Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Наринская, Наталья Борисовна

  • Наринская, Наталья Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 163
Наринская, Наталья Борисовна. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Чебоксары. 2006. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Наринская, Наталья Борисовна

Введение.

Глава I. Теоретические основы развития творческой активности младших школьников в процессе вокально-хоровой деятельности.

1.1. Психолого-педагогическое обоснование процесса развития творческой активности детей.

1.2. Возрастные особенности младших школьников в аспекте вокально-хорового воспитания.

1.3. Анализ эволюции и развития методики вокальнохорового обучения детей.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности младших школьников в условиях обучения хорового отделения ДМШ II. 1. Педагогические условия и модель развития творческой активности младших школьников.

11.2. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.

11.3. Содержание обучающего и итогового этапов опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы»

В настоящее время в России заметно возросли требования к социально значимым личностным качествам, таким как - социально-коммуникативная мобильность, готовность к творческой деятельности, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. В связи с этими новыми потребностями общества становится необходимой и переориентация образования, осуществление смены основной его парадигмы с информационной на развивающую самостоятельность, познавательную активность личности. Соответственно этому определяются новые подходы к обучению и образованию детей, обусловливаются новые приоритеты воспитания личности. Среди последних - творческое развитие личности, которое необходимо для всех видов человеческой деятельности.

Искусство является одним из важнейших и мощных средств для достижения этой цели. Заметим, что низкий уровень продукции массовой культуры, которая тотально заполонила ТВ, радио и другие СМИ, в значительной степени затрудняет путь слушателя к познанию истинно прекрасного, лишая возможности отличать подлинные культурные ценности от суррогата. Не поддаться этому воздействию, избежать навязывания чужих вкусов и взглядов, уметь найти способы самовыражения, самореализации может только творчески мыслящий человек.

Трудно переоценить здесь важность эстетического, в частности, музыкального воспитания. Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания в целом, которое играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка, что определяется спецификой музыки как глубоко эмоционально воздействующего вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой. Музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов. Это связано с тем, что наряду с эмоциями музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов. Музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля). Происходит развитие эмоционально-чувственной сферы психики ребенка (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях). Особенно важно, что эстетическое воспитание предоставляет возможность самореализации, создания духовных ценностей, проявления творческого начала, которое ведет к развитию самосознания, чувства собственного достоинства, ощущения своей значимости, взаимопонимания с другими людьми. Без этих качеств нельзя представить себе полноценную личность.

Воспитание музыканта и, прежде всего - человека, мыслящего творчески и самостоятельно - сложная и особенно актуальная сегодня проблема. Самым эффективным видом деятельности, в котором дети могут проявить творческую активность, является пение; с ним связано первое пробуждение музыкальных впечатлений и эмоций.

В педагогической литературе представлены результаты исследований, посвященных различным аспектам развития детского творчества в системе основного образования (Ш.А. Амонашвили, И.А. Савенков, С.Д. Смирнов и др.). Б.В. Асафьев, O.A. Апраксина, В.В. Зеньковский, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, О.П. Радынова и др. В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский дали в своих исследованиях определение значимости музыкального воспитания в развитии ребенка, в формировании его духовной культуры, творческого отношения к жизни. Исследователями показана сущность педагогического творчества (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Г.М. Цыпин и др.); отражены особенности процесса творческого развития (А.Ю. Козырева, А.Н. Лук, А.Я. Пономарев и др.); раскрыты возможности развития творческого потенциала ребенка (Э.Б. Абдуллин, H.A. Ветлугина и др.); обозначены основные компоненты творческой активности детей (М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская,

J1.C. Выготский, A.M. Матюшкин, Г.И. Щукина и др.), выявлены методы развития творческой активности в условиях музыкальной деятельности (Л.Г. Арчажникова, JI.A. Рапацкая, Г.С. Ригина, J1.B. Школяр и др.), отражена специфика развития творческой активности на специальных музыкальных занятиях (А.Д. Артоболевская, Е.Б. Лисянская, Б.И. Шеломова, Т.Б. Юдови-на-Гальперина и др.).

Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме творческого развития на музыкальных занятиях, в полной мере не определены подходы к развитию творческой активности школьников на занятиях в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ, не разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса. Кроме того, актуальность этой сложной проблемы возрастает в условиях появления новых форм дополнительного образования (студии, отделения, частные школы и т.д.).

Все это позволяет выявить следующие противоречия:

- между потребностью общества в личности, обладающей творческой активностью, и недостаточной разработанностью в педагогике проблемы, раскрывающей процесс воспитания в сфере дополнительного образования;

- между насущной необходимостью развития творческой активности детей в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ и отсутствием методики организации этого процесса.

Выделенные противоречия выдвигают проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных путей развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и модель, обеспечивающие развитие творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ.

Объект исследования - процесс обучения на хоровом отделении детской музыкальной школы

Предмет исследования - педагогические условия и модель, обеспечивающие развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения на хоровом отделении.

Гипотеза исследования - развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении ДМШ будет осуществляться успешно, если реализовать предлагаемую модель и следующие педагогические условия:

- развитие устойчивой мотивации к творческой и исполнительской деятельности;

- активизация коллективистской направленности хоровой деятельности учащихся;

- формирование интереса к ценностям хоровой музыкальной культуры;

- реализация индивидуального подхода и учет возрастных особенностей учащихся в процессе их вокально-хоровой деятельности;

- воспитание способности учащихся к осознанию своей сопричастности к исполняемой музыке.

Определение объекта, предмета и гипотезы позволяют сформулировать задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы развития творческой активности детей в теории и практике дополнительного художественного образования.

2. Проанализировать историю развития детского хорового искусства, зарубежные и отечественные методики обучения хоровому пению.

3. Выявить основные показатели развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении.

4. Апробировать комплекс разработанных педагогических условий и модель, обеспечивающих развитие творческой активности младших школьников на занятиях хорового отделения ДМШ.

Методологическую основу исследования составили: теория творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Загвя-зинский, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция творческого развития детей (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Арчажникова, Д.Б. Богоявленская, П.К. Винокурова, A.A. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков и др.); теоретические положения о сущности музыкально-творческой деятельности (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, и др.); теория гуманистического подхода к воспитанию личности (О.С. Газман, И.Я. Лернер, А.Маслоу, В.А. Сухомлинский и др.); исследования и практические разработки, связанные с дирижерско-хоровой деятельностью (П.Г. Чесноков, Н.М. Данилин, В.Г. Соколов, К.Б. Птица и др.). Автор опирался также на труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно-эстетического и музыкального воспитания и образования (Л.Г. Арчажникова, А.Ю. Гончарук, Т.С. Комарова, О.П. Радынова, Л.А. Ра-пацкая, А.Н.Сохор, Г.П. Стулова, Г.М. Цыпин и др.); теория творческого развития учащихся в процессе школьного музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.).

Для решения поставленных задач и обобщения результатов исследования использовался комплекс следующих методов:

- изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкальной и методической литературы по проблеме исследования;

- изучение, анализ и обобщение передового педагогического и собственного опыта по данной проблеме;

- методы эмпирического исследования (педагогическое наблюдение, беседы, прослушивание, опрос и др.);

- опытно-экспериментальная работа с учащимися, включающая констатирующий и обучающий этапы;

- анализ опытно-экспериментальных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялись изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкальной и научнометодической литературы по теме исследования. Определялись цель, объект, гипотеза, задачи исследования, разрабатывались критерии оценки развития творческой активности младших школьников на занятиях хорового отделения детской музыкальной школы.

На втором этапе (2002-2004 гг.) уточнялся научно-теоретический аппарат исследования, проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий и формирующий этапы), проверялись на практике модель и педагогические условия развития творческой активности младших школьников в процессе хоровой деятельности.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента; формировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе хоровых отделений детской музыкальной школы № 3 и ее филиала в общеобразовательной школе № 18 г. Чебоксары в течение трех лет и включала в себя два этапа: констатирующий и обучающий. В эксперименте было задействовано 65 школьников, разделенных на две экспериментальные группы.

