Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Рубан, Татьяна Геннадиевна

  • Рубан, Татьяна Геннадиевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 113
Рубан, Татьяна Геннадиевна. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Москва. 1998. 113 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Рубан, Татьяна Геннадиевна

Введение.

Глава 1. Синтез искусств и его роль в формировании музыкального восприятия у дошкольников.

Глава 2. Уровни и динамика развития музыкального восприятия у детей 5—7-го годов жизни. f т

Глава 3. Развитие у детей музыкального восприятия на основе взаимодействия различных видов искусства.

§ 1. Принципы отбора экспериментального материала и методы работы с детьми.

§ 2. Экспериментальные занятия с дошкольниками 5—7 лет по ознакомлению с синтетическими жанрами оперы и балета.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств»

Актуальность исследования. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и «музыкальный ширпотреб». Поддержанный индустрией радио и телевидения, растиражированный в бесчисленном множестве видео- и аудиокассет, бессодержательный и антихудожественный, он буквально захлестывает массового слушателя.

Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов (Г.Ш.Орджоникидзе, 1983).

Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. Эта проблема поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевс-кий, 1993, с. 159).

Воспитание такого слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие музыки — сложного многоуровневого явления — представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, — с возрастными особенностями ребенка-дошкольника.

Музыкальный образ — абстрактный, динамичный, развернутый во времени — сложен для ребенка-дошкольника, с его преимущественно наглядно-образным мышлением, малым по объему непроизвольным вниманием, только начинающим складываться преднамеренным запоминанием.

В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы — в силу своей наглядности, живое слово — поэзия, проза, - благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку в «дешифровке» музыкального художественного образа. Восприятие, переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства может облегчить ребенку овладение сложным музыкальным языком.

В дошкольной педагогике проблема взаимодействия искусств и его влияния на развитие музыкального восприятия у детей не получила достаточного освещения. Исследовались лишь отдельные ее аспекты. Так, С.П.Козырева (1985) изучала взаимодействие музыки и живописи и его влияние на изобразительное творчество детей. Г.П.Новикова (1994) рассматривала взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания дошкольников. В работе Р.М.Чумичевой (1995) проблема взаимодействия, синтеза искусств исследовалась с точки зрения развития личности дошкольника.

Обогащающее воздействие на ребенка различных видов искусства было положено Н.А.Ветлугиной и ее сотрудниками в основу разработки комплексных занятий, которые строились на основе принципа тематизма. Не отрицая правомерности подобного подхода, следует отметить, что взаимодействие различных видов искусства может стать более органичным при учете общих закономерностей художественного мышления, универсальности ряда компонентов художественного языка, общих закономерностей формирования художественных способностей в онтогенезе.

Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным, естественным в синтетических по самой природе жанрах, таких как опера и балет. Эти сложные жанры музыкального искусства в работе с дошкольниками практически не использовались, поскольку до настоящего времени не существовало методики ознакомления детей дошкольного возраста с оперой и балетом. Диссертационное исследование в какой-то мере восполняет этот пробел.

Актуальность темы диссертации определяется значимостью проблемы влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у дошкольников и малой ее разработанностью.

Объект исследования — развитие музыкальности у детей в условиях целенаправленных педагогических воздействий.

Предмет исследования - процесс развития музыкального воеприятия у дошкольников в условиях взаимодействия различных видов искусства.

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.

Задачи: 1) Разработать теоретические основы исследования; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для средней, старшей и подготовительной групп детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Гипотезы исследования.

Использование взаимодействия различных видов искусства на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному развитию музыкального восприятия у дошкольников. Основой репертуара, предлагаемого детям на специальных занятиях, могут стать синтетические жанры оперы и балета.

Главным условием эффективности формирования музыкального восприятия у детей дошкольного возраста является соответствие его основных линий логике развития этой способности в онтогенезе.

Использование на занятиях по слушанию музыки специально подобранных произведений художественной литературы и изобразительного искусства будет способствовать развитию у детей не только музыкального восприятия, но и художественной, и общей культуры.

