Разработка управляемого процесса патинирования изделий декоративно-прикладного искусства, обеспечивающего получение заданного цвета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Павлова, Алина Евгеньевна

  • Павлова, Алина Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 121
Павлова, Алина Евгеньевна. Разработка управляемого процесса патинирования изделий декоративно-прикладного искусства, обеспечивающего получение заданного цвета: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2013. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Павлова, Алина Евгеньевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕХНОЛОГИИ ПАТИНИРОВАНИЯ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

1.1 Исторические аспекты патинирования

1.2 Химический состав естественных патин на медных сплавах

1.3 Назначение патинирования и цветовая гамма, получаемая при патинировании латуней

1.4 Существующие технологии патинирования

1.5 Использование патинирования при реставрации и в дизайнерских решениях изделий декоративно-прикладного искусства

1.6 Особенности патинирования литейных и деформированных сплавов

2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1 Экспериментальные установки и подготовка образцов

2.2 Оборудование для получения колориметрических характеристик патины

3. ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЦВЕТА ПАТИНЫ ОТ СОСТАВА И КОНЦЕНТРАЦИИ КОМПОНЕНТОВ В ПАТИНИРУЮЩИХ РАСТВОРАХ

3.1 Выбор перспективных растворов для патинирования

3.2 Изучение патинирующих растворов на основе сульфата меди

(II)

3.3 Изучение патинирующих растворов на основе ацетата меди

(И)

3.4 Изучение патинирующих растворов на основе карбоната гидроксомеди . 66 4. ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЦВЕТА ПАТИНЫ ОТ РН РАСТВОРА И

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОЦЕССА ПАТИНИРОВАНИЯ

4.1 Изучение зависимости цвета патины от рН раствора

4.2 Изучение зависимости цвета патины от времени выдержки в растворе

4.3 Изучение зависимости цвета патины от температуры раствора

4.4 Изучение влияния технологий патинирования на цвет и фактуру патины

4.5 Изучение влияния состава латуни на колористические характеристики патины

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОЦЕССА ПАТИНИРОВАНИЯ ЛАТУНЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Акты внедрения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка управляемого процесса патинирования изделий декоративно-прикладного искусства, обеспечивающего получение заданного цвета»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

В художественной отделке изделий из металлов одной из широко используемых технологий является процесс патинирования, заключающийся в создании декоративного цветного покрытия на их поверхности.

Патинирование позволяет расширить возможности художественных средств и приёмов для реализации авторских идей с яркой индивидуальностью и выразительностью. Использование различных составов и технологий патинирования даёт возможность имитировать металл, камень, керамику, дерево, старую бронзу, серебро и т.п.

История патинирования насчитывает много веков и, несмотря на то, что в настоящее время известно множество различных составов и технологий, на практике находят применение лишь немногие из них, и те используются, лишь благодаря опыту технологов и мастеров-патинировщиков. Применение такого ограниченного количества растворов объясняется отсутствием научных исследований, анализирующих химические процессы, происходящие на поверхности изделий при патинировании, а так же отсутствием системной научной базы по изучению технологических параметров влияющих на колористические характеристики патины.

Актуальность исследования определяется необходимостью получения научно обоснованных представлений о химических процессах, протекающих при патинировании художественных изделий и получении на основании этого заданного цвета патины.

Степень теоретической разработанности проблемы

В ходе комплексного исследования влияния технологических параметров на процесс образования различных цветов патины на латунях, изучены работы:

- по технологии патинирования: R. Hughes, М. Rowe, R. D. Young, S. LaNiece, P. Craddock;

- по технологии химической и электрохимической обработки металлов: Д. Бартла, М. Беккерта, Л. А. Гутова, М. К. Никитина;

- по исследованию оксидного слоя на различных металлических материалах: П. К. Лаворко, В. И. Лайнера, М. К. Калиша;

- по истории технологии патинирования: В. В. РЫгоуякИ, И. Сугимори.

Цель и задачи исследований

Целью работы является разработка научно обоснованного процесса патинирования для получения декоративных покрытий на латуни с заданными колористическими свойствами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Провести изучение влияния состава растворов и концентрации различных реагентов на цвет патины.

2. Установить влияние рН растворов, температуры, иммерсионного времени на цветовые характеристики патин.

