Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Зубец, Валентина Михайловна

  • Зубец, Валентина Михайловна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 209
Зубец, Валентина Михайловна. Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2004. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Зубец, Валентина Михайловна

Введение. Историографические проблемы и анализ источников 3

Глава 1. Роль государства и благотворительности в становлении специального художественно-промышленного образования в России 24

1. Этапы развития отечественного художественно-промышленного образования и политика государства. 24

2. Благотворительная деятельность в сфере художественно-промышленного образования - важный фактор его модернизации. 49

Глава 2. Строгановское училище как центр российского художественно-промышленного образования. 74

1. Структура управления училищем, коллектив преподавателей и контингент учащихся. 74

2. Развитие организации учебного процесса и методов преподавания 99

Глава 3. Деятельность Строгановского училища по укреплению связи художественного образования с промышленностью. 122

1. Реорганизация мастерских училища и участие в художественно-промышленных конкурсах. 122

2. Художественно-просветительская и выставочная деятельность училища. 147

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-промышленного образования России на рубеже XIX - XX веков»

Актуальность темы исследования. Интерес к проблеме становления и развития художественно-промышленного образования в России в конце XIX - начале XX века обусловлен прежде всего тем, что обобщающих работ по истории специального прикладного художественного образования, где оно было бы представлено целостно и всесторонне в отечественной литературе практически нет. В отечественной исторической науке эта проблема освещалась фрагментарно. Затрагивались лишь отдельные аспекты проблемы художественно-промышленного образования.1

К наиболее разработанным сторонам данной проблемы можно отнести такие как вклад Строгановского училища в развитие русской культуры в начале XX века, развитие деятельности мастерских Строгановского училища в указанный период, личный вклад в развитие русской культуры и искусства выпускников данного учебного заведения в дореволюционный период, среди которых можно выделить творчество H.A. Андреева, C.B. Герасимова, В.Е. Егорова.

Однако в настоящее время большую актуальность имеет анализ опыта формирования отечественной системы специального художественного образования, которая складывалась в течение нескольких столетий в условиях многонациональной и поликонфессиональной Российской империи и, которая испытывая на себе влияние мирового опыта, была направлена на решение, прежде всего, практических задач, выдвинутых требованиями общественного прогресса. Углубленный анализ формирования системы художест

1 Художественно-промышленное образование - опирается на те же начала, что и чисто художественное, но на первом плане везде ставится обучение рисованию, которое признается необходимым как для развития вкуса, так и для подготовки ко всякого рода хувенно-промышленного образования, принципов ее деятельности и функционирования, имеет непреходящее значение и сегодня.

Современный период истории России характеризуется сменой экономической модели, переходом к рыночной структуре хозяйствования, активизацией внешнеэкономических связей, вхождением в систему жесткой конкуренции в сфере производства и услуг. В этих условиях исключительно актуальным становиться не только утилитарный, но и эстетический уровень и дизайн продукции как условие ее успеха у потребителя. В современных условиях существовавшая система специального художественного образования ищет новые пути и способы удовлетворить спрос на специалистов с художественно-промышленным и дизайнерским образованием. Данный процесс, в своих чертах, в сущности, повторяет ситуацию развития российского общества на рубеже Х1Х-ХХ веков, когда потребность в художниках и рисовальщиках для промышленности ощущалась настолько остро, что, в конечном счете, привела к формированию такой самостоятельной отрасли профессионального образования, как художественно-промышленное образование.

Объектом диссертационного исследования является система специального художественно-промышленного образования, сложившаяся в России на рубеже XIX—XX веков.

Предметом диссертационного исследования является изучение содержания деятельности и основные направления преобразований в Строгановском училище2 Москвы как учебном заведении, которое сыграло роль дожественным работам по всем отраслям промышленности. См.: Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. СП6.Д903.Т.74.С.768.

2 Строгановское училище - старейшее художественно-промышленное учебное заведение России, основанное графом С.Г. Строгановым в 1825 году, в 1843 году перешедшее на государственное обеспечение, в 1860 году было переименовано в Строгановское училище технического рисования, в 1873 году стало именоваться Центральным, а согласно Устава 1902 года было переименовано в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище в Москве. формообразующего центра в системе отечественного художественно-промышленного образования.

Хронологические рамки исследования включают период последнего десятилетия XIX и первого десятилетия XX веков, когда правительством был принят ряд законодательных актов, обусловивших формирование и расцвет системы специального художественно-промышленного образования.

В 1892 году правительством было утверждено Положение о Строгановском Центральном училище технического рисования в Москве и находящемся при не*м Художественно-промышленного музея, на основании которого 27 августа 1892 года был утвержден новый Устав училища, что в итоге положило начало качественно новому периоду в развитии художественно-промышленного образования в России. В последнее десятилетие XIX века шел процесс накопления позитивных изменений таких, как формирование новой системы Совета училища; расширение его финансирования; передача в училище новых помещений; складывание корпуса преподавательских кадров, многие из которых работали в сфере художественной промышленности.3 Таким образом, в указанный период Строгановское училище становится признанным центром художественно-промышленного образования в России.

В первое десятилетие XX века, после принятия правительством в 1902 году Положения о художественно-промышленных учреждениях ведомства

3 Художественная промышленность - соединение искусства и промышленности. Обыкновенно произведения живописи и скульптуры, которые предназначаются не для практического, а лишь эстетического наслаждения, относятся к чистому искусству, тогда как художественное творчество, направленное на удовлетворение потребностей повседневной жизни, обозначаются общим названием предметов прикладного искусства или художественной промышленности. Художественная промышленность включает изготовление одежды, утвари, обойное производство, типографическое дело, фотографию, золотое, серебряное и ювелирное производство, литейное и чеканное производство, гончарное дело, резное и столярное дело, ковроткачество. //Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз Ф.Л. и Ефрон И.Л. СПб.,1903.Т.74.С.767.

Министерства финансов и внесения изменений в Устав Строгановского училища начинает формироваться уже сама система художественно-промышленного образования в России. В 1902-1914 годы в Строгановском училище как ядре всей системы данного вида специального образования, идет большая работа по совершенствованию и углублению методов и форм преподавания, значительно усиливается внимание в учебных программах и курсах к практическим занятиям в мастерских как основного условия реализации тесных связей обучения с задачами производства. Начало мировой войны в 1914 году, а затем и события 1917 года затормозили, а несколько позже, практически свернули деятельность Строгановского училища, да и существование отечественной системы художественно-промышленного образования было отложено на длительный срок.

Цель диссертационной работы. На основе изучения разнообразных, прежде всего, архивных источников, работ крупнейших специалистов и проведенного автором комплексного исследования сформировать целостное научное представление о сложившейся в Российской империи системе художественно-промышленного образования и роли Строгановского училища как центра этого вида специального образования.

Цель диссертационной работы определяет и задачи исследования.

Это во-первых, определение исторических этапов эволюции российской системы художественно-промышленного образования, выявление их особенностей и характерных черт.

Во-вторых, исследование роли Строгановского училища как ядра развития всей системы художественно-промышленного образования, рассмотрение содержания направлений его многогранной деятельности.

