Развитие колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Цаль, Наталия Николаевна

  • Цаль, Наталия Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 307
Цаль, Наталия Николаевна. Развитие колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 307 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Цаль, Наталия Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДХШ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРА

1.1. Анализ исследований по проблеме теории цвета и колорита

1.2. Развитие колористических систем в историческом аспекте

1.3. Модель методической системы развития колористического видения учащихся ДХШ...

1.4. Критерии и уровни сформированности колористического видения учащихся ДХШ *»••••• мм« »•*«*«•*••*»*»»•»••• »•••ММ >М>1И М» • МММ * мм* м мм м м • мм ♦♦♦*>>«• ммм»м«мммм

Выводы по первой главе:..

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСЬЮ

2.1. Анализ уровня развития колористического видения учащихся ДХШ (констатирующий эксперимент).«.«.««««..—.—.—««.

2.2. Поиск методов и средств развития колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью поисковый эксперимент).«.««.«.««««.--------«.«.««.««.«.«

2.3. Экспериментальная проверка методической системы развития колористического видения у учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью (формирующий эксперимент).

2.4. Сравнительный эксперимент

Выводы по второй главе.«„.„.««.«.««

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью»

Проблема исследования и её актуальность

В последнее время в системе дополнительного образования возрос интерес к повышению уровня развития художественного образования детей, формированию у них творческого потенциала. В этой связи повышаются требования, предъявляемые к художественно-эстетической подготовке учащихся, составной частью которой является колористическое видение. Особая роль в решении проблемы развития колористического видения учащихся принадлежит живописи в условиях пленэра. Именно на занятиях'пленэрной живописью у учащихся формируются основы изобразительной грамоты, художественные знания и умения, все то, что является составной частью колористического видения.

Необходимость развития колористического видения у учащихся в процессе обучения их живописи всегда отмечали художники и педагоги. Этот вопрос становится актуальным уже на начальном этапе обучения. Именно в детские годы необходимо формировать колористическое видение, пока восприятие окружающего мира еще не слишком загружено цветовыми стереотипами.

Рассматривая данную проблему, следует отметить, что формирование колористического видения невозможно без изучения теоретических основ развития колористической живописи. Большую ценность для решения обозначенной нами проблемы представляет изучение фундаментальных трудов в области колористки, цветоведения, теории живописи, оптики, физики, физиологии, психологии и медицины.

Так, разработкой систем классификации цвета занимались: Ньютон, Янг, Кастель, Шеврёй, Розантьелъ, Бодно, Оствальд, Менселл.

На основе систем классификации цветов разрабатывались теории цветовых гармоний такими учёными как: Р. Адаме, Бецольд, Брюкке, И. Иттен,

Г. Кюпперс, А.Г. Менселл, В. Оствальд, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев.

Практические рекомендации по развитию колористических способностей у будущих художников были разработаны H.H. Волковым, Б.В. Иоган-соном, В.И. Кириенко, А.И. Куинджи, B.C. Кузиным, H.H. Ростовцевым, ГШ. Чистяковым, Е.В. Шороховым и др.

Принцип цвето-тонового камертона в практике пленэрной живописи использовали художники — Н.П. Крымов, К. Коровин.

Вопросы психологии восприятия формы и цвета в изобразительной деятельности изучались советскими и зарубежными учёными психологами: Б.Г. Ананьевым, H.H. Волковым, Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьевым, B.C. Кузиным, В.А. Кириенко, ЯМ. Пономарёвым, С.Н. Рубинштейном, Д.Н. Узнадзе, ILM. Якобсоном, физиологами: С.И. Вавиловым, C.B. Кравковым, И.П. Павловым, И.М. Сеченовым, физиками: М. Миннар-том, И. Ньютоном, Н. Д. Нюрбергом, Ф.Ф. Петрушевским.

Вопросами эмоционального воздействия цвета на человека интересовались многие художники, практики и теоретики искусства такие как: Леонардо да Винчи, М. Алпатов, Н. Волков, И.В. Гёте, iL Грабарь, Э. Делакруа, М. Дериберо, К. Юон.

Теоретические положения нашего исследования базировались на фундаментальных трудах С.С. Алексеева, Г.В. Беды, A.A. Васильева, Б.Р. Виппера, H.H. Волкова, А. Зайцева, Б.В. Иогансона, C.B. Кравкова, B.C. Кузина, С.П. Ломова, В.К. Лебёдко, О. Петрушевский, П.П. Ревякина, H.H. Ростовцева, A.A. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, Т.М. Щегаль, К.Ф. Юон.

Следует отметить, что до настоящего времени ещё недостаточно разработанными остаются вопросы теории и методики преподавания пейзажной живописи в ДХШ в условиях пленэра, и в частности развития колористического видения у учащихся. В результате снижается эффективность пленэрных занятий, что в значительной степени сказывается на их художественном образовании, эстетическом воспитании и развитии творческих способностей детей. Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего диссертационного исследования, призванного восполнить пробел в теории и практике развития колористического видения учащихся.

