Разработка методов создания тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Преснецова, Надежда Александровна

  • Преснецова, Надежда Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 203
Преснецова, Надежда Александровна. Разработка методов создания тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2018. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Преснецова, Надежда Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭФФЕКТЕ ОБЪЕМНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЭБ-ЭФФЕКТЕ)

1.1. Основные термины и понятия

1.2. Теоретические аспекты восприятия пространства и создания эффекта объемного визуального восприятия (3D-эффекта)

1.2.1. Основы зрительного восприятия

1.2.2. Бинокулярное зрение. Восприятие глубины пространства

1.3. История развития стереоэффекта (3D эффекта)

1.3.1. Обзор существующих видов автостереограмм

1.3.2. Обзор компьютерных программ для проектирования автостереограмм

1.4. Примеры использования ЭБ-эффекта

1.4.1. Возможности применения стереоэффекта

1.4.2. Применение автостереограмм и эффектов объемного визуального восприятия для профилактики заболеваний зрительной системы человека

1.5. Анализ текстильных изделий с эффектами объемного визуального восприятия

1.5.1. Текстильные изделия с интеллектуальными эффектами

1.5.2. Текстильные изделия с эффектом объемного визуального восприятия, выполненные способом печати

1.5.3. Тканые текстильные изделия с эффектом объемного визуального восприятия

1.5.4. Обзор компьютерных программ для проектирования тканых рисунков

Выводы по главе 1 и постановка задачи исследования

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И МЕТОДОВ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика объектов исследования

2.1.1. Характеристика тканей

2.1.2. Характеристика переплетений

2.1.3. Характеристика нитей

2.1.4. Программы автоматизированного

компьютерного проектирования ткани

2.1.5. Характеристики автоматизированных ткацких станков для выработки тканей

2.2. Метод создания тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия

2.2.1. Алгоритм процесса проектирования тканых рисунков в программе автоматизированного проектирования

2.2.2. Алгоритм создания эффекта объемного визуального восприятия (стереоэффекта, 3Б-эффекта)

2.2.3. Алгоритм процесса создания тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия

2.3. Методы демонстрации автостереоэффекта в тканях с эффектом объемного визуального восприятия

2.4. Методы проверки бинокулярного зрения

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТА ОБЪЕМНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТКАНЫХ РИСУНКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Разработка методов проектирования и создания тканых ремизных рисунков с эффектом объемного визуального восприятия

3.1.1. Способ достижения двухплоскостной рельефной визуализации в тканях диагоналевых переплетений по ширине ткани

3.1.2. Способ достижения двухплоскостной рельефной визуализации в тканях диагоналевых переплетений по длине ткани

3.1.3. Способ создания тканых ремизных рисунков с эффектом объемного визуального восприятия на основе автостереоэффекта

3.2. Разработка метода проектирования тканых жаккардовых рисунков

с эффектом объемного визуального восприятия на основе автостереограмм .113 Выводы по главе 3

ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ЖАККАРДОВЫХ ТКАНЕЙ С ЭФФЕКТОМ ОБЪЕМНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

4.1. Особенности разработки дизайн-концепции художественного образа

и раппорта жаккардовой ткани с эффектом объемного визуального восприятия

4.1.1. Выбор идеи проектирования жаккардовой ткани с эффектом объемного визуального восприятия

4.1.2. Выбор элементов и мотивов, составляющих эскиз тканого рисунка

4.1.3. Обработка эскиза тканого рисунка в графических программах и создание смыслообразующего раппорта

4.2. Особенности выбора ткацкого оборудования для получения жаккардовых тканей с эффектом объемного визуального восприятия

4.3. Особенности работы в программах автоматизированного проектирования жаккардовых тканей с эффектом объемного визуального восприятия

4.3.1. Трансформация раппорта тканого рисунка в программу автоматизированного компьютерного проектирования автостереоэффекта

4.3.2. Трансформация изображения с эффектом объемного визуального восприятия в программу автоматизированного компьютерного проектирования

4.3.3. Работа с заливным патроном и переплетениями при выработке жаккардовых тканей с эффектом объемного визуального восприятия (ЭБ-эффектом)

4.3.4. Подбор и наложение переплетений в программе автоматизированного компьютерного проектирования

4.3.5. Компьютеризированный контроль провиса нитей

4.3.6. Автоматизированное проектирование электронного патрона

4.4. Особенности выбора структуры жаккардовой ткани при формировании эффекта объемного визуального восприятия тканого рисунка

4.4.1. Влияние выбора толщины пряжи на эффект объемного визуального восприятия тканого рисунка

4.4.2. Влияние количества слоев ткани на эффект объемного визуального

восприятия

4.5. Технологические параметры выработки одно-, полутора- и двухслойных жаккардовых тканей с эффектом объемного визуального восприятия

4.5.1. Однослойные жаккардовые ткани

4.5.2. Полутораслойные жаккардовые ткани с одной основой и двойным утком

4.5.3. Двухслойные жаккардовые ткани

Выводы по главе 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

172

177

178

ПРИЛОЖЕНИЯ

191

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка методов создания тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена созданием в современных условиях инновационных методов автоматизированного проектирования текстиля с ткаными рисунками на основе использования информационных технологий. Решение поставленной задачи полностью отвечает прогрессивному подходу к художественно-колористическому оформлению материалов и изделий, учитывающему не только их сырьевой состав и особенности технологического изготовления, но и те характеристики, которые относятся к области дизайна текстильной продукции. Реализация возможностей автоматизированного проектирования позволяет отразить быструю сменяемость модно-стилевых тенденций, и в значительной степени художественная выразительность текстиля может быть в этом случае достигнута благодаря проявлению нетрадиционных эффектов оформления, в частности эффектов объемной визуализации тканых рисунков.

