Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству: Роспись ткани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Зарали, Наталья Васильевна

  • Зарали, Наталья Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 265
Зарали, Наталья Васильевна. Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству: Роспись ткани: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 265 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зарали, Наталья Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВКЕ

УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

1.1. Художественное восприятие и его значение в художественно-творческой и педагогической деятельности.

1.2. Психологические основы развития художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов.

1.3. Педагогические условия развития художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА И. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (РОСПИСЬ ТКАНИ).

2.1. Особенности создания художественной формы в декоративно-прикладном искусстве (роспись ткани).

2.2. Методические основы развития художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани).

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (РОСПИСЬ ТКАНИ).

3.1. Анализ практики преподавания, организации учебного процесса и результатов занятий по декоративно-прикладному искусству констатирующий эксперимент).

3.3. Разработка и обоснование методической системы развития художественного восприятия на занятиях по декоративноприкладному искусству (роспись ткани).

3.2. Формирующий эксперимент.

3.4. Экспериментальная проверка методической системы, анализ и обобщение данных контрольно-сравнительного эксперимента.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству: Роспись ткани»

Проблема исследования и ее актуальность. Современная педагогическая наука ведет активный поиск путей совершенствования подготовки профессиональных кадров для средних школ. «Национальная доктрина образования Российской Федерации» на период до 2025 года декларирует обеспечение своевременного и разностороннего развития молодежи, ее творческих способностей, навыков самореализации. Решение этих задач требует новых подходов к процессу подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В условиях современного мира роль учителя, закладывающего фундаментальные основы интеллектуального, нравственного, духовного, художественно-творческого развития подрастающего поколения, все больше возрастает. А это, в свою очередь, требует от педагога наличия соответствующих качеств. Школьный учитель не только передает знания, но и развивает духовный опыт и творческое начало учащихся, воспитывает сознание личности школьника, направляя его на осмысление и созидательное преобразование мира. Именно поэтому представляется важным поиск новых путей и методов развития и образования будущих педагогов-профессионалов.

Сегодня на художественно-графических факультетах педвузов остро назрела необходимость поиска новых путей решения проблемы подготовки учителей изобразительного искусства как высококвалифицированных специалистов. В «Концепции художественного образования Российской Федерации» подчеркивается важность вопросов повышения качества художественно-педагогического образования, а также подготовки учителей изобразительного искусства как творчески мыслящих педагогов и профессиональных художников.

Одним из актуальных направлений модернизации художественно-педагогического образования является разработка проблемы развития художественного восприятия, как понимания языка художественной формы. Внедрение инновационных методов развития художественного восприятия в процесс обучения будущих учителей изобразительного искусства поднимет их профессионализм на качественно новый уровень, поскольку обеспечит глубокое понимание задач, художественно-образной специфики и выразительных возможностей данного вида искусства. Профессиональная компетентность педагогических кадров, в свою очередь, гарантирует полноценное творческое развитие и эстетическое воспитание школьников, осуществляемое через приобщение учащихся к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы отражены в научной литературе. Так, проблемой художественного восприятия личности занимались такие ученые, как А.Д. Алехин, Н.Н. Волков, Ю.Я. Герчук, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.В. Жердев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Б.В. Раушенбах, О.В. Чернышев. В своих работах авторы обосновывают необходимость понимания и владения спецификой художественного языка искусства, являющегося одним из средств постижения окружающей действительности.

Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, развития художественно-творческих способностей и воспитания полноценной личности художника-педагога, а также дидактические основы организации учебных занятий нашли свое отражение в трудах Н.С. Боголюбова, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и др. Данные работы обозначили высокую социальную значимость проблемы творческого развития личности в целом, и личности будущего педагога в частности.

Вопросы совершенствования художественно-творческих навыков студентов в ходе занятий специальными дисциплинами рассматривались в исследованиях Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, Р.А. Гильман, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, В.П. Строкова, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и др.

В сфере теоретического обоснования путей развития художественного восприятия, определения основных принципов, форм и методов обучения мы опирались на труды В.П. Зинченко, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова,

М.Н. Скаткина и других. Данные работы достаточно полно раскрывают педагогическую ценность учебных занятий, содержащих различные виды творческой активности учащихся.

Исследования таких психологов, как Б.Г. Ананьев, JI.C. Выгодский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Б.М. Теплов, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А.Д. Логви-ненко, Д.Б. Эльконин свидетельствуют о том, что восприятие человека развивается и изменяется под воздействием различных условий в течение всей жизни.

Актуальность проблемы развития художественного восприятия обусловлена необходимостью решения противоречия между реальным уровнем его развития у студентов художественно-графических факультетов и требованиями, предъявляемыми современной школой к учителю изобразительного искусства. В настоящее время программы для общеобразовательных школ ориентированы преимущественно на развитие аналитического и логического мышления, развитию же образности и целостности мышления и восприятия уделено в них значительно меньше внимания. Это выражается не только в минимальном количестве учебных часов, отведенных на предметы художественно-эстетического цикла, но и в соответствующей подготовке педагогических кадров, не обладающих достаточно высоким уровнем развития художественного восприятия, и вследствие этого не всегда способных эффективно развивать художественно-образное видение школьников в рамках соответствующих дисциплин. Недостаточное внимание к развитию художественного восприятия, наблюдаемое в сфере педагогического образования, несет в себе негативные последствия для нашего общества, отрицательно сказываясь на формировании художественно-эстетической культуры, духовности и ценностных ориентиров школьников, а также на качестве образования в целом.

Отсутствие научно обоснованной, отработанной методики развития художественного восприятия в рамках специальных дисциплин не позволяет с максимальной эффективностью подготавливать педагогические кадры требуемого уровня для школы.

Назревшая необходимость решения указанного противоречия определяет актуальность исследования, которая заключается в том, что вследствие нерешенности проблемы развития художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства. Таким образом, постановка проблемы развития художественного восприятия, как понимания языка художественной формы, для студентов художественно-графических факультетов педвузов в данном случае является вполне обоснованной.

Процесс овладения языком художественной формы протекает непосредственно в ходе практических занятий конкретным видом искусства. На развитие художественного восприятия будущего учителя изобразительного искусства оказывает влияние как весь процесс обучения на художественно-графических факультетах, так и отдельные дисциплины, обеспечивающие студентам специальную профессиональную подготовку. Важное место среди них занимает практикум по декоративно-прикладному искусству.

Изучение теории и практики декоративно-прикладного искусства активно способствует развитию профессионального понимания языка художественной формы, видения художественных средств выражения, а также полноценного восприятия художественных качеств произведений. Способы организации художественной формы в декоративно-прикладном искусстве многообразны: от плоскостных до глубинно-пространственных, от условно-орнаментальных до сюжетно-содержательных. Образы декоративно-прикладного искусства создаются на основе трансформации и художественной переработки материала окружающего мира. Язык художественной формы декоративно-прикладного искусства отличается стилистической обобщенностью, выявлением в изображении характерных особенностей формы и эстетических качеств объекта, переданных посредством стилизации и привнесения дополнительно обогащающих изображение узорных элементов. Образы декоративно-прикладного искусства тесно связаны с практическим назначением объектов, что позволяет придавать художественной форме объекта элементы метафоричности.

