Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Тараненко, Анна Владимировна

  • Тараненко, Анна Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 178
Тараненко, Анна Владимировна. Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2004. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тараненко, Анна Владимировна

Введение.:.

Глава 1. Завоевание информационного рынка Испании семьей

Хосе Ортеги-и-Гассета.

1.1. Хосе Ортега Сапата и Эдуардо Гассет-и-Артиме

- родоначальники издательской династии.

1.2. Семейные корни литературного дарования Хосе Ортеги-и-Гассета.

1.3. Хосе Ортега-и-Гассет - журналист и издатель.

1.4. Издательская деятельность семьи

X. Ортеги-и-Гассета в современных условиях.

Глава 2. Публицистические ресурсы творчества Хосе Ортеги-и-Гассета.

2.1. Проблема публицистического отражения действительности в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета.

2.2. Эссеистическая природа произведений Хосе Ортеги-и-Гассета.бб

2.3. Стилистика публицистических работ Хосе Ортеги-и-Гассета.

Глава 3. Социально-политическая проблематика в наследии Хосе Ортеги-и-Гассета.

3.1. Хосе Ортега-и-Гассет об идейно-культурном движении испанской интеллигенции «поколение 1898 года».

3.2. Отражение социально-политических проблем современности на страницах эссе Хосе Ортеги-и-Гассета.

3.3. Хосе Ортега-и-Гассет в общеевропейском гуманитарном пространстве.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века»

На мировой арене XX века было очень много выдающихся интеллектуалов, но одним из наиболее цитирующихся, без сомнения, является великий испанский публицист, журналист, философ, культуролог и политолог Хосе Ортега-и-Гассет. Ему, как никому другому, удалось подметить многие сущностные стороны социальных процессов, происходивших в мировом пространстве прошлого века, и отразить их в прессе своим неповторимым публицистическим стилем. Как описывал культурологическую и социальную роль обращения к великим персоналиям прошлого известный философ Соловьев Э.Ю., «это интерпретирующее вторжение прошлого может играть исключительную роль в условиях, когда в обществе затухает самокритика, а люди в массе своей просто перестают понимать, что они еще находятся в горниле далекой от завершения, негарантированной и драматичной истории»1.

Личный опыт X. Ортеги-и-Гассета и опыт его семьи могут служить образцом того, как должны действовать журналисты и издатели в современном таком изменчивом и непредсказуемом мире, каким всегда кажется мир его современникам. Каким предстает этот мир в публицистике, какие события освещает журналист, как личность художника слова формирует из потока фактов газетную или журнальную полосу - во многом определяется масштабом самой личности. Как говорит цитируемый нами автор, «журналисты констатируют событие даже до того, как оно свершилось, тем самым, внося свой вклад в его приход»2.

Деятельность X. Ортеги-и-Гассета приходится на время, к которому во многом приложимы наблюдения теоретика прессы: «На сегодняшний день газеты и журналы превращаются в систему собственного производства — в социальный институт, на равных участвующий в процессе продуцирования

1 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. M.f 1991, с. 5.

2 Никитаев B.B. Пресса и журналистика в рамках культуры // Вопросы философии, 1998, № 2, с.75. оперативной, фундаментальной и структурной информации для решения задач по обеспечению устойчивости социального организма и по выработке целей его развития»1. Семья Ортеги, семья профессионалов на ниве испанской журналистики, участвовала в этом процессе и влияла на те формы прессы, которые и сегодня являются характерными для нее.

Хосе Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Мадриде. В 1891 году маленький Ортега был отдан в иезуитский колледж Мирафлорес, дель Пало, близ Малаги , «где его необычные, блестящие способности почти сразу привлекли внимание товарищей и наставников»3. В 1902 году Хосе Ортега-и-Гассет получил степень лиценциата4 по философии и языку Мадридского университета, а в декабре 1904 года защитил диссертацию «Ужасы тысячного года» о хилиастических5 настроениях во Франции эпохи раннего средневековья и породившей их исторической обстановке, получив докторскую степень. Ортега продолжил свое философское образование в Германии: Лейпциг (1905), Берлин (1906), Марбург (1906 - 1907, 1910- 1911). С 1910 по 1936 гг. X. Ортега возглавляет кафедру метафизики факультета философии и языка Мадридского университета.

