Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Бельферруни Абдельхамид

  • Бельферруни Абдельхамид
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 198
Бельферруни Абдельхамид. Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2008. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бельферруни Абдельхамид

Введение.

Глава первая. Арабо-андалузское пение в алжирской музыкальной культуре и музыкальном образовании

§ 1. Основные этапы становления и развития арабо-андалузского пения.

§ 2. Арабо-андалузское пение как предмет освоения в классе вокала.

Глава вторая. Содержание и организация подготовки будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки

§ 1. Интегративная методика освоения арабо-андалузского пения

§ 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке интегративной методики освоения арабо-андалузского пения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения»

Актуальность исследования. Арабо-андалузская музыка — уникальное явление в мире арабской музыкальной культуры. Она привлекает к себе выдающихся мастеров пения и слушателей богатством музыкальной фантазии и образно-эмоциональной сферы, красочностью и неповторимостью ее интонационного строя, самобытным сплавом классической арабской поэзии и демократической разговорной речи.

В современной музыкальной культуре Алжира арабо-андалузская музыка является одной из важных составляющих, что свидетельствует о любви народа к своим музыкальным традициям, заботе об их сохранении и развитии. Вот почему включение этого пласта музыкальной культуры в содержание подготовки будущих профессиональных певцов приобретает в наши дни столь большое значение.

Вместе с тем введение ее в содержание вокальной подготовки будущих профессиональных певцов связано с большими трудностями. Причины их возникновения видятся в том, что:

• обучение арабо-андалузскому искусству пения традиционно осуществляется мастерами в этом виде музыкального творчества главным образом в устных традициях передачи музыкального опыта от учителя к ученику, от одного поколения к другому;

• запись арабо-андалузской музыки средствами нотолинейного письма не отвечает ее интонационной природе, поскольку не способна отразить своеобразие ее музыкального языка и характерную для нее импро-визационность;

• преподаватели вокала не имеют теоретически обоснованных методических рекомендаций по осуществлению педагогического руководства процессом освоения учащимися искусства арабо-андалузского пения.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью сохранения и развития в Алжире традиций арабо-андалузского пения, представляющего собой национальное богатство страны; во-вторых, — важностью приобщения к ней широких слоев населения, и, прежде всего, молодежи, в-третьих, — необеспеченностью преподавателей вокала необходимой учебно-методичёской литературой, раскрывающей содержание и организацию процесса подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени специальных исследований, ставящих своей целью рассмотрение проблемы подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки, не было. Имеются лишь немногочисленные работы, в которых в том или ином ракурсе получают раскрытие некоторые музыковедческие аспекты изучения арабо-андалузской музыки (М. Геттат, А. Сафти, Г. Фармер и др.), а также исполнительские проблемы арабо-андалузского пения (Б. Мугари). Отдельные педагогические аспекты подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки раскрываются в работах Д. Гази, Зирьяба, А. Хосина.

Отмеченное выше противоречие между практической потребностью в подготовке будущих профессиональных певцов к исполнению арабо-андалузской музыки и отсутствием теоретической и методической разработанности содержания и процесса его освоения учащимися обусловили выбор темы настоящего исследования.

Объект исследования — процесс подготовки будущих вокалистов в музыкальных учебных заведениях Алжира.

Предмет исследования — содержание и организация процесса освоения арабо-андалузского искусства пения будущими певцами в классе вокала.

Цель исследования — совершенствование профессиональной подготовки будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки в опоре на сложившиеся в процессе исторической эволюции традиционные для арабо-андалузской школы пения методики, а также на достижения европейской вокальной педагогики. Задачи исследования:

1. Охарактеризовать процесс становления и развития арабо-андалузского вокального искусства и школы пения в алжирской музыкальной культуре и музыкальном образовании;

2. Выявить специфику арабо-андалузской музыки, входящей в репертуар будущих певцов в классе вокала;

3. Изучить методики обучения арабо-андалузскому искусству пения, которыми руководствуются признанные мастера арабо-андалузского пения в передаче своего опыта будущим певцам;

4. Разработать и опытно-экспериментально проверить методику освоения арабо-андалузского пения будущими профессиональными певцами в музыкальных учебных заведениях Алжира.

Гипотеза исследования:

Подготовка учащихся к исполнению арабо-андалузской музыки в классе вокала становится более эффективной при использовании инте-гративной методики ее освоения, которая предполагает: сочетание исторически сложившихся традиционных для арабо-андалузской школы пения методик и адаптированных европейских технологий в виде специальных вокальных упражнений и приемов сольфеджи-рования, учитывающих интонационную природу арабо-андалузской музыки и искусства пения; изменения в соотношении традиционных и европейских методов и приемов обучения пению на разных этапах учебно-образовательного процесса в зависимости от осваиваемого музыкального материала и степени подготовленности того или иного певца к исполнению арабо-андалузской музыки.

