Развитие национальных отношений и их специфические особенности в Исламской Республике Иран тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Шарифи Мохаммад Хасан

  • Шарифи Мохаммад Хасан
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 161
Шарифи Мохаммад Хасан. Развитие национальных отношений и их специфические особенности в Исламской Республике Иран: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2010. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Шарифи Мохаммад Хасан

Введение.

Раздел 1.Теоретико-методологические аспекты проблемы национальных отношений.

Раздел 2. Специфика процесса построения национального государства в Исламской Республике Иран (ИРИ).

Раздел З.Проблемы и перспективы развития национальных отношений в ИРИ.

Раздел 4 Вопросы национальной идентичности иранцев с акцентом на язык, веру и культуру.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие национальных отношений и их специфические особенности в Исламской Республике Иран»

Актуальность темы исследования. После окончания холодной войны и распада коммунизма новая волна этнических столкновений и внутреннего кризиса достигла стран восточного блока, что привело к распаду СССР и некоторых коммунистических стран как Югославия, Чехословакия и к формированию острых столкновений в Балканском регионе. В этом связи интенсировались этнические столкновения во многих этнических странах. С развитием данных столкновений увеличилось внимание специалистов к этническому вопросу и этническому национализму в мире.

В Иране, несмотря на разные этнические группы и формирование идентичности между этническими группами создалась особая связь. Но после таких внутренних событий, как победа Исламской революции в 1979г., формирование политической идеологической системы на основе ислама, с одной стороны, и региональные события, с другой стороны, особенно оккупация Ирака со стороны США и приобретение власти курдов , в новой политической структуре сформировалась возможность для развития этнических стремлений и этнических столкновений, которые могут поставить под угрозу национальную безопасность страны. По мнению автора данной работы с формированием единой позиции, касающейся национальной личности и усиления данной позиции, можно предотвратить этнические разногласия и угрозу. По отношению к национальной безопасности это явление станет возможным с учетом структуры политики и национальной личности в Иране.

Особые национальные, религиозные и культурные отношения в Иране являются важными факторами стабильности и внутренней безопасности страны.

Актуальность национальной проблематики на государственном уровне обусловлена как поиском новых критериев коллективной идентичности, так и выработки национальной стратегии.

Однако прежние критерии национальной идентификации остаются востребованными в Иране, обретая порой в контексте современных идеологий болезненно-гипертрофированную значимость. Таким образом, -сегодня мы наблюдаем реальную неопределенность национальной ситуации в Иране. Это обстоятельство обусловливает востребованность ретроспективного анализа проблемы национальной идентичности, усиленной тем, что на пике кризисного «самочувствия» Ирана его осмысление стало-чрезвычайно насущным не только в общественно-культурной жизни многонациональной ИРИ, но и в социально- политической мысли.

Степень разработанности проблемы. Теория национальных отношений в современной науке развивается в рамках трех основополагающих подходов: примордиализма (от англ. primordial -исконный, изначальный), конструктивизма и инструментализма.

Сторонники первого подхода трактуют национальную идентичность как разделяемую членами группы культурную и государственную общность, исторически сложившуюся на основе совокупности объективных характеристик, к числу которых относят общую территорию проживания, язык, религию и т.д. В рамках границ данной методологии национальная идентичность понимается, как неизменная тождественность, приобретаемая человеком раз и навсегда и представляющая собой более развитый, «усовершенствованный» уровень этнической идентичности.

Подобные взгляды характерны для таких западных ученых, как К. Гирц, Дж. М. Йингер, Э. Смит, М. Хрох1 и др. В российской науке примордиализм прочно закрепился с советских времен и сегодня имеет широкое распространение (С.А. Арутюнов , Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, Э.А. Поздняков, сторонники биогеографической теории этносов JI.H. Гумилева)2. Например, данный теоретико -методологический подход практически

1 См.: Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. - М., 2002.

2 Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодествие. - М.,1989; Бромлей IO.B. Очерки теории этноса. - М., 1983; Он же. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М., 1987; Козлов . В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. - М., 1999; Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М., 1994 и др.; биогеографическая теория этносов Л.Н. Гумилева. безраздельно господствует в исследованиях российских ученых-славистов (опираются на теоретические достижения школы Ю.В. Бромлея), которые отслеживают эволюцию национального сознания, этапы формирования наций, логику «национального возрождения» в странах Центральной и Восточной Европы (И.С. Миллер, A.C. Мыльников , В.И. Фрейдзон и др.)1. Основной недостаток примордиализма его критики усматривают, во-первых, в абсолютизации объективных факторов складывания этнонациональных общностей, во-вторых, в отсутствии четких критериев различения этноса и нации.

