Развитие креативного мышления будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат наук Ледовских, Ирина Александровна

  • Ледовских, Ирина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Самара
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 161
Ледовских, Ирина Александровна. Развитие креативного мышления будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе: дис. кандидат наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Самара. 2012. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ледовских, Ирина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и практические проблемы развития креативного

И

мышления 1 э

1.1. Понятие креативного мышления в зарубежной и отечественной психо-

13

логии

1.2. Психолого-педагогические условия и факторы развития креативного мышления у будущих педагогов - психологов

1.3.Современные требования к развитию креативного мышления у педагогов - психологов и характеристика экспериментальной программы 57 Выводы по главе 1 73 Глава 2. Анализ результатов внедрения экспериментальной программы развития креативного мышления у педагогов-психологов

2.1. Организация и проведения экспериментального исследования по развитию креативного мышления у будущих педагогов-психологов

2.2. Анализ уровня развития креативного мышления будущих педагогов-психологов с учетом личностных особенностей 97 2.3 Анализ результатов развития креативного мышления у будущих педагогов-психологов но Выводы по главе 2 И8 Заключение 1^1 Библиография 123 Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие креативного мышления будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе»

Введение

Актуальность темы исследования. Развитие практической психологии в условиях быстрых социальных перемен и реформирования системы образования требует подготовки педагогов-психологов, способных творчески решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. Это требование нашло отражение в Государственном образовательном стандарте и определило направление психолого-педагогических исследований в области высшего психологического образования. Однако сохраняющийся академический характер подготовки педагогов-психологов не в полной мере обеспечивает развитие креативных способностей студентов. Как следствие - выпускники вузов, обладая достаточным объемом специальных знаний, профессиональных умений и навыков, свободой в выборе форм и методов работы, испытывают затруднения в принятии и исполнении оперативных решений в нестандартных ситуациях.

Проблема формирования мышления человека в целом и креативного мышления в частности не нова. Ее ставили и решали как зарубежные исследователи: Т. Циген (ассоциативная психология), М. Вертхаймер,

B. Келлер, К. Дункер и др. (гештальтпсихология), А.Ф. Осборн, К. Патрик,

C.Д. Парне, Э. Бано, - так и отечественные ученые: A.B. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, A.H. Леонтьев, А.Р. Лурия, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, В.Д. Шадриков, Я.А. Понамарев и др.

Вопрос о креативном мышлении в психологической науке до настоящего времени остается дискуссионным. Одни ученые считают его производным от интеллекта (Р. Кеттелл, Р. Стернберг), другие - результатом взаимодействия интеллекта и креативности как независимых явлений (Дж. Гилфорд, Е. Торранс, B.H. Дружинин), третьи определяют креативное мышление как продуктивное мышление с участием подсознательных процессов и интуиции (H. Коган, Е.П. Торренс, A.M. Матюшкин).

В педагогической психологии креативное мышление понимается как

мышление анализирующее, оценивающее, проблематизирующее (И.И. Ильясов, М.М. Кашапов), как ориентированное на «участие» в социальной и индивидуальной жизнедеятельности (Е.А. Соколовская, Г.С. Су-хобская, Т.В. Шадрина).

В вузовской педагогике широко используется понятие «творческая деятельность», в практике конкретных исследований включающее представление о креативном мышлении (М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Макарова, A.A. Орлов, Е.К. Осипова, Л.Ф. Спирин, Г.С. Сухобская).

В последние десятилетия активно исследуется проблема развития творческого мышления, в частности, применительно к различным областям профессиональной деятельности: подготовка педагогических кадров (В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров; В.А. Сластенин), психологическое образование (Н. Трофимова, Н.В. Степанов), менеджмент (JI.K. Аверченко,

A.B. Карпов, И. Пецина) и др.

Отмечая плодотворность исследований названных авторов, в частности, по проблеме формирования творческого мышления будущих специалистов педагогических профессий, должно признать, что вопрос о развитии креативного мышления будущих педагогов-психологов в полной мере не осмыслен. Среди многих проблем, возникающих при решении этого вопроса, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с конкретизацией понятия «креативное мышление педагога-психолога»; с определением психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие креативного мышления будущих психологов в ходе вузовской подготовки; с выявлением зависимости развития креативного мышления от личностных особенностей студентов; с разработкой программ развития креативного мышления, и ряд других.

Источником этих проблем является противоречие между потребностью общества в педагогах-психологах, способных креативно решать проблемы субъектов образовательной деятельности, и недостаточной пред-

ставленностью в психологической науке теоретических оснований для разработки модели развития креативного мышления у студентов - будущих педагогов-психологов. Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования психолого-педагогических условий развития креативного мышления студентов. В практическом плане - проблема создания модели и выбора средств развития креативного мышления у будущих педагогов-психологов.

Объект исследования - креативное мышление студентов - будущих

педагогов-психологов.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития креативного мышления студентов - будущих педагогов-психологов на

факультете психологии.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение психолого-педагогических условий развития креативного мышления студентов - будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе.

Гипотеза исследования. Развитие креативного мышления будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе становится возможным тогда, когда реализация специальной программы обеспечивает:

- фо рмирование знаний о современных теориях и концепциях профессионального мышления, о сущности креативного мышления, о психологической инерции как препятствии в развитии креативного мышления, о качествах креативного мышления педагога-психолога;

- развит ие ассоциативности, интуитивности, метафоричности как свойств креативного мышления;

- актив изацию психических процессов внимания, воображения, восприятия, ощущения пространства.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «креативное мышление педагога-психолога».

2. Определить зависимость развития креативного мышления у студентов - будущих педагогов-психологов от их личностных характеристик.

3. Разработать и внедрить модель развития к реативного мышления студентов - будущих педагогов-психологов.

4. Определить результативность экспериментальной программы по развитию креативного мышления у педагогов-психологов.

Методологическую основу исследования составили философские представления о творческой сущности личности, психолого-педагогические представления о креативном мышлении и идеи гуманизации образования.

Исследование базируется:

- на психолого-философских теориях творчества (В.И.Вернадский,

A. Л. Никифоров, В .И. Николко, В.А. Пантурин, Я.А.Пономарев, А.П. Тря-пицина, B.C. Шубинский, А.Г. Шумилин, А. Бергсон, В. Франкл, 3. Фрейд);

- на современных представлениях о сущности, структуре и механизмах креативного мышления (Ф. Баррон, Д.Б. Богоявленская, Э. Боно, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, А.Ф. Осборн, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, А. Ротенберг, С.Л. Рубинштейн, Р. Стернберг, К.В. Тейлор, O.K. Тихомиров, Е.П. Торранс, Г. Уоллес);

- на концепциях влияния социальной среды на развитие личности (А. Адлер, Э. Берн, Я. Корчак, В.И. Панов, В.М. Минияров, В.В. Рубцов,

B.А. Ясвин);

- на концепциях личностно-ориентированного образования и обучения (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, A.B. Петровский, И.С. Якиманская);

- на концептуальных положениях и взглядах теоретиков педагогической психологии и педагогики высшего образования (Б.Г. Ананьев,

В.И. Андреев, А А. Вербицкий, В.В. Давыдов, И А. Зимняя, И.И. Ильясов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.Я. Ляудис, Н.Ю. Посталюк, АА. Реан, В А. Якунин).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован следующий комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: метод теоретического анализа (проведено обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы); методы наблюдения, беседы, анкетирования; метод моделирования психолого-педагогического практикума, направленного на развитие креативного мышления у студентов факультета психологии; экспериментальный метод (осуществлен психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и постформирующий этапы); метод анализа продуктов деятельности (результатов тестирования студентов до и после проведения эксперимента); методы статистической обработки результатов исследования (критерий Стьюдента, метод ранговой корреляции Спирмена).

