литературы, формированием журналистики и публицистических жанров. Отсюда, вполне закономерно, что развитие публицистической сатиры поддается всестороннему анализу с комплексным изучением социально нравственных проблем, духа времени и эпохи, процесса развития периодической печати, целей и задач журналистики. По этой причине в нашем исследовании публицистическая сатира рассматривается как составная часть литературы и журналистики, в особенности периодической печати.

При всём том, что сатира во все времена и периоды исправно выполняла своё прямое предназначение — выявление и порицание человеческих пороков, социально-нравственных изъянов общества, однако в периодической печати, в особенности советского периода, она превратилась в мощное оружие борьбы и важное средство воспитания. Революция начала XX века, изменившая строй социальных отношений, создала почву для формирования печати и её жанров. Периодическая печать стала тем связующим мостом, который позволил соединить богатые традиции сатиры народной и классической литературы во взаимосвязи с социально-политическими событиями эпохи и придать ей совершенно новый импульс и звучание, отвечающие духу времени.

Таким образом, вопросы, связанные с традицией публицистической сатиры, её новаторскими особенностями, литературно-политическим значением, разнообразием изображения и критики, юмора, позволяют более обстоятельно и на ином теоретическом уровне анализировать историю таджикской публицистической сатиры, размышлять о её содержательных и жанрово-стилистических особенностях. Публицистическая сатира, как одна их разновидностей публицистики сыграла важную роль в отображении значительных событий социальной жизни и влияния на сознание масс. Она, с одной стороны, активно участвуя в реализации идейной борьбы, с другой стороны, способствовала формированию эстетического вкуса и художественного видения читателей. Сатира «в мире слова» занимает важное место. По выражению. В.Г.Белинского « . Смех в большинстве случаев является главным посредником в выявлении различий между правдой и ложью». Именно такой смех и составляет основу публицистической сатиры.

Как известно, смех обязательное свойство сатиры и юмора. Притом, что в настоящем исследовании мы аккумулировали своё внимание на характерных особенностях этих двух разновидностей смеха, нами в основном были рассмотрены жанры публицистической сатиры — фельетон, памфлет, анекдот, пародия и эпиграмма. Так как тексты этих жанровых разновидностей публицистики являются наиболее распространенными и часто используемыми в исследуемой нами периодической печати. Развитие данных жанров происходило разными путями. Так, если развитие памфлета, эпиграммы и пародии протекало под влиянием традиций публицистики классической литературы, то формирование и совершенствование жанра фельетона в основном происходило в результате творческого восприятия публицистики других стран и, в первую очередь, русской литературы и журналистики. На развитие этих жанров, в целом публицистической сатиры, заметное влияние оказали преобразования общества, что также стало предметом нашего изучения в диссертации.

Не взирая на то, что в условиях независимости в какой-то степени изменился дух сатиры, однако её значимость осталась на прежних позициях. Сатира прессы периода независимости отличается от сатиры прессы советской эпохи, прежде всего своей политической одухотворённостью. В современной сатире превалирует юмор и насмешка. В связи с возможностями СМИ сегодня развиваются различные разновидности сатиры - печатная, радийная и телевизионная. В особенности бурное развитие претерпевает жанр телевизионной сатиры. Всё сказанное свидетельствует о том, что сатира во все времена была и является выразительницей передовых идей времени.

Значимость исследования. Публицистическая сатира, рожденная и сформировавшаяся на почве сатиры фольклора и литературы, превратилась в составную часть современной литературы, публицистики, печатных средств массовой информации, радио и телевидения. Такое, широкое распространение публицистической сатиры, являясь, с одной стороны, свидетельством её возросшего нравственного и политического влияния на общественное сознание, с другой стороны свидетельствует о потребности народа к смеху и его активности в борьбе против социальных недостатков. Роль публицистической сатиры значима не только в выявлении недостатков внутри страны, но и в международной жизни. Ярким примером тому является роль сатиры, её действенное значение в обеспечении победы Советского народа в Великой Отечественной Войне.

В условиях современности, коренным образом изменившей наш подход к изучению истории и литературы советской эпохи, исследовании публицистической сатиры с новых позиций обретает еще большую значимость. В изучении истории и теории публицистической сатиры в этом новом ракурсе существует множество проблем не только теоретического характера, но и непосредственно касающихся журналистской практики. Именно эти обстоятельства и обусловили наше внимание и интерес к изучению истории и особенностей публицистической сатиры в таджикской журналистике.

Степень научной разработанности темы. Как было отмечено, история зарождения, и развития публицистической сатиры имеет древние корни. Изучение этой проблемы также уже долгое время привлекает внимание исследователей. В советском литературоведении, составляющими которого являются также таджикская литература и публицистика, изучение данной проблемы, начавшееся ещё в 20-30-е годы XX столетия, продолжалось вплоть до периода распада Советского Союза.

Советские литературоведы придавали большое значение изучению различных вопросов истории и теории сатиры в мировой, русской, а также литературе других народов. Впоследствии исследования по данной проблеме получили дальнейшее развитие. Они нашли своё отражение в мнографиях и-* диссертационных исследованиях А.Абдугаффарова, Х.Абдусамадова, В.Асрори, Ф.Белецкого, А.Бочарова, У.Гуральника, И.Дзеворина, Л.Ершова, Т.Кожолеева, А.Макаряна, Р.Мукимова, Д.Николаева, Е.Озмитель, А.Саидова, П.Ткачёва, У.Шукурова, И.Эвантовой, Я.Ельсберга и др.

В 1970-1980 гг. было опубликовано множество научно-исследовательских работ, касаюшихся журналистсткой детельности таких учёных, как В.Азимова, Т.Амондосова, А.Бернштейна, X. Бекхожина, Л.Кройчика, Е.Мурибина, Э.Прилюка, Т.Скороходова, Ю.Соболева, А.Суконцева, С.Стыкомина и др. В данных работах также рассматривались особенности и содержание отдельных жанров публицистической сатиры.

Проблемы сатирических жанров стали предметом изучения в исследованиях Е.Блаженова, Э.Блинова, Л.Бодрова, К.Бойко, М.Горечкина, А.Журнова, А.Западова, Д.Заславского, А.Здровеги, А.Кайды, К.Ковалевского, Т.Кожакеева, Г.Колосова, А.Коновой, Л.Кройлиса, Е.Лазебника, Л.Михайловой, К.Наумова, Э.Нестора, С.Никольской, К.Оханга, А.Садуллаева, З.Тертычного, А.Ткачёва, В.Ученова, И.Усманова, М.Черепахова, Т.Шестопалова, В.Щукина, Л.Яновского и др.

Также следует отметить общеисторическую значимость работ учёных и исследователей Б.Амчилова, Э.Багирова, А.Беляева, Б.Донцюк, И.Ищенко, И.Кузнецова, С.Махдиева, Д.Обидова, А.Садуллаева, С.Салехова, А.Усмонова, И.Усмонова, М.Шукурова и др., посвященных различным аспектам публицистической сатиры, в особенности в периодической печати.

