Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Макарова, Мария Леонидовна

  • Макарова, Мария Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 217
Макарова, Мария Леонидовна. Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Макарова, Мария Леонидовна

Введение.

Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы развития чувства целостности

1.1. Психофизиологические основы зрительного восприятия.

1.2. Целостное зрительное восприятие и целостное изображение.

1.3. Анализ существующих методов развития целостного восприятия и целостного изображения.

Выводы первой главы.

Глава 2. Экспериментальное исследование путей и методов развития чувства целостности у студентов старших курсов (4-5) в процессе занятия живописью (Изображение фигуры человека) 2.1. Предполагаемая методическая система развития чувства целостности у студентов старших курсов (4-5) в процессе занятия живописью.

2.2. Разработка критериев оценки работ студентов.

2.3. Содержание и организация констатирующего этапа эксперимента. . -90 2.4 Формирующий этап эксперимента.

2.5. Сравнительный (контрольный) этап эксперимента.

2.6. Результаты педагогического эксперимента.

Выводы второй главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью»

Проблема исследования, и ее актуальность.

На современном этапе развития нашего общества решающее значение для дальнейшего развития социального, экономического, духовного и культурного потенциала общества приобретает профессионализм кадров, в том числе и в сфере образования. Совершенствование образовательного процесса, постоянное уточнение его направленности, структуры и содержания в связи с требованиями общественного развития - жизненная необходимость для успешного и стабильного развития нашей страны.

В постановлении Правительства РФ, принятого в апреле 2002г. говорится: «Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающие государственные документы - «национальную доктрину образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы художественного образования в России на период до 2025 года». Этими документами подтверждается актуальность художественного образования на сегодняшний день в России.

Однако на сегодняшний день в сфере художественно-графического образования существует ряд проблем, которые тормозят процесс подготовки высококвалифицированных кадров для высшей школы. Одной из таких проблем является развитие чувства целостности у студентов старших курсов на занятиях живописью.

Методика обучения живописи предполагает, в первую очередь, развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ. В основе художественно-творческих способностей лежит чувство целостности.

Чувство целостности тесно связано с понятием целостного изображения, которое является основным принципом изобразительного искусства.

Чтобы достичь высокого уровня выполнения живописных задач, художник должен обладать двумя, на наш взгляд, основными, высокоразвитыми способностями: владеть высокой изобразительной техникой и создавать на холсте целостный художественный образ натуры, т.е. подчинять все детали единому целому, опустив все лишнее, второстепенное, что мешает полноценному воплощению основной идеи художественного произведения. Особое значение чувство целостности приобретает при изображении человека, независимо от того, будь это быстрый этюд фигуры или длительная постановка.

В практике преподавания живописи на ХГФ в общем, и живописи одно-двухфигурной постановки человека в частности, наиболее трудной задачей является развитие чувства целостности зрительного восприятия и целостного изображения у студентов. Поэтому, основная цель художественного образования состоит в том, чтобы, с одной стороны, развивать чувство целостного видения, а с другой — учить технике целостного изображения. Проблема восприятия натуры и ее творческого преобразования тесно связана с проблемой целостного решения цвето-тональных отношений и цельного композиционного решения изображения.

Как показала практика, большинство студентов, даже на старших курсах, воспринимает цвет дробно, а не целостно в едином колористическом решении. У них еще не достаточно развито аконстантное восприятие. Многие студенты не видят изменение локального цвета под воздействием освещения, среды и пространства. В результате работы получаются пестрыми, дробными, несгармонизированными. Некоторые из студентов не чувствуют композиционную соразмерность изображения и формата холста. При композиционном расположении фигур часто не учитывается ее положение в пространстве. В результате изображение кажется сдвинутым в сторону, заниженным или завышенным, то есть лишеным чувства целостности.

Неразвитость целостного восприятия цвето-тоновых отношений и чувства композиции у студентов является сложной проблемой. Эта задача часто не решается. Изучение опыта художественно-творческой деятельности студентов показало часто встречающиеся слабые места в написании одно-двухфигурной постановки: студенты не учитывают влияние одного цвета на другой, влияние среды, пространства, освещения; располагая одну или несколько фигур в пространстве, не соблюдают соразмерность изображения и формата холста, не выделяют главное, не берут больших цвето-тоновых отношений, что свидетельствует с слабо развитом чувстве целостности.

Анализ опыта преподавания показывает, что нередко педагоги, обращая внимание студентов на эти задачи, не могут добиться целостности в студенческих работах. Развитие чувства целостности -сложная задача, которая не может быть решена быстро. Для этого необходимо проводить длительное время аудиторные и пленэрные занятия целенаправленно, включая упражнения, беседы и задания на развитие чувства целостности.