В-третьих, это анализ специфики государственного управления системой художественно-промышленного образования России и роли благотворительности в ее формировании.

Одной из задач диссертационной работы является выявление роли отдельных государственных и культурных деятелей, представителей торговли и промышленности, крупных художников, архитекторов и педагогов в развитии Строгановского училища как центрального и стержневого учебного заведения отечественной дореволюционной системы художественно-промышленного образования.

Важной задачей исследования представляется также анализ изменений социального состава и численности учащихся, рост профессионального уровня преподавательского корпуса Строгановского училища, выявление общего количества художественно-промышленных учебных заведений.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, всесторонности, достоверности, конкретности, научности, объективности и системности, диалектическое понимание процесса исторического развития, признание причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли не только объективного, но и субъективного факторов в истории. Диалектический метод познания объективной реальности дает автору диссертации возможность многофакторного анализа исторических событий, их оценки с учетом всей совокупности явлений во взаимообусловленности и противоречивости. Это обеспечило историко-эволюционный подход к объекту исследования и включение изучаемых проблем в общий контекст социальной жизни Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Комплексное изучение процесса эволюции Строгановского училища как передового и системно образующего художественно-промышленного учебного заведения в России потребовало от автора диссертации междисциплинарного подхода к анализу, в том числе использования искусствоведческого подхода к рассмотрению отдельных аспектов исследования. При работе над диссертацией были использованы следующие исследовательские методы: аналитический, сравнительно-исторический, хронологический, статистический и другие. Большое значение в работе над темой отводилось методу актуализации, акцентирующему внимание на тех аспектах изучаемых проблем, которые имеют особое значение для модернизации и реформирования современной российской системы художественно-промышленного образования.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

-Автором предложена и обоснована новая периодизация дореволюционной системы художественно-промышленного образования;

- Впервые автор аргументировано доказал, что в условиях промышленной модернизации России в начале XX века сложилась уникальная, многоуровневая, эффективная и доступная для широких слоев населения система художественно-промышленного образования, получившая международное признание;

- В диссертации впервые показана роль и большой личный вклад государственных деятелей, представителей культуры, торговли и промышленности, видных художников, архитекторов и педагогов в реформировании российской системы художественно-промышленного образования на примере Строгановского училища , среди которых следует выделить деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны, предпринимателей С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова, архитектора С.У. Соловьева, директоров училища Ф.Ф. Львова и Н.В. Глоба ;

- Определенным вкладом в историографию проблемы стала систематизация обширного статистического материала о динамике изменения численности контингента учеников и преподавателей Строгановского училища, а также о количестве художественно-промышленных учебных заведений в дореволюционной России;

- В диссертационной работе впервые сведены воедино и систематизированы многообразные данные об учебных программах и курсах, а также деятельности мастерских Строгановского училища;

- Новым сюжетом для историографии является рассмотрение просветительской деятельности Строгановского училища, в частности организация и плодотворная работа Общества преподавателей графических искусств.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что основные материалы и положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций, спецкурсов и спецсеминаров по истории культуры, истории русского искусства, а также чтении курса отечественной истории. Они могут быть востребованы при создании обобщающих и конкретно-исторических трудов, а также в комплексных исследованиях по истории художественно-промышленного образования в России на рубеже XIX - XX веков. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут иметь и прикладное значение в возрождении лучших традиций отечественного художественно-промышленного образования, а также в деятельности государственных и общественных организаций в сфере декоративно-прикладного искусства и специального художественного образования.

Апробация и реализация работы. По материалам исследования автором диссертации написана и опубликована научная статья в коллективной монографии, данные которой с 2003 года используются в учебно-воспитательном процессе со студентами МГХПУ им. С.Г. Строганова. Сборники со статьями автора переданы в библиотеки ряда учебных заведений и нашли применение в качестве дополнительной литературы по курсам отечественной истории, истории русской культуры и искусства.

С основными идеями и выводами диссертации автор выступала на российских и международных форумах: «Российская государственность в XXI веке и глобальные проблемы мирового развития» (Научная конференция в

ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова, апрель 2003 года); «Старые и новые образы в современных учебниках истории» (Международный общественный форум с участием России и стран Центральной и Восточной Европы, Балтии, Южного Кавказа, Центральной Азии, проводимый АИРО XX, Фонд Фридриха Науманна, при участии кафедры южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова и Института европейских культур РГГУ, ноябрь 2003 года); «Проблемы истории сервиса: здравоохранение, питание, досуг» (Всероссийская научная конференция Института Российской истории РАН и МГУС,.декабрь 2003 года); « Московский государственный университет и судьбы российской интеллигенции» (Международная научная конференция в МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет государственного управления, январь 2004 года); «Современные тенденции и технология профессиональной переподготовки и повышения квалификации в России и за рубежом» (Научная конференция в ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова, апрель 2004 года).

Диссертация обсуждалась на кафедре историко-философских и социально-экономических наук Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова и на кафедре истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Степень научной разработанности проблемы.

Источниковая база исследования. Спектр исторических источников по данной проблематике отличается широтой и разнообразием. Вместе с тем они подразделяются на две большие группы: архивные, не публиковавшиеся ранее, документы и опубликованные материалы.

В диссертации использовано более 17 фондов следующих центральных и московских архивов: Государственного архива Российской Федерации

ГАФР); Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ); Центрального исторического архива г. Москвы (ЦИАМ); Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ); Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ); Центрального архива литературы и искусства г. Москвы (ЦАЛИМ); Архива Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Наиболее значительным массивом для изучения являются документы фонда Строгановского училища, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства,4 которые достаточно хорошо систематизированы, но далеко еще не изучены. Документы этого фонда являются самым значительным собранием документов для изучения формирования системы художественно-промышленного образования в России. Строгановское училище было центральным и самым крупным учебным заведением этого профиля и, именно на него возлагалось курирование школ и учебных мастерских, готовивших кадры рисовальщиков для промышленности, включая разработку уставов, учебных программ, обеспечение кадрами преподавателей, формирование фондов музеев и библиотек и т.п.

Переписка с учебным отделом Департамента торговли и промышленности Министерства финансов, а с 1905 года с учебным отделом Министерства торговли и промышленности, отчеты учебного комитета позволяют проследить, как осуществлялось усовершенствование учебного процесса, изменялись состояние материально-техническая базы, количество, социальный и религиозный состав учащихся.

Более подробную информацию об учебно-воспитательной работе и хозяйственной жизни учебных заведений можно почерпнуть из протоколов попечительских советов, педагогических и хозяйственных комитетов. В них можно найти сведения о том как разрабатывались учебные планы, кто участ

4 Строгановское училище (Ф.677- РГАЛИ). вовал в их создании, уровень успеваемости, а также выявить источники финансирования, их количество и основные статьи расходов.

История Строгановского училища после его реорганизации во ВХУТЕМАС (Всероссийские художественные учебно-технические мастерские), позже во ВХУТЕИН (Всероссийский художественный учебно-технический институт), а также период после его восстановления в 1945 году представлены документами, хранящимися в фонде Московского центрального художественно-промышленного училища5 и Суриковского института.6

Очень интересны и содержательны документы, с точки зрения изучения взаимодействия и сотрудничества со Строгановским училищем и оценки личного участия в развитии прикладного художественного образования крупных государственных и общественных деятелей страны в рассматриваемый период, таких как: Великой княгини Елизаветы Федоровны,7 Д.В. Григоровича,8 А.Н. Бенуа,9 С.И. Мамонтова10 и других.