Следует подчеркнуть в связи с предметом нашего исследования, статьи и работы Б.Азизи «Беглий взгляд на наш смех. Некоторые суждения о «Гушмоле» и сатирическом журнале «Мулло Мушфики» («Тоджикистони сурх», 1928, 30 декабря); В.Асрори - «Сатира в таджикской литературе» («Х,аёт ва адабиёт», Сталинабад, 1958), «Народ и литература» (Душанбе, 1968); Бахлул-заде — «Взгляд на таджикский юмор и сатиру» («Овози тоджик», 1930, 30 мая); Д.Мавлонова - «Развитие сатиры и юмора в таджикской советской послевоенной литературе и журнале «Хорпуштак», Душанбе, 1973); И.Усманова «Сатира Убайда Зокони» (Душанбе, 1991), «Журналистика» (Душанбе, 2005), главным предметом исследования которых являются сатирические произведения публицистического характера или публицистического направления.

Статьи Б.Азизи и К.Бахлул-заде представляют собой первые критико-теоретические концепции газетной и журнальной сатиры. В них даётся критическая оценка сатирических произведений журнала «Мушфики» и рубрики «Гушмол» газеты «Тоджикистони сурх». Авторы впервые высказываются относительно того, какими свойствами должна обладать современная сатира. Монография С.Солехова «Сатира в таджикской периодической печати 1920-1930-х годов» по существу является первым научным исследованием, посвященным изучению и анализу становления и развития сатиры в таджикской печати начала XX века. Рассматривая особенности сатиры в таджикской печати на материале журналов «Шуълаи инк,илоб» и «Мулло Мушфи^й», автор аккумулирует своё внимание на роли сатиры в обществе, её идейно-художественных и стилистических особенностей.

Исследователь сатиры А.Мавлонов в своей диссертационной работе «Развитие сатиры и юмора в таджикской советской послевоенной литературе и журнал «Хорпуштак» анализирует влияние народных сатирических жанров, классической литературы на журнал «Хорпуштак», проблемы связей таджикской советской сатиры с сатирическими произведениями русской литературы и литературой других народов, что позволяет ему на примере деятельности журнала «Хорпуштак» выявить пути развития таджикской сатиры.

Известный таджикский учёный И.Усмонов, чьи работы в области журналистики отличаются глубиной и широтой исследования, впервые рассматривая этот вопрос с опорой на теорию публицистики, проводит конкретное и профессиональное исследование этой проблемы в данной области. Этот же принцип и подход характерен и для ряда его других научных работ, в которых жанры сатиры анализируются и рассматриваются им с теоретико-публицистической точки зрения и методов преподавания. В ряду научных исследований этого учёного особое место занимает его монографическая работа «Сатира Убайда Зокони».

И.Усмонов в этой книге осуществляя изучение сатирических произведений У.Зокони, исходя из принципа публицистики, не только подчёркивает публицистические особенности произведений У.Зокони, но и на обширном фактологическом материале доказывает принадлежность таких его творений, как «Ахлокулашроф» («Этика знати»), «Рисолаи дилкушо» («Трактат, радующий сердце»), «Садпанд» («Сто наставлений) и «Муш ва гурба» (Мышь и кот») к художественной публицистике.

Однако, вопросы рождения, формирования, развития и совершенствования публицистической сатиры по сей день не получили своего отдельного и комплексного изучения с учетом её различных периодов и характерных особенностей. На основании вышеизложенного, нами впервые предпринята попытка исследования данной проблемы во всей полноте и с учётом периодов подъёма и спада жанров публицистической сатиры в таджикской периодической печати.

Цели и задачи исследования. В настоящем исследовании впервые в практике журналистики предпринята попытка всестороннего исследования процесса становления, формирования, развития и совершенствования таджикской публицистической сатиры, в частности её жанровых форм, идейно-художественных особенностей. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

- научно-теоретическое обоснование и конкретизация публицистической сатиры как особой формы творческой деятельности журналистов и литераторов, конкретной области журналистики и отдельного предмета научного исследования;

- выявление возникновения основ и направлений развития таджикской публицистической сатиры как совершенного творческого процесса, с учётом принципов развития литературы и прессы;

- раскрытие социально-исторических граней публицистической сатиры, выявление внутренних закономерностей её развития, связей с фольклором, литературой и публицистикой;

- определение различных этапов процесса развития публицистической сатиры в периодической печати, выявление традиций и новаторства, а также общих и особых черт каждого периода;

- рассмотрение и анализ сатирических произведений периодической печати, выявление места сатиры на различных этапах развития прессы, раскрытие особенностей сатирических текстов и т.д.;

- определение информационной и идейно-воспитательной значимости публицистической сатиры, степени изученности и влияния творческого опыта известных писателей и публицистов, внесших заметный вклад в развитие сатиры, в особенности публицистической сатиры;

Показ разнообразия форм публицистической сатиры во взаимосвязи с социально-политической, культурной и литературной жизнью таджикского народа;

- определение жанровых особенностей, публицистических, художественных и сатирических граней отдельных текстов; сравнение соотношений художественности и реальности; использования средств художественного изображения.

Методология и методика исследования. Большое количество произведений публицистической направленности, жанровая палитра таджикской прессы, в особенности фельетонов и памфлетов, позволяет нам высказать свою точку зрения относительно закономерности развития публицистической сатиры и прийти к научно-обоснованным выводам. Это в свою очередь даст возможность, с одной стороны, определить состояние публицистической критики в исследуемом периоде и, с другой стороны, высказать конкретные размышления относительно дальнейшего развития этого вида творчества

Направление исследования диссертации, прежде всего, соответствует особенностям предмета изучения. Наряду с этим, в целом основным методом настоящего исследования является традиционный и контентный анализ, а также в отдельных случаях использован сравнительно-исторический и сопоставительный методы.

Источники исследования. Объектом настоящего исследования послужили монографии, сборники статей учёных, образцы сатирических произведений, в частности таких изданий, как «Шуълаи инцилоб» («Пламя революции»), «Овози точ,ик» («Голос таджика»), «Тоцикистони Советй» («Советский Таджикистан»), «Калтак» («Дубина»), «Хорпуштак» («Ёж»), «Адабиёт ва санъат» («Литература и искусство»), «Чдвонони Точ,икистон» («Молодёжь Таджикистана») и др.

Теоретическая значимость исследования. В таджикском литературоведении и публицистиковедении наряду со многими проблемами журналистики вопросы, связанные с публицистической сатирой до сих пор также не получили своего должного изучения. В этом направлении до сегодняшнего дня не возникло основательного исследования, охватывающего важнейшие вопросы социальной сатиры в литературе и публицистике. В истории и теории сатиры существуют множество нерешённых вопросов, связанных с изучением жанров. Противоречия во взглядах и способах подхода к характеристике социальных явлений с позиций вчерашней и сегодняшней действительности также в какой-то степени затрудняют изучение и исследование данной проблемы. К тому же относительно отдельных проблем теории публицистики, публицистической сатиры, деятельности отдельных сатириков в таджикской литературе, литературной критике и журналистике почти не наблюдается специальных научных исследований. Исходя из всего этого, мы попытались не только осветить эти проблемы, но и провести самостоятельное исследование касательно важнейших теоретических и практических проблем сатиры. Эта работа проводилась с опорой на богатейший опыт упомянутых исследователей литературы и публицистики в области истории и теории сатиры.