Основные научные результаты и научная новизна исследования заключаются в следующем:

- теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ (развитие устойчивой мотивации к творческой и исполнительской деятельности; активизация коллективистской направленности хоровой деятельности учащихся; формирование интереса к ценностям хоровой музыкальной культуры; реализация индивидуального подхода и учет возрастных особенностей учащихся в процессе их вокально-хоровой деятельности; воспитание способности учащихся к осознанию своей сопричастности к исполняемой музыке);

- разработана педагогическая модель развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ, включающая в себя цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства педагогической деятельности, а также ее результаты;

- выявлены параметры творческой активности младших школьников: мотивация к творческой деятельности, умения творческой деятельности и эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в развитие музыкальной педагогики:

- уточнено определение творческой активности детей младшего школьного возраста, заключающейся в развитии эмоциональной, потребностно-мотивационной и операционно-деятельностной сфер личности ребенка;

- выявлены педагогические возможности хоровых занятий в условиях хорового отделения ДМШ в развитии творческой активности младших школьников, что выражается в привитии интереса к хоровому искусству через восприятие вокально-хоровых произведений, вооружении учащихся творческими умениями и навыками;

- обосновано использование межпредметных связей в освоении учащимися знаний в области музыкального искусства, предоставлении им возможности творческого самовыражения в концертно-исполнительской деятельности;

- дополнены современные представления о возможностях развития творческой активности школьников в системе дополнительного образования, позволяющие активизировать процесс становления личности ребенка (создание комплекса специальных творческих заданий, сочетание различных форм работы и т.д.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты обеспечивают педагогов, руководителей детских хоровых коллективов научно обоснованными выводами и рекомендациями по развитию творческой активности младших школьников на хоровых занятиях. Полученные результаты обеспечивают педагогов, руководителей детских хоровых коллективов научно обоснованными выводами и рекомендациями по работе в данном направлении, которые могут быть использованы в широкой практике дополнительного музыкального образования и в процессе подготовки будущих учителей музыки в высших и средних учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием фундаментальных теоретических положений, адекватных объекту и цели данного исследования; разносторонним анализом полученных результатов; моделированием педагогических ситуаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на кафедрах хорового дирижирования, теории и методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева, в ходе методических объединений ДМШ и ДТТТИ в Нижнем Новгороде (2002 г.), Чебоксарах (2003 г.), на Международной научно-практической конференции «Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях» (Ульяновск, 2005) и Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного музыкального образования» (Чебоксары, 2004). Результаты исследования внедрены в учебный процесс хорового отделения ДМШ № 3. Возглавляемый автором данного исследования хоровой коллектив ДМШ № 3 г. Чебоксары принимает участие в ежегодном республиканском фестивале-смотре детских хоровых коллективов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческую активность учащихся младшего школьного возраста мы рассматриваем как интегральное качество личности, проявляющееся в продуктивной творческой деятельности ребенка и включающее эмоционально-ценностное отношение к явлениям музыкального искусства, положительную мотивационную направленность на восприятие и исполнение музыкальных произведений, практические умения и навыки исполнительской деятельности.

2. Необходимыми педагогическими условиями развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ являются:

- развитие устойчивой мотивации к творческой и исполнительской деятельности;

- активизация коллективистской направленности хоровой деятельности учащихся;

- формирование интереса к ценностям хоровой музыкальной культуры;

- реализация индивидуального подхода и учета возрастных особенностей учащихся в процессе их вокально-хоровой деятельности;

- воспитание способности учащихся к осознанию своей сопричастности к исполняемой музыке.

3. Важным фактором повышения эффективности развития творческой активности детей является опора на научно обоснованную модель развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ, которая включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности, а также ее результат. Ее внедрение в учебный процесс способствует развитию у детей эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферы, потребности в общении с музыкальным искусством, а также исполнительских умений и навыков.

Структура диссертации определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Наринская, Наталья Борисовна

Выводы по II главе

Исследование сущности развития творческой активности личности в коллективе позволило нам выделить педагогические условия развития творческой активности младших школьников в условиях хорового отделения ДМШ:

1. Развитие устойчивой мотивации к творческой и исполнительской деятельности.

2. Активизация коллективистской направленности хоровой деятельности учащихся.

3. Формирование у учащихся интереса к ценностям хоровой музыкальной культуры.

4. Реализация индивидуального подхода и учет возрастных особенностей учащихся.

