Пути становления и развития отечественной музыкальной фольклористики в начале XX века: Деятельность Музыкально-этнографической комиссии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Смирнов, Дмитрий Владимирович

  • Смирнов, Дмитрий Владимирович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 258
Смирнов, Дмитрий Владимирович. Пути становления и развития отечественной музыкальной фольклористики в начале XX века: Деятельность Музыкально-этнографической комиссии: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2000. 258 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Смирнов, Дмитрий Владимирович

Вступление.

• Глава 1. Традиция собирания и изучения народной песни в XIX веке как основа зарождения науки о музыкальном фольклоре

§ 1. Теоретические представления XIX века о народной песне.

§ 2. Взгляды на задачи науки о музыкальном фольклоре.

§ 3. Связи музыкальной фольклористики со смежными областями знаний и пути ее формирования как научной дисциплины.

• Глава 2. Музыкально-этнографическая комиссия, исторический очерк

§ 1. Образование Музыкально-этнографической комиссии.

§ 2. Основные направления работы МЭК.

• Глава 3. Теория о народной песне в начале XX века и методы музыкального анализа

§ 1. Формирование "живой теории" о музыкальном фольклоре в начале XX века.

§ 2. "Великорусские песни" Е.Э. Линевой в обще-культурном контексте музыкальной фольклористики начала XX века.

§ 3. Изучение Д. И. Аракишвили грузинской народной музыкальной традиции.

§ 4. Историческая проблематика в работах AJI. Маслова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пути становления и развития отечественной музыкальной фольклористики в начале XX века: Деятельность Музыкально-этнографической комиссии»

Во вступлении обосновывается актуальность темы, определяется предмет и задачи исследования. Здесь же дается историография вопроса, кратко анализируется имеющаяся литература, формулируются принципы построения работы и ее композиция.

Первая глава имеет обзорный характер и посвящена описанию системы теоретических представлений о народной песне, сложившейся на протяжении XIX века. В ней идет речь о роли древнегреческой теории в формировании представлений отечественных музыкантов о русской музыкальной традиции, ее связях с жанрами церковной и народной музыки, акцентируется преемственность во взглядах на народную песню, характеризуется "универсальная стадиальная концепция" развития музыкального искусства. Во втором параграфе рассматривается проблематика зарождавшейся музыкальной фольклористики в том виде, в каком ее понимали в XIX веке ведущие музыканты и исследователи.

Третий параграф связан с рассмотрением целей и задач музыкальной этнографии как самостоятельной научной отрасли. В нем определяется место музыкальной фольклористики среди других смежных дисциплин в начале XX века, раскрываются взгляды музыкантов на исторические процессы зарождения и развития музыкального искусства.

Вторая глава рассказывает о зарождении Музыкально-этнографической комиссии и ее связях с Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В первом параграфе дается предыстория возникновения МЭК, проводится сравнение структуры и методов исследований Комиссии и ОЛЕАиЭ, выявляются общие принципы в стиле работы этих организаций. На примерах из художественной жизни Москвы конца XIX — начала XX веков, таких как выступления сказителей, проведение "Первого этнографического концерта", показывается актуальность и общественная значимость, которое имело в то время "научное направление" в музыкальной фольклористике, обосновывается "жизненная необходимость" основания Музыкально-этнографической комиссии на рубеже веков. Процесс формирования Комиссии раскрывается во втором параграфе путем привлечения документального материала: Отчетов Этнографического отдела ОЛЕАиЭ, Протоколов МЭК, а также сведений, полученных из архива ГЦММК им. Глинки. Здесь же дается характеристика основным направлениям работы МЭК — исследователь-ско-научной, собирательской и просветительской, приводится исторический очерк ее деятельности.

Третья глава представляет перспективу развития музыкальной фольклористики в начале XX столетия. В ней путем привлечения широкого круга источников, среди которых работы А.Л. Маслова, C.B. Смоленского, Н. Компанейского, Е. Линевой и других авторов, рассматривается, как формировалось подлинно научное видение устной музыкальной традиции. Нами уделено особое внимание проблемам формирования "живой" теории о музыкальном фольклоре на основе как постепенного накопления слухового опыта, так и неуклонного совершенствования принципов научной трактовки материала; исследованию народной песни со стороны музыкантов "церковного направления", имевших с МЭК разносторонние связи.

Самостоятельные разделы этой главы посвящены крупнейшим фигурам Музыкально-этнографической комиссии — Е. Линевой, в работах которой сформировался метод слогоритмического анализа, Д. Аракишвили, с характерным для его деятельности всесторонним исследованием региональной народной традиции, А. Маслову, вплотную подошедшему к решению не только теоретических, но и важнейших исторических проблем музыкальной фольклористики.

В заключении диссертации на основе полученной таким образом подробной картины развития научной мысли начала века нами сделаны окончательные выводы с выявлением дальнейших перспектив музыкальной фольклористики как самостоятельной науки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Смирнов, Дмитрий Владимирович

заключение

Наличие в истории собирания и изучения музыкального фольклора двух качественно различных периодов, связанных со слуховым и техническим способами фиксирования материала, отмечается некоторыми исследователями [Назина, 1998, с. 8]. Известно, что технический способ в виде использования звукозаписи открыл невиданные ранее возможности в изучении музыкального фольклора. Он позволил с высокой степенью точности и подробности обрабатывать неизмеримо большее количество образцов. Как следствие, неизбежно встал вопрос о необходимости исследования широких пластов устной музыкальной традиции с выработкой адекватных аналитических методов.

Применение звукозаписи поставило, также, проблему подхода к народному музыкальному творчеству как к непосредственной реальности. Народная музыка предстала перед исследователями в виде масштабно развернутой и весьма неоднородной по истокам и составу области, где в ближайшем соседстве находились явления не только древние, архаические, но и возникшие совсем недавно.

Вполне естественно, что музыкальная фольклористика рубежа веков не в состоянии была наблюдать и учитывать все разнообразие музыки устной традиции в комплексе. Именно поэтому, одновременно с "открытием материала" заново, в науке начала века наблюдалась тенденция свести проблему изучения народной песни "до рабочего объема", определить границы исследуемого и выработать определенную систему научных взглядов, позволяющую с высокой степенью убедительности трактовать изучаемый предмет.

Распад старой системы научных представлений, сложившейся на протяжении XIX века, был связан с накоплением такого количества проблем, которое уже невозможно было объединить в единый организм при помощи механизма причинно-следственных связей. Интенсивное развитие "народоведения" в предыдущем столетии привело к тому, что в начале нашего века от единой области знаний начали отрываться и оформляться в самостоятельные структуры акустика, этнография, естественные науки. Процесс отделения отдельных блоков, крупных пластов, сопровождался оформлением их в виде логически законченных разделов. В итоге произошло постепенное разграничение дисциплин, таких как музыкальная фольклористика, антропология, диалектология.

