Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Даутова, Ольга Гаязовна

  • Даутова, Ольга Гаязовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 214
Даутова, Ольга Гаязовна. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Даутова, Ольга Гаязовна

Введение.

Глава 1. Педагогические особенности развития образно-пластического мышления у студентов факультета изобразительного искусства педвузов в процессе обучения декоративной керамике.

1.1. Гносеологические основы и структура мыслительной деятельности

1.2. Специфика образного мышления и его место в структуре художественно-творческих способностей личности.

1.3. Сущность и основные педагогические направления развития образно-пластического мышления в процессе обучения декоративной керамике

Выводы 1 главы.

Глава 2. Роль образно-пластического мышления в творческом процессе создания декоративной керамики на занятиях со студентами факультета изобразительного искусства в педвузах.

2.1. Интеллектуальное развитие студентов в процессе создания стилизованного декоративного образа

2.2. Материал как средство образного выражения в декоративной керамике

2.3. Формирование пластической выразительности образа в работах студентов средствами художественной технологии керамики

Выводы 2 главы.

Глава 3. Экспериментальное исследование процесса развития образнопластического мышления студентов факультета изобразительного искусства в педвузах средствами обучения декоративной керамике

3.1. Цели, задачи и содержание эксперимента. Диагностика исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов.

3.2. Экспериментальная методическая система формирования образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики

3.3. Эффективность развития образно-пластического мышления студентов в процессе поисково-формирующего эксперимента

Выводы 3 главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе»

Проблема исследования и ее актуальность. Творческая деятельность в области декоративно-прикладного искусства является эффективным средством формирования творческого потенциала личности в продессе обучения предметам художественного цикла, что убедительно доказано современной исследовательской практикой. Широкий спектр подготовки учителя изобразительного искусства, включающий пластические виды творческой художественной деятельности, открывает новые направления совершенствования педагогического профессионализма будущих специалистов в системе высшего художественно-педагогического образования.

Наряду с формированием педагогической квалификации неотъемлемым компонентом в структуре предметной подготовки учителя изобразительного искусства широкого профиля становится овладение специальными навыками творческой деятельности в процессе изучения рисунка, живописи, композиции, а также в ходе художественно-технологической подготовки по различным видам традиционных художественных ремесел. Формирование опыта творческой деятельности рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании. Глубокая специализация и мастерство в области декоративно-прикладного искусства являются действенным средством подготовки высококвалифицированного педагога-художника, призванного сохранить и развить творческие принципы изобразительного искусства, национальную самобытность декоративного искусства, его художественно-образное богатство, неразрывно связанное с творческим трудом.

Актуальность исследования в области методики художественного образования и системы эстетического воспитания в целом, объясняется значимостью декоративного творчества в работе будущего педагогаспециалиста в области искусства, где органичная связь освоения технических приемов ремесла с обогащением образных представлений, развитием творческого воображения, ассоциативного мышления определяет сущность оптимизированного педагогического процесса. Среди видов декоративной деятельности особое место занимает декоративная керамика, обладающая уникальными возможностями в развитии творческого потенциала, многообразием образных решений. Специфика творческого процесса художественной керамики как вида декоративного искусства позволяет ставить и успешно решать проблемы развития творческих способностей, в структуре которых первостепенное значение для практики художественной деятельности имеет художественно-образное мышление.

Развитие художественно-образного мышления, адекватное специфике творческих принципов образного выражения в декоративно-прикладном искусстве, является наряду с теоретическими и практическими знаниями и умениями в области художественного ремесла, ведущим компонентом способностей к творчеству и важным условием методической подготовки учителя изобразительного искусства, способного организовать художественную деятельность учащихся, направленную на формирование и развитие их творческих способностей.

Специфика декоративно-прикладного искусства как художественно-образной формы отражения действительности, его художественная природа, место этого вида искусства в системе художественной культуры и его роль в эстетическом воспитании исследованы в трудах таких ученых как A.JI. Андреев, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган, H.JI. Лейзеров, С.Х. Раппопорт, В.А. Разумный, А.Б. Салтыков и др. Вопросы теории и истории декоративно-прикладного искусства, национальной самобытности художественных ремесел отражены в исследованиях И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.А. Разиной, Б.А. Рыбакова, Т.С. Семеновой, А.К. Чекалова и др. В этих трудах, в частности, выявляются истоки становления предметного и пластического творчества, основы которого заложены в осмыслении практического опыта деятельности с различными природными материалами.