В рамка инструментализм одна из основных методологических установок прагматизма , в более узком смысле - версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте , А. Мур, А. Мерфи и др.). Значение принципов, разработанных в И., вышло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления (операционализм П. Бриджмена, "социальный бихевиоризм" Дж.Г.Мида, семиотическая концепция Морриса), так и будучи осмысленным в современных концепциях познания и знания в целом. Понятия, идеи, теории суть лишь средства, орудия, инструменты откуда и название - инструментализма, "ключи к ситуации", "планы действия" субъекта, оцениваемые функционально, т.е. с точки зрения (не) обеспечения успеха в данной ситуации. Таким образом, объект знания для инструментализма есть созданный, экзистенциально произведенный объект. В нем это положение не радикализируется до утверждения конструирования реальности знанием , но возможность такого "хода" в инструментализме заложена, как и собственная 2 трактовка соотношения концептов повседневного уровня познания (анализ прагматизмом в целом здравого

1 См., например: Миллер И.С. Исследования по истории народов Центральной и Восточной Европы XIX века. - М., 1972; Мыльников A.C. Народы Центральной Европы. Формирование национального самосознания. XVIII-XIX вв. - СПб., 1997; Фрейдзон В.И. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII - начала XX в. - Дубна, 1999. смысла) и конструктов научного знания, получившая детальную разработку в феноменологической версии социологии знания.1

В рамках конструктивизма (Б. Андерсон2) национальная идентичность рассматривается как акт сознательных усилий человека, при этом подчеркивается ее процессуальный характер и дискурсивная природа. В российской науке идеи конструктивизма разделяют В.А. Тишков , В.А. Ачкасов, А.Г. Здравомыслов, B.C. Малахов, C.B. Соколовский3. Данный подход наиболее предпочтителен для диссертационного исследования.

Обращение политологов к проблеме нации во второй половине XX и начале XXI века является одним из актуальных вопросов современности, особенно для Исламской Республики Иран, который является одним из многонациональных государств на Востоке, где развитие национальных отношений имеют свои специфические особенности. Здесь огромную роль играет религиозные особенности этого государства и толерантный подход к представителям различных национальностей и конфессий.

Выяснение «статуса» и содержания данной проблематики в ситуации социокультурного кризиса конца XX - начала XXI в. в диссертационном исследовании осуществляется на основе анализа социально- политического взглядов иранских ученых и мыслителей. Взгляды этих исследователей представляют особый интерес, потому что, отличаясь репрезентативностью и высокой «информативностью», отражают наиболее характерные для эпохи мировоззренческие позиции по вопросам нации и национальных отношений,

1 См.: http://velikanov.ru/philosophy/instrumentalizrn.asp

2 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М., 2001; Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года.-СПб., 1998.

3 Ачкасов В.А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности // Россия и Грузия: Диалог и родство культур. Сборник материалов симпозиума. Вып. 1. - СПб., 2003. - С. 48 - 55; Здравомыслов А.Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России. - М., 1998; Малахов B.C. Скромное обаяние расизма. - М., 2001; Соколовский C.B. Этничность как память: Парадигмы этнологического знания // Этнокогнитология. Вып. 1. Подходы к изучению этнической идентификации. - М., 1994. - С. 9 - 36; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997; Он же. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. - М., 2003. демонстрируют попытку разобраться в причинах и проявлениях кризиса, соотнося его с проблемой нации и национализма. Идейные позиции иранских ученых как бы маркируют диапазон и пределы развития иранской религиозно- культурной мысли по проблеме нации в целом. Анализ их взглядов позволил не только составить общее представление о роли национальной идентичности в условиях социокультурного кризиса рубежа веков, но и говорить об имевшей место вариативности в определении ее критериев.

Размышляя о национальной идентичности иранской нации можно прийти к выводу, что данная проблема практически не являлась предметом специальных исследований в политологической науке. В основном, данный аспект социально-политических и культурологических взглядов иранских исследователей затрагивают «обзорно», в контексте рассуждений о «национальной идентичности», «национальном характере» и пр. Среди немногочисленных иранских авторов, занимающихся исследованием собственно «национальных» проблем, следует отметить таких авторов как Муртазо Муттахири, Хами Ахмади , которые рассматривают специфические особенности данную проблему. В работах Масуме Тахери, Сейид Мухаммад Хатами,Али Ал-Таи, Хосей Гударзи, Ракиб Исфагони и в священном Каране получил освещение ряд «специальные» аспектов нации и этнических групп также рассмотрены проблема взаимосвязь национализма и культуры, национализма и национальных отношений, понятие народа-нации, диалог цивилизации, толерантности и т.д.1

