Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Роман, Сергей Николаевич

  • Роман, Сергей Николаевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Орехово-Зуево
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 207
Роман, Сергей Николаевич. Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Орехово-Зуево. 2007. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Роман, Сергей Николаевич

Введение.

Глава первая. Эволюция образа Христа в поэзии Андрея Белого и

Бориса Поплавского.

§ 1. Философские принципы восприятия образа Христа Андреем Белым и Б. Поплавским.

§ 2. Образ Христа в поэзии Андрея Белого 1900-х годов.

§ 3. Образ Христа в поэзии Белого 10-х - 30-х годов XX века.

§ 4. Образ Христа в поэзии Б. Поплавского.

Глава 2. Эволюция символа Вечной Женственности в поэтическом творчестве Андрея Белого и Б. Поплавского.

§ 1. Символ Вечной Женственности в сборнике «Золото в лазури»

Андрея Белого.

§ 2. Эволюция символа Вечной Женственности в сборниках «Пепел», «Урна» и «Королевна и рыцари» Андрея

Белого.

§ 3. Трансформация символа Вечной Женственности в поздних поэтических сборниках А. Белого.

§ 4. Символика женских образов в поэтическом сборнике

Б.Ю. Поплавского «Флаги».

§ 5. Образ «души мирозданья» в «Автоматических стихах»

Б.Ю. Поплавского.

§ 6. Эволюция символа Вечной Женственности в поздней лирике

Б.Ю. Поплавского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского»

Творчество писателей «серебряного века» и литература Русского зарубежья в последнее время привлекают пристальное внимание исследователей. В этой связи следует отметить повышенный интерес читателей и литературоведов к именам Андрея Белого и Бориса Поплавского. Показательным является уже выход в свет незаконченного многотомного собрания сочинений Белого, начатый в 1995 году издательством «Республика», шеститомного собрания сочинений этого автора, осуществленный «Терра - Книжный клуб» в 2003-2005 годах, появление трехтомника Б.Ю. Поплавского, выпущенного в 2000 году издательством «Согласие», а также целый ряд отдельно изданных сочинений этих писателей.

В рамках нашего исследования оказывается особенно важным то, что в 1922 году, во время короткого пребывания Б. Поплавского в Берлине, произошло знакомство писателей, оказавшее значительное влияние на творческую судьбу Б.Ю. Поплавского. Уже Д. Мережковский, Г. Адамович, Н. Бердяев отмечали возможность сопоставления этих двух имен - причем не только (и даже не столько) на основе особенностей их творчества, но и с учетом особенностей их личностей и жизненных позиций. Особенно любопытными в данном случае оказываются следующие мнения: «У Бориса Поплавского есть некоторое сходство с Андреем Белым, от которого всегда можно было ожидать измен, у которого была яркая индивидуальность, с проблесками гениальности, но не было личности» - Н. Бердяев, «По поводу «Дневников» Б. Поплавского» (35, 489); «Сила нездешней радости (от сборника «Флаги» сопоставима - С. Р.) <.> с впечатлениями от симфоний Белого» - Г. Иванов, «Борис Поплавский. «Флаги» (30, 15).

Показательно также, что массовый интерес к творчеству обоих авторов зарождается на Западе практически одновременно, в 70-е годы XX века. Виктор Ерофеев в статье «Споры об Андрее Белом» (1989; 75, 482-501) объясняет причину стремительного развития «беловедения» в этот период ошеломляющим новаторством его поэтики, оказавшейся актуальной и в условиях постмодернистских художественных поисков. В основу первых научных работ о творчестве Б. Поплавского - A. Olcott. «Boris Poplavsky: а forgotten poet» (1973; 212), «Poplavskij's life» (1980; 212); S. Karlinsky. «The alien comet» (1980; 211) - также заложено стремление раскрыть якобы не свойственное русской литературе сюрреалистическое начало его произведений. Е. Менегальдо в своей докторской диссертации «L'univers imaginaire de Boris Poplavsky» (Париж, 1981; 206) пытается отойти от-этой точки зрения, однако истоки дарования поэта автор пытается найти прежде всего в его приверженности достижениям французского символизма. Заметим, что в литературоведении к этому времени уже сложилось целое направление, стремящееся найти параллели между творчеством Андрея Белого и произведениями западноевропейской школы символизма, прежде всего творчеством Ш. Бодлера и П. Верлена. Так, для В. Александрова в работе «Andrey Bely. The major symbolist fiction» (Harvard, 1985; 207) общее между этим пластом произведений наблюдается в стремлении преодолеть в акте восприятия различие между субъектом и объектом. К настоящему времени количество авторов, творчество которых сопоставляется с творчеством Андрея Белого и Б. Поплавского - в первом случае, как правило, более доказательно и фактологически достоверно, - оказывается почти необозримым: так, для Поплавского это А. Блок, Ш. Бодлер, И. Бунин, Н. Гоголь, Н. Гумилев, Д. Джойс, А. Жарри, Н. Заболоцкий, Е. Замятин, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Пруст, А. Рембо, Д. Стивенсон, Ф. Тютчев, В. Хлебников, П. Элюар; для Белого - А. Блок, М. Волошин, М. Цветаева, Д. Хармс, Б. Пастернак, X. Моргенштерн, М. Булгаков, М. Горький, В. Маяковский, С. Есенин, Н. Гоголь, J1. Андреев и многие другие писатели. Заметим, что в таком калейдоскопе сравнений зачастую теряется подлинная индивидуальность авторов. Однако близость подходов, применяемых к творчеству обоих писателей, причем уже на самых ранних стадиях научного исследования их произведений, становится показательной.

Очевидная для современников связь творчества Поплавского и Белого оказывается практически не раскрыта в современной научной литературе. Ситуация в данном случае осложняется тем, что при всем обилии возникающих справочных, библиографических работ и вузовских учебников, посвященных литературе Русского зарубежья - «Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940. Франция» (М., Париж, т. 1-4, 1995-1997; 184), Д.Я. Северюхин, O.JT. Лейкинд «Художники русской эмиграции (1917-1941). Библиографический словарь» (СПб., 1994; 186), «Словарь поэтов русского зарубежья (под общей редакцией В. Крейда) (СПб., 1999; 188), М.И. Раев «Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции. 1918-1939» (М., 1994; 181), Т.П. Буслакова «Литература русского зарубежья» (М., 2003; 142) и многие другие издания, -творчество младшего поколения первой волны эмиграции, в том числе и Б.Ю. Поплавского, по-прежнему мало изучено. Несмотря на то, что общие подходы к комплексному освоению этого пласта литературы намечены уже в работах Г. Струве «Русская литература в эмиграции» (Нью-Йорк, 1956; 191) и В. Варшавского «Незамеченное поколение» (1956; 146), Поплавский до сих пор, пожалуй, воспринимается как «самый эмигрантский из эмигрантских писателей» - В. Варшавский (146, 189). В сферу внимания исследователей прежде всего попадает его проза, в чем проявляется традиция, заложенная Г. Адамовичем («Одиночество и свобода», Нью-Йорк, 1955; 132) и Г. Струве, считавших, что именно в этом жанре особенно проявился талант молодого автора. В этом отношении интересны работы Ю. Линника «Эстетика небытия» (Новый журнал, 1997; 165), Н.В. Барковской «Поэтика символистского романа» (Екатеринбург, 1996; 138), Л. Аллена «Домой с небес. О судьбе и прозе Бориса Поплавского» (СПб., Дюссельдорф, 1993; 134).