Среди различных видов декоративно-прикладной деятельности особое место занимает роспись ткани. Этот вид декоративно-прикладной деятельности обладает специфичным художественным языком, уникальность которого состоит в том, что многообразные оттенки содержания декоративного образа успешно выражаются не только с помощью различных технологий росписи, но и через формообразования текстильного материала. В решении образов художественной росписи ткани оптимально для развития художественного восприятия сочетаются обобщение и конкретика, отвлеченность и повествование, декоративность и изобразительность.

Анализ практики преподавания художественной обработки материалов на художественно-графических факультетах выявил, что в процессе обучения уделяется недостаточно внимания вопросам художественной выразительности материала, особенностям технологий, специфики композиции. Это приводит к целому ряду наблюдаемых в учебных работах недостатков, главными из которых являются отсутствие образной целостности, гармонии соединения назначения объекта и художественного решения, шаблонность композиций. Недостаточное понимание студентом специфики художественного языка конкретного вида декоративно-прикладного искусства ведет к профессиональной некомпетентности будущего учителя, а значит, непременно скажется и на развитии художественно-эстетической культуры школьников, их творческих возможностях и духовно-ценностных ориентирах. Однако в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педвузов проблеме развития художественного восприятия уделено недостаточно внимания и времени. Также следует особо отметить, что художественная обработка материалов до сих пор не рассматривалась как средство развития художественного восприятия учащихся.

Вопросы развития понимания языка художественной формы в декоративно-прикладном искусстве преимущественно затрагиваются в исследованиях, посвященных развитию эстетических качеств и художественно-творческих способностей личности (Т.В. Ганова, Р.А. Гильман, В.В. Корешков, Е.В. Плотникова, М.В. Соколов, М.С. Соколова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.). Специальных исследований о путях и методах развития художественного восприятия на практикуме по декоративно-прикладному искусству нет.

Необходимость разработки обоснованной и четко продуманной методической системы развития художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству, формирующей личность высококвалифицированного учителя изобразительного искусства, который способен к эффективному художественному воспитанию школьников, определили проблему нашего исследования «Развитие художественного восприятия студентов художественно-графических факультетов педвузов на практикуме по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани)».

Цель исследования заключается в научном обосновании, экспериментальной проверке и практической разработке методической системы развития художественного восприятия студентов в процессе обучения художественной росписи ткани.

Объектом исследования является процесс развития художественного восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Предмет исследования - средства развития художественного восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования: развитие художественного восприятия студентов педвузов в процессе обучения художественной росписи ткани будет протекать наиболее эффективно при выполнении следующих условий: о использование проблемного и эвристического методов обучения, личностно ориентированного взаимодействия со студентом, вариативного содержания учебного материала, системного подхода; о использование заданий, требующих активного привлечения имеющегося художественного опыта, специальной системы упражнений по росписи ткани на развитие художественного восприятия, интеграции различных видов искусства; о активизация самостоятельной работы творческого, аналитического, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого студента; о комплексный подход к обучению, сочетающий совершенствование специальной подготовки и повышения профессионального мастерства художника-педагога и приобретения активных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (роспись ткани).

В соответствии с указанной проблемой; объектом, предметом и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

- провести анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой и специальной литературы по проблеме исследования;

- определить и обосновать роль художественного восприятия как качественной составляющей профессиональной подготовки студентов худгра-фов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству;

- определить психологические и педагогические факторы, влияющие на развитие художественного восприятия;

- определить содержание и порядок изложения учебного материала по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани), позволяющий наиболее эффективно способствовать развитию художественного восприятия студентов;

- обосновать и разработать методическую систему развития художественного восприятия в ходе занятий декоративно-прикладным искусством (роспись ткани);

- экспериментально проверить и подтвердить эффективность предложенной методики в условиях вуза.

Методы исследования:

- теоретическое изучение, анализ и обобщение данных научных, методических и монографических работ по теме и близких к теме исследования;

- изучение и анализ методических систем, учебных программ и пособий художественно-графических факультетов педвузов, а также художественных училищ и вузов;

- изучение и обобщение педагогического опыта на основе анкетирования, тестирования, интервьюирования студентов, учителей школ, педагогов училищ и вузов, руководителей кружков и студий декоративного искусства;

- наблюдение за студентами в процессе выполнения заданий по художественной росписи ткани;

- анализ продуктов творческой деятельности студентов на занятиях по художественной росписи ткани (рисунки, эскизы, технологические образцы, а также программные, курсовые и дипломные работы);

- проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных.

Экспериментальная работа проводилась в Московском педагогическом государственном университете. В эксперименте участвовало 220 студентов.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 1999 по 2004 гг. в три этапа.

На первом этапе (1999-2000 гг.) был осуществлен анализ имеющейся специальной психолого-педагогической, методической, философской и искусствоведческой литературы, а также диссертационных работ, близких к теме исследования. Активно изучался опыт преподавания декоративно-прикладного искусства. А также был проведен констатирующий эксперимент с целью определения требований, позволяющих выработать структуру и систему использования инновационных методов развития художественного восприятия. Разрабатывалась методическая система развития художественного восприятия на практикуме по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани).

На втором этапе (2000-2002 гг.) продолжился систематический анализ литературы. Проводился формирующий эксперимент, позволивший апробировать методы преподавания художественной росписи ткани, скорректировать методическую систему и сформировать наиболее оптимальную структуру содержания курса.

Третий этап (2002-2004 гг.) был посвящен экспериментальной проверке разработанной нами методической системы, выявлению ее эффективности, подведению итогов и анализу результатов эксперимента. С 2004 по 2006 гг. редактировался текст диссертации, составлялись приложения, оформлялись наглядные материалы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определено содержание понятия «художественное восприятие» применительно к педагогическим задачам подготовки студентов художественно-графических факультетов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани);

- научно обоснована методическая система развития художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству;

- разработаны критерии оценки уровня развития художественного восприятия по результатам анализа учебных и творческих работ.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении и обосновании роли развития художественного восприятия студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (роспись ткани) в общей системе повышения эффективности и профессионализма подготовки педагогических кадров.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения уровня профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов, для изучения смежных научно-педагогических проблем обучения студентов художественно-графическим дисциплинам, при разработке учебных программ и наглядных пособий.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по вопросам восприятия изобразительного искусства; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях ведения экспериментального курса; объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования; проверкой эффективности выявленных принципов организации занятий по росписи ткани.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций основных положений работы. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства по итогам научно-исследовательских работ МПГУ (2000-2004 гг.). Экспериментальное исследование проводилось на базе художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета с 1999 по 2004 г. Основные выводы и результаты исследования нашли отражение в научных статьях, а результаты исследования внедрены в практику работы кафедры.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем диссертации 265 страниц, из них 142 страницы основного текста, 97 страниц приложения. Диссертация содержит 28 таблиц, 9 схем, 33 диаграммы, 24 графика, 24 рисунка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Зарали, Наталья Васильевна

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ:

1. Анализ состояния преподавания художественной обработки материалов декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах выявил ряд его недостатков, главной причиной которых является недостаточно эффективное развитие художественного восприятия будущих учителей изобразительного искусства. Недостаточно высокий уровень развития художественного восприятия студентов в период обучения в вузе выражается в:

- в качестве учебно-творческих работ, где налицо недостаток образной выразительности и выявления специфики художественного языка конкретного вида декоративно-прикладного искусства; в «пробелах» методической подготовки к данному виду деятельности, а именно, в затруднениях, связанных с вербальным выражением своего восприятия и понимания художественных вопросов, с неспособностью объяснить художественную проблему.