В 1930 году Хосе Ортега-и-Гассет основывает вместе со своими единомышленниками «Союз защиты республики». С 1936 по 1937 годы он активно выступает против фашизма. Вторая мировая война вынуждает эмигрировать Ортегу в Аргентину. Лишь в 1945 году он возвращается в Мадрид. Последние годы жизни философ проводит в португальской столице Лиссабоне. Вместе со своим учеником Хулианом Мариасом, Ортега-и-Гассет

1 Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003, с. 25.

2 Город и порт в Испанни, на Средиземном море.

3 Фриндлер Г. Философия искусства и искусство философа // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. M., 1991, с. 8.

4 Первая ученая степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки, присваивается на 3 - 4 году обучения в вузе и дает право замешать должность преподавателя среднего учебного заведения.

5 Хилиазм - вера в «тысячное царство» Бога и праведников на земле, то есть осуществление мистически понятного идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 веке, но возродившимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. основывает в 1948 году «Институт гуманитарных наук». Умер Ортега в Мадриде 18 октября 1955 года.

После себя Хосе Ортега-и-Гассет оставил большое публицистическое наследие, которое по праву относят к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль - все это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира. Хосе Ортега-и-Гассет, будучи крупной фигурой в гуманитарном пространстве Испании, неоднократно оказывался в фокусе внимания исследователей, которые анализировали его творчество с разных сторон.

Актуальность данного научного труда обусловлена необходимостью рассмотрения особенностей публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета как синтетического сплава раздумий философа, анализа культуролога, наблюдений журналиста, творящего в информационном пространстве современной ему Испании.

В России о публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета знают довольно мало, хотя многим читателям знакомы такие его произведения, как «Восстание масс», «История как система», «Дегуманизация искусства». А между тем публицистика Ортеги-и-Гассета представляет собой уникальное явление не только в испанской, но и в мировой гуманитарной практике, а именно: человек энциклопедических знаний, с философским образованием избрал ареной своей деятельности прессу - исследование повседневности, анализ актуальных событий, журналистский комментарий явлений с глубиной социолога, культуролога.

В своих многочисленных публикациях он не только ставил проблемы, но и искал путь к их конструктивному решению. Это было особенно важно в самом начале XX века, когда перед Испанией стояло множество труднейших вопросов, требовавших срочного решения, поскольку речь шла о судьбе государства. Пресса в такой социальной ситуации является форумом, где ставятся проблемы, в общественной дискуссии апробируются пути их решения.

Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время многие страны мира находящиеся в процессе цивилизационных изменений, дискутируют социальные проблемы в парадигмах «государство - общество», «пресса — власть», «личность - массы», путь к пониманию и осмыслению которых стал для Ортеги самой жизнью.

Степень разработанности темы. В процессе работы над диссертацией автор обращался к научной литературе по теории и истории мировой и испанской журналистики, а также к различным отечественным и зарубежным*' исследователям, занимающимся изучением жизни и творчества Хосе Ортеги-и-Гассета. Среди работ российских авторов следует особо отметить такие, как П.П. Гайденко «Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс», A.M. Гелескула «Собеседник жизни», О.В. Журавлева «Главная книга X. Ортеги-и-Гассета», С.П. Мамонтова «Унамуно и Ортега в культуре испаноязычного мира», И.П. Петровского «Испания как метафора», Г.И. Фриндлера «Философия искусства и искусство философа»1. Испаноязычные исследователи представлены такими именами, как X. Борель «Знакомство с Ортегой-и-Гассетом», X. Мариас «Рядом с Ортегой», М. Ортега Спотторно «Ортега-и-Гассет - мой отец», X. Ортега Спотторно «Семья Ортега», У. Пиньера Льера «Унамуно и Ортега-и-Гассет», Р. Сенабре Семпере «Язык и стиль Ортеги-и-Гассета»2 и многие другие.

