Развитие аконстантного восприятия на начальных этапах обучения живописи: На примере подготовки студентов Ростовской государственной академии архитектуры и искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Писаренко, Сергей Александрович

  • Писаренко, Сергей Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 224
Писаренко, Сергей Александрович. Развитие аконстантного восприятия на начальных этапах обучения живописи: На примере подготовки студентов Ростовской государственной академии архитектуры и искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Ростов-на-Дону. 2006. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Писаренко, Сергей Александрович

Введение.

Глава 1. Общая характеристика константного и аконстантного восприятия.

1.1. Константность и аконстантность как свойства психического отражения. Постановка проблемы константности восприятия в психологии.

1.2. Теории перцептивной константности.

1.3. О возможностях формирования аконстантного восприятия в ходе индивидуального развития человека.

Глава 2. Модель методической системы, направленной на развитие аконстантного восприятия.

2.1. Общие параметры методической системы. Цели и задачи экспериментального курса «живопись».

2.2. Дидактические принципы как базовые теоретические ориентиры при разработке проблемы развития аконстантного восприятия.

2.3. Экспериментальная программа по живописи для специальности «архитектура».

2.4. Методы развития аконстантного восприятия на занятиях живописью.

2.5. Средства развития аконстантного восприятия на занятиях живописью.

Глава 3. Педагогический эксперимент по формированию аконстантного восприятия на занятиях живописью.

3.1. Определение критериев уровня развития аконстантного видения у обучающихся основам живописи. Итоги констатирующего эксперимента.

3.2. Обучающий этап эксперимента.

3.3. Контрольный этап эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие аконстантного восприятия на начальных этапах обучения живописи: На примере подготовки студентов Ростовской государственной академии архитектуры и искусства»

Проблема исследования и её актуальность. Обучение живописной грамоте основывается на визуальном познании окружающей действительности. Исследование закономерностей работы зрительного восприятия дает возможность раскрыть внутренние механизмы процесса формирования изобразительных умений и навыков, позволяя на научной базе строить методику преподавания живописи.

К числу основных свойств восприятия принято относить константность, проявляющуюся в способности выделять постоянные признаки предметов (цвет, величина, форма и пр.), несмотря на то, что наблюдаемые объекты могут восприниматься в бесконечно разнообразных ситуациях, в результате чего меняется характер раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат.

В психологической науке существует также понятие аконстантности, обозначающее возможность замечать перемены во внешнем облике предметов при изменении условий восприятия (при ином освещении, в новом ракурсе и т. д.). Поскольку реалистическая живопись предполагает организацию изображения в соответствии с наблюдаемыми в действительности условиями световоздушной среды, то без целенаправленного формирования аконстантного восприятия тоновых и цветовых особенностей натуры не может идти речь о развитии даже самых элементарных живописных навыков.

Средй многочисленных видов перцептивной константности к задачам настоящего исследования имеют отношение две формы константного и, соответственно аконстантного восприятия - константность светлоты и константность цвета.

Под константностью светлоты понимается тенденция воспринимать свойственную объекту постоянную светлоту независимо от изменений силы и характера освещения. В психологической литературе синонимами понятия «константность светлоты» выступают такие термины, как яркостная константность, константность белизны, константность нейтральных цветов и ахроматическая константность [203, т. 1, с. 198].

Константность цвета состоит в способности воспринимать присущий предмету постоянный цветовой оттенок, несмотря на изменения спектрального состава прямого и отраженного света.

Далее в тексте под константным или аконстантным восприятием подразумеваются только эти два вида константности, кроме специально оговоренных случаев.

Известно, что становление аконстантного восприятия в процессе обучения живописи происходит далеко не сразу. При этом трудность для начинающих часто заключается не только и не столько в том, чтобы заметить изменения окраски предметов под влиянием среды, сколько в том, чтобы воспроизвести увиденное в своих работах. Поэтому, говоря о развитии аконстантного восприятия следует иметь в виду не только формирование собственно восприятия в узком смысле слова, но и становление у обучающихся основам живописи целого комплекса теоретических представлений и практических навыков, воздействие на интеллектуальную и мотивационную сферу учащихся.

