Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников: на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Нидерер, Наталья Васильевна

  • Нидерер, Наталья Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 278
Нидерер, Наталья Васильевна. Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников: на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 278 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Нидерер, Наталья Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Этническое самосознание русскоязычных старшеклассников и необходимость его формирования

§ 1. Сущность и содержание этнического самосознания русскоязычных школьников

§ 2. Развитие этнокультурных стереотипов в процессе целесообразной интеграции этнического самосознания в диалоге культур в условиях Республики Казахстан

§ 3. Необходимость развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников и модель его реализации в поликультурной образовательной среде

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная проверка реализации модели развития этнического самосознания старшеклассников в поликультурной образовательной среде Республики Казахстан

§ 1. Технология развития этнического самосознания старшеклассников в поликультурной образовательной среде

§ 2. Методика экспериментальной проверки реализации модели развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников

§ 3. Реализация технологии развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников в поликультурной образовательной среде Республики Казахстан

§ 4. Анализ результатов реализации технологии развития этнического самосознания старшеклассников и перспективы его реализации в поликультурной среде Республики Казахстан

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников: на примере общеобразовательной школы Республики Казахстан»

Актуальность исследования. Основной тенденцией развития современного мирового образования является его всесторонняя и многоуровневая гуманизация, ориентированная на человека и его потребности, а также на усвоение национальных и общечеловеческих ценностей, как основы интеллектуального и культурного развития личности. Принципиально новые общественно-исторические условия, в которых происходит развитие государственности на постсоветском пространстве и построение гражданского общества, требуют переосмысления места и роли образования как сферы сохранения и воспроизводства национально-культурных ценностей. Изучение нормативных документов Республики Казахстан в области образования, регламентирующих воспитательно-образовательный процесс, свидетельствует о том, что в них находят отражение требования со стороны государства к современным образовательным системам формирования образа человека как носителя определенного этногенетического социокультурного кода: знающего родной язык, особенности национальной культуры, традиции и обычаи. Однако практика функционирования образовательных учреждений в Республике Казахстан показывает, что эти требования выполняются в основном в национальных школах.

В поликультурном обществе, каким является Республика Казахстан, образовательное пространство может быть построено лишь с учетом особенностей поликультурной среды. Исторически сложившееся многообразие национальных и этнических культур (около 137) в Казахстане создало благоприятные предпосылки для поликультурного образования, ставшего единственно возможным способом создания в учебных заведениях благоприятной социально-психологической среды, в которой, при целенаправленной и специально организованной педагогической деятельности каждый учащийся имеет равные возможности получать развитие в рамках родной национальной культуры и при этом развивать этническое самосознание.

Для многонационального и поликонфессионального Казахстана важнейшей целью образования является сохранение многонационального культурного разнообразия с одновременным формированием позитивного мышления подрастающего поколения, воспитания молодежи в духе дружбы народов, открытости и толерантности. В этих условиях развитие этнического самосознания русскоязычных школьников рассматривается как проблема высокой политической и культурной важности, так как этот процесс предназначен не только для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами воспитания титульной (казахской) нации, с одной стороны, и этнических меньшинств (русских) с другой стороны, но и, что особенно важно — для формирования этнической идентификации русскоязычных учащихся, что невозможно без развития их этнического самосознания.

Анализ философской, психо лого-педагогической и научно-методической литературы показал, что отдельные вопросы, связанные с воспитанием русскоязычных школьников в поликультурной среде Казахстана получили в ней отражение, в частности в исследованиях С.П. Богданчикова, Б.М. Утегеновой и других. В то же время, вопросы формирования этнического самосознания русскоязычных старшеклассников не получили должного отражения. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между практической востребованностью развития этнического самосознания русскоязычных школьников в полиэтнической образовательной среде Республики Казахстан и недостаточным вниманием к ее реализации в общеобразовательной школе. Это противоречие определило проблему исследования - каковы теоретико-методические основы развития этнического самосознания русскоязычных школьников в полиэтнической воспитательно-образовательной среде Республики Казахстан.