Отметим также тех авторов, которые непосредственно занимались исследованием творчества X. Ортеги-и-Гассета в жанре диссертационной

1 Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс» И Вопросы философии, 1989, № 4; Гелескул A.M. Собеседник жизни // Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. М., 2002; Журавлев О.В. Главная книга X. Ортеги-и-Гассета// Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». С-П, 1997; Мамонтов С.П. Унамуно и Ортега в культуре испаноязычного мира // Латинская Америка, 2000, № 3; Петровский И.П. Испания как метафора // Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании. Киев, 1994; Фриндлер Г.М. Философия искусства и искусство философа//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

2 Borel J. Introduccion a Ortega у Gasset. Madrid, I960; Marias J. Acerca del Ortega. Madrid, 1959; Ortega Spottomo M. Ortega у Gasset, mi padre. Barcelona, 1991; Ortega Spottomo J. Los Ortega. Madrid, 2002; Pinera Llera H. Unamuno у Ortega у Gasset. Monterrey, 1965; Senabre Sempere R. Ler.gua у estilo de Ortega у Gasset. Salamanca, 1964. работы. Среди них выделяется М.А. Сильва-Вега, который посвятил свою работу исследованию журналистской деятельности Ортеги в журнале «Эль Эспектадор» (исп. «Е1 Espectador» - «Наблюдатель»). Другие авторы, такие как Е.В. Деревянко, О.В. Журавлев, JT.K. Куличенко, X. Монтон Феррер, В.А. Одиноченко, - анализировали философские и социологические доктрины Ортеги1.

Научная новизна работы состоит в привлечении и включении в научный оборот большого пласта раннее неисследованных источников; а также в том, что впервые в истории отечественной журналистики прослеживается журналистская и издательская деятельность не только "самого Хосе Ортеги-и-Гассета, но и всей его семьи; дается комплексный анализ публицистических произведений Ортеги с учетом их жанровых и стилистических особенностей.

Целью предпринимаемого исследования является анализ истоков публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета, социально-политического контента его произведений и их жанрового своеобразия.

Для достижения цели работы в диссертации были поставлены следующие задачи:

- ввести в научный оборот новые источники, посвященные становлению и развитию испанской публицистики XX века, а также связанные с жизнью и деятельностью семьи Хосе Ортеги-и-Гассета;

- проанализировать процесс завоевания информационного пространства Испании семьей X. Ортеги-и-Гассета в период с XIX по XXI века;

- выявить особенности жанрового своеобразия публицистических произведений Хосе Ортеги-и-Гассета;

- раскрыть сущность его неповторимого публицистического стиля;

1 Сильва-Вега М.А. «EI Espectador» Хосе Ортеги-и-Гассета как журнал одного автора: Дис. канд. филолог, наук. - М., 2001; Деревянко B.E. Аристократическая версия общественного идеала в социологии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. соц. наук. - М., 1992; Журавлев О.В. Философия «жизненного разума» Хосе Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина: Автореф. дис. канд. филос. Наук. - Л., 1972; Куличенко Л.К. Критика концепции общественного развития социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос наук. - М., 1973: Монтон Феррер X. Концепция «жизненного разума» в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1989; Одиноченко В.А. Концепция культуры Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. Наук. - Минск, 1990.

- показать разнообразие публицистического наследия X. Ортеги-и-Гассета;

- дать анализ социально-политической проблематики его произведений;

- определить влияние, место и роль Хосе Ортеги-и-Гассета в современной публицистике испаноязычного мира.

Объектом данного исследования являются публицистические произведения Хосе Ортеги-и-Гассета.

Предметом исследования выступают особенности публицистических произведений Ортеги, рассмотренные в контексте биографии автора и его семьи, испанской и мировой истории и культурных традиций XX века, а также с точки зрения их жанровых своеобразий и стилистических особенностей.

