Рациональное и эмоциональное в прозе "молодого Толстого" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Путило, Олег Олегович

  • Путило, Олег Олегович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, ВолгоградВолгоград
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 186
Путило, Олег Олегович. Рациональное и эмоциональное в прозе "молодого Толстого": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Волгоград. 2008. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Путило, Олег Олегович

Введение

Глава I. «Ум ума» и «ум сердца» в произведениях «молодого Толстого» 1.1. Принципы и средства психологического анализа в раннем творчестве

1.2. Рациональные и эмоциональные аспекты процесса социализации героя-ребенка в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».

1.3. Эмоция страха и ее отражение в «Военных рассказах» Л.Н. Толстого.

Глава П. Изображение психологии страсти в раннем творчестве Л.Н. Толстого

2.1. Изображение психологии игры в рассказах «Записки маркера» и повести «Два гусара».

2.2. Диалектика «ума» и «сердца» в ситуации «испытания любовью» героев повести Л.Н. Толстого «Семейное счастие».

2.3. «Естественное» и «мнимое» в поведении «цивилизованного» и «природного» человека в повести «Казаки».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рациональное и эмоциональное в прозе "молодого Толстого"»

В поисках новых подходов, необходимых для осмысления феномена русской классики, её нравственно-философских ценностей, особое внимание литературоведение последних лет уделяет анализу категорий «ума» и «сердца», рассматривая соотношение рационального и эмоционального как основу для постижения «внутреннего человека».

Разум и чувство представляют собой дихотомическую пару, восприятие неотделимости и неделимости которой менялось с течением времени. Однако неизменно осмысление писателями соотношения рационального и эмоционального сталкивалось с глобальным противоречием между рассудком и сердцем, что актуализировало вопрос о познании бытия с помощью разума или чувства, свидетельствовало о недостаточности рассудка, компен-* сируемой единством и целостностью «горячего сердца».

В определённой мере нивелировать оппозицию «ума» и «сердца» было призвано введение понятий «умное сердце» и «осердеченный ум» [Буланов, 2003: 5Р]. «Ум сердца» основан на рассуждениях, в основе которых лежат чувства и ощущения, в первую очередь - иррациональное восприятие мира. В этом случае чувства превалируют над разумом, контролируя рассудок, процесс мышления подменяется интуицией, на основе которой и совершается поступок. Чистую же логику, анализ можно назвать «умом ума», в его основе лежит рациональное начало, контролирующее эмоции и заставляющее V героев художественных произведений совершать поступки на основе обоснованных разумом фактов. Конечно, словосочетание «ум сердца» подразумевает наличие не только эмоционального, но и рационального, потому что чувство не существует отдельно от разума, однако, «ум» анализирует и оценивает в первую очередь не логические выкладки, а выводы, сделанные сердцем». В реалистических произведениях именно «ум ума» или «ум сердца» обуславливает логику действий персонажей, играя важнейшую роль в формировании как одиночного мотива, так и мотивации поведения героя в целом.

Беспримерное по глубине и целеустремленности художественное исследование бытия человека в сочетании «ума ума» и «ума сердца» осуществил в своих произведениях Л.Н. Толстой. Рассуждая о выборе между этими категориями, классик отдавал предпочтение чувству, следуя тем ощущениям, которые ему диктует «ум сердца»: «Когда пишешь из головы — слова послушно и складно ложатся на бумагу. Когда же пишешь из сердца, мыслей в голове . так много, в воображении столько образов, воспоминаний. Может быть, я ошибался, но я останавливал себя всегда, когда начинал писать из головы, и старался писать только из сердца» [Толстой, 1928: 1, 208]. По мнению писателя, именно «сердце» помогает сделать правильный выбор, когда ложные факты заводят «ум» в тупик.

В произведениях Л.Н. Толстого «душевная жизнь предстаёт в виде бесконечной и прихотливой смены состояний, над которыми не властно сознание, - текучесть человеческих переживаний, безостановочный процесс следующих друг за другом и часто противоречивых движений составляет главную сущность толстовского метода при изображении душевной жизни. Сознание разлагает её на моменты и оформляет самую последовательность» [Эйхенбаум, 1969: 62]. Данный способ психологического анализа, получивший наименование «диалектика души», был впервые отмечен Н.Г. Чернышевским, а затем тщательно исследован современными учёными (С.Г. Бочаров, Л.Я. Гинзбург, П.П. Громов, А.Б. Есин, Т. С. Карлова, А.П. Скафтымов, И.В. Страхов, Б.М. Эйхенбаум и др.).

Явление «молодого Толстого» (это определение было введено в научный оборот Б.М. Эйхенбаумом, выпустившим в 1922 году книгу «Молодой Толстой») свидетельствовало о том, что в русскую литературу пришёл зрелый художник, практически миновавший период ученичества. Произведения, созданные в 1850-х - начале 1860-х гг., до того, как писатель приступил к работе над «Войной и миром» (что и позволило определить данный период как творчество «молодого Толстого»), неоднократно становились предметом исследования целого ряда учёных (Д.А. Абдуллиной, Л.И. Белого, Н.И. Бурнашёвой, Б.И. Бурсова, Е.Ю. Васильевой, П.П. Громова, Н.П. Лощинина, Л.Е. Кочешковой, E.H. Купреяновой, А.Г. Татьяниной, И.В. Чуприны и др.). Тем не менее, вопрос о том, какое воплощение в них нашёл дуализм рационального и эмоционального начал, практически не рассматривался, что и обусловило актуальность нашей работы.

Анализируя соотношение «головного» и «сердечного», современные литературоведы (A.M. Буланов, Н.В. Горьковская, Н.В. Гуреева и др.) в качестве материала исследования отдавали предпочтение большим эпическим полотнам, в частности романам Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина». Однако, с нашей точки зрения, представить эволюцию способов и средств воплощения сердечного и «головного» начала в «вершинных» произведениях Л.Н. Толстого невозможно без обращения к раннему творчеству писателя.

Объект настоящего диссертационного исследования — раннее творчество Л.Н.Толстого. Материалом послужили автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество. Юность», рассказы «Записки маркера», «Рубка леса», «Набег», «Севастопольские рассказы», повести «Два гусара», «Казаки» и «Семейное счастие».

Предметом исследования является соотношение рационального и эмоционального в произведениях «молодого Толстого».

Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности и способы выражения соотношения рационального и эмоционального в раннем творчестве Л.Н.Толстого с позиции междисциплинарного синтеза психологии и литературоведения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать особенности психологизма как способа изображения человеческого характера и отражения объективной реальности в раннем творчестве Л.Н. Толстого на основе теоретико-методологической интеграции литературоведения и психологии;

- проследить соотношение «головного» и сердечного начал в процессе социализации героя-ребёнка в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»;

- изучить причины возникновения и способы проявления страха как одной из базовых эмоций в ходе анализа мотивационного комплекса, обусловившего действия персонажей «Военных рассказов» Л.Н. Толстого,

- соотнести рациональные и эмоциональные аспекты поведения персонажей рассказа «Записки маркера» и повести «Два гусара» в ситуации игры;

- выявить дуализм рационального и чувственного в изображении мотивационного комплекса, регулирующего поведение героя и героини повести Л.Н. Толстого «Семейное счастье» в ситуации «испытания любовью»;

- определить соотношение «ума» и «сердца», естественного и мнимого в характеристике «природного» и «цивилизованного» типов людей в повести «Казаки».

При определении методологии исследования были учтены фундаментальные труды Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, А.П. Скафтымова, Б.М. Эйхенбаума, а также работы ведущих отечественных ученых, занимавшихся изучением творчества Л.Н. Толстого: Э.Г. Бабаева, С.Г. Бочарова, Б.И. Бурсова, Г.Я. Галаган, М.Б. Храпченко, К.Н. Ломунова, E.H. Купреяновой, Г.Б. Курляндской, В.А. Ковалёва и др.

Методы диссертационного исследования обусловлены его целями и задачами. В работе использован метод целостного анализа идейно-художественной структуры произведения, историко-типологический и исто-рико-функциональный методы.

В трактовке рационального и эмоционального автор данной работы исходил из концепции A.M. Буланова, получившей развитие в статьях и монографиях целого ряда учёных (JI.B. Долженко, Н.В. Горьковской, И.В. Кирилловой, Е.Ф. Манаенковой, JI.H. Савиной, И.П. Шайкиной и др.). Рассматривая своеобразие психологизма произведений JI.H. Толстого с позиций междисциплинарного синтеза, мы опирались на классические труды в области общей (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.П. Ильин, К. Изард), возрастной (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, В.В. Зеньковский, B.C. Мухина, Ф. Райе, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон) и социальной (И.С. Кон, Д. Майерс) психологии.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые с позиции синтеза литературоведения и психологии проанализирован мотивационный комплекс поведения персонажей ранней прозы Л.Н. Толстого, рассмотренный с учётом диалектического единства и борьбы эмоционального и рационального начал.

Теоретическая значимость диссертации заключается в углублении принципов междисциплинарного подхода к анализу рационального и эмоционального начал в творчестве писателя.

Практическая ценность работы заключаются в том, что её результаты могут быть использованы в вузовском курсе истории русской литературы, в практике школьного литературного образования, а также в процессе создания элективных курсов для классов с профильным уровнем обучения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика психологизма в произведениях «молодого Толстого» обусловлена стремлением писателя к синтезу «генерализации» и «мелочности» в изображении описываемых явлений. Автор прибегает к сочетанию нескольких средств психологического анализа (внутренний монолог, «поток сознания», авторское описание чувств и мыслей героев, их речежестового поведения и др.), чтобы показать духовную эволюцию персонажей, представить их психоэмоциональные состояния как сложный процесс, объясняемый не только воздействием внешней среды, но и внутренним противоборством «ума» и «сердца».

2. Сюжетно-композиционная структура автобиографических повестей JI.H. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» отражает процесс половой и социальной самоидентификации главного героя трилогии, что предполагает не только рациональное усвоение ребёнком различных социальных ролей, но и социализацию его эмоций. Формирование модели мира с позиции «нормативного воспитания», принятого в дворянской среде, включает воздействие на внутреннее «Я» Николеньки Иртеньева взрослой культуры, субкультуры детства и личных усилий самого ребёнка, проявляющихся в разных видах его интеллектуально-творческой и эмоциональной деятельности.

3. Преобладающими в «военных рассказах» JI.H. Толстого являются страх смерти и страх перед позором — писатель подчеркивает социальное происхождение последнего типа страха, возникающего под влиянием тщеславия и ложных представлений о comme il faut, аристократического кодекса офицерской чести и нравственных установок дворянского общества.

4. В рассказах «Записки маркёра» и «Два гусара» карточная игра рассматривается JI.H. Толстым как своеобразный «обряд инициации» молодого дворянина, связанный с освоением им «гусарского кодекса». Анализируя механизм игрового действия, писатель показывает, как человек при помощи игры пытается уйти от обыденных забот в мир ярких страстей, подавляющих I I доводы рассудка и создающих иллюзорную надежду на выход из духовного кризиса.

5. В повести «Семейное счастие» с позиции христианской антропологии Л.Н. Толстой рассматривает мужское и женское начала как «полное метафизическое вышеличное единение в одном существе» (С. Троицкий), определяя их на онтологическом и гносеологическом уровнях как элементы культурно-символических рядов: мужское - рациональное — духовное - божественное; женское — чувственное - телесное - греховное. В связи с этим процесс эволюции любовного чувства главной героини представлен автором как трансформация от любви страстно-эмоциональной до любви «к отцу её детей», то есть чувству, объясняемому не столько влечением сердца, сколько «головным» началом.

6. В повести «Казаки» «умственной эквилибристике» (К. Солев) Оленина противопоставлен натуральный, неискаженный и неразвращенный обществом образ мыслей казаков. Герои Толстого, относящиеся к «естественному типу», в своих поступках руководствуются «умом сердца», чувства же «цивилизованного» человека подвергаются контролю «голоса разума». Попытки перейти из одной категории в другую безнадежны: человек может лишь приблизиться к выбранному им идеалу, но искусственность его поведения видна любому представителю противоположной группы.

Апробация результатов исследования. Концепция, основные идеи и результаты работы обсуждались на международных Толстовских чтениях «Л.Н. Толстой и судьбы современной цивилизации» (Тула, 2003), международном научном симпозиуме «Русская словесность в поисках национальной идеи» (Волгоград, 2007), международных конференциях «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (Волгоград 2003, 2005, 2007), «Восток - Запад: пространство русской литературы и фольклора» (Волгоград, 2006); на всероссийских, межвузовских и региональных конференциях «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (Москва, 2002, 2004,

2006), «Междисциплинарные связи при изучении литературы» (Саратов, 2003), «Круг детского чтения сегодня: герои, сюжеты, поэтика» (Ставрополь,

2005), «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» (Москва,

2006); «Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях» (г. Михайловка Волгоградской области, 2008), на кафедре литературы Волгоградского государственного педагогического университета.