Новизна исследования:

- конкретизировано содержание понятия «креативное мышление педагога-психолога» (это свойство личности, проявляющееся в интеллектуальной активности, состоящее в генерировании новых идей, поиске путей практического решения оригинальных, нестандартных ситуативных задач, выборе наиболее продуктивных стратегий деятельности педагога-психолога);

- определены психолого-педагогические условия развития креативного мышления студентов [(освоение студентами знаний о креативном мышлении осуществляется в ракурсе осмысления профессиональных проблем; развитие ассоциативности, инициативности, метафоричности мышления базируется на овладении приемами оригинального решения задач; активизация психических процессов (внимание, воображение, восприятие, ощущение пространства) предусматривает овладение методами преодоле-

ния психологической инерции в мышлении и поведении];

- обосновано содержание процесса развития креативного мышления у студентов - будущих педагогов-психологов, которое находит свое отражение в программе (теоретический раздел программы: формирование представлений о теориях и концепциях креативного мышления и о его месте в профессиональном творческом мышлении, о личностных качествах, обеспечивающих эффективность креативного мышления в профессиональной деятельности педагога-психолога; - практический раздел: развитие внимания, воображения, восприятия, ощущения пространства, ассоциативности, интуитивности, метафоричности, мыслительных операций

анализа и синтеза);

- определена зависимость развития креативного мышления студентов - будущих педагогов-психологов от локуса контроля и направленности личности (будущие педагоги-психологи с интернальным локусом контроля чаще имеют высокий и средний уровни креативного мышления, чем студенты с экстернальным локусом контроля. Высокий и средний уровни креативного мышления в большей мере свойственны студентам с направленностью «на дело», чем студентам с направленностью «на себя» и «на

взаимоотношения»);

- разработана и внедрена модель развития креативного мышления студентов - будущих педагогов-психологов [цель (развитие креативного мышления студентов - будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе); подходы (биологический и социальный, где механизмами развития выступают интуиция и инсайт); психолого-педагогические условия реализации модели (проблематизация содержания образования и обучения; стимулирование ответственности и независимости при выполнении учебных заданий; акцент на собственных разработках, наблюдениях, обобщениях; занятие рефлексивной позиции преподавателем и студентом; развитие сензитивности, ассоциативности, воображения и фантазии; учет лич-

ностных особенностей студентов при создании творческой среды); методы (диалогический, моделирование творческих ситуаций, развивающие игры и упражнения); прогнозируемый результат (вербальная и невербальная креативность, креативное мышление будущих педагогов)].

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволят осуществить широкий подход к решению проблемы развития креативного мышления у будущих педагогов-психологов; определение психолого-педагогических условий развития креативного мышления у будущих педагогов-психологов будет способствовать обогащению психолого-педагогической теории в части, относящейся к определению процесса формирования креативного мышления у студентов в вузе. Результаты исследования помогут повышению теоретического уровня преподавания научных дисциплин за счет включения в их содержание знаний о реализации креативного мышления в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование деятельности преподавателя вуза в аспекте развития креативного мышления у студентов - будущих психологов, в разработке системы занятий по развитию креативного мышления. Разработанная и апробированная программа развития креативного мышления у студентов является реальной предпосылкой обновления содержания образования на психологических факультетах. Полученное в результате исследования знание о специфике проявления креативного мышления студентов с различным локусом контроля и с различной социальной направленностью может быть положено в основу проектирования содержания спецкурсов в системе повышения квалификации психологов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Современным обществом востребованы творчески активные специалисты, способные эффективно включаться в профессиональную деятельность, быстро адаптироваться к социально-экономическим изменени-

ям в обществе. Однако современное образование, в течение длительного времени ориентированное на передачу знания, не в полной мере обеспечивает формирование специалистов, способных творчески решать профессиональные задачи. Одним из возможных способов решения проблемы формирования активной творческой личности в процессе обучения в вузе является целенаправленное развитие креативного мышления будущих педагогов-психологов.

2. Стратегия деятельности преподавателя вуза по развитию креативного мышления будущих педагогов-психологов базируется на реализации программы, которая обеспечивает: а) овладение студентами знаниями о современных теориях и концепциях творческого мышления психологов как одной из базовых компетенций профессии психолога, о сущности креативного мышления и способах его развития, о психологической инерции как препятствии в развитии креативного мышления, о качествах, необходимых для проявления креативного мышления в профессиональной деятельности педагога-психолога; б) развитие внимания, воображения, восприятия, ощущения пространства; в) развития активности, ассоциативности, интуитивности, метафоричности как свойств креативного мышления.

3. Деятельность преподавателя по развитию креативного мышления будущего педагога-психолога становится успешной тогда, когда освоение студентами знаний сочетается с осмыслением и анализом способов нестандартного решения профессиональных проблем; когда развитие креативного мышления студентов базируется на использовании метода диалога, позволяющего снимать проблемность ситуации в профессиональной деятельности, игровых ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность психолога; когда развитие ассоциативности, интуитивности, метафоричности, способности к аналитико-синтетическим операциям базируется на овладении специальными приемами оригинального решения профессиональных задач; когда развитие внимания, воображения, памяти, ощущения

пространства базируется на овладении способами преодоления психической инерцией в мышления и поведении.

Организация и этапы исследования.

Работа выполнялась на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского». В исследовании приняли участие 98 студентов дневной и заочной форм обучения психологического факультета.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (январь 2007 - июль 2008 г.) была выявлена необходимость развития креативного мышления студентов факультета психологии в ходе профессиональной подготовки, определены теоретические и практические подходы к проблеме, осуществлен подбор методов и приемов развития креативности, изучен обширный библиографический материал, сделаны теоретические обобщения по теме. В это же время было проведено исследование, позволившее ориентировочно определить уровень развития креативного мышления слушателей дневной и заочной форм обучения, подобраны методики исследования, выявлено отношение самих студентов к проблеме. Это позволило наметить дальнейшие пути исследования, сделав особый акцент на личностном подходе при рассмотрении всех аспектов проблемы, определить тему, предмет, цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу.

Второй этап исследования (август 2008 г. - ноябрь 2009 г.) связан с осуществлением экспериментальной проверки выдвинутых в виде гипотезы предположений. Эта работа включала следующие стадии:

- подбор комплекса тестов для определения личностных особенностей и актуального уровня креативного мышления испытуемых;

- создание программы психолого-педагогического практикума;

- согласование с администрацией возможности создания креативной

и

среды обучения;

- проведение формирующего этапа эксперимента и повторного тестирования.