Весьма полезный и обширный материал содержится в переписке и отчетной документации с выставок и конкурсов, позволяющий широко представить успехи организационных преобразований, проявившихся в значительной активизации творческо-выставочной деятельности мастерских училища.11

Среди опубликованных источников важнейшую категорию представляют законодательные акты, определявшие направления деятельности учеб

5 Московский институт прикладного и декоративного искусства (Ф.45 - ЦАЛИМ), Московское художественно-промышленное училище (б.Срогановское) (Ф. 170 — ЦАЛИМ).

6 Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова ( Ф.19 -ЦАЛИМ).

7 Елизаветинское благотворительное общество ( Ф.114-ЦИАМ).

8 Д.В. Григорович (Ф. 138 - РГАЛИ).

9 А.Н. Бенуа (Ф. 938- РГАЛИ).

10 С.И. Мамонтов (Ф.799- РГАЛИ).

11 См.: Канцелярия попечителя Московского учебного округа Ф459.- ЦИАМ); Московское архитектурное общество ( Ф.1376-ЦИАМ); Училище живописи, ваяния и зодчества (Ф.680 - РГАЛИ); Московское общество любителей художеств (Ф.660 - РГАЛИ); Третьяковская галерея (Ф.646- РГАЛИ). ных заведений данного типа с момента их открытия и до ликвидации. К ним относятся «Положение о Строгановском Центральном Училище технического рисования в Москве» от 2 марта 1892 года и «Положение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министерства Финансов ) от 10 июня 1902 года.12 В последнем определялись разряды и типы учебных заведений, порядок их открытия и функционирования, источники финансирования, образовательный ценз преподавательского персонала, нормы оплаты труда преподавателей и служащих в учебных заведениях, права преподавателей и учащихся, а также порядок внутреннего управления и надзора. Этот документ носил универсальный характер. Он не отменял «Положение о Строгановском училище» от 2 марта 1892 года, а лишь конкретизировал и узаконивал многие уже реализованные в училище нововведения для учебных заведений данного профиля. На основе этих «узаконений» каждому конкретному учебному заведению составлялся устав, который имел несколько разделов: общая часть, учащиеся, права и преимущества служащих, средства школы и т.п.

Поскольку в начале XX века в рамках Строгановского училища были открыты все четыре типа художественно-промышленных учебных заведений: училище, школа , художественно-ремесленные учебные мастерские и художественные воскресные классы, то уставы и программы каждой из этих ступеней представляют интереснейший блок источников, в которых четко показана их организационная структура, состав учредителей, требования к учащимся и педагогическому персоналу, системе учебно-воспитательного процесса. Уставы позволяют выявить уровень и особенности задач, предъявляемых для каждого типа учебных заведений.13

12 См.: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-З).Т.ХП. СПб.,1895. № 8388; Т.ХХП. СПб., 1904.Х2 21634.

13 Устав Строгановского Центрального Училища технического рисования в Москве. М.,1892; Устав Художественно-ремесленных учебных мастерских при Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве. М.,1910.

Из сказанного видно, что базовое законодательство о художественно-промышленном образовании и уставы учебных заведений, являлись основополагающими документами регулировавшими их жизнедеятельность.

Большую группу источников составляют подзаконные акты: правила, инструкции, циркуляры учебного отдела, попечителей учебных округов. Несмотря на то, что эти документы носили уточняющий характер существовавших нормативных актов, они позволяют увидеть не только гибкость государственной политики в сфере художественно-промышленного образования, но и просчеты допущенные в работе местных властей.14

Важнейшую группу источников по изучаемой проблеме составляют Отчеты Строгановского училища за 1899-1902 и 1910-1916 учебные годы, где нашли свое отражение все стороны его жизни.

Разнообразная статистическая информация о художественно-промышленных учебных заведениях содержится в сборниках, опубликованных учебным отделом Министерства торговли и промышленности.15

В самостоятельную категорию источников, дополняющих официальную информацию, входят отчеты общества преподавателей графических искусств, общества вспомоществования нуждающимся учащимся Строгановского училища, уставы этих обществ. Они позволяют оценить степень общественной заинтересованности в подготовке кадров для художественной промышленности и внимание к совершенствованию уровня преподавания гра

14 Министерство финансов. Департамент торговли и мануфактур. О кредите на строительство по Строгановскому Центральному Училищу Технического Рисования работы и об изучении положения штата сего Училища и состоящего при нем художественно-промышленного музея. СПб.,1891; Министерство торговли и промышленности. Учебный отдел. Об ассигновании 120000 рублей на устройство и содержание художественно-промышленных учебных заведений. СПб., 1907.

1 См.: Министерство торговли и промышленности. Лдрес-календарь Учебного отдела и подведомственных ему учреждений на 1908-1913 год. В 3-х тт. СПб.,1908-1916; Министерство торговли и промышленности. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу министерства торговли и промышленности на 1906-1915 учебные годы. СПб.- Пг., 1808-1917. фических искусств в стране. В отчетах этих общественных организаций затрагивались проблемы региональных учебных заведений, касающиеся материально-технической оснащенности, удовлетворительности педагогическими кадрами, разработки программ и отдельных учебных курсов.

Своеобразным, но весьма емким источником, позволяющим восполнить пробелы в исследовании, являются периодические издания.16 В них содержится широкий спектр сведений: от вопросов развития прикладного художественного образования, до проблем создания материальной базы учебных заведений и их мастерских, подготовки кадров и их профессиональной реализации, статистики учебных заведений, взаимоотношений творческих обществ и художников с художественно-промышленными учебными заведениями.

Отдельной и весьма существенной группой источников являются мемуары. Значительные сведения по истории художественно-промышленного образования на рубеже Х1Х-ХХ веков можно увидеть в мемуарной литературе деятелей русской культуры.17

Особенно много информации по изучаемой проблеме содержится в воспоминаниях преподавателей и учеников Строгановского училища.18

Великолепным отражением времени и настроений в обществе относительно понимания важности создания новых школ и обучения детей беднейших сословий специальным навыкам и профессиям, являются мемуары

16 См.: Журналы «Искусство и художественная промышленность», «Известия общества преподавателей графических искусств», «Художественно-промышленный журнал», «Мир искусства».

17 БенуаЛ.Н. Мои воспоминания.М.,1990; Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомоногра-фия.М.,2001; Репин И.Е. Далекое близкое.Л.,1982;Розанов В.В. Среди художников. С портретами.СПб.,1914; Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2-х тт.М., 1962-1967.