Опыт, накопленный многими поколениями художников, свидетельствует, что одним из основных условий качественной перестройки зрительного восприятия у обучающихся живописной грамоте является длительная изобразительная практика. Однако существует ряд учебных заведений, специфика профессиональной подготовки в которых требует с одной стороны довольно высокого уровня освоения студентами изобразительных умений и навыков, а с другой, в силу этой же специфики на занятия живописью нет возможности отводить большое количество учебного времени. В качестве примеров можно привести условия подготовки дизайнеров, художников-модельеров, учителей изобразительного искусства, архитекторов.

Ситуация в сфере архитектурного образования в этом отношении является весьма показательной. Профессия архитектора традиционно относится к числу профессий, требующих довольно высокого уровня изобразительных умений и навыков. И хотя в учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере архитектуры и градостроительства, живопись не относится к числу профилирующих предметов, тем не менее, овладение архитектурной специальностью предполагает серьёзное ознакомление студентов с основами живописной грамоты, что, в свою очередь немыслимо без формирования специфических качеств зрительного восприятия.

При этом, однако, обучение живописной грамоте будущих архитекторов проходит в условиях весьма ограниченного количества учебных часов, отводимых на практические занятия. Ситуация осложняется также слабой довузовской подготовкой студентов, либо же, что нередко бывает, её отсутствием. В таких условиях процесс развития аконстантного восприятия далеко не всегда протекает достаточно эффективно, что отрицательно сказывается на ходе формирования у студентов базовых изобразительных навыков. В этих обстоятельствах возникает необходимость поиска оптимальных методических подходов к развитию аконстантного видения на занятиях живописью в системе высшего архитектурного образования. Недостаточная разработанность вопросов методики развития аконстантного восприятия в условиях дефицита академического времени, отводимого на занятия живописью, входит в противоречие с необходимостью качественной художественной подготовки архитекторов. В этом противоречии заключается основная проблема исследования, решению которой посвящена данная работа.

Развитие аконстантного восприятия является одной из ключевых задач начального этапа обучения живописи при подготовке специалистов всех профессий, связанных с изобразительной деятельностью. В то же время, для того, чтобы исследование не носило слишком отвлеченный характер, вопросы развития аконстантного видения следует рассматривать с учётом специфики конкретной профессии - в данном случае, профессии архитектора. Очевидно, что цели обучения живописи в системе архитектурного образования и, к примеру, в художественных вузах существенно отличаются. Овладение вершинами живописного мастерства не входит в число необходимых задач профессиональной подготовки архитекторов. Речь идёт о том, чтобы в относительно короткие сроки обеспечить развитие у обучающихся в системе вузовской архитектурной подготовки базовых живописных умений и навыков. Эта цель, в свою очередь, диктует необходимость разработки проблемы формирования аконстантного видения.

К настоящему времени в художественной педагогике накоплен некоторый опыт разработки способов развития аконстантного восприятия в процессе обучения живописи. Поиск оптимальных методических путей формирования аконстантного видения осуществлялся, в сущности, ещё задолго до того как вошли в научный оборот понятия константности и аконстантности. В этой связи можно привести ряд примеров из преподавательской практики известных художников-педагогов.

Так П.П. Чистяков в качестве одного из первых заданий по живописи предлагал своим ученикам выполнить следующее упражнение. П.П. Чистяков составлял на палитре какой-нибудь цвет и просил учащихся сделать точно такой же замес. После этого ученикам давалось задание написать этот же цвет, но уже с учётом условий освещения [240, с. 44]. Таким образом, учащиеся на конкретном примере могли увидеть разницу между предметным цветом (константное видение) и обусловленным (аконстантное восприятие).

Известно, что В.А. Серов в пору своего преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, давал студентам задание писать одну и ту же постановку в разных условиях освещения - вблизи окна и в глубине мастерской [15, с. 71]. Очевидно, что такие задания были направлены на стимулирование аконстантного видения натуры.