Объектом исследования является колористическое видение учащихся ДХШ.

Предметом исследования является: процесс развития колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью.

Цель исследованиях решение проблемы развития колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью.

В качестве гипотезы-исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс развития колористического видения у учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью будет наиболее эффективен если: о будут определены рациональные формы, методы и приёмы развития колористического видения учащихся, обеспечивающие оптимальное соотношение теории и практики в образовательном процессе; • будут разработаны критерии оценки пленэрных работ учащихся, уровни развития их колористического видения и на этой основе проведена диагностика; будет разработана модель методической системы обучения, которая с учетом индивидуальных особенностей учащихся обеспечит их активное включение в процесс усвоения художественных знаний, умений и навыков; будет реализована экспериментальная методическая система развития колористического видения учащихся.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: проанализировать и систематизировать литературу по проблеме исследования (психологии, педагогике, эстетике, методике преподавания изобразительного искусства);

• изучить психолого-физиологические особенности процесса восприятия цвета детьми;

• разработать критерии оценки пленэрных работ учащихся ДХШ и уровни развития их колористического видения;

• разработать диагностику, выявляющую уровень сформированности колористического видения учащихся;

• разработать модель методической системы и раскрыть содержание её основных структурных компонентов, обеспечивающих развитие колористического видения учащихся;

• апробировать предложенную модель методической системы развития, колористического видения учащихся ДХШ в условиях пленэра. Методологической основой исследования являются основные положения в области цветоведения, искусствоведения, методики обучения изобразительному искусству, психологии, физиологии, педагогики, философии, эстетики.

Методы исследования включают в себя:

1. Метод контрольных срезов.

2. Тестирование.

3. Анкетирование.

4. Теоретический анализ и обобщение литературных данных по проблеме исследования.

5. Изучение и анализ документов (учебных планов и программ ДХШ).

6. Беседа.

7. Педагогическое моделирование.

8. Педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий, сравнительный).

9. Наблюдение.

10. Из учение результатов экспериментального исследования.

11. Метод внешней независимой экспертной оценки.

12.Методы математической статистики.

Достоверность исследования обеспечена теоретической и методологической базой, применением современных достижений педагогической, искусствоведческой и психологической наук, практической проверкой основных положений, организацией опытно-экспериментальной работы с использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.

Основные результаты исследования, их научная новизна заключается в следующем:

• обоснован и предложен новый подход к решению проблемы развития колористического видения учащихся ДУШ на пленэрных занятиях, который заключается в выявлении наиболее эффективных форм, педагогических приемов, заданий и упражнений, способствующих овладению специальными знаниями, умениями, навыками в области цветоведения, активизирующие процесс развития колористического видения цвета у учащихся;

• разработаны критерии и уровни развития колористического видения у учащихся ДХШ;

• представлена и апробирована методика диагностики развития колористического видения учащихся;

• разработана и экспериментально проверена методическая система развития колористического видения учащихся ДХШ, включающая в себя цели, задачи, систему заданий, адаптированных к детям данного возраста, формы, методы и принципы обучения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложен и обоснован новый подход к решению проблемы развития колористического видения учащихся ДХШ. Разработана методическая модель развития колористического видения, сформулированы условия, принципы и методы развития колористического видения учащихся.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что экспериментально проверена методическая система развития колористического видения у учащихся ДХШ. Разработана экспериментальная учебная программа по пленэрной живописи «Гармония цвета» для ДХШ. Предложены методические рекомендации к каждому заданию экспериментальной программы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы на практических пленэрных занятиях с учашдмися ДХШ, ДЩИ, а также в других учреждениях дополнительного образования детей, при разработке учебных программ по пленэру, учебно-мегодаческих пособий, а также для дальнейших исследований по данной проблеме.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психолого-педагогические условия: содержательно-целевые, органи-зационно-деятельностные, научно-методические, поисково-творческие, рефлексивные, здоровьесберегающие (см. гл.1, & 1.3 стр. 63-64), обеспечивающие учёт индивидуального развития колористического видения учащихся ДХШ.

2. Критерии оценки знаний по теории цвета и колорита, критерии оценки пленэрных работ в области изобразительной грамотности, критерии оценки техники исполнения (см. гл.1, & 1.4 стр. 68-69),

3. Уровни (интуитивный, репродуктивный, творческий) развития колористического видения учащихся ДХШ (см. гл.1, & 1.4 стр. 70-72).

4. Диагностика определения уровня развития колористического видения учащихся: констатирующая, сопровождающая и итоговая.

5. Экспериментальная методическая система развития колористического видения учащихся ДХШ.