1 Я

Кожин М.В. Строгановское училище в декабрьские дни./ В сборнике «На баррика-дах».М.,1955; Павлов И.Н. Моя жизнь и встречи. М.,1949; Чехова М.П. Из далекого прошлого. М.,1980; Шевченко А.В. Сборник материалов. М.,1980; Щеглов М.П. Наброски по памяти. Воспоминания старого художника. Симферополь, 1957. крупных промышленников, предпринимателей и представителей дворянст-ва.19

Весьма интересной группой источников являются указатели Художественно-промышленного музея Строгановского училища, отчеты и каталоги, где участвовали художественно-промышленные заведения в целом, или самостоятельными участниками этих экспозиций были преподаватели и воспитанники этих училищ.

Итак, спектр источников, освещающих названную проблематику достаточно широк. Безусловно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако их сопоставление и всесторонний анализ позволяют комплексно и объективно исследовать проблему.

Изучение и введение в научный оборот большого числа новых, ранее не публиковавшихся источников, слабая изученность с позиций современной исторической науки некоторых опубликованных документов, позволило решить поставленные задачи и цели исследования. Данная работа является первым специальным исследованием проблемы формирования системы художественно-промышленного образования в дореволюционной России.

Историография. Научное разработку данного вопроса можно условно разделить на два основных периода: дореволюционный и советский, которые отличаются друг от друга разными методологическими подходами к исследованию данной проблематики, кругом привлекаемых источников, уровнем теоретических обобщений.

Дореволюционная историография (до 1917 года) в основном представлена статьями в профессиональных журналах, газетах и брошюрах. Они носили характер кратких исторических очерков как по истории прикладного художественного образования в целом, так и отдельно по истории Строга

19 Бурышкин ПА. Москва купеческая. М.,2002; Рябупшнский В.П. Русский стиль.// Возрождение. Париж,1934, № 3334; Юсупов Ф.Ф. Мемуары. До изгнания.1887-1919.М.,2002 новского училища как первого и крупнейшего художественно-промышленного учебного заведения страны. Показательна в этом отношении статья Н.Ф. Роот в ежегодном журнале Министерства торговли и промышленности по вопросам художественно-промышленного образования , в которой автор подробно анализируя роль художественно-промышленного образования в экономическом прогрессе страны, утверждает: «Только та страна поднимется на высоту влияния древней греческой культуры, которая наполнит своими художественными предметами мировые рынки».20 В статье Москвича достаточно полно освещается не только место ученых рисовальщиков в промышленности, но тщательно анализируются направления преобразований, проводимых училищем после принятия нового Устава 1892 года.21

Самым значительным трудом по истории Строгановского училища, да и в целом по истории развития отечественного прикладного художествен

22 ного образования является работа А.Ф. Гартвига. Будучи профессиональным историком и преподавателем Строгановского училища, автор провел огромную исследовательскую работу в его архиве, который хранился в учебном отделе Министерства финансов. Работа была приурочена к 75-летию основания Строгановского училища и носила объективный характер, подчеркивая отдельные проблемы, с которыми сталкивалось прикладное художественное образование в России на этапе своего возникновения и развития. Автор на большом массиве фактического и архивного материала показал огромную роль, которая принадлежала Строгановскому училищу в деле развития художественного образования применительно к производству

20

Роот Н.Ф. Вступительная статья. Ежегодник Министерства Торговли и Промышленности по вопросам художественно-промышленного образования. Вып.1. Киев.,1913.С.6.

21 Москвич. Строгановское Центральное училище технического рисования в Москве.// Искусство и художественная промышленность.М.,1899, № 4-5.С.285-298. во второй четверти XIX века. В публичном выступлении 1 октября 1898 года на торжественном заседании в Строгановском училище Л.Ф. Гартвиг сформулировал главный вывод своей работы так: «Всюду вокруг себя мы видим пробуждение творческого духа. Могучий толчок, данный эпохой великих реформ, повсюду сказывается — в широком подъеме промышленного дела, и в развитии художественного творчества. Настает пора самим изучать,

23 творить и создавать, хватит заимствовать у европейцев!».

Проблемам организации отечественных художественно-промышленных школ, и совместно с ними, широкодоступных художественно-промышленных музеев и библиотек, были посвящены работы выпускника Строгановского училища, писателя и большого энтузиаста отечественного

Л 4 художественно-промышленного образования Д.В. Григоровича. Автор лично активно способствовал собиранию и систематизации коллекций ху с дожественно-промышленных музеев в Москве и в Петербурге. Д.В. Григорович был участником Международной выставки в Париже в 1900 году и, проявляя особый интерес к успехам отечественного художественно-промышленного образования, был автором отчета по данному разделу комиссара русского отдела на выставке.

Попытка осмыслить проблемы, с которыми пришлось столкнуться в деле организации прикладного художественного образования в районах художественных кустарных промыслов и помощь им со стороны столичных художественно-промышленных образовательных центров, с одной стороны,

22 Гартвиг Л.Ф. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 году графом С.Г. Строгановым. Ее возникновение и развитие. М.,1901.567С.

23 Гартвиг Л.Ф. Роль творчества в истории. (Из речи преподавателя Л.Ф. Гартвига, произнесенной на акте 1 -го октября 1898 г. в Строгановском Центральном Училище технического рисования в Москве).//Искусство и художественная промышленность. СПб., 1899, № 12.С.1009-1018.

24

Григорович Д.В. Рисовальная школа и художественно-промышленный музей в Петер-бурге.СПб.,1870.

2 Он же. Указатель второго отделения Художественно-Промышленного Мрея в Строгановском Училище технического рисования.М.,1868. и материальной и организационной помощи земских организаций, с другой,

26 нашли свое отражение в литературе просветительского характера.

Не менее интересны, с точки зрения оценок современников, заметки в периодической печати с выставок и конкурсов, где экспонировали свои работы учащиеся художественно-промышленных школ страны, и, прежде всего, Строгановское училище, с точки зрения оценки реальных результатов тех реорганизаций, о которых свидетельствовали отчеты училища в указанный период. Среди таких публикаций следует выделить авторские и редакционные статьи в специальных периодических изданиях.27

Особое место в группе документальных публикаций по своей наглядности, выразительности и художественности занимают альбомы и каталоги с выставок, где содержатся фотографии и иллюстрации выставочных экспозиций художественно-промышленных учебных заведений. Сегодня это уже раритеты, с которыми можно познакомиться лишь в центральных библиотеках страны. Много редких изданий, к счастью, сохранилось и в библиотеке Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. Имена и фамилия преподавателей, мастеров и учеников училищ и школ под репродукциями и иллюстрациями изделий, высокие оценки в аннотациях к ним, являются наглядной демонстрацией тех по

26 См.: Беляев Н.Д. Прогресс кустарной промышленности. СПБ.,1913; Данилов Ф.Л. О влиянии грамотности школьного обучения и профессионального образования на развитие к>старных промыслов.М.,1913; Михайлов А.Н., Галецкий О.А., Агламов Б.П. Учебное дело в министерстве торговли и нромышленности.СПб.,1905.

27 Антакольский М.М. О художественной промышленности.// Художественно-промышленный журнал. СПб.,1898, №1; Бежацкий Д. Выставка керамических изделий.// Мир искусства. СПб.,1901, №1; Выставка ученических мастерских Строгановского Художественно-Промышленного Училища.// Иск>сство строительное и декоративное. М.,1903, №3; О выставке классных работ в Строгановском училище.// Искусство и художественная промышленность. М.,1899, №6; Женщина и художественная промышленность.// Мир женщины. М.,1912, №1; Работы учениц Строгановского училища.// Мир женщины. М.,1912, №3. зитивных мер, которые проводились правительством в сфере художествен

28 но-промышленного образования.