В связи с проблемой, поставленной в исследовании, представляет интерес педагогическое наследие Н.П. Крымова, который разработал ряд оригинальных постановок, способствующих развитию аконстантного восприятия у обучающихся живописной грамоте. Например, Н.П. Крымов демонстрировал своим студентам куб, с одной стороны окрашенный светлой краской, а с другой - тёмной. Тёмная сторона куба освещалась сильным светом. Под влиянием освещения эта сторона оказывалась более светлой, и учащиеся убеждались, что именно так и следует изображать куб. Другая постановка использовалась Н.П. Крымовым для показа влияния цвета освещения на собственную окраску предмета. В качестве натуры выступала небольшая разноцветная ширма. Три створки ширмы были окрашены в холодные цвета, а другие три - в тёплые. Первые освещались электрической лампой, вторые были повёрнуты в сторону окна и принимали на себя холодный свет неба. При таком освещении створки, окрашенные в холодные цвета, отражали больше тёплых световых лучей, чем повёрнутые к окну створки, имеющие тёплую окраску. Чтобы убедительно написать эту постановку, студентам необходимо было отойти от привычного представления о цвете как свойстве поверхности предмета и начать перестраивать своё восприятие в сторону аконстантности. Н.П. Крымов использовал в своей работе множество подобных постановок. [123], [167].

К настоящему времени выпущено немало монографических работ, диссертационных исследований и учебно-методических пособий, в которых затрагиваются вопросы формирования аконстантного восприятия, являющегося одним из важнейших компонентов живописного мастерства. Различные аспекты проблемы развития аконстантного видения в процессе обучения живописи в той или иной степени освещены в работах Г.В. Беды, А.А. Васильева, А.С. Зайцева, В.И. Киреенко, Ю.В. Коробко, B.C. Кузина, Н.Н. Лукина, Н.Я. Маслова, Н.Н. Масленникова, А.С. Рындина, А.А. Унковского, Ю.П. Шашкова, А.П. Яшухина и других авторов. Кроме того, существует немало работ, в которых понятия константности и аконстантности номинально не встречаются и, тем не менее, в этих работах рассматриваются вопросы, напрямую связанные с проблемой данного исследования. Так практически в каждом учебном пособии по живописи можно найти упоминания о необходимости развивать у обучающихся живописной грамоте умение передавать в изображении цвета, обусловленные характером освещения, влиянием окружения, удалённостью и т. д. [5], [23], [50], [198], [222].

В учебно-методической литературе и диссертационных исследованиях можно найти описания разнообразных средств наглядности и практических заданий, направленных на формирование аконстантного видения у обучающихся основам живописи. В частности, в кандидатской диссертации А. П. Яшухина [259] дано описание демонстрационных приборов, показывающих изменение тона и цвета предметов под влиянием среды. Один из приборов, получивший название «воздушная перспектива», был разработан для демонстрации изменений, происходящих с цветом и светлотой предметов под влиянием удалённости. Другой прибор, - «цветовое единство», - использовался для показа изменений цвета предметов под воздействием освещения и рефлексной взаимосвязи. Кроме того, в этой диссертации можно встретить описания учебно-методических таблиц, показывающих закономерности влияния среды на окраску предметов.

В диссертации А.С. Рындина [211] описываются демонстрационные модели «уголок», «коробка» и «три плоскости», сконструированные для наглядного показа изменений предметного цвета в зависимости от освещения и характера рефлексной взаимосвязи. Кроме того, в экспериментальной части диссертации А.С. Рындина даётся описание упражнений, направленных на стимулирование аконстантного восприятия и развитие навыков передачи обусловленных цветов в живописи. Можно перечислить некоторые из предложенных заданий:

- две постановки разделяются перегородкой. Одна освещается искусственным, другая - естественным светом. Цель - развитие аконстантного видения цвета. Сходные варианты заданий можно встретить и у других авторов [113, с. 136];

- натюрморт в условиях дневного света, с теневой стороны освещенный электрической подсветкой. Цель упражнения - формирование аконстантного видения цвета, совершенствование навыков передачи теплохолодности в живописи. Аналогичные задания - этюды постановок, освещенных различающимися по спектральному составу источниками света, - описаны в ряде учебных пособий по живописи [23, с. 141], [14, с. 132].

- натюрморты, на примере которых наглядно демонстрируются особенности рефлексной взаимосвязи на предметах, (характер рефлексов в зависимости от цвета отражающей и принимающей отраженный свет поверхностей).

- задание, направленное на развитие навыков передачи пространственных изменений цветов, обусловленных их удаленностью от наблюдателя. Подобные задания - натюрморты с четко выраженными пространственными планами -упоминаются и в других работах [15, с. 149], [113, с. 138].

