Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме С. Л. Франка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Солодухин, Денис Витальевич

  • Солодухин, Денис Витальевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 167
Солодухин, Денис Витальевич. Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме С. Л. Франка: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2001. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Солодухин, Денис Витальевич

Введение

Глава I. Основы жизненного и философского творчества С.Л. Франка.

§ 1. Духовный путь и специфика философствования С.Л. Франка (18771950).

§ 2. Концепция внутреннего опыта в интуитивизме С.Л. Франка.

Глава II. Диалектика «мыслимости» и «переживаемости».

§ 1. Дифференцирование данных опыта в процессе познания.

§ 2. Взаимодействие дискурсивного мышления и «мыслящего переживания».

§ 3. «Художественное знание» как компонент «живого знания».

Глава III. Преломление диалога рационального и иррационального в социально-антропологическом плане.

§ 1. Взаимосвязь когнитивных и экзистенциальных факторов в жизни человека.

§ 2. Проблема духовной целостности личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме С. Л. Франка»

Актуальность темы. Диалог рациональных и иррациональных факторов предполагается уже самой целостностью человеческого познания и бытия. Невнимание к этой взаимной связи обоих компонентов порождает искажения: в познании (и вообще духовном освоении) мира оно не позволяет достичь должной полноты, а в жизни человека это небрежение способно привести к нежелательным последствиям психологического и даже психопатического характера. Однако внедискурсивные, и шире - иррациональные, аспекты знания и жизни человека долгое время недооценивались. Новый подход к философии познания, среди прочего, предполагает обращение ко всему многообразию способов духовного освоения мира, а само познание рассматривает не как самодостаточный процесс, а в его антропологических смыслах и аспектах.1 И здесь проблема взаимодействия интеллектуально-теоретических и «интуитивно-экзистенциальных» сторон когнитивного процесса оказывается одной из центральных.

Диссертация посвящена C.JI. Франку не случайно. Для него проблема взаимодействия рационального и иррационального (точнее, сверхрационального) была одной из главных и выразилась в размышлениях

0 роли и месте «мыслящего переживания», или «художественного» постижения реальности. Интуитивная концепция Франка позволяла органично синтезировать достижения различных направлений и довольно успешно преодолевать многие «узкие места» традиционных онтологии и теории познания. В этом смысле размышления Франка имеют общефилософское значение и близки интуициям ряда его европейских

1 См.: Микешина JI.A. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. -2001. - № 4; Микешина JI.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. - М., 1997; B.C. Степин. (Выступление на «Круглом столе») // Вопросы философии. - 1998. - № 11. близки интуициям ряда его европейских коллег. Еще в начале XX в. философ выдвинул ряд идей, в свое время не востребованных в должной мере, но оказывающихся созвучными нынешним дискуссиям и обладающих значительным эвристическим потенциалом. Для русского мыслителя исследование не ограничивалось рамками узко дисциплинарного подхода; границы между различными областями гуманитарного знания были для него несущественными. Франку был важен не отвлеченно-научный поиск сам по себе, а, прежде всего, личностный «резонанс» исследования. Во многом определяясь духовными потребностями мыслителя, оно далеко превосходило уровень сугубо теоретического интереса. Пройдя огромный духовный путь, связанный с поиском прочных оснований собственного бытия, оскудением и возрождением веры, социальными и «экзистенциальными» катаклизмами, Франк самой своей жизнью испытал важность и силу интуитивно-иррациональных начал. Личный духовный опыт и дар интуиции позволяли Франку воспринять проблему одновременно «извне» (дискурсивно) и «изнутри» (интуитивно), что давало возможность «прочувствовать» ее во всей ее целостности и полноте. Все это повышает ценность его исследований и, очевидно, имеет значение не только для историков философии.

Вместе с тем, эта проблема в творчестве русского мыслителя не изучалась в должной мере. Неудивительно, что возникла потребность среди других осмыслить и этот важный аспект его наследия. Появились даже попытки применить отдельные идеи методологии Франка при решении современных задач. Все это свидетельствует об актуальности исследования в интуитивной философии Франка проблемы взаимодействия рационального и иррационального, ставшей одной из основ его системы.

2 Так A.B. Соболев, размышляя о «персоналистической гносеологии», попытался обыграть ряд идей Франка. (См.: Соболев A.B. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии. -1998. - № 4.) Еще ранее о необходимости творчески использовать потенциал наследия русской философии заявила JI.A. Микешина (1997); в том же духе высказалась и П.П. Гайденко.

Степень разработанности темы. С самого начала интуитивизм вызвал интерес в среде мирового философского сообщества, прежде всего в России. При жизни C.J1. Франка резонанс обычно принимал форму рецензий, отзывов, полемических или в целом одобрительных обзоров различных аспектов его философии. Здесь стоит назвать имена Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, С.И. Гессена, H.A. Бердяева, И.И. Лапшина, Б. Шлёцера.3 Это был период, когда формирование самого интуитивизма еще не завершилось.

После смерти Франка (1950) наблюдался спад интереса к его творчеству, хотя и появляются воспоминания о философе близко знавших его людей, а также исследования его творчества, объединенные в «Сборнике памяти.».4 Среди его участников И.А. Ильин, С.А. Левицкий, Л. Бинсван-гер, Л.В. Зак и др. Важное место в исследовании творчества Франка занимают систематические работы по истории русской философии В.В. Зень-ковского, Н.О. Лосского и Г.В. Флоровского. В 50-е - 70-е гг. выходили также статьи Н.С. Арсеньева, Ф.А. Степуна, H.A. Струв^ И.Р. Редлиха, Н.П. Полторацкого, М. Лот-Бородиной и др.

В западноевропейской науке систематического внимания к интуитивизму С.Л. Франка не было. Скорее исключениями являются работы Л. Бинсвангера, Р. Глёссера, Р.Л. Таннерта. Впрочем, в последние годы наблюдается некоторое оживление интереса к наследию русского философа.

3 Лосский Н.О. Рецензия на книгу C.JI. Франка «Предмет знания». // Русская мысль. - 1915. - № 12; Лосский Н.О. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Предмет знания». // Вопросы фидософии и психологии. 1916. - кн. 132- 133; Булгаков С.Н. Новый опыт преодоления гносеологизма. (С.Л. Франк. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Пг., 1915). // Богословский вестник. - Янв. 1916. - Сергиев Посад, 1916, Т. 1. - С. 131-154; Гессен С.И. Новый опыт интуитивной философии (По поводу книги С.Л. Франка «Предмет знания») // Северные записки. №4-5, апрель - май; Бердяев H.A. Два типа миросозерцания (По поводу книги С.Л. Франка «Предмет знания») // Вопросы философии и психологии. Кн. 134; Лапшин И.И. Мистический иррационализм проф. С.Л. Франка // Мысль. 1922. № 3; Шлёцер Б. Новая метафизика (По поводу книги С. Франка «Предмет знания») // Биржевые ведомости. № 15889 от 28 октября 1916.