Третий этап (декабрь 2009 г. - февраль 2010 г.) включал обработку полученных данных, составление выводов, публикацию результатов и оформления текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием его методологии поставленной проблеме; применением комплекса методов, адекватных предмету исследования; подтверждением гипотезы на теоретическом и практическом уровнях; репрезентативностью выборки; возможностью воспроизведения результатов экспериментальной работы и значимостью полученных в эксперименте данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в программе, в десяти статьях, а также в тезисах докладов. Они были обсуждены на научно-практических конференциях (Пенза - 2009, Самара - 2011, Кострома -2010, Таганрог - 2011, Москва - 2011), на всероссийской конференции по интеграции теории и практики формирования творческой активности студентов (Самара - 2011). Доклады соискателя по текущим результатам диссертационного исследования были заслушаны на заседаниях кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского». Окончательные результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1 Теоретические и практические проблемы развития креативного мышления

1.1 Понятие креативного мышления в зарубежной и отечественной психологии

Как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают, что творчество как предмет научного познания обладает своеобразной спецификой: его не только сложно изучать, но трудно даже охарактеризовать. Понятие «креативное мышление» представляет собой сложное сочетание понятий «креативность» и «творчество». Рассмотрим, что собой представляет понятие «креативность».

Существует проблема перевода понятия «креативность» в разных языковых культурах. Второй сложностью, связанной с обобщением исследований по проблеме творчества, являются трудности перевода. В исследованиях западных психологов широко используется термин "креативность", который, в зависимости от контекста, означает и "творчество", и "способность к творчеству" ("творческость"), и "творческое мышление". В русскоязычной литературе каждый из этих терминов означает отдельное понятие. В то же время встречаются исследования, где эти понятия не разводятся и нередко одно подменяется другим

Понятие креативности многими авторами полностью ассоциируется с творчеством, обозначающим мыслительный процесс по решению творческих задач [196, 217]. Мы этой позиции и будем придерживаться.

Проанализировав различные подходы к определению творчества, существующие в настоящее время, выделим пять типов определений. Рассмотрим взгляды современных исследователей в контексте этих подходов, ссылаясь на более ранние работы как зарубежных, так и отечественных авторов.

В своих исследованиях А. Ребер дает следующее определение в контексте этого подхода: "Креативность - психический процесс, который приводит к уникальным и новым решениям, идеям, положениям, художественным формам, теориям или продуктам". Однако к самой новизне разные авторы подходят по-разному. Так, по JLJL Тёрстону, не важно, признает ли идею новой общество; важно, чтобы она была новой для самого творца. Напротив, М. Стайн, считает, что новизна должна определяться в терминах культуры, т.е. признаваться современниками. В своих исследованиях М. Генле считает творческим такое решение, когда его новизна обусловлена отражением некоего аспекта гармонии в природе. Отечественные психологи связывают творчество с "порождением психических новообразований: обобщенных знаний - по В.В. Давыдову; целей и смыслов - по А.Н. Леонтьеву, O.K. Тихомирову; способов действий - по Я.А. Пономареву; познавательных мотиваций - по A.M. Матюшкину; перцептивных образов - по В.П. Зинченко" [98, 4].

Сущхшуюг определения, в которых креативность противопоставляется конформности. К ним относятся определения P.C. Крачфилда и Р.К.Уилсона, которые, противопоставляя креативность конформности, подчеркивают привнесение оригинальности. Новый взгляд на проблему высказал Е.К. Старквезэр считая, что творческий человек свободен как от конформизма, так и от нонконформизма.

Есть определения, включающие понятие процессуальности. Е.К. Спирмен рассматривал творчество как процесс видения или создания взаимосвязей как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Четыре "шага" творческого процесса выделил Г. Уоллес: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр. Этот подход затем развивали А.Ф. Осборн, К. Патрик, С.Дж. Парне, Э. де Боно [26] и др. В своих работах Е.Торранс указывает, что практически «процесс Уоллеса» лежит в основе любого существующего метода систематического обучения креативному мышлению. С этих же позиций рассматривают творчество большинство отечественных психологов (В.Н. Пушкин,

Я.А. Пономарев, CA. Рубинштейн и др.). Так, Я.А. Пономарев определяет творчество как "взаимодействие, ведущее к развитию" [141]. В своих работах А.М. Столяров характеризует его как "процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцом и объектами творчества, как единство познания и преобразования" [188]. Сам Е. Торранс, предлагая определять творчество как процесс, указывает, что, "определив творчество как процесс, можно ставить вопросы о том, какого типа личностью надо быть, чтобы реализовать такой процесс, какая среда ему способствует и какой продукт получается в результате успешного завершения

этого процесса" [217].

Подход к пониманию термина «творчество» с позиции умственных способностей был раскрыт Дж. Гилфордом. Этот подход позволяет (вместе с процессуальным подходом) рассматривать творчество через понятие "креативное мышление". Дж. Гилфорд выделил понятие "дивергентное мышление" как порождение множества идей, а также новой оригинальной, необычной информации. Однако он не сводит креативное мышление к одному лишь дивергентному мышлению; оно также включает чувствительность к проблемам, способность к переопределению и др. К позиции Дж. Гилфорда близки взгляды отечественных исследователей А.М. Матюшкина, A.B. Брушлинского, В.В. Шадрикова и др. [111,30, 209].

Пятая группа определена подходом, основанном на определении уровней творчества. По мнению А. Тэйлор существуют такие уровни творчества:

- экспрессивное творчество - спонтанное рисование у детей;

- продуктивное творчество является ограниченной и контролируемой свободной игрой, поставляет научные и художественные продукты;

- инвентивное (изобретательское) творчество, когда изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках;

- инновационное творчество - улучшение через модификацию;

- порождающее творчество - выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникнуть новые движения и школы [217, 8].

В последнее время в ключе этого подхода некоторые исследователи выделяют "большую" креативность, вносящую изменения или дополнения в существующее знание и "малую", такую, как, например, умение подбирать

цветовую гамму в интерьере (Д. Фелдман)".

Таким образом, можно отметить, что большинство исследователей склонно «творчество» или «креативность» рассматривать, не отделяя эти понятия от понятий «мышление», «творческое мышление» или «креативное мышление».

В современных исследованиях перечисленные подходы нередко комбинируются. Так, с нашей точки зрения, рассмотрение особенностей креативного мышления требует подхода как с позиций процессуальное™ (по Е.П. Торрансу), так и с когнитивных позиций (по Дж. Гилфорду).

За последние десятилетия возникли новые подходы к пониманию понятия креативности с позиций ее направленности на адаптацию и социализацию личности. Так, например, Е. Торренс считал, что: "Творческое решение требует перекомбинирования старых элементов в новые конфигурации - в зависимости от того, что необходимо сейчас" [217]. К этой характеристике близко определение Ф. Баррона: "Творчество - это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это, в основном, способность осмысленно включать в жизнь что-то новое (хотя этот процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым). Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает возможности роста и выживания".

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ледовских, Ирина Александровна, 2012 год

Библиография

1. Алексеев, Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе //Научное творчество (сб.). - М.: 1969. -165с.

2. Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития //Психологический анализ учебной деятельности. - М: Изд-во ИП РАН, 1991.-183с.