Много внимания процессу становления аконстантного восприятия на занятиях живописью уделено в диссертации А.А. Унковского [240]. В исследовании А.А. Унковского предложен ряд постановок, направленных на развитие аконстантного видения светлотных и цветовых качеств натуры. Так, например, одна из экспериментальных постановок А.А. Унковского представляла собой три одинаковых натюрморта, поставленных в ряд. Между натюрмортами располагались непрозрачные перегородки. Освещение было организовано так, чтобы на один натюрморт попадало наибольшее количество световых лучей, на другой - несколько меньше, а на третий - ещё меньше. Работа над всеми тремя натюрмортами велась одновременно на одном вытянутом по горизонтали формате. Перед учащимися ставилась задача передать изменения в общем тоне натюрмортов.

Другая постановка А.А. Унковского, направленная на стимулирование аконстантного восприятия светлоты, состояла из двух натюрмортов, также разделённых перегородкой. В натюрмортах использовались чёрный и белый сосуды одинаковой формы. Натюрморт с чёрным сосудом освещался довольно интенсивным светом, а натюрморт с белым сосудом находился в тени. Для того чтобы этюды получились убедительными, студентам нужно было белый сосуд писать более тёмными красками, чем чёрный на свету.

Кроме того, в работе А.А. Унковского описывается постановка, направленная на развитие аконстантного восприятия цвета. Холодные по цветовому оттенку предметы постановки освещались тёплым светом, а, в свою очередь, предметы имеющие теплую окраску, помещались в условия холодного освещения. Обучаемые наглядно убеждались, что в таких условиях теплые по цвету предметы следует писать более холодными оттенками, чем предметы с холодной окраской.

Помимо указанных методических разработок, в ряде диссертационных исследований дается описание упражнений, направленных на стимулирование аконстантного видения в условиях пленера. В качестве примера можно привести кандидатские диссертации А.А. Васильева [31], Н.Я. Маслова [155], А.С. Рындина [211], А.А. Унковского [240].

Таким образом, беглый обзор состояния вопроса показывает, что те или иные аспекты проблемы развития аконстантного восприятия не раз становились объектом внимания художников-педагогов и методистов. Однако в существующих диссертационных исследованиях и научных публикациях вопросы формирования аконстантного видения рассматриваются либо в довольно общем виде, либо анализируются лишь отдельные стороны проблемы. Анализ учебно-методической литературы и научных исследований убеждает в том, что ещё не все аспекты проблемы в достаточной степени разработаны как в теоретическом плане, так и в плане создания практических методик обучения живописной грамоте. В настоящее время нет ни одного диссертационного исследования, посвященного непосредственно проблеме развития аконстантного восприятия на занятиях живописью, что явно не соответствует её значимости. Помимо всего прочего, в существующих исследованиях, так или иначе касающихся данной проблемы, не нашла отражение специфика архитектурного образования. Таким образом, необходимость более глубокого теоретического осмысления проблемы развития аконстантного восприятия и существенная практическая потребность её решения дают право говорить о её актуальности.

Исходя из обозначенной проблемы была поставлена цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплексную методическую систему, способствующую активному развитию аконстантного восприятия и соответствующих практических навыков у обучающихся основам живописи в архитектурных вузах.

Объектом исследования выступает учебная деятельность студентов младших курсов Ростовской государственной академии архитектуры и искусства на занятиях живописью.

Предметом исследования являются научно-теоретические основы, содержание, формы, методы и средства развития аконстантного видения на начальном этапе обучения живописи в системе высшего архитектурного образования.

Гипотеза исследования: Успешное развитие аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи может быть обеспечено если:

- выдвигаемые педагогом теоретические установки, организация практических заданий и характер используемой наглядности в совокупности направлены на активизацию у студентов аконстантного видения;

- натурные постановки организовываются таким образом, чтобы, начиная с самых ранних этапов обучения живописи, систематически и последовательно заострять внимание студентов на изменениях цвета и светлоты изображаемых объектов под влиянием прямого и отраженного света;

- по ходу учебных занятий регулярно применяются разнообразные средства статической и динамической наглядности, демонстрирующие изменения характера светотени, рефлексной взаимосвязи на предметах и больших тонально-цветовых отношений под воздействием среды;

- на занятиях живописью активно используется принцип обучения действием, то есть демонстрацией практических приёмов решения изобразительных задач;

Задачи исследования: - на базе изучения данных психологической науки выявить факторы, способствующие эффективному развитию аконстантного видения на занятиях живописью;

- выявить характерные особенности изобразительной деятельности студентов на начальных этапах обучения живописи, проанализировать причины наиболее типичных учебных ошибок, связанных с недостаточным развитием аконстантного восприятия и наметить пути их преодоления;

- определить и научно обосновать наиболее эффективные сочетания форм, методов, методических приёмов и средств, способствующих активному развитию аконстантного видения в процессе обучения живописи;

- разработать и экспериментально проверить систему практических упражнений, способствующих эффективному развитию аконстантного восприятия на занятиях живописью в системе высшего архитектурного образования.