В чисто музыкальной сфере также наблюдалось дробление, неизменно следовавшее за разрастанием. В начале XX века постепенно исчезали "глобальные концепции", подобно труду П.П. Сокальского. Узко специальным проблемам отводилось все большее внимание в научных исследованиях, а отдельные закономерности строения народной песни, такие как лад, многоголосие, ритм, начинали углубленно и целенаправленно разрабатываться.

От умозрительных заключений и исследований акустических свойств звука фольклористика двигалась в сторону конкретных данных, полученных из отдельных регионов в ходе полевой работы. Вполне понятно, что и характер статей по устной народной культуре претерпевал изменения. Симптоматичным для начала века было расширение круга частных вопросов.

С другой стороны, на этапе, характеризующем перелом в теоретических представлениях, поиск глобальных законов эволюции и развития музыкального искусства вытеснился "описательным методом" изложения, даже для современного читателя кажущимся несколько более поверхностным в сравнении с трудами обобщающего характера. Для такого "описательного метода", возникшего вследствие понятийной и терминологической неразработанности, была свойственна подмена анализа сущности музыкального явления красочными объяснениями, рассказами-зарисовками.

Стремясь по возможности точно обрисовать конкретные особенности народного пения, музыканты невольно были вынуждены прибегать к методике исследования, отражавшей специфику отдельной певческой школы, фиксировать на вербальном уровне те главные черты, благодаря которым своеобразие местной традиции бросалось в глаза даже непритязательному слушателю. Ярким примером описательной методики изложения закономерностей строения многоголосия, могут служить некоторые листопадовские работы, в которых собиратель в образной форме приводит, например, сведения о ведущем голосе и "подголоске" в казачьей народной традиции.

Как следствие, для того этапа развития научной мысли была характерна неразработанность адекватных форм теоретического выражения. Нынешняя терминология только исподволь начинала проникать в некоторые работы. Вместо нее применялись привычные для своего времени словосочетания, продолжал использоваться традиционный широко разработанный научный аппарат. Е.Э. Линева, к примеру, достаточно полно и подробно описывает русское народное многоголосие в целом. Однако термин "гетерофония" она не употребляет вообще в аналитической части своего труда, хотя, безусловно, знает о его существовании и значении.

Развитие теории о музыкальном фольклоре в начале века представляется нам направленным по руслу накопления данных, как музыкальных, этнографических, так и аналитических. Статьи начала XX века можно в какой-то степени сравнить с первыми фонограммами — отдельными кирпичиками, из которых, по мысли собирателей, должна была с течением времени сложиться общая картина бытования фольклора, сформироваться "наука будущего".

Народная речь с обилием "простецких выражений", непосредственные впечатления собирателей от крестьянского исполнения, зафиксированные в форме путевых записок, живые зарисовки ложились в основу научных исследований, что коренным образом меняло не только представление о народной традиции, но и вело к изменениям в методах ее изучения. Сами же исследования расценивались как ступеньки в увлекательном процессе познания народного музыкального творчества.

Тем не менее, работы начала века являются узко специальными: в них начинает нащупываться новый круг вопросов, характерный для фольклористики нашего времени, накопление же научных выводов, по мысли исследователей, само собой должно было вылиться в зарождение новой теории о народной песне. Смена методики исследований приводит к тому, что в начале нашего столетия в общих контурах формируется современный облик науки о музыкальном фольклоре: складываются важнейшие направления и методы исследовательской и собирательской работы, обнаруживается тенденция к выработке необходимого терминологического аппарата. Характерным для этого времени становится пристальное внимание к источникам, постоянный и настойчивый поиск фактического материала, первые попытки применения научных формулировок для обрисовки документально зафиксированных памятников народного музыкального творчества. Все это говорит о зарождении таких путей научной мысли, которые оказались направленными и развитыми уже в наше время.

В современной науке идеи и гипотезы прошлого нашли продолжение в различных теориях и подходах. Так, изучение структуры звукоряда оформилось в послеоктябрьский период в развернутую ладовую концепцию с понятиями амбитуса, дифференциацией устоев. Отношение к песне как к свободной импровизации с выделением "типических" и "свободно развивающихся" элементов, отделение второстепенного от главного, абстрагирование от деталей привело впоследствии к развитию метода слогоритмического анализа, к "снятию напластований", к выявлению единых общих структур высшего порядка. Это, в свою очередь, подняло на новый уровень изучение вопросов исторической периодизации и исторической стилистики народной музыки, позволило получить необходимый инструмент в решении проблемы взаимодействия региональных традиций. Исследование многоголосия, мелодического строения, ритмики стиха и напева в начале века выливаются впоследствии в самостоятельные направления в рамках му-зыкально-этнографической науки.

Новое видение только начинало формироваться в начале XX века, поэтому в фольклористике данного периода наблюдается известная пестрота и многообразие мнений. Интересно, что все они приблизительно соответствовали наблюдениям и научным методам своего времени. Разносторонность, плюрализм, полифоничность музыкальной фольклористики оказались плодотворными, так как, благодаря широкому спектру подходов, в ней в целом определились дальнейшие пути.

Общее же развитие мысли о музыкальном фольклоре в начале XX века можно определить как направленное в сторону от подтверждения традиционных взглядов на народную песню, сложившихся в предыдущем столетии, к утверждению новых принципов научного мышления, к формированию самостоятельной музыкальной теории. Теоретическое осмысление феномена русского народного музыкального искусства было главной задачей фольклористики начала века. И как любое теоретическое осмысление этот процесс требовал теоретического формулирования. Формулированию предшествовало достаточно точное и подробное описание, дававшееся не так просто в условиях, когда не был преодолен главный недостаток старой теории: отрыв от первоисточника — "живого материала".

Простая, элегантная и правдоподобная концептуализация данных, готовая объяснить большую часть имеющихся наблюдений и обещающая служить руководящей линией для будущих исследований, являлась одной из важных задач музыкальной фольклористики начала столетия. Осознание новейших научных достижений мировой науки о музыкальном фольклоре, стремление введения в оборот широкого пласта западноевропейских трудов и, одновременно, сокращение разрыва между развитостью научной мысли и скудостью материала путем накопления последнего, — все это было направлено на поднятие теоретического осмысления научных проблем на качественно новый уровень.

Вместе с тем в фольклористике начала века, помимо становления нового, сохранялась прочная основа, заложенная предшественниками. Поэтому заслуга фольклористики начала века состоит, также, в том, что в ней, помимо опоры на научно зафиксированный материал, происходит критическое осмысление широкого пласта всей предшествующей исследовательской литературы. Подытожив развитие научной мысли, фольклористика являет собой мощный синтез противоречивых и разнородных явлений и закладывает солидную базу для дальнейшего становления и развития науки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Смирнов, Дмитрий Владимирович, 2000 год

1. Азадовский, 1958 — Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1. - М., 1958.

2. Азадовский, 1965 — Азадовский М.К. Значение Географического общества в истории русской фольклористики // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. III. — М., 1965. С. 39-60.

3. Аксюк, 1954 — Аксюк С. Евгения Линева // Советская музыка, 1954, N° 12. С. 45-49.

