Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Боташева, Халима Юсуфовна

  • Боташева, Халима Юсуфовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 219
Боташева, Халима Юсуфовна. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Ростов-на-Дону. 2010. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Боташева, Халима Юсуфовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы развития духовно-нравственной культуры студентов в системе высшего профессионального образования.

1.1. Сущностная характеристика духовно-нравственной культуры как социально-педагогической проблемы.

1.2. Воспитательное пространство университета как условие развития духовно-нравственной культуры будущего 53 специалиста.

1.3. Модель развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета.

Выводы к главе 1.

ГЛАВА 2. Воспитательное пространство как условие развития духовно-нравственной культуры студентов в процессе профессионального образования.

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию духовно-нравственной культуры студентов.

2.2. Технология развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы к главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета»

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация характеризуется многочисленными негативными явлениями, которые отражают разные аспекты переживаемого российским обществом кризиса духовности. Есть все основания считать, что в непростой ситуации социально-экономических, политических изменений, межнациональных потрясений кризиса духовности и культуры, перехода человечества в новую эпоху своего существования - постиндустриальную, система образования играет роль стабилизирующего фактора, является гарантом возрождения России. Подписание Россией Болонского Соглашения, вхождение в Европейское образовательное пространство, формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому ведению самого содержания образования, его методов и технологий, при этом важным является в процессе интеграции сохранение его лучших традиций и, прежде всего - приоритет духовности и нравственности. Создание механизма, с помощью которого общество может быть подготовлено к восприятию научных идей и который обеспечит их внедрение и самое широкое распространение, - прерогатива образования, служащего фактором развития науки и являющегося необходимой предпосылкой достижений.

Реализация этой стратегии может строиться на гуманистической основе и обусловливает необходимость возвращения высшего профессионального образования в контекст культуры. Проблема отражения содержания человеческой культуры в содержании образования требует принципиально иных подходов и фундаментальных научных исследований. В связи с этим меняется подход к качеству подготовки будущего специалиста в системе высшей школы. Особое значение приобретает не только предметный профессиональный уровень подготовки студента как специалиста, но и уровень его духовно-нравственной культуры как важнейшей части общепрофессиональной культуры. Гуманистическая ориентация специалиста определяется не только и не столько объемом и количеством знаний, сколько поведением и жизнедеятельностью.

Духовно-нравственная культура личности рассматривается в работах ученых через призму ценностного подхода (В.А.Березина [16], Е.В.Бондаревская [23], Е.П. Белозерцев [14], Н.М. Борытко [31], Т.И. Власова [37], И.А. Колесникова [75], И.А. Липский [95], Л.М. Лузина [102, 103], Л.П.Разбегаева [136], Е.М. Сафронова [153, 154], Н.Л. Селиванова [159], В.В.Сериков [165], E.H. Степанов [178, 179], И.А. Соловцова [174], Я.С.Турбовской [188], Г.Н. Филонов [191] и др.). Предпринимаются попытки найти «точки соприкосновения» между религиозной и, светской образовательными парадигмами, в том числе и в понимании духовно -нравственной культуры личности как социокультурного явления, важнейшей части общепрофессиональной культуры. Как отмечает Е.В. Бондаревская, тенденция развития духовно-нравственной культуры в современном обществе состоит в сближении, взаимопроникновении и взаимообогащении ее светского и религиозного содержания [22, С. 20].

В этой обстановке особенно актуальным становится поиск путей и способов развития духовно-нравственной культуры студентов. Анализ нормативной, научно-педагогической литературы позволяет констатировать, в образовательной деятельности высших учебных заведений недостаточно эффективно рассматриваются актуальные вопросы, связанные с профессионально-личностной подготовкой специалистов. Вместе с тем традиционные подходы с ориентацией только на профессиональную подготовку в ущерб личностной не могут обеспечить конкурентоспособность специалистов в современных условиях. Выход видится в переходе высшей школы на новые технологии образования, которые закономерно требуют совершенствования всех сторон жизнедеятельности студенческой молодежи.

Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры личности обусловлена основными тенденциями развития современной системы образования, для которой характерна направленность на раскрытие сущностных параметров человека, развитие у студентов системного представления о духовно-нравственной культуре народов своего Отечества, собственной профессиональной позиции по отношению к этому феномену. Актуальны в этом контексте мысли В.Н. Колесникова: «Духовность - это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир предельному состоянию эволюции - к совершенству. Духовность обозначает потребность постижения смысла и назначения своей жизни». [173, С. 10] Поэтому поиск условий для развития духовно-нравственной культуры студентов университета, рефлексии собственного опыта необходимо осуществлять через создание гуманизированного воспитательного пространства в вузе, в том числе и в классическом университете. Поиск оптимальной модели образовательного процесса, который приведет к слиянию всех видов аудиторной и внеаудиторной деятельности в контексте духовно-нравственной культуры студентов, приобретает особое значение, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Именно от уровня развития педагогической системы, обеспечивающей развитие высокоинтеллектуальной, духовно и нравственно совершенной личности зависит будущее нашей страны.

Проблеме духовно-нравственной культуры личности молодого человека посвящены работы многих отечественных ученых, причем круг их охватывает разные области наук (философия, психология, социология, культурология, педагогика и др.). Осмысление трудов философов и психологов Б.Г. Ананьева [4], H.A. Бердяева [18], A.A. Бодалева [19], И.А. Ильина [67], А.Н.Леонтьева [93], В.С.Соловьева [175] и др. позволило составить представление о механизмах развития сознания, духовнонравственных чувств, о смысле жизни и устремленности человека к абсолютным ценностям - Истина, Добро и Красота.

В психолого-педагогической литературе можно выделить ряд работ, ориентированных на совершенствование подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования (O.A. Абдуллина [1], М.Ю. Айбазова [2], И.А. Арабов [5, 6], Б.Н. Боденко [20], И.А. Зимняя [64, 65], ЛИ. Маленкова [105], Е.И. Сахарчук [155], В.А. Сластёнин [170],

B.Д. Шадриков [202] и др.).

Проблемы культурологических оснований отбора и структурирования содержания духовно-нравственного компонента профессиональной подготовки студентов вуза исследуется в работах Е.В. Бондаревской [22, 23], Е.П. Белозёрцева [14], Т.И. Власовой [37], И.А. Колесниковой [75], Л.И. Маленковой [105], с позиций менталитета страны и народов ее населяющих рассматривался исследуемый аспект воспитания молодого человека в трудах Б.С. Гершунского [44], Н.Д. Никандрова [118]. Проблемы отбора и структурирования содержания духовно-нравственной культуры личности молодого человека разрабатывают Е.П. Белозерцев[14], Т.И. Власова [37], Л.И. Маленкова [105], Л.П. Разбегаева [136], И.А. Соловцова [174]. Однако фундаментальных трудов по проблеме развития духовно-нравственной культуры у студентов на сегодняшний день мало.

