Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шевчук, Сергей Васильевич

  • Шевчук, Сергей Васильевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 169
Шевчук, Сергей Васильевич. Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ярославль. 2006. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шевчук, Сергей Васильевич

Введение.

ГЛАВА 1. Возникновение идей православной педагогики.

1.1 Сущность понятия и истоки православной педагогики.

1.2 Развитие идей православной педагогики в творениях святых отцов и учителей Русской Православной Церкви.

1.3 Идеи христианской педагогики в трудах русских философов и деятелей народной школы.

ГЛАВА 2. Идеи православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского и их развитие в отечественной теории и практике.

2.1. Особенности национального воспитания в наследии

К.Д. Ушинского.

2.2. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии К.Д. Ушинского.

2.3. Реализация идей К.Д. Ушинского в современной педагогической практике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского»

Актуальность исследования. Кардинальные перемены в жизни современного общества выдвигают принципиально новые задачи перед системой воспитания и образования россиян. Изменяются целевые установки учебно-воспитательного процесса и мировоззренческие приоритеты. Основные перспективы развития процессов воспитания и образования связываются с реализацией принципов демократизации и гуманизации, ставящих личность учащегося в центр педагогической деятельности. Выпускники школ, вузов и других образовательных учреждений должны уметь реализовывать свои способности, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за последствия своей деятельности, быть нравственно воспитанными.

В настоящее время наряду с государственными образовательными учреждениями появились негосударственные лицеи, вузы, православные гимназии, семинарии, имеющие государственную лицензию на ведение воспитательной и образовательной деятельности, которые обеспечивают удовлетворение образовательных потребностей части населения.

В качестве идеологии современной педагогики в данном исследовании предлагается взять педагогическое наследие К.Д. Ушинского, все те высоконравственные идеи, которые имеются в православной педагогике, где на первом месте стоит воспитание человека. В данном случае воспитание здесь не есть вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на все происходящее вокруг человека. Православная педагогика не имеет четкого свода нормативов и примеров, под которые нужно подводить учащегося, так как жизнь каждого ценна именно личным опытом и трудом.

Дефиниционное определение православной педагогики - это педагогика, которая отражает по своему содержанию основные идеи православия.

Следует отметить, что несмотря на большое количество работ (Н.К. Гончаров, А.Н. Иванов, Д.О. Лордкипанидзе, M.JI. Песковский, В.Я. Струминский, В.Б. Успенский и др.), в которых рассматриваются различные аспекты педагогического наследия К. Д. Ушинского, его идеи православной педагогики не стали объектом специального изучения. Оценка религиозного аспекта педагогической системы «учителя русских учителей» не нашла отражения и в историко-педагогических очерках современных учебных пособий «Православной педагогики» Е.В. Шестуна и А.В. Суровой.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы с точки зрения православной педагогики, теории воспитания и образования, а также некоторых проблем школы показал, что в период, начиная от Первого учителя новозаветного человечества Иисуса Христа и кончая К.Д. Ушинским, накоплено достаточное количество материала, но он не обобщен в какой-либо монографии или диссертации.

Таким образом, в настоящее время возникло противоречие между потребностью в исследованиях педагогического наследия К.Д. Ушинского, связанного с использованием и развитием идей православной педагогики, и неразработанностью этой проблематики с позиций современной педагогической науки.

Названное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков вклад К.Д. Ушинского в развитие идей православной педагогики?

Цель исследования - выявить основные направления развития идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского и охарактеризовать их реализацию в отечественной педагогической теории и практике.

Объектом исследования является педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

Предмет исследования - развитие идей православной педагогики в трудах К.Д. Ушинского.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать идеи православной педагогики в трудах русских философов и деятелей народной школы.

2. Выявить основные направления и средства православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского.

3. Определить возможности реализации идей православной педагогики К.Д. Ушинского в современной школе.

Методологическую основу исследования составили философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая и цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, субъективных и объективных факторов в развитии образования.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовало изучение литературы по истории педагогики (М.В. Богуславский, С.Ф. Егоров, Д.И. Латышина), современные исследования педагогического наследия К.Д. Ушинского (В.Ю. Вельский, J1.B. Галицина, Л.В. Зимина, Л.Н. Исаев, В.М. Меньшиков и др.), а также литературы по вопросам православного воспитания (С.Ю. Дивногорцева, В.В. Зеньковский, В.М. Екименкова, Б.К. Коломиец, Н.Е. Пестов, Л.В. Сурова, Е.В. Шестун и др.) и теоретической педагогике (Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, Б.Т. Харламов).

Для решения поставленных задач в диссертации использовались теоретические методы исследования. Для реализации принципа историзма применялись сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить сходство и различие в педагогических явлениях, и историко-ретроспективный анализ, дающий возможность рассмотреть динамику историко-педагогического процесса. Применение метода актуализации способствовало определению возможности использования исторического опыта в современном учебно-воспитательном процессе. В исследовании использовались следующие эмпирические методы исследования: опрос, изучение и обобщение массового и индивидуального (православного) педагогического опыта, модальное наблюдение, которое, как утверждает C.J1. Рубинштейн, опирается на обширную систему знаний.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечиваются разнообразием материала исследования, соотношением научных результатов и выводов диссертации с современными подходами в педагогической науке, применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, возможностью использования материалов диссертации в теоретико-научной и практической работе, в преподавании педагогических дисциплин и спецкурсов в светской и православной школе, апробацией идей православной педагогики К.Д. Ушинского в современной православной школе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

- представлен новый взгляд на педагогическое наследие К.Д. Ушинского с позиции развития им идей православной педагогики;

- рассмотрены истоки возникновения идей христианской (православной) педагогики;

- определен вклад русских философов и педагогов-практиков в возрождение идей православной педагогики в народной школе;

- выявлены особенности и средства реализации идей православной педагогики и духовно-нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского;

- показаны возможности использования идей К.Д. Ушинского в современной православной школе, предложены авторские средства воспитания в такой школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы восполнят и обогатят традиционную советскую) оценку педагогического наследия К.Д. Ушинского; они могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий, спецкурсов по философии и истории образования; практический опыт, предложенный автором, может применяться преподавателями светских и религиозных учебных заведений, а также может быть использован для создания конкретных методик нравственного воспитания.

Диссертационное исследование базировалось на педагогических и публицистических трудах К.Д. Ушинского, Н.И. Ильминского, С.А Рачинского, К.П. Победоносцева, а также на философских, религиозных и педагогических трудах святых отцов и учителей Русской православной церкви (святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Филарета, епископа Феофана Вышенского Затворника, святителя Иоанна Кронштадского, архиепископа Фаддея), для определения истоков православной педагогики использовались книги Ветхого и Нового Завета.

Личный вклад автора в данное исследование заключается в том, что проведено детальное изучение всего научного наследия великого педагога, диссертаций, посвященных творчеству мыслителя и многочисленных публикаций различных авторов; издана монография, посвященная К.Д. Ушинскому, объемом более 11 п.л. Автором созданы православные образовательные учреждения, в которых проводятся в жизнь идеи православной педагогики К.Д. Ушинского.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В религиозно-философских и педагогических творениях святых отцов и учителей церкви рассматриваются вопросы воспитания и обучения в духе православия, при этом в основе этого рассмотрения лежат принципы: связь обучения с воспитанием, гуманизм воспитания, воспитание в духе евангелия (как фундамент нравственной культуры человека), добросовестное и ответственное отношение учителя, духовного деятеля к своим обязанностям.

2. Педагогическая деятельность Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, М.К. Тенишевой, К.Д. Ушинского доказала возможность использования идей православной педагогики в светской школе. Суть национального воспитания виделась им в соединении исторической традиции и культурного наследия русского народа, для которого православная вера явилась определяющим началом, а взаимодействие школы и церкви обеспечивало воспитание образованной высоконравственной личности.