Для нас в рамках данной работы важна задача комплексно рассмотреть творчество Б. Поплавского, проследить эволюцию ключевых образов в его поэзии, отойти от интерпретации его произведений как догматически отражающих философские взгляды художника, выраженные в его дневниках, статьях и письмах. К этому уже в 1990 году призывает A. Gibson в работе «Russian poetry and criticism in Paris from 1920 to 1940» (Leuxenhoff, 1990; 210), справедливо полагая, что углубление в индивидуальный мифологизм со ссылками на разных западных философов затеняет типологические особенности лирики поэта. Заметим, что в отношении Белого, несмотря на принципиально большую ориентацию его творчества на художественное осмысление достижений мировой философии, попытки литературоведческого анализа всегда оказывались продуктивными. По близкому пути идет в освоении творчества Поплавского и А.И. Чагин в работах «Орфей русского Монпарнаса» (М., 1997; 196), «Расколотая лира» (М., 2002; 197). Этот исследователь при интерпретации образов поэта отталкивается от того, «насколько целостен этот художественный мир - при всей его изменчивости и фантасмагоричности, при всей зыбкости его границ, отделяющих (здесь, скорее, подошло бы слово - «соединяющих») поэтическое творчество от его прозы, критики, дневников» (196, № 8, 172). В данной связи вспомним, что Белый в статье «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития» (1928; 16) пытается осмыслить свое творчество как единое целое, независимо от идей, сторонником которых он был в тот или иной период своей жизни, хотя и делает это за счет выявления в произведениях концепции, предвещающей его приход к антропософским взглядам на природу мироздания и творчества. Чагину удается полноценно исследовать механизм создания поэтических образов Б. Поплавским, причем в первой названной работе он делает это, по сути, на основе многостороннего анализа образного мира одного стихотворения писателя - «Возвращение в ад» (1933).

Данный путь литературоведческого анализа текстов обоих авторов кажется нам наиболее соответствующим природе их творчества. Андрей Белый неоднократно в своих трудах наделяет искусство бытийной, теургической силой, стремится воплотить идею художественного творчества как мистерии, преображающей мир. О.В. Латышко в статье «Язык жалости в творчестве Б.Ю. Поплавского» (2005; 162, 147) отмечает, что у Поплавского «талант лирика и романиста был отдан жреческому служению светлой цели -оживлению связей с Богом. Поплавский, как многие, полностью отстранился от чистого эстетизма во имя высоких религиозных устремлений». Данные взгляды на природу творчества поэта русского зарубежья О.В. Латышко высказывает и в своей кандидатской диссертации «Модель мира в романе «Аполлон Безобразов» (М., 1998; 202). В рамках нашей работы особо значимым кажется то, что исследователь не только анализирует прозу Бориса Поплавского, но и рассматривает проявление во всем его творчестве влияния теософских доктрин, идей стоицизма и буддизма, стремится акцентировать внимание на понимании писателем сущности искусства. В этом научном труде многогранно исследована символика образа «музыки», выражающего мотив противостояния злу и являющегося одним из ключевых не только в творчестве Поплавского, но и в сочинениях Андрея Белого. Там же, анализируя образ Терезы, литературовед находит прямые параллели между ним и образами Матрены из «Серебряного голубя» (1909) Белого и. Катерины из «Страшной мести» Н.В. Гоголя. Для нас важно то, что последнее произведение является знаковым в формировании историософских концепций Белого и понимании характера его восприятия идеи Вечной Женственности.

Следует отметить и то, что если основной массив текстов Андрея Белого был издан уже при его жизни, хотя в советское время практически не переиздавался, то возможность для формирования более или менее целостного представления о произведениях Б.Ю. Поплавского впервые возникает только в 90-е годы XX века: в 1992 году в «Новом журнале» (№ о

187-189, Нью-Йорк) в полном объеме публикуется текст романа «Аполлон Безобразов» (1934); в 1993 году выходит в свет роман «Домой с небес» (1935; 22). До этого времени отдельными изданиями выходило лишь четыре сборника поэзии: «Флаги» (1931), «Снежный час» (1936), «В венке из воска» (1938), «Дирижабль неизвестного направления» (1965; 31). В 1998 году в Москве выходит объемное издание «Борис Поплавский. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма» (25), включающее также подробный комментарий к публикуемым работам и снабженное библиографией. В 1998 году в парижском архиве Д. и Н. Татищевых обнаруживается полностью подготовленный самим поэтом к печати сборник «Автоматические стихи», изданный в 1999 году издательством «Согласие» (21). Там же находились многочисленные рукописи и черновики (юношеские стихи, футуристические поэмы, константинопольские сонеты, дневник 1921 года, списки стихотворений в хронологическом порядке, план шеститомного издания стихотворений). Таким образом, материалы данной диссертации могут стать, скорее, основой для дальнейшего изучения ранее неизвестных текстов Б. Поплавского, нежели претендовать на формулирование «итоговых постулатов».

Отметим, что ключевым моментом в развитии «беловедения» в России становится конец 80-х годов. Это выход в 1988 году монографии Л.К. Долгополова «Андрей Белый и его роман «Петербург» (JL, Сов. писатель; 86) и сборника «Андрей Белый: Проблемы творчества» (М., Сов. писатель; 75). В первой книге, несмотря на то, что автор уже во вводных замечаниях подчеркивает отсутствие «задачи обрисовать творчество Андрея Белого, как и его личность, в полном объеме» (86, 5), большое внимание уделяется анализу первых сборников поэта («Золото в лазури», «Пепел»), и особенно их взаимосвязи с онтологическими и историософскими взглядами. Во второй при анализе поэзии акцент делается на теоретических и практических достижениях писателя в области художественной формы (статьи Ю. Лотмана, В. Гусева, М. Гаспарова); исследуется влияние его поэзии на литературу 20-х годов, прежде всего - на творчество писателей, живших в СССР (статьи А. Крюковой, Н. Богомолова, С. Субботина). Гораздо менее внимания уделено анализу конкретных поэтических сборников Белого: в чистом виде этому вопросу посвящены только две работы - Н.Н. Скатов «Некрасовская книга Андрея Белого» (75, 161-192), М. Пьяных «Певец огневой стихии» (75, 241-268), причем следует заметить, что обе они направлены прежде всего на изображение поэта как обличителя социальной действительности, сторонника революционных преобразований.