В настоящей диссертационной работе рассмотрена и изучена возможность создания принципиально новой ассортиментной группы тканей с оригинальным оформлением за счет формирования ЭЭ-эффекта с применением информационных технологий. При этом учитываются возможности человеческого зрения и особенности зрительного восприятия различных объектов. Такой подход представляется актуальным, поскольку непосредственно связан с развитием систем программирования и компьютерной техники, без которых невозможно осуществить направленное изменение восприятия поверхности объектов и проектирование эффекта объемного визуального восприятия тканых рисунков. В целом реализация направлений диссертационной работы продолжает и развивает разработки по расширению визуальных и функциональных свойств текстиля (оптоволоконные эффекты, «память формы», нанокапсулирование специальных препаратов, формирование структурной окраски, электронный, контролирующий и «smart» текстиль и др.). В данном случае в качестве базовой идеи используется новый подход к проектированию тканых рисунков,

основанных на формировании стереоэффекта в структуре тканого полона, а также на построении автостереограмм, относящихся к одному из видов современного искусства. При этом с учетом природной способности человеческого глаза оценивать расстояние до наблюдаемого объекта создается эффект объемного визуального восприятия на фоне плоскостного (двухмерного) тканого рисунка. При наблюдении автостереограмм меняется привычная точка фокусировки с расслаблением глазных мышц, что положительно влияет на органы зрения человека. Таким образом, помимо текстиля бытового и технического назначения становится возможным выпускать специальные ткани для профилактики бинокулярного зрения и применения в составе методов фузионных упражнений («гимнастика для глаз») в качестве расслабления.

Реализация направлений диссертационной работы базируется на положениях теории бинокулярного зрения и психофизиологического восприятия, теории стереографии, методологии автоматизированного компьютерного проектирования текстиля, а также на методах создания стереоэффектов.

Выбор и организация материала диссертации подчинены задаче выявления наиболее эффективных методов художественного проектирования текстильных рисунков с эффектом объемного визуального восприятия. Помимо анализа теоретического материала, диссертационное исследование включает разработку экспериментальных методов создания объемной визуализации и соответствующих новых образцов тканого текстиля.

Диссертационная работа выполнена на базе учебно-научно-инновационного комплекса «Текстиль: цвет и дизайн» при кафедре химической технологии и дизайна текстиля ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» в соответствии с планами выполнения НИР по программе «Развитие научного потенциала высшей школы», при поддержке гранта Комитета по науке и высшей школе при Правительстве Санкт-Петербурга для студентов и

аспирантов вузов и академических институтов № 3.7/29-04/014, 2009 г. (приложение 1).

Цель диссертационной работы состоит в разработке научно обоснованных методов автоматизированного проектирования тканых рисунков в структуре текстильного материала с эффектом объемного визуального восприятия на основе информационных технологий, внедрение которых позволит повысить качество и оригинальность оформления изделий, расширить ассортимент и увеличить показатель конкурентоспособности отечественной тканой текстильной продукции.

Для достижения поставленной цели исследования проводились в направлениях, определяемых решением следующих задач:

- проведение анализа сущности явлений, лежащих в основе эффекта объемного визуального восприятия (3Э-эффекта скрытого изображения);

- определение закономерностей визуального восприятия плоских поверхностей и объемных (рельефных) фигур на основе психофизиологических особенностей зрительной системы человека;

- разработка методов автоматизированного проектирования тканых (ремизных и жаккардовых) рисунков с эффектом объемного визуального восприятия на основе информационных технологий;

- проектирование и создание образцов текстиля с эффектом объемного визуального восприятия рисунков, выработанных на ремизных станках за счет двухплоскостной рельефной визуализации в тканях с диагоналевыми переплетениями, а также формирование стереоэффекта на основе автостереограмм на тканях, производимых на жаккардовых машинах;

- анализ областей практического применения тканей с эффектом объемного визуального восприятия (с 3D-эффектом скрытых изображений) и формулирование рекомендаций по реализации процессов их автоматизированного проектирования и выработки в условиях ткацкого производства текстильных предприятий

Предмет исследования - закономерности процесса создания тканых текстильных рисунков с эффектом объемного визуального восприятия с использованием методов автоматизированного проектирования на основе информационных технологий.

Объекты и методы исследования. В диссертационной работе:

- дана характеристика объектов исследования, включающих различные виды ремизных и жаккардовых тканей, ткацких переплетений и нитей, которые формируют структуру материала;

- дана характеристика специализированных программ автоматизированного проектирования (Adobe Photoshop, Paint, Adobe Illustrator, Автодессинатор, EAT Design Scope Victor и др.);

- выделена информация о работе в программах проектирования рисунков с эффектом объемного визуального восприятия и автостереограмм: Stereogram Lab 1.0 MTS © 3Dimka, 3D Miracle © Yury Krashnikov (все перечисленные программные продукты являются лицензионными);

- представлена техническая характеристика современных ремизных и жаккардовых ткацких станков, позволяющих вырабатывать ткани со скрытыми объемными рисунками, являющимися эффектами объемного визуального восприятия на их поверхности;

- приведены алгоритмы создания тканей методами автоматизированного компьютерного проектирования, в том числе на основе автостереограмм, формирующих эффект объемного визуального восприятия;

- описаны методы демонстрации автостереоэффекта в тканях с эффектом объемного визуального восприятия, а также методы, предназначенные для проверки бинокулярного зрения человека.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

- в результате анализа механизма зрительного восприятия эффекта объемной визуализации (3D-эффекта) впервые обоснована и доказана

возможность его воспроизведения на текстильном материале с использованием ткацких технологий;

- на базе информационных технологий созданы методы автоматизированного художественного проектирования тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия;

- разработаны методы компьютерного проектирования тканых ремизных рисунков с формированием двухплоскостной рельефной визуализации в тканях диагоналевых переплетений, позволяющие создавать эффект объемного визуального восприятия на плоской поверхности текстильного материала;

- с целью проявления эффекта объемного визуального восприятия на одно- и многослойных жаккардовых тканях созданы совмещенные методы автоматизированного проектирования рисунков и автостереограмм и предложен поэтапный алгоритм их реализации.

Новизна технических решений подтверждена наличием патентов РФ (приложения 2, 3).

Практическая значимость результатов работы заключается в разработке методов, алгоритмов и технологий получения тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия на ремизных и жаккардовых тканях. На современных ткацких станках с электронным управлением выработаны образцы ремизных тканей диагоналевых переплетений, а также одно- и полутораслойных жаккардовых тканей с эффектом скрытого объемного визуального восприятия (3D-эффектом), достигаемым за счет двухплоскостной рельефной визуализации и внедрения специально обработанных автостереограмм в структуру ткацких переплетений.