3. Национальное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно учитывать своеобразие исторических особенностей и национальную веру. Обучение и воспитание на принципах православной педагогики, опора на исторические, религиозные, нравственные и культурные традиции русского народа, использование в практике достижений науки, взаимодействие церкви и школы для эффективной организации учебно-воспитательного процесса -вот основные положения, которыми необходимо руководствоваться, но мнению К.Д. Ушинского, при организации народных школ.

4. К.Д. Ушинский является продолжателем развития идей православной педагогики. Он не только доказал возможность использования элементов православной педагогики (целей, принципов, содержания, методов, способов взаимодействия участников педагогического процесса) в светской науке о воспитании, но и подчеркнул необходимость их взаимопроникновения. Педагогическая система К.Д. Ушинского строится на принципах народности, науки и христианства.

5. Современная православная и светская школы используют и развивают религиозный аспект педагогической системы К.Д. Ушинского, а именно, элементы духовно-нравственного воспитания. Воспитание в современной православной школе рассматривается как целенаправленная совместная деятельность педагогов, воспитателей, психологов, учащихся, родителей, духовников, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих ценностей. Идеи православной педагогики и К.Д. Ушинского стали основой авторских образовательных учреждений и программ. Их опыт показывает, что русская школа неотрывна от национальной почвы, так как она призвана формировать и хранить национальную культуру (самобытные черты русского национального характера, знание народной культуры, отечественной истории, православных традиций).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на: Международных Рождественских чтениях (Москва, 1998 г.); Международном семинаре в Германии (г. Ганновер); III-й Международной научной конференции "Церковь, государство и общество в истории России 20-го века" (Иваново, 2003 г.); Всероссийской научно-технической конференции "Наука и образование" (Мурманск, 2003 г.); Всероссийской конференции "Народная педагогика" (Челябинск, 2003 г.); симпозиуме в Германии (г. Регенсбург, 2003 г.); Всероссийских конференциях по православной педагогике, посвященных 180-летию со дня рождения К.Д. Ушинского (Москва, Иваново 2004 г.); на ежегодных конференциях в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии (Иваново, 2002-2004 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шевчук, Сергей Васильевич

Выводы но второй главе

Мы можем говорить о том, что педагогическая система К.Д. Ушинского, в частности ее духовно-нравственный и общечеловеческий аспект, продолжают развитие идей православной педагогики. Великий педагог всем своим творчеством подтверждает необходимость создания национального воспитания. Говоря об образовании и воспитании, на первое место он ставит духовные основы православия, которые, по его мнению, являются идеалом совершенства и указывают высшую цель воспитания.

Отметим, что, рассматривая православную веру в качестве одного из принципов построения новой модели образования, К.Д. Ушинский утверждал, что она должна быть основой для всех ступеней образования - от начальной школы до университета, в том числе и для профессиональной (педагогической). Причем воспитание будет эффективным, если соединит в себе усилия церкви, семьи и школы. Такой широкий взгляд отличал Константина Дмитриевича от своих современников. Н.И. Ильминский, С.А. Рачинский, К.П. Победоносцев считали, что воспитание и обучение на основе духовно-нравственных ценностей может дать только церковноприходская или сельская школа грамоты. Таким образом, они ограничивали педагогический потенциал православия рамками начальной школы.

Центральным звеном педагогической системы К.Д. Ушинского является духовно-нравственное воспитание ребенка. По его мнению, основы нравственного поведения, этики, взаимоотношений между воспитателем и воспитуемым определяются в России православным христианством. В своем педагогическом наследии русский педагог указал разнообразные средства духовно-нравственного воспитания: труд как «хранитель нравственности»; учебные книги «Родное слово» и «Детский мир», в которых автор показал воспитательный потенциал родного языка; содержание этих книг (фольклорные произведения, рассказы из Священной истории, рассказы о крестьянском быте, праздниках) отражало систему нравственных понятий, требований, нравственно-этических качеств русского человека. Источником определения основных нравственных норм целого ряда поколений служили Библия и Евангелие. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что эти священные книги могут быть сложны для понимания детьми, поэтому он сформулировал целый ряд методических указаний, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности детей. Церковь, по мнению К.Д. Ушинского, способна и должна оказывать на душу ребенка «светлое, отрадное, воспитательное влияние», благодаря своим «духовным элементам» -таинствам, обрядам, внешней организации.

Мы попытались ответить на вопрос, изменялись ли взгляды К.Д. Ушинского на роль религии в образовательном процессе. Подчеркнем, что самые существенные изменения касаются организации народной школы, точнее, роли духовенства. В остальном теоретическая и практическая деятельность великого педагога подтверждала, что народная школа должна органически соединить в себе религию и просвещение не только на уровне цели, содержания, средств учебно-воспитательного процесса, но и в воспитателях, органически воплощающих в себе науку и религию.

Можно без преувеличения сказать, что наше будущее во многом зависит от того, какую личность сформирует наше общество из молодых людей. Практика показывает, что выпускники общеобразовательных школ не подготовлены к реальной жизни, для которой характерно сейчас низвержение всех идеалов, повсеместное распространение низкопробных видеофильмов, оккультизма, экстрасенсорики, астрологии. Все это часто приносит вред еще неокрепшей личности. Накопление знаний должно проходить параллельно с накоплением духовных показателей высокой моральности. Без этого внутренний мир человека будет ущербным; человек не станет личностью в полном смысле этого слова, если, имея определенную сумму знаний, не будет иметь в себе определенных духовных убеждений, которые всегда есть следствием веры. В связи с этим мы можем говорить о возрождении идей К.Д. Ушинского и возможности их использования в практике современной православной и светской школы. На наш взгляд, эта школа уже берет за основу цель воспитания по К.Д. Ушинскому -рассмотрение и соответственно воспитание человека как антропологическое, национальное и божественное целое. В связи с таким многомерным представлением меняется и сам подход к организации учебно-воспитательного процесса, то есть построение его на основе и использовании принципов и средств православной педагогики.

В последнее время в различных регионах России появляются новые воспитательно-образовательные модели и программы, которые опираются на христианские идеи и принципы православной педагогики; кроме того, в содержании образования этих государственных образовательных учреждений гармонизируются принципы науки, народности, христианства, предложенные К.Д. Ушинским в XIX веке при обосновании модели национальной школы.

Введение знаний, опыта православной педагогики и русских педагогов в содержание воспитания и образования современной школы направлено на решение задач духовно-нравственного совершенствования подрастающего поколения, на сохранение преемственности поколений, на формирование новой модели национальной школы, которая бы учитывала и использовала исторические, социальные, культурные, национальные особенности нашей страны.

Заключение

Церковь всегда придавала образованию и воспитанию людей первостепенное значение, так как эти процессы не только способствуют формированию интеллекта и положительной этики души человека, но и личности.

Система русского православного воспитания и образования корнями уходит в педагогическую традицию Нового Завета и связана с учительской деятельностью Иисуса Христа. Ставя задачу приблизить человека к Богу, христианская педагогика должна решать следующие задачи: заложить основы духовной жизни и сформировать основные нравственные качества и ум; при воспитании родители, педагоги, духовные учителя должны уважать личное достоинство ребенка; воспитание должно быть направлено на целостное формирование человека, то есть осуществлять единство душевного, духовного, умственного и телесного воспитания.

Развитие идей православной педагогики получило в трудах святых отцов и учителей Русской Церкви. В своих философско-педагогических трудах они подчеркивали, что воспитание и образование должны быть гармонически взаимосвязаны. Впервые мы встречаем идею о развивающем обучении, которое развивает не только ум, но и «облагораживать» сердце. Особенность христианского воспитания состоит в том, что в процессе любой деятельности человек обретает внутреннюю систему ценностей, которая и определяет всю его жизнь. Учителя Русской Православной Церкви считают, что в учебно-воспитательном процессе учитель, родитель, педагог, священник должны руководствоваться христианскими добродетелями.

Постепенно основные идеи православной педагогики были сформулированы в основных принципах, которые стали требованиями к организации учебно-воспитательного процесса: принцип ненасилия; своевременности; единства педагогических влияний; принцип личности; антропологический; принцип неустанного бдения (внимания); принцип любви; принцип смирения.