5. Воспитание способности учащихся к осознанию воспринимаемой и исполняемой на хоровых занятиях музыки.

Выделенные педагогические условия в совокупности вносят свой, специфический и незаменимый вклад в решение исследуемой нами проблемы.

Педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях хорового отделения, основанная на привитии интереса к хоровому искусству через восприятие вокально-хоровых произведений, вооружении учащихся вокально-хоровыми и творческими умениями и навыками, использовании межпредметных связей в освоении учащимися знаний в области музыкального искусства, предоставлении возможности творческого самовыражения в концертно-исполнительской деятельности, включает: цель; задачи; принципы (общедоступности, интереса, педагогической поддержки и природосообразности); содержание (задания, направленные на формирование мотивации детей к творческой деятельности и проявление творческой инициативы, на реализацию в музыкальной деятельности творческих задумок, идей и замыслов учащихся, на развитие эмоционально-чувственной сферы детей; педагогические условия; методы (обобщение и размышление о музыке, сопоставление собственных жизненных эмоций с художественными, пластическое интонирование, моделирование художественно-творческого процесса), приемы и формы развития творческой активности младших школьников.

Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях хорового отделения детской музыкальной школы осуществлялось в различных видах музыкально-исполнительской деятельности (хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах, сольфеджио и ДР-)

Сравнительная диагностика уровня развития творческой активности на констатирующем и итоговом этапах показала положительную динамику развития как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако по результатам качественного и количественного анализа уровень развития творческой активности детей в экспериментальной и контрольной группах различен. Результаты развития творческой активности участников экспериментальной группы на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы значительно выше, чем в контрольной группе, несмотря на то, что начальный уровень развития детей в контрольной группе по некоторым показателям был выше. Таким образом, значительная положительная динамика развития творческой активности детей экспериментальной группы подтверждает эффективность разработанных нами педагогических условий и модели, которые были апробированы в учебно-воспитательном процессе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Изучение проблемы развития творческой активности детей позволило охарактеризовать творческую активность младших школьников как интегральное качество личности, проявляющееся в продуктивной творческой деятельности ребенка и включающее эмоционально-ценностное отношение к явлениям музыкального искусства, положительную мотивационную направленность на восприятие и исполнение музыкальных произведений, практические умения и навыки исполнительской деятельности.

2. История развития методики вокально-хорового обучения школьников свидетельствует, что в разное время появлялись различные системы, направленные н развитие у детей тех или иных музыкальных умений и навыков. Как показал их анализ, так называемые «развивающие системы» облегчают освоение музыкального материала, способствуют становлению координации между слухом и голосом, развивают чувство ритма, позволяют «разбудить» фантазию и воображение ребенка, способность к сопереживанию, делают его активным участником певческого процесса.

3. На основе анализа исследований в области музыкальной психологии и педагогики выявлены параметры-показатели (мотивация к музыкально-творческой деятельности, навыки творческой деятельности и эмоциональная отзывчивость на произведения искусства), критерии и уровни (высокий, средний, низкий) развития творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ.

4. Теоретически обоснован комплекс педагогических условий и экспериментально доказана его эффективность для развития творческой активности младших школьников. К этим условиям мы относим: развитие устойчивой мотивации к творческой и исполнительской деятельности; активизацию коллективистской направленности хоровой деятельности учащихся; формирование интереса к ценностям хоровой музыкальной культуры; реализацию индивидуального подхода и учет возрастных особенностей учащихся в процессе их вокально-хоровой деятельности; воспитание способности учащихся к осознанию своей сопричастности к исполняемой музыке.

5. Доказано, что теоретической основой организации процесса развития творческой активности младших школьников в условиях обучения на хоровом отделении ДМШ является педагогическая модель. Данная модель включает цель, задачи; принципы, содержание, методы, приемы и формы развития творческой активности младших школьников.Установлено, что она предполагает привитие учащимся интереса к хоровому искусству через восприятие вокально-хоровых произведений, вооружение их вокально-хоровыми и творческими умениями и навыками, использование межпредметных связей в освоении учащимися знаний в области музыкального искусства, предоставление возможности творческого самовыражения в концертно-исполнительской деятельности.