Основой теории развития творческих способностей личности служат труды ведущих исследователей в области психологии: Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, И.С. Кона, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, А.В. Петровского, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Основополагающее значение в определении педагогических условий процесса учебно-творческой деятельности имеют труды С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, И.Я. Лернера, В.А. Никандрова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина и многих других, посвященные разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству. В этих работах раскрываются возможности активизации процесса обучения, выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной деятельностью обучаемых.

Проблеме дидактических основ художественного образования будущих учителей посвящены исследования А.Д.Алехина, Г.В.Беды, В.С.Кузина, В.К. Лебедко, С.П.Ломова, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова и др. Проблемы использования декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании как мощного средства приобщения к художественному творчеству широко освещены в трудах многих ведущих исследователей: А.В. Бакушинского, В.А. Барадулина, Н.А. Горяевой, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, Ю.В. Максимова, Б.М. Йеменского, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпика-ловой и др.

В последние годы выполнен ряд исследований, разрабатывающих проблемы обучения различным видам изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-художников, в которых обоснованы различные подходы к роли декоративной деятельности в становлении и развитии творческого потенциала личности студента (С.И.

Ботова, Р.А. Гильман, Т.А. Давидова, М.В. Дараган. М.К. Даутов, Р.Г. Ломоносов, П.Н. Магомедова, О.Н. Попова и мн. др.).

Проблема организации учебно-творческой декоративной деятельности на материале такого яркого и своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, как художественная керамика, получила разработку в диссертационных исследованиях Н.В. Басаревой, Т.А. Васильевой, P.M. Варцавы, А.П. Даниленко, Д.А. Кемешева, А.Н. Насыровой, А.А. Прищепы, А.В. Рябчикова, Т.В. Саляевой, A.M. Хашхожева, представляющих особый интерес с точки зрения данного исследования. Работы этих авторов содержат в основном практические рекомендации по организации процесса создания изделий в керамике на занятиях в школе, кружках и в системе вузовской подготовки учителей изобразительного искусства. Методической основой формирования творческих способностей студентов в процессе художественно-педагогической подготовки средствами керамического искусства справедливо признается теоретическое и практическое изучение технологических особенностей производства керамических изделий.

Проблеме формирования пластической выразительности образа средствами скульптуры в учебно-творческой деятельности студентов посвящены диссертационные работы Ю.И. Постоногова и А.А. Ворохоба, имеющие важное методологическое значение для данного исследования.

В имеющихся разработках методических основ преподавания керамики на художественно-графических факультетах недостаточно внимания уделено возможностям воздействия выразительных средств художественной технологии керамики на характер творческого процесса создания декоративных изделий студентами. Возможности занятий керамикой можно успешно использовать как эффективное средство развития образно-пластического мышления, которое в свою очередь позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности работ студентов, повысить готовность будущих учителей к творческой художественно-педагогической деятельности.

К настоящему времени в практику обучения внедрены лишь общие организационно-методические основы преподавания художественной керамики (спецкурсы, факультативы). Программные материалы и методическая система глубокой специализации будущего учителя декоративно-прикладного искусства в области декоративной керамики, которые были бы нацелены на формирование образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства в педвузах, отсутствуют, что делает нашу работу необходимой.

Настоящее исследование призвано дать разработку спецкурса «декоративная керамика» на факультете изобразительного искусства педвуза и обеспечить эффективное использование возможностей занятий декоративной керамикой в процессе формирования творческого потенциала учащихся. Развитие художественно-образного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога и при этом тесно связано с другими компонентами творческих способностей — творческим восприятием, памятью, воображением и др., что позволяет ставить задачи формирования творческой личности будущего педагога-специалиста по изобразительному искусству на основе активизации интеллектуальной деятельности в процессе индивидуального декоративного творчества.

Цель исследования: научно обосновать, практически разработать и экспериментально проверить методическую систему и программу спецкурса «декоративная керамика», оптимизированную в условиях современного учебного процесса и направленную на развитие образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность студентов факультета изобразительного искусства педвуза и учащихся художественно-педагогического колледжа в процессе создания декоративных работ на занятиях художественной керамикой.

Предмет исследования: методические условия обучения, оптимизирующие процесс развития образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов на занятиях декоративной керамикой.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что творческая деятельность учащихся на занятиях декоративной керамикой требует особого вида мышления, которое проявляется не только в процессе формирования замысла, но и в процессе непосредственной кинестезической деятельности с материалом. Развитие этого вида мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств художественной технологии керамики.