Интерес к ценностным основаниям национального образования привел во второй половине XIX века к убеждению выделить специфические традиции русской школы. Большое влияние на определение особенной развития образования оказали славянофилы, которые духовную основу самобытности России видели в православном христианстве, сохранившем обращенность к человеческой душе, а не к разуму.

Представители православно-ориентированного (национального) направления общественно-педагогической мысли ратовали за создание народной школы с учетом национально-религиозных традиций России. Основной целью школы должно было быть религиозно-нравственное воспитание в духе православной веры, а содержание определялось образовательными и воспитательными традициями русской школы.

Педагоги и деятели просвещения «национального» направления внесли существенный вклад в обоснование принципов создания национальной школы, выяснение национального компонента в содержании образования, в определение форм и методов работы. Однако недостатками этой концепции было представление о статичном характере русской школы, ее обращенности в прошлое народа, «воспитание в традициях отцов и дедов». Кроме того, проблемы национального образования разрабатывались относительно начальной школы, точнее церковно-приходской и школ грамоты, не затрагивая другие ступени образования.

Концепцию национального воспитания продолжил разрабатывать К.Д. Ушинский. В отличие от своих современников он пришел к определению особенностей не путем практических изысканий, а в результате теоретического исследования и сравнения.

Современный православный взгляд на педагогическое учение К.Д. Ушинского отмечает, что его концепция строится на трех основополагающих идеях: на основе народности, науки и христианства.

Христианство (Евангельское учение) для К.Д. Ушинского стало основой воспитания. Православие для русского педагога единственная религия, которая сохраняет нерушимо не только общие, основные истины христианства, но и его древние формы. К.Д. Ушинский, развивая идеи православной педагогики, делает их основой современной ему системы национального воспитания.

Представление о личности в педагогической системе К.Д. Ушинского строится на принципе целостности, который лежит у истоков христианского целеполагания. Православное образование в качестве главной цели выдвигает формирование целостной личности ребенка - человека, усвоившего не только систему знаний, но и со сформированными нравственными ценностями, глубоким пониманием смысла жизни, отношений между людьми, осознанием своего места, с желанием и умением нести в мир согласие, любовь, свет Христовой истины. Воспитание целостной личности возможно только в целостном педагогическом процессе. Одно из ведущих условий целостного педагогического процесса - единство воспитания и обучения, проявляющееся в воспитывающем характере обучения и в обучающем характере воспитания.

Именно православие стало определяющим фактором содержания и сущности педагогических взглядов великого русского педагога, повлияло на способы постановки и пути решения воспитательно-образовательных задач.

Центральной идеей стала народность, которая является определяющей в выборе системы воспитания. Нельзя заимствовать или бездумно переносить образцы воспитания других стран, так как система воспитания у каждого народа должна быть своя, со своими национальными особенностями, которая бы учитывала уровень развития общества, специфику национального характера и потенциал нации. Значительную роль в жизни и в воспитании русского народа занимает христианство, являющееся «величайшим» и «неисчерпаемым» источником нравственного и умственного развития, которое с точностью указывает нам цель воспитания.

Новая концепция народной школы, разработанная К.Д. Ушинским, должна строиться на принципе народности. В этой связи функции школы расширялись: образовательное учреждение должно было не только научить читать, писать, считать, но и развивать личность ученика, которой были бы присущи русские национальные черты характера.

Народная школа (русская школа) должна органически объединить в себе светское и духовное начало, которые должны быть соединены в учебных планах и программах, в народных учителях, в учебных книгах.

Духовно-нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, необходимо тоже строить на христианской основе, так как христианские правила жизни передавались из поколения в поколение, они более традиционны и понятны для русского народа. Во второй половине XIX века великий русский педагог обратил наше внимание на особенность духовно-нравственного воспитания россиян, основой которого должны стать христианские заповеди.

Основными средствами духовно-нравственного воспитания К.Д. Ушинский считает труд, который является условием не только для нравственного, но и для умственного, телесного самосовершенствования. Кроме того, духовный и физический труд способен наделить человека свободой, человеческим достоинством, наслаждением и счастьем.

К.Д. Ушинский считал необходимым подчеркнуть значение Библии в духовно-нравственном воспитании. Ни одна книга, по мнению К.Д. Ушинского, не содержит такую глубокую психологию и такое знание людей. Эта Священная книга прошла испытание временем, она больше всего читалась, слушалась, обдумывалась. Для того чтобы Библия стала эффективным средством обучения, К.Д. Ушинский сформулировал ряд условий ее использования в учебном процессе.

Во многих статьях К.Д. Ушинского церковь и школа рассматриваются как средства духовно-нравственного просвещения русского народа. Именно эти социальные институты должны, объединив усилия, способствовать возрождению «гражданской и общечеловеческой (христианской)» нравственности. А для этого духовные и светские учителя, воспитанные в православных традициях, должны быть распространителями основных нравственных принципов.

Школа должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, помочь ощутить себя частицей «мирового духовного развития». Средством для реализации этой задачи для русского педагога стал родной язык его учебников. Цель создания и отбора материала состояла не только в том, чтобы научить читать ребенка, но и научить его мыслить и определить весь религиозно-нравственный настрой личности. Содержание материала было ориентировано на подготовку достойных членов Церкви, людей, имеющих духовные и нравственные ценности, а также деятельных граждан государства.

Обосновывая модель национальной школы, К.Д. Ушинский исходил не из политических, а из исторических и педагогических оснований, из своего понимания хода и современного происхождения России.

Наша профессионально-педагогическая деятельность показала, что идеи христианской педагогики, обработанные К.Д. Ушинским, возможно использовать с учетом современных социально-исторических особенностей в православной школе. Оставляя неизменной цель воспитания, предложенную К.Д. Ушинским (развитие индивидуальных особенностей, развитие национальных черт характера, развитие по Образу Божьему) и организуя учебно-воспитательный процесс с учетом основных принципов христианской педагогики, мы можем достичь значительных результатов по изменению детей и в духовной, и в интеллектуальной сферах, и в обыденной жизни. Современная православная школа при организации учебно-воспитательного процесса руководствуется антропологическим принципом. Педагог в первую очередь должен заботиться не о трансформации знания, но о целостной личности ребенка, проявлять интерес к ребенку как к индивидуальности, знать его во всех проявлениях, познакомиться с его семьей, окружением. Иначе говоря, учитель совмещает и обучающую, и воспитывающую функцию. Особенность православной школы состоит в том, что этому «узнаванию» ребенка способствует работа психологов, воспитателей, педагогов и духовника.

Разрабатывая теорию религиозного воспитания, К.Д. Ушинский подчеркивал, что оно не должно ограничиваться только преподаванием Закона Божьего, но его необходимо вводить в содержание других предметов. Работа православных учебных заведений Ивановской области подтверждает эту идею русского педагога. Как показывает наш опыт, непрерывному религиозному воспитанию способствуют особенности организации православной школы и специфика функций участников учебно-воспитательного процесса в школе.

Новую силу получает идея К.Д. Ушинского о том, что воспитание будет эффективным, если Церковь, школа и семья объединят свои усилия. Опыт православной школы Ивановской губернии показывает и доказывает потенциал взаимодействия педагогических коллективов православных учебных заведений с областными органами управления и институтом повышения квалификации для оказания организационно-педагогической и методической помощи. Отмечается большая роль в работе православной школы родителей, которые являются нашими единомышленниками в вопросах воспитания.

Продолжается разработка концепции духовно-нравственного воспитания, в основе которого должны лежать принципы православной педагогики. Смысл его может быть выражен весьма кратко, еще К.Д. Ушинский отметил, что воспитание и образование будут эффективными при опоре на народные корни, которые связаны с Православием.

Результатом разработки религиозного аспекта педагогической системы К.Д. Ушинского стала идея о построении школы на началах религии и науки. Теоретик и практик русской педагогики обосновал необходимость органического взаимодействия этих элементов. Современная православная школа строит учебно-воспитательный процесс с учетом принципов православной педагогики, а для их реализации использует средства педагогической науки (формы, методы учебно-воспитательного процесса).

