Рассказы Ю.П. Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Егнинова, Наталья Ерентуевна

  • Егнинова, Наталья Ерентуевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 174
Егнинова, Наталья Ерентуевна. Рассказы Ю.П. Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Улан-Удэ. 2006. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Егнинова, Наталья Ерентуевна

Введение.

Глава I. Орнаментальная проза в литературном процессе XX века.

1.1. Орнаментальная проза первой трети XX века: теория и история.

1.2. Творчество Ю. Казакова и лирическая проза

1950-1960-х годов.

Глава II. Традиции орнаментальной прозы в рассказах

Ю. Казакова.

2.1. Орнаментальные приемы в прозе И. Бунина и Ю. Казакова.

2.2. Орнаментальные традиции лейтмотивного типа повествования в рассказах Ю. Казакова.

Глава III. Поэтическое начало в жанре рассказа Ю. Казакова.

3.1. Типы рассказов в творчестве писателя.

3.2. Рассказы-«события» в прозе Казакова.

3.3. Рассказы-«переживания» в творчестве писателя.

Глава IV. Орнаментальные тенденции в стиле Ю. Казакова и специфика художественного сознания писателя.

4.1. Система поэтической языковой образности рассказов Казакова.

4.2. Особенности орнаментальной композиции рассказов Казакова.

4.3. Экзистенциальные доминанты в художественном сознании

Ю. Казакова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рассказы Ю.П. Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы»

Каждый талантливый писатель единственен в своем роде, потому что пишет лишь себя, лишь о мире, который окружает его небывалую, отличную от всех личность» (1,с.272). Это определение таланта, принадлежащее Юрию Павловичу Казакову (1927-1982), более чем справедливо, в первую очередь, по отношению к нему. Творческая уникальность художника позволила его произведениям стать одной из ярких страниц русской литературы XX века. Ю.Казаков - писатель необычайно лиричный, открывающий, как на исповеди, самые сокровенные тайники своей души. Его произведения -литература для думающего читателя с развитым эстетическим вкусом.

О сложности личности и творчества Ю. Казакова свидетельствуют противоречивые отзывы современников. С одной стороны, это восхищенные высказывания, с другой - ярлыки «декадента», «эпигона» (2, с. 102; с.55). Вяч. Вс. Иванов, выделяя Ю. Казакова среди писателей, «политически расходящихся с официальной литературой» в эпоху хрущевской оттепели, подчеркивал в его произведениях «технику письма, сходную с классиками», «хороший язык» (3, с.479). Многие писатели признавали несомненный талант Казакова, но при этом отмечали отсутствие в его произведениях столь необходимой в те годы социальной остроты. «Даровито, но самобытно ли.», - такими словами сдержанно оценили прозу Казакова современники. Так, А. Солженицын высказался о писателе следующим образом: «И какой же сильный и добротный был бы Ю. Казаков, если бы не прятался от правды» (4, с.11). Однако в понятие правды названные прозаики вкладывают разные смыслы. А. Солженицын - художник острого публицистического пафоса, Казаков, напротив, - художник с душой поэтического склада, «поэтому сильная сторона его творчества - эстетическая» (5, с.339). Всю свою жизнь Ю. Казаков писал, как отмечает другой исследователь И.Штокман, о «всечеловеческом» человеке, о тех его чувствах, остром контакте с жизнью, отклике на нее, что были и будут всегда» (6, с.77).

Степень изученности творчества Ю.П. Казакова в отечественном литературоведении. Одно из наиболее фундаментальных монографических исследований о Казакове - работа И. Кузьмичева (1986), который создавал ее при поддержке самого писателя, а также его жены и друзей. И. Кузьмичев, рассматривая прозу Казакова, ставит перед собой цель - «набросать в первом приближении, литературный портрет, не посягая на всесторонний анализ казаковской прозы». «Всесторонний анализ прозы», тем не менее, присутствует - исследователь достаточно подробно останавливается почти на всех произведениях автора, рассматривая их как прямое продолжение традиций классического реализма XIX века, что выражается в преданности жанру классического русского рассказа, безупречно отточенном языке, высоком духовном содержании произведений. Однако для И. Кузьмичева вопрос специфики эстетической системы прозаика, ее неоднозначности остается открытым: «Проза Казакова, при ее художественном совершенстве, требует кропотливого филологического рассмотрения» (7, с.6-8).

Сегодня раздаются голоса, которые отмечают сложность, художественной эстетики названного писателя. Так, И. Кукулин не включает творчество Казакова в определенное литературное русло, считает, что он «стоит особняком от прозы соцреализма», отмечает экзистенциональное содержание его произведений (8, с.210).

Автор одной из глубоких, обстоятельных работ о Казакове Н.Г.Махинина находит следы романтизма при разработке важных для писателя образов дороги, детства. Используя аксиологический подход и опираясь на опубликованные дневники и ряд известных рассказов автора (например, «Тедди», «Арктур - гончий пес», «Свечечка» и др.), она определяет основные романтические образы-символы, проводит сравнительный анализ его рассказов «Свечечка», «Во сне ты громко плакал» , с трилогией JI.H. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Подводя итоги, Н.Г. Махинина намечает следующие перспективы изучения его творчества: «Ждет своего решения. вопрос специфики творческого метода Ю. Казакова» (9, с.41,185).

В ряду ярких и полновесных последних работ о Казакове, несомненно, находится исследование A.M. Панфилова, в котором автор очерчивает «духовную одиссею» художника. Условно разделив творческую судьбу художника на три периода: "соревновательный", "мастерский" и "итоговый", исследователь также видит итог духовных поисков писателя в движении к христианскому миропониманию. Такой взгляд на творчество Казакова позволяет понять, почему он «замолчал» в последний период жизни:

Следует, скорее, говорить не о последнем молчании Юрия Казакова, а о t последней тишине полного понимания, которое, по существу, религиозно - в христианском, у Казакова, духе» (10, с. 192). Художник, по мнению ученого, в последний период творчества «ищет уже не свое место в литературе, - он -с помощью литературы - ищет свое место в мире, ищет оправдания жизни в высшем смысле». Однако Панфилов отмечает, что и «на закате своей жизни Казаков двоится. Творческие прозрения не принимаются художником за последнюю истину; напряженное религиозное устремление тут же ослабевает, как только писателя оставляет художественное вдохновение. В минуту вдохновения мир кажется одним, в минуту тоски. совсем другим» (10, с. 189). Стремление к идеалу гармоничного, по-детски цельного мировосприятия, иными словами, поиск внутренней гармонии и свободы, и вместе с тем осознание писателем невозможности полного достижения этого идеала для A.M. Панфилова - это признаки «внутренних катастроф писателя, сигнал о его внутренней незавершенности» (10, с. 124).

Однако Ю. Казаков, на наш взгляд, воспринимал невозможность достижения полного идеала скорее не как «катастрофу», а как неизменное условие «живой жизни»: он старался отразить на страницах своих произведений настоящую действительность (и свой внутренний мир как часть этой действительности) во всех ее противоречиях - именно в этом, по мнению художника, и заключается особое мужество писателя: «У тебя нет власти перестроить мир, как ты хочешь. Но у тебя есть твоя правда и твое слово. И ты должен быть трижды мужествен, чтобы, несмотря на свои несчастья, неудачи и срывы, все-таки нести людям радость и говорить без конца, что жизнь должна быть лучше» (1, с.85). Неустанное стремление к оптимистическому восприятию мира, несмотря на жизненные сложности, противоречивые чувства и мысли, - яркая черта мироощущения писателя.