В диссертации наряду с рассмотрением общих вопросов истории формирования и развития публицистической сатиры проводится научный анализ жанров, жанрового разнообразия сатиры, их места в иерархической лестнице публицистических жанров, взаимосвязанности темы и текста, деятельности отдельных публицистов — сатириков, внесших заметный вклад в развитие этой области творчества. Такой подход способствовал построению пусть и несколько, сложного, но вместе с тем объективного и доступного понимания контура таджикской сатирической публицистики.

Практическая значимость исследования. Научные выводы, рекомендации и предложения относительно различных граней исследуемой проблемы, вытыкаемые из диссертационного исследования, обладают не только теоретической, но и практической значимостью. Публицистическая сатира на протяжении различных периодов человеческой жизни всегда играла важную роль как способ борьбы против нежеланных социальных явлений. Вскрывая и высмеивая те или иные недостатки общества публицистическая сатира способствовала устранению социально-нравственных изъянов, мешающих развитию социума. Большинство материалов, включенных в диссертацию, еще не привлекали внимания учёных. Материалы диссертации можно использовать при чтении спецкурсов: «Вопросы истории, теории и практики публицистической сатиры», «История формирования сатирических жанров в таджикской журналистике» и «Особенности изображения в публицистической сатире». Материалы диссертации также могут служить хорошим вспомогательным средством в изучении «Истории таджикской журналистики». Помимо этого отдельные разделы диссертации, могут быть востребованы работниками печати в их творческой деятельности.

Апробация работы. Основные части диссертации, и результаты нашли своё отражение в форме одной монографии, одного учебного пособия, одного сборника статей и в более 20 научных публикациях. По теме диссертации автор выступил с докладами и сообщениями на региональных, республиканских и общеуниверситетских конференциях. Основные положения и выводы были использовны автором при чтении лекций по курсу «Публицистическая сатира» на отделениях факультета журналистики.

Диссертация состоит из введения, трёх глав (10 разделов), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Муродов, Мурод Бердиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и исследование сатирических произведений таджикских поэтов, писателей и публицистов показало, что сатира как разновидность и разряд в литературе и публицистике занимает определённое место в духовной жизни общества. Идейно-социальная ценность и эстетическое положение сатиры проявляется, прежде всего, в том, что этот вид творения соединился с социальной и художественной справедливостью, и получил всеобщее признание как способ изображения и отражения недостатков и изъянов жизни, как фактор и метод борьбы против негативных проявлений элементов и явлений. Сатира, как в литературе, так и публицистике является их неотъемлемой частью и эти сферы невозможно представить без юмора и насмешки.

Современная сатира, в особенности, таджикская публицистическая сатира, является новым этапом преобразования и развития давно уже минувшей таджикско-персидской литературы и публицистики, познавшие, в свою очередь, прелести древних традиций. Поэтому, формирование и развитие отечественной публицистической сатиры следует отнести не к появлению периодической печати, а к публицистике дожурналистического периода. Итак:

1. Появление сатиры, в особенности публицистической сатиры, тесно связано, с одной стороны, с характерными противоречиями членов, племён и кланов и, с другой стоны, с формированием устной речи, письма, литературы и публицистики.

2. Формирование и развитие таджикской публицистической сатиры имеет непосредственное отношение к трем источникам: устному народному творчеству, сатире классической литературы, воздействию литературной сатиры и публицистики других народов, особенно русского.

Фольклорная сатира, являющаяся древнейшим видом творения, имела, преимущественно, критическое свойство и отражала отношение народа к реальной жизни и отдельным ситуациям. Тема и содержание таких произведений в некоторой степени, выявляет суть конкретных исторических и социальных явлений и уточняет позицию народа в отношении таких случаев. Такое своеобразие фольклорного юмора оказало воздействие н публицистическую сатиру.

Отображение различных ситуаций жизни, конкретных случаев реальной действительности в художественной литературе, хотя и начиналось с первых этапов появления письменных сочинений, однако настоящая сатира получила своё развитие, в основном, в X веке.

Несмотря на то, что сатира таджикско-персидской классической литературы наполнена богатствами и прелестями художественного слова, однако сочинения отдельных поэтов и писателей все же не лишены элементов реалистичесний и беспристрастный подхода. Особенно это ярко выражено в сатирических сочинених Абулкасыма Фирдоуси, Носира Хусрава, Сузании Самарканди, Умара Хайяма, Убайда Зокони, Абдурахмона Джами, Сайидои Насафи, Зайниддина Восифи, Ахмада Дониша, Абдулкодирходжи Савдо и др. Из вышеназванных художников слова Убайд Зокони выбрал сатиру основным направлением своего творчества, создав произведения в различных формах и видах этого жанра. Его сатирические произведения имеют не только публицистическую черту, но и написаны также в форме таких публицистических жанров, как памфлет, фельетон и эпиграмма. Поэтому Убайда Зокони по праву можно назвать основателем таджикской публицистики, особенно основоположником сатирических направлений и сатирических жанров.

Исследование показало, что действительную основу реалистического соответствия сатирических произведений классической литературы составляют исторические события, определённые обстоятельства литературной жизни, конкретное поведение отдельных лиц, зарождение чувства ненависти и презрения к беспорядкам жизни, черты характера отдельно взятых людей и другие. В ряде случаев авторы, избрав объектом сатиры и насмешки конкретные явления и темы, с помощью распространённых литературных приёмов выявили социальную сущность проблемы, провозглашая тем самым демократические идеи.

Воздействие сатиры русской литературы и других народов бывшего Союза начиналось в основном, после формирования прессы на Кавказе и Центральной Азии в конце XIX и начала XX веков при воздействии татарской и азербайджанской прессы, и впоследствии с образованием Советского Союза изучение и использование опыта превратилось в постоянную потребность поэтов и писателей.

3. Первые сатирические произведения в прессе появились в еженедельнике «Шуълаи Инкилоб» («Пламя революции») благодаря Саидризо Ализоде, Садриддину Айни, Ахмаджону Хамди. Содержание этих материалов охватывало противоречия прошлой и настоящей жизни, т.е. «старого и нового». Сатирические материалы «Шуълаи Инкилоб» обладают двумя свойствами: а) Тексты, в которых предмет изображения является различным, и их основная цель сводится не к осуждению и высмеиванию, а к тому, что в них элементы сатиры и насмешки использованы как привлекающий и впечатляющий факторы. б) Тексты полностью и всецело сатирические, опубликованные в уголке «Тозиёна» («Кнут»). «Шуълаи Инкилоб» («Пламя революции») следуя, с одной стороны, традициям персидско-таджикской классики, а с другой - опыту и практике работы журнала «Мулло Насриддин» («Почтенный Насриддин»), отражали не только проблемы жизни и времени, но и превратились в арену совершенствования мастерства поэтов, писателей и публицистов. Именно в этом издании проходило становление и формирование публицистического и сатирического мастерства С.Айни, С.Ализода, А.Мунзима и др., и оно стало фундаментом и снованием для развития современной сатиры, в особенности сатиры прессы.