4 Сборник памяти С.Л. Франка. - Ред. В.В. Зеньковский. - Мюнхен, 1954.

Появились работы П. Элена, Ф. Буббайера; в Германии под общей редакцией Н.В. Мотрошиловой на немецком языке вышел из печати первый том 8-томного собрания сочинений Франка.5

В отечественной философии долгое время интуитивизм удостаивался лишь критических оценок в основном по идеологическим причинам. Показательны здесь работы И.П. Чуевой, В.А. Кувакина, В.В. Сухорукова, H.H. Старченко.6

Примерно с конца 80-х годов отношение к Франку (как и к русской философии вообще) существенно переменилось. Философское творчество Франка стало предметом серьезного изучения. Начали переиздавться его работы; появились публикации, посвященные различным сторонам его творчества. Среди исследований выделяются работы A.A. Ермичева, И.И. Евлампиева, П.П. Гайденко, A.B. Соболева. Стоит назвать также имена П.В. Алексеева, Н.В. Гаврюшина, A.A. Гапоненкова, E.H. Некрасовой, п

Ю.П. Сенокосова и др. Из диссертаций (их не так много) отметим рабо

5 Boobbyer, Philip. S.L. Frank: the life and Work of a Russian philosopher, 1877 - 1950. Ohio University Press, Athens, Ohio, 1995. - 292 pp.; Glässer R. Die Frage nach Gott in der Philosophie S.L. Franks. Wurzburg, augustinus verl., 1975; Tannert R.L. Zur Theorie des wissens Ein Neuonsats nach S.L. Frank (1877 -1950). Bern - Frankfurt a/M., Lang, 1973; Бинсвангер Jl. Воспоминания о C.JI Франке // Новый журнал. 1965. № 81. С. 209 - 226; Элен П. Философия «мы» у C.JI. Франка // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 57 - 69; Frank S.L. Werke: in acht Bänden Bd. 1. Der Gegenstand des Wissens. - Freiburg; München: 2000.

6 Кувакин B.A. Религиозная философия в России. - М., 1980; Старченко H.H. Философия интуитивизма в России и современность. - М., 1981; Сухоруков В.В. Вопросы антропологии в социально-философской системе С.Л. Франка // Актуальные проблемы марксистского историко-социологического исследования. -М., 1986. С. 47 - 49; Сухоруков В.В. Критический анализ мировоззренческой эволюции С.Л. Франка // Актуальные проблемы марксистского историко-философского исследования и современная идеологическая борьба. Тезисы конференции. Вып. 2. - М., 1985. С. 51 - 52; Чуева И.П. Критика «русского» интуитивизма. - Л., 1960.

7 Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М, 1992; Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 114 - 150; Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // С.Л. Франк. Предмет знания. Душа человека. - Спб.: Наука, 1995. С. 5 - 34; Ермичев A.A. С.Л. Франк - философ русского мировоззрения. Вступительная статья // Франк С.Л. Русское мировоззрение - Спб.: Наука, 1996; Соболев A.B. Философ-мудрец (Предисловие) // Франк ты T.B. Голубковой, Г.Н. Завольской, М.В. Логиновой, Е.В. Лучук, Т.Н. Резвых, C.B. Тимошенко, Т.П. Токмаковой.8

Стоит заметить, что большинство исследований посвящены каким-либо отдельным сторонам наследия Франка - преимущественно его социальным, этическим, религиозным воззрениям; реже - онтологическим и религиозным концепциям. Несмотря на интерес к Франку и значительное число публикаций, целые пласты его творчества остаются малоизученными, а то и неисследованными вовсе. Проблема взаимодействия рациональных и иррациональных сторон человеческого познания и взаимосвязи последнего с «духовно-экзистенциальным» состоянием личности вообще не была предметом специального изучения. Предпринимались, правда, попытки поставить некоторые вопросы, затрагиваемые в данной диссертации среди других (например, E.H. Бочкаревой - проблема выразительности эстетической формы или В.В. Сухоруковым - мировоззренческой эволюции Франка).9 На наш взгляд, все они не вполне удовлетворительны - прежде всего потому, что не учитывают внутреннюю основу духовного и философского поиска Франка.

Между тем проблема, рассматриваемая в нашей диссертации, являлась для Франка одной из главных. Любопытно, что проблема диалога ра

С.Л. Свет во тьме. - М., 1998; Некрасова E.H. С.Л. Франк. - М.: НИМП, 2000; Сенокосов Ю.П. Семен Людвигович Франк // С.Л. Франк Сочинения. - М.: Правда, 1990;

8 Голубкова Т.В. Категории «реального» и «действительного» в историософских построениях С.Л. Франка: автореф. .кфн / МПГУ. - 1993. - М., 1993; Завольская Г.Н. Проблема личности в философии С.Л. Франка: автореф. .кфн / . - М., 1993; Логинова М.В. Проблема выразительности в эстетике B.C. Соловьева, С.Л. Франка и А.Ф. Лосева: автореф. .кфн / . - М., 1994; Лучук Е.В. Этическое учение С.Л. Франка: автореф. .кфн /СпбГУ - Чебоксары, 1995; Резвых Т.Н. Проблема реальности в философии С.Л. Франка: автореф. .кфн I . - М., 1996; Тимошенко С.А. Религиозно-философская антропология С.Л. Франка: автореф. .кфн /МГУ. - М., 1997; Токмакова Г.П. Проблема смысла жизни в социальной философии С.Л. Франка: автореф. .кфн/МПГУ, 1991.

9 Бочкарева E.H. Проблема выразительности эстетической формы в философии С.Л. Франка: автореф. .кфн / МГУ. - М., 1997; Сухоруков В.В. С. Франк: жизненный путь и социально-философская ориентация. (Рукопись, депонированная в ИНИОН РАН № 21468.) - М., 1985. ционального и иррационального встречает определенный резонанс в современных исследованиях, относящимся к другим областям философского и социо-гуманитарного знания (И.А. Герасимова, И.Т. Касавин, В.И. Коро-таев, В.Н. Лосский, М.К. Мамардашвили, В.И. Мартынов, Г. Налчаджян, B.C. Степин, митрополит Вениамин (Федченков), С.С. Хоружий, К.Г. Юнг и др.). Все это говорит о том, что предмет нашего исследования представляет интерес как в историко-философском плане, так и в общегуманитарном контексте.