Процесс обучения живописи на художественно-графических факультетах построен на выполнении системы академических натурных постановок. Задачи, которые решаются в той или иной постановке, проистекают из содержания отдельного теоретического раздела, изложенного в предварительных лекциях. Но лекционный материал по теории живописи отражает в краткой форме самые основные разделы. Причем изучение общетеоретических положений сдвинуто к началу курса обучения живописной грамоте. При таком планировании вполне возможна опасность формального изложения и усвоения законов живописи. Поэтому теоретические знания, в частности и по данной проблеме, не всегда оказывают своевременную помощь, и на практике обучающийся просто полагается на свой глаз, добиваясь в изображении более-менее благополучного единства.

На наш взгляд, необходимо, чтобы каждое теоретическое положение по развитию чувства целостности подробно, дифференцированно изучалось студентами в непосредственных наблюдениях и на практическом опыте.

Целостное видение и целостное изображение является основным условием изобразительной деятельности художника. Тем не менее, детально разработанной методики развития чувства целостности на сегодня мы не имеем. Можно назвать ряд теоретических трудов, где подчеркивается значение закона целостности видения и целостности изображения, но методы преподавания конкретных принципов развития чувства целостности у студентов ждут своего решения.

Отдельные вопросы, связанные с развитием цвето-тональных отношений, колористического видения, целостного восприятия и изображения, с развитием чувства композиции, отражены в научно-теоретических исследованиях Г.В. Беды и Э.Н. Беды, A.A. Унковского, A.C. Рындина, В.А. Басманова, Ю.В. Коробко, Г.В. Смирнова, A.A. Васильева, С.Е. Токарева, Е.В. Шорохова, Н.Я. Маслова, Р. Мизанбаева, Э.И. Кубышкиной, H.H. Лукина и др. В этих исследованиях предлагаются упражнения длительного характера на передачу общего тонового единства, система приемов формирования аконстантного видения, система заданий композиционно-тематического характера, анализируются понятия цветовой гармонии, колорита, однако вопросы развития чувства целостности зрительного восприятия и целостности изображения рассматривались лишь в рамках решаемых в них проблем.

Многие исследования вышеперечисленных авторов посвящены разработке методики начального этапа обучения живописи. Значение первого этапа, несомненно, трудно переоценить, но не менее важным является развитие чувства целостности на завершающем этапе обучения. Если на первых курсах закладываются основы профессиональных навыков работы с цветом, то на старших курсах студенты стремятся достичь цветовой выразительности, гармонии в своих работах, а также мыслить на художественном уровне. Автор считает, что на старших курсах возникает необходимость в более углубленной разработке методики развития чувства целостности.

В настоящее время существует целый ряд научно-исследовательских работ, посвященных активизации художественного мышления студентов, в частности, исследования JI.C. Выготского, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурье, П.Н. Якобсона и других. Вопросами психофизиологии зрения занимались И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П.К. Анохин, C.B. Кравков, П.П. Лазарев, Л.И. Леушина, П.В. Симонов, А.Л. Ярбус и другие, вопросами развития способностей к изобразительной деятельности - H.H. Волков, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, B.C. Кузин и другие. Они внесли большой вклад в разработку данных вопросов, однако не касались или вскользь касались методики формирования и развития целостного зрительного восприятия и целостного изображения натуры.

Проблема развития чувства целостности на занятиях живописью сложна и многогранна. Она связана с психологией, педагогикой, методикой. Успешное педагогическое решение этой проблемы возможно лишь при использовании основных положений этих наук. В нашей работе ставилась задача обработать, систематизировать и экспериментально проверить результаты ряда исследований по этим наукам с целью применения их в процессе обучения студентов ХГФ живописи, для развития у них чувства целостности.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Проблема исследования связана с поисками путей преодоления противоречия между современными требованиями в подготовке специалистов высшей школы и реальным уровнем преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Цель исследования - решение данной проблемы.

Объектом исследования являются учебно-воспитательные и развивающие процессы студентов ХГФ на занятиях при выполнении одно-двухфигурной постановки.

Предметом исследования являются пути и методы развития чувства целостности у студентов на занятиях живописью при выполнении одно- двухфигурной композиций.

Гипотеза исследования.

