Публицистика А. И. Куприна: Проблемы жанрового своеобразия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ефименко, Людмила Николаевна

  • Ефименко, Людмила Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 219
Ефименко, Людмила Николаевна. Публицистика А. И. Куприна: Проблемы жанрового своеобразия: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Краснодар. 2003. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ефименко, Людмила Николаевна

Введение.

Глава 1. Художественные искания А.И.Куприна-публициста раннего периода / 90 г. XIX в. - 900 г. XX в./

1.1. Особенности жанрового своеобразия публицистики А.И.Куприна.

1.2. Нравоописательные очерки.

1.3. Производственные очерки.

1.4 . Публицистические тенденции повести «Молох».

1.5 . Литературно - критическая публицистика: очерк «Генрик Сенкевич» (1901) и эссе «Кнут Гамсун» (1908).

Глава 2. А.И.Куприн - опытный публицист /10 -20-е г.г. /

2.1. Художественное своеобразие очеркового цикла «Листригоны»

2.2. А.И. Куприн и Джек Лондон.

2.3. Антибуржуазный пафос «Листригонов».

2.4. Взгляд А.И.Куприна на народное творчество и культуру.

Глава 3. Публицистика периода эмиграции (20 - 30-е гг.)

3.1. Журналистика и литература.

3.2. Мир политической публицистики А.И.Куприна.

3.3. Личность художника и творчество.

3.4. Традиции классики, писатели - современники и массовая литература.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Публицистика А. И. Куприна: Проблемы жанрового своеобразия»

А.И.Куприн - один из самых знаменитых русских классиков начала XX века. Творческое наследие писателя многогранно: его составляют замечательные повести, исполненные большой художественной силы рассказы и очерки, репортажи, литературные портреты, фельетоны, интересные воспоминания, статьи, стихотворения.

Публицистика является важной составляющей его многогранного таланта. А.Куприн - умный и внимательный публицист, доброжелательный, остроумный и тонкий критик. Он автор очерков, статей, фельетонов, литературных портретов и эссе о творчестве Л.Н.Тостого, А.П.Чехова и А.С.Пушкина, Сенкевича и Рошфора, Аверченко и Н.А.Тэффи, Саши Черного и многих других. Все эти статьи и рецензии написаны настоящим и подлинным художником слова, в них также сказывается и публицистический его талант.

А.И.Куприн считается художником традиционного реалистического плана. Во многих исследованиях его творчества подчеркивается связь реализма Куприна с заветами Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и других русских классиков XIX века. Между тем, Куприн был писателем своеобразным, и своеобразие его включало две стороны таланта: с одной стороны, собственно художественные тексты, а с другой, - гигантское число очерков, репортажей, литературных портретов, фельетонов. Перед нами художник, который связан не только с традицией, но и с определенным, накопленным им в юности большим опытом жизненных впечатлений, как писал К.Г.Паустовский, "жизненных университетов", отраженных в его публицистическом творчестве. А.Куприн до глубокой старости никогда не изменял этой части своего таланта. Если взглянуть на его творчество в целом, то публицистика сложным образом сплетается и соединяется с его художественным творчеством, составляет существенную сторону таланта А. И.Куприна.

Уже современников А.И.Куприна поражала личность писателя. При жизни А.Куприна вокруг его имени складываются те мифы, стереотипы восприятия, которые были глубоко обидными и несправедливыми для писателя. В позднейшем очерке И.А.Бунина "Перечитывая Куприна" и в самостоятельном его тексте "А.И.Куприн" можно видеть не только тонкие наблюдения над жизненными этапами, над определенными художественными исканиями А.Куприна, но попытку принизить значение его жизненного опыта.

И.Бунин - один из доброжелательных и близких Куприну людей. Если и он разделял эту позицию, то масса недоброжелателей вообще говорила о необразованности, недостаточности культуры у Куприна, о том, что его кругозор, знания недостоверны, хаотичны. В результате рождался образ, с одной стороны, богемного типа мировосприятия у Куприна, а, с другой, - его анархического отношения к политике и жизни. Все это далеко от истины. Читая и перечитывая Куприна, невольно соглашаешься с мнением К.Г.Паустовского, напоминающего, что Куприн изъездил всю Россию, изучил ее и стал таким же бывалым человеком, как М. Горький, "стал знатоком своего народа и его описателем". Обращаясь к прошлому, к современным писателю критикам-"чистоплюям", лицемерно горевавшим, что автор "Поединка" не окончил "литературную консерваторию", К.Г.Паустовский не без основания писал: "По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только "литературную консерваторию", но и несколько литературных академий"[57]. Невозможно не согласиться с этими словами!

А.И.Куприн накопил серьезный жизненный опыт, он овладел различными профессиями. Однако знание пришло к нему не только в результате освоения различных профессий, но его любознательности, стремления узнать как можно больше нового, интересного, соединить эти знания. Школа самообразования была только частью этого знания. Опыт жизни, познания глубины национального характера - вот то, что волновало А.Куприна. Это принесло ему успех: и в языке, и в стиле писателя мы видим богатейшую культуру, накопленную с годами. Язык Куприна, его гибкий стиль, образное русское слово, внимание к лексике, к фонетике русского языка поразительны. Пленительное мастерство Куприна-художника неотразимо. На страницах его книг оживает русская природа -дымящийся весенний лес, росистое поле, овеянное ароматом полевых цветов, солнечные блики на морской глади. Обо всем этом писатель умел сказать точно, ярко и выразительно.

