Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Никитин, Сергей Борисович

  • Никитин, Сергей Борисович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 227
Никитин, Сергей Борисович. Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Никитин, Сергей Борисович

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа.

1.1 Исторические основы пейзажной живописи.

1.2 Научно-теоретическое обоснование художественной наблюдательности в психологии творческих процессов.

1.3 Значение художественной наблюдательности в изобразительной деятельности. Художественная наблюдательность в учебно-творческом процессе и ее роль в развитии образного мышления.

Выводы по первой главе.

Глава II. Обоснование и разработка научного инструментария решения проблемы исследования.

2.1 Разработка модели методической системы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа.

2.2 Разработка критериев оценки работ студентов.

Выводы по второй главе.

3 Глава III. Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития художественной наблюдательности у студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основы формирования образного мышления.

3.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента.

3.2 Поисковый этап педагогического эксперимента.

3.3 Формирующий (обучающий) и сравнительный этапы педагогиче-. ского эксперимента.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления»

Проблема исследования и ее актуальность. Проблема исследования заключена в недостаточной развитости художественной наблюдательности и образного мышления у студентов художественно - графических факультетов.

Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении рисунку, живописи, композиции, формировании тонального и цветового видения, обучении мастерству преподавания - это само собой разумеющееся. Главное - для чего? Изображение, выполненное в материале, отражающее способность личности анализировать, выделять в предметах и явлениях окружающей действительности наиболее значимое, существенное, обобщать, находить художественно значимый образ и переводить его на язык живописи, является продуктом прежде всего художественно-образного мышления. Образно мыслящий учитель изобразительного искусства способен не только сам создавать образы, но и развивать образное мышление у своих учеников.

Базой для рассмотрения понятий «художественный образ» и «художественно-образное мышление» с философско-эстетических позиций для нас служат работы Гегеля. Основы философии реалистического искусства были заложены еще в античные времена в трудах Платона и Аристотеля. Западные теории искусства базируются на работах таких философов, как Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, Р. Арнхейм. В России философскими проблемами художественного образа и образного мышления занимались Б. Р. Виппер, И. С. Куликова, К. Горанов, О. К. Кривцун, В. Костин, В. П. Бранский, А. Яффе, М. Н. Афасижев, А. А. Михайлова и др.

Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Большое теоретическое и практическое значение для решения затронутых проблем имеют научные труды учёных, таких как Н.Н. Волков, JI.C. Выготский, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов.

Но в плане методики специальная художественная подготовка будущих учителей изобразительного искусства ещё далека до совершенства. В системе преподавания специальных дисциплин имеются слабые стороны, в частности, не полноценно решаются вопросы развития образного мышления.

Изучение как изобразительной деятельности студентов, так и ее результатов, убеждает нас в необходимости развития образного мышления, начиная непосредственно с восприятия действительности, в структуре которого основным средством выступает художественная наблюдательность.

Следует сказать, что художественная наблюдательность среди основных художественно-творческих способностей является одной из ведущих, т.к. наличие ее у художника в значительной степени положительно влияет на свойства и качество материалов зрительной памяти, а также способствует формированию образного мышления и творческого воображения.

Развитая художественная наблюдательность делает обучающегося способным в обычных явлениях и событиях действительности подмечать, видеть характерное, индивидуальное, общее, типическое, т.е. те частные составляющие явлений, событий, через которые можно передать существенно значимое - то, что ляжет в основу художественного образа.

Необходимым качеством настоящего художника, а тем более художника-педагога должна являться способность создания образно осмысленных композиций. Можно великолепно владеть живописью и рисунком, но образно не мыслить, а значит, никогда не создать произведение искусства. Что же касается художника-педагога, то умение образно мыслить в значительной мере помогает при решении задачи развития у студентов одной из основных ведущих творческих способностей - образного мышления.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобразительному искусству, путей развития творческих способностей у студентов ХГФ внесли российские художники-педагоги: П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Н.П. Крымов, К.Ф. Юон, Г.В. Беда, А.И. Масленников, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др. Ряд вопросов обучения живописи, некоторые проблемы развития творческих способностей в преподавании живописи исследовались в диссертационных работах Г.В. Беды, Э.Н. Беды, А.В. Данилова, Е.И. Саяпиной, Н.В. Грибаки-на, О.Е. Колоколовой, И.А. Павлюка, В.Н. Есипова и др.