4. Акулович, 1986 — Акулович В.И. "Парижские письма" Н.И. Привалова (Русские балалаечники за границей в 1900 г.) // Памятники культура, новые открытия. Ежегодник. 1984. — Л., 1986.- С. 180-195.

5. Алексеев, 1971 — Алексеев В.П. Эволюционная теория происхождения человека в русской науке до Дарвина и проникновение в нее дарвинизма // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. V. — М., 1971. — С. 213—233.

6. Алексеева, 1983 — Алексеева Л.Д. Московский университет и становление преподавания этнографии в дореволюционной России // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. М., 1983, № 6.- С. 54-62.

7. Аллеманов, 1900 — Аллеманов Д. Церковные лады и гармонизация их по теории древних дидаскалов восточного осьмогласия в согласовании с новейшими акустическими и общемузыкальными законами.- М., 1900.

8. Аллеманов, Зверев, 1907 — Аллеманов Д., Зверев А. Современное нотописание греческой церкви // Памятники древней письменности и искусства. Т. CLXVI. М., 1907. - С. 5-58.

9. Андреев, 1938 — Андреев Н.П. Былины. Русский героический эпос.- Л., 1938.

10. Аракелов, 1959 — Аракелов Х.А. С.И. Танеев и грузинская музыкальная культура // Советская музыка, 1959, № 9. — С. 59—69.

11. Аракелов, 1963 — Аракелов Х.А. Собиратель русских песен // Советская музыка, 1963, № 8. — С. 33—35.

12. Аракелов, 1970 — Аракелов Х.А. Вопросы русско-грузинских музыкальных связей. Дисс. канд. искусствоведения. — М., 1970.

13. Аракишвили, 1903 — Аракчиев Д. Положение грузинской музыки // Иверия. — Тбилиси, 1903, № 37.

14. Аракишвили, 1906 — Аракчиев Д. Краткий очерк развития грузинской карталино-кахетинской народной музыки с приложением нотных примеров и 27 песен в народной гармонизации // Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. I, М., 1906. — С. 269—344.

15. Аракишвили, 1907 — Аракчиев Д. О лирниках Северного Кавказа // Русская музыкальная газета, 1907, № 22—23. — Стлб. 547—552.

16. Аракишвили, 1910 — Аракчиев Д. Новые фактические данные относительно персидского хора в опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки //Музыка и жизнь, 1910, № 12. С. 7—8.

17. Аракишвили, 1925 — Аракишвили Д. Грузинская музыка (краткий исторический обзор). — Кутаис, 1925.

18. Аракишвили, 1946 — Аракишвили Д. Одноголосная и хоровая городская песня Восточной Грузии. — Тбилиси, 1946.

19. Аракишвили, 1948 — Аракишвили Д. Обзор народной песни Восточной Грузии. — Тбилиси, 1948.

20. Арнольд, 1866 — Арнольд Ю. Гармонизация древнерусского церковного пения. — М., 1866

21. Асафьев, 1930 — Асафьев Б.В. Русская народная музыка от начала XIX столетия. М.-Л., 1930.

22. Асафьев, 1965 — Асафьев Б. В. Русская народная песня и ее место в школьном образовании // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.—Л., 1965. — С. 102— 116.

23. Астахова, 1966 — Астахова A.M. Былины. Итоги и проблемы изучения. — М—Л., 1966.

24. Балакирев, 1957 — Балакирев М.А. Русские народные песни. — М., 1957.

25. Банин, 1978 — Банин A.A. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики // Музыкальная фольклористика. Вып. 2.- М., 1978. С. 117-156.

26. Банин, 1978-а — Банин A.A. О функциональных и генетических связях песен "Ой, дубинушка, ухнем" и "Вниз по матушке по Волге" //

27. Музыкальная фольклористика. Вып. 2. — М., 1978. — С. 30—89.

28. Банин, 1983 — Банин A.A. О принципах моделирования обобщенного слогового ритма // Памяти К. Квитки: 1880—1953. — М., 1983.- С. 165-178.

29. Бегиджанов, 1953 — Бегиджанов А. Димитрий Аракишвили.— М., 1953.

30. Беляев, 1947 — Беляев В. По поводу записей музыки кавказских горцев С.И. Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856— 1946. М.-Л., 1947. - С. 212-219.

31. Бернандт, 1950 — Бернандт Г. С.И. Танеев. — М., 1950.

32. Бершадская, 1961 — Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни. Л., 1961.

33. Библиотека, 1927 — Библиотека Государственного политехнического музея и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. — М., 1927.

34. Бларамберг, 1898 — Бларамберг П.И. Русская народная песня и ее влияние на музыку // Этнографическое обозрение, 1898, № 2. — С. 65-83.

35. Богатырев, 1962 — Богатырев П.Г. Выкрики разносчиков и бродячих ремесленников — знаки рекламы // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. — М., 1962. — С. 37—48.

36. Богданов, 1928 — Богданов В.П. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии в совместной работе с государственным политехническим музеем за последние десять лет. 1917— 1927. М., 1928.

37. Богданов, 1978 — Богданов В.П. Очерк из истории русской интеллигенции и русской науки // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. VIII. — М., 1978. — С. 39— 55.

38. Брюсова, 1947 — Брюсова Н.Я. Из воспоминаний. Массовая музыкально-просветительская работа в первые годы после Октября // Советская Музыка, 1947, № 6. — С. 46—55.

39. Бугославский, 1926 — Бугославский С. А.Д.Кастальский // Музыка и Октябрь, 1926, № 3. — С. 4—6.

40. Бутков, 1869 — Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1809 год. Ч. 1-3. Спб., 1869.

41. Былины, 1939 — Былины и исторические песни из Южной Сибири. Записи С.И. Гуляева. Ред., вступ. статья и коммент. М.К. Азадовского. — Новосибирск, 1939.

42. Былины, 1960 — Былины в записях и пересказах XVII—XVIII веков. Сост. Астахова A.M., Митрофанова В.В., Скрипель М.О. — М.— Л., 1960.

43. Васильева, 1979-а — Васильева Е.Е. Композиция однострочных эпических напевов по собранию А.Д. Григорьева // Проблема музыкальной науки. Вып. 4. М., 1979. — С. 145—163.

44. Васильева, 1979-6 — Васильева Е.Е. Композиция напевов севернорусских былин. Дисс. канд. искусствоведения. — Л., 1979.

45. Вестфаль, 1879 — Вестфаль Р. О русской народной песне // Русский вестник, 1879, № 9. С. 111—154.

46. Вестфаль, 1883 — Вестфаль Р. Отношение современной музыки к греческому искусству // Русский вестник, 1883, № 8. — С. 618—639.

47. Востоков, 1817 — Востоков А.Х. Опыт о русском стихосложении. — Спб., 1817.

48. Всероссийская выставка, 1867 — Всероссийская этнографическая выставка в Москве. — М., 1867.

49. Вульфиус, 1979 — Вульфиус П.А. К истории русской музыкальной фольклористики // Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. — М., 1979. — С. 10—72.

50. Гельмгольц, 1875 — Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. — Спб., 1875.