Развитие чувства целостности на занятиях живописью будет осуществляться более эффективно, если будет применяться методическая система целенаправленного развития чувства целостности. Эта система будет включать в себя: 1) цели, задачи и содержание процесса развития чувства целостности у студентов в ходе обучения живописи; 2) дидактические принципы, формы, методы, методические приемы, направленные на развитие чувства целостности в процессе преподавания живописи; 3) средства обеспечения всех обучающих, воспитывающих и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.).

Предполагается, что система целенаправленного развития чувства целостности станет более эффективной за счет того, что в ней: а) будет значительно изменено и расширено содержание практических заданий и упражнений, большое внимание будет уделяться упражнениям на развитие обусловленного цвета, на наблюдение, анализ и изображение натуры с учетом сложности цветовых отношений, включающих в себя сложности локального цвета, явлений рефлексирования, характера освещения натуры, пространственной среды, взаимодействия тепло-холодных цветов, цветовых и тональных контрастов, общего цветового и тонового состояния, цветового единства постановки, ее колорита; а также развитию чувства компоновки, композиционной соразмерности изображения и формата холста, расположению фигуры с учетом ее положения в пространстве; будут включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу натуры с целью развития чувства целостности; б) ведущая роль будет отводиться упражнениям и заданиям на развитие целостного восприятия (видения натуры), развития больших цвето-тоновых отношений, кратковременным этюдам (1-4 часа), задачи которых постепенно будут усложняться, эскизам, нахождению главного композиционно-смыслового центра (центра композиции) и гармонизации изображения; в) будет уделяться внимание теоретической подготовке студентов в области цветоведения, композиции, теории живописи, психофизиологии зрительного восприятия; г) будут изучаться и практически использоваться разнообразные подходы к живописному изображению, осваиваться различные технические приемы и методы живописного изображения фигуры, пространства; д) будут присутствовать: комплексный подход к процессу формирования чувства целостности; логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу развития чувства целостности; широкий спектр учебно-творческих задач с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога; разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам.

В данном диссертационном исследовании предполагается решить следующие задачи.

1. На основе анализа научной и искусствоведческой литературы предполагается раскрыть понятие целостности — целостного видения и целостного изображения.

2. Проанализировать научно-методическую литературу, связанную с проблемой исследования. Выявить существенные факторы, влияющие на развитие целостного зрительного восприятия и целостного изображения у студентов художественно-графических факультетов.

3. Изучить опыт преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов в свете проблемы исследования.

4. Разработать критерии оценки работ студентов на предмет выявления их уровня развитости чувства целостности.

5. Определить особенности и уровни развития чувства целостности у студентов художественно-графических факультетов 4-5 курсов. Выявить характерные ошибки в их работах.

6. Разработать систему заданий и упражнений для аудиторных и пленэрных живописных занятий, направленную на формирование целостного видения и изображения у студентов.

7. Экспериментально проверить эффективность предполагаемой методической системы.

Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, искусствоведения, методики обучения изобразительному искусству.

Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы исследования.

Изучение и анализ литературы по теории, методике живописи, цветоведению, композиции, психологии, педагогике, эстетике.

Анализ действующих программ по живописи для художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Целенаправленное наблюдение за процессом создания работы студентами с натуры, по памяти и по представлению.

Анализ учебных и творческих работ студентов (4-5 курсов) по живописи одно-двухфигурной постановке.

Анкетирование студентов ХГФ 4-5 курсов, направленное на определение уровня теоретических знаний по данной проблеме исследования.

Беседы со студентами ХГФ 4-5 курсов.

Изучение опыта преподавания одно-двухфигурной постановки по живописи на художественно-графических факультетах.

Проведение педагогического эксперимента.

Экспериментальная проверка содержания каждого упражнения и задания, эффективности всей методической системы развития чувства целостности. Использование методических пособий и разработка методических рекомендаций по вопросам исследуемой темы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система целенаправленного развития чувства целостности у студентов ХГФ 4-5 курсов на занятиях живописью, в которой ведущая роль отводится упражнениям и заданиям на развитие целостного видения натуры, развитие больших цвето-тоновых отношений, кратковременным этюдам, эскизам; нахождению главного композиционно-смыслового центра и гармонизации изображения;

- теоретически обоснована и разработана система заданий и упражнений на развитие чувства целостности у студентов художественно-графических факультетов 4-5 курсов на занятиях живописью; включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу натуры с целью развития чувства целостности, в основу содержания которых положен анализ натуры, наблюдаемый одновременно в разных тоновых и цветовых состояниях;

- представлена методика реализации этой системы заданий в учебном процессе;

- разработаны критерии оценки работ студентов на предмет наличия в них чувства целостности;

- определено содержание понятий «целостное видение » и «целостное изображение»;

- даны методические рекомендации по проблеме исследования с целью развития чувства целостности у студентов 4-5 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- внесен вклад в теорию и методику художественно-эстетического обучения, воспитания и развития: найдены пути решения важной научно-педагогической задачи развития чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью;

- разработана методическая система решения данной проблемы, которая в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов;

- результаты исследования могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.

