Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Шефер, Екатерина Андреевна

  • Шефер, Екатерина Андреевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2010, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 245
Шефер, Екатерина Андреевна. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Нижний Новгород. 2010. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Шефер, Екатерина Андреевна

Введение.

ГЛАВА 1 . СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1. Феноменология творческого воображения в психолого-педагогических исследованиях.

1.2. Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

1.3. Новообразования творческого воображения в младшем школьном возрасте.

1.4. Функции, факторы, условия и средства формирования творческого воображения у дошкольников и младших школьников.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЕХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Характеристика психолого-педагогических условий обучения.

2.2. Организация экспериментального исследования.

2.3.Сравнительные данные исследования особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике Г. Роршаха.

2.4. Сравнительные данные изучения особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике Е.П. Торренса «Закончи рисунок».

2.5. Сравнительные данные изучения особенностей развития продуцирования младшими школьниками сказочных импровизаций.

2.6. Сравнительные данные изучения конструирования комического

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУЦИРОВАНИЯ СКАЗОЧНЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ И КОМИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

3.1. Программа формирования творческого воображения в процессе продуцирования сказочных импровизаций и комических конструкций младшими школьниками.

3.2. Результаты контрольного эксперимента.

3.3.Рекомендации по развитию творческого воображения у младших школьников в разных условиях обучения.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения»

Актуальность исследования. Происходящие в России социально-экономические преобразования обусловили необходимость гуманизации и демократизации системы образования, обеспечения условий для внедрения в школьную практику новых педагогических технологий. В связи с этим начинают возникать инновационные процессы в развитии образования: появляются новые типы школ, обновляется содержание образования, разрабатываются новые технологии обучения и воспитания детей.

В связи с изменениями учебных планов и программ встают новые проблемы в аспекте изучения особенностей влияния новых условий обучения на развитие познавательных процессов у младших школьников, которые в той или иной мере решаются отечественными исследователями (Т.П. Васильева, 2001; И.Г. Вахрушева, 1999; Т.Н. Галич, 1999; Н.В. Козлова, 1997; H.A. Кора, 1998; Н.Ю. Синягина, 1998 и др.). Менее других в литературе освещена проблема детерминированности процессов развития и формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста в разных условиях обучения (общеобразовательная школа, лицей, художественная гимназия, музыкальная школа).

Между тем, в указанных образовательных учреждениях есть специфические особенности организации учебно-воспитательного процесса. В общеобразовательной школе занятия в большей степени направлены на освоение общих способов решения класса задач, которые конкретизируются применительно к частным случаям, на формирование способности к рефлексии как основы теоретического мышления, умения в неопределенной ситуации указать, каких знаний и умений недостаточно для успешного действования. В лицее чаще выполняются творческие задания в проблемных ситуациях, формируются умения строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, организовывать поиск информации, которая необходима для решения поставленной задачи на занятиях информатики. В художественной гимназии практикуется преобразование предметов из одного состояния в другое, осваиваются изобразительные операции и манипуляции с использованием различных материалов в процессе продуцирования простейших художественных образов средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (оригами, конструирование из бумаги, декоративное рисование, аппликация из соломки, флористика, аранжировка из природного материала, коллажи); акцентируется внимание на средствах художественной выразительности (стиль, ритм, цвет, фактура материала). На занятиях в музыкальной школе в процессе творческого восприятия музыки отрабатываются навыки цветового, ритмического, вокального, инструментального и пластического уподобления, синтезируются- различные виды художественной деятельности (изобразительной, театрализованной и др.), в процессе пения и игры на инструментах акцентируется внимание на характеристике музыкального образа и художественных средствах музыкальной выразительности (лад, ритм, тональность, размер, динамика, темп, интонационная выразительность мелодии), дети фантазируют под разные жанры музыки, подбирают иллюстрации к музыкальным произведениям.

Несмотря на то, что различия в организации учебного процесса в общеобразовательной школе, лицее, художественной гимназии и музыкальной школе общеизвестны, экспериментальных данных об их воздействии на развитие творческого воображения младших школьников очень мало. В связи со сказанным существует противоречие между потребностью педагогов и психологов в конкретизации методов и приемов формирования творческого воображения в младшем школьном возрасте в лицее, общеобразовательной и музыкальной школах, художественной гимназии и небольшим объемом знаний о сходстве и различиях его развития в указанных образовательных учреждениях. Данное противоречие предопределило тему нашего исследования «Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения».

Цель диссертационного исследования:,изучить особенности развития творческого воображения у младших школьников в разных условиях обучения и возможности повышения его уровня.

