Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, Федоров, Сергей Алексеевич

  • Федоров, Сергей Алексеевич
  • 1983, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 202
Федоров, Сергей Алексеевич. Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой): дис. : 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1983. 202 с.

Оглавление диссертации Федоров, Сергей Алексеевич

Введение. 3

Глава первая.Гравюра,ее выразительные средства. 27-

Глава вторая.Опыт использования занятии линогравюрой с учащимися школ у нас и за рубежом.,. 63-

Глава третья.Особенности изобразительной деятельности подростка. 64

Глава четвертая.Занятия линогравюрой в структуре изобразительной деятельности как средство развития художественно-творческих способностей учащихся (экспериментальная работа по теме исследования). 97

I.Поисковый эксперимент (опредение содержания и методов занятий линогравюрой). 98

2.Обучающий эксперимент (проверка возможностей занятий линогравюрой с учащимися младшего и старшего подростковых возрастов). 109

Экспериментальная работа в У классах. 109

Экспериментальная работа в У1 классах. .121

Экспериментальная работа с учащимися УП классов. 135

Экспериментальная работа с учащимися У1И классов. 149

3.Завершающий эксперимент (занятия линогравюрой на факультативных занятиях). 155

Выводы. 179

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой)»

Проблема формирования всесторонне-развитой личности человека приобретает в период развитого социализма особо важное значение,поэтому КПСС и Советское правительство постоянно проявляют заботу о воспитании и обучении нашей учащейся молодежи и,прежде всего,школьников.06 этом свидетельствуют материалы съездов партии,постановления ЦК КПСС и Правительства.Так,в "Отчетном докладе Центрального комитета КПСС ХХУТ съезду Коммунистическойпартии Советского Сою

II

V за и очередные задачи партии в области внутренней и внешI ней политики 23 февраля 'I98I г." говорилось:"Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь .Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек утл ел ими разумно пользоваться.А это,в конечном счете,зависит от того,каковы интересы,потребности личности .Вот почему в их активном,целенаправленном формировании наш^ партия видит одну из важных задач социальной политики" . В Постановлении же ХХУ1 съезда по проекту ЦК КПСС "Основные направления экономического и социального развития на I98I-I985 г.г. и на период до 1990 г." обращается внимание на дальнейшее развитие системы народного образования,на необходимость^ частности, "совершенствовать формы и методы т^дового,нравственного и эстетического воспитания в школе" .

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов сказал:"А где,как не в школе,

I/

Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.:Политиздат,1982. - с.63.

Там же,с.181. может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,утление понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному творчеству?" ■

Эстетическое воспитание,тесно примыкающее к идейному, нравственному,а иногда - и к трудовому воспитанию, играет важную роль в формировании мировоззрения учащихся. Оно учит их видеть и понимать прекрасное в произведениях искусства ж в окружающей жизни:в природе,труде,продуктах материальной культуры.

Основную роль в идейном,эстетическом воспитании играет искусство.Как писал М#Горький,"в основе своей искусство есть борьба за или против равнодушного искусства нет и не может быть,ибо человек - не фотографический аппарат,он не фиксирует действительность^ или утверждает,или изменяет ее, разрушает".

Одним из учебных предметов общеобразовательной школы, v/ содержащим большие возможности не только идейного, эстетического воспитания учащихся,а также развития их художественно-творческих способностей является изобразительное искусст.во.

В процессе занятий изобразительным искусством ( включая задания и декоративно-прикладного характера') учащиеся ставят перед собой и решают творческие задачи,как в разных видах искусства,так и в разных материалах.Привыкая к этому, они начинают творчески подходить и к урокам трудового обучения^ после окончания школы - к работе в различных Андропов"10.В. 'Избранные речи и статьи.- 2-е изд. - М.: Политиздат ,1983. - с.293. 2/ . - -М.Горький. - М.:Советский писатель,1953. - с.789, областях производительного труда,особенно - в технике.Здесь е. ' 1 помогают им полученное на занятиях изобразительным искусством развитие пространственных представлений;психологической же основой этого является стремление молодых рабочих пережить тот эмоциональный подъем,радость творчества,удовлетворение его результатами,которые они испытали на занятиях искусством не только в школе,но даже и детском саду .На .это указывает известный деятель дошкольного воспитания Н.П. Са-кулина:"Дети,конечно,не делаются художниками оттого,что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов .Но в развитии их личности: это оставляет глубокий след,так как они приобретают опыт настоящего творчества,который в дальнейшем приложат к любой области труда" -.

Что же представляют собой художественно-творческие способности :мх происхождение, структура, средства их развития?

Проблемой способностей в различное время занимались многие, видные советские ученые,педагоги:Н.К.Крупская, Б .Г. Ананьев,JI .С.Выготский,Е.И.Игнатьев,А.Г .Ковалев,В .И.Кирвен- ко,В.А.Крутецкий,Г.В.Л абун екая, Б. С .Л ейте с,А.Н.Л еонт ьев,В.С. Лукин,В.Н.Ыясищев,И.П.Павлов,А.В.Петровский,С.А.Рубинштейн, В.С.Щербаков и др. Часть этих ученых и педагогов изучала непосредственно художественно-творческие способности.

Как известно,И.П.Павлов делил людей на два типа людей, в зависимости от того,какая у них преобладает сигнальная система: первая или вторая. Если преобладает первая с ее образ

I/ ' .

- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. - с.ISI-IS2. ным отражением действительности,то таких людей, говорил он следует относить к типу художественному.

Наиболее ранний признак зарождающейся способности-склонности, обусловленные наличием природных задатков;сами же споние осуществляется в процессе обучения и воспитания .

Рассматривая компоненты способностей к изобразительной деятельности,А.Г.Ковалев называет три:ведущие свойства способностей, опорные и фон.К ведущим он относит художественное воображение,к опорным - качества восприятия (чувство целого, пропорций,формы,светотени,колорита,ритма) и умелость руки; фоном он называет способность к эмоциональной настроенности в процессе творчества.Вместе с тем он пишет:"Указанными компонентами, безусловно,не исчерпывается структура изобразительной способности,тем более творческие возможности и особенности художника .На его деятельности сказывается весь строй духовной жизни общества и в первую очередь его отношение к действительности,искусству,к самому себе.От этих отношений з.ависит и направленность^ характер творчества худож

Однако все сказанное здесь о способностях относится к взрослым людям,являющимися профессионально-обученными художник ами,кач ест венный уровень произведений которых,как пишет Г.В Дабунекая,определяет глубина мировоззрения и степень таланта."Это положение не дает нам права,с нашей точки зрения,

См.Общая психология /Под ред.В.В.Богословского.А.Г.Ковалева, А.А. Степанова. - М.:Просвещение,1981. - с.367-369, 377-381. 2/

Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности. - В кн.:Проблемы способностей/Под ред.В.Н.Мясищева. - М.:Изд-во АПН РС^СР,1962. - с.155. собносги - сплав природного и приобретенного.Это

2/ ника" считать детский рисунок искусством,и даже "особым родом искусства" .Рисование - это прежде всего художественно-творческая деятельность ребенка,по мере своего^развития все теснее и теснее связанная с искусством." При этом "каждый возраст,несомненно,имеет свои средства художественного вы

2/ ражения,свою особую выразительность."

Дети дошкольного и младшего школьного возраста-страстные рисовальщики.Содержанием их рисунков является, главным образом,окружающая их жизнь,сказки и другие произведения доступной им литературы,собственные фантазии,а в условйях школьных занятий под руководством учителя - также простейшие задания по рисованию с натуры интересных душ них предметов из мира природы,игрушек или предметов окружающей жизни. Основная особенность детского рисунка,до того времени, как он под влиянием обучения начинает понимать передачу трехмерности изображаемых предметов,- плоскостность,на что неоднократно обр.ащали внимание наши видные педагоги,например,В.С. 37'

Шербаков - .

Этот интерес детей к рисованию проявляется еще и в 1У-У классах,хотя в это время любимой формой работы становится уже не рисование на интересные для них теш по представлению,воображению, а рисование с натуры;главным для них становится не "что" изображено,а "как".

Позднее (обычно,к концу У1 класса) наступает охлаждение - "рисовать продолжают только одиночки,большей частью

Лабунская Г.В .Изобразительное творчество детей.- М.: Просвещение, 1965. - с.7. 2/ ^ Там же,с.9.

Щербаков В.С.Изобразительное искусство.Обучение и творчество. - М.:Просвещение,1969. - с.89. одаренные в этом отношении или побуждаемые к тому внешними условиями врод^ специальных занятий рисованием", отмечает Л.С.Выготский .

Поскольку задачи эстетического воспитания и художественно-творческого развития учащихся к этому времени еще нельзя считать решенными,то упомянутые Л.С.Выготским бпеци-альнае занятия рисованием (дополняющие очень ограниченное время,выделенного на изобразительное искусство в учебном плане школы) следует считать весьма желательными,

В течение нашей длительной педагогической и научно-методической работы мы постоянно искали с р е д с т в а,к о-торые могли бы задержать 6 п а д интереса учащихся к занятиям изобразительным искусством. Йзучая имеющийся в этом отношении опыт,мы обратили внимание на из; i' данную еще в 1928 году брошюру Н.П.Поспеловой и Д.Г.Соболева "Гравюра на линолеуме в школе и клубе"1 .Несмотря на ее недостатки,о которых будет сказано ниже,эта брошюра впервые у нас поставила вопрос о включении графики в занятия изобразительным искусством,поскольку это активизирует интерес учащихся к занятиям.Заметим,что опыт названных педаго -гов заметил и Л.С.Выготский,который,рекомендуя связывать рисование с производительным трудом,требующим участия,творчества,в цитируемой нами работе,отметил положительное значение опыта Н.П.Поспеловой.