Пожалуй, наиболее точной, на наш взгляд, в оценке прозы писателя является позиция Е. Галимовой, которая отмечает, что «повышенное внимание в отдельному моменту жизни», «психологизм. импрессионистичность его мировосприятия, тяга к анализу подвижных, переходных, текучих состояний» являются неотъемлемой составляющей творчества Юрия Казакова» (11, с.21). Е. Галимова рассматривает содержательную сторону произведений писателя, подробно останавливается на основных образах, темах и идеях, импрессионистически поданных в его произведениях. Подводя итог своей работе, автор монографии так же, как большинство исследователей, отмечает, что одной из малоизученных и актуальных проблем по-прежнему остается «подробный филологический анализ творчества писателя» (11, с.98).

Таким образом, наследие Казакова многогранно и далеко не полностью изучено. Мнение большинства ученых, исследовавших создания прозаика, убеждает нас в том, что художественная система Казакова требует тщательного анализа ее разнородных составляющих. По-настоящему одаренный писатель всегда доказывает своим опытом невозможность узкой теоретической классификации. Ю. Казаков как один из ярких прозаиков прошлого столетия, на наш взгляд, в творчестве во многом следовал не только художественным традициям классического реализма XIX века, но и традициям писателей первой трети XX века, среди которых особое место занимает традиция орнаментальной прозы.

Актуальность исследования. Орнаментальная проза как яркое литературное явление первой трети XX века, согласно закону непрерывности литературного процесса, не могла не оставить свой след в литературе последующих периодов. Ю.П. Казаков - один из немногих писателей-шестидесятников», который обратился к традиции орнаментального повествования. В своём творчестве он возрождал в определённой степени эту линию литературы, надолго позабытую литературой в советский период. Рассмотрение художественного мастерства Ю. Казакова в русле традиций русской орнаментальной прозы является весьма плодотворным, так как позволяет раскрыть важные грани прозы писателя, глубже осмыслить специфику художественного сознания автора, что определяет актуальность данного исследования.

В работе орнаментальная проза рассматривается как художественно-стилистическая разновидность словесного искусства, совмещающая в себе характерные черты прозы и поэзии. Для ее обозначения в исследовательской литературе используются различные термины: «поэтическая» или «чисто эстетическая» (В.М. Жирмунский), «поэтизированная» (Ю.Н. Тынянов), «неклассическая» (Н.А. Кожевникова), «лирическая», «ритмизованная» проза и др. Однако вслед за JI.A. Новиковым в работе отдается предпочтение термину «орнаментальная проза», так как глубокое внедрение в повествование поэтических приемов, их прорастание оправдывает понятие «орнаментализм»: непременным для орнамента является повтор тех или иных образных мотивов, стилизованных деталей образного целого (12, с. 29).

Орнаментальные тенденции, по мнению ученых, проявляются в разные периоды истории литературы: их можно обнаружить уже в древнерусской литературе в стиле «плетения словес» (Д.С. Лихачев, 13, с. 286), литературе

XIX века (в творчестве А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского (В.Шмид, 14, с.280)), но в большей степени в литературе XX века. В связи с этим в современной науке (М.М. Голубков, Ю.И. Левин, Е.Б. Скороспелова) как самостоятельное художественное явление выделяется орнаментальный стиль, «художественным принципом которого является организация прозаического текста по законам поэтической речи» (15, с. 230), что выражается в языковом и композиционном оформлении, сюжетостроении, жанровой специфике, образной структуре произведений в целом.

Весьма продуктивным в творческой манере Казакова, на наш взгляд, оказалось также присутствие элементов импрессионистической эстетики. Импрессионизм как эстетика, обладающая «переходным характером» (Л.В.Усенко, 16, с. 151), обогащает реалистически вещественный мир рассказов Казакова. В качестве подтверждения данного положения, оправдывающего подобное рассмотрение прозы писателя, можно привести следующее его высказывание: «Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть импрессионистически - мгновенно и точно. мазок - и миг уподоблен вечности, приравнен к жизни» (1, с.311). Техника мазка, умение затронуть только «нужные струны», придать необычайный лиризм «малому» жанру, в частности, роднит писателя с произведениями К.Г. Паустовского, авторов лирической прозы 1960-х годов О. Берггольц, В. Солоухина, В.Катаева и других современников писателя.

Отдельный аспект рассмотрения творчества писателя в данной работе -художественные параллели с произведениями И.А. Бунина. Творчество И.А.Бунина также оценивалось весьма неоднозначно в науке о литературе1.

1 Ф. Степун, В. Вейдле находят у Бунина зачатки модернистского письма. Западное литературоведение решительно относит Бунина к числу модернистов (Т. Марулло, Р. Поджолли, В. Вудворт и др.). Э. Полоцкая (17, с. 412), Э. Денисова (18, с. 22) прослеживали взаимопроникновение поэзии и прозы в раннем творчестве писателя. А.А. Волков, И.П. Ватенков видят в творчестве Бунина «реалистический метод. но преломленный через субъективное восприятие индивидуума» (16, с.216). О наличии в творчестве Бунина орнаментальных тенденций из современных исследователей говорит только Е. Скороспелова (19, с. 77).

При этом литературное родство обоих писателей отмечалось многими исследователями. В данной работе мы искали новые «точки соприкосновения» в стиле и художественном мышлении авторов: писателей сближает активное использование поэтических элементов в прозе, обращение к опыту импрессионизма и орнаментальному стилю.

Таким образом, подробный анализ особенностей стиля Казакова представляет в данной работе главный научный интерес и определяет цель диссертации - исследуя орнаментальные тенденции в стиле Казакова, выявить смысловые доминанты текста, раскрывающие существенные особенности мироощущения и художественной эстетики прозаика, его место в литературном процессе XX века.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть специфику феномена «орнаментальной прозы», его становление, развитие в творчестве писателей XX века;

2) определить литературные связи произведений Ю. Казакова с орнаментальными стилевыми традициями первой половины XX века (прежде всего, с прозой И.А. Бунина, А. Белого, А.П. Платонова и др.);

3) установить причины предпочтения Ю. Казаковым жанра рассказа на протяжении всего творчества;

4) выявить, какими художественными средствами, заимствованными из поэзии (на языковом и композиционном уровнях), выражаются в стиле рассказов писателя особенности художественного мышления Ю. Казакова;

5) рассмотреть комплекс наиболее важных для творчества писателя лейтмотивов, позволяющий определить основные доминанты художественного и личностного «пространства» автора и образующий художественный метатекст (авторский и общелитературный).

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что впервые творчество Казакова рассматривается в контексте традиций русской орнаментальной прозы, и это дало возможность выявить специфику воздействия поэтической формы словесного выражения на прозаический текст Казакова, определить, как орнаментальность обнаруживает определенные качества индивидуального мировосприятия прозаика. В таком преломлении творчество Казакова еще не становилось предметом специального исследования.