Практическая значимость результатов исследования:

- они могут быть использованы в практической работе педагогов на занятиях по живописи, в самостоятельной подготовке студентов;

- материалы исследования могут быть учтены при разработке учебных программ, создании учебных пособий, спецкурсов по живописи на художественно-графических факультетах.

Достоверность результатов исследования базируется на:

1) теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы о целостности восприятия и целостного изображения как основополагающего принципа живописи;

2) на экспериментальной проверке основных положений данного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективном анализе полученных исходных и конечных результатов исследования, проверке эффективности предложенных приемов и методов обучения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Макарова, Мария Леонидовна

Выводы второй главы.

Данные по констатирующему эксперименту на ХГФ показали, что в традиционной методике преподавания живописи недостаточное внимание уделяется развитию чувства целостности у студентов. Их уровень целостного видения и целостного изображения достаточно низок. Причины этому различны: недостаточная практическая, живописная деятельность студентов, неразвитая у них способность к целостному восприятию и к целостному изображению, наличие недостатков в методике преподавания живописи, отсутствие стимулирования к работе, к творческой деятельности. Проведенные анкетирования и беседы выявили недостаточный уровень теоретической подготовки по цветоведению, теории, истории и технике живописи, что в целом негативно сказывается на общем уровне развитии чувства целостности и живописного мастерства.

Целенаправленная методика развития чувства целостности заключается в углубленном теоретическом и практическом изучении законов целостности композиции и целостности цвето-тонального решения изображения.

Составленная нами экспериментальная программа по живописи и разработанная педагогическая система для студентов 4-5 курсов ХГФ направлена:

1) На нахождение общих цвето-тоновых отношений.

2) На передачу общего тонового и цветового состояния натуры.

3) На передачу влияния освещения.

4) На передачу цветовой тепло-холодности.

5) На передачу ярко выраженных планов в постановке.

6) На выделение главного в постановке.

7) На гармонизацию многочисленных деталей в единое целое.

8) На передачу цветовой взаимосвязи.

9) На передачу рефлексирования цветов.

10) На передачу композиционной целостности изображения.

Педагогическая система сочетает в себе теоретические вводные лекции, предварительные разъяснения при помощи наглядных пособий, кратковременные и длительные задания и упражнения. Вышеупомянутую программу и курс лекций эффективно дополняют рисование по памяти и воображению, метод личного показа и методы индивидуального подхода.

Результат экспериментального обучения показал, что студенты, обучавшиеся по разработанной методике, получили более глубокие навыки целостного видения и целостного живописного изображения по сравнению со студентами, проходившими обучение по обычной программе. По результатам педагогического эксперимента разработанная методика дает студентам ХГФ навыки профессионального целостного видения натуры, умения приводить изображение к тоновой, цветовой и композиционной целостности. Она способствует гармонизации изображения, помогает обобщенно передать натуру, не впадая в излишнюю дробность, учит писать отношениями, находить общий цветовой и тоновый тон постановки, смотреть на всю постановку в целом, помогает композиционно целостно построить изображение, смело выделять главное, способствует передаче обусловленного цвета с учетом сложности локального цвета, явлений рефлексирования, характера освещения натуры, пространственной среды, взаимодействия тепло-холодных цветов, цветовых и тональных контрастов; помогает активному усвоению теоретического материала в области теории живописи, цветоведения, композиции, истории живописи и искусства; способствует применению педагогом разнообразных методов и приемов обучения.

Результаты экспериментального обучения студентов подтвердили эффективность предложенной методики в развитии чувства целостности у студентов и необходимость ее использования в дальнейшей педагогической и творческой деятельности студентов.

Заключение

1. Анализ теоретических работ и проведенный нами эксперимент показали, что развитие чувства целостности у студентов является сложным и длительным процессом.

2. Зрительное восприятие и художественное изображение студентов не всегда целостно. Этому надо учить. Успешное развитие чувства целостности у студентов зависит:

- от умения целостно видеть натуру;

- от активного усвоения теоретического материала в области теории живописи, цветоведения, композиции, истории живописи и искусства;

- от применения педагогом разнообразных методов и приемов обучения. З.В процессе исследования нами выявлены следующие факторы, способствующие развитию чувства целостности у студентов.

