Разработка новых методов художественного проектирования одежды и обуви из валяльно-войлочных материалов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Понсар, Алена Валерьевна

  • Понсар, Алена Валерьевна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 217
Понсар, Алена Валерьевна. Разработка новых методов художественного проектирования одежды и обуви из валяльно-войлочных материалов: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2009. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Понсар, Алена Валерьевна

Введение.

ГЛАВА 1. Систематизация информации о производстве изделий из валяльно-войлочных материалов по литературным источникам.

1.1. Историческая характеристика изделий из валяльно-войлочных материалов.

1.2. Технология производства войлока.

1.3. Кустарный способ изготовления валяной обуви.

1.4. Промышленный метод производства валяной обуви.

1.5. Анализ и исследование современного промышленного ассортимента валяльно-войлочной обуви (ВВО).

Выводы.

ГЛАВА 2. Исследование и установление взаимосвязей и взаимовлияния формообразующих характеристик ассортимента в производстве ВВО.

2.1. Анализ и значение антропометрических физико-механических характеристик в проектировании ВВО.

2.2. Объемно-размерная характеристика поверхности материала валяной обуви.

2.2.1. Анализ и значение физико-механических характеристик валяльно-войлочных материалов.

2.2.2. Качество и особенности образования плотности материала.

Выводы.

ГЛАВА 3. Разработка методики художественного проектирования ВВО на основе конструктивной унификации.

3.1. Анализ и исследование отличительных особенностей формообразования кустарного метода производства (КМП), современного промышленного метода производства (СПМП) и перспективного инновационного метода производства (ПИМП) валяльно-войлочной обуви.

3.2. Типологизация современного ассортимента ВВО по уровням эксплуатации моделей потребителем.

3.2.1. Обувь для пожилых людей и потребителей с низким уровнем двигательной активности.

3.2.2. Обувь для потребителей ведущих активный образ жизни.

3.2.3. Обувь, используемая по специальному назначению.

3.3. Дизайн-признаки и их значение в проектировании ассортимента ВВО.

3.3.1. Художественная направленность проекта модели обуви.

3.3.2. Формообразовательная направленность проекта модели обуви.

3.3.3. Конструктивная направленность проекта модели обуви.

3.3.4. Техническая направленность проекта модели обуви.

3.3.5. Технологическая направленность проекта модели обуви.

3.4. Роль и значение цвета, как дизайн-признака с художественной, инновационной направленностью.

3.4.1. Специфика крашения валяльно-войлочных материалов, как элемента художественно-декоративного оформления обуви.

3.4.2. Технология крашения войлока натуральными красителям.

3.4.3. Растительные красители лесной полосы России.

3.4.4. Эффективные искусственные красители для шерсти.

Выводы.

ГЛАВА 4. Структурный анализ современного технологического процесса производства ВВО и определение значимости художественно-конструктивных преобразований внешнего вида изделий.

4.1. Типологизация современного промышленного и перспективного инновационного методов производства ВВО.

4.2. Проектирование моделей обуви по художественному, конструктивному и формообразовательному дизайн-признакам.

4.2.1. Разработка осенне-весеннего ассортимента ВВО.

4.2.2. Разработка двухсистемных конструкций ВВО.

4.2.2.1. Обоснование выбора материалов для проектирования внешней оболочки системы верха при двухсистемной конструкции ВВО (зачехление).

4.2.2.2. Оценка качества разработанной двухсистемной конструкции ВВО.

4.3. Прогнозирование формообразования ВВО на основе структурного анализа закономерностей развития форм обуви на протяжении XX столетия.

4.3.1. Исследование вопросов формообразования обуви по дизайн-признакам за XX столетие.

4.3.2. Разработка программы прогнозирования тенденций формообразования обуви «Trendy shoes».

4.3.3. Описание алгоритма работы программы «Trendy shoes».

4.4 Основные направления и поиски новых проектных решений в трех уровнях предпроектной ситуации.