Автором диссертационной работы разработаны жаккардовые рисунки для изготовления тканых изделий с эффектом объемного визуального восприятия, предназначенных для расслабления органов зрения и общей релаксации. Такие изделия могут использоваться, в том числе, и для оформления интерьера.

Результаты диссертационной работы в виде новых ткацких технологий внедрены в производство на предприятиях ОАО «Узор», ЗАО «Элинор», ООО «УК Земство», а также в учебном процессе дисциплины «Компьютерные технологии в художественном оформлении текстиля» (приложения 4-6).

Автор защищает:

- метод формирования двухплоскостной рельефной визуализации в тканях диагоналевых переплетений, вырабатываемых на ремизных станках;

- способ воспроизведения эффекта объемного визуального восприятия на основе стереоэффекта (автостереограмм) на тканях, производимых на жаккардовых машинах;

- совмещенный метод автоматизированного компьютерного проектирования тканых рисунков и компьютерного моделирования автостереограмм для проявления эффекта объемного визуального восприятия на плоской поверхности текстильного материала;

- метод проектирования и технологического создания тканей, предназначенных для развития пространственного восприятия объектов и бинокулярного зрения, а также применения в системе расслабляющих фузионных упражнений («гимнастика для глаз»).

Достоверность результатов работы обеспечена проведением их математико-статистической обработки, положительным эффектом применения на ряде текстильных фирм и предприятий с выпуском новых видов конкурентоспособных тканей, использованием в учебном процессе, а также представлением в научных публикациях, патентах и на конференциях соответствующего профиля.

Апробация работы. Основные результаты работы доложены, обсуждены и получили положительную оценку на следующих конференциях и семинарах соответствующего профиля:

- «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (Умник-2007), Иваново, ИГТА, 2007 (приложение 7);

- «Современные технологии и материалы», Кутаиси, 2008;

- «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (Текстиль-2009), Москва, 2009;

- «Достижения в области химической технологии и дизайна текстиля, синтеза и применения красителей», Санкт-Петербург, СПГУТД, 2009 (приложение 8);

- «Региональная информатика» (секция «Информационные технологии в дизайне») «РИ-2010», Санкт-Петербург, 2010;

- научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГЭТУ, Санкт-Петербург, 2010;

- на расширенном заседании (научном семинаре) кафедры химической технологии и дизайна текстиля СПГУПТД, 2018.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях, в том числе в 3 статях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК, 7 статьях в научно-технических журналах и сборниках трудов конференций, а также в 2 патентах Российской Федерации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения (общих выводов и рекомендаций), списка использованных источников (132 наименования) и приложений (13 наименований). Диссертация изложена на 179 страницах машинописного текста, содержит 149 рисунков и 11 таблиц. Общий объем диссертации составляет 203 страницы.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭФФЕКТЕ ОБЪЕМНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (3Б-ЭФФЕКТЕ)

1.1. Основные термины и понятия

Эффект объемного визуального восприятия - собирательное понятие, характеризующее способность человека воспринимать глубину и объем предметов. Оно является близким к понятию так называемого 3Э-эффекта. В соответствии с информацией, представленной в «Кратком словаре по полиграфии» (2010 г.), термин «3D» обозначает трехмерное (объемное) изображение [1]. Согласно словарю терминов ресурса «Архикуб» [2] аббревиатура «3D» представляет собой сокращение от английского словосочетания «Three Demensional» (трехмерный), употребляемого по отношению к чему-либо имеющему три измерения и к тем объектам, которые имеют пространственный внешний вид (форму) (having a three dimensional appearance or shape) [3]. В «Словаре русских синонимов» термин «трехмерный» трактуется как «многомерный, пространственный, объемный», а в словаре Ожегова С.И. - как имеющий три измерения: длину, ширину и высоту» [4].

Термин «3D» созвучен понятию «стерео», которое согласно «Краткому словарю иностранных слов» Локошиной С.М. [5] поясняется как «пространственное, сложное».

Термин «стерео» (от греч. «stereos» - телесный, твердый, объемный, пространственный) является частью сложных слов, указывающей на объемность или наличие пространственного расположения (стереокино, стереометрия и др.), а также на постоянство и стабильность (например, стереотип) [6, 7].

Стереоэффект (от «stereo» и «effectus» - действие, результат) означает восприятие объекта при наблюдении его двух плоских перспективных изображений [8]. Стереоэффект возникает при выполнении следующих основных условий:

1) каждый глаз воспринимает только одно изображение;

2) изображения расположены относительно глаз таким образом, чтобы пересекались соответственные зрительные лучи от одноименных точек;

3) разномасштабность изображений не должна превышать 16%.

Прямой стереоэффект соответствует действительному

пространственному расположению точек объекта и возникает в том случае, когда левое и правое изображение рассматриваются, соответственно, левым и правым глазами.

Обратный стереоэффект возникает при перемене изображений местами, а нулевой стереоэффект - при повороте изображения на 90°. Формирование стереоизображения облегчается при использовании стереоскопа [8].

Стереоизображение - картина или видеоряд, полученные с использованием двух отдельных изображений (для каждого глаза), обеспечивающих проявление стереоэффекта.

Зрительное восприятие (зрение) - процесс психофизиологической обработки изображений объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой человека [9].

Восприятие (от лат. регсер^о) - совокупность сенсорных и психических процессов формирования образа окружающего мира [10].

В настоящей диссертационной работе термин «объемное визуальное восприятие» (или 3D-эффект) следует понимать как эффект, воспринимаемый зрительной системой человека, связанный с явлением стереоэффекта (или глубины изображения) тканого рисунка, сформированного на плоской поверхности ткани.

1.2. Теоретические аспекты восприятия пространства и создания эффекта объемного визуального восприятия (3Б-эффекта)

До настоящего времени нет однозначного ответа на вопрос: как происходит восприятие зрительной информации, является ли оно врожденным атрибутом человека или появляется в процессе обучения и тренировки.

Считается, что объекты или события в реальном мире через энергетические и информационные каналы поступают в органы чувств, и далее с помощью специальных сигналов включаются мозговые процессы, формирующие воспринимаемые образы и впечатления. Человек пользуется информацией, поступающей из внешнего мира с помощью 5 каналов восприятия: 75% - через зрительную систему, 14% - через слуховой канал, 6% - через органы осязания, 3-4% - через органы обоняния и вкусовые рецепторы. По мнению ряда исследователей, до 80-90% информации о внешнем мире мы получаем через зрительный анализатор [11], что свидетельствует о доминирующем значении визуального зрительного восприятия.