Изложенная проблема определила тему исследования: «Развитие этнического самосознания русскоязычных старшеклассников, (на примере N общеобразовательной школы Республики Казахстан)».

Объект исследования — воспитательно-образовательный процесс поликультурной среды средней школы Республики Казахстан.

Предмет исследования — содержание и технология развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников.

Цель исследования: разработать и обосновать модель и технологию развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников в поликультурной образовательной среде Республики Казахстан.

Гипотеза, исследования. Развитие у русскоязычных старшеклассников этнического самосознания позволяет им сохранить национальное своеобразие и культуру на этапе самостоятельного профессионального выбора и самореализации в жизни. Эффективность процесса развития этнического самосознания русскоязычных старшеклассников может, быть обеспечена в поликультурной среде Республики Казахстан, если: воспитательно-образовательный процесс строится на основе этнокультурных ценностей русского народа, не противоречащих традициям и культуре титульной нации, направленных на целесообразную интеграцию* учащейся молодёжи в поликультурную среду Республики Казахстан;

- образовательное учреждение выступает этнокультурным центром, объединяющим русскоязычных учащихся, родителей и учителей;

- воспитательная деятельность в общеобразовательном учреждении строится на основе русских традиций во взаимодействии с казахской культурой.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание этнического самосознания русскоязычных школьников и особенности его проявления.

2. Выявить механизмы формирования этнического самосознания русскоязычных школьников, критерии и показатели его оценки.

3. Разработать и обосновать модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников, а также технологию её реализации в условиях поликультурной образовательной среды Республики Казахстан.

4. Провести экспериментальную проверку технологии развития этнического самосознания русскоязычных школьников в поликультурной среде Республики Казахстан.

Методологическую основу исследования составили философско-методологические положения о целостности личности, всеобщей связи, взаимообусловленности w преемственности сущности явлений, диалектика части и целого, определённого и неопределённого, общего, частного, особенного иv единичного, восхождения от абстрактного к конкретному; философское понимание противоречия как источника развития.

•Методологические ориентиры исследования и методологические подходы: системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Краевский, Э.Г. Юдин и др.), личностно-деятельностный (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, C.JI. Рубинштейн и др.), аксиологический (В.А. Болотов, А.И. Мищенко, З.И. Равкин, Н.М. Таланчук, Е.Н. Шиянов' и др.), синергетический (В.А. Аршинов, М.В. Богуславский, В.А. Игнатова, С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Н.М. Таланчук и др.); концепции гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования (В.А. Сухомлинский, В.А. Бордовский, С.И. Григорьев, А.Г. Гогоберидзе, Ю.В. Сенько и др); методологические основы анализа и оценки результатов педагогических инноваций (А.Г. Гостев, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, И.К. Шалаев).

Теоретической базой исследования являются: социально-психологические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, раскрытые в исследованиях Е.А. - Климова, М.С. Комарова, Д.Ж. Марковича, М. Черноушек, О.Н. Яницкого и др.; психологические концепции культурно-исторического развития (П.П.