4.5 Апробация новой методики художественного проектирования в авторской коллекции ассортимента ВВО, разработанной по дизайнпризнакам.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка новых методов художественного проектирования одежды и обуви из валяльно-войлочных материалов»

В том, что наряду с суперсовременными разработками обувной промышленности в третье тысячелетие воиши и валенки, нет ничего удивительного. Зимняя обувь из валяной шерсти - это теперь классика, а классика, как известно, не стареет. Традиционная русская обувь прошла испытание временем, несмотря на то, что неоднократно у многих возникало ощущение конца ее многотрудного жизненного пути. Но ни одна из новинок технического прогресса не смогла стать в стране с высокими снегами и крепкими морозами полноценным аналогом валенок, дающих ногам надежную защиту и комфорт.

Человек всегда стремится к уникальности, к выражению своего собственного «Я», и поэтому модельеры находятся в постоянном поиске для решения этой проблемы. Сегодня в моде буйство красок, многообразие силуэтов, стиль, позволяющий сочетать несочетаемое. Важно отметить, что новое тысячелетие привнесло в моду новые технологии. Они интенсивно входят в нашу жизнь. Синтетика, молнии, велькро, швы, соединенные сваркой и лазером, стали обыденным явлением. Похоже, что вскоре все натуральное автоматически перейдет в разряд «люкс» уже только потому, что оно натуральное и это станет, так называемой; экологически чистой модой, когда человечество решит хотя бы в одежде вернуться к природе, льну, шерсти, шелку, натуральным красителям, естественным цветам, неприлегающим силуэтам.

Один из таких проектов был обоснован в данной работе. Речь идет о валенках. «Ведь новое - это всегда хорошо забытое старое».

Однако на сегодняшний день валенки используются далеко не так широко, как хотелось бы. А ведь валяная продукция, в частности, валенки едва ли не самая оптимальная обувь для климатических условий нашей страны. Основная причина заключена в их моральном износе. К сожалению, внешний вид валенок не отвечает современным тенденциям моды. Поэтому валенки в основном используют как спецодежду или дети и пожилые люди в деревнях.

Одна из причин данного явления - полное отсутствие специальной научной литературы, каких-либо исследований, направленных на расширение и обновление ассортимента валяной продукции. Решению этих вопросов посвящена настоящая диссертационная работа.

Настоящая диссертация представляет законченную научную квалификационную работу, в которой изложены теоретические положения, методика и методические рекомендации для проектирования обуви из валяльно-войлочных материалов. Работа направлена на расширение, обновление ассортимента обуви, повышение ее конкурентоспособности, улучшение качества, где на основе анализа и исследований действующего ассортимента разработана методика художественного проектирования, повышающая результативность работы дизайнера-проектировщика.

Суть метода заключается в определении направленной деятельности проектировщика, позволяющей на базе данных, представленной в настоящей научно-исследовательской работе, построенных автором квалификационных таблиц, рекомендаций, алгоритмов и установления взаимосвязей и взаимовлияния формообразующих художественно-конструктивных элементов, проектировать новый ассортимент валяльно-войлочной обуви (ВВО) с позиций современного дизайна.

Разработанный автором метод позволяет проектанту, используя классификационный материал как базу данных инновационных решений, поднять уровень своей творческой деятельности на высокую ступень эффективности.

Актуальность темы исследования.

Особенность нашей страны, расположенной в различных климатических поясах (от арктического до субтропического) - преобладание на значительной части территории суровых зим. Даже летом на северных окраинах России могут выпадать осадки в виде снега или снега с дождем, а период с положительными среднемесячными температурами составляет там всего лишь 2,5-3 месяцев. И в теплых южных районах Европейской части страны средняя температура воздуха в январе-феврале колеблется: от -4°С до -7°С, в абсолютном минимуме приближаясь к -40°С.

Из всех видов обуви, валенки лучше всех сохраняют от холода ноги и тем самым берегут здоровье человека.

Современные условия активного перехода к информационным технологиям проектирования и производства элементов предметной среды, усложнения и дифференциации рынка и конкурентной борьбы, ускоренного процесса смены функциональных вещей престижными модными товарами актуализируют потребность в четком понимании процессов организации и ориентации производства. Особое внимание обращается на формирование ассортимента эстетичной, качественной, эргономичной продукции; установление приоритетных задач деятельности дизайнеров массовой моды; поиск инновационных подходов при разработке промышленных моделей.