Источниковой основой диссертации послужили, прежде всего, работы С.Л. Франка. Причем, при исследовании ряда вопросов (например, «художественного знания») на первое место ставились не столько фундаментальные труды Франка, сколько небольшие статьи: именно в них философ очень ярко и сжато формулирует основные положения своей системы. На наш взгляд, как раз в таких статьях 1910 - 30-х годов интуитивный характер и самобытность философствования Франка проявились в наибольшей мере. При сопоставлении таких небольших работ разных лет хорошо видна эволюция и вместе с тем преемственность взглядов русского мыслителя. По-видимому, ряд статей в качестве источников использован впервые. Само собою, классические работы Франка («Предмет знания», «Душа человека», «Непостижимое», «Реальность и человек» и др.) в настоящем исследовании являются базовыми.

Неоценимый материал для внутренней биографии мыслителя содержат его автобиографические работы («Предсмертное», «Письмо другу», «Воспоминания о П.Б. Струве»), а также воспоминания близко знавших его людей, часть из которых включена в «Сборник памяти».

Цель исследования состоит в постановке и исследовании в творчестве С.Л. Франка проблемы соотношения и взаимодействия рациональной и интуитивно-иррациональной форм знания, а также его преломления в социальной и духовной жизни человека. Эта проблема ранее не была предметом специального изучения в истории философии.

Задачи исследования:

• Рассмотреть специфику философствования в контексте духовной эволюции C.JI. Франка, а также роль в них интуиции;

• Исследовать предлагаемую Франком концепцию целостного внутреннего опыта как основы знания;

• Проследить механизм познания, как его понимает интуитивизм;

• Выявить характер соотношения абстрактного и конкретного знания и место в них рациональных и иррационально-интуитивных факторов;

• Изучить роль принципа «антиномистического монодуализма»;

• Проанализировать своеобразие «художественного знания» и его когнитивную роль как особой формы знания;

• Специально остановиться на проявлении характера знания (то есть степени вызываемого им эмоционального «внутриличностного резонанса») в социально-антропологическом плане.

Методология исследования определяется спецификой объекта и предмета исследования: в центре внимания оказывается один из важнейших моментов теории знания C.JI. Франка, а именно - характер взаимодействия дискурсивного знания и интуитивного «мыслящего переживания», в том числе их «социально-антропологические» аспекты. Методология включает совокупность общефилософских, общенаучных и исторических методов. Ключевой в диссертации является идея диалога различных форм духовного освоения мира, в том числе взаимосвязи рациональных и иррациональных сторон человеческого познания и бытия. Выдвигаемый в рамках концепции постнеклассической рациональности подход не ограничивается интересами и сферой рационального познания, а предполагает признание множества познавательных моделей, в том числе вненаучной, интуитивно-иррациональной формы знания. В этом смысле сам термин «иррациональное» теряет негативный оттенок и означает, прежде всего, совокупность внедискурсивных (интуитивных, невербальных, эмоциональных и др.) способов постижения человеком реальности. При этом рациональные и иррациональные моменты рассматриваются не как самодостаточные, а в их единстве с противоположным началом; причем когнитивные и «экзистенциально-антропологические» факторы также оказываются здесь взаимозависимыми. Иными словами, предполагается, что внутренний духовный путь личности и характер знания особым образом взаимосвязаны. Таким образом, роль сквозного методологического принципа играет принцип дополнительности и целостности человеческого познания и жизни. Научная новизна исследования:

• теория знания С.Л. Франка показана в качестве своеобразной «разновидности» апофатической методологии, предполагающей переход от дискурсивного познания к сверхрациональным формам постижения реальности, а стало быть, и особую взаимосвязь тех и других («сверхрациональное» означает здесь единство рациональных и иррациональных моментов);

• установлено, что, согласно Франку, в познании осуществляется своего рода «диалог» рациональных и иррациональных факторов, при этом дискурсивные моменты не являются самодостаточными, но представляют собой один из аспектов диалектики «мыслимости» и «переживаемости»;

• предложена интерпретация франковской концепции «антиномисти-ческого монодуализма» в качестве «апофатического» и пропедевтического метода;

• исследовано проявление характера знания (то есть степени вызываемого им эмоционального «внутриличностного резонанса») в социально-антропологическом плане;

• выявлена взаимозависимость способа познания и внутреннего состояния и духовного пути человека: как в рамках концепции С.Л. Франка, так и в жизни самого философа;

• внутренняя биография С.Л. Франка рассматривается не столько как идейная эволюция, осуществляющаяся преимущественно на дискурсивно-интеллектуальном уровне, но, прежде всего, как целостное духовно

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Солодухин, Денис Витальевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблема взаимодействия рационального и иррационального была для Франка одной из самых животрепещущих. Она вовсе не сводится к дилемме сознательного и подсознательного, а означает, прежде всего, необходимость учитывать все многообразие форм духовного освоения мира человеком. Взаимодействие рациональных и иррациональных факторов предстает у мыслителя как своего рода «диалог», при этом дискурсивные аспекты не являются самодостаточными, но представляют собой один из соотносительных моментов диалектики «мыслимости» и «переживаемости». Как представляется, это является одним из самых значительных результатов исследования русского философа.

Целостное интуитивное восприятие реальности предполагает уже не столько познавательный, сколько экзистенциальный акт, что придает ему сходство с религиозной жизнью, где когнитивный опыт философии оказывается, по меньшей мере, недостаточным и требуется иной, духовно-аскетический опыт. Интуитивизм Франка, по-видимому, действительно можно расценивать как своего рода теоретическое введение в апофатическое мистическое богословие или философское обоснование правомерности его существования и действенности предполагаемого им метода. В этом контексте теория знания Франка предстает в качестве специфической «разновидности» апофатической методологии, предполагающей переход от дискурсивного познания к сверхрациональным формам постижения реальности, а стало быть, и особую взаимосвязь тех и других. Согласно философу, одним из способов такого перехода является использование принципа «антиномистиче-ского монодуализма», во многом имеющего пропедевтический характер. И все же Франк остается не богословом апофатики, а, прежде всего, философом-интуитивистом, хотя в его творчестве религиозный фактор играл значительную роль, - особенно в поздний период жизни.