Блонский, Л.С. Выготский); культурологические концепции (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Д.С. Лйхачёв); проблемы адаптации человека к новой культурной среде (Дж. Бери^ Г. Триандис), кросс-кулыпурные исследования (Р. Заззо; И.В. Кон, М. Мид, А.В. Сухарев; И.Л. Степанов и др.); факторы социализации и инкультурации личности (Г.М. Андреева, Б.З. Вульфов, А.Д. Карнышев, А.П. Марков, А.В. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Ф. Боас, Дж. Берри, Р. Редфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц);. философские и социально-исторические аспекты: становления и развития этноса, (Ю:В. Бромлей, Л.Ы. Гумилев, В.А. Тишков, A.M. Егорычев);: общая; философско-социологиче'ская теория традиции (В.Д. Плахов); теории становления этнической идентичности (Л.А. Алыпевская, Т.Г. Стефаненко, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанов, Г.Г. Шпет). Интерес в контексте: диссертационной работы представляют труды И.А. Баевой, Ы.Б. Крыловой, В.А. Петровского, В.А. Шаповалова, В.А. Левина, раскрывающие роль образовательной среды в становлении личности; концепции нравственного развития: личности- Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, Р.С. Буре, Ы.Ф. Виноградовой; meopuw совершенствования форм; методов и средств обучения и воспитания А.А. Бадаева, И.Д. Зверева, И.Я. Лернера, М.М. Махмутова, Ю.С. Моздоковой, И.А. Малашихиной, М.Н. Скаткина и др.; этнопедагогические аспекты в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И.А. Арабова, Г.Н. Волкова, A.M. Егорычева; Т.А. Пигиловой, Т.В. Поштыревой, Л. Л. Супруновой, А. Н. Яковлевой и др.; положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные О.В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриевым, А.Н. Джзфинским, А.А. Елесиной, Н.Б. Крыловой, 3.A. Мальковой, Л.В. Мардахаевым, Л.Л. Супруновой, Р.З. Хайруллиным, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, А.Ю. Гончарук, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова,

В.Б. Манджиевой,. В.К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ: историографический, сравнительно-сопоставительный, обобщение, классификация изучаемых явлений, моделирование; эмпирические: наблюдение, в том числе включённое, метод экспертных оценок, обобщение опыта воспитательно-образовательной деятельности, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, фокус-группы, БОУ, тестирование, педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Этапы'исследования охватывают период с 2004 по 2009 гг.:

I этап' - аналитико-констатирующит (2004-2005 гг.): определено исходное состояние проблемы» развития этнического самосознания русскоязычных школьников; сформирован^ понятийный аппарат исследования; разработана модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников( т методика её экспериментальной проверки; осуществлена диагностика сформированности этнического самосознания русскоязычных учащихся.

II этап — органнзационно-преобразующий (2005-2009 гг.): реализована модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников; осуществлена эмпирическая проверка.

III этап — контрольно-обобщающий (2009-2010 гг.): анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов, систематизация и обработка полученных материалов, формулирование выводов по результатам исследования.

Экспериментальная база исследования: средняя школа № 23 им. М. Козыбаева, Гимназия им. М. Горького; средняя школа № 16; средняя школа № 7 г. Костаная и др. Всего на различных этапах исследованием охвачены около 900 учащихся. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 50 педагогов и 52 сотрудника общеобразовательных учреждений и общественных организаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено и дополнено понимание феномена «этническое самосознание русскоязычных школьников» и его составляющих;

- выявлены механизмы формирования этнического самосознания (этнической самоидентификации, национального характера, этнических стереотипов);

- разработана и обоснована модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников в условиях поликультурной образовательной среды, Республики Казахстан, а также технология ее реализации в поликультурной среде Республики Казахстан;

- выявлены социально-педагогические условия, необходимые для реализации технологии развития этнического самосознания русскоязычных школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении разделов социальной педагогики: «Социализация школьников»,-теоретического обоснования сущности этнокультурного воспитания школьников в поликультурной среде и развития их этнического самосознания; выявлении, построении и обосновании модели развития этнического самосознания- русскоязычных школьников в поликультурной среде.

Практическая значимость исследования. Разработанная технология развития этнического самосознания русскоязычных школьников, получила внедрение в ряде русскоязычных образовательных учреждений Республики Казахстан и способствовала формированию у них этнокультурной идентичности, развитию духовно-нравственных качеств личности. Материалы диссертационного исследования использованы при создании методического пособия для республиканского Центра управления качеством образования при МОН Республики Казахстан «Конструктивная и рефлексивно-аналитическая деятельность учителя в поликультурной образовательной среде», методических пособий* в рамках областной экспериментальной площадки «Школа этнокультурного диалога», «Вариативный комплекс учебного плана как средство формирования этнических стереотипов учащихся (комплекс учебных программ спецкурсов)», «Реализация потенциала школьной образовательной среды в формировании! этнических стереотипов русскоязычных школьников (разработки уроков)», «Концепция Школы этнокультурного диалога», «Система работы Школы этнокультурного диалога» и др.

