Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Виноградова, Анастасия Александровна

  • Виноградова, Анастасия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 0, Б. м.
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Виноградова, Анастасия Александровна. Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Б. м.. 0. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Виноградова, Анастасия Александровна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования духовной культуры личности.14

1.1. Понятие о духовной культуре личности.16

1.2. Общепедагогические основы развития духовной культуры школьника.31

1.3. Организационно-методические основы развития духовной культуры школьника.47

ВЫВОДЫ по 1-ой ГЛАВЕ. .64

ГЛАВА II.Система эстетического воспитания Б.М.Неменского как средство развития духовной культуры школьника.

II. 1. Констатирующий эксперимент.72

11.2. Моделирующий эксперимент.92

11.3. Формирующий эксперимент.115

ВЫВОДЫ по П-ой ГЛАВЕ.,.:. ■.;.„.132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского»

Актуальность исследования. В условиях современной ситуации российское государство, вступившее в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, ведет интенсивный поиск новых приоритетов и ценностных установок. Существенное влияние на характер данных поисков оказывает ориентация на западные аксиологические модели, которые наряду с открывшимися возможностями (свобода совести, открытость, многопартийность, гласность и др.) привносят в российскую действительность негативные явления, присущие технократическому обществу, «обществу потребления» (эгоизм и рационализм, замкнутость на себе и своих проблемах, приоритет интеллектуальных и материальных ценностей над духовными). т

Анализ деструктивных процессов, нарастающих в последние годы в недрах российского общества, с особой остротой показал, насколько необходима определенная система духовных ценностей для каждого человека, поскольку именно она является той основой, опираясь на которую можно строить позитивные межличностные отношения, отношения внутри государства и в мировом сообществе. Проблема духовных ценностей, актуальная для всего российского общества в целом, особую остроту приобретает в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчивым к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества, оказалось подрастающее поколение. Не имея внутренней опоры в силу несформированности мировоззренческих позиций, молодежь утратила поддержку со стороны семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений, т.к. старые, социалистические ценности оказались полностью отвергнутыми, а новая система ценностей не была обретена. В создавшихся условиях проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических изысканий.

В контексте этого значительно возрос интерес современной науки к исследованию аксиологических теорий, разработанных в трудах античных философов (Гераклит, Сократ, Марк Аврелий, Плотин и др.), в концепциях мыслителей эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, И.Гердер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.), в философских теориях субъективного идеализма (И.Кант, Л.Фейербах, И.Фихте и др.) и экзистенциализма (А.Камю, Ж.Сартр). Приобрели новое звучание философско-этические воззрения С.П.Аверинцева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, О.Г.Дробницкого, В.И.Несмелова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского. Возродился интерес к христианским истокам духовного воспитания (А.А.Анисин, Л.В.Бурмистрова, А.А.Гуляев, В.К.Журавлев, С.Ф.Иванова, В.Н.Крупин, А.Е.Лихачев, В.Л.Махнач, И.В.Метлик, Т.И.Петракова, Т.В.Склярова, В.И. Слободчиков и др.). Плодотворно разрабатываются концептуальные основы духовного воспитания молодежи (Е.П.Белозерцев, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, Л.П.Буева, Л.Г.Вяткин, Б.С.Гершунский, Б.М.Неменский, Н.С.Розов, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.

Содержательной основой данных исследований выступает проблема духовной культуры как атрибутивной характеристики личности, процесс формирования и развития которой рассматривается сегодня в различных аспектах: выясняется сущность духовности и ее собственного культурного смысла (Е.В.Авралова, З.Г.Антошкина, М.С.Каган, В.И.Ксенофонтов, С.Б.Крымский, Р.Л.Лившиц, М.К.Мамардашвили, Г.П.Меньчиков, А.А.Нуйкин, В.Г.Федотова, З.В.Фомина и др.), исследуется понятие о духовной культуре как философской категории (Н.Н.Дробкина, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, В.Н.Лосский,

М.К.Мамардашвили, Л.Н.Смирнова, Б.В.Раушенбах); анализируются этнические основы духовной культуры как явления общественного сознания (А.Л.Вассович, В.Т.Михайлова, А.К.Халифаева, Е.Б.Яковенко), исследуются условия и средства формирования духовной культуры личности (А.В.Елисеева, Г.И.Железовская, И.П.Овсянникова, О.Г.Яковлева).

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение массовой и инновационной практики показали, что наиболее эффективным средством развития духовной культуры подрастающего поколения может выступать искусство как система гуманистических и духовных ценностей, обладающая многоуровневым и иерархическим характером. Это связано с тем, что достижения искусства в различных формах своего проявления способны нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов воздействовать на духовный мир современного школьника, который в значительной степени обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности.

Вместе с тем анализ общественной и педагогической практики показывает, что в настоящее время назрел ряд актуальных противоречий между:

- усилением внимания со стороны государства и общества к проблемам развития духовной культуры подрастающего поколения и ослаблением воспитывающей функции школы как одного из главных институтов социокультурного наследования;

- ориентацией части российского общества на низкопробные образцы западного искусства и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию духовных ценностей личности;

- потребностью подрастающего поколения в духовной культуре как атрибутивной личностной характеристике и неразработанностью общепедагогических и организационно-методических условий и средств ее развития в рамках традиционной воспитательной системы;

- заложенным в содержании искусства богатейшим духовным потенциалом и недостаточным его использованием в системе эстетического воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, возникло известное противоречие между объективной потребностью общественной и образовательной практики в развитии духовной культуры личности и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ данного процесса средствами эстетического воспитания. Это определило выбор темы исследования «Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М.Неменского», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы общепедагогические и организационно-методические условия и средства эффективного развития духовной культуры современного школьника в системе эстетического воспитания Б.М.Неменского? Решение этой проблемы составляет 4 цель исследования.

Объект исследования - образовательный процесс в школе.

Предмет исследования - система эстетического воспитания Б.М. Неменского как средство развития духовной культуры школьника.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника достигнет оптимального уровня, если:

- исследованы философские, педагогические и психологические основы искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества и источника развития духовной культуры личности;

- выявлены общепедагогические условия и средства, способствующие превращению ценностей искусства в объект духовных потребностей школьника;

- обеспечен личностно-деятельностный подход к реализации ценностного содержания искусства в ходе развития духовной культуры школьника;

- определены концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы отбора и присвоения духовных ценностей, потенциально воздействующих на формирующуюся личность школьника средствами системы эстетического воспитания Б.М.Неменского.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задача :

- обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические, общепедагогические и организационно-методические основы развития духовной культуры личности;

- определить сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности современного школьника;

- осуществить анализ гуманистического потенциала, заключенного в содержании искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества и источника формирования духовной культуры личности в учебно-воспитательном процессе современной школы;

- выявить концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы, раскрывающие сущность, специфику, содержание, принципы построения и механизмы функционирования системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника;

- внедрить в педагогическую практику комплект научно-методических материалов, содержащих рекомендации по использованию системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в образовательном процессе современной школы.