• композиционное видение объекта, т.е. способность расположить данный объект на холсте соответствующего формата (компоновка).

• видение большой формы, большого объема, больших цветовых отношений, общего светового и цветового тона постановки, а также владение методом больших отношений.

• пропорциональное изображение объектов. Передача их объема.

• передача свето-воздушного пространства, среды, освещения, рефлексов.

• взаимосвязь тепло-холодных цветов. Передача контрастных отношений.

• передача цветового единства постановки, колорита.

• подчинение всех деталей целому, выделение композиционно-смыслового центра изображения.

4.Как показали результаты педагогического эксперимента, усвоение предложенной нами системы заданий и упражнений происходит более успешно, если в основу преподавания живописи положен метод работы большими отношениями (тоновыми и цветовыми), освоение которого обеспечивает успешное решение следующих задач:

• воспитание художественного видения («постановка глаза») на целостность восприятия всей учебной постановки.

• освоение метода работы отношениями.

• выработка умения определять цветовые отношения по трем основным свойствам цвета объекта (светлоте, цветовому оттенку, насыщенности).

• восприятие общего цветового и тонового состояния учебной постановки в зависимости от силы источника освещения.

5.При разработке заданий и комплекса упражнений нами были взяты за основу следующие целевые дидактические установки:

• конкретное и точное определение задач, предположенного каждого задания и упражнения. Четкое продумывание способов их решения.

• Применение разнообразных методов обучения, таких как : словесных (рассказ, лекция, беседа и т.д.), наглядных (иллюстрация, демонстрация фильмов, сладов и др.), практических (упражнения, показ преподавателя).

• применение разнообразных типов упражнений (подготовительных, длительных и специальных);

• использование комплекса самых разнообразных средств наглядного обучения: методических таблиц, моделей и образцов произведений изобразительного искусства.

• активное и сознательное отношение студентов к выполняемым заданиям и упражнениям;

• тесная взаимосвязь теории с практикой;

Формирующий эксперимент подтвердил гипотезу о том, что, если мы разработаем методическую систему развития чувства целостности, включающую в себя:

1) цели, задачи и содержание развития чувства целостности у студентов в процессе преподавания живописи;

2) принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития чувства целостности в процессе преподавания живописи;

3) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов ( ТСО, наглядные пособия и т.д.), и если в этой методической системе будут присутствовать:

1) комплексный подход к процессу формирования чувства целостности;

2) логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу развития чувства целостности;

3) широкий спектр учебно-творческих задач с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

4) разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам, то мы значительно усилим процесс развития чувства целостности у студентов (4-5) курсов ХГФ, потому что данная методическая система обладает следующими важнейшими качествами:

1) в разработанной авторской экспериментальной учебной программе по живописи фигуры человека значительно изменено и расширено содержание практических заданий и упражнений, включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу натуры с целью развития чувства целостности;

2) в методической системе отобранные дидактические принципы, формы и методы проведения занятий работают в определенной последовательности и взаимодействии и значительно усиливают результативность развития чувства целостности у студентов;

3) в предлагаемой системе используются не только материалы методического фонда, но и специально разработанные наглядные пособия, влияющие на целостное видение и целостное изображение натуры.

В результате разработана и экспериментально проверена система учебных заданий и упражнений в рамках существующего учебного плана по живописи для студентов 4-5 курсов художественно-графических факультетов педагогических институтов, которая способствует успешному решению исследуемой проблемы.

Экспериментальная проверка показала эффективность предложенной методики развития чувства целостности, а также целесообразность ее применения в практике профессионально-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Макарова, Мария Леонидовна, 2009 год

1. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. 247 с.

2. Алексеев С.С. Цветоведение. М.; JL: Гизлегпром, 1949.

3. Алексеев С.С. Некоторые сведения о колорите // Художник ; №11; 1960.

4. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974 . 174 с.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 с.

6. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.; Л.: Искусство, 1940. 132 с.

7. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л.: Лениздат, 1945. 160 с.

8. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. 456 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. / В.Н. Самохина; общ. ред. и вступ. ст. В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

10. Артемова Г.И. Методологический аспект проблемы целостности. М.: Наука, 1977. 184 с.

11. П.Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976. 40 с.

12. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 151 с.

13. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1964. 413 с.

14. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. М.: 1989.

15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: 1982.

16. Бакшеев В. Воспоминания. М.: АХ СССР, 1963.

17. Бакунинский A.B. Художественное творчество и воспоминание. М.: Новая Москва, 1925.

18. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.429 с.

19. Басманов В.М. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи. / Дис. Канд. пед. наук. М., 1979. 196 с.

20. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М.: Советский художник, 1964. 78 с.

21. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Введение в теорию живописи. Краснодар: Книжное издательство, 1967. 182 с.

22. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1977. 186 с.

23. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Учебное пособие по рисованию и живописи для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Учпедгиз, 1963.

24. Беда Г.В. Живопись. М.: Искусство, 1971.

25. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов. /Дис. канд. пед. наук. М.: 1974. 189 с.

26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической психологии. М.; 1989.

27. Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М.: Высшая школа, 1963. 97 с.

28. Бродский И.А. Репин педагог. М.: АХ СССР, 1960. 128 с.

29. Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983. 335 с.

30. Валерии, Поль. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. 622 с.

31. Васильев A.A. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога. /Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1982. 192 с.

32. Венгер JI.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973 . 96 с.

33. Винер A.B. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.

34. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. 591 с.

35. Власов А.О. О живописной перспективе. М.: Искусство, № 2, №5 -1961.

36. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.

37. Волков H.H. О живописной культуре. М.: Искусство № 5, 1963.

38. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950. 508 с.

39. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 263 с.

40. Волков H.H. Цвет в живописи. М: Искусство, 1984. 320 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства./под общ. ред. В. Иванова., 2-е издание, исправлено и дополнено. М.: Искусство, 1989.

42. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.; 1994.

43. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974. 152 с.

44. Гараева Р. О произведениях живописи. М.: 1965. 45 с.

45. Ге H.H. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1978. 400 с.

46. Герасимов C.B. Об искусстве. М.: Молодая гвардия, 1973. 160 с.

47. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. 623 с.

48. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л.: М.: Искусство, 1940. 204 с.

49. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. 259 с.

50. Гребенникова Э.Н. Особенности зрительного восприятия и «постановка глаза» начинающего живописца. //Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып.2. Карачаевск, 1971.

51. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. 269 с.

52. Грицай A.M. О преподавании живописи. В кн.: Вопросы художественного образования.//Труды ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Л.: 1974.

53. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.; 1990.

54. Дейнека A.A. Из моей рабочей практики М.:АХ СССР, 1961. 49 с.

55. Дейнека A.A. Жизнь искусства, время: Лит.- художеств. наследие./Сост. и автор вступ. статьи В.П. Сысоев. Л.: Художник РСФСР, 1974. 341 с.

56. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках /Пер. с франц., вступит, статья и коммент. /В. Прокофьева. М.: АХ СССР, 1960. 282 с.

57. Дени Дидро «Об искусстве» Том 1 М. Искусство, 1936. 64 с.

58. Долгополов И.В. Рассказы о художниках. В 2-х томах. М.: Искусство, 1982. 672 с.

59. Домогатский Д.Н. Цветовые отношения. М.: Художник, № 3, 1964.

60. Домогатский Д.Н. Теория общего тона. М.: Художник, № 8, 1964.

61. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. Сборник. —М.: Советский художник, 1973. 56 с.

62. Зайцев A.C. Выразительные и изобразительные возможности цвета./Дис. канд. пед. наук. М.: 1970. 191 с.

63. Закин P.M. Обучение и творчество. Л.: Художник РСФСР, 1965. 140 с.

64. Закин P.M. На пути к творчеству: Беседы о творчестве и обучении самодеятельных художников. /Р. Закин: заочн. народный ун-т искусств, фак. Изобразительного искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Советская Россия, 1977. 182 с.

65. Занков Л.В. О природе и методах педагогических исследований. М.: Ист. Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 148 с.

66. Запорожец A.B. Избранные психологические труды (в 2-х томах). Т.1, Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

67. Зернова Е.С. Будущему художнику об искусстве живописи. М.: Советский художник, 1976. 240 с.

68. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1954. 224 с.

69. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М.; Просвещение, 1990.

70. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи: Сборник статей и докладов. М.: АХ СССР, 1952. 224 с.

71. Иогансон Б.В. Живопись. Творческое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М.; Искусство; 1964.221 с.

72. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. 88с.

73. Иогансон Б.В. О живописи. М.: Искусство, 1960. 31 с.

74. Каменева Е. Твоя палитра. М.: Детгиз, 1963. 108 с.

75. Кардовский Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма./Сост. и авт. примеч. Е.Д. Кардовская. М.: АХ СССР, 1960. 340 с.