Положения, выносимые на.защиту.

Г. Этническое самосознание русскоязычных школьников?, является субъективированной^ формой проявления, этничности, идентификационной категории, определяющей, отличительные черты русскоязычной этнической^ группы. Оно определяется-как чувство принадлежности к русскоязычному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. отнесении индивидом себя» к< этой этнической группе. В этническом самосознании русскоязычных школьников на. уровне ориентаций, предпочтений и стереотипов1 отражается, образ и стиль жизни русского народа, его нормы и ценности, представлениям о своей «самости», соотносящей «свой» народ с «другими» народами. В*, структурном отношении оно представляет собой единство познавательной (самосознание), эмоционально-оценочной (этнические стереотипы) и действенно-волевой (проявление национального характера в деятельности) сторон.

Уровнями проявления этнического самосознания русскоязычных школьников являются: деформированный - неразвитость основных характеристик этнического самосознания, характерного для русского народа; допустимый — основные характеристики этнического самосознания проявляются, но ученики не активны в этнически обусловленном поведении; достаточный - развитость большей части характеристик этнического самосознания, ученик проявляет только ситуативную социальную активность; оптимальный - сформированность этнического самосознания свидетельствует о чёткой этнической самоидентификации школьников; устойчивом положительном опыте проявления? ими национального характера, высокого уровня знания языка и традиций русского народа наряду с активностью в межэтническом взаимодействии и стремлением к самосовершенствованию. 4 Показателями этнического самосознания русскоязычных школьников являются: приверженность этнокультурным ценностям и русским традициям; интерес к истории, информации и родной культуре; культура межэтнического взаимодействия и сотрудничества.

2. Сформированность этнического самосознания; выражается в степени: обученности (знания и представления о специфических особенностях своего (русского) этноса;: понимания (принятия) культурных универсалий и культурной- специфики традиций; и обычаев, русского этноса); воспитанности (проявление) этнически" ориентированных нравственных качеств, направленных на интеграцию личности в поликультурную среду, преодоление этноцентризма, этнической; расовой . и конфессиональной предубежденности, готовность к коррекции собственного; поведения: и взглядов); адаптации ребенка (приспособление к полиэтнической социокультурной^ среде). Механизмами формирования этнического самосознания русскоязычных школьников выступают: технологический — управление развитием этнического самосознания русскоязычных учащихся школы. и в целом всем образовательным процессом, на основе: мотивационного программно-целевого подхода; материально-технический — развитость материальной базы воспитательно-образовательного процесса; правовой - нормативно-правовая база образовательно-воспитательного пространства школы.

3. Модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников в поликультурном образовательном пространстве Республики Казахстан представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность следующих компонентов: методолого-теоретического, содержательнотехнологического, организационно-коммуникативного, процессуально-деятельностного, критериально-оценочного, результативного. Данная модель реализуется с учетом социально-педагогических условий воспитательно-образовательной поликультурной среды школы и общества на основе следующих принципов: духовности; социокультурности; полиэтнического диалога; толерантности и др.

4. Технология реализации модели развития этнического самосознания русскоязычных школьников в этнокультурном образовательном пространстве Республики Казахстан, предполагает поэтапные действия: целеполагание, мотивирование субъектов воспитательно-образовательного процесса (русскоязычных учащихся) на родную культуру, её смыслы и ценности; выработку социокультурных этнических стереотипов и обеспечении их в социальном проявлении; этническую идентификацию, интеграцию личности, в поликультурную воспитательно-образовательную среду; оценку эффективности педагогической технологии.