Наряду с этим вопрос объемного восприятия и воспроизведения видимого объекта представляет интерес для человеческой цивилизации с самых ранних времен [12]. Наскальные рисунки животных, объемные фигуры, барельефы и скульптурные изображения, воспроизведение глубины и объема в разных стилях искусства, специальные приемы и другие методы, использовавшиеся в живописи и в рисунках на ткани, присутствуют и в современных направлениях в искусстве, таких как: «Оп-Арт», «Стереоискусство» и др. Это послужило расширению границ знаний о многомерности и объемности, лучшему пониманию сущности явлений визуального восприятия окружающей действительности [13-15].

1.2.1. Основы зрительного восприятия

Несмотря на то что психофизические основы зрения человека изучаются достаточно давно, в настоящее время возможности исследователей в данной области существенно расширились, что связано с динамичным развитием информационных технологий и созданием виртуальной реальности.

Зрительная система человека - сложный механизм, состоящий из пары глаз, связанных с мозгом, выполняющим функции построения изображения, трансформации энергии света в нервные возбуждения, шифрования информации о видимом объекте, его распознавания и возникновения

зрительных ощущений [16]. Глаз фиксирует изображения с дальнейшей передачей в мозговую систему информации о наблюдаемых объектах. Полученная информация обрабатывается по определенным законам зрительного мышления и обогащается за счет совокупности работы других органов чувств.

Зрительный аппарат настолько тесно интегрирован с мозгом, что достаточно трудно определить: где начинается тот или иной этап переработки зрительной информации. Этапов восприятия много, и на каждом из них возможны ошибки и искажения, которые корректируются мозговой системой. Такие процессы носят неосознаваемый характер и регулируются в системе многоуровневой автономной корректировки искажений. Таким образом устраняются эффекты «слепого пятна», проводится цветокоррекция, формируется высококачественное стереоскопическое изображение и т.д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна или избыточна, возникают так называемые «оптические иллюзии» [15, 16].

Глаз - периферический отдел зрительной системы, который служит для восприятия света (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 - Схема строения человеческого глаза

Глаз состоит из глазного яблока, зрительного нерва и вспомогательного аппарата. Поле зрения глаза образовано внешней к нему приближенно-конической областью, которое изменяется при смещении глаза. Понятие «ракурс» включает зрительный образ, сформированный полем зрения глаза

[18]. Наблюдение одним глазом (монокулярное зрение) обеспечивается за счет фоторецепторов и направленных микросмещений глаза и позволяет определить степень освещенности, цвет элементов зрительного поля, их масштаб и взаимное расположение.

Наблюдение двумя глазами (бинокулярное зрение) характеризуется пересечением зрительных полей обоих глаз, при этом ориентация и синхронность положения глаз осуществляется специальными мышцами. За счет наличия расстояния между глазами (58-72 мм) любой элемент общего зрительного поля наблюдается двумя глазами под некоторым углом (ракурсом), что позволяет оценить относительную удаленность элементов и их взаимное расположение, включая параметр глубины (объемность, стереоэффект) [16].

Развитие зрения начинается еще в утробе матери, восьмимесячный плод способен отличить утро от темного времени суток [19]. Этапы развития зрения у детей представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Этапы развития зрения у маленьких детей

Возраст Результат наблюдения

Рождение Размытая картина, реакция на свет

8 недель Задержка взгляда на больших предметах до 10 секунд

16 недель Фокусировка зрения на объекте, фиксация движений взрослых, узнавание матери

24 месяца Узнавание значимых взрослых, рассматривание игрушек и предметов интерьера

Новорожденные предпочитают рассматривать геометрические фигуры и узоры из клеток и полосок, младенцы до трех месяцев первоначально различают черно-белые, максимально контрастные предметы и изображения. После этого возраста формируется способность различать красный и желтый цвета. С учетом этого производятся развивающие визуальные материалы и игрушки для малышей (рис. 1.2).

♦и тслш

©к

55тЯии ■■

Рисунок 1.2 - Виды развивающих карточек для маленьких детей

В том случае, если при двух открытых глазах отсутствует бинокулярное зрение, у ребенка постепенно развивается косоглазие, исправление которого представляет определенную сложность.

1.2.2. Бинокулярное зрение. Восприятие глубины пространства

Зрительное ощущение объемности наблюдаемых сцен и предметов -результат владения двумя глазами, когда образы объектов, рассматриваемых ракурсами левого и правого глаз, отличаются фрагментами, размерами и положением в пространстве. Обработка этих различий мозгом человека (конвергенция) по двум ракурсам определяет ближние и дальние детали наблюдаемого объекта.

Если взять два слайда, идентичных левому и правому ракурсу глаз одной и той же сцены, то при одновременном наблюдении левого ракурса левым глазом и правого ракурса - правым глазом возникает полное ощущение объемности образа этой сцены (подобное реальному наблюдению).

Наблюдение предметов двумя глазами дает представление о глубине пространства: на сетчатке каждого глаза создается одно двухмерное изображение предмета, а поскольку глаза расположены на некотором расстоянии друг от друга, они видят объект под разными углами, и в мозг поступает различная информация о двумерных изображениях, которая

трансформируется в трехмерный (объемный) образ предмета. Именно такое зрение относится к бинокулярному (стереоскопическому) [16, 20].

Бинокулярное зрение присутствует и у других млекопитающих, а также птиц и рыб, но человек и высшие приматы, у которых поля зрения обоих глаз значительно пересекаются, способны лучше определить внешний вид и расстояние до относительно близких предметов [20, 22]. Бинокулярное зрение сочетается с другими возможностями зрительного органа, учитывающими признаки глубины пространства (аккомодация, конвергентность, диспарантность).

Формирование бинокулярного зрения у человека происходит раньше, чем монокулярного, причем развитие бинокулярного зрения формирует правильное восприятие глубины пространства, и его стимулирование является необходимым условием для закладки достоверных знаний об окружающем мире. В табл. 1.2 указаны этапы становления бинокулярного зрения у детей до 15 лет [19].