3. Анастази, А. Психологическое тестирование /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. -М.: Мир, 1982. - 87с.

4. Активизация мышления студентов (сб.). - Рига: Звайтзне, 1976. -166с.

5. Активизация форм и методов развития духовной кулыуры и личности студентов (сб.). - Вологда: Изд-во ВГПИ, 1991. - 67с.

6. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380с.

7. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: методическое пособие. - М.: Высш. шк., 1981.-240с.

8. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. кн. 1. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1997. -621с.

9. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. кн. 2. - Казань: изд-во Казанского университета, 1997. -315с.

10. Андреева, ИА Медико-психшогаческие обследования курсантов вузаМВДв связи с задчами профессионального отбора и психопрофилактики. Авгореф. канцд психл. - СПб.: 1996.-24с. Арсенова, С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки. Дисс... к.п.н.-М.: 1990.

11. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М.: 1990. -213с.

12. Байков, Ф.Я. Ученье и творчество. - Л.: Лениздат, 1979. ~ 149с.

13. Балл, Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. - 183с.

14. Барышникова, E.JI. Особенности эмоционального состояния креативных детей:Дисс.канд.психол.наук; 19.00.07. -М.,2000.-340с.

15. Басин, Е.Я. Двуликий Янус. - М.: Знание, 1996. - 146с.

16. Батищев, Г.С. Диалектика творчества. - М.: 1984. - 92с.

17. Берак, O.JI. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе. Дисс. к.п.н. 1986.

18. Бердяев, H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: 1989.-251с.

19. Березин, Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.: 1987. - 312с.

20. Библер, B.C. Мышление как творчество (введение в логику мыслительного диалога). -М.: 1975. - 165с.

21. Бирюков, С.Д. Генетические особенности пластичности поведения человека. Автореф. канд. диссертации. - М.: Институт психологии АН СССР, 1988.-186с.

22. Блонский, П.П. Память и мышление. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. - М.: 1979.

23. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов: 1983. - 173с.

24. Бодалев, A.A. Психология личности. - М.: 1988. - 121с.

25. Боно, Э. Рождение новой идеи. - М: Прогресс, 1976. - 152с.

26. Братина, H.H., Доброхотова, Т.А. Эмоциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1988. - 208с.

27. Брунер, Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 412с.

28. Брушлинский, A.B. Мышление и прогнозирование. - М.: 1979. - 84с.

29. Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96с.

30. Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Логос, 1996. - 134с.

31. Брюггер, К.Х. Пути формирования творческого мышления школьников //Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности //(сб.)-Уфа: 1985. - С.42-48.

32. Буш, Г.Я. Диалогика и творчество. - Рига: Авотс, 1985. - 220с.

33. Варламова, Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Автореф.... к.п.н. - М.: 1997. -20с.

34. Васильев, И.А. Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышле-ние.-М.: 1980.-178С.

35. Веккер, JIM. Психические процессы: В 2 т. Мышление и интеллект.-JI.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 342с.

36. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991. -204.

37. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. - Киев: 1985. - 174с.

38. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987. -355с.

39. Вильчек, В.М. Алгоритмы истории. - М.: Прометей, 1989. -236с.

40. Возможные миры или создание практики творческого мышления: пособие для преподавателей. ~М.: Интерпрэке, 1994. - 128с.

41. Володарская, И.А., Митина, А.Н. Педагогические цели обучения в современной высшей школе. - М.: йзд-во МГУ, 1989. - 72с.

42. Воропаев, М.В., Козодаев, A.B.. Выявление личностных факторов, связанных с успешностью профессиональной деятельности //Психопедагогика в правоохранительных органах. - М.: 1996, №1.

43. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, Педагогика, 1967.-23 Ос.

44. Галин, А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1989. -278с.

45. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу "Психология человека". - М.: Росс. Пед. аген-

125

ство, 1998. -272с.

46. Гарбусевич, С.А., Зорин, Г.А. От деловой игры - к профессиональному творчеству. - Минск: Изд-во БГУ, 1989. -192с

47. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы исследования. -М.: Изд-во ИПАН, 1988. - 159с.

48. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI в. - М.: 1997. -219с.

49. Гилфорд, Дж. Природа умственного развития человека. - М.: Прогресс, 1967. - 306с.

50. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления /Под ред. A.M. Матюшкина. - М.: 1965. - 210с.

51. Гиппиус, СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.-СПб.: Речь, 2001.-346с.

52. Гирнык, А.Н. Методологические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодежи. Дисс... к.п.н. - Львов: 1982.

53. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М.: Госком РФ по ВО, 1995. - 384с.

54. Грановская, P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: Иматон, 1994. - 239с.

55. Григоренко, Е.А., Кочубей, Б.И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами //Новые исследования в психологии. - М.: 1989, №2.-С. 15-20.

56. Груздев. Г., Груздева, В. Педтехнология эвристического типа //Высшее образование в России. - М.: 1996, №1. - С. 117-121.

57. Гуревич, K.M., Горбачева, Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. - М.: Знание, 1992. - 80с.

58. Гурова, Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Изд-во Воронеж, 1976. -327с.

59. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. -541с.

60. Данилова, В.JI. Практическое обучение решению творческих задач в США //Вопросы психологии. - М.: 1976, №4. - С. 160-169.

61. Деятельность правоохранительных органов в зарубежных странах. Вып. 1.-М.: 1999.-87с.

62. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. -М.: Изд-во ПЛАН, 1988. - 354с.

63. Дмитриев, Г.Д. Критический анализ дидактической мысли США. -М.: 1987.-208с.

64. Дорфман Л.Я. Ковалева, Г.В. Основные направления исследований креативности в науке искусстве. Вопросы психологии. - М.: 1999, №2. - С. 101 -106.

65. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. - М.: Лан-терна-Вита, 1995. - 150с.

66. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. Серия "Мастера психологии". - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 368с.

67. Дружинин, В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность //Психологический журнал. - М.: Т. 15, №4. -С.83-93.

68. Дункер, К. Психология продуктивного мышления //Психология мышления: сб. переводов /Под ред. A.M. Матюшкина. - М.: 1965. -269с.

69. Дьяченко, М.Н., Кандыбович A.A. Психология высшей школы. -Минск: Изд-во БГУ, 1978. - 319с.

70. Железовская, Г.Н., Елисеева, A.B. Педагогика развития творческой личности. - Саратов: Лицей, 1990. - 324с.

71. Журавлева, Т.Л, Активизация профессионального саморазвития слушателей вузов МВД России. Автореф.... к.п.н. -СПб.: 1998. -23с.

72. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 160с.

73. Залеская, С.Н. Соотношение представлений о профессионально важных качествах и особенностях самооценки молодых сотрудников милиции. Автореф. ... к.п.н. - Тверь: 1999. -21с.

74. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - МУ. Логос, 1999. - 384с.

75. Зинченко, В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии, - М.: 1994. - 294с.

76. Иванов, Н.Я., Личко, А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. - М.: Фолиум, 1994. - 64с.

77. Изард, К. Эмоции человека. - M. : 1980. - 138с.

78. Ильин, Е. Современное образование в зеркале трех революций //Alma mater (Вестник ВШ). - М: 1997, № 1. - С. 13-27.

79. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. - М.; 1992.-127с.

80. Индивидуальность и способности //Под ред. В.Н. Дружинина и др. М.: Изд-воИПАН, 1994. -214с.

81. Ирина, В.Р., Новиков A.A. В мире научной интуиции. - М.: 1978. -154с.

82. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. -200с.

83. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-воМГУ, 1983. - 168с.

84. Канн, С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов. Автореф.... к.п.н. - Рязань: 1997. - 16с.

85. Кант, И. Сочинения. Т.6. -М.: 1968. -348с.

86. Каплунович, И.Я. Значение пространственного мышления в формировании творческого мышления учащихся //Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности (сб.). - Уфа: 1985.-С.79-81.

87. Кедров, Б.М. О теории научного открытия. В кн. Научное творчество. -М.: 1969. -267с.

88. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: ПЦ Эксперимент, 1995.-176с.

89. Ковалева, Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в современном решении творческих задач. Автореф.... к.псих.н. - М.: 1994.-19с.

90. Кони, А. Ф. Собрание сочинений. 8 т. - М.: Т.З. -С.7.

91. Косов, Б.Б. Творческое мышление, восприятие, личность. - М.Воронеж: 1997. -47с.

92. Костицкий, М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. - Киев: 1990. - С. 178-190.

93. Котов, Д.П., Шиханцов Т.П. Психология следователя. - Воронеж: 1977.- 101с.

94. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. - М.: Интор, 1995. - 46с.

95. Кудрявцев. Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975.- 303с.

96. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: Природа и развитие// Психологический журнал. - 2001 - Т,22. - №5. - с.57-68

97. Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников. - Л.: 1967. - 320с.

98. Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика, 1970. -231с.

99. Кутырев, В.А. Осторожно: творчество! //Вопросы философии. - М: 1994, №7-8.

100. Лантик, Я. Развитие теории и практики педагогики творчества. Авто-реф. ... д.п.н. -М.: 1994. -36с.

101. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.-279с

102. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Избранные психологические произведения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1983, т.2. - 186

103. Лендер, И .Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей //Научное творчество (сб.), - М.: 1969. -123с.

104. Лук, А.Ц. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 89с.

105. Лук, А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 116с.

106. Майданов, A.C. Процесс научного творчества - М.: Наука, 1983. -

129

189с.

107. Маслоу, А. А. Самоактуализирующаяся личность //Психология личности /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и A.A. Пузырея. - М: 1985. - 164с.

108. Матюшкии, A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления. В кн. Научное творчество. - М,: 1969. - 196с.

109. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. -208с.

110. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. - М.: 1989, №6. - С.29-33

111. Матюшкин, A.M. Загадка одаренности. - М.: Школа-Пресс, 1993. -

239с.

112. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 240с.

113. Медакова, И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. Автореф.... к.п.н. -М.: 1995. - 20с.

114. Меерович, М.И. Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. -Мн.: Харвест, М.:АСТ,2000. -432 с.

115. Мелик-Пашаев, A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. - М.: 1998, №1. - С.21

116. Мерлин, B.C. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь: 1988.-332с.

117. Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь: 1990. - 126с.

118. Микалко, Тренинг интуиции. - СПб. Литер,2001. - 192 с.

119. Минияров, В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности: Учебное пособие. - Самара: АО "Корпорация "Федоров", 1997. - 120с.

120. Морозов, И.М. Природа интуиции. - Минск: 1990. - 168с.

121. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. —218с.

122. Мышление учителя: личностные механизмы и понятий аппарат /Под ред. Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1990. -102с.

123. Мэлоун, Сэмюэл А. Навыки мышления для менеджера. Серия "1000 секретов успеха". -Ростов-н-Д.: Феникс, 1997. - 320с.

124. Намазов, В.Н., Жмырикова, А.Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. - М.: 1988.- 183с.

125. Немов, Р. Психология: Психология образования. - М.: 1995. Кн.З.-

308с.

126. Ниренберг, Дж.И. Искусство творческого мышления. - Минск: 1996.-

236с.

127. Одаренные дети //Под ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.-289с.

128. Оконь, В. Введение в общую дидактику (пер. с пол.) - М.: 1990, -

381с.

129. Ожиганова, Г.В. Диагностика формирования креативности у детей в процессе учебной деятельности. //Психологический журнал. 2001. -Т.22. -№2. с.75-85.

130. Олах, А. Творческий потенциал и личностные перемены //Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. Науковедение. - М.: 1968,№4.-С.69-73.

131. Основы психофизиологии: учебник /Отв. ред. Ю.И. Александров. -М.: ИНФРА-М, 1998. - 432с.

132. Падалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии.- М.: 1985.-125с.

133. Панкурин, В.А. Внутренний мир личности и искусство. - Свердловск: 1990.-318с.

134. Пейсахов, Н.М. Практическая психология. - М.: Просвещение, 1981.-382с.

135. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: 1992. -

152с.

136. Платонов, К.К. Проблемы способностей. -М.: 1972. -253с.

137. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. -285с.

138. Пойя, Д. Как решать задачу. Пособие для учителя. - М.: Учпедгиз, 1961.-207с

139. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления. - М.: АПН РСФСР, 1960.-352с.

140. Пономарев, Я. А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -303с.

141. Пономарев, Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества /Интуиция, логика, творчество /Под ред. М.И. Панова. - М: 1987.-С.5-23.

142. Пономарев, Я.А. Психология творчества /Яенденции развития психологической науки. - М: Наука, 1988. - С.21-25.

143. Попова, JI.B. Виды одаренности и подходы к их диагностике в современной американской психологии //Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы всесоюзной научной конференции "Человек в системе общественных отношений". -М.: 1991,-С.176-182.

144. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. - Казань: Изд-во КРУ, 1989. - 208с.

145. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. A.A. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 130с.

146. Пригожий, Р.И. Философия нестабильности //Вопросы философии. -М.:1991,№6.-С.26.

147. Психологическая оценка и прогнозирование профпригодности военных специалистов. - М.: Воениздат, 1988. -с.213.

147.Психологические исследования творческой деятельности /Под ред. O.K. Тихомирова. - М.: 1975. -215с.

148. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440с.

149. Психология мышления (сб. переводов). -М.: 1965. - 178с.

150. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. ~М,: АКАДЕМИЯ, 1996. - 208 с.

151. Психология развивающейся личности /Под ред. A.B. Петровского. -М.: 1987.-171с.

152. Психология: Словарь /Под ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевско-го. 2е издание. -М.: Политиздат, 1990. - 494с.

153. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная /Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990. -235с.1

154. Психология формирования и развития личности (сб.) - М.: Наука, 1981.-320с.

155. Пушкин. В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. -271с.

156. Развитие и диагностика способностей (сб.). - М. : Наука, 1991. - 268с.

157. Развитие психических функций взрослых людей /Под ред. Б.Г. Ананьева и Е.С. Степановой. - М.: Педагогика, 1972. - 248с.

158. Разработка форм и методов активизации творческой деятельности студентов (сб.). -M.: 112с.

159. Разумникова, О.М., Шемелина, О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности //Вопросы психологии. -М.: 1999, №5. -С. 130-139.