Мысль о близости к народу - животворному источнику творчества -всегда волновала Куприна. Уже в интервью Василию Регинину /1908 / он был опечален тем, что его современники, товарищи по перу "не видели неба, простора, не знают леса, прелестей рыбной ловли, охоты, деревенских щей, гуляний и хороводов русских парней и девушек." Писатель постоянно гордился тем, что великая русская классическая литература "убедительно показывала, как живуч, силен и плодороден оплеванный народ, который мог на своем черноземе взрастить Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Толстого, Гаршина, Чехова, Короленко, Горького.

Ах, разве пламенный, вечно мятущийся Горький, - разве не в народе почерпнул он свой меткий и крепкий язык?"[86]. И опять в литературном портрете "А.Н.Будищев" Куприн настаивает на том же: "Какое это большое счастье для писателя, если его самые первые, а значит, и самые яркие впечатления бытия, эти богатые запасы на всю грядущую жизнь, украшены неразрывной настоящей близостью к милой родной земле, к реке, к яблокам, к хлебам, к тихим весенним зорям, к ярким летним грозам, снежным первопуткам, собакам, лошадям, пчелам, грибам, землянике, смолистому бору, к троицыным березкам, к простому, меткому и живописному цельному языку. Все это похоже как бы на здоровое целебное молоко самой матери - земли, и не этому же чудодейственному крепкому напитку в значительной степени обязаны красотой своих талантов и Толстой, и Тургенев, и Гончаров, и даже Чехов, видавший в детстве южные степи, а из настоящих писателей Бунин?"[87]

Сам писатель страстно и напряженно искал связи с простым людом России, упорно и настойчиво изучал сокровища устного творчества народа и его богатейший язык.

Талант Куприна, в отличие от его собратьев по перу, писателей начала XX века, имел ту особенность, которую отметили многие его современники, затем историки литературы, потом литературоведы. Коротко о ней сказала H.A. Тэффи в первой главе своих замечательных воспоминаний об А.И. Куприне: ".Он был романтик. Он был капитаном юношеских романов, морским волком с трубочкой-носогрейкой в зубах, завсегдатаем портовых кабачков. Он чувствовал себя храбрым и сильным, грубоватым внешне и поэтически-нежным душевно"[74.С.187]. Да, пожалуй, Н.А.Тэффи, удалось лучше всего определить главную черту непростого купринского характера - его романтическую влюбленность в жизнь. А.Куприн несколько романтизировал жизнь. В нем была способность приподымать факты действительности над житейской прозой. Отсюда такие его шедевры, как "Гранатовый браслет", "Леночка", еще ряд рассказов, повестей. Всякий раз они отличаются лишь частичным житейским правдоподобием. Но Куприн в романтически - исключительном видит норму, достоинство человека, его способность быть морально чистым. Это переходит уже в ту часть его публицистики, в которой с первых его опытов резко выделяется личностное начало.

В публицистике Куприна важна не столько описательно-бытовая часть, не столько документальный материал, сколько его душа, авторская позиция, его особенный личностный подход. Здесь главным героем является сам А.И.Куприн, подобно тому, как это происходит в "Листригонах". Эта позиция может быть применена и к другим шедеврам Куприна. Читателю интересен сам Куприн, который рассматривает тот или иной факт, ту или иную проблему. В лучших своих текстах он, конечно, лиризует прозу. Отсюда понятие критического реализма в приложении к творчеству Куприна не до конца справедливо. Да, Куприн, конечно, критик дооктябрьского быта. У него есть такие шедевры, как "Поединок" и многие другие острые социально-политические произведения. Но при этом, куда более серьезна и важна та часть его наследия, в которой проявляется лирическая публицистика.

Само понятие "лирическая публицистика" разработано теорией литературы слабо, вяло. У Куприна лиричность - это его особая наблюдательность, способность проанализировать. Подробнее об этом будет сказано далее. Это его особый жизненный опыт, который каждый раз он использует неожиданно. Тогда получается, что этот опыт, наблюдательность, точность, этот особый его подход, соединенный с юмором, с доброжелательной интонацией рождает лирический жанр зарисовки, этюда, небольшого очерка, эссе. "Киевские типы" заявляли о существовании этой особенности А. Куприна уже в 90-ые годы XIX века.

Это был первый и важнейший опыт Куприна-очеркиста и публициста, и в дальнейшем все это развивается.

К осмыслению творчества писателя было обращено пристальное внимание целого ряда исследователей. Среди них Ф.Д.Батюшков - ближайший друг и первый исследователь творчества А.И.Куприна, советские литературоведы /П.Н.Берков, В.Н.Афанасьев, А.А.Волков, Ф.И.Кулешов, Л.В.Крутикова и др/. Наиболее полный, литературоведчески обстоятельный и строгий очерк жизни и творчества писателя представлен двухтомным исследованием Ф.И.Кулешова «Творческий путь А.И.Куприна»[52]. В монографии подробно освещены этапы литературной деятельности, важнейшие моменты биографии и процесс формирования личности и мировоззрения А.И.Куприна, дан всесторонний анализ многих его произведений, созданных в 1883-1907годах, показаны творческие и личные взаимоотношения с А.П.Чеховым, М.Горьким и другими писателями, определены место, роль и значение Куприна в истории русского реализма рубежа XIX -XX веков. Ф.И.Кулешовым привлечены архивные и малоизвестные печатные материалы.