Являясь одним из видов графики,линогравюра,действитель

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:Просвещение,1967. - с.31.

Опубликована издательством ГАХН. но,может быть очень полезной не только потому,что,знакомя учащихся с принципами полиграфического производства,она должна усилить интерес учащихся к занятиям изобразительным искусI ством тогда,когда он спадает;кроме этого,работа с линогравюрой вызывает у учащихся интерес к графике вообще:к плакату, книжной и журнальной иллюстрации,к прикладной графике (этикетки,марки и т.д.),и,конечно,к станковой графике,к которой относится гравюра,литография,монотипия и др.Внимание к разным видам графики,конечно,должно сказаться и на общем развиI тии школьников,так как усиливает интерес у них к общественным проблемам,воспитывает активность мышления.Как говорит Н.Дмитриева,"Мы ценим в графике ее способность ловить летучие мгновения жизни,закрепляя их в быстрых характерных чертами ее умение характеризовать целое через изображение частиц ее способность к обнаженному выражению,экспрессии,и способность изобразительно выражать существо идей,овеществляя невещественные понятия.И все это можно было бы свести к одному, самому общему:мы ценим в графике ее способность говорить" .

О том,как много могут дать учащимся занятия одним из видов графики-гравюрой на линолеуме свидетельствует опыт педагогов ГДР,Чехословакии,Болгарии и некоторых других стран.Тем не менее,несмотря на большие достижения в этой области, зарубежным системам занятий гравюрой свойственен существенный недостаток: линогравюрой дети начинают заниматься с 6-7 летнего возраста,когда они еще не могут сознательно отнестись к языку гравюры.Поэтому их работы,часто очень выразительные в плане детского изобразительного творчества,всегда недостаточно умелы в отношении использования выразительных средств гравю

Дмитриева Н.А.Изображение и слово. - М.:Искусство,1962. -с. 285-286. ры.Работая над клише,дети примитивно вырезают контур изображения, отчего гравюры напоминают рисунки мелом на классной доске или негативы в фотографии.

Негативностью" страдали и образцы гравюр учащихся 1 в уже упоминавшейся нами брошюре Н.П.Поспеловой и Д.Г.Соболева; этот же недостаток часто встречается в гравюрах, экспонируемых на наших всесоюзных,республиканских и городских выставках детского изобразительного творчества. йзучая различный практический опыт в советской школе за несколько десятилетий занятий линогравюрой,в частности,в школах и внешкольных учреждениях Москвы,Московской области, Вла-диво стока,Хабаров ска,Иркут ска,Ангар ска,Челябин ска, Лип ецка,Мичурин ска, Новосибирска, Рязани, Куйбышевской обл.,а также в Праге,Братиславе и др.,мы пришли к выводу,что специфика гравюрного искусства недоступна учащимся младшего школьного возраста. Да и не нужна она в начальных классах,где учащиеся еще не только недостаточно владеют грамотным рисунком,но и не умеют планомерно работать,как того требует гравюра:сначала собрать материалы наблюдений и зарисовок,затем сделать эскиз, проработать законченный рисунок,перевести его на линолеум,вырезать клише,с которого можно делать отпечатки.

Линогравюра полезна позже - в подростковом возрасте з^чащихся, т. е. в У-УП1 классах школы .Именно "к началу подросткового возраста дети лучше и правильнее осознают и оценивают собственнее особенности, связанные с учебной деятельностью"- ,старший же подросток "в состоянии увидеть,запомнить и передать главное, суI щественное в явлении или предмете.Учащиеся начинают лучше

Возрастная и педагогическая психология/Под ред.А.В.Петровского. - М.:Просвещение,1973. - с.138. осознавать свои индивидуальные склонности:выражают предпочтение одним учебным предметам перед другими,включаются в работу интересующих их кружков.В это время их перестает удовлетворять и тот чисто учебный характер,который носят занятия изобразительным искусством в 1У-У1 классах школы.Учащиеся ^ стремятся к тому,чтобы их работа имела практический смысл" Казалось бы все это обусловливает внесение линогравюры в занятия изобразительным искусством с подростками;и,однако, в школе они очень редки.Этому препятствует как 1 недостаточность учебного времени на изобразительное искусство,так и отсутствие нужной учителю методической литературы.Правда,начиная с середины 60-х годов был опубликован ряд работ по линогравюре. Так, вышло пособие д^я учащихся В .В .Курашева,знакомящее с техникой линогравюры ,Б.И.Клабуновского - для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов ,книга В.А.Фаворского,которая не только знакомила с техникой гравюры,но и с характером работы художника над гравюрой;она была проиллюстрирована работами самого автора -- замечательного мастера гравюры,создавшего у нас школу графиков- .Наконец,в 1975 году вышла книга А.С.Щипанова,в которой автор знакомит читателя с историей возникновения гравю

5/ ры,с ее техникой- .

I/

Изобразительное искусство в школе /Под ред.В .В .Колокольни-^кова. - М.:Педагогика, 1975. - с.17.

Курашев В.В.Гравюра на линолеуме. - М-Л.:Просвещение,19б5.

Клабуновюсий Б.И.Линогравюра. - М.:Просвещение,1968. 4/ 1 ' "

Фаворский В.А.Рассказы художника-гравера. - М.:Детская литература, 1965.

5/

• Щипанов А.С.Юным любителям кисти и резца. - М.:Просвеще -ние,1975.

- 12

Рост внимания к эстампу,в частности,к линогравюре, в современном графическом искусстве высок и многие авторы, и среди них художники-практики делятся своим богатым творческим опытом по выполнению линогравюры на страницах журнала "Художник"- с самодеятельными художниками,а на страницах"Юкого художника"- с юными читателями (О.Ардимасов,Ю.Герштейн, " .* ' »

А.Зайцев, А .Игнатов ,Н .Кабншев,К .Кравченко ,Н .Никифоров, Н .Шан-тыко и др.).

Большое внимание уделялось^гравюре в седьмом томе "Школы изобразительного искусства"- .

Своими мыслями о гравюре^делилсь Taipce и старейшие ху~ дожники-граверы:П.Староносов ,И.Павлов ,М.Маторин- и др.

Знакомство со всеми этими работами показывает,что на многие вопросы,связанные с проведением занятий линогравюрой в школе, авторы не дают ответа .Гравюра интересует: их лишь с точки зрения художественно-образной стороны и ее техники* Возможности же этих занятий в эстетическом и творческом развитии учащихся,а также вопросы методики занятий с учащимися, в частности,их подведение к пониманию специфики гравюры,разI витие -чувства- гравюры,зависимость успешной работы учащихся от их возраста,как правило,в работах не затрагиваются шш авторы говорят о них декларативно. 1

Между тем,без решения всех этих вопросов нельзя расчитывать на успешность разработки обоснованной системы занятий

I/

Школа изобразительного искусствам 10-ти т.Т.7. - М.:Ака-~\дем .художе ств СССР,1963.

2/ .■ .л

Староносов П.Н.Гравюра на линолеуме. - М.:Искусство,1938.

3/ .

Павлов И.Н.Жизнь русского гравера. - М.: Академ .художеств СССР,1963.

Павлов МЛМаторин MJ3.Техника гравюры на дереве и на линолеуме. - М.:Искусство,1952. линогравюрой со школьниками.

Вот почему еще в конце шестидесятых годов мы началж исследование вопросов,связанных с занятиями подростков линогравюрой как наиболее доступной для них формой различных видов эстампа.

Объектом данного исследования и являются занятия линогравюрой с учащимися подросткового возраста.

Предмет исследования - изучение возможностей использования занятий линогравюрой в школе в целях развития художественно-творческих способностей подростков.

Цель исследования - разработка такой системы занятий линогравюрой,в процессе которых успешно развивались бн художественно-творческие способности школьников.

Изложенное обусловило необходимость решения в Данном исследовании следующих з а д а ч:

1.0пределить,с каким из подростковых возрастов - младшим (У-У1 классы) или старшим (У11-У1П классы) - наиболее целесообразно проводить занятия линогравюрой,где они более подготовлены психологически и изобразительно к овладению выt разительных средств гравюры,где эти занятия особенно нужны для общего и творческого развития личности учащегося и вызывают наибольший интерес.

2.Проверить,могут ли занятия линогравюрой с учащимися успешно развивать их художественно-творческие способности и как сказывается развитие этих способностей на занятиях не только гравюрой,но и в других смежных видах графики,на интересе учащихся к вопросам изобразительного искусства.

3.Разработать,соответствующие задаче развития художест

- 14 венно-творческих способностей учащихся,содержание и методиу ку занятий линогравюрой,которые бы эффективно подводили учащихся от обычного рисунка (карандаш,перо и т.д.) к понима-.специфических средств гравюры.