76. Кеменов В.С. Венецианов художник и педагог./Труды Акад. художеств СССР. Вып.1, Сб. статей/ Ордена Ленина Акад. художеств СССР. М.: Изобразительное искусство, 1983.

77. Кибрик Е.И. Искусство и художник. М.: Молодая гвардия, 1959. 64 с.

78. Киплин Д.И. Техника живописи. М.;Л.: Искусство, 1950. 504 с.

79. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 304 с.

80. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.; 1997.

81. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1955. 451 с.

82. Коровин К. Жизнь и творчество. М.: АХ СССР, 1963 . 561 с.

83. Кочкаров Ю. Природа способностей. Ставропольское книжное издательство, 1980. 250 с.

84. Кравков C.B. Глаз и его работа. Психология зрения, гигиена освещения. (4-е, вновь перераб. и доп. издание). М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. 532 с.

85. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965. 191 с.

86. Крымов Н.П. Художник и педагог: Статьи, воспоминания./Ред. — сост. и автор вступит, статьи C.B. Разумовская. М.: АХ СССР, 1960. 962 с.

87. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник, (2-е издание, перераб. и доп.). М.: Высшая школа, 1982. 256 с.

88. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М. Просвещение. 1971. 125 с.

89. Кузнецов Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов ХГФ педагогических институтов./ Дис. канд. пед. наук. М.: 1986. 180 с.

90. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора Флорентийского. М.: 1934.

91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 340 с.

92. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981. 224 с.

93. Лукин Н.Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи. Диссертация кандидата пед. наук. М.: 1983. 165 с.

94. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. 640 с.

95. Макаренко Ю.А. Мудрость чувства. М.: Советская Россия, 1970. 176 с.

96. Масленников А.П. Система упражнений по освоению закона пропорциональных тоновых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1974. 163 с.

97. Мастера искусства об искусстве. (Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов). В. 7-ми т. Под общ. редакцией. A.A. Губера и др. Т.1-7. М.: Искусства, 1965. 332 с.

98. Матисс. Сборник статей о творчестве. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958. 118 с.

99. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.; Педагогика, 1972.

100. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.; Педагогика, 1975.

101. Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. М.: Советский художник, 1982. 323 с.

102. Методы педагогических исследований. (Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева). М.: Педагогика, 1970 . 255 с.

103. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969. 344 с.

104. Михайлова A.A. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. 300 с.

105. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. М.; 1986.

106. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог. М.: АХ СССР, 1953. 229 с.

107. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины 19-20 века. М.; Искусство. 1967.

108. Молева Н.В. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: АХ СССР, 1962. 389 с.

109. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси: Мецниереба, 1976. 254 с.

110. Непомнящий В.М. Проблемы изображения пространства в рисунке и живописи. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1972. 200 с.

111. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978. 119 с.

112. Общая психология, (под ред. A.B. Петровского). 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976. 479 с.

113. О живописи. Сборник статей. М.: АХ СССР, 1959. 166 с.

114. О композиции. Сборник статей. М.: АХ СССР, 1959. 150 с.

115. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. М.: Просвещение, 1969. 119 с.

116. Островский Г.С. Как создается картина. М.: Изобразительное искусство, 1976. 95 с.

117. Павлов И.П. Естествознание и мозг: Избр. произведения. М., 1949. 639 с.

118. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М.: Учпедгиз, 1950. 264 с.

119. Павлов Ю.В. Статическая обработка результатов педагогического эксперемента. М.; Знание, 1972.

120. Паустовский К.Г. Книга о художниках. М.: Искусство, 1966. 152 с.

121. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1975. 208 с.

122. Перов В. Рассказы художника. М.: АХ СССР, 1960. 189 с.

123. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972 . 312 с.

124. Преображенский Ю.И. Принцип сознательности в обучении рисунку студентов ХГФ педагогических вузов (раздел «Фигура человека»). / Дис. канд. пед. наук. М.: 1972. 173 с.

125. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа, (под ред. Е.И. Игнатьева). М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 224 с.

126. Рамазанов H.A. Материалы для истории художеств в России. Кн. 1-я. М.: 1863.313 с.

127. Рассадин С.Б. Круг зрения: Беседы об искусстве. М.: Детская литература, 1982. 223 с.

128. Рахлина Л.И. Что вы знаете об искусстве? 210 вопросов по изобразительному искусству. Л.: Художник РСФСР, 1968. 258 с.

129. Рейнольде Д. Речи, говоренные кавалером Рейнольдсом в Английской королевской Академии художеств в Лондоне. С-Пб.: Типография Горного училища, 1970. 293 с.