Таблица 1.2 Этапы формирования бинокулярного зрения у детей до 15 лет

Возраст Результат зрительного наблюдения

Рождение Нет сознательного зрения, глаза блуждают независимо друг от друга

2-4 недели Появляется согласованное движение глаз. Начинают различать свечение и движущиеся фигуры на его фоне

2 месяца Развивается совместное движение глаз. Укрепляются условно-рефлекторные связи между раздражением сетчатки и движением глаз

4 месяца Длительная фиксация предмета обоими глазами

3-4 года Сформировано бинокулярное зрение

6-10 лет Становление бинокулярного зрения

До 15 лет Укрепление бинокулярного зрения

Имея плоскую поверхность сетчатки, зрительный аппарат воспринимает окружающие предметы объемными и расположенными в трехмерном

пространстве. Это объясняется тем, что, во-первых, изображение, поступающее к органам восприятия (сенсорная стимуляция), достаточно информативно для того, чтобы донести информацию о третьем измерении с компенсацией части утраченной информации при проектировании трехмерного видимого пространства на двухмерную поверхность сетчатки глаза. Во-вторых, формирование трехмерного образа связано, помимо этого, с особенностями практической деятельности человека и опытом его восприятия окружающей действительности [16].

Леонардо да Винчи, который одним из первых изучил закономерности зрительного восприятия пространства, и более поздними исследованиями была установлена роль двигательного опыта человека и движений его глаз при восприятии глубины пространства и удалении объекта от наблюдателя [16]. Было высказано предположение о возможном кодировании расстояния до объекта при помощи определенных движений глаз, сопровождающих наше восприятие, так называемых признаков восприятия удаленности и глубины. Визуальное восприятие плоских и объемных объектов, а также оценка их удаленности осуществляются благодаря признакам восприятия объемности пространства с их разделением на те, которые связаны с характеристиками движения человека, и те, которые отображают пространственную информацию на статичной поверхности сетчатки глаза (трансформационные и статичные признаки глубины). В рамках настоящего исследования более актуальны моно-и бинокулярные признаки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Преснецова, Надежда Александровна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 3D [Электронный ресурс] : краткий толковый словарь по полиграфии, 2010. - Режим доступа : http://endic.ru/polygraf/3D-6072.html

2. 3D [Электронный ресурс] : словарь терминов / Архикуб. - Режим доступа : http://www.archicube.ru/slovar-terminov

3. Современный английский словарь. English contemporary dictionary. Pearson Education, 2014. - 2224 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М. : Советская энциклопедия: Оникс 21 век, 2004. - 1198 с.

5. Словарь иностранных слов / С.М. Локошина. -5-е изд., стереотип. -М. : Русский язык, 1976. - 351с.

6. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. -

2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. -1456 с.

7. Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7. - М. : Путь, 2000. - 69 с.

8. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. -

3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

9. Большая психологическая энциклопедия / А.Б. Альмуханова, Е.С. Гладкова, Е.В. Есина [и др]. - М. : Эксмо, 2007. - 544 с.

10. Зрительное восприятие [Электронный ресурс] : Шиффер, Р. Психология ощущений: глоссарий к книге, 2004 г. - Режим доступа : 2013lib.ru>dictionary/493

11. Грегг, Дж. Опыты со зрением / Дж. Грегг - М. : Мир, 1970. - 197 с.

12. Рудольф, А. Искусство и визуальное восприятие / А. Рудольф ; сокр. пер. В.Н. Самохина. - М. : Прогресс, 1974. - 385 с.

13. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах. - СПб. : Азбука-классика, 2002. - 320 с.

14. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир : 2-е изд. / В.М. Розин.- М. : Ленанд, 2004. - 272 с.

15. Роуз, А. Зрение человека и электронное зрение / А. Роуз. - М. : Мир, 1977. - 219 с.

16. Шифман, Х.Р. Ощущение и восприятие / Х.Р. Шифман. - 5-е изд. -СПб. : Питер, 2003. - 928 с.

17. Гусев, А.Н. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.

18. Маклаков, А.Г. Общая психология. - СПб. : Питер, 2001. - 592 с.

19. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1964. - 290 с.

20. Грегори, Р. Лэнгтон Разумный глаз: пер с англ. - 2-е изд. / Р. Грегори - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 240 с.

21. Демидов, В.Е. Как мы видим то, что видим / В.Е. Демидов. - М. : Знание (Наука и прогресс), 1987. - 237 с.

22. Рок, И. Введение в зрительное восприятие: кн. 1: пер. с англ. / под ред. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1980. - 312 с.

23. Хьюбел, Д. Глаз, мозг, зрение: пер. с англ. - М. : Мир, 1990. - 239 с.

24. Логвиненко, А.Д. Зрительное восприятие пространства / А.Д. Логвиненко. - М. : МГУ, 1981.

25. Парадоксы бинокулярного восприятия и их современная интерпретация Рожкова, Г.И. [Электронный ресурс] : Общероссийский математический портал Math-Net.Ru. - Режим доступа : http://www.mathnet.ru/php/presentation.phtml?option_lang=rus&presentid=7431

26. Величковский, Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М. : Издательство Московского университета, 1973. - 247 с.

27. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия. - 2-е изд. - Минск : Тесей, 2007. - 233 с.

28. Чангизи, М. Революция в зрении: что, как и почему мы видим на самом деле / пер. с англ. А. Гопко. - М. : АСТ: Corpus, 2015. - 304 c.

29. Миракян, А.И. Психология пространственного восприятия. -Ереван: Айастан, 1990. - 205 c.

30. Глезер, В.Д. Зрение и мышление. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Наука, 1993. - 283 с.

31. Подбельская, Е.В. Компьютерные стереограммы: принципы, методы, программное обеспечение // Информационные технологии. - 2002. -№ 9.

32. Sir D. Brewster. The Stereoscope. Its history, theory and construction with its application to the fine and useful arts fad to education. - London: John Murray, Albemarle Street, 1856.

33. Мир 3D world [Электронный ресурс]: частный некоммерческий научно-популярный журнал. - 2012. - № 1(3). Режим доступа: https: //3 dstereogramma. ru/pdf/3 dworld_ 1_2012.pdf.