Анализ педагогического наследия К.Д. Ушинского показал возможность взаимосвязи теории и опыта светской и православной педагогической культуры (на уровне принципов, цели, задач, содержания, средств, особенностей взаимодействия), в результате чего обеспечивается полноценное духовное и нравственное воспитание личности. Современные культуросообразные образовательные системы и программы ориентированы не только на передачу суммы знаний, умений и навыков, но больше на превращение юного человека в полноценную личность и на приобщение человека к определенной культуре (в широком смысле).

Этот опыт, который еще пока не стал массовым, может стать основой для разработки проекта национального воспитания. Если во многих аспектах педагогики К.Д. Ушинский является непоколебимым авторитетом, то почему мы не можем ориентироваться на его взгляды, когда он, говоря об образовании и воспитании, на первое место ставит духовные основы православия. Мы придерживаемся мнения, что религиозный аспект педагогического наследия К.Д. Ушинского может успешно использоваться в современной государственной школе. На наш взгляд, педагогическая наука делает сейчас первые несмелые шаги в новых отношениях с религией, пытается отыскать точки пересечения. Это кажется актуальным особенно в рассмотрении вопросов духовно-нравственного воспитания. На принципиально новое осмысление сути религии и ее связи с педагогикой в современном мире влияют следующие факторы:

- смена социальных феноменов и логика обновленной общественной жизни;

-необходимость формирования личности на культурологических основах общечеловеческих духовных и материальных ценностей;

-право человека на свободный выбор религии или атеизма.

В последнее время педагогическая общественность все чаще обсуждает вопрос о введении религиоведческих дисциплин в курс общеобразовательной школы. Однако именно в светской школе этот вопрос не всегда вызывает положительную оценку со стороны родителей, учащихся и самих педагогов. На наш взгляд, это связано со следующими причинами: во-первых, с непониманием сущности религиозного образования, его значения, возможностей влияния на нравственность ребенка. Во-вторых, негативное и неоднозначное отношение к преподаванию религиоведческих предметов возникает по причине отсутствия квалифицированных педагогических кадров, людей, которые не только смогли бы умело организовать процесс обучения, преподносить знания, опираясь на индивидуальные, психологические, возрастные особенности и стараясь не заглушить свободу выбора в человеке.

Таким образом, современные тенденции воспитания и образования должны учитывать и использовать тот опыт, который сложился в практическом освоении и использовании педагогического наследия К.Д. Ушинского. Таким примером может служить опыт Курского государственного педагогического университета, в котором был разработан спецкурс «Педагогика К.Д. Ушинского и русская народная педагогика» для студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Курянами сделан значительный шаг в освоении религиозного аспекта педагогической системы русского педагога, при этом для рациональной оценки этой части педагогического наследия в университете введен общефакультетский курс «Православная культура». В университете создана лаборатория русской школы, которая занимается возрождением традиций русской педагогики в школах города Курска и области. Периодически КГПУ проводит Всероссийские научно-практические конференции, представляющие конкретный опыт реализации идей К.Д. Ушинского в практике современного образования [87; 88;. 99; 102]. Несомненно, что курский опыт будет полезен и для других образовательных учреждений.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Христианская педагогика, истоки и развитие которой отражены в книгах Нового Завета и религиозно-философских и педагогических воззрениях святых отцов и учителей Церкви, стала исторической основой национальной русской школы. Она предполагала воспитание в духе христианства, ставшее главным фактором для определения принципов, целей, задач, содержания, средств образования в целом, а также установило специфику взаимодействия между учителем и учениками.

2. Практическая деятельность Н.И. Ильминского, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского способствовала созданию народной (национальной) школы, построенной на основе национально-религиозных традиций. Основным типом школы (и самым распространенным) стала церковно-приходская. Главной целью церковной школы являлось религиозно-нравственное воспитание в духе православной веры, а содержание образования определялось образовательными и воспитательными обычаями русской школы.

3. В своих работах К.Д. Ушинский дает теоретическое и историческое обоснование необходимости создания национальной школы, которая должна строиться на принципах православной педагогики, учитывать исторические, нравственные, культурные особенности русского народа и при этом опираться на последние достижения наук. Народность, православие и наука выдвигаются педагогом в качестве основных принципов организации народной школы. Именно это единство рассматривается К.Д. Ушинским как основа строительства народного образования.

4. Одним из основных аспектов педагогической системы К.Д. Ушинского является духовно-нравственное воспитание, основой которого стала православная вера. Именно она определила нравственные качества человека, духовный идеал, сложившийся в традиционном русском воспитании на протяжении веков.

5. В практике современной православной школы оказываются востребованными следующие идеи православной педагогики К.Д. Ушинского: воспитание человека должно быть направлено на индивидуальное, национальное развитие и развитие по Образу Божию; содержание учебно-воспитательного процесса должно определяться христианскими идеалами и ценностями; взаимодействие педагогов, воспитателей, родителей, психолога, школьного духовника на всех этапах педагогического процесса; построение школы на христианских основах (принципах) и на началах науки; идеи духовно-нравственного воспитания.

6. Опыт работы авторских образовательных учреждений и создание авторских программ доказывает эффективность использования идей православной педагогики и религиозного аспекта педагогической системы К.Д. Ушинского в современных культуросообразных педагогических системах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шевчук, Сергей Васильевич, 2006 год

1. Алексеева Г.Г. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольника: 3-х годичная программа/Г.Г.Алексеева. Шиханы, 2000. 71 с.

2. Алексеева Г.Г. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольника: программа для общеобразовательной школы/ Г.Г. Алексеева. Шиханы, 2000. 58 с.

3. Алексий II, Патриарх. Вступительное слово/Алексий II, Патриарх //Сборник докладов IV Международных Рождественских образовательных чтений. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1996. С. 6.

4. Алексий П, Патриарх. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея ф Руси Алексия II/ Алексий II, Патриарх//Сборник пленарных докладов VII

5. Международных Рождественских образовательных чтений. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1999. С. 4-10.

6. Ан С.А. Изучение Библии в школе/С.А. Ан. Барнаул, 1994. 53 с.

7. Бездухов В.П. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков: принцип соборности в воспитании/ В.П.Бездухов //Педагогика. 1998. №7. С.78-82.

8. Белова Т. В. О библиотеках православной литературы/Т.В.Белова// Ивановский епархиальный вестник. 1998. №3. С. 4.

9. Бельский В.Ю. Философия образования К.Д. Ушинского: дисс. д-ра филос. наук/В.Ю. Бельский. М., 2005. 363 с.

10. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский/Т.И. Благова. М.: Высшая школа, 1995. 352 с.

11. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало 20 века)/М.В.

12. Богуславский//Педагогика. 1998. №7. С.82-87.

13. Бунаков Н.Ф. Всемирный педагог И.Г. Песталоцци и русский педагог К.Д. Ушинский/Н.Ф. Бунаков//Русский начальный учитель. 1986. № 1. С. 1-4.

14. Бунаков Н.Ф. Моя жизнь/Н.Ф. Бунаков. СПб., 1909. 90 с.

15. Василий Великий. Творения. М., 1846. Часть 3.

16. Василий Великий. Творения. М., 1846. Часть 1.

17. Василий Великий. Творения. М., 1846. Часть 4.

18. Витте С.Ю. Воспоминания: в 3-х книгах/С.Ю. Витте. М.: ГИЗ, 1923-1924. Т. 1.471 с.

19. Волков Г.Н. Этнопедагогика/Г.Н. Волков. М.: Академия, 1999. 168 с.

20. Галицина J1.B. Православная вера в педагогическом наследии К.Д. Ушинского/JI.B. Галицина/Юбразование. 2004. №3. С. 19-37.

21. Галицина Л.В. Православный взгляд на педагогическое наследиеК.Д. Ушинского/ Л.В. Галицина/Юбразование. 2004. №4. С.20-27; №5. С. 28-56.