Другим серьезным актом постижения творчества Куприна явилась монография А.А.Волкова «Творчество А.И.Куприна»[19]. Автор воссоздает в книге облик писателя, прослеживает эволюцию его творчества, поиски, достижения, горькие неудачи. Творчество Куприна рассматривается А.А.Волковым на широком фоне развития русской общественной мысли и литературно - политической борьбы. А.А.Волков показывает, как процесс общественного развития сказывался на эволюции мировоззрения и художественного метода Куприна.

Существенным добавлением к осмыслению публицистического творчества Куприна периода эмиграции стала недавно изданная книга О.В.Фигурновой[88], соединившая в себе «несобранное» литературное наследие писателя. В ней представлены почти две сотни текстов, написанных в 1919 - 1933 г.г., для русских периодических изданий Эстонии, Финляндии, Латвии и Франции и никогда более не переиздававшихся. В их числе сочинения разных жанров: малая проза, портреты выдающихся современников - Александра III, Л.Толстого, Л.Андреева, З.Пешкова, Н.Гумилева, В.Набокова, В.Савинкова, А.Колчака, П.Врангеля, Ф.Малявина, С.Сорина, М.Арцыбашева и др. Все произведения Куприна, включенные в данный сборник, разбиты на два раздела. В первый раздел собраны его художественные произведения: мемуарная проза, зарисовки, очерки. Во второй - включены публицистические и литературно - критические произведения писателя. Однако главное место в книге занимает Куприн - публицист.

К сожалению, и этот том оказался неполным, в него не вошли многие публицистические тексты Куприна позднейшего периода. Актуальность работы. Итак до сих пор огромное публицистическое наследие писателя не собрано воедино окончательно. Забыты многие его интересные очерки и фельетоны, пародии и переводы. Публицистика А.Куприна периода эмиграции изучена явно недостаточно. В наиболее полное собрание сочинений А.И.Куприна [84] были включены лишь отдельные очерковые циклы, в основном, его путевые и этнографические очерки. И только в последний, девятый, том вошли публицистические раздумья о литературе и искусстве. Хранятся в архивах многочисленные купринские письма. И по сию пору лишь очень узкому кругу специалистов знаком Куприн - публицист. Настоящая диссертация обращена именно к этой грани таланта писателя.

Предметом исследования настоящей работы стало творчество замечательного русского писателя конца XIX начала XX веков А.И.Куприна, той его части, которая до сих пор не до конца изучена в русском и зарубежном литературоведении, - публицистики писателя.

Целью диссертационной работы является изучение жанрового своеобразия публицистического творчества А.Куприна.

Цель работы предполагает решение следующих задач: рассмотреть жанровое и художественное своеобразие публицистики А.Куприна; проследить эволюцию Куприна-публициста: от ранних опытов до эмиграции; доказать неразрывную связь публицистики писателя с литературной критикой; показать публицистическую направленность ряда произведений писателя, исходя из содержательных характеристик публицистичности; обосновать мысль о том, что очерковый цикл «Листригоны» - вершина публицистического творчества А.Куприна; определить значение публицистического наследия писателя периода эмиграции как завершающего этапа его творчества.

Методология исследования опирается на принцип историзма, суть которого состоит в том, чтобы рассматривать творчество А.Куприна в его развитии, самодвижении, изменении, в познании общих закономерностей и связей.

Метод исследования - сравнительно-исторический.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем совершенствовании методологии и методов исследования жанрового своеобразия публицистического творчества А.Куприна. Вместо традиционного анализа художественных средств и приемов, используемых писателем, выбран иной путь - осмысления поэтики жанров писателя в целом, что поможет расширить наши представления о жанровом своеобразии творчества писателя.

Практическая значимость. Материалы диссертации позволят углубить представления о жанровом и художественном своеобразии публицистики А.Куприна. Они могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории русской литературы и журналистики конца XIX начала XX веков, а также в историко - функциональном изучении русской литературы и журналистики.

Апробация научных результатов исследования происходила в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в Туапсинском социально-педагогическом колледже и в филиале Ростовского государственного педагогического университета, а также в ходе выступлений на региональных научных конференциях по проблемам литературы и журналистики. По теме диссертации опубликовано пять работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мир творчества А.Куприна представляет органическое, неразрывное соединение художественного и публицистического начал.

2. Публицистическое наследие писателя является важнейшей частью всего творчества А.Куприна.

3. Обращение писателя к публицистическим жанрам не было случайным. Прослеживается путь от социально - бытовых текстов критического реализма к лирико - романтической тенденции в рамках реализма.

4. Под публицистичностью понимается такая особенность купринского текста, которая проявляется в непосредственном выражении личности самого писателя, его видения мира, а также отношения к различным общественным проблемам своей эпохи и постановке социально - значимых проблем.