Объём и структура работы определяются поставленной целью и характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Путило, Олег Олегович

Заключение

Выяснить истинные причины поступка, проанализировать эволюцию мыслей и чувств героев художественных произведений — вот задача литературоведа, который пытается обнаружить динамику образования ведущих мотивов, руководящих поведением человека. Подобная задача стоит и перед психологом, поэтому анализ «диалектики души» героев реалистических произведений следует вести с учётом интеграции литературоведения и психологии, оперируя теоретическими понятиями, используемыми обеими научными дисциплинами, такими, например, как эмоция, мотив, чувство, мышление и др.

Анализируя вопрос о соотношении «головного» и сердечного, пытаясь выяснить, что же все-таки из чего проистекает, литературоведы и психологи не пришли к единому мнению: одни учёные считают, что эмоции должны быть подчинены когнитивным процессам (и разуму) и рассматривают нарушение этой субординации как признак неблагополучия; другие, напротив, считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они порождают и направляют их (то есть управляют рассудком) и, что главное, чем должны заниматься исследователи, это вопрос о качестве и интенсивности этих эмоций.

Художественное исследование соотношения головного и сердечного начала осуществил в своих произведениях Л.Н. Толстой. В повестях и рассказах, созданных в начале его творческого пути, писатель демонстрирует разнообразие способов психологического анализа, воспроизводя «текучесть» человеческих переживаний, обусловленных противоречивыми движениями «ума» и «сердца». Используя опыт собственной жизни, автор трилогии «Детство. Отрочество. Юность» вышел далеко за рамки изображения индивидуальной судьбы. Цель Толстого — не только рассказать о себе, но и воссоздать характерные черты эпохи, сам процесс идейных и нравственных исканий целого поколения дворянской молодежи. Раскрывая «диалектику души» Нико-леньки Иртеньева, писатель показывает, как формируется характер ребёнка под влиянием различных жизненных обстоятельств. В процессе духовного становления мальчик усваивает определённые социальные роли, регламентированные кодексом «нормативного воспитания», принятого в дворянской среде. Николенька приобретает жизненный опыт, не только рационально анализируя собственное поведение и поступки окружающих его людей: проводя своего героя через череду различных испытаний, Л.Н. Толстой воссоздаёт картину социализации эмоций ребёнка (затем отрока и юноши). Именно переживание Николенькой чувства вины, стыда, страха и других эмоций способствует формированию у него «осердеченного ума». Особое влияние на мальчика оказывает субкультура детства, непосредственное окружение сверстников, проходящих так же, как и главный герой трилогии, процесс половой и социальной идентификации.

Особое место в повествовании отводится ложным посылкам, оказывающим негативное воздействие на процесс становления внутреннего «я» Николеньки Иртеньева, в частности, усвоению им представлений о человеке «comme il faut». Аристократический кодекс чести, формируя особые нравственные установки дворянского общества, лежит и в основе действий некоторых персонажей «военных рассказов» Толстого. Именно благодаря воздействию данной нормативной системы страх перед позором, имеющий социальный характер, преобладает у них над страхом смерти. Рационально апеллирующие к кодексу чести, боящиеся осуждения общества, офицеры-аристократы демонстрируют бесцельное проявление храбрости, следствием чего чаще всего становится бессмысленная гибель. Другой тип солдата или офицера, определяемый Толстым как «честный малый» (как правило, это представители народной массы или близкие ей персонажи), перед лицом опасности доверяет сердечному чувству и тем самым сохраняет себя от глупой гибели вне схватки, чтобы иметь возможность проявить смелость в момент боя. У людей второго типа страх смерти интуитивно ослабляется за счёт религиозного либо пантеистического сознания. По мнению автора, страх «потерять лицо», свойственный, кстати, только представителям аристократии, оказывается вредным и губительным. Ему в «военных рассказах» противопоставлен риск при «строгой необходимости», рассматриваемый не как хвастливое, показное геройство, а как духовное человеческое мужество. Таким образом, анализ соотношения рационального и эмоционального позволяет судить о внутренней мотивации поведения героев, что помогает в дальнейшем прийти к пониманию Толстовской концепции человека в целом.

К началу 1840-х гг. в концепции человека, сложившейся в русском общественном сознании, доминировало рациональное понимание и объяснение личности. Разум научился постигать и художественно изображать биологическую и социальную детерминированность образа-характера, подчёркивая его зависимость от культурно-исторических и экономических веяний эпохи. Но разгадка тайны «внутреннего человека» требовала принять во внимание и неподконтрольную рассудку сферу эмоционального, прежде всего область проявления человеческих страстей.

В рассказе «Записки маркёра» и повести «Два гусара» Л.Н. Толстой обращается к изображению такого проявления страсти, как игра. Воссоздавая феноменологию игры, писатель анализирует мотивы поведения всех участников игрового поля, в первую очередь его внимание привлекают «неофиты» игры - молодые люди, мечтающие при помощи аффектации гармонизировать свою жизнь. Толстой изображает страсть преимущественно в ее внешнем проявлении: в поступках, в речежестовом поведении персонажа. Однако чаще всего средством выражения страсти становится алогичный внутренний монолог, акцентирующий внимание читателя на слабости рационального начала в поступках героя.

В повести «Семейное счастие» Л.Н. Толстой особое внимание уделяет изображению любовной страсти. Анализируя эволюцию любовного чувства героя и героини повести, писатель приходит к выводу, что сильные эмоциональные порывы не могут служить основой брака. Человек, подверженный страстям, в лучшем случае видит в жене объект плотского наслаждения. Отношения, основанные на страсти, не могут быть счастливыми в силу их недолговечности: новое сильное чувство может заставить человека поступиться семейными ценностями, поэтому муж и жена должны руководствоваться не спонтанными проявлениями «сердца», а чувствами, рассматривающими брак как союз, основной целью которого является продолжение рода. Т К этому итогу в процессе эволюции семейных отношений и приходят герои повести.

Сердечное начало в поступках человека продуцирует искренность его поведения, в то время как рационализм способствует формированию у личности умения «властвовать собою», скрывать свои истинные намерения и эмоции. Именно дихотомия подлинного и мнимого лежит в основе поведения «естественного» и «природного» типов людей в повести Л.Н. Толстого «Казаки». Герои, относящиеся к «естественному типу», в своих поступках руководствуются «умом сердца», чувства же «цивилизованного» человека подвергаются контролю «голоса разума».