Хотя орнаментальные тенденции присутствуют уже в древнерусской литературе, литературе XIX века, как более масштабное и последовательное художественное явление они проявились в литературе первой трети XX века, именно в это время как обозначение данного явления возникает само понятие

- «орнаментальная проза». В связи с этим диссертантом в творчестве Казакова прослеживаются, прежде всего, художественные традиции писателей поэтического склада первой трети XX века, что позволяет определить объект исследования - творчество Ю. Казакова, рассмотренное в контексте литературного процесса XX столетия; и предмет исследования

- традиции орнаментальной прозы в рассказах писателя.

Методологическая и теоретическая база исследования - труды В.М. Жирмунского, А.Ф. Лосева, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского, Ю. Лотмана, Д.С. Лихачева, Б. Томашевского, Н.К. Гея, Б.М. Гаспарова, М. Гиршмана, Л.Я. Гинзбург, В.В. Кожинова, М.Б. Храпченко, А.В. Михайлова, Ю.Б. Орлицкого и др. Использовались теоретические исследования в области теории стиля, орнаментальной стилистики, импрессионизма в прозе XX столетия В.А. Келдыша, Л.К. Долгополова, Н.К. Гея, Л.А. Колобаевой, Н.В. Драгомирецкой, Г.А. Белой, Т. Сильман, В. Шмида, Л.В. Усенко, Л.Г. Андреева, Л.Е. Корсаковой, В.Г. Захаровой, Е.А. Скороспеловой, М.М. Голубкова, Л.А. Новикова, Н.А. Кожевниковой, Л.А. Иезуитовой, Ю.И. Левина, B.C. Измайлова и др. Методологическую основу исследования составил целостный подход, который базируется на сравнительно-историческом и лингвостилистическом способах изучения художественных текстов.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях творчества Ю. Казакова и литературы XX века в целом, а также при построении обновляемых в настоящее время курсов истории русской литературы XX века в вузовском и школьном преподавании.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на международной конференции «Россия - Азия: становление и развитие национального самосознания» (Улан-Удэ, 2005), ежегодных научно-практических конференциях преподавателей, сотрудников и аспирантов БГУ (Улан-Удэ, 2002-2005). Содержание работы отражено в шести публикациях (тезисах научных докладов и статьях).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, примечаний и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Егнинова, Наталья Ерентуевна

Заключение

Идея синтеза художественного слова, получившая широкое развитие в XX веке, обусловлена особенностями творческого сознания эпохи. Стремление избежать односторонности взгляда на мир, упрочить духовное начало в век техницизма подтолкнуло художников к поиску новых форм творческого выражения, объединивших в себе прозу и поэзию, музыку и живопись, философию и религию, чем и было обусловлено, в частности, обращение многих писателей к орнаментальному стилю.

Ю.П. Казаков, будучи также по творческому духу истинным писателем XX века, стремился постичь действительность во всей сложности. Творчество Казакова, по мнению многих ученых, относится к лирической прозе 1950-1960-х годов. Орнаментальная проза как художественное явление первой трети XX века и лирическая проза периода «оттепели» - явления родственные, основанные на соединении прозаического и поэтического начал в произведениях. Благодаря общности обозначенных литературных явлений в данной работе стало возможным рассмотрение лирической прозы Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы первой трети XX века. Выявленные орнаментальные стилистические тенденции, присущие рассказам писателя, позволили, в свою очередь, раскрыть многие существенные художественные стороны прозы Казакова.

Поэтические элементы гармонично растворены в прозаическом тексте Казакова. «Теснота» изобразительного ряда, монтажная композиция, яркая живописная фактура, изображение особых состояний человека и природы, которое в некоторых произведениях приводит к отказу от сюжетного действия, к лейтмотивно-ассоциативному типу повествования, к смещению реалий по принципу «остранения», стремление передать предмет несколькими яркими штрихами, способными выразить целое, обилие повторов, ритмическое оформление, звукопись - эти и другие черты рассказов Казакова составляют орнаментальное начало в прозе писателя.

Привнося орнаментальные стилистические черты, присущие в первой трети XX века писателям-модернистам, Казаков обогащал природу реалистического метода. При этом орнаментальность произведений Казакова так же, как у других писателей поэтического склада, весьма индивидуальна. В плане «особого» словоупотребления Казаков с языковым орнаментом обращался строго избирательно. В его рассказах мы не встретим такой насыщенной образности, как, например, у А. Белого, такого обилия нестандартных с точки зрения языковых норм, «остраненных» словесных и синтаксических конструкций, как у А.П. Платонова. Тем не менее, у него присутствует «эксперимент» во многих рассказах: отдельные сходные приемы орнаментального стиля мы обнаружили при сравнении рассказов писателя с творчеством А. Белого, А.П. Платонова, И.А. Бунина. Средства поэтической выразительности его произведений художественно оправданы и используются им только в наиболее важные моменты в его рассказах, содержат в себе основную смысловую нагрузку.

Орнаментальность у Казакова более последовательно и ярко представлена на композиционном уровне художественной системы (монтаж, «динамическая» композиция) и в особом ритме его прозы. Лирическое напряжение возникает в произведении в результате постоянного поиска писателем истины и в самом себе и в окружающем мире. Орнаментальность органично вписывается в стиль писателя, она усложняет восприятие до той степени, которая дает толчок для раздумий читателю, но при этом материал, «как стекло», присутствует, но не ощущается.

Отдельно нужно сказать о литературной традиции И.А. Бунина в творчестве 10. Казакова. Казаков вслед за Буниным субъективировал реалистический метод, обращаясь к поэтическим принципам. С лирико-философской прозой Бунина Казакова сближает фабульная ослабленность, развитие души, исповедальиость, фрагментарно-ассоциативная композиция, поэтическая образность. Он также стремится к импрессионистической свежести самовыражения. Для обоих писателей характерна модернистская антиномичность, одновременное сосуществование противоположностей. Однако благодаря поэтическому началу противоречивые чувства, мысли героев не разрушают органичную картину мира, присутствующую в произведениях писателей. Их проза подключается к эмоциональной сфере читателя, к его подсознанию, памяти тела, и обладает суггестивностью, подобно стихам.

Орнаментальный стиль близок импрессионизму, так как воспринимающее сознание - это общий для поэзии и импрессионистической прозы предмет изображения. Импрессионизм как эстетика, обладающая «переходным характером», обогащает реалистически вещественный мир рассказов Казакова. Однако стилистические орнаментальные приемы, которые в определенной степени использует Казаков и которые обусловлены импрессионистическим видением писателя, восходят к традиции русской орнаментальной прозы писателей-модернистов первой трети XX века. Орнаментальное начало в прозе писателя - это область пересечения разных способов художественного освоения действительности, необходимая для совершенствования индивидуального мастерства писателя.