В дальнейшем тенденции, выраженные в этом сборнике, оказываются развиты: Белый становится интересен исследователям как носитель новаторских культурологических взглядов - Пискунова С., Пискунов В. «Культурологическая утопия Андрея Белого» (111), как продолжатель антропософских идей - Богомолов Н.А. «Русская литература начала XX века и оккультизм» (64), как стиховед и новатор в поэзии - Кац Б.А. «О контрапунктической технике в «Первом свидании» (95), Гервер JLJL «Контрапунктическая техника Андрея Белого» (83). Исследуются и многие другие аспекты его наследия. Однако практически отсутствуют фундаментальные работы, направленные на целостное, многостороннее исследование религиозно-философских мотивов, доминирующих в его творчестве и осознаваемых таковыми им самим: «.можно рассматривать все искусство с точки зрения искания в нем Той, о Которой Соловьев говорит:

Знайте же - Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет.

София, Премудрость Божия, - это врата, через которые шествует Господь Наш, Иисус Христос» («О религиозных переживаниях»; 11,4).

В большей степени освещается связь Белого с литературой Русского зарубежья: заметим, что в трехтомном справочном издании «Писатели Русского зарубежья (1918-1940)», изданном под редакцией А.Н. Николюкина (М., 1993-1995; 187), пребывание Белого в Берлине рассматривается как сознательная эмиграция. Так, сборник «Стихотворения» (1923), композиционный строй которого отражает идейно-эстетические взгляды автора в этот период, репринтно переиздан уже в 1988 году со значительными комментариями и интересными фотодокументами (М., 1988; 18). Наблюдения В.А. Скрипкиной, связанные с «Жизненной и творческой позицией Андрея Белого в берлинский период (1921-1923)» (М., 1997; 117), прежде всего касаются именно этой книги Белого. А.В. Зеленин исследует подходы к творчеству писателя, выраженные в эмигрантской публицистике (М., 1999; 90). Всестороннему анализу подвергается книга «Воспоминания о Блоке» (1921-1922; 1), изданная в журнале «Эпопея» - Беккет В. «Двойники и маски. Исповедальные мотивы в «Воспоминаниях об А.А. Блоке» (М., 1993; 77); С. Пискунова «О Блоке, о времени и - о себе» (М., 1995; 112).

Однако тема творческой взаимосвязи Андрея Белого и Б. Поплавского в литературоведческих работах последних лет фактически не поднимается: даже в шестисотстраничных «Воспоминаниях об Андрее Белом», собранных и изданных в 1995 году (М.; 82), включивших большое количество текстов, освещающих берлинский период творчества, имя Б. Поплавского не упоминается ни разу. В то же время подчеркивание определенной близости их произведений, равно как и самих создателей, оказывается весьма распространено в статьях, посвященных творчеству Бориса Юлиановича -С.А. Иванова «Время Поплавского» (М., 1999; 158), Е. Менегальдо «Борис Поплавский: от футуризма к сюрреализму» (М., 1999; 167). Это сближение определяет направление нашего поиска.

Материалом исследования становятся поэтические произведения Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского, их проза, статьи, дневники, письма; научные труды и мемуары Белого, а также воспоминания о писателях и исследовательские работы, посвященные их творчеству.

Целью исследования является сопоставительное изучение развития и трансформации религиозно-философских переживаний, связанных с интуицией Вечной Женственности в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского, а также с трактовкой образа Иисуса Христа, художественно воплощенной в их поэтических произведениях. Отсюда вытекают следующие задачи: 1) раскрыть специфику воплощения образа

Христа в поэтическом творчестве Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского; 2) показать близость символики образа Христа в лирике обоих поэтов; 3) раскрыть эволюцию символа Вечной Женственности и близость его трактовки в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского; 4) установить связь символа Вечной Женственности с образом «души» в творчестве Б.Ю. Поплавского; 5) раскрыть своеобразие стилевого решения религиозно-философских мотивов в поэзии А. Белого и Б.Ю. Поплавского.

Научная новизна работы, а также положений, выдвигаемых на защиту, обусловлена прежде всего слабой изученностью произведений Бориса Поплавского, а также отсутствием работ, сопоставляющих развитие в творчестве обоих поэтов общих религиозно-философских мотивов. Впервые в настоящей диссертации символы Вечной Женственности и образ Христа в творчестве Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского рассмотрены во взаимном сопоставлении, системно, многоаспектно, в тесной связи с другими видами творчества (прозой, публицистикой, теоретическими статьями). Подобный подход позволяет углубленно осмыслить развитие религиозно-философских идей, волновавших писателей «серебряного века» и Русского зарубежья. Особое внимание уделяется своеобразию системы образов и композиционного построения стихотворных текстов в творчестве Андрея Белого и Б.Поплавского. По-новому, в соответствии с внутренними тенденциями, заложенными в текстах произведений, раскрыт образ Христа в творчестве обоих поэтов - отличный как от образа бунтаря-сверхчеловека, заявленного в философских трудах Белого, так и от нищего скитальца, непрерывно исполненного жалости к миру, появляющегося в философских статьях Поплавского и его романе «Аполлон Безобразов».

Методологической основой диссертации являются теоретически близкие Андрею Белого и Б. Поплавскому религиозно-философские концепции Я. Беме, Р. Штайнера, В. Соловьева, философские идеи В. Шеллинга, Ф. Ницше, А.Ф. Лосева. Также в диссертации учтены достижения литературоведения по вопросам наследия данных писателей - от их современников до наших дней. Многогранность предмета изучения диктует разные подходы к материалу: проблемно-структурный, сравнительно-типологический, историко-функциональный, мифологический.

Научно-практическое значение работы видится в возможности использования ее положений при изучении наследия Б. Поплавского и Андрея Белого, шире - изучении взаимосвязей между литературой первой волны эмиграции и произведений, созданных в России в 20-30-ые годы XX века, их связей с литературой «серебряного века». Материал исследования может быть применен в практике вузовского преподавания при построении курсов «История русской литературы конца XIX - начала XX века», «Русская литература 20 - 30-ых годов XX века», «Литература Русского зарубежья», а также для разработки цикла лекций спецкурсов, спецсеминаров, посвященных литературе этого периода.

Апробация работы осуществлялась на межвузовских и международных конференциях: Москва (2004, 2005), Орехово-Зуево (май, октябрь 2005). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литературы Московского государственного областного педагогического института. По теме диссертации опубликовано 6 статей.

Структура и содержание работы определены выше указанными целью и задачами. Диссертация состоит из «Введения», двух глав, «Заключения» и «Библиографии».

Во «Введении» обосновывается актуальность избранной темы, дается краткая история изучения вопроса, выдвигаются цель и задачи исследования, характеризуется его методология и методика, освещается степень новизны предпринятой работы.