Эффективность развития образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики может быть обеспечена при использовании в процессе обучения научно обоснованной методической системы, включающей:

- содержание, формы и методы преподавания декоративной керамики, основанные на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности студентов и способствующие формированию интеллектуальной активности обучаемых;

- комплекс образно-творческих заданий, предполагающий освоение широкого спектра материалов керамики и направленный на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов путем соотнесения материала и средств художественной технологии керамики с образными задачами.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития образного мышления.

2. Раскрыть специфические особенности художественной природы декоративной керамики как вида изобразительного искусства, требующего особого вида мышления обучаемых.

3. Изучить особенности развития художественной образности в декоративно-творческих работах студентов.

4. Определить роль выразительных средств художественной технологии керамики в создании декоративного образа и закономерности их влияния на характер творческого процесса декоративной деятельности студентов.

5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса декоративно-технологические особенности различных керамических материалов с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов.

6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания декоративной керамики, направленную на развитие образно-пластического мышления учащихся в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.

7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания по специализации «художественная керамика», оптимизированные в условиях современного учебного процесса.

Методологическая и теоретическая основа исследования: фундаментальные положения философской науки, психологии и педагогики по проблеме развития мышления; современные труды по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания; теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности изобразительного искусства в формировании творческой личности; творческое наследие традиционного декоративно-прикладного искусства и современная художественная практика декоративного искусства.

В проведении исследовательской работы использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий;

- изучение существующих методик обучения художественной керамике, анализ современного состояния проблемы преподавания декоративной керамики на факультетах изобразительного искусства педвузов;

- наблюдение за работой студентов, педагогов, профессиональных художников-керамистов, мастеров народного искусства;

- изучение процесса создания декоративных керамических произведений студентами и определение роли выразительных средств керамической пластики в развитии художественной образности учебно-творческих работ посредством их анализа;

- изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной декоративной керамики на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях;

- экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент).

Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась в период с 2000 по 2005 год и включала три этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) - поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы в контексте современной образовательной системы. На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.

Второй этап (2001-2003 гт.) — опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисковоформирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.

Третий этап (2003-2005 гг.) - теоретически-обобщающий, который был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики в ходе педагогического поисково-формирующего эксперимента. Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов на занятиях декоративной керамикой, основанная на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности обучаемых;

- разработана система образно-творческих заданий, предполагающая освоение широкого спектра материалов керамики и направленная на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов посредством соотнесения материала и средств художественной технологии керамики с образными задачами;

- разработаны критерии диагностики уровня развития образно-пластического мышления и специальных художественно-технологических способностей студентов факультетов изобразительного искусства педвузов.

Теоретическая значимость исследования:

- установлено, что художественно-творческая деятельность средствами декоративной керамики требует особого вида мышления — образно-пластического, специфика которого заключается в характере проявления этого вида мышления не только в процессе формирования замысла, но и непосредственно в кинестезической деятельности;

- установлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре выразительных средств художественной керамики и характером творческого процесса создания стилизованного образа в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития образно-пластического мышления будущих художников-педагогов;

- установлено, что использование в процессе художественно-технологической подготовки различных керамических материалов активизирует интеллектуальную деятельность обучаемых и стимулирует процесс развития образно-пластического мышления студентов на занятиях декоративной керамикой.

Практическая значимость нашего исследования выражается в том, что впервые предложенная программа спецкурса «художественная керамика», направленная на развитие образно-пластического мышления, внедрена в практику работы кафедры народных художественных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и может использоваться на всех уровнях преподавания (художественно-педагогический колледж, система дополнительного художественного образования).

Разработанная и апробированная в ходе исследования система образно-творческих заданий и конкретные методические указания по их постановке в процессе обучения в связи с разнообразием материалов керамики, техник их обработки и композиционных решений декоративных керамических произведений, изученный и обобщенный опыт народных мастеров, профессиональных художников-керамистов, опыт преподавания, способствующий оптимальной организации пластического творчества студентов на занятиях декоративной керамикой в системе подготовки педагогов-специалистов по изобразительному искусству (широкого профиля) могут быть использованы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного художественного образования.

Апробация результатов исследования. Наша практическая работа в области преподавания декоративной керамики на кафедре народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития образно-пластического мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах защиты дипломных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным тематическим и стилистическим разнообразием, большой творческой насыщенностью.

Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета ИЗО и народных ремесел (ежегодно с 2000 по 2005 год).

Опубликована программа сквозного курса обучения по специализации «художественная керамика», разработанная и апробированная в ходе исследования. В публикациях статей и тезисов докладов отражены результаты исследования и основные теоретические положения.