51. Гильфердинг, 1949—1951 — Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Т. 1, 2, 3. — М.—JI., 1949, 1951.

52. Гиппиус, 1927 — Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. Л., 1927.

53. Гиппиус, 1936 — Гиппиус Е.В. Фонограммархив в фольклорной секции института антропологии, этнографии и истории АН СССР // Советский фольклор, 1936, № 4—5. — С. 405—413.

54. Гиппиус, 1937 — Гиппиус Е.В. Песня великого народа // Музыка, 1937, № 25, 16 октября. С. 4.

55. Гиппиус, 1962 — Гиппиус Е.В. Эй ухнем: Дубинушка: История песен. — М., 1962.

56. Гиппиус, Эвальд, 1938 — Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. Несколько замечаний о напевах мезенских и печорских былин // Былины Севера. Т. I. Мезень и Печора. М.-Л., 1938. — С. 545-549.

57. Головинский, 1981 — Головинский Г.Л. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX—XX веков. Очерки. — М., 1981.

58. Гошовский, 1968 — Гошовский В.Л. Украинские народные песни Закарпатья. — М., 1968.

59. Гречанинов, 1951 — Гречанинов А.Т. Моя жизнь. — Нью-Йорк, 1951.

60. Григорьев, 1904 — Григорьев А.Д. Архангельские былины и исторические песни с напевами. Ч. I.— Спб., 1904.

61. Григорьев, 1910 — Григорьев А.Д. Архангельские былины и исторические песни с напевами. Ч. II.— Спб., 1910.

62. Григорьев, 1939 — Григорьев А.Д. Архангельские былины и исторические песни с напевами. Ч. III.— Прага, 1939.

63. Гусев, 1965 — Гусев В.Е. "Историческая школа" в русской дореволюционной фольклористике (проблематика, методология) // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. III. М„ 1965. - С. 82-105.

64. Гутри, 1844 — Гутри М. О древностях русских // Маяк. Журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской. Т. 13. 1844. - С. 59-80.

65. Добровольский, 1963 — Добровольский Б.М. Собирательница народных песен (к 100-летию со дня рождения Е.Э. Линевой) // Вечерний Ленинград, 1954, № 7, 9 января.

66. Добровольский, 1963 — Добровольский Б.М. Работа А.М. Листопадова над песенным фольклором донских казаков // Народная устная поэзия Дона. — Ростов, 1963. — С. 230—248.

67. Дубравин, 1972 — Дубравин В.В. Музыкальный эпос севернорусской традиции (его истоки: пути развития и музыкально-стилевые особенности). Дисс. канд. искусствоведения. — Л., 1972.

68. Евсеев, 1947 — Евсеев C.B. С.И. Танеев и народная музыка // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856—1946. — М.—Л., 1947. — С. 145-178.

69. Евсеев, 1963 — Евсеев C.B. Народные и национальные корни музыкального языка С.И. Танеева. — М., 1963.

70. Енговатова, 1976 — Енговатова М.А. Песенный тип "Горы" в протяжных песнях Ульяновского Заволжья // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. — М., 1976,— С. 137—181.

71. Есенгараев, 1991 — Есенгараев Е.Ж. Научные общества и их роль в исторической науке России конца XIX — начала XX веков. Дисс. канд. искусствоведения. — М., 1991.

72. Земцовский, 1972 — Земцовский И.И. Фольклористика как наука // Славянский музыкальный фольклор. — М., 1972. — С. 9—79.• 75. Земцовский, 1973 — Земцовский И.И. Былина // Музыкальная энциклопедия. — М., 1973. — С. 628.

73. И.А. Федосова, 1895 — И.А. Федосова — олонецкая стиховодница // Нива, 1895, № 5. С. 122-123.

74. Иванова, 1993 — Иванова Т.Г. Русская фольклористика начала XX века в биографических очерках. — Спб., 1993.

75. Из переписки, 1990 — Из переписки Е.Э. Линевой и В.В. Стасова 1892—1906 гг. Публикация И.И. Шевченко // Из истории русской фольклористики. Вып.З. — Л., 1990. — С. 104—116.

76. Истомин-Дютш, 1894 — Истомин Ф., Дютш Г. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году. Спб., 1894.

77. Истомин-Дютш, 1899 — Истомин Ф., Дютш Г. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 году. СПб., 1899.

78. История, 1908 — История русской литературы под ред. Е.В. Аничкова. Т. И,- М., 1908.

79. Канн-Новикова, 1952 — Канн-Новикова Е.И. Собирательница русских народных песен Евгения Линева. — М., 1952.

80. Канн-Новикова, 1963 — Канн-Новикова Е.И. Рассказы о песнях: Среди долины ровныя. — М., 1963.

81. Каппелен, 1909 — Каппелен Г. Характерные черты экзотической музыки // Музыка и жизнь, 1909, № 1, 2. — С. 1—3; 2—3.

82. Карская, 1958 — Карская Т.С. О поездке Е.Э. Линевой в Крайну летом 1913 года // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. III. М.-Л., 1958. - С. 308-320.

83. Кастальский, 1912 — Кастальский А.Д. По поводу крестьянских концертов // Музыка, 1912, № 62. — С. 148—149.

84. Кастальский, 1923 — Кастальский А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. — М., 1923.

85. Кастальский, 1948 — Кастальский А.Д. Основы русского народного многоголосия. — М.— JL, 1948.

86. Кастальский, 1960 — Кастальский А.Д. Статьи. Воспоминания. Материалы. Составление и редакция Д.В. Житомирского. — М., 1960.

87. Качалкин, 1963 — Качалкин А.Н. Лексические диалектизмы в письменных памятниках Дона XVII—XVIII веков и песенных записях

88. A.M. Листопадова // Народная устная поэзия Дона. — Ростов, 1963. С. 388-397.

89. Квитка, 1926 — Квитка К.В. Музыкальная этнография на Украине в послереволюционные годы // Этнография, М.—Л., 1926, № 1—2. — С. 211-222.

90. Квитка, 1971-1973 — Квитка К.В. Избранные труды. Т. 1, 2. — М., 1971, 1973.

91. Квитка, рукопись — Квитка К.В. Музыкальная фольклористика XX века в Грузии / ГЦММК им. М.И. Глинки, ф. 275, инв. № 121, № 6186.

92. Кельсиев, 1889 — Петербургские балаганные прибаутки, записанные

93. B.И. Кельсиевым // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России под ред. Н.И. Харузина. Вып. 1. — М., 1889. С. 113-118.

94. Киреевский, 1860 — Песни, собранные П.В. Киреевским. Ч. 1. — М., 1960.

95. Киреевский, 1862 — Песни, собранные П.В. Киреевским. Ч. 4,— М., 1862.

96. Кленовский, 1926 — Кленовский Н.С. Сборник народных песен русских и других народностей (Этнографический концерт). — М., 1926.

97. Колесницкая, 1959 — Колесницкая И.М. Письма П.Н. Рыбникова И.И. Срезневскому // Русский фольклор. Т. IV. М—Л., 1959. — С. 281-304.