34. Вазенмиллер, Е.А. Способы создания объемных изображений, [Электронный ресурс]: СтереоАРТ: Совм. проект СИТЦ "Прогресс" и S.N. Kozintsev. - Режим доступа: http://www.stereoart.ru/paper/p0003.html

35. Обухов, М. Стереограмма или магический глаз. ChipNews // Инженерная микроэлектроника. - 2000. - № 1.

36. Щербаков, C. Объемные изображения [Электронный ресурс]: Ixbt -спец. росс. инф.-аналит. сайт с самыми актуальными новостями из сферы IT. Режим доступа: https://www.ixbt.com/digimage/stereowww.shtml

37. Мир 3D world [Электронный ресурс]: частный некоммерческий научно-популярный журнал. - 2012. - № 2(4). Режим доступа: https: //3 dstereogramma. ru/pdf/3 dworld_2_2012.pdf.

38. Евдокимов, А. Стереофотография // Компьютерный журнал CHIP, ЗАО "Издательский дом "Бурда". - 2001. - Февр.

39. Стереоскопия и ее применение / под ред. Б.А., Аничкина. - Саратов, 1989. - 248 с.

40. Мир 3D world [Электронный ресурс]: частный некоммерческий научно-популярный журнал. - 2013. - № 6(14). Режим доступа: https: //3 dstereogramma. ru/pdf/3 dworld_6_2013.pdf

41. Чернецова, Ю.С. Виртуальная реальность - невозможное рядом. [Электронный ресурс]: Студ. WWW-сервер кафедры молекулярной физики, Уральский гос. технич. университет. Режим доступа: http://mp.fizteh.urfu.ru

42. Очевидное - невероятное. Иллюзии зрительного восприятия // В мире науки. Scientific american - 2004. - № 6. Режим доступа: http : //www.psy. msu.ru/about/lab/perception/sciam_illusion.pdf

43. Сикл, Э., Оптические иллюзии - М. : АСТ, Астрель, 2004. - 165 с.

44. Перельман, Я.И. Обманы зрения / Я.И. Перельман. - М. : Научное книгоиздательство, 1924. - 118 с.

45. Лаптева, И. Объемные изображения на бумаге // КомпьюАрт. -2003. - № 3. Режим доступа: https://compuart.ru/article/8555

46. Трехмерные образы на экране обычного мобильника. [Электронный ресурс]: Б.Г. Степанян, В.Б. Однороженко, 2007. Режим доступа: http://www.mobime.ru/articles/2007/06/01/stereostep.html

47. 3D без специальных очков. [Электронный ресурс]: Проект «Triaxes», раздел статьи. Режим доступа: https://triaxes.com/ru/articles/

48. Фантастика, воплощенная в реальность [Электронный ресурс]: Кинопроект: IMAX, публикации. Режим доступа: http://www.kino-proekt.ru/publications/imax3d.htm

49. Рожкова, Г.И. Механизмы бинокулярного зрения человека и восприятие фильмов 3D формата. [Электронный ресурс]: «Полит.ру» Публичные лекции. Режим доступа: http://nauka.jofo.ru/494198.html

50. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / под ред. Н.А. Носова. - М. : ИТАР-ТАСС, 1996. - 160 с.

51. Three-Dimensional Stereographic Visual Displays in Marketing and Consumer Research. [Электронный ресурс]: Morris B. Holbrook, Columbia University, Academy of Marketing Science Review, Volume 1997 № 11. Режим доступа: http://www.amsreview.org/articles/holbrook11-1997.pdf

52. «Телевизор 19 века» или Стереофотография. [Электронный ресурс]: Коллекция стереокартинок России. Режим доступа: http://unrealalex.livejournal.com/57251.html

53. Stereo View. [Электронный ресурс]: Antique Stereo View Cards for Cross-Eyed Viewing. Режим доступа: http://lockhaven.edu/~dsimanek/3d/stereo/3dgallery3.htm?dom= pscau&src=syn

54. Autostereogram. [Электронный ресурс]: Wikipedia. Режим доступа: https://en. wikipedia. org/wiki/Autostereogram.

55. Stereogram-FAQ. [Электронный ресурс]: 3D stereography software. Режим доступа: http://www.ixtlan.ru/faq.php

56. Tyler, K.W., Clarke, M.B. «The Autostereogram» из SPIE Vol. 1256 Stereoscopic Displays and Applications (1990). - С. 182 - 197.

57. Notes on Stereography. [Электронный ресурс]: The Gizmologist's Lair. Режим доступа: http://www.gizmology.net/stereography.htm

58. Крашников, Ю.А. Компьютерные стереограммы и процесс визуализации информации. Сознание и физическая реальность // Парапсихология и Психотехника. - 2000. - № 1.

59. The color stereo MTS gallery. [Электронный ресурс]: Color stereo stereogram. Режим доступа: http://www.colorstereo.com/gal-mts/dir-gal-mts.html

60. 3D Single Image Stereograms (SIRDS). [Электронный ресурс]: Public group about 3D. Режим доступа: http://groups.yahoo.com/group/3D-Stereograms

61. Стереокартинки Б. Петегрича. Сокровища черного мага. - М. : Интер-Дайджест по лицензии издательства «Andrews & McMeel». 1995. - 36 с.

62. «Волшебный глаз»: 30 потрясающих объемных картинок. - М. : Эгмонт Россия Лтд., 1992. - 32 с.

63. «Видимо-невидимо»: Трехмерные стереокартинки Томма Баччи. -М. : ИнтерДайджест, Интер-Дайджест по лицензии издательства «Andrews & McMeel»., 1995. - 32 с.

64. Дикман, Д. Скрытое измерение (альбом с картинками): пер. с англ. Т. Матц. - М. : Новости, 1995. - 64 с.

65. Client samples. 3D in marketing [Электронный ресурс]: Magic Eye Inc. Режим доступа: http://www.magiceye.com/samples.html

66. «Bubble Trouble» (C) 2002 by Gene Levine. [Электронный ресурс]: Color stereo. Режим доступа: http://www.colorstereo.com/minimal/bub-trub.html

67. Stereogram [Электронный ресурс]: Stereogram Posters. Режим доступа: http://3dimka.deviantart.com

68. Stereogram Lab. [Электронный ресурс]: World of Hidden 3D Stereograms. Режим доступа: http://www.hidden-3d.com./index.php?id=software

69. Build your own 3D Stereogram. [Электронный ресурс]: Easy Stereogram Builder. Режим доступа: http://www.easystereogrambuilder.com/3d-stereogram-maker. aspx

70. Surface-3D-Release-2 [Электронный ресурс]: Галерея стереокартинок. Уроки по их изготовлению. Режим доступа: https://3dstereogramma.ru/sdelajj-sam/surface-3d-release-2

71. Способ получения художественного изображения с объемным эффектом // № 2255002; опубл. 27.06.05, Бюл. № 18. / Тишков П.В. (RU).