2. Теоретические исследования и практическая проверка методических элементов позволили разработать модель методической системы развития художественного восприятия студентов художественно-графических факультетов на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Разработанная методическая система включает в себя критерии оценки развития художественного восприятия студентов по результатам их практической деятельности, программу по росписи ткани, на основе которой были созданы блок-схема освоения каждой темы программы, развернутый учебно-тематический план, а также разработаны специальные упражнения на развитие художественного восприятия.

3. Формирующий эксперимент позволил скорректировать гипотезу развития художественного восприятия в условиях практикума по декоративно-прикладному искусству, а также сформировать систему форм, методов и средств обучения, исходя из сравнения и анализа результатов экспериментальной работы. В процессе экспериментальной работы были задействованы одна контрольная и три разработанные модели изложения содержания курса практикума и использования методических подходов к развитию художественного восприятия. Формирующий эксперимент позволил выявить базовые элементы структуры изложения содержания курса. Среди них важно отметить следующие: освещение вопросов истории и традиций вида декоративно-прикладного искусства внутри каждой темы; выявление в произведениях декоративно-прикладного искусства общекомпозиционных закономерностей, специфики построения художественной формы и особенностей художественного языка, обусловленных технологиями обработки материалов. Помимо этого, формирующий эксперимент позволил подтвердить на практике теоретическое предположение об эффективности проблемного и эвристического подходов в обучении, а также выявить высокий уровень значимости личностно ориентированного подхода.

4. Методическая система развития художественного восприятия, пройдя экспериментальную проверку в условиях предусмотренной государственной программой дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства с практикумом. Художественная роспись ткани», а также в условиях спецкурса и занятий отделения художественной росписи ткани факультета дополнительного педагогического образования, подтвердила свою эффективность и, соответственно, предложенную гипотезу развития художественного восприятия студентов художественно-графических факультетов педвузов.

138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблемы развития художественного восприятия студентов художественно-графических факультетов педвузов в современных условиях выявило ряд его недостатков. Во-первых, несистематичный характер работы в данном направлении; во-вторых, недостаток внимания, уделяемого на занятиях по декоративно-прикладному искусству активному деятельностному подходу студентов в освоении художественного языка конкретного вида декоративно-прикладного искусства; в третьих, недостаточная научно-методическая разработанность проблемы развития художественного восприятия. Анализ научной литературы показал, что развитие восприятия и понимания художественного языка искусства формирует профессионально компетентную личность будущего учителя изобразительного искусства, развивая ее духовно и творчески.

Благоприятный климат для развития художественного восприятия студентов создают занятия декоративно-прикладным искусством. Это объясняется тем, что декоративно-прикладное искусство позволяет взаимодействовать практически со всеми аспектами изобразительной художественной формы, и, кроме того, предоставляет широкий диапазон возможностей использования материалов и технологий их обработки.

Одним из интереснейших направлений декоративно-прикладного искусства является роспись ткани. Оно дает широчайшие возможности для развития художественного восприятия. В искусстве росписи ткани обнажается язык изобразительного искусства, выявляются общие закономерности и специфические для декоративно-прикладного искусства особенности построения художественной формы, что способствует осознанному пониманию художественного языка изобразительного искусства в целом. Искусство росписи ткани - это именно та область искусства, в которой оптимальным образом сочетаются абстрактное и конкретное, что стимулирует аконстантность восприятия и заставляет работать творческое воображение, преобразовывая в соответствии с замыслом исходный материал.

Развитие художественного восприятия будущих учителей изобразительного искусства в условиях занятий по декоративно-прикладному искусству является необходимой составляющей их профессиональной подготовки. В связи с актуальностью этой проблемы и ее недостаточной разработанностью, мы провели педагогическое исследование, главной задачей которого было выявление психолого-педагогических условий для наиболее продуктивного развития художественного восприятия студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Развитие художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству должно базироваться на проблемном и эвристическом методах обучения, которые активизируют высшие психические функции человека, включая процессы ассоциативного и образного мышления, памяти, творческого воображения, чувств и эмоций. А также на вариативном содержании учебного материала и системном подходе к его изложению. Большую роль в развитии художественного восприятия играет личностно ориентированное обучение, позволяющее эффективно использовать индивидуальные качества студента для развития художественного восприятия.

2. Материал декоративно-прикладного искусства должен рассматриваться в свете вопросов общих закономерностей построения художественной формы в искусстве (целостности, ограниченности пространства, уравновешенности, соподчиненности, трехкомпонентности, доминанты, ритма), а также восприятия элементов языка изобразительного искусства (линии, формы, цвета, фактуры). Глубокое изучение теоретических вопросов должно быть взаимосвязано с постановкой разноплановых (на основе вариативного материала) и многоплановых (решение комплекса художественных задач) практических заданий, обеспечивая связь чувственного восприятия художественного языка декоративно-прикладного искусства с его интеллектуальным пониманием. Решение учебных задач наиболее эффективно развивает художественное восприятие в том случае, когда оно требует не только освоения нового материала, но и активного привлечения имеющегося художественного опыта. Необходимо также введение в курс обучения специальных упражнений на развитие художественного восприятия. Помимо этого, положительный эффект на развитие художественного восприятия оказывает интеграция различных видов искусств, как изобразительных, так и неизобразительных, позволяя более глубоко выявлять специфические особенности художественного языка конкретного вида декоративно-прикладного искусства. Кроме того, подобная интеграция искусств позволяет заимствовать художественные приемы выразительности у других искусств, а также более эффективно вербализовать и выражать свое чувственное восприятие в художественной форме.

3. Для достижения высокого уровня развития художественного восприятия у будущего учителя изобразительного искусства необходимо стремиться к раскрытию индивидуальных качеств каждого студента, предусматривая такие виды работ, как творческий, аналитический, исследовательский. Это позволяет более полно познавать художественный язык декоративно-прикладного искусства, более продуктивно использовать свой художественный опыт, а также активно реализовывать свой творческий потенциал как в изобразительной, так и в педагогической деятельности.

4. Комплексный подход к обучению, сочетающий совершенствование специальной подготовки и повышения профессионального мастерства художника-педагога и приобретения активных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства, также эффективен для развития художественного восприятия, поскольку позволяет активизировать как чувственное восприятие художественной формы, так и интеллектуальные способности к объяснению, изложению, передаче своего художественного опыта, к выражению собственного видения художественных проблем.

В ходе исследования была разработана методическая система, направленная на оптимизацию развития художественного восприятия студентов в рамках занятий по декоративно-прикладному искусству. Результаты исследования, полученные в ходе экспериментальной проверки, свидетельствуют о том, что предложенная методическая система развития художественного восприятия является эффективной, а ее результаты могут быть использованы в работе со студентами и школьниками.