98. Комиссаров, 1911 — Комиссаров Г.А. Чуваши Казанского Заволжья.- Казань, 1911.

99. Компанейский, 1905 — Компанейский Н.И. Характерные черты великорусской песни // Русская музыкальная газета, 1905, № 41—46.- Стлб. 970-1118.

100. Кондратьева, 1971 — Кондратьева С.Н. О записи эпических напевов // Текстологическое изучение эпоса. — М., 1971. — С. 180—195.

101. Концерты, 1914 — Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами. — М., 1914.

102. ЮЗ.Корабельникова, 1986 — Корабельникова Л.З. Творчество

103. С.И. Танеева. М., 1986. Ю4.Коргузалов, 1966 — Коргузалов В.В. Структуры сказительской речи

104. ПО.Кубарев, 1829 — Кубарев А. О тактах, употребляемых в русском стихосложении // Московский вестник, 1829. Ч. IV. — С. 81—98.

105. Ш.Кулаковский, 1951 — Кулаковский Л. О русском народном многоголосии. — М., 1951.

106. Лапин, 1995 — Лапин В.А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций). Очерки и этюды. — М., 1995.

107. ПЗ.Линева, 1903 — Линева Е.Э. Жива ли народная песня? // Русские ведомости, 1903, 31 января, № 31.

108. Линева, 1903-а — Линева Е.Э. Владимирские рожечники // Известия С.Петербургского общества музыкальных собраний, 1903, № 1.- С. 52-53.

109. Линева, 1903-6 — Линева Е.Э. Деревенские песни и певцы // Этнографические обозрение, 1903, № 1, кн. 41. — С. 78—97.

110. Пб.Линева, 1903-в — Линева Е.Э. Ю.Н.Мельгунов как новатор-исследователь народной песни // Русская музыкальная газета, 1903, № 23-24. Стлб. 561-572.

111. Линева, 1904 — Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. I,— Спб., 1904.

112. Линева, 1906 — Линева Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен // Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 1. М., 1906,- С. 221-241.

113. Линева, 1909 — Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. II.— Спб., 1909.

114. Линева, 1913 — Линева Е.Э. Всеобщая перепись народных песен в России // Этнографическое обозрение, 1913, № 3—4. — С. 110—123.

115. Липаев, 1896 — Липаев И. Музыка на XVI Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде // Русская музыкальная газета, 1896, № 9, 11.- Стлб. 1061-1078; 1375-1396.

116. Липец, 1968 — Липец P.C. Изучение обычного права в конце XIX— начале XX вв. (Ответы И.В. Костолевского на "Вопросные пункты" ОЛЕАиЭ) // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. IV. — М., 1968. — С. 79—98.

117. Листопадов, 1906 — Листопадов А.М. Народная казачья песня на Дону. (Песенная экспедиция 1902—1903 гг.) // Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. I. — М., 1906. — С. 161—192.

118. Листопадов, 1909 — Листопадов А.М. К вопросу о записи народных песен // Музыка и жизнь, 1909, № 1. — С. 5—6.

119. Листопадов, 1911 — Песни донских казаков, собранные А.М. Листопадовым и С.Я. Арефиным. Вып. 1. — М., 1911.

120. Листопадов, 1936 — Листопадов А.М. Казачья песня // Советское искусство, 1936, № 51.

121. Листопадов, 1945 — Листопадов А.М. Донские былины. — Ростов, 1945.

122. Листопадов, 1948 — Листопадов А.М. Автобиографические заметки //Советская музыка, 1948, № 7. — С. 50—54.

123. Листопадов, 1949—1954 — Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т. 1-5. М., 1949-1954.

124. Листопадов, 1950 — Листопадов А.М. Собирание и запись народных песен //Советская музыка, 1950, № 11. — С. 48—53.

125. Листопадов, 1998 — Листопадов А.М. Калмыцкие песни, записанные в Денисовской станице Сальского округа в ноябре 1902 года.

126. Публикация В.К. Шивляновой // Из истории русской фольклористики. Вып. 4-5. Спб. 1998. - С. 541-560.

127. Лобанов, 1983 — Лобанов М. Новочеркасская рукопись: Новое о деятельности А. Листопадова // Советская музыка, 1983, № 10. — С. 85-99.

128. Лобанов, Чистов, 1981 — Лобанов М., Чистов К. Запись от И.А. Федосовой на фонограф в 1896 г. // Русский Север. Проблемы этнографии и фольклора. —Л., 1981. — С. 207—218.

129. Лобода, 1926 — Лобода А.М. Судьба этнографии на Украине 1917— 1925 г. // Этнография, М.-Л., 1926, № 1-2. С. 201-210.

130. Лопатин, Прокунин, 1956 — Лопатин Н.М., Прокунин В.П. Русские народные лирические песни. — М., 1956.

131. Львов, 1834 — Львов Ф.П. О пении в России. — Спб., 1834.

132. Львов, Прач, 1955 — Львов Н., Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами. — М., 1955.

133. Ляцкий, 1894 — Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его напевы // Этнографическое обозрение, 1894, № 4. — С. 105—154.

134. НО.Марков, 1901 — Беломорские былины, записанные А. Марковым. — М., 1901.

135. Марков, 1914 — Марков А.В. Отношения между русскими и мордвою в истории и области народной поэзии в связи с вопросом о происхождении великорусского племени // Известия Тифлисских высших женских курсов. Кн. 1, вып. 1. — Тифлис, 1914.— С. 48—94.

136. Марченко, 1990 — Из ранних записей групповой причети на Русском Севере: Публикация Ю.И. Марченко // Из истории русской фольклористики. Вып. 3. — Спб. 1990. — С. 136—155.

137. Марченко, 1998 — Марченко Ю.И. Исторический ракурс изучения севернорусской песенной культуры и современное состояние местных фольклорных традиций // Из истории русской фольклористики. Вып. 4-5. Спб. 1998. - С. 298-337.

138. Маслов, 1900 — Маслов А.Л. Лирники Орловской губернии в связи с историческим очерком инструмента "малороссийской лиры" // Этнографическое обозрение, 1900, № 3. — С. 1—13.

139. Маслов, 1901 — Маслов А.Л. Музыкальное творчество поморов // Русская музыкальная газета. 1901, № 47, 48. — Стлб. 1190—1191; 1219-1221.

140. Маслов, 1902-а — Маслов А.Л. Кирша Данилов и его напевы // Русская музыкальная газета. 1902, № 43. — Стлб. 1025—1038.

141. Маслов, 1902-6 — Маслов А.Л. Лира — народный музыкальный инструмент // Русская музыкальная газета, 1902, № 12. — Стлб. 353— 364.

142. Маслов, 1903 — Маслов А.Л. Мельгунов как исследователь русской народной песни // Этнографическое обозрение, М., 1903, № 3,— С. 27-34.

143. Маслов, 1904 — Маслов А.Л. Задачи музыкальной этнографии // Русская музыкальная газета, 1904, № 40, 45. — Стлб. 872—873; 1046-1048.

144. Маслов, 1905-а — Маслов А.Л. По поводу изданий императорской Академии наук // Русская музыкальная газета, 1905, № 29—30. — Стлб. 697-704.