В размышлениях нашего соотечественника над проблемой духовного поиска самое важное состоит, пожалуй, в том, что он говорит именно о полноте и целостности духовного самоопределения и в связи с этим проблема-тизирует роль иррациональных факторов, предопределяющих как сам поиск, так отчасти и его результаты. В этом смысле дискурсивный компонент оказывается не самодостаточным, а является составной частью более широкого экзистенциального процесса.

По-видимому, в этом и состоит главный итог теории знания Франка: наивысший смысл когнитивных усилий заключается именно в духовно-практической сфере. На первое место становится здесь не познание, а бытие, реальная целостная жизнь. Когнитивный процесс перестает быть самодостаточным. Подлинный смысл он приобретает в контексте духовного пути человека: знание здесь призвано помочь человеку внутренне преобразиться, то есть становится онтологическим. (Онтологизм как раз и означает тут, что, постигая реальность, человек изменяется сам - даже само «знание» преображает его; более того, на определенной стадии познавательный процесс становится невозможным без особого «экзистенциального подвига», предполагающего максимум духовно-нравственной активности личности.)

Хочется отметить также еще один существенный момент. Признавая значимость и чрезвычайную важность иррациональных факторов, русский мыслитель вместе с тем вовсе не отрицает действенность дискурсивного начала. В этом смысле речь идет, скорее, не столько об иррациональном, сколько о сверхрациональном, означающем, прежде всего, высший синтез интуитивных и дискурсивных факторов. Это предполагает признание необходимости диалога несовместимых, как считала классическая философия, моментов. В противоположность рационалистическим системам ХУШ-Х1Х веков, Франк стремится преодолеть антиномию «разума» и «чувства», познания и жизни, что неизбежно влечет за собою переосмысление самого принципа рациональности. Интуитивизм в таком понимании предполагает не уничижение рациональной составляющей целостного жизнетворчества человека, а наоборот, расширение и обогащение самой рациональности за счет проблематизирования интуитивно-иррациональных и «экзистенциально - антропологических» факторов.

По нашему мнению, интуитивистская концепция Франка стоит как бы на стыке классической и неклассической парадигм. Высказанные им или созвучные его мыслям идеи нашли отклик в современной мыслителю и позднейшей философии, в частности, у И.О. Лосского, о. П. Флоренского, Н. Гартмана, М. Хайдеггера и др., а также в концепции постнеклассической рациональности, предполагающей обращение ко всему многообразию способов духовного освоения мира, в том числе вненаучных. Обоснование взаимной связи рациональных и иррациональных факторов, являющееся для Франка одной из важнейших задач, предполагает не только осознание принципиальной важности в познании и жизни человека сферы иррационального, но и расширительное понимание самой рациональности. Нечто подобное свойственно и современной теории познания, где проблема поиска новых оснований человеческого познания и бытия, а также связанная с ней проблема типа рациональности являются, пожалуй, центральными. Думается, ряд идей русского мыслителя (касающихся, в частности, проблем «живого знания», интуиции, «диалога» рационального и иррационального) обладают значительным эвристическим потенциалом и не утратили актуальности. На наш взгляд, творческое восприятие наследия Франка оказывается достаточно многообещающим, например, в таких областях, как философское осмысление разнообразных форм вневербального постижения мира (музыка, живопись, художественная литература и т.п.), проблем духовной эволюции личности, а также онтологической составляющей религиозного опыта. Междисциплинарный подход, которого придерживается Франк, является весьма плодотворным в этих и иных сферах гуманитарного знания.

По-видимому, уместно вести речь о востребованности целого ряда идей не одного лишь Франка, но и интуитивной традиции в целом - не только в ее классических формах начала XX в., но также ее последующего развития. В этом смысле одной из задач исследования могло бы стать рассмотрение в историко-философском контексте эволюции способов постановки и решения вопросов, связанных с проблематикой так называемого «живого знания». Особенно выигрышными здесь оказывается наследие «гениев интуиции» - людей, обладавших ярко выраженным даром интуиции и вместе с тем попытавшихся осмыслить и выразить ее феномен.

Что же касается самой проблемы иррационального, то в ее постижении мы сталкиваемся с почти непреодолимыми трудностями. Ведь для этого требуется не монологичное в своей основе дискурсивное мышление, а, прежде всего, диалогизм «познания-проникновения» (М. Бубер, И. Герасимова), при котором истина не столько «добывается» чисто интеллектуальным усилием, сколько личностно проживается, переживается и даже со-переживается. (Это вовсе не означает бесплодности рациональных усилий: рациональная составляющая продолжает играть в познании ведущую роль, но она уже не занимает исключительного положения, а восполняется целостным опытом жизни и, в свою очередь, способна до известных пределов как-то корректировать вектор интуитивно-иррациональных интенций.) Иными словами, постижение реальности становится онтологичным, то есть неотделимо от самой жизни. В этом контексте актуальным становится союз философской синергии и синергетики, предполагающий осмысление двух триад: 1) воображаемый (субъективный) - виртуальный - реальный миры; 2) рациональный - виртуальный -иррациональный способы познания. Смысл в том, чтобы, руководствуясь принципами дополнительности и целостности человеческого опыта, обеспечить взаимосвязь между данными триадами и внутри их. Естественно, такая постановка вопроса предполагает междисциплинарный подход - не только внутри самой науки, но также ее диалог с иными способами духовного освоения мира, о чем и говорят ряд ученых.1

1 См., в часта., Коротаев В.И. Указ. соч. - С. 34; Степин B.C. (Выступление на «круглом столе») // Вопросы философии. - 1998. - № 11; Чумаков A.H. Конгресс глазами участника // Вопрос философии. - 1999. - № 5 и др. Показательна также сама постановка проблемы диалога богословия и философии на проходившем в Институте философии РАН одноименном семинаре в рамках Рождественс " 2001 гг.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Солодухин, Денис Витальевич, 2001 год

1. С.Л. Франк. Библиография. / Сост. В.С. Франк; под ред. Т.А. Осорги-ной. - Париж, 1980. - 105 С.

2. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика любви к дальнему. // Сочинения. М., 1990 -С. 6-64.

3. Франк С.Л. Очерки философии культуры. (Совместно схП.Б. Струве). // Непрочитанное. -М., 2001. С. 37 - 62.

4. Франк С.Л. К вопросу о сущности морали. // Непрочитанное. М., 2001. — С.128 - 136.