Эффективное обновление и расширение ассортимента изделий из нетканых, валяльно-войлочных изделий из экологически чистых материалов является одной из важнейших задач повышения конкурентоспособности продукции. Практика современного дизайна требует поиска более современных методов проектирования, акцентирования внимания на повышение процента удовлетворенности населения качественной продукцией, отвечающей современным требованиям дизайна.

В настоящее время практическое решение проблемы формирования качественного ассортимента обуви из валяльно-войлочных материалов L

ВВМ) и их комплексной оценки сдерживается неразработанностью многих теоретйческих и ^методологических вопросов. Полностью отсутствует система информации о базовых классических формах и конструкциях современных модных моделей обуви ВВМ, об особенностях и характере взаимодействия формообразующих характеристик обуви и методах ее производства, что препятствует детальному изучению вопросов проектирования и изучения характеристик конструкций.

При выборе инструментария исследования формообразующих параметров и характеристик объектов валяльно-войлочной обуви (ВВО). установлении возможных вариантов их взаимодействия во времени и пространстве существенную помощь оказали труды ученых, таких как: Зыбин Ю.П., Фукин В.А., Ключникова В.М., Кочеткова Т.С., Пармон Ф.М., Ченцова К.И., Калита А.Н., Нестеров В.П., Козлова Т.В., Бастов Г.А., Зыбина А.А и др., которыми были предложены новые принципы классификации и исследованы формы костюма и обуви на структурно-морфологическом, композиционном, конструктивном, статистическом и прогностическом уровнях, методы прогноза в формообразовании костюма и обуви. Однако за пределами исследовательских интересов этих ученых остались вопросы развития модных форм и конструкций обуви из ВВМ.

Таким образом, нерешенными остаются вопросы формирования перспективы модных моделей обуви, установление базовых приоритетов формообразующих параметров и характеристик промышленных моделей, что связано с отсутствием методики проектирования ассортимента ВВО.

Цель и задачи исследований.

Целью диссертационной работы является повышение эффективности работы производства и улучшение качества валяльно-войлочного ассортимента обуви на основе обобщения, систематизации информации и автоматизации работ на этапе эскизного проектирования; нового подхода при создании промышленной коллекции обуви; разработки методики и алгоритмов художественного проектирования изделий с учетом современных требований дизайна; совершенствование проектной деятельности дизайнера.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- выявить особенности развития валяльно-войлочного производства для обобщения теоретических основ и принципов системного подхода применительно к процессу дизайна; исследовать методы производства ВВО, разработать их классификацию по уровням постановки и решения проектных задач;

- определить ведущие базовые формы обуви с учетом классификации современных методов производства оптимального ассортимента ВВО; определить и сформулировать основные требования к проектированию формы обуви по уровням назначения и двигательной активности потребителя с учетом характеристик по форме, конструкции и декору;

- в целях повышения эффективности деятельности проектировщика рассмотреть и изучить вопросы формирования оптимального ассортимента обуви по пяти дизайн-признакам со следующей направленностью: художественной, формообразовательной, конструктивной, технической и технологической;

- разработать классификацию современных способов художественно-декоративного оформления ВВО с представлением в графическом виде модельного ряда изделий; разработать рекомендации перспективного направления по совершенствованию конструкции системы верха и низа обуви, как оптимального ассортимента ВВО;

- определить параметры творческого проектирования в трех уровнях предпроектной ситуации для современного, перспективного инновационного методов производства ВВО;

- провести проектирование и апробацию моделей обуви на новой методической основе с применением рекомендаций по дизайн-признакам.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования — ассортимент ВВО и современные технологические процессы производства изделий.

Предмет исследования процесс дизайна ВВО.

Методы исследования.

Методологической основой представленных в диссертации исследований явились сложившиеся в обувной промышленности системный подход, традиционные и научные представления о развитии процессов формообразования, моделирования и проектирования обуви. В работе были использованы следующие методы: историко-аналитический, классификации, типизации, систематизации, унификации, комбинаторного формообразования, модульного проектирования. Исследования проводились с позиции общеметодического системного подхода, позволяющего рассматривать предметы и явления во взаимосвязи.