Диссертационные исследования Т.В. Кононенко [76], Ю.В. Корольковой [80], Г.В. Рыбиной [146] М.А. Налбандьян [115], Т.В. Ложниковой [100], З.А. Саповой [149], И.Р. Сахацкого [156],

C.М. Серегина [164], Л.В.Скориковой [168], Н.М. Стасенко [177], О.О. Тулиной [187], Е.В. Шамсутдиновой [203], Г.И. Фазылзьяровой [190], Ю.А. Юрченко [209] и др. посвящены различным аспектам воспитательной работы, в некоторых из них раскрывается аспект развития и духовно-нравственной культуры у студенческой молодежи в период обучения в вузе. В ' исследованиях ученых обращается внимание на видоизменения социализирующей функции образования, призванной поддерживать процесс воспроизводства социального опыта, добиваться его оптимальной адаптации к современным общественно - цивилизационным и культурным реалиям.

Особый интерес в контексте национально-регионального аспекта социализирующей функции образования представляют работы И.А. Арабова [5, 6], Х.Х-М. Батчаевой [12, 13], Г.Н. Волкова [38], З.М. Куршаевой [88], Ф.Т. Кущетеровой [89], А.И. Мусукаева [112], К.Б. Семенова [161], З.К. Хачировой [195], в которых духовно-нравственная культура молодежи рассматривается в социальном плане, как часть менталитета народа. В них особо отмечается, что духовность вырабатывается ее носителями (нациями, народами, этническими и социальными группами) в призме их исторического развития и является проявлением их коллективного сознания.

Накопленный опыт развития и реализации национально-регионального компонента на разных уровнях и направлениях образования, включая духовно-нравственную культуру личности студента, представляет собой научно-практическую базу для разработки региональных образовательных программ и требует научного осмысления в исследованиях обобщающего характера, дающих комплексные представления с позиции системного подхода о состояния вопроса данной области педагогической науки и практики.

Все исследования представляют большую ценность для педагогической науки и практики. Однако до сих пор проблема развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета остается недостаточно изученной. В научных исследованиях мало внимания уделяется исследованию структурных и содержательных компонентов рассматриваемого феномена.

В предлагаемом исследовании предпринята попытка создания организационно-педагогических и психологических условий развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета. Решение проблемы положительно скажется на разных сторонах деятельности как педагогов, так и других специалистов, подготовленных в классическом университете.

Общую методологию исследования составляют философские и педагогические положения аксиологии и культурологии о человеке как высшей ценности, о процессе становления духовно-нравственной культуры личности человека на основе гармонизации всех сторон его духовной жизни в четырех аспектах: как восхождения к ценностям (с ориентацией на объективно существующие абсолютные ценности); как восхождение к Культуре, в которой ценности находят свое отражение, проявление и материальное воплощение; как восхождение к себе, как восхождение к Другому. [И.А. Соловцова, 2004]

Названные обстоятельства в большей или меньшей мере имеют место и в России, а самое главное состоит в том, что происходящие в стране изменения будут увеличивать их роль и значение в жизни людей и общества в целом. Поэтому процесс развития духовно- нравственной культуры студентов приобретает особую актуальность и становится перспективным направлением воспитательной политики вуза, а исследование возможностей и путей ее организации можно рассматривать как важную педагогическую проблему.

Таким образом, актуальность исследования обусловливается потребностью общества, современного производства в специалистах, обладающих высоким уровнем духовно-нравственной культуры, а также недостаточной разработанностью методологических основ развития духовно-нравственной культуры студентов вуза.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что задачи развития духовно-нравственной культуры студентов в период профессиональной подготовки в высших учебных заведениях лишь опосредованно представлены в нормативных образовательных документах.

Таким образом, развитие духовно-нравственной культуры студентов обусловлено потребностями постиндустриального образования.

Значимость и широта избранного направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в результате констатирующего эксперимента. Это противоречия между:

- социальной необходимостью в создании конкретных педагогических условий, обеспечивающих развитие духовно-нравственной культуры личности студента, с одной стороны, и недостаточностью научных разработок данного вопроса в условиях высшей школы - с другой;

- объективно новыми требованиями к профессиональной деятельности выпускников классических университетов и сохранившимся традиционным подходом к их профессиональной подготовке;

- необходимостью развития духовно-нравственной культуры студентов университета и отсутствием целостного теоретического и экспериментального обоснования данного процесса.

Проблемой исследования явилось осмысление того, как обеспечить процесс целенаправленного развития духовно-нравственной культуры у студентов в воспитательном пространстве в период их профессионального обучения в университете.

Тема исследования: , «Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета».

Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании модели и организационно-педагогических условий развития духовно-нравственной культуры у студентов в воспитательном пространстве университета, экспериментальной проверке технологии ее реализации.

Объект исследования - духовно-нравственная культура в структуре профессиональной подготовки студентов в вузе.

Предмет исследования - процесс развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета.

Гипотеза исследования: развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета будет протекать более эффективно, если: процесс профессионального становления студентов будет сопровождаться формированием традиций организации жизнедеятельности в вузе, в которых выделяется компонент духовно-нравственной подготовки специалиста, имеющий специальное содержательно-процессуальное обеспечение; модель развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве будет включать методологический и содержательно-процессуальный модули; технология реализации разработанной модели в воспитательном пространстве университета будет основана на поэтапном введении студентов в мир духовно-нравственной культуры, интеграции профессионального и дополнительного образования, включении их в различные виды духовной, творческой и нравственной деятельности; мониторинг процесса развития духовно-нравственной культуры студентов будет направлен на выявление полиэтнических факторов, усиливающих влияние воспитательного пространства на развитие духовно-нравственной культуры студентов; воспитательное пространство университета будет организовано на основе взаимодействия с партнерами по культурно-региональному сообществу.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы развития духовно-нравственной культуры как важнейшего компонента подготовки студентов;

2) раскрыть содержание понятия «духовно-нравственная культура» в конкретных условиях полиэтнического региона;

3) разработать модель развития духовно-нравственной культуры студентов и апробировать технологию ее реализации в воспитательном пространстве университета;

4) выявить и экспериментально проверить эффективность влияния созданного воспитательного пространства университета на процесс развития духовно-нравственной культуры студентов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. А. Караковский, И. А. Колесникова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков,

B.А. Сластенин, В.Д. Щадриков и др.); философская теория целостности, в рамках которой человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития (H.A. Бердяев, С.И. Гессен, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, JI.H. Толстой, B.C. Соловьев и др.); психологическая теория мотивации деятельности человека и ее ценностно-смысловых оснований (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Щадриков и др.), педагогические теории сущности воспитания духовно-нравственной культуры личности специалиста (Е.В. Бондаревская, Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, М.И. Рожков, Л.М. Лузина, Л.И. Маленкова,

C.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.).

Методы исследования: теоретические - изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез научных концепций, позволивший сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему и выявить положения, ставшие базовыми в диссертационном исследовании, включая разработку собственного подхода в содержательном осмыслении отдельных понятий, анализ конкретных учебных пособий, научно-методических изданий преподавателей КЧГУ; эмпирические моделирование, систематизация и интерпретация полученного (изучение и обобщение педагогической практики отдельных кафедр, факультетов, исследовательских лабораторий, трудов ученых по проблеме исследования), опытно-экспериментальная , работа, включающая констатирующий, формирующий и завершающий этапы эксперимента, наблюдение, анкетирование, статистический и качественный анализ результатов эксперимента.