6. Реализация разработанной модели и педагогических условий в процессе обучения на хоровом отделении ДМШ демонстрируют существенные сдвиги в формировании творческой активности в положительную сторону у детей экспериментальной группы, что подтверждают результаты констатирующей и итоговой диагностии.

Актуальность проведенного исследования оставляет широкое поле для дальнейших научных поисков. Данное исследование не исчерпывает всей проблемы развития творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования. Перспектива исследовательской деятельности по данной проблеме предполагает изучение развития творческой активности детей в иных возрастных группах и не только в музыкальной, но и в других видах творческой деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Наринская, Наталья Борисовна, 2006 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеоб-k• разовательной школе. М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Абелян Л.М., Гембицкая Е.Я. Детский хор Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. Содержание и методы работы. М.: Музыка, 1976. - С. 19.

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 1998.-379 с.

4. Алиева Л.В. Специфика профессиональной позиции педагогадополнительного образования // Внешкольник. 2004. -№ 4. — С. 5-8.

5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М.: Просвещение, 1988. -208 с.

6. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования основанной на принципах гуманистической педагогики. М.: Изд-во Дома Шалвы Амонашвили, 1998. 75 с.р.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.

8. Апраксина O.A. О деятельности А.Л.Маслова // Из истории музыкального воспитания / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С. 63-65.

9. Аристотель. Об искусстве поэзии. -М.: Просвещение, 1967. 183 с. <# 10. Аристотель. Поэтика. - М.: Гос. из-во худож. литературы, 1957.184 с.

10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка 1973. - 144 с.

11. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 151. С. 13. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактическийаспект // Избр. пед. тр. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

12. И.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. — 2-е изд., испр. и доп. -^ Л.: Советский композитор, 1979. 352 с.

13. Баренбойм JI.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

14. Белкин A.C. Педагогика детства. (Основы возрастной педагогики). — Екатеринбург: Сократ, 1995. 15 с.

15. Белкин A.C. Ситуация успеха. Книга для учителей. — Екатеринбург. 1997.- 185 с.

16. Беляев В. Композитор и оркестр русских народных инструментов // Народник: Информационный бюллетень. 2001. № 2. - С.7-8.

17. Бергсон А. Творческая революция. М.; СПб.: Русская мысль, 1914.332 с.

18. Бердяев H.A. Самопознание. -М.: Книга, 1991.-446 с.

19. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М.: Искусство, 1994. Т. 1. - 542 с.22 .Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 475 с.

20. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976. - Км 4. - С. 69-79.

21. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. - 320 с.

22. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

23. Божович Л.И. проблемы формирования личности. Избр. психол. труды Л.И.Божович. М., Воронеж, 1995. - 382 с.

24. Большакова Л.А. Развитие творчества (креативных способностей младших школьников) // Завуч начальной школы. 2001. — № 5. - С. 39-42.

25. Бондарь М.А. Выявление и воспитание эмоционального начала у студента на уроках дирижирования // Научно-методическая работа. -М.:ГМПИ им. Гнесиных, 1979. С.2.

26. Борзова В.А., Борзов A.A. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Дом печати, 1994. - 315 с.

27. Бруднов JT. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей // Воспитание школьников. — 1994. — № 5. — С. 2-4.

28. Бурно М.Л. Терапия творческим самовыражением. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 364 с.

29. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие для студентов факультетов начального образования. Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002.- 106 с.

30. Вендрова Т.Е. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1993. -№ 1. - С. 61-64.

31. Вентцель К.П. Этика и педагогика творческой личности: В 2 т. М., 1911.-231 с.

32. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-415 с.

33. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. -М.: Педагогический поиск, 1999. 144 с.

34. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

35. Воротникова E.H. К оценке деятельности преподавателя учреждений дополнительного образования (на примере детской музыкальной школы) // Школьные технологии. 2003. - №2. - С. 211-216.

36. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. -М.-Л., 1934.-С. 231.

37. Выготский Л.С. Педология подростка: Собр. соч. в 6 т. М.: Наука, 1984.-Т.4.-413 с.

38. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. 93 с.

39. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. -М.: Педагогика пресс, 1993. - С. 178.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1997.342 с.