Системообразующим компонентом технологии выступает её цель: t формирование личности с выраженным этническим самосознанием, с устоявшимся менталитетом, способной к эффективной адаптации в иноэтни-ческой и полиэтнической среде. Технология реализуется с учётом: опыта и профессионализма субъектов управления воспитательно-образовательной у системой (учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков, клубов, секций, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, психологи, методисты, администрация, родители, учащиеся); опыта функционирования воспитательно-образовательной системы школы по заданному направлению; возрастных особенностей учащихся; достигнутого уровня сформированности этнической идентификации у субъектов воспитательно-образовательного процесса.

5. Эффективность развития этнического самосознания русскоязычных школьников в поликультурном образовательном пространстве Республики Казахстан, требует учета следующих условий: этнопедагогическое и этнопсихологическое программно-методическое и материально-техническое обеспечение воспитания; внесения* этнокультурного компонента в содержание образования; активное использование этноориентированных диалоговых методик и технологий, характерных для русскоязычного народа в воспитательно-образовательном процессе учреждения образования; взаимодействие с семьями учащихся, учреждениями культуры и искусства, общественными организациями и конфессиями.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены исходными методологическими подходами и теоретической базой исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его логике и, задачам; опытно-экспериментальной проверкой реализации авторской модели; валидностью используемых методик; выводами, сделанными на основании качественного и количественного анал иза> полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через выступление на кафедре социальной семейной педагогики РГСУ. Результаты» исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских и региональных научных конференциях: Областной научно-практической конференции, посвященной 15-летию независимости Республики Казахстан (Костанай, 2006), Международной научно-практической конференции «Развитие национальной системы образования в условиях глобализации» (Алматы, 2008), Международной научно-практической конференции «Духовное согласие и толерантность казахстанского общества» (Костанай, 2008), Республиканской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы подготовки педагогических кадров для 12-летней школы» (Костанай, 2009), Международной конференции с элементами научной школы для молодёжи «Культура детства: нормы, ценности, практика» (Москва, 2009), Международной научно-практической конференции «Степной край Евразии: историко-культурные взаимодействия и современность» (Омск, 2009), Областной научно-практической конференции «Алтынсаринские педагогические чтения: «Формирование профессиональной компетентности учителя в свете реформирования образования РК» (Костанай, 2009), IX Международном социальном конгрессе «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва, 2009). Они получили отражение в публикациях автора.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Нидерер, Наталья Васильевна

Выводы по второй главе

Развитие национально-региональной системы образования в Республике Казахстан, становление этноориентированных образовательно-воспитательных учреждений требуют современного теоретического осмысления их методологических ориентаций, целостного подхода к выявлению и разрешению этнических противоречий. Изучение культуры своего народа в общеобразовательных школах является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Открытие первых воскресных школ при национальных культурных центрах Ассамблеи народа Казахстана создали дополнительные условия для организации определённой работы по приобщению школьников к родному языку, традициям, обычаям своего этноса. Комплексный подход к формированию воспитывающей среды позволяет решать как общие задачи создания механизма развития личности на уровне конкретного образовательного учреждения, так и более частные, но не менее значительные, такие как развитие этнического самосознания учащихся в условиях современных общеобразовательных школ с русским языком обучения.

Опыт внедрения модели развития этнического самосознания русскоязычных школьников в ГУ «Средняя школа № 23 им. М. Козыбаева» показал, что она может эффективно действовать, если создана государственная система социально-педагогических условий. К числу наиболее важных условий, выявленных опытно-экспериментальным путем, относятся: а) наличие государственной идеологии в Республике Казахстан, направленной на создание условий и возможностей для полноценного развития русскоязычного этноса; б) учет социальных условий и этнокультурных ценностей русского этноса в педагогической практике; в) гуманизация отношений в воспитательной системе образовательного учреждения; г) эффективная система мотиваций, имеющая направленность на самоидентификацию личности у русскоязычных школьников; д) минимизация негативных влияний среды; е) моделирование компонентов воспитательно-образовательной системы с учетом состояния внешней среды; ж) эффективное управление системой формирования этнического самосознания русскоязычных школьников.