Ярко выраженное поэтическое начало прозы Казакова, «умение видеть импрессионистически» определили его верность жанру рассказа. Выделенные нами типы рассказов Казакова различаются на композиционном уровне. Импрессионистическая эстетика, с одной стороны, предполагает лаконизм, сжатость, то есть стремление выразить в одном мазке целое, что присутствует в выделенных нами рассказах-«событиях», но с другой стороны, она предполагает равномерное приятие всего, что происходит, потому что в какой-нибудь незначительной мелочи может быть скрыта истина, и это свойственно рассказам-«переживаниям». В рассказах первого типа традиционная событийность, как правило, сохраняется, а рассказы второго типа полностью или частично построены по монтажному принципу. Рассказы-«события» чаще встречаются в ранних произведениях, рассказы-переживания» преобладают в поздний период творчества, и это, по нашему мнению, является следствием стремления писателя к полной свободе самовыражения, к предельной искренности с читателем, желания максимально приблизить искусство к реальности.

Сеть эквивалентностей, лейтмотивов, особенно отличающая прозу Казакова, - это выражение стремления писателя вскрыть глубинную сущность и гармонию мира. Концептуально значимые лейтмотивы (мотивы «цвета», «запаха», «дома», «дороги», «снега», «сна», «тумана», «движения», «покоя» и др.) проходят через большинство рассказов Казакова. Появляясь в наиболее значимых частях текста, они способствуют преодолению дискретности повествования как в рамках одного произведения, так и в контексте всего творчества, предполагают возможность неоднозначного восприятия и образуют метатекст, позволяющий судить о смысловых доминантах авторского «пространства». Лейтмотивы становятся средоточием, образным «сгустком» авторских раздумий о тоске и счастье, любви и одиночестве, мгновении и вечности, о творчестве и писательском труде.

Исследование поэтического стиля Казакова, лейтмотивной структуры его рассказов позволило нам обнаружить существенные свойства уникального индивидуального бытия писателя, которое носит, на наш взгляд, экзистенциальный характер. Слияние поэтического и прозаического начал в творчестве Казакова основывается на антиномичности его творческого сознания и, одновременно, стремлении преодолеть противоречивое восприятие мира, обрести внутреннюю «детскую» цельность, изначальную гармонию, на уровне текста утвердить свободную от различных условностей, созидательно-творческую сущность писательского труда, преобразовать «прозу» жизни в поэзию.

Художественное сознание Ю. Казакова включало поиск собственных эстетических средств, способных адекватно выразить сложное мировосприятие человека XX века. Преодолевая одностороннее восприятие реальности, отражение лишь внешнего поверхностного слоя жизни, то есть, приближаясь к обнаружению сущностей бытия, писатель вступал тем самым в орбиту экзистенциального сознания, что неизменно призывало к изменению природы его реализма. Органически обогащая его орнаментальными, импрессионистическими тенденциями, Казаков раскрывал новые возможности для реалистического способа освоения действительности. Все эти качества прозы Юрия Казакова позволяют утверждать, что рассказы писателя, созданные в лучших традициях русского рассказа XIX и XX веков, обладают гармонической цельностью и совершенством.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Егнинова, Наталья Ерентуевна, 2006 год

1. Белинский, В. Г. Эстетика и литературная критика Текст. : в 2 т. / В. Г. Белинский. - М., 1959.

2. Бальбуров, Э. А. Поэтика лирической прозы. 1960-1970-е годы Текст. / Э. А. Бальбуров. Новосибирск : Наука, 1985.1. Глава II

3. Чудакова, М.О. Избранные работы Текст. / М. О. Чудакова. М. : Языки русской культуры, 2001.

4. Т. 1: Литература советского прошлого. 2001.

5. Холмогоров, М. Это же смертное дело! (Перечитывая Ю. Казакова) Текст. / М. Холмогоров // Вопросы литературы. 1994, Вып. 3.

6. Казаков, Ю. Две ночи. Проза. Заметки. Наброски Текст. / Ю. Казаков. М.: Современник, 1986.

7. Бунин, И. А. Собрание сочинений Текст. : в 4-х т. / И.А. Бунин. М. : Правда, 1988.

8. Т. 1 : Стихотворения. Рассказы 1892-1909 гг. 1988.

9. Набоков, В. В. Собрание сочинений Текст. / В. В. Набоков. М., 1995.

10. Кожевникова, Н. А. Об обратимости тропов Текст. // Н. А. Кожевникова / Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979.

11. Шкловский, В. Б. О теории прозы Текст. / В. Б. Шкловский. М., 1983.

12. Сильман, Т. Заметки о лирике Текст. / Т. Сильман. Л. : Советский писатель, 1977.

13. Кузьмичев, И. Юрий Казаков. Набросок портрета Текст. / И. Кузьмичев. -Л., 1986.

14. Голубков, М. М. Русская литература XX в. Текст. : После раскола / М. М. Голубков. М.: Аспект Пресс, 2002.

15. Бунин, И. А. Собрание сочинений Текст. : в 6 т. / И. А. Бунин. Т. 5. -М., 1988.

16. Мережковский, Д. С. Акрополь Текст. : Избранные литературно-критические статьи / Д. С. Мережковский. М., 1991.

17. Ничипоров, И. Б. Творчество И. Бунина и художественные принципы модернизма Текст.: дис. .канд. филол. наук. -М., 2002.

18. Федякин, Ностальгия Текст. / С. Федякин // Литературное обозрение. -1989, №4.

19. Твардовский, А. О литературе Текст. / А. Твардовский. М. : Современник, 1973.

20. Белый, А. Поэзия. Петербург Текст. / А. Белый. М.: Слово, 2000.

21. Махинина, Н. Г. Проблемы нравственных ценностей в творчестве Ю. Казакова Текст. / Н. Г. Махинина. Казань, 1997.

22. Шмид, В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард Текст. / Вольф Шмид. СПб.: Инапресс, 1998.

23. Штокман, И. Адам и Ева Текст. (любовь, поиски счастья и герои Ю. Казакова) / И. Штокман // Жизнь на миру: время и проза : 60-90-е. М. : Ключ, 1995.

24. Тынянов, Ю. Литературная эволюция Текст. : Избранные труды / Ю. Тынянов. -М.: Аграф, 2002.

25. Галимова, Е.Ш. Художественный мир Ю. Казакова Текст. / Е.Ш. Галимова. Архангельск, 1992.1. Глава III

26. Конецкий, В. Некоторым образом драма: непутевые заметки, письма Текст. / В. Конецкий. Л.: Советский писатель, 1989.

27. Казаков, Ю. Две ночи Текст. Проза. Заметки. Наброски / Ю. Казаков. -М.: Современник, 1986.

28. Шорохов, А. Юрий Казаков. Долгие крики на берегу Коцита (Рассказ-притча) Текст. / А. Шорохов // Литературная учеба. 2002, № 7-8.

29. Михайлов, А. В. Новелла Текст. / А. В. Михайлов // Теория литературы. М., 2003.

30. Т. 3 : Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). -2003.

31. Шмид, В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард Текст. / Вольф Шмид. СПб.: Инапресс, 1998.

32. Чудакова, М. О. Избранные работы Текст. / М. О. Чудакова. М. : Языки русской культуры, 2001.

33. Т.1: Литература советского прошлого. 2001.

34. Цит. по: Бревнова, С. В. Системно-функциональное описание орнаментального поля художественного текста Текст. (на материале произведений Е. Замятина и Б. Пильняка): дис. .канд. филол. наук. -Краснодар, 2002.