См.: Муртаза Мутаххари. Иран и ислам: история взаимоотношений. — Пер. с перс., примеч. М. Махшулова. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2008.М.Мутаххири, Взаимное служение ислама и Ирана, Тегеран, издательство Садро,1382;Сейид Мухаммад Хатами. Диалог цивилизаций: путь к взаимопониманию. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002; Хами Ахмади, этнический вопрос и этническая гордость в Иране, с легенды до реальности; Тегеран, изд. «ней», 1384г ;Масуме Тахери, « Иран и вопрос союза этнических групп»; \у\улу.поап(М1.сот;Али Ал-Таи. «Кризис идентификации народа в Иране. - Тегеран: Шадеган, 1382.;Хосей Гударзи , эксперт по социалогии личьности в Иране (1384); 1 Коран, сура «Паломничества», айат 78. Коран, сура «Скот», айат 161:Рагиб Исфахан и, Абу-л-Касим Хусайн ибн Мухаммад — известный исфаганский литератор и теолог, автор популярных книг по теории литературы и исламскому богословию.

Таким образом, проблема национальных отношений в данном диссертационном исследовании требует комплексного социально-политического осмысления, поскольку изучение лишь отдельных ее аспектов не позволяет сформировать о ней целостного представления.

Исходя из этого, объектом диссертационного исследования являются условия и причины актуализации национальной проблематики и её специфические особенности в Иране.

В качестве предмета исследования выделяются развитие национальных отношений и национальной идентичности иранцев.

Цель исследования состоит в определении специфики, места и роли национальных отношений в современном Иране. Реализация цели обусловила постановку следующих исследовательских задач:

- рассмотреть теоретико-методологические аспекты проблемы национальных отношений;

- определить специфику процесса построения национального государства в Исламской Республике Иран;

- проанализировать проблемы и перспективы развития национальных отношений в ИРИ;

- исследовать вопросы национальной идентичности иранцев с акцентом на язык, веру и культуру.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступает функционирование и развитие политического подхода к изучению социально-политических явлений и процессов, объединяющих в себе анализ специфических особенностей национальных отношений в Иране.

Понимание национальных отношений основано на теоретико-методологических идеях социального конструктивизма, разработанного в рамках социально-философского знания; также привлекались теоретические положения социально-политического подхода к осмыслению идентичности.

В диссертационном исследовании использовались историко-политический и социально-культурологический подходы, вне которых невозможно раскрыть специфику феномена национальных отношений и его религиозно-философских интерпретаций . В ходе работы над диссертацией были применены также методы интерпретирующего и сравнительного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- рассмотрены теоретико-методологические аспекты проблемы национальных отношений;

- определены специфика процесса построения национального государства в Исламской Республике Иран;

- проанализированы проблемы и перспективы развития национальных отношений в Иране;

- исследованы вопросы национальной идентичности иранцев с акцентом на язык, веру и культуру.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Национальная идентичность определена как социально-психологический и социокультурный феномен, предполагающий сознательное самоопределение личности на основе осмысления и переживания своей принадлежности к нации в зависимости от того, что считается нацией в данном социокультурном контексте.

2. Как известно, понятие нации связано с понятием политической власти. Следовательно, кажется, что данное понятие относится к особому виду общности людей и связано с понятием политического общности народа, который имеет общий язык и культуру, имеет общие обычаи или общие политические ценности. Возможно, что такое правительство существует в наше время, или имеет своих сторонников. Чем больше будет акцента на власть, тем сильнее становятся отношения между правительством и народом.

3. Необходимо отметить, что вопрос этнических групп и других национальных меньшинств в странах третьего мира является очень острым вопросом. Особенно, в регионах среднего востока границы, назначенные колонизаторами, являются очень спорными, поскольку эти границы были назначены так, чтобы интенсировать этнические разногласия и поставить под угрозу стабильность стран региона. Таким образом, вопрос этнических групп является одним из важнейших вопросов на международном уровне, и также одним из острых вопросов среднего Востока, где находится страна Иран.

4. Этнический вопрос фарс-курд является одним из этнических вопросов, который в результате соседства курдских регионов Ирана с курдскими регионами Ирака и Турции, учитывая также то, что иностранные правительства преследуют свои интересы на основе создания этнических разногласий , как и вопрос независимости курдов и формирования страны под названием Курдестан, имеет особую важность.