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что дореволюционная историография накопила определенный фактический материал по истории прикладного художественного образования в России. Однако эти исследования из-за незаконченности процесса формирования системы художественно-промышленного образования не могли воспроизвести целостной картины становления и развития отечественных специальных художественно-промышленных учебных заведений.

В советский период, в связи с реорганизацией Строгановского училища во ВХУТЕМАС (Всероссийские художественные учебно-технические мастерские), затем во ВХУТЕИН ( Всероссийский художественный технический институт), и упразднением большого числа частных художественно-ремесленных учебных мастерских и рисовальных промышленных классов, интерес к специальному прикладному художественному образованию дореволюционного периода в основном присутствовал в работах историков отечественного искусства. Огромный вклад Строгановского училища в историю русского декоративно-прикладного искусства и развитие художественных промыслов страны стал предметом изучения крупных советских историков и теоретиков искусства.29

9R

Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. Альбом участников. СПб.,1896; Вашков С.И. Религиозное искусство. Сборник работ церковной и гражданской утвари, исполненной Товариществом П.И. Оловяшникова и сыновья.М., 1901-1911; Международная строительно-художественная выставка в Петербурге. Альбом. СПб.,1908; Сборник композиций учащихся в Строгановском училище. Выпуск 1. М.,1900; Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное училище. Работы мастерских графических искусств в 1907-8 учебном го-ду.М.,1908.

29 История русского искусства. / Под ред. И.Э. Грабаря Т.10. Кн.2.М.,1969; Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Р>сскнй модерн. М.,1990; Стершш Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века. Исследования. Очерки.М.,1984; Он же. Художественная жизнь России 1900-1910 гг.М.,1988; Он же. Русская художественная культура второй половины XIX века.М.,1991.

После воссоздания Строгановского училища в 1945 году в виде высшего учебного заведения с наличием при нем и средней ступени подготовки (отделение подготовки мастеров) структурно оно стало напоминать то, каким было в дореволюционный период. Именно здесь начинают возникать новые для страны специальности такие, как художник-дизайнер, художник по интерьеру. Все эти изменения предопределили проблематику, в контексте которой в послевоенный период изучалась история отечественного художественно-промышленного образования.

Наиболее значимыми были исследования, опубликованные специалистами Всесоюзного научно-исследовательского института художественной промышленности.30 Среди них надо выделить работу E.H. Шульгиной и И.А. Прониной,31 в которой авторами на основе широкого круга материалов и источников была освещена многогранная педагогическая и творческая деятельность училища, его преподавательского коллектива и учащихся. История училища, с момента его создания и до 1918 года, показана с использованием большого числа фактического и иллюстративного материала и авторам, на взгляд диссертанта, удалось показать огромную роль Строгановского училища в культурной жизни России второй половины XIX века. Данная работа внесла важный вклад в изучение рассматриваемой проблемы, однако многие вопросы получили свое освещение весьма поверхностно, а некоторые важные аспекты не нашли своего отражения вовсе.

Помимо монографических изданий, НИИ художественной промышленности издавало научные сборники, где также публиковались статьи касающиеся проблем художественно-промышленного образования в дореволюционной России, исследовались вопросы формирования творческих связей народных художественных промыслов с центрами художественно

30 В настоящее время переименован в Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.

31 Шульгина Е.Н, Пронина И.А История Строгановского училища. М.,2002. промышленного образования двух столиц.32

В настоящее время в научной литературе большое внимание отводиться изучению таких проблем, как влияние благотворительности на развитие культуры и разных видов специального образования в дореволюционной России, подчеркивается мысль о том, что культурной и образовательный подъем страны был неотъемлемой частью, существенным фактором индустриальной модернизации России в начале XX века.33

Историографический обзор показывает, что к наиболее освещенным сторонам данной проблемы можно отнести такие вопросы как вклад Строгановского училища в развитие русской культуры в начале XX века; развитие деятельности мастерских Строгановского училища в указанный период; личный вклад в развитие русской культуры и искусства выпускников училища дореволюционного периода.

Обобщающих работ по истории становления и развития художественно-промышленного образования, где оно было бы представлено целостно и всесторонне, в отечественной исторической литературе сегодня практически нет. Это позволяет автору настоящей работы утверждать, что проблема истории художественно-промышленного образования является актуальной и нуждается в комплексном анализе и в настоящее время. Диссертант делает попытку восполнить пробел в изучении истории отечественного художественно-промышленного образования на рубеже XIX —XX веков.

Структура работы построена на сочетании хронологического и проблемно - тематического подходов. Диссертация состоит из введения, трех