4. Издания «Овози тоцик» («Голос таджиков»), «Бедории точ,ик» («Пробуждение таджиков), («Тоцикистони сурх) следуя опыту «Шуълаи

Инкилоб» организовали на своих страницах сатирические уголки под рубриками «Тозиёна» («Кнут»), «К^исмати хдчвй» («Сатирический раздел»), «Х,ач;в» («Сатира»), «Гушмол» (Взбучка»), «Фельетон» и прочее. Сатирические материалы этих изданий хотя и были разнообразные с точки зрения содержания и формы, однако в них важнейшими темами считались проблемы классовой борьбы, критика нравов и обычаев старого мира, религии и предрассудков.

5. Процесс формирования и развития таджикской публицистической сатиры в периодической печати 1920-1930 годов проходил в двух территориальных частях — Самарканде и Душанбе. Ареной совершенствования мастерства для сатириков Самаркандской территориальной части были печатные органы, «Овози точик» и «Мулло Мушфики», а для части Душанбе — «Точикисто ни сурх» и «Калтак».

6. Анализы показали, что по сравнению с сатирой периодической печати 1920-1930 годов в литературно-публицистической сатире периода войны значительное место принадлежало басне и поговоркам. Также в сатире этого периода намного возрастает использование стилей и богатства устного народного творчества, мифологических типов, философских повествований. Публицистическая сатира периода Великой Отечественной Войны, в основном, охватывала международную тему: ожесточенную борьбу народов Союза против немецкого фашизма, критику отвратительного облика зачинщиков войны, узурпационную и грабительскую сущность гитлеровской политики и т.п.

Все перечисленное подвергнуто критике и высмеиванию в форме жанров памфлета, фельетона и юмористики. В особенности, юмористика и политические памфлеты нагнетая чувство ненависти и презрения людей в отношении захватнической политики фашизма, внесли достойный вклад в обеспечении победы.

7. На развитие сатиры прессы послевоенных лет и периода созидания оказали влияние постановления Центрального Комитета и

Коммунистической партии. Эти полстановления, в свою очередь, способствовали развитию и процветанию сатиры её превращению в орудие духовного противоборства и борьбы. Сатира в прессе этих годов приобрела важное место. Она развивалась по четырем направлениям: на страницах журнала «Хорпуштак», газет «Тоцикстони сурх», «Маданияти Точикистон», «Х,ак;ик;ати Узбекистон», детской прессы — «Пионер» и «Машъал», областной и районной персы.

8. В прессе периода независимости сатира в определённой мере изменила свою сущность, потеряла свою прежнюю позицию, место сатиры и насмешки, острой критики и глубинного анализа негативных социальных реальностей заняла шутка и комичность. Отсюда, тексты современной отечественной прессы, имеющие свойства и черты сатиры и остроумия, можно разделить друг от друга по двум признакам: а) тексты, имеющие черты нежности, остроумия, красноречия и просвещённости. б) сочинения, которые, являясь, по сути, критикой и насмешкой, открыто высмеивают пороки жизни.

9. Сатиру отечественной печати на разных этапах социально-политической жизни объединяло единство и общность темы, и многообразие связей и отношений к ним. Хотя каждому этапу формирования и развития публицистической сатиры характерна какая-то определённая тема, однако, такие темы, как сельское хозяйство, строительство, нравственность, образование и культура, критика суеверия обнаруживаются на всех этапах развития таджикской прессы. Если в 1920-1930 годах проблемы и темы народного хозяйства, образования и культуры и подобные им смешиваются с чисткой чуждых и посторонних элементов, то в 60-70-х годах темы преимущественно подвергаются рассмотрению с нравственной и моральной точки зрения, профессиональной преданности и ответственности.

10. Отечественная публицистическая сатира процветала в тесной взаимосвязи с явлениями жизни, формированием системы устройства прессы и развитием публицистики. Именно с формированием прессы и появились жанры публицистической сатиры - фельетон, реплика, а такие как памфлет, пародия и эпиграмма приобрели новые формы изложения. Эти и другие жанры публицистической сатиры хотя и имеют одинаковые цели, однако каждому из них свойственна своя, неповторимая черта и в них не одинаково соотношение реальности действительности и художественности.

Многообразие текстов публицистической сатиры можно определить и в жанровых особенностях, и в выборе темы, осмыслении проблемы, в выводах и посредством полученных результатах. По этим характерным особенностям особое положение на всех периодах отечественной прессы занимал фельетон.

11. В периодической печати 1960-1970-х годов под влиянием практики русских фельетонистов А.Зорича и М.Кольцова распространилось два способа создания фельетона: образные и типические фельетоны и документально-проблематические фельетоны. В фельетонах первого типа преобладает художественная черта - образ и типические элементы, а во втором типе — публицистическое свойство1, опирающееся на факты и аргументы, эмоциональное отношение к действительности и адресность.

Несмотря на то, что известные таджикские фельетонисты Б.Азизи, Б.Гани, Х.Содик, И.Фйзуллоев, Ф.Мухаммадиев, Х.Ёров, М.Богиров и другие пользовались художественным воображением, типическими элементами образостроения, однако характерная черта сатирического образа в их произведениях тесно связана с публицистическими задачами. В таком роде произведениях основная цель авторов заключается не в создании полноценного художественного или сатирического образа, а в распространении публицистической идеи.

12. Своеобразное оформление публицистического образа и облика вымышленного героя, изложение темы обсуждения намного ярче проявляется в памфлете, нежели в фельетоне. Такая особенность характерна памфлетам С.Айни, С.Ализода, Н.Бахлулзода, Ф.Мухаммадиева,

И.Файзуллоева и других писателей написанных в этом ключе. Однако в центре их памфлетов находятся размышления, рождаемые на почве конкретных явлений действительности.

13. В таджикской публицистике высмеивание социальных явлений в форме басни имеет традиционную особенность. Это качество преимущественно свойственно памфлету. Памфлеты У.Зокони «Мышь и кот», С.Айни «Семиглавый див», «Зловонный», «Ишак с отрубленным хвостом», Ф.Мухаммадиева «Косадум» являются высшими образцами басенных произведений. В этих произведениях главную силу в создании образа и типа составляют психологические факторы.

В прессе периода независимости иногда встречается форма «трагиопамфлета». В подобных произведениях также персонажи являются выразителями авторской позиции. Они не только разоблачают недостатки и изъяны, негативные поступки и поведения отдельных лиц, но и также язвительно улыбаются над собою, осуждают себя.