Основное содержание диссертация, её объём и структура.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу входят таблицы, диаграммы, детские работы,

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Цаль, Наталия Николаевна

Выводы по второй главе

Предложенная система критериев оценки позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения.

Из множества качеств определяющих степень развития колористического видения наиболее важными элементами следует считать аконстант-ность, целостность, умение чувствовать цветовую гармонию. Исходя из этого наибольшее влияние на развитие колористического видения на занятиях по пленэрной живописи оказывают:

• формирование аконстантного видения;

• изучение способов гармонизации цветового пространства пейзажного этюда;

• цельность восприятия; о преодоление стереотипности мышления;

Наиболее эффективно формироваться колористическое видение будет при условиях:

• разработки методической системы целенаправленного развития колористического видения;

• четкой постановки целей и задач каждого занятия с учётом разработанной методики направленной на развитие колористического видения» учащихся ДХШ; подачи учебного материала с учётом новейших разработок и исследований по проблеме теории цвета; создания благоприятного эмоционального микроклимата и творческой атмосферы на занятиях, применения личностно-ориентированных технологий;

• проведения анализа детских рисунков осуществляемого с использованием разработанных критериев оценки детских работ в соответствии с психолого-возрастными особенностями и возможностями учащихся;

• ознакомления учащихся с культурно-историческим наследием теоретическими основами цветоведения, законами линейной и воздушной перспективы, тонально-цветовыми закономерностями необходимыми для передачи различных колористических состояний;

• хорошего технического и методического оснащения пленэрных занятий;

• практического закрепления полученных теоретических знаний;

• регулярного проведения пленэрных занятий с соблюдением основных дидактических принципов.

Усвоение содержания данной программы осуществлялось с преобладанием форм и методов практического обучения. Занятия носили дифференцированный характер, каждый учащийся, работая на пленэре, мог выбрать степень сложности по теме программы. Процесс передачи знаний, умений и навыков способствовал развитию козюристмческого видения учащихся ДХШ, а также их эмоционально-личностному развитию.

Заключение

Проблема развития колористического видения у учащихся ДХШ на пленэре, его особенностей и структуры, процесса и условий формирования в практике допрофессиональной подготовки по изобразительному искусству является недостаточно изученной.

Раскрывая проблему развития колористического видения у учащихся ДХШ на пленэре, мы исходили из исследований отечественных й зарубежных ученых по теории цвета, из педагогического опыта выдающихся художч ников-педагогов.

Результаты, полученные в ходе теоретического анализа и проведенной экспериментальной работы, позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы и литературы по специальности убедил в необходимости проведения поиска и дальнейшего экспериментального исследования наиболее эффективных методов развития колористического видения учащихся ДХШ в условиях пленэра.

2. Разработанная и экспериментально апробированная модель методической системы развития колористического видения, в которой отображены компоненты деятельности л их взаимосвязь, позволяет преподавателю эффективно управлять педагогическим процессом, корректировать творческую деятельность учащихся, определяет совокупность условий и факторов, влияющих на развитие колористического видения, и указывает средства, методы и механизмы отслеживания количественных и качественных показателей достижения цели.

3. Обучающиеся по экспериментальной методике показали, по сравнению с контрольными группами, более высокий (на 18 %) уровень развития колористического видения.

4. Система-газированные с учетом специфики пленэрной живописи педагогические технологии и методы обучения позволили учащимся лучше освоить комплекс знаний в области теории цвета и способствовали осознанному применению этих знаний в творческой деятельности

5. Определены критерии оценки пленэрных работ, позволяющие охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения с позиции определенных показателей, и уровни, по которым проходило исследование колористических способностей ребенка, на начало констатирующего, во время формирующего эксперимента и после него.

6. В процессе исследования создан банк диагностических материалов, которые могут быть использованы для отслеживания результативности обучения по разработанной программе.

7. Разработанная нами программа по пленэрной практике «Гармония цвета» способствует эффективному развитию колористического видения учащихся, строится на организации условий для приобретения учащимися собственного художественного опыта посредством пленэрной практики.

8. Определяющее значение в эффективности разработанной методики развития колористического видения учащихся принадлежит использованию инновационных педагогических технологий и комплексному подходу, основанных на взаимодействии различных дисциплин, таких как цветоведе-ние, колористика, пейзажная живопись, композиция, что обеспечивает наиболее широкие возможности для развития колористического видения и творческого потенциала воспитанников.

9. Разработанная в данном исследовании методическая система, основанная на последних достижениях педагогической науки, обладает универсальным характером, так как может быть реализована в условиях практических пленэрных занятий с учащимися ДХШ, ДШИ, в других учреждениях дополнительного образования детей, в общеобразовательных профильных школах.