Бегущий от цивилизации, как Пушкинский Алеко («Цыгане»), Оленин, главный герой повести Толстого, противопоставлен натуральному, неискаженному и неразвращенному обществом миру казаков. Писатель демонстрирует тщетность попыток перехода героев из одной категории в другую по причине диаметрально противоположных жизненных позиций. Основы воспитания, воздействие окружающей среды, близость к природе, заложенные в процессе социализации личности, навсегда формируют у человека приоритет рационального или эмоционального начала.

Основные средства психологического анализа, с помощью которых были созданы вершинные произведения Л.Н. Толстого, были обозначены писателем уже в раннем творчестве. Средства выражения эмоционального и рационального Основы психологического анализа, намеченные Толстым в произведениях 50- начала 60-х годов, получили дальнейшее развитие в позднем. Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с рассмотрением способов выражения рационального и эмоционального в позднем творчестве Л.Н. Толстого с позиции междисциплинарного синтеза литературоведения и психологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Путило, Олег Олегович, 2008 год

1. Абдуллина, 2005: Абдуллина, Д.А. Художественная аксиология в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого: дис. . .канд. филол. наук / Абдуллина. - Магнитогорск, 2005. - 208 с.

2. Авдеева, 2003: Авдеева H.A. Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого: автореф. дис. .канд. пед. наук / Авдеева. — Мурманск, 2003. 22 с.

3. Айхенвальд, 1920: Айхенвальд Ю.И. Лев Толстой. М.: «Кооперативное издательство», 1920. - 70 с.

4. Аксаков КС., 1982b: Аксаков К.С. Обозрение современной литературы // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М.: Современник, 1982. - С. 205- 237 с.

5. Алексеев-Попов, 1984: Алексеев-Попов B.C. Лев Толстой и Жан-Жак Руссо. (К постановке проблемы) // Французский ежегодник. 1982. -М.: Наука, 1984. С. 88-100.

6. Арденс, 1962: Арденс H.H. Творческий путь Л.Н. Толстого. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. 680 с.

7. Артюшков, 2004: Артюшков И.В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (на материале романов Ф.М. Достоевского и JI.H. Толстого): дис. .д-ра филол. наук / Артюшков — М., 2004.-511 с.

8. Архангельская, 2004: Архангельская Т.Н. В творческой лаборатории JI.H. Толстого: источники; прообраз и образ; литературные связи: ав-тореф. дис. . канд. филол. наук / Архангельская Орел, 2004. - 24 с.

9. Аръес, 1992: Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Ренессанс, 1992.-289 с.

10. Бабаев, : Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 198 с.

11. Барабаш, 2008: Барабаш О.В. Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: автореф. дис. . .канд. филол. наук. М., 2008. - 22 с.

12. Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений / Вступ. сл. И.М. Тойбина; Сост., подгот. текста и прим. В.М. Сергеева. Л.: Сов. писатель, 1989. - 464 с.

13. Бахтин, 2000: Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: «Азбука», 2000. - 336 с.1 в.Белинский, 1953: Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т.-М.: АН СССР, 1953.-Т. 1.-572 с.

14. Белинский, 1956: Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т.-М.: АН СССР, 1956.-Т. 10.-474 с.1.. Белый, 1973: Белый Л.И. Проблема автобиографизма в творчестве Л.Н. Толстого: дис. .канд. филол. наук. Алма-Ата, 1973. - 186 с.

15. Бердяев, 1990: Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М., 1990.-С. 43-271

16. Свято—Троице-Сергиевой Лавры. — 1990. — 902 с. И.Билинкис, 1959: Билинкис Я.С. О творчестве Льва Толстого. Очерки.

17. Л.: Советский писатель, 1959. 414 с.

18. Брянчанинов, 2000: Брянчанинов Игнатий, святитель. Слово о смерти. Минск: Лучи Софии, 2000. - 336 с.

19. ЪЪ.Булгаков, 1994: Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.

20. ЪА.Булгаков, 1996: Булгаков С.Н. Софиология смерти // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. - С. 273-306.

21. Бурнашёва, 1999: Бурнашёва Н.И. Раннее творчество Л.Н. Толстого: текст и время. М.: «МИК», 1999. - 336 с.

22. Бурсов, 1982: Бурсов Б.И. Избранные работы: В 2 т. — Л.: Художественная литература, 1982. Т. 1. - 605 с.

23. Василий Великий, 2003: Василий Великий Избранные сочинения и комментарии. СПб, 2003

24. Ъ%.Василъева, 2006: Васильева Е.Ю. Традиция сентиментализма в творчестве раннего Л. Н. Толстого: дис. . канд. филол. наук / Васильева -Томск, 2006.-195 с.

25. ЪЭ.Василюк, 1984: Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. Ф.Е. Василюк. — М., 1984

26. Вересаев, 1999: Вересаев B.B. Живая жизнь. О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше. М.: Республика, 1999. - 447 с.41 .Вилюнас, 1990: Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивы-ции человека / В.К. Вилюнас. — М., 1990.

27. Виноградов, 1939: Виноградов В.В. О языке Л.Н. Толстого (50-60 годы) // Литературное наследство. Т. 35-36. — М., 1939. — С. 138-249.

28. АЪ.Воробьёв, 1968: Воробьев Н. Художественное моделирование, конфликты и теория игр // Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Б.С. Мейлаха. М.: Искусство, 1968. - С. 348 - 372.

29. Воронина, О. А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе / О. А. Воронина // Общественные науки и современность. 2000.' - №4. - С. 9 - 20.

30. Выготский, 1991: Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. 93 с.

31. Выготский, 1998: Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.-480 с.

32. AI .Вышеславцев, 1990: Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990 — № 4 - с.

33. Ганжара, 2002: Ганжара O.A. Игровое пространство в русской литературе первой половины XX века: структура, динамика, функционирование: дис. .канд. филол. наук. Ставрополь, 2002. - 186 с.

34. Гиляров-Платонов, Н.П. «Семейная хроника» и воспоминания С.Т. Аксакова // Гиляров-Платонов Н.П. Сборник сочинений: В 2 Т. — М.: Синодальная типография, 1899. — Т.1. С. 75-143.

35. Гинзбург, 1979: Гинзбург JI. Я. О литературном герое. JL: Советский писатель, 1979. - 222 с.

36. Гинзбург, 1971: Гинзбург JL Я. О психологической прозе. — JL: Советский писатель, 1971. 464 с.5в.Гозман, 1987: Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М : МГУ, 1987.-174 с.

37. Головин (Орловский), 1899: Головин (Орловский) К.Ф. Русский роман и русское общество. СПб.: изд-е А.Ф. Маркса, 1899. - 520 с.

38. Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х т. Пер. с франц. под общ. ред. и со свод, статьей Х.Н. Могиджяна. М., Соцэкгиз, 1963. -Т. 1.-715 с.