5. Франк С.Л. О свободной совести. // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 525 - 528.

6. Франк С.Л. Религия и культура (По поводу новой книги Д.С. Мережковского «Грядущий хам»). // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С.529 -535.

7. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма. // Непрочитанное. -М., 2001.-С. 137-165.

8. Франк С.Л. Рихард Авенариус. Критика чистого опыта. Т. 1. СПб., 1907. (Рецензия). // Русская мысль. - 1907. - № 4. - С. 75 - 78.

9. Франк С.Л. Э. Мах. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1907. (Рецензия). // Русская мысль. - 1907. - № 11. - С. 228 -231.

10. Франк С.Л. Я. Берман. Диалектика в свете теории познания. М., 1908. (Рецензия). // Русская мысль. - 1908. - № 11. - С. 240 - 241.

11. Франк С.Л. Этика нигилизма. // Сочинения. М., 1990.

12. Франк С.Л. Нравственное учение Л.Н. Толстого. (К 80-летнему юбилею Толстого 28 авг. 1908) // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 432 - 440.

13. Франк С.Л. Знание и вера // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 578 -582.

14. Франк С.Л. О Льве Шестове (По поводу его новой книги «Начала и концы») // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 574 - 578.

15. Франк С.Л. Преодоление трагедии // Русское мировоззрение. СПб., 1996. -С. 569 - 574.

16. Франк С.Л. Лев Толстой и русская интеллигенция // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 440 - 445.

17. Франк С.Л. Религия и наука. // Философия и жизнь. СПб., 1910. С. 375 - 381.

18. Франк С.Л. Будущность религии. (По поводу книги М. Гюйо «Безверие будущего») // Философия и жизнь. СПб., 1910. С. 321 - 327.

19. Франк С.Л. «Вехи» и их критика // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 547-551.

20. Франк С.Л. О так называемом «религиозном сознании» // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 542 - 547.

21. Франк С.JI. Мережковский о «Вехах» // Русское мировоззрение. СПб., 1996. -С. 551- 554.

22. Франк C.JL Культура и религия (По поводу статьи о «Вехах» C.B. Лурье) // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 554 - 569 .

23. Франк С.Л. М.М. Рубинштейн. Идея личности как основа мировоззрения. М., 1909. (Рецензия). // Русская мысль. - 1909. -№ 8. - С. 200 - 201.

24. Франк С.Л. Иозеф Петцольд. Введение в критику чистого опыта. T. I. -СПб., 1909. (Рецензия) // Русская мысль. 1909. - № 11. - С. 272 - 274.

25. Франк С.Л. Миросозерцание К. Леонтьева // Русское мировоззрение. СПб., 1996.-С. 399-404.

26. Франк С.Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры (Сборник статей). СПб.: Изд-во Д Жуковского, 1910.

27. Франк С.Л. Природа и культура // Логос. М., 1910. - Кн. 2. - С. 50 -114.

28. Франк С.Л. Артистическое народничество. (О книге В. Иванова «По звездам». СПб., 1909). // Русское мировоззрение. - СПб., 1996. - С. 595 - 605.

29. Франк С.Л. Философия религии В. Джемса // Живое знание Берлин, 1923. -С. 9-24.

30. Франк С.Л. Вильгельм Дильтей. Некролог. // Русская мысль. 1910. - № 3. -С. 218-221.

31. Франк С.Л. Прагматизм как философское учение // Живое знание Берлин, 1923.-С. 121-166.

32. Франк С.Л. Из этюдов о Гёте (Гносеология Гёте) // Русская мысль. 1910. -№ 8. - С. 73 - 99; Живое знание - Берлин, 1923. - С. 27 - 70.

33. Франк С.Л. О национализме в философии. (О статье В.Ф. Эрна «Нечто о Логосе, русской философии и научности»). // Русское мировоззрение. -СПб., 1996.-С. 103-112.

34. Франк С.Л. Еще о национализме в философии. Ответ на ответ В.Ф. Эрна «культурное непонимание». Ответ С.Л. Франку // Русское мировоззрение.-СПб., 1996.-С. 112-119.

35. Франк С.Л. Памяти Льва Толстого // Русское мировоззрение. СПб., 1996. -С.445 - 455.

36. Франк С.Л. Борьба за «мировоззрение» в немецкой философии. // Русская мысль.- 1911.-№4.-С. 34-41.

37. Франк С.Л. О философской интуиции (о Бергсоне) // Русская мысль. -1912.-№3.-С. 31-35.

38. Франк С.Л. Э. Кассирер. Познание и действительность (Рецензия) // Русская мысль. 1912. - № 9. - С. 321 - 322.

39. Франк С.Л. К теории конкретного познания // Философский сборник Л.М. Лопатину. 1881-1911.-М., 1912.-С. 108-127.

40. Франк С.Л. Учение Спинозы об атрибутах // Вопросы философии и психологии. 1912. - кн. 114. - С. 523 - 567.

41. Франк С.JI. Личность и мировоззрение Фр. Шлейермахера // Живое знание Берлин, 1923. - С. 73 - 117.

42. Франк С.Л. Нравственный идеал и действительность // Непрочитанное. -М., 2001.-С. 166- 189.

43. Франк С.Л. Новая книга по философии искусства. (К. Эйгес. Статьи по философии музыки. М., 1912.). Рецензия. // Русская мысль. - 1913. -№ 2. -С. 30-33.

44. Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 312 - 340.

45. Франк С.Л. Книга Дильтея по истории философии (Рецензия) // Русская мысль,- 1914,-№4.-С. 37-40.

46. Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания // Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.

47. Франк С.Л. Вильгельм Виндельбанд // Русская мысль. 1915. - № 11. - С. 20 -23.

48. Франк С.Л. Религиозная философия Когена. // Русская мысль. 1915. - № 12. - С. 29-31.

49. Франк С.Л. Вопросы теории и психологии творчества. Т. VII. Харьков, 1916 (Рецензия) // Русская мысль. -1916. - № 1. - С. 6 - 7.

50. Франк С.Л. Кризис современной философии. (Вступит. Речь перед диспутом в Петр. Унив. 15 мая 1916). // Русская мысль. 1916. - № 9. - С. 33 -44; Живое знание - Берлин, 1923.

51. Франк С.Л. Задачи философской психологии. // Русская мысль. 1916. - № 10.-С. 23-49.

52. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. // Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.