Теоретико-методологическими основами исследования явились: музыковедческие исследования М. Гаида, М. Геттата, А. Даниелу, Зирьяба, Н. Карон, Б. Мугари, Д. Сафвата, А. Сафти, Г. Фармера, раскрывающие сущность и особенности арабо-андалузской музыки и арабо-андалузского искусства пения; интонационная теория Б.В. Асафьева; концепция Т.В. Чередниченко о четырех типах музыкального творчества; сравнительно-типологический анализ двух типов музыкального профессионализма (музыки Запада и Востока) в трудах Н.Г. Шахназаровой; стилевой подход к освоению музыкального искусства, оформившийся в работах Е.В. Назайкинского, JI.B. Кикнадзе, А.И. Николаевой и др.; теоретические основы академической постановки певческого голоса в трудах П. Виардо-Гарсиа; М. Гарсиа; Т.И. Глушаковой, Л.Б. Дмитриева, Ф. Ламперти, И. Маккиарелла, А.Г. Менабени, Р. Миллера, А. Мэй-кэби, Г.П. Стуловой и др.

База исследования — факультет музыки Высшего национального института музыки г. Алжира.

Методы исследования: изучение и анализ музыковедческой и музыкально-педагогический литературы по проблеме исследования; музыковедческий и музыкально-педагогический анализ образцов арабо-андалузского пения; изучение и обобщение опыта подготовки будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки, в традициях устно-профессионального творчества; метод наблюдения; педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно в период с 2001 по 2007 годы.

Первый этап (2001 г.) — ориентировочно-поисковый: определение проблемы исследования, разработка путей исследования, поиск источников, формулирование рабочей гипотезы, изучение и анализ специальной литературы, а также опыта преподавания арабо-андалузского искусства пения в музыкальных учебных заведениях Алжира; обобщение накопленного материала; определение базовых исходных положений для разработки интегративной методики освоения арабо-андалузской музыки в классе вокала.

Второй этап (2002-2005 гг.) — основной: теоретическая разработка интегративной методики освоения арабо-андалузской музыки и экспериментальная проверка целесообразности и эффективности её внедрения в профессиональную подготовку будущих певцов.

Третий этап (2006-2007 гг.) — завершающий: обобщение результатов проведенного исследования; уточнение выводов и рекомендации по подготовке будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки в профессиональных учебных заведениях Алжира, апробация и внедрение результатов исследования в теорию и практику профессионального музыкального образования.

Научная новизна исследования: определены основные этапы развития арабо-андалузского вокального искусства и школы пения; охарактеризован учебный репертуар в классе «Арабо-андалузское пение» с позиции интонационной теории Б.В. Асафьева, концепции Т.В. Чередниченко о четырех типах музыкального творчества, теории Н.Г. Шахназаровой о двух типах музыкального профессионализма; дана сравнительная характеристика репертуара трех школ арабо-андалузского пения: «западной», «центральной» и «восточной»; осуществлен стилевой подход к освоению арабо-андалузского искусства пения, основанный на взаимодополнении традиционных устно-профессиональных и адаптированных европейских вокальных методик.

Теоретическая значимость исследования: разработана периодизация процесса становления и развития арабо-андалузской музыки и искусства пения; изучен и обобщен опыт подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки, осуществляемый в традициях устно-профессионального типа музыкального творчества; доказана целесообразность и эффективность сочетания традиционных методов обучения и западноевропейских технологий; разработана интегративная методика освоения арабо-андалузского пения, определены ее структура и содержание.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для преподавателей вокала по определению содержания и организации процесса освоения учащимися арабо-андалузского пения. Материалы исследования могут быть использованы при изучении студентами процесса становления и развития арабо-андалузской музыки и школы пения как в музыкальных учебных заведениях Алжира, так и в других странах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В становлении и развитии арабо-андалузского вокального искусства есть основания выделить три основных этапа. Первый этап (с древнейших времен до IX века н.э.) — развитие арабского вокально-инструментального искусства и школы пения как предтечи и основы арабо-андалузского вокально-инструментального искусства и школы пения. Второй этап (IX — XII вв.) — становление арабо-андалузского пения как нового стилевого направления в арабском искусстве и Кордовской школы пения, сориентированной на его освоение. Третий этап (с XIII в. по настоящее время) — формирование трех региональных стилей арабо-андалузского пения и, соответственно, трех вокальных школ: «западной», «центральной» и «восточной».

2. Интеграция исторически сложившихся традиционных для арабо-андалузской музыки методик, отвечающих устно-профессиональному типу музыкального творчества, и адаптированных европейских технологий в виде специальных вокальных упражнений и приемов сольфеджирования, способна обеспечить оптимальный вариант подготовки певцов к исполнению арабо-андалузской музыки в классе вокала.

3. Интегративная методика освоения арабо-андалузского искусства пения предполагает последовательное поэтапное расширение содержания образования, начиная с освоения учащимися музыкальных образцов в жанре «инкляб» и наиболее простой в исполнительском отношении части нубы1 «Хлас» (1 этап), с последующим переходом к изучению более сложных частей нубы «Драдж», «Бтайхи», «Инсираф» (2 этап), и, далее, — к наиболее трудной части нубы — «Мсаддар» (3 этап). На каждом из этих этапов специальные вокальные упражнения и приемы сольфеджирования выстраиваются в соответствии с осваиваемым музыкальным материалом, с развитием музыкального слуха и певческого голоса ученика, его интонационно-слуховым и исполнительским опытом в сфере арабо-андалузской музыки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются многосторонним изучением проблемы, использованием методов, адекватных его цели и задачам. Обоснованность теоретических и практических выводов исследования подтверждена анализом широкого круга литературы, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной работой.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись в процессе работы автора в Высшем национальном институте музыки г. Алжира; в обсуждении материалов диссертации на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ; в публикациях автора и в его выступлениях на международных и региональных конференциях.