72. Method for creating stereograms // US 20040125425. Priority date: 26.12.2002; Appl. No.: 10 / Barney J. (US).

73. Антипов, В.Н. Рельефность плоских изображений сегодня - это модель развития зрения человека в будущем. / В.Н. Антипов, И.О. Баландин, Р.Р. Валеева // Портал псих. изданий «PsyJournals.ru.» Московского городского психолого-педагогический университета. - 2010. - С. 200-202.

74. Способ формирования трехмерных изображений (варианты) // Патент РФ № 2264299; опубл. 20.11.2005, Бюл. № 32. / Антипов В.Н. (RU)

75. Катыс, Г.П. Трехмерные системы представления объемной информации / Г.П. Катыс, П.Г. Катыс, А.И. Яковлев. Междунар. инженер. акад. - М. : СИП РИА, 1998. - 112 с.

76. Афанасьев, В.О. Геометрические модели высокоточного формирования бинокулярного изображения виртуальной среды в ближней зоне

/ В.О. Афанасьев, С.В. Клименко // Труды XLVII науч. конф. Моск. физико-технол. ин-т. - Москва, - 2004. - С. 190-201.

77. Рожкова, Г.И. Случайно-точечные стереограммы: уникальные инструменты для изучения, оценки и тренировки бинокулярных механизмов восприятия глубины // Мир техники кино. - 2016 - № 4 (10).

78. Нарушения бинокулярного зрения и методы его восстановления: сб. науч. тр. по материалам междунар. симпозиума (Москва, 3-5 окт. 1979 г.) / под ред. Э.С. Аветисова. - М., 1981.

79. Бинокулярное зрение. [Электронный ресурс]: База знаний - Глазные болезни. Режим доступа: http://glazamed.ru/baza-znaniy/oftalmologiya/glaznye-bolezni/4.4. -binokulyarnoe-zrenie/

80. Способ лечения близорукости // Патент РФ № 2217108; опубл.: 27.11.2003 Бюл. № 33 / Ильин В.П. (RU)

81. Рожкова, Г.Н. Компьютерное лечение косоглазия и амблиопии с применением случайно-точечных стереограмм. / Г.Н. Рожкова, Т.А. Подугольнакова, И.А.Лешкевич [и др.] // Вестник офтальмологии. - 1998. -№4. - С. 28-32.

82. Елхов, В.А. Стереокомпьютерные методы формирования изображения и их применение / В.А. Елхов, Н.В. Кондратьев, Ю.Н. Овечкис // Техника кино и телевидения. - 2001. - № 8. - С. 11-16.

83. Четверикова, А.А. Исследование неосознанного восприятия на материале стереоизображений / А.А. Четверикова, В.Ю. Карпинской // Ананьевские чтения. - СПб. 2008. - С. 251-253.

84. Шевлякова, И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. - М. : Генезис, 2003. - 96 с.

85. Perfect Sight Without Glasses [Электронный ресурс]: Library contains books of Dr. Bates. Режим доступа: http://www.central-fixation.com/library.php.

86. Корбетт, Маргарет Д.А. Как приобрести хорошее зрение без очков : Руководство к быстрому улучшению зрения - СПб. : Лань, 1995. - 112 с.

87. Польской, А.Е. Как улучшить зрение без очков. - М. : Современный литератор, 2000. - 272 с.

88. Фаррен, Э. Тело, киборги и новые технологии: как меняется природа одежды / Э. Фаррен, Э. Хатчитсон, // Теория Моды: Одежда. Тело. Культура. - 2009. - № 11. - С. 53-72.

89. McCann, J. Clothes and Wearable Technology, Woodhead publishing in Textiles. / J. McCann, D. Bryson. - CRC Press, 2009. - 460 с.

90. Seymour, S. Fashionable Technology. The Intersection of Design, Fashion, Science, and Technology. Wien. - NewYork, 2008. - 249 с.

91. Presnetsova, N., Strunevich, E., Ehrmann, A. Application of LED elements in design-project "New Season in Bolshoi Theatre" // Melliand International. Worldwide Textile Journal. - 2013. - Vol. 19.

92. Андриевский, А.М. Эра «умного» текстиля наступила и в России // Текстильная промышленность. - 2003. - № 3. - С. 51-53.

93. Андриевский, А.М. «Живые» ткани в России // Текстиль. - 2003. -№ 1. - С. 22-23.

94. О'Махоуни, М. Техно-текстиль // Теория Моды: Одежда. Тело. Культура. - 2009. - № 11. - С. 41-45.

95. Mika Barr [Электронный ресурс]: Mika Barr. Режим доступа: http: //www.mikabarr. com/pages/work/

96. Киселев, А.М. Художественное оформление текстильных материалов способом печати: учеб. пособие. - СПб. : СПГУТД, 2000.

97. Емельянович, И.И. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации) / И.И. Емельянович, Н.П. Бесчастнов. - М. : Легпромбытиздат, 1990. - 249 с.

98. Ткань жаккардовая [Электронный ресурс]: Магазин Услуг - ткани фурнитура. Режим доступа: http://mag-uslug.myinsales.ru/collection/zakaz-1 / product/Ткань-жаккардовая

99. Иванюк, Е.В. Разработка структур, технологий выработки и метода автоматизированного проектирования слоисто-каркасных тканей и контурных

трехмерных текстильных изделий: дисс. ... канд. Техн. наук : 05.19.02 / Е.В. Иванюк ; Санкт-Петербургский ун-т техн. и диз. - СПб., 2011. - 167 с.

100. Buesgen A. Simulation of Composite Properties Reinforced by 3D Shaped Woven Fabrics / A. Buesgen, K. Finsterbusch A. Birghan. [Электронный ресурс]: ResearchGate. Share and discover research. Режим доступа: https: //www. researchgate.net/publication/301675135

101. Alecsandra Gasa [Электронный ресурс]: A. Gasa. Textil designer Режим доступа: http://www.aleksandragaca.nl

102. Текстильная поверхность с повышенной визуальной контрастностью // Заявка: 2003116242/12; опубл. 26.10.2001 // Т. Лоран (FR).