5. На протяжение трех тысяч лет в Иран проникали различные племена, языки и религии, что привело к национальному разнообразию на этой территории. Помимо этого, новая волна элементов западной культуры на протяжении прошлого века вытеснила элементы культуры иранского традиционного общества, что стало причиной уменьшения различий и распространения схожести между народностями Ирана. Эта волна сыграла главную роль в формировании новой культуры, состоящей из элементов иранской, исламской и западной культур. Элементы западной цивилизации , в особенности наука и техника, политическое устройство и др., в связи с большим прогрессом в сравнении с традиционными культурами и цивилизациями, крайне востребованы, и по этой причине значительно влияют на другие культуры и цивилизации.

6. Религия в процессе своего развития начинает с «расхождения» и превращается в религию и в конце концов в культ . Автор считает, что наилучшим эквивалентом этого слова может являться «вера» и «нация». В этой классификации, в действительности «расхождения» на этапе взламывания скорлупы и распространения, проявляется наибольшая жестокость, поскольку они содержат очень концентрированную эссенцию образующих сущность элементов и с враждебностью смотрят на себя подобно церкви, находящейся напротив, словно бы находятся в состоянии разрушения и упадка (то есть те, кто находится на стадии расхождения, находятся на этапе роста и возвышения)

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Основные положения, обобщения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам нации, национальной идентичности, национализма. Материалы диссертации могут быть востребованы в процессе преподавания курсов политологии , социологии, культурологии и т.д.

Диссертационное исследование имеет практическую направленность в реализации значимых социальных проектов, связанных с национальной культурной идентичностью, в экспертной деятельности по анализу и оценке этнокультурных проблем современности.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на научно-практической международной конференции 21-23 майя 2010 г. Таджикистан-Китай: культурно-исторические предпосылки и стратегические перспективы. Душанбе , 2010 а также в опубликованных 5-ти статьях. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры политические процессы в Таджикистане в ТНУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Шарифи Мохаммад Хасан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд, новые политические процессы исходящие из Запада, подвергают опасности национальную безопасность, историю и традиции ИРИ. Для сохранения существования и территориальной целостности Ирана необходимо уделять внимание иранской национальной идентичности, необходимо найти опору и держаться за нее, чтобы не попасть под влияние политических процессов западных стран. Этой опорой, как считают некоторые исследователи, является иранская национальная идентичность, ислам и традиции. Чтобы крепче держаться за эту опору, необходимо убрать препятствия с пути развития, и на этом пути необходимо придерживаться культуры производства, а не потребления.

Для противодействия агрессии культуры Запада необходимо в первую очередь распознать основы национальных отношений иранцев и их специфические особенности. Для этого требуется развивать персидский язык и создать основу для культурного развития, а также постоянно помнить о колонизаторском настрое Запада. Используя теорию «возврата к себе» и вновь осознав свою иранскую — исламскую национальную сущность, можно сделать следующий шаг. Отвращение к Западу само по себе не сможет создать программу развития. Необходимо больше внимания уделять культурному вопросу и навсегда решить противоречия между традиционализмом и модернизмом.

В Иране существуют тенденции, симпатизирующие западной цивилизации, исламской цивилизации и древнеиранской цивилизации, между которыми существует идейный и культурный раскол. Эти противоречия возникли с проникновением ислама в Иран, в эпоху существования древнеиранской цивилизации. Прошли долгие века, пока народ Ирана, упорядочив элементы двух культур и цивилизаций, исламской и иранской, создал смесь, которая сегодня создает национальную иранскую идентичность. Эта смесь проявилась в виде шиитского мазхаба, и создала относительную прочность и единство в культуре и национальной сущности значительной части населения Ирана.

Следующее противоречие - знакомство с культурой и цивилизацией Запада, которое само по себе вызывает противоречия и идейный и культурный отход от исламской культуры. Необходимо сбалансировать эти тенденции и найти маршрут движения на пути развития. История раскрывает национальную сущность человека, то есть, показывает, кем он был на долгом пути развития, и раскрывает его возможности. Чтобы ответить на вопрос: «Что есть национальная сущность?», необходимо получить информацию-информацию о языке, религии и культуре.

Если не будет понимания того, что происходит, если не знать и не видеть целей, стоящих перед некой идеальной культурой, то мы придем в тупик. В этой связи необходимо особое внимание уделять национальным культурам и нациям, что непосредственно связано с вопросами безопасности государства. В Иране с учетом структуры расселения народностей с ¿точки зрения внутреннего расселения и расположения с аналогичными народами, живущими в сопредельных государствах по ту сторону национальных границ, необходимо найти методы, с помощью которых можно в своих интересах использовать угрозы, возникающие из этого. С этими целями необходимо внедрять и укреплять основы национальной идентичности, коренящиеся в языке, религии и культуре.