1 Нуба (мн. ч. - нубат) - вокально-инструментальная сюита, являющаяся классическим образцом арабо-андалузской музыки. В учебном репертуаре класса «Традиционное арабо-андалузское пение» занимает центральное место.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Бельферруни Абдельхамид

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что развитие арабо-андалузской школы пения шло в органической взаимосвязи с развитием арабской вокальной музыки и искусства пения. В процессе становления' и развития арабо-андалузского искусства пения выделяются три основных этапа. В самом общем виде они могут быть охарактеризованы следующим образом: первый этап (с древнейших времен до IX века н.э.) — зарождение и становление арабского вокально-инструментального искусства и школы пения как базы, на основе которой позднее происходит формирование арабо-андалузского вокально-инструментального искусства и школы пения; второй этап (IX — XIII вв.) — расцвет арабского вокально-инструментального искусства в мавританской Испании и его трансформация под влиянием испанской музыкальной культуры, в результате которой происходит становление и. i утверждение • арабо-андалузского вокально-инструментального искусства и арабо-андалузской школы пения; третий этап (с XIV столетия до наших дней) — утверждение и дальнейшее развитие арабо-андалузского пения и методики его преподавания в арабском мире, в том числе, на территории Алжира, связанное с формированием трех региональных стилей арабо-андалузского пения и, соответственно, вокальных школ: «западной школы» в Тлемсене и в Марокко, «центральной школы» в городах Алжир, Блида, Шершеле, Бейджайе, Мос-таганеме и «восточной школы» в Константине, в Тунисе и в Ливии.

Основополагающими ориентирами при выстраивании периодизации процесса становления и развития арабо-андалузского искусства пения выступали:

1. Преобразования в интонационном строе арабской музыки и, соответственно, искусства пения,, связанные с формированием в ходе их исторического развития новых стилевых направлений. Имеются в виду классичеекая арабо-андалузская музыка и искусство пения, становление которых происходит в средневековом искусстве, и их современные стилевые разновидности: «гарнати» в Тлемсене и в Марокко; «санаа», «андалузи», «али» в городах Алжир, Блида, Шершеле, Бейджайе, Мостаганеме; «малуф» в Константине, в Тунисе и в Ливии.

2. Преемственность в развитии арабского и арабо-андалузского вокального искусства. Такая преемственность проявляется, во-первых, в близости их образного и интонационного строя, базирующегося на ладах арабской музыки и характерных для нее метроритмических структурах; во-вторых, в канонически-импровизационном типе музыкального творчества; в-третьих, в передаче музыкально-исполнительского опыта от мастера к ученику в традициях устно-профессиональной вокальной школы.

3. Изменения мировоззренческих установок при переходе от язычества к исламу, в результате которых в арабском вокальном искусстве происходит обособление религиозно-духовного и светского направлений.

4. Интенсивные миграционные процессы в жизни арабского сообщества. Влияние этих процессов на становление арабо-андалузского искусства пения проявляется в последовательном смещении эпицентра в его развитии с Арабского Востока, где закладываются основы арабского вокально-инструментального искусства, в Мавританскую Испанию, где рождается новое стилевое направление — арабо-андалузское пение, и далее — в, продвижении этого нового, стилевого направления на северо-запад Афi риканского континента в страны Магриба.

5. Изменения в характере бытования арабо-андалузской музыки и искусства пения в арабском мире. Индикатором-таких изменений выступает общественный статус, который выражает отношение общества к данному пласту арабской музыки в тот или иной конкретно-исторический период и, соответственно, стимулирует или тормозит его развитие.

6. Нововведения в методике обучения арабо-андалузскому искусству пения, имеющие сущностный характер и оказывающие значительное влияние на изменение вектора ее развития.

К таким нововведениям могут быть отнесены:

• появление методических установок, сформировавшихся в творчестве признанных в арабском мире мастеров пения и перенимаемых их учениками и последователями как эталонных непосредственно в процессе обучения пению;

• письменная фиксация отдельных методических положений в трудах арабских мастеров пения;

• запись словесного текста, на основе которого певцами-импровизаторами создаются образцы арабо-андалузской музыки;

• обращение к европейской нотной записи и ее адаптация для фиксации образцов арабо-андалузской музыки;

• внедрение приемов сольфеджирования в практику обучения профессиональных певцов — будущих исполнителей арабо-андалузской музыки.

Изучение и обобщение опыта преподавания арабо-андалузского пения в Алжире мастерами в этом виде вокально-инструментального искусства — нашими современниками позволило раскрыть содержание и методику обучения арабо-андалузскому пению, осуществляемую в традициях устно-профессионального типа музыкального творчества.