53. Франк С.Л. Нравственный водораздел в русской революции // Непрочитанное. . М., 2001. - С. 207 - 214.

54. Франк С.Л. Мертвые молчат // Сочинения. М., 1990 - С. 577 - 582, Непрочитанное. . - М., 2001. - С. 223 - 229.

55. Франк С.Л. De Profimdis // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991.

56. Франк С.Л. О задачах обобщающей социальной науки // Мысль. Журнал Петербургского философского общества. 1922. -№3.-С.35-64.

57. Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. М.: Берег, 1922.

58. Франк С.Л. Кризис западной культуры // Бердяев Н.А., Степун Ф.А., Франк С.Л. Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922.

59. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. Петроград: Akademia, 1922.

60. Франк C.JT. Философия и религия // «София». Проблемы духовной культуры и религиозной философии. под ред. H.A. Бердяева. - Берлин: Обелиск, 1923. - С. 5 -20.

61. Франк C.JI. Мах Sheler. Vom Ewigen im Menschen. В Л. Religiose Erneuerung. Leipzig 1921 Verl. Der neue Geist. (Рецензия) // «София». Проблемы духовной культуры и религиозной философии. под ред. H.A. Бердяева. -Берлин: Обелиск, 1923. - С. 161 - 163.

62. Франк C.J1. Живое знание. Сборник статей. Берлин: Петрополис, 1923.

63. Франк C.JI. Религия и наука. Берлин: Евразийское К-во, 1924; Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1953; Франкфурт-на-Майне, 1967.

64. Франк С.Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990 - С. 113 -180.

65. Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 119 -137.

66. Франк С.Л. Религиозные основы общественности // Путь. 1925. - № 1 (сентябрь). - С. 9 - 30.

67. Франк С.Л. Мистическая философия Розенцвейга // Путь. 1926. - № 2 (январь).-С. 139- 148.

68. Франк С.Л. Религия и наука в современном сознании // Путь. 1926. - № 4 (июнь - июль). - С. 145 - 156.

69. Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества М., 1992. - С. 147 -216.

70. Франк С.Л. Церковь и мир, благодать и закон (к проблеме «оцерковле-ния») // Путь. 1927. - № 8 (август). - С. 3 - 20.

71. Франк С.Л. Материализм как мировоззрение. Париж: YMCA-Press, 1928.

72. Франк С.Л. Новая русская философская система (о А.Ф. Лосеве) // Путь. 1928. - № 9 (январь) - С. 89 - 90.

73. Франк С.Л. Мистика Райнер Мария Рильке // Путь. 1928. - № 12 (август) -С. 47 - 75; № 13 (окт.). - С. 37 - 52.

74. Франк С.Л. Религия и свободная мысль // Русское мировоззрение. СПб., 1996.-С. 613-616.

75. Франк С.Л. Личная жизнь и социальное строительство. Непрочитанное. . - М„ 2001. - С. 248 - 271.

76. Франк С.Л. Рильке и славянство // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 609-613.

77. Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Записки Русского научного института в Белграде. 1930. - С. 297 - 328.

78. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию.-М., 1992.

79. Франк С.Л. Памяти Л.М. Лопатина // Русское мировоззрение. СПб., 1996. -С. 422 - 425.

80. Франк С.Л. Психоанализ как миросозерцание // Непрочитанное. М., 2001.-С. 291-315.

81. Франк С.Л. По ту сторону правого и левого // Непрочитанное. М., 2001. -С. 230-247.

82. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма. (К 50-летию со дня смерти Достоевского) // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 360 - 367.

83. Франк С.Л. Вера Достоевского // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С.353 -357.

84. Франк С.Л. Апостол человечности // Русское мировоззрение. СПб., 1996. -С. 357-360.

85. Франк С.Л. Пирогов как религиозный мыслитель // Путь. 1932. - № 32 (февраль). - С. 73 - 84; Русское мировоззрение. - СПб., 1996. - С. 340 - 350.

86. Франк С.Л. Философия Гегеля (к столетию дня смерти) // Путь. 1932. -№34 (июль).-С. 39-51.

87. Франк С.Л. Гёте и проблема духовной культуры // Путь. 1932. - № 35 (сент.). - С. 83 - 90.

88. Франк С.Л. Основная идея философии Спинозы (К 300-летию со дня рождения) // Путь. 1933. - № 37. - С. 61 - 67.

89. Франк С.Л. Религиозность Пушкина // Русское мировоззрение. СПб., 1996. -С. 214-226.

90. Франк С.Л. Философия и жизнь // Путь. 1934. - № 45 (октябрь - декабрь). — С. 69 - 76.

91. Франк С.Л. О задачах познания Пушкина // Русское мировоззрение. СПб., 1996.-С. 248 -273.

92. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. // Сочинения. М., 1990. - С. 183 - 559.

93. Франк С.Л. Проблема христианского социализма // Непрочитанное. М., 2001.-С. 272-290.

94. Франк С.Л. Ересь утопизма // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 72 -87.

95. Франк С.Л. Светлая печаль // Русское мировоззрение. СПб., 1996. - С. 288 -302.

96. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социологии // Духовные основы общества. М., 1992. - С. 405 -471.

97. Франк С.Л. Духовное наследие Вл. Соловьева // Русское мировоззрение. -СПб., 1996.-С 392-399.

98. Франк С.Л. Письмо Г.П. Федотову // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 98 - 100.

99. Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления. // Духовные основы общества -М., 1992.-С. 217-404.

100. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997.

101. Франк С.Л. Биография П.Б. Струве (Воспоминания о П.Б. Струве) // Непрочитанное. . М., 2001. - С. 291 -.

102. Франк С.Л. Два письма Вяч. Иванову // Русское мировоззрение СПб., 1996. -С. 95-98.

103. Франк С.JI. Русская философия конца XIX и начала XX века // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 645 -656.

104. Франк С.Л. О невозможности философии // Русское мировоззрение СПб., 1996.-С. 88-95.

105. Франк С.Л. Из письма С.Л. Франка В. Федоровскому // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 87 - 88.

106. Франк С.Л. Предсмертное // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 39 - 58.

107. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 149 - 160.

108. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Философские науки. 1990. - № 6; Духовные основы обшества - М., 1992. - С. 471 - 500; Русское мировоззрение -СПб., 1996.-С. 161-195.

109. Франк С.Л. Большевизм и коммунизм как духовные явления // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 137 - 149.

110. Ш.Франк С.Л. Это не «русский взгляд» на мир! // Русское мировоззрение -СПб., 1996.-С. 196-205.