Первая глава - «Эволюция образа Христа в поэзии Андрея Белого и Бориса Поплавского» состоит из четырех разделов: «Философские принципы образа Христа Андреем Белым и Б. Поплавским», «Образ Христа в поэзии Андрея Белого 1900-х годов», «Образ Христа в поэзии Белого 10-х - 30-х годов XX века», «Образ Христа в поэзии Б. Поплавского».

Вторая глава - «Эволюция символа Вечной Женственности в поэтическом творчестве Андрея Белого и Б. Поплавского» - состоит из шести разделов: «Символ Вечной Женственности в сборнике «Золото в лазури» Андрея Белого», «Эволюция символа Вечной Женственности в сборниках «Пепел», «Урна» и «Королевна и рыцари» Андрея Белого», «Трансформация символа Вечной Женственности в поздних поэтических сборниках А. Белого», «Символика женских образов в поэтическом сборнике Б.Ю. Поплавского «Флаги», «Образ «души мирозданья» в «Автоматических стихах» Б.Ю. Поплавского», «Эволюция символа Вечной Женственности в поздней лирике Б.Ю. Поплавского».

В «Заключении» подводятся итоги исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Роман, Сергей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Поэтические произведения Андрея Белого и Бориса Поплавского, бесспорно, характеризуются как выражающие активный поиск их создателей в области художественной формы: не случайно при анализе творчества писателя русского зарубежья исследователями часто делается акцент на его сюрреалистическую, якобы не свойственную русской литературе природу, а теоретические достижения и поэтические эксперименты Андрея Белого навсегда вошли в историю мировой культуры. Однако, несмотря на это, оба автора не считали свои открытия самоценными. Прежде всего, их интересовал религиозно-философский поиск, осуществляемый при помощи искусства; попытка выразить в своих произведениях скрытую сущность бытия и реализовать идею подлинно теургического творчества. Наследие этих писателей формировалось под влиянием различных концепций мироздания: православие, стоицизм, буддизм, гностицизм стали ориентирами в осмыслении жизни для Поплавского; ницшеанство, учение А. Шопенгауэра и В. Соловьева, антропософия - для Белого. Но каждому из них удалось создать свою оригинальную художественную систему, по-особому отображающую религиозно-философские переживания авторов - и прежде всего переживания, связанные с идеей Мировой души и восприятием образа Иисуса Христа, причем трактовки этих мотивов у поэтов часто оказывались сходными. Осмысление сущностной стороны произведений Поплавского и Белого привело нас к изучению не только их собственных критических и философских работ, но также и к рассмотрению трудов мыслителей, чьи идеи оказались близки поэтам.

Трагический характер восприятия земного мира, повышенное внимание к проблеме доминирования в нем телесного начала, вера в близость апокалиптических, преображающих перемен - все эти признаки характерны как для поэзии Андрея Белого, так и для стихотворений Б. Поплавского. Оба автора усматривали, вслед за Владимиром Соловьевым, причину несовершенства Вселенной в распадении Единого, то есть отделении

Мировой души от Бога. В нашей работе проанализирована эволюция способов образного отражения идеи Вечной Женственности в их произведениях, причем необходимо особо подчеркнуть следующие выводы, сделанные нами: формально, Белый постепенно переходит от предельно обобщенного образа «Вечности», «Души», разлитой в природе, к описанию конкретных женских образов («королевна», «Ася»). Однако фактически в поздних произведениях Белого индивидуальное восприятие лирическим героем объектов природы начинает играть все большую роль. Следовательно, исчезает необходимость в описании конкретных свойств субъекта душевных и духовных порывов персонажа, стремящегося постичь Вечную Женственность, - и эта черта прослеживается в поэтических произведениях Белого. Так лирика, способная охарактеризоваться как интимная по биографическим причинам, вызвавшим ее появление, не становится таковой, а образ Мировой души приобретает предельно обобщенное воплощение - даже по сравнению с ранними сборниками поэта. Для Поплавского же причиной постепенного уменьшения внимания к собственно женским образам Мировой души становится примирение автора с несовершенством телесных форм, стремление оценить красоту повседневной реальности, постичь ее священный смысл. Именно поэтому в творчестве Бориса Юлиановича все большее место занимают поэтические произведения, в которых ключевым образом оказывается «душа» - человеческая, природная и Божественная одновременно.

Необходимость показать объединение этих «душ» в одном феномене мира (или личности), а также стремление все предметы рассмотреть как частное преломление этого феномена приводит обоих авторов к проведению многочисленных стилистических экспериментов, часто связанных с игрой ассоциациями и символической полифонией, использованием возможностей усложненного, «рваного синтаксиса». Эти художественные пути постижения религиозно-философской Истины в ходе нашей работы были последовательно рассмотрены на конкретных примерах.

Теоретически Белый отвергает попытки слияния воедино телесного и небесного, а его критика произведений Блока, как правило, связана именно с этим аспектом творчества соратника по символизму. Но при этом Андрей Белый вводит в свои стихотворения образы «шутов», «лжехриста», демонстрируя с их помощью условность любых устоявшихся представлений о мире, соединяя карнавал с ницшеанскими идеями о культуре «сверхчеловека». Эстетический характер восприятия мира, стремление к живописности иногда заставляет Белого соединить в своем творчестве символ Мировой души и мотив плотской любви, в некоторых случаях передаваемый довольно отчетливо и раскованно: особенно наглядно эта тенденция выражается в сборнике «Пепел». В нашем исследовании этот аспект его поэзии раскрыт достаточно подробно. Так, по-новому рассмотрено своеобразие раздела «Деревня»: противостояние «паренек - купчина» рассматривается нами не через развитие сюжетной линии повествования, а как противодействие двух начал - доброго и злого, - происходящее в душе человеческой. Поплавским же мир видится как неизбежная и непрерывная «война», не дающая возможности реализоваться человеческой личности. Отсюда проявляющееся в первом сборнике поэта «Флаги» отчетливое стремление к утрированности, карнавализации, сюрреалистичности событий, но также и попытка в плотской атмосфере земных «праздников» усмотреть признаки возможности очищения, примирения, пресуществления масс. В ранних произведениях Поплавского соединение мотивов телесной любви и Мировой души также присутствует, не являясь, по нашему мнению, определяющим, и в рамках данной работы этому аспекту творчества Бориса Юлиановича - в соответствии с его ролью в творчестве писателя - отводится лишь незначительное внимание.