3. Провести исследование влияния технологических параметров процесса патинирования на цвет патины.

4. Разработать рекомендации для производства по внедрению технологий с применением предложенных методик.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Разработана классификация патинирующих растворов по принципу наибольшей молярной концентрации основного реагента в растворе.

2. Выделено шесть основных групп патинирующих растворов, позволяющих получать обширную гамму цветов патин.

3. Установлено, что изменяя концентрацию солей меди в патинирующих растворах, возможно управлять цветом полученной патины.

4. Впервые определено прямое влияние рН растворов на цвет получаемой патины.

Практическая значимость работы

1. Разработан рабочий каталог «Технологии патинирования латуней», позволяющий выбрать технологию и химический состав патинирующего раствора, исходя из требуемого цвета патины.

2. Разработаны и внедрены рекомендации по технологии патинирования латуней в производство ООО «Пассим» (СПб, 2012).

3. Полученные результаты используются в учебном процессе для специальности 261001.65 «Технология художественной обработки материалов».

Методология и методы исследования

В качестве методологической базы применялся системный подход, предполагающий комплексное рассмотрение предмета исследования. Для получения аналитических данных использовался метод сравнительного анализа. В работе использовались основные положения теории спектрофотомерии, примененные для получения количественных характеристик цвета образцов патин. Обработка результатов проводилась с применением методов математической статистики на ПК с использованием стандартных программ.

Для получения образцов оксидных пленок патины на латуни использовалось специальное оборудование и материалы: установки для процессов патинирования, химические растворы на основе различных реагентов.

Кислотность и основность растворов определялась потенциометрическим методом с применением портативного рН-метра ProfiLine рН 3110.

Колористические свойства и цветовые характеристики исследуемых объектов оценивали с помощью методов спектрофотомерии с использованием спектрофотометра X-Rite Color Digital Swatchbook.

Положения, выносимые на защиту

1. Использование полученных в работе результатов позволяет расширять возможности дизайнерских решений и получать уникальные цвета и фактуры патин на поверхности изделий.

2. Классификация патинирующих растворов по принципу наибольшей молярной концентрации основного реагента в растворе.

3. Для обеспечения всей необходимой гаммы цветов патин можно ограничиться шестью группами патинирующих растворов.

4. Возможность управления колористическими характеристиками патины за счёт концентрации основного реагента в растворе.

5. Возможность управления колористическими характеристиками патины за счёт изменения рН среды раствора.

6. Структура каталога «Технологии патинирования латуней», позволяющая при заданном цвете патины устанавливать технологию патинирования и химический состав патинирующего раствора.

Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов диссертационной работы обеспечивается тщательной обработкой и обобщением большого объема экспериментальных данных по изучаемой проблеме, использованием современных методов исследования, статистической обработкой данных с применением стандартных программ.

Реализация работы.

Результаты работы в виде рекомендаций внедрены в производство ООО «Пассим» (СПб). На основе результатов исследования создан рабочий каталог «Технологии патинирования латуней», позволяющий при заданном цвете патины выбрать состав раствора и технологию его применения.

Полученные результаты используются в учебном процессе для специальности 261001.65 «Технология художественной обработки материалов».

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на научных семинарах в Санкт-Петербургском Государственном Морском техническом университете (СПб, 2012) и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (СПб, 2012), Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей «Актуальные проблемы управления техническими, информационными, социально-экономическими и транспортными системами» (СПб, 2007).

1. ТЕХНОЛОГИИ ПАТИНИРОВАНИЯ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ 1.1 Исторические аспекты патинирования

Патина (итал. pátina) представляет собой оксидно-карбонатную плёнку различных оттенков, образующуюся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни. Она образуется в результате коррозии металла под воздействием естественной среды, либо в результате патинирования, то есть вследствие нанесения специальных химических реагентов.

Несмотря на то, что история патинирования насчитывает множество артефактов, нельзя с полной уверенностью утверждать, что те или иные предметы были изначально патинированы, вследствие того, что со временем они приобрели «временную» патину. Хотя это утверждение полностью справедливо для очень ранних изделий, информацию о которых возможно черпать лишь из рентгено-структурного анализа поверхности. Анализ литературных источников позволил выявить множество таких примеров.