41. Гаврилина Г.В. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Вологда, 2000.-19 с.

42. Газман О.С. Педагогика свободы: пути в гуманистическую цивилизацию XXI в.: Новые ценности образования. М., 1996. -№ 6. - С. 29.

43. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

44. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. - Т. 3. - 621 с.

45. Герасимова Н.Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 2000. 18 с.

46. Голованов В.П. Сущность, функции, тенденции развития в дополнительном образовании детей //Дошкольное образование. 2004. - №5. - С. 12-16.

47. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся. К проблеме обучения и развития в музыкальной педагогике //Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. М., 1980. - СПб. - С. 15.

48. Горлинская H.A. Формирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся музыкального колледжа в процессе занятий в фортепианных классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003.

49. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. -№ 2. - С. 29-34.

50. Горский В.А., Ходунова JI.H. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 2003. - №3. - С. 20-29.

51. Горяйнов Ю.С. Степан Аникеевич Дегтярев. Белгород: Везелица, 1993.-С.13.

52. Горяйнов Ю.С. России славу пел. Воронеж, 1987. - С.97.

53. Горяйнов Ю.С. Л.Я. Ломакин. Белгород: Везелица, 1993. - С.81.

54. Данилов М.Л. Основы дидактики / Под ред. Б.П. Ершова. М.: АПН РСФСР, 1967.-367 с.

55. Диапюстика детской одаренности и развитие творческих способностей у детей / Сост. Д.Б. Годовиков. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, Учебно-методическое объединение, 1995.- 15 с.

56. Диагностика музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста: Метод, матер, к спецкурсу «Одаренные дети». Сост. С.Д.Давыдова / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. - 35 с.

57. Дистервег Л. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

58. Дмитриев Л.Б. солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М., 2002. - С.50.

59. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 240 с.

60. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. 399 с.

61. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.П. Лебедева. М.: Владос, 2000. - 256 с.

62. Дранков Л. Индивидуальная природа художественного таланта. -СПб, 2001.-С. 35-36.

63. Зверев С.Г. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба. -М.: Вузовская книга, 1999. С.40.

64. Епанишникова И.В. Развитие творческих способностей детей в музыкальном объединении «Гармония» // Дополнительное образование. 2004. - №7. -С. 34-35.

65. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

66. Жданова Т.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в музыкально-хоровой школе «Радость» //Дополнительное образование. -2004.-№8.-С. 30-35.

67. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.

68. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.

69. Занков Л.В. Сотрудничество ученого и учителя. М.: Просвещение, 1991.-212с.

70. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.

71. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 608 с.

72. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

73. Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966. - Т. 5. - 564 с.

74. Караманчиков А.И. Особенности индивидуального подхода и формировании творческой активности учащихся // Дополнительное образование. -2004.-№7. -С. 5-8.

75. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан, ун-т, 1982. - 224 с.

76. Кирюшин В. Сказка о длинной и глупой жирафе, октаве и других интервалах.- М.: Библиотека музыкального мифа, 1992. 21 с.

77. Коваль H.A. Педагогика внешкольного образования. Оренбург, 1993.-61 с.

78. Коменский Я.А. Дидактические принципы. Отрывки из «великой дидактики». -М.: Учпедгиз, 1940. С.15.

79. Комарова Т.С., Савенков Л.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

80. Котляревская М.А., Штуден Л.Л. Приобщение к творчеству. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1987. - 128 с.

81. Кузнецов И.В. Избранные труды по методологии. М.: Наука, 1975.296 с.

82. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980.-272 с.

83. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии / Сост. Н. Олей-ник. М.: Наука, 1997. - 446 с.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

85. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

86. Лиипс Т. Самосознание. М.: Мысль, 1989. - 503 с.

87. Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - 210 с.

88. Лобова А.Ф., Дмитриев В.А. Развитие творческой направленности детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - 162 с.

89. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1989. — 366 с.

90. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

91. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1976.- 173 с.

92. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. Чебоксары: Клио, 1996.-46 с.

93. Макарова Е.Г. Освободите слона (Воспитание средствами искусства). М.: Знание, 1985. - 80 с.

94. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999.-256 с.

95. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.

96. Маркова М.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 191с.

97. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. A.M. Титлыбаеиой. М.: Евразия, 1999. - 478 с.

98. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.

99. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

100. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

101. Медынский E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. -М., 1918. 288 с.

102. Медынский E.H. Энциклопедия внешкольного образования: В 2 т. -М., 1923.-Т.1.- 138 с.

103. Медынский E.H. Энциклопедия внешкольного образования: В 2 т. -М., 1923.-Т.1.-151 с.

104. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96 с.

105. Мелик-Пашаев JI.JI., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Педагогика, 1987. 144 с.

106. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Что такое художественные способности? // Семья и школа. 1982. - № 10. - С. 39-42.

107. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в Россию Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. - С.64.

108. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «искусство и наука». - М., 2002. - С.320.

109. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л.Яворского и его учеников // Из истории музыкального воспитания / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990.-С. 113-120.

110. Мудрик A.B. Воспитание учащихся общеобразовательной школы средствами дополнительного образования // Материалы городской научно-практической конференции «Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования». М., 1996. - С. 56-63.

111. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 84 с.

112. Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во казанск. ун-та, 1975. - 302 с.

113. Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой. М.: Педагогика -Пресс, 2000.-296.-С. 144.

114. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Метод, рекомендации. М.: ЛРКТИ, 2002.-224 с.

115. Памяти Н.М. Данилина // Сб. статей под ред. А.Наумова М.: Сов. Композитор, 1986.-С.9.

116. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. В 2 т. - М.: Педагогика, 1981. -Т.2.-486 с.

117. Петровский JI.B. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-255 с.

118. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М.: Владос, 1997. 384с.

119. Платон. Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1970. — Т.2. - 611с.

120. Поджарая A.B. Психолог-музыкант педагогу-музыканту // Дополнительное образование. - 2004. — № 1. - С. 52-53.

121. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс, учебн. Для студентов педвузов: В 2 кн. -М.: Владос, 2000.

122. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.- 181 с.

123. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

124. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. - 205 с.

125. Проблемы диагностики умственной активности учащихся / Под. ред. З.П.Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. - 207 с.

126. Программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов /Ред. Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Б.П.Юсов. М.: Искусство, 2001. - 40 с.

127. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003. - 368 с.

128. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / Под ред. О.П.Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 223 с.

129. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96 с.

130. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1997.-480 с.

131. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-488 с.

132. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве // Из истории музыкального воспитания / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. -С. 109-113.

133. Румянцева H.H. Формирование эстетической культуры учащихся педагогических училищ во внеучебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед наук. Казань, 1994. - 16 с.

134. Руссо Ж.Ж. Избранное: главы и отрывки из сочинений / Сост. И.Верцман. М.: Детская литература, 1976. - 190 с.

135. Рыбалко Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология: учеб. пособие. Л.: Из-во Ленинградск. ун-та, 1990. - 256 с.

136. Рэй Слэк. Роль музыки в жизни детей и молодежи: Хрестоматия / Рэй слэк, О.А.Апраксина // Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990. - 278 с.

137. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.

138. Савенкова Л.Г. Интеграция в художественной педагогике ИЗО // Искусство в школе. 2004. - № 5. - С. 4-7.

139. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире. М.: РАН, Ин-т философии, 1996.-201 с.

140. Сафонова ЕЛО. Вместе с детьми по ступенькам творческого роста // Дополнительное образование. 2004. - № 7. - С. 36-40.

141. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 128 с.

142. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. - 304 с.

143. Совершенствование процесса дополнительного образования детей в современных условиях / Под ред. C.B. Сальцевой, А.И. Щетинской. Оренбург, 1997.- 101 с.

144. Степанов В. Дополнительное образование в системе единого образовательного пространства // Детское творчество. 2004. - №. 2. - С. 2-5.

145. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. M.: Просвещение, 1981.-С. 132.

146. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. -М.: Педагогика, 1979.-Т. 1. 560 е., 1980. - Т.2.-384 с, 1981. - Т.З. -640 с.

147. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 269 с.

148. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рядянская школа, 1969. - 247 с.

149. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: (педагогическая наука реформе школы) / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

150. Творческий процесс и художественное восприятие. — JL: Наука, 1978.-163 с.