10. Намеченные нами цель и задачи в ходе исследования были решены, при этом подтверждена выдвинутая гипотеза.

11. Процесс и результаты опытно-экспериментальной работы убеждают в объективном наличии больших потенциальных возможностей пленэрной живописи в формировании колористического видения.

12. Проведенное исследование и его результаты вносят значительный вклад в решение проблемы развития колористического видения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Цаль, Наталия Николаевна, 2010 год

1. Айзенбарт Б. Полный курс акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов. М.: Внешсигма, 1999. - 64 с.

2. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 172 е.: ил.3: Алексеев С.С. Дветоведение. М.: Искусство, 1975.-220 с.

3. Аминов Н. Искусство в школе или школа искусств // Искусство в школе, 1993. № 5. - С. 18-20.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие — Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.-392с.

5. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. М.: Речь, 2005.-205 с.

6. Базыма, Б. А. Цвет и психика: монография / Б. А. Базыма. Харьков : Изд-во ХГАК, 2001.-172 с;

7. Базыма, Б. А. Цветовая символика и психодиагностика / Б. А. Базыма // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». - 2002. -№ 576.-С. 21-25.

8. Батталини Т. Рисуем акварелью: от азов мастерства к тончайшим нюансам / Теодорико Батталини. — М.: Эксмо, 2007. 127, 1. е.: цв. ил. -(Клас. б-ка художника).

9. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке / Н.Б.Бахилина. М.: Наука, 1975. - 288 с.

10. БедаГ.В. Основы изобразительной грамота!. М.: Просвещение, 2005. - 211 е.: ил - (Б-ка учителя изобр. искусства).

11. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит / Г.В.Беда. — Геленджик: Краснодарское книж. изд-во, 1967. 182 с.

12. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. — Минск: Хар-вест, 1999. — 1408с.

13. Бецольд В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике / Пер. с нем. С. Ламанского. — Спб.: Общественная польза, 1978 —179 с.

14. Биценко Р.В. Возможности использования аудиторных занятий для развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ в работе над пейзажами по памяти и представлению.: Дис. канд. пед. наук. М., 2001. - 228с.

15. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С.Булатова. — М.: издательский центр «Академия», 2006.— 256 с.

16. Васильев A.A. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога.; Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1982. - 174с

17. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П Зинченко, АР. Лурия. М., 1973. - 296 с

18. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи : на примере выполнения натюрморта: дис. канд. пед. наук : / Виноградова Наталья Владимировна; Курск, 2009.- 222 с.

19. Визер В. Система цвета в живописи*, учебное пособие / В.Визер. -СПб.: Питер, 2004. 192 е.: ил.

20. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Изобразит, искусство, 1985. - 288 с.

21. Ветлугина НА. Художественный образ и детское творчество / H.A. Ветлугина //Художественное творчество и ребенок. М, 1972.- С.22-36.

22. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8-ми т. Т. 2. / В.Г.Власов. СПб.: ЛИТА, 2000. - 848.: ил.

23. Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом М. Просвещение 1984, 30 с.

24. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1951.-508 с.

25. Волков Н. Н. Цвет в живописи М. Искусство 1984.- 320 е.: ил.

26. Волков Ю.Г. Диссертация; Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. — М.: Гардарики, 2001. 160 с.

27. Воронина Е В. Формирование колористического видения у студентов» художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: Д не. канд. пед. наук: 13.00*02 Москва, 2004:- 273 с.

28. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение выбора цвета-при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. 1980.- 375с.

29. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Фолио, 2004. — 312 с.

30. Ганзен В; А'. Восприятие целостных объектов. Л;: Изд-во Ленингр. ун-та,1974. -152 с.

31. Гаррисон X. Рисунок и живопись. Полный курс. М.: Эксмо, 2010.253 с.

32. Гете И.В.: ТС учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. -М.: "Рефл-бук", 1996. 670 с.

33. Гете И.В. Трактат о цвете / И.В.Гете // Избранные сочинения по естествознанию.-М., 1957.-С.261.

34. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975 - 487с.

35. Гегель Г.В. Эстетика. В 4-х т. — М.: Искусство, 1968.-Т.1.-312с.

36. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. М., 1969.-Т. 3.-621 с.

37. ГинсбургИЛХ Чистяков и его педагогическая система. Л. - М.: Искусство, 1940:-203с.: ил

38. Гнедич П.П: История искусств. Живопись. Скульптура; Архитектура Текст. I П.П. Гнедич. М.: Эксмо, 2002. - 848 с.: илл.

39. Грибакин Н.В. Формирование образного мышления у студентов худо-жествннно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа.: Дис. канд. пед. наук. -М,, 2000. -194с.