Научная новизна работы. Проведено специальное исследование роли взаимодействия искусств (музыки, литературы и изобразительного искусства) и синтетических жанров оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Доказана эффективность системы занятий по слушанию музыки, построенной в соответствии с логикой становления музыкального восприятия в онтогенезе. Разработаны методики развития музыкального восприятия у дошкольников на основе синтеза искусств и ознакомления дошкольников с синтетическими жанрами оперы и балета; создана новая программа по слушанию музыки для детей 5-7 лет.

Теоретическое значение исследования заключается в доказательстве возможности эффективного развития музыкального восприятия у дошкольников на основе взаимодействия различных видов искусства; выявлении принципов их взаимодействия в процессе развития музыкального восприятия у детей; разработке одного из путей амплификации музыкального, художественного и общего психического развития ребенка.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке и широком внедрении новой программы по слушанию музыки для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада и методов развития музыкального восприятия.

Положения, выносимые на защиту.

1. Взаимодействие искусств, основанное на общих закономерностях художественного мышления и универсальности ведущих компонентов художественного языка, — эффективное средство развития музыкального восприятия у дошкольников.

2. Ознакомление детей на занятиях по слушанию музыки с высокохудожественными и доступными им произведениями жанров оперы и балета, синтетическими по самой своей природе, — результативный способ развития у них музыкального восприятия.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность занятий, являются: а) подбор специального музыкального репертуара и проведение линий его анализа, соответствующих логике развития музыкального восприятия в онтогенезе; б) организация интегрированных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов; музыкальное движение; рисование); в) целостное восприятие музыкального спектакля (посещение музыкального театра).

Достоверность полученных результатов связана с изучением большого количества литературных источников по педагогике и смежным наукам — психологии, искусствознанию, музыковедению; проведением констатирующего, формирующего и контрольных диагностических экспериментов; качественным анализом и математической обработкой полученных данных.

Апробация работы. Материалы исследования докладывались на Научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Бердянского пединститута (1991 г.); расширенных заседаниях лаборатории эстетического развития дошкольников Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (1997, 1998 гг.); обучающих семинарах для музыкальных руководителей в г.Москве (1994, 1995, 1996, 1997, 1998), Челябинске (1993), Волжском (1994, 1995), Вологде (1995, 1997), Сыктывкаре (1997).

Результаты исследования вошли в программу «Синтез» для детей 5-го года жизни, разработанную в соавторстве с К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.М.Шумовой, О.Л.Кабачек. Программа «Синтез» рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в дошкольных учреждениях и широко апробирована.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы; содержит 4 таблицы и одну диаграмму.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Рубан, Татьяна Геннадиевна

Результаты исследования подтвердили положения, о покомпонентном формировании музыкального восприятия в онтогенезе, наличии ведущих средств музыкальной выразительности, опосредующих восприятие эмоционально-образного содержания музыкального произведения, и основных тенденциях в развитии музыкального восприятия на этапе дошкольного детства /К.В.Тарасова, 1988/.

Вместе с тем исследование показало, что синтез искусств является мощным стимулирующим фактором в развитии музыкального восприятия, что выразилось в проявлении этих тенденций в более раннем возрасте и у большего количества детей. Об этом свидетельствует сравнение данных полученных нами в диагностических обследованиях (ДЗ, Д4) с данными, приведенными в работах К.В.Тарасовой и Н.В.Корчаловской (1987).

Детей 7-го года жизни, достигших высокого (согласно разработанным в исследовании критериям) уровня развития музыкального восприятия, отличали: значительный интерес к музыке и высокая активность на занятиях; умение свободно ориентироваться в содержании и выразительных средствах музыки, слышать музыкальный образ в развитии, развернутый план музыкальной интерпретации и способность к самостоятельным сравнениям прослушанных произведений.

За период обучающего эксперимента у детей значительно возрос уровень не только музыкальной, но и художественной и общей культуры. Отмечались также высокие показатели общего психического развития детей: мышления, прежде всего образного, и выразительной речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из эффективных путей амплификации общего и художественного развития детей является использование на занятиях взаимодействия различных видов искусства.

Взаимодействие различных искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия у дошкольников.