Белый воспринимает развитие мира как обусловленное явлениями «мессий», способных изменить весь ход жизни, привести человечество к новым формам культуры и способам жизни в целом. Однако его также волнует проблема невосприятия «мессий» массами. Поэт, как изначально принадлежащий «поколению рубежа» и способный лишь предчувствовать грядущие перемены, ощущает невозможность полноценно выразить идеи, которые окажутся присущи будущей эпохе. Отсюда отсутствие четко прописанного образа нового «мессии» в его ранних произведениях, отсюда уход в цветовую символику, акцентирование внимания на внешности и поведении описываемого персонажа, часто осуществляемое без попыток раскрыть его глубинную суть. Характерной чертой его «мессий» оказывается их соответствие ожиданиям толпы, масс, вписанность в общую атмосферу событий. Однако, как показано в тексте нашей работы, возможен и следующий подход к этой особенности творчества поэта: Белого интересует то, в какой степени в человеке могут быть выражены черты Богочеловека, - и в зависимости от этого определяются и черты «мессии», являющегося к людям, способным воспринять его. Для Поплавского религиозное спасение носит глубоко индивидуальный характер; в его поэтическом мире оно оказывается неразрывно связано с понятием «жалость» к окружающему миру. В этой связи Христос Поплавского нераздельно сосуществует с окружающими Его предметами и людьми, наделяя, тем самым, гармонией любую картину мира. Отметим также и то, что Белый и Поплавский не стремились к законченному словесному оформлению своих философских систем: первый, как подчеркивается в целом ряде его философских статей, пытался уловить ритмы времени, считая, что интересна лишь созидаемая культура, не обретшая еще форм, не ограниченная их пределами и слитая с жизнью. Второй полагал, что религиозность не может полностью проявиться в рамках строго сформулированной системы норм и правил, а осознание истин, связанных с небесным миром, в основе своей носит интуитивный характер. В связи с этим большое значение в нашей работе занимает исследование символико-мифологической основы конкретных текстов авторов, связанное с выявлением функции используемых средств художественной выразительности.

В нашей работе показана тесная связь поэзии Б.Ю. Поплавского с литературой «серебряного века», прежде всего - с поэзией Андрея Белого, прослежена эволюция ключевых религиозно-философских мотивов в творчестве обоих авторов, установлена близость, возникающая в поэтической трактовке мира, а также указаны причины ее возникновения. Это прежде всего близость понимания природы творчества, попытки формирования нового цельного религиозного мировоззрения, символический художественный язык, эксперименты с синтаксисом и ритмом.

Разработка Андреем Белым концепции символизма как метода самопознания и тяготение Б. Поплавского к сюрреализму определили стилевое своеобразие путей художественного воплощения их религиозно-философских переживаний, связанных с тайной Духовного Всеединства мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Роман, Сергей Николаевич, 2007 год

1. Белый Андрей. Воспоминания о Блоке. Собрание сочинений. - М.: Республика, 1995.-510 с.

2. Белый Андрей. Душа самосознающая. М.: Канон+, 1999. - 560 с.

3. Белый Андрей. Котик Летаев. Крещенный китаец. Записки чудака. Собрание сочинений. М.: Республика, 1997. - 483 с.

4. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1. -М.: Искусство, 1994. -478 с.

5. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 2. -М.: Искусство, 1994.-571 с.

6. Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.: МАЛП, 1996. - 352 с.

7. Белый Андрей. Между двух революций. М.: Худож. лит., 1990.669 с.

8. Белый Андрей. Москва. М.: Сов. Россия, 1989. - 767 с.

9. Белый Андрей. На рубеже двух столетий. М.: Худож. лит., 1989.542 с.

10. Белый Андрей. Начало века. М.: Худож. лит., 1990. - 768 с.

11. Белый Андрей. О религиозных переживаниях // Литературное обозрение. М., 1995, № 4-5. - с. 4-9.

12. Белый Андрей. Офейра. Путевые заметки. М.: К-во писателей в Москве, 1921.-198,2 с.

13. Белый Андрей, Блок А. Переписка. М.: Гослитмузей, 1940. - 370с.

14. Белый Андрей. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. Собрание сочинений. М.: Республика, 2000. - 453 с.

15. Белый Андрей. Серебряный голубь. Рассказы. Собрание сочинений. М.: Республика, 1995. - 335 с.

16. Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.-528 с.

17. Белый Андрей. Старый Арбат. Повести. М.: Моск. рабочий, 1989. -588 с.

18. Белый Андрей. Стихотворения. Репринтное воспроизведение сборника 1923 года. Фотодокументы. О книге Андрея Белого «Стихотворения». -М.: Книга, 1988. 573 с.

19. Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Собрание сочинений. М.: Республика, 1994. - 559 с.

20. Путешествие на Восток. Письма Андрея Белого. // Восток Запад. Исследования. Перевод. Публикации. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.-291 с.2

21. Поплавский Б.Ю. Автоматические стихи. М.: Согласие, 1999.228 с.

22. Поплавский Б.Ю. Аполлон Безобразов. Домой с небес. СПб.: Logos, Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. - 352 с.

23. Поплавский Б.Ю. В поисках собственного достоинства // Человек. М., 1993, № 2. - с. 163-174; № 3. - с. 159-176.

24. Поплавский Б.Ю. Из дневников (1928-1935). Париж, 1938. - 68 с.

25. Поплавский Б.Ю. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма. -М.: Христианское издательство, 1996. 512 с.

26. Поплавский Б.Ю. По поводу. // Числа. - Париж, 1931, № 4. - с. 161-175.

27. Поплавский Б.Ю. Покушение с негодными средствами. Неизвестные стихотворения, письма к И.М. Зданевичу. М.: Христианское издательство, Дюссельдорф: Голубой всадник, 1997. - 158 с.

28. Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: В 3 т.; Berkeley, 1980. Т.1 -105 е.; Т. 2- 114 е.; Т.3-124 с.

29. Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: В 3 тт. М.: Согласие, 2000. Т. 1 - 346 е., т. 2 - 464 е., т. 3 - 441 с.

30. Поплавский Б.Ю. Сочинения. СПб.: Летний сад, журнал «Нева», 1999.-448 с.

31. Поплавский Б.Ю. Стихотворения. -Томск: Водолей, 1997. 192 с.3.

32. Асмус В.Ф. Владимир Сергеевич Соловьев. II Соловьев B.C. Сочинения в 2 томах. Том 1.-М.: Правда, 1989.-е. 3-12.

33. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

34. Беме Я. Аврора, или Утренняя звезда в восхождении. Репринтное издание 1914 года. -М.: Политиздат, 1990.-415 с.

35. Бердяев Н.А. По поводу «Дневников» Бориса Поплавского. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х тт., т.2. -М.: Искусство, 1994. с. 487-493.

36. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-368 с.

37. Лапшин И. Беме. // Беме Я. Christosophia, или Путь ко Христу. -СПб.: А-са, 1994.-е. 208-214.

38. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.

39. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Просвещение, 1991.-525 с.

40. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.

41. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - 400 с.

42. Мифологический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. 736 с.

43. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. лит., 1993. - с. 130-249.

44. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. -СПб.: Азбука, 2003.-336 с.

45. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.- 880 с.

46. Розанов В.В. О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира. // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. - с. 418-428.