В некоторых Анатолийских (Anatolian) изделиях, начиная с 3-го тысячелетия до н.э., бронзовые отливки имели серебристые участки, в которых при исследовании выявились интерметаллические соединения мышьяка [40], рисунок 1.

Подобный серебристо-белый цвет был обнаружен на медном изделии из Египта относящемуся, примерно, к тому же времени, в нем тоже были обнаружены соединения мышьяка. Эти соединения были также найдены в топорах и алебардах Северной Великобритании 2-го тысячелетия, которые были произведены либо путем осаждения слоя в процессе литья, либо альтернативно, погружением [22].

Покрытия, изготовленные различными методами, были сознательно нанесены на поверхность, однако, натуральная патина, образовавшаяся со временем, перекрыла этот эффект. Например, найденные на территории Урарту (ныне Армения) бычьи головы, изображённые на рисунке 2, которые состоят из двух различных сплавов, показывают такой пример. Рога, изготовленные из латуни, имели

натуральный оттенок этого металла, а основная часть, состоящая из бронзы, покрыта чёрной патиной [45].

я _ | г.^к \ А

ч1 Щ

Рисунок 1 - Систр из мышьяковой бронзы центральная Анатолия (территория современной Турции) 2300-2000 до н.э. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Рисунок 2 - Бронзовая бычья голова, найденная в крепости Топракалле в Урарту,

VII век до н.э.

Хотя это никоим образом не означает, что такое патинирование использовалось в ранние периоды, но указывает на то, что диапазон данных химических веществ был известен и использовался в металлообработке.

В 1-ом тысячелетии в Китае начало развиваться изготовление ритуальных сосудов, например, дошедшие до нас изделия периода из династии Шан (1523 -1028 гг. до н.э.), изображённом на рисунке 3, и династии Чжоу (1028 - 249 гг. до н.э.). Все изделия отличаются чрезвычайно богатым и красочным патинированием [49].

Некоторые участки рельефа сосудов были цветными или чёрными. Процесс, по-видимому, был связан с выборочным травлением поверхности, вероятнее всего, сильными кислотами, после затемнения которыми, использовались соединения олова, и всё это покрывалось стекловидным веществом неизвестного состава [49].

Обычай искусственного патинирования бронзы, в подражание отделки найденных при раскопках предметов периодов Шан и Чжоу, которые не сохранились, вероятнее всего приходится на XII век.

нанесена химическая черная патина

В период династии Чин были попытки воссоздать утраченное наследие этих более ранних периодов. Практика копирования древних бронз будет продолжена и далее, в частности в период династии Мин, когда в XVIII веке изготавливались изделия из бронзы очень высокого качества с тонкой патиной.

Имеется мало информации относительно процессов, которые были использованы, но скорее всего они связаны со щелочными реагентами. Один рецепт, который был записан, состоял из смеси киновари, яри-медянки, квасцов и нашатыря, эта смесь наносилась на поверхность изделия при его постепенном нагреве.

В отличие от Китая, от которого Япония переняла разработки в применение цветных сплавов на основе меди, богатая история японских патин является результатом сотен лет экспериментов, инноваций и традиций. Современные художники двигаются вперёд, оглядываясь на опыт предшественников, всегда находясь в поиске новых способов придать уникальность и красоту своим творениям.

Вероятно, Япония является наилучшим примером по совершенствованию и сохранению традиций патинирования. Возрастающее влияние Дзэн-Буддизма в конце XV века усовершенствовало металлообработку до статуса большого искусства.

Изменения в военном строе в Японии и большое уважение к оружию, призвало ремесленников применять свои навыки для обработки мечей, в частности цубы, и гарды меча, показанной на рисунке 4. В XV веке это были, как правило, простые кованные железные диски, которые инкрустировались латуныо или медью. В мирные годы, которые последовали за феодальной междоусобицей XVI века, цуба стала более декоративной и изготавливалась с применением цветных металлов и сплавов. Многие сплавы были разработаны для дальнейшего патинирования, и когда использовались в сочетании с золотом, серебром и медью, представляли собой красивый изысканный цветовой контраст.

Ограниченное количество травильных растворов использовались для достижения тонких цветовых комбинаций путем тщательного выбора металлов и сплавов.

Рисунок 4 - Цуба с изображением драконов и облаков.