Эффективность занятий, основанных на взаимодействии искусств, обеспечивают следующие педагогические условия: построение музыкальных занятий с детьми различных дошкольных возрастов в соответствии с логикой развития музыкального восприятия в онтогенезе; организация интегрированных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов; музыкальное движение; рисование); посещение музыкального театра (создание у детей целостного образа спектакля).

Основными принципами методики проведения музыкальных занятий на основе синтеза искусств в нашем исследовании были: подбор музыкального репертуара, состоящего из произведений синтетических жанров оперы и балета, высокохудожественных и доступных детям дошкольного возраста (опера-сказка, балет-сказка); подбор произведений изобразительного искусства, органичных для той или иной оперы, балета (эскизы декораций, костюмов) или других произведений живописи, скульптуры на основе принципа стилевого соответствия; приоритет музыки на занятиях; вариативность организации занятий, которая проявлялась: а)в различных приемах преподнесения детям литературного материала - последовательном ознакомлении со сказкой и фрагментами оперы (балета) на основе её сюжетной канвы; создании нами оригинальных литературно-музыкальных композиций; использовании литературно-музыкальных композиций в грамзаписи; б) различных вариантах сочетания «чистого» слушания музыки и ее анализа, с чтением стихов и художественной прозы, просмотром слайдов, музыкальным движением и рисованием.

Исследование подтвердило высокую результативность обоих направлений развития музыкального восприятия у детей:

1) использования на занятиях по слушанию музыки произведений изобразительного искусства и художественной литературы;

2) построение занятий в соответствии с логикой развития музыкального восприятия в онтогенезе. В соответствии с этой логикой были разработаны последовательные линии развития музыкального восприятия: формирование ориентировки на темп, динамику, тембр, затем — на мелодию и интонации, и на процесс развития музыкального образа.

За время формирующего лонгитюдного эксперимента дети получили представление и стали свободно оперировать такими понятиями из области музыкального искусства, как «опера», «балет», «ария», «увертюра», «интродукция», «лейтмотив», «рапсодия» и др., познакомились с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра в их соотнесении с характером музыкального образа.

Умение услышать процессуальный характер музыкального образа, динамику его развития - сложная для ребенка задача. Ее решению способствовала музыка оперных и балетных жанров: яркая, зримая, предназначенная для сценического воплощения и имеющая определенную сюжетную программу. Знакомство детей с сюжетом того или иного музыкального фрагмента и его основными темами в значительной степени активизировало восприятие детей, ориентировало на процесс развития музыкального образа. Заключительное диагностическое обследование показало что дети приобрели умение вслушиваться в музыку, слышать музыкальный образ в динамике; произошел «перенос» этого умения на инструментальные пьесы.

Диагностические обследования показали, что дети достаточно часто ориентируются на мелодию и используют слово «мелодия» в своих высказываниях (26%). Особенно большой процент ориентации на мелодию связан с пьесами, обладающими мелодическим богатством и своеобразием: В.Ребиков, «Вальс» (31%), В.Калинников, «Грустная песенка» (45%).

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Рубан, Татьяна Геннадиевна, 1998 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1983.

2. Абдуллин Э.Б. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя. М., 1985.

3. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Автореферат дис. . доктора пед. наук. М., 1991.

4. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей. М.: Ми-рос, 1992.

5. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972.

6. Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. М., 1989.

7. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. Кн. 1. 1977. Кн. 2.

10. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысль и думы. Л.-М., 1966.

11. И.Асафьев Б.В. Опера как бытовое явление // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л„ 1965.

12. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (К теории вопроса) //Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.

13. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М., 1923.

14. Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969.

15. Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.

16. Валентайн К. Психология красоты. Л.-М., 1978.

17. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1963.

18. Ванслов В.В. Синтез искусства как эстетическая проблема //На путях к красоте. О содружестве искусств.

19. Ванслов В.В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. Л., 1980.

20. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском доме возрасте. М., 1930.

22. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

23. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

24. Гавриш Н.В. Формирование образной речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. Дис. . канд. пед. наук. М., 1991.

25. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М., 1982.