160. Рахимов, А.З. Формирование творческого мышления //Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности //(сб.) -Уфа: 1985. -192с.

161. Реан, A.A. Психология познания педагогом личности учащегося. -М.: Высш. шк., 1990. -211с.

162. Роджерс, К. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. -М.:1990,Ш.-С. 164-168.

163. Розетт, И.М. Исследования эвристической деятельности и их значение для понимания творчества //Научное творчество (сб.). - М.: 1969. -152с.

164. Розетт, И.М. Психология фантазии: экспериментально-творческое исследование закономерностей продуктивной умственной деятельности. - Минск: 1977. - 172с.

165. Розов, А.И. Экспериментальное исследование эвристической деятельности при использовании лингвистического материала//Вопросы психологии. -М.: 1968, №6. -С.34-35.

166. Ротенберг, B.C. Две стороны одного мозга и творчество //Интуиция, логика, творчество /Под ред. М.И. Панова. ~М.: 1987. - С.36-54.

167. Рошка, А. Развитие гибкости и творческого характера мышления //Вопросы психологии. - М.: 1966, № 4. - С. 15-17.

168. Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. -458с.

169. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. - СПб.: Питер, 1998.-705с.

170. Рубцов, В.В. Основы социально-генетической психологии. - М.: Изд-во "Институт практической психологии" - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1996. - 169с.

171. Русалов, В.М., Полтавцева, Л.И. Темперамент как предпосылка творческих способностей //Журн. высш. нервн. деят. т. 47. -М.: 1997, №3. -С.451 -459.

172. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума. - М.: 1962. - 244с.

173. Самарин, Ю.А. Системность и динамичность умственной деятельности как основы творчества. В кн. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности. -М.: 1964. - 228с.

174. Сафонцева, СВ., Воронин, А.Н. Влияние экстраверсии/ишраврсии на взаимосвязь интеллекта и креативности. Психологический журнал. -М.:2000,№5.-С36.

175. Селье, Г. От мечты - к открытию (как стать ученым). - М.: Прогресс, 1987.-367с.

176. Семенов, И.Н. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач: Автореф. дисс... к.п.н. ~М.: 1980. - 23с.

177. Семенов, И.Н., Степанов СЮ. Продуктивность личностного компо-

134

нента мышления при дискурсивном решении творческих задач //Вопросы психологии. - М.: 1979, №6. - С.33-35.

178. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 270с.

179. Собчик, JI.H. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Инт.-прикл. психологии, 2000. - 512с.

180. Солдатова, E.JI. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Автореф. ... к.п.н. -СПб.: 1996.-16с.

181. Стернберг, Р., Григоренко, Е. Инвестиционная теория креативности. Психологический журнал. -М.: 1998, №2.

182. Степанов, С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека. М.:Наука, 200.-174 с.

183. Степанов, С.Ю., Семенов, И.Н. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и методы изучения//общая, дифференциальная и прикладная. - М., 1990.- С.64-91

184. Столяренко, A.M. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества //Вопросы психологии. -М.: 1989, №4.

185. Столяров, А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. -М.: Изд-во ВНИИПИ, 1988. - 194с.

186. Столяров, A.M. Методологические основы изобретательского творчества. - М.: Изд-во ВНИИПИ, 1989. - 232с.

187. Сычева, ДА. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач. Канд. дис. -М.: 1981. - 212с.

188. Татаринская, Е.В. Личностные факторы развития творчества //Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы всесоюзной научной конференции "Человек в системе общественных отношений". -М.: 1991. -С.215-230.

189. Творческая активность сознания. - Л.: изд-во ЛГУ, 1986. - 145с.

190. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого мышления и инженерных умений студентов. - М.: 1988. - 83с.

191. Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304с.

192. Тихомиров, O.K. Психологические исследования творческой деягель-ности.-М.: 1975.-344с.

193. Тихомиров, O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984. -

270с.

194. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии //Вопросы психологии. - М.: 1998, №4. -С. 123-132.

195. Третьяк, В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического институтаМВД. Научно-методическое пос. - Краснодар: 1996,- 109с.

196. Узнадзе, Д .Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: 1961. -57с.

197. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника. - Саратов: 1996. - 78с.

198. Фельдпггейн, В.И. Психология развивающейся личности. - М.: Изд-во "Институт практической психологии" - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1996.-55с.

199. Формирование творческого мышления студентов. - М.: 1990. - 122с.

200. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 240с.

201. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов (сб.). - Петрозаводск: Изд-во ПТУ, 1988. - 160с.

202. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю.Н. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М.: Просвещение, 1981. -350с.

203. Хазратова, Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды. Автореф. ... к.психол.н. -М: 1994. - 16с.

204. Хармен, Г. Современный факторный анализ. -М.: 1972. - 132с.

205. Чебьгкин, А.Я. Эмоциональная регуляция творческой умственной дея-

136

тельности //Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа: 1985. - С. 156-157.

206. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М: 1995. - 56с.

207. Шадриков, B.JI. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей. -М.: Наука, 1991. - 168с.

208. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. -320с.

209. Шеварев, П.А. О роли ассоциаций в процессах мышления //Исследования мышления в советской психологии. - М.: 1966. - 98с.

210. Шимин, К.И. Творческая личность будущего //Психологический журнал. -М.: 1995, №4. - С.56-57.

211. Шиянов, E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М: АСАДЕМА, 1999.-288с.

212. Щедровицкий, Г .П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности//Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. - М.: Изд-во НИИ проблем управления, 1983. - 223 с.

213. Эльконин, Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. - 88с.

214. Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов, -М.: Высш. шк., 1982. - 223с.

215. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М/. Флинта, \997. -С.%6-93.

216. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие /Европ. ин-т экспертов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1999. -639с.

217. Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества //Проблемы научного творчества в современной психологии.-М., 1971.-139с.

218. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. - 365с.

219. Adler A. Superiority and social interest: a collection of later writings. HL &

137

R.R. Ansbacher (etc). - Avenston 1L: Northwestern university press. 1964. -234p.

220. Amabile T.M. Social psychology of creativity: A consensual assesment technique //Pens. & Soc. Psychol. - 1982. V. 43. -P.997-1013.

221. Amabile T.M., Collins MA. Creatine //Manstead A.S.R., Hewstone M. (eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. - Oxford: Blackweli Publ., 1996. -P. 142—144.

222. Arieti S. Creativity: the magic syntesis. -N.Y: Basic Books, 1976. - &8p.

223. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality //Ann. Rev. of Psychol. V. 32.1981.-P.439-476.

224. Barron F. Putting creativity to work //R. Sternberg, T. Tardif (cds.). The nature of creativity. -Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P.76-98.

225. Bloom B.S. Developin talant in young people. - N.-Y.: Ballenting Books, 1985.-167p.

226. de Bono, E. New think: The use of lateral thinking in the generation of new ideas. - N.Y.: Basic Books, 1967. - 123p.

227. de Bono E. Serious creativity: Using the power of lateral thinking to create new ideas. -N.Y.: HarperCollins. 1992. - 215p.

228. de Bono E.. The 5 Day Course In Thinking Harmondsworth. 1982. -152p.