Соотнесение результатов изучения педагогического опыта с данными музыковедческого и музыкально-педагогического анализа основных жанров арабо-андалузской музыки показало, что в содержании и методах обучения основополагающее значение имеют:

• выстраивание учебного материала от простого к сложному, принимая во внимание особенности его интонирования;

• обучение преимущественно на художественном материале, в котором представлены различные жанры арабо-андалузского пения;

• приоритетное значение вокального обучения по сравнению с вокально-инструментальным обучением (аккомпанированием своему пению на музыкальном инструменте);

• сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, отражающих специфику жанра нуба, в котором строго регламентировано чередование сольных и хоровых (унисонный хор) частей;

• уменьшение роли коллективных форм работы по мере повышения; 1 вокальной подготовки певцов и освоенного ими музыкального материала;

• устные методы и приемы передачи исполнительского опыта от мастера к ученикам.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время в практике обучения арабо-андалузскому пению все более явно прослеживаются интегра-тивные процессы, направленные на обогащение традиционной для устно-профессионального типа творчества методики отдельными элементами, почерпнутыми из западноевропейских вокальных школ. Теоретическое осмысление этих тенденций, а также собственного опыта педагогической деятельности и было положено в основу разработки нами качественно новой интегративной методики освоения арабо-андалузского искусства пения.

ВI этошметодике: сохранена: поэтапность, освоения7 арабо-андалузского. искусства пения, сформировавшаяся в процессе исторического развития арабо-андалузской школы пения. Вместе с тем на каждом из этих этапов предусмотрено сочетание традиционных для данной вокальной школы методик и адаптированных европейских технологий в виде:

1) комплекса специальных вокальных упражнений, направленных на развитие певческого голоса учащихся, а также на интонационно-слуховое и певческое освоение ими музыкальной стилистики арабо-андалузской музыки;

2) применение приемов сольфеджирования при разучивании нового музыкального материала и устных диктантов, основанных на материале арабо-андалузской музыки.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила целесообразность внедрения в педагогическую практику интегративной методики освоения арабо-андалузского пения и перспективность дальнейших поисков в сфере изучения возможностей взаимодополнения и взаимосопряжения традиционной для арабо-андалузского пения методики и европейских технологий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бельферруни Абдельхамид, 2008 год

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

2. Алкон Е.М. Музыкальное мышление, Востока и Запада — континуальное и дискретное: Исследование. — Владивосток: Владивостокский гос. ин-т искусства, 1999. 125 с.

3. Аммар Фарук Хасан. Ладовые принципы арабской народной музыки. М.: Советский композитор, 1984. -184 с.

4. Анализ вокальных произведений / Отв. ред. Коловский О.П. Л.: Музыка, 1988.-234 с.

5. Андреева В.А. История вокального искусства: Учеб. пособие для муз. вузов. — Самара: Изд-во Самарского гос. акад. культуры и искусств, 2002.-225 с.

6. Асафьев Б. {Игорь Глебов). Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания // Задачи и методы изучения искусств: Сб. статей. Пб., Государственное издательство, 1924.-С. 63-80.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: «Музыка», 1971. -376 с.

8. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методики. Ч. I. - М.: Государственное издательство, 1929.-247 с.

9. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. JL: Музыка, 1968. - 66 с.

10. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики / Общ. ред. Л.Б. Дмитриева Вып. 6. - М.: Музыка, 1982.-С. 6-22.

11. Башир Хадж Али. Возродить национальные традиции. Советская музыка, 1965, № 1. - С. 122-132.

12. Башир Хадж Али. Алжирская музыка сегодня // Музыка народов Азии и Африки / Сост. B.C. Виноградов. Вып. 2. - М.: Сов. композитор, 1973. - С. 402-416.

13. Беседа о мугаме. Баку, газета «Азербайджанский конгресс», № 7, 2005.

14. Брящева В.Н. Орнаментика // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — Т. 4. М.: «Советская Энциклопедия», 1978. - Стлб. 105-108.

15. Варламов А. Полная школа пения. М.: Государственное музыкальное издание, 1953. - 106 с.

16. Василъченко Е.В. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях: Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия: Автореф. дис. . д-ра культурологических наук. -М., 1997.-54 с.

17. Виноградова О.А. Арабская музыка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 1. - М.: «Советская Энциклопедия», 1973. -Стлб. 183-191.

18. Второй Международный музыковедческий симпозиум «Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность»: Самарканд, 1983. М.: Советский композитор, 1987. -327 с.

19. Гарсиа-сын М. Школа пения. М.; Государственное музыкальное издательство, 1956. -127 с.

20. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. M.-JL: Музгиз, 1951. 11с.

21. Глушакова Т.Н. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982.-16 с.

22. Глушакова Т.И. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре: Дис. . канд. пед. наук. М., 1982.-176 с.

23. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М.: Музгиз, 1963.-87 с.

24. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1. - Ч. 1. - М. - JL: Государственное музыкальное издательство, 1941.-С. 163-168.

25. Грубер Р.И. Музыкальная культура арабов // Груббер Р.И. Всеобщая история музыки. — Ч. 1. М:: Музыка, 1965. - С. 141-158.

26. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. -М.: Наука, 1981.-368 с:

27. Давыдова В., Мчелидзе Д. Певческое дыхание и некоторые советы по постановке голоса. Тбилиси: Литература, 1966. - 68 с.

28. Данова И.В. Особенности вокально-теоретических представлений и методы преподавания современных итальянских педагогов (на материале посещения преподавания классов Венецианской и Миланской консерватории) // Музыкальное образование в контексте культуры.$

29. Академическое сольное пение: Материалы научно-практической конференции/Ред.-сост. М.С. Агин. -М., 1996. — С. 39-41.

30. Даукеева С.Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002.-352 с.

31. Денисов Э.В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействия // Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986.-С. 112-136.