Начало - середина Х1Х-го века

Из традиционных японских патинирующих растворов можно выделить четырнадцать [32]: Ниаги - изменяя концентрацию и время выдержки можно добиться широкого спектра цветов; Су - таипаи - производит оттенки от коричневых до серых; Энка - желто-зеленая и зеленая патина на основе нашатыря; Рюсан - до - патина синего или сине-зеленого цвета, Сакусан - до - создает патину светло-голубого цвета; Охагуро - приготавливается из железных опилок и уксуса; Вара - ыбуши - используется для придания тёмного коричневого цвета поверх основы ниаги или су-танпан; Нури - иро - эта патина наносится, как и предыдущая, на базовые патины, а затем наносится лак уруши, и на него осаждается сажа; Ирой -до - в обычном понимании не совсем патина, лак окрашивается пигментами, а затем наносится на изделие; Рюка - серого цвета, которая ведёт себя сходным образом с серной печенью; Фуруби - патина для серебра, используется для создания насыщенных оттенков серого; Кин - фуруби - янтарная патина на серебре; Гин -фуруби - оттенки от серого до черного; Сабе-цуки.

В Греции и Риме крупная скульптура перекочевала на улицы, что привело к образованию естественной патины под воздействием атмосферы. Малые предметы ввиду отсутствия внешних факторов не были окислены и поэтому, как правило, мастера отказывались от искусственно окрашенной поверхности.

Прямых ссылок на методы окрашивания в классических источниках очень мало. Если бы это были единичные случаи, тогда можно было бы предположить, что искусственное патинирование осуществлялось редко. Некоторые свидетельства таких работ возникают из ранних авторов в контексте исторического и мифологического повествования. Гомер, например, описывает изготовление доспехов Ахиллеса, которые были выкованы из бронзы и искусно украшены различными металлами, эмалыо и чёрной патиной.

Дальнейшие ссылки также возникают у Гомера: о синем металле, который используется в декоративных целях на внутренних стенах дворца. Это объясняется тем, что медь перед погружением в сернистые воды, нагревали, что и дало сине-стальной или чёрный цвет, в зависимости от условий.

Хотя в описаниях такого рода и может и не быть реальных предметов, это указывает на то, что металлы обрабатывались, это и было известно авторам изложенного, а соответственно технологии использовались в той или иной степени [46].

Исламская наука и арабские переводы греческих и римских работ попали на Запад через Испанскую Мавританию, где они были переведены на латынь еврейскими учеными, что явилось важным стимулом для науки и философии в эпоху Позднего Средневековья. В работы также входит много информации технического характера в ряде областей, в том числе, химии, металлургии и в металлообработки.

Алхимические традиции, которые были позаимствованы на Западе, продолжались до XVII века, и хотя, они давали полезные методы и наблюдения, связанные с металлами, они, как правило, были оставлены в оккультной литературе. Альтернативой этому, более прямой в техническом смысле, явились рукописи, такие как Лейденский папирус (III в. н.э.) и более поздние произведения - рукопись Луки (начало IX в.), которые включают рецепты по изготовлению пигментов и красителей, а также подготовки сплавов, имитирующих золото, и использование мышьяка для окрашивания меди. Рецепты для окраски серебра сульфидами, методы золочения и чернения [6].

Развитие металлической окраски в эпоху Возрождения неотъемлемо связано с развитием бронзовой скульптуры, особое внимание уделялось богатой и разнообразной по качеству поверхности и её окончательной отделке.

Развивались технологии, где лак наносился на патинированную основу и путем умелого контроля плотности и оттенка каждого, получалось большое количество цветов и эффектов. Развитие этих методов, которые, как правило, не подходили для наружного использования, совпало с интересом к малым бронзовым формам.

В XV и XVI веках в Италии возобновляется интерес к классике, греческому и римскому искусству и артефактам. Изделия были золотыми и лакированными. Патинирование без дальнейшего лакирования было традиционно. Донателло и Бертольдо использовали коричневую патину, что было типично для того времени. Скульптуры же Венецианской школы наоборот были покрыты лаком.

Джованни Болонья (Gianbologna), как известно из литературных источников, разработал особый прозрачный красный цвет, на желтой бронзовой основе, который впоследствии активно использовался. Скульптура Марса, авторства Джованни Болонья изображена на рисунке 5.