Объект исследования — творческое воображение детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — общие, специфические и индивидуальные особенности развития творческого воображения младших школьников из лицея, художественной гимназии, музыкальной и средней общеобразовательной школы на протяжении трех лет обучения и технология повышения его уровня.

Гипотезы исследования:

1. В развитии творческого воображения у учащихся из лицея, общеобразовательной школы, художественной гимназии и музыкальной школы с помощью специально подобранного комплекса диагностических методик можно проследить как общие тенденции, так и специфические, индивидуальные и возрастные особенности, что чрезвычайно важно для его оптимизации в условиях обучения.

2. Уровень творческого воображения у младших школьников можно повысить и благодаря обучению детей общим и специфическим способам преобразования образов представлений на материале сказочных и юмористических импровизаций.

Исходя из цели, объекта, предмета, гипотез, в исследовании решались следующие задачи:

1. Проанализировать психологические исследования по изучаемой проблематике, определить степень ее разработанности и теоретические подходы к эмпирическому исследованию особенностей развития творческого воображения у младших школьников в разных условиях обучения.

2. Выявить общие, специфические, индивидуальные, возрастные особенности развития творческого воображения в разных условиях обучения.

3. Разработать программу повышения уровня творческого воображения у младших школьников и проверить ее эффективность.

4. Разработать рекомендации для педагогов, практических психологов и родителей с целью оптимизации условий развития творческого воображения у младших школьников в процессе обучения.

Методологические позиции исследования определили теории, концепции и подходы, истинность и эффективность которых надежно подтвердили практически: культурно-историческая теория JI.C. Выготского, в частности, положение о зоне ближайшего развития ребенка, его сензитивных периодах, движущих силах и закономерностях развития; теории А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина о ведущих видах деятельности; положения о роли субъектной активности ребенка как фактора психического развития и саморазвития (К. А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, У.В. Ульенкова и др.); теории детского воображения (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, К. Коффка, H.H. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Дж. Селли, Г. Фолькельт и др.).

Теоретическую базу составили экспериментальные исследования развития творческого воображения (О.М. Дьяченко, A.B. Запорожец, О.И. Никифорова, М.М. Нудельман, Т.А. Репина, К.И. Чуковский и др.), продуцирования детьми сказочных конструкций (О.М. Дьяченко, Г.Д. Кириллова, В.Т. Кудрявцев, И.А. Медведева, Дж. Родари и др.), конструирования детьми дошкольного и младшего школьного возраста комического (Е.А. Бондаренко, Е.И. Дементьева, М.М. Конина, ТО ЕСТЬМак-Ги, О.М. Попова, H.H. Ротанова).

Методы исследования:

В работе использовались методы междисциплинарного теоретического анализа; констатирующий и формирующий эксперименты, изучение продуктов деятельности младших школьников из четырех учебных заведений, количественный и качественный анализ результатов исследования; статистическая обработка фактических данных.

Этапы исследования:

Первый этап — поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования, определялись теоретические положения, основная проблема, цель, объект, предмет, задачи и гипотезы ее исследования (2003-2004 гг.).

Второй этап - опытно-экспериментальный, нацеленный на проведение диагностических срезов и обработку результатов исследования (2004-2007 гг.).

Третий этап — разработка и реализация на практике программы формирования творческого воображения у младших школьников в зависимости от организации условий обучения; проведение контрольного эксперимента; систематизация, обобщение и интерпретация полученных результатов (2008-2009 гг.).

Четвертый этап - формулирование общих выводов, оформление результатов диссертационного исследования (2009-2010 гг.).

Организация эксперимента: исследование проводилось в начальных классах муниципальных образовательных учреждений: лицея №34, гимназии (художественная) №5 и школы (музыкальная) №1, средней общеобразовательной школы №88 г. Тюмени. В экспериментальном исследовании принимали участие 300 младших школьников. При поступлении в музыкальную школу и художественную гимназию первоклассники проходили конкурсный отбор на предмет школьной готовности, в то время как в средней общеобразовательной школе и лицее конкурсного отбора не было. В процессе формирующего эксперимента участвовало 60 учащихся младшего школьного возраста из общеобразовательной школы № 88 г. Тюмени, а также их родители и педагоги.

Научная новизна исследования:

1. Впервые в качестве предмета научного исследования выступили динамика таких показателей творческого воображения у детей младшего школьного возраста в разных условиях обучения, как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность (тест Е.П. Торренса), различия количественных и качественных показателей использования при продуцировании сказочных и юмористических импровизаций общих (агглютинация, реконструкция, типизация и другие) и специфических способов преобразования образов представлений (обратная координация вещей, волшебные превращения, тройственность и т.д.).