111. Франк С.Л. Русская философия, ее характерная особенность и задача // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 205 - 210.

112. Франк С.Л. Религиозное сознание Гоголя // Русское мировоззрение СПб., 1996.-С. 302-311.

113. Франк С.Л. Из духовной мастерской Достоевского // Русское мировоззрение -СПб., 1996.-С. 350-353.

114. Франк С.Л. Лев Толстой как мыслитель и художник // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 459 - 478.

115. Франк С.Л. Русская философия последних пятнадцати лет // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 616 - 630.

116. Франк С.Л. Этические, философско-правовые и социально-философские направления в современной русской философии вне СССР // Русское мировоззрение СПб., 1996. - С. 630 - 645.

117. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990.

118. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 С.

119. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.

120. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. - 448 с.

121. Франк С.Л. Русское мировоззрение СПб.: Наука, 1996. - 738 С.

122. Франк С.Л. Непрочитанное. Статьи, письма, воспоминания. М.: Школа политических исследований, 2001. - 592 С.

123. Франк С.Л. Мысли в страшные дни // Непрочитанное. М., 2001. - С . 347 -393.

124. Письма С.Л. Франка к Л. Бинсвангеру // Непрочитанное. М., 2001. - С . 334-346.

125. Boobbyer, Philip. S.L. Frank: the life and Work of a Russian philosopher, 1877 1950. Ohio University Press, Athens, Ohio, 1995. - 292 pp.

126. Glässer R. Die Frage nach Gott in der Philosophie S.L. Franks. Wurzburg, augustinus verl., 1975.

127. Tannert R.L. Zur Theorie des wissens Ein Neuonsats nach S.L. Frank (1877 -1950). Bern Frankfurt a/M., Lang, 1973.

128. Алексеев П.В. Философская концепция C.JI. Франка // Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

129. Аляев Г.Е. Политическая философия С.Л. Франка. Полтава, 1992. - 22 с. (Рукопись, депонир. в ИНИОН.)

130. Арсеньев Н.С. Памяти Франка // Вестник РСХД. 1955. № 36.

131. Арсеньев Н.С. С.Л. Франк как мистик // Возрождение. 1971ю № 231. С. 51 -59.

132. Бергсон А. Философская интуиция // Новые идеи в философии. СПб., 1912.

133. Бердяев H.A. Два типа миросозерцания (По поводу книги С.Л. Франка «Предмет знания») // Вопросы философии и психологии. Кн. 134.; Типы религиозной мысли в России. Соч. Т. 3. Париж, 1989.

134. Бердяев H.A. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Непостижимое» // Путь. 1939. №60.

135. Бинсвангер Л. Воспоминания о С.Л Франке // Новый журнал. 1965. № 81. С. 209 226; Сборник памяти С.Л. Франка / Ред. В.В. Зеньковский. - Мюнхен, 1954.

136. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. М.: «ИЗАН», 1996.

137. Бочкарева E.H. Интуитивистская теория художественного познания С.Л. Франка. М., 1996. - 21 с. (Рукопись, депонир. в ИНИОН.)

138. Бочкарева E.H. Проблема выразительности эстетической формы в философии С.Л. Франка. М., 1994. - 19 с. (Рукопись, депонир. в ИНИОН.)

139. Бочкарева E.H. Проблема выразительности эстетической формы в философии С.Л. Франка: автореф. .к. филос. н. / МГУ. -М., 1997. 24 с.

140. Булгаков С.Н. Новый опыт преодоления гносеологизма. (С.Л. Франк. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Пг., 1915). // Богословский вестник. Янв. 1916. Сергиев Посад, 1916, Т. 1. С. 131 -154.

141. Вундт В. Введение в философию. М.: ЧеРо, Добросвет, 1998.

142. НЗ.Гаврюшин Н.К. «Русская идея» в трактовке С.Л. Франка // Общественныенауки. 1990. № 6.

143. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 114 150.

144. Гайденко П.П. Мистико-идеалистическая диалектика (С.Л. Франк) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.

145. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт // Вопросы философии. 1997. № 7.

146. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. №4.-С.

147. Гессен С.И. Новый опыт интуитивной философии (По поводу книги С.Л. Франка «Предмет знания») // Северные записки. № 4 5, апрель - май.

148. Голубкова Т.В. Категории «реального» и «действительного» в историософских построениях С.Л. Франка: автореф. .к. филос. н. / МПГУ. -1993.-М., 1993.-23 с.

149. Дворянов C.B. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Н.О. Лосского, Б.П. Вышеславцева и С.Л. Франка- Автореф. дисс. . .к. филос. н. М., 2000.

150. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // С.Л. Франк. Предмет знания. Душа человека. Спб.: Наука, 1995. С. 5-34.

151. Ермичев A.A. С.Л. Франк философ русского мировоззрения. Вступительная статья // Франк С.Л. Русское мировоззрение - Спб.: Наука, 1996.153.3авольская Г.Н. Проблема личности в философии С.Л. Франка: автореф. .к. филос. н. /. М., 1993. - 23 С.

152. Зак Л.В. С.Л. Франк мой брат // Сборник памяти С.Л. Франка. - Мюнхен, 1954

153. Закутин Л. С.Л. Франк. Душа человека. // Новый журнал. 1965. № 81. С. 277 -280.

154. Зеньковский В.В. Антропология С.Л. Франка // Из истории русской философской мысли XX века. Питсбург, 1968.

155. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х т. Л., 1991.

156. Зеньковский В.В. С.Л. Франк // Возрождение. 1951. № 15.

157. Ильин В.Н. Николай Кузанский и С.Л. Франк // Сборник памяти С.Л. Франка/ Ред. В.В. Зеньковский. Мюнхен, 1954.

158. Ильин И.А. Семен Людвигович Франк и его место в русской философии и русской культуре // Вестник РСХД. 1966. № 172.

159. Карташев A.B. Идеологический и церковный путь Франка // Сборник памяти С.Л. Франка / Ред. В.В. Зеньковский. Мюнхен, 1954.

160. Ковалевский П.Е. Сборник памяти С.Л. Франка // Вестник РСХД. 1966. № 172. С.

161. Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX первой трети XX в.: Догоняющая модернизация и социальная экология. - Автореф. дисс. .д. истор. н. - Архангельск, 2000.

162. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.

163. Кураев A.B. Критика религиозной антропологии С.Л. Франка // Фило-софско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания. Ч. 2. М., 1983. С. 51-54.