35. Тынянов, 10. Литературная эволюция Текст. : Избранные труды / Ю. Тынянов. М.: Аграф, 2002.

36. Новиков, Л. А. Стилистика орнаментальной прозы А. Белого Текст. / Л. А. Новиков. М.: Наука, 1990.

37. Кожевникова, Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. Текст. / Н. А. Кожевникова. М. : Институт русского языка РАН, 1994.

38. Платонов, А. Избранные произведения Текст. : Рассказы. Повести / А. Платонов. М.: Мысль, 1983.

39. Цит. по: Корниенко, Н. Свет платоновского творчества Текст. / Н. Корниенко [вступ. ст.] //Платонов А. Вся жизнь: сборник. -М., 1991, с. 3-20.

40. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений Текст. // С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; [РАН. ИРЯ им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп.]. - М.: Азбуковник, 1999.

41. Махинина, Н. Г. Проблемы нравственных ценностей в творчестве Ю. Казакова Текст. / Н. Г. Махинина. Казань, 1997.1. Глава IV

42. Скороспелова, Е. Русская проза XX века Текст. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») / Е. Скороспелова. -М.ДЭИС, 2003.

43. Шкловский, В. Б. О теории прозы Текст. / В. Б. Шкловский. М., 1983.

44. Новиков, JI. А. Стилистика орнаментальной прозы А. Белого Текст. / JI. А. Новиков. М.: Наука, 1990.

45. Казаков, Ю. Две ночи Текст. Проза. Заметки. Наброски / Ю. Казаков. М.: Современник, 1986.

46. Бунин, И. А. Собрание сочинений Текст. : в 4 т. / И. А. Бунин. М. : «Правда», 1988.

47. Т. 1 : Стихотворения. Рассказы 1892-1909 гг. 1988.

48. Шмид, В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард Текст. / Вольф Шмид. СПб.: Инапресс, 1998.

49. Белый, А. Поэзия. Петербург Текст. / А. Белый. М.: Слово, 2000.

50. Кожевникова, Н. А. Об обратимости тропов Текст. / Н. А. Кожевникова // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979.

51. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Веселовский. -М., 1989.

52. Штокман, И. Адам и Ева (любовь, поиски счастья и герои Ю. Казакова) Текст. / И. Штокман // Жизнь на миру: время и проза: 60-90-е. М. : Ключ, 1995.

53. Сильман, Т. Заметки о лирике Текст. / Т. Сильман. JI. : Советский писатель, 1977.

54. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. / В. М. Жирмунский. JL, 1977.

55. Кузьмичев, Й. Юрий Казаков. Набросок портрета Текст. / И. Кузьмичев. JL, 1986.

56. Толстой, Л. Н. Что такое искусство? Текст. / JI. Н. Толстой. М., 1985.

57. Твардовский, А. О литературе Текст. / А. Твардовский. М. : Современник, 1973.

58. Тынянов, Ю. Литературная эволюция: Избранные труды Текст. / Ю. Тынянов. М.: Аграф, 2002.

59. Смирнов, И. Рассказ в системе целостного осмысления творческого наследия писателя («Во сне ты горько плакал» Ю. Казакова) Текст. // И. Смирнов / Целостность художественного произведения. Л., 1986.

60. Вейдле, В. Умирание искусства Текст./В. Вейдле.-М., 2001.

61. Бердяев, Н. А. Кризис искусства Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1990.

62. Горышин, Г. Жребий: Рассказы о писателях Текст. / Г. Горышин. Л, 1987.

63. Лейдерман, Н. Л., Липовецкий, М. Н. Современная русская литература Текст. 1950-90-е годы / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. М. : Академия, 2003.

64. Т. 1 : Современная русская литература 1953-1968 гг. 2003.

65. Галимова, Е. Ш. Художественный мир Ю. Казакова Текст. / Е. Ш. Галимова. Архангельск, 1992.

66. Цит. по: Конецкий, В. Некоторым образом драма Текст. : непутевые заметки, письма / В. Конецкий. Л.: Советский писатель, 1989.

67. Список использованной литературы

68. Андреев, JL Г. Импрессионизм Текст. / Л. Г. Андреев. М., 1980. - 249 с.

69. Аббаньяно, Н. Экзистенция как свобода Текст. / Н. Аббаньяно // Вопросы философии. 1992, №8. - с. 145-157.

70. Антонов, С. Письма о рассказе Текст. / С. Антонов. М. : Советский писатель, 1964. - 328 с.

71. Бальбуров, Э. А. Поэтика лирической прозы Текст. : 1960-70-е годы / Э. А. Бальбуров. Новосибирск : Наука. Сибирское отделение. - 1985.- 132 с.

72. Бахматова, Г. Концептуальность орнаментального стиля русской прозы lA XX века Текст. / Г. Бахматова // Филологические науки. 1989, № 4.- с.15-31.

73. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. -М, 1979. -318 с.

74. Бахтин, М. М. : pro et contra Текст. : Антология / М. М. Бахтин. СПб. : Изд-во РХГИ. - (Русский путь), 2002.

75. Т. 2 : Творчество и наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры. -2002.-712 с.

76. Белая, Г. А. Литература в зеркале критики Текст. / Г. А. Белая. М., 1986.- 517 с.

77. Белая, Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы 1920-х годов Текст. / Г. А. Белая. М.: Наука, 1977. - 254 с.

78. Белинский, В. Г. Эстетика и литературная критика Текст. : в 2 т. / В. Г. Белинский. М., 1959. - 2 т.

79. Белый, А. О себе как о писателе Текст. // А. Белый. Проблемы творчества : Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988. - 830 с.

80. Белый, А. Поэзия. Петербург Текст. / А. Белый. М. : Слово, 2000. -615 с.

81. Бердяев, Н. А. Кризис искусства Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1990. - 47 с.

82. Бердяев, Н. А. О русских классиках Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1993. - 366 с.

83. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности Текст. : Избранные труды / Н. А. Бердяев. М.: Флинта, 1999. - 309 с.

84. Бессонова, М. И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Текст. : дисс. канд. филол. наук. М., 1996. - 189 с.

85. Бицилли, П. М. Бунин и его место в русской литературе Текст. / П. М. Бицилли // Русская речь. 1995, №6. - с. 15-28.

86. Бочаева, Н. Г. Мир детства в творческом сознании и художественной практике И. Бунина Текст.: дисс. .канд. филол. наук. Елец, 1999. -348 с.

87. Бревнова, С. В. Системно-функциональное описание орнаментального поля художественного текста Текст. (на материале произведений Е. Замятина и Б. Пильняка): дисс. . канд. филол. наук. Краснодар, 2002.-348 с.

88. Бунин, И. А. Собрание сочинений Текст. : в 4 т. / И. А. Бунин. М. : «Правда», 1988. - 478 с.

89. Т. 1 : Стихотворения. Рассказы 1892-1909 гг. 1988.

90. Бунин, И. А. Собрание сочинений Текст. : в 6 т. / И. А. Бунин. М., 1988.-Т. 5.- 478 с.

91. Бунин, И. А. : pro et contra : Личность и творчество И. Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей Текст. : Антология / И. А. Бунин. (Русский путь). - СПб.: РХГИ, 2001.- 1016 с.