14. Во всех сатирических произведениях периодической печати смех занимает важное место как основной признак сатиры. Сатирики в создании своих произведений используют различные методы и приёмы, вызывающие смех: метафору, противопоставленную ложь, гиперболу, иронию, сравнение и пр. Природа смеха хотя и разнообразна на различных этапах периодической печати, однако фактором его появления является чувство ненависти, презрения или упрека. Если в прессе 1920-1950 годов преимущественное положение занимал политический, т.е. производящий уничтожающий, смех, то в прессе 1970-80-х годов в сатире особое место занимает шуточный, насмешливый смех.

15. В 60-х годах в разных формах возобновился жанр эпиграммы. Независимо от многообразия форм во всех видах эпиграммы факторами, взывающими смех, являются метафора и намек (аллегория). В особенности, в эпиграммах Г.Келди, М.Хайдаршо, С.Гани, Бобо Ходжи, Ф.Мухаммадиева социальные пороки умело, осуждены способами противопоставления, создания типа, изобретения загадок и намеков, преувеличения и гиперболы, насмешки и высмеивания.

Жанры публицистической сатиры, воздействуя друг на друга в процессе своего формирования и развития, одновременно извлекали пользу от взаимных элементов и показателей. Этому фактору, прежде всего, оказали содействие развитие общества, постепенное преобразование творческого отношения к социальной действительности и формирование новых методов изучения и исследования жизни.

В целом, таджикская публицистическая сатира имеет определенную историю возникновения, формирования и развития. Её формирование и развитие проходило под влиянием традиций фольклорных и классических произведений, отечественной и зарубежной 'литературы и публицистики, особенно русской, также в силу воздействия современных инноваций (новаторств), требований жизненных обстоятельств, мастерства сатириков. В этом процессе форма и содержании, виды, жанровые своеобразие и сатирические изобразительные средства постепенно обогащаясь и совершенствуясь, стали причиной ещё более сильного упрочения и усиления позиции сатиры на различных этапах развития общества.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Муродов, Мурод Бердиевич, 2009 год

1. Научно теоретическая литература

2. Абдурагимов Д. А. Теоретические основы сатирической публицистики (По материалам азерб. сов. печати). Автореферат дис. на соиск. учён. степ, доктора филологических наук. — Тбилиси. 1984. — 54 с.

3. Азизй Б. Як назар ба хандонидани мо. Баъзе мулохдзах,о дар бораи «Гушмол» ва мач,аллаи х,ач,вии «Мулло Мушфик,й» //Тоцикистони сурх, 1928, 30 декабр.

4. Азизй Б. Садриддин Айнй хдцвнавис //БАС, 1935, №11-12. - С. 25-26.

5. Азимов А. Вок,еияти зиндагй ва матбуоти тоцик. Душанбе: Сино, 2000.- 186 с.

6. Азимов А. Солех,ов М. Як сифати хдчв //Очеркх,о аз таърихи матбуоти тоцик. Душанбе, 1988.-С.75-81.

7. Айнй С. Матбуоти тоцик // Овози тохик, 1926, 6 сентябр.

8. Айнй С. Шайхурраис Абуалй Сино, чопи дуюм, Сталинобод, 1941. 82 с.

9. Айнй С. Восифй ва хулосаи «Бадоеъ-ул-ва^оеъ» (Тах,иякунандаи нашри илмй, муаллифи сарсухан ва тавзех,от К. Айнй). Душанбе: Ирфон, 1986.-336 с.

10. Айнй С. Куллиёт, ч. 6. Душанбе: Нашрдавтоцик, 1963. -414 с.

11. Айнй С. Куллиёт, ч- 7. Душанбе, Нашрдавтоцик, 1962. - 618 с.

12. Айнй С. Куллиёт, ч;. XI, китоби 2. Душанбе: Нашрдавточик, 1964. -436 с.

13. Айнй С. Таърихи инкдлоби Бухоро. Душанбе: Адиб, 1987. - 240 с.

14. Акбаров Ю. Рохдо ва андешах,о //Садои шарк,, 1966, №3. С. 157-159.

15. Алексеев В. А. Оружие политической сатиры. М., 1979. - 244 с.

16. Амиркулов С. Тахдввули жанрх,ои адабиёти тоцик дар нимаи аввали асри XIX. Душанбе: Деваштич, 2005. - 128 с.

17. Амонов Р., Сайфуллоев А., Сухдйлй Ч^ав^аризода. Сталинобод: Нашрдавточик, 1960. - 54 с.

18. Андреев Г. Основы теории литературно-художественного произведения. Минск, 1993. -132 с.

19. Асозода X,. Адабиёти форсй ва се шохаи он. Душанбе: Маориф, 1991.-127 с.

20. Асрорй В. Х,ачв дар адабиёти точик // Х,аёт ва адабиёт. Сталинобод: Нашрдавточик,, 1958. - С. 235-271.

21. Асрорй В. Халк, ва адабиёт. Душанбе: Ирфон, 1968. - 258 с.

22. Асрорй В. Журналь // ЭСТ, ц.2. Душанбе, 1980. - С. 391-394.

23. Асрорй В., Амонов Р. Эчодиёти дахрнакии халкд точик. Душанбе: Маориф, 1980. - 304 с.

24. Атобуллоев С. Саидризо Ализода. Душанбе: Ирфон, 1976.-48 с.

25. Афсах,зод А. Бах,ористони бехазон // Бах,ористон. Душанбе: Адиб, 1977.-С. 5-24(160е.).

26. Афсахзод А. Адабиёти форсу точик дар нимаи дуввуми асри XV. -Душанбе: Дониш, 1987. 264 с.

27. Бабаева Р. Особенности сатиры Мирзы Алиакпара Сабира, Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. — Баку, 1983. — 23 с.

28. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. — 502 с.

29. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — 444 с.

30. Бахдулзода. Як назар ба сатира ва юмори точик // Овози точик, 1930, 30 май.

31. Бобоев Ю. Назарияи адабиёт, ц.1. Душанбе: Маориф, 1992. - 374 с.

32. Большая Советская Энциклопедия (Глав. ред. Б. А.Введенский), изд-е 2-е М., 1957. Т. 49.-680 с.

33. Брагинский И. С. 12 миниатюр. — М., 1966.-284 с.

34. Брагинский И. С. Садриддин Айни. Жизнь и творчество. — 2-е доп. Издание. М., 1976. - 248 с.

35. Вартазарян С. Р. От знака к образу. Ереван, 1973. — 197 с.

36. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. — М., 1970.318

37. Виленский М. Э. Как написать фельетон. М., 1982. — 280 с.

38. Ворошилов В. В. Журналистика. -М., 2003.-700 с.

39. Ворошилов В. В. Сатирические жанры в газете. — Л., 1989.- 48 с.

40. Газетные жанры. -М., 1971.- 286 с.

41. Гарморудй А. Дигарханд // Рудакй, 2000, №1. С.21-52; 2001, №2. -С.348-42; 2002, №3. - С.38-44.

42. Геворкян А. Б. Наблюдение над стилем С. Айни сатирика («Бухарские палачи») // Чдшнномаи Айнй, ч. Ш. - Душанбе, 1968. - С. 75-80.

43. Гомилова Г. Савдо. Мунтахабот. Сталинобод, 1958. - С. 3-24.