Общая методологическая основа исследования базируется на важнейших положениях философской и педагогической антропологии, рассматривающих человека как субъекта саморазвития, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление ее духовной сущности и определяющие многофакторный характер целостного процесса становления личности В.В.Краевский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский); на личностно-деятельностном подходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечества, значимого для отдельной личности и обеспечивающего многофакторный характер процесса ее становления за счет расширения- «поля культуры» (А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман).

Теоретической базой исследования служат аксиологические принципы, отражающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества, составляющие одну из сущностных основ воспитания человека и проявляющиеся через освоение отечественной и мировой духовной культуры (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, М.С.Каган, П.А.Флоренский); теория системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса на основе его моделирования (С.И.Архангельский, Л.Г.Вяткин, Б.С.Гершунский, Г.И.Железовская, С.А.Машников, Н.Д.Никандров).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимопро-веряемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение программных документов, определяющих содержание эстетического воспитания в современной школе; методы монографических исследований. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы развития духовной культуры личности с позиций междисциплинарного исследования и обосновать теоретико-методологические подходы к организации данного процесса в условиях современной школы.

Ведущая роль в исследовании принадлежит педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, применялись методы творческого саморазвития и самовыражения личности, изучение продуктов деятельности). Данные методы позволили адекватно выявить роль системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьников. В ходе проверки результатов исследования и обобщения его выводов применялся системно-целостный анализ, что позволило с высокой степенью достоверности судить об эффективности проведенного исследования.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Диссертационное исследование проводилось поэтапно, в период с 1998 по 2003 годы на базе Балашовского филиала Саратовского государственного университета, Центра детского творчества, общеобразовательных школ №№ 1, 14, 16, муниципальной гимназии, детской художественной школы г. Балашова, Балашовского музыкального училища. Исследование включало три этапа.

На первом (аналитико-теоретическом) этапе (1998-2000 гг.) с позиций междисциплинарного исследования изучалась степени разработанности проблемы развития духовной культуры личности в отечественной и зарубежной науке; обобщался и систематизировался полученный материал; осуществлялось осмысление традиционных и инновационных систем эстетического воспитания как средства развития духовной культуры подрастающего поколения; подвергалась анализу практика работы образовательных учреждений г. Балашова; изучались возможности системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства формирования духовной культуры школьника.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2000-2002 г.г.) в ходе все более глубокого проникновения в проблему корректировалась гипотеза исследования, претерпевали изменения цели и задачи эксперимента; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в практику работы образовательных учреждений Балашовского района.

На третьем (обобщающем) этапе (2002-2003 г.г.) на основе анализа, обработки и систематизации накопленного фактического материала велась проверка полученных результатов; научно обосновывались и внедрялись в педагогическую практику научно-методические материалы, раскрывающие условия и средства использования системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- раскрыты сущность и содержание понятий «духовность», «нравственность», «религиозность», «нравственный идеал», «духовная культура общества», «духовная культура личности», «гуманистические ценности», выявлено их соотношение и взаимосвязь;

- определены сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности; сложного многоуровневого образования, охватывающего различные стороны и уровни человеческого бытия; системы присвоенных личностью норм и способов человеческой деятельности, правил и способов общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни; формы хранения и передачи многообразных индивидуальных способностей и механизмов душевной жизни человека;

- в ходе анализа концептуальных основ системы эстетического воспитания Б.М. Неменского выявлен потенциал искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества, воздействующей на формирующуюся личность школьника в ходе присвоения духовных ценностей, раскрытия сущностных сил и творческих способностей ученика, формирования у него внутриличностных ориентиров на основе гуманистических ценностных ориентаций;

- с позиций обоснования научно-теоретических и дидактических аспектов определены психолого-педагогические основы построения и функционирования системы эстетического воспитания Б.М. Йеменского как средства развития духовной культуры современного школьника, включающие наличие четкой концепции, психологическую аргументированность, систему методов и форм обучения, совокупность принципов, содержание деятельности как систему основных видов социального опыта, накопленного человечеством;

- с позиций организационно-методического аспекта разработано, представлено и апробировано на практике научно-методическое обеспечение, раскрывающее механизмы внедрения системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в образовательный процесс современной школы и включающее потребность педагога быть носителем культуры; иметь целевую установку на стратегию сотворчества; исповедовать диалогичность как основу обмена духовными, нравственными и эмоциональными ценностями; оказывать поддержку индивидуальному духовному развитию и саморазвитию личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: •■••• теоретически обоснованные и проверенные опытным путем психолого-педагогические основы системы эстетического воспитания Б.М.Неменского позволяют использовать ее в качестве средства развития духовной культуры школьников;

- разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы комплекты дидактических материалов (программа, методические рекомендации, фоно- и слайдотека) способствуют значительному повышению эффективности данного процесса в условиях современной школы.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ по эстетическому воспитанию, создании учебных и методических пособий, разработке курсов лекций по эстетическому воспитанию в педагогических вузах и системе повышения квалификации учителей, в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической аргументированностью исходных позиций, связанных с аксиологическим, антропологическим, культурологическим и личностно-деятельностным подходами; применением системы методов исследования, адекватных его задачам; внутренней непротиворечивостью логики исследования; репрезентативностью выборок; непротиворечивостью выводов и опытных данных, их сравнимостью с массовой и инновационной практикой; личным опытом & работы диссертанта в педагогическом вузе и учреждениях по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. На защиту выносятся:

1. Совокупность положений, раскрывающих теоретико-методологические, общепедагогические и организационно-методические основы процесса развития духовной культуры личности в образовательном процессе современной школы.

2. Сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности, сложного многоуровневого образования, системы ценностей, формы хранения и передачи механизмов душевной жизни человека.

3. Концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника.