47. Розанов В.В. Религия и культура. // Розанов В.В. Сочинения. Том 1.- М.: Правда, 1990. с. 17-3 26.

48. Розанов В.В. Темный лик. Метаморфоза христианства. // Розанов В.В. Сочинения. Том 1. М.: Правда, 1990. - с. 372-582.

49. Соловьев B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.». Стихи, проза, письма, воспоминания современников. М.: Моск. рабочий, 1990. - 445 с.

50. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соловьев B.C. Сочинения в 2 томах. Том 2. М.: Правда, 1989. - с. 610-618.

51. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения в 2 томах. Том 2. М.: Правда, 1989. - с. 5-170.

52. Сон семиотическое окно. 26-е Випперовские чтения. - М.: ГМИИ имени А.С. Пушкина, Институт сновидений и виртуальных реальностей, Фонд Антонио Мадзотта, 1994. - 148 с.

53. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Том 1. М.: Правда, 1990.-490 с.

54. Христианство: Словарь. М.: Республика, 1994. - 559 с.

55. Цвет и свет в художественном произведении. Межвуз. сб. науч. тр.- Сыктывкар: СГУ, 1990. 125 с.

56. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992.-479 с.

57. Штейнер Р. Очерк теории познания Гетевского мировоззрения -составленный, принимая во внимание Шиллера. -М.: Парсифаль, 1993. 142 с.

58. Штайнер Р. Очерк тайноведения. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Философия свободы. М.: ООО «Издательство ACT»; СПб. : Terra Fantastica, 2000. - 688 с.

59. Штейнер Р. У врат посвящения // Литературное обозрение. М., 1995,№4-5.-с. 69-73.

60. Энциклопедия мистицизма. СПб.: Литера, 1996. - 480 с.

61. Юнг К. Г. Психологические типы. Мн.: ООО «Попурри», 1998.656 с.4

62. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

63. Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 320 с.

64. Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. -М.: Новое литературное обозрение, 2000. 560 с.

65. Гаспаров М. Статьи о русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 394 с.

66. Гинзбург Л .Я. Литература в поисках реальности: Статьи, эссе, заметки. Л.: Советский писатель, 1987. - 399 с.

67. Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. - 408 с.

68. Иванчикова Е.А. Язык художественной литературы: Синтаксическая изобразительность. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1992. - 160 с.

69. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма. Проблема «жизнетворчества». Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991. - 316 2. с.

70. Тынянов Ю. История литературы. Критика. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 502 с.

71. Теория литературы. В 4 тт. Т. 4. Литературный процесс. / Главный редактор Ю.Б. Борев; Институт мировой литературы имени A.M. Горького. -М.: Наследие, 2001. 624 с.

72. Успенский Б. Поэтика композиции. Статьи о поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2002. - 502 с.5

73. Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990. - 687 с.

74. Амфитеатров А.В. Андрей Белый. // Амфитеатров А.В. Собр. соч. -Спб.: Просвещение, 1912.-Т. 15. С. 211-261.

75. Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М.: Сов. писатель, 1988. - 832 с.

76. Андрей Белый. Публикации. Исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 366 с.

77. Беккет В. Двойники и маски. Исповедальные мотивы в «Воспоминаниях о Блоке» Андрея Белого. // Литературное обозрение. М., 1993,№7-8.-с. 37-41.

78. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд-е. -1962.-Т. 5.-799 с.

79. Блок А.А. Стихотворения. Книга 3. 1907-1916. СПб.: Северо-Запад, 1994.-511 с.

80. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Театр. М.: Худож. лит., 1968.840 с.

81. Брюсов В. Сочинения. В 2 тт. Т. 2. М.: Худож. лит., 1987. - 575 с.

82. Воспоминания об Андрее Белом. М.: Республика, 1995. - 589 с.

83. Гервер Л.Л. Контрапунктическая техника Андрея Белого. // Литературное обозрение. М., 1995, № 4-5. - с. 192-196.

84. Городецкий С. Идолотворчество. И Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990. - с. 531537.

85. Гуль Р. Пол в творчестве: Разбор произведений Андрея Белого. -Берлин: Манфред, 1923. 45 с.

86. Долгополов JI.K. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: Сов. писатель, 1988.-416 с.

87. Долгополов Л.К. На рубеже веков: о русской литературе литературы конца 19 начала 20 века. - Л.: Сов. писатель, 1977. - 367 с.

88. Запись лекций М.М. Бахтина об А. Белом и Ф. Сологубе. Публикация С. Бочарова. 7/ Studia slavica. Bdpst., 1983. - Т. 29. - С. 221-243.

89. Зеленин А.В. Андрей Белый в русской эмигрантской публицистике. // Русская речь. М., 1999, № 4. - с. 76-80.

90. Иванов В. Андрей Белый. Пепел. // Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990. - с. 525528.

91. Иванов В. О русской идее. // Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990. - с. 528531.

92. Иванов-Разумник. Александр Блок. Андрей Белый. Пб: Алконост, 1919.-179 с.

93. Казин А.Л. Андрей Белый: начало русского модернизма // Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1. М.: Искусство, 1994. - с. 6-41.

94. Кац Б.А. О контрапунктической технике в «Первом свидании». // Литературное обозрение. М., 1995, № 4-5. - с. 189-191.

95. Кацис Л.Ф. И. В. Гете и Р. Штейнер в поэтическом диалоге А. Белый - О. Мандельштам. // Литературное обозрение. - М., 1995, № 4-5. - с. 168-178.

96. Клюев Н., Клычков С., Орешин П. Избранное. М.: Просвещение, 1990.-352 с.

97. Кулешова Е. О Белом. // Кулешова Е. Полифония идей и символов. -Торонто, 1981.-С. 7-60.

98. Лавров А.В. Андрей Белый и Кристиан Моргенштерн. // Сравнительное изучение литератур. Л.: Советский писатель, 1976. - с. 466472.

99. Лавров А.В. Русские символисты: этюды и размышления. М.: Прогресс-Плеяда, 2007. - 632 с.

100. Литературное наследство: Бугаева К., Петровский А. Литературное наследство Андрея Белого: Обзор. М.: Журн.-газ. об-ние, 1937. Т. 27-28.-С. 575-638.

101. Литературное наследство: Александр Блок: Новые исследования и материалы. М.: Наука, 1980. Т. 92. - Кн. 1. - 567 с.

102. Мочульский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов.- М.: Республика, 1997. 479 с.

103. Неизданная переписка А. Блока и Э.К. Метнера. // Российский литературоведческий журнал. М., 1997, № 9. - с. 90-118.

104. Новикова Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого.- АН СССР, Ин-т рус. яз. М: Наука, 1990. - 180 с.

105. Новикова Л.А. Андрей Белый как теоретик поэтического языка // Русская речь. М., 1990, № 5. - с. 35-42.