Этапы исследования: исследование проводилось поэтапно в течение шести лет.

1. Поисково-теоретический этап (2004-2005гг.). Определена проблема исследования и сформулированы цель, задачи, гипотеза, обоснована методологическая база. Осуществлен теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, определены роль и место духовно-нравственной культуры в развитии и воспитании личности студентов; изучен опыт жизнедеятельности студентов в вузах республики, страны. Разработана рабочая программа исследования; обоснована логика организации опытно-экспериментальной работы по развитию духовно-нравственной культуры студентов в созданном воспитательном пространстве. На данном этапе проведен констатирующий эксперимент.

2. Опытно-экспериментальный этап (2005-2007гг.). Проведен формирующий этап эксперимента в условиях Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. Выявлен комплекс условий, обеспечивающих процесс развития духовно-нравственной культуры студентов, обоснована и апробирована технология реализации разработанной модели в воспитательном пространстве университета. Проанализирован и исследован опыт работы Карачаево-Черкесского государственного университета, его кафедр, исследовательских лабораторий, отдельных преподавателей по разработке проблематики, связанной с изучением и осмыслением историко-культурного наследия духовно-нравственных традиций народов КЧР, внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс. Определены критерии и показатели развития духовно-нравственной культуры студентов.

3. Обобщающий этап (2008- 2009гг.). Анализ, систематизация, обобщение полученных результатов в ходе опытно-экспериментальной работы, формулирование основных выводов, завершение научного обоснования положений исследования, оформление текстов диссертации и автореферата.

Научная новизна результатов исследования состоит в осмыслении значения регионального духовно-нравственного наследия народов КЧР как компонента отечественного наследия и выступает как основа совершенствования профессиональной подготовки специалиста постиндустриального общества. В данном контексте разработана модель развития духовно-нравственной культуры студентов в поликультурном воспитательном пространстве университета; включающая методологический и содержательно-процессуальный модули; определена совокупность организационных, педагогических и психологических условий, обеспечивающих эффективное развитие искомых качеств у студентов. С позиций педагогической науки и через призму подготовки специалистов анализируется специфика конкретной историко-культурной территории в системе взаимосвязанных показателей ее уникальности, включая воспитательное пространство университета, опыт работы конкретного вуза по развитию духовно-нравственной культуры студентов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенные в нем решения по развитию духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета углубляют научные представления о совершенствовании профессиональной подготовки в вузе, что является вкладом в развитие системы непрерывного образования. Раскрыто содержание понятия «духовно-нравственная культура» в контексте воспитательного опыта народов Карачаево-Черкесской республики, ее связей народной педагогики о духовно-нравственном совершенствовании личности. Теоретическую значимость имеют положения и выводы автора о том, что нравственно-этические воззрения народов Карачаево-Черкесской республики на идеал воспитания молодого поколения, наполненного глубоким содержанием, отражают специфику уклада семейной и бытовой жизни и национальной почвы и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую гуманистическую направленность. Выявлены условия, стимулирующие этот процесс. Определены критерии эффективности работы в исследуемом направлении.

Практическая значимость определяется содержащимися в исследовании педагогических подходов к организации жизнедеятельности студентов в созданном воспитательном пространстве с позиции не только сохранения духовно-нравственного наследия предшествующих поколений народов Карачаево-Черкесской республики, но и как фактор образовательного процесса, разработанную модель можно экстраполировать в другие вузы Российской Федерации. «Кодекс духовно-нравственных ценностей студентов университета», программы студенческого клуба «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов КЧР», мастер-класса для преподавателей «Духовно-нравственная культура студентов в воспитательном пространстве университета» могут быть использованы преподавателями вузов, учреждений дополнительного профессионального образования, педагогами общеобразовательных школ для реализации регионального компонента учебных планов и программ в преподавании общих курсов педагогики, по проблемам краеведения, спецкурсов и курсов по выбору.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственная культура является детерминирующей профессиональной характеристикой специалиста и рассматривается как степень освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа как части менталитета страны, всего человечества, понимания себя и других. Современная наука, в том числе и педагогическая, рассматривает духовно-нравственную культуру субъектов Российской Федерации как важнейший компонент современности, обеспечивающей связь поколений, процесс национальной идентификации.

2. Своеобразие духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесской республики определяется совокупностью природных и культурно-исторических объектов (ценность их определена временем и всеобщим признанием не только в регионе, но и в стране), непрерывной преемственностью традиций, самобытностью культуры, а также особой культурно-образовательной средой, в рамках которой формируется бережное, заинтересованное и даже подвижническое отношение к культуре своего отечества, своего региона.

3. Опора на духовно-нравственную культуру народов Карачаево-Черкесской республики позволила в полной мере раскрыться специфике и творческому потенциалу каждой кафедры, факультета, подразделения университета, а, с другой стороны, послужила основой для их интеграции. Все это создавало предпосылки для плодотворного сотрудничества, в том числе и на междисциплинарном уровне, профессоров и преподавателей, аспирантов, студентов, учителей школ, деятелей культуры, представителей имамата Карачая и других религиозных конфессий в созданном воспитательном пространстве университета.

4. Модель развития духовно - нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета включает две составляющие (методологическую и содержательно-процессуальную). Методологическая составляющая представлена основными характеристиками в виде целей, задач, методологических оснований, функций. Содержательно-процессуальная составляющая представлена тремя компонентами аксиологический, технологический, личностно-деятельностный), средствами развития духовно-нравственной культуры и условиями, обеспечивающими эффективность данного процесса.

5. Воспитательное пространство университета определяется как уникальная среда развития духовно-нравственной культуры у студентов при соблюдении следующих условий:

- сформированности у обучающихся положительной мотивации к духовно-нравственному наследию народов КЧР в образовательном процессе;

- активном вовлечении студентов в смыслотворческую деятельность; мониторинге изучения степени влияния воспитательного пространства на процесс развития духовно-нравственной культуры студентов в полиэтническом социуме; .

- равноправном взаимодействии с партнерами по культурно-региональному сообществу с учетом национальной психологии.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; междисциплинарным подходом к осмыслению основных компонентов своеобразия духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесской республики, согласованностью полученных результатов с гипотетическими построениями, основывающихся на выводах, базирующихся на имеющихся в педагогической науке теориях и заключениях; использованием комплекса взаимозаменяемых методик, применением совокупности разнообразных методов получения и обработки данных; корректной организацией опытно -экспериментальной работы; оптимальной количественной базой эксперимента; репрезентативностью объема выборки (100 преподавателей и 500 студентов), сочетанием количественного и качественного анализа; длительным характером опытно - экспериментальной работы по апробации разработанной модели, подтверждением теоретических выводов данными экспериментальной работы, что нашло свое отражение в имеющихся экспертных оценок, в данных опросов студентов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, теории и методики профессионального образования; методологическом семинаре аспирантов и соискателей Карачаево-Черкесского государственного университета; в выступлениях на международной научно-практической конференции «Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты полученных исследований и их использование в образовательной практике» (Санкт-Петербург, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Образование - наука - технологии» (Майкоп, 2007); региональных и межвузовских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе и вузе» (Карачаевск, 2006), «Вузовская наука и проблемы регионального образовательного пространства» (Карачаевск, 2008), «Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников» (Карачаевск, 2009), «Развитие инновационных направлений в образовании, экономике, технике и технологиях» (Ставрополь, 2009), «Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа и его роль в воспитании современной молодежи» (Нальчик, 2010); ежегодных педагогических чтениях им. У.Д. Алиева (Карачаевск, 2006). Материалы исследования отражены в одиннадцати публикациях по теме диссертации.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе чтения лекций соискателем при подготовке специалистов туризма и сервиса и отдельных занятий в студенческом клубе «Культура народов КЧР: традиции, обычаи» Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, Карачаево-Черкесской государственной технологической академии.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии из 211 наименований и 6 приложений. Работа содержит 7 таблиц, 8 рисунков и схему. Основной текст диссертации содержит 176 машинописных страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Боташева, Халима Юсуфовна