22. Георгий (Тертышников), архимандрит. Душепопечительская и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни/ Георгий (Тертышников), архимандрит //Богословские труды. М., 1992. Т. 31 . С.34-61.

23. Гончаров И.Ф. Русская национальная школа: Концепция/И.Ф. Гончаров. СПб., 1992.

24. Гончаров И.Ф. Школа отживающая и восходящая/И.Ф. Гончаров//Народное образование. 1993. №1. С. 12-17.

25. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского/Н.К. Гончаров. М.: Педагогика, 1974. 272 с.

26. Горячева И. А. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского/И.А. Горячева/Юбразование. 2004. №3. С.5-18; №4. С.3-19; №5. С.3-27.

27. Гребнев Л. Светское образование и религиозные ценности/ Л.Гребнев//А1та mater. 2004. №2. С.3-5.

28. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений: в 2-х т./ святитель Григорий Богослов. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994. Т. 2. 596 с.

29. Гулыга А. Русская идея и ее творцы/А. Гулыга. М.: Соратник, 1995. 306 с.

30. Дернов А.А. Методика Закона Божия/А.А. Дернов. СПб, 1913. 123 с.

31. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. Теория и методика воспитания в свете православного педагогического мышления/С.Ю. Дивногорцева. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2003. 382 с.

32. Донин А. Школьная политика К.П. Победоносцева: нравственные и духовные аспекты/А. Донин//Власть. 2002. №8. С. 58-67.

33. Екименкова В.М. Вера исправляет сердце: О работе с детьми в области православного воспитания/В.М. Екименко. М., 1996. 111 с.

34. Елышцкий К.В. К.Д. Ушинский, его жизнь, деятельность и педагогические труды/К.В. Ельницкий . СПб., 1903. 32 с.

35. Ежов А.Н. Святой праведный Иоанн Кронштадский/А.Н. Ежов, С.В. Шевчук//Актуальные проблемы педагогики: материалы Всероссийской конференции, посвященной К.Д. Ушинскому. Иваново, 2005. С. 116-123.

36. Жизнь и наследие К.Д. Ушинского: межвузовский сб. науч. трудов/Яросл. гос. пед. ин-т им. К.Д. Ушинского; под ред. А.Н. Иванова, В.В. Карпова, В.Б. Успенского. Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1986. 124 с.

37. Журавлева Л.С. К столетию со дня рождения М.К Тенишевой/Л.С. Журавлева//Материалы по изучению Смоленской области. М, 1970. Вып. 7.

38. Зеньковский В.В. Педагогика/В.В. Зеньковский. М., 1996.

39. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/В.В. Зеньковский. М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1993. 222 с.

40. Зимина Л.В. К.Д. Ушинский в литературно-общественном движении 40-х 60-х годов XIX века: дис. . канд. филол. наук/Л.В. Зимина. М., 2003. 220 с.

41. Зимняя И.А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения)/И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова. М., 1998. 82 с.

42. Злотникова Т.С. История мировой художественной культуры/Т.С. Злотникова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1995. 33 с.

43. Зосима (Шевчук), архимандрит. Религиозное образование и воспитание в Ивановской епархии/Зосима, архимандрит// Сборник докладов VI-x Международных Рождественских чтений. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1998. С. 171-186.

44. Иванов А.Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле: (исследования и документы о научно-исследовательской и литературной деятельности)/А.Н. Иванов. Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1963.468 с.

45. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: книга для чтения с детьми в школе и дома/С.Ф. Иванов. М.: Школа Пресс, 1994. 272 с.

46. Иисус Христос и его ученики: новозаветное чтение/ сост. и автор вступ. статьи B.J1. Шленов. М.:Амонашвили, 1996. 223 с.

47. Иоанн, епископ Белгородский. Православная библейская герменевтика в педагогическом наследии К.Д. Ушинского/Иоанн, епископ Белгородский //Народное образование. 1994. №9-10. С.113-115.

48. Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы/Иоанн Кронштадтский. СПб., 1991.71 с

49. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе/Иоанн Кронштадтский. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

50. Иоанн Кронштадтский. Мысли о богослужении Православной Церкви/ Иоанн Кронштадтский. Тверь, 1991. 39 с.

51. Исаев JI.H. К.Д. Ушинский основатель русской дидактической и методической школы: дис. . д-ра пед. наук/JI.Н. Исаев. М., 2003.

52. Искандер Ф. А. Дерево детства: рассказы и повести/Ф.А. Искандер. М.: Советский писатель, 1970. 367 с.

53. История педагогики в России/сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия, 2000. 332 с.

54. Иувеналий, архиепископ Курский и Рыльский. К.Д. Ушинский и православие/Иувеналий, архиепископ//Народное образование. 1994. №9-10. С.112-113.

55. Казаков Д.Н. Г.С. Сковорода религиозный философ и просветитель/ Казаков Д.Н., Шевчук В.ГУ/Юбилейный богословский сборник Ивановской епархии. Иваново, 2000. № 3. С. 125-134.

56. Калачев А. В. Развитие земской школы России второй половины XIX — начала XX в. как образовательной системы демократического типа: автореф. дис. канд. пед. наук/А.В. Калачев. Волгоград, 2001. 22с.

57. Каптерев П. Ф. История русской педагогики/П.Ф. Каптерев. СПб., 1915. 746 с.

58. Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова/В.И. Керимов. М.: Знание, 1989. 60 с.

59. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 2-х тт/И.В. Киреевский. М., 1911. Т.1. 287 с.

60. Колбовский Ю.Я. Православие и русская культура: учебное пособие/Ю.Я. Колбовский, Т.А. Степанова. Ярославль: Рыбинский Дом печати, 2004. 320 с.

61. Коломиец Б.К. Основные положения христианского воспитания/Б.К. Коломиец. М., 2000. С. 78-79.

62. Конюхов Д. Школьное православное образование/Д. Конюхов. М., 1990. 116 с.

63. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса/Г.Б. Корнетов. М.: ИТП и МИО РАО, 1994.265 с.

64. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 11-ти/Н.К. Крупская. М.: Изд-во АПН, 1957-1963. Т. 3. 798 е.

65. Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4-й классы)/И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, В.Н. Синицына, 1997. 96 с.

66. Латышина Д.И. История педагогики/Д.И. Латышина. М.: Гардарики, 2003. 603 с.

67. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций/Б.Т. Лихачев. М.: Юрайт, 2000. 521 с.

68. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского/Д.О. Лордкипанидзе. М.: Учпедгиз, 1950. 386 с.

69. Лосев А.Ф. Русская философия //Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура/А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. С.209-236.

70. Лосский В.Н. Очерк мистического богослужения Восточной Церкви. Догматическое богословие/В.Н. Лосский. М.: Центр «СЭИ», 1991. 287 с.

71. Лукьянова B.C. Образовательная концепция Азовского экспериментального социально-педагогического комплекса/В.С. Лукьянова, А.А. Остапенко. Азовская: АЭСПК, 1996, 18 с.

72. Мальцева В.Н. К вопросу о христианских основах воспитания/В.Н. Мальцева//Сборник докладов Международных Рождественских образовательных чтений. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1997. С.211-216.

73. Мариничева О. Сказка у Щетинина впереди/О. Мариничева//Учительская газета. 1999. №31 (3 августа).

74. Мень А. Сын Человеческий/А.Мень. М.: ИПЦ «Вита», 1991. 346. 335 с.

75. Меньшиков В.М. Сначала надо очнуться/В.М. Меньшиков//Народное образование. 1994. №9-10. С.103-112.

76. Меняев А.Ф. Педагогические идеи Христа: учебное пособие для студентов пед. вузов/А.Ф. Меняев, С.В. Ковалев. М., 1998. 24 с.

77. Мигунов О. А. О работе воскресных школ Ивановской епархии/О.А. Мигунов//Ивановский епархиальный вестник. 1998. С. 12-14.

78. Милюков П. Очерки по истории русской культуры: в 3-х частях/П. Милюков. СПб., 1905. 4.2: Церковь и школа. 402 с.