39. Гольденвейзер, 1959: Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. — М.: Гослитиздат, 1959. — 487 с.

40. Григорьев, 1990: Григорьев Ап. Толстой и его сочинения. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Статья вторая. II Григорьев Ап.: Соч.: В 2 т. М.: Худ. литература, 1990. - Т.2. -509 с.

41. Гришина, 2002: Гришина H.B. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2002. 464 с.

42. Громов, 1971: Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». Л.: Художественная литература, 1971. - 390 с.

43. Громов, 1977: Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л.: Художественная литература, 1977. - 484 с.вв.Гроос, 1906: Гроос К. Душевная жизнь детей. — СПб.: тип. М.И. Пейкер, 1906. -304 с.

44. Грот, : Грот Н.Я. История анализа и синтеза чувствований в европейской философии со времени ее появления.

45. Гудзий, 1956: Гудзий Н.К. Лев Толстой. М.: МГУ, 1956. - 115 с.

46. Гуревич, 1978: Гуревич А.Н. Толстой и романтическая традиция // В мире Толстого. М. 1978

47. Гусев, 1927: Гусев H.H. Жизнь Льва Николаевича Толстого. 1828— 1862 гг. М.: Изд-е Толстовского музея, 1927. 456 с.

48. Давильковский, 1912: Давильковский A.A. Толстой и Руссо // Вестник Европы. 1912. -№ 6. - С. 59-79.1Л.Давыдов, 1999: Давыдов С. Туз в «Пиковой даме» // Новое литературное обозрение. 1999. - №37 (3). - С. 110-129.

49. Драгомирецкая, 1991: Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. М.: Наука, 1991. - 382 с.

50. Дружинин, 1983: Дружинин A.B. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого // Дружинин А. В. Литературная критика / Составление, подготовка текста и вступительная статья Н. Н. Скатова; Примеч. В. А. Ко-тельникова. М.: Советская Россия, 1983. — 384 с.

51. Ежова, 1983: Ежова P.A. Монолог и его функции в стиле Л.Н. Толстого// Русская речь. 1983. - № 6. - С. 21—25.

52. Ерёмина, 1983: Ерёмина Л.И. Рождение образа. О языке художественной прозы Льва Толстого. М.: Наука, 1983. — 192 с.

53. Есин, 1988: Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. -М.: Просвещение, 1988. 176 с.

54. Зелинский, : Зелинский В.А. Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого.91 .Зенъковский, 1991а: Зеньковский В.В. История русской философии. — Л.: «Эго», 1991.-Т. 1.-Ч. 1.-221 с.

55. Зеньковский, 1991b: Зеньковский В.В. История русской философии. — Л.: «Эго», 1991.-Т. 1.-Ч. 2.-280 с.

56. Зеньковский, 1996: Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. - 348 с.

57. Зеньковский, 1997: Зеньковский В.В. Л. Толстой как мыслитель. (К диалектике его идейных исканий) // Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. -М.: Республика, 1997. С. 300-308.

58. Зубкова, 1948: Зубкова А.Г. Повесть Л.Н. Толстого «Детство»: дис. .канд. филол. наук. -М., 1948. 369 с.

59. Изард, 2000: Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

60. Ильин, 2000: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПБ: Питер, 2006. -508 с.

61. Ильин, 1993: Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. - М.: Русская книга, 1993. - 493с.

62. Исаак Сирианин, 1911: Исаак Сирианин. Творения. — Сергиев Посад, 1911. с.

63. История русской литературы, 1980: История русской литературы: В IV т./ Ред. Д.С. Лихачёв, Г.П. Макогоненко. Л.: Наука, 1980.

64. Исупов, 1977: Исупов К.Г. В поисках сущности игры // Философские науки. 1977. - №6. - С. 154-158

65. Каптерев, 1999: Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: «МОДЭК», 1999.-336 с.

66. Каптерев, 1898: Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях/ Энциклопедия семейного воспитания и обучения: Сб. статей. — СПб.: тип. Е. Евдокимова, 1898. Вып. 4. - С. 1-57.

67. Карлова, 1964: Карлова Т.С. Мастерство психологического анализа в ранних произведениях Л.Н. Толстого. — Казань: изд-во Казанского университета, 1964. 100 с.

68. Касаткина, 2001: Касаткина Т. Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого // «Вопросы литературы», 2001, № 4. С. 209-222

69. Каштанова, 1971: Каштанова И.A. JI.H. Толстой о детях и для детей. Тула: Приокское кн. изд-во, 1971. - 129 с.

70. Ким Чан Сам, 2000: Ким Чан Сам Проблема просветления героев в творчестве JI. Н. Толстого: дис. .канд. филол. наук / Ким Чан Сам. -М., 2000.-175 с.

71. Кириллова, 2006: Кириллова, И.В. Эмоциональное и рациональное в русской литературе XX века (1920 1940-е гг.) / И.В. Кириллова. -Волгоград: Перемена, 2006. - 124 с.

72. Кириллова, 2006: Кириллова, И.В. Проблемы соотношения эмоционального и рационального в эстетических теориях и литературе 1920-х гг: дис. . канд. филолог, наук / Кириллова. Волгоград, 1995. - 250 с.

73. Клапаред, 1911: Клапаред Э. Психология ребёнка и экспериментальная педагогика. — СПб., 1911.-168 с.

74. Ковалёв, 1983: Ковалёв В.А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 175 с.

75. Ковалевский, 1913: Ковалевский М.М. Можно ли считать Толстого продолжателем Руссо? // Вестник Европы. 1913. - № 6. - С. 343352.

76. Колобаева, 1999\ Колобаева Л.А. «Никакой психологии», или Фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века) // Вопросы литературы. 1999. - №№ 1-2. -С. 3-20.

77. Коломинский, 1986: Коломинский Я.Л. Человек: психология/ книга для учащихся. — 2-е изд., доп. М: Просвещение, 1986. - 218 с.

78. Компанеег{, 1980: Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы). Л.: Наука, 1980. — 112 с.

79. Кон, 1978: Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. — № 3. - С. 76-86.

80. Кон, 1970: Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. 1970. - № 12. -С. 168-192.

81. Кон, 1988: Кон И.С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. — 272 с.

82. Кон, 1967: Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. -383 с.

83. Кон, 1999: Кон И.С. Социологическая психология. М.-Воронеж: «МОДЭК», 1999. - 554 с.

84. Коновалов, 1929: Коновалов H.A. Детство и юность в художественных произведениях Л.Н. Толстого // Уч. зап. Пермского ун-та. — Пермь, 1929.-Вып. 1.-С. 157-194.