4. Научно-методическое обеспечение, раскрывающее механизмы внедрения системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в образовательный процесс современной школы. Апробация и внедрение результатов исследования, выводов и рекомендаций, изложенных в работе, осуществлялась через обсуждение материалов диссертации на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского и Бала-шовского филиала СГУ; в процессе выступлений на межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур XXI век» (Балашов, 1996), Международной научная конференция «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000), Все-росийских Аскинских чтениях «Разум и культура» (Саратов, 2001), второй научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2001), региональной научно-практической конференции «Становление творческой личности в условиях развивающей среды» (Балашов, 2001- 2002).

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в девяти публикациях автора.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Балашовского филиала Саратовского государственного университета, Балашовского музыкального училища, Центр детского творчества г. Балашова, муниципальные образовательные учреждения г. Балашова и Балашовского района.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений; проиллюстрирована таблицами и схемами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Виноградова, Анастасия Александровна

ВЫВОДЫ по И-ой ГЛАВЕ

Опытно-экспериментальная работа, направленная на внедрение системы эстетического воспитания Б.М. Неменского в массовую практику, включала констатирующий, моделирующий и формирующий этапы.

Констатирующий эксперимент был направлен на сбор и обобщение материалов, раскрывающих динамику становления отечественной и мировой практики эстетического воспитания. Для решения данной задачи был собран и проанализирован материал, отражающий становление теории и практики эстетического воспитания в странах Запада и Востока: США, Англии, Франции, Японии. Анализ литературы показывает, что опыт создания систем эстетического воспитания стран Запада и Востока разнообразен и может представлять определенный интерес для отечественной педагогической теории и практики.

Система эстетического воспитания в России начала складываться лишь в начале XX века и была связана с именами С О. Цыбульско-го, А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, А.В. Луначарского, С.Т.и В.Н. Щацких. Возрождение интереса к проблемам эстетического воспитания в отечественной педагогике началось в 60-е годы и было связано с работами Акопджанян Е.С., Волкова Г.Н., Галеева Б., Кабалевского Д.Б., Киященко Н.И., Коникова И.А., Лейзерова Н.Л., Мейлаха Б.С., Неменского Б.М., Самохваловой В.И. Системы эстетического воспитания, разрабатываемые в этот период, были нацелены на формирование духовно-нравственных начал личности, развитие творческих способностей и дарований каждого ученика.

В ходе моделирующего эксперимента создавалась модель системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как совокупность концептуальных, научно-теоретических, дидактических и организационно-методических основ.

Концептуальные основы системы эстетического воспитания «Школа России», разработанной народным художником России, академиком РАО, руководителем Центра непрерывного художественного образования (ЦНХО) Борисом Михайловичем Неменским, раскрывают авторскую методологию, заключающуюся в осмыслении искусства как средства развития духовной культуры личности. Необходимо строить процесс обучения как поэтапное познание мира духовных ценностей, веками воплощаемых в искусстве: от ближайшего эмоционально осознаваемого окружения ребенка (родного порога) до освоения культуры разных народов. При таком подходе содержание образования по циклу предметов искусства, объединенное в программу «Изобразительное искусство и художественный труд», дает не просто определенную сумму знаний, умений и навыков работы, а «очеловечивает» душу ребенка, развивает у него высокую духовную культуру.

Выявление научно-теоретических основ системы эстетического воспитания Б.М.Неменского, объединяющих совокупность психолого-педагогических условий и средств воздействия искусства на развитие духовной культуры школьников, включало психологический и педагогический аспекты.

Психологический аспект в анализе научно-теоретических основ системы эстетического воспитания Б.М. Неменского, связанный с осмыслением специфики художественного восприятия и его роли в развитии духовной культуры личности, опирается на методологические разработки отечественных психологов, в которых убедительно обоснована жизнестроительная роль высших (эстетических) эмоций в развитии творческого и интеллектуального потенциала формирующейся личности.

Педагогический аспект в выявлении научно-теоретических основ системы эстетического воспитания Б.М. Неменского строится на осознании того, что искусство имеет наибольший интегративный потенциал для развития духовной культуры личности, поскольку наиболее оптимально готовит воспшуемого к адекватному чувственно-эмоциональному и интеллектуальному вхождению в реальную жизнь своего общества и всего человечества.

Раскрытие дидактических основ системы эстетического воспитания Б.М.Неменского предполагает характеристику принципов отбора содержания образования по циклу предметов, объединенных в программу «Изобразительное искусство и художественный труд». В основу данного отбора положена идея о том, что глобальной задачей обучения является передача подрастающим поколениям социального опыта как совокупности четыре основных элемента:

- системы знаний о природе, человеке, мире;

- совокупного опыта способов деятельности (умения и навыки);

- опыта творческой деятельности;

- опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к собственной деятельности.

Раскрытие организационно-методических основ системы эстетического воспитания Б.М. Неменского строится на анализе механизма функционирования данной системы в целостном педагогическом процессе современной школы. Сущность методических приемов, составляющих данный механизм, заключается в том, чтобы на каждом уроке, равно как и в целостном образовательном процессе комплексно формировать у учащихся все четыре основных элемента социального опыта средствами искусства. Эта задача будет оптимальным образом решена, если на каждом уроке ученик будет одновременно выступать в четырех различных, но взаимосвязанных позициях:

- как слушатель, воспринимая от учителя систему знаний о природе, человеке, мире, переданную специфическим языком искусства;

- как художник, приобретая умения и навыки изобразительно-выразительной деятельности;

- как творец, постигая опыт творческой деятельности в ходе выполнения разнообразных творческих заданий;

- как зритель, осваивая опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, «очеловечивая душу» средствами искусства.

Формирующий эксперимент (2000-2002 гг.) был направлен на внедрение в образовательный процесс г. Балашова и Балашовского района системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как средства развития духовной культуры школьников. На начальном этапе эксперимента проводилось анкетирование преподавателей ИЗО, в ходе которого наметились два блока проблем, решение которых составляло цель и содержание формирующего эксперимента.

Первый блок проблем был связан с потребностью донести до педагогической общественности города и района обобщенную информацию, раскрывающую сущность и специфику системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как средства развития духовной культуры школьника. В рамках решения данного блока предполагалось ведение следующей работы:

- обоснование концептуальных основ системы эстетического воспитания Б.М.Неменского, раскрывающих авторскую методологию в осмыслении искусства как средства развития духовной культуры личности;

- выявление научно-теоретических основ системы эстетического воспитания Б.М.Неменского, объединяющих совокупность психолого-педагогических условий воздействия искусства на развитие духовной культуры школьников;

- знакомство педагогической общественности города и района с сущностью и спецификой концепции Б.М. Неменского «Школа России» через систему педагогического просвещения.

