Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Камбулатов, Мухтар Гаджиевич

  • Камбулатов, Мухтар Гаджиевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 165
Камбулатов, Мухтар Гаджиевич. Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2010. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Камбулатов, Мухтар Гаджиевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Методологические, психолого-педагогические особенности развития художественной культуры школьников средствами изобразительного искусства.

1.2. Развитие художественной культуры младших школьников на художественном потенциале произведений дагестанских художников.

1.3. Принципы и содержание произведений изобразительного искусства Дагестана как средства развития художественной культуры младших школьников.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Условия приобщения учащихся к культуре Дагестана.

2.2. Развитие художественной культуры младших школьников в учебном процессе.

2.3. Пути и средства эффективного использования художественного потенциала произведений дагестанских художников в формировании культуры младших школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников»

Актуальность исследования. Общество и окружающий предметный мир являются важной средой в формировании личности человека с определёнными взглядами, ценностными ориентирами, национальными культурно-художественными традициями. В то же время традиционная художественная культура и искусство каждого народа являются бесценным достоянием народа и обладают большим творческим потенциалом в воспитании и развитии гуманистической личности.

Произведения изобразительного искусства по причине своей специфики всегда несут на себе отчётливый отпечаток традиционных культурных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит мастер изобразительного искусства.

Рассматривая произведения искусства мастеров изобразительного творчества, мы не только любуемся совершенством формальных решений, но и постигаем глубину их эстетического содержания, как бы приобщаемся к размышлениям наших далёких предков о тех культурных, нравственных и художественных ценностях, которые перешли к нам как бесценное духовное наследие.

При этом очень важно использовать в учебно-воспитательном процессе подобранные соответствующим образом произведения мастеров изобразительного искусства, что эффективно помогает воспитанию социально - психологических, мировоззренческих, культурных, нравственных, художественно-эстетических чувств учащихся школ.

Одним из наиболее действенных средств развития художественной культуры учащихся является творчество мастеров изобразительного искусства, в частности, произведения дагестанских художников, бережно сохраняющие культурные и национальные традиции, обладающие этнопедагогически-ми, духовно-нравственными и историко-культурными особенностями.

Отношение к наследию мастеров изобразительного искусства и, в частности, к произведениям дагестанских художников как культурной ценности художественной традиции является определяющей позицией нашего исследования.

Большое теоретическое значение в поиске решения затронутых нами проблем имеет концепция выдающихся исследователей русской национальной культуры и искусства: Н. А. Бердяева, М. Н. Бахтина, П. Ф. Флоренского и других, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве эпицентра.

Важное значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы развития художественной культуры школьников имели труды Е. В. Бондаревской, Э. В. Ильенкова, Е. Н. Ильина, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, В. И. Разумного, И. Б. Котовой, Т. П. Мальковой.

Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными, педагогами, психологами как важный аспект формирования художественной культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т. С. Бакушинский, М. М. Байрамбеков, А. С. Выготский, Е. А. Игнатьев, Т. С. Комарова, В. С. Кузьмин, A.M. Магомедов, И. М. Раджабов, Н. П. Сакулина, Б. М. Теп л ов, Т. Я. Шпикапова).

Особый интерес в аспекте формирования творческих способностей, развития художественной культуры и эстетического вкуса школьников в процессе изучения ими произведений изобразительного искусства представляют труды Ананьева Б. Г., Аничкина С. А., Бусурашвили Д. К., Волкова Н. П., Выготского JI. С., Игнатьева Е. И., Кириенко В. И., Коваля JI. Г., Лихачёва Б. Т., Ломова Б. Ф., Любинской А. А., Теплова Б. М., Якубсона П. М.

Педагогические аспекты художественно-эстетического образования и развития художественной культуры, роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании творческой личности достаточно глубоко разработаны также в трудах известных учёных B.C. Кузина, H.H.

Ростовцева, И.М. Раджабова, A.M. Магомедова, Б.Н. Неменского, С.П. Ломова, М.М. Байрамбекова, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпи-каловой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова.

Важный научно-методический интерес в плане сохранения и возрождения национально-художественной культуры, использования художественно-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляют работы учёных педагогов Дагестана: М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, Г.К. Гамзатовой, И.М. Раджабова, O.K. Рашидова, A.M. Магомедова, П.М. Магомедовой, К.К. Агаева, Э.А. Ка-занбиевой, Е.М. Крючкова, А.Ш. Шахаева, М.М. Омарова, Д.В. Скоробога-това, Д.Б. Магомедова и др.