Разработанная методическая система и полученные результаты могут оказать реальную помощь в процессе занятий любым видом изобразительной деятельности, имеющей целью развитие художественного восприятия школьников и студентов. Тем не менее, важно отметить необходимость применения гибкого педагогического подхода, поскольку ни одна методика в принципе не может быть единственно верной и применяться с неизменным успехом во всех педагогических случаях. Для достижения функциональности методическая система должна быть гибкой и мобильной. «Не существует единственного и наилучшего во всех случаях обучения способа усвоения знаний и действий для такой высокоорганизованной и высокоадаптированной системы, как человек. Ограничение возможностей обучения каким бы то ни было единственным, пусть сверхэффективным на данном этапе алгоритмом учебно-познавательной деятельности превратило бы человека в машину с жестко запрограммированным процессом усвоения информации из внешнего мира и лишило бы его всех огромных адаптивных возможностей». [19, 103-104]

Мы рассматриваем разработанную методическую систему развития художественного восприятия студентов художественно-графических факультетов педвузов как один из возможных вариантов, который может быть изменен, дополнен и переработан в ходе других исследований.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить для дальнейшего изучения особенностей развития художественного восприятия на занятиях по декоративно-прикладному искусству и другим дисциплинам изобразительного цикла для различных возрастных групп. Результаты исследования могут быть использованы для повышения уровня профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов по специальным дисциплинам, для изучения смежных научно-педагогических проблем обучения студентов художественно-графическим дисциплинам, при разработке учебных программ и наглядных пособий. Методические разработки могут быть продолжены в направлении расширения и углубленного развития отдельных аспектов художественного восприятия, формирования новых систем упражнений, а также в направлении переработки и адаптации настоящей методической системы для других видов художественной обработки материалов декоративно-прикладного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зарали, Наталья Васильевна, 2006 год

1. Агостон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер. с фр. / Ж. Агостон. -М: Искусство, 1982. -263 е.: ил.

2. Адаскина, А.А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / А.А.Адаскина. ПИ РАО. М: 2001. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41598

3. Алехин, А.Д. Когда начинается художник / А.Д. Алехин. М.: Просвещение, 1984.- 160 е.: ил.

4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. М.: Наука, 2001. - 277 е.: ил. - (Памятники психологической мысли)

5. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева; АПН СССР. М.: Просвещение, 1968.-235 с.

6. Андреев, Д.Л. Роза мира / Д.Л. Андреев. М.: Товарищество Клышников-КомаровиК, 1993.-303 с.

7. Андреева, И. Н. Философия и история образования / И.Н. Андреева. М.: Педагогика, 1999. - 192 с.

8. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под. общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997. -736 с.

9. Арманд, Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. / Т.Арманд; Под ред. Соболева Н.Н. М.-Л.: Academia, 1931. - 206 е.: ил.

10. Ю.Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие: Пер. с аигл. / Рудольф Арнхейм. -М.: Прогресс, 1974. 392 е.: ил.

11. П.Арнхейм, Рудольф. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. / Рудольф Арнхейм. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

12. Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века / В.Р. Аронов. М.: Советский художник, 1987. - 232 е.: ил.

13. Барышников, А.П. Основы композиции / А.П. Барышников, И.В. Лямин. -М.: Трудрезервиздат, 1951. 190 е.: ил.

14. М.Басип, Е.Я. Психология художественного творчества: личностный подход / Е.Я.Басин. М.: Знание, 1985. - 64 с.

15. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтии. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.-445 с.

16. Беда, Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов / Г.В. Беда. М.: Просвещение, 1977. - 188 е.: ил.

17. Березина, JI. Русское ручное ткачество / JI. Березина, М. Болдырева. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. - 110 е.: ил.

18. Береснева, В.Я. Вопросы орнаментации ткани / В.Я. Береснева, Н.В. Романова. М.: Легкая индустрия, 1977. - 192 е.: ил.

19. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 е.: ил.

20. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов. М.: Гумапит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-176 е.: ил.

21. Бесчастнов, Н.П. Черпо-белая графика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов. М.: ВЛАДОС, 2002. - 272 е.: ил.

22. Бирюкова, НЛО. Западноевропейские набивные ткани 16-18 века / Н.Ю. Бирюкова. М.: Искусство, 1973. - 176 е.: ил.

23. Блиничева, И.Б. Искусство отделки тканей в твоих руках / И.Б. Блиничсва, Б. Н. Мельников. - М.: Легкопромиздат, 1985. - 96 с. - (Кем быть?!)

24. Боголюбов Н.С. Преподавание с учетом инновационных процессов / Н.С. Боголюбов // Декоративно-прикладное искусство в педвузе и школе: Сб. ст. М.: Век книги, 2002. - С. 3-7.

25. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. 2 изд., испр. - М.: Моек психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2003.-407 с. - (Психологи России)

26. Буткевич, JI.M. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / JI.M. Буткевич. М.: Гуманит. изд.центр. ВЛАДОС, 2003. -272 е.: ил.

27. Вайман, С.Т. Диалектика творческого процесса / С.Т. Вайман // Художественное творчество и психология: Сб. ст. АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР / Под ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевского. / -М.: Наука, 1991.- 189 с.

28. Вайцванг, Пол. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. / Пол Вайцвайг. М.: Прогресс, 1990. - 187 с.

29. Валери, Поль. Об искусстве: Сборник: Пер. с фр. / Поль Валери. 2-е изд-М.: Искусство, 1993.-507 с.

30. Ванслов, В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки / В.В. Ванслов. -Л.: Художник РСФСР, 1977. 296 е.: ил.

31. Ванслов, В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики / В.В. Ваи-слов; НИИ теории и истории изобразительных искусств. Л.: Художник РСФСР, 1975.-228 е.: ил.

32. Васильев, М.Ф. Структура восприятия. Пропорции в архитектуре, музыке, цвете. /М.Ф. Васильев. -М.: Издательство РУДН, 2000. -54 е.: ил.

33. Василькова, Н. Цветовой климат. О работе Е.Б.Рабкипа в области цвета / Н. Василькова // Наука и жизнь. 1969. - № 5 - С. 28-35.

34. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величков-ский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 336 е.: ил.

35. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковкий, В.П. Зин-ченко, А.Р. Лурия. М: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 268 с.

36. Вельфлин, Генрих. Истолкование искусства / Генрих Вельфлин. М.: Дельфин, 1922. - 37 с.

37. Венгер, J1.A. Восприятие и обучение / Л.А.Венгер. М.: Просвещение, 1969. -363 с.

38. Вертгеймер, М. О гештальт-теории. Хрестоматия по истории психологии / М. Вертгеймер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980 - 286 с.

39. Ветров, А.А. Семиотика и ее основные проблемы / А.А.Ветров. М.: Политиздат, 1968. - 264 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы)

40. Взаимодействие науки и искусства и творчества художника: Сб. науч.тр. АН Укр. ССР. Киев: Наукова думка, 1988.- 280 с.

41. Виноградова, Н.А. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. / Н.А. Виноградова, Т.П. Каптерева, Т.Х. Стародуб; Под ред. Т.Х. Стародуб. М.: Эллис Лак, 1997. - 360 е.: ил.

42. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь / В.Г. Власов. -СПб: АО «ИКАР», 1993. 272 е.: ил.

43. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И.Ф. Волков. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1988. - 253 с.

44. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. М.: Искусство, 1950.-112 е.: ил.

45. Волков, Н.Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. М.: Просвещение, 1969. — 38 е.: ил.

46. Восприятие и деятельность: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 320 с.

47. Выготский, Л.Я. Психология искусства / Л.Я. Выготский. М.: Искусство, 1986. -573 с.

48. Гадамер, Ганс-Георг. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. / Ганс-Георг Гадамер. М.: Искусство, 1991.- 367 с.

49. Галин, А. Личность и творчество: Психологические этюды / А. Галин. Новосибирск: Книжное издательство, 1989. - 126 е.: ил.

50. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов / В.А.Ганзен. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 153 с.

51. Ганова, Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Автореф. канд. пед. паук: 13.00.02 / Т.В. Ганова; Моск. гос. пед. ун-т им. В.И. Ленина М.: 1994. -16 с.

52. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие / Ю.Я. Герчук. М.: Учебная литература, 1998.-208 е.: ил.

53. Гильдебранд, Адольф. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей: Пер. с нем. / Адольф Гильдебранд М.: Изд-во МПИ, 1991. -161 е.: ил.

54. Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Р.А. Гильман. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 160 е.: ил.

55. Глазычев, В.Л. Искусство как профессия / В.Л. Глазычев // Декоративное искусство СССР, 1974, № 6. с. 18-29.

56. Глазычев, В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазычев. М.: Искусство, 1970. - 192 с.

57. Голубева, О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие / О.Л. Голубева. М.: Изобразительное искусство, 2001. - 120 е.: ил.

58. Горбунова, Т.В. Природа художественных идей: искусство в системе общественного сознания / Т.В. Горбунова. Л: изд-во Ленинградского ун-та, 1991.-112 с.

59. Горский, Д.П. Обобщение и познание / Д.П. Горский. М.: Мысль, 1985. -208 с.

60. Грановский, Т.С. Строение и анализ ткани / Т.С. Грановский. М.: Лег-промиздат, 1985. - 152 с.

61. Грегори Р. Разумный глаз: Пер. с англ. / Р. Грегори. М.: Мир, 1972. - 216 е.: ил.

62. Гропиус, Вальтер. Границы архитектуры: Пер. с нем. / Вальтер Гропиус. -М.: Искусство, 1971.-287 с.

63. Гроф, Станислав. За пределами мозга: Пер. с англ. / Станислав Гроф. М.: Наука, 1993.-225 с.

64. Гусев, Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества / Ю.А. Гусев. Минск: Университетское изд-во, 1987.-254 с.

65. Давыдов, С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия / С.Г. Давыдов. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 184 е.: ил. - (Энциклопедия).

66. Даниэль, С.М. Творчество и природа / С.М. Даниэль // Юный художник. -1991.-№6.-С. 14-17.

67. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия линий и красок и о воспитании зрителя / С.М. Даниэль. JI.: Искусство, Ле-нингр. отд., 1990. - 221 е.: ил.

68. Дворкина, И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И.А. Дворкина. -М.: ОАО изд-во Радуга, 2000. 160 е.: ил.

69. Дмитриева Н.А. Изображение и слово / Н.А. Дмитриева. М.: Искусство, 1962-214 е.: ил.

70. Дружкин, Ю. Психотехника художественной деятельности: Арт-трепипг. / Ю. Дружкин. М.: Музыка, 2001. -344 с. - Режим доступа: http://www.ydruzhkin.narod.ru

71. Дубовис, Д.Н. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца / Д.Н. Дубовис, К.Е. Хоменко. Вопросы психологии. -1985. № 5. С.117-122. - Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/library/ill/dch.htm

72. Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии / Л.П. Дыко. 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 175 е.: ил.

73. Ермаш, Г.Л. Искусство как мышление / Г.Л. Ермаш,- М.: Искусство, 1982. -277 с.

74. Ермаш, Г.Л. Искусство как творчество / Г.Л. Ермаш. М.: Искусство, 1972. -184 с.

75. Ермаш, Г.Л. Художественный образ / Г.Л. Ермаш. М.: Искусство, 1965. -44 с.

76. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: Учеб. пособие для студентов-дизайнеров /Л.П. Ермолаева.-М.: Гном и Д, 2001.- 120 е.: ил.

77. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ер-молаева-Томина. М.: Академический проект, 2005. - 304 с.

78. Ефремова, Л.И. Активизация творческого воображения учащихся детских художественных школ: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.И. Ефремова; Моск. пед. гос. ун-т. -М.: 2004. 16 с.

79. Жсгин, Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства) / Л.Ф. Жегин. М.: Искусство, 1970.

80. Жердев, Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна / Е.В. Жердев. -М: АУТОПАН, 1993.- 132 с: ил.

81. Живопись: Кн. для учащихся / Сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. М.: Просвещение, АО Учебная литература, 1995. - 192 е.: ил. - (Уроки изобраз. искусства).

82. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности / Е.И. Игнатьев. -М.: Просвещение, 1967. 228 с.

83. Иконников, А.В. Функция, форма, образ в архитектуре / А.В. Иконников. -М.: Стройиздат, 1986. 288 е.: ил.

84. Иконников, А.В. Основы архитектурной композиции: Учеб. пособие / А.В. Иконников, Г.П. Степанов. -М.: Искусство, 1971.-224 е.: ил.

85. Иттен, Йоханнес. Искусство формы: Пер. с нем. / Йоханнес Иттен. М.: Издатель Д. Аронов, 2001. - 98 е.: ил.

86. Иттен, Йоханнес. Искусство цвета: Пер. с нем. / Йоханнес Иттен. М.: Издатель Д.Аронов, 2000. - 96 е.: ил.

87. Каган, М.С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории / М.С. Каган. -JI.: Художник РСФСР, 1961.- 160 е.: ил.

88. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М.С. Каган. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1991.-383 с.

89. Калинина, Е. Образ в декоративном натюрморте / Е. Калинина // Юный художник. -1995.-№ 11-12-С.38-41.

90. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. М.: Архимед, 1992.-109 е.: ил.

91. Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости / В.В. Кандинский. СПб: Азбука, 2001. - 560 е.: ил.

92. Кантор, К.М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры / К.М. Кантор М.: Искусство, 1967 - 279 с.

93. Кибрик, Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве/ Е.А. Кибрик//Вопросы философии. 1966. -№10.-С. 103-113.

94. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов / В.Н. Козлов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.-264 е.: ил.

95. Колере, П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов / П. Колере // Распознавание образов: Исследование живых и автоматических распознающих систем: Пер. с англ. / Под ред. А.Б.Левина М.: Мир, 1970. -288 с.

96. Композиция: Программа для реставрационного отделения художественных училищ (по специальности 2134). -М., 1987. 18 с.

97. Концепция художественного образования Российской Федерации,- Министерство культуры РФ, 2001. Режим доступа: http://www.gnesin.ru/normativy/conceptofarteducation.html

98. Корешков, В.В. Формирование личности в процессе декоративной деятельности / В.В. Корешков // Декоративное искусство в процессе гуманизации образования: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Прометей, 1995. - С.З -7.

99. Коробко, Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры у студентов художественно-графических факультетов: Автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / Ю.В. Коробко; Кубанский гос. ун-т. М., 2005. - 16 с.