2. Выявлены особенности соотношения творческого и репродуктивного воображения (творческое воображение опережает репродуктивное в большей степени у испытуемых из музыкальной школы, у лицеистов и гимназистов, в меньшей степени у учащихся из общеобразовательной школы), вербального и невербального воображения (у учащихся из художественной гимназии и музыкальной школы сохраняется преобладание невербального воображения над вербальным, обратная тенденция наблюдается в лицее и общеобразовательной школе) в младшем школьном возрасте.

3. По итогам проведенного исследования выявлены общие тенденции, специфические, индивидуальные и возрастные особенности способов преобразования образов представлений при продуцировании детьми младшего школьного возраста сказочных и комических импровизаций в разных условиях обучения:

- общие тенденции: в ассоциировании заданных фигур с одними теми же объектами, в преобладании репродуктивного и репродуктивно-творческого воображения, показателей высоких уровней беглости и гибкости, в преобладании при продуцировании сказочных импровизаций общих приемов - акцентирования и гиперболизации, из типично сказочных приемов - зачина и концовки; в преобладании при конструировании комического — комических деталей и перевертышей; индивидуальные особенности: в разной степени интериоризированности вербальных и невербальных реакций детей младшего школьного возраста при восприятии пятен Г. Роршаха; в вариативности механизмов реконструирования образов (схематичность, детализированность); в вариативности опредмечивания и включения объектов в сюжеты в качестве второстепенных или главных деталей); в увеличении использованных общих и специфичных сказочных приемов (от 1-2 до 5-6); в использовании различных вариантов приема сказки-кальки; в предпочтении способов преобразования образов представлений в рамках творческого уровня продуцирования комических импровизаций;

- возрастные особенности: в слабой динамике способов преобразования образов представлений при продуцировании детьми младшего школьного возраста сказочных и комических импровизаций.

4. Экспериментально доказаны возможности повышения уровня творческого воображения младших школьников посредством упражнений в способах преобразования образов представлений на материале сказок и юмористических произведений, а именно: повышения высокого уровня творческого воображения у учащихся из общеобразовательной школы после формирующих воздействий.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

- определены теоретические подходы к построению программы формирования творческого воображения младших школьников;

- проработаны понятия «общие тенденции», «специфические», «индивидуальные», «возрастные» особенности творческого воображения, их содержание;

- систематизирован и теоретически обоснован диагностический комплекс методик, способствующий выявлению уровней творческого воображения у детей младшего школьного возраста;

- обоснованы теоретические подходы (системный, личностно обусловленный, деятельностный), а также организационно-методические принципы исследования творческого воображения у испытуемых (принцип полифоничности смыслового пространства, принцип интегративного подхода, принцип постепенности, принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип интериоризации и экстериоризации, принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы, принцип деятельности);

- разработана программа повышения у младших школьников уровня творческого воображения, предусматривающая упражнения детей в способах преобразования образов представлений на материале сказочных и комических произведений и перенос этих способов на нетождественный материал при выполнении творческих заданий;

- получены дополнительные данные о развитии и формировании у детей младшего школьного возраста словесного творчества (сказочных импровизаций), а также чувства комического;

- получено дополнение к содержанию некоторых разделов возрастной, педагогической и практической психологии, касающихся развития и формирования у младших школьников творческого воображения в диапазоне 7-9 лет.

Практическая значимость исследования:

- получен большой массив фактических данных, иллюстрирующий общие, специфические, индивидуальные и возрастные особенности развития у детей младшего школьного возраста творческого воображения в разных условиях обучения, которые представляют не только научную, но и практическую значимость;

- разработанная и апробированная нами программа повышения уровня творческого воображения может быть использована в практической работе педагогами и школьными психологами;

- результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, практических психологов для дополнения обобщениями и фактами курсов возрастной психологии, психолого-педагогической диагностики, консультирования, курсов по выбору студентов.

Положения, выносимые на защиту: 1. Развитие творческого воображения младших школьников в разных условиях обучения имеет общие тенденции, специфические, индивидуальные и возрастные особенности:

- Общие тенденции развития творческого воображения у младших школьников из общеобразовательной школы, лицея, художественной гимназии и музыкальной школы проявляются: в ассоциировании многих заданных фигур с одними теми же объектами; в преобладании у них низкого и среднего уровней творческого воображения; показателей высоких уровней беглости и гибкости; в преобладании при продуцировании сказочных импровизаций из общих приемов — акцентирования и гиперболизации, из типично сказочных приемов: зачина и концовки; в преобладании при конструировании комических конструкций приемов наделения объектов необычными признаками и функциями, а также обратной координации вещей.