5. В своём определении жанра мы опираемся на концепцию М. М. Бахтина, которая на сегодняшний день нам представляется наиболее совершенной. С другой стороны, она помогает нам разобраться во многих особенностях жанрового своеобразия творчества А. И. Куприна.

Жанры не являются достоянием только литературы и искусства. Они создаются народом веками, сообща, в непрерывном диалоге человека с обществом. По Куприну, жанр - это тип поведения человека, всегда живущего в потоке жизни. Отсюда необычная подвижность жанровых границ публицистики Куприна, и особенно его излюбленного жанра очерка, вступающего в союз с самыми различными жанровыми признаками рассказа, портрета, размышления и т.д.

6. Творчество А. И. Куприна доказывает, что очерк, как жанр художественно - публицистической литературы, есть результат двух способов познания действительности, которые принято обозначать как научный и художественный.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ефименко, Людмила Николаевна

Выводы по третьей главе.

Значение обширною публицистического наследии Куприна Определяв iСн ширишй 1ем, жаиривым разниибразием и Шубиной поднятых здесь проблем.

Журналистику сам А.И.Куприн ставил рядом, а порою и выше собственно художественного творчества. Сама профессия журналиста представляется Куприну увлекательной, важной и интересной.

Мир политической публицистики в эмиграции развенчивает легенды и мифы о Куприне-монархисте и националисте. В главе раскрывается стойкий купринский демократизм и гуманизм, здесь же проанализировано отношение писателя к гражданской войне как братоубийственной; показаны естественный и органический патриотизм и купринское народолюбие.

Купринская концепция реализма раскрывается на конкретных примерах русской классики и писателей-современников. Выступая против законов массовой культуры в России и на Западе, Куприн противопоставляет ей творчество своих современников /Ал.Толстой, Шмелев, Малявин, Плевицкая и др./.

В целом анализ купринской публицистики периода эмиграции показывает, что ей не был свойствен творческий кризис, захвативший позднюю прозу писателя.

202

Заключение

Выдающееся место в наследии А.И.Куприна занимает собственно публицистика. А.И.Куприн до глубокой старости никогда не изменял этой части своего таланта. Если взглянуть на его творчество в целом, то публицистика сложным образом сплетается, соединяется с его художественным творчеством и составляет существенную сторону таланта писателя.

Публицистическое наследие, оставленное нам А.И.Куприным, широко и многообразно и в жанровом плане, и в выборе тем и сюжетов, и в используемых языковых средствах.

Под публицистичностью мы понимаем прежде всего такую особенность художественного произведения, которая, будучи качеством и содержательным и формообразующим, проявляется в непосредственном выражении личности самого писателя, его видения мира, его отношения к различным общественным проблемам своей эпохи.

Главная мысль творчества Куприна-художника и публициста - мысль о судьбе России, о духовно-нравственных традициях русской культуры, о народе, о духовном подвижничестве. Трагедия России, связанная с войной, революцией, с потерей ею живительных духовных источников, которыми питалась она на всем протяжении своей истории, становится главной темой поздней купринской публицистики.

Излюбленными жанрами для Куприна были литературно -критическая статья, фельетон, репортаж, памфлет, литературный портрет, путевые и этнографические корреспонденции, авторское эссе и, конечно, очерк. Почти на всем протяжении творчества А. И. Куприна очерк был тем жанром, который позволял писателю наиболее полно раскрыть свои возможности, сочетать две, казалось бы, противоречивые тенденции -стремление к документальности, познавательности и характерную для его манеры письма яркую эмоциональность. Основываясь на точном знании фактов, мастер очерка выступает как художник, публицист, философ и исследователь.

А. И. Куприн не раз подчеркивал, что жанры не являются достоянием только литературы и искусства. Жанры создаются народом веками, сообща, в непрерывном диалоге человека с обществом. По мысли писателя, жизнь каждого из нас - сюжет из множества сложнейших нравственных духовных ценностей.

По Куприну, жанр - это тип поведения человека, всегда живущего в потоке жизни. Отсюда необычайная подвижность жанровых границ публицистики Куприна, и особенно его излюбленного жанра очерка, вступающего в союз с самыми различными жанровыми признаками рассказа, портрета, размышления и т.д.

В публицистике Куприна параллельно с объективным изображением существует так же лирически - субъективное повествование. Герой здесь зачастую сливается с автором, его мыслями и впечатлениями. Дистанция между писателем и главным персонажем исчезает, точки зрения обоих совмещаются.

В очерках и статьях А.И.Куприна сам автор почти всегда выступает в качестве главного действующего лица или как свидетель событий, подобно тому, как это происходит в «Листригонах». Мы находим яркие, интересные характеристики персонажей, диалоги, портреты, описания быта и природы, лирические отступления.

Все это облекается в публицистически-экспрессивный стиль, в котором присутствует яркая эмоциональность и лиричность. У Куприна лиричность - это его особая наблюдательность, точность, этот особый подход, соединенный с юмором, с доброжелательной интонацией, рождает лирический жанр зарисовки, этюда, небольшого очерка, эссе. «Киевские типы» заявляли о существовании этой особенности А.Куприна уже в 90-е годы XIX века. Это был первый и важнейший опыт Куприна-очеркиста и публициста.