85. Кордуэлл, 1999: Кордуэлл М. Психология: А Я: словарь-справочник/ Майк Кордуэлл, - М.: Фаир-Пресс, 1999. - 440 с.

86. Костюхина, 1994: Костюхина М.С. Русская детская повесть начала 20-40 гг. XIX века и типология характеров: дис. . канд. филолог, наук.-СПб., 1994.-206 с.

87. Кочешкова, 2005: Кочешкова Л.Е. Художественная философия и поэтика «малой прозы Л.Н. Толстого в свете проблемы целостности (От повести «Казаки» к рассказу «Алеша Горшок»): дис. .канд. фи-лол. наук / Кочешкова Любовь Евгеньевна. СПб., 2005. - 214 с.

88. Кошелев, 1984: Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов. Л.: Наука, 1984. - 196 с.

89. Кренжолек, 2007: Кренжолек О.С. Символика духовности в литературе русского реализма (вторая половина XIX века): монография. -Волгоград: Перемена, 2007. — 167 с.

90. Крылова, 2000: Крылова М.А. Автобиографическая тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского («Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»): проблема жанра: дис. . канд. филолог, наук. Нижний Новгород, 2000. - 228 с.

91. Кудрявая, 1993: Кудрявая H.B. Лев Толстой о смысле жизни. -М.: Красный пролетарий, 1993. — 176 с.

92. Кулешов, 1976: Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература.- М.: Художественная литература, 1976. 288 с.

93. Купреянова, 1956: Купреянова E.H. Молодой Толстой. — Тула: Тульское книжное изд-во, 1956. 216 с.

94. Купреянова, 1966: Купреянова E.H. Эстетика Л.Н. Толстого. -М.-Л.: Наука, 1966. 324 с.

95. Курляндская, 1988: Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. — М.: Просвещение, 1988. 256 с.

96. Ланщиков, 1986\ Ланщиков А. Вечно живая исповедь: О раннем периоде творчества Л.Н. Толстого // Москва. 1986. - № 8. — С. 181190.

97. Лебедева, 1966: Лебедева В.А. Толстой и дети. Тула: Приокское кн. изд-во, 1966. - 48 с.

98. Левидов, 1977: Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.-360 с.

99. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность: 2-е издание, стер.- М. Едиториал УРСС, 2003. 211 с.

100. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. т.1. 391 е., т.2. -318 с.

101. Ли Кэ, 2003: Ли Кэ Концепция «войны» и «мира» в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого: дис. .канд. филол. наук / Ли Кэ. -Воронеж, 2003. 159 с.

102. Ли Хуэй Чу, 2001: Ли Хуэй Чу «Мысль семейная» в творчестве Л.Н. Толстого 1850 1860-х годов: дис. .канд. филол. наук. / Ли Хуэй Чу.-СПб., 2001.- 173 с.

103. Лихачёв, 1984: Лихачёв Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Лихачёв Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Советский писатель 1984. - С. 106-130.

104. Ломунов, 1972\ Ломунов К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.: Современник, 1972. — 472 с.

105. Лосский И.О., 1995: Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция/ сост. А. Поляков, М.: ТЕРРА, 1995. - 399 с.

106. Лотман, 1994: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб.: Искусство-СПб, 1994. - 399 с.

107. Лотман, 1999: Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст семиосфера - история. — М.: «Языки русской культуры», 1999. - 464 с.

108. Лотман, 1975: Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни: бытовое поведение как историко-психологическая категория // Литературное наследие декабристов. Л.: Наука, 1975. - С. 25-74

109. Лотман, 1994: Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе) // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М.: Гнозис, 1994.-С. 353-364.

110. Лотман, 1998: Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство-СПб», 1998.-704 с.

111. Лотман, 1970: Лотман Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Тез. докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. — Тарту: ТГУ, 1970. — С. 98—101.

112. Лотман, 1977: Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Труды по знаковым системам. — XIII — Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1977. С. 65-89

113. Лотман, 1994: Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. - С. 417-432.

114. Лотман, 1970: Лотман Ю.М. Структура художественного текста. -М.: Искусство, 1970. 383 с.

115. Лощинип, 1956: Лощинин Н.П. «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого. Тула: Приокское кн. изд-во, 1956. - 48 с.

116. Маартен, 2000: Маартен Мейер Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого (1850-1870 годы): дис. .канд. филол. наук / Мартен Мейер. М., 2000. -211 с.

117. Майерс, 2000: Майерс Д. Социальная психология. СПб.: «Питер», 2000. - 688 с.

118. Малькова, 2006: Малькова Я.С. «Семейный вопрос» в творчестве Л.Н. Толстого и его обсуждение в критике и публицистике конца XIX начала XX века: дис. . .канд. филол. наук / Малькова Яна — Москва, 2006.- 149 с.

119. Манаенкова, 2006: Манаенкова, Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве A.C. Пушкина / Е.Ф. Манаенкова. -Волгоград: Перемена, 2006. 194 с.

120. Мардов, 2000: Мардов И. Лев Толстой: Прозрение в мнимодушев-ность // Вопросы литературы. 2000. - №№ 1-2. - С. 161-173.

121. Марков, 1997: Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: «Лань», 1997. - 384 с.

122. Марцинковская, 1998: Марцинковская Т.Д. История детской психологии. -М.: ВЛАДОС, 1998.-272 с.

123. Маслова, 1992: Маслова Е.Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека // Вестник Московского университета. 1992. №2. С.33-43.

124. Меситова, 2003: Меситова С.А. Этическая танатология JI.H. Толстого: Толстовский опыт переживания смерти и его нравственно-религиозный смысл: дис. .канд. философ, наук / Меситова — Тула, 2003.- 176 с.

125. Миллер, 1910: Миллер О. Русские писатели после Гоголя. СПб.: изд-е М.Ф. Вольфа, 1910. - 445 с.

126. Михайлова, 1979: Михайлова Н.И. «На свете нравственном загадка.» («Гусарство» в прозе Пушкина и JL Толстого) // Болдинские чтения. -Горький, 1979. С. 142-151.

127. Молодой Л.Н.Толстой: сб. докладов Всерос. науч. конф. / под ред. Л.Е. Бушканец, C.B. Писаревой. Казань

128. Муравьёва, 1995: Муравьёва О.С. Как воспитывали русского дворянина. M.: Linka-Press, 1995. - 270 с.

129. Мухаметова, 2003: Мухаметова H.A. Специфика психологического анализа в раннем творчестве Л.Н. Толстого // Русское литературоведение в новом тысячелетии. М.: Таганка, 2003. - С. 197-201.

130. Мухина, 2000: Мухина B.C. Детская психология. М.: «Апрель-Пресс», 2000. - 352 с.