Определённый вклад в изучение и познание художественной культуры средствами произведений дагестанских художников внесли искусствоведы и учёные З.А. Гейбатова-Шолохова, М.И. Чалабова, JI. В. Шахмарданова, С.Р. Дамаданова, П.М. Султанова.

В то же время проблемы развития художественной культуры школьников средствами мастеров изобразительного искусства, в частности, произведений дагестанских художников, изучены ещё недостаточно. Исследователи чаще всего ограничиваются рассмотрением лишь одного её элемента - искусства, тогда как подрастающее поколение учащихся школ, для которого и создаются художественные ценности, и, прежде всего, конкретное произведение искусства и его значение в развитии художественной культуры школьников остается нередко вне поля их зрения. Художественное образование, эстетическое воспитание молодёжи, учащихся школ средствами произведений искусства не всегда рассматриваются исследователями в контексте художественной культуры. Именно эти вопросы, а также проблемы сущности, содержания, структуры художественной культуры и особенности её развития средствами произведений дагестанских художников рассматривается в данной работе. Популяризация основных проблем художественной культуры средствами творческого наследия народа, без сомнения, может оказать действенную помощь в совершенствовании художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

Появление данной работы обусловлено, прежде всего, необходимостью преодоления противоречия между общественной потребностью в сохранении и развитии художественной культуры средствами мастеров изобразительного искусства, в частности, произведений дагестанских художников, и недостаточной разработанностью этих вопросов в системе художественно - педагогического образования школьников.

Недостаточность теоретической и практической разработанности указанной проблемы, поиск путей преобразования существующей ситуации обусловили выбор темы настоящего исследования: «Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников».

Проблемы исследования: научно обосновать содержание и структуру занятий; разработать и экспериментально проверить условия, формы и методы развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Объект исследования - процесс развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Предмет исследования - условия, формы, методы развития у младших школьников художественной культуры средствами произведений дагестанских художников.

Цель исследования - выявить и научно обосновать содержание, условия развития художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.

Гипотеза исследования - развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников будет наиболее эффективным, если: использовать произведения дагестанских художников как важный составной компонент приобщения школьников к художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству в школе; рассматривать художественно-эстетическую ценность, образность, подлинность произведений изобразительного искусства выдающихся художников прошлого и настоящего как средство развития художественной культуры школьников; создать условия, разработать и эффективно использовать содержание, формы и методы развития художественной культуры учащихся средствами произведений дагестанских художников.

Задачи исследования: осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния по проблеме исследования, установить перспективы её развития; выявить и определить роль и место художественной культуры в эстетическом образовании учащихся средствами произведений дагестанских художников; разработать и экспериментально проверить условия, способствующие развитию художественной культуры учащихся в процессе изучения произведений дагестанских художников; определить систему занятий по изучению произведений дагестанских художников в контексте развития художественной культуры школьников.

Методологической основой исследования явились философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (H.A. Бердяев, B.C. Библер, JI.H. Гумилев, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, и др.) положения теории личности и творчества (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (В. С. Кузин, Т. С. Комарова, И. М. Раджабов, М. А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Теоретическую основу исследования составили: идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах видных ученых (Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, E.H. Ильин, М.С. Каган, Т.П. Малькова, В.Я. Нечаев); подходы и принципы культуросообразного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов (М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, П.Ф. Флоренского), которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Методы исследования: изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение произведений изобразительного искусства дагестанских художников по эстетическому воспитанию учащихся, приобщение их к эмоционально-ценностному отношению в художественной культуре; беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии в музеи, галереи, выставочные залы; ознакомление учащихся с произведениями изобразительного искусства дагестанских художников; опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

Базой исследования были определены МОУ «Лицей» № 39, МОУ «Прогимназия» № 52 г. Махачкалы и общеобразовательные школы с. Мад-жалис Кайтагского района, пос. Мамедкалы Дербентского района Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2006-2007 гг.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи исследования, обоснована тема, выявлены научный уровень знаний и интерес учащихся к национальной художественной культуре, а также роль и место произведений изобразительного искусства дагестанских художников в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

На втором этапе (2007-2008 гг.) подготовлена научно- методологическая и экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены содержание занятий, наиболее эффективные формы и методы, условия, способствующие развитию национальной художественной культуры учащихся средствами произведений изобразительного искусства дагестанских художников.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами содержание, условия, системы занятий по развитию художественной культуры школьников с учётом специфики произведений искусства дагестанских художников, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования: осуществлен анализ, выявлены сущность и специфика места и роли произведений дагестанских художников в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства развития художественной культуры учащихся; определены условия развития художественной культуры школьников, система занятий по изучению произведений изобразительного искусства дагестанских художников; разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности знаний и глубины интереса учащихся к национальной художественной культуре в процессе приобщения к произведениям дагестанских художников; подготовлены учебные пособия, методические разработки, комплект учебно-методических наглядных пособий, способствующих развитию художественной культуры школьников средствами произведений дагестанских художников.