Большинство произведений писателя отличает публицистическая острота обобщений и выводов. Часто в статьях и очерках присутствует гневный обличительный тон, что связано с выбором сюжета, при этом произведение, как правило, строится на лирической основе. В публицистическом наследии писателя мы всегда найдем яркие сюжетные и речевые характеристики, создающие образный строй авторской речи. Лирическая экспрессивность в стиле Куприна -публициста свободно соединяется с фактической достоверностью.

Ранние опыты А.Куприна-публициста свидетельствуют о разнообразии не только тем и мотивов его прозы, но и о жанровом разнообразии первого этапа его творчества.

С одной стороны, это большой массив его газетной публицистики, который с художественной стороны почти не представляет собственно-эстетического интереса. Одиноким островом в море этой газетной поденщины возвышается цикл «Киевские типы». Это был первый подступ к автодокументальной манере будущих «Листригонов». И там, и здесь фрагментарность очерковой публицистики сцементирована образом рассказчика-повествователя. Авторское начало затем резко усилится и в собственно-художественной прозе А. И. Куприна: отсвет фигуры автора-повествователя зримо сказывается и в образе инженера Боброва в «Молохе», и в характере Ромашова в «Поединке».

С другой стороны, уже ранние художественные опыты Куприна подчиняют его литературную критику законам публицистики. Критико-биографический очерк «Генрик Сенкевич» изобилует публицистическими отступлениями и размышлениями. А эссе «Кнут Гамсун» интересно прежде всего участием в журнальной полемике вокруг имени известного скандинавского писателя. В первой главе нашей работы показана глубокая и органическая связь этих ранних публицистических выступлений писателя с миром его собственно-художественной прозы.

Очерковый цикл «Листригоны», пожалуй, самая купринская из всех купринских книг. В поэтических и ярких рассказах из этого цикла с большой сердечностью и дружеским участием описывает Куприн труд и жизнь черноморских рыбаков, ставшими навсегда для него близкими и дорогими друзьями. Куприн не был сторонним наблюдателем быта этих людей. Подолгу живя в Балаклаве, он не раз выходил с ними в море на рыбный промысел.

Листригоны» - любимое детище А.И.Куприна. Давно уже стало общим местом в статьях и монографиях мысль о том, что этот цикл-одна из вершин его творчества. Четыре года писал Куприн свою необычную книгу (1907-1911), множество раз возвращаясь к этой теме позднее. С формальной стороны, в ней нет строго и четко организованного сюжета: ее герои - балаклавские рыбаки-листригоны то появляются на ее страницах, то исчезают. Нет здесь и единства времени - происходящее, подчас, разделено месяцами и даже годами. Единство места - тоже относительно - события береговой жизни сменяются картинами морского промысла.

При всей мозаичности и пестроте материала «Листригонов» у читателя возникает ощущение необыкновенной цельности этого произведения. Мы полагаем, что цельность «Листригонов» - это цельность авторского отношения к происходящему на их страницах, это его присутствие буквально в каждой главе очерков. А единство книги - не только в формальном факте присутствия автора, но в его едином эстетическом и нравственном кодексе, в осязаемой конкретности его оценок, симпатий и антипатий.

Листригоны» открывают в прозе А. И. Куприна особую грань его таланта. За ними последует книга путевых очерков «Лазурные берега», а затем и позднейшие циклы очерковых рассказов («Мыс Гурон», «Париж домашний, и -особенно-«Югославия»). В этих добротно - традиционных по жанру произведениях угадываются многие особенности глубоко - современной автодокументальной прозы, которая к середине XX века утвердит свое могущество в художественно -публицистической литературе - от Тура Хейердала до Фарли Моуэта и Дж.Дарелла.

Отношение к национальной культуре и народному творчеству было достаточно сложным в публицистике А.Куприна.

Художник - реалист и демократ, он стремился, как можно глубже познать «душу народа». Необходимость изучать сокровища устного народного творчества вытекала из самой художественной концепции Куприна. Он справедливо полагал, что реалистически-полнокровное отражение действительности обязательно включает в себя освоение исторического опыта народа, культурных многовековых традиций. И для того, чтобы узнать "душу народа", надо не понаслышке, а лично общаться с простыми людьми, проникаясь их взглядами на жизнь, их привычками и обычаями, изучая их язык и итл/пп-гпг* т/пуиъпич/.

Для Куприна - публициста громадное значение приобретает сложившийся в течение многих веков тип человека того или иного народа, этнографические подробности его жизни, климат и природа страны, в которой он живет, откладывающие особый неизгладимый отпечаток на его облик. Зтому принципу

Куприн всегда неукоснительно следовал, и потому долгие годы эмиграции, оторвавшие его от родной почвы, обозначили неизбежность творческого кризиса.

Фольклор вливал живительные соки подлинной жизни в произведения А.Куприна, освежал и обновлял язык писателя, расширял не только сюжетные и тематические, но и жанровые рамки творчества писателя. В самом деле, если проследить, например, разновидности излюбленных купринских жанров устного рассказа, публицистической притчи и сказки, то фольклорные мотивы здесь буквально преображают традиционную литературную схему.