В работе применялись основные теоретические положения промышленного дизайна, технической эстетики, эргономики, материаловедения, моделирования новых ассортиментных групп, конструирования системы верха и низа обуви и технологии изготовления ВВО.

Научная новизна исследования.

В диссертационной работе впервые предложена концепция совершенствования предпроектной и проектной деятельности дизайнера валяльно-войлочной (ВВ) промышленности, основанная на сочетании разработанных методов: базовых приоритетов, модульного проектирования, применения унифицированных конструктивных элементов и агрегатирования.

В ходе исследования:

- выполнена классификация методов производства ВВО по уровням постановки и решения проектных задач, а именно: кустарный метод производства (КМП); современный промышленный метод производства (СПМП); перспективный инновационный метод производства (ПИМП);

- подробно рассмотрены, изучены и решены вопросы формирования оптимального ассортимента ВВО по дизайн-признакам с определением средств их выражения со следующими направленностями: художественной, формообразовательной, конструктивной, технической и технологической;

- разработана классификация способов художественно-декоративного оформления ВВО с представлением в графическом виде модельного ряда изделий; создана типологизация современного промышленного и перспективного инновационного методов производства ВВО с обозначением технологических операций, где необходимо участие проектировщика по совершенствованию и обновлению формы обуви;

- разработан и представлен в графическом виде перспективный инновационный ассортимент обуви с использованием новой базовой формы в условиях ПИМП с применением конструктивной, технической и технологической направленностей;

- составлена блок-схема алгоритма творческого проектирования в трех уровнях предпроектной ситуации:

- современный промышленный метод производства;

- перспективный инновационный метод производства;

- креативный метод производства.

- предложен объективный метод анализа формообразования обуви с показателями высоты каблука, формы носочной части обуви, толщины подошвы, высоты голенища, цветовой гаммы как системы пространственной взаимосвязи внешних характеристик формы, а также определена степень их цикличности;

-разработаны теоретические основы прогнозирования ассортимента ВВО, автоматизированного проектирования формы с учетом высоты каблука, формы носочной части обуви, толщины подошвы, высоты голенища, цветовой гаммы;

- разработана программа прогнозирования формообразования обуви «Trendy shoes», а также ее алгоритм;

- осуществлена попытка оптимизации структуры формирования нового ассортимента ВВО при современном промышленном методе производства.

Практическая значимость результатов работы состоит в вариантности их широкого использования:

- как научной базы для специалистов в области индустрии изделий из валяльно-войлочных материалов (ВВМ) при разработке концепции структуры будущего ассортимента; как набора конкретных рекомендаций по формированию рациональной базовой структуры промышленной коллекции моделей обуви;

- как основа для дальнейших теоретических исследований в области моды;

- как учебно-методической базы для обучения специалистов в области дизайна одежды и обуви;

- как возможность получить конкурентоспособные модели изделий, обусловленные потребностью наиболее перспективных (в будущем) потребителей.

Апробация.

Работа выполнена в рамках тематического плана НИР МГТУ имени А.Н. Косыгина.

Достоверность полученных результатов подтверждается моделями производственной апробации на Битцевской фабрике ООО ТД «Битца», положительными оценками специалистов на:

- VIII Всероссийской межотраслевой выставке отечественных товаров 2004г. Диплом за коллекцию «Шик а-ля рус»;

- XI Международном конкурсе дизайнеров обуви и аксессуаров MOSSHOES-STYLE-2004. Диплом от КУТЮР «Шик а-ля рус»;

- XII Международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла»- 2006 г. Диплом II место. Номинация Pret-a-porter.

Публикации,

Основные результаты выполненных исследований опубликованы в 8 печатных работах.

Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключений по главам и выводам по работе в целом, списка литературы и приложений. Основные результаты работы изложены на 215 страницах, в том числе работа содержит 22 рисунка, 9 схем, 5 диаграмм и 15 таблиц. Список литературы включает 98 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Понсар, Алена Валерьевна

Общие выводы.

1. Исследования формообразования ВВО, с точки зрения повышения эффективности проектирования и производства, а также совершенствование методики художественного проектирования на основе дизайн-признаков, будет способствовать повышению качества обуви, позволит расширить и обновить ассортимент разработок, выявит отсутствие некоторых объективных научно обоснованных разработок, определит новые направления в области совершенствования процесса изготовления современных эстетически-функциональных качественных изделий.