40. Григорьева Э.И;Технологияподготовки будущего учителя к развитию цветовоеприятия детей младшегошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности: Дис. канд. пед. наук: Тольятти, 2002.- 236

41. Гройсман, A.JI. Основы психологии художественного творчества: Учебное Пособие / АЛ. Гройсман!- М.: «Когито-центр», 2003. — 187 с.

42. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения; М.: Народное образование, 2001,128с.

43. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. — М.:, Амфора, 2006 — 223 с.

44. Даниэль, С1М. Русская живопись / С. М. Даниэль. СПб.: ОАО <<Издт во «Аврора»», 1999.-288 с.

45. Дериберо М. Цвет в деятельности человека. М. Издательство литературы по строительству.1964.- 181 с.

46. Долгоаршинных, H.A. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы: дисс. .кандидата пед. наук / H.A.Долгоаршинных. — М., 2004. 170 с.

47. Дорошева М. Волшебные краски: желтая, красная, синяя. Уроки рисования // Домашнее воспитание. 2000. - № 6. - С. 61.

48. Дорфман Л.Я. Методические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

49. Дружкова Н.И. Значение теоретического обучения в живописи И Изобразительное искусство в школе. 2002. - № 1. - С. 56.

50. Ефимов, A.B. Цвет в японской школе / A.B. Ефимов // техническая эстетика. М. 1978. - №4. - С 25-29.

51. Жаданова JI.A. Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов: дис. канд. пед. наук : 13.00.02 СПб., 2006.- 201 с.

52. Железняков В. Цвет и контраст Глава 2. Цвет. Цветовая гармония, http : //www .ezhe .ru/data/vgik/zhv-c vetkontrast.htmI

53. Железняков В .H. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор / В. Н. Железняков. М: ВГИК, 2000. - 294 с.

54. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство Текст. / П. П. Жемчугова. СПб.: Литера, 2006. - 128с. - (Энцикл. словарик школьника).

55. Зайцев А. Наука о цвете и живопись М.: Искусство, 1986, 158 с.

56. Зинчеяко В.П., Вергилис Ю.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности-зрительной системы. — М.: Изд-во МГУ, 1969. 106 с.

57. Золотых М. С. Развитие колористического видения студентов Ш IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета: дис. канд. пед. наук: Курск, 2007.- 223 с.

58. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностаый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 101 с.

59. Ивахнова JI.A. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Омск, Изд-во ОмГПУ, 2003.-130с.,ил.

60. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета / P.M. Ивенс П Советский художник. М., 1964. - 342 с.

61. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи. М.: Учпедгиз, 1954. -153с.

62. Измайлов Ч.А. Восприятие цвета (механизмы и модели): Дисс. докг. психол. наук / Ч.А. Измайлов. — М., 1985. 24 с.

63. Измайлов Ч. А. Психофизиология цветового зрения / Ч.А.Измайлов, Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: Изд-во МГУ, 1989: - 206 с.'

64. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учеб. / Т.В.Ильина. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2000. - 407.: ил.

65. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие JI. Монаховой. — М.: Изд. Д. Аронов, 2001.- 96 е.; ил./Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие JI. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2001.- 96 е.; ил:/

66. Кандинский В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. К.: "Ваклер" 1996, 220 с.

67. Капланова СТ. Процессы изображения и создания произведений живописи. Психология рисунка и живописи. — М.: Учпедгиз, 1954. — 157с.

68. Кирсанова, В.М. Все шедевры русской живописи / В.М. Кирсанова. -М.: Олимп: ACT, 2001. 336.: ил. - (Неизвестное об известном).

69. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. Пособие.—М.: Высш. шк., 1992. 270 е.: ил.

70. Комарова Т.С, Размыслова А.В. Црет в детском изобразительном творчестве.— М, 2002.

71. Коробко Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Дисс. кандидата пед. наук. — Краснодар: 1997.-С.216.

72. Костин В.И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М., «Знание», 1978:-Шс.

73. Кравков C.B. Цветовое зрение. М., Изд-во Академии наук СССР, 1951. 175с. . :/ • ■ ' .

74. Кузин B.C. Изобразительное искусство: Учеб. для общеобразоват. учреждений: 2-Й КЛ./В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. 7-е изд., стер. -М.: Дрофа, 2004. - 112с.

75. Кузин B.C. Изобразительное искусство: Учеб: для общеобразоват. учреждений: 3-й кп/B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина. 6-е изд., перераб;. -М:: Дрофа; 2004; - 110с:

76. Кузин В:С., Кубышкина Э.И., Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учеб. для; общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. 112 е.: ил.

77. Кузин B.C. Психология: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. М: АГАР; 2003. - 256 е.: ил.

78. Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов / В.С.Кузин. — М.: ООО «издательский дом «ОНИКС» 21 век», 2005.-303 е.: ил.

79. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правилаг,оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантови соискателей ученой степени. 5-е изд., доп. М.: Ось-89,2000.- 224 с.