4.Выяснить,в каких формах школьных занятий (урок, кружковые, факультативные занятия) возможна работа учащихся с линогравюрой.

В основу начатого исследования была положена следующая I рабочая гипотеза.

Как уже говорилось,занятия линогравюрой в начальных классах нецелесообразны из-за недоступности их учащимся. Недостаточно подготовлены к ним и учащиеся 1У классов,по скольку здесь они лишь начинают более или менее овладевать элементарными основами грамотного реалистического рисунка.

Сяедовательно,о занятиях гравюрой на линолеуме речь может идти,лишь имея в виду подростков - учащихся У-У1,а также УП-У1Н классов.Однако возможность проведения таких занятий с учащимися тех и других классов,конечно,нужно проверить.

Исходя из особенностей психологии старших подростков -- учащихся УЫ-У1П классов,мы полагали,что у них занятия линогравюрой вызовут наиболее сильный интерес;однако и это требовало экспериментальной проверки.

Что касается содержания занятий линогравюрой,то очевидно, оно, чтобы вызывать интерес учащихся,должно тесно связываться с окружающей школу жизнью (город,село,крупный промышленный объект,ударная стройка пятилетки и т.д.) поскольку эти окружающие условия связаны с трудом родителей,а значит, определяют интересы семьи.Накладывает отпечаток на интересы учащихся также соседство со школой исторических памятников, мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей революции,гражданской войны,ветеранов Великой ОтеI чественной войны,известных писателей,художников, композиторов и др.

Занятия линогравюрой могут быть связаны и с общей идей-ндБоспитательной работой школы,например,по военно-патриотической теме (организация музеев боевой славы,походы по местам сражений Великой Отечественной войны и др.).

Работа над гравюрой - трудоемкое дело.Методика занятий по ее выполнению,повидимому должна с одной стороны,вызывать у учащихся эмоциональное отношение к выполняемому заданию,а с другой приучать школьников к продумыванию и последовательной работе над эскизом,а также подводить их к пониманию выразительных средств гравюры,избегая многократного повторения i трудоемких приемов вырезывания клише Дня этой цели можно рекомендовать следующий процесс усвоения учащимися специфики гравюры:кроме систематического показа и анализа гравюр художников, ввести подготовительные задания-упражнения,подводящие учащихся к пониманию специфики гравюры.Такими заданиями могли быть:рисование черной тушью (перо,кисть) на белой бумаге , белилами - на черной,проскребывание рисунка по бумаге, покрытой черной краской или тушью,а также выполнение аппликаций из белой,черной и серой бумаги Давая близкие к гравюре по выразительным средствам результаты,такие задания могут серьезно способствовать овладению учащимися гравюрой на линолеуме.

Исходя из данной гипотезы и был начат длительный эксперимент, поисковый этап которого,имеющий целью определить возраст учащихся,с которым возможны занятия линогравюрой,а также содержание и методы занятий с ними,изложен нами в свое время в книге "Изобразительное искусство в школе" «Этот эксперимент был продолжен далее в различных формах занятий (кружковых,факультативных) со старшими подростками с целью определения средств,способствующих наиболее эффективному развитию художественно-творческих способностей учащихся.

Основным методом эксперимент а было сравнение результатов занятий в параллельных классах, группах кружка,факультатива,из которых одни занимались по программе,вытекающей из рабочей гипотезы исследования,а другие - по школьной программе изобразительного искусства или по программе,являющейся ее логическим продолжением; в них отсутствовали занятия линогравюрой.Сравнение результа

1 тов велось посредством выполнения всеми учащимися общих контрольных гравюр,которые в одних классах или группах выполнялись после заданий,подводящих учащихся к пониманию средств гравюры,в других - в условиях отсутствия таких за-2/ даний

Кроме того,чтобы вменить,как влияют занятия гравюрой на выразительность обычных школьных рисунков учащихся, выполняемых карандашом,давал ось общее задание по рисунку в группах,где учащиеся занимались гравюрой и где они ею не занимались.

Методологической основой нашей педагогической и научно-исследовательской работы были труды классиков марксизма-ленинизма,Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об усовершенствовании системы обуче

I/ •

См.гл.Графика. - В кн.Изобразительное искусство в' школе /Под ред.В.В.Колокольникова. - М.:Педагогика,1975. -с.80-91.

Осуществлялся лишь показ и анализ гравюр художников.

- 17 ния и воспитания учащихся средней общеобразовательной школы, труды выдающихся советских ученых,педагогов.

Методика, исследования со стояла из методов,обусловливающих достоверность научного, педагогического исследования.Такими методами были:

- теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения педагогической,психологической,методической,искусствоведческой (изобразительное искусство) литературы;

- изучение школьных программ по изобразительному искусству разных лет,а также программ внеклассных и внешкольных занятий;

- ознакомление с всесоюзными,международными и другими выставками детского изобразительного творчества,анализ их в целом и отдельных детских работ,изучение каталогов этих выставок;

- изучение лучшей педагогической практики в школах и внешкольных детских учреждениях СССР,а также зарубежных занятий линогравюрой с учащимися школ ГДР, Чех о Словакии, Болгарии, Японии и др.;

- проведение экспериментальной работы с целью найти ответ на изложенные выше задачи исследования. Эксперимент состоял из проведения занятий с учащимися (на уроке,в круж-ковой,факультативной работе),систематических экскурсий,фронтальных и индивидуальных бесед с учащимися,консультаций,ведения научно-педагогического дневника,подбора наглядных пособий и т.д.

Экспериментальная работа осуществлялась в течение длительного времени (1977/78 учебный год был завершающим годом этой работы) и состояла из поискового эксперимента, имевшего целью определить содержание и методы занятий лино

- 18 гравюрой с учащимися подросткового возраста; обучающего эксперимента,в процессе которого был уточнен возраст учаi щихся,в котором наиболее целесообразно проведение занятий линогравюрой,и эксперимента завершающего,осуществленного в условиях факультативных занятий.

Основная экспериментальная работа по теме исследования проводилась в двух московских школах:В 252 Кировского р-на и № 600 (бывшая школа-интернат 12) АПН СССР;кроме того,были привлечены школы,где проверялись отдельные проблемы исследования (школы J& 662 Железнодорожного р-на,№ 204 им. A.M. Горького АПН СССР и др.?.

В экспериментальной работе принимали участие и

УН классы,в каждом - опытные и контрольные,что позволяло периодически сравнивать результаты занятий,проводимых по разной методике,посредством общих контрольных заданий;кроме того,занимались кружки и факультативные группы учащихся У11--УШ классов .Всего к экспериментальной работе было привлечено более 400 подростков.

Проведенное исследование по теме:"Развит:ие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой)" оформлено в виде диссертации, состоящей из введения,четырех глав (проиллюстрированных работами художников-граверов,рисунками и линогравюраI ми учащихся,а также цифровыми таблицами),выводов, библиографии ,приложения,списка иллюстраций.

Первая глава диссертации -"Гравюра,ее выразительные средства".В ней рассмотрены основные специфические качества гравюры,выявленные путем анализа многочисленных образцов гравюры.

Родившись как вид тиражирования рисунка,гравюра посте

- 19 пенно выросла в самостоятельный вид графики,решающий художественные задачи своими средствами.В процессе своего развития гравюра выработала ряд специфических средств и,прежде всего,уравновешенность черного и белого в пределах листа бумаги,выразительность силуэта,которая усиливается его сочетанием с тональным решением,достигаемым техникой штриI ховки.Применение линолеума,дающего возможность получения более крупного клише,мягкость этого материала обусловили усиление декоративности и лаконичности гравюры на линолеуме.

Исходя из правильного понимания специфики гравюры,преподаватель будет успешно проводить занятия линогравюрой в кружках,студиях,факультативах изобразительного искусства.

Вторая глава - "Опыт использования занятий линогравюрой с учащимися школ у нас и за рубежом".

В советской школе гравюра как вид занятий с детьми быI ла распространена в 20-х,начале 30-х годов,когда перед учебным предметом "ИЗО" ставились широкие воспитательные задачи .Позднее, с превращением "ИЗО" в "Рисование" и-с сокращением выделенного на него учебного времени,занятия линогравюрой почти ушли из школы;ею стали заниматься лишь в изокружках и студиях Домов и Дворцов пионеров.Мешает распространению занятий линогравюрой со школьниками и отсутстI вие методической литературы.

Третья глава - "Особенности изобразительной деятельности подростка" - посвящена теоретическому выяснению возможностей занятий гравюрой с подростками.

Рассматривая проблему способностей к художественному творчеству,автор опирался на исследования известных ученых--психологов,художников-педагогов,отмечавших,что подростковый возраст - возраст больших возможностей,резкого подъема

- 20 физических и духовных сил,формирования самосознания (Б.Г. Ананьев ,Л .С.Выготский,В.И.Киреенко,В.А.Крутецкий,Н.С.Лукин, В .Н.Мясищев, А .Н .Петровский, А .Г .Ковалев, А .Н.Леонтьев;Г .В .Лабунекая,В.С.Щербаков).Исходя из этого и учитывая наличие у подростка некоторой подготовленности по рисунку, внимание автора привлекла графика,обладающая большими возможностями развития личности.Из различных видов графических работ для исследования были взяты занятия линогравюрой.