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Зубец, Валентина Михайловна

Художественно-промышленное образование явилось закономерным ре зультатом социально-экономического развития в пореформенной России. За вершение промышленного переворота, развитие транспортной инфраструк туры, расширение внутренней и внешней торговли, бурный рост населения городов и широкое фадостроительство способствовали мощному подъему культуры и образования в стране. Успехи в развитии образования, большой общественный интерес искусству и культуре оказали стимулирующее воз действие на экономическое и социальное оживление в стране.Новые реалии России потребовали большого числа специалистов в сфе ре прикладного художественного образования. Для заводов и фабрик нужны были художники, способные к самостоятельному творческому проектирова нию, промышленные рисовальщики, умеющие понимать поставленные зада чи и организовывать работу по их выполнению на производстве, мастера, владеющие приемами изготовления художественных изделий, а также рабо чие и ремесленники, имеющие навыки технического рисования и готовые к работе на все более сложном техническом оборудовании. В условиях модер низации России в экономике, культуре, образовании, спрос на качественно подготовленные кадры невозможно было удовлетворить путем практической выучки или силами отдельных разрозненных учебных заведений. Требова лась организация самостоятельной отрасли художественно-промышлешюго образования.Со второй половины ХУШ и до середины XIX века в России существо вали единичные учебные заведения, где готовили рисовальщиков для фаб рик и мануфактур. Открытие в Москве в 1825 году графом Г. Строгановым школы для образования «рисовальщиков и орнаментовщиков для мануфак турных производств и вообще для развития художественных способностей в промышленных классах» ситуащ1ю в целом не изменило. Недостаточный уровень развития экономики России в это время обусловил ограниченную подготовку рисовальщиков для ремесел и промышленности, так как на них в то время отсутствовал широкий спрос. Большая часть выпускников таких учебных заведений стремилась найти себе место в качестве учителя рисова ния и чистописания.В пореформенный период, с оживлением экономической жизни страны в области художественно-промышленного образования начинается поиск концепции его оптимального развития на российской почве, накопление пер вого организационного, управленческого и методического опыта. Однако, по-прежнему, открытие специальных учебных заведений по подготовке ри совальщиков для производства является плодом усилий частных лиц и обще ственных организаций, при слабой помощи государства.Вступление России в эпоху индустриального развития, начало ускорен ной модернизации всех сторон жизни страны, мощный культурный подъем на рубеже XIX-XX веков вовлекли миллионы крестьян и кустарей в произ водственную деятельность, сделали получение образования жизненно необ ходимым условием социальной адаптации к реалиям капитализма. Большое значение отводилось подготовке кадров для художественной промышленно сти, под которой понималось любое производство « в сочетании наивысшей техники с развитой изящной формой и рациональностью назначения».Российское государство, проводя политику, направленную на успех тех1П1ческого прогресса в стране, видело этот путь в единении роста общего эстетического уровня народа в сочетании с повышением его технических знании и общим усовершенствованием труда. Поэтому были проведены ме роприятия, направленные на развитие различных отраслей профессионально го образовариш в стране. В сфере художественно-промышленного образова ния были приняты ряд законодательных актов, которые в конечном итоге определили основные направления создания системы прикладного специаль ного художественного образования. Были утверждены 17 мая 1888 года «Положение о С- Петербургском Центральном Училище Технического Ри сования Барона Штиглица», 2 марта 1892 года « Положение о Строгановском Центральном Училище Технического Рисования в Москве и состоящем при нем Художественно-Промышленном Музее», а 10 июня 1902 года «Поло жение о художественно-промышленных учреждениях ведомства Министер ства Финансов».Развитие системы профессионального образования было призвано ре шить задачи повышения общего уровня грамотности и культуры в стране, дать социальную перспективу выходцам из «низших сословий». Их реализа ция являлась дополнительным фактором становления системы профессио нального образования, в том числе и художественно-промышленного.Большой вклад в обоснование необходимости создания и развития сис темы художественно-промышленного образования внесли русское дворянст во, художественная интеллигенция и отечественные предприниматели, под нимавшие вопросы о формах и методах распространения художественно промышленного образования. Они оказывали существенную финансовую и иную помощь в развитии и распространении этого вида образования.Проведенное исследование показало, что в изучаемый период участие государства в развитии художествешю-промышленных уг1ебных заведений стало значительным. Помилю разработки нормативно-правовой базы и кон троля за ее выполнением, правительство пошло на увеличерп1е финансирования данного вида специального образования, на выдачу пособий земствам, городам, обществам и частным лицам «для удовлетворения расходов по уст ройству художественно-про.мышленных учебных заведений». Кроме того.Строгановское у^пшище, как опорный центр этого вида образования в России с каждым годом все больше полу^1ало единовременных пособий и выплат для удовлетворения своих учебно-производственных потребностей. Анализ ис точников и архивного материала показал, что в начале XX века покровитель ственная политика государства и крупных благотворителей в этом виде спе циального образования привела к бурному его росту и развитию.Учитывая, что художественно-промышленное образование является одно из самых дорогостоящих Российской империи, успешно сформирова лась смешенная форма его финансирования, которая в итоге дала положи тельные результаты. Финансирование художественно-промышленных учеб ных заведений осуществлялось из казны и дополнительных источников. В их числе были: плата за обучение, средства учредителей, пожертвования, про центы с капитала и ценных бумаг, доходы от коммерческой и производст венной деятельности самих учебных заведений. Дополнительные источники финансирования составляли около половины всех расходов на художествен но-промышленное образование.Анализ финансовых документов показывает, что пожертвования част ных лиц, коммерческих организаций и царствующей фамилии были весьма значительными и объективно сыграли важную роль в становлении и разви тии системы художественно-промышленного образования в различных го родах страны. К 1915 году в стране сеть прикладных художественных учеб ных заведений выросла в несколько раз, стала формироваться их специализа ция , связанная с запросами отдельных территорий, значительно окрепла их учебно-техническая база. Однако они не люгли полностью удовлетворить все потребьюстн российской экономики, градостроительства и образования.Художественно-промышленное образование развивалось неравнОхМерно, преимущественно в западных губерниях страны. Здесь наиболее быстро рос ла промышленность, из-за дефицита пахотных земель было развито кустар ное производство. Крупнейшими центрами художественно-промышленного образоваьп1я стала Москва н Петербург. В маленьких провинциальных горо дах, где крупная промышленность еще не получила своего развития, обуче ние художественным ремеслам шло по консервативному, патриархальному пути «от мастера к подмастерью». Кроме того, возможности меценатов и благотворителей в провинции были значительно скромнее, а специфика ор ганизации художественно-промышленного учебного заведения требовала значительных средств. Кроме того, к такому образованию тяготели дети представителей весьма малоимущих сословий, имевших ограниченные воз можности платить за обучение.Управление художественно-промышленными учебными заведениями строилось по принципу жесткой централизации. Централизованное управле ние более всего, как показала практика, отвечала интересам страны, всту пившей на путь модернизации, так как позволяло максимально сконцентри ровать материальные и профессиональные ресурсы, необходимые для ее осуществления, а саму систему управления делало весьма эффективной. В развитии художественно-промышленного образования России была велика роль Министерства торговли и промышленности.В ходе становления и развития художественно-промышленного образо вания в России определились основные типы учебных заведений названного профиля. Система состояла из четырех типов учебных заведений: • художественно-промышле1П1ые у^ншища; • художественно-промышленные школы; • художественно- ремесленные учебные мастерские; • рисовальные классы.Училища относились к высщему типу художественно- промышленных учебных заведений, школы к среднему типу, а мастерские и классы к низше му типу учебных заведений. Такая типология была законодательно закрепле на в «Положеьиш о художественно-промышленном образоваьши» от 1902 го да. Так оформилась гибкая система художественно-промышленного образо вания в России.Художественно-промышленные училища и школы предполагали дли тельный срок ( восемь и пять лет обучения соответственно) и довольно слож ную программу обучения, готовя, таким образом, квалифицированных специалистов. В них, как правило, учились дети с 12-15 лет. В художествен но-ремесленных мастерских и рисовальных классах курсы обучения были рассчитаны на три года и программы были значительно упрощены, часто рассчитаны на подготовку узких специалистов. Они были призваны удовле творять текущие потребности отечественной промышленности и кустарного производства в кадрах рабочих, владеющими знаниями по техническому ри сованию, черчению и лепке. Часто в мастерских и классах минимальными профессиональными знаниями овладевали взрослые и подростки, которые совмещали обучение с трудовой деятельностью на производстве. Такая гиб кая система подготовки кадров для художественной промышленности, безус ловно, учитывала потребности времени в соответствующих специалистах и успешно справлялась с поставленными задачами.Успешное развитие художественно-промышленного образования во многом определялось его кадровым потенциалом. Диссертационная работа показывает, что на рубеже XIX-XX веков в художествеьшо-промышленных учебных заведениях, прежде всего в Строгановском училище, как старейшем и крупнейшем центре прикладного специального художественного образова ния, на педагогическую работу пришли видные деятели русского искусства, отечественной архитектуры и зодчества, культуры и науки. Преподавателями специальных предметов становились лишь те, кто сумел себя проявить как на производстве, так и в творческой работе.Преподавателями общеобразовательных дисциплин являлись, как пра вило, студентов старших курсов и сотрудники местных вузов. Чтобы при влечь на преподавательскую работу наиболее подготовленных специалистов, правительство прилагало существенные усилия по созданию привлекатель ной системы социально-материальных компенсаций. Основными ее элемен тами являлись: высокий уровень оплаты труда, пенсионные права, льготы по отбыванию воинской повинности, присвоение классных чинов. Вместе с тем, нельзя не отметить высокий общественный авторитет преподавательской деятельности в этой сфере специального образования. Все это позволило сформировать работоспособные высокопрофессиональные коллективы, при званные решать поставленные задачи.Профессиональная художественно-промышленная отрасль образования России являлась всесословной. Ее знания, навыки и умения, в первую оче редь, были востребованы выходцами из рабочих и крестьян, активно вклю чившихся в процесс интенсивного капиталистического развития страны.Среди ее учеников, хотя и в меньшей степени, находились представители других сословий и социальных групп: дворяне, купцы, почетные граждане, мещане, духовенство и другие. Поэтому большинство художественно промышленных учебных заведений являлись всесословными.Государственная политика в сфере художественно-промышленного об разования в конце XIX - начала XX века исходила из принципа создания ус ловий наибольшего благоприятствования представителям всех сословий, же лавшим обучаться в учебных заведениях этого профиля. Эта цель достига лась за счет относительно невысокого образовательного ценза (требовались знания на уровне начальных народных училищ или иных равным им учебных