80. Кузнецов М.Е. Совершенствование специальных аспектов визуального восприятия студентов ХГФ на начальных этапах обучения живописи: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2006.- 237 с.

81. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

82. Кунц Д. Основы акварели. Цвет : пер. с англ. / Джен Кунц. Минск: Попурри, 2005. - 125 с.: ил.

83. Лаветт Дж. Акварель — это просто /Дж. Лаветт// Пер. с англ. Т.И. Васи-линчик — Мн.: ООО «Попурри», 2005. 96 с.:ил.

84. Ларионов В.Н., Шитов Л.А. Живопись: Кн. для учащихся, М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.- 192 е.: ил. — (Уроки изо-браз. искусства).

85. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве / Леонардо да Винчи. СПб.: Амфора, 2006.-416 с.

86. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 2003 - Т.1. - 392с.

87. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186 с.

88. Ломов СЛ. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: дисс. доктора педагогических наук: 13.00.02 Москва, 2000.- 380 с.

89. Люшер М. Магия цвета / М. Люшер. Харьков: АО «Сфера», 1996. — 431с.

90. Люшер M. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас / М. Лю-шер. М.: Hippo, 2003. - 252 с.

91. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. - 192 с.

92. Лясковская O.A. Пленер в русской живописи XIX века М.: Искусство, 1966. -.202 с.

93. Малевич К. Черный квадрат. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 576 с.

94. Малевич К. Свет и цвет // Собрание сочинений: в 5 т. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К.С. Малевича и Эль Лисицкого (1922-1925) / К.Малевич. М.: Гилея, 2003. -Т. 4.-272с.

95. Мании B.C. Шедевры русской живописи.- М. : Белый город, 2000.399 е.: цв. ил.- (Энциклопедия мирового искусства).

96. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников педагогов.: Дис. канд. пед. наук. - М., 1974. - 146с.

97. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож. — граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, M.; 1998. -112 е., ил.,.

98. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, 1999. — 605с.

99. МетелеваЕХ. Детское творчество в изостудии // Дополнительное образование. 2000. - X® 10. - С. 24.

100. Миннарт М. Свет и цвет в природе М.: Наука, 1969.-360с. илл.

101. Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека / Л.Н. Миронова // Проблема цвета в психологии. М., 1993.- 188 с.

102. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. — 2-е изд.— Мн.: Беларусь, 2003. — 151с.: ил.

103. Мирошник Д.В. Секреты изобразительного искусства. http://www. meridian2000.com/basesl .htm

104. Морозкина И. Л. Введение элементов регионального компоента в практическую деятельность учителя ИЗО И Научно-информационный бюллетень "Человек и образование" ООИПКРО, №5. Оренбург, 2001, с.80-86.

105. Мутер Р. Всеобщая итория живописи/ Рихард Мутер.- М.: Эксмо, 2010.- 960 е.: ил.

106. Мухина B.C. «Детская психология», М.: Апрель пресс, Эскмо-пресс, 2000.-315с.

107. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

108. Найс К. Акварель для начинающих: пошаговые примеры и детальные инструкции от А до Я : пер. с англ. / Клаудиа Найс. Минск: Попурри, 2005. - 126, 1. е.: ил.

109. Новикова, A.B. Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе: Дисс. кандидата пед. наук. — Омск: 2006 200 с.

110. Новицкая Елена http://sreda.boom.ru/coIour.htniMM

111. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, Ко 5, с. 39-47

112. Обухов Я.Л. Символика цвета http://www.videoton.ru/ Articles/sym colonhtml

113. Оствальд В. Теория цвета. ttp://www.osinka.ru/Moda/ Style/2006 Coloristika-1 .html

114. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. — 2-е изд. М.: Изо-браз. искусство, 1989. - 360 с. ил.

115. Осгуд Ч., Суси Дж., ТаннебаумП. Приложение методики «СД» к исследованиям по эстетике и смежным проблемам. //Семиотика и искус-ствометрия. М., 1972. с. 361.

116. Панксенов, Г.И. Живопись, форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г.И. Панксенов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 144 е., 40. с. цв. ил.: ил.

117. Паранюшкин Р.В Теория и практика изобразительного искусства М.: Феникс 2005.- 79 с.

118. Паррамон Х.М. Как писать акварелью /Хосе М. Паррамон, Гильермо Фрескет. jM.: Арт-Родник, 2001]. - 110 е.: ил. - (Путь к мастерству).

119. Пауэлл У.Ф. Рисуем цветы / У.Ф. Пауэлл; Пер. с англ. И. Борисова. -М.: ACT: Астрель, 2004. 32.: ил. - (Уроки рисунка и живописи).

120. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет: / пер. с англ. У. Сапциной -М.: Астрель: ACT, 2005. 63 1. е.: ил. -(Библиотека художника).

121. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. //Вестник МГУ. 1988. серия 14. «Психология». N 3. с. 70-82.

122. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. — М., 2000. —160 с.

123. Полуянов Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей / Ю.А.Полуянов // Вопросы философии. 1980. - №1. - С. 53 -74.

124. Пьянова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.П. Пьянова. — М.: Просвещение, 2006. — 176 с.130; Пэдхем Ч. Восприятие света и цвета / Ч.Пэдхем, Дж. Сондерс. -М.: Издат. «Мир», 1978. 255 с.

125. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи / Б.В! Раушенбах. М.: Наука, 1980. - С.288

126. Роршах Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента, поисследованиювосириятия (истолкование случайных образов) / Пер. с нем. — М.: «Когито-Центр», 20031- 336 с.

127. Ростовцев ELH. История методовобучениярисованию- М.: Просвещение, 1982. -240 е.: ил.

128. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе М: Агар 2001- 256 с.

129. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1999, —679 с.

130. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. пособие. -Ml: МЗ-Пресс, 200L-252с.

131. Сапожников А.П. «Полный курс рисования» М.: АЛЕВ-В, 2003.160 с.

132. Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью 7 Mi А. Семенова // Начальная школа плюс До и После. 2009. - № 9. - С. 1-5.

133. Семенова М.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре: дис. канд. пед. наук: Омск, 2006.-223 с.

134. Серов H.B. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. — 256 с.

135. Синеглазова М.О. Батик, http://www.i2r.ru/, http://www.egoart.ru/ф

136. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002 — 500с.

137. Смит Р. Школа изобразительного искусства /Смит Р., Раит М., Хор-тон Д.; Пер. с англ. Сидорова А. — М.: ООО «Издательство ACT» : «ООО «Издательство Астрель», 2004.- 478, 1. е.: ил.

138. Соколов E.R Цветовое зрение / Е.Н.Соколов, Ч.А. Измайлов. — М.: МГУ, 1984.- С.175- 182.

139. Соколова О. Ю. Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов I курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-201с

140. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. — Обнинск: Титул, 2000.- 80 е.: цв. ил.

141. Сурина М.О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «школа дизайна» / М.О.Сурина, А.А. Сурин. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов на/Д: Изд. центр «МарТ», 2003.- 352 с.

142. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М.О. Сурина. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003. -288 с.

143. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-хт, Tl. М. ; Педагогика 1985. -328с

144. Терентьев А.Е. Воспитывать и обучать // Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин /Отв. ред. М.Н. Макарова. М.: МГПИ им. В.И: Ленина, 19721

145. Унковский, A1. А Живопись. Вопросы колорита: Учеб. пособие для студентов худ. граф. фак. пед. ин-тов / АА.Унковскнй. - М.: Просвещение, 1980.128 с: ил.

146. Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью. М.: Просвещение, 1980.- 28 с.

147. Унковский А.А. Цвет вживописи. — М.: Просвещение, 1983.- 64 е.: ил.

148. Унковский А А., Смирнов Г.Б. Пленэр (практика по изобразительному искусству) М.: Просвещение, 1981. - 36 с: ил.

149. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета./Л.П. Урванцев. Ярославль, 1981.-72с.

150. Фенвик К. Курс акварельной живописи: пейзаж за считанные минуты: пер. с англ. /Кейт Фенвик. — М.: Астрель, 2005. -175, 1. е.: ил.

151. Феррон М. «Перспектива» Белгород: Белый город 2002.- 34с.,

152. Фоминов, В.В. Художественный образ как средство формирования педагогической направленности (у студентов ХГФ): автореф. дисс. канд. пед. наук / В.В.Фоминов. Елец, 2002. - 20 с.

153. ФрумкинаР.М. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа/Р.М. Фрумкина. -М.: Наука, 1984. -175с.

154. Хачанян Е. отв. Редактор. Осигога В. Худ. Редактор. Энциклопедия художника. М. Изд. «Внешсигма» 2000. — 297с.

155. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи. Дисс. канд. пед. наук. -ML: 1992. 187 с.

156. ХогартБ. Игра света и тени для художников: учеб. пособие / Б. Хо-гарт; Пер. с англ. В.С.Матвеева. Тула: Родничок, 2001. - 152.: ил. ,

157. Хромов Н.И. Методыобучениядетей с различными типами обучаемости: практ. Пособие / Н.И. Хромов. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 128 с. — (Библиотека психолога).

158. Чидзиива Х. Р^мониЯ'цвета: Руководство по созданию цветовых комбинащш М: Астрель, 2003.- 158с.

159. Чернецова, Е.М. Искусство {Текст.: словарь-справочник / Е.М. Чернецова. — М;.* Библиотека Ильи Резника, 2002. — 274 с.