Национальный вопрос в Иране в качестве исторического факта крайне важен в борьбе с многочисленными вызовами национальной безопасности. В этом отношении корректное управление государством и политическая деятельность могут использовать эти угрозы в интересах государства, усилить и гарантировать национальную безопасность страны. Для этого необходимо такое правительство, в состав которого будут входить различные народности Ирана, на основе исключающей преимущество по национальному признаку.

Опора на национальные, религиозные и культурные взаимоотношения будет являться гарантом успеха данного процесса.

В данной работе мы постарались распознать национальные отношения и характеристики данных отношений в Иране. В данном направлении после подробного изучения разных теорий национализма, западных и восточных специалистов, рассмотрели данный вопрос с точки зрения Ислама.

На наш взгляд, для распознания национальной идентичности Ирана необходимо определить вышеуказанные понятия до такой степени пока не достигнуть понятия личность в качестве слитного понятия состоящее из «сам» и «другой». Это является процессом, через которого определенная личность или группа распознает себя на основе обязанности познания, ценности и эмоциональности и дает представление другим, но в тоже время разграничивает от них.

Иранское общество, со всем своим культурным богатством и моральным могуществом должно воспроизводить свою личность, чтобы на трудном пути в международной арене не потерять свою личность и подвергнутся нестабильности.

Важность этого явления проявляется тогда, когда осознаем, что Иран является страной, которая включает в себя разные этнические группы, следовательно, если Иран потеряет свою личность, начнутся этнические столкновения, в результате чего национальная безопасность страны попадет под угрозу.

Подводя итог, скажем, что элементы западной культуры и программы обновления приводят к отличиям в традиционной культуре, в которой элементы традиционной культуры вымещаются элементами западной культуры, и в результате, между иранцами возникает очень много общих внешних признаков. Другими словами, этот процесс произвел сильную унификацию между иранцами. Проникновение западной культуры и цивилизации не только стало причиной унификации и сглаживания отличий между народностями Ирана, но и по-своему подстегнуло национализм народностей. Распространение грамотности в Иране, повышение осведомленности среди людей и отстаивание ими своих гражданских прав -в результате этого многие узнали о попирании их прав деспотичными правителями в прошлом. И теперь вожди этих народностей требуют рассмотреть эти нарушения в рамках национального единства в стране. Нет сомнения, что будущее государства Ирана держится на единстве и сплоченности Ирана, а единственным способом обеспечения единства - это вовлечение народа Ирана в дела управления страной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Шарифи Мохаммад Хасан, 2010 год

1. Аббас Милани. «Таджаддод ва таджаддоде сатизе». Тегеран: изд. «Атийе», 1378.

2. Абдол-ахад Бахарлу-нежад. Полиэтеническая личьность ИРИ: возможности и проблемы, www.snn.ir

3. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. -М.: Славянский диалог, 2000. 656 с.

4. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: «Мысль», 1991.

5. Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами. Вопросы теории и практики. М.: Славянский диалог, 2001. - 479 с.

6. Али Ал-Таи. «Кризис идентификации народа в Иране. Тегеран: Шадеган, 1382, - 139 с.

7. Али Мирза Фатрус www■shahnameh vairan.com, Интернет. «Шахнаме» и Иран.

8. Али Рабии, исследования по народной безопасности. — Тегеран: изд. «МИД», 1383.-С. 268.

9. Альтерматт, Урс. Этнонационализм в Европе / Урс Альтерматт ; пер. с нем. С. В. Базарновой ; Рос. гос. гуманитар, ин-т. — М. : Изд-во РГТУ, 2000. 366 с. : карт;

10. Ю.Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001;

11. Античная цивилизация. -М.: Наука, 1973.

12. Арутюнов, С. А. Народы и культуры : развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов ; отв. ред. Ю. В. Бромлей ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М. : Наука, 1989. - 246 е.;

13. Арутюнов С. Этничность — объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 7-10.

14. Асгар Эфтехари, естественный потенциал безопасности, №2, 1377г., ст.36

15. Асоев И.М. Развитие национальных отношений в Таджикистане. -Душанбе: Ирфон, 2002.

16. Ачкасов В.А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности // Россия и Грузия: Диалог и родство культур. Сборник материалов симпозиума. Вып. 1. СПб., 2003. - С. 48 - 55;

17. Бабак Ахмади, Просветительская работа, Тегеран, издательство «Марказ», 1384, стр. 55

18. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм / Под ред. Б. Андерсона, О. Бауэра, М. Гроха и др.; Пер. с англ, и нем. М.: Праксис, 2002. С. 117.

19. Блинов А. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовое модели формирующегося глобального порядка. -М.: «МАКС Пресс», 2003 -150 с.