100. Костин, В.И. Что такое художественный образ / В.И. Костин. М.: Сов. художник, 1962. - 62 е.: ил.

101. Кракиновская, В.Д. Композиционное формообразование в предварительной подготовке художника-конструктора: Автореф. дис. канд. искусств. / В.Д. Кракиновская; -М., 1981. -26 с.

102. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ. / Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергера, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995. - 335 е.: ил.

103. Кузин, B.C. Особенности профессиональной подготовки специалистов на художественно-графических факультетах педагогических университетов в современных условиях /B.C. Кузин // Научные труды МПГУ. М: Прометей, 2001.-С.248-250.

104. Кузин, B.C. Психология: Учебник / B.C. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: АГАР, 1997. -304 е.: ил.

105. Кузнецов, В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. N 2001 / В.П. Кузнецов, Я.А. Рожнев. М.: Просвещение, 1981. - 223 е.: ил.

106. Куписевич, Чеслав Основы общей дидактики: Пер. с польск. / Чеслав Ку-писевич. М.: Высш. шк., 1986. - 368 с.

107. Кучмар, Ариберт. Основы архитектурного формообразования: Пер. с нем. / Ариберт Кучмар. М.: Стройиздат, 1984. - 224 е.: ил.

108. Ладур, М.Ф. Искусство для миллионов. Заметки художника / М.Ф. Ладур. -М.: Сов. художник, 1983. 192 е.: ил.

109. Лебедева, Е. Декоративная композиция / Е. Лебедева // Юный художник. 1990. -№ 12. -С. 20-21.

110. Лебедко, В.К. Представление о пространстве и искусство / В.К. Лебедко. -М.: Прометей, 1993.- 106 с.

111. Левин, С.Д. Беседы с юным художником. Вып. 1. / С.Д. Левин. М.: Советский художник, 1988. - 288 е.: ил.

112. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

113. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. - 392 и 320 е., ил.

114. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

115. Лилов, Александр. Природа художественного творчества: Пер. с болг. / Александр Лилов. -М.: Искусство, 1981. 478 с.

116. Лихачев, Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б.Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1982. -192 с.

117. Логвиненко, А.Д. Зрительное восприятие пространства / А.Д. Логвинен-ко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 224 е.: ил.

118. Логвиненко, А.Д. Чувственные основы восприятия пространства / А.Д. Логвиненко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 223 е.: ил.

119. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Логвиненко. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 е.: ил.

120. Лола, Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Г.Н. Лола. М.: Изд-во МГУ, 1998.-264 с.

121. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психлогические труды / Б.Ф. Ломов; Под ред. В.А. Барабанщикова и др.; Акад. пед. и соц. наук. Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практической психлогии, Воронеж:

122. МОДЭК, 1996. 383 с. - (Психологи отечества: Избранные психлогические труды: В 70 т.)

123. Лосев, А.Ф. Диалектика художественной формы / А.Ф. Лосев М.: Мысль, 1982.-480 с.

124. Лук, А.К. Психология творчества / А.К. Лук. М.: Наука, 1978. - 127 с. - ( Наука и технический прогресс).

125. Лунд-Иверсен, В. Ткацкие переплетения / В. Лунд-Иверсен. М.: Лег-промиздат, 1997. - 107 е.: ил.

126. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие / А.Р. Лурия. М.: Знание, 1975. -278 с.

127. Львовский, Ф. Замкнутая и свободная композиция / Ф. Львовский // Юный художник. 1996. - № 12. - С.37-40

128. Львовский, Ф. Основы композиции в художественном текстиле / Ф. Львовский // Юный художник. 1996. - № 8. - С. 25-28.

129. Львовский, Ф. Основы композиции. Цвет и художественный текстиль / Ф. Львовский // Юный художник. 1995. - №9. - С. 18-21.

130. Малахова, С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах: Учебник для техникумов / С.А. Малахова М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.-208 е.: ил.

131. Малевич, Казимир. Черный квадрат / Казимир Малевич. СПб.: Азбука, 2001.- 576 е.: ил.

132. Мамардашвили, М. Философские чтения / М.Мамардашвили. СПб: Азбука-классика, 2002. - 832 с.

133. Маслоу, Абрахам Гарольд. Дальние пределы человеческой психики / Абрахам Гароль Маслоу. СПб: Евразия, 1997. - 430 с. - (Психология. Культурология. Антропология).

134. Матисс, Анри. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. / Анри Матисс; Сост. Е.Б.Георгиевская. М.: Искусство, 1993.-416 е.: ил. - (Мир художника)

135. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

136. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов; АПН СССР; Труды членов-корреспондентов АПН СССР. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

137. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству: (Художественное развитие ребенка в семье) / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н.Новляская. 2 изд. - М.: Ис-во в школе, 1995. - 142 е.: ил.

138. Мелик-Пашаев, А.А. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ACT, 1999. - 813 с.

139. Методические рекомендации к составлению учебных заданий по композиции (специальность 2231 «Архитектурно-декоративная пластика») / Под ред. П.Ф.Куликова- JI.: ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, 1980.-40 с.

140. Методические рекомендации по композиции / Сост. С.А.Пацуков ВГПИ им. Л.И.Лебедева-Полянского, 1987. - 28 е., ил.

141. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. В.Н.Немноновой. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. -172 с.

142. Моль, Абрахам. Теория информации и эстетическое восприятие / Абрахам Моль.-М.: Мир, 1966.-351 с.

143. Мораи, Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней: Пер. с франц. / Анри де Моран. М.: Искусство, 1982. - 576 е.: ил.

144. Морозов, К. О преподавании композиции / К. Морозов // Искусство. -1957.-№4.-С. 70-74.

145. Моррис, Уильям. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма / Уильям Моррис; Сост. А.А.Аникст. М.: Искусство, 1973. - 512 е.: ил. - (История эстетики в памятниках и документах)

146. Мурина, Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств / Е.Б. Мури-па. М.: Советский художник, 1982. - 272 е.: ил.

147. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Первое сентября. 1999. - № 78. - Режим доступа: http://www.ps. 1 september.ru/1999/78/5-1 .htm

148. Нельсон, Джордж. Проблемы дизайна: Пер. с англ. / Джордж Нельсон. -М.: Искусство, 1971.-208 с.

149. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. Изд. 2-е доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 225 е.: ил.

150. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И. Нестеренко. М.: Мол. гвардия, 1994. - 315 е.: ил.

151. Никитин, М.Н. Художественное оформление тканей / М.Н. Никитин. М.: Легкая индустрия, 1971. - 280 с.

152. Оконь, Вацлав. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. / Вацлав Оконь. -М.: Педагогика, 1982. 382 с.

153. Ортега-и-Гассет, Хосе «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве: Сборник: Пер. с исп. / Хосе Ортега-и-Гассет. М.: Радуга, 1991.-639 с.

154. Основы композиции: Программа для средних художественных учебных заведений по специальностям № 2003, 2114-2125 и 2127 / Сост. С.Я.Лагутии ; Моск. худ. уч-ще «Памяти 1905 года» М., 1969. - 8 с.

155. Основы художественного ремесла. /Под ред. В.А. Барадулина и О.В.Тапкус. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 240 е.: ил

156. Пальмина, Л.Н. Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.Н. Пальмина; Моск. пед. гос. ун-т. М., 2004 - 226 с.