160. Чистяков ПП. Письма, записные книжки, воспоминания. Материалы подготовлены к печати и примечания к ним составлены Э. Белютиным и Н. Молевой. М.: Искусство, 1953. - 591 е.: ил.

161. Шабанов Н.К. Художественно — педагогическая подготовка учителя? изобразительного искусства в вузе Текст. / НДС Шабанов; Курск, гос. ун-т.-Курск, 2008.-146 с.

162. Шабанов Н.К., Степанов М.С. История художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX—XX вв.: Учеб. пособие. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 200 е., 24 ил.

163. Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов / Ю.П. Шашков. М.: академический проект: Трикста, 2006. - 128 е., цв. вкл.Ш

164. Шашков, Ю.П. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи: дисс. кандидата пед. наук / Ю.П.Шашков. -М.: 2002.-200 с.

165. Шварц Л.А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях //Проблемы физиологической оптики. М., Л., 1948. Т.6. С. 314-320

166. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью / Ольга Шма-това М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 80 е., ил.

167. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью. — М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 80 е., ил. — (Классическая библиотека художника).

168. Шнейдер П. Основы рисования акварелью. М.: Арт-Родник, 2010.46 с.

169. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.-160 с.

170. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство / Е.В. Шорохов // Сб. статей: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобра-зительногоискусства. -Вып. i.-М.:Прометей, 1996.- С.3-9.

171. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Учеб. для 1 кл. четы-рёхлет. нач. шк. — М!: Просвещение, 2000. — 94 е.: ил.

172. Шутова Т.В. Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства Текст. / Т. В. Шутова. // Искусство и образование. - 2004. - № 6. - С. 32-34

173. Эдварде Б. Художник внутри вас Минск: Попурри, 2000.- 256с

174. Эткинд A.M. Цветовой тест отношений / А.М.Эткинд. — М.: МГУ, 1987.-227 с.

175. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М: Педагогика, 1996. - 95 с: ил.

176. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 187с

177. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета / П. В.Яньшин. Самара: СамГЛУ, 2001. - 277 с.

178. Яньшин, П.В. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия / П.В. Яньшин // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий; коллект. монография; ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. М.; Оренбург: ООИПКРО, 2000. С. 76-93.

179. Яньшин П.В. Психосемантика цвета.- СПб.: Речь, 2006.- 368 с.

180. Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции / П.В. Яньшин // Прикладная психология. 2000. - № 4. - С. 14-27. .193; Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М:: Искусство, 2001 289 с.

181. Яуси Д. Рисуем акварелью. М.: Арт-Родник, 2007.- 48 с.

182. Яшухин, АЛ. Живопись: Учебник для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / А.П.Яшухин, С.П.Ломов.- М.: Изд-во Агар, 1999.-232 с. .:■ "196; Яшухин А.П. Живопись. Учебное пособие для учащихся педучилищ. —М.:Просвещение, 1985. — 288с.: 8 л. ил.

183. Живопись: Кн. для учащихся / Сост. Л.А. Шитов, В;Н. Ларионов. — М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995. —192 е.; ил. — (Уроки из обр аз. искусства).

184. Живопись: пер.с англ. Мл Астрель : ACT, 2001. - 64с. цв. ил. - (Эн-цикл. для юношества).

185. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с, 32с. ил.: ил.

186. Искусство: история и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Выпуск 2.- Курск 30 апреля 2008 г. I Под ред. В.А. Кудинова- Курск: Изд-во Курского госуниверситета, 2008. -226 с.

187. История развития художественного образования (зарубежная и русская школы). Учеб.-метод.пособие / Сост. Г. А. Поровская.- Великий Новгород, 2005-30с.

188. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах. Учебное пособие / Под ред. B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина, Е.В. Шорохов. — М.:НИИ школ, 1975.— 153 с.

189. Научные основы профессионально педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: проблемы провинциальной художественной культуры. Сб. научных трудов. Выпуск 2. — Курск, пед. ун-та, 2000,264 с.

190. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. ПЛ. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004 - 458с.

191. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т. П. Сальникова. -М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Учебное пособие).

192. Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изобразительное искусство. — М.: Просвещение, 2000. — 282 с.

193. Рисунок. Живопись. Композиция : Хрестоматия : Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. Пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.

194. Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция: Программа для ДХШ и ДШИ (художественных отделений) / Сост. Е.А. Афанасьева, Е.Д. Анискин, В.А Гераскевич, Е.НиЗайцева и др. — М., 1990. 41 с.

195. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требовеания к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СПС «КонсультантПшос»

196. Художественная школа. М.: Эксмо, 2009. - 528 е.: ил. - (классическая библиотека художника).

197. Художественно-педагогический словарь / Сост. HJK. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. М:: Академический проект: Трикста, 2005. - 408 е.: 16 с. ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.