Комплексное исследование настоящей проблемы убедило, что для более эффективного процесса развития этнического самосознания русскоязычных школьников необходимы регулярные учебные спецкурсы, способствующие систематизации нравственных представлений и ценностных ориентиров школьников, ориентирующие на этнический контекст русской культуры, способствующие достижению моральной осознанности в выборе способов и форм поведения в сфере их жизнедеятельности.

В соответствии с этим, на всех последующих этапах исследования, в образовательный процесс была введена система спецкурсов, соответствующих возрастным особенностям, логике учебного процесса и интересам обучающихся. Одновременно отрабатывалась логика системного подхода к развитию этнического самосознания школьников во взаимосвязи данных спецкурсов со всеми компонентами воспитательно-образовательного процесса.

В оценке эффективности разработанной модели нами использовалась «Программно-целевая модель объекта мониторинга» И.К. Шалаева [262].

Как уже отмечалось, модель развития этнического самосознания русскоязычных школьников в рамках специально созданных социально-педагогических условий показала высокую эффективность. Вместе с тем, весь ход опытно-экспериментальной работы показал, что настоящая модель, несмотря на высокий социально-педагогический потенциал, тем не менее, зависима от:

- рассогласованности образовательных структур Республики Казахстан в вопросах этнической идентификации русскоязычных школьников;

- негативного влияния окружающей среды;

- отсутствия реальной социокультурной программы взаимодействия молодежи Казахстана и России;

- недостаточного внимания государственных и общественных структур Российской Федерации к проблемам русскоязычного населения Казахстана;

- отсутствия модели национальной русской школы в Республике Казахстан;

- недостаточной обеспеченности научной и учебно-методической литературой образовательных учреждений;

- уровня профессиональной подготовки учителей образовательных учреждений по вопросам развития этнического самосознания, воспитания духовно-нравственных качеств русскоязычных школьников.

Обозначенные причины не позволяют достаточно эффективно реализовать данную модель в образовательные структуры Республики Казахстан. Тем не менее, проведение опроса педагогов, родителей, школьников и общественности позволило рассматривать разработанную модель и технологию, внедренную в образовательный процесс ГУ «Средняя школа № 23 им. М. Козыбаева» как доказательство ее актуальности и эффективности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В полиэтническом обществе проблемы соотношения национально-особенного и общечеловеческого в системе общественно-значимых норм и ценностей всегда актуальны. Существует опасность впасть в одну из двух крайностей — допустить перерастание этнической самобытности и культурного многообразия народов во внутреннюю болезнь национализма, культурной и религиозной нетерпимости, или, наоборот, принести уникальную культурную самобытность народов в жертву единству государственности.

Сегодня для оптимизации и развития этнокультурных взаимодействий, при условии гармоничного сочетания общего и особенного необходимо выявить и эффективно задействовать факторы сохранения и развития общества в качестве этнически многообразного единства.

Логика научного анализа потребовала от диссертанта решения теоретико-методологических вопросов как обязательной предпосылки эмпирического анализа проблемы развития этнического самосознания русскоязычных школьников. Эти вопросы связаны со степенью неразработанности данной проблемы в педагогической науке, в частности, с определением содержания этнического самосознания и критериев его сформированности.

Изучив имевшие место в философской, социологической, психологической, педагогической науках подходы к исследованию этничности и её составляющих: этнического самосознания, национального характера, социокультурных этностереотипов человека, - диссертант установила наибольшую обоснованность парадигмы, сформулированной А. Тэшфелом в рамках психологии [284]. Суть данной парадигмы заключена в понимании основного предназначения этнического самосознания и социокультурных этнических стереотипов — наладить отношения этнической группы внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. С этой точки зрения, «сверхзадача» социокультурных этностереотипов — обеспечение пусть символической, но целостности социальной общности, собственного этноса.

Развитие этнического самосознания личности осуществляется в процессе этнокультурного воспитания, которое понимается нами как целенаправленное взаимодействие компонентов воспитательно-образовательной системы, направленное на этническую идентификацию личности, способствующее осмыслению общего и особенного в традициях рядом живущих народов, социальную адаптацию в инокультурной среде, межэтническую интеграцию. Сегодня этнокультурное воспитание должно пронизывать деятельность всех социальных институтов, и в первую очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности.