Однако возник вопрос: в каком подростковом возрасте младшем или старшем целесообразны занятия линогравюрой? Такой вопрос не случаен,так как старший подростковый возраст вносит много нового в развитие учащегося.

Четвертая глава - "Занятия линогравюрой в структуре изобразительной деятельности как средство эффекI тивного развития художественно-творческих способностей учащихся" посвящена анализу экспериментальной работы по теме исследования,которое проводилось в три этапа.

Целью первого - поискового экспери мента было определить содержание и методы учебно-воспитательной работы с учащимися,исходя из того,что развитие художественно-творческих способностей учащихся может быть успешным лишь тогда,когда преподаватель будет заботиться,с одной стороны,о развити^у них эмоционального,эстетического отношения к окружающей жизни,к изображаемому,а с другой- о систематическом углублении понимания ими рисунка и овладении специфическими особенностями гравюры.

Чтобы усилить эмоциональное восприятие учащихся-подро-стков,надо опереться на то,что для них в этом возрасте наиболее интересно.

В обучающем эксперименте был решен вопрос о возрасте,с которым наиболее целесообразно проводить занятия линогравюрой и о том,как сказываются занятия линогравюрой на развитии общих художественно-творческих способностей учащихся,на их интересе к занятиям изобразительным искусством.

Занятия с учащимися У11 и УШ классов показали, что старшие подростки добиваются в овладении гравюрой значительно более высокого уровня,чем учащиеся 7-71 классов.Это объясняется как качественными изменениями психики учашихся,так и их повышенным интересом к искусству линогравюры - соединение рисунка с технической возможностью его размножения.

Завершающий эксперимент дал материал для изучения возможностей занятий линогравюрой в условиях факультативных занятий,позволяющих углубить работу,связав ее. с окружающей жизнью, с темами идейно-воспитательной работой школы,что способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- занятия линогравюрой могут играть важную роль в воспитании и развитии школьников,однако возможность их проведения зависит от возраста и художественной подготовки учащих-ся;как показало исследование,наиболее целесообразно проведение занятий линогравюрой с учащимися старшего подросткового возраста;

- развитие художественно-творческих способностей старших подростков на занятиях линогравюрой осуществляется особенно эффективно,если тесно связывается с характером окружающей среды (школа городская,сельская,железнодорожная,работающая в районе ударных строек пятилетки,в окружении крупного промы шлейного строительства,соседствующая с памятниками революционного прошлого,истории нашей Родины и т.д.),с содержанием всей идейно-воспитательной работы школы;

- чтобы учащихся подготовить к занятиям линогравюрой, необходима следующая работа: Г)по развитию образного мышления и художественного воображения подростков,что осуществляется наиболее результативно в процессе их подготовки к выполнению1 очередного задания путем проведения экскурсий, сопровождаемых беседами,вызывающими у учащихся интерес и эмоциональность восприятия,что затем проявляется в их зарисовках; 2)по развитию понимания учащимися выразительных средств гравюры,осуществляемого как показом образцов,сопровождаемых их анализом,так и системой подготовительных ри-сунков-упражнений,выполняемых в технике,близкой гравюре:это-- рисование черной тушью на белой бумаге (перо,кисть),белой гуашью на черной,выполнение аппликаций из белой,черной и серой бумаги,исполнение рисунков посредством процарапывания скребком бумаги,покрытой тушью; 3)по развитию у Учащихся умения видеть изображаемое через художественный язык материала .линогравюры;

- в исследовательской работе учтено и развитие у подростков способностей последовательно работать над тематическими и другими видами работ по изобразительному искусству, начиная с продумывания первоначального замыела,выполнения подготовительных рисунков с натуры и подготовка окончательного рисунка,рассчитанного на гравюру,выполняемого, обычно, тушью.Учитывался также и большой интерес учащихся ётого возраста к использованию технических приемов работы над клише по линолеуму,к печатанию и корректировке оттисков;

- как показало исследование,работа подростков над

- 23 линогравюрой не только препятствует снижению их интереса к занятиям изобразительным искусством,которое происходит,как известно,в этом возрасте,но,наоборот,обостряет интерес и активно развивает художественно-творческие способности. Переходя от гравюры к рисунку карандашом,они выполняют его несравненно выразительнее по композиции,контрастам светлого и темного,гармонии пятна и линии,чем их сверстники,рисующие,но не занимающиеся гравюрой,т.е.происходит "перенос" качеств,развиваемых гравюрой,в обычный рисунок карандашом;

- поскольку в ныне действующем учебном плане школы занятия изобразительным искусством в 311-УШ классах не преду смотрены,работу над гравюрой следует проводить в кружке или в борме факультативных занятий,что позволяет располагать необходимым временем для занятий и экскурсий.

Научная новизн а.Результаты проведенной экспериментальной работы подтвердили,в основном, правильность рабочей гипотезы исследования,что позволяет говорить о том новом,что внесло исследование в систему занятий линогравюрой со школьниками.

Прежде всего,впервые была поставлена под вопрос целесообразность занятий линогравюрой не только с младшими школьниками,для которых специфика средств гравюры еще недоступна,но и в работе с младшими подростками в условиях классных занятий,поскольку ограниченность учебного времени не создает к этому условий:трудоемкость работы с' гравюрой, отнимающей много учебного времени,здесь отрицательно сказывается на овладении учащимися рисунком и,особенно,на работе красками,на декоративной работе.Поэтому к занятиям линогравюрой наиболее целесообразно привлечение учащихся подросткового возраста.

- 24

Впервые занятия линогравюрой были использованы в целях развития художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста.

Впервые в педагогической литературе разработаны методические рекомендации средств подведения подростков к понима -нию специфики линогравюры,уокоряющих овладение ею.

Усиление образно-эмоционального отношения учащихся к изображаемому и к самому изображению способствует также продуманная методика (экскурсии,бе седы с показом образцов изобразит ельного искусства,диафильмов,кинофильмов,про слушиванием музыки,литературных отрывков,активизирующих воображение 1 учащихся).

Наконец,доказано,что эмоциональное отношение учащихся к задумыванию,подготовке и выполнению линогравюры как одно из условий успешного развития их художественно-творческих способностей в большой мере зависит от связи тематики работ с условиями,в которых живет и работает школа,с ее общими темами идейно-воспитательной работы.йменно опыт такой творческой работы и позволяет достигать высокого уровня развития художественно-творческих способностей учащихся.

Достоверность исследования по экспериментальной теме обеспечивалась путем систематической, последовательной научно-педагогической работой в течении длительного периода.Эксперимент осуществлялся в три этапа,в разных по своим условиям школам (всего их было пять).В содержании главы:"Занятия линогравюрой в структуре изобразительной деятельности как средство эффективного развития художественно-творческих способностей учащихся" раскрывается характеристика школ,условия,в которых они функционируютВ процессе эксперимента было выполнено учащимися и проанализировано нами более 10 ООО работ.Анализ их проводился с учетом разработанных критериев,которые обеспечивали объективность оценки;на основе этого составлялись графики, таблицы.Изучались также дневники наблюдений за ходом практической работы,реакции при восприятии ими произведений графического искусства,показанных с помощью технических средств и в репродукциях,а также их впечатлений от действительности (экскурсий).Привлекались к работе с учащимися искусствоведы и художники,посещались художественные выставки.

Выводы по научно-экспериментальной работе нашли свое подтверждение в практической педагогической работе различных средних учебных заведений при разной подготовке учащихся по изобразительному искусству.

Практическая значимость и с сл едовани я,Научно обоснованы рекомендации для' преt подавателей изобразительного искусства общеобразовательной школы,преподавателей детских художественных школ, профессионально-технических,художественных и других средних учебных заведений по проведению занятий линогравюрой со старшими подростками в кружковой и факультативной работе школ,в студиях Дворцов и Домов пионеров,а также в художественных - школах и училищах.

Апробация и внедрение результатов исследования в практи к. у.Полученные в результате исследования данные,выводы и рекомендации нашли отражение в наших опубликованных работах,а также в лекционной работе в институтах усовершенствования, учителей Москвы,Носковскок области,и городов: Иркутск, Владивосток Делябинск Дипецк и др.,с преподавателями изобразительного искусства общеобразовательных школ Тимирязевского

-sell Кировского районов Москвы и др.,в курсе лекций по "Методике преподавания изобразительного искусства в школе",который автор диссертации читал студентам художественно-графического факультета Московского го судаственного заочного педагогического института (1967-1975 г.г.).

Материалы исследования были учтены в программах,изобраI зителъного искусства 1969,1970 г.г.,программах факультативных занятий 1972,1974 г.г. и др.,отражены в публикациях различных авторов,органов печати,а именно:Учит ель екая газета, 1967,23 марта,1967,30 сент.,1972,1 июня,1975,31 мая. Правда, 1972,28 октября.Советекая педагогика,1970,В 7. Советская женщина, 1969,js 3 (на японском языке) и др.

Гравюры учащихся экспериментальных классов или. групп экспонировались на выставках детского изобразительного твор-чества:международной,всесоюзной,московских (городских).

Основное содержание диссертации отражено в опубликованных работах автора (в журналах,монографии).