Методологической основой исследования являются научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области физиологии высшей нервной деятельности, психологии и психофизиологии зрительного восприятия, разработки в сфере общей дидактики, истории, теории и методики обучения живописи.

Характер поставленных в данной работе задач определил выбор основных методов исследования:

- анализ действующих учебных программ по живописи;

- наблюдение за работой обучаемых на занятиях живописью в условиях вузовской архитектурной подготовки, беседы со студентами, тестирование;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ результатов экспериментальной работы;

- изучение практического опыта обучения живописи в Ростовской государственной академии архитектуры и искусства (РААИ), на художественно-графическом факультете Ростовского государственного педагогического университета (ХГФ РГПУ) и в Ростовском государственном строительном университете (РГСУ).

Научная новизна исследования выражается в получении следующих результатов:

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена целостная методическая система развития аконстантного видения на занятиях живописью;

- дополнены существующие представления о психологических закономерностях константного и аконстантного восприятия;

- раскрыты новые аспекты организации натурных постановок для стимулирования аконстантного видения в процессе обучения живописи;

- уточнена дидактическая роль наглядности, выступающей в качестве одного из важнейших средств активизации аконстантного восприятия на занятиях живописью.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

В диссертации дано психолого-педагогическое обоснование принципиальной возможности активного развития аконстантного восприятия у широкого контингента обучающихся основам живописи и раскрыты конкретные методические пути формирования аконстантного видения на начальных этапах обучения живописи в системе высшего архитектурного образования. Результаты исследования позволили расширить существующие теоретические представления о закономерностях становления аконстантного восприятия в процессе обучения живописи. Содержащийся в диссертации фактический и теоретический материал может иметь значение для дальнейшей научной разработки различных вопросов методики преподавания живописи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментально проверенные методические разработки, описанные в диссертации, могут быть использованы в процессе обучения живописи в системе высшего архитектурного образования. Кроме того, поскольку задача активного развития аконстантного восприятия в условиях ограниченности учебного времени встаёт по ходу живописной подготовки широкого круга специальностей, требующих овладения основами изобразительной грамоты (учитель изобразительного искусства, художник декоративно-прикладного искусства, дизайнер, художник-модельер и др.), то думается, что результаты исследования могут послужить в качестве исходного материала для составления учебных программ и методических пособий по живописи для указанных специальностей.

Достоверность исследования обеспечена:

А) опорой на ведущие положения психологической, педагогической и методической литературы;

Б) строгим соблюдением требований, предъявляемых к организации и проведению педагогического исследования;

В) объективным анализом итогов эксперимента, сравнением с помощью выделенных критериев исходных и конечных данных, выявленных в ходе экспериментальной работы, репрезентативностью полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Данные, полученные в ходе исследования, периодически обсуждались на заседаниях кафедр изобразительного искусства РГПУ и РААИ. Материалы исследования неоднократно публиковались в научных журналах (Ростов-на-Дону, 2004; Москва, 2005), сборниках научных работ (Ростов-на-Дону, 2004 - 2005) и докладывались на межвузовских научных конференциях (Таганрог, 2004, 2005). Результаты исследования внедрены в практику на кафедрах изобразительного искусства РААИ и ХГФ РГПУ а также на кафедре архитектуры Ростовского государственного строительного университета (РГСУ).

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002 - 2003 гг.) проводился теоретический анализ проблемы исследования и осуществлялось изучение специальной литературы. Также на этом этапе выявлялся и анализировался наличный уровень теоретической и практической подготовки в области живописи студентов различных специальностей, обучающихся на младших курсах РААИ и ХГФ РГПУ.

На втором этапе (сентябрь 2003 г. - декабрь 2004 г.) был проведён обучающий эксперимент в РААИ, по результатам которого было отмечено положительное влияние экспериментальной методики на активизацию аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи. В то же время, полученные в ходе формирующего эксперимента данные показали необходимость дополнительной корректировки отдельных элементов предлагаемой методической системы.