Интерес к классической бронзе, получившей развитие до XIX века, процветал и далее, это стало экономически возможным при изобретении специальной машины, которая была изобретена Ачилле Колласом. Эта машина типа пантографа, который использовался для точности масштаба и изготовления шаблонов, с работ таких мастеров, как Андреа Бриоско и Джанболонья. Не удивительно, что окрашивание металлов вызвало новый виток интереса в этот период, в частности во Франции, патины достигли высокого уровня. Возник интерес к развитию новых техник окраски, которые были в то время. Лакомб во введении в книге с рецептами сообщает об изменении моды на цвета изделий. Он указывает, что современные тенденции в окраске начались примерно в 1828 году, когда отдавалось предпочтение флорентийскому оттенку, который стал популярен после работ Lafleur.

Рисунок 5 - Марс. Джанболонья. 1587 год. Выдающийся пример

искусственной патины в итальянской бронзе XVI и XVII веков, которая никогда не подвергались воздействию атмосферы

До этого использовались античные зеленые и водные оттенки, которые имитировали естественную патину, также ими пытались имитировать оттенки итальянской бронзы, особенно флорентийской, цвет которой, как считается, труднее всего воспроизвести из-за естественного старения изделий. Ьа/1еиг отдельные участки изделий покрывал сангиной и графитом на спирте, которые удалялись после высыхания. Отделка изделия заканчивалась обработкой сухой щеткой с графитом.

Альтернативная отделка, но с более мягким тоном представлена Камю в 1833 году. Этот тон изготавливался совершенно другим методом, который широко использовался в XIX веке.

Коричневые отделки впоследствии дали широкий спектр зелёных патин, известных как «Художественные зеленые» [40]. Зелено-пепельный цвет, который достигался применением желтого пигмента, растираемым в лавандовом масле. Широко использовались пигменты различных цветов, чтобы получить основу для более богатых и разнообразных по количеству цветных эффектов. В то время как

производство патин путем химической модификации поверхности металла продолжало практиковаться, развитие окраски в это время сопровождалось ростом использования поверхностных пигментов, замешанных на воске или лаке. Бронзовые порошки часто включались в отделку, для эффекта отражения, что типично для того времени, например зелёный бронзовый порошок, который создавал эффект «Птичьей шеи».

Другие отделки, которые широко использовались, представляли собой черные и коричневые основания припорошенные оловом, этот эффект был назван «Железной бронзой». Черные основы также обрабатывались щеткой, чтобы показать металл. Этот оттенок был назван производителями «Летающим бронзовым крылом» [40] .

Для новых методов производства, таких как штамповка, старые методы патинирования не подходили, т.к. были трудоёмки и требовали большого мастерства. Поэтому были разработаны методы погружения в раствор, в частности, в Германии в конце XIX - начале XX веков.

Ряд процессов, преимущественно для черных и коричневых отделок, был разработан и запатентован, некоторые из них до сих пор используются на производствах.

С приходом Ар-Нуво использование бронз не уменьшилось. В Ар-Нуво поощряется интеграция скульптуры в ДПИ, дизайн интерьера и архитектуру. Скульптурный стиль был включен во все объекты ДПИ: пепельницы, вазы, подсвечники, и т.д. Лучшие скульпторы были счастливы делать дизайн таких изделий.

Рауль Ларен, Морис Бувал, Теодор Ривьер и Луи Шалон - все использовали бронзу, часто патины вступали в контраст с золочением, эмалью и полудрагоценными камнями. Известная работа Луи Шалона - ваза «Девы волн» изображена на рисунке 6.

Мода на сочетание нескольких материалов получила продолжение в изделиях из слоновой кости с бронзой, и полудрагоценными камнями в эпоху Ар-Деко.

Рисунок 6 - Луи Шалон; исполнение Шарля Луше Ваза Девы волн, 1898, бронза,

многократное патинирование

Джин Дунэнд изготавливал вазы из листовой меди и бронзы, рисунок 7, инкрустированные различными металлами, включая золото и серебро, и чтобы подчеркнуть контраст использовал патины. Дунэнд также стал экспертом в использовании лака в сочетании с золотым декором. Позже один из его учеников Клавдий изготавливал большое количество Дунэндовских ваз, чаш и тарелок, в которых сочетался геометрический декор из разных химических патин.