20. Борисова, О. В. Этническая группа и государство как субъекты социального взаимодействия: социопсихологический и биополитический аспекты / О. В. Борисова, А. В. Олескин // Общественные науки и современность. — 2004. — № 3. С. 132-142.

21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

22. Буйло Б.И. Николай Бердяев: национализм и культура // Изв. вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. Ростов н/Д, 2003. - №5. - С. 6-14;

23. Велаяте факих или исламское правлене, имам Хомейни, издательство Амиркабир, 1363

24. Василенко И.А. Диалог цивилизации; социокултурные проблемы политического партнерства. -М.: Эдиториал УРСС, 1999

25. Гачев Г. Национальные образы мира. -М.: Академия, 1998

26. Гелнер Э. Нации и национализм. -М.: Прогресс, 1991;

27. Геллнер Э. Пришествие национализма // Нации и национализм / Под ред. Б. Андерсона, О. Бауэра, М. Гроха и др.; Пер. с англ, и нем. М.: Праксис, 2002.С. 197.

28. Дадабаева З.А. Особенности эволюции национальных отношений в Республике Таджикистан // Автореферат дис. док. полит, наук. -Душанбе, 2002. -41 с.

29. Движение национального единства и возрождения Таджикистана. -Душанбе, 1997.

30. Дегтяров A.A. Политика сфера общественной жизни. // Социально политический журнал, 1997. -№2.

31. Дейвид Мейсон (1378), «этнические группы и политика»; отрывок статей о политики и народной безопасности, ст.208-209

32. Джулиус Голд и Вильям JI. Кукаб, словарь общественных наук. Тегеран: Мазйар.1376, стр.477.

33. Дробижева JI. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М. Б. Олкотт, В. А. Тишкова и А. А. Малашенко. М.: Московский центр Карнеги, 1997. С. 43-63

34. Зб.Зокиров Г. Конфликтология, (на тадж. языке) -Душанбе, 2002;

35. Ибрахим Хаджияни (1383г.) , «диссертация о национальной объединенности и этнической политики»; сборник статей о социальных вопросов, Тегеран,ст. 189

36. Йорген, Хабермас, Теория действия отношений. Перевод: Камал Пулади, Тегеран, издательство «Иран», 1384. стр. 1-40.

37. Кагиян, С. Г. Нации, этносы и национализм: опыт социал.-филос. и методол. анализа / С. Г. Кагиян ; Акад. гуманитар, исслед. М. : Гуманитарий, 2003. — 294 с.

38. Калашников В.Л., Мурин В.Б. Категория национальных отношений. — М. С. 113, 174.

39. Кандель П.Е. национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире. // Полис, 1994. -№6. —С. 6-15

40. Кобелев П.С. Современное значение взглядов К.Н. Леонтьева на проблему национализма // Социальная теория и современность. М., 1993. Вып. 12.-С. 68-72;

41. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. -М., 1999;

42. Кокшаров Н.В. Нация и культура (Социально-философский анализ). -Н.Новгород, 1997.-С. 29.

43. Конституция Исламской Республики Иран. 15 ноября 1979 г.

44. Коротеева В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.:РГГУ, 1999. С. 132.

45. Коротеева В. «Воображенные», «изобретенные» и «сконструированные» нации: метафора в науке // Этнографическое обозрение. 1993. № 3;

46. Коротеева В. Существуют ли общепринятые истины о национализме? // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 3. С. 185-203;

47. Крейг К. Национализм. Пер. с анг. А.Смирнова. —М.: Изд. «Территория будущего», 2006. -288 с.

48. Кудрявцев, И. Е. Национальное «Я» и политический национализм / И. Е. Кудрявцев // Политические исследования (Полис). — 1997. № 2. -С. 77-94.

49. Майкл Петерсон и др. Разум и убеждение веры. Перевод : Ахмад Нараки и Ибрахим Султани, Тегеран, Издательство : Тархе ноу. 1376, стр.22.

50. Малахов B.C. Скромное обаяние расизма. М., 2001;

51. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. М.: КДУ, 2005. — 320 с.

52. Малахов В. Историзм // Современная западная философия. Словарь / Ред.-сост. В. С. Малахов и В. П. Филатов. Второе издание. М.: ТОН — Остожье, 1998. С. 174.

53. Малинова О. Либеральный национализм (середина XIX — начало XX века). М.: РИК Русанова, 2000.