В конце диссертации указаны работы автора с полными выходными данными.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Федоров, Сергей Алексеевич

выводы.

Проведенное исследование позволяет ответить на вопро-ся,связанные с развитием художественно-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы на занятиях изобразительным искусством,в частности - линогравюрой,которые были поставлены во Введении.Исследование показало:

I.Занятия линогравюрой в школе могут играть важную роль в воспитании и развитии школьников,однако возможность I их проведения зависит от возраста и уровня художественной подготовки учащихся.

В начальных классах.у учащихся еще нет нужного Для грамотного рисунка развития зрительного восприятия и поэтому соответствующих умений и навыков,а также для которых еще небезопасна резьба по линолеуму,проводить занятия линогравюрой нецелесообразно .Практически .этому препятствует и то,что,обычно,в этих классах проводит уроки изобразительного искусства слабо подготовленный по данному учебному предмету учитель начальной школы.Нецелесообразны занятия линогравюрой л в четвертом классе,по скольку ведущий здесь занятия изобразительным искусством преподаватель-специалист, как правило,занят тем,чтобы побыстрее возместить то,что не было реализовано в начальной школе - подвести учащихся от детского плоскостного изображения к передаче объемно-пространственных качеств изображаемых предметов.

В У-;У1 классах,как показала экспериментальная работа, занятия линогравюрой возможны - учащиеся,при условии правильного (по сильно сть, соответствие интересам учащихся и т.д.) отбора тем для занятий,успешно справляются с подготовкой и выполнением гравюры .Вместе с тем,имеются g сомнения в том,можно ли в той же мере,как иЧэолее старших классах,вводить здесь занятия линогравюрой.Они состоят в следующем.

Чтобы учащиеся были подготовлены к выполнению гравюры, с ними должна быть предварительно проведена большая работа по овладению И1ф1 средствами линогравюры,которая состоит не только в ознакомлении с гравюрами художников,сопровождаемого анализом этих гравюр,имеющим целью дать понятие о специфике гравюры (особенности композиции,выразительность конт растов черного и светлого,пятна и линии,пятна и штриховой поверхности и т.д.),но и научить ребят практически в своей I работе освоить навыки пользования средствами линогравюры. Все это отнимает много (примерно,половину) учебного времени, выделенного на уроки изобразительного искусства,и приводит к потере оптимальных сроков общехудожественной подготовки учащихся по рисунку и,особенно,работе акварелью. Кроме того,если говорить об учащихся пятого класса,то их подготовка по рисунку вообще еще недостаточна.

Что касается шестого класса,то в нем,на основе ознакомления учащихся с работами художников-граверов,можно дать одно-два задания по выполнению рисунков тушью (пером и кистью) , чтобы учащиеся выполнили работы,сходные по технике с гравюрой.Заинтересовав гравюрой часть учащихся,можно затем продолжить с ними занятия уже в кружке графики,чтобы не наносить ущерба выполнению программы изобразительного искусства и в этом классе.

Как показало исследование,учащимися,которые наиболее подготовлены к занятиям линогравюрой,являются старшие подростки-ученики УН-УШ классов, про являющие способности к

- 181 изобразительной деятельности;здесь формой занятий линогравюрой могут быть кружок графики или факультатив.

2.Чтобы развитие художественно-творческих способностей старших подростков на занятиях линогравюрой осуществлялось наиболее эффективно,эти занятия должны тесно связываться со всем комплексом учебно-воспитательной работы школы,т.е. в первую очередь,учитывать сам характер школы: каков национальный состав ее учащихся,является ли школа городской или сельской,связана ли с крупным заводом или фабрикой,на которых работает большинство родителей учащихся^ крупным строительством,с железной дорогой;не соседствует ли она с важными памятниками истории Родины,ее революционного прошлого и т.д. Так,в проведенном исследовании в условиях городской школы темами циклов гравюр были:"Места в Москве и Подаосковье,связанные с жизнью и Деятельностью В.И.Ленина","Строительство"(в Москве),"Архитектурные памятники истории"(тема,связанная'с курсом истории в У11 классе)/'Старая и новая Москва",темы,связанные с изучением русской литературы и.др.

3.Чтобы занятия линогравюрой были достаточно эффективны, необходима продуманность работы педагога в Ьледу-ющих направлениях:а)по развитию образного мышления, художественного воображения и эмоционального восприятия подро

- - ■ ! стков,что осуществляется наиболее результативно в процессе подготовки их к выполнению очередного задания;б)по развитию понимания учащимися выразительных средств гравюры, т.е. ее специфических черт наиболее эффективным путем;в)по развитию у учащихся умения видеть изображаемое через художественный язык материала гравюры.

Первое осуществляется экскурсиями к объектам,которые

- 18 Й составляют основное содержание будущей гравюры и встреча с которыми заранее подготавливается педагогом.Конечно,для успеха этой работы важна активизация образного мышления и художественного воображения учащихся,которые осуществляются беседами,часто сопровождающимися показом репродукций кар-тин,воспроизведений гравюр художников,диапозитивов и др.методами, дающими знание материала учащимися,необходимым:, для успешной работы над заданиями.В процессе экскурсий учащиеся делают нужные им зарисовки,выбирая наиболее понравившуюся точку зрения на изображаемое,и вызвавшую у них эмоциональное восприятие.

Что касается методики подведения учащихся к пониманию специфики линогравюры,то,как показало данное исследование, кроме рассматривания и анализа гравюр художников, необходимо проводить серию специальных заданий,помогающих учащимся понять выразительные средства гравюры«Одни из таких заданий имеют целью приучить подростков рисовать (главным образом^ натуры) не карандашом,а черной тушью (пером и кистью). Рисуя в этом материале,учащиеся следят не только за правильностью (грамотностью) рисунка,но и за выразительностью контрастов черного и белого,пятна и линии.Другие задания, выполняемые белилами на черной бумаге,имеют целью научить подростков "выбирать" белое из черного фона,не впадая при этом в "негативность" изображения.Наконец,полезны задания, выполняемые средствами аппликации из черной,серой и белой бумаги,которые развивают у учащихся чувство выразительности силуэтов, дают им умение обобщать формы в рисунке или гравюре и задания,знакомящие учащихся с техникой белого и черного штрихов,распространенных в линогравюреЗти работы выполняются посредством процарапывания скребком бумаги, покрытой черной тушью.

Не будучи такими трудо емкими,как выполнение гравюры, эти задания практически'успешно знакомят учащихся со спецификой гравюры.После них ребята грамотно подготавливают тушью и белилами эскиз гравюры по выполненному сначала рисунку .Вся эта работа и ожидание результата (каков будет оттиск?) вызывает у учащихся большой интерес,творческое напряжение.

Третье достигается путем анализа фрагментов линогравюр художников и мелкими заданиями-упражнениями на линолеуме по изображению отдельных предметов разной фактуры.

4.Результаты экспериментальной работы показали, что занятия подростков линогравюрой не только препятствует снижению их интереса к изобразительной деятельности, кото/ роехроисходит обычно в этом возрасте,но наоборот, обостряет интерес и активно развивает их художественно-творческие спо собно сти.

Развитие у старших подростков способностей в области графики положительно сказывается на их общехудожествшном i развитии,на интересе к различным видам изобразительного, декоративного искусства.

Занятия гравюрой помогли освоить материал гравюры, а также видеть и осмысливать окружающий мир с точки зрения художественного языка.Это сказалось на качественном уровне выполнения практических работ при переходе от гравюры к рисунку (например,выполняемых карандашом или углем,которые были всегда выразительнее по композиции, контрастам светлого и темного,гармонии пятна и линии),чем рисунки учащихся параллельной группы,в которой последние занимались лишь рисованием карандашом и акварелью,т.е., где

-184 линогравюра отсутствовала.Происходит"перенос"качеств,развиваемых гравюрой,в обычный рисунок карандашом.

5.По скольку в ныне действующем учебном плане школы занятия в УП-УШ классах не преду смотрены, раб от у над гравюрой лучше всего проводить в форме факультативных занятий, с учащимися,что позволяет располагать необходимым временем для занятий и экскурсий,или в кружках изобразительного искусства школ,Домов,Дворцов пионеров и школьников.

6.Для успешной работы по графике (линогравюре, монотипии и др.) необходимы,конечно,соответствующие условия для занятий.Зто - оборудованный кабинет изобразительного искусства,наличие необходимых инструментов и материалов для занятий (линолеум,штихели,типографекая краска,валики и т.д.) х х х .

Содержание настоящего исследования нашло отражение в следующих работах автора:

I.Организация занятий линогравюрой. - Среднее специальное образование,1974,В 9,с.24-28.

2.Графика.Занятия с учащимися У11-У1П классов.- В кн.: Изобразительное искусство в школе /Под ред.В.В.Колокольни-кова. - М.:Педагогика, 1975. - с.80-91.,

3 .Занятия линогравюрой. - Художник, 1975,М2, с.60-61.

4.Любимая тема. - Шый художник, 1983, JS 5,с.44-45.

5.Публикация в японском журнале "Гравюра" (Токио,1968, JS 5,с.3-7)линогравюр учащихся,выполненных по теме экспериментальной работы автора.