заведений) для поступления в эти у^шбные заведения или приготовительные классы. Осознав значимость художественно-промышленного образования для успешного развития отечественной промышленности, государство поза ботилось о его престиже, подняв общественный статус выпускников про фильных училищ и школ и наделив их определенными социальными гаран тиями.В целом, весь комплекс этих мероприятий создал благоприятные усло вия для притока учащихся в художественно-промышленные учебные заведе ния, особенно в Центральное Строгановское художественно-промышленное училище, где сосредоточились все четыре уровня данного вида образования.Так, если в 1890/1891 учебном году в Строгановском училище обучалось 233 человека, то в 19114/1915 учебном году это число выросло до 2670 человек.Количество учебных заведений художественно-промышленного профиля к 1915 году увеличилось до 57. О большом общественном авторитете и попу лярности Строгановского училища также говорят его активная выставочная деятельность и высокие награды, получаемые им на всероссийских, отрасле вых и международных выставках. Значительные достижения, демонстрируе мые учащимися-строгановцами, подтвердили правильность принципа орга низации учебного процесса, когда значимость теоретических специальных дисциплин, общеобразовательных предметов и практических занятий в учеб ных мастерских были уравнены. Хорошие результаты учащихся по общеоб разовательным предметам были недостаточны для перехода в следующий класс без успешного выполнения практических заданий в материале.ТакИхМ образом, освоению практических умений и навыков придавалось особое значение, поэтому существенную часть учебного времени при препо давании специальных дисциплин отводилось практическим занятиям в учеб ных мастерских, число которых в Строгановском у^пшище было максималь ным среди учебных заведений этого профиля и достигло двадцати к 1914 го ду. В результате глубоких преобразований мастерских Строгановского училища в начале XX века оно стало крупнейшим художественно производственным комплексом страны. Освоению и закреплению практиче ских умений и навыков учащихся способствовала также и летняя производ ственная практика. Большое значение для расширения кругозора учащихся имели проводимые за счет казенных средств экскурсии по историко культурным местам России и зарубежья.Строгановское училище, став опорным учебным заведением в системе художественно-промышленного образования, в то же время являлось круп нейшим художественно-просветительским центром страны, взяв на себя функцию курирования преподавателей художественных дисциплин всех учебных заведений России. Оно оказывало методическую помощь препода вателям графических дисциплин учебных заведений разного типа и ведом ственной подчиненности.Важным представляется вывод о том, что в конце XIX — начале XX века внимание государства, представителей торговли и промышленности, членов царствующей фамилии, частных лиц к развитию системы художественно промышленному образования в стране неуклонно возрастало, что способст вовало развитию учебных заведений и созданию их сети. Диссертант счита ет, что это стало следствием понимания российским обществом начало ро ли художественно-промышленного образования в повышении конкурентной способности отечественной продукции на мировых экономических рынках и развития эстетических вкусов людей.Вместе с тем, опыт накопленный в деле становления и развития системы художественно-промышленного образования на рубеже XIX — XX веков весьма поучителен и полезен в условиях современной России. Он может быть востребован сегодня, когда Российская Федерация выходит из системного кризиса. В условиях жесткой конкуренции на мировых рынках сбыта про мышленной продукции успешными могут быть не только технически совершенные изделия, но также имеющие современный дизайн и эргономические свойства. Эти ценные качества промышленным изделиям могут придавать конструкторы, технологи, рабочие и другие специалисты, обладающие хоро шим художественно-промышленным вкусом, соответствующими профессио нальными знаниями, навыками и умениями. Все это позволяет утверждать о повышении роли художественно-промышленного образования в России в XXI веке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Зубец, Валентина Михайловна, 2004 год

1. Александрова Е.Я. Художественное образование в России.М.,1998.-135с.

2. Бакушинский A.B. H.A. Андреев 1873-1932. Очерк жизни и творчества М.,1939.- 227с.

3. Боханов А.Н. Меценаты и коллекционеры Москвы. T.3.M.,1997.-335c.

4. Бродский И.О. Репин-педагог. М.,1960.-467с.

5. Буслаев Ф.И. Русское искусство и мнение о нем Е. Виоле-де-Люка. М., 1879-186 с.

6. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.,1972. С.327-330.

7. Галеева Т.А. Творческий путь Б.Д. Григорьева(1886-1939).М.,2000.-324 с.

8. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. М.,1954.-432с.

9. Громов Е.С. Художник кино Владимир Егоров. М.,1973.- 276с.

10. Журавлевы В.В. и Е.А. Художник C.B. Иванов. М.-Л.,1931.С.50-111.

11. Жукова Л.А. Земское самоуправление и бюрократия в России: конфликты и сотрудничество. 1864-1917 гг. М., 1998.-179с.

12. Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи.М,1998- 241с.

13. Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. Очерки. М.,1903.-375с.

14. История Москвы./ под ред. Б.П. Кузьмина. T.IV. М.Д954.С.663-705.

15. История русского искусства./ Под ред. И.Э. Грабаря. Т.9.Кн.2. М.,1965.

16. История русского искусства./ Под ред. И.Э. Грабаря. Т.10.Кн.2. М.,1969.

17. Кн. Сергей Щербатов. Художник в ушедшей России.М,2000.С.96-103.

18. Козырева В. А. Зинаида Дмитриевна Кошкарова. М., 1960-57 с.

19. Куманьков Е.И. Владимир Евгеньевич Егоров. М.,1965,- 442с.

20. Купцова И.В. Художественная интеллигенция России. Размежевание и исход. СПб., 1996.-335 с.

21. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.,1989. 280с.

22. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М.,1981.-285 с.

23. Максимова Л.Б. Вклад великой княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX начала XX века.М.,1998.-229с.

24. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Репринтное издание. М., 1994.- 378с.