2. Анализ и исследования методов производства ВВО позволили сделать их классификацию по уровням постановки и решения проектных задач, а именно: кустарный метод производства (КМП); современный промышленный метод производства (СПМП); перспективный инновационный метод производства (ПИМП).

3. Впервые в целях повышения эффективности деятельности проектировщика были рассмотрены и изучены вопросы формирования оптимального ассортимента ВВО по дизайн-признакам со следующими направленностями: художественной, формообразовательной, конструктивной, технической и технологической.

4. Разработана классификация способов художественно-декоративного оформления ВО, с предоставлением в графическом виде модельного ряда изделий.

5. На основе анализа и исследований СПМП и ПИМП ВВО создана типологизация современного промышленного и перспективного инновационного методов производства с обозначением технологических операций, где возможно участие проектировщика в целях совершенствования и обновления формы обуви.

6. Осуществлена оптимизация структуры формирования нового ассортимента ВВО при современном промышленном методе производства.

7. Разработан и представлен в графическом виде оптимальный промышленный ассортимент обуви для молодежи с использованием базовой действующей формы в условиях СПМП и применением художественной и конструктивной направленностей.

8. Разработан и представлен в графическом виде перспективный инновационный ассортимент обуви с использованием новой базовой формы в условиях ПИМП и применением конструктивной, технической и технологической направленностей.

9. Составлена блок-схема алгоритма творческого проектирования художника в трех уровнях предпроектной ситуации: современный промышленный (СПМП); перспективный инновационный (ПИМП) и креативный (КРМП).

10. Разработана новая методика художественного проектирования ВВО на основе дизайн-признаков с учетом современных требований дизайна.

11. Разработана программа прогнозирования формообразования обуви «Trendy shoes», а также ее алгоритм.

12. Разработана промышленная коллекция моделей ВВО на основе оптимизированных методов художественного проектирования с применением инновационных решений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Понсар, Алена Валерьевна, 2009 год

1. Понсар А.В., Бастов Г.А. «Из истории технологий валяльно-войлочных материалов», Текстильная промышленность. 2005г., №12, -С. 62-64

2. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.

3. Анисимова Е.Ю., Шабалина Л.П. Кустарные промыслы сибирско-ульяновского Поволжья. Ульяновск, 2004.

4. Брагин Е. Валяльно-сапожный промысел в Нижегородской губернии. // Нижегородский ежегодник 1913.

5. Карпов А. Валяный промысел в Арзамасском уезде. // Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. V. СПб., 1880.

6. Мелкая промышленность Казанской губернии. Казань, 1911.

7. Троицкий М.В. Валяльное производство. // Отчеты и исследования по кустарной промышленности России. Т. IX. СПб., 1911.

8. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

9. Карпов А. Валяный и щепной промысел в Семеновском и Балахнинском уездах Нижегородской губернии. // Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. VI. СПб., 1880.

10. Ю.Плотников М.А. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. Нижн. Новгород, 1894.

11. Кустарные промыслы Вятской губернии. // Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. X. СПб., 1884.

12. Кустарно-ремесленные промыслы Тульской губернии. Выи. 1. Справочник. Тула, 1913.

13. Третьякова С.В. «Художественное проектирование текстильной обуви с использованием технологии объемного формования». Автореферат диссертации кандидата технических наук. М., 1995г. -16с.

14. Козлова Т.В. «Основы художественного проектирования изделий из кожи». Учебное пособие -2изд. Переработанное и дополненное -М.: Легпромбытиздат. 1987г. -227с.

15. Ченцова К.И. «Стопа и рациональная обувь». —М., Легкая индустрия, 1974г. -215с.

16. Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». М,, 1980г. -1600с.

17. Готфрид Земпер. «Практическая эстетика». Издательство «Искусство», М., 1970г. -320с.23.«Методика художественного конструирования». Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). М., 1983г.-166с.

18. Бастов Г.А. «Проблемы художественного проектирования мобильного ассортимента изделий из кожи с применением унифицированных конструктивных элементов текст.». : автореферат диссертации доктора технических наук. -М.: МГТА, 1998г. -72с.