92. Вайль, П., Генис, А. 60-е. Мир советского человека Текст. / П. Вайль, А. Генис. М, 1971.-331 с.

93. Вейдле, В. Умирание искусства Текст. / В. Вейдле. М., 2001. - 447 с.

94. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Веселовский. -М., 2004. 650 с.

95. Виноградов, В. В. О языке художественной прозы Текст. // В. В. Виноградов Избранные труды. -М., 1980. 388 с.

96. Вознесенский, А. Ю. Казаков Текст. // А. Вознесенский Прорабы духа. -М., 1984. с. 375-376.

97. Волков, А. Проза Ивана Бунина Текст. / А. Волков. М., 1967. - 355 с.

98. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы Текст. / И.Ф. Волков. М.: Искусство, 1978. - 264 с.

99. Выготский, Л. С. Бунин «Легкое дыхание» Текст. // Л. С. Выготский Психология искусства. М., 1968. - с. 187-208.

100. Галимова, Е. Ш. Художественный мир Ю. Казакова Текст. / Е. Ш. Галимова. Архангельск, 1992. - 435 с.

101. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы Текст. Очерки русской литературы XX века / Б. М. Гаспаров. М., 1993. - 388 с.

102. Гей, Н. К. Стиль как «внутренняя логика» литературного развития Текст. / Н. К. Гей // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX-XX веков. М.: Наука, 1974. - с. 345-384.

103. Гей, Художественность литературы Текст. : Поэтика. Стиль / Н. К. Гей. М.: Наука, 1975.-471 с.

104. Геллер, М. Я. Платонов в поисках счастья Текст. / М. Я. Геллер. М., 2000. - 428 с.

105. Георгиевский, А. С. Обретение дома (Ю. Казаков) Текст. // А. С. Георгиевский Русская проза малых форм последней трети XX века: Духовный поиск, поэтика, творческие индивидуальности. М.: Альфа, 1999.-с. 86-101.

106. Гинзбург, JI. Я. О психологической прозе Текст. / JI. Я. Гинзбург. Л., 1964.-443 с.

107. Гиршман, М. Ритм художественной прозы Текст. / М. Гиршман. М., 1982.-367 с. .

108. Голубков, М. М. Литература второй половины XX века Текст. : размышления о новых подходах, новом учебнике и не только о нем / М. М. Голубков // Вестник МГУ. Сер. Филология. М., 2001. - с.3-21.

109. Голубков, М. М. Русская литература XX в.: После раскола Текст. / М. М. Голубков. М.: Аспект Пресс, 2002. - 267 с.

110. Горышин, Г. Жребий Текст.: Рассказы о писателях / Г. Горышин. Л, 1987.-288 с.

111. Гречнев, В. Я. Русский рассказ конца Х1Х-ХХ вв. Текст. (проблематика и поэтика жанра) / В. Я. Гречнев. Л., 1979. - 208 с.

112. Гуревич, А. М. Динамика реализма в русской литературе XIX века Текст. / А. М. Гуревич. М.: ГИТИС, 1994. - 88 с.

113. Денисова, Э. И. «Прозаические» стихи и «поэтическая» проза Текст. (к спорам о поэзии Бунина) / Э. И. Денисова // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1972. - Т. 485. - с. 22-39.

114. Долгополов, Л. К. А. Белый и его роман «Петербург» Текст. / Л. К. Долгополов. Л., 1988. - 413 с.

115. Долгополов, Л. К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX начала XX в. Текст. / Л. К. Долгополов. Л., 1985. - 351 с.

116. Драгомирецкая, Н. В. Стилевые искания в советской прозе Текст. / Н. В. Драгомирецкая // Теория литературы : в 3 т. М., 1965.

117. Т. III: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении. -1965. -с. 125-172.

118. Евсеев, В. Н. Художественная проза Е. Замятина. Творческий метод. Жанровые принципы. Стиль Текст. : дисс. . докт. филол. наук. М., 2001.-380 с.

119. Емельянова, Т. В. Характер литературного персонажа в рассказе Казакова «Манька» Текст. / Т. В. Емельянова // Проблемы метода, жанра и стиля в русской литературе : межвуз. сб. науч. тр. Кн. 6. - М,1998.-207 с.

120. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. / В. М. Жирмунский. Л., 1977. - 407 с.

121. Замятин, Е. И. Новая русская проза Текст. // Е. И. Замятин Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания. М.: Наследие,1999.-359 с.

122. Замятин, Е. И. Избранные труды Текст. : в 2 т. / Е. И. Замятин. М. : Художественная литература, 1990. - Т. 2. - 410 с.

123. Захарова, В. Г. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века Текст.: дисс. докт. филол. наук. -М., 1995. 363 с.

124. Зверев, А. XX век как литературная эпоха Текст. / А. Зверев // Вопросы литературы, 1992. Вып. 21.-е. 3-56.

125. Зотова, Е. И. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Б. Пастернака Текст. / Е. И. Зотова. М. : Изд-во Москов. гос. ун-та, 1998.-255 с.

126. Иващенко, Е. Г. Эволюция литературного билингвизма в творчестве В. Набокова (взаимодействие стиха и прозы) Текст.: дис. канд. филол. наук.-М., 2004.-248 с.

127. Иезуитова, Л. А. В поисках выражения «самого главного.» Текст. / Л. А. Иезуитова // Русская литература. 1996, № 3. - с. 214-226.

128. Иезуитова, Л. А. Творчество Бунина единая книга о «себе» Текст. / Л. А. Иезуитова // Автоинтерпретация : сб. ст. - СПб., 2002. - с. 97-133.

129. Измайлов, В. С. Повтор как прием орнаментальной прозы Текст. : дисс. канд. филол. наук. -М., 1995. 265 с.

130. Ильин, И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев Текст. / И. А. Ильин. М., 1991. - с. 25-78.

131. Казаков, Ю. П. «А может быть сказано еще не все.» Текст. / Ю. П. Казаков // Ленинская смена. Алма-Ата, 1965. - 31 янв. с. 3.

132. Казаков, Ю. П. Две ночи. Проза. Заметки. Наброски Текст. М. : Современник, 1986. - 336 с.

133. Казаков, Ю. П. «Как я люблю людей.» (Из писем Казакова) Текст. / Ю. П. Казаков //Литературное обозрение. 1986. № 8, с. 105-110.

134. Казаков, Ю. П. Плачу и рыдаю. Текст. / Ю. П. Казаков М.: Русская книга, 1996.-512 с.

135. Казаков, Ю. П. Легкая жизнь. Рассказы Текст. / Ю. П. Казаков. СПб. : Азбука-классика, 2003. - 782 с.

136. Карасев, Л. В. Движение по склону : О сочинениях А. Платонова Текст. / Л. В. Карасев. М., 2002. - 140 с.

137. Карпов, И. П. Проза Ивана Бунина (Очерки авторства) Текст. / И. П. Карпов. -М., Йошкар-Ола, 1996. 335 с.

138. Келдыш, В. А. Русский реализм начала XX века Текст. / В. А. Келдыш.-М., 1975.-280 с.

139. Келдыш, В. А. К проблеме литературных взаимодействий в начале XX века (о так называемых промежуточных явлениях) Текст. / В. А. Келдыш // Русская литература. 1979, №2. - с. 16-27.