151. Теплов Б.Н. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947. -335 с.

152. Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. -М.: Прометей, 1990. 184 с.

153. Толстой J1.H. Педагогические сочинения / Сост. И.13. Вейкшан. -М.: Педагогика, 1989. 544 с.

154. Ушакова М.А. Дидактические требования к комплексу заданий для формирования системы знаний учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. -M., 1977.- 18 с.

155. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. / Редкол.: М.И.Кондаков и др. - М.: Педагогика, 1988.

156. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1990, Т. 5. - С. 8

157. Фишелева Л.И. Развитие творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях но курсу «Художественная культура Урала»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. - 20 с.

158. Фрейд 3. Психоанализ и культура Леонардо до Винчи. СПб.: Алетейя, 2000. - 296 с.

159. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская H.H. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие М.: Музыка, 1989. — С.39.

160. Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киров, 1998.-21 с.

161. Хуторской A.B. Развитие одаренных школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Владос, 2000. - 320 с.

162. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика. -1982.-208 с.

163. Шевлягина В.Ф. Музыкально-просветительская деятельность СИ. Танеева в первой Народной консерватории в России // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина / — М.: Просвещение, 1990.-С. 35.

164. Шопина Ж.Г. Дидактические условия повышения умственной работоспособности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1981. -20 с.

165. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М.: Педагогика, 1998. - 64 с.

166. Шопенгауэр Л. Мир как воля и представление. Минск: Литература, 1998.- 1408 с.

167. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

168. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. — М.: Аквариум. ЛТД, 1999. 272 с.

169. Юдовина Гальперина Т.Б. За роялем без слез или Я - детский педагог. - СПб.: Союз художников, 2002. - 240 с.

170. Яковлева E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. - №5. -С. 37-42.

171. Sandra W. Russ and Astrida Seja Kaugars. Emotion in Children's Play and Creative Problem Solving // Creativiti Research Journal. 2000-2001. - №2. -P. 211-219.

172. Play // Social Contexts of Development. 1998. P. - 480 - 505.

173. Daniel Fasko. Education and Creativity // Creativiti Research Journal. -2000-2001. №3. - P. 317-327.1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

174. Ваше образование (среднее, высшее и т.д.)

175. Занимались ли Вы в детстве музыкой, если да, то в каком учреждении (музыкальные школы, школы искусств, клубы, дома и Дворцы творчества и т.д.)

176. Располагают ли, по Вашему мнению, музыкальные занятия детей к творческой деятельностиа) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет

177. Помогает ли музыкально-творческая деятельность раскрытию индивидуальных качеств ребенка:а) да б) трудно сказать в) нет

178. Какие качества личности, по Вашему мнению, развивают музыкальные занятия:а) интеллектуальную сферуб) духовную сферув) эмоциональную сферуг) нравственную сферуд) личностные качества ребенка

179. Считаете ли Вы, что музыкально-творческая деятельность детей развивает мышление, память, воображение и др.а) да б) трудно сказать в) нет

180. Как Вы думаете, где должно осуществляться развитие творческой активности ребенка:а) в общеобразовательной школеб) в музыкальной школев) в семьег) другое

181. Занимаетесь ли Вы творческой деятельностью со своими детьми: а) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет

182. Какой творческой деятельностью вместе с ребенком Вы занимаетесь: (перечислите)

183. Мешает ли, по Вашему мнении, использование творческих заданий эффективному усвоению нового материала:а) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет1. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ1. Сколько тебе лет?

184. Сколько лет ты занимаешься в музыкальной школе?.

185. Любишь ли ты заниматься творческой деятельностью на хоровых занятиях?а) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет

186. Любишь ли ты, когда на занятиях используются творческие задания?а) да б) не всегда в) трудно сказать г) нет

187. Всегда ли у тебя есть желание участвовать в творческой деятельности и выполнять творческие задания (дай ответ и обоснуй его):

188. Какой предмет (хор, вокальный ансамбль, фортепиано, сольфеджио, вокал и др.) ты любишь посещать больше всего (дай ответ и обоснуй его):

189. Нравиться ли тебе участвовать в концертах?

190. Что тебе нравится больше солировать или петь в хоре вместе со всеми?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.