Развитие архитектуры интерьеров кузнечных цехов на уральских заводах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.04, кандидат архитектуры Владимирский, Юрий Анатольевич

  • Владимирский, Юрий Анатольевич
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 1974, Свердловск
  • Специальность ВАК РФ18.00.04
  • Количество страниц 255
Владимирский, Юрий Анатольевич. Развитие архитектуры интерьеров кузнечных цехов на уральских заводах: дис. кандидат архитектуры: 18.00.04 - Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов. Свердловск. 1974. 255 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Владимирский, Юрий Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ

I глава. РАЗМЕЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В ИНТЕРЬЕРАХ КУЗНЕЧНЫХ ЦЕХОВ НА УРАЛЬСКИХ ЗАВОДАХ

§ X. Компоновка постоянного и временного технологического оборудования и обслуживающих устройств

§ 2. Художественная форма технологического оборудования как элемент интерьера кузницы

§ 3. Определяющее значение функциональных характеристик рабочих мест в архитектурной планировке интерьеров кузнечных цехов

П глава. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ИНТЕРЬЕРОВ В КУЗНЕЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ НА УРАЛЕ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИЗМЕНЕНИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ПРОЦЕССЕ ТОО

§ I. Уштерьеры кузнечных цехов при феодальном способе производства

§ 2. Эволюция интерьеров в кузнечном производстве при капитализме

§ 3. Развитие интерьеров кузнечных цехов в период социалистической индустриализации

В! глава, АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРШРОВ КУШЕЧНЫХ ЦШВ НА УРАЛЬ

СКИХ ЗАВОДАХ

§ I, Интерьеры кузнечных цехов в зданиях с несущими деревянными конструкциями и висячими системами покрытий.

§ 2, Интерьеры кузнечных цехов в зданиях с несущими каменными стенами и висячими системами покрытий

§ 3. Архитектурно-конструктивные особенности интерьеров кузнечных цехов в зданиях с каркасами из металла и железобетона

ХУ глава. РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АРХИТЕКТУРЫ ИНТЕРЬЕРОВ КУЗНЕЧНЫХ ЦЕХОВ НА УРАЛЬСКИХ ЗАВОДАХ

§ I. Прогрессивные направления в архитектуре интерьеров и использование их при строительстве и реконструкции кузнечных цехов .179 ✓

§ 2, Внедрение предложений по совершенствованию архитектуры интерьеров при реконструкции кузнечных цехов на ряде заводов Среднего Урала.,.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов», 18.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие архитектуры интерьеров кузнечных цехов на уральских заводах»

Коренные качественные изменения, наметившиеся в области реконструкции и нового строительства проныл ленных предприятий тяжелой индустрии в связанные с совершенствованием производственной среды, повышением культуры производства и производительности труда на научной основе, значительно повысили практический интерес к эстетической организации внутреннего пространства цехов.

Всемерное оздоровление и облегчение условий труда -одна из важнейших задач подъема народного благосостояния А/. Одним из направлений претворения в жизнь этого требования Программы КПСС является создание для труженика социалистического предприятия оптимальных психофизиологических условий, а также благоприятной эстетической среды на производстве.

В наше время функциональные возможности человека значительно расширяются благодаря развитию техники, однако всевозрастающая сложность техники подчас затрудняет ее использование. Это явление породило проблему "человек и машина". Возникла задача постоянного согласования конструкций машин с рабочими характеристиками человека, с его возможностями.

Поскольку существенным фактором, от которого зависит успех работы человеха, является также эстетическая среда, решение проблемы "человек-машина" потребовало объединенных усилий и тех, кто конструирует и эксплуатирует машины, и тех, кто создает для человека оптимальную внутреннюю архитектурную среду, или производственный интерьер в широком смысле этого слова.

Проблема повышения эстетических качеств промышленной архитектуры (в тон числе интерьеров) в современных условиях перешла из области теории в сферу практики. Эстетическая вреда приобрела статуе экономического фактора, поскольку выяснилось ее влияние на роет производительности труда и совершенствование производствам

Современные достижения в области техники неизбежно увлажняют условия, в которых приходится работать человеку» поэтому задача создания удобств в производственной среде каеа-етоя как совершенствования машин, так и совершенствования производственных интерьеров. Параметры производственной среды должны удовлетворять санитарно-гигиеническим, психофизиологическим и эстетическим требованиям. Только при этом условии можно рассчитывать на высокую эффективность труда человека .