Практика воспитательной работы образовательных учреждений свидетельствует о том, что на развитие этнического самосознания учащихся влияют группы условий:

1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.

2. Представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его этнокоммуникативных связей замыкается внутри нее.

3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, т. е. совокупность реальных фактов жизни индивида.

4. Этнопедагогическое и этнопсихологическое программно-методическое и материально-техническое обеспечение воспитания.

5. Наполненность этнокультурным компонентом содержание образования школьников.

6. Активное использование этноориентированных диалоговых методик и технологий, характерных для русскоязычного народа в воспитательно-образовательном процессе учреждения образования.

7. Развитость взаимодействия с семьями учащихся, учреждениями культуры и искусства, общественными организациями и конфессиями и^ его влияние на этнокультурное воспитание школьников.

Методологическими ориентирами модели и педагогической технологии развития' этнического самосознания личности в связи с выше изложенным являются:

1. Трансформация школы в центр мотивационного развития личности и рефлексивного управления, педагогической поддержки школьника.

2. Ориентация воспитательно-образовательного процесса школы на реализацию духовного, творческого и физического потенциала учащихся, исходя из этнокультурных потребностей личности. Создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации школьников.

3. Моделирование среды, способствующей благополучной этнической самоидентификации и адаптации русскоязычных школьников в социальном полиэтническом пространстве.

4. Актуализация обучения и воспитания в освоении ребёнком различных социальных ролей, национальных и общечеловеческих ценностей.

5. Создание в школе этнокультурного пространства как открытой системы доверия, дружбы и творческой самореализации, а также сознательной солидарности, атмосферы диалоговой культуры и межэтнических, межличностных и профессиональных отношений педагогов, учащихся и семьи.

6. Педагогический процесс должен рассматриваться как сложный системный процесс, раскрывающий единство этнокультурных, исторических, социальных, психологических, конфессиональных компонентов, формирующих личность ' субъектов воспитательно-образовательного процесса школы как субъекта конкретного этноса, воспринимающего окружающий мир сквозь призму национальной самобытности, и как гражданина Республики Казахстан.

7. Понятие общности судьбы, базисности межличностных отношений, стабильности ценностей, весомости духовной регуляции! как поддержки общения и единения, формирование корпоративного духа субъектов воспитательно-образовательного процесса школы.

8. Опора на идею интегрального единства национально-этнических и общечеловеческих ценностей, ведущих к межнациональной интеграции, адаптации к иным культурным ценностям мировой цивилизации, в контексте «этническое—государственное», «цивилизационное — мировое».

9. Изучение этнокультурных основ русского народа, национальной психологии других этносов Казахстана. Нахождение «поля контактных зон», взаимодействия, интеграции, адаптации, общности.

Означенные методологические ориентиры положены в основу разработанной диссертантом модели, педагогической технологии развития этнического самосознания русскоязычных школьников Республики Казахстан и реализующей ее программы эмпирического социолого-педагогического исследования (введение, глава 1 § 3, и глава 2 §§ 1 и 2). Квинтэссенцией анализа проблемы понимания и развития этнического самосознания стало наше понимание системности рассматриваемого явления, что выразилось в определении этнокультурных оснований этнического самосознания личности (глава 1 § 2).

В связи с этим и выше охарактеризованными моделью и технологией развития этнического самосознания русскоязычных школьников, диссертант предложила набор методик, с помощью которых можно фиксировать и замерять сформированность этнического самосознания личности.

Главенствующую) роль в этом1 наборе играют качественные; методы, в том числе и, прежде всего, глубинные интервью и опросы экспертов (глава 2 § 2).