130. Репин И.Е. Далекое близкое, (под общ. ред. и с предисл. К. Чуковского). 7-е издание. М.: Искусство, 1964 . 512 с.

131. Роден О. Молодым художникам: Посмертная статья Огюста Родена. Одесса: Омфалос, 1918. 12 с.

132. Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М.: Соцэкгиз, 1960. 478 с.

133. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунков: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. 288 с.

134. Ростовцев H.H. Рисование с натуры, как учебный предмет./ Дис. доктор. Том 2. 613 с.

135. Ростовцев H.H. Учебный рисунок: Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е издание, перераб. М.: Просвещение, 1985. 256 с.

136. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. 2-е издание. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

137. Рындин A.C. Исследование методов обучения передачи свето-воздушной среды в живописи (в системе подготовки художника-педагога). /Дис. канд. пед. наук. -М.: 1973. 189 с.

138. Рындина Л.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (на примере живописи головы)./Дис. канд. пед. наук. М.: 1980. 172 с.

139. Савицкий Г.К. Молодым художникам о мастерстве. М.: АХ СССР 1953. 46 с.

140. Свешников В.А. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1981. 200 с.

141. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические сочинения. Отч., 1947. 483 с.

142. Сеченов И.М. Психологические этюды. Избранные произведения. М.: 1935. 358 с.

143. Сеченов И.М. Избранные произведения. Л.: АН СССР, 1952. 772 с.

144. Сеченов И.М. Избранные произведения ( под ред. В.Н. Коганова). 2-е издание. М.: Учпедгиз, 1958. 413 с.

145. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.; 1971.

146. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.; 1986.

147. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.

148. Советы мастеров: Живопись и графика, (сост. A.C. Зайцев). 2-е издание. Л.: Художник РСФСР, 1979. 374 с.

149. Сокольников П.М. Н.В. Башкеев в жизни и творчестве. М.: 1972. 165 с.

150. Солодухин И.В. Педагогическая направленность подготовки студентов по живописи на ХГФ. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1985. 192 с.

151. Стариченко Н.Л. Развитие художественного образного мышления студентов ХГФ. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1984. 129 с.

152. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. 268 с.

153. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: Избр. раб. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 535 с.

154. Триселев A.B. К вопросу о художественном восприятии./Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства: Межвузовский сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.

155. Тикотин М.Л. Леонардо да Винчи в истории, анатомии и физиологии. М.: АХ СССР, 1957.

156. Труды Академии художеств СССР. Вып. 1. М.: Изобразительное искусство, 1983. 270 с.

157. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: 1961. 210 с.

158. Ульянов Н.П. Мои встречи. АХСССР; 1959. 30 с.

159. Унковский A.A. Цвет в живописи: Учебно-метод. пособие для студентов заочников ХГФ пединститутов. М.: Просвещение, 1983. 64 с.

160. Унковский A.A. Научно- теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства. / Дис. канд.пед наук. M .; 1972; 270 с.

161. Унковский A.A. Живопись. Вопросы колорита: Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. М.: Просвещение, 1980. 128 с.

162. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.; Педагогика. 1990.

163. Фаворский В.А. О рисунке, о композиции. Фрунзе: Киргизстан, 1966. 77 с.

164. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. Сост. и автор вступ. статьи Е.С. Левитан. М.: Молодая гвардия, 1966. 127 с.

165. Харитонов М.Ф. Научно-теоретические и методические основы учебных натурных постановок по рисунку и живописи на ХГФ пединститутов. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1975 213 с.

166. Художественное восприятие, (под ред. Б.С. Мейлаха). Л.: Наука, 1971. 387 с.

167. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве или Трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933. 139 с.

168. Чистяков П.П. Письма, записные книжки. Воспоминания. /О П.П. Чистякове (1832-1919). Материалы подгот. к печати Э. Белютиным и Н. Молевой. М.: Искусство. 1953. 591 с.

169. Шаронов В.В. Свети цвет. М.: Физматгиз, 1961. 311 с.

170. Шегаль Г. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957. 65 с.

171. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов ХГФ пединститутов. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 207 с.

172. Юон К.Ф. О живописи. М.; Л.: Изогиз, 1937. 282 с.

173. Юон К.Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.: Советский художник, 1959.

174. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 86 с.

175. Яковлев В.Н. О великих русских художниках. М.: АХ СССР, 1962. 141 с.

176. Яшухин А.П. Наглядность в обучении живописи на ХГФ пединститутов. / Дис. канд. пед. наук. М.: 1971. 166 с.

177. Яшухин А.П. Живопись: Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1985. 288 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.