6.Томико Инуи. - Советская женщина,1969, 3,с.25-27 (номер журнала издан на японском языке).В статье рассказывается о проводимом автором исследовании,помещены фотографии K]faa графики и линогравюры учащихся.

Список литературы диссертационного исследования Федоров, Сергей Алексеевич, 1983 год

1. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч.,т.З, с.389-394.

2. Маркс К. Из рукописного наследия. Соч.,т.12, с. 714-738.

3. Энгельс Роль труда, в процессе превращения обезьяны в человека. Соч.,т.20,с.486-499.

4. Маркс К.,Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.:Ис-кусство,1983,Т.1.605 с.

5. К.Маркс и Энгельс о воспитании и образовании.- М.:Изд-во АПН СССР,1957. 398 с.

6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч.,т.12,с.99-105.

7. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41,с.298-318.

8. Ленин В.И.0 литературе и искусстве. М.:Худож.лит., 1979. - 827 с.

9. Ленин В.И. 0 народном образовании. М.: Просвещение, 1977. - 287 с.

10. В .И Ленин и изобразительное искусство. Документы, письма,воспоминания- М.:Изоб.искусство,1977. 552 с.

11. В.И.Ленин,КПСС о партийном руководстве комсомолом.-- М.:Политиз,дат, 1978. 670 с.

12. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М.:Полит-издат,1983. - 320 с.

13. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудя-щихся.Речи и статьи. 2-е изд.доп. - М.:Политиздат, 1975.- 639 с.- 186

14. Брежнев Л .И. Молодым строить коммунизм.- 3-е изд^доп. - М.Политиздат ,1978. - 736 с.

15. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. В 2-х т. 2-е изд.,доп. - М.:Политиздат,1979. -T.I.59I с.;Т.2.639 с.

16. Программа Коммунистической партии Советского Со-юза:Принята XXII съездом КПСС. М.:Политиздат,1975. -144 с.

17. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М. Политиздат ,1982.- 223 с.

18. КПСС о формировании нового человека: Сб.,док .и материалов (1965-1976). М.Политиздат,1976. - 456 с.

19. Об идеологической работе КПСС:Сб.док. М.: Политиздат, 19 77. - 639 с.

20. Директивы ВКП(б) и Постановления советского правительства о народном образовании:Сб.док. за 1917-1947 г.г.- М;Л.:Изд~во АПН РС£СР,1947. Вып.1.320 с.;Вып.2.303 с.

21. О дальнейшем совершествовании обучения,воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров.СССР от 22 дек. 1977 г. В кн.:Справочник партийного работника. - М.,1978.- Вып.18. с.251-261.

22. Калинин М.Я.О,коммунистическом воспитании и обучении :Сб .статей и речей 1924-1945 г.г. М.:Изд-во АШ РСФСР, 1948. - 232 с.

23. Крупская Е.К. О возникновении пионерской организации (письмо пионерам). Пед.соч.,М.,1959,т.5,с. 621-622.

24. Крупская Н.К. Коммунистическое воспитание детей и подростков. Пед.соч.,М.,1959,т.4,с.237-249#

25. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения'. М.:ИзД-во АПН РСФСР,1965. - 360 с.- 187

26. Луначарский А.В. 0 народном образовании. М.: Изд-во АПН P0SCP,I958. - 559 с.

27. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве:Т.2.- М.:Сов.художник,1967. 592 е.,ил.

28. Агамирова А.,Глуховская Р. Советский станковый ри-сунок:Первая Всесоюзная вы ставка.Сов.художник, 1981.- -275 с. ,ил.-29. Адамов Е.Б. Иллюстрация в художественной литературе. М.:Искусство,1959. - 88 е.,ил.

29. Адарюков В.Я. Гравер И.В.Ческий. М.:Нов.Москва, 1924. - 78 с.

30. Актуальные вопросы современной идеологической борь-бы/Редкол.:А.Аверьянов и др. М.Политиздат,1980. - 446 с.

31. Алексеева В.В. Что такое искусство?;Вып.1. М.: Сов.художник,1973. - 162 е.,ил.

32. Алехин А.Д. В каждом рисунке творчество. -Творчество, 1963, JS 10,с.22-24.

33. Алехин А.Д. 0 языке изобразительного искусства.- М.:Знание,1973. 48 е.,ил.

34. Алпатов М.В.,Ростовцев Н.Н.,Неклюдова М.Г. Искусство .Живопись,скульптура,графика,архитектура . 3-е изд.испр. и доп. - М.:Просвещение,1969. - 317 е.,465 ил.

35. Алякринский Б.С. 0 талантах и способностях. М.: Знание,1971. - 175 с.

36. Амшинская А. Н.И.Уткин.1780-1863. М.:Искусство, 1950. - 37 с.

37. Ананьев Б.Г. 0 взаимосвязи и развитии способностей и характера. М.:Изд-во АПН РСФСР,1956. - 384 с.

38. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.:Изд-во АПН PC$GP,I960. 486 е.,ил.- 188

39. Ананьев Б.Г.,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.:Просвещение,1964. - 304 с.

40. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.:Культура и просведение,1922. - 68 с.

41. Балдина О.Д. Русские народные картинки. М.:Мол. гвардия,1972. - 208 е.,ил.

42. Бескин О.М. Юрий Пименов. ГА.: Сов .художник ,1960.-- 136 е.,ил.

43. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.:Изд-во АПН РСФСР,196I. - 696 с.

44. Викладання образотворчего мистецтва в 1-У1 класах занальноосв'1Тньо1 школи за новою програмою (методичный лист). Ки { в.: Радян.школа, 1968. - 52 с.

45. Владыкин И. Монотипия. Художник,1968,js 8,с.48-50.

46. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству:Программы и инструк.указания/Авт.: Г.ВДабунская,Е.Е.Рожкова. М.:Учпедгиз,1948. - 39 с.

47. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского. М.:Просвещение,1973. - 202 с.

48. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 507 с.

49. Всесоюзные выставки изобразительного творчества детей. М.:Учпедгиз,1958. - 70 е.,ил.

50. Всесоюзная художественная выставка к IIO-й годовщине со дня рождения В.ИДенина:Каталог выставки. М.: Сов .художник, 1980. - Ц9 е.,ил.

51. Всероссийская выставка детского художественного творчества/Вступ.ст.В.Кузина. М.,1979. - II е.,ил.

52. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:ПросвещениеД967. - 93 е.,ил.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. М.:Искусство, 1968. - 576 с. .

54. Герштейн Ю.Ы. Новые виды гравюры. М.:Искусство, 1959. - 120 е.,ил.

55. Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. М;Пг.:Госиздат,1923. - 183 е.,ил.

56. Гончаров А.Д. Об искусстве графики. М.:Мол.гвардия, i960. - 83 е.,ил.

57. Горленко Н.А. П.Я.Павлинов:Страницы из жизни художника. М.:Сов.художник,1967. - 272 е.,ил.

58. Государственный Эрмитаж.Графика:Альбом/Сост.и авт. М.Доброклонекий. М.:Изогиз,19б1. - 12 е.,140 ил.

59. Гравюры Василия Касияна. М.:Сов.художник,1968.- 120 е.,ил.

60. Гравюры и литографии советских художников:Альбом.- М.:Сов.художник,1975. 51 ил.

61. Гравюра в книге:Каталог выставки произведений ху-дож.Москвы. М.:Сов.художник,1982. - 28 е.,ил.

62. Десятая Всесоюзная выставка изобразительного творчества детей. М.,1956. - 80 е.,ил.

63. Десятая выставка изобразительного творчества пионеров и школьников. Н.,1957. - 52 с.

64. Двенадцатая Всесоюзная выставка изобразительного творчества детей. М.,1958. - ПО е.,ил.

65. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания.- М.:Искусство,1956. 208 с.

66. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.Искусство,1962. - 314 с.,27 ил.

67. Западноевропейская гравюра и литография ХУ-Х1Х в.в.:Пут еводит ель-каталог. Л.:Изд-во Го с.Зрмитажа,1959- 110 е.,ил.- 190

68. Игнатьев Е.Й. Психология изобразительной деятельности детей. М.:Учпедгиз,1961. - 223 с.

69. Изобразительное искусство в средней школе:Материалы к проведению эксперимента по определению содержания преподавания из об. искусства в 1-Х классах общеобразоват. школы СССР (1972-1980)/Под ред.Б.П.Юсова. М.:Ротапринт НИИ ОП АПН СССР,1972,Вып.I.157 с.

70. Изобразительное искусство в школе/Под ред.В.В.Коло-кольникова. М.:Педагогика,1975. - IIS е.,ил.

71. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников/Под ред .А.И.Бурова и др. М.:Просвещение,1975.-350 с.

72. Искусство и жизнь Произведения чл.Акад. художеств <

73. СССР,в ознаменование 25-летия преобразования Всероссийской Академии Художеств в Академию Художеств СССР. М.:Изоб. искусство, 1978. - 376 е.,ил.

74. Искусство и дети:Эстетическое воспитание за рубежом/Под ред.В.Шестакова. М.:Искусство,1969. - 588 с.

75. Искусство и коммунистическое воспитание. М.Искусство, i960. - 184 с.

76. Искусство книги:Вып.З (1958-1960). М.:Искусство, 1962. - 460 е.,ил.77. Искусство,М.,1964-1982.