140. Кириллина, О. Проблема соотношения поэзии и прозы в творчестве И. Бунина и В. Набокова Текст. / О. Кириллина // ПРОчтение : сб. ст. по русской литературе XX века. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2002. - с. 7-23.

141. Кирнос, Д. И. Индивидуальность и творческое мышление Текст. / Д. И. Кирнос. -М., 1992.- 171 с.

142. Кожевникова, Н. А. Об обратимости тропов Текст. / Н. А. Кожевникова // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. - с. 210-222.

143. Кожевникова, Н. Из наблюдений над неклассической прозой Текст. / Н. Кожевникова // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1976. - Т. 35, № 1. - с. 55-69.

144. Кожин, А. А. Некоторые особенности структуры повествования текстов орнаментальной прозы Текст. / А. А. Кожин // Филологические науки. 2003, № 6. - с. 53-62.

145. Кожинов, В. В. Введение Текст. / В. В. Кожинов // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX-XX веков. М.: Наука, 1974. - с. 3-17.

146. Колобаева, JI. А. Проза И. А. Бунина Текст. / Л. А. Колобаева. М., 1998. - 360 с.

147. Конецкий, В. Некоторым образом драма Текст. : непутевые заметки, письма / В. Конецкий. JI.: Советский писатель, 1989. - 366 с.

148. Корман, Б. О. Родовая природа рассказа К. Паустовского «Телеграмма» (К вопросу о специфике лирической прозы) Текст. / Б. О. Корман // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976. - Вып. 2.-125 с.

149. Корман, Б. О. Лирика и реализм Текст. / Б. О. Корман. Иркутск, 1986.-93 с.

150. Корниенко, Н. Свет платоновского творчества Текст. / Н. Корниенко [вступ. ст.] // А. Платонов Вся жизнь: сборник. М., 1991.-е. 3-20.

151. Корсакова, Л. Е. Импрессионистическая поэтика в русской прозе Уз XX века Текст.: диссканд. филол. наук. Чебоксары, 2000. - 175 с.

152. Крамов, И. В зеркале рассказа Текст. : Наблюдения, разборы, портреты / И. Крамов. М., 1986. - 271 с.

153. Кузнецов, М. Советский роман : Очерки Текст. / М. Кузнецов. М. : Изд-во АН СССР, 1963. - 302 с.

154. Кузнецова, А. А. Проза Ю. Казакова (Проблематика и поэтика) Текст. : дисс. канд. филол. наук. Тверь, 2001. - 195 с.

155. Кузьмичев, И. Юрий Казаков. Набросок портрета Текст. / И. Кузьмичев. СПб., 1986. - 270 с.

156. Кукулин, И. Про мое прошлое и настоящее Текст. / И. Кукулин // Знамя. 2002, № 10. - с. 208-215.

157. Кулиева, Р. Реализм Чехова и проблема импрессионизма Текст.: дисс. . канд. филол. наук. М., 1974. - 352 с.

158. Лейдерман, Н. Л., Липовецкий, М. Н. Современная русская литература. 1950-90-е годы Текст. : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. -М.: Академия, 2003.

159. Т. 1 : Современная русская литература 1953-1968 гг. 2003. - 416 с.

160. Лейдерман, Н. Л. Теоретические проблемы изучения русской литературы XX в. Текст. / Н. Л. Лейдерман // Русская литература XX в. : Направления и течения : сб. науч. тр. Екатеринбург, 1992. - Вып. 1.-с. 58-71.

161. Левин, Ю. И. От синтаксиса к смыслу («Котлован» А. Платонова»)» Текст. // Ю.И. Левин Избранные труды. Поэтика. Семиотика. Школа «Языки русской культуры». М., 1998. - с. 410-415.

162. Липовецкий, М. Забудем слово «реализм» Текст. / М. Липовецкий // Литературная газета. -1991,4 дек. с. 5-15.

163. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Д. С. Лихачев. 3-е изд. - М., 1979. - 352 с.

164. Лихоносов, В. Воспоминания о Казакове Текст. / В. Лихоносов // Писатель и время : сб. № 4. М., 1989. - с. 12-22.

165. Лосев, А. Ф. Модернистская модель Текст. / А. Ф. Лосев // Вестник Москов. гос. ун-та. Сер. Филология. 1996, № 1. - с. 136-150.

166. Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля Текст. / А. Ф. Лосев. -Киев, 1994. 650 с.

167. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман.-М., 1970.-384 с.

168. Лотман, Ю. М. О русской литературе Текст. : статьи и исследования (1958 1993) / Ю. М. Лотман. - СПб, 1997. - 848 с.

169. Мальцев, Ю. В. Иван Бунин Текст. / Ю. В. Мальцев. М., 1991. - 405 с.

170. Марулло, Т. Г. «Ночной разговор» Бунина и «Бежин луг» Тургенева Текст. / Т. Г. Марулло // Вопросы литературы. 1994, №3. - с. 109-124.

171. Махинина, Н. Г. Проблемы нравственных ценностей в творчестве Ю. Казакова Текст. / Н. Г. Махинина. Казань, 1997. - 388 с.

172. Мережковский, Д. С. Акрополь Текст. : Избранные литературно-критические статьи / Д. С. Мережковский. М., 1991. - 351 с.

173. Михайлов, А. В. Новелла Текст. / А. В. Михайлов // Теория литературы. М., 2003.

174. Т. III : Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). -2003.-с. 245-250.

175. Михайлов, А. В. Проблема стиля и этапы развития литературы Нового времени Текст. / А. В. Михайлов // Теория литературных стилей : Современные аспекты изучения. М., 1982. - с. 140-182.

176. Мочульский, К. В. А. Белый Текст. / К. В. Мочульский. Томск : Водолей, 1997.-256 с.

177. Нагибин, Ю. Время жить Текст. / Ю. Нагибин. М., 1987. - 548 с.

178. Напцок, М. Р. Словотворчество в прозе русского зарубежья (Первая волна эмиграции : И. Бунин, Е.И. Замятин, В.В. Набоков) Текст. / М. Р. Напцок. Майкоп, 2001.- 190 с.

179. Нефедов, В. В. Чудесный призрак: Бунин-художник Текст. / В. В. Нефедов. Минск, 1990. - 320 с.

180. Николина, Н. А. Лингвостилистический анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» Текст. / Н. А. Николина // Русская словесность. 1996, №3. - с. 79-83.

181. Нинов, А. Современный рассказ Текст. / А. Нинов. Л.: ГИХЛ, 1969. -455 с.

182. Ничипоров, И. Б. Творчество И. Бунина и художественные принципы модернизма Текст.: дис. канд. филол. наук. -М, 2002. 187 с.

183. Новиков, В. Плодотворность противоречий Текст. / В. Новиков // Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция : Избранные труды. М. : Аграф, 2002.-496 с.

184. Новиков, Л. А. Стилистика орнаментальной прозы А. Белого Текст. / Л. А. Новиков. -М.: Наука, 1990. 180 с.

185. Огнев, А. В. Современный русский рассказ Текст. / А. В. Огнев. М., 1987. - 308 с.

186. Павловский, А. О Казакове Текст. / А. Павловский Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970. - с. 48-75.