- Специфические особенности развития творческого воображения школьников в разных условиях обучения нашли выражение в различиях соотношениях показателей беглости, гибкости, оригинальности и разработанности; в особенностях опредмечивания ими заданных объектов (тестов Г. Роршаха и Е.П. Торренса); в различии использования общих и специфических способов преобразования образов представлений при конструировании сказочных и юмористических импровизаций в разных условиях обучения. На общем фоне более выгодно отличаются дети из лицея, художественной гимназии и музыкальной школы, чем учащиеся из общеобразовательной школы, у которых наблюдается снижение показателей беглости, гибкости, оригинальности и разработанности, а также уровней продуцирования сказочных и комических импровизаций.

- Индивидуальные особенности развития творческого воображения выражаются в разной интериоризированности реакции испытуемых при восприятии пятен Г. Роршаха, вариативности реконструирования образов (по методике Е.П. Торренса); в предпочтении способов преобразования образов представлений в рамках одного уровня продуцирования сказочных и комических ситуаций; в различиях показателей творческого воображения у школьников разного пола.

- Возрастные особенности развития творческого воображения состоят в слабой динамике на протяжении первых трех лет обучения количества категорий ассоциированных школьниками фигур по тесту Е.П. Торренса (от 25 и до 30) и пятен Г. Роршаха (от 22 и до 29), количества общих и специфических способов преобразования образов представлений в процессе конструирования сказочных и юмористических импровизаций (от 1-2 до 5-6); в изменении соотношения показателей вербального и невербального (в конце третьего года обучения обнаруживается синхронность развития вербального и невербального воображения при конструировании комических и сказочных импровизаций), творческого и воссоздающего воображения (недостаточное увеличение показателей творческого воображения: у лицеистов - на 21,3%; у гимназистов - на 17%; у испытуемых из музыкальной школы - на 15,7%; у учащихся из общеобразовательной школы - на 15,4%).

2. Выявление общих, специфических, индивидуальных и возрастных особенностей развития творческого воображения младших школьников позволило определить возможные направления формирующих воздействий на младших школьников, в частности, на отработку навыков использования общих и специфических способов преобразования образов представлений при продуцировании сказочных и юмористических импровизаций; на повышение психолого-педагогической компетентности психологов и педагогов по вопросам развития творческого воображения детей в процессе обучения; повышение компетентности родителей в вопросах развития творческого воображения у детей в условиях домашнего воспитания.

3. Результаты формирующего эксперимента показали в основном положительную динамику общих и специфических способов преобразования образов представлений при продуцировании сказочных импровизаций у испытуемых экспериментальной группы, что является доказательством эффективности реализации на практике разработанной нами программы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются их опорой на методологические и теоретические положения, разработанные в исследованиях по возрастной и педагогической психологии; использованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом с применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения исследования и его результаты докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Феномен развития в науках о человеке» (Пенза, октябрь 2004 г.); студенческой научно-практической конференции «Наука и современность» (Шадринск, апрель 2005 г.); заочной Международной научно-практической конференции (Шадринск, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Образование в период детства: традиции, реальность, инновации» (Шадринск, ноябрь 2007 г.); XI Международной студенческо-аспирантской научной конференции «Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии» (Пермь, октября 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности» (Шадринск, ноябрь 2008 г.); XII Международной студенческо-аспирантской научной конференции «Актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии» (Пермь, октябрь 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом и юношеском возрасте: традиции и инновации» (Шадринск, ноябрь 2009 г.); лекционных занятиях при чтении спецкурсов (факультет коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института); заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института; в ходе проведения экспериментальной работы в муниципальных образовательных учреждениях лицея №34, гимназии (художественная) №5 и школы (музыкальная) №1, средней общеобразовательной школы №88 г. Тюмени.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 175 источников, в том числе 8 на иностранном языке и трех приложений. Основной текст исследования изложен на 181 страницах. В работе содержится 33 таблицы, 2 схемы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Шефер, Екатерина Андреевна, 2010 год

1. Организация экспериментального исследованияВ диагностической части диссертационного изыскания ставилась цель: изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в разных условиях обучения. Гипотезы исследования:

2. Развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте в определенной степени обусловлено спецификой организации учебной деятельности в разных учебных заведениях: лицей, художественная гимназия, музыкальная и общеобразовательная школы.

3. В развитии творческого воображения у учащихся из лицея, общеобразовательной школы, художественной гимназии и музыкальной школы можно проследить как общие тенденции, так и специфические, индивидуальные и возрастные особенности.Задачи исследования:

4. Определить и сравнить уровни сформированности показателей творческого воображения, способы преобразования образов представлений, тематику юмористических и сказочных импровизаций в лицее, художественной гимназии, музыкальной и общеобразовательной школах.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.