В очерке «Фараоново племя», рассказе «Заклятье» и очерковом цикле эмигрантской поры - «Югославия» морально - эстетические оценки Куприна -публициста сливались с социальным анализом явлений национальной культуры. Всё это говорит о движении купринской публицистической мысли от абстрактно-этических принципов анализа этнографии и фольклора к социально-конкретному рассмотрению проблем национальной культуры и - шире - "души народа", как ее называл сам Куприн.

Публицистика А. И. Куприна эмигрантского периода представляет собой огромное море самых различных текстов.

Это - статьи об истории и науке, высказывания о культуре и нравственности, мысли о соотношении европейского и русского опыта. Отдельно выделим купринские статьи о литературе и искусстве. Автор этих статей не только литературный критик. Он озабочен и здесь публицистическими обобщениями и размышлениями. Исключительно широко в поздней прозе Куприна представлено жанровое многообразие публицистики.

По нашему мнению, основой всей этой жанровой системы является авторское essai /эссе/, представляющее диалог А.И.Куприна с героем текста и его читателем.

Для Куприна положение эмигранта было связано не только с чувством ностальгии, но и с подлинной трагедией художника, оторвавшегося от русского быта и земли, его породившей. Вполне естественно, что эмиграция вызвала творческий кризис Куприна, сузив его писательский и художнический кругозор.

Мир политической публицистики в эмиграции развенчивает легенды и мифы о Куприне-монархисте и националисте.

Центральное место в политической публицистике Куприна занимают его размышления о гражданской войне, России, русском народе и его истории, истинном патриотизме и шовинизме. Именно здесь Куприн выступает не только публицистом, но и историком и мыслителем.

Размышления Куприна-публициста о высоком призвании писателя, о чистоте этического мира подлинного художника слова получают в его эмигрантской публицистике неожиданное развитие и своеобразное преломление в самых различных статьях и рецензиях. Эта тенденция идеализации художника окончательно определилась к 30-м годам-в отклике на книгу Александра Плещеева «Чудо вспомнилось (За 50 лет)» (1931) и в литературных портретах «Дюма-отец (1931) и «В.Н.Ладыженский» (1932).

Важнейшей чертой купринской литературной позиции в эмиграции была его непоколебимая верность заветам и традициям великого русского реалистического искусства. При всех его заблуждениях, ошибках и жизненных невзгодах чувство национальной гордости вкладом России в мировую культуру никогда не только не покидало писателя, но и во многом помогало ему трезво разобраться в современном ему литературном процессе.

В целом анализ купринской публицистики периода эмиграции показывает, что ей не был свойствен творческий кризис, захвативший позднюю прозу писателя.

До конца постигнуть цельность мира творчества А. И. Куприна помогает именно признание публицистичности мировосприятия, наложенного на авторскую лиризацию действительности. Именно здесь, на пересечении и совмещении лирической манеры и остро - публицистического начала кроется важнейший художественный принцип всей его прозы. И если эмоционально - приподнятая стихия лиризма связана с романтической стилевой манерой, то публицистическое начало основано на документально точном знании действительности.

Между тем, обе эти стихии - лиризм и публицистичность органически соединяются в мире А. И. Куприна. Такое слияние рождает неповторимый и причудливый жанровый калейдоскоп и неожиданность иных художественных открытий писателя.

Таким образом необходимо признать действительную значимость и интерес публицистического наследия писателя, во многом оставленного современной наукой за бортом исследования, что при внимательном подходе к этому наследию оказывается совершенно неправомерным.

Исследование взаимодействия двух начал, публицистического и художественного, нам представляется одним из важных путей в дальнейшем, более глубоком постижении мира произведений А. И. Куприна.

210

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ефименко, Людмила Николаевна, 2003 год

1.Абрамович Н.Я. Импрессионизм в современной беллетристике (Кнут Гамсун) 1. Современный мир.- 1907. №9.

2. Адамович Г. О книге Я.Цвибака «Там, где живут короли»// Современные записки,- 1929. Т.38. - С.536.

3. Адамович Г. Куприн II Последние новости.- 1938. №6367. 1 сент.

4. Адамович Г. Одиночество и свобода Сб. статей. Раздел Куприн. -Нью-Йорк. 1955,- С.248.

5. Алексеев В. А. Очерк. Л.: 1973.

6. Андреев Л. Собр. соч. Спб.: А.Ф.Маркса, 1913. - Т.6 - С.300-301.

7. Архив А. М. Горького. М.: 1957. - Т.6. - С.213.

8. Афанасьев В. А. И. Куприн. М.Художественная литература, 1972.

9. Батюшков К. Н., Батюшков Ф. Д. А. И. Куприн. Вологда.: 1968. - С.125.

10. Ю.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики М.: Художественная литература, 1975.

11. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная мысль, 1972.

12. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. В кн. Эстетика словесного творчества М.Искусство, 1979.

13. Берков П. Н. А. И. Куприн. М.: 1956.

14. Н.Бочаров А.Г. Существует такое качество публицистичность II Вопросы литературы. - 1958. №10.

15. Благовещенская М.П. и Измайлов A.A. Кнут Гамсун. СПб., Шиповник, 1910. - С.29.

16. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. М.: Гихл, 1967. - Т.9 - С.396-399.

17. Васильева А.И. Газетно публицистический стиль речи. - М.: 1982.

18. Векслер И. А. Н. Толстой М.: Советский писатель. 1948. - С.137.

19. Волков А. А. Творчество А.И.Куприна. М.Художественная литература, 1981.

20. Волынский А.Л. Религия в современной литературе. В кн. Борьба за идеализм. СПб., 1900.- С.15.

21. Вестник литературы. 1919. №9.- С.12-13.

22. Вечерние огни. 1918. №22 от 16 апреля.

23. Вечернее слово. 1918. №20 от 15 (2) апреля.

24. Гамсун Кнут. Мистерия. Роман.- В кн. Северные сборники. Кн.2 и 3. -СПб. Шиповник, 1908.- С.76.

25. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. - Т.ЗО.- С.146,147

26. Горький М. О литературе. Сб. статей М.: 1953. - С.358.

27. Горький A.M. Материалы и исследования M.-J1., 1941.- Т.З.- С.53.

28. Газ. Общее дело. №297 от 9 мая 1921.

29. Газ. Возрождение. №2023 от 16 декабря 1930.

30. Газ. Наша заря Шанхай. 1930. №535 от 1 января.

31. Газ. Свободная Россия. 1919. №54 от 20 ноября.

32. Газ. Русские новости. Париж. №868 то 19 января 1962.

33. Газ. Русское богатство. 1909. №9. - С.114.

34. Газ. Терек. 1908. №195.- 27 авг.

35. ГБЛ, рукоп. отд., ф. 218, картон №556, ед. хр. 2.

36. ГБЛ, рукоп. отд., ф.392, карт.556, ед.З.

37. ГБЛ, рукоп. отдел. Цит. по статье А.Храбовицкого «Памяти В.Н.Ладыженского»// Пензенская правда №130 (12927) от 3 июня 1962.38.ГЛМ, шифр 17989/1.

38. ЗЭ.Глушков Н.И. Очерковые формы в советской литературе. Ростов - на -Дону, 1969.

39. Журбина Е.И. Теория и практика художественно публицистических жанров /очерк - фельетон/. - М., Мысль, 1969.

40. Журбина Е.И. Искусство очерка. М., Советский писатель, 1957.42.3доровега В.И. Мистецтво публщиста. «¡ев. Радянський письменник, 1966.

41. Иванов А. Разметанные листы Александра Куприна II Русская мысль.-Париж. №4195, 30 октября 1997.

42. Измайлов А. Хрестоматия новой литературы II Новое слово. 1914. №3.- С.116-118.

43. Измайлов А. Литературный Олимп. М.: 1911.-С.344-345.

44. Исаев С. У А.И.Куприна II Киевские вести. 1909. №156.

45. Канторович В. Полемические мысли об очерке II Вопросы литературы.- 1966. №12. С.37.

46. Криницкий М. Как писать рассказы II Женский журнал. 1927. №1. -С.5

47. Крутикова Н.Е. Русская литература начала XX века. Киев, Вища школа. 1970. - С. 205.

48. Крутикова Л.В. А.И.Куприн. Л.:Просвещение,1971.

49. Красная газета. Веч. вып., 1926, №4.

50. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна / 1907-1938/.- 2изд. Минск, 1987.

51. Курский А. Рецензия на IV том собрания сочинений Гамсуна -Золотое руно. 1906. №3. - С.136.

52. Лозина Лозинский А.К. Благочестивые путешествия - Пг., 1916.

53. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М.просвещение,1995.

54. Николаев П.А. Введение в литературоведение. М., Изд. МГУ, 1970.

55. Паустовский К.Г. Вступительная статья к собр. соч. А.И.Куприна в 6-и томах М., ГИХЛ, 1957. - Т.1.

56. Петроградский голос. 1918. №60 от 16 апреля.

57. Перский С.М. Швейцарские легенды. Париж. 1927.

58. Письма А.Куприна к Репину (Публикация И.А.Бродского)// Ленинградский альманах.- 1958, кн.14.- С.201.

59. Письмо А.И.Куприна к Ф.Д.Батюшкову б/д. ИРЛИ, рукоп. фонд.

60. Пирманов П. Новые страницы рукописей А.И.Куприна II Нева. 1970. №9. - С.181-186.

61. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах. В кн.: Эстетическое и художественное. М., Изд. МГУ, 1965.

62. Прохоров Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы. М., Советский писатель, 1984.бб.Регинин В. У Куприна II Петербургская газета. 1908. №232. - 24 авг.

63. Русская литература конца XIX начала XX веков(1908-1917г.г.). М.: Наука, 1972. - С.119-121.

64. Русская библиотека. Кн. 2, Белград, 1930.68.Русское слово 1916. №273.

65. Седых А. Далекие, близкие. Нью-Йорк, 1962.

66. Современный мир. 1911. №9. - С.341.

67. Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

68. Словарь литературоведческих терминов. / Под ред. Тимофеева Л.И., Тураева С.В. М.: Просвещение, 1974.

69. Струве Г. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, изд. им. Чехова, 1956. - С.257.

70. Тэффи H.A. Александр Иванович II Последние новости. №6377 от 11 сентября 1938.