Выводы к главе 2

Формулируя выводы, хотелось бы подчеркнуть, что данное исследование ставит и решает задачи, связанные с процессом развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета. Ключом к пониманию проблемы являются мысли С.Д. Полякова, подчеркнувшего, что любая инновация имеет две стороны: предметную - что нового создается, вводится, и процессуальную - как происходит рождение, распространение, освоение нового. [127, С. 12] В первой главе спроектирована модель формирования духовно-нравственной культуры студента. Во второй главе рассматривается педагогический эксперимент по проверке эффективности созданного образца, технологии её реализации в образовательном процессе университета.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, считаем необходимым зафиксировать следующее:

1. Опытно-экспериментальная деятельность строилась на проектировочной основе. Объектами проектирования стали:

- организационные структуры (лаборатория духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, филиал «Эльбрусоида», секция студенческого клуба «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесии» и др.);

- воспитательный процесс, представляющий собой органическое единство аудиторной и внеаудиторной деятельности преподавателей, кураторов студенческих групп;

- воспитательное пространство как совокупность действий партнеров ориентированной социальной реальности, способствующей развитию духовно-нравственной культуры личности;

- диагностика результативности созданного воспитательного пространства на процесс развития духовно-нравственной культуры будущего специалиста;

- все объекты проектирования воспитательной деятельности связаны между собой и внутренне целостны.

2. Среди множества условий, влияющих на развитие духовно-нравственной культуры студентов есть один интегративный — воспитательное пространство, понимаемое в исследовании как результат конструктивной деятельности всех субъектов образовательного процесса, достигаемый в целях повышения эффективности педагогических воздействий на личность будущего специалиста.

3. На основе опытно-экспериментальной работы, данных мониторинговых исследований мы убедились в том, что воспитательное пространство стало важнейшим условием развития у студентов четырех групп качеств, составляющих основу духовно-нравственной культуры личности студентов:

1) качества, в которых проявляются отношения человека к ценностям (Истина, Добро, Красота.);

2) качества, характеризующие отношения человека к культуре;

3) качества, связанные с отношением к самому себе;

4) качества, в которых проявляется отношение к Другому.

4. Изучение терминальных и инструментальных ценностей показало, что на завершающем этапе для студентов-выпускников в качестве жизненно важных целей являются: интересная работа, любовь, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, уверенность в себе (терминальные ценности); образованность, широта взглядов, высокие запросы, независимость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов (инструментальные ценности).

5. Аспект моделирования мониторинга результативности опытно-экспериментальной работы представлен в исследовании двумя группами критериев: критерии факта долга и критерии эффективности работы преподавательского корпуса университета по развитию духовно-нравственной культуры личности студентов. (В.А. Караковский)

6. На основе проведенного педагогического эксперимента, анализа мониторинговых исследований мы убедились, что созданное воспитательное пространство стало важнейшим условием формирования духовно-нравственной культуры студентов университета. Кафедры, факультеты, институты университета осуществляли инновационный поиск нового содержания, форм взаимодействия с партнерами созданного воспитательного пространства.

7. Проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность разработанной программы развития духовно-нравственной культуры студентов в условиях воспитательного пространства университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная реальность ориентирует российское общество на серьезное и глубокое переосмысление роли и значения человека, на признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности. Духовное возрождение общества непосредственно связано с гуманизацией образования,' суть которой заключается в абсолютной ценности человека, приоритете его прав на свободное развитие и полноправную реализацию способностей и интересов. Реализация гуманистической парадигмы требует от системы высшего профессионального образования иных подходов к подготовке специалистов. Возрастает роль культуры как основы общественного развития, обеспечивающей интеграцию современных идей и концепций, распространение и воспроизводство их на социальном и личностном уровнях. Именно образование на гуманистической основе рассматривается как феномен культуры, что предполагает развитие системы ценностных отношений личности к миру и к себе в этом мире, в связи с чем особую значимость приобретают социокультурные проблемы профессиональной подготовки специалистов, прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана с целенаправленным регулированием социокультурных процессов.

В условиях изменившейся парадигмы образования актуализируется проблема подготовки специалиста нового типа, которая органично соединяла бы в себе личностные и профессиональные качества, проявляла потребность в непрерывном саморазвитии. Особое место в этом контексте принадлежит вопросам, связанным с развитием духовно-нравственной культуры будущего специалиста в период профессиональной подготовки в вузе.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать ряд общих выводов:

1. Направленный анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что в науке пока нет однозначного толкования понятия «духовно-нравственная культура», что в значительной степени определяется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разнонаправленностью подходов к ее исследованию. Феномен «духовно-нравственной культуры» определяется как сложное образование, затрагивающее внутренние сущностные характеристики человека.

В последние десятилетия понятие «духовно-нравственная культура» выдвинуло новую проблему - проблему развития духовно-нравственной культуры студентов как системного качества личности в период обучения в вузе. Проведенное исследование показало, что преобразования могут происходить только с системных позиций, включающих уровень востребованности выпускников высших учебных заведений, их карьерный рост, уровень потребности в их интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале.

2. В феномене духовно-нравственной культуры выделены следующие характеристики:

- целостность, понимаемая . с объективной стороны как диалектическое единство системных характеристик в рамках гуманитарной образовательной парадигмы, с субъективной стороны - как единое поле сознания (в том числе педагогического) человека, в котором могут функционировать и взаимодействовать элементы религиозного и светского миропонимания, расположенные в определенной иерархии;

- диалогичность, предполагающая, во-первых, диалог человека с самим собой как субъектом построения собственного миропонимания и собственной педагогической концепции; во-вторых, диалог религиозной и светской образовательных, парадигм как целостностей и диалог между отдельными фазами их развития; в-третьих, диалог ценностей, позволяющий соотнести объективную и субъективную стороны духовно-нравственного воспитания;

- вариативность феномена духовно-нравственной культуры, его специфика в различных исторических,и социокультурных условиях, что проявляется, прежде всего, в его содержательном наполнении. [Соловцова И.А., 2004]

3. Выявлены причины снижения качества состояния духовно-нравственного воспитания студентов в отечественной системе высшего профессионального образования в последние годы. Это снижение обусловливается:

- превалированием технократического, а не гуманитарно-ориентированного подхода к проектированию содержания профессионального образования, что выражается в снижении личностно-развивающего, творческого потенциала прежде всего гуманитарных дисциплин;

- недостаточностью отражения в образовательных программах духовно-нравственного компонента и перспективных научных идей концептуального и методологического характера.