Bee увеличивающееся насыщение современных цехов машинами , технологическими приспособлениями и аппаратурой создает резкую грань между культурой производства в прошлом и в настоящее время. В современной высокоорганизованной промышленности в нашей стране так называемый "человеческий фактор" проявляется в новом аспекте: человек, его потребности, интересы, здоровье находятоя в центре внимания при научней организации труда и производства.

Оптимизация условий труда и улучшение эстетики производ етва путем реконструкции внутренних пространств действующих цехов веегда елэжнее и значительно дороже, чем создание этих у ода вий завов». ft ©этому аейчас на создание наилучшего психофизиологического климата и повышение эотетичевксго уровня производства обращается особое взимание уже при проектировании новых объектов.

Анализ существующей системы проектирования производя?« венных объектов в такой плане показывает, что нового, более вноокого уровня в этой работе можно достичь, лишь привлекая к ней, наряду е архитекторами и инженерами, таких специалистов , как художник-конструктор, социолог, эргономист. Умел»е творческое объединение их усилий (причем с начальных фаз проектирования) позволит комплексно реиать вопросы организации всей внутренней средн.

Понятием "производственный интерьер" (внутреннее прост* ранет во) обозначается целый комплекс взаимосвязанных между собой материально-вещественных элементов (конфигурация помещения, расположение в нем основных и вспомогательных видов технологического оборудования, размеры, формы, цветовое решение архитектурно-конструктивных деталей помещения и оборудования и т .п.)» которые в совокупности с микроклиматическими условиями создают комфортную психофизиологическую и эстетическую среду для трудовой деятельности человека.

Одним из ведущих элементов интерьера является его архитектурная композиция, которая определяется прежде всего технологическим процессом, а также тектоникой архитектурно-конструктивной структуры зданий.

Развитие интерьера зависит от существующего общественно-экономического строя, уровня науки и техники, политических и социологических факторов, традиций, моды, художественного вкуса определенной эпохи /27/.

На основе директив XXIУ съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства ССОР на 1971-1975 годы в настоящее время на уральских заводах полным ходом идет реконструкция о учетом требований технического прогресса /В/. Огромные преобразования произошли за последнее время на таких заводах-гигантах, как Уралмаш, Уралхиммая, Уралвагонзавод, Нижнетагильский металлургический завод А27/. На всех этих заводах в настоящее вреия развернулась работа по эстетической организации производственной среды.

В этой работе особого внимания заслуживает кузнечное производство - один из самых характерных для уральских заводов видов производственной деятельности, являющийся в то же время наиболее тяжелым, поскольку с вин связаны особые микроклиматические условия, а также больше физические и психологические нагрузки. Проектирование интерьеров для такого производства, т.е. создание более гигиеничных условий труда, которые, как пивал В Л. Ленин, "избавят миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи и ускорят превращение грязных, отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории" А/, - требует решения целого комплекса самых разнообразных вопросов технического, гигиенического и эстетического порядка •

Многие помещения кузнечных цехов на уральских заводах имеет еще недостаточно высокие технико-эстетические условия работы. Около половины несчастных случаев, ведущих к потере трудоспособности, вызвано неудовлетворительным еостоянием внутреннего пространства цехов /92/. В связи с этим, архитектурный облик интерьеров, их гармонично решенная обьенно-пространвтвенная композиция приобретают особую значимость в цехах кузнечного производства. Это обстоятельство и определило выбор теин диссертационной работы: развитие архитектуры интерьеров кузнечных, кузнечно-преосовых, игамповочных и других цехов о кузнечным характером производства (котельных, ко-тельно-еварочных, металлоконструкций и др») на уральских заводах *

Проблема промышленного интерьера,- пиает проф. Н«С .Алферов,- это наименее разработанная, но очень важная проблема настоящего и будущего нашей архитектуры.*. Архитекторы прошлого времени доказали возможность и необходимое» придания эстетически приемлемой формы не только ограждающим конструкциям производственных помещений« но инженерно-етро ит ельному их оборудованию. Этот вопрос в настоящее время вырастает в особую проблему, глубоко затрагивающую перспективы развития промышленной архитектуры" Лбб/,

В последние годы проблема промышленного интерьера начинает привлекать серьезное внимание многих ученых. Достаточно назвать такие работы, как "Архитектура интерьера промышленных зданий1* и другие работы В »В .Блохина /21, 22, 23/, *Юенов-ные принципы цветового решения интерьера промышленных зданий" Г.Г.Бориоа /168/, "Свет, цвет и звук в архитектуре промышленных зданий" Н.М.Гусева /49/, "Цвет в производственной среде" А .Г.Устинова /1М/, "Анализ практики и совершенствование интерьеров литейных цехов" Г.Н .Черкасова Л75/, Интерьеры произведет венных зданий точной индустрии" Н .В .Буровой и Ед. Заозерской /26/» "Основы цветового решения производственных интерьеров текстильных предприятий" В .А .Теренина /174/ и ряд других.