32. Дэ/сердимапиева Г.М. Музыкальное искусство Алжира // Педагогическое образование и наука, М., 2007 г., № 2. С. 30-31.

33. Дэ/сумаев А.Б. Вопросы музыкальной эстетики в трудах ученых Среднего Востока ГХ-ХП веков: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Ташкент, 1981. 23 с.

34. Дмитриев Л.Б. Об интуитивной и сознательном в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Ред. и сост. А.С. Яковлева. Вып. 7. -М.: Музыка, 1984. - С. 135-155.

35. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. -368 с.

36. Дмитриев Л.Б. Подготовка певцов в Италии для оперной сцены // Вопросы вокальной, педагогики: Сб. статей / Общ. ред. Л.Б. Дмитриева. Вып. 6. - М.: Музыка, 1982. - С. 100-122.

37. Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о дыхании в пении // Труды Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных / Сост. Л.Б. Дмитриев. Вып. IX. - Вокальная кафедра. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1970. - С. 51-63.

38. Доманго П. Мои первые сорок лет / Пер. с англ., предисловие А. Ларина. М.: Радуга, 1989. - 304 с.

39. Дюпре Ж. Искусство пения. М.: Музгиз, 1955. - 285 с.

40. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы / Под. общ. ред. Жинкина Н.И. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.-171 с.

41. Еолян И.Р. Традиционная музыка Арабского Востока. М.: Музыка, 1990.-238 с.

42. Завадовский Ю.Н. Алжирская музыка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.1. - М.: «Советская Энциклопедия», 1973. -Стлб. 103-105. .

43. Земцовский И.И. Апология слуха. Музыкальная академия, 2002 год, №1.-С. 1-12.

44. История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V международной научно-практической. конференции 1-2 декабря 1999 года / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин, В.Г. Агафонников, Е.В. Николаева. -М.: Прометей, 1999. 397 с.

45. Кикнадзе Л.В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI XVIII веков: Автореф. дисканд. пед. наук. - М., 1982. - 16 с.

46. Кочнева #., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка, 1988. -68 с.

47. Крунтяева Т.С. Словарь иностранных музыкальных терминов. М.: Музыка, 2004. - 182 с.

48. Кузнецов К.А. Арабская музыка // Очерки по истории и теории музыки: Сб. исследований и материалов. Т. 2. - Л.: Музгиз, 1940. -С. 265-280.

49. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодиче-ской культуры. Л.: Музгиз, 1958. - 628 с.

50. Лазарев Б.Н. Педагогические условия подготовки студентов музыкальных факультетов к восприятию авангардной музыки.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Пенза, 2003.-20 с.

51. Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям. -5 изд-е. М.; Пг.: Государственное издание, 1923. — 67 с.

52. Лаури-Волъпи Дж. Вокальные параллели / Перевод с итал. -Л.: Музыка, 1972. 303 с.

53. Леви-Провансаль Э., Арабская культура в Испании. М.: Наука, 1967.-96 с.

54. Масленникова И.И. О современной русской вокальной школе // Вопросы вокальной педагогики / Сост. и общ. ред. В.Л. Чаплина. -Вып. IV. М.: Музыка, 1969. - С. 57-71.

55. Матякубов О. Эль-Фараби об основах музыки Востока. Ташкент, 1986.

56. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 265 с.

57. Менабени А.Г. Вокальные навыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. Сб. научн. трудов / ред. колл: В.Л. Живов, Л.В. Кикнадзе, М.П. Сорокина. М.: МГПИ им. В .И. Ленина, 1985. - С. 74-79.ф

58. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1987.-95 с.

59. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. М.: Прометей, 1995. - 30 с.

60. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

61. Мигай С.И. Дыхание в пении // Вопросы вокальной подготовки / Сост. и общ. ред. B.JI. Чаплина. Вып. IV. - М.: Музыка. 1969. - С. 163-179.

62. Михашов Д. К. Современные проблемы развития музыкальной культуры стран Азии и Африки: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. -М., 1981.-28 с.

63. Михайлов Дж. Современные проблемы развития музыкальной культуры стран Азии и Африки: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. -М., 1981.-28 с.

64. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. Л.: Музыка, 1981. -264 с.

65. My гари Б. Музыкальная культура Алжира и проблемы исполнительского искусства: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М, 1993.-30 с.

66. Мугари Б. Музыкальная культура Алжира и проблемы исполнительского искусства: Дис . канд. искусствоведения. М, 1993. -197 с.

67. Музыка в терминах: Словарь / Сост. И. и М. Мэлисаполис. М.: Музыка, 1995.-112 с.

68. Музыка народов Азии и Африки / Сост. и ред. B.C. Виноградова. -Вып. 1. — М.: Советский композитор, 1969.

69. Музыка народов Азии и Африки / Сост. B.C. Виноградов. Вып. 2. -М.: Советский композитор, 1973. - 422 с.

70. Музыкальные традиции стран Азии и Африки: Сборник научных трудов / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского / Отв. ред. Т.Э. Цытович. М., МГК, 1986. - 147 с.

71. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ. JT.O. Акопяна. М.: Практика, 2001. - 1094 с.

72. Назайкинский Е.В. Искусство и наука в деятельности музыковеда // Музыкальное искусство и наука / Сост. Назайкинский Е.В. — М.: Музыка, 1993.-С. 3-16.

73. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2002. 250 с.

74. Назаренко И.К. Искусство пения. М.:'Музыка, 1968. - 622 с.

75. Назаров А.Ф. «Книга песен» аль-Исфахани в аспекте межрегиональных музыкально-транскультуративных процессов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ташкент, 1984. - 23 с.

76. Назаров Н.В. Вопросы периодизации в деятельности исследователя истории педагогики (методологический аспект). Орск, Изд-во Ор-ского пединститута, 1995. - 85 с.

77. Национальные вокальные школы России: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / Ред-сост. М.С. Агин. М., 1996. - 37 с.

78. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. Монография. М.: Mill У, 2003. - 252 с.

79. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Исследование. — М.: «Прометей», 2002. 346 с.

80. Николаева Е.В. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодежных хоровых коллективах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 15 с.

81. Николаева Е.В. Методика работы над произведениями современной музыки в самодеятельном академическом хоре. — М.: Всесоюзный научно-методический центр, народного творчества и культурно-просветительной работы, 1979. 76 с. '

82. Орлов Г.А. Древо музыки. Вашингтон - СПб.: Fragen Н.А. & Со. «Советский композитор», 1992. - 408'с.

83. Павлищева О.П. Методика постановки голоса. -M.-JL: Музыка, 1964. -124 с.

84. Панофка Г. Искусство пения: Теория и практика для всех голосов. Соч. 81 / Перевод с итал. Р.Н.Арской. Под общ. ред. Е.Н. Артемьевой. М.: Музыка, 1968. - 214 с.

85. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. М.: Издательский центр «Владос», 2001. - 400 с.

86. Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1994.-17 с.

87. Плужников К. Механика пения: Принципы постановки голоса: -СПб.: «Композитор * Санкт-Петербург», 2004. 88 с.

88. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки / Отв. Ред. И.Ф. Муриан. М.: Наука, 1973 .-254 с.

89. Проблемы стиля в народной музыке: Сб. научн. трудов / Моск. гос. коне. им. П.И. Чайковского. Сост. О.В. Гордиенко. М., 1986. - 157 с.

90. Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки: Сб. науч. трудов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. М., 1990. - 224 с.

91. Профессиональная музыка устной i традиции Ближнего, Среднего Востока и современность. Международный музыковедческий симпозиум. Самарканд, 1978: Сборник материалов. Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1981.-312 с.

92. Раджабов И.Р. Макомы: Автореф. дис. . докт. искусствоведения. Ташкент-Ереван, 1970. - 216 с.99. . Раджабов П.Р., Сагадеев А.В. Ближний и Средний Восток // Музыкальная, эстетика стран Востока./ Общ. ред; В.П. Шестакова. Mi: Музыка, 1967.-С. 245-329.

93. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141 с.101 .Русанова О.В. Арабская музыка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: «Советская Энциклопедия», 1990.-С. 35-36.

94. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Сост., вступит. ст. М.Б. Иванова. М.: Моск. рабочий, 1989. — 384 с.

95. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование. М.: Советский композитор, 1983.-152 с.

96. Шумовскш ТА. По следам Синдбада-морехода. Океанская Аравия. -М.: Мысль, 1986.- 187 с.

97. Эль Сайд Мохамед Авад Хавас. Современная арабская народная песня: Автореф. . канд. искусствоведения. М., 1968. - 22 с.

98. Эльснер Юрген. Западно-Восточные связи классической алжирской музыки // Традиции музыкальных культур народов Ближнего и Среднего Востока и современность. М.: Советский композитор, 1987. -С. 68-74.

99. Русанова О.В. Магриба музыка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: «Советская Энциклопедия», 1990.-С. 317.

100. Руффо Т. Парабола моей жизни. M.-JL: Музыка, 1966. - 433 с.

101. Сапонов М.А. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западно-европейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982. - 77 с.

102. Сапонов М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. -М.: Классика- XXI, 2004. 400 с.

103. Сафонова В.И. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодежи в процессе хоровых занятий: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1988. 16 с.

104. Старобинский СЛ. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: ОМЦ СЗУО, 1999. - 60 с.

105. Стулова ГЛ. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М:: Классик Стиль, 2006. -152 с.

106. Стулова ГЛ. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 176 с.

107. Тагмизян Н. Об изучении методов импровизации в профессиональном музыкальном искусстве устной традиции Востока // Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. — Ташкент: Укитувчи, 1978. С. 80-92.

108. Тимохин В.В. Выдающиеся итальянские певцы. М.: Музыка, 1962. -176 с.

109. Тума Х.Х. Введение в арабскую музыку // Музыка народов Азии и Африки / Сост. B.C. Виноградов. Вып. 4. - М.: «Советский композитор», 1984.-С. 284-301.

110. Тума XX. Об арабской музыке // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность: Второй международный симпозиум. Самарканд, 1983. -М.: Советский композитор, 1987.-С. 77-85.

111. Усачева О.В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе (на материале вузовской подготовки учителя музыки): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2006. - 20 с.

112. Хакимова АХ. Профессиональное вокальное музицирование в Центральной Азии: (Древние века, средние века) Ташкент: Укитувчи, 1997.-76 с.

113. Харлап МТ. Ритм и метр в музыке устногй традиции. М.: Музыка, 1986.-102 с.

114. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. СПб.: «Лань», 2000. - 320 с.

115. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. Спб.: Алтея;2001. - 319 с.

116. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1. Долгопрудный: «Аллегро-пресс», 1994.-215 с.

117. Ямполъский KM. Импровизация // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 2. - М.: «Советская Энциклопедия», 1974. -Стлб. 508-509.

118. Abu al-Faraj al-Isfahant. Kitab al-aghani al-KabTr (Le grand livre des chants). 20 vol. - Beyrouth, 1970.

119. Alain (Emile Chartier ). 20 le<?ons sur les beaux arts. Paris: Ed. Gallimart, 1931.

120. Al-Farabi АЬй Nagr. Kitab al-musiqi al-kabir (Grand traite de la musique) I I Erlanger R.d'. La musique arabe. Т. I—II. - Paaris< 1930-1935.

121. Al-Hassan Ibn AhmadIbn Ali Al-Katib. La prefection des connaissances musicales. Paris: Ed. Paul Geuthner, 1972.

122. Ancelle Y. Lorin M.: Methode de chant. - Grenoble: Ed. Deshairs Musique, 1952.

123. Arendt H. La crise de la culture. Paris: Ed. Gaillimart, 1972.lAQ.Barthes R. L'aventure'semiologique. Paris: Ed. Seuil, 1985.141 .Belhalfaoui M. La poesie arabe maghrebine d'expression populaire. -Paris: Ed. Francis Maspero, 1973.

124. Bouali S. A. Petite introduction a la musique classique Maghrebine. -Algerie: Ed. SNED, 1968.

125. Bouzar- Kasbadji N. L'emergence artistique au XX siecle. Alger: Office des pull, univ., 1988. - 215 p.

126. Carelli B. L'arte del canto, metodo teoretico-practico di Beniamino Carelli. -Milano: Ricordi, 1898.

127. Caron N. et Sajvatc D. «Iran» in Les traditions musiralcs. Paris: Ed. Gaillimart, 1966.

128. Christianowitsch A. Esquisse historique de la musique arabe aux temps anciens avec dessins d'instruments et quarante melodies notees et har-monisees. Cologne, 1863.r

129. Collanguettes X.M. Etudes sur la musique arabe. Paris: Jornal asi-atique. Ser. 10, vol. 4 (1904); Ser 10, vol. 8. - 1906.

130. Contribution of voice, research to singing / Ed be John Large. Houston: College-hill press, cop., 1980.

131. Danielou A. «Inde duNord» Less traditions musicales. Paris: Ed. Seuil, 1972.

132. Defosse E. Technique vocale. Paris: Ed. Masson, 1986.151 .Deliege C. Inventions musicales et ideologies. Paris: Ed. Bourjois, 1986.

133. Dictionnaire de la musique. Bordas: Publication Marc Honneger, 1979.

134. Dictionnaire des oevres de l'art vocal1/ Publ. sous la direction de mare Honegger et Paul Pre'vost. Paris: Bordas, 1991-1992.

135. Dinville C. La voix chantee. Paris: Ed. Masson, 1989.

136. Dottin G. La chanson franfaise de la renaissance. — Paris: Presse uni-versitaires, 1984.

137. El Hilou S. El musika el-nadharia Ed: Beyrout, 1972.

138. Erlanger R d\ La musique arabe. T. 5. - Paris: Ed. Paul Geuthner,1949.

139. Erlanger R. d' El-Farabi: La musique arabe, grand traite de la musique. Т. I. - livre 1 et 2. - Paris: Ed. Paul Geuthner, 1930.

140. Erlanger R. d' El-Farabi: La musiqiie arabe, livre III du kitabu 1 -musiqi Al-kabir. — T. 2 Paris: Ed. Paul Geuthner, 1935.160 .Farmer H.G. A History of Arabian music to the Xlllth century. London, 1929.

141. Farmer H.G. Oriental stadies mainly musical theory. — N.Y.: Doubleday, cop., 1953.

142. Farmer H.G. The Arabian Influence on Musical Theory. London, Journal of the Royal Asiatic Society, 1925, part I.

143. Farmer H.G. The Music in the Middle Ages. New York, 1940.

144. Farmer H.G. The Sources of Arabian Music: an Annotated Bibliography of Arabic Manuscripts // Records of the Glasgow Bibliographiical Society, XIII. Glasgow, 1939.

145. Francastel P. Etude de sociologie de l'art. Paris: Ed. Denoel-Gonthier, 1970.

146. Gaid M. L'Alg6rie sous les Turcs. Alger: Ed. Mimouni, 1971.

147. Garcia M. Memoires sur la voix humaine. — Paris, 1840.

148. Garcia M. Trattato complete dell' arte del canto. Milan: Ricordi, 1955.

149. Garde E. La voix, «que sais-je?». Paris: presse universitaire de France, 1970.

150. Ghazi ВТ Etude pedagogique et didactique sur le patrimoine musical arabo-andalou «la nuba de l'ecole d'Alger», dis. de magistere. Alger: Presses universitaires d'Alger, 1995.

151. Ghoulam A. Min thourat el musika el djazairia. Alger: Ed. Universitaire, 1988.

152. Guettat M. La musique classique du Maghreb. Paris: Sindbad, cop., 1980.ll3.Hines J. Great singers on great singing / Jerom Hines/ Garden City (N.Y.): Doubleday, cop., 1982.