229. CattellR.B. Personality and learning theory. -N.Y.: Spring. 1979.- 167p.

230. Crutchfield R,S. Conformity and creative thinking //Contemporary approaches to creative thinking /Gruber H.E., Terrell G., Wertheimer M. (Eds.). -N.Y.: Atherton Press, 1962. -P. 120-140.

231. Csikszentmihalyi M. Society, culture, and person: A systems view of creativity /Ed. RJ. Sternberg. The nature of creativity. -N.Y.: Cambridge University Press. 1988. -P.325-339.

232. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discovert and invention. -N.Y.: Harper Perennial, 1997. - 79p.

233. Davidson J. The role of insight in giftedncss //R. Sternberg, J. Davidson (eds.). Conception ofgiftcd-ness. - Cambridge: Cambr, Univ. Press, 1990. -P.201-222.

234. Eysenck H.J. Creativity and personality: A theoretical perspective //Psychological Inquiry. 1993. V.4. -PJI47-178.

235. Feldhusen J. Meeting the Needs of Gifted Children and Teachers in a University Course//The Gifted Child Quarterly. 1977, №21.-P. 195-199.

236. Feldman D.N. Creativity: dreams, insights and transformation //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press, 1988. -P.271-297.

237. Feldman D.Y., Csikszemmihalyi M.. Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. - Yale: Yale Press, 1994. - 152p.

238. Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scintific approach //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. -Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P.298-324.

239. Gardner H. Creating minds. - N.Y.: Basic Books. 1993. - 172p.

240. Georgetown C. Laterality, implicit, mamory and attention disorde //Educat Studies. 1991. V.17 (1). -P. 15-23.

241. Gordon W. I. Sinectics. The Development of Creative Capacity. - N.Y.: 1961.-195p.

242. Gruber H.. DevisS. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem approach to creative thinking //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr, Press, 1988. P. 243- 270.

243. Guilford J.P. The nature of human intelligence. - N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967. ~281p.

244. Guilford J.P. Cognitive styles: what are they? //Educational and Psychological Measurement. 1980, Vol. 40, №3. - 147p.

245. Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. -Buffalo-N.Y: Bearly Limited, 1986. - 189p.

246. Guilford J.P. The nature of human intelligence. - N.Y.: McGraw-Hill, 1967. ~212p.

247. Heller K.A.Aims and methodological problems of an intervention study in gifted girls //Talent for the future: Social and personality development of gifted children:

139

proceedings of the Ninth World Conference of Gifted and Talented Children/Monks F.J., Peters W.A. M. (Eds.), 1993. -P. 149-154.

248. Humanistic Education: a Reconnaissanse. Prepared by L Hassard and DvoranNaven. Georgia State Univirsity, 1988. - 261p.

249. Kaplan S. Providing Programs for the Gifted and Talented: A Handbook. -Ventura CA: Office of the Ventura Country Superintendent of Schools, 1974.-27 lp.

250. Kris.E. Psychoanalytic explorations in art. - N.Y.: International Universities Press, 1952. -214p.

251. Kubie L.S. Neurotic distortion pflthe creative process.- Lawrence, KS: University of Kansas Press, 1958. - 143p.

252. LanglyP., Johns R. A computational model of scintific insight //R. Sternberg. T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press. 1988-P.177-201.

253. MacKinnon D. W. Personality and the realizatin of creative potential //Am. Psychologist. 1965. V. 20. -P.273-281.

254. Martindale C. Personality, situation and creativity //Glover J.A., Ronning R.R., Reynolds C.R. (eds.) Handbook of creativity. -N.Y.: Plenum. 1989. -P.211-232.

255. Maslow A. The farther reaches of human nature. - N.Y.: Viking Press, 1985. - 106p.

256. May R. The courage to create. - N.Y.: Norton, 1975. - 182p.

257. Mednick S.A. The associative basis of the creative process //Psychol. Rev. 1969,№2.-P.220-232.

258. 281.Moneta G. A model of scintisfs creative potential //Phylosof. Psychol. 1993. V. 6(1).- P.23-37.

259. Mooney R.L. A conceptual model for Integrating four approaches tq toe' identification of creative talent //Scientific creativity: its recognition and development JIaylor C.W., Barron F. (Eds.). - N.Y.: Wiley, 1963. -P.331-340.

260. Nichols R.C. Twin studies of ability personality and interests //Homo, 1978, V29. - 193p.

261. Osborn A. Applied Imaination. -N.Y.: 1957. - 188p.

262. Osborn A.F. Your creative power. - N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1948. -238p.

263. Parnes S.J. Can creativity be increased? //A source book for creative thinking /Parnes S.J., Harding H.F. (Eds.). - N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1962. -P.185-191.

264. Parnes S.J. Creative Behavior Guide book. -N.Y.; 1967. - 329p.

265. Parnes S.J., Harding H.F. (Eds). A sourse Book for Creative Thinking. 1969. -291p.

266. Patrick C. What is creative thinking! - N.Y.: Philosopnical Li-brary., 1955,- 193p.

267. Radford J., Buston A. Thinking: Its Nature and Development. L., - N.Y.Sydney-Toronto: 1974.-83p.

268. Reber A.S. The Penguin dictionary of psychology Harmondsworth, Middlesex: Penguin, 1985. - 167p.

269. Renzulli J. The Enrichment Traid Model: A Guide for Developing Programs for the Gifted and Talented. - Westersfield CT: Creative Learning Press, 1977. - 178p.

270. Rogers C. Towards a theory of creativity. In: The creativity guestion /Ed by Rotheberg A. and Housma. 1976. - P.300.

271. Rothenberg A. The process of Janusian Thinking in creativity //Archives of General Psychiatry. 1976, № 33. -P. 17-26.

272. Scientific Creativity: its recognition and development. 1963, №4. - P.40-41.

273. Selz O. Zur Psycologie des Produktiven Denkens und des hrtums. Bonn: 1922. - 182p.

274. Shostrome E. Personal orientation inventory. - N.Y.: Educat. and industrial testing service, 1966. - 188p.

275. Simonton D, Creativity, leadership and chance //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P.76-98.

276. Sisk D. Helping Children Knew Themselves //A Handbook of Bright Ideas Facilitating Giftedness /Cheny B. (Ed.).- Manatee FL: Manatee Gifted Program,

141

Manatee Junior College, 1976. - 298p.

277. Spearmen C Creative Mind. -London-Cambridge: 1930. -P.55.

278. Starkweather E.K. Creativity research instruments designed for use with preschool children //Assessing creative growth: The tests-book I /Biondi A.M„ Fames S.J. (Eds.).- Buffalo-N.Y.: Creative Education Foundation, 19.76.-P.79-90.

279. Stein M.L Creativity amd Culture //Joum. of Psychology. 1953, №36. -P.311-322.

280. Sternberg R. General intellectual ability //Human abilities by R. Sternberg.

1985.-P.5-31.

281. Sternberg R., Davidson S.E., etc. Conception ofgiftedness. - Cambnge:

1986.-318p.

282. Sternberg R.J., Davidson S.E. (Eds). The nature of insight. - Cambridge, MA: MT Press. 1994. - 160p.

283. Sternberg R>. Lubart T. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity. -N.Y.: Free Press. 1995. - 289p.

284. Storfer M.D. Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early environment. - San-Francisco-Oxford: Jossy-Bass Publ., 1990. -128p.