145. Маслов, 1905-6 — Маслов А.Л. Калики перехожие на Руси и их напевы. — Спб., 1905.

146. Маслов, 1905-в — Маслов А.Л. Церковная и светская музыка в России и народное творчество // Русская музыкальная газета, 1905, № 1, 2,-Стлб. 6-11; 48-52.

147. Маслов, 1906-а — Маслов А.Л. Задачи народных консерваторий // Музыкальный труженик, 1906, № 17. — С. 3—5.

148. Маслов, 1906-6 — Маслов A.J1. Дополнительные сведения по элементарной теории музыки. — М., 1906.

149. Маслов, 1909-а — Маслов A.J1. Народная консерватория. — М., 1909.

150. Маслов, 1909-6 — Маслов А.JI. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве. — М., 1909.

151. Маслов, 1909-в — Маслов A.J1. Ц.А. Кюи // Музыка и жизнь, 1909, № 12. С. 1-2.

152. Маслов, 1909-г — Маслов A.J1. Музыка в американской школе // Музыка и жизнь, 1909, № 4. — С. 3—4.

153. Маслов, 1909-д — Маслов A.JI. Музыка в масонстве // Музыка и жизнь, 1909, № 1, 3. С. 3-5; 7-9.

154. Маслов, 1909-е — Маслов A.JI. Новейшее творчество А.Н. Скрябина // Музыка и жизнь, 1909, № 3. — С. 2—4.

155. Маслов, 1909-ж — Маслов A.J1. Русская народная песня в произведениях H.A. Римского-Корсакова // Музыка и жизнь, 1909, № 6. — С. 1-4.

156. Маслов, 1910-а — Ливин А. О преподавании народной музыки // Музыка и жизнь, 1910, № 4. — С. 7—8.

157. Маслов, 1910-6 — Маслов А.Л. Клод Дебюсси и Морис Равель // Музыка и жизнь, 1910, № 4. — С. 14—16.

158. Маслов, 1910-в — Маслов А.Л. Легенда о происхождении балалайки // Музыка и жизнь, 1910, № 1. С. 8-9.

159. Маслов, 1910-г — Маслов А.Л. Народные музыкальные инструменты, их эволюция и географическое распространение // Музыка и жизнь, 1910, № 5-6. С. 1-21.

160. Маслов, 1910-д — Маслов А.Л. Народные музыкальные классы и Императорское Русское музыкальное общество // Музыка и жизнь, 1910, № 7-8. С. 7-9.

161. Маслов, 1911-а — Маслов А.Л. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад // Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 2. — М., 1911. — С. 299—327.

162. Маслов, 1910-е — Ливин А. Музыка тюрьмы и каторги // Музыка и жизнь, 1910, № 3. С. 5-9.

163. Маслов, 1911-6 — Маслов А.Л. Опыт руководства к изучению народной музыки. — М., 1911.

164. Маслов, 1913 — Маслов А.Л. Древнейшие черты в украинских народных песнях // Этнографическое обозрение, 1913, № 3—4. — С. 60-69.

165. Материалы, 1877—1878 — Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. XXX. Вып. I, II. М., 1877-1878. - С. 1-221; 1-276.

166. Материалы, 1881 — Трейланд Ф.Я. Материалы по этнографии латышского племени // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. ХЬ. — М., 1881.— С. 1—224.

167. Мельгунов, 1879 — Мельгунов Ю.Н. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные. Вып. 1.— М., 1879.

168. Мельгунов, 1886 — Мельгунов Ю.Н. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные. Вып. 2.— М., 1886.

169. Мельгунов, 1890 — Мельгунов Ю.Н. К вопросу о русской народной музыке // Этнографическое обозрение, М., 1890, № 3. — С. 115— 138.

170. Мельгунов, 1906 — Мельгунов Ю.Н. О гармонии русских песен // Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 1. — М., 1906. — С. 384-399.

171. Миллер, 1894 — Миллер В.Ф. Наблюдения над географическим распространением былин // Журнал Министерства народного просвещения, 1894, май. — С. 43—77.

172. Миллер, 1897 — Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. I,- М., 1897.

173. Миллер, 1908 — Миллер В.Ф. Былины новой и недавней записи из разных местностей России. — М., 1908.

174. Михайлов, 1984 — Михайлов А. Отражения античности в немецкой культуре конца XVIII начала XIX века // Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984. — С. 179—195.

175. Музыка и жизнь, 1908 — Музыка и жизнь, 1908, № 5.

176. Мюллер, 1956 — Мюллер Т.Ф. О русских народных песнях, записанных Е.Э. Линевой. Дисс. канд. искусствоведения. — М., 1956.

177. Надеждин, 1837 — Надеждин Н. Версификация // "Энциклопедический лексикон" А. Плюшара. Т. IX. Спб., 1837. — С. 501-518.

178. Надеждин, 1891 — Надеждин П.П. Опыт географии кавказского края. — Тула, 1891.

179. Назина, 1998 — Назина И.Д. Традиционная народно-инструментальная музыка Беларуси. Научный доклад на соискание ученой степени доктора искусствоведения. — М., 1998.

180. Некрылова, 1979 — Некрылова А.Ф. Народная ярмарочная реклама // Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978). М., 1979. - С. 335-350.

181. Некрылова, 1980 — Некрылова А.Ф. Об изучении русского ярмарочного фольклора // Актуальные проблемы современной фольклористики. — Л., 1980. — С. 131—142.

182. Никулин, 1963 — Никулин М.А. A.M.Листопадов и его песенное наследие // Народная устная поэзия Дона. — Ростов, 1963. — С. 416— 417.

183. Обзор, 1895 — Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 г. — М., 1895.

184. Общество, 1926 — Д. Общество любителей естествознания антропологии и этнографии // Этнография, 1926, № 1—2. — С. 262—265.

185. Одоевский, 1871-в — Одоевский В.Ф. Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Kirchen Tonarten, tons d'eglise) // Труды Первого археологического съезда в Москве. — М., 1871. — С. 481— 484.

186. Одоевский, 1956-а — Одоевский В.Ф. Письмо кн. В.Ф. Одоевского к издателю об исконно великорусской музыке // В.Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. — С. 276—285.

187. Одоевский, 1956-6 — Одоевский В.Ф. Речь на открытии Московской консерватории // В.Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. - С. 305-307.

188. Одоевский, 1956-в — Одоевский В.Ф. Русская и так называемая общая музыка // В.Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. - С. 318-329.198.0нчуков, 1904 — Ончуков Н.Е. Печерские былины. — Спб., 1904.

189. Очерки, 1922 — Очерки по истории колонизации Севера. Вып. I.— Игр. 1922.

190. Пальчиков, 1888 — Пальчиков Н. Крестьянские песни, записанные в селе Николаевка Мензелинского уезда Уфимской губернии Н. Пальчиковым. — М., 1888.

191. Пасхалов, 1926 — Пасхалов В.В. Деятельность московских музыкантов-этнографов за последние 8 лет // Этнография, 1926, № 1—2. — С. 193-200.