54. Масуме Тахери, « Иран и вопрос союза этнических групп»; www.noandish.com

55. Махмадов А.Н. Политическое поведение: социальные факторы и формы проявления. -Душанбе.2000;

56. Махмуд Аскари, «этнические группы Ирана и политика Америки», центр по военно оборонных исследований, третий год,№32, лето 1384, ст.26

57. Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности : сб. ст. / РАН; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); отв. ред. Э. X. Панеш. СПб. : МАЭ, 1994. - 166 с.

58. Миллер И.С. Исследования по истории народов Центральной и Восточной Европы XIX века. М., 1972;63 .Миллер А. О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra. 1997. Т. 2. №4. С. 141-152.

59. Мир Гасем, Бани Хашем; вопрос этнических групп и этнического национализма в исследованиях по народной безопасности, ст. 136

60. Моджтаба Магсуди, радикальные перемены в Иране, почвы и причины,ст.449

61. Мохаммад Али Басири, изменения в понитии народной безопасности ; исследования среднего востока, овесна 1379 г., ст.74-75

62. Мохаммад Хейдари, «анализ вопроса безопасности Ирака после оккупации»; исследования среднего востока, осень 1384 г.

63. Муртеза Мутаххари, Иран и ислам: история взаимоотношений. — Пер. с перс., примеч. М. Махшулова. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2008. — 480 с

64. Муртеза Мотаххари, Взаимное служение ислама и Ирана, Тегеран, издательство Садро,1382, с.50.

65. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. -М.: Проспект, 2009. -640 с.

66. Мыльников A.C. Народы Центральной Европы. Формирование национального самосознания. XVIII XIX вв. - СПб., 1997;

67. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. -М.: 2004.

68. Народы и религии мира: Энциклопедия. -М., 1998;

69. Народы России: Энциклопедия. -М., 1994;

70. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 102;

71. Насер Факухи, этнический вопрос в Иране, явление а не проблема www.Fukuhi.com

72. Нации и национализм. Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. М., 2002.

73. Ольшанский Д.В. Национальное примирение. -М., 1991

74. Панарин A.C. Политология. Западная и Восточная традиции. -М.: Книжний дом «Университет». 2000, -320.

75. Панин Э.А. Этнополитические конфликты и их причины // Россия и современный мир, 1994. -№1. -С.8.81 .Панкратов С.А. Модернизация как исторический феномен. -Волгоград: 1999, -64 с.

76. Перепелкин JI.C. Истоки межэтнического конфликта в Татарии // Мир России. Т.1.-М., 1996;

77. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994 и др.; биогеографическая теория этносов Л.Н. Гумилева.

78. Понарин Э. Д., Мухаметшина Н. С. Национальные проблемы на постсоветской территории. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге ТЦ «Борей-Арт», 2001, С. 10-11.

79. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Издательская группа «Прогресс» — VIA, 1993.

80. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: «Культурная инициатива», 1992. Т. 1.С. 38-40.

81. Рахман Гахраман-пур; Курды, появление демократических движений в Иране, -С. 20;

82. Реклю Э. Эволюция, революция и идеалы анархизма. -М.: 2009, 104 с.

83. Сапега В.М. Классовая борьба. Государство и капитал. Изд.: Ленанд. 2005, 208 с.

84. Смит Э. Национализм и историки // Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Грох и др.; Пер. с англ, и нем. М.: Праксис, 2002. С. 245.

85. Соколовский C.B. Этничность как память: Парадигмы этнологического знания // Этнокогнитология. Вып. 1. Подходы к изучению этнической идентификации. М., 1994. - С. 9 - 36;

86. Соколовский С. Парадигмы этнологического сознания // Этнографическое обозрение, 1994, № 2. С. 3-17;

87. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. -М., 1993. -108 с.

88. Старостин Б.С. и др. Модернизация и национальная культура: Материалы теоретического семинара. -М.: 1994.

89. Степанов Р.Н. Ислам в современном мире. -Л.: Знание, 1985. -17 с.

90. Ташкова В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль, 1993. -№4;

91. Теймур Насири-фард, модерное правительство и ее влияние на этнический вопрос Ирана, www.snn.ir;

92. Третьяков В.Т. Наука быть Россией: наши национальные интересы и пути их реализации. -М.: Русский мир. 2007, 768 с.

93. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М., 1997; Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

94. Тишков В. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) // Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М.: Наука, 1994. С. 9-34;

95. Тишков В. Забыть о нации // Вопросы философии. 1998, №9.

96. Тургаев A.C., Хренов А.Е. Политология. Учебное пособие, (под ред. А.С.Тургаева и А.Е.Хренова). -СПБ.: Питер. 2005, 560 с.

97. Турсунов А. Национальный дух между Аркадией и Утепей // Центральная Азия. -1997, №5 (II);

98. Умнов А.Ю. Срыв «Белой революции» (Иран). // Авторитаризм и демократия в развивающихся стран. -М.: Наука, 1996.