44. Гордович К. Д. Современная отечественная публицистика. — М., 1994.

45. Горький М. А. Собр. соч. Т.24. М., 1953. 584 с.

46. Горький М. А. О печати (Подготов. к печати кандидатами фил.наук К. Г. Бойко и В. Д. Пельтон). М., 1962. - 347 с.

47. Гуральник У. Смех оружие сильных. М., 1961. — 48 с.

48. Еанй С. Устод // Шарк;и сурх, 1960, № 1. С. 26-27.

49. Ганй С. Чих,ил камоли чавонй // Точикистони совета, 1967, 27 феврал.

50. Гафуров Б. Барои пешрафти минбаъдаи адабиёти советии точик // Шаркд сурх, 1954, №9. С. 60-61.

51. Гафуров Б. Точикон: таърихи кддимтарин, кдцим, асри миёна ва давраи нав, 1,2. Душанбе: Ирфон, 1998. - 704 е.; 416 с.

52. Дзялошинский И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. -М., 1984.-80 с.

53. Дмитровский М. И. Оружием смеха. — Алма-Ата, 1968. — 114 с.

54. Ершов Л. Ф. Из истории советской сатиры: М.Зощенко и сатирическая проза в 20-40 годах. Л.: Наука, 1973. — 156 с.

55. Ершов Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы: (от эпиграммы до романа). — Л.: Наука, 1977. — 282 с.

56. Жанры советской газеты (Под ред. М.С.Черепахова). — М., 1972. 424 с.

57. Журбина Е. И. Искусство фельетона. М., 1965. - 287 с.

58. Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969. - 399 с.

59. Зайнулобидцини Марогаи. Саёхдтномаи Иброхдмбек ё балои таассуби у.- Душанбе: Адиб, 1991. 340 с.

60. Имомов М. Маънавиёт ва накдпи зох,ир. Душанбе: Адиб, 2000. -186 с.

61. Исагулов 3. И. Воображение и его роль в литературно-художественном творчестве. — Алма-Ата, 1976.- 124 с.

62. Калюжная JI. Тайна смеющих слов //Сатира и юмор первой половины XX века. М., 2002. - С. 3-14.

63. Кайда JI. Г. Стиль фельетона: выражение авторской позиции. — М., 1983. -61 с.

64. Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста. — Владивосток, 1989.- 182 с.

65. Касымов М. Публицистичность таджикской литературы периода Великой Отечественной Войны. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. фил. наук. Душанбе, 1984. - 16 с.

66. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.-320 с.

67. Коллектив. Адабиёти форсу точ,ик дар аср^ои XII-XIV, к,.1 (Мухдррири масъул Р. Хрдизода). Душанбе: Дониш, 1976. - 348 с.

68. Коллектив. Таърихи адабиёти советии тоцик, к;. 1 (Мухдррири масъул И.С.Брагинский). Душанбе: Дониш, 1984. - 356 с.

69. Коллектив. Адабиёти точ,ик. Асрх,ои XVI-XIX ва ибтидои асри XX (Мухдррири масъул Р. Х,одизода). Душанбе: Маориф, 1988. - 416 с.

70. Кольцов М. Писатель в газете. М., 1961.-139 с.

71. Кройчик Л. Е. Современный газетный фельетон. — Воронеж: Изд. Вор. унта, 1975.-230 с.

72. Лазовский Б. Н. Методика сбора информации //Основы творческой деятельности журналиста. — СПб, 2000. — С. 79-93.

73. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, Т. 36, 1962. 741 с.

74. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, Т.44, 1964. 725 с.

75. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 33, 1974. —433 с.

76. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. — М., 1977. 184 с.

77. Луначарский А. В. Собрание сочинений, т. 8. М., 1967. - 734 с.

78. Мавлонов М. Робитаи хдчви советии точ;ик бо дацвиёти адабиёти рус ва дигар халкдои СССР //Масъалах,ои филологияи тоцик. Мачмуаи мак,олах,ои аспирантон. Душанбе:УДТ, 1971. - С. 11-15.

79. Мавлонов М. Х,ач,виёти адабиёти классикии тоцик ва журнали «Хорпуштак» //Мачмуаи филологй. Мак,олах,ои аспирантони факултети филологияи точ;ик. Душанбе: УДТ, 1971.-е. 45-65.

80. Мавлонов М. Инкишофи дач,в ва юмори баъдицангии советии тоцик ва журнали «Хорпуштак» (рисолаи номзадй, дастнавис). Душанбе: УДТ, 1969.-286 с.

81. Мавлянов А. Развитие таджикской советской сатиры и юмора послевоенных лет и журнал «Хорпуштак». Автореферат на соиск. уч. степ, канд. фил. наук. Душанбе, 1972. - 24 с.

82. Маниёзов А. Публитсистика ва назми устод С. Айнй. Сталинобод: Нашрдавточик., 1958. - 152 с.

83. Махдиев С. Проблемаи жанри латифа. Душанбе: Дониш, 1977. -156 с.

84. Мах,мадаминов А. Адабиётшиносй ва худогох,ии миллй. Душанбе: Сино, 1998.-211 с.

85. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа, 2-ое издание. М., 1995. - 408 с.

86. Мирзоев А. Абуабдулло Рудакй. Сталинобод: Нашрдавточ;ик, 1958. - 279 с.

87. Мирзозода X. Таърихи адабиёти тоцик (аз давраи к;адим то асри XIII), китоби 1. Душанбе: Маориф, 1987.-488 с.

88. Мирзозода X. Таърихи адабиёти точик (аср^ои XIII-XV), китоби 2. — Душанбе, 1977.-422 с.

89. Мирзозода X. Афкори рангин.-Дущанбе: Ирфон, 1982.- 352 с.

90. Мук;имов Р. Хдчвиёти Хдким Сузании Самаркдндй // Армугон. -Самарканд, 1970. С. 7-41.

91. Мукдмов Р. Р. Абдурахдюни Мушфшуй ва девони мутоиботи у //Армугон. Самарканд, 1970. - С. 42-85.

92. Мукдмов Р. Р. Узбек ва точ,ик сатираси, таракдётининг асосй боскдчлари. Самарканд, 1973. - 391 с.

93. Муродов М. Назаре ба гушаи *ач;вии «Шуълаи инкдлоб» //Чдшнвораи Айнй, Душанбе: Сино, 2000. - С. 13-14.

94. Муродов М. Х,ачв дар публитсистикаи Бахриддин Азизй //Чдвонон ва ч,ах,они дониш. Душанбе, 2000. - С. 154-160.

95. Муродов М. Айнй ва «Шуълаи инкдлоб» //Паёми донишгохд миллй,2001, №3(7).-С. 45-51. ,

96. Муродов М. Истикдол ва матбуот //Анис, 2001, С.33-41.

97. Муродов М. Пайванди ду х,ак;ик;ат //Шоэфохд вахдат, 2001, №7. -С.50-54.

98. Муродов М. Омилх,ои пайдоиши ^ач;ви публисистй //Сафинаи умед,2002, №1 (37).-С. 20-21.