131. Нагина, 1998: Нагина К. А. Образно-смысловая оппозиция «жизнь» — «смерть» в произведениях Л.Н. Толстого 1880 гг.: Дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998. — 213 с.

132. Назаров, Меситова, 2000: Назаров В.Н., Меситова С.А. Этические мифологемы смерти. Л.Н. Толстой и русская религиозная танатология XX века // Толстовский сборник-2000: В 2 ч. Тула: ТГПУ, 2000. -Ч. 2.-С. 37-45.

133. Нестеренко, 1970'. Нестеренко A.A. Авторская позиция в повествовательном произведении (на материале творчества Л.Н. Толстого 1850-1860 гг.): дис. . канд. филол. наук. -М., 1970. 357 с.

134. Нестеренко, 1988: Нестеренко A.A. Повествовательные структуры художественной прозы Л.Н. Толстого (рассказ и повесть): дис. . .д-ра филол. наук / Нестеренко М., 1988. - 317 с,

135. Николаева, 2000: Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого: 1880-1900 годы. М.: Флинта, 2000. - 272 с.

136. Николина, 1978: Николина H.A. О языке повести Л.Н. Толстого «Детство» // Русский язык в школе. 1978. - № 4. - С. 77-84.

137. Николина, 1980: Николина H.A. Речевая структура образа автора в автобиографических повестях о детстве (на материале повести Л.Н. Толстого «Детство» и С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»): Дис. .канд. филол. наук. -М., 1980. -201 с.

138. Николина, 2002: Николина H.A. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта-Наука, 2002. - 423 с.

139. Обухова, 2000: Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.

140. Овсянико-Куликовский, 1923: Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений: В II т. М.-Пг.: Госиздат, 1923. — Т. II. - 245 с.

141. Одинокое, 1953: Одиноков В.Г. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»: дис. . канд. филол. наук. Новосибирск, 1953.-277 с.

142. Ольшанский, 2000: Ольшанский Н.Г., Кирилина A.B. Тендер: лингвистические аспекты. // Филологические науки 3/2000. С. 133-137.

143. Осорина, 1999: Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. - 288 с.

144. Опулъская, 1998: Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии. М.: Наследие, 1998. - 407 с.

145. Партэ, 1991: Партэ Кетлин Метаморфоза смерти у Л.Н. Толстого // Русская литература. 1991. -№ 3. - С. 107-112.

146. Парахич, 1978: Парахич Ю.И. Некоторые особенности поэтики характеров в повести «Казаки» // Яснополянский сборник. Тула, 1978. С. 161-171.

147. Паскаль, 1995: Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. ст., коммент. Ю.А. Гинзбург. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1995. - 480 с.

148. Петросян, 1984: Петросян, P.A. Эмоции и воля в духовном развитии личности: автореф. дис. .канд. философ, наук / Петросян. М., 1984.-202 с.

149. Пидкасистый, 1996: Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие. М.: МПУ, 1996. - 269 с.

150. Поливанова, 2000: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Уч. пособ. М.: Академия, 2000. - 184 с.

151. Попов, 2006: Попов Г.А. Проблема жизни и смерти в религиозно-философской антропологии Л.Н. Толстого: автореф. дис. .д-ра философ. наук / Попов. М., 2006. - 350 с.

152. Поршнев, 1979: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979. 232 с.

153. Прихожан, 2000: Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: «МОДЭК», 2000. -304 с.

154. Путило, 2003в: Путило О.О. Психология игры и её отображение в рассказе JI.H. Толстого «Записки маркера»// Соотношение рационального и эмоционального в литературе и фольклоре: Мат. науч. конф. Часть 1. Волгоград: Перемена, 2003. - С. 238-242

155. Путило, 2004: Путило О.О. «Сердечная жизнь» героев в повести JI.H. Толстого «Семейное счастье»// Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых — Мат. третьей междунар. конф. молодых учёных. Москва-Ярославль: МПГУ-Ремдер, 2004 - С. 108-111

156. Райе, 2000: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. - 624 с.

157. Рачин, 1997: Рачин Е.И. Истоки и эволюция мировоззрения JI. Толстого: дис. . .док. философ, наук / Рачин Евгений Иванович. М., 1997.-369 с. .

158. Розанов, 1928: Розанов М.Н. Руссо и Толстой // Отчёт о деятельности АН СССР за 1927 г. Л.: Изд-во АН СССР, 1928. - С. 1-22.

159. Розин, 1999: Розин В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. 1999. — № 6. - С. 26-37.

160. Руденский, 1998: Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - 224 с.

161. Русская повесть 19 века, 1973: Русская повесть 19 века. История и проблематика жанра: Сб. статей / Под ред. Б.С. Мейлаха. — Л.: Наука, 1973.-564 с.

162. Сапелъников, 2004: Сапельников A.B. Феноменология изображения рационального и эмоционального в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: автореф. дис. .к-та филолог, наук / Сапельников. Волгоград, 2004.-16 с.

163. Семикина, 2002: Семикина Ю.Г. Художественная танатология в творчестве JI. Н. Толстого 1850 1880-х гг.: Образы и мотивы: дис. .канд. филол. наук / Семикина Юлия Геннадиевна. — Волгоград, 2002. - с.

164. Сигаева, 1999: Сигаева Т. Три «детства» в русской литературе // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 1999. -№3.~ С. 8.

165. Смигелъский, 1958: Смигельский В.В. Л.Н. Толстой о детях // Уч. зап. МОПИ. М.: МОПИ, 1958. - Т. LXVIII. - Вып. 6. - С. 193-221.

166. Собин, 1984: Собин, В.И. Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии: автореф. дис. .д-ра философ, наук/В.И. Собин-М., 1984.-е.

167. Собкин, 1986: Собкин B.C., Шмелев А.Т. Психосемантическое исследование социально-ролевых стереотипов // Вопросы психологии. -1986. -№ 1.-С. 124-136.

168. Солее, 2000: Сол ев Коста. Проблема «духовной» и «плотской» любви в мировоззрении и художественном творчестве Л.Н. Толстого, 1850-1900 годы: дис. .канд. филол. наук / Солев Коста. -М., 2000. -223 с.

169. Социальная психология личности, 2000: Социальная психология личности: Уч. пособ. / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Академия, 2000.-496 с.

170. Спенсер, 1881: Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое // Пер. Е. Сысоевой. СПб.: тип. Шредера, 1881. - 294 с.

171. Степанов, 1998: Степанов A.B. Язык Льва Толстого // Русский язык в школе. 1998. - № 4. - С. 58-69.