99. Фарид Исмаил. Поэтические основания ислама, опыт веры: перевод : Дарьюш Ашури, Тегеран . издательство и исследования «Фарзане руз», 1378 , стр.5.

100. Фрейдзон, В. И. Нация до национального государства : ист,-социолог. очерк Центр. Европы XVIII в.— нач. XX в. / В. И. Фрейдзон. -Дубна : Феникс, 1999. 94 с.

101. Хакимов Р. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф. дис. канд. полит. наук.-Душанбе, 1999;

102. Хамид Ахмади, «этническая гордость и национальная безопасность»; Тегеран, исследовательский центр по безопасности Министерства Страны,ст.178

103. Хами Ахмади, этнический вопрос и этническая гордость в Иране, с легенды до реальности; Тегеран, изд. «ней», 1384г., ст. 281

104. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. -М., 2004.

105. Хардт М., Негри А. Империя. / Пер. с англ., под ред. Г. В. Каменской, М. С. Фетисова. — М.: Праксис, 2004--440 с.

106. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. -М.: 2001. -223 с.

107. Хечтер М. Внутренний колониализм // Этнос и политика: хрестоматия / Автор-составитель А. А. Празаускас. М.: Издательство УРАО, 2000. С. 209.

108. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 года.- СПб., 1998. .

109. Хосей Гударзи, эксперт по социалогии личьности в Иране (1384); организация народных исследований, ст. 108

110. Цуладзе A.M. Политическая мифология. -М.: «Эксмо». 2003, -384 с.

111. Цымбурский B.JI. Народы между цивилизациями. -М., 1997. Т.2.

112. Человек и общество: краткий энциклопедический словарь-справочник (политология) (Отв. Редактор Коротец И.Д.) —Ростов — на — Дону: Феникс, 1997. -608 с.

113. Чешко С. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. 2-е изд. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2000.

114. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. -М.:, 1999.

115. Элиот Т.С. К определению понятия культуры. Заметки. -Лондон, 1998. -125 с.

116. Эмиль Дурким. Основополагающие формы института веры. Перевод Багер Пархам, Тегеран. Центральное издательство, 1383. стр.63

117. Этьен Б., Имануил В. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. -М.: «Логос». 2004, -288.

118. Этнография питания народов зарубежной Азии. -М., 1981

119. Этнология / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. -М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006. -624 с.

120. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987;

121. Яковец Ю. История цивилизации. -М.: Владос, 1997.

122. Alberow, М. Max weber's contruction of social theory, p.81

123. Beetham, Max weber and the theory of modem polities, p. 131

124. Breuilly J. Nationalism and the State. Manchester: Manchester University Press, 1982.

125. Brubaker R. Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 24-42.

126. Burkheim, "pacifism et patriotism ", p. 103

127. Davis. Thepolitical thought of H.von Treitschke , p. 189

128. Deutsch K. Nationalism and Social Communication. An Inquiry into the Foundations of Nationality 1953. 2nd ed. Cambridge, Mass. And NY: The Technology Press of the Massachusetts Institute of Technology and John Wiley, 1966

129. Deutsch K. The Nerves of Government. NY: Free Press, 1963.

130. Dürkheim. "A debateon on Nationalism and patriotism".

131. Fritz Fischer. Griff der weitmacht: 1914-1918,3 ded

132. Giddens, A.Durkheim on politics and the state, p.202

133. Marx & Engols. " Manifesto of the communist party"

134. Marx & Engels. Basic writings on politics and philosophy,p.65

135. Smith AD. Theories of Nationalism. 2-nd Edition. Duckworth, 1983.

136. Snyder. Themeaning of Nationalsm. Green Wood press , West port , conn, 1968

137. Schulze H. Staat und Nation in der Europaeischen Geschichte. Muenchen: Beck, 1994.

138. Tiryakian, E. ,Rogowski, R. (eds.). New Nationalisms of the Developed West. Toward Explanation. Boston, London, Sydney: Allen &Unwin, 1985.

139. Watson H. Nations and States : an Inquiry into the Origins of Nations and the Politics of Nationalism. London, 1977. P. 8.

140. Weber. M. From Max weber: Essays in sociology,p. 178

141. Winkler H. Nationalismus und seine Funktionen // Winkler H. sg.) Nationalismus. Auflage. Bd.l. Koenigstein, 1985. S. 5-48.

142. Witton J. F. Nationalism and Internationalism // The Encyclopedia Americana. Vol. 19. NY, Chicago, Washington, 1961. P. 749.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.