Обозначенная связь образного мышления с такой ведущей творческой способностью как художественная наблюдательность является основой формирования образного мышления у студентов ХГФ. Решение данной проблемы должно в значительной мере положительно повлиять на всю систему художественно-педагогического образования. Выпускник художественно-графического факультета, у которого не сформировано образное мышление, не способен развивать его у своих учеников - школьников. Это указывает на то, что подготовка учителей изобразительного искусства, не нацеленная на творчество, является неполноценной. Из этого можно сделать вывод о том, что от нерешенности обозначенной нами проблемы в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства, в том числе по таким дисциплинам как живопись и композиция. В этом видна актуальность данной проблемы.

Актуальность проблемы определяется тем, что от ее нерешённости, в частности, на занятиях живописью пейзажа, в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства.

Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов ХГФ, способствующие развитию у них художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления на занятиях живописью пейзажа.

Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов 1 - 5 курсов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа.

Предметом исследования являются теоретические основы, пути, формы, методы и средства, способствующие развитию художественной наблюдательности как основы формирования образного мышления в изобразительной деятельности студентов.

Гипотеза исследования : если разработать методическую систему развития художественной наблюдательности, включающую в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа (авторскую экспериментальную учебную программу по живописи пейзажа); б) опору на принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, специальные наглядные пособия и т.д.) и построенную на основе таких принципов, как:

- комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента - от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

- логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

- широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

- разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам, то значительно активизируются процессы формирования образного мышления студентов ХГФ на базе развития художественной наблюдательности.

Задачи исследования;

- исследование и анализ литературы по проблемам эстетики, психологии и педагогики, методики преподавания изобразительного искусства;

- изучение факторов, раскрытие роли художественной наблюдательности на формирование образного мышления;

- разработка критериев оценки работ студентов на предмет развитости их художественной наблюдательности, а также критериев оценки работ студентов на предмет проявления в них образности;

- разработка модели методической системы развития художественной наблюдательности и ее экспериментальная проверка;

- разработка учебных заданий и упражнений, способствующих развитию художественной наблюдательности;

- проведение педагогических экспериментов.

Методологической основой исследования явились :

- положения теории и практики о сущности образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.);

- искусствоведческие исследования развития жанра пейзажа и школы пейзажной живописи (А.В. Виннер, Н.М. Молева, К.Г. Богемская, Н.М. Ста-севич);

- педагогические и психологические закономерности активизации формирования художественной наблюдательности и художественно-образного мышления (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, С.А. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.Д. Глезер, B.C. Кузин, В.П. Зинченко, Р. Арнхейм, О.И. Никифорова, С.Х. Раппопорт);

- теоретические и методические работы художников-педагогов в области формирования художественной наблюдательности и художественнообразного мышления (П.П. Чистяков, Н.Н. Волков, Г.В. Беда, А.И. Масленников, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин, Е.А. Кибрик, О.Е. Колоколова, И.А. Павлюк и др.).

- творческий опыт выдающихся русских и зарубежных художников (Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов, К.Ф. Юон, А. Матисс, П. Сезанн и др.).

Методы педагогических исследований:

- изучение специальной литературы и действующих программ по теме исследования;

- анализ произведений пейзажной живописи;

- анализ продуктов художественной деятельности студентов (работы по живописи пейзажа);

- изучение опыта преподавания живописи пейзажа на ХГФ педвузов;

- педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового, обучающего и сравнительного этапов;

- обобщение собственного опыта педагогической и творческой деятельности и обобщение результатов учебно-творческой деятельности студентов с использованием экспериментальной методической системы;

- метод беседы;

- анкетирование.