192. Пасхалов, рукопись1 — Пасхалов В.В. Заметка о деятельности Всеволода Федоровича Миллера / ГЦММК им. М.И. Глинки, Ф. 134, инв. № 383.

193. Пасхалов, рукопись2 — Пасхалов В.В. Из прошлого русской музыкальной этнографии. Деятельность Московской Музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии / ГЦММК им. М.И. Глинки, Ф. 134, Инв. № 359.

194. Пасхалов, рукописьЗ — Пасхалов В.В. Краткий очерк жизни и деятельности А.Л. Маслова / ГЦММК им. М.И. Глинки, Ф. 134, № 382, № 3793.

195. Песни, 1955 — Песни старой деревни. Из писем Е. Линевой // Советская музыка, 1955, № 3. — С. 78—81.

196. Петр, 1899 — Петр В.И. О мелодическом складе арийской песни. — Спб., 1899.2Ю.Полвека, 1913 — Полвека жизни Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии 1863—1913. — Москва., 1913.

197. Пропп, 1964 — Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература, 1964, № 4. — С. 58—76.

198. Пропп, Путилов, 1958 — Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины. Т. I.— М., 1958.

199. Путилов, 1971 — Путилов Б.Н. О типологической преемственности в эпосе славянских народов // Межславянские культурные связи. — М., 1971. С. 5-45.

200. Пятидесятилетие, 1914—1915 — Пятидесятилетие Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии 1863-1913. М., 1914-1915.

201. Рабинович, 1973 — Рабинович Б.И. Стилевой анализ песни "Петербургская дорожка" // Музыкальная фольклористика. Вып. 1. М., 1973. - С. 35-66.

202. Разумовский, 1871 — Разумовский Д.В. Музыкальная деятельность кн. В.Ф. Одоевского // Труды Первого археологического съезда в Москве. Т. 2. М., 1871. - С. 436-438.

203. Разумовский, 1867—1869 — Разумовский Д.В. Церковное пение в России. Вып. I—III. М., 1867-1869.

204. Римский-Корсаков, 1951 — Римский-Корсаков H.A. Сто русских народных песен. — М.—Л., 1951.

205. Рубцов, 1973 — Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. — Л., 1973.

206. Рудиченко, 1976 — Рудиченко Т.С. О песенной традиции родины A.M. Листопадова // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. — М., 1976. — С. 205—225.

207. Рудиченко, 1983 — Рудиченко Т.С. О текстологическом изучении "Песен донских казаков" A.M. Листопадова // Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы ее изучения: Тезисы научной конференции. — М., 1983. — С. 8—9.

208. Рудиченко, 1995 — Рудиченко Т.С. В начале пути (о фольклористической деятельности A.M. Листопадова) // Русская народная песня: Неизвестные страницы музыкальной истории. — Спб., 1995. — С. 150-165.

209. Руднева, 1973 — Руднева A.B. Анализ музыкально-поэтической строфы песни "Высоко сокол летает" // Музыкальная фольклористика. Вып. 1. М., 1973. - С. 6-34.

210. Руднева, 1978 — Руднева A.B. О стилевых особенностях и жанровых признаках песни "Эко сердце" // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. М., 1978. - С. 6-29.

211. Русская мысль, 1979 — Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. Сост. Вульфиус П.А. — М., 1979.

212. Русская художественная культура, 1977 — Русская художественная культура конца XIX— начала XX века (1908—1917). Книга третья. Зрелищные искусства и музыка. — М., 1977.

213. Русские былины, 1984 — Русские былины старой и новой записи под ред. Тихонравова Н.С., Миллера В.Ф. — М., 1894.

214. Рыбаков, 1901 — Рыбаков С. Русская песня и творчество инородцев в связи с русскою культурою // Русская музыкальная газета, 1901, № 48, стлб. 1230.

215. Рыбников, 1861 — Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Ч. I,— М., 1861.

216. Сабурова, 1977 — Сабурова JI.M. Русское географическое общество и этнографические исследования // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып VII. — JL, 1977. — С. 5-12.

217. Самсонов, 1817 — Самсонов Д. Краткое рассуждение о русском стихосложении // Вестник Европы, 1817, № 13. — С. 219—255.

218. Сац, 1972 — Сац И.А. Яворский в Московской народной консерватории (1906—1916) // Яворский Б. Воспоминания, статьи и письма. М., 1972. - С. 77-98.

219. Сборник, 1868—1873 — Сборник антропологических и этнографических статей о России и странах ей прилегающих // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. VII. Кн. 1. М., 1868. - С. 152-168.

220. Свиридова, рукопись — Свиридова И.К. Из истории московской Музыкально-этнографической комиссии (работы Е. Линевой, А. Листопадова, А. Маслова, Д. Аракишвили). Диссертация. — КНМ, рукопись.

221. Свиридова, 1976 — Свиридова И.К. Работа A.M. Листопадова над донским фольклором // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М., 1976. - С. 7-39.

222. Свиридова, 1986 — Свиридова И.К. Николай Андреевич Янчук: Биографический очерк // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. — М., 1986. С. 289-296.

223. Сердюченко, 1955 — Сердюченко Г. A.M. Листопадов. — М., 1955.

224. Серов, 1867 — Серов А.Н. О великорусской песне и особенностях ее музыкального склада. — М., 1867.

225. Серов, 1950 — Серов А.Н. Русская народная песня как предмет науки // Серов А.Н. Избранные статьи. Т. I. — М.—Л., 1950. — С. 81— 108.

226. Слепцова, 1989 — Слепцова И.С. Сбор материалов по русским народным играм научными обществами России во второй половине XIX— начала XX в. // Русский семейный и общественный быт. М., 1989. С. 135-139.

227. Смирнов, 1974 — Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции: Проблемы эволюции. — М., 1974.

228. Смирнов, 1976 — Смирнов Ю.И. Эпические песни Карельского берега Белого моря по записям А.В. Маркова // Русский фольклор. Историческая жизнь народной поэзии. Т. XVI. — Л., 1976. — С. 115-134.

229. Смирнов, 1996 — Смирнов Д.В. Первые этнографические концерты в Москве // Живая старина, 1996, № 2. — С. 20—24.

230. Смирнов, 1997 — Смирнов Д.В. Музыкальная концепция Е.Э. Линевой и античная теория древнегреческих ладов// Живая старина, 1997, № 3. С. 51-53.

231. Смирнов, 1998 — Смирнов Д.В. Весенняя обрядность в Нижегородской области // Живая старина, 1998, № 2. — С. 12—14.

232. Смирнов, 1999-6 — Смирнов Д.В. Первые фонографические записи в России // Живая старина, 1999, № 2. — С. 35—38.

233. Смоленский, 1904 — Смоленский C.B. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии // Памятники древней письменности и искусства. T. CLI. Спб., 1904. - С. 3-64.

234. Сокальский, 1888 — Сокальский П.П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская в ее строении, мелодическом и ритмическом, и отличия ее от основ современной гармонической музыки.- Харьков, 1888.