4. Последовательно рассмотрев и проанализировав теоретические аспекты духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, мы достигли цели исследования — выработали методологические ориентиры, положенные в основу разработки модели развития духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета.

5. Модель развития • духовно-нравственной культуры студентов понимается нами с позиции идей аксиологического подхода и рассматривается в исследовании как альтернативная традиционной системе организации образовательного процесса в вузе. Разработанную модель характеризуют следующие особенности: 1) специфические компоненты духовно-нравственной культуры личности (аксиологический, технологический, личностно-деятельностный); 2) специально подобранные формы работы с партнерами по воспитательному пространству; 3) гибкая личностно-ориентированная система обучения и воспитания.

6. Доказано, что траектория развития духовно-нравственной культуры специалиста педагогического профиля более насыщен по сравнению с другими специальностями непедагогического профиля. Сравнительный анализ учебных планов и программ показал, что подготовка педагогов отличается более глубокой направленностью на деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

7. Обоснован механизм сотрудничества университета с партнерами по воспитательному пространству:

1) определение сферы взаимодействия;

2) определение предмета взаимодействия, содержания совместной деятельности, выбор форм и процедур;

3) создание в университете специальной педагогической системы по исследуемой проблеме (лаборатории «Духовно-нравственное воспитание молодежи», секции «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов Карачаево-Черкесии» студенческого клуба «Культура народов КЧР - обычаи и традиции», филиала общественного фонда «Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», банка данных);

4) создание комплекса методического обеспечения для внедрения результатов исследования в практику, которым подготовлены статьи, изданы различного рода учебные пособия, методические рекомендации, программы, разработаны спецкурсы, мастер-класс для преподавателей университета.

8. Разработана и апробирована технология реализации разработанной модели, представляющая • собой упорядоченную совокупность педагогических действий, операций, процедур и рассматривается нами как функциональная система организационных способов управления учебно-воспитательной и практической деятельностью студентов. В определяющие ее принципы включены: принцип целеполагания, научности, современности, оптимальности, интегративности, воспроизводимости процесса обучения и I его результатов.

9. Доказано, что на процесс развития духовно-нравственной культуры студентов оказывают существенное влияние четыре основных элемента образовательного процесса:

1) мотивация (духовно-нравственный компонент социально-философских, психолого-педагогических дисциплин, спецкурсы по исследуемой проблеме);

2) целеполагание (технологический параметр, связанный с развитием образовательных компонентов, ориентированных на совершенствование качества подготовки ' специалиста, включающий уровень коммуникативной культуры, деятельностный параметр, направленность на духовно-нравственное совершенствование);

3) самооценка (межличностный параметр, раскрывающий отношение к себе, к окружающим, к обществу, самореализацию студентов, представление о современном мире);

4) творчество (предметно-практический компонент, характеризующийся направленностью на профессионально-личностное совершенствование, умение решать профессиональные задачи).

10. В результате проведенного экспериментального исследования установлены следующие факты:

1) четкая направленность на освоение теоретических и методических основ духовно-нравственной культуры обусловлена включением преподавателями университета в содержание программного материала социально-философских и психолого-педагогических дисциплин, знаний о духовно-нравственном воспитании молодого поколения, ее базовых средств и способов воздействия на человека, а также достаточным технологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, основу которого составляют педагогические детерминанты;

2) возросший интерес студентов экспериментальных групп к спецкурсам «Горский этикет», «Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина», «Умственное воспитание и развитие младших школьников а средствами народной педагогики»; к исследованию проблем духовно-нравственного воспитания молодежи;

3) повышенный интерес создает исследование данной проблемы в курсовых и дипломных работах, в подготовке научных сообщений на научных конференциях, конкурсах социальных проектов, в программе секции клуба «Путешествие в мир духовно-нравственной культуры народов КЧР», воспитательных мероприятиях университета.

Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствует о том, что цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза - развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета - в целом подтвердилась: доказана эффективность разработанной модели процесса развития данного качества и технологии ее реализации.

Полученные результаты могут служить базой для совершенствования воспитательного процесса по развитию духовно-нравственной культуры будущего специалиста, использоваться преподавателями, кураторами студенческих групп в профессионально-педагогической деятельности.

Диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Результаты проведенного исследования позволяют, с одной стороны, модернизировать содержание процесса профессиональной подготовки за счет компонента духовно-нравственной культуры, с другой стороны, наметить пути дальнейшей разработки исследуемой проблемы. Предметом последующего педагогического изучения могут выступать различные аспекты реализации опыта личности в сфере духовно-нравственной культуры, разработка содержания регионального и вузовского компонентов дисциплин по развитию системы качеств личности в исследуемом аспекте, проблемы повышения квалификации вузовских преподавателей. Перспективным нам видится также дальнейшее исследование механизмов взаимосвязи университета с партнерами по воспитательному пространству, разработка условий реализации модели развития духовно-нравственной культуры студентов в различных дидактических условиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Боташева, Халима Юсуфовна, 2010 год

1. Арабов, И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина Текст. / И.А. Арабов: моногр. Карачаевск: КЧГПУ, 1996.-104 с.

2. Арабов, И.А., Этнопедагогика (культурологический аспект) Текст. / И.А. Арабов, Г.Ю. Нагорная. Карачаевск: КЧГУ, 1999. - 215 с.

3. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Диалектический аспект) Текст. /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.

4. Бабочкин, П.И. Основные направления системы воспитания студентов Текст. / П.И. Бабочкин //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - С. 267-278.

5. Байкова, Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике Текст. / Л.А. Байкова //Классный руководитель, 1998. -№2.-С. 2-11.

6. Батракова, И.С., Концептуальныерсновы педагогической диагностики профессионального становления будущего учителя Текст. / И.С.

7. Батракова, O.A. Фадеева //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2004. -№1.- С. 57-61.

8. Батчаева, Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика) Текст. / Х.Х.-М. Батчаева. Казань: Изд.-во Казан, ун-та, 2002. - 417 с.

9. Батчаева, Х-Х-М, Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики Текст. : моногр. /Х.Х.-М. Батчаева, М.М. Узденова /. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - 145 с.

10. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования Текст. / Е.П. Белозерцев. — Волгоград: Перемена, 2000. 461 с.

11. Беляев, Г.Ю. Векторный анализ образовательной среды как условия повышения квалификации педагога-воспитателя Текст. / Г.Ю. Беляев

12. Современные подходы к повышению квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кн. 1. - Пермь, 2004. - С. 48-56.

13. Бердяев, H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) Текст. /H.A. Бердяев. М.: Международные отношения, 1990.- 336 с.

14. Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения Текст. / A.A. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.

15. Боденко, Б.Н. Воспитание в образовании (социологические данные) Текст. /Б.Н. Боденко //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - С. 400-410.

16. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности Текст. / Е.В. Бондаревская // Научно-методические разработки. Ростов-н/Д: РГПИ, 1991. - 22 с.

17. Бондаревская, Е.В. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание)

18. Текст. /Е.В. Бондаревская //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 131-140.