187. Панфилов, А. М. Художественный мир Ю. Казакова и духовные традиции русской литературы Текст. : дис. .канд. филол. наук. -М., 1999.-388 с.

188. Пастернак, Б. Л. Сочинения Текст. / Б. Л. Пастернак. М., 1998. - 788 с.

189. Паустовский, К. Г. Избранные произведения Текст. : в 3 т. / К. Г. Паустовский. М., 1995. - 3 т.

190. Платонов, А. Избранные произведения Текст.: Рассказы. Повести / А. Платонов. -М.: Мысль, 1983. 653 с.

191. Полоцкая, Э. Взаимопроникновение поэзии и прозы у раннего Бунина Текст. / Э. Полоцкая // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1970. - Т. XXIX. -Вып. 5.-с. 412-418.

192. Проскурня, Н. В. Ю. Тынянов как писатель и литературовед: жанрово-стилевой эксперимент в историко-биографическом романе Текст. : дис. канд. филол. наук. -М., 1999. 199 с.

193. Сабат, А. Н. Мастерство создания портрета в романе Е. Замятина «Мы» Текст. / А. Н. Сабат // Творческое наследие Е. Замятина : взгляд сегодня : науч. докл., ст., очерки, заметки, тез. : в 2 ч. Тамбов, 1994. -ч.1.-с. 104-117.

194. Саввина, Г. А. Эволюция образа автора в творчестве Ю. Казакова Текст. / Г. А. Саввина. Астрахань, 1998. - 245 с.

195. Сазонова, JI. И. Древнерусская ритмическая проза XI—XIII веков Текст. / Л. И. Сазонова. Л., 1973. - 248 с.

196. Скороспелова, Е. «Неклассическая» проза : наследование и развитие традиций символизма и авангарда Текст. // Е. Скороспелова Русская проза XX века. От А. Белого («Петербург») до Пастернака («Доктор Живаго»), М.: ТЭИС, 2003. - с. 48-85.

197. Скороспелова, Е. Русская советская проза 1920-30-х годов : судьбы романа Текст. / Е. Скороспелова. М. : Изд-во Москов. гос. ун-та,1985.-262 с.

198. Силантьев, И. В. Поэтика мотива Текст. / И. В. Силантьев; [Отв. ред. Е. К. Ромодановская]. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

199. Сильман, Т. Заметки о лирике Текст. / Т. Сильман. Л. : Сов. писатель, 1977. - 223 с.

200. Сливицкая, О. В. «Повышенное чувство жизни» : мир И. Бунина Текст. / О. В. Сливицкая. М.: РГГУ, 2004. - 204 с.

201. Смирнов, И. Рассказ в системе целостного осмысления творческого наследия писателя («Во сне ты горько плакал» Ю. Казакова) Текст. // И. Смирнов Целостность художественного произведения. Л. : ЛГПИ,1986.-с. 130-150.

202. Твардовский, А. О литературе Текст. / А. Твардовский. М. : Современник, 1973. - 445 с.

203. Томашевский, Б. Стих и язык Текст. / Б. Томашевский, М,; Л,, 1959. -348 с.

204. Трефилова, Г. П. К. Паустовский, мастер прозы Текст. / Г. П. Трефилова. М., 1983.-521 с.

205. Тынянов, Ю. Литературная эволюция: Избранные труды Текст. / Ю. Тынянов. М.: Аграф., 2002. - 496 с.

206. Усенко, JI. В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века Текст. / Л. В. Усенко. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов, гос. ун-та, 1988. - 237 с.

207. Федякин, С. Ностальгия Текст. / С. Федякин // Литературное обозрение. 1989, № 4. - с. 93-95.

208. Химич, В. Н. Чеховские традиции в рассказах Ю. Казакова Текст. / В. Н. Химич // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. -Свердловск, 1970. Вып. 17.-е. 76-79.

209. Холмогоров, М. Это же смертное дело! (Перечитывая Ю. Казакова) Текст. / М. Холмогоров // Вопросы литературы. 1994. - Вып. 3. - с. 524.

210. Холмогоров, М. Ю. Казаков Текст. / М. Холмогоров // Русские писатели XX века : Библиографический словарь; [Гл. ред. Николаев П.А.]. М.: БСЭ, 2000, с. 355-360.

211. Храпченко, М. Б. Художественное творчество, действительность, человек Текст. / М. Б. Храпченко. М. : Советский писатель, 1982. -416 с.

212. Чебракова, Е. Традиции Бунина в творчестве Казакова Текст. / Е. Чебракова // Литературный процесс : Традиции и новаторство. -Архангельск, 1992. с. 88-97.

213. Чудакова, М. О. Избранные работы. Текст. / М. О. Чудакова. М. : Языки русской культуры, 2001.

214. Т. 1 : Литература советского прошлого. -2001. 472 с.

215. Шкловский, В. Б. О теории прозы Текст. / В. Б. Шкловский. М., 1983.-384 с.

216. Шмид, В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард Текст. / Вольф Шмид. СПб.: Инапресс, 1998. - 788 с.

217. Шмид, В. Орнаментальный текст и мифическое мышление в рассказе Е. Замятина «Наводнение» Текст. / Вольф Шмид // Русская литература. 1992, № 2. - с. 56-67.

218. Шорохов, А. Юрий Казаков Долгие крики на берегу Коцита (Рассказ-притча) Текст. / А. Шорохов // Литературная учеба. 2002, № 7-8. - с. 25-34.

219. Штерн, М. С. В поисках утраченной гармонии : Проза Бунина 19301940 гг. Текст. : Монография / М. С. Штерн. Омск, 1997. - 240 с.

220. Штерн, М. С. Краткие рассказы И. Бунина как лирический цикл Текст. / М. С. Штерн // Творческое наследие И. Бунина и мировой литературный процесс. Орел, 1995. - с. 21-53.

221. Штокман, И. Адам и Ева (любовь, поиски счастья и герои 10. Казакова) Текст. // И. Штокман Жизнь на миру : время и проза : 60-90-е. М. : Ключ. 1995.-с. 111-127.

222. Штокман, И. Долгое эхо (Что оставил нам Ю. Казаков) Текст. // И. Штокман Жизнь на миру : Время и проза : 60-е -90-е. М. : Ключ, 1995.-с. 134-139.

223. Шукшин, В. М. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / В. М. Шукшин. -М., 1998.-Кн. 6.-544 с.

224. Эльсберг, Я. Е. Смена стилей в советском русском рассказе 1950-60-х годов. С. Антонов Ю. Казаков - В. Шукшин Текст. / Я. Е. Эльсберг // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX-XX веков. -М.: Наука, 1974. - с. 178-201.

225. Эльяшевич, А. Единство цели многообразие поисков. О стилевых течениях в советской литературе Текст. / А. Эльяшевич. - Л. : Советский писатель, 1980. - 542 с.

226. Якобсон, Р. О. «Новейшая русская поэзия. Набросок первый» (1921) Текст. // P.O. Якобсон Литературная эволюция : Избранные труды. -М.: Аграф, 2002. 740 с.

227. Якобсон, Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака Текст. // P.O. Якобсон Работы по поэтике. М., 1987. - с. 324-338.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.