19. Тьялве Э. «Краткий курс промышленного дизайна». Перевод с английского КунинаП.А. М. «Машиностроение» , 1984г. -190с.

20. Джордж Нельсон. «Проблемы дизайна». Издательство «Искусство», М., 1971г.-207с.

21. Сомов Ю.С. «Композиция в технике». М., «Машиностроение». 1987г. -288с.

22. Минервин Г.Б. и др. «Художественное проектирование». М.: Просвещение. 1979г. -172с.

23. Афанасьев А.А. «Новое в технологии производства обуви». М. 1979г. -132с.

24. Джонс Дж.К. «Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа». Перевод с английского . М.: Мир, 1976г. -374с.

25. Петушкова Г.И. «Структурообразование легкой женской одежды на основе методов симметрии». Автореферат диссертации кандидата технических наук. М., 1984г. -21с.

26. Гузявичуте Р. А. «Исследование стабильных признаков в проектировании одежды 20 века». Автореферат диссертации кандидата технических наук. М., 1977г. -21с.

27. Яковлева Н.Б. «Принципы совершенствования процесса и методов художественного проектирования одежды в системе индивидуального производства». Автореферат диссертации кандидата технических наук. М., 8477г. -31с.

28. Уалиев Б.М. «Формообразование обуви в системе художественного проектирования для промышленного производства». Автореферат на соискание ученой степени кандидат технических наук. М., МГТУ, 1989г.

29. Баландюк Н.М. «Художественное проектирование обуви с использованием конструктивно унифицированной системы производства». Автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук. М., МГТУ, 2001г.

30. Бастов Г.А. «Художественное проектирование базовой формы обуви и изделий из кожи в условиях унификации и стандартизации конструктивных элементов». Учебное пособие МГТУ им. А.Н.Косыгина. РИО 2002г.

31. Бастов Г.А. «Формообразование деталей низа обуви и разработка информации данных САПР обуви». Учебное пособие МГТУ им А.Н.Косыгина. РИО. 2002г.

32. Иноземцев В.Д. «Механизированная валяльно-войлочная мастерская».

33. Кузьмичева Ф.И., Юдина А.Ф. «Изготовление валенок».

34. Бастов Г.А. «Художественное проектирование изделий из кожи». М. Легпромбытиздат, 1995г. -204с.

35. Бастов Г.А., Соболева Л.П. «Общие закономерности композиции для художников-модельеров обувной промышленности». МТИ. 1987г. -184с.44.«Кожа. Художественная обработка». Художественно-педагогическое издательство, М., 2007г., -160с.

36. Преображенская М.М., Бастов Г.А. «Инновационные технологии и их влияние на развитие производства и повышение работоспособности дизайнера». Кожевенно-обувная промышленность., 2007г., №2, с47.

37. Преображенская М.М., Бастов Г.А. «Необходимость оптимизации методов художественного проектирования на основе инновационных технологий». Кожевенно-обувная промышленность., 2007г., №3, с48.

38. Бастов Г.А. «Вопросы внедрения инновационных решений в процессе художественного проектирования нового ассортимента обуви» Сборник научных статей. Г.Сочи, 2007г.

39. Преображенская М.М., Бастов Г.А. «Анализ перспективных патентных источников по назначению обуви». Кожевенно-обувная промышленность., 2007г., №5, с56.

40. Понсар А.В., Бастов Г.А. «Одежда и обувь из валяльно-войлочных материалов с позиций современного дизайна костюма», Текстильная промышленность. 2004г., №9, -С. 74-76

41. Понсар А.В., Бастов Г.А. «Разработка концептуального подхода к формированию промышленного ассортимента обуви из валяльно-войлочных материалов». Сборник научных трудов аспирантов МГТУ имени А.Н. Косыгина, г.Москва, 2006., вып.11, -С. 106-109.

42. Розенблюм Е. Художник о дизайне. -М.: Ис-во. 1974г. -176с.

43. Холеева Э., Кошуба 3., Козловский Б., Луба Р. «Основы рационального конструирования колодок и обуви». —М.: Легкая и пищевая промышленность. 1984. -248с.

44. Холмянский Л.М., Щипанов А.С., «Дизайн». М.: Просвещение 1985г. -239с.