Второй блок проблем был направлен на внедрение системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в массовую образовательную практику города и района, что предполагало следующую совокупность действий:

- раскрытие дидактических основ, характеризующих принципы отбора содержания системы эстетического воспитания Б.М.Неменского;

- анализ организационно-методических основ, раскрывающих механизмы функционирования системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в целостном педагогическом процессе современной школы;

- ведение опытно-показательной работы на базе экспериментальных образовательных учреждений;

- внедрение в педагогическую практику комплекта научно-методических материалов, содержащих рекомендации по использованию системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в образовательном процессе современной школы.

Опытно-экспериментальная работа велась на базе средней школы № 14, где учитель ИЗО Лагун Нина Константиновна поэтапно осваивала систему эстетического воспитания Б.М. Неменского с 1992 года и к началу эксперимента вела уроки по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» во всех классах и параллелях. В связи с этим основные задачи данного этапа формирующего эксперимента заключались в следующем:

1) на конкретных примерах показать, как система эстетического воспитания;

Б.М. Неменского способствует развитию духовной культуры школьников;

2) обобщить и научно обосновать опыт работы учителя Н.К.Лагун по использованию системы эстетического воспитания Б.М. Неменского;

3) ознакомить с уроками Н.К. Лагун как образцом творческой работы по системе эстетического воспитания Б.М. Неменского учителей изобразительного искусства города и района.

Первая задача эксперимента решалась в ходе написания под нашим руководством творческой работы на высшую аттестационную категорию «Духовное развитие школьников на уроках изобразительного искусства», в которой учитель Н.К. Лагун осмыслила собственный опыт работы с научно-теоретических позиций. Вторая задача осуществлялось в процессе посещения открытых уроков по изобразительному искусству, факультатива и внеклассных мероприятий. Результатом ее выполнения стала публикация методических рекомендаций, содержащих описание системы уроков по изобразительному искусству учителя Н.К. Лагун. Для реализации третьей задачи была организована система открытых уроков, которые проводила Нина Константиновна на протяжении 2000-2002 годов на базе школы № 14 и других школ города. Параллельно с этим среди учителей изобразительного искусства распространялись методические рекомендации, раскрывающие сущность, содержание, механизмы реализации системы эстетического воспитания Б.М. Неменского и описание опыта работы учителя Н.К. Лагун.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ деструктивных процессов, нарастающих в последние годы в недрах российского общества, с особой остротой показал, насколько необходима определенная система духовных ценностей для каждого человека, поскольку именно она является той основой, опираясь на которую можно строить позитивные межличностные отношения, отношения внутри государства и в мировом сообществе. Проблема духовных ценностей, актуальная для всего российского общества в целом, особую остроту приобретает в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчивым к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества, оказалось подрастающее поколение. Не имея внутренней опоры в силу несформированности мировоззренческих позиций, молодежь утратила поддержку со стороны семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений, т.к. старые, социалистические ценности оказались полностью отвергнутыми, а новая система ценностей не была обретена. В создавшихся условиях проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических изысканий.

Категориальный статус понятия «духовная культура личности» на сегодняшний день полностью не определен, что выражается в подмене данного определения родственными терминами, такими как «духовность», «нравственность», «религиозность», «культура», «сознание», «душа» и т.д. Неопределенность статуса, расплывчатость содержания понятия «духовная культура личности» приводят к тому, что искажается и суть понятия, и поиск путей и средств возрождения практической духовности в массовом сознании, в связи с чем необходим анализ данного феномена с позиций междисциплинарных исследований, выявляющих различные закономерности взаимодействия человека с действительностью:

- во-первых, закономерности возникновения, существования и развития духовных отношений, которые выявляются в особом чувственно-эмоциональном познании человеком окружающего мира и выражаются в духовной деятельности людей, преобразующих мир в соответствии со своими потребностями, стремлениями и желаниями (теоретико-методологический уровень);

- во-вторых, закономерности духовного становления личности в рамках различных социальных институтов общества (общепедагогический уровень);

- в-третьих, закономерности воздействия на внутренний мир человека искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества и средства развития духовной культуры личности (организацио'нно-методический уровень).

С позиций теоретико-методологического уровня анализ духовной культуры личности связан с выявлением сущностных, содержательных и качественных характеристик данного понятия.

В контексте нашего исследования в качестве методологической основы для понимания сущности духовной культуры личности выступает антропологический подход, с позиций которого духовную культуру следует рассматривать в качестве базового основания личности

- системы особых психологических образований, которые играют определяющую роль в процессе становления личности, выступая основой психики в целом (конкретным личностным качествам, системе ценностных ориентаций, умственному развитию, профессиональному и жизненному самоопределению и др.).

Выявление содержательных характеристик духовной культуры личности связано с анализом целого ряда коррелирующих понятий:

- духовность как проявление «человеческого в человеке», свойство, относящееся к высшей способности души человека и заложенное в самом основании его личности;

- религиозность как целостное жизненное состояние человека, основанное на вере в Бога как Высшее Начало бытия;

- нравственность как область внутреннего самопринуждения человека, благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро;

- образ жизни как совокупность определенных, конкретно-исторических, наиболее существенных черт материального, социального и духовного бытия индивидов в обществе;

- духовная жизнь общества как особая форма жизнедеятельности, организованная на основе идей, идеологий, морали и служащая фундаментом для воспроизводства национального сознания и самосознания;

- духовные отношения как процесс чувственного взаимодействия человека с миром, в котором он не только переживает, но и познает, а также преобразует в соответствии с идеалом себя и окружающую действительность;

- нравственный идеал как целостный конкретно-чувственный образ, в котором сконцентрированы представления людей о совершенной, свободной, счастливой жизни и о соответствующей ей жизнедеятельности человека и общества.

Качественные характеристики духовной культуры личности определяются следующими параметрами данного понятия:

- сложное многоуровневое образование, охватывающее различные стороны и уровни человеческого бытия: общечеловеческое (родовое), личностное (целостное), индивидуальное (единичное);

- система присвоенных личностью норм и способов человеческой деятельности, правил и способов общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни;

- форма хранения и передачи многообразных индивидуальных способностей и механизмов душевной жизни человека;

- базовое основание личности, выступающее системообразующей внутренней характеристикой субъекта и определяющей его сущностную природу и индивидуальное своеобразие;

- многоаспектный феномен, проявляющийся в следовании высшим образцам совокупной человеческой культуры и предполагающий усвоение высших ценностей родового бытия человека на индивидуально-личностном уровне.