Теоретико-методологической основой служили принципы историографии, источниковедения и анализа литературных текстов с их требованиями объективности исследования, достоверности фактического материала, достаточности оснований для выводов. Основными методами, которые мы использовали в своей работе, являются: историко-литературный, описательный, концептуальный авторский подход.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Завоевание информационного рынка Испании семьей Хосе Ортеги-и-Гассета началось с XIX века. Члены этой семьи смогли точно оценить ситуацию и выработать приемы и способы по привлечению читательской аудитории и завоеванию престижа издаваемых ими журналов и газет.

2. Ортега сумел создать целый ряд периодических изданий, отражающих интересы того времени и сделать их ведущими периодическими изданиями. Благодаря его активной издательской деятельности испанцы познакомились с работами лучших зарубежных ученых.

3. В своих эссеистических произведениях Хосе Ортеги-и-Гассета выработал особую «драматическую технику» эссе: соединение анализа проблемы с лирическими отступлениями и прямыми апелляциями к читателю.

Хосе Ортеге-и-Гассету удалось создать свой неповторимый индивидуальный стиль, сочетающий в себе простоту изложения и красочный язык. В его произведениях очень много метафор и большое количество образов.

4. Хосе Ортега-и-Гассет оставил после себя большое публицистическое наследие, затрагивающее разнообразные стороны общественной, политической и культурной жизни общества, глобальные проблемы современности.

5. Информационное гуманитарное пространство Испании и в целом испаноговорящего мира и сегодня освещено личностью Ортеги; его творческое кредо разделяется его последователями.

Научная и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю журналистики многогранной личности Хосе Ортеги-и-Гассета с акцентом на ранее неизвестные российской научной общественности грани его творчества.

Кроме того, изучение журналистской и публицистической деятельности Ортеги в рамках концепции автора позволяет сопоставить по определенным параметрам сегодняшнее состояние журналистики на информационном рынке Испании, а также Латинской Америки.

Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории зарубежной журналистики и публицистики, теории ряда жанров журналистского творчества, в подготовке журналистских кадров.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 4-х приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Тараненко, Анна Владимировна

Заключение

В ходе данного исследования было установлено, что публицистическая деятельность Хосе Ортеги-и-Гассета являлась результатом не только его природного таланта, но и наследием, которое оставили ему его выдающиеся родственники, такие как Хосе Ортега Сапата, Эдуардо Гассет-и-Артиме, Хосе Ортега Мунилья. Обратим внимание на то, что в отечественной науке о журналистике еще не было проведено комплексного исследования журналистской, издательской и публицистической деятельности не только X. Ортеги, но и членов его семьи.

На основе изученного материала становится ясно, что и сам Ортега и его дети применяли на практике те традиции, которые были заложены их предшественниками еще в XIX веке. Эти традиции можно определить следующим образом: независимый характер издания, привлечение в штат авторитетнейших людей своего времени, использование передовых технологий, наличие как можно большего числа тематических приложений и, прежде всего, литературных, могущих удовлетворить даже самые изысканные вкусы читательской аудитории.

Анализ показал, что в ходе завоевания информационного рынка представители этой семьи осуществляли следующую стратегию: они находили свободную нишу и, заняв, не уступали ее конкурентам. Опыт, принадлежащей семье Ортеги, может быть полезным всем современным издателям и журналистам, которые решают аналогичную задачу.

Хосе Ортега-и-Гассет прибегнул к публицистике, чтобы выразить наиболее актуальные проблемы современности и повлиять на происходящие в мире процессы. Ортеге удалось выработать свой неповторимый стиль эссе с разветвленной структурой. Он сумел найти оптимальное стилистическое обрамление для своих эссеистических произведений, сочетающее в себе множество метафор, образов, и расширил лексический состав языка путем изменения значений слов и привлечение новых ресурсов из иностранных языков.