В период с сентября 2004 по начало 2006 года (третий этап исследования) в РААИ проводился контрольный эксперимент и осуществлялось подведение итогов исследования. Результаты экспериментальной работы, проведенной за этот период, подтвердили действенность и воспроизводимость разработанной нами методической системы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Активизация аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи может быть обеспечена за счет выявления новых возможностей использования наглядных методов обучения. В проведенном исследовании это положение было реализовано, в частности, путем включения в учебный процесс разработанных нами демонстрационных опытов, а также за счет систематического применения на занятиях живописью разнообразных наглядных пособий, демонстрирующих влияние факторов среды (направление, интенсивность, спектральный состав прямого и отраженного света) на внешний облик предметов.

2. Натурные постановки следует организовывать так, чтобы постоянно заострять внимание студентов на необходимости передачи в изображении изменений цвета предметов под влиянием условий среды. Включение в учебный процесс упражнений, направленных на стимулирование аконстантного восприятия, должно носить регулярный характер, начиная с самых ранних этапов преподавания живописи.

3. Положительную роль в плане развития у обучаемых аконстантного видения и соответствующих практических навыков может сыграть включение в учебный процесс элементов проблемности, что может быть осуществлено путем специальной организации натурных постановок, а также при теоретическом объяснении материала, показе наглядных образцов и пр.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка литературы и приложения, включающего в себя таблицы, диаграммы, репродукции студенческих работ и прочий материал. Объем диссертации составляет 223 страницы в компьютерном наборе, основной текст изложен на 149 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Писаренко, Сергей Александрович

Заключение.

Процесс обучения живописи в высших и средних специальных учебных заведениях подразумевает переход от обыденных форм восприятия к восприятию, адекватному целям изобразительной деятельности, что предполагает в качестве одной из основных методических задач развитие аконстантного видения цвета и светлоты. Особенно важными для формирования аконстантности восприятия и соответствующих навыков выполнения изображений являются начальные этапы обучения, во многом предопределяющие уровень подготовки студентов к окончанию курса живописи.

Задача настройки зрения на точное и адекватное натуре аконстантное восприятие тонально-цветовых отношений в значительной степени противоположна целям повседневной жизненной практики, что обуславливает трудность перехода на новый уровень живописного видения у тех, кто только начинает приступать к освоению основ изобразительной грамоты. Перестройке восприятия неизбежно сопутствуют затруднения и ошибки у студентов, особенно у тех, кто имеет небогатый опыт довузовской живописной подготовки, в связи с чем лишний раз можно отметить сложность и противоречивость процесса познания окружающей действительности.

Вместе с тем, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что даже в случае невозможности отводить значительное количество академического времени на занятия живописью в силу специфики учебного заведения можно при определенных условиях создать предпосылки для активизации у студентов аконстантного восприятия и тем самым повысить общий уровень их живописной культуры.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы: 1) Константность и аконстантность восприятия не определяются лишь I врожденными особенностями человеческого организма. Эти свойства психики формируются в деятельности и являются продуктом социального опыта -отсюда следует вывод о принципиальной возможности создания условий для целенаправленного формирования аконстантного видения и соответствующих практических навыков у широкого контингента обучающихся основам живописи.

С первых учебных занятий необходимо целенаправленно настраивать студентов на восприятие разнообразных изменений, происходящих с окраской изображаемых предметов под влиянием направления, силы и спектрального состава освещения, рефлексной взаимосвязи и прочих факторов световой и цветовой среды. Успешное развитие аконстантного видения может быть осуществлено путем продуманного, научно обоснованного использования в учебном процессе разнообразных методов, методических приемов и средств обучения, в единстве направленных на совершенствование зрительного восприятия и стимулирование интеллектуальной активности обучающихся основам живописной грамоты. Целесообразность применения тех или иных дидактических методов, методических приемов и средств развития аконстантного видения в конкретной учебной ситуации определяется как объективными целями и условиями обучения живописи в данном учебном заведении, так и индивидуально-личностными особенностями преподавателя и студентов.