В Англии использование бронзирования и патинирования, началось с Великой Выставки с 1851 по 1862 гг. Фирма «Е1к^1от» изготавливала предметы из серебра и меди, окрашенные различными химическими составами вплоть до 1920 года. Характер этих изделий был определён Уильямом Моррисоном. Теплые золотистые оттенки и намеренно оставленные следы выколотки.

За исключением 30-х годов в Европе, патины в XX веке имели достаточно запущенное состояние. Радикальные изменения в скульптуре и влияние массового производства на изготовление мелких изделий, отвлекли внимание от патин.

В России покрытию статуй патиной скульпторы придавали также особое значение и часто приглашали для этой работы мастеров, специалистов в данной области.

Рисунок 7 - Джин Дунэнд. Медная ваза, инкрустированная никелем и серебром на фоне коричневой патины

В письме к Екатерине II Э. Фальконе писал: «Красивая статуя юноши, извлекающего занозу, наконец у меня... Я велел придать лёгкий оттенок античной бронзы, это исполнено человеком, у которого на это особый секрет... Это идёт бронзовым статуям гораздо больше, чем дымный цвет, весьма легко при том уничтожающийся...» [27].

Часто патина использовалась в изделиях Ампира середины XIX века, таких как малая скульптура, настольные часы, подсвечники и канделябры, в которых она вступала в контраст с натуральным оттенком бронзы и позолотой.

Патинировались часто и предметы культа: оклады из бронзы и латуни, внутренние интерьеры храмов, входные двери и врата [30].

Кроме того в СССР, в отношении монументальной скульптуры, был очень популярным метод перепатинирования. Применение метода состояло в полном

снятии исторической патины химическим путем, и последующем нанесении новой.

В России в настоящие время, патинирование, как одна из технологий в декоративной художественной отделке изделий из металлов, существует лишь благодаря технологам и мастерам-патинировщикам, которые непосредственно сталкиваются с этим процессом.

В Европе и Америке процесс развития технологий патинирования продвинулся несколько дальше. Существует множество компаний, которые предлагают свои услуги в области патинирования и перепатинирования различных изделий ДПИ. Например, английская компания «CAPISCO LTD», занимающаяся внедрением технологий патинирования с 1989 года.

Рисунок 8 - Стенд компании «CAPISCO LTD»

Компания занимается патинированием и перепатинированием изделий из листовой латуни, таких как крыши, уличные двери, накладные панели внутренних и внешних стен зданий, применяя в основном компрессионные технологии, стенд компании изображен на рисунке 8. Американская компания «Art Bronze», которая с 1974 года по настоящее время, занимается изготовлением малой и монументальной скульптуры с последующим применением технологий патинирования.

Также в Европе и Америке существуют множество скульпторов, которые виртуозно владеют искусством патинирования.

1.2 Химический состав естественных патин на медных сплавах

Старинная патина так выгодно оттеняет художественное изделие, что на протяжении веков задаётся вопрос о том, образовалась ли она естественным путем или получена искусственно. Все предметы декоративно-прикладного искусства, которые дошли до нас, со временем приобрели «временную» патину и поэтому невозможно сказать уверенно, что изделие было изначально патинировано.

Еще в I веке н.э. существовало два мнения о происхождении патины [46], причем одни объясняли её образование действием времени, в то время как другие полагали, что патина нанесена на бронзу искусственно скульпторами. Плутарх, например, описывает естественные патины в контексте их образования от географического положения и климата, которые способствуют их возникновению [48] .

Многие изделия из медных сплавов должны были быть блестящими при пользовании ими (зеркала, врачебные инструменты, кольца, ожерелья и прочие), между тем все эти предметы находят покрытыми патиной, идентичной тому её виду, который покрывает статуи и другие предметы [49].