157. Плотникова, Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.В. Плотникова; Мое. Гос. пед. инт им. В.И. Ленина. М., 1995. - 218 с.

158. Пономарев, Д.А. Психология творчества и педагогика / Д.А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976. 280 е.: ил.

159. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебных заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 1998.-528 с.

160. Проблемы композиции: Сборник научных трудов. / Под ред. В.В. Вансло-ва. М.: Изобразительное искусство, 2000. - 292 с.

161. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 416 с.

162. Программы педагогических институтов. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов. Для специальности № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». / Под ред. Б.В.Нешумова. -М., 1984.

163. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

164. Развитие и диагностика способностей. / Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шариков.-М.: Наука, 1991.- 181 с.

165. Раппопорт, С. Абстрактные формы в декоративно-прикладном искусстве и абстракционизм / С. Раппопорт // Искусство. 1959.- №9. - С.36-42.

166. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт. Изд. 2-е, доп. -М.: Музыка, 1972.- 168 с.

167. Раппопорт, С.Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства / С.Х. Раппопорт. М.: Советский художник, 1978.-239 с.

168. Раушепбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Рау-шенбах. М.: Интерпракс, 1994. - 240 е.: ил.

169. Рерих, Н.К. Об искусстве / Н.К. Рерих. М.: Междунар. центр Рерихов и др., 1994.- 127 с.

170. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989.-207 с.

171. Розенблюм, Е. Курс основ композиции / Е.Розенблюм // Декоративное искусство СССР. 1966. - № 9, № 10 - С. 33-36, с.5-8.

172. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 224 е.: ил.

173. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа / Н.Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.

174. Ростовцев, Н.Н. История обучения методов рисованию. Русская и советская школы рисунка / Н.Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1982 - 240 е.: ил.

175. Ростовцев, Н.Н. Развитие творческих способностей па занятиях рисованием: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев. -М.: Просвещение, 1987 176 е.: ил.

176. Рязанцева, И.М. Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / И.М. Рязанцева; Моск. пед. гос. ун-т. -М., 2003-38 с.

177. Савицкая, В.И. Превращения шпалеры. М.: Галарт, 1995. - 136 е.: ил.

178. Селизарова, Е. Закономерности композиции и выразительность / Е. Сели-зарова//Искусство. 1965. - № 8. - С.11-15.

179. Симонов, П.В. "Сверхзадача" художника в свете психологии и нейрофизиологии / П.В. Симонов // Психология процессов художественного творчества: Сб.ст.: Под ред. Д.Д.Благого и др. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1980. -285 с.

180. Сииеглазова, М.О. Распишем ткань сами / М.О. Синеглазова М.: Про-физдат, 1998. - 96 е.: ил. - (Ремесло и рукоделие).

181. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. - 151 с. - (Образование. Педагогические науки)

182. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1980.- 168 с.

183. Соболев, Н.Н. Набойка в России. История и способы работы / Н.Н. Соболев. М.: Сытин, 1912. -107 е.: ил.

184. Соболев, Н.Н. Очерки по истории украшения тканей / Н.Н. Соболев. -М.-Л.: Academia, 1934. 344 е., ил.

185. Соколов, М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством: Дис. д-ра пед. паук: 13.00.02 / М.В. Соколов. Моск.пед. гос. ун-т. М., 2002. - 437 с.

186. Соколова, Т.И. Орнамент почерк эпохи / Т.И. Соколова. - Л.: Аврора, 1972.- 148 е.: ил.

187. Степанов, А.В. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. - 295 е.: ил.

188. Степанов А.В. Архитектура: Учебник для общеобразовательных школ / 4■ А.В. Степанов, Н.Ф. Метленков. М.: МП «Ладья», 1994. - 240 е.: ил.

189. Столович, Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности / Л.Н. Столович. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).

190. Столович, Л.Н. Философия красоты / Л.Н. Столович. М.: Политиздат, 1978. - 118 с. - (Филос. б-чка для юношества)

191. Супрун, А.И. Почему мы так одеты / А.И. Супрун, Г.Ю. Филановский. -М.: Мол. гвардия, 1990. 192 е.: ил.

192. Творческий процесс и художественное восприятие: Сб. ст. / Под ред. Д. Благого, Б. Егорова и др. Л.: Наука, 1978. - 278 с.

193. Темерин, С.М. Роспись тканей. Пособие для художников и мастеров. / Под общей ред. С.Темерина. М.: КОИЗ, 1952. - 66 е.: ил.

194. Теплов, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / * Б.М. Теплов; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. М.: Наука, 2004. - 440 с.

195. Памятники психологической мысли)

196. Тихомиров, O.K. Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. Тихомиров O.K.; Академия наук СССР. Ин-т психологии. М: Наука, 1977-96 с.4 212. Тойбер, А.Х. История сознания / А.Х. Тойбер. М.: ПАИМС, 1999. - 172 с.

197. Толоконников, В.А. Влияние формы аудиовизуальной информации на усвоение учебного материала: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Толоконников; Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. М., 1992. - 16 с.

198. Томилина, О.Н. Искусство набивки тканей в Индии / О.Н. Томилина // Искусство Индии: Сб. ст.: Сост. Тюляев С.И. М.: Наука, 1969. - С. 137-167, ил

199. Унковский, А.А. Живопись: Вопросы колорита: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов / А.А. Унковский. М.: Просвещение, 1980. -126 е.: ил.

200. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 е.: ил.

201. Фаворский, В.А. О композиции / В.А. Фаворский // ДИ СССР. 1967. - № 1.-С.18

202. Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности / В.Г. Федотова.-М.: Наука, 1992.- 136 с.

203. Филипьев, Ю.А. Что и как познает искусство / Ю.А. Филипьев. М.: Наука, 1976.-112 с.

204. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999. - 576 с.

205. Финкель, И.Л. Как развить художественное восприятие произведения искусства, или Психофилософия в искусстве. Ульяновск, 2005. - Режим доступа: http://www.esperanto.mv.ru/ilfinkel/art

206. Флоренский, Павел. Избранные труды по искусству / Павел Флоренский.- М.: Изобраз. искусство: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника П.Флоренского, 1996. 332 с.

207. Фокина, JT.В. Орнамент: Учеб. пособие / Л.В. Фокина. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 96 е.: ил.

208. Фосийон, Анри. Жизнь форм. Похвальное слово руке / Анри Фосийон. -М.: Издательский дом «Московская коллекция», 1995. 132 с.

209. Хаксли, Олдос. Двери восприятия: Трактаты: Пер. с англ. / Олдос Хаксли. СПб: Азбука-классика, 2002. - 224 с.

210. Хан-Магомедов, С.О. ВХУТЕМАС / С.О. Хан-Магомедов. М.: Изд-во Ладья, 2000. - В 2-х тг.

211. Хогарт, Уильям. Анализ красоты: Пер. с англ. / Уильям Хогарт. Л.: Искусство, 1987.-254 е.: ил.

212. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. -М.: Изд-во Московского университета, 1975.-400 с.

213. Художественная культура и эстетическое развитие личности / Под ред. В.И. Мазепы; АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1989. -296 с. - (Актуальные проблемы комплексного воспитания)

214. Художник, сцена / Сб. ст. М.: Советский художник, 1978. - 216 с: ил.