Базой для исследования явился художественно-графический факультет ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Организация и этапы исследования:

На первом этапе исследования (2003 - 2004 гг.) шло изучение научно -теоретических материалов, обрабатывалась литература по проблеме исследования. Определяли предмет, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования, велась работа над теоретической частью диссертации, определялись параметры анализа работ студентов, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (2004 - 2005 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов

ХГФ с целью формирования у них художественной наблюдательности (поисковый эксперимент), проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.

На третьем этапе исследования (2005 - 2007 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты, шла окончательная доработка теоретической и практической части исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) научно обосновано и экспериментально проверено положительное влияние результатов развития художественной наблюдательности на формирование образного мышления студентов.

2) разработана методическая система развития художественной наблюдательности, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа; б) принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия) и т.д.

3) выявлена роль целенаправленных наблюдений при работе с натуры с целью развития у студентов видения и чувства характерного, типического, существенного в живописи пейзажа.

4) разработаны методические наглядные пособия, собраны образцы рисунков и живописных работ, репродукций, творческих работ и т.д.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, в частности, живописи пейзажа, в методику и теорию развития художественно-творческих способностей студентов, решены значительные научно-педагогические задачи развития художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основы формирования образного мышления.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания при проведении пленэрных занятий, а также при разработке учебных программ по живописи, композиции, пленэру, при создании учебных пособий.

Достоверность научных результатов обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогической науки, использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследования; организацией опытно-экспериментальной работы, многократной экспериментальной проверкой и объективным анализом основных положений исследования на практике в работе со студентами 1 - 5 курсов художественно-графических факультетов, внедрением в практику разработанной методики.

На защиту выносятся:

1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления, включающая в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа (авторскую экспериментальную учебную программу по живописи пейзажа); б) опору на принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, специальные наглядные пособия и т.д.) и обладающая следующими качествами:

- единство процессов обучения, воспитания и развития на занятиях живописью пейзажа;

- поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи пейзажа;

- использование различных моделей творческой деятельности студентов в процессе обучения живописи пейзажа.

2. Психолого-педагогические условия развития художественной наблюдательности студентов ХГФ как основы формирования у них образного мышления:

- комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента - от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

- логическая выстроенность используемой методической системы, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

- широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

- разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2004 - 2007 гг. в ходе экспериментальной работы на художественно-графическом факультете МПГУ.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования регулярно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры живописи ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

В экспериментах участвовали студенты 1 - 5 курсов ХГФ МПГУ. Под руководством автора диссертации студенты 5 курса выполняли дипломные работы, тематика которых связана с развитием художественной наблюдательности.

Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В нее вошли схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, а также наглядные пособия, фотографии студенческих работ, выполненных в ходе исследования, и живописных работ автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Никитин, Сергей Борисович

Результаты исследования показали, что в экспериментальных группах по сравнению с контрольными повысились уровневые показатели живописных пейзажных работ по всем выделенным нами критериям.

Повышение уровня выполнения рисунков, значительные позитивные сдвиги в экспертных оценках, а также данные бесед со студентами позволяют заключить о положительном влиянии авторской методики на личные качества большинства из них. Результатом экспериментальной работы явилось раскрытие творческих способностей студентов, прежде всего, художественной наблюдательности и образного мышления, увеличение степени осознанности работы, формирование таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность и творческая заинтересованность.

Формирующий эксперимент подтвердил гипотезу о том, что, если мы разработаем методическую систему развития художественной наблюдательности, включающую в себя: а) цели, задачи и содержание обучения студентов живописи пейзажа; б) принципы дидактики, формы, методы, методические приемы развития художественной наблюдательности; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.), и построенную на основе таких принципов, как:

- комплексный подход к процессу формирования художественной наблюдательности, затрагивающий все аспекты личности студента - от изобразительных навыков и теоретического багажа до эстетических эмоций, процессов восприятия, зрительной образной памяти, представления, воображения и ценностных ориентаций;

- логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу формирования художественной наблюдательности студентов на всех этапах обучения (с первого по пятый курс);

- широкий спектр учебно-творческих заданий с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога;

- разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам, то мы значительно усилим процессы формирования образного мышления студентов ХГФ на основе развития художественной наблюдательности, потому что данная методическая система обладает следующими такими важнейшими качествами:

- в ее первой части уточнены цели, расширены и уточнены задачи обучения, воспитания и развития, в разработанной авторской экспериментальной учебной программе по живописи пейзажа значительно изменено и расширено содержание практических заданий и упражнений, включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу пейзажных мотивов с целью развития художественной наблюдательности и использования ее качеств при создании художественных образов в выполняемых пейзажных практических работах;

- во второй части методической системы отобранные из известных в педагогике дидактические принципы, формы и методы проведения занятий работают в определенной последовательности и взаимодействии и значительно усиливают результативность развития образного мышления студентов;

- в третьей части предлагаемой системы используются не только материалы методического фонда, но и специально разработанные наглядные пособия, влияющие на активизацию аналитических процессов студентов при наблюдении пейзажей и последующей практической работе по выполнению пейзажных набросков, этюдов и композиций.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ в педагогических учебных заведениях, а также служить материалом для дальнейшего становления методов преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов и в педагогических училищах.

Заключение.

Наше исследование явилось попыткой решения одной из ключевых проблем методики обучения живописи. Всесторонний анализ литературы по смежной тематике и данные экспериментов указали на необходимость комплексного подхода к развитию образного мышления и художественной наблюдательности, предполагающего целенаправленное педагогическое воздействие, затрагивающее все грани личности современного студента на всех этапах обучения: формирование теоретического багажа, этико-эстетических позиций, эстетических эмоций, а также изобразительных умений и навыков, умения использовать выразительные возможности живописной техники для создания образной характеристики.

В результате исследовательской работы была достигнута поставленная цель: выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, способствующие формированию образного мышления на основе развития художественной наблюдательности.

А именно:

1. Всестороннее изучены понятия «художественная наблюдательность» и «образное мышление», а также роль художественной наблюдательности в формировании образного мышления на занятиях живописью пейзажа.

2. Выявлены психолого-педагогические условия формирования художественной наблюдательности на занятиях живописью пейзажа. На базе сделанных выводов автором интегрированы методы и приемы педагогического воздействия на студентов с целью формирования художественного восприятия, памяти, представления, воображения, знаний и умений, живописных навыков, чувства цвета, а также ценностных ориентаций и эмоционально-потребностной сферы. Экспериментально доказана необходимость всестороннего подхода к формированию художественной наблюдательности на занятиях живописью пейзажа, охватывающего все вышеперечисленные аспекты.

3. Разработана и экспериментально проверена методическая система, основанная на применении комплексного подхода к формированию художественной наблюдательности и образного мышления студентов ХГФ на всех этапах обучения (1-5 курс), в том числе: краткий лекционный курс; система заданий по теме «пейзаж», включающих работу на пленэре, под руководством педагога и самостоятельную, систему заданий по композиции на 1 - 5 курсах, работу по памяти, представлению и воображению, изучение произведений мастеров живописи.

Разработаны методические рекомендации к проведению аудиторных и пленэрных занятий по живописи на 1 - 5 курсах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Никитин, Сергей Борисович, 2007 год

1. Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студен-тов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники масляной живописи: Дисс. канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1996-203 с.

2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. м.: «Советский художник», 1986.-253 с.

3. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.170 е.: ил.

4. Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников. -JL: Лениздат,1940-64 с.

5. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //

6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология»: в 3-х т. / Под ред. В.Я. Ляудис, И.И. Ильясова. М.: Изд-воМГУ, 1981.-С. 13-21.

7. Ананьев Б.Г. / Психология чувственного познания. М.: Академия пед.наук РСФСР, 1960.-486с.

8. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие./Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982. - 336 с.

9. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., Просвещение, 1968.-334 с.

10. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат,1980.-255 с.10,111415,1617,18,19,20,21,22,23.24,

11. Андреев A.JI. Художественное мышление как эстетическая категория. -М, Знание, 1981 -64 с.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

13. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., Наука, 1977- 184 с.

14. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. -М., Знание, 1985 -64 с.

15. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977.- 188 с.: 8 л. ил.

16. Беда Г.В. Живопись: учебник для студентов пед. институтов по специальности № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». -М., Просвещение, 1986 192 с.

17. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Акад. художеств СССР, 1961. - 511 с.

18. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? М.: РАН, Институт философии, 1993. - 196 с.

19. Блонский П. П. Память и мышление. СПб.: «Питер», 2001. - 287 с.

20. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. М., Прогресс, 1970-496 с.

21. Виннер А.В. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.- 112 с.

22. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: «Изобразительное искусство», 1985. - 288 с.

23. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской М.: «Педагогика», 1989. - 224 с.

24. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977 - 260 с.

25. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 218 е.: ил.25,26,27,28,29,3031,32,33,34,35,3637,38,

26. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Под ред. Ростовцева Н.Н. М.: МГПИ 1964.-274 с.

27. Вопросы художественного образования: Темат. сб. научных трудов Акад. Художеств СССР. JL: Ин-т живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 1981. - 77 с.

28. Выготский JL С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика-Пресс», 1991.-533 с.

29. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.

30. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырева, В.Я. Роменова. М.: Изд-во МГУ, 1976.-295 с.

31. Гегель Г. Ф. Г. Отношение образной формы и содержания и деление эстетики. //В кн.: Гегель Г. Ф. Г. Сочинения: в 14 т. Т. 12. - М.: «Соцэкгиз», 1938.-471 с.

32. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. - 246 с.

33. Голуб А. А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5 6 классов на уроках тематического рисования: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1997.-203 с.

34. Гонолобин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. -160 с.

35. Гончаров А.Д. О композиции // Художник 1981.-№6

36. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: «Искусство», 1970. 519 с.

37. Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. - 208 с.

38. Грановская P.M., Березная И.Я., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы. М., Наука, 1981 - 205 с.

39. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М., Мир, 1972 - 209 с.39,40,41,42,43,44,45,46,4748,49,5051,52,53,

40. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980.- 181 с.

41. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: Искусство. Ленинград, отд., 1990.-221 е.: ил.

42. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. М., Знание, 1987 - 237 с.

43. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев: «Политиздат», 1987. - 141 с.

44. Еличенко В.П. / Функциональная структура зрительной памяти. М.: изд-воМГУ, 1980.-271с.

45. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М., Искусство, 1982 - 277 с.

46. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. -125 е.: ил.

47. Зальцман Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Алма-Ата, 1978. - 64-67 с.

48. Зинченко В.П. Функциональная структура зрительной памяти. М., Издательство МГУ, 1980 - 271 с.

49. Зинченко В.П. Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., Издательство МГУ, 1969 - 106 е.: черт.

50. Зинченко В.П. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.

51. Зись А. В поисках художественного смысла. М.: «Искусство», 1991. -348 с.

52. Из творческого опыта. Вып. 3 В.В. Мешков, Т.Н. Яблонская, М.П. Бо-бышов, Ф.Ф. Федоровский. -М.: Сов. художник, 1957. 171 е.: ил.

53. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М.: Акад. художеств СССР, 1952.-213 с.

54. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981. 215 с.

55. Кибрик Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе./ Вопросы художественного образования. Л, 1972

56. Колоколова О.Е. Развитие художественной наблюдательности школьников средствами изобразительного искусства. Эстетическое воспитание сельских школьников: Сб. науч. трудов. Под редакцией А.Е. Мосина: Омск, университет, Омск, 1988 127-134 с.

57. Колоколова О.Е. Развитие художественного мышления студентов факультета начальных классов на занятиях изобразительным искусством. Демократизация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении: Тез. докл. обл. науч.-практ.конф. Омск, 1989 - 86-88 с.

58. Колчина Д. 3. Развитие художественной наблюдательности студентов 3- 4 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях рисунком портрета: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1993.-253 с.

59. Коротков Н.А. Проблемы и методы развития познавательных способностей студентов художественно-графических факультетов пед. вуов и в процессе преподавания композиции: Дис. канд. пед. наук. -М. 1977-197 с.61

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.