99. Муродов М. Назаре ба чанд омили пайдоиши хдчви публитсистй //Паёми донишго^и миллй, 2002, №1. С. 121-125.

100. Муродов М. Унсур^ои асотирй дар х,ачв //Илм ва хдёт, 2002, №4-6. -С. 17-19.

101. Муродов М. Чашмаидозе ба хдчвиёти матбуоти муосир //Сафинаи умед, 2002, №12. С. 18-19.

102. Муродов М. Дунар хдм парвариш мехохдд //Сабт аст бар чдридаи олам давоми мо. Душанбе, 2003. - С. 68-74.

103. Муродов М. Падидах,ои замон дар матбуот //Сафинаи умед, 2003, 2 10(29).-С. 14-15.

104. Муродов М. Хдч;ви публитсистй. Душанбе: Ирфон, 2003. - 64 с.

105. Муродов М. «Рисолаи таърихй»-и Адмади Дониш хамчун осори ^ацвй //Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава «День науки». — Душанбе, 2003. С. 229-230.

106. Муродов М. Унсур^ои ^ач,ви публитсистй дар фолклор //Маводи конфронси назариявии дайати устодону кормандон ва дониищуён бахшида ба 80-солагии ша^ри Душанбе «Душанбе рамзи сулх., илм ва маърифат» Душанбе, 2004. - С. 78-79.

107. Муродов М. Восита^ои муассири сухан дар ^ацви публитсистй //Истикдол ва журналистикаи муосир (Мацмуаи мацола^о). -Душанбе: Аржанг, 2006. С. 62-68.

108. Муродов М. Назаре ба мавк,еи дацв дар «Ёдцоштх,о»-и С.Айнй // Устод Айнй ва асолати забон (мацмуаи мацолах.о). Душанбе: Сино, 2004.-С. 38-41.

109. Муродов М. Ч,анбаи публитсистй дар дацвияхои матбуоти муосир //Олимони цавон ва илми муосир. Душанбе, 2002. - С. 133-136.

110. Муродов М. Масъулиятшиносии иублитсист //Дар моварои сухан (мач;муаи мацола^о). Душанбе: Матбуот, 2005. - С. 69-72.

111. Муродов М. Баъзе масъалах,ои журналистика ва дач,ви публитсистй.- Душанбе: Деваштич, 2005. 128 с.

112. Мусулмонкулов Р. Назарияи адабиёт. Душанбе: Ирфон, 1990.- 336 с.

113. Мушкерис В. А. Плакат Таджикистана. Сталинабад, 1960.-128 с.

114. Набавй А. Нахустин рузномаи тоцикй дар фархднги рузноманигорй. Душанбе: Эцод, 2007. - 64 с.

115. Низомии Арузии Самаркдндй. Чах,ор мацола (Мураттиб, муаллифони сарсухан ва хозиркунандагони чоп X. Шарифов, У.Тоиров). Душанбе: Ирфон, 1986. - 256 с.

116. Николаев Д. Смех оружие сатиры. М., 1962. - 223 с.

117. Нуралиев А., Саъдуллоев А., Усмонов И., Гулмуродов У. Журналистикаи советии тоцик. Душанбе: Ирфон, 1989. - 176 с.

118. Нусимов И. Вопросы жанра в пролетарской литературе //Литература и искусство, 1931, №1-2. С. 39-43.

119. Обидов Д. Ривоятхр дар бораи Абуалй ибни Сино аз нигохд Садридцин Айнй // Мардумгиё*, 1995-1996, №1-2. С. 34-35.

120. Озмитель Е. К. Теория революционной сатиры. Фрунзе: Мектеп, 1971. -111с.

121. Озмитель Е. К. О сатире и юморе. Ленинград: Просвещение, 1973.- 191 с.

122. Отахонова X. Тахдввули жанрии достон дар назми муосири тоник. -Душанбе: Дониш, 1983. 363 с.

123. Основы творческой деятельности журналиста (Ред.-сост. С. Г. Корконо-сенко). СПб., 2000. - 372 с.

124. Очерки таърихи адабиёти советии точдк, к.1. Сталинобод, 1956. -312 с.

125. Померанцева Э. В. Сказки // Русская народная сказка. М., 1963. - 128 с.

126. Программаи партияи коммунистии Иттифокд Советй. Душанбе, Нашрдавтоц. 1961.

127. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. — М., 2003.- 320 с.

128. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976. - 183 с.

129. Раджабов 3. К. К характеристике первого советского журнала на таджикском языке «Пламя революции». — Сталинабад: ТТУ, 1959. — 45 с.

130. Рацабй М. Ислом, цадидия ва инкилоб. Душанбе: Дониш, 1977.184 с.

131. Рачдбй М. Насри тоцикии замони цанг. Душанбе: Адиб, 1990.- 98 с.

132. Рах,монов А. Пиндорх,ои асотирй дар адабиёти точикй. Душанбе, 1999. - 196 с.

133. Саидов А. Ш. Сатирическая публицистика в узбекской советской периодической печати (вопросы истории, теории и практики). Автореферат на соискание учёной степени доктора фил. наук. М., 1979. -39 с.

134. Сайфуллоев А. Кори эчодии устод Айнй дар таълифи повести «Ч,аллодони Бухоро» II Чдшнномаи Айнй, ч-IV, Душанбе, 1971. С. 90-106.

135. Салимзода О. Публисистикаи Мирзо Ч,алол Юсуфзода. Душанбе: Адиб, 2003.- 138 с.

136. Самад В. Аз кдъри Хазар то авчи Зухдл. Душанбе: Маориф, 1991. -224 с.

137. Саъдуллоев А., Охднг К. Хандаи созанда. Кобул, 1325. - 123 с.

138. Саъдуллоев А. Хосияти адабиёт. Душанбе: Адиб, 2000. - 256 с.

139. Саъдуллоев А. Истеъдод парвариш мехохдд //Матбуоти муосири точик: Пешомад ва проблемах,о. Душанбе, 1998. С. 32-37.

140. Саъдуллоев А. Дируз дам имруз аст // Меваи истикдол (мачмуаи макрлахр). Душанбе: Озар, 2006. - С. 5-21.

141. Сборник документов «О партийной советской печати». — М., 1964. 635 с.

142. Сидцикрв С. «Саъдии Шерозй ва «Гулистон»-и у» //Саъдии Шерозй. Куллиёт иборат аз чах,ор чилд, чилди III. Душанбе: Адиб, 190. -С. 5-32.

143. Солех,ов С. Фаъолияти хдчвнависони точик дар садифах,ои журнали «Хорпуштак» // Шарк^ Сурх, 1958. С. 129-151.

144. Солех,ов С. Хдчв дар журнали «Шуълаи Инкдлоб» //Чдшнномаи Айнй, чузъи 4. Душанбе, 1969. - С. 167-198.

145. Солех,ов С. Дачв дар матбуоти точикии солдои 20-30. Душанбе, 1969.-142 с.

146. Солех,ов С., Акбаров Ю. Ханда ва истедзо //Садои Шарк, 1962. -С. 153-157.