Предполагается, что причиной, способствовавшей образованию зеленой патины на бронзовых статуях, является содержание хлористых солей, приносимых морскими ветрами [48]. По этой причине настоящая зеленая патина на медных сплавах не образуется в настоящее время в континентальных странах, где в атмосфере имеются пары серной кислоты от продуктов горения угля. В противоположность этому вблизи морских берегов, где воздух содержит распыленные хлориды, процесс патинирования идёт весьма успешно. В пользу этого объяснения говорят особенно красивые образования патины в местностях, близких к морю, например, на бронзовых статуях и медных крышах Гамбурга, Бремена, Стокгольма, Санкт-Петербурга.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Павлова, Алина Евгеньевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бартл, Д. Технология химической и электрохимической обработки поверхностей металлов / Д. Бартл, О. Мудрох - М.: Машгиз, 1961. - 712 с.

2. Беккерт, М. Справочник по металлографическому травлению / М. Бек-керт, X. Клемм; под ред. И. Н. Фридляндера, Ф. И. Квасова, Г. Б. Строганова. - М: Металлургия, 1979. - 336 с.

3. Бродерсен Г. Г. Золотая рецептура / Г. Г. Бродерсен - СПб: НИЦ «Альфа», 1992.-272 с.

4. Бродерсен, Г. Г. Производственная технохимическая рецептура / Г. Г. Бродерсен - М. - Л.: Госиздат, 1931. - 309 с.

5. Бродерсен, Г. Г. Секреты мастеров / Г. Г. Бродерсен - К.: СП «СВЕНАС», 1995.-304 с.

6. Брок, Т. Европейское руководство по лакокрасочным материалам и покрытиям/ Т. Брок, М. Гротеклаус, П. Мишке; пер. с англ. под ред. Л. Н. Машля-ковскго. - М.: ООО «Пэйнт - Медиа», 2007. - 548с.

7. Вейнер, П. П. О бронзе / П. П. Вейнер - Пб.: Монетный двор, 1923. -78 с.

8. Гутов, Л. А. Справочник по художественной обработке металлов / Л. А. Гутов, М. К. Никитин - СПб.: Политехника, 1995. - 435 с.

9. Калиш, М. К. Естественные защитные пленки на медных сплавах (коррозия и сохранение памятников искусства) / М. К. Калиш - М.: Металлургия, 1971. -200 с.

10. Константы неорганических веществ; под ред. Р. А. Лидина - М.: Дрофа, 2006.-685 с.

11. Королёв, В. А. 713 секретов технологических производств / В. А. Королёв - М.: Товарищество «Русия», СКИТ-Центр, 1992. - 339 с.

12. Краткий справочник физико-химических величин; под. Ред. А. А. Равде-ля и А. М. Пономарёвой - СПб.: Специальная литература, 1998. -232 с.

13. Лаворко, П. К. Оксидные покрытия металлов / П. К. Лаворко - М.: Машгиз, 1963.-186 с.

14. Лидин, Р. А. Справочник по неорганической химии / Р. А. Лидин, Л. Л. Андреева, В. А. Молочко - М.: Химия, 1987.- 319 с.

15. Лидин, Р. А. Химические свойства неорганических веществ / Р. А. Лидин - М.: Химия, 2000. - 480 с.

16. Лайнер, В. И. Защитные покрытия металлов / В. И. Лайнер - М.: Металлургия, 1974.-559 с.

17. Ларин, В. И. Химическое растворение а-латуни в хлоридных растворах / В. И. Ларин, Л. М. Егорова, Э. Б. Хоботова, О. И. Юрченко, М. А. Добриян, Н. П. Титова // Вюник Харювського нацюнального ушверситету, 2010. - № 895. -Х1м1я. - Вип. 18(41)- 197 с.

18. Любавин, Н. Н. Техническая химия, т. IV/ Н. Н. Любавин - М: 1906, -

540 с.

19. Марков, А. К. О чистке древних монет / А. К. Марков - СПб: Типография Императорской Академии Наук ,1908. - 70 с.

20. Никитин, М. К. Химия в реставрации / М. К. Никитин, Е. П. Мельникова - Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1990. - 303 с.

21. Одноралов, Н. В. Декоративная отделка скульптуры и художественных изделий из металла / Н. В. Одноралов - М.: Изобразительное искусство, 1989. -208 с.

22. Окладников, А. П. По следам древних культур / А. П. Окладников - М.: 1951.-272 с.

23. Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130; под ред. А. И. Кауль - М -Л.: ОГИЗ, 1935.- 121 с.

24. Рабинович, В. А. Краткий химический справочник / В. А. Рабинович, 3. Я. Хавин-Л.: Химия, 1991.- 109 с.