Теоретическая значимость исследования состоит: поставлена и комплексно решена проблема развития художественной культуры младших школьников средствами произведений мастеров изобразительного искусства Дагестана; разработаны и использованы в учебном процессе разнообразные виды художественных систем, особенности стилистических, технических и технологических средств произведений дагестанских художников; выявлены и научно обоснованы характерные особенности в содержании произведений дагестанских художников, а также определены условия, формы и методы развития художественной культуры младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке содержания занятий, создании условий развития художественной культуры учащихся в процессе изучения произведений дагестанских художников на уроках дисциплин эстетического цикла; в выявлении возможности использования материалов данного исследования в художественно-эстетическом образовании в других регионах, где развиты культурно-исторические и национально-традиционные особенности народа.

На защиту выносятся следующие положения: произведения изобразительного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства развития художественной культуры учащихся; условия приобщения учащихся к произведениям искусства, использование произведений дагестанских художников как важного компонента развития художественной культуры учащихся; процесс познания художественно-эстетических ценностей произведений изобразительного искусства (подлинность, уникальность, образность, историческая значимость); использование произведений изобразительного искусства как важнейшее условие формирования художественной культуры у младших школьников; критерии определения уровня сформированности художественной культуры у школьников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента, а также многолетней деятельности автора в области художественно-педагогического образования, участием по проблеме исследования на научных конференциях и творческих выставках.

Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялись представление и обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования в гг. Москва, Махачкала, а также в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета. Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в МОУ «Лицей» № 39, МОУ «Прогимназия» № 52 г.Махачкалы, в общеобразовательных школах с.Маджалис Кайтагского района, пос.Мамедкалы Дербентского района Республики Дагестан.

Автором разработано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графического факультета «Развитие художественной культуры школьников средствами произведений дагестанских художников».

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Камбулатов, Мухтар Гаджиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие художественной культуры младших школьников в процессе освоения художественных ценностей мирового и отечественного искусства на уроках изобразительного искусства представляет собой многогранный, целенаправленный процесс, приобретающий в современных условиях исключительно важное значение.

В настоящее время актуально значима необходимость воспитания у учащихся национального самосознания, привития способности воспринимать средствами произведений художников. Этому может способствовать внедрение в школьную практику разработанных дидактических условий, способствующих развитию художественной культуры учащихся в познании основ национальной культуры.

Важно особо отметить, что по причине естественной приобщенности учащихся школ к общечеловеческим ценностям культурной ауре они в большей степени неизбежно утрачивают традицию наследия отцов и дедов, в недостаточной мере представляют потенциальные возможности произведений искусства как средства развития художественной культуры школьников.

Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента контрольных и экспериментальных групп - срезов искусствоведческих и теоретических знаний, практических изобразительных навыков, способности эмоционально-образного восприятия произведений искусства, эстетического отношения к действительности, развития индивидуальных творческих способностей, - позволили определить уровень эффективности, разработанных нами дидактических условий обучения и сформулировать следующие выводы:

1. Художественные произведения мастеров как национального, так и общемирового значения являются важным средством развития художественной культуры младших школьников, их эстетического воспитания, развития национального самосознания.

2. Внедрение в педагогический процесс новых дидактических условий художественного развития учащихся начальных классов средствами произведений выдающихся дагестанских художников прошлого и современности, бесспорно, является наиболее эффективным условием активизации эмоционально-творческой деятельности учащихся.

3. В ходе исследования выявлена целесообразность педагогического воздействия на школьников посредством беседы, наглядной демонстрации репродукций, экранных пособий, картин дагестанских художников, вовлечения учащихся в самостоятельную творческую деятельность (привитие навыков самостоятельного анализа средств образной выразительности, художественно-эстетических достоинств произведений искусства, решение творческих коллективных и индивидуальных творческих заданий и др.).

4. В ходе исследования установлено учителю следует в большей степени уделять внимание объяснению у4чащимся материальной и эстетической ценности произведений дагестанских художников, определять критерии выявления интереса школьников к наследию предков и склонности продолжать развивать художественные традиции.

5. В художественно-эстетическим воспитании учащихся изучение произведений дагестанских художников не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связать этот процесс с требованиями и эстетическими запросами времени, воспитывать у них правильное мироощущение в познании национальной художественной культуры, развивать изобразительные художественно-творческие способности.