235. Соколов, 1918 — Соколов Б.М. Былины. Исторический очерк, тексты комментарии. — М., 1918.

236. Срезневский, 1860 — Срезневский И.И. Несколько замечаний об эпическом размере славянских народных песен // Известия Академии наук по отделению русского языка и словесности. T. IX, вып. 1.- Спб., 1860. С. 345-366.

237. Стасов, 1904 — Стасов В.В. Письмо Е.Э. Линевой от 17—30 января 1904 г. // Из истории русской фольклористики. Вып. 3. — Л., 1990.- С. 108.

238. Стахович, 1964 — Стахович М. Русские народные песни. — М., 1964.

239. Стернин, 1984 — Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX—начала XX века. — М., 1984.

240. Стернин, 1988 — Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988.

241. Танеев, 1947 — Танеев С.И. О музыке горских татар // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856—1946. М.-Л., 1947. - С. 195-211.

242. Танеев, 1958 — Танеев С.И. Украинские народные пени. — М., 1958.

243. Танеев, 1985 — Танеев С.И. Дневники. Книга Третья. 1903—1909. — М., 1985.

244. Тихов, 1910 — Тихов П. О музыке туркестанских киргиз // Музыка и жизнь, 1910, № 3, 4. С. 2-4; 9-14.

245. Толиверова, 1895 — Толиверова А.Н. И.А. Федосова // Игрушечка, 1895, № 8. С. 374-383.

246. Толстой, 1991 — Толстой Н.И. Несколько слов о новой серии и книге Г. Федотова "Стихи духовные" // Г. Федотов. Стихи духовные. М., 1991. - С. 5-9.

247. Труды, 1906 — Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 1.- М., 1906.

248. Труды, 1907 — Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 3,- М., 1907.

249. Труды, 1911 — Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 2,- М., 1911.

250. Труды, 1913 — Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. 4.-М., 1913.

251. Трутовский, 1953 — Трутовский В. Собрание русских простых песен с нотами. — М., 1953.

252. Фаминцын, 1889 — Фаминцын А. Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе. — Спб., 1889.

253. Финдейзен, 1896 — Финдейзен Н. Со Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде // Русская музыкальная газета, 1896, № 9. — Стлб. 1009-1020.

254. Хаханов, 1895—1906 — Хаханов А.С. Очерки по грузинской словесности. Вып. 1-4. М., 1895-1906.

255. Цулая, 1978 — Цулая Г.В. Грузиноведческие интересы В.Ф. Миллера // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып VIII. — М., 1978. — С. 56—71.

256. Чистов, 1977 — Чистов К.В. Проблемы этнографического и фольклорного изучения Северо-Запада СССР // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. — Л., 1977. — С. 3—10.

257. Чистов, 1980 — Чистов К.В. Русские сказители Карелии: Очерки и воспоминания. — Петрозаводск, 1980.

258. Чистов, 1982 — Чистов К.В. Севернорусские сказители в Петербурге во второй половине XIX в. // Старый Петербург: Историко-этнографические исследования. — Л., 1982. — С. 52—69.

259. Чистов, 1988 — Чистов К.В. Ирина Андреевна Федосова. — Петрозаводск, 1988.

260. Шевлягина, 1975 — Шевлягина В.Ф. Московская Народная консерватория и ее роль в музыкальном просвещении народных масс России (1906—1916). Дисс. канд. искусствоведения. — М., 1975.

261. Шевченко, 1987 — Шевченко И.И. Московская Народная консерватория: (Из истории музыкального просвещения) // Совершенствование самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. — Л., 1987. — С. 104—116.

262. Шевченко, 1987а — Шевченко И.И. Русский хор Е.Э. Линевой // Революционно-демократические традиции и русская культура. — Л., 1987. С. 114-122.

263. Школьник, 1996 — Школьник М.Г. Проблема реконструкции знаменного распева XII—XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология). Дисс. канд. искусствоведения. — М., 1996.

264. Школьный сборник, 1904 — Школьный сборник русских народных песен для младшего возраста. — М., 1904.

265. Школьный сборник, 1910 — Школьный сборник русских народных песен для среднего и старшего возраста. — М., 1910.

266. Щуров, 1998 — Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. — М., 1998.

267. Энгель, 1911 — Энгель Ю.Д. Русская музыкальная песня в концерте народной консерватории // Русские ведомости, 1911, 20 февраля.

268. Энгель, 1911-а — Энгель Ю.Д. Утро народной песни // Русские ведомости, 1911, 18 февраля.

269. Энгель, 1911-6 — Энгель Ю. Е.Линева. Великорусские песни в народной гармонизации. Изд. Императорской Академии наук. Выпуски I и II // Этнографическое обозрение. М., 1911, № 3—4. — С. 232-236.

270. ЭО, 1897-1 — Этнографическое обозрение, 1897, № 1.

271. ЭО, 1902 — Этнографическое обозрение, 1902, № 4.

272. ЭО, 1903 — Этнографическое обозрение, 1903, № 4.

273. ЭО, 1904-1 — Этнографическое обозрение, 1904, № 3.

274. ЭО, 1904-2 — Этнографическое обозрение, 1904, № 4.

275. ЭО, 1907 — Этнографическое обозрение, 1907, № 1—2.

276. ЭО, 1908 — Этнографическое обозрение, 1908, № 3.

277. ЭО, 1914 — Этнографическое обозрение, 1914, № 3—4.

278. Этнографическая выставка, 1867 — Этнографическая выставка 1867 года: Исторический очерк устройства Выставки, описание и протоколы Комитета по устройству выставки. — М., 1867.

279. Этнографическая выставка, 1867-а — Этнографическая выставка 1867 года: Указатель русской этнографической выставки, устроенной Императорским Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Имп. Моск. университете. — М., 1867.

280. Якименко, 1989 — Якименко Т.С. О предвосхищении идеи типовых напевов общей функции в статье Н.А. Янчука 1886 года // Народная музыка: история и типология. Памяти профессора Е.В. Гиппиуса (1903-1985). Л., 1989. - С. 105-115.

281. Янчук, 1889 — Янчук Н.А. По Минской губернии // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России под ред. Н.И. Харузина. Вып. 1. М., 1889. - С. 57-112.

282. Янчук, 1908 — Янчук Н.А. Жизнь и музыкальное искусство // Музыка и жизнь, 1908, № 1.— С. 1—2.

283. Янчук, 1913 — Янчук Н.А. О собирании народных песен и организации песенных комиссий // Этнографическое обозрение, 1913, № 3-4. С. 103-109.

284. Янчук, 1919 — Янчук Н.А. О музыке былин в связи с историей их изучения // Русская устная словесность. Т.П. Былины, исторические песни. М., 1919. - С. 526-554.

285. Grove, 1984 — The new Grove dictionary of musical instruments. Edited by S. Sandie. — London, 1984.1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ1. Пример 11 1 1 ||— 1 1 =1= 14= л =4= 'г г 11. Пример 2

286. Сравнение вариантов "Лучинушки"

287. Эти варианты вместе исполняться не могут.3 л л л

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.