25. Рабкин, Е. Б. Атлас цветов / Е. Б. Рабкин - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1956. - 210 с.

26. Ратманский, М. Н. Энциклопедия забытых рецептов: практическое руководство по изготовлению разнообразных изделий и продуктов / М. Н. Ратманский, Н. В. Шелемина, В. Д. Шолле, Т. К. Юдовская - М.: «ННН», 1994. -768 с.

27. Сборник Русского исторического общества. Т. 17.(переписка Ек) - СПб: 1876.-450 с.

28. Симон, Г. Прикладная техника обработки поверхности металлических материалов / Г. Симон, М. Тома - Челябинск: Металлургия, 1991. - 366 с.

29. Ситников, А. Д., Обесцинкование а-латуней при коррозии в хлорид-ных растворах / А. Д. Ситников, А. П. Пчельников, И. К. Маршаков, В. В. Лосев //Докл. АН СССР- 1978.

30. Смирнов, С. А. Реставрация ювелирного убранства юго-западных дверей храма Воскресения Христова.Реставрация в храме-памятнике. Научно-практическая конференция. Сборник научных статей № 2 / С. А. Смирнов - СПб: 2006.- 110 с.

31. Справочник по защитно-декоративным покрытиям (справочник); под ред. Я. В. Вайнера и др. - М.; Л.: Машгиз, 1951. - 480 с.

32. Сугимори, И. Японские патины / И. Сугимори - М.: Дедал-Пресс, 2008. - 120 с.

33. Технология цветных металлов и сплавов / МИЦМиЗ . - М.; Л. : Метал-лургиздат, 1947 . - 183 с.

34. 1750 практических технико-химических рецептов - СПб.: изд. В. И. Гу-бинского, 1899. - 93 с.

35. Ainsworth, J. Mechanical Coloring of White Brass. Metal Finishing / J. Ainsworth, 1977.- 148 p.

36. Aoyama, Y. Green Corrosion Product on Cooper / Y. Aoyama - NY: Naturwissenschaften, 1960-202 p.

37. Carpenter, A. M. Techniques for the Coloring of Metals, Worshipful Company of Goldsmiths / A. M. Carpenter // Technical Advisory Committed Special Report, no.36.-London: 1978.- 112 p.

38. Fishlock, D. Metal Colouring. / D. Fishlock - Teddington: 1962. - 405 p.

39. Gettens, R. Jm. The Corrosion Products of Metal Antiquities / R. Jm. Gettens - Washington: Smithsonian Institution, 1964. - 568 p.

40. Hughes, R. The Coloring, Bronzing and Patination of Metal / R. Hughes, M. Rowe - London: Tames and Hudson Ltd, 1995. - 372 p.

41. Kagan, R. Study of Tartrate Solutions for Chemical Copper Plating / R. Ka-gan, 1972- 128 p.

42. Kipper, V. Patinas For Silicon Bronze / V. Kipper - Boston: Loveland Press Technical and Historical Developments, 1996. - 225 p.

43. La Niece, S., Craddock, P. Metal Plating and Patination: Cultural, Technical and Historical Developments / S. La Niece, P. Craddock - Boston, 1993. -275 p.

44. Morgan, J. Fouilles a Dahchour / J. Morgan - Vienne: 1895. - 256 p.

45. Piotrovskii, B. B. Urartu: The Kingdom of Van and its Art / B. B. Piotrovskii -New York, 1967.

46. Richier, G. Greek, Etruscan and Roman bronzes / G. Richier - London: Gil-liss Press, 1915.

47. The Maintenance, Cleaning, Finishing and Coloring of Copper, Brass and Bronze // Copper and Brass Research Association. Publication no. 4. - New York: Copper & Brass Research Association, 1953 - 28 p.

48. Vaders, E. Corrosion of Copper-Zinc Alloys by Sea-Water and Chemical Solutions / E.Vaders//Metall. 16(12).-New York: 1962,-1224 p.

49. Watson, W. Ancient Chinese Bronzes / W. Watson - London: Faber and Faber, 1962.- 128 p.

50. Young, R. D. Contemporary Patination / R. D. Young - Escondido, CA: Sculpt Nouveau, 2000. - 324 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.