153. HA.Hocine A. Derives des modes dans la musique arabe. Alger: Presses universitaires d1 Alger, 1986.

154. Hocine A. Guide des modes arabes et exercices vocaux. — Alger: Presses universitaires d'Alger, 1985.

155. Ingarden R. La pensee musicale. Paris: Ed. Christian Bourgois, 1989.m.Jacobson R. Musicologie et linguistique, dans «musique en jeu». -Paris: Ed. Seuil, 1932.

156. Jargy S. La musique arabe. 3 ed. mise a jour. - Paris: Presses univ. de France, 1988.

157. Khedda M. Element pour un art nouveau. Alger: Ed. ENAP, 1972.

158. Kodaly Z. Quelques aspects de la methode. Budapest: Ed. Korvina, 1976.181 .Kremer J-F. Les formes symboliques de la musique. — Paris: Ed. Klincksieck, 1984.

159. Kristeva J. Semiologie, Ethnomusicologie esthetique, dans «musique en jeu». Paris: Ed. Seuil, 1977.

160. La musique arabe: I. anonyme, II. Al- ladiq. Paris: Ed. Paul Geuth-ner, 1939.

161. La musique arabe: I. As Sarafiyya, II. Kitab Al-adwar. - Paris: Ed. Paul Geuthner, 1938. j

162. La musique arabe: ses instruments, ses chants. V. 1—3. - Tunis, 1905.

163. Lamperti F. Guidaoteorico-practico-elementare per lo studio del canto. Milano (s.a.)

164. Lorin I. Metod de chant. Grenoble: Ed. Desher-Musique, 1905.

165. Lortat-J. B. L'improvisation dans les musiques de tradition orale / Ouvrage collectif. Paris: Ed. SELAF, 1987.

166. Lortat-J. B. Musique et f<6tes au Haut-Atlas. Paris: Ed. Mouton, 1980.

167. Macchiarella I. Voix d'ltalie. Paris: Ed. cite de la musique 1999.

168. Machabey A. Le Bel-canto, Larousse. Paris Ed. Mouton, 1980.

169. Mahdi S. La Musique Arabe. Paris, Ed. l'Harmattan, 1972.

170. MaroufN. Le chant arabo-andalou. - Paris: Ed. rHarmattan, 1972.

171. Menad O. Les grands maitres algeriens du Cha'bi et du Hawzi. -Paris: Ed. El-ouns, 1996.

172. Miller R. La structure du chant. Paris: Ed. ipmc, 1990.

173. Molino J. Fait musical et semiologie de la musique. Paris: Ed. L'Harmattan, 1997.

174. Nattiez J-J. Fondement d'une semiologie de la musique (union generate d'etudiants) Paris: Seuil, 1975.

175. Nykl A.R. Hispano-arabic poetry and its relations with the old provencal troubadours. Baltimore, 1946.

176. Porcher L. L'education esthetique: Luxe ou necessite. — Paris: Armand Colin, 1973.

177. Ribiere Raverlat J. Un chemin pedagogique en passant par les chansons. - Paris: Ed. Alphonse Leduc, 1950.201 .Rouanet J., Yatil E. Repertoire de musique arabe et maure, notation moderne. Alger, Ed. SNED, 1905.

178. RmvetN. Langage, musique, poesie. Paris: Seuil, 1972.203 .Safir al-Boudali. La musique arabe an Algerie. — Documenta algeriens, Arts 36 (VI 1949).

179. SaftiA. Etude sur la musique algerienne. Alger: Ed. SNL, 1988.

180. Salah el Mahdi'. La musique arabe. Paris: Ed. Leduc, 1983.

181. Salvador-Daniel F. La musique arabe, ses rapports avec la musique grecque et le chant gregorien. Alger: Ed. SNED, 1863.

182. Salvador-Daniel F. The Music and Musical Instruments of the Arab with introduction on how to appreciate Arab Music (edited with notes, memoirs, bibliography and musical examples by H.G. Farmer). London, 1915.

183. Salvator-Daniel F. Musique et instruments de musique du Maghreb. — Paris: Ed. La boite a documents, 1986.

184. Sawd G. D. Music performance practice in the early Abbasid era 132320 AH / 750 -932 AD / By George Dimitri Sawa. XVI. - Toronto: Pontifica / inst. of mediaeval studies., cop., 1989.

185. Shilon A. Techniques of scholarship in medieval Arabic treaties // Music theory and its sources Antiquity and the Middle Ages. - Indiana: Ed. A. Barbera, 1990.

186. Sid Ahmed Serri. Recueil des poemes des noubates de la musique «9ап'а». Alger: Ed. SNED, 1997.

187. The New Grove' Dictionary of Music and Musicans. Vol.9. Z., 1981.

188. Traditions musicales algeriennes. T.l. Ministere de la culture et du tourisme. ALGER. D'apres Elmoudjahid (journal) du 29.11.1981.

189. Vecchione B. Interface. N.-Y.: Ed. Journal of new music Research, 1992.

190. Vecchione B. Les modeles dans l'art. Strasbourg: Ed. Presse univer-sitaire de Strasbourg, 1997.

191. Yelles D. Mokrane H. Al-Muwashahat wa-l-azjal. - Alger: SNED, 1975.

192. Viardot-Garcia M.P. L'ecole classique du chant. Paris: Seuil, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.