106. Одоевцева И. На берегах Невы. М.: Худож. лит., 1988. - 334 с.

107. Павлова JI.B. Parodia sacra: «Симфония (2-я, драматическая) Андрея Белого. // Известия АН. Серия литературы и языка- М., 1998, № 1. -с. 28-35.

108. Пискунов В.М. Лики поэзии Андрея Белого. // Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Собрание сочинений. М.: Республика, 1994. - с. 519.

109. Пискунов В.М. Наваждение над Россией. // Белый Андрей. Серебряный голубь. Рассказы. Собрание сочинений. М.: Республика, 1995. -с. 5-13.

110. Пискунова С.В., Пискунов В.М. Культурологическая утопия Андрея Белого // Вопросы литературы. М., 1995, № 3. - с. 217-246.

111. Пискунова С.В. О Блоке, о времени и о себе // Белый Андрей. Воспоминания о Блоке. Собрание сочинений. - М.: Республика, 1995. - 510 с.

112. Полушин В.Л. В лабиринтах Серебряного века. Книга о судьбах и творчестве. Кишинев: Hyperion, 1991.-255 2. с.

113. Пьяных М.В. Россия и революция в поэзии Александра Блока и Андрея Белого // Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990. - с. 5-30.

114. Русская литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений: В 2 т. Т. 1.: 1920-1930-е годы. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 496 с.

115. Секе К. Элементы стиля модерн в эссеистике А. Белого. «Луг зеленый». // Литературное обозрение. М., 1995, № 4-5. - с. 196-200.

116. Скрипкина В.А. Жизненная и творческая позиция Андрея Белого в берлинский период (1921-1923). // Очерки литературы русского зарубежья. -Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. М.: МПУ, 1997. с. 2938.

117. Смирнова Л.А. Единство духовных устремлений в литературе серебряного века. // Российский литературоведческий журнал. М., 1994, № 5-6.-с. 3-16.

118. Спивак M.JI. Андрей Белый Рудольф Штейнер - Мария Сивере // Литературное обозрение. - М., 1995, № 4-5. - с. 44-68.

119. Степун Ф. Памяти А. Белого // Совр. записки. 1934. - № 56. - с. 160-186.

120. Стрельцова И.Д. Андрей Белый. Цикл стихотворений «Звезда» (лингвопоэтика текста). // Филологические науки. М., 1998, № 3. - с. 98105.

121. Фаулз Д. Червь. М.: ACT, 2005. - 604 4. с.

122. Ходасевич В.Ф. Некрополь. Воспоминания. М.: Сов. писатель, Олимп, 1991.-192 с.

123. Ходасевич В.Ф. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1989. - 464 с.

124. Чернавская К.Л. Белый в архиве Е.И. Шамурина. // Литературное обозрение. М., 1995, № 4-5. - с. 38-40.

125. Чистякова Э.И. Жизнь по законам вечности. // Белый Андрей. Душа самосознающая. М.: Канон+, 1999. - с. 539-557.

126. Чистякова Э.И. «Эстетическое христианство» Андрея Белого // Вопросы философии. М., 1990, № 11. - с. 85-90.

127. Чурсина Л.К. К проблеме «жизнетворчества» в литературно-эстетических исканиях начала 20 века. // Русская литература. СПб., 1988, № 4.-е. 186-199.

128. Чурсина Л.К. О художественной структуре поэмы «Первое свидание». // Русская литература. СПб., 1992, № 4. - с. 39-58.

129. Юрьева З.О. Андрей Белый: преображение жизни и теургия. // Русская литература. СПб., 1992, № 1.-е. 58-84.

130. Адамович Г. Одиночество и свобода: Литературно-критические статьи. СПб.: Издательство «Logos», 1993. - 224 с.

131. Азов А.В. Проблема теоретического моделирования самосознания художника в изгнании: русская эмиграция «первой волны»: Монография. -Ярославль: ЯГУ им. К.Д. Ушинского, 1996. 224 с.

132. Аллен Л. Домой с небес. О судьбе и прозе Бориса Поплавского. // Поплавский Б.Ю. Аполлон Безобразов. Домой с небес. СПб.: Logos, Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. - с. 3-18

133. Алексеева Л.Ф. Время, безвременье и вечность в поэзии русского зарубежья 20-х годов. // Очерки литературы русского зарубежья. -Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. М.: МПУ, 1997. - с. 5765.

134. Байетт Антония С. Лед, снег, стекло. // Иностранная литература. -М., 2006, № 1. — с. 247-255.

135. Берберова Н.Н. Курсив мой: Автобиография. М.: Согласие, 1996.- 736 с.

136. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. - 286 с.

137. Богословский Н.А. Легенда Бориса Поплавского // Русская мысль.- Париж, 1992, № 3945 /11 сент/. с. 11; № 3946 /18 сент/. - с. 11; № 3947 /18 сент/. - с. 11; № 3948 / 2 окт/. - с. 11.

138. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. -СПб.: Logos, Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. 186 с.

139. Буслакова Т.П. Поплавский литературный критик. // Филологические науки. - М., 1998, № 2. - с. 33-42.

140. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья. Курс лекций. -М.: Высшая школа, 2003. 365 с.

141. Буслакова Т.П. Парижская «нота» в русской литературе: взгляд критики // Русская культура на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Тексты. Выпуск 1. М., 2000. - с. 90-102.

142. Буслакова Т.П. Русские и французские ориентиры в историко-литературной концепции Б.Ю. Поплавского. // Русская культура на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Тексты. Выпуск 2. М., 2002. - с. 65-76.

143. Васильев Б. Дальняя скрипка (О русском поэте-сюрреалисте Борисе Поплавском). // Октябрь. М., 1989, № 9. - с. 153-156.

144. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1956. - 387 с.

145. Варшавский B.C. Ожидание. Париж, 1972. - 303 с.

146. Великая Н.Н. Воскреснуть, вернуться в Россию. Проза русского зарубежья. Владивосток, 1996. - 3, 95 усл. п. л.

147. Верлен П. Стихотворения // Иностранная литература. М., 1986, №2.-с. 134-144.

148. Волошин М. «Средоточье всех путей.». Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М.: Моск. рабочий, 1989.-605 с.

149. ГаздановГ. О Поплавском.//Юность.-М., 1991, № 10.-с. 56-75.

150. Гете И. В. Фауст. // Хрестоматия по зарубежной литературе. М.: Просвещение, 1975. - с. 265-425.

151. Гессе Г. Игра в бисер. // Гессе Г. Избранное. Сборник. М.: Радуга, 1984.-592 с.

152. Грановская Л.И. Стихи Бориса Поплавского. // Русская речь. М., 1993,№6.-с. 22-24.

153. Ермилова Е.В. Поплавский. // Литература русского зарубежья. 1920-1940. Выпуск 2. //-М .: ИМЛИ, Наследие, 1999. 328 с.