Общепедагогический уровень рассмотрения духовной культуры связан с анализом условий формирования данного базового основания личности в образовательном процессе современной школы, в силу чего становится необходимым учет основных тенденций становления образовательной парадигмы на современном этапе. В наибольшей степени данной цели соответствует аксиологический принцип, с позиций которых духовная культура личности отражает национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляет одну из сущностных основ воспитания человека.

Система общечеловеческих ценностей наиболее полно отражается в культуре как многоаспектном феномене, который имеет сложную структуру, в которой принято выделять следующие составляющие:

- философская культура как картина мира, имеющая рациональные формы обоснования;

- религиозная культура, базирующаяся на вере и не предполагающая необходимости рационального доказательства;

- научная культура, обеспечивающая человеку возможность рационализировать свой опыт;

- художественная культура как система конкретно-чувственного образного познания и выражения опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни людей, закрепленная в художественных ценностях, представленных в виде художественных произведений.

В данной структурной модели в контексте нашего исследования наибольший интерес представляет художественная культура, под которой принято понимать целенаправленно формируемую обществом потребность и способность людей осваивать и создавать мир ценностей искусства. Языком художественной культуры выступает искусство как воплощенная ценность, как система художественных смыслов, идей, концепций, активно воздействующих на общественное сознание эпохи и вписанных в его содержание и структуру.

Организационно-методический уровень рассмотрения духовной культуры связан с анализом искусства как важнейшего средства духовно-нравственного воздействия на формирующуюся личность школьника.

Мы исходили из того, что искусство потенциально является «полем» наиболее глубинного, личностно значимого общения педагога с воспитанником. Искусство выступает как средство развития духовной культуры личности в процессе реализации целого ряда социальных функций:

- познавательной, основанной на том, что знания, заключенные в художественных образах, несут в себе одновременно описание и оценку выражаемых в обобщенном виде конкретных жизненных ситуаций, переживаний, представлений о прошлом, настоящем и будущем;

- коммуникативной, направленной на то, чтобы в процессе диалога художника и зрителя осуществлять чувственно-эмоциональное, более глубокое и разнообразное, чем при обмене рациональными идеями, познание различных аспектов жизненного мира;

- социализирующей, выражающейся в том, что образы искусства, воплощающие человеческие представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, героическом и обыденном, позволяют каждому корректировать собственные представления и переживания;

- оценочной, направленной на качественную оценку произведений искусств на основе художественного вкуса в процессе анализа их полезности, доставляемого удовольствия, соответствия культурным нормам и т.п.

Данные функции искусства наиболее полно и целенаправленно осуществляются в рамках системы эстетического воспитания, которая реализуется как процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности. Вот почему актуальной потребностью педагогической теории и практики является разработка и внедрение систем эстетического воспитания, с максимальной эффективностью реализующих задачу развития духовной культуры современного школьника.

Опытно-экспериментальная работа, направленная на внедрение системы эстетического воспитания Б.М. Неменского в массовую практику, включала констатирующий, моделирующий и формирующий этапы.

Констатирующий эксперимент был направлен на сбор и обобщение материалов, раскрывающих динамику становления отечественной и мировой практики эстетического воспитания. Для решения данной задачи был собран и проанализирован материал, отражающий становление теории и практики эстетического воспитания в странах Запада и Востока: США, Англии, Франции, Японии. Анализ литературы показывает, что опыт создания систем эстетического воспитания стран Запада и Востока разнообразен и может представлять определенный интерес для отечественной педагогической теории и практики.

Система эстетического воспитания в России начала складываться лишь в начале XX века. Возрождение интереса к проблемам эстетического воспитания в отечественной педагогике началось в 60-е годы и было связано развитием творческих способностей и дарований каждого ученика.

На современном этапе широко разрабатываются и внедряются в образовательную практику многочисленные авторские системы и программы эстетического воспитания. При всей вариативности они подчинены единым принципам:

- носят примерный тематический характер, открывая перед педагогом широкие возможности для творчества, а учащимся создают возможность осваивать широкое культурно-эстетическое поле, в котором каждому находится свое место;

- нацеливают учителей и учащихся на взаимодействие с преподавателями всех изучаемых в школе предметов;

- строятся на преподавании предметов эстетического цикла с первого по одиннадцатый класс;

- учитывают специфику культурного развития регионов, органически увязывают национальную и мировую художественную культуру.

В ходе моделирующего эксперимента создавалась модель системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как совокупность концептуальных, научно-теоретических, дидактических и организационно-методических основ.

Концептуальные основы системы эстетического воспитания «Школа России», разработанной народным художником России, академиком РАО, руководителем Центра непрерывного художественного образования (ЦНХО) Борисом Михайловичем Неменским, раскрывают авторскую методологию, заключающуюся в осмыслении роли искусства как средства развития духовной культуры личности.

Выявление научно-теоретических основ системы эстетического воспитания Б.М.Неменского, объединяющих совокупность психолого-педагогических условий воздействия искусства на развитие духовной культуры школьников, строится на осознании, что искусство имеет наибольший интегративный потенциал для развития духовной культуры личности, поскольку наиболее оптимально готовит воспитуемого к адекватному чувственно-эмоциональному и интеллектуальному вхождению в реальную жизнь своего общества и всего человечества.

Раскрытие дидактических основ системы эстетического воспитания Б.М.Неменского предполагает характеристику принципов отбора содержания образования по циклу предметов, объединенных в программу «Изобразительное искусство и художественный труд». В основу данного отбора положена идея о том, что глобальной задачей обучения является передача подрастающим поколениям социального опыта как совокупности четыре основных элемента:

- системы знаний о природе, человеке, мире;

- совокупного опыта способов деятельности (умения и навыки);

- опыта творческой деятельности;

- опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к собственной деятельности.

Все четыре компонента содержания образования необходимы школе, поскольку устранение любого из них нарушает гармоничное функционирование системы культуры как системы духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством. Всю структуру программы обучения Б.М. Неменский делит на три этапа, изображая ее в виде «храма искусств»:

- первый этап - фундамент - включает четыре года начального обучения, в ходе которого ученикам даются основы художественных знаний;

- на втором этапе, с пятого по девятый класс, через синтез пространственных и временных искусств выстраиваются стены храма;

- и, наконец, в последние годы обучения, изучая исторические связи искусств, ученик получает основы художественного сознания.

Главными принципами построения программы выступают связанность, последовательность, гибкий подход к планированию материала. В результате этого каждая четверть по элементам, по возрастанию содержания раскрывает тему года, уроки выстраиваются как кирпичики и нигде не повторяются.