19. Бондаревская, Е.В., Развитие образования в Южном федеральном округе Текст. /Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, A.A. Греков // Педагогика. 2003. - №9. - С.70-76.

20. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. /Е.В. Бондаревская. Ростов-н/Д.".Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2000.- 352 с.

21. Большая психологическая энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2007. - 544 с.

22. Боташева, Х.Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета Текст. /Х.Ю. Боташева. //Научные проблемы гуманизации исследований. Научно-теоретический журнал.- Пятигорск: ПТТУ,- 2008. №127- С. 12-18.

23. Боташева, Х.Ю., Савинова, Л.Ф. «Учитель, пред именем твоим.». Воспоминания о талантливом учителе М.А. Ахдаове, а также размышления о том, какой учитель нужен современной школе Текст. /Х.Ю. Боташева, Л.Ф. Савинова/. Ставрополь: АГРУ С, 2010. - 60 с.

24. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. Текст. /Н.М. Борытко / науч. ред. Н.К.Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.-181 с.

25. Борытко, Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания: моногр. Текст. /Н.М. Борытко / науч. ред. Н.К.Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.

26. Вернадский, В.И.: Pro et contr Текст. / В.И. Вернадский СПб, 2000.

27. Виноградов В.В. История слов. -М.: 1994. 1138 с.

28. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С.М. Вишнякова М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.

29. Власова Т.П. Педагогика духовности. Духовно ориентированное воспитание школьников и студентов. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2009. - 280 с.

30. Волков, Т.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. /Т.Н. Волков. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 68 с.

31. Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. /Л.С. Выготский /под ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

32. Гаврилин, А.В. Воспитательное пространство: основные характеристики Текст. /А.В. Гаврилин //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. -С. 260-266.

33. Галицкий, В.И. О методологии воспитания нового поколения Текст. //Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: материалы междунар. симпозиума.

34. Волгоград, 20-22 мая 2003 г. Волгоград: Перемена, 2003. - С. 257262.

35. Ганиева, Г. Приобщение к культуре народов своего региона Текст. /Г. Ганиева // Высшее образование в России.— 2007. №3. — С.148-149.

36. Гегель, Г.Ф. Философская пропедевтика. 1808-1811 гг// Работы разных лет в двух томах. Т.2. — М., 107 с.

37. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепциях) Текст. — М.: Совершенство, 1998. 608 с.

38. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С.И. Гессен. /Ответ, ред. и составитель П.В. Алексеев. — М.: «Школа Пресс», 1995. - 448 с.

39. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -384 с.

40. Гуртуева, М.Б. Народная педагогика — молодому учителю Текст. /М.Б. Гуртуева. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 168 с.

41. Гуртуева, М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа Текст. / М.Б. Гуртуева. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 256 с.

42. Гуткина, JI.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе Текст. / Л.Д. Гуткина. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 160 с.

43. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия Текст. / В.И. Даль.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. 736 с.

44. Данилов, C.B., Концепция эффективного воспитания Текст. / C.B. Данилов, В.И. Казакова //Классный руководитель.- 1998. №2. -С. 12-24.

45. Дахин, А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст. /А. Дахин // Народное образование. -2002.-№2.-С. 55-59.

46. Демакова, И.Д. Деятельность педагога в воспитательном пространстве Текст. /И.Д. Демакова //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 279-294.

47. Джамалудинов, Г. ■ Образование и воспитание Текст. / Г. Джамалудинов // Высшее образование в России. 2004. - №9. -С. 115-118.

48. Дерябин, Ю.С. Шведская модель в действии: инновационный подход к подготовке кадров и научным исследованиям в вузе Текст. /Ю.С. Дерябин //Высшее образование сегодня. 2004. - №5. - С. 34-40.

49. Духовный мир человека.- Выпуск I: Вопросы реализации духовно-нравственного потенциала образовательного учреждения в воспитании личности: <науч.- метод, сб. Ставрополь: СГПИ, 2005. -98 с.

50. Душина, Т.В. К проблеме духовно-нравственного возрождения России Текст. /Т.В. Душина //Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: тр. межрегион, науч.-практ. конф.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. С. 106-107.г

51. Емельянова, И. Типология студентов и воспитательный процесс Текст. / И. Емельянова // Высшее образование в России. 2007. - №3. - С. 170-172.

52. Загвязинский, В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с.

53. Зайцев, В.В. Некоторые проблемы модернизации педагогического образования на современном этапе Текст. /В.В. Зайцев //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2003.-№1,-С. 62-66-.

54. Зверева, В. Диагностика профессиональной деятельности учителя Текст. /В. Зверева //Мир образования. 1996. - №3. - С. 66-69.

55. Ислам и политика на Северном Кавказе: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Текст. Карачаевск: КЧГУ, 2007. - 279 с.

56. Ильин, И.А. О России Текст. /И;А. Ильин. М.: Российский архив, 1995.-32 с.

57. Кант, И. Собрание сочинений в шести томах Текст. / И. Кант.- М., 1965. Т.4 Ч.2.- С. 484.

58. Кара, А.П. Состояние регионализации образования на юге России во второй половине XX века -Текст. /А.П. Кара //Синергетика образования: Третьи междунар. Кирилло-мефодиевские чтения. — М. — Ростов-н/Д, 2007. С; 343-352.

59. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования Текст. /В.А. Караковский М., 1992. -127 с.

60. Кипкеева, H.A., В помощь куратору академической группы: Метод, рекомендации Текст. / Н.А Кипкеева, Ю.А. Джаубаев. Карачаевск: КЧГУ, 2006.- 152 с.

61. Кирьякова, A.B. Аксиологический аспект воспитания личности Текст. / A.B.Кирьякова //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 88-99.

62. Козловская, С.Н. Конфликты профессионального самоопределения студентов в университете и пути их разрешения Текст. /С.Н. Козловская // Мир психологии /Научно-методический журнал. М., -Воронож.: 2005 - №2 - С. 160-164.

63. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений*-' Текст. /Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -176 с.

64. Кононенко, T.B. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук. Т.В. Кононенко. Майкоп, 2004. - 19 с.

65. Королькова, Ю.В. Подготовка будущего педагога к использованию элементов художественного творчества в образовательном процессе. . Текст. : дис. . канд. пед. наук / Ю.В Королькова. — Ставрополь, 2005.- 186 с.

66. Краевский, B.B. Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки Текст. / В.В. Краевский //Мир образования — образование в мире 2001. - №2. - С. 11-22.

67. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студ. и асп. педвузов Текст. / В.В. Краевский. М.-Волгоград: Перемена, 2002.- 163 с.

68. Кудрина, Т.Н. Духовность категория вневедомственная Текст. / Т.П. Кудрина //Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: материалы, науч. практ. конф. (10-11 октября 2002 г.).-М., 2003.-С. 88-91.

69. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения (по материалам междунар. науч. конф.) Текст. Черкесск, 14-19 октября 1991 г. - Черкесск, 1993. - 533 с.

70. Куршаева, З.М. Национальные духовные ценности как средство совершенствования участников педагогического процесса Текст. / З.М. Куршаева //Синергетика образования: Третьи междунар. Кирилло-мефодиевские чтения. М. - Ростов-н/Д, 2007. - С. 43-48.