Одним из основных факторов, определяющих эффективность процесса формирования аконстантного восприятия, является систематическое использование средств наглядности на занятиях живописью, что предполагает применение специальных наглядных пособий, показывающих изменения тоновых и цветовых отношений в натуре под воздействием условий среды, и включение в учебный процесс различных демонстрационных опытов. Важной формой наглядного обучения, способствующей развитию у студентов аконстантного восприятия, является также показ педагогом практических приемов ведения работы над этюдом по ходу учебных занятий. Убедительно и зрелищно продемонстрированный наглядный показ выполняет кроме того важную мотивационную функцию, стимулируя интерес студентов к занятиям живописью.

Развитие аконстантного восприятия предполагает в качестве важнейшего условия продуманную организацию натурных постановок. Необходимо, чтобы постановки соответствовали дидактическим целям занятия и учебным возможностям студентов. Желательно, чтобы влияние световой и цветовой среды на предметные цвета проявлялось в постановках достаточно заметно даже для неопытного наблюдателя. Следует добиваться того, чтобы сам характер учебных натюрмортов побуждал студента не пассивно «списывать» натуру, но стимулировал мысль и эстетические чувства обучаемых, способствовал внимательному анализу тоновых и цветовых особенностей постановок, вдумчивому и серьезному отношению к работе. В этой связи представляется целесообразным организовывать постановки так, чтобы они содержали в себе элемент проблемности, акцентируя внимание студентов на задаче достижения в живописном изображении единства предметного цвета и среды. Важно, чтобы включение в учебный процесс «проблемных» постановок носило не эпизодический характер, а осуществлялось систематически, в течение длительного периода обучения.

Разработка проблемы настоящего исследования обусловлена потребностями педагогической практики и вытекает из всего хода развития теории и методики преподавания живописи. В диссертации предложен вариант целостной методической системы, включающей в себя цели, задачи и содержание практических заданий по живописи, методы, формы и средства формирования аконстантного восприятия, а также дидактические принципы, выступающие в качестве теоретической основы всей системы. Экспериментальная проверка подтвердила эффективность предлагаемых методических разработок - темпы роста показателей, свидетельствующих о степени развития аконстантного видения и соответствующих изобразительных умений и навыков у студентов, обучавшихся по экспериментальной методике, оказались существенно выше, чем в контрольных группах.

Феномен аконстантности восприятия рассмотрен в настоящей диссертации на примере начального этапа живописной подготовки будущих архитекторов и, в меньшей степени, студентов некоторых художественных специальностей. Это обстоятельство неизбежно наложило отпечаток на процесс и общие итоги проведенного исследования. Вместе с тем, думается, что его результаты могут иметь более широкое методическое значение, поскольку задача целенаправленного развития аконстантного видения в условиях ограниченности академического времени встает при подготовке весьма значительного числа профессий, требующих овладения основами живописной грамоты. Полученные в ходе исследования данные расширяют существующие представления о закономерностях формирования зрительного восприятия в процессе обучения живописи и создают основу для дальнейшего научного поиска в сфере теории и практики преподавания художественных дисциплин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Писаренко, Сергей Александрович, 2006 год

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М.: Мир, 1982.- 181 с.

2. Адамян О.А. Восприятие ахроматического цвета объектов // Психологический журнал 1991, т.10, №1 С. 124 132.

3. Адамян О.А., Руденко И.Л. Принципы образования отношений в процессах восприятия ахроматического цвета объектов.: Сб. научн. тр. / Принципы порождающего процесса восприятия / Отв. ред. А.И. Миракян. М.: Б. и., 1992. -223 с.

4. Акишиге И. Перцептивное пространство и закон сохранения перцептивной информации: Сб. научн. тр. / Восприятие пространства и времени / Отв. ред. Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Айрапетянц. Д.: Наука, 1969. С. 24 - 28.

5. Аксенов Ю.Г., Закин P.M., Зонненталь Е.М., Кригер Ф.М. Рисунок и живопись.- М.: Искусство, 1976. 142 с.

6. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1986.- 326 с.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. - 279 с.

8. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева М.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 335 с.

9. Арнхейм Р. Визуальное мышление.: Сб. переводов / Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Часть 2. / Отв. ред. В.П. Зинченко. Душанбе: Изд-во ТГУ, 1973. С. 8-98.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

11. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.

12. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. -240с.

13. Баранов С.П. Принципы обучения. М.: Изд-во МГПИ, 1975. - 92 с.

14. Беда Г.В. Живопись. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

15. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. -188с.16.19,2023

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.