Типичные, наиболее массовые и социально: значимые морально-нравственные проблемы школьников эмпирически обнаруживаются в утере смысла их нынешней жизни; в их нежелании участвовать в общественной деятельности; в снижении в их сознании места этнических ценностей и единства; системы «природа-общество-личность»; в- этнической и социокультурной ассимиляции; в, удовлетворении меркантильных интересов;: в тяге к наркотикам, алкоголю, курению, токсикомании и др;

Нерешенность проблем негативно: сказывается' на адекватности казахстанской школы личной:судьбешкольников; наморально-нравственном состоянии: общества. Все это требует специальной: работы по развитию этнического самосознания/ школьников^ понимаемого; нами как процесс усвоения русских этнических оснований: и воспитания? на их основе этнически, ориентированных нравственных качеств личности, направленных на интеграцию в поликультурную среду Республики Казахстан (глава 2 § 3).

Эффективность развития этнического самосознания русскоязычных школьников будет возрастать при условии:

1) наличия: национально-государственной? идеологии, основанной на: традиционных для русскоязычных граждан Казахстана и приемлемых современным поколением этнических ценностях;

2) противодействия бытовому национализму, насильственному внедрению в сознание русскоязычных школьников чуждых их ментальности идеалов, дезориентирующих их этническую идентификацию;

3) ликвидации имеющихся ныне в воспитательной работе со школьниками, элементов формализма, бездуховности, фрагментарности, бессистемности;

4) повышения заботы государства о школе с русским языком обучения, ее народном духе, материально-техническом, финансовом и ином обеспечении;

5) создания государственной поддержки развития этнического самосознания русскоязычных школьников на основе системы общественно значимых духовно-нравственных ценностей, координации усилий всех субъектов указанной деятельности.

По результатам диссертационного исследования считаем необходимым сделать следующие выводы:

1. Важной составной частью воспитания школьников в поликультурной среде выступает формирование у них этнического самосознания.

2. Сущность и содержание понятия «Этническое самосознание» определяется нами как социально-психолого-педагогическая категория, выражающая особое состояние психики (сознания) индивида, характеризующееся соотнесением своего «Я» с представителями родного этноса, и выражается в общепринятых социокультурных нормах социального взаимодействия, культурных традициях и ценностях своего народа.

3. Перспективная цель воспитания русскоязычных старшеклассников в поликультурной образовательной среде Республики Казахстан — формирование этнического самосознания.

4. Модель формирования этнического самосознания русскоязычных школьников выступает частью общей системы воспитания и включает совокупность компонентов: методолого-теоретического, содержательно-технологического, организационно-коммуникативного, процессуально-деятельностного, критериально-оценочного и результативного.

5. Реализация модели формирования этнокультурного самосознания в образовательной среде Республики Казахстан требует учета комплекса социально-педагогических условий.

Итоги опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что задачи исследования решены, гипотеза и положения, вынесенные на защиту, подтверждаются его результатами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Нидерер, Наталья Васильевна, 2010 год

1. Абрашкин А.А. Предки русских в древнем мире М., Изд. «Вече», 2002. -448 с.

2. Аванесов B.C. Теория и методика педагогических измерений. http://testolog.narod.ru/Theoryl2.html

3. Аванесов B.C. Тесты в социологических исследованиях. М., 1987. — 286 с.

4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы М.: МГУ, 1990.

5. Аксютич В. Под сенью Креста М.: Гардарики, 1997. - 346 с.

6. Александренков В.П. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. — М., 1996. № 3. С. 13-22.

7. Алексеева В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности //Социологические исследования. 1990. - № 1.

8. Анисимов О.С. Основы методологического мышления -М., 1989, с. 21

9. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. 1999, №4.-С. 117-121.

10. Арутюнов С.А. Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004. - 216 с.

11. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад Краснодар, 1966, с.23-24, 28, 136.

12. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание //Социс. 1990, № 7. с. 42-49.

13. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология М.: Просвещение, 1999. - с. 365.

14. Асмолов А.Г. Психология личности М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.

15. Асов А.И. Священные прародины славян — М.: Вече, 2002. 496 с.

16. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства // Урания. № 2. 1991.-С. 6-12.

17. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов М., 1969.18,19,20

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.