164. Кураев В.И. франк С.Л. // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. -М.: Республика, 1995. С. 591 592.

165. Лапшин И.И. Мистический иррационализм проф. С.Л. Франка // Мысль. 1922. №3. С.

166. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии // Соч. Т. 2. М.: Канон, 1996. - 496 с.

167. Левицкий С.А. Памяти великого философа (С.Л. Франка) // Новый журнал. 1977. № 127. С. 151 164.

168. Левицкий С.А. С.Л. Франк и его учение // Грани. 1954. № 22.

169. Логинова М.В. Проблема выразительности в эстетике B.C. Соловьева, С.Л. Франка и А.Ф. Лосева: автореф. .к. филос. н. / . М., 1994.

170. Лосский В. H Очерк мистического богословия восточной церкви. М.: СЭИ, 1991.

171. Лосский И.О. История русской философии. М.: Советский писатель,1991.-479 с.

172. Лосский И.О. Метафизическое обоснование интуиции С.Л. Франком // Основные вопросы гносеологии. Пг., 1919. - С. 225 - 247.

173. Лосский И.О. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Предмет знания» // Вопросы философии и психологии. 1916., кн. 132 133.

174. Лосский И.О. Рецензия на книгу С.Л. Франка «Предмет знания» // Русская мысль. 1915. № 12.

175. Лосский И.О. Теория знания С.Л. Франка // Сборник памяти С.Л. Франка / Ред. В.В. Зеньковский. Мюнхен, 1954.

176. Лот-Бородина М.И. Памяти С.Л. Франка // Возрождение. 1952. № 19.

177. Лучук Е.В. Этическое учение С.Л. Франка: автореф. .к. филос. н. /СпбГУ Чебоксары, 1995. - 19 с.

178. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000.

179. Маркова В.Н. Предисловие // Летние травы. Японские трехстишия. М.: Толк, 1997.

180. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе. М.: Филология, 1997. -207 с.

181. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 70 - 80.

182. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М., 1997.

183. Митр. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. М., Л.,1992.

184. Некрасова E.H. С.Л. Франк. М.: НИМП, 2000. - 144 с.

185. Некрасова E.H. Семен Франк // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 2. Спб., 1995. С. 91 - 179.

186. Никулин А.Н. Интуитивизм Н.О. Лосского и русская философия. -СПб, 1997.

187. Петрушенко Л.П. Марксизм и экзистенциализм в концепции С.Л. Франка. Норильск: Норильский индустриальный институт, 1997. - 10 С.

188. Плотников Н. С.Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хай-деггера в русской мысли // Вопросы философии. 1995. - № 9. - С. 169 - 185.

189. Полторацкий Н.П. С.Л. Франк о П.Б. Струве // Опыты. 1959. № 9.

190. P.P. Бог человек - мир (о С.Л. Франке) // Грани. 1976. № 99. С. 253 -255.

191. Редлих Р.Н. Социальная философия C.JI. Франка. Франкфурт-на-Майне, 1972.

192. Резвых Т.Н. Проблема реальности в философии C.JI. Франка: автореф. .к. филос. н.-М., 1996.

193. Руднева О.С. Влияние различных философских систем на формирование философии культуры C.JI. Франка. М., 1996. - 23 с. (Рукопись, депонир. в ИНИОН.)

194. Сборник памяти C.JI. Франка / Ред. В.В. Зеньковский. Мюнхен, 1954.

195. Сенокосов Ю.П. Семен Людвигович Франк // C.J1, Франк Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 3 - 8.

196. Соболев A.B. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии. 1998. №4.-С. 121-137.

197. Соболев A.B. Философ-мудрец (Предисловие) // Франк C.JI. Свет во тьме. -М, 1998.

198. Соловьев Э.Г. С.Л. Франк от тьмы к свету // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 125.

199. Старченко Н.И. Философское обоснование российского либерализма в интуитивизме С.Л. Франка // Актуальные проблемы истории философии народов СССР.-М., 1981.

200. Старченко H.H. Философия интуитивизма в России и современность. -М., 1981.

201. Степун Ф.А. Вера и знание в философии С.Л. Франка // Новый журнал. 1965. №81. С. 227-230.

202. Струве H.A. К юбилею Семена Франка // Новый журнал. 1975. № 115.

203. Струве H.A. С.Л. Франк. Реальность и человек // Вестник РСХД. 1958. № 48.

204. Сухоруков В.В. «Социальная философия» С. Франка // История становления советской социологической науки в 20 30-е годы. - М., 1989. С. 77 - 87.

205. Сухоруков В.В. Вопросы антропологии в социально-философской системе С.Л. Франка // Актуальные проблемы марксистского историко-социологического исследования. М., 1986. С. 47 - 49.

206. Сухоруков В.В. Критический анализ мировоззренческой эволюции С.Л. Франка // Актуальные проблемы марксистского историко-философского исследования и современная идеологическая борьба. Тезисы конференции. Вып. 2. М., 1985. С. 51-52.

207. Сухоруков В.В. С. Франк: жизненный путь и социально-философская ориентация. (Рукопись, депонированная в ИНИОН РАН № 21468.) М., 1985-41 с.

208. Сухоруков В.В. Социально-философские взгляды С. Франка (критический анализ): автореф. .к. филос. н. -М., 1988. 18 с.

209. Тимошенко С.А. Богочеловечность: об основной антропологической интуиции С.Л. Франка / МГУ. 1996. - 20 с. (Рукопись, депонир. в ИНИОН.)167

210. Тимошенко С.А. Религиозно-философская антропология C.JI. Франка: автореф. . .к. филос. н. /МГУ. М., 1997. - 20 с.

211. Токмакова Г.П. Проблема смысла жизни в социальной философии C.JI. Франка: автореф. . .к. филос. н. /МШ 'У, 1991. 21 с.

212. Флоровский Г. Религиозная метафизика C.JI. Франка // Сборник памяти C.JI. Франка / Ред. В.В. Зеньковский. Мюнхен, 1954.

213. Флоровский Г.П. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

214. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.

215. Чуева И.П. Критика «русского» интуитивизма. JL, 1960.

216. П1лёцер Б. Новая метафизика (По поводу книги С. Франка «Предмет знания») // Биржевые ведомости. № 15889 от 28 октября 1916.

217. Элен П. Философия «мы» у C.JI. Франка // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 57 69.

218. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 1998.

219. Яннарас X. Вера церкви. Введение в православное богословие. М.: Центр по изучению религий, 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.