6. Произведения дагестанских художников в силу своих специфических особенностей и возможностей способствует формированию у учащихся творческого отношения к действительности, а использование произведений искусства характера создает особые условия для приобщения к культурно-историческому наследию своего народа, развития художественно-творческих способностей школьников.

7. Разработанные технология и системы занятий по обучению произведений дагестанских художников, несомненно, развивают художественно-творческие способности учащихся, формируют творческое отношение к действительности и дают стимул для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.

8. В процессе исследования подтверждено, что глубокое и всестороннее изучение произведений выдающихся художников Дагестана, являющихся связующим звеном между культурой Запада и Востока, способствует художественному развитию школьников, осознанию учащимися младших классов преемственности традиционных и общемировых художественных традиций, единства и многообразия эстетических идеалов разных стран и народов.

9. На базе глубокого изучения теоретических аспектов национальной изобразительной культуры научно обоснованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс условия, способствующие эффективному художественному развитию учащихся начальных классов, их эстетическому воспитанию на основе изучения произведений дагестанских художников. .

10. Осветить общественную значимость произведений, являющихся предметом национальной гордости, раскрывающих мировоззрение, гражданскую позицию авторов.

11. Рассмотреть факты биографии, оказавшие определяющее влияние на формирование творческой индивидуальности дагестанских художников, что способствует как наиболее эффективному пониманию истории и развития отечественной культуры, так и творческому осмыслению всей системы эстетических и нравственных ценностей, выраженных в художественных образах.

12. Изучая творческую деятельность мастеров искусства, историю создания конкретных художественных произведений, необходимо акцентировать внимание на влияние событий биографии художников на возникновение творческого замысла; воссоздать живой образ личности, являющийся примером для подражания.

13. Раскрыть актуальность художественных образов, рассмотреть связь живописного произведения с приметами времени.

14. Исследуя специфические особенности стиля автора, использованные им выразительные средства (линейные, композиционные, колористические, светотеневые и др.), способствовать освоению младшими школьниками системы художественно-эстетических суждений, теоретических основ искусствоведения и изобразительной грамоты.

15. В процессе эмоционально окрашенного изложения идейно - образного содержания картин дагестанских художников, изучения конструктивных и эстетических особенностей предметного мира, живой природы, формировать эмоционально-эстетическое отношение младших школьников к объектам отечественной и мировой художественной культуры, явлениям окружающей действительности.

Исследование подтвердило эффективность созданных дидактических условий и системы занятий, способствующих развитию художественной культуры младших школьников средствами изобразительного искусства Дагестана как важного направления системы художественно-педагогического образования. Это наглядно проявляется не только в сформированности художественных знаний, умений и навыков учащихся в процессе практического рисования, но и повышении творческого интереса к национально-художественной культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Камбулатов, Мухтар Гаджиевич, 2010 год

1. Азархин А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. -Киев, 1990.

2. Акбиев С. Халил-бек Мусаясул. Дивный край, родной Дагестан. — Махачкала, 1997.

3. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя, 1994.

4. Алексеева В. В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М., 1995.

5. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. М., 1984.

6. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания М., 1970.

7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избр. Психол. Труды. М., 1980.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. В. Н. Самохина. М., 1974.

9. Аскар-Сарыджа. Первые художники дагестанского народа: Из воспоминаний // Искусство Дагестана. Махачкала, 1965.

10. Ахметшина Э. Г. Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: «Дошкольное образовательное учреждение -школа вуз» (Средствами ИЗО) // Автореферат дис. . канд. пед. наук. -Казань, 2000. - 24 с.

11. Бабаева 3. М. Просветительско-педагогические взгляды Гасана-Эфенди Алкадари. Автореф. канд. дисс. Махачкала, 1984.

12. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.- М., 1982.

13. Байрамбеков М. М., Гаджимурадов С. М. Изобразительное искусство (для 1-1У классов). — Махачкала, 1998.

14. Бакланов Н. Златокузнецы Дагестана. М., 1926.

15. Бакушинский Д. В. Художественное творчество и воспитание. -М., 1979.

16. Банфи А. Философия искусства. М., 1989.

17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

18. Башкиров А. О. Искусство Дагестана. М., 1931.

19. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I. М., 1953.

20. Богданов О. С. Эстетические беседы с подростками. М., 1987.

21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. -М., 1968.

22. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1977.

23. Бутенко В. Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству // Сов. Педагогика, №5. 1990.

24. Бучило Н. Ф. Восприятие искусства. М., 1990.

25. Ванслов М. М. Эстетика. Искусствознание. М., 1983.

26. Васильев М. А. Декабрист А. А. Бестужев как писатель-этнограф // Научно-педагогический сборник Восточного пед. ин-та. Казань, 1926.