Хосе Ортега-и-Гассет оставил после себя богатое публицистическое наследие. Его произведения посвящены многим проблемам современности, а именно: анализу процессов, происходящих в мире, тщательному рассмотрению педагогического процесса, разбору творчества представителей «поколения 1898 года», эстетическим проблемам. Ортеге, как одному из самых плодовитых и талантливых публицистов XX века, удалось настолько точно подметить все происходящие в мире изменения и новые веяния, что его произведения до сих пор остаются наиболее цитированными и читаемыми во всем мире. Достаточно вспомнить тот ажиотаж, который вызвало и вызывает до сих пор его ставшее одним из самых популярных эссе XX века, «Восстание масс». Мало того, что его публицистическая деятельность стала примером для многих начинающих авторов, он еще и оставил после себя много почитателей своего таланта. Среди них представители многих профессий, которые неоднократно высказывались о его творчестве. Мнение каждого в отдельности, несомненно, ценно и интересно. Но наибольший интерес представляет точка зрения собратьев по перу, и в этой связи хочется упомянуть несколько высказываний из блестящего эссе мексиканского писателя, лауреата Нобелевской премии Октавио Паса под названием «Хосе Ортега-и-Гассет, как и для чего». О. Пас начинает свою работу следующими словами: «Я пишу эти строки с волнением и страхом. С волнением, потому что всегда восхищался Ортегой-и-Гассетом; со страхом, потому что не только я, недостойный, а вообще вряд ли кто-нибудь еще способен обозреть и оценить в коротком очерке философское и литературное наследие столь обширное и разнообразное, как у Ортеги-и-Гассета»1. В другом месте он подчеркивает, что «он был мастером жанра, который не выносил упрощений, свойственных обзорам», «Ортега-и-Гассет сделал большой подарок испанской словесности:

1 Цит.по: htt://wvvw.philosophy.ru/library/cata!og.htm он доказал на этом языке, что писать понятно - значит быть интеллектуально опрятным»; «Ортега-и-Гассет, как Токвиль, обладал даром провидеть будущее»1.

Спустя много лет в октябре 1980 года Пас заметил, что «книги Ортеги заставили меня думать, когда еще я был юношей. И я всю жизнь старался держаться истин, усвоенных на первых уроках. Вряд ли я думаю сейчас так, как он в свое время, но точно знаю, что без его тогдашних мыслей я сегодня думать не смог бы» .

Еще одним широко известным писателем в испано-язычном мире, на которого оказало огромное влияние творчество Хосе Ортеги-и-Гассета, является Франсиско Умбраль, постоянный обозреватель газеты «Эль Мундо» (исп. «Е1 Mundo» - «Мир»), лауреат премии Сервантеса 2000 года3. Интересен тот факт, что Ф. Умбраль писал на те же самые темы, что и X. Ортега-и-Гассет, а именно: о «поколении 1898 года», о Мигеле де Сервантесе. Его считают вторым по величине прозаиком XX века, после Хосе Ортеги-и-Гассета. Таким образом, список имен выдающихся мыслителей, которых вдохновили произведения Ортеги-и-Гассета, бесконечен, также как и уникальное наследие этого всемирно известного философа, журналиста, издателя и публициста, что может быть предметом самостоятельного исследования.

1 Цит.по: там же.

2 Цит.по: там же.

J Премия Сервантеса была учреждена в 1975 году Министерством культуры Испании.

141

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тараненко, Анна Владимировна, 2004 год

1. Ortega у Gasset J.'Cartas de un joven espanol. Madrid: El Arquero, 1991. —785 p.

2. Ortega у Gasset J. El Espectador. 3 tt. Madrid: Revista del Occidente, 1936, 2 t.-459 p.

3. Ortega у Gasset J. Ensayos sobre la generacion del 98. Madrid: Revista del Occidente, 1981.-310 p.

4. Ortega у Gasset J. Estudios sobre el amor. Madrid: Espasa Calpe, S.A., 1966.-234 p.

5. Ortega у Gasset J. Epistolario. Madrid: Revista del Occidente, 1974. — 169 p.1. Монографии

6. Аристотель. Политика. Афинская политика. М.: Мысль, 1997. — 458 с. Асорин. Избранные произведения. М.: Худ. лит., 1989. 374 с. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. М.: Рус. яз., 1988. - 157 с.

7. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. М.: Рус. яз., 1982. -196 с.

8. Горохов В.М. Публицистика: теория и практика. М.: МЭГУ, 1995. —164 с.

9. Даме Х.Г. Франсиско Франко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 348 с. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета, М.: Наука, 1978.- 158 с.

10. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. М.: Советский писатель, 1973.-543 с.

11. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993. —223 с.

12. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. С-П.: СПУ, 1995.159 с.

13. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: МГУ, 1971. —267 с.

14. Пашков Г.Н., Сбруев В.В. Возникновение и развитие печати Испании и ее колоний. М.: УДН, 1987. 84 с.

15. Плавскин З.И. Испанская литература XIX-XX веков. М.: Высшая школа, 1982.-245 с.

16. Плавскин З.И. Мариано Хосе де Ларра и его время. Л.: ЛГУ, 1977. —180 с.

17. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. 798 с. Пономарева Л.В. Испанский католицизм XX века. М.: Наука, 1980. —248 с.

18. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ, 1995.294 с.

19. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М.: Советский писатель, 1984.359 с.

20. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. М.: МГУ, 1968. — 102 с. Реали Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, в 4-х т. С-П.: Петрополис, 1997, т.4. - 849 с.

21. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1974.-351 с.

22. Сенека JI.A. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. — 384 с. Соловьев Ю.В. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. — 432 с. Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века. М.: Проспект, 2001.-368.

23. Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века. М.: Наука, 1973. 523 с.

24. Тертерян И.А. Современный испанский роман. М.: Художественная литература, 1989.-367 с.

25. Тертерян И.А. Человек мифотворящий: о литературе Испании и Латинской Америки. М.: Советский писатель, 1988. — 560 с.

26. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познйвательно-психологический подход. М.: Гендальф, 1998.-255 с.

27. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект пресс, 2002.320 с.

28. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М.: МГУ, 1971.-146 с.

29. Федотова Л.Н. Методика конкретных социологических исследований и международная и журналистика. М.: УДН, 1991. 94 с.

30. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: Питер, 2003.396 с.

31. Фирсова Н.М. Грамматическая стилистика современного испанского языка: Имя существительное. М.: Высшая школа, 1984. — 272 с.Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. М.: Наука, 1975. 245 с.

32. Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М.: Мысль, 1984.150 с.

33. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. —327 с.

34. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. 303 с.

35. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988. —415 с.

36. Alonso М. Ciencia del lenguaje у arte del estilo. Madrid: Aguilar, 1960. — 1618 p.

37. Alvarez J. Historia de los medios de comunicaciones en Espana. Periodismo, imagen у publicidad (1900 1990). Barcelona: Editorial Ariel, S.A., 1989. - 539 p.

38. Araya G. Claves filologicas para comprension de Ortega. Madrid: Gredos, 1971.-250 p.

39. Ayala F. La estructura narrative у otras experiencias literarias. Barcelona: Critica, 1984.-221 p.

40. Borel J. Introduccion a Ortega у Gasset. Madrid: Guadarrama, 1960. — 365 p. Chabas J. Literatura Espanola contemporanea 1898 1950. Madrid: Editorial Verbum, 2001. -703 p.

41. Cruz Seoane M. Oratorio у periodismo en la Espana del siglo XIX. Madrid: 1977.-454 p.

42. Espina A. El cuatro poder. Cien anos de periodismo espanol. Madrid: Aguilar, 1960.-302 p.

43. Fernandez de la Mora G. Ortega у el 98. Madrid: Ediciones Rialp, 1961.260 p.

44. Gomez Aparicio P. Historia del periodismo espanol. De las guerras coloniales a la dictadura. Madrid: Edicusa nacional, 1974. 735 p.