172. Столович, 1987: Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987.-64 с.

173. Страхов, 1974: Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов: изд-во СГПИ, 1974. - 59 с.

174. Страхов, 1998: Страхов И.В. Психология литературного творчества: (Лев Николаевич Толстой как психолог). М.-Воронеж: «МО-ДЭК», 1998.-379 с.

175. Страхов, 1984: Страхов H.H. Сочинения гр. Л. Н. Толстого // Страхов Н. Н. Литературная критика / Вступит, статья, составл. Н. Н. Скатова, примеч. Н. Н. Скатова и В. А. Котельникова. М.: Современник, 1984. - С.

176. Строганова, 1983: Строганова Е.И. Пушкинское начало в повести Л. Толстого «Два гусара» II A.C. Пушкин и русская литература. Калинин, 1983.-С. 51-63.

177. Татьянина, 2001: Татьянина А.Г. Проза молодого Л. Н. Толстого и проблема семейного романа: дис. .канд. филол. наук / Татьянина. -М., 2001.-194 с.

178. Татьянина А.Г. «Семейное счастье» Л.Н. Толстого и английский женский роман 19 в. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 9. Филология. — 2002. №4. - С. 48-58.

179. Толстой, 1928: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.-Л.: Гослитиздат - Т. 1. - 1928. - 352 с.

180. Толстой, 1930: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.-Л.: Гослитиздат - Т. 2. - 1930. — 418 с.

181. Толстой, 1930: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.-Л.: Гослитиздат - Т. 3.-1932. — 350 с.

182. Толстой, 1932: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.-Л.: Гослитиздат - Т. 4. - 1932. - 452 с.

183. Толстой, 1935а: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.-Л.: Гослитиздат - Т. 5. - 1935. - 374 с.

184. Толстой, 1935: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.-Л.: Гослитиздат — Т. 6. — 1936. — 315 с.

185. Толстой, 1935Ы Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.-Л.: Гослитиздат - Т. 11.- 1935. — 517 с.

186. Толстой, 1937: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. — М.—Л.: Гослитиздат Т. 46. - 1958. - 573 с.

187. Троицкий, 1991: Троицкий С. Христианская философия брака // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991. - С.

188. Трубецкой, 1994: Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Сост. Н.К. Гаврюшин. М.: Прогресс, 1994. - С. 375- 402.

189. Убушаева, 2008: Убушаева О.М. Кавказские источники в раннем творчестве Л.Н. Толстого: автореф. дис. .канд. филол. наук / Убушаева М., 2008. - 18 с.

190. Файзуллаев, А. А. Мотивационные кризисы личности / А. А. Фай-зуллаев // Психол. журнал. 1989. - №3. - С.

191. Фелъдшупейн, 1999: Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности- М.: Флинта, 1999. 670 с.

192. Финк, 1988: Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и по-слесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.

193. Фокин, 2000: Фокин П., Туниманов В.А. Кавказские повести Л. Н. Толстого. // Slavonic Studies № 3—4 (Special Issue). — Саппоро, 1999. «Знамя» 2000, № 5. С.

194. Фортунатов, 1983: Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория JT. Толстого. М.: Советский писатель, 1983. — 319 с.

195. Фрейд, 1992: Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем. М.: Прогресс-Литера, 1992. - 567 с.

196. Фрич, 1976: Фрич Е.В. Начало пути Л. Толстого и документальная автобиографическая проза XVIII-первой половины XIX в.: дис. .канд. филол. наук. — Л., 1976. -238 с.

197. Хёйзинга, 1997: Хёйзинга И. Homo Ludens; Статьи по истории культуры // Пер., сост. И вступ. Ст. Д.В. Сильверстова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

198. Холл, Линдсей, 1997: Холл К., Линдсей Г. Теории личности. -М.: КСП+, 1997.-720 с.

199. Хомяков, 1988: Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. -М.: Современник, 1988.-460 с.

200. Храпченко, 1963: Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. -М.: Советский писатель, 1963. 662 с.

201. Цимбаев, 1986: Цимбаев Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века). М.: МГУ, 1986. - 274 с.

202. Чернышевский, 1947а: Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Л. Толстого // Полн. собр. соч.: В 16 т. М.: Госполитиздат. - Т. 3. - 1947. - С. 421-431.

203. Чиркин, 1986: Чиркин А. Диалоги Льва Толстого // Литературная учёба. 1986.-№3.-С. 172-181.

204. Чо Су Ён, 1997: Чо Су Ён Психологический анализ в прозе М. Ю. Лермонотова и раннем творчестве Л. Н. Толстого: дис. .канд. фи-лол. наук / Чо Су Ён. М., 1997. - с.

205. Чуприна, 1974: Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов: Изд-во СГУ, 1974. - 317 с.

206. Чуприна, 1961: Чуприна И.В. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». Саратов: Изд-во СГУ, 1961. - 191 с.

207. Шаграева, 2001: Шаграева O.A. Детская психология. Теоретический и практический курс. М.: ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

208. Шайкина, 1995: Шайкина, И.П. Эмоциональное и рациональное в характерологии И.С. Тургенева: дис. .канд. Филол. Наук / Шайкина Ирина Павловна.- Волгоград, 1995. с.

209. Шангина, 2000: Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000. - 296 с.

210. Шарара, 1968: Шарара X. Принципы психологического анализа в творчестве Л. Толстого 50-70 гг. XIX в.: Дис. .канд. филол. наук. -М, 1968.-243 с.

211. Шелгунова, 1979: Шелгунова Л.М. Указания на рече-жестовое поведение персонажей как средство создания образов в русской повествовательной реалистической прозе. Волгоград: ВГПИ, 1979. - 80 с.

212. Щепанъский, 1969: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Наука, 1969. - 312 с.

213. Шкловский, 1967: Шкловский В.Б. Лев Толстой. М.: Молодая гвардия, 1967. - 655 с.

214. Эйхенбаум, 1969: Эйхенбаум Б.М. О прозе. Сборник статей. -Л.: Художественная литература, 1969. 445 с.

215. Эйхенбаум, 1987: Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М: Советский писатель, 1987. - С. 34-138.

216. Эйхенбаум, 1987: Эйхенбаум Б.М. Работы разных лет. — М.: Советский писатель, 1987. 542 с.

217. Эльконин, 1999: Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999.-360 с.

218. Эпштейн, Юкина, 1979: Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. 1979. - № 12. - С. 242-257.

219. Эриксон, 1996: Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 590 с.

220. Якобсон, 1928: Якобсон Л.К. Молодой Толстой как критик «руссоизма» // Искусство. 1928. - №№ 3-4. - С. 219-234.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.