147. Столович JI. Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. - 415 с.

148. Суконцев А. А. До и после фельетона. М., 1989. — 252 с.

149. Суфиев А. Фолклор.ва вокеият //Садои Шарк, 1977, №4. С. 138-143.

150. Стыкалин М., Кремежская А. Советская сатирическая печать. М., 1963.-484 с.

151. Стыкалин С. И. Окна сатиры РОСТА. М., 1976. - 124 с.

152. Табаров С. Х,аёт, адабиёт, реализм. Китоби чорум. Душанбе: Ирфон, 1984.-400 с.

153. Теория и практика советской периодической печати (Под ред. В. Д. Пельта). М., 1980. - 376 с.

154. Тимофеев А. И. и Венгеров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. -М., 1958. 188 с.

155. Тимофеев Л. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. — М., 1964.

156. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1971. — 464 с.

157. Тихонов С. Советская литература в 1944-1945 годах //Литературная газета, 1945, 12 мая.

158. Ткачёв П. И. Граница жанра. Минск: БГУ, 1971. - 207 с.

159. Улугзода С. Ба чои сарсухан //Му^аммадиев Ф. Дустон точи cap. -Душанбе: Ирфон, 1985. С.З.

160. Усмонов А. Мактаби бузурги реализм //Дружба и братство.- Ленинабад, 1970. С. 73-76.

161. Усмонов А. Роли дачв дар тарбияи коммуниста. Душанбе, 1969.- 34 с.

162. Усмонов И. Назаре ба хдчвиёти Убайди Зоконй. Душанбе, 1991.- 72 с.

163. Усмонов И. Журналистика, к,. 1. Душанбе: Империал групп, 2005. -480 с.

164. Усмонов И., Давронов Д. Таърихи матбуоти точик. Душанбе: Маориф, 1997. -158 с.

165. Усмон Т. Хандидан мехох,ем //Точикистони совета, 1958, 7 феврал.

166. Усмонов Ц,. Матбуоти Точикистони Совета. Душанбе, 1974. - 20 с.

167. Учёнова В. В. Основы творческой деятельности журналиста. -М., 2000. -240 с.

168. Хрдизода Р. Адмади Дониш. Душанбе: Ирфон, 1976. - 264 с.

169. Хршим Р. Солх,о дар сах,ифах,о. Душанбе: Адиб, 1988. - 320 с.

170. Черепахов М. С. Таинство мастерства публициста. М., 1984.-286 с.

171. Шакурии М. Б. Нигох,е ба адабиёти точики садаи XX.-Душанбе:Пайванд, 2006.- 456 с. 1

172. Шарифов X. Гузашти айём ва арзишхри х,унарй // Цустучудои адабй, китоби II. Душанбе, 1996. - С. 35-47.

173. Шарифов X. Озурдагон ва умедворон //Андеша^о оид ба адабиёти гузашта ва муосир. Душанбе, 2001.- 155-164.

174. Шарифов Ч,. Инъикоси Цанги Бузурги Ватанй дар насри точик. -Душанбе, 1981.- 148 с.

175. Шукрй И. Хдёт ва эчодиёти Бахриддини Азизй // Азизй Б. икоядо. -Душанбе: Нашдавточик, 1962. С. 3175. Шукуров И. Ш. Не взирая на лица. Конфликт в сатирическойпублицистике. -М., 1988. 168 с.

176. Шукуров М. Анъана, халкдят, мах,орат. Душанбе: Ирфон, 1964. - 230 с.

177. Элсберг Я. Вопросы теории сатиры. М., 1957. - 428 с.

178. Чдлил Р. Устоди садсолаи ман. Дар бораи А. П.Чехов// Точикистони советй, 1960, 24 феврал.1. Источники:

179. АйнЬ С. Акнун навбати калам аст. Осори баргузида дар ду чилд, ч. 1. -Душанбе: Ирфон, 1977.-478 с.

180. Азизй Б. Зани директор: Мачмуаи очерку дикоя ва мак;олаву лавх,ах,ои танкддй. Душанбе: Ирфон, 1985. - 208 с.

181. Аламшо Курбон. Гусфанди Марко, Зайдулло Р. Тамоман махфй, Мухдммадалй А. Санги ман хдфт ман, Шох,инбод Н. Шохи гург. -Душанбе: Адиб, 1989. 301 с.

182. Ганй Самад. Шакарханда. Душанбе: Ирфон, 1983. - 256 с.

183. Ганй Б. Хеши падарй.- Душанбе: Адиб, 1988.-226 с.

184. Давронов Д. Латифах,о. Точикони нав ва мочарои заношуй. -Душанбе: Деваштич, 2005. 124 с.

185. Дехдавй X,. Мунтахабот. Душанбе: Ирфон, 1965. - 327 с.

186. Зоконй Убайд. «Куллиёти Мунтахаб». Душанбе, 1963.

187. Зоконй Убайд. Х,икояти Латиф. Душанбе: Адиб, 1990. - 160 с.

188. Икромов Б. Шахри ханда. Душанбе: Матбуот, 2001. - 128 с.

189. Камоли Хучандй. Девон: иборат аз ду чилд, ч. 1. Душанбе: Ирфон, 1983.-560 с.

190. Ку^зод У. Цамъи парешон. Душанбе: Сурушан, 2003. - 136 с.

191. Кух,зод У. Ахлоки воло дафъи бало. Душанбе: Адиб, 2003. - 192 с.

192. Латифа^о (Танзим ва тахрири Р. Амонов). Душанбе: Ирфон, 1994.- 272 с.

193. Муродй А. Анори дона-дона. Душанбе: Деваштич, 2005. - 60 с.

194. Муродй А. Шукуфти гунчаи лабх,о. Душанбе: Деваштич, 2006. -76 с.

195. Му^аммадиев Ф. Дустон точи cap! Душанбе: Ирфон, 1985. - 384 с.

196. Назаралиев X,. Тавци лаънат. Душанбе: Ирфон, 2000, - 114 с.

197. Носири Хисрав. Куллиёт дар ду чилд, ч- 1. Душанбе: Ирфон, 1991.- 636 с.

198. Файзуллоев И. Рох,и зиндагй. Душанбе: Ирфон, 1965.

199. Фирдавсй. Гуфтор дар хдчви Султон Махмуд // Намунаи адабиёти точик. Сталинобод, 1940. - С. 27-29.

200. Фирдавсй. Дар хдчви Султон Мах,муди Газнави //Шохбайтхри «Шо^нома». Душанбе: Адиб, 1980. - С. 202-207.

201. Фолклори точик. Хрестоматия (Мураттибон М.Неъматов, С. Асадуллоев, Р. Тошматов). Душанбе: Маориф, 1989. - 376 с.

202. Шохинбод Н. Шохи гург. Душанбе: Адиб, 1988. - 82 с.

203. Хаём Умар 100 рубой. Душанбе: Ирфон, 1984. - 336 с.

204. Хрчй Б. Паймона. Душанбе: Ирфон, 1986. - 240 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.