103. Ткань для формирования трехмерных структур и способ ее изготовления // Патент РФ № 2274686; опубл. 20.04.2006 Бюл. № 11 // Гиринг Д. (US), Кроуфорд Д. (US), Бонд Б. (US).

104. Способ получения многослойной ткани // Патент РФ № 719179; опубл. 27.12.06. Бюл. № 36 // Гордеев В.А., Уткина З.Б., Кузнецова Н.В. (RU).

105. Объемная ткань и способ и устройство для ее получения// Патент РФ № 2037577; опубл.: 19.06.1995 // Томинага Маш. ЭМ ЭФ Джи Ко., Лтд. (JP)

106. Способ получения тканей диагоналевых переплетений // № 2298052; опубл.: 27.04.2007. Бюл. № 12. / Малецкая С.В. (RU), Малецкий В.В. (RU).

107. Способ получения тканей диагоналевых переплетений // № 2262560; опубл.: 20.10.2005. Бюл. № 29. / Малецкая С.В. (RU), Малецкий В.В. (RU).

108. Способ получения тканей диагоналевых переплетений // №2262558: опубл.: 20.10.2005. Бюл. № 29. / Малецкая С.В. (RU), Малецкий В.В. (RU).

109. Ткань комбинированного переплетения // Патент РФ № 2148114; опубл.: 27.04.2000. Бюл. № 12. / Сафьянников Н.М. (RU), Буренева О.И. (RU).

110. Способ получения тканей вафельных переплетений с прямоугольными диагонально расположенными рельефными элементами // Патент РФ № 2619041; опубл. 11.05.2017, Бюл. № 14. / Толубеева Г.И. (RU), Демидова Е.Е. (RU), Скорикова Я.М. (RU).

111. Способ получения тканей вафельных переплетений с ромбовидным рельефным элементом // Патент РФ № 2587076; опубл. 10.06.2016, Бюл. № 16. / Толубеева Г.И. (RU), Демидова Е.Е. (RU), Токарева Н.С. (RU).

112. Способ получения тканей ромбовидных теневых переплетений // Патент РФ № 2483149; опубл. 27.05.2013, Бюл. № 15. / Толубеева Г.И. (RU)

113. Способ получения тканей продольных зигзагообразных теневых переплетений // Патент РФ № 2487203; опубл. 10.07.13, Бюл. № 19 / Толубеева Г.И. (RU).

114. Способ получения тканей поперечных зигзагообразных теневых переплетений // Патент РФ № 2642725; опубл. 25.01.2018, Бюл. № 3 / Толубеева Г.И. (RU), Мирошниченко Д.А. (RU).

115. Способ получения тканей сотовых теневых переплетений // Патент РФ № 2515863; опубл. 20.05.2014, Бюл. № 14 / Толубеева Г.И. (RU), Кольцов С.С. (RU), Шопыгин А.Е. (RU), Псыркова А.М. (RU).

116. Способ получения тканей шашечных переплетений // Патент РФ № 2519921; опубл. 20.06.2014 Бюл. № 17 / Толубеева Г.И. (RU), Коробов Н.А. (RU), Кольцов С.С. (RU), Шопыгин А.Е. (RU), Яблокова Д. С. (RU).

117. Никитин, М.Н., Художественное оформление тканей. - М.: Легкая индустрия, 1971. - 280 с.

118. Цветкова, Н.Н. Текстильные трансформации // Рынок легкой промышленности. - 2008. - № 54.

119. Гордеев, В.А. Ткацкие переплетения и анализ тканей. - М.: Легкая индустрия, 1969. - 120 с.

120. Кутепов, О.С. Строение и проектирование тканей. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 218 с.

121. Грановский, Т.С. Строение и анализ ткани. - М.: Легпромбытиздат, 1985. - 151 с.

122. Кутепов, О.С. Патронирование ремизных и жаккардовых декоративных тканей. - М.: Легкая индустрия, 1966. - 228 с.

123. Мальгунова, Н.А. Разработка информационных методов для художественного проектирования и оформления эксклюзивных изделий способом ткачества : дисс. ... канд. тех. наук : 17.00.06 / Н.А. Мальгунова ; Санкт-Петербургский ун-т техн. и диз. - СПб., 2012. -133 с.

124. Мальгунова, Н.А. Адаптивные переплетения для художественного проектирования тканей / Н.А. Мальгунова, А.М. Киселев, Н.М. Сафьянников // Дизайн. Материалы. Технология. - 2011. - № 4 (11).

125. Компьютерное проектирование полутораслойных тканей / Н.Н. Самутина, Н.А. Абрамович, Г.В. Казарновская // Вестник учреждения образования «Витебский гос. технологический университет». - 2008. - Вып. 14.

126. Как рассматривать стереофотографии. СтереоАрт. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.stereoart.ru/pg.php?page=paperIp0007.html

127. Врожденные и наследственные заболевания глаз. [Электронный ресурс]: Медицинская поисковая система. Режим доступа: https://www.myglaz.rn/pubHc/childopht/childopht-0011.shtml

128. Стереограммы может видеть на каждый. [Электронный ресурс]: Стереокартинки для всей семьи. Режим доступа: http://stereokartinki.net/stereogrammy-mify-ili-realnostprodolzhenie-2/

129. Проверка бинокулярного зрения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https: //www.vseozrenii .ru/zrenie-u-vzro slyh/binokulyarnoe-zrenie/

130. Как рассматривать стереофотографии. [Электронный ресурс]: World of Hidden 3D Stereograms. Режим доступа: http://www.hidden-3d.com/how_to_view_stereogram.php.

131. Способ получения тканей диагоналевых переплетений // Патент РФ № 2409714; опубл. 20.01.2011, Бюл. № 2. / Преснецова Н.А. (RU), Сафьянников Н.М. (RU).

132. Способ получения тканей диагоналевых переплетений // Патент РФ № 2420617; опубл. 10.06.2011, Бюл. № 16. / Преснецова Н.А. (RU), Сафьянников Н.М. (RU).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.