71. Театрал. Зритель жизни (О книге А. Плещеева «Что вспомнилось») II Журнал журналов. 1915. №13.

72. Трубников А. Быт, сила, красота II Наша газета. 1027 20марта №1

73. Усенко Л.В. Неизвестный рассказ А.И.Куприна II Кубань,- 1962. №6. -С.50-54.

74. Храбовицкий А. Памяти В.Н.Ладыженского II Русские новости. Париж. №868 от 19 января 1962.

75. Ходасевич В. А.И.Куприн и Европа II Русские ведомости. М., 1913. 26 июня. №146.

76. Цвибак Я. Париж ночью. 1928.-С. 120.

77. Чехов А.П. Собр. соч.- Гослитиздат, 1949. Т.16. - С.240. 82.Чуковский К.И. Лица и маски. - Спб.: Шиповник, 1914. - С.149

78. Янгиров Р. Неизвестный Куприн II Русская мысль. 20 июля 1999.

79. Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т. М.: Художественная литература, 1973. -Т.9. - С. 111,112.

80. Куприн А.И. Собр. соч.: В 9т. М.: Художественная литература, 1973. -Т.5.-С.481.

81. Куприн А.И. Вольная академия II Журнал журналов. 1916, №15

82. Куприн А.И. А.Н.Будищев II Русское слово. 1916, №273, 26 ноября.

83. Куприн А.И. Голос оттуда:1919-1934: Рассказы, очерки, воспоминания, фельетоны, статьи, литературные портреты, некрологи, заметки /Сост., вступ.статья, примечания О.С.Фигурновой. М.: Согласие, 1999.- 736с.

84. КупринА.И. Река жизни /Из несобранного и забытого /Сост., вступ.статья, примечания Л.В.Усенко Росиздат, 1988.

85. Куприн А.И. Рецензия на кинофильм «Прелестный принц по сценарию А.И.Филиппова (постановка В.К.Туржанского).- Рукопись. РГАЛИ. Фонд 240, оп.1, ед.хр.54.

86. Куприн А.И. М.Л.Гольдштейн и его книга «Статьи и речи» II Иллюстрированная Россия,- 1929. №22(211).- С.14.

87. Куприн А.И. Максим Горький II Общее дело. 1921. №210. - 10 февраля.

88. Куприн А.И. Рецензия на книгу Александра Плещеева «Что вспомнилось (за 50лет)» II Возрождение.- №2172. 1931 от14мая.

89. Куприн А.И. О книге А.Плещеева «Что вспомнилось. За 50 лет// Возрождение.- №2172 от 14 мая 1951.

90. Куприн А.И. Предисловие к книге Я. Цвибака (Андрей Седых) Париж ночью. Париж, 1928.

91. Куприн А.И. Паспарту II Русское дело. София. 22 января 1922.

92. Куприн А.И. Памяти Леонида Андреева II Свободная Россия. 1919. №54 от20 ноября.

93. Куприн А.И. Памятная книжка //Общее дело. №200. Париж, 1921 от 31 января.

94. Куприн А.И. В.Н.Ладыженский //Возрождение.- №2434 от 31 января, 1932.

95. Куприн А.И. Письмо к З.И.Нат. Париж, кон. 20-х годов, отд. Рукописей ГБЛ, ф.240, карт.556. ед. хр.2.101 .Куприн А.И. Орочены II Общее дело. №428 от 18 сентября 1921.

96. Куприн А.И. Любовь Книга Золотая. Рукопись статьи в двух вариантах (фонд РГАЛИ). Второй вариант опубликован под названием «Аромат премьеры» с незначительными сокращениями в «Литературной газете», 1967, №16 от 19апреля (Публикация Н.Митрофанова).

97. Куприн А.И. Крылатая душа II Возрождение. 1921. №450 от 10 октября.

98. Куприн А.И. Заметка о Джеке Лондоне II Синий журнал. 1911. №22. -май.

99. Куприн А.И. Джек Лондон II Русское слово. 1916. №2.

100. Куприн А.И. О «Листопаде» И.Бунина II Журнал для всех. 1902. №2. -С.251.

101. Куприн А.И. Генрик Сенкевич II Журнал для всех. -1901. №5. С.515 - 522.

102. Куприн А. О Кнуте Гамсуне. В кн. Северные сборники. 1908. кн.2-3.

103. Куприн А.И. Рельсорокатный завод II Киевлянин. 1896. 30 мая. №147.

104. Ю.Куприн А.И. Юзовский завод II Киевлянин. 1896. 25 и 26сентября №265 и 266.

105. Ш.Куприн А.И. В главной шахте II Киевское слово. 1899,18 и 22 февраля, №3991 и 3995.

106. Куприн А.И. В огне II Донская речь. 1899, 13 и 14 декабря, №244 и 245.

107. Куприн А.И. Студент-драгун II Киевское слово. 1895, 22октября, 32794.

108. Куприн А.И. Неизданное II Звезда Востока. 1966. №6. - С.67.

109. Куприн А.И. Югославия (цикл очерков). Сборник Елань. Белград, 1929.

110. Куприн А.И. Молох //Русское богатство. 1896. №12.1. QttW

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.