79. Морозова Е.Н. О некоторых меценатах сельских школ/Е.Н. Морозова, В.Г. Шевчук//Инновации в психолого-педагогической теории и практике, материалы II Международной научной конференции. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2002.С. 290-291.

80. Никандров Н.Д. Библия и образование/Н.Д. Никандров//Сборник докладов V Международных Рождественских образовательных чтений М.: Изд-во Московского Патриархата, 1997. С.46-56.

81. Ницше Ф. Антихристианин/Ф. Ницше. Ашхабад, 1990.

82. Опыты православной педагогики. М., 1993. 63 с.

83. Осипов Ю.С. Вера и знание/IO,С. Осипов//Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора. 18-20 марта 1998 г. Саров, 2000. С. 44.

84. Отчеты Ивановской епархии за 1990-2003 гг. Архив Ивановской епархии.

85. Очерки русской культуры XIX века: в 6-ти томах/ ред.: JI.B. Кошман и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998-2001. Т.З. Культурный потенциал общества. 2001.638 с.

86. Педагогика/Сластенин В.А., Волкова Т.В., Люблинская А.А. и др. М.: Просвещение, 1976. 352 с.

87. Педагогика/Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школа-пресс, 1997. 512 с.

88. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: В 2-х ч./отв. ред. В.М. Меньшиков. Курск: Изд-во КГУ, 2004. 4.1 145 с.

89. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы модернизации российского образования: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: В 2-х ч./отв. ред. В.М. Меньшиков. Курск: Изд-во КГУ, 2004. 4.2. 156 с.

90. Персианов Георгий, протоиерей. Образ современной духовной школы: Проблема метода/ Персианов Георгий, протоиерей //Сборник докладов IV Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1996. С. 424432.

91. Песковский M.JI. К.Д. Ушинский. Его жизнь педагогическая деятелыюсть/M.JI. Песковский. СПб., 1892. 80 с.

92. Песковский М.Л НА. Корф в письмах к нему разных лиц/М.Л. Песковский. СПб, 1895.

93. Пестов Н.Е. Христианское воспитание детей/Н.Е. Пестов. СПб.: Сатисъ , 1996. 253 с.

94. Победоносцев К.П. Сочинения/ К.П. Победоносцев. СПб.: Наука, 1996. 509 с.

95. Победоносцев К.П. и его корреспонденты: письма и записки: т. 1 (полутом 1-2). М.-П.Госиздат, 1923. 1147 с.

96. Победоносцев К.П. Письма к Александру III: т. 1 и 2/предисл. М.Н. Покровского. М.: Госиздат, 1925-1926.

97. Победоносцев К.П. Ученье и учитель: педагогические заметки/К.П. Победоносцев. М.: Синодальная Типография, 1902. 54 с.

98. Подласый И.П. Педагогика: в 2-х тт/И.П. Подласый. М.: Владос, 2004.

99. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. СПб.: Сатис, 1994.429 с.

100. Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции: В 2-х ч. Курск: Изд-во КГУ, 2001. 4.2. 185 с.

101. Рачинский С.А. Сельская школа/ СА. Рачинский. СПб., 1902. 371 с.

102. Рачинский С.А. Церкви и школы/С.А. Рачинский //Русское обозрение. М., 1898.

103. Реализация идей К.Д. Ушинского в практике современного образования: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции/ отв. ред. В.М. Меньшиков. Курск: Изд-во КГУ, 2003. 252 с.

104. Рожков М.И. Теоретико-методологические основы педагогики: конспекты лекций/М.И. Рожков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. 92 с.

105. Розанов В.В. Опавшие листья/В.В. Розанов. М.: Современник, 1992. 541 с.

106. Розанов В.В. Сумерки просвещения/В.В. Розанов. М.: Педагогика, 1990. 620 с.

107. Салтыков А. Стержень русской духовности/А. Салтыков //Русский вестник. 1990. № 1. С. 23-26.

108. Светильник веры и благочестия: святой Праведный Иоанн

109. Кронштадтский Чудотворец: житие и новые чудеса/сост. »

110. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. 1996. 55 с.

111. Седов JI. Ушинский о воспитании/JI. Седов//Вестник воспитания. 1901. №3. С.1-35

112. Ю9.Симвелян Н., Лихачев Д. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем/Н. Симвелян, Д.М. Лихачев. М., 1998.

113. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника/П.А. Смирнов. М., 1915.

114. Создатель русской школы: с конф., посвященной 170-летию со дня рождения К.Д. Ушинского//Народное образование. 1994. №9-10. С.115-124.

115. Спасский Н.А. Просветитель инородцев казанского края Николай Иванович Ильминский/Н.А. Спасский. Самара, 1900.

116. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/под ред. И.Я. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 2004 480 с.

117. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского/В.Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1960. 348 с.

118. Сурова JI.B. Православная школа сегодня: книга для учащихся и учащих: методика православной педагогики/JI.В. Сурова. Клин: Изд-во Владимирской епархии, 2002. 202 с.

119. Сурова Л.В. Православная школа сегодня/Л.В. Сурова. Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2000. 495 с.

120. Сурский И.К. Отец Иоаннъ Кронштадтский: т. 1/И.К. Сурский. U.S.A., California, 1979. 267 с.

121. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский/И.К. Сурский. М.: Паломник, 1994. 589 с.

122. Сюбарева И.Ф. История становления и развития образования и педагогической мысли в Восточной Пруссии и Калининградской области: дис. . канд. пед. наук/И.Ф. Сюбарева. Калининград., 2000. 193 с

123. Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1897. Т. 1. 440 с.

124. Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1898. Т. 2. 708 с.

125. Творения св. отца нашего Иоанна Константинопольского. СПб., 1899. Т. 3. 247 с.

126. Творения св. отца нашего Иоанна Константинопольского. СПб., 1899. Т. 4. 364 с.

127. Творения св. отца нашего Иоанна Константинопольского. СПб., 1900. Т. 6. 403 с.

128. Творения св. отца нашего Иоанна Константинопольского. СПб., 1902. Т. 8. 66 с.

129. Творения св. отца нашего Иоанна Константинопольского. 1904. Т. 10. С. 248-257.

130. Творения св. отца нашего Иоанна Константинопольского. СПб., 1905. Т. 11. 960 с.

131. Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса: материалы 59-й международной научной конференции («Чтения Ушинского»). Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. С. 184-187.

132. Успенский В.Б. Новое об К.Д. Ушинском/В.Б.Успенский, А.И. Иванов //Народное образование. 1974. №2. С.30-31

133. Успенский В.Б. О педагогической деятельности К.Д. Ушинского/В.Б.Успенский//0 педагогическом наследии К.Д. Ушинского: международный сборник научных трудов. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1972. С.37-45.

134. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: т 1: ранние работы и статьи 1846-1856 гг. /К.Д. Ушинский. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 444 с.

135. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. 1948. 656 с.

136. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т.З. Педагогические статьи 18621870 гг. 1948. 692 с.

137. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т.4. Детский мир и хрестоматия. Ч 1-2. 1948. 679 с.

138. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т.5. Методические статьи и материалы к "Детскому миру". 1949. 591 с.

139. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т.6. Родное слово: книга для детей: год первый и второй. 1949. 447 с.

140. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. 7. Родное слово: год 3-й: руководство к преподаванию по "Родному слову". 1949. 358 с.

141. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1. 1950. 776 с.

142. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. 9. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Т. 2. 1950. 628 с.

143. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. M.-JI.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. 10. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии". 1950. 668 с.

144. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11-ти т./К.Д. Ушинский. M.-JI.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. Т. И. Материалы биографические и библиографические. 1952. 727 с.

145. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т./К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. 414с.

146. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 -ти т./К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 492 с.

147. Ушинский К.Д. Вопрос о душе в его современном состоянии/К.Д. Ушинский/Ютечественные записки. 1866. Ноябрь, кн. 1. С.74-98; кн. 2. С.213-240; декабрь, кн.1. С.410-443.

148. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах/К.Д. Ушинский//Сын отечества. 1861. № 18. С.562-564.