Раскрытие организационно-методических основ системы эстетического воспитания Б.М. Неменского строится на анализе механизма функционирования данной системы в целостном педагогическом процессе современной школы. Сущность методических приемов, составляющих данный механизм, заключается в том, чтобы на каждом уроке, равно как и в целостном образовательном процессе комплексно формировать у учащихся все четыре основных элемента социального опыта средствами искусства. Эта задача будет оптимальным образом решена, если на каждом уроке ученик будет одновременно выступать в четырех различных, но взаимосвязанных позициях:

- как слушатель, воспринимая от учителя систему знаний о природе, человеке, мире, переданную специфическим языком искусства;

- как художник, приобретая умения и навыки изобразительно-выразительной деятельности;

- как творец, постигая опыт творческой деятельности в ходе выполнения разнообразных творческих заданий;

- как зритель, осваивая опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, «очеловечивая душу» средствами искусства.

Формирующий эксперимент был направлен на внедрение в образовательный процесс г. Балашова и Балашовского района системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как средства развития духовной культуры школьников. В ходе анкетирования учителей ИЗО наметилось два блока проблем, решение которых составляло цель и содержание формирующего эксперимента.

Первый блок проблем был связан с потребностью донести до педагогической общественности города и района обобщенную информацию, раскрывающую сущность и специфику системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как средства развития духовной культуры школьника. Второй блок проблем был направлен на внедрение системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в массовую образовательную практику города и района.

Работа в рамках первого блока осуществлялась через педагогический лекторий, который проводился в ходе методических объединений учителей изобразительного искусства и был направлен на знакомство практических работников школ города и района с концептуальными и научно-теоретическими основами системы эстетического воспитания Б.М. Неменского и ее роли в развитии духовной культуры современных школьников.

Работа в рамках второго блока велась комплексно: через систему лекционных занятий в ходе педагогического просвещения и организацию опытно-экспериментальной работы в базовых школах города. Педагогическое просвещение осуществлялось на базе методического объединения учителей изобразительного искусства, в ходе его раскрывались дидактические и организационно-методические основы системы эстетического воспитания Б.М. Неменского.

Опытно-экспериментальная работа велась на базе средней школы № 14, где учитель ИЗО Лагун Нина Константиновна поэтапно осваивала систему эстетического воспитания Б.М. Неменского с 1992 года и к началу эксперимента вела уроки по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» во всех классах и параллелях.

В ходе эксперимента под нашим руководством учитель Н.К. Лагун написала творческую работу на высшую аттестационную категорию «Духовное развитие школьников на уроках изобразительного искусства», в которой осмыслила собственный опыт работы с научно-теоретических позиций. В целях обобщения опыта работы по системе Б.М. Неменского осуществлялось посещение открытых уроков по изобразительному искусству, факультатива и внеклассных мероприятий. Результатом этого стала публикация методических рекомендаций, содержащих описание системы уроков по изобразительному искусству учителя Н.К. Лагун. Для внедрения опыта работы по системе Б.М. Неменского была организована система открытых уроков, которые проводила Нина Константиновна на протяжении 2000-2002 годов на базе школы № 14 и других школ города. На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы среди учителей изобразительного искусства распространялись методические рекомендации, раскрывающие сущность, содержание, механизмы реализации системы эстетического воспитания Б.М. Неменского и описание опыта работы учителя Н.К. Лагун.

В ходе проведения исследования и осмысления его результатов выявился ряд направлений в научно-теоретическом осмыслении и практической разработке системы эстетического воспитания Б.М. Неменского как средства развития духовной культуры личности. Среди них наиболее актуальным представляется концептуальное обоснование и технологическая проработка механизмов использования системы эстетического воспитания Б.М. Неменского в подготовке студентов - будущих учителей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Виноградова, Анастасия Александровна, 0 год

1. Аванесова Г.А., Бабаков В.Г. и др. Морфология культуры: Структура и динамика. М.: Наука, 1994. - 416 с.

2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1991.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство ?- М.: Просвещение, 1979.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1.-Казань: Изд.-во Казанского ун-та, 1996- 577 с.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2.-Казань: Изд.-во Казанского ун-та, 1998.-318 с.

6. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности // Проблемы культуры и искусства: Традиции и современность,- Казань: КГАКИ, 1994,-С. 18-20.

7. Андрюшина Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема. Автореферат дисс. . философских наук. МГЛУ, М.:, 1992.-20 с.

8. Аралова Е.В. Социально-философский аспект проблемы духовности,- М., 1992.

9. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. Спб.: Изд-во РХГИ, 1997.-448 с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Изд-во «Искусство», 1999,424 с.

11. Беляева В.А., Черных А.П., Певчева Т.В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика 1998- № 5 - С. 67-70.

12. Бестужев-Лада И. В. Образование: традиции и перспективы // Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1999. -№ 3. С. 3 - 55.

13. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. -1996.-№ 1.-С. 9-12.

14. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства).— М.: Искусство. Лига, 1994.—356 с.149

15. Библер B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. №6,- 1989. С. 35-46.

16. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. -412 с.

17. Бим-Бад Б.М. Антропологическое обоснование теории и практики образования // Педагогика. 1994. - №5. - С. 3-11

18. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Т.2 /Под. ред. А.В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. -400 с.

19. Болотоков В.Х. Духовность как предпосылка формирования нации // Возрождение культуры России: Диалог культур и национальные отношения- СПб.: Знание, 1996,- С. 81-86.

20. Бондаревская Е В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика. 1997,- №4,- С. 11-17.

21. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 235 с.

22. Брушлинский А.В. Мышление и общение. М.,1990. - 214 с.

23. Буева Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования // Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1999. -№ 3. С. 3 - 55.

24. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. Н. Новгород - Изд-во ВИПИ, 1997.- 114 с.

25. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М., 1974,- 200 с.

26. Виноградова А.А. К вопросу о субстанции и субстрате «музыкаль-ного»//Весы: Альманах гуманитарных кафедр БГПИ,- № 6. Балашов, 1997.-С. 47-49.

27. Виноградова А.А. А.Ф. Лосев о музыке как об опыте «чистого» постижения мира // Разум и культура: Сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во СГУ, 2001 - С. 75 -78.

28. Виноградова А.А. Методико-методологические проблемы музыкального образования // Проблемы образования: теория и практика:

29. Научно-теоретический журнал. Балашов: Изд-во БГПИ, 2001. - С. 24 -30.

30. Виноградова А.А. А.Ф. Лосев о природе переживания в музыке // Диалог культур: XXI век: Материалы межрег. науч. конф. Балашов, 2001 - С. 142- 146.