Разработанные в исследовании научно-методические рекомендации и программа обучения внедрены в практику педагогического процесса факультета изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ, художественно-педагогического колледжа, детских художественных школ г. Мытищи.

Экспериментальная работа со студентами факультета изобразительного искусства и народных ремесел, художественно-педагогического колледжа, детских художественных школ г. Мытищи проводилась в три этапа в период с 2000 по 2005 г., в работе приняли участие 210 человек.

На защиту выносятся:

- разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система реализации проблемы развития образно-пластического мышления студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства педвузов средствами декоративной керамики;

- критерии диагностики уровня развития образно-пластического мышления студентов художественно-творческих факультетов и отделений и их специальных способностей;

- система заданий, базу которых составляет единство 'художественных и педагогических задач с постепенным техническим, технологическим и художественным усложнением этого обучения.

Структура диссертации обусловлена постановкой цели и задач исследования, выдвижением гипотезы и проведением педагогического эксперимента. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем основного текста 164 страницы. В приложении приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов. Библиографический список включает 265 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Даутова, Ольга Гаязовна

Выводы 3 главы:

Проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку эффективности развития образно-пластического мышления студентов в условиях декоративного творчества средствами керамики, специально организованного с помощью разработанных в исследовании методических приемов, комплекса упражнений, заданий и программы курса обучения, дает основание сделать следующие выводы:

- разработанные в исследовании критерии оценки учебно-творческих работ по параметрам, характеризующим степень развития творческих качеств образного мышления, позволяют с высокой долей объективности определять эффективность экспериментально организованного обучения декоративной керамике, направленного на активизацию интеллектуальной деятельности;

- характеристика исходных уровней развития образно-пластического мышления и тесно взаимосвязанных с ним творческих художественно-технологических способностей способствовала выявлению основных направлений совершенствования разработанной в исследовании программы спецкурса декоративной керамики;

- методическая ориентация обучаемых на активное содержательное осмысление возможностей художественного выражения средствами декоративной керамики осуществлялась на основе системы образно-творческих упражнений и заданий, варьировавшихся в связи с разнообразием материалов керамики, техник их обработки и композиционных решений;

- разработанные в исследовании диагностические творческие задания позволяют выявить уровень образно-пластического мышления студентов, степень сформированности умений решать творческие задачи на воплощение стилизованного образа в материале керамики, включая его естественные качества в образную структуру творческого решения; анализ результатов опытно-экспериментальной работы дал возможность выявить положительную динамику процесса развития образно-пластического мышления и позволил сделать вывод об эффективности и целесообразности использования предлагаемых в исследовании методических средств, приемов и программы обучения декоративной керамике, оптимизированных в условиях современного учебного процесса и направленных на совершенствование творческих качеств образно-пластического мышления.

Результаты, полученные в ходе обобщения данных анализа психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме развития художественно-образного мышления, а также итоги опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технологической подготовки педагога-специалиста в области декоративной керамики позволили подтвердить основные положения гипотезы исследования. Это дало возможность сформулировать следующие общие выводы исследования:

1. Развитие художественно-образного мышления выступает как центральная проблема обучения в практике художественно-педагогической подготовки, будучи тесно связано с формированием основных компонентов художественно-творческих способностей, обеспечивающих продуктивность творческой деятельности и качественную подготовку будущих педагогов-специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

2. Творческая продуктивность декоративной деятельности в области художественной керамики наиболее успешно обеспечивается при участии особого вида мышления — образно-пластического, адекватного особенностям художественной природы декоративной керамики, объединяющей формирование условно-образного замысла и воплощение его специфическими средствами кинестезической деятельности с материалом.

3. Специфика образно-пластического мышления в ходе декоративного творчества средствами керамики особенно ярко проявляется на этапе реализации материального воплощения образного замысла, так как практическая кинестезическая деятельность в материале керамики связана с постановкой и решением новых образных задач, возникающих в процессе анализа и синтеза предметно-материальных свойств, обусловленных особенностями материала, которые могут влиять на характер пластического решения художественной формы. Поэтому развитие образно-пластического мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств художественной технологии керамики.