26. Генина А.Г. Формирование музыкальной культуры у детей и подростков средствами музыкального театра. Дис. . канд. пед. наук. М., 1990.

27. Генов Г.В. Театр для малышей. М., 1968.

28. Готсдинер A.JT. Музыкальная психология. М., 1993.

29. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969.

30. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1962.

31. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

32. Дмитриева Н.А. Врубель. М., 1988.

33. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л,. 1978.

34. Зись А.Я. Конфронтация в эстетике. М., 1980.

35. Иоффе И.И. Синтетическая история искусства. Л., 1933.

36. Иоффе И.И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино. Л., 1937.

37. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

38. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.

39. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

40. Каган М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа/. М., 1974.

41. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.

42. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1966.

43. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л., 1990.

44. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки //Вопросы музыкознания. Т 3. М., 1960.

45. Кечхуашвили Г.Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки //Художественное восприятие Л., 1971.

46. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997.

47. Книга о новом театре. Изд. «Шиповник», СПб, 1908.

48. Козырева С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. Дис. . канд. пед. наук. М., 1985.

49. Корчаловская Н.В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Дис. . канд. пед. наук. М., 1987.

50. Коротеева Е.И. Связь музыки и живописи в развитии художественного образного мышления школьников //Искусство в школе. 1996 № 1. С. 35 38.

51. Коротеева Е.И. Восприятие цвета в развитии художественных творческих способностей школьников // Искусство в школе. 1996 № 2. С. 42 44.

52. Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения. //Вопросы психологии. 1963 № 2.

53. Костюк А.Г. Эстетические аспекты восприятия музыки //Проблемы музыкальной культуры. Вып. 2. Киев, 1989.

54. Кремлев Ю.А. Интонация и образ в музыке //Интонация и музыкальный образ. М., 1965.

55. Кремлев Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки. М., 1961.

56. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусства. М., 1966.

57. Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., 1988.

58. Курышева Т.А. Театральность и музыка. М., 1984.

59. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., 1992.

60. Мазель JI.A. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки //Интонация и музыкальный образ. М., 1965.

61. Манакова И.П. Формирование первоначальной ориентировки в музыке у детей дошкольного возраста. Дис. . канд. пед. наук. М., 1991.

62. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л., 1988.

63. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

64. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки //Критика и музыкознание. Вып. 2. Л., 1980.

65. Медушевский В.В. Музыковедение: проблема духовности //Советская музыка. 1988 Ко 5.

66. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

67. Мейлах Б.С. Пути комплексного изучения художественного творчества. М., 1968.

68. Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества //Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

69. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.

70. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей //Вопросы психологии. 1975 № 4.

71. Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительного движения // Вопросы психологии. 1975 N° 3.

72. Мирошник Н.М. Цвет как стимул формирования непосредственно эмоционального отношения к музыке у детей //Новые исследования в психологии. М., 1987. Вып. 1. С. 55 - 60.

73. Михайлова А .Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. Пособие для учителя начальных классов. М., 1975.

74. Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981. С. 488 489.

75. Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М., 1982. С. 108 109.

76. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

77. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания //Восприятие музыки. М., 1980.

78. Назайкинский Е.В., Pare Ю.Н. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука //Применение акустических методов исследования в музыкознании. М., 1964. С. 79- 100.

79. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М., 1981.

80. Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973.

81. Новиков JI.A. Искусство слова. М., 1991.

82. Орджоникидзе Г.Ш. Звуковая среда современности //Музыкальный современник. Вып. 4. М., 1983. С. 272 304.

83. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия //Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. Л., 1963. С. 181 215.

84. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975.

85. Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников. Дис. . канд. пед. наук. М., 1994.

86. Проблемы изучения речи дошкольника: Сб. науч. тр. /Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1994.

87. Программа по музыке: Для общеобразовательной школы: /Экспериментальная/: Нач. кл. /Под ред. Д.Б. Кабалевского. -М., 1976.

88. Pare Ю.Н., Назайкинский Е.В. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета //Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970.

89. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.

90. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М., 1993.

91. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.

92. Ригина Г.С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятии инструментальной музыки //Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. С. 89 123.

93. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки. СПб., 1911.

94. Романова Е.С., Потемкина 0,Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

95. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения //Психологический журнал. 1982. Т. 3. С. 84 92.

96. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1961.

97. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения //Критика и музыкознание. Вып. 3. Л., 1987.

98. Сабанеев JI.Л. Музыка речи. М., 1923.

99. Сац Н.И. Дети приходят в театр. М., 1961.

100. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. М., 1987.

101. Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века. М., 1977.

102. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990.

103. Соколов О.В. О принципах структурного мышления в музыке //Проблемы музыкального мышления. М., 1984.

104. Соллертинский И.И. Статьи о балете. Л., 1973.

105. Соловцов А.А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. М., 1964.

106. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников //Вопросы психологии. 1989 № 3. С. 39 43.

107. Станиславский реформатор оперного искусства. М., 1988.

108. Стахорский С. О художественном синтезе оперы //Музыкальный театр, драматургия и жанры. М., 1983. С. 116 -126.

109. Стоковский Л. Музыка для всех нас. М., 1963.

110. Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Л., 1971.

111. Струнина Е.М., Ушакова Е.С. Влияние словарной работы на связность речи /старший дошкольный возраст/ //Дошкольное воспитание. 1981 № 2. С. 43 45.

112. Суздалев В.А. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984.

113. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997.

114. Тараканов М.Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке /опыт постановки проблемы/ //Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. С. 30 51.

115. Тарасова К.В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве //Дошкольное воспитание. 1984 № 11. С. 27 -33.

116. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.

117. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Вопросы художественного воспитания. Изв. АПН РСФСР. Вып. И. М.-Л., 1947.

118. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1985.

119. Творческий процесс и художественное воспитание. Л., 1978.

120. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1984.

121. Ушакова О.С. Развитие поэтического слуха как одно из условий словесного творчества детей 6-7 лет. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1972.

122. Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М., 1984.

123. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств //Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1966. С. 201 213.

124. Френкель Н.Я. К вопросу о развитии музыкального слуха у дошкольников //Вопросы психологии. 1962 № 2.

125. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1990.

126. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старших дошкольников. Дис. . докт. пед. наук. М., 1995.

127. Щербатко В.Е. Влияние взаимосвязи слухо-зрительных представлений на восприятие музыки младших школьников. Дис. . канд. пед. наук. М., 1974.

128. Экспериментальные программы комплексного художественно-творческого развития школьников: 1 8 кл. /Отв. ред. Б.П. Юсов. М., 1989.

129. Эльконин Д.Б. Детская психология /Развитие ребенка от рождения до семи лет/ М., 1960.

130. Эльконин Д.Б. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста //Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.

131. Юрьев Ф. Музыка света. Киев, 1971.

132. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии //Теория эстетического воспитания. Вып. 3. М., 1975. С. 43 55.

133. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи, письма. Т. 1. М., 1964.

134. Якобсон П.М. Психология художественного воспитания. М., 1964.

135. Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. М., 1963.

136. Ярустовский Б.М. Прокофьев и театр. Заметки о драматургии //Советская музыка. 1961 № 4.

137. Greeno J. Per^ejpctives on Thinking American Psychologist, vol. 44, 1989, p. 134 141.

138. Eisner E.U. Cognition and Curriculum. A Basic for Deciding what to "Teach; New York, 1982.

139. How, Michael J.A., Davidson, Jane W; Moore, Derek L. and Sloboda John A.

140. Are the early childhood signs of musical ability? Psychology if Music,1995. Vol 23 (2), p. 162 166.

141. Anna Beth Brown, Denise Farwell, Lawra R. Fortson and other Ed by Jerome E, Leavitt/ Nursery-Kindergarten Education/ New York. Toronto. London, 1958.

142. Toward the Thinking Curriculum. Current Cognitive Research. Alexandria, Association for Supervision and Curriculum Deselopment, 1989.

143. Lewis, Barbara E. Psychology of music, 1998/ vol 16 (2), p. 128 -142.

144. Sims, Wendy L. Psychology of music. 1988/ vol 16 (2), p. 110 127.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.