31. Виноградова А.А. Современные системы эстетического воспитания в школах Запада // Личность. Социокультурная среда. Интеллектуальные процессы // Весы: Альманах гуманитарных кафедр БФ СГУ-№ 19. Балашов, 2002. - С.40 - 45.

32. Виноградова А.А. Развитие духовной культуры личности в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского //Весы: Альманах гуманитарных кафедр БФ СГУ. № 19. - Балашов, 2002. - С. 45 - 48.

33. Виноградова А.А. Философские основы эстетического воспитания в школах Запада // Человек и Вселенная / Ежемесячный журнал. -СПб., 2003. № з. - С. 24 - 28.

34. Виноградова А.А., Лагун Н.К. Духовное развитие школьников на уроках изобразительного искусства: Методические рекомендации // Весы: Альманах гуманитарных кафедр БФ СГУ. № 20. - Балашов, 2003. - 36 с.

35. Возрождение культуры России: Диалог культур и национальные отношения. СПб.: Знание, 1996 - 128 с.

36. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика,-2000,-№ 1.-С. 105-107.

37. Выготский Л.С. Психология искусства.— М.: Просвещение, 1968.

38. Вяткин Л.Г. Основы педагогики. Саратов: Государственный учебно-научный центр «Колледж», 1994.-148 с.

39. Вяткин Л.Г., Капичникова О.Б., Дружкин А.В. Основы дидактики высшей школы. Саратов: Изд-во СГУ, 1997. - 101 с.

40. Вяткин Л.Г., Рашкин В.Ф. Сущность новой парадигмы образования: Концептуальные основы. Саратов, 1995. -24 с.

41. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика- № 5.-1996.-С. 46-54.

42. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций).- М., 1997,697 с.

43. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995. 306 с.

44. Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся // Советская педагогика. -1990. -№5. -С.81-87

45. Глазко А.Г., Пометова В.М., Баулин В.П. Становление личностно-ориентированного образования. // Специалист. -1995,- №1.-С.21-22.

46. Горяева Н.А., Неменская JI.A., Питерских А.С. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для второго класса начальной школы,- М.: Просвещение, 2002.-48 с.

47. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя-М.: Просвещение, 1991 159 с.

48. Губман Б.Л. Введение в философию культуры. Тверь: ТГУ, 1995 -196 с.

49. Гузеев В В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996. 112 с.

50. Гусарова С.В. Современные образовательные технологии. // Специалист. -1996,- № 1.- С. 20-21.

51. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.- М.: Знание, 1996.-288 с.

52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

53. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.-116 с.

54. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: Педагогика,1996. -544 с.

55. Диалектика процесса познания/ Под ред. М.Н. Алексеева, A.M. Коршунова. М., 1985. - 367 с.

56. Догалаков А.Г., Виноградова А.А. Мистическое в жизни и в музыке // Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий: Труды межд. науч. конференции: В 2-х тт. -Т. 1. Волгоград: Изд-во ВГТУ, 2000. - С. 142- 145.

57. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. -Саратов: Лицей, 1997. 140 с.

58. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Духовно-нравственная культура личности Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1997,- 100 с.

59. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. - 160 с.

60. Закон Российской Федерации об образовании // Образование в документах: информационный бюллетень. -1996.-№3,- С.7-61.

61. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете Христианской антропологии. М., 1993. - С. 45.

62. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

63. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика1997.-№ 5-С. 3-17.

64. Зорина Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования // Педагогика 1998 - № 5 - С. 22-28.

65. Иванов А.В. Сознание и мышление. М.,1994,- 200 с.

66. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. -Киев, 1977.

67. Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2-х тт. Т. 1.- М.: «Искусство», 1973,- 408 с.

68. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика. 1982. - 112 с.

69. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 тт.- Т.1 М., 1993 - С. 52.

70. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.200 с.

71. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом.- М.: «Искусство», 1969- 272 с.

72. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие,- М.: Логос,1996.-280 с.

73. Кабалевский Д.М. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады -М.: Педагогика, 1986- 192 с.

74. Каган М.С. О духовном // Вопр. философ. 1985. - № 9. - С. 91 -102.

75. Какурин А.А. Теория духовности. СПб: б.и., 1997. - 40 с

76. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Наука, 1990. - 79 с.

77. Капичникова О.Б. Профессиональная деятельность учителя. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. 121 с.

78. Капичникова О.Б., ШтыхИ.В. Инновационные технологии учения-Саратов: Лицей, 1998. -103 с.

79. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация / Учит, газета. № 3130.07.96. -- С. 20-21.

80. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк,- М.: Издательский Дом «Nota Вепа», 1998 424 с.

81. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. СПб: СПб.ГУ,1997.-142 с.

82. Киященко Н.И. Искусство: образное освоение реальности // Морфология культуры. Структура и динамика: Учебное пособие для высших учебных заведений,- М.: Наука, 1994. С. 163-177.

83. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика -1996,- № 2,- С.14-21

84. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989- 80 с.

85. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Изд-во «Феникс», 1995 - 576 с.

86. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997- 480 с.

87. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика,- 1998,-№ 5,-С. 52-58.

88. Косик В.И. Духовная антропология // Педагогика 2000- № 2 - С. 103-105.

89. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997, - 224 с.

90. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции. -М.: 1991 135 с.

91. Коротяева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. нач. шк./ Под ред. Б.М. Неменского.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2002,- 144 с.

92. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверсите-та, 1994. - 97 с.

93. Корольков А.А. Русская духовная философия.- СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998.

94. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1977. 108 с.

95. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.,1972,-255с.

96. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.

97. Лабунская Г. Эстетическое воспитание в школах современной Франции // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом.-М.: «Искусство», 1969,-С. 147 175.

98. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Духовность, художественное творчество, рациональность. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии 1997 - № 11- С. 46-54.

99. Леонтьев А Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

100. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

101. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971,- 40 с.

102. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности,- Екатеринбург: Ур. ун-т, 1997,- 152 с.

103. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1996. - 464 с.

104. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Прометей, 1995. 282 с.

105. Лихачев А.Е. Нравственное разложение и православие // Педагогика,- 1999,-№6,-С. 114-119.

106. Лутовинов В.И., Полетаева Е.Г. Идеология воспитания российской молодежи // Педагогика,- 1998.- № 5 С. 46-52.

107. Маслоу А. Мотивация и личность // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1991. №3. - 97 с.

108. Массовая культура и нравственность: «Круглый стол» // Советская педагогика 1990 - № 9 - С. 62-65.

109. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика,- 1998,- № 1,- С. 81-86.

110. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. - 144 с.

111. Межу ев В.М. Школа как Институт культуры // Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1999.-№3,-С. 3-55.

112. Межуев B.M. Национальная культура и современная цивилизация //Освобождение духа: Сборник научных статей. М.: ИПЛ, 1991. - С. 255 -271.

113. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности,-М.: Просвещение, 1981.

114. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека. Казань.: Изд-во КГАКИ, 1999. - 408 с.

115. Морфология культуры. Структура и динамика: Учебное пособие для высших учебных заведений М.: Наука, 1994- 415 с.

116. Неменский Б.М. Распахни окно М.: Просвещение, 1974.

117. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987,- 255 с.

118. Неменская JI.A. Искусство и ты: Учеб. для 1 кл. нач. шк./ Под ред. Б.М. Неменского,- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2002.

119. Неменская JI.A. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. / Под ред. Б.М. Неменского 5-е изд.- М.: Просвещение, 2002.

120. Неменская JI.A. Каждый народ художник. Учебник для 4 кл. нач. шк. / Под ред. Б.М. Неменского - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2002.

121. Непомнящая Н.И. Учебная деятельность и творчество // Учебная деятельность и творческое мышление.— Уфа, 1985.

122. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987 -208 с.

123. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под. ред. Ю.К. Бабанского М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

124. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. М., РПА.1996. - 606 с.

125. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.

126. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Просвещение 1987,- 544 с.

127. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999. - 36 с.

128. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. 512 с.

129. Пивоев В.М. Понятие «духовности» //Пивоев В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск: Изд-во ПГК, 1991. - С. 80 - 82.

130. Подласый И.П. Педагогика: Учеб для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: 1996. - 432 с.

131. Попов Л.А. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях) // Педагогика,- 1999,- № 6 С. 109-114.

132. Психологический словарь /Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 440 с.

133. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т.Фролова.— М.:Политиздат, 1991.— С.22- 40.

134. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность лично-сти//Философские науки. 1997. -№ 2. - С. 158 - 161.

135. Розин В.М. Введение в культурологию. -М.: МПА, 1994,- 176 с.

136. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии в 2т. T.I. М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

137. Садыков М.Б. Культура как феномен духовности человека//Интел-лигенция и культура: история, современность, перспективы: Матер, межвуз. конф. Казань: Изд-во КГАКИ, 1996. - С. 21 - 32.

138. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося //Педагогика. 1997,- №3. - С.40-45.

139. Серебрякова М.А. Ценности культуры и нравственный иде-ал//Человек, творчество, ценности: Межвуз. сборник научных трудов. Саратов: Изд-во СГУ, 1995. - С. 43 - 50.

140. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. -1994. №4. - С. 16-21

141. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека //Философские науки. 1990. - 3 12. - С. 100 - 105.

142. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек, 1994, № 5.-С. 21-38.

143. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч Обнинск: Титул, 1999,- 80 с.

144. Сокольникова Н.М. Живые ценности отечественной культуры // Педагогика,- 1998 № 5,- С. 121-122.

145. Степашко Л.А. Духовность как доминанта педагогического образования // Педагогика 1997.- № 6,- С.121-123.

146. Степин B.C. Проблема аксиологического базиса современного образования // Философия, культура и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1999. -№ 3. С. 3 - 55.

147. Современные концепции эстетического воспитания: Теория и практика,-М., 1998,-313 с.

148. Тангян С.А. Культура и педагогика мира // Педагогика,- 1997,- № 6.-С. 3-15.

149. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 1 кл. нач. шк. / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2002.

150. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 2 кл. нач. шк. / Под ред. Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2002.

151. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 3 кл. нач. шк. / Под ред. Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2002.

152. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 4 кл. нач. шк. / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2002.

153. Теория и практика личностно ориентированного образования. «Круглый стол» // Педагогика. 1996. - №5. - С.72-81.

154. Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г Психология проектирования умственного развития детей. М., 1994. - 48 с.

155. Турчанинова Ю.И. Личностно-ориентированное обучение как дидактический феномен // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. М., 1992. С. 13-20.

156. Тхагапсоев Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика.- 1998 № 1 - С. 66-72.

157. Узнадзе Д. Теория установки. М., 1966. - 448 с.

158. Устьянцев В.Б. Цивилизация и культура России на рубеже XXI века //Диалог культур: XXI век: Материалы межрегион, конференции по культурологии Балашов: Изд-во БГПИ, 1996. - С. 9 - 12.

159. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1953. - 628 с.

160. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1991 136 с.

161. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки.-1988,-№7,-С. 50-58.

162. Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фролова. 5-е. Изд. -М.: Просвещение, 1987. -590 с.

163. Философско-психологические проблемы развития образования/ Под. ред. В.В. Давыдова; РАО. М.: ИНТОР, 1994. - 128 с.

164. Филонов Г.И. Школа творчества и духовности // Педагогика.-1997,-№ 1.-С. 120-121.

165. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-во СГУ, 1997. - 251 с.

166. Франк С.Л. Душа человека. СПб.: РХГИ, 1998. - 252 с.

167. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу//Философские науки. 1990. - № 8. - С. 88 - 95

168. Хетчер У. С. Понятие духовности. Киев: МП Феникс, 1992. -126 с.

169. Холостова Т.В. Проблемы духовности человека // Методологические проблемы изучения человека JL: ЛГУ, 1979 - С. 82-94.

170. Шацкий С.Т.— Собр. соч.: В 4 т.— М.: Просвещение, 1962— 1965,—Т. 1 —568 с.

171. Шестаков В. Проблемы эстетического воспитания в современной Англии // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом.- М.: «Искусство», 1969 С. 88 - 146.

172. Школа диалога культур: Основы программы. /Под ред. B.C. Библера. Кемерово: «АЛЕФ» гуманитарный центр, 1992. 96 с.

173. Школа самоопределения: шаг второй./ Под ред. А.Н. Тубельского. -М.:НПО «Школа самоопределения», 1994. 480 с.

174. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. М.: «Эдитори-алУРСС», 1999.-208 с.

175. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1995. - 126 с.

176. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Наука, 1993.-98 с.

177. Шелыгина О.Б. Понятие духовности в контексте православия //Сознание Мировоззрение - Мышление: Сборник научных статей. Вып. 7. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2002. - С.75 - 79.

178. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 304 с.

179. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994 -336 с.

180. Юсов Б. Теория и практика эстетического воспитания в США // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом,- М.: «Искусство», 1969,-С. 13-87.

181. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 - 96 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.