215. Чакъров, Тодор. Художествено-творческото мислене / Тодор Чакъров. -София: Наука и Изкуство, 1979. 176 с.

216. Чеглякова, Н.Л. Творческая самореализация будущего педагога-художника в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Л. Чеглякова; Уфим. гос. пед. ин-т Уфа, 2004. -16 с.

217. Человек: Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. -516 с.

218. Черемных, Г.В. О воспитании у студентов художественного восприятия статических изображений / Г.В. Черемных; Моск. пед. гос. ун-т. М., 2005. -Режим доступа: www.ito.edu.ru/200l/ito/II/2/II-2-19.html

219. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум / О.В. Чернышев. Мн.: Харвест, 1999. - 312 е.: ил.

220. Шабанова, О.П. Исследование основного звена творческого мышления студентов при решении графических задач / О.П. Шабанова // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 2001. - С.266 - 268.

221. Шаманов, Б. И творчество, и ремесло / Б. Шаманов // Юный художник. -1990.-№8.-С. 30-34.

222. Шапиро, Морис. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа / Морис Шапиро // Семиотика и искусствометрия: Сб. пер. М.: Искусство, 1972. - С. 137163.

223. Шевелев, И.Ш. Формообразование. (Число. Форма. Искусство. Жизнь). / И.Ш. Шевелев. Кострома, ДиАр, 1995. - 166 е.: ил

224. Шевелев, И.Ш. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии / И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев. -М.: Стройиздат, 1990. 343 е.: ил.

225. Шестаков, В.П. Эстетические категории: Опыт системного и исторического исследования / В.П. Шестаков. М.: Искусство, 1983. - 358 с.

226. Шехтер, М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы / М.С. Шехтер; Науч.-иссл. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. паук СССР. -М.: Педагогика, 1981.-264 с.

227. Шорохов, Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1986. -207 е.: ил.

228. Шпенглер, Освальд. Закат Европы / Освальд Шпенглер. Ростов н/Д, изд-во Феникс, 1998. - 640 с.

229. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Элькопин; Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика,1989. 554 с. - (Труды действительных членов и член-корреспондентов Академии педагогических наук СССР)

230. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

231. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В.Иконников, М.С.Каган, В.Р.Пилипенко и др.: Под общ. ред. А.В.Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. - 335 е.: ил.

232. Юнг, Карл Густав. Психоанализ и искусство: Пер. с англ. / Карл Густав Юнг, Эрих Нойманн. Киев: Ваклер, М.: REFL-book, 1996. - 302 с. - (Актуальная психология).

233. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. -М.: Знание, 1971.-48 с.

234. Яньшин, П.В. Введение в психосемантику цвета / П.В. Яньшин. Изд. 2-е. - Самара: СамГПУ, 2001. - 277 с.

235. Allport, F. Theories of Perception and the Concept of Structure / F. Allport. -NY.: Weling, 1955.- 140 p.

236. Arts and Crafts in Indonesia. Djakarta: Min. of information Republic of Indonesia, 1958.- 108 p.: ill

237. Beam, P.C. The Languache of Art / P.C. Beam. NY: Huffards books, 1958. -242 p.

238. Beyond Aesthetics: Investigation into the Nature of Visual Art. L: University press, 1976.-324 p.

239. Birren, F. Color, Form and Space / F. Birren. NY: Science & Arts, 1965. -168 p.

240. Canter, David. The Psyhology of Place / David Canter. L.: The architectural Press, 1977.-208 p.

241. Chitrangada, Krishna. Batik and Tie-Dye / Krishna Chitrangada. Delhi: Hind Pocket Books: Private Ltd., 1977. - 92 p.: ill. - (a-do-yourself book)

242. Clark, K. Moments of Vision / K. Clark. L: The architectural Press, 1973. -178 p.: ill.

243. Colman, S. Proportional Form Father Studies in the Science of Beauty / S. Colman, C.A. Coan. NY: Thereman, 1920. - 145 p.

244. Edgerton, S.Y. The Perception of Pictures / S.Y. Edgerton. L: University press, 1989.-264 p.: ill.

245. Gibson, J.J. An Ecological approach to Visual Perception / J.J. Gibson. Boston: Science press, 1979. - 238 p.

246. Gibson, J.J. The Perception of Visual World / J.J. Gibson. L-NY: Owen-Franclin, 1950.- 154 p.: ill.

247. Gombrich, E.H. The Sense of Order / E.H. Gombrich. NY: Dell, 1979.- 2861. P.

248. Gregory, R.L. The Concept and Mechanism of Perception / R.L. Gregory. -NY: Pet Yangers, 1990. 148 p.

249. Havelka, Jaroslav. The Nature of the Creative Process in Art. A Psychologycal Study / Jaroslav Havelka. Nethellands, Hague: Martinus Nijhoff, 1987. - 230 p.

250. Hiremath, Vijaya. Creative Batik / Vijaya Hiremath. Bombay: Abhinan Publication. The Book Centre Ltd., 1985. - 75 p.: ill

251. Holt, M. Mathematics in Art /M. Holt. L- NY: Philos. libr., 1971.- 256 p.

252. Huttier, H. Confrontation / H. Huttler. L: University press, 1978. - 156 p.

253. Ittelson, W. Visual Perseption / W. Ittelson. NY: Dell, 1960. - 536 p.

254. Keller, Ila. Batik: The Art and Craft / Iia Keller. Vermont: Rutland & Tokio: Charles E. Tuttle Co., Inc. ,1981. - 76 p.: ill

255. Koestler, Arthur. The Act of Creation / Arthur Koestler. NY: Dell 1967. -751 p.

256. Kosslyn, S.M. Image and Mind / S.M. Kosslyn. L: Thomsons & Co, 1980. -244 p.

257. Levin, D.M. The Opening of Vision. Nihilism and the Postmodern Situation / D.M. Levin. NY & L: Routledge, 1988. - 192 p.: ill.

258. Patrick, Catharine. What is Creative Thinking? / Catharine Patrick. NY: Philos. libr, 1955.-210 p.

259. Pelt, J. van. A Discassion of Composition as Applied to Art / J. van Pelt. New York: The Macmillan Company, London: Macmillan & Co, LtN, 1902. - 275 p.: ill.

260. Puffer, Ethel D. The Psychology of Beauty / Ethel D. Puffer. -Boston & NY: Houghyon Mifflin Company, 1905. 286 p.

261. Read, H. Education Throught Art / H. Read. L: University press, 1961. - 240 P

262. Shappard, Anne. Aesthetics: An Introduction to the Philosophy of Art / Anne Shappard. Oxford - NY: Oxford Univ. press, 1987. - 198 p.

263. Tuckman, D. & Janas, J. The Complete Book of Silk Painting / D. Tuckman & J. Janas. Ohio: North Light Books. Cincinnati, 1992. - 122 p.: ill

264. Wells, N.M. William Morris / N.M. Wells. Brockhampton: Brockhampton Press, 1996.- 88 p.: ill.

265. Winner, Ellen. Invented Worlds: The Psyhology of the Art / Ellen Winner. -Cambridge: Mais, London: Harvard Univ. press, 1982. 431 p.: ill.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.