45. Художественное конструирование. -М. : Высшая школа, 1986г. -239с.

46. Шпара П.Е., Шпара И.П. «Техническая эстетика и основы художественного проектирования». -Киев.: Высшая школа. 1989г. -246с.

47. Воробьева А. А., Закатова Н.Д. «Материаловедение обувного производства» М., 1963г., 30с.

48. Рыбкина Е.А. «Мода и промышленность». -М., 1988г., 50с.

49. Пармон Ф.М. «Специфика художественного моделирования изделий из кожи». -М., 1975г., 120с.

50. Разработка терминологического аппарата дизайна. Методические материалы. М., 1982г., 118с.

51. Справочник обувщика под редакцией Калины А.Н. М., Легпромбытиздат, 1988г., 52с.

52. Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна». -М., 1994., 107с.

53. Глазычев В.Л. «О дизайне». М., 1970г., 192с.

54. Лиокумович В.Х. «Конструирование обуви». -М., 1969г., 245с.

55. Лиокумович В.Х. «Структурный анализ качества обуви». —М., 1980г.

56. Афанасьев А.А. «Новое в технике производства обуви» -М, 1979г., 60с.73.3ыбин Ю.П. «История развития конструкций обуви». -М., 1977г., 34с.74.3ыбин Ю.П. «Конструирование изделий из кожи». -М., 1963г., 247с.

57. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука, (логико-методический анализ). М., 1970г., 192с.

58. Козлова Т.В. «Костюм. Теория художественного проектирования». Учебник для вузов. -М.: МГТУ имени А.Н. Косыгина, 2005г. 380с.

59. Апанасенко В.П. и др. «Промышленное проектирование обуви». -Киев, 1983г., 93с.

60. Минервин Г.Б. и др. «Художественное проектирование». -М., 1979г., 198с.

61. Баландюк Н.М. «Возможности использования видоизменяющихся конструкций обуви». Сборник научных трудов ШТИБО, г.Шахты, 1994г., вып.5, с.61-62.

62. Грановская Т.И. «Восприятие и признаки формы». -М., Наука, 1991г., 17с.

63. Секачева О.В. «Выявление образно-информационной структуры современной российской моды». -М., 1999г. -89с.

64. Козлова Т.В. «Основы теории проектирования костюма».

65. Бастов Г. А., Верижникова М.Б. «Исследование факторов, определяющих степень комфортности обуви при модульном проектировании».

66. Бастов Г.А. «Модулирование конструктивных элементов в процессе проектирования кожизделий».

67. Бастов Г.А. «Особенности композиционного построения структуры деталей низа в процессе художественного проектирования обуви».

68. Бастов Г.А. «Новые способы формообразования деталей верха и низа обуви».

69. Бастов Г.А. «Современные способы художественно-конструктивного оформления деталей низа обуви клеевого метода крепления»

70. Иноземцев В.Д. «Валяльщик валяной обуви».

71. Кузьмичева Ф.И., Левин М.И. «Производство валяной обуви и войлоков».

72. Кузьмичев Ф.И., Левин «Технология валяльно-войлочного производства», М.И. Москва, Гизлегпром, 1995

73. Александрова Т.М., Абрамова Э.Н., Боровская А.В. «Отделка и крашения шерстяных тканей», Москва, Легпромбытиздат, 1985

74. Александрова Т.М., Абрамова Э.Н., Боровская А.В. «Шерстяная промышленность. Новые красители и вспомогательные вещества». Москва, 1964

75. Александрова Т.М., Абрамова Э.Н., Боровская А.В. «Растительное сырье». Т1, Издательство Академии Наук СССР, 195094,Орленко Л.В. «Терминологический словарь одежды». М., Легпромбытиздат, 1996г.

76. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. -М. 1963г. -369с.

77. Кузьмичев Ф.И., Левин М.И., Технология валяльно-войлочного производства, Гизлегпром, Москва, 1995г.

78. Гусев В.Е., Сергеенков А.П., Технология валяльно-войлочного производства, Легпромбытиздат, Москва, 1988г.

79. В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», Москва, изд.гр. «Прогресс», «Универс», 1994;т.1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.