71. Кущетерова, Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (историко-педагогические исследования): монограф. Текст. / Ф.Т. Кущетерова. Ставрополь: КЧГПУ, 2000. - 182 с.

72. Кущетерова, Ф.Т. Изучение этнопедагогики в вузе как средство формирования национального самосознания студентов Текст. / Ф.Т. Кущетерова. Карачаёвск: КЧГПУ, 2000. - 117 с.

73. Кушу, А.Г. Музеи в культуре адыгов Текст. / А.Г. Кушу //Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения (по материалам международной научной конференции). Черкесск, 14-19 октября 1991 г. Черкесск, 1993. - С. 273-275.

74. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н. Леонтьев.- М. :Наука, 1977. -304с.

75. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования Текст. / М.М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

76. Липский, И.А. Воспитание как социальный институт Текст. / И.А. Липский //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н.К.Сергеева, Н.М.Борытко. -Волгоград: Перемена, 2004. С. 48-53.

77. Лихачев, Д.С. Раздумья Текст. / Д.С. Лихачев.- М., 1991. 318 с.

78. Личность школьника как цель, субъект и результат воспитания Текст. / под ред. H.A. Селиванова, Е.И. Соколова. М. - Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. - 336 с.

79. Литература народов Северного Кавказа: художественное пространство, диалог культур: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Текст. Карачаевск: КЧГУ, 2008. - 348 с.

80. Ложникова, Т.В. Формирование готовности студентов педагогических вузов к реализации .социокультурной функции обучения Текст.: автореф. дис. . канд.пед.наук / Т.В. Ложникова. Карачаевск, 2000. -23 с.

81. Ломакина, O.E. На пути к авторской педагогической технологии: учебное пособие Текст. / O.E. Ломакина. Волгоград: Перемена, 1997.-40 с.

82. Лузина, Л.М. Бытийный (онтологический) подход к воспитанию Текст. / Л.М. Лузина //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней.- Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - С. 141-154.

83. Люсьян, Мишед. Идея университета Текст. / Мишед Люсьян //Вест, высшей школы. 1991. - № 9 - С. 85-90.

84. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие Текст. / Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

85. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В.М. Монахов. — Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.

86. Муфтий, Равиль Гайнутдин. Духовные традиции мусульман и государство Текст. / Равиль Гайнутдин Муфтий //Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: материалы науч. практ. конф. (10-11 октября 2002 г.). М., 2003. -С. 34-39.

87. Надъярных, Н.С. Диаспора в потоке времени Текст. / Н.С. Надъярных //Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения (по материалам междунар. науч. конф.). Черкесск, 14-19 октября 1991 г. Черкесск, 1993. - С. 3-14.

88. Налбандьян, М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Текст.: дис. . канд.пед.наук / М.А. Налбандьян. Ставрополь, 2002. - 207 с.

89. Напсо, Д.А., Надежда и доверие. Из истории дружественных связей народов Карачаево-Черкесии с русским народом Текст. / Д.А. Напсо, С.А. Чекменев Черкесск: КЧНИИ,- 1993. - 318 с.

90. Николаев, В.А. Роль народной педагогики в формировании духовно-нравственной личности Текст. / В.А. Николаев // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф. Уфа: БИРО, 2007. - С. 98-100.

91. Никандров, Н.Д. Нам нужно пройти еще достаточный путь Текст. / Н.Д. Никандров //Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: материалы науч. практ. конф. (1011 октября 2002 г.). М., 2003. - С. 49-51.

92. Новиков A.M., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности). М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.

93. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. Текст. /под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Папанина, Э.Б. Тебоева. - М.: Педагогика, 1991. - 448 с.

94. Орлова, Г.П. Активизация читательской деятельности студентов — путь к профессионализму будущего преподавателя словесности Текст. / Г.П. Орлова // Мир образования образование в мире. -2003. -№1,- С. 160-162.

95. Пахолков, Н., Университет интеллектуальный и инновационный ресурс развития региона Текст. / Н. Пахолков, Ю. Шепелева // Высшее образование в России. — 2007 - №3. — С. 21-24.

96. Плужникова, Е.А. Влияние институтов социализации на развитие духовности личности Текст. / Е.А. Плужникова //Синергетика образования: Третьи междунар. Кирилло-мефодиевские чтения. — Москва Ростов-н/Д., 2007. - С. 355-363.

97. Поляков, С.Д. Опыт построения психо л ого-педагогической деятельностной концепции воспитания Текст. /С.Д. Поляков

98. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 275-280.

99. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики Текст. / С.Д. Поляков. М.: Новая школа, 1996. - 160с.

100. Погребняк Л.П. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности будущего учителя Текст. / Л.П. Погребняк // Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: тр. межрегион, науч.-практ. конф. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. -С. 7-8.

101. Профессиональное образование в XXI веке Текст. М.: ЦИСН, 2000. -84 с.

102. Профессионалы за мир на Северном Кавказе. Информационно-методические материалы Текст. Ростов-н/Д., 2003. - 159 с.

103. Пятак, В. Культура, традиция, образование Текст. / В. Пятак // Высшее образование в России. — 2007. №7. - С. 114-117.

104. Радионова, Н.Ф., Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2004. - №1. — С. 45-49.

105. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: моногр. Текст. / Л.П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001. -289 с.

106. Реан, A.A. Человек как субъект воспитания Текст. / A.A. Реан //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней.- Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - С. 319-331.

107. Редько, Л.Л., Краеведение как фактор духовно-нравственного воспитания личности Текст. / Л.Л. Редько, В.В. Лямин //Духовный мир человека. Вып. II. Краеведение: место и роль в духовно-нравственном воспитании личности. Ставрополь: СГПИ, 2005. -С. 4-12.

108. Резолюция участников Всероссийского совещания по итогам реализации программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы Текст. //Воспитание школьников. 2002. - №9 - С. 2-5.

109. Рожков, М.И. Стратегии и модели воспитания Текст. / М.И. Рожков //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 130-138.

110. Розова, Т.Н., О реализации воспитания самореализующейся личности студента в вузе Текст. / Т.Н.Розова, Е.В. Хохлова //Инновационные процессы в высшей школе: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. 28-30 сентября 2000. Краснодар, 2000. - С. 65-68.

111. Романцев, Г.М. Проблемы профессионального образования в современной педагогической науке Текст. / Г.М. Романцев // Педагогика. 2006. - №3. - С. 113-116.

112. Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.

113. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

114. Рыбина, Г.В. Гуманизация профессиональной деятельности учителя как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся Текст.: дис. . канд. пед. наук / Г.В. Рыбина. Ставрополь: СГУ, 2005 - 152 с.

115. Рыбин, В.А. Учитель в педагогике нового времени Текст. / В.А. Рыбин // Педагогика. -2006. №8. - С. 48-62.

116. Савинова Л.Ф. Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога Текст. / Л.Ф. Савинова. М. : РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-272 с.

117. Сапова, З.А. Целевые ориентации в жизненных планах студентов вуза Текст.: автореф. дис . канд. пед. наук / З.А. Сапова. Ставрополь, 2004.-19 с.

118. Саранов, A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: моногр. Текст. / A.M. Саранов Волгоград: Перемена, 2000. - 259 с.