25. Митяева О.И. История и проблемы отечественной культуры в XIX первой трети XX века. Учебное пособие. Уфа, 1994. - 98с.

26. Молева Н.М., Белютин Э.П. Русская художественная школа второй половины Х1Х-начало XX века.М.,1967.- 420с.

27. Москва в начале XX века. Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль./Под ред. A.C. Федотова. М.,1997.- 364 с.

28. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для студентов вузов. 3-е изд. Изм. И доп. М.,2000 757с.

29. Нащокина М. Сто архитекторов московского модерна. Творческие поор-треты.М.,2000.- 302 с.

30. Пархоменко Т.А. Культура России и просвещение народа во второй половине XIX- нач. XX века.М.,2001 -211с.

31. Прохоренко Г.Е. Музей Центрального училища технического рисования барона A.JI. Штиглица. История создания и формирование коллекции. СПб.,2000.-239 с.

32. Пруслина К.Н. Русская керамика (конец XIX- начало XX вв.) М.Д974.С. 91-123.

33. Русская художественная культура второй половины XIX века. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда./ Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М., 1988.- 365 с.

34. Русский торгово-промышленный мир./Сост. П.А. Примаченко. М.,1993.-334 с.

35. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.,1968.С.254-253.

36. Сергей Васильевич Герасимов./ Сер. Мастера советского искусства. М.,1951.-20 с.

37. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. Исследования. Очерки. М.,1984.- 293 с.

38. Стефанович В.Н. А.И. Калишевский (1863-1925). Очерк жизни и деятельности. М.,1962. -126 с.

39. Супрун Л.Я. Художественно-промышленные школы Москвы и Петербурга и народное искусство конца XIX начала XX века.// Сборник трудов НИИ художественной промышленности. Вып.6.М.,1972.С.107-136.

40. Тарновский К.Н. Мелкая промышленность России в конце XIX — начале XX в. М., 1995. -267с.

41. Тебиев Б.К. На рубеже век: правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX — начала XX века. М.Д987.С.5-115.

42. Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914гг.М., 1999.-478с.

43. Устюгова В.В. Сергей Глаголь в общественной и культурной жизни России конца XIX начала XX века. Пермь, 1995.- 205с.

44. Шульгина E.H., Пронина И.А. История Строгановского училища.1825-1918. М.,2002.-334с.

45. Ecole Central Stroganoff de Dessin Fabrigue. Moscow, 1900- 30 p.6. Периодическая печать:

46. Аксенова Г.В. Первый директор Строгановского училища.// Московский журнал. М.,2002, № 12. С.42-49.

47. Антакольский М.М. О художественной промышленности.// Художественно-промышленный журнал.СПб.,1898,№.С.5-7.

48. Апологет индустриального образования ( К юбилею Н.В. Глобы).//Утро России. М.,1911,18 февраля.

49. Бежацкий Д. Выставка керамических изделий.// Мир искусства. СПб., 1901, №Д.С. 50-51.

50. Вашков С.И. Двадцатипятилетие художественно-педагогической деятельности Н.В. Глобы.// Светильник. М.,1913, № 9.С32-34.

51. Выставка ученических мастерских Строгановского Художественно-Промышленного Училища.// Искусство строительное и декоративное. М.,1903.№ З.С.24.

52. Женщина и художественная промышленность.// Мир женщины. М.,1912,№ 1.С. 2-4.

53. Зайцев М. По площади Красной проходят вагоны.// Московская промышленная газета.№ 30 (245),2003, 31 июля- 6 августа.С.1.

54. Лукомский Г. Художественная жизнь Москвы.//Аполлон.М.,1910,№5. С.60-71.

55. Лукьянов H.A. К вопросу о постановке преподавания графических искусств в профессиональных школах.// Известия Общества Преподавателей Графических Искусств. М.,1911, №10.С.503-507.

56. Любомирова Е.Е. О промышленно-художественном образовании в России второй половины XIX века (по материалам Всероссийских художественно-промышленных выставок).// Техническая эстетика. М.,1976, №12. С. 1922.

57. Максимова Л.Б. Мастерские Строгановского училища.//Московский журнал. М., 1998,№ 6.С.53-54.

58. Москвич. Строгановское Центральное училище технического рисования в Москве.// Искусство и художественная промышленность.М.,1899, №4-5. С.285-298.

59. Муров. Выставка-экзамен.//Голос Москвы.М.,1908,№115, 18 мая.С.2.

60. Нешировский Е. Орловская печать.//Знание-сила.М.,1954, № 2.С.28-30.

61. Ноаковский С.В. Выставки в рисовальных школах.//Мир искусства. СПб., 1899, № 5 .С.56-59.

62. О выставке классных работ в Строгановском Училище.// Искусство и художественная промышленность.М., 1899,№6.С.503.

63. Об учреждении Российского Общества для развития национальной художественной промышленности.//Вестник Всероссийского съезда художников. СП6Д911.С.20-33.

64. Пронина И. А., Супрун Л.Я. Истоки школы мастеров.// Ювелирный мир. М„1997,№ 2.С.62-63.

65. Работы учениц Строгановского училища.// Мир женщины. М.,1912, №3. С.3-11.

66. Роот Н.Ф. Вступительная статья./УЕжегодник Министерства Торговли и Промышленности по вопросам художественно-промышленного образования. Вып.1 Киев,1913.С.7-36.

67. Рябушинский В.П. Русский стиль.// Возрождение. Париж, 1934,№ 3334,20 июля.

68. Сахаров Вл. Н.В. Глоба и Строгановское училище ( К 80-летию художника).//Иллюстрированная Россия. Париж, 1939,№ 26.С. 12-13.

69. Сенникова А.Г. Юбилей музея.// Техническая эстетика. М.,1990,№ 5. С.26-28.

70. Соболев H.H. Экскурсия учителей в Италию истекшим летом.// Известия Общества Преподавателей Графических Искусств. М.,1909, № 9. С.295-301.

71. Строгановское училище на выставке в Турине.// Известия Общества Преподавателей Графических Искусств. М.,1911, № 8.С.381.

72. Строгановское Училище технического рисования в Моск-ве.//Художественные новости.СПб.,1887, № 3, 1 февраля.С.64-70; № 4, 15 февраля. С.93-94.

73. Филограф. Н.В. Глоба.//Голос Москвы. М.,1912, 4 ноября.С.З.

74. Шухова Е.М. Зодчий и время. « Без России я не был бы тем, чем стал.»//Архитектура и строительство Москвы.М.,1998,№ З.С.37-40.

75. Юбилей Н.В. Глобы.//Утро России.М., 1911,20 февраля.7.Авторефераты диссертаций:

76. Викторов Ю.В. Д.А. Щербиновский. Художник. Педагог: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1974.-24 с.

77. Реснянский Д.С. Православные традиции русского предпринимательства и развитие культуры в конце Х1Х-начале XX века: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1998.-22 с.

78. Супрун Л.Я. Промышленные художники и народное искусство в России конца Х1Х-начала XX века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М.,1971.-31с.

79. Ярков С.П. Екатеринбургская художественно-промышленная школа и некоторые проблемы художественного образования в России на рубеже Х1Х-ХХ веков: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л.,1974.-18 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.