149. Ушинский К.Д. Воскресные школы/К. Д. Ушинский//Журнал Министерства народного просвещения. 1861. №1. С. 58-82.

150. Ушинский К.Д. Голод в России/К.Д. Ушинский//Голос. 1868. 17 января. С.1

151. Ушинский К.Д. Защитникам классических гимназий/К.Д. Ушинский //Голос. 1867. №81. С. 1-2.

152. Ушинский К.Д. Книга для первоначального чтения/К. Д. Ушинский//Голос. 1866. № 291. С.З.

153. Ушинский К.Д. Магазин земледелия и путешествий/К.Д. Ушинский //Современник. 1854.№V, VI.

154. Ушинский К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ/К.Д. Ушинский //Народная школа. 1870. № 5. С. 6-16.

155. Ушинский К.Д. Одна из темных сторон германского воспитания/К.Д. Ушинский //Голос. 1865. №63. С. 1-2.

156. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/К.Д. Ушинский //Журнал для воспитания. 1857. № 7. С.9-60; №8. С.105-149.

157. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими/К.Д. Ушинский //Голос. 1867. № 213. СЛ.

158. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании/К.Д. Ушинский //Журнал Министерства народного просвещения. 1860. № XI, XII. С.49-80; С. 157-190.

159. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы/К.Д. Ушинский// Журнал для воспитания. 1857. № 1. С. 15-40.

160. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии/К.Д. Ушинский //Журнал Министерства народного просвещения. 1862. №12. С.251-286; 1863. №1-6. С. 1-48; №3. С. 325-347; №4. С.1-14; №8. С.41-60.

161. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова/К.Д. Ушинский //Журнал Министерства народного просвещения. 1862. №3. С. 105-181.

162. Ушинский К.Д. Поездка в Ростов/К.Д. Ушинский//Ярославские губернские ведомости. 1848. № 11, 12.

163. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики/К.Д. Ушинский; сост. Э.Д. Днепров. М.: Изд-во УРАО, 2002. 592 с.

164. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии/К.Д. Ушинский //Журнал Министерства народного просвещения. 1861. №11, III. С. 118-140; С.191-212.

165. Ушинский К.Д. Психологические монографии. Внимание/К. Д. Ушинский//Журнал Министерства народного просвещения. 1860. № VIII, IX. С.49-94; 125-144.

166. Ушинский К.Д. Родное слово/К.Д. Ушинский//Журнал Министерства народного просвещения. 1861. . № V. С. 73-95.

167. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей/К.Д. Ушинский. М.: Лествица, 2000. 494 с.

168. Ушинский К.Д. Сейдегемский дворец/К.Д. Ушинский //Библиотека для чтения. 1854. №7, 8. С.81-114.

169. Ушинский К. Д. Системы образования, принятые в наших университетах военном и народного просвещения/К.Д. Ушинский //Голос. 1867. №59. С. 1-2.

170. Ушинский К.Д. Собрание неизданных сочинений: материалы для педагогической антропологии и материалы для биографии/К.Д. Ушинский. СПб, 1908. 172 с.

171. Ушинский К.Д Труд в его психическом и воспитательном значении/К.Д. Ушинский//Журнал Министерства народного просвещения. 1860. № 7. С.1-29.

172. Ушинский К.Д. Труды Уральской экспедиции/К. Д. Ушинский //Современник. 1853. № VII, IX , X.

173. Ушинский К.Д. Цветы московской педагогики на петербургской почве/К.Д. Ушинский //Отечественные записки. 1866. Октябрь, кн. 2. С. 687712.

174. Ушинский К.Д. Цивилизация и варварство/К.Д. Ушинский//Известия Императорского Русского Географического общества. 1854. Т. X. С. 1-34.

175. Ушинский К.Д. и русская школа: беседы о великом педагоге /под ред. Е.П. Белозерцева. М.: Роман газета, 1994. 192с.

176. Ушинский К.Д. и русская школа/составитель Э.Д. Днепров. М.: Изд-во УРАО, 2002.416 с.

177. Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике/Фаддей, иеромонах. Уфа, 1902.

178. Феофан Затворник, святитель. Путь к спасению (Краткий очерк аскетика)/Феофан Затворник, святитель. М., 1899. 46 с.

179. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?/Феофан Затворник, святитель. СПб.: Изд-во «Санкт-Петербург, 1991.288 с.

180. Феофан Затворник, святитель. Краткие мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия/Феофан Затворник, святитель. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1991. 196 с.

181. Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Часть З/Филарет, архиепископ Черниговский. СПб., 1882.

182. Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. T.l/Филарет (Дроздов), святитель. М., 1848.

183. Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т.2/Филарет (Дроздов), святитель. М., 1848.

184. Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т.З/Филарет (Дроздов), святитель. М., 1848.

185. Федотов А. А. Религиозное образование и духовное просвещение в Ивановской епархии/А.А. Федотов// Журнал Московской Патриархии. 2001. №5. С.42-53.

186. Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1960-1990 гг.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношение с государством (на материалах Владимирской, Ивановской и Костромской областей): дис. канд. истор. наук/А.А. Федотов. Иваново, 2002.

187. Флавий Иосиф. Иудейские древности: в 2-х томах/Флавий Иосиф; пер. с греч. Г. Г. Генкеля. М., 1990. Т. 2. 300 с.

188. Флоровский Г. В. Пути русского богословия/Г.В. Флоровский. Киев: Путь к истине, 1991 559 с.

189. Харламов И.Ф. Педагогика/И.Ф. Харламов.6-ое изд. Минск: Университетское, 2000. 560 с.

190. Хлебникова Р. К.Д. Ушинский о задачах воскресной школы/Р. Хлебникова//Русская школа. 1902. №12, отд.2. С.68-94

191. Ходырев А. М. Советская школа 50-х середина 60-х годов как социокультурный феномен: канд. дис. канд. пед. наук/А.М. Ходырев. Ярославль, 2003. С. 75,76.

192. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: Т.1/А.С. Хомяков. М., 1911. С. 347-370.

193. Хуторской А.В. Современная дидактика/А.В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001.544 с.

194. Цветаева М. Сочинения: в 2-х томах. Т.2. Проза и письма/М. Цветаева. М.: Художественная литература, 1988. 638 с.

195. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2-х томах/П.Я. Чаадаев. М.: Наука, 1991. Т. 1. 798 е.; Т.2.- 671 с!

196. Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского: материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. А.Г. Пашков. Курск: Изд-во КГПУ, 1995. 306 с.

197. Чернова Л.В. К.Д. Ушинский и современная школа/Л.В. Чернова//Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей. М., 2000.

198. Чернышев В. Забытые труды К.Д. Ушинского/В. Чернышев//Журнал Министерства народного просвещения. 1906. №12. С.113-148.

199. Шевчук С.В. (Архимандрит Зосима). Основоположник православной педагогики К.Д. Ушинский/С.В. Шевчук, JI.B. Байбородова// Материалы III Международной конференции «Церковь, государство и общество в истории России XX века». Иваново, 2003. С.151-152.

200. Шевчук С.В. (Архимандрит Зосима). К.Д. Ушинский о православном воспитании в школе/С.В. Шевчук/ЛОбилейный богословский сборник Ивановской епархии. Иваново, 2000. № 3. С.31-40.

201. Шевчук С.В. (Архимандрит Зосима). К.Д. Ушинский основоположник классической и православной педагогики/С.В. Шевчук. Иваново, 2004. 188 с.

202. Шестун Е., протоиерей. Православная педагогика/Е.Шестун. М.:Про-пресс: Правосл. педагогика, 2001. 559 с.

203. Школьникова М. В. Реализация идеи развития детей в учебных книгах и опыте народной школы России второй половины XIX -начала XX вв.: автореф. дис. канд. пед. наук/М.В. Школьникова. М., 2004. 24 с.

204. Щетинин М.П. Объять необъятное/М.П. Щетинин. М.: Педагогика, 1986. 176 с.