285. Tannenbaum A.J. Giftedness: a Psychosocial Approach //Conceptions ot Giftedness /Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986.-P.21-52.

286. Tardif T., Sternberg R. What we know about creativity? //R. Sternberg. T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press, 1988. -P.429-446.

287. Taylor LA. The nature of the creative process //Creativity /Smith P. (Ed.). -N.Y.: Hastings House, 1959. -P.51-82.

288. Taylor C.W. Various approaches to and dcfmions of creativity //R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press, 1988. -P.99-126.

289. Thurstone L.L. Creative talent //Applications of psychology /Thurstone L.L: (Ed.). -N.Y.: Harper and Row 1952. -P. 18-37.

290. Tollingerova D. Hodnoceni vykonu jako prostredek komunikace. - In: Labo-

142

rator Progromovaneo uceni. -Praha: 1970. - 189p.

291. Torrance E.P. Scientific views of creativity end factors effecting its growth. -Daedalus: Creativity and learning, 1965. -P.663-679.

292. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing //R. Sternberg, T. Tardif (cds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press, 1988. -P.43-75.

293. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking /Directions Manual and scoring guide. - Bensenville, II (USA): 1974. - 166p.

294. Wallas G. The art of thought. - N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1926. -196p.

Сформулированное понятие креативного мышления студента - будущего педагога-психолога позволило разработать и внедрить модель развития креативного мышления (См. рис. 1).

Рис. 1. Модель развития креативного мышления студентов - будущих педагогов-психологов

При целенаправленном формировании креативного мышления из поля зрения педагогов не должен уходить тот факт, что на его развитие влияют различные факторы: генотипичеекие особенности и среда. Отдельные авторы склонны утверждать, что доминирует второй фактор: креативное мышление детей есть результат культивируемых родителями стилей семейного воспитания (В.М. Минияров). Такой взгляд вписывается в идеи сторонников средо-вого воздействия, подчеркивая необходимость создания творческой среды в образовательном и профессиональном пространстве. При этом следует отметить, что как биологический, так в и социальный подход к развитию креативного мышления предполагает учет двух механизмов, обеспечивающих креативное мышление: интуиция и инсайт. Поэтому одним из условий развития креативного мышления является организация такой образовательной среды, где используемые упражнения и творческие ситуации обеспечивают проявление интуиции и инсайта.

Осмысление характеристик творческого мышления и обоснование условий его развития в учебном процессе психологического факультета позволили подобрать методики его диагностики и методы его развития у студентов. Критерии развитости творческого мышления (креативного процесса) были определены в учетом позиций большинства занимающихся проблемой авторов (А. Анастази, Д. Кемпбелл, Р. Стерберг и др.), выделяющих такие показатели, как: 1) творческий продукт; 2) личностные черты (качества ума). В качестве одной из основных методик выявления показателей творческого мышления было взято тестирование - выполнение тестов на креативность, позволяющих оценить способностью видения проблемы и оригинальность ее решения.

Тематический план и развивающая программа спецкурса

№ Наименование разделов и тем Кол-во часов

Л С

1 Психологические исследования проблемы творчества, творческого мышления, творческой личности. 2

2 Структура и механизмы творческого мышления, 2

3 Условия и факторы развития творческого мышления 2

4 Тренинг сензитивности и наблюдательности. 4

5 Тренинг воображения (пространственность, метафоричность, ассоциативность). 4

6 Тренинг творческого мышления постановкой проблем с созданием игровых ситуаций. 4

7 Тренинг аналитико-синтетического аппарата мышления 2

Содержание программы спецкурса

Лекция 1. Психологические исследования проблемы творчества, творческого мышления, творческой личности.

История изучения вопроса. Основные подходы к проблеме творчества. Виды творчества и его критерии. Понятие о креативности как способности к творчеству и как "универсальной познавательной способности". Когнитивно-процессуальный подход к проблеме творчества и творческого мышления. Творческая личность и ее место в структуре социума.

Лекция 2. Структура и механизмы творческого мышления.

Компоненты творческого мышления. Роль интеллекта, креативности, воображения, памяти, эмоциональной и волевой сфер в творческом мышлении. Модели творческого мышления в работах Г. Уоллеса, Дж. Гилфорда, Р. Стернберга, С. Медника. Структурно-уровневая модель творческого мышления Я.А. Пономарева. Критерии творческого мышления.

Лекция 3. Условия и факторы развития творческого мышления.

Средовой и генетический подходы к вопросу о развитии креативности и творческого мышления; роль микросреды в их детерминации. Необходимость творческого мышления как компонента профессионального мышления. Условия и методы развития компонентов творческого мышления в процессе вузовского обучения. Понятие о творческом саморазвитии.

Семинар 1. Тренинг сензитивности и наблюдательности.

Упр. 1. Рассмотрите предмет.

Упр. 2. Что изменилось?

Упр. 3. Уличный фотограф.

Упр. 4. Глаза товарищей.

Упр. 5. Определи точнее.

Упр. 6. Три точки

Упр. 7. Биография попутчика (внеаудиторное задание).

Семинар 2. Тренинг воображения (пространственность, метафоричность, ассоциативность).

Упр. 1. Метафоры.

Упр. 2. Глокая куздра.

Упр. 3. Ассоциации.

Упр. 4. Сумасшедшие идеи (метод Осборна).

Упр. 5. Решение проблемы методом синектики.

Семинар 3. Тренинг творческого мышления постановкой проблем с созданием игровых ситуаций.

Упр. 1. Поиск закономерностей.

Упр. 2. Определи проблему.

Упр. 3. Карты мышления.

Упр. 4. Использование метода брейнсторминга при решении проблем.

Семинар 4. Тренинг аналитико-синтетического аппарата мышления при рассмотрении причинно-следственных и прочих связей между объектами (частями объектов) и явлениями.

Методика «Сложные аналогии».

Приложение 2. Г. Свет - темнота Е. Враг - неприятель

В шифре предлагаются б пар слов, находящихся в определенных отношениях и обозначенных буквами от А до Е, Найдите в 20 парах слов аналогичные отношения и проставьте напротив каждой пары соответствующую букву. Время выполнения - 5 минут.

1. Испуг - бегство

2. Физика-наука

3. Правильно - верно

4. Грядка - огород

5. Пара-два

6. Слово - фраза

7. Бодрый-вялый

8. Свобода-воля

9. Страна-город

10. Похвала - брань

Шифр

А Овца - стадо Б. Малина - ягода В. Море - океан

11 .Месть - поджог

12. Десять - число

13.Плакать - реветь

14.Глава - роман

15.Покой - движение

16. Смелость - геройство

17. Прохлада—мороз 18.Обман - недоверие

19.Пение - искусство 20.

20.Тумбочка - шкаф

"Ключ" для обработки полученных данных.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В д Б В

Тест для определения невербальной креативности по ЕЛ. Торрансу (вариант А.Н. Воронина),

Ф.И.О._Пол_Дата_

Инструкция, Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую не придумает никто другой. Сделайте ее полной и интересной, добавляя .к нем новые идеи. Для пояснения рисунка необходимо дать ему название.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.