154. Ибсен Г. Драмы. Стихотворения. М.: Худож.лит, 1972. - 803 с.

155. Иванов Г. Петербургские зимы. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1952.-240 с.

156. Иванова СЛ. Время Поплавского // Поплавский Б.Ю. Сочинения. СПб.: Летний сад, журнал «Нева», 1999. - с. 5-24.

157. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье.Пути и судьбы русской эмиграции. М.: Международные отношения, 1990. - 464 с.

158. Крейд В. Борис Поплавский и его проза. // Юность. М., 1991, № 1. — с. 2-6.

159. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции Ростов-на-Дону: Амфора, 1998.-302 с.

160. Латышко О.В. В поисках идеала. Философско-эстетические взгляды Б.Ю. Поплавского. // Очерки литературы русского зарубежья. -Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. М.: МПУ, 1997. с. 5765.

161. Латышко О.В. «Роман в сюртуке» Бориса Поплавского. // Русская культура на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Тексты. Выпуск 2. -М., 2002.-с. 35-45.

162. Латышко О.В. Язык жалости в творчестве Б.Ю. Поплавского. // Язык художественной литературы как феномен национального самосознания. Материалы научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Изд., 2005. - с. 145-156.

163. Линник Ю. Эстетика небытия / Борис Поплавский / // Новый журнал. Нью-Йорк, 1997, № 207. -с. 233-247.

164. Мандельштам О.Э. «И ты, Москва, сестра моя, легка.»: Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии; венок Мандельштаму. М.: Моск. рабочий, 1990. - 560 с.

165. Менегальдо Е. Борис Поплавский: от футуризма к сюрреализму. // Поплавский Б.Ю. Автоматические стихи. М.: Согласие, 1999. - с. 5-30.

166. Менегальдо Е. «Воображаемая вселенная» Бориса Поплавского (1903-1935). //Литературное обозрение. М., 1996, № 2. - с. 16-28.

167. Менегальдо Е. Линия жизни. Биографический очерк. // Поплавский Б.Ю. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма. М.: Христианское издательство, 1996. - с. 26-52.

168. Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919-1939. М.: Общество друзей Алексея Ремизова. - 2001. - 247 с.

169. Менегальдо Е. «Частное письмо» Бориса Поплавского // Поплавский Б.Ю. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма. М.: Христианское издательство, 1996. - с. 7-24.

170. Миллес. Галерея. De Agostini, 2005, № 47. - 32 с.

171. Михайлов О.Н. В рассеяньи целостная. // Российский литературоведческий журнал. - М., 1993, № 1.-е. 184-250.

172. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. Б.Ю. Поплавский. // Литература в школе. М., 1991, № 4. - с. 22-24.

173. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 1995.-431 с.

174. Михайлов О.Н. Поэт потерянного поколения. // Волга. Саратов, 1989, №7.-с. 71-73.

175. Мочульский К.В. Молодые поэты // Последние новости, 1929. 13 июля. № 3004.

176. Набоков В.В. Другие берега. Набоков В.В. Собр. соч. в 4х т. Т. 4. -М.: Худож. лит., 1990. - с. 133-304.

177. Одоевцева И. На берегах Сены. М.: Худож. лит., 1989. - 333 с.

178. По Э. Рассказы.-М.: Худож. лит., 1980.-351 с.

179. Раев М.И. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции. 1918-1939. Пер с англ. -М.: Прогресс- Академия, 1994.-296 с.

180. Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940. Франция. М. - Париж, 1995-1997, т. 1-4.

181. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический библиографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. - 742 с.

182. Северюхин Д.Я, Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917-1941).// Библиографический словарь. СПб.: Logos, 1994. - 392 с.

183. Семенова С. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (Гайто Газданов и Борис Поплавский) // Вопросы литературы. -М., 2000, № З.-с. 67-108.

184. Словарь поэтов русского зарубежья (под общей редакцией В. Крейда). СПб.: Худож. литература, 1999. - 553 с.

185. Случевский К.К. Стихотворения. Поэмы. Проза. М.: Современник, 1988. - 504 с.

186. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 180 2. с.

187. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: YMKA -PRESS; М.: Русский путь, 1996. - 448 с.

188. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека. -Париж Нью-Йорк, 1987. - 350 с.

189. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 23 тт. Т. 14. М.: Худож. лит., 1983.430 с.

190. Уайльд О. Избранные сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Республика, 1993.-559 с.

191. Уайльд О. Полное собрание стихотворений и поэм. СПб.: Евразия, 2000.-384 с.

192. Чагин А.И. Орфей русского Монпарнаса / О поэзии Бориса Поплавского/ // Российский литературоведческий журнал. М., 1996, № 8. -с. 169-195, №9.-с. 284-313.

193. Чагин А.И. Расколотая лира. М.: Просвещение, 2005. - 340 с.

194. Шаховская З.А. Отражения: Русский Монпарнас. // Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. -М.: Книга, 1991. с. 141-161.

195. Яновский B.C. Поля Елисейские. Книга памяти. СПб: Пушкинский дом, 1993. - 278 с.7

196. Жердева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов). Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01.-М., 1999.-213 с.

197. Кожевникова Н. Язык Андрея Белого. Дисс.докт. филол. наук: 10.01.02.-М., 1993.-446 с.

198. Латышко О.В. Модель мира в романе Б.Ю. Поплавского «Аполлон Безобразов». Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01.-М., 1998.-235 с.

199. Сизов В.Н. Поэзия Андрея Белого. 1917-1934. Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01.-М., 1990.-213 с.

200. Симачева И.Ю. Сатирическая традиция Н.В. Гоголя в прозе символистов (А. Белый, Ф. Сологуб). Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 1989.-225 с.

201. Шалыгина О.В. Время в художественных системах А.П. Чехова и А. Белого. Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01.-М., 1997.-203 с.

202. Menegaldo Н. L'univers imaginaire de Boris Poplavsky. Doctorat d'etat. -Paris X-Nanterre ,1981. 628 c.8

203. Aleksandrov V. Andrey Bely. The major symbolist fiction. Harvard, univers. press, 1985. - 224 p.

204. Andrey Bely: spirit of symbolizm. Ithaca, London: Cornell, univ. press, 1987.-375 p.

205. Elsworth J. D. Andrey Bely. Letchworth: Bradda books, 1972. - 122стр.

206. Gibson A. Russian poetry and criticism in Paris from 1920 to 1940. -The Hague: Leuxenhoff, 1990. 198 c.

207. Karlinsky S. The alien comet 11 Поплавский Б. Собр. соч. В 3-х тт. Т. 1. Беркли, 1980. - с. 9-12.

208. Olcott A. Boris Poplavsky: a forgotten poet // Stanford University, 1973.-78 с.

209. Olcott A. Poplavskij's life. // Поплавский Б. Собр. соч. В 3-х тт. Т. 1. Беркли, 1980. - с. 13-15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.