27. Верб М. А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л., 1980.

28. Веремьев А. А. Эстетическая культура личности // Искусство и образование. №4. М., 2004.

29. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М., 1982.

30. Волков Н. Н. Восприятие живописи и культуры // Художественное восприятие. Л., 1971.

31. Воронкина Н. П. Изобразительное искусство советского Дагестана. Страницы истории. Махачкала, 1978.

32. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребен-ка//Педология. М., 1928.

33. Гаджиев А. Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала, 1966.

34. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

35. Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996.

36. Гейбатова-Шолохова 3. А. Аскар-Сарыджа. — Махачкала, 2000.

37. Гейбатова-Шолохова 3. А. Становление и развитие дагестанского изобразительного искусства. 1917-1985 / Автореф. дисс. канд. искусств. Л., 1981.

38. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. М., 1877.

39. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986.

40. Горяева М. А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.

41. Громов Е. С. Природа художественного творчества. М., 1985.

42. Громов Е. С. Художественное творчество. М., 1970.

43. Дагестанская правда (от 11 октября). Махачкала, 1936.

44. Дагестанская правда (от 11 января). Махачкала, 1958.

45. Дагестанская правда (от 13 августа). — Махачкала, 1942.

46. Дагестанская правда (от 19 июня). — Махачкала, 1959.

47. Дагестанская правда (от 29 декабря). Махачкала, 1938.

48. Дамаданова С. Р. Роль России в развитии художественной культуры Дагестана // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2007. - Вып. № 39. - С. 83-88.

49. Дамаданова С. Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства: На материале Республики Дагестан / Автореф. канд. дисс. Махачкала, 2004.

50. Дебиров П. М. Портрет в творчестве М.-А. Джемала и Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи. М., 1987.

51. Дьюи Джон. Школа и общество. М., 1924.

52. Ермалаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества: Сборник. — М., 1990.

53. Ермалаева-Томина Л. Б. Креативность как реализация потенциальных возможностей человека // Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам: Сборник.- М., 2001.

54. Ермалаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей: По материалам зарубежных исследований // Вопросы психологии, №5. — М., 1975.

55. Журавлев В. В. Мир художественной культуры. М., 1987.

56. Зверев Д. Д. Беседы об искусстве на уроках рисования. М., 1958.

57. Игнатьев И. Е. Психология Изобразительной деятельности. М., 1961.

58. Искусство Дагестана в годы Отечественной войны. 1941-1945. Очерки истории / Д. Магомедов, Г. Султанова, М. Якубов, 3. Гей-батова-Шолохова, А. Магомедов. Махачкала, 1984.

59. Искусство Дагестана. Декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика. Альбом / Д. М. Магомедов, А. Ю. Гаджиев. -М., 1981.

60. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М., 1969.

61. Исследование проблемы психологии творчества /Отв. ред. Я.А. Пономарев. М., 1983.

62. Исхаков И. К. Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Х.-Б. Мусаясула: Автореф. канд дисс. -Махачкала, 2005.

63. Каган М. С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. JL, 1979.

64. Каган М. С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Д., 1980.

65. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана: Со времени присоединения к России до наших дней. — М., 1971.

66. Карцивадзе Г. Н. Предметно-ориентированное художественное образование в США: Автореф. дис. канд. пед. наук: Луганский держ. педагогический ун-т им. Тараса Шевченко. Луганск, 2000. - 19 с. - укр.

67. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. -М., 1914.

68. Кильчевская Э. В. Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. М., 1988.

69. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

70. Киященко Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971.

71. Коваль Л. Г. Формирование эстетических оценок у подростков: Автореф. дисс. канд. наук. -Киев, 1975.

72. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. М., 1979.

73. Колосков А. Эфенди Капиев. Ставрополь, 1946.

74. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, пе-рераб. доп. -М., 1976.

75. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1982.

76. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. М., 1979.

77. Концепция художественного образования в Российской Федерации

78. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Проект. — РАО: под. ред. А.М, Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008

79. Копцева Т. А. Изобразительное искусство и мир интересов человека. М., 1994.

80. Коргузалова Р. И. Тематическое рисование в школе. Л., 1959.

81. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика по руководству изобразительной деятельностью детей. М., 1981.

82. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976.

83. Кудрявцев В. Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. -М., 1999.

84. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984.

85. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе М., 1977.

86. Кузин В. С. Психология. М., 1982.

87. Культурно историческая теория Л.С. Выготского и основание современной психологии развития (110-летию со дня рождения).// Вестник образования, 2006, №3

88. Леонтьев А. Н. Деятельность. Создание. Личность. М., 1975.89.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.