119. Саркисьян, Т.Н. Духовные основы России Текст. / Т.Н. Саркисьян //Синергетика образования: Третьи междунар. Кирилло-мефодиевские чтения. М. - Ростов-н/Д., 2007. - С. 10-13.

120. Сафронова, Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность Текст. / Е.М. Сафронова. Волгоград: Перемена, 2003. - 187 с.

121. Сафронова, Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: моногр. Текст. / Е.М. Сафронова. Волгоград: Перемена, 2004. - 334с.

122. Сахарчук, Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования Текст. / Е.И. Сахарчук. Волгоград: Перемена, 2002. - 136 с.

123. Сахацкий, И.Р. Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвузов Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Р. Сахацкий. Уфа, 2006. - 22 с.

124. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 176 с.

125. Селиванова, H.A. Воспитательная система и воспитательное пространство — эффективные механизмы воспитания личности Текст. / H.A. Селиванова //Стратегия воспитания в образовательной системе

126. России /под ред. И.А.Зимней.- Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. С. 242-259.

127. Селиванова, Н.Л. О современных подходах к воспитанию Текст. / Н.Л. Селиванова //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней.- Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. С. 127-130.

128. Семенов, К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкессии о воспитании детей в семье Текст. / К.Б. Семенов. — Пятигорск, 1998. — 198 с.

129. Сергеева, В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности Текст. / В.П. Сергеева. М.: УЦ «Перспектива», 2007. - 96 с.

130. Серегин, С.М. Педагогические условия жизнедеятельности студентов в гуманизированной среде высшего учебного заведения Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / С.М. Серегин. Уфа, 2001. — 25 с.

131. Сериков, В.В. К созданию современной теории воспитания: методологический аспект Текст. /В.В. Сериков //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр.под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. -С. 81-88.

132. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем Текст. /В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 278 с.

133. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986 - 157 с.

134. Сластенин, В.А. Воспитательный процесс как система Текст. / В.А. Сластенин //Стратегия воспитания в образовательной системе России /под ред. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - С. 229-241.

135. Сокольников, Ю. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе Текст. / Ю. Сокольников //Воспитание школьников. 2001. - №10 - С. 2-9.

136. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников. Проблемы, перспективы, технологии Текст. / И.А. Соловцова. Волгоград: Перемена, 2004. - 160 с.

137. Соловцова, И.А. Феномен духовного воспитания в контексте современной педагогической реальности Текст. / И.А. Соловцова //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2004. - №1. - С. 70-73.

138. Соловьев, B.C. Философские начала цельного знания Текст. / B.C. Соловьев // Собрание сочинений B.C. Соловьева, т.1. — СПБ, 18771977. С. 508.

139. Стасенко, Н.М. Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.М. Стасенко. Ставрополь, 2004. - 22 с.

140. Степанов, E.H. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития Текст. / E.H. Степанов //Воспитание школьников. 2002. - №2. - i С. 8-14.

141. Степанов, E.H. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы Текст. / E.H. Степанов //Директор школы. 2000. - №2. -С. 19-26.

142. Стратегия воспитания в образовательной системе России Текст. /под ред. И.А.Зимней. .Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - 480 с.

143. Татаркина, Н. Методологические основания концепции формирования духовно-нравственной культуры студенчества (на примере вузов МВД России) Текст. / Н. Татаркина //Вестник высшей школы.- 2007.- №2. с. 44-48.

144. Тельнов, В., Гармоничная личность ориентир воспитательной работы Текст. / В.Тельнов, Е. Огорелышева // Высшее образование в России. - 2008. - №5. - С. 95-97.

145. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания Текст.: сб. науч. тр. /под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. -Волгоград: Перемена, 2004 420 с.

146. Титова, Е.В. Феномен методики воспитания в педагогической практике Текст. / Е.В. Титова //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /под ред. Н.К.Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 188199.

147. Тулина, О.О. Педагогические условия формирования коллектива студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст.: дис. . канд. пед. наук / О.О. Тулина. Ставрополь, 2007. - 187 с.

148. Турбовской, Я.С. Толерантность духовно-нравственная основа развития единого образовательного пространства Текст. /Я.С. Турбовской //Известия Академии педагогических и социальных наук. - М.-Воронеж, 2003. - С. 37-48.

149. Турченко, В.Н. Методологические основы российской стратегии развития образования Текст. / В.Н. Турченко //Педагогика, 2002. -№10.-С. 97-105.

150. Фазылзьярова, Г.И. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности^ средствами народного искусства Текст.: автореф. дис, . канд. пед. наук. / Г.И. Фазылзьярова.1. Казань, 2004.- 19 с. .

151. Филонов, Г.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований Текст. / Г.Н. Филонов //Мир образования — образование в мире. 2002. - №3. - С. 81-90.

152. Формирование национального самосознания в процессе художественного образования: материалы Всерос.науч.-практ. конф. -Карачаевск: КЧГУ, 2008. 180 с.

153. Фомина, Е.А. О религиозности в студенческой среде Текст. / Е.А. Фомина //Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: тр. межрегион, науч.-практ. конф. Ставрополь: СевКавГТУ. - 2007. - С. 319-320.

154. Фролова, Ю. Образование и региональные молодежные ценности Текст. / Ю. Фролова // Высшее образование в России. 2007. - №7. -С. 173-176.

155. Хачирова, З.К. Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа Текст.:автореф. дис. . канд. пед. наук / З.К. Хачирова. Карачаевск, 2002. — 21 с.

156. Христина, Л. Из практики воспитательной работы Текст. / д. Христина // Высшее образование в России. 2008. - №4. - С. 111-115.

157. Хузиахметов, А. Воспитать патриотов Текст. / А. Хузиахметов // Высшее образование в России. 2005. - №6. - С. 115-119.

158. Чепурных, Е. Об основных направлениях развития воспитания в системе образования Текст. / Е. Чепурных //Воспитание школьников. -2000.-№1.-С. 2-5.

159. Шадриков, В.Д. Духовные способности Текст. / В.Д. Шадриков. М.: Изд-во «Магистр», 1996. - 102 с.

160. Шамсутдинова, E.B. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.В. Шамсутдинова. Карачаевск, 2000. - 22 с.

161. Шемирзоев, Х.М. О некоторых этнокультурных связях черкесов Текст. / Х.М. Шемирзоев //Культурная диаспора народов Кавказа: генезис проблемы изучения (по материалам междунар. науч. конф.). Черкесск, 14-19 октября 1991 г. Черкесск, 1993. - С. 292-304.

162. Шилова, М. Традиции и новации в исследовании проблемы воспитания Текст. / М. Шилова //Педагогика. 2003. - №6. - С. 103105.

163. Щуркова, Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса Текст. / Н.Е. Щуркова //Классный руководитель. 1998. - №1. - С. 5870.

164. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. M.:OOÖ «Издательство ACT», 1997 - 300 с.

165. Юрченко, Ю.А. Формирование культурологических умений у студентов педагогического вуза Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Ю.А. Юрченко. Майкоп, 2000. - 21 с.

166. Ярмакеев, И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин Текст. / И. Ярмакеев // Высшее образование в России. 2004. - №9. - С. 64-70.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.