4. Процесс освоения возможностей образного выражения средствами декоративной керамики обеспечивает оптимальную активность аналитико-синтетической мыслительной деятельности и способствует успешному развитию образно-пластического мышления, поскольку керамическое искусство предоставляет широкий диапазон направлений творческого поиска:

- особенности керамической глины как пластичного, податливого материала, фиксирующего любые изменения творческого замысла в процессе работы, обеспечивают накопление в образно-пластическом мышлении богатого опыта восприятия природных свойств и декоративных возможностей материала;

- освоение широкой палитры керамических материалов предоставляет уникальный по гибкости и разнообразию диапазон структур, фактур, текстур и цвета, что обеспечивает практически неисчерпаемый арсенал образно-эстетических возможностей;

- декоративная керамика по своей художественной природе обладает ярко выраженной синтетичностью, возможностями вовлечения в единую образную структуру элементов локальных областей изобразительного творчества (элементы объемных, плоскостных и пространственных решений, живописных, графических и скульптурно-пластических средств, изобразительный и неизобразительно-условный подходы к трактовке декоративной формы).

5. Оптимальными методическими условиями формирования и развития образно-пластического мышления в ходе занятий декоративной керамикой являются:

- применение методических установок на творческое восприятие, образное осмысление средств художественной технологии, на активное использование элементов пластической интерпретации и оригинальность творческого решения, активизирующих мыслительную деятельность, стимулирующих самостоятельность в постановке образно-творческих задач;

- формирование у обучаемых знаний декоративно-технологических особенностей различных керамических материалов и связанных с ними возможностей образного выражения в процессе освоения практических навыков воплощения стилизованного образа в материале.

6. В настоящее время задачи развития образно-пластического мышления специфическими средствами занятий декоративной керамикой не ставятся и не решаются в учебном процессе. В связи с этим в диссертации предлагается программа спецкурса «художественная керамика» и разработка системы упражнений и заданий, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и развитие образно-пластического мышления средствами декоративного творчества в области художественной керамики.

7. Проведение опытно-экспериментальной работы, основанной на выводах теоретического анализа, позволило доказать эффективность разработанной в исследовании программы спецкурса «художественная керамика», направленной на развитие образно-пластического мышления учащихся в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.

Применение предлагаемой в исследовании методической системы, включающей комплекс специальных упражнений на решение образно-творческих задач, творческие задания и использование различных видов методических установок в значительной степени обусловило повышение уровня развития образно-пластического мышления, что нашло отражение в высокой образно-эстетической и пластической выразительности продуктов реализации декоративно-творческой деятельности будущих педагогов-специалистов по изобразительному искусству (широкого профиля).

Значительно повысились тематическое и стилистическое разнообразие учебно-творческих работ и особенно творческих произведений, выполненных студентами-дипломниками, эмоциональная насыщенность и метафорическая содержательность созданных образов, что во многом обеспечивалось расширением диапазона специфических выразительных средств декоративной керамики, содержательно осмысленных и используемых в решении художественных задач материального воплощения творческого замысла.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Даутова, Ольга Гаязовна, 2006 год

1. Абрамова М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. - М., 1999. —192 с.

2. Аглаева В.М. Взаимосвязь художественного и трудового воспитания в процессе обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству и лепке (на материале общеобразовательных школ Тадж.ССР): Дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 188 с.

3. Акунова Л. Ф., Крапивин В А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. -1984. 207 с.

4. Акунова Л. Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М., 1979. - 216 с.

5. Алёхин А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дис. в виде научного доклада на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. М., 1993.-32 с.

6. Алпатова И. А. Проблемы развития керамической мелкой пластики в СССР.//Искусство керамики. М., 1970. - с. 132-155.

7. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., 1981. - 92 с.

8. Андреева М.В., Антонова Л.В. Чудесные превращения. Глина. Камень. Песок.-Л., 1973.- 159 с.

9. Анненкова Л.М. Проблема станковизации советского декоративно-прикладного искусства (Специфика художественной образности): Дис. канд. искусствовед. М., 1987. - 128 с.

10. Антонян МА. Творческая концепция художника-керамиста (к вопросу о синтезе архитектуры и пластики-керамики): Дис. канд. искусствовед. Навои-Москва, 1992. - 253 с.

11. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., 1987. - 230 с.

12. Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.-183 с.

13. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М., 1975. — 43 с.

14. Архангельский С. И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М., 1976. - 40 с.

15. Астраханцева Т.П. Искусство гжельской майолики второй половины 20 века (Проблема традиции и современности): Дис. . канд. искусствовед. М., 1999. - 234 с.

16. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией : Автореферат дис . канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.

17. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985. 208 с.

18. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : ( Методические основы). -М., 1982. 192 с.

19. Бабанский Ю. К. и др. Педагогика высшей школы: (Учебное пособие для университетов и пед. институтов). Алма-Ата,1989.-175 с.

20. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. М., 1982. - 271 с.

21. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание (Опытисследования на материале пространственных искусств). — М., 1925 286 с.

22. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно- прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 25 с.2528

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.