77. Исследования художественных интересов школьников /Под ред.Е.В.Квятковского,Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика,1974. - 160 с.

78. История русского искусства. М.:Изд-во Акад.художеств СССР,1961. - 316 с.

79. История советского искусства:Шивопись,скульптура, графика. В 2-х т. - М.Искусство,1965-1968. - T.I. 1965. 304 с.,ил.;Т.2.1968.324 е.,ил.- 191

80. История искусства зарубежных стран:В 2-х т. М.: Изд-во Академ .художеств CCCP,I962-I964. - Т.1.1962.400 е., ил.;Т.2.1963.612 с.,ил.;Т.3.1964.672 е.,ил.

81. Как развивать и воспитывать способности у детей. -М.:Изд-во АПН РШ CP, 19 62. 119 с.

82. Каталог восьмой выставки эстампа московских художников. М.:Сов.художник,1981. - 82 е.,ил.

83. Кибрик Е.А. Книжная графика: Альбом/В ступ, ст .10. Ха-ламинского. Л.:Художник РСФСР, 1966. - 9 е.,25 ил.

84. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.:Изд-во АПН РСФСР,1959. - 304 с.

85. Клабуновский Б.И. Линогравюра. М.: Просвещение, 1968. - 89 е.,ил.

86. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

87. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. - 94 с.

88. Ковалев С.М. Формирование нового человека. М.: Щель, 1971. - 135 с.

89. Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп. Л.:Художник РШСР,1963. 96 е.,ил.

90. Колокольников В.В. Развитие творческих 'способностей школьников на занятиях изобразительным искусством.- Сов.педагогика, 1970, JS 7*с.83-92.

91. Корнилов П.Е. Офорт в России ХУ11-ХХ веков: Крат, очерк. М.:Изд-во Академ.художеств СССР,1953. 144 с.

92. Короетин A.Q. Русская литография XIX века. М.: Искусство,1953. - 184 е.,ил.

93. Кравченко К.С. Л.С.Хижинский. М.:Искусство,1964. 64. е.,ил.- 192

94. Крутецкий В.А.,Лукин Н.С. Психология подростка. -7-е изд. М.:Просвещение,1965. - 304 с. !

95. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М. Про свещение, 1976. - 303 с.

96. Кузин B.C. Психология. — М.:Высш.Школа,1974.- .280 е.,ил.

97. Курашев В.В. Гравюра на линолеуме. М;Л.Просвещение, 1965. - 52 е.,ил.

98. Лабунская Г.В. Изобразительное искусство детей.- М.:Просвещение,1965. 206 с.

99. Лазаревский И.И. Евграф Петрович Чемесов,1737--1765,художник-портретист. М;Л.:Искусство,1948. - 24 с.

100. Лаптев A.M. Рисунок пером.-М.:Изд-во Акад.художеств СССР,1962. 166 е.,ил.'

101. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.Педагогика, 1972. 279 с.

102. В.И.Ленин в произведениях советских художников.- М.:Сов.художник,1967. 159 е.,ил.

103. Ленин в Москве и Подмосковье^ ест а пребывания, даты и события. 3-е изд.,доп. - Моек.рабочий,1980. - ' ,- 520 е.,ил.

104. Леонтьев А.Н. 0 формировании способностей. Вопросы психологии,i960, J5 I, с.7-17.

105. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.Педагогика, 1977. - Т.1.400 с.,-Т.2.320 с.

106. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе/Под ред. А.Фомичева. М.:Изд-во АПН РСФСР,1963. -360 е.,ил.

107. Митурич М. Мысли о графике России. Художник, 1981, JS 8,с.14-25.- 193

108. Михайлов A.M. Любителям рисования. М.;Мол.гвардия, 1963. - 102 е.,ил.

109. НО. Моя страна мой дом:Международная выставка дет. рис. - М.,1966. - 159 е.,ил.

110. Надеждина Н.А. Моя страна мой дом. - М.: Мол. гвардия,1968. - 96 е.,ил.

111. Нашему юному другу,участнику Международной выставки детских рисунков "Я вижу мир".Москва,1975-1976 г.г./Сост. Е.А.Успенская. М.:Пионер.правда,1976. - 192 е.,ил.

112. Неме.нский Б.М. Распахни окно. М.:Мол.гвардия, 1974. - 192 с.

113. Нурок А.Ю. Мастера советской станковой графики.- М.:Изд-во Академ.художеств СССР,1962. 76 е.,ил.

114. Об улучшении обучения рисованию в школах города Москвы:Приказ по Моск.ГорОНО $ 229, от 24 июля 1964 года.- M.SI964. 49 с.

115. Обучение и развитие/Под ред.Л .В.Занкова. М.Педагогика, 1975. - 440 с.

116. Овсянников Ю.М. Ново-Девичий монастырь. М.: Искусство, 1968. - 155 е.,ил.

117. Охрана памятников истории и культуры. М.: Сов. Россия,1973. - 192 с.

118. Очерки по истории и технике гравюры. М.: Изд. ГМИИ им.А.С.Пушкина,1941. - 151 с.

119. Павлинов П.Я. Для тех,кто рисует. М.:Сов.художник, 1965. - 7.2 е.,ил.

120. Павлинекая А.П. Графика вокруг нас. Л.: Художник РСФСР,1962. - 49 е.,ил.

121. Первая Всесоюзная выставка книжной иллюстрации: Каталог. М.:Сов.художник,1980. - 240 с.- 194

122. Пахомов В.З. Книжное искусство: В 2-х т. М.: Искусство,I96I-I962. - Т.1.1961.423 с.,ил.;Т.2.1962.432е.,ИЛ.

123. Петров В.Н. Юрий Алексеевич Васнецов. М;Л.:Ис-кусство,19б1. - 96 е.,ил.

124. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.:Знание,1961. - 48 с.

125. Подвиг народа:Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г./Сост.и общ.ред.В.А.Горликова. М.: Политиздат,1980. - 318 е.,ил.

126. Подмосковье:Путеводитель/Сост.Ю.С.Родионов. -М.: Моек.рабочий,1977. 584 с.

127. Поспелова Н.П.,Соболев Д.Г. Гравюра на линолеуме в школе и клубе. М.:ГАХН,1Э28. - 32 с.

128. Проблемы способностей:Сб./Под ред.В.Н.Мясищева. -- М.:Изд-во АПН РС^СР,1962. 308 с.

129. Программы восьмилетней школы:Изобразительное искусство. М.:11росвещение, 1969. - 36 с.

130. Программы восьмилетней школы:Изобразительное искусство. М.:Просвещение,1970. - 36 с.

131. Программы восьмилетней школы на 1974/75 учебный год:Изобразительное искусство.Для школ с рус.яз. обучения 4-6 классы.Киев. Рад.школа,1974. - 24 с.

132. Программы восьмилетней школы:Изобразительное искусство 1У-У1 классы. М.:Просвещение,1983. - 17 с.

133. Программы для внеклассной работы:Сб.III.Живопись. Графика.Скульптура/Под общ.ред.В.В.Колокольникова. М.: Просвещение, 1969. - 64 с.

134. Программы кружков внешкольных учреждений и школ, кружки по художественному воспитанию детей: Сб. / Авт.:-195

135. Г.В.Лабунская,С.Д.Левин,В.С.Щербаков и яр . М.:Учпедгиз, I960. - 276 с.

136. Программы средней школы:Изобразительное искусство. М.:Просвещение,1964. - 46 с.

137. Программы факультативных курсов для средней школы. М.:Просвещение,1967. - с.122-150.

138. Программы факультативных курсов средней школы.- Н.:Просвещение,1972. с.179-196.

139. Программы факультативных курсов средней школы.- М.:Просвещение,1974. о.69-91.

140. Психология рисунка и живописи/Под ред.Е.И.Игнатьева. М.:Изд-во АПН РСФСР,1954. - 224 с.141. 50 лет советского искусства:Графика/Сост.В.Мака-ревич.Вступ.ст.Н.Шантыко. И.:Сов.художник,1966. - 24 е., 324 ил.

141. Революция-искусство-дети:Материалы и док. 19,171923. И.Просвещение,1966. - 296 с.

142. Революция-искусство-дети:Материалы и док. 19241929. M.sПросвещение,1967. - 420 с.

143. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобрази .тельного искусства в школе. 2-е изд.,доп.и перераб.- М.;Просвещение,1980. 239 е.,ил.

144. Русская гравюра:Альбом/Вступ.ст.М.Холодовской, Е.Смирновой. М.:Изогиз,1960. - 14 е.,ил.

145. Русский народный лубок ХУ11-Х1Х в.в.:Каталог выставки. М.:Сов.художник,1958. - 29 е.,30 ил.

146. Рыбачук А.Ф.,Мельниченко В.В. Рисуют дети острова Колгуев. M.sСов.художник,1970. - 64 е.,ил.

147. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.-гИз об .искусство, 1970. - 248 с.- 196

148. Самохин Б Л. Искусство и псилогия. М.: Знание, 1977. - 64 с.

149. Сидоров А.А. Андрей Дмитриевич Гончаров. М.: Искусство,I960. - 12 е.,33 ил.