45. Kovacci O. Lengua у literatura. 3 tt. Buenos Aires: Abril, 1982, 3 t. — 317 p. Luzuriaga L. Las fundaciones de Ortega у Gasset. Caracas: Universidad central de Venezuela, 1958. - 22 p.

46. Mainer J. La edad de plata (1902 1939). Ensayo de interpretation de un proceso cultural. Madrid: Ediciones Catedra, S.A., 1983. — 466 p.

47. Marias J. Acerca de Ortega. Madrid: Revista del Occidente, 1971. 217 p. Marias J. Ortega. Circunstancia у vocacion. 2 tt. Madrid: Revista del Occidente, 1973, 2 t: - 285 p.

48. Marichal J. Teoria e historia del ensayismo hispanico. Madrid: Alianza Editorial, 1984.-224 p.

49. Marichal J. La voluntad del estilo (Teoria e historia del ensayismo hispanico). Barcelona: Seix barrel, 1957. 336 p.

50. Martinez Olmedilla A. Periodicos de Madrid. Madrid: Aumarol, 1956. —237 p.

51. Ortega Munilla J. Relaciones contemporaneas: novellas breves. Madrid: Calpe, 1919.- 190 p.

52. Ortega Spottorno J. Historia probable de los Spottorno. Madrid: Siddhart Mehta, 1991.-284 p.

53. Ortega Spottorno J. Los Ortega. Madrid: Taurus, 2002. 435 p.

54. Ortega Spottorno M. Ortega у Gasset, mi padre. Barcelona: Planeta, 1983. —207 p.

55. Ortega у Gasset M. El Impartial. Biografia de un gran periodico espanol. Zaragoza: Libreria general, 1956. — 262 p.

56. Osuna R. Las revistas del 27. Valencia: Pre-textos, 1993. — 334 p. Paz O., Marichal J. Las cosas en su sitio (Sobre la literatura Espanola del XX siglo). Mexico: Finisterre, 1971. 95 p.

57. Pinera Llera H. Unamuno у Ortega у Gasset (Contraste de dos pensadores). Monterrey: Centro de estudios humanitarios de la Universidad de Nuevo Leon, 1965. -454 p.

58. Redondo G. Las empresas politicas de Jose Ortega у Gasset. 2 tt. Madrid: Colleccion Rialp,1970, t. 2. - 608 p.

59. Senabre Sempere R. Lengua у estilo de Ortega у Gasset. Salamanca: S.P., 1964.-263 p.

60. Tarin-Inglesias J. Panorama del periodismo hispanoamericano. Madrid: Salvat, 1972.-214 p.

61. Vails Joseph F. F. Prensa у burgesia en el XIX siglo espanol. Barcelona: Antropos, 1988. - 275 p.1. Статьи

62. Ахмадулин E.B., Чу ков П.И. К вопросу о типологии специализированных газет // Акценты. 2003. - № 5 - 6. - С. 16 - 19.

63. Вела Ф. Разговор с Ортегой // Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». С-П., СПУ. - 1997. С. 216 - 242.

64. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс»//Вопросы философии. 1989. - № 4. - С. 155 - 168.

65. Гелескул A.M. Собеседник жизни // Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. -М., Грантъ. 2000. С. 4 - 10.

66. Журавлев О.В. Главная книга X. Ортеги-и-Гассета // Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». С-П, СПУ. - 1997. С. 243-270.

67. Журавлев О.В. Ортега-и-Гассет: размышления о гуманизме и о Дон Кихоте // Сервантосовские чтения /Под ред. Г.В. Степанова. JL, Наука. — 1985. С. 190- 199.

68. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. — 2003. № 2003. — С. 3-16.

69. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. - № 1. - С. 40 - 52.

70. Мамонтов С.П. Унамуно и Ортега в культуре испаноязычного мира // Латинская Америка. 2000. - № 3. - С. 104 - 109.

71. Никитаев В.В. Пресса и журналистика в рамках культуры // Вопросы философии. 1998. - № 2. - С. 65 - 79.