Однако непосредственно по вопросу о развитии архитектуры интерьера кузнечных цехов, в том числе на уральских заводах, опубликованных работ нет. Поэтому автором были использованы как и перечисленные выше работы ученых, так и, главным образом, иаучвые материалы, имеющие непосредственное отношение к исследуемым вопросам. Прежде всего была изучена книга профессора Н.С.Алферова "Зодчие старого Урала" Д4/ и его докторская диссертация на тему "3арождение и развитие отечественной промышленной архитектуры на Урале" /166/, труды профессора А.А.Горшкова "Основные этапы в развитии уральской черной металлургии за два с половиной века ее существования" Л4/, профессора А*С«Лисенко "Архитектура промышленных зданий" и другие работы Д44/, профессора И «С .Николаева "О методе проектирования античных акведуков", "Архитектура советских фабрик и заводов" и друяе работы /ДО4, 105/, профессора М.Е.Егорова "Основы проектирования машиностроительных заводов" /56/, профессора С.Н .Хржановвкого "Проектирование кузнечных цехов" '145/.

В задачу данной диссертации входило изучение особенностей и закономерностей развития архитектуры интерьера кузнечных цехов на уральских заводах о учетом зависимости формирования внутреннего пространства от уровня развития науки и техники. При этом выяснилась связь компоновок технологического процесса с условною, обеспечивающими управление производственным процессом, а также структурная организация интерьеров, т.е. внутренних объемов зданий, и возможность создания средствами архитектурного проектирования наилучших психофизиологических условий для труда.

Правильную оценку любому явлению, обоснование дальнейших путей его развития можно дать только в исторической связи* В Л! .Ленин подчеркивал, что "самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научней, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление возникало, какие главные этапы в своем развитии это явление проходила, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" /6/. Поэтому основным методом исследования был избран исторический метод, без которого невозможно раскрыть закономерности развития архитектуры интерьеров, изучить устойчивые, прогрессивные тенденции этого процесса.

План исследования включает рассмотрение четырех основных вопросов, а именно:

I* Выявление закономерностей в формировании внутреннего пространства, т«е. зависимости его от компоновок технологического процесса, художественных форм оборудования и функциональной роли рабочих мест (глава первая).

2, Составление периодизации истории интерьера кузнечных цехов, охватывающей более чем два с половиной века развития черней металлургии на Урале, с учетом зависимости основных этапов формирования внутреннего пространства кузниц от господствовавших способов производства (феодального, капиталистического и социалистического) с соответствующими им производительными силами и производственными отношениями (глава вторая).

3* Раскрытие особенностей архитектурно-конструктивных планировок интерьеров, свойственных трем основный типам зданий кузнечных цехов (с деревянными несущими, каменными несущими и каркасными стенами и с системами висячих покрытий), как следствия развития технологического процесса и строительного искусства в их взаимосвязи (глава третья), 4* Разработка на основе выявленных закономерностей и прогрессивных тенденций в формировании архитектура интерьеров кузнечных цехов на Урале рекомендаций по их совершенствованию .

Трудность в раскрытии данной темы заключалась в том, что исследование поставленных вопросов требовало экскурса в область истории развития интерьера кузниц на уральских заводах* Многие же кузнечные цеха старых заводов к настоящему времени либо уже перестали существовать, либо подвергали» неоднократной капиатльной реконструкции, при которой первоначальные замыслы их создателей были утрачены. Модели таких интерьеров пришлось восстанавливать по отдельным разрозненным архивным материалам, литературным источникам, а также путем натурных обследований сохранившихся зданий (обмеров, графе- и фотоанализов)»

Работа построена на материалах, собранных на старых и современных уральских заводах, в архивах Свердловска (ГАОО), Перми (ГАЛО), Ленинграда (ЩМАЛ), Москвы (ЦОДА) и Нижнего Тагила (НТФГА). В общей сложности автором были изучены материалы по пятидесяти уральским заводам.

На основании анализа исторически сложившихся закономерностей и прогрессивных тенденций в развитии архитектуры интерьеров кузнечных цехов получены научные результаты:

- установлен ряд принципов формирования и организации интерьеров кузнечных цехов;

- выявлены некоторые устойчивые прогрессивные тенденции на различных исторических этапах развития архитектуры внутреннего пространства кузнечных цехов на уральских заводах ;

- выработаны рекомендации по реконструкции интерьеров цехов кузнечного производства.