205. Янушкявичус Р.В. Основы нравственности: беседы по этике для старшеклассников/ Р.В. Янушкявичус, O.JI. Янушкявичус. М.: Про-пресс, 1998.463 с.

206. Benne K.D. Education for tragedu Liexington.1967.

207. Biesinger A. Religionsuntezzicht aes beziehungslernen // Katechetion. 82. 1987 p. 569-677.

208. Davis B. Teachihg to Meet Czisis Needs. Spingfield. 1984

209. Dungan D.L. The Sayins of Jesusin the Chuzches of Poul. The Use of the Synoptie Tradition in the Regulation of Early Chuzch life Oxford. 1971.

210. Filson F.V. The Christian Teacher in the First Century // JBL., 560. 1941. P. 317-328.

211. Hubnez D. Religions Education:Prachticing the presence of God // Religions education. 82. 1987. P.569-577

212. Jentsch W. Urchzislichen Ezziehugstencen. Die Paideia Kuzin im Rahmet der hellenistisch en Omwelt. Gutersloh. 1959.S.138

213. Ollrog W.-H. Paulus und seine mitarbeiten Unterzsuchungen zu theozie und Praxis der panlinischen Mission Neukizchen Vlun. 1979.

214. Riesner R. Isusas Preachen and Teacher // Wansbrjuth H. ed Jesus snd the oral Gospel Tradition Sheffield 1991 p. 185-210

215. Riesner R. Isus als Lehrer Eine Untersuchund zuz Uzsozung der Evangelien -Uberliefenung Tubingen. 1981

216. Stiegiez Dr. Die psychologie des heilingen Gregor Von Nyssa Sistematisch dargestellt. Regensburg. 1857. S.9.

217. Suthezland S.R. Studing Religion and Believing Religion // Christian Faith and Philosophical Teology. Essays in Hanouz of Vincent Brummer . Ed.By Giisbert Van den Brink. Et aj. Kmpen. 1992 h. 218-226.

218. Are Gods. «Then significauce of PS.82 for Some Early Chistian Authors // Rutgers L.V. et ai. eds The use of Sacred. Books in the Ansient World. Leuven. 1998.P.203-219.

219. Wuckoff D.C., Brown G. Religions education 1960-1993: an ansotated bibliography. Westport, Carm, 1995.

220. Shires H.M. The Escatology of paulin the light of Modern Scholazship. Philadelfia. 1966-p.171

221. Количественные данные цитирования трудов ряда авторовв учебниках педагогики

222. Ф.И.О. авторов учебника «Педагогика»* Цифровые показатели цитирования трудов

223. Коменский Песталоцци Ушинский Макаренко Сухомлинский Крупская Ленин

224. Под ред. С.П. Баранова и др. (1976)85. 7 2 19 46 4 22 58

225. В.А. Сластенин и др. (1997 г.) 86. 1 3 23 26 14 1

226. Б.Т. Лихачев (2000 г.) 66. - 2 12 5 - 1

227. И.Ф. Харламов (2000 г.) 186. 1 30 - 22 3

228. И.П. Подласый (2003 г.) 25 16 29 20 3 3

229. И.П. Подласый (2004 г.) 97. 6 3 14 8 2

230. ИТОГО 40 24 117 134 31 29 59

231. Результаты опроса учащихся школы №44 г. Иванова но вопросамизучения курса «Основы православной культуры»п/п Вопросы Православная школа Обычная Школа

232. Изменилось ли представление о Православной культуре и ее роли в жизни людей после изучения предметов православной направленности? Да Нет Не знаю 235 (100%) 211 (90%) 16(7%) 8 (3%) 198 (100%)

233. Сколько лет вы желаете изучать вопросы Православной культуры? Один год Два года Постоянно 141 (60%) 85 (36 %) 9 (4 %) 10(5%)

234. С помощью каких методов следует изучать данный курс?: Бесед Экскурсий Чтения православной литературы и демонстрации фильмов 139(59%) 70 (30%) 26(11%) 20(10%) 4 (2%) 76 (38%)

235. Ведете ли Вы разговор с родителями по вопросам Православной культуры? Да Не часто Нет 148 (63%) 45 (19%) 42(18%) 10(5%) 4 (2%) 192 (97%)

236. Ваш ответ на мнение родителей по поводу изучения основ Православия в школе: Положительный Отрицательный Родители не высказали своего мнения 207 (88%) 16(7%) 12(5%) 6(3%) 192 (97%)

237. Бывают ли у Вас беседы с друзьями по поводу Православной культуры? Да Нет Эпизодически 146 (62 %) 42(18%) 47 (20%) 6 (3%) 188 (95%) 4 (2%)7. Что Вы познали на уроках 1. Православной культуры?

238. О вере и любви к Богу 139(59%)

239. О любви к ближнему 89 (38%)1. О любви к Церкви 59 (25%)

240. Приобрели умение общаться друг сдругом и с родителями 42(18%) 12 (6%)

241. Умения работать над своим характеромучащиеся отвечали на каждый вопрос) 75 (32%) 4 (2%)

242. Выскажите свое мнение на каждыйвопрос, связанный с православной культурой, а именно преподавание этого предмета способствует:

243. Познанию души человека 94 (40%)

244. Соблюдению заповедей Православия 69 (28%)

245. Осознанию пагубности греха человека 75 (32%)

246. Ваша оценка программ телевидения:1. Высокая 47 (20%) 59 (30%)1. Средняя 82 (35%) 79 (40%)1. Низкая 106 (45%) 59 (30%)

247. Какие телевизионные фильмы Выпредпочитаете?

248. Художественные 70 (30%) 49 (25%)1. Боевики 106(45%) 99 (50%)

249. С насилием и убийством 35(15%) 26(13%)

250. С показом природы 14 (6%) 8 (4%)

251. С показом православной веры 5 (2%)

252. Воздержались от ответа 5 (2%) 16(8%)11. Читаете ли Вы 1. Газеты 24(10%) 16(8%)

253. Художественную литературу 9 (4%) 2(1%)

254. Смотрите ли видеофильмы 94 (40%) 69 (35%)

255. Результаты опроса родителейп/п Вопросы Православная Школа Обычная школа

256. Сколько лет Вы хотели бы изучать вопросы Православной культуры? Один год Два года Постоянно 153 6 (4%) 9 (6%) 138 (90%) 98

257. Нужно ли изучать Православную культуру Вашему ребенку? Да Нет Не знаю 136(89%) 5 (3%) 12 (8%) 10(10%) 29 (30%) 59 (60%)

258. Обсуждаете ли вопросы Православной культуры в семье? Да Нет Редко 69 (45%) 47 (31%) 37 (24%) 3 (3%) 66 (67%) 29 (30%)

259. Что дал курс Православной культуры Вашему ребенку? Любовь к Богу Любовь к ближнему Спасение души Уменьшение вредных привычек 67 (44%) 64 (42%) 19(12%) 19(12%)

260. Повлиял ли курс Православной культуры на посещение Вашим ребенком Церкви? Да Нет Сомневаюсь 130 (85%) 11 (7%) 12(8%)

261. Являетесь ли Вы православным человеком? Да Нет 104 (68%) 49 (32%) 39 (40%) 59 (58%)

262. Макк Первая книга Маккавейская

263. Макк Вторая книга Маккавейская

264. Макк Третья книга Маккавейская Авв - Аввакум

265. Авд Авдий Быт - Бытие Екл - Екклесиаст Иов-Книга Иова Ион - Иона Ис - Исайя Исх - Исход Иф - Книга Иудифь Лев - Левит Ос - Осия Песн - Песнь

266. Прем Книга Премудрости Притч - Книга Притчей Пс - Псалтырь Рф - Книга Руфь

267. Сир Книга Премудрости Иисуса,сына Сирахова1. Соф Софония1. Суд Книга Судей1. Тов Книга Товитас диссертации

268. Новый Завет 1 Ин Первое Послание Иоанна 1 Кор - Первое Послание Коринфянам

269. Петр Первое Послание Петра 1 Тим - Первое Послание к Тимофею

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.