72. Петровский И.П. Испания как метафора // Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании: — Киев, Новый Круг Пор-Рояль. - 1994. С. 7 — 22.

73. Пожарская С.П. Бурбоны в Испании // Новая и новейшая история. — 1993. № 1.-С. 153- 169.

74. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. М., Аспект пресс.-2001. С. 65- 194.

75. Саплин А.И. Испанский мыслитель XIX в. Анхель Ганивет // Новая и новейшая история. 1991. - № 3. - С. 183 - 192.

76. Сироткина О.Б. Некоторые жанрово-стилистические изменения советской публицистики // Развитие функциональных стилей современного русского языка. М., Наука. - 1968. С. 101 -125.

77. Тертычный А.А. Публицистическая аргументация: резервы эффективности (социально-психологический аспект) // Тенденции развития хмассовых информационных процессов. М., УДН, 1991. С. 52 61.

78. Фриндлер Г.М. Философия искусства и искусство философа // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., Искусство. - 1991. С. 7 — 48.

79. Хочунская Л.В. Концепция адресата в контексте публицистики // Философские проблемы массовых информационных процессов. М., УДН, 1990. С. 43-53.

80. Эльяшевич А.П. Четыре октавы бытия // Октябрь. 1990. - № 4. — С.193 -202.

81. Эпштейн М.Н. Законы свободного жанра (эссеистика и эссеизм в культуре нового времени) // Вопросы литературы. 1987. - № 7. - С. 120 -152.

82. Azorin. La generacion del 98 // Unamuno, Valle-Inclan, Baroja, Machado, Azorin. La Generacion del 98. Cuba, Editorial nacional de Cuba. 1965. P. 271 -284.

83. Mainer J. La critica intellectual a los noventaychistas у la revista Espana // Epoca contemporanea: 1917 1936. 8 t., t. 7. — Barcelona, Editorial critica. - 1984. P. 24 - 29.

84. Marias J. Los generos literarios ortegianos: del articulo al libro // Epoca contemporanea: : 1917 1936. 8 t., t. 7. - Barcelona, Editorial critica. - 1984. P. 30-34.9

85. Mermall T. Introduccion // Ortega у Gasset J. La rebellon de las masas. — Madrid, Editorial Castalia, S.A. 1998. P. 3 - 83.

86. Novates A. G. La prensa en el trienio liberal (1820 1823) // Prensa у sociedad en Espana (1820- 1936). - Madrid, Edicusa. - 1975. P.201 -206.

87. Ruht Smidt. Apunte biografico de un novelista // Ortega Munilla J. Cleopatra Perez. Madrid, Ediciones Catedra, S.A. - 1976. P. 11 - 41.

88. Senabre Sempare R. Literato antes que filosofo: la metafora en Ortega // Epoca contemporanea: 1917 1936. 8 t., t. 7. - Barcelona, Editorial critica. - 1984. P. 48 -52.

89. Senabre Sempere R. El escritor Jose Ortega у Gasset // Ortega у Gasset J. Espiritu de la letra. Madrid, Edicion de Ricardo Senabre. - 1998. P. 11 - 44.1491. Диссертации

90. Дурова О. И. Норвежское эссе 1960 1990 годов: Дис. доктора филолог, наук. - Краснодар, 2000. - 256 с.

91. Сильва-Вега М.А. «Е1 Espectador» Хосе Ортеги-и-Гассета как журнал одного автора: Дис. канд. филолог, наук. М., 2001. — 194 с.1. Авторефераты диссертаций

92. Деревянко Е.В. Аристократическая версия общественного идеала в социологии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. соц. наук. — М., 1992. -21 с.

93. Журавлев О. В. Философия «жизненного разума» Хосе Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина: Автореф. дис. канд. филос. наук. — JL,1972.- 25 с.

94. Куличенко JI.K. Критика концепции общественного развития социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М.,1973.- 23 с.

95. Монтон Феррер X. Концепция «жизненного разума» в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1989. -20 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.