150. Сидоров А.А. Русская графика начала XX векааОчер-ки истории и теории. М.:Искусство,1969. - 252 е.,ил.

151. Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX в.) М.:Изд-во АН СССР,i960. - 559 е.,ил.

152. Синицын Н.В. Гравюры Остроумовой-Лебедевой. М.: Искусство,1964. - 144 е.,13 л.ил.

153. Советская графика.1917-1957. М.:Изоб.искусство, 1957. - 16 с.,181 ил.

154. Способности ваших детей/Сост.Н.П.Линькова,Е.А.Шумилин. М.:Просвещение,1969. - 216 е.,ил.

155. Староносов ПЛ. Гравюра на линолеуме. М;Л.Искусство, 1938 .-25 с,

156. Стасов В.В. Избранные сочинения в трех томах.- М.:Искусство,1952.Т.1.736 с.;Т.2.77б с.;Т.3.890 с.

157. Стернин Г.10. А.А.Агин. М.:Искусство, 1955.- 152 е.,ил.

158. Суворов П.И. Гравирование на линолеуме. М.: Изд-во ВЦСПС,1954. - 31 е.,ил. '

159. Суслов В.А. Анна Петровна Остроумова-Лебедева.- Л.:Художник РСФСР,1967. 202 с.,ил.,7 л.ил.

160. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. Киев.:Рад.школа,1979-1980. - Т.1.1979.686 с.;Т.2.718 с.;Т.3.719 с.;Т.4.670 с.;Т.5.1980.678 с.162. Творчество,М.,1964-198.2.

161. Творчество юных:Дет.худож.работы на Всесоюз.выставке .Каталог. М.:Нол.гвардия, 1972. - .238 е.,ил.- 197

162. Творчество юных:Доклады науч.метод.совещания по изоб.творчеству детей. М.:Просведение,1973. - 127 с.

163. Томико Инуи.Песнь о чайках:Повесть. М.:Дет.лит., 1968. 208 с.

164. Турченко 10.Я. Украинский эстамп. Ки1в.:Науко-ва думка,1964. - 336 е.,ил.

165. Ушин Андрей. М.:Художник РСФСР,1967. - 74 е.,ил.

166. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочине -ния. М.:Учпедгиз,1945. - 568 с.

167. Фаворский Б.А. Избранные произвеления/Вступ.ст. Т.Гурьевой. М.:Сов.художник,1961. - 4 е.,18 ил.

168. Фаворский В.А. Рассказы художника-гравера. М.: Дет.лит.,1965. - 104 е.,ил.

169. Федоров С.А.,Семенова М.Н. Изобразительное искусство. III класс. М.:Просвещение,1967. - 96 е.,ил.

170. Оедоров С.А.,Семенова М.Н. Изобразительное искусство ЛУ класс. М.:Просвещение,1970. - 159 е.,ил.

171. Федоров С.А. Графика.Занятия с учащимися У11-УГП . классов. В кн.:Изобразительное искусство в школе/Под ред. В.В.Колокольникова. - М.:Педагогика,1975. - с.80-91.

172. Оедоров С.А. Любимая тема. Юный художник,1983, JS 5,с.44-45.175. «ельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка.- М.:Знание, 1978. 48 с.

173. Нормирование интересов учащихся в области искусства. Казань.:Изд-во Казан.ун-та,1970. - 106 с.

174. Халаминский Ю.Я. Владимир Андреевич Фаворский. -- М.Искусство, 1964. 291 е.,ил.178Халаминский Ю.Я. Д.А.Нмаринов-. М.:Сов.худож -чник,1959. - 246 е.,ил.

175. Халаминский Ю.Я. Евгений Кибрик. М.:Изоб.искусство, 1970. - 184 е.,ил.

176. Художественное восприятие:Сб.l/Под ред.В.С.Мейла-ха. Л.Наука, 1971. - 387 с.181. Художник,М.,1964-1982.182. 4-ая зональная вы ставка.Москва 1975:Графика. М.: Художник РОСТ, 1976. - 270 е.,ил.

177. Цеткин Клара. 0 литературе и искусстве. М.: Ху-дож.лит.,1958. - 132 с.

178. Чегодаев А.Д. Пути развития русской советской книжной графики. М.:Искусство,1965. - 222 е.,ил.

179. Чегодаев А.Д. Русская графика 1941-1960:Рисунок, эстамп,книга. М.Искусство,1979. - 40 е.,120 ил.

180. Шестая Всесойкая выставка эстампа:Каталог. М.: Сов.художник,198I. - 156 е.,ил.187/ Школа изобразительного искусства в 10 вып. 2-е издисправ.,доп.:Вы:п.7. - М.:Изд-во Акад.художеств СССР, 1963. 240 е.,ил.

181. Шмаринов. Д.А. Советская графика. Искусство, 1965, J3 6, с.23-26.

182. Щербаков B.C. Изобразительное искусство:Обуче -ние и творчество. М.Просвещение, 1969. - ,272 е.,ил.

183. Щипанов А.С. Художнику-любителю.-М.:Сов.художник, 1970. 168 с.

184. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. М.: Просвещение,1^75. - 225 с.

185. Эстетическое воспитание школьников/Под ред.А.И. Бурова и Б.Т.Лихачева. М.Педагогика, 1974. - 303 с.

186. Юный художник. Л.:Художник PC0CP,1961. - 212 с.,ил.

187. Юный художник. Ji.: Художник РСФСР, 1964. - 208 е.,ил.

188. Юный художник,М.,1978-1983.

189. Юному художнику /Сост. М.Кузьмина. М.:Изд-во Академ.художеств СССР,1963. - 317 е.,465 ил.

190. Я вижу мир:Междунар.конкурс дет.рис.,посвященный 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина /Сост.каталога М.В.Петрова. М.:Пион ер .правда, 1969. - 176 с.

191. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. Знание,1971. - 48 с.

192. Японская гравюра /Сост.альбома и авт.вступ.ст.Б. Воронова. М.:йзогиз,1968. - 79 репр.,16 цв.200» Bienale ilustracii. Bratislava,1971. - 54 s.,204 il.

193. Brozek Jaroslav,Moura Miroslav,Male£ek Bohuslav.Vyt-varna vychova v 7. rocniku. Praha,1963. - 112 s.,il.

194. Chobola Ladislav,Zhor Igor. Vytvarna. vychova v 6. rocniku. Praha,1963. - Ю4 s.,il.

195. Esteticka vychova mladeze. Bratislava, 1962. -188 s.,il•

196. Esteticka vychova,Praha, 1960-1972.

197. Flioia Maria,Nahu Adina. Rosughe orghe desens. E di-tura didactica si pedagogica. Budupesti,1968.

198. Japanese children's prints. Tokyo,Jspan. - 1967.- 80 s.,il.

199. Картинная галерея,София,1965-1979.208 . Kunsterziehung,Berlin,1960-1975.

200. Kolorowi Swiat иллюстрация в книгах - польская детская книжная графика. - Варшава,1972.

201. Лозенски Драган. Методика на рисуването. София.: Наука и изкусство,1957. — 176 е.,91 ил.

202. Masereel Frans. Veb verlag der Kunst. Dresden,1959*

203. Macko Anton a Hroh Josef. Vytvarna vychova ve 4. roc-niku. Praha,1964. - 100 s.,il.213» Macko Anton,Hron Josef. Vytvarna vychova v 5« ro&niku.- Praha,1964. 100 s.,il.

204. Macko Anton. DetskA tvorba. Bratislava, 1973.- 112 s.,il.215* Pomocna kniha pre vcitel'ov kreslenia. « Bratislava, 1959. 454 s.,il.

205. Techniken des bildnerischen Gestaltens. Berlin,1965*- 288 в.Л.

206. The Hanga,Nippon kyoiku-hanga kyokal.- Tokyo,Japan, 1965-1978.

207. Wir drucken. Berlin,1963. - 152 s.,il.1. ПРИНОШЕНИЕ 1л I.

208. Успеваемость по изобразительному искусству и выполнение гравюр экспериментальной, группой УН класса "А". (Обучающий эксп еримент),

209. Ге/В Оценки за' учебные Оценки

210. Фамилия,имя Успеваем. четверти' за I/уч-ся • "в и за год. гравюры ■• начале

211. УЧ .года • I II III 1У Год IS I JS 21» Архипоза 0. 4 4 5 5 5 5 5 5

212. Артемова Н. 3 о «J 4 4 5 5 5 к ип V-I • Вавилкина В. 3 о о 4 4 4 4 4 4

213. Зайденшнир Л. 3 3 4 4 4 4 4

214. Зайцева Т. 5 5 5 5 5 5 5 5

215. Ильина 0.' 5 4 5 5 5 5 5 5

216. Подколзин 0. 5 5 5 5 5 5 5 5

217. Полушкина И. 4 4 5 4, 4 4 4 4

218. Пролыгина Н. 4 4 4 5 5 5 4 510. Садков А. 4 4 4 3 4 4 4 41.. Скорняков А. 5 5 4 5 о 5 5 5

219. Стадник А. 4 4 4 4 5 5 5 5

220. Татулян Г. 3 3 4 4 4 4 4 4

221. Хайретдинова И. 3 3 3 5 4 4 4 4- Первая гравюра:"Строительство",вторая "Коломенское"N

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.