Многие из предложений по совершенствованию архитектуры интерьеров были использованы при совершенствовании старых цехов на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗГМ), на Первоуральском хромпиковом заводе, на Свадловском заводе "Пневмостроймашина" и др.

Диссертация состоит из двух частей: текстовой, объемом 151 страница и иллюстративной, состоящей из рисунков и 25 таблиц с включением схем, чертежей, графиков и фотографий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов», 18.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов», Владимирский, Юрий Анатольевич

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

На всех этапах формирования и развития интеръеров кузнечных цехов на уральских заводах организация их архитектурно-конструктивной формы осуществлялась в трех типах зданий: I) из деревянных конструкций; 2) с несущими каменными стенами и металлическими покрытиями различного вида и 3) каркасных (в основном из металлических конструкций).

В зданиях из деревянных конструкций получили широкое распространение композиционные приемы с использованием метрических рядов и симметричным расположением объемов внутреннего пространства относительно главных осей. В каменных и кирпичных зданиях сложилась тектоника стен и висячих систем покрытий, где красота сочетания достигалась умелым использованием материала и хорошим пропорционированиеы. Применение каркасных конструкций положило начало архитектурно-конструктивной организации интерьеров крупнообъемных и большепролетных (в дальнейшем многопролетных) цехов.

Как правило, в интерьерах всех типов зданий архитекторами и инженерами всегда предпринимались попытки учета соразмерности (при помощи симметрии, ритма, пропорционирования и т.п.) элементов архитектурно-конструктивной структуры внутренних пространств с компоновками и художественными формами технологического оборудования»

В строительных конструкциях, начиная с первых лет сооружения кузнечных цехов, широко использовалась модульность, постепенно перешедшая затем в типизацию (в основном, с периода индустриализации нашей страны). Все это улучшало общую гармонизацию архитектурно-строительных и технологических элементов»

Характерные черты архитектурно-планировочных и композиционных решений, складывающиеся при сооружении внутренних пространств в различных по конструктивным признакам типах зданий кузнечных цехов, постепенно перешли в известные устойчивые направления развития структурной организации интерьеров, которые можно охарактеризовать следующим образом:

- в ходе постоянного совершенствования технологического процесса (экономичного использования энергетических ресурсов, учета поточности производства, организации хорошей естественной освещенности, обильного воздухообмена, локализации шума и сейсмичности и др.), а также внедрения прогрес сивных архитектурно-строительных конструкций (каркасов различных систем) структурная организация интерьеров складывалась в виде динамичных протяженных внутренних пространств, наиболее удобных и экономичных с технологической и с эстети ческой точек зрения.

- Совершенствование архитектурно-строительных конструк ций постоянно проходило в направлении максимального укрупне ния и создания нерасчлененных внутренних пространств кузнеч ных цехов, что способствовало гибкости технологического процесса, обеспечивало удобное ви&уйлъное восприятие интерьера как единой композиции внутренней среды.

- Всегда сложные условия труда (в т.ч. микроклиматические) на рабочих местах в кузнечном производстве, определили постоянные попытки архитекторов путем различных рациональных приемов организовать структуру интерьеров уральских кузниц с максимальным приближением окружающей природы к человеку. В современных интерьерах, наряду с установлением непосредственной связи рабочих мест и других участков с природной средой, создаются условия для зеленых насаждений в производственных помещениях«

- Постоянным прогрессивным направлением в развитии архитектуры интерьеров было стремление к единству обьемно-планировочного решения внутреннего устройства здания, строи тельных конструкций, с учетом изменяющихся компоновок технологического оборудования. При переходе от машинно-фабричного кузнечного производства к комплексно-автоматизированному, как известно, увеличивается поток информации. В системе "человек- машина - производственная среда", учитывая возможности человека воспринимать информацию в определенных пределах, появилась необходимость сохранять информацию количественно постоянной. Сокращение уровня информации не могло быть достигнуто только путем совершенствования машин. Этому стала способствовать и архитектура интерьера. Уровень информативности стен, покрытий, полов и других строительных деталей, по сравнению с информативностью производственного оборудования, начал снижаться. Таким образом, структурная организация интерьера приобретала и приобретает роль помощника в передаче информации, служит гармоничным фоном для усиления ее выразительности. тавлща 17 организация интерьеров цехов пожевского завода

Квимчми цв» «ПОДО (Г|роио 1в10г) Ппаи. роэр*»м, гкпоню пропориИоимрова ИИ* С—р«ой и гам-Ой ст«н ЩПи» (1Иутрешни» Л***)

- Т7Г организация интерьеров чехов черноисточинского завода

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.