Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич

  • Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, ОмскОмск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 149
Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич. Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2000. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич

Введение.

Глава1. Теоретические основы развития творческой активности учащихся 5-7 классов средствами народного декоративно-прикладного искусства.

1.1. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника.

1.2. Психологические особенности развития творческой активности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

1.3. Возрастные, анатомо-физиологические особенности развития личности.

1.4. Педагогические возможности развития творческой активности школьников на занятиях народным декоративно-прикладным искусством.

1.5. Роль и место национальной культуры, традиций и искусства в образовательном процессе.

Выводы.

Глава 2. Методические основы организации занятий по изучению народного декоративно-прикладного искусства в школе.

2.1. Формирование художественных навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства.

2.2. Дидактические принципы изучения основ народного декоративно-прикладного искусства.

2.3. Поисковый эксперимент. Анализ состояния преподавания и изучения народного декоративно-прикладного искусства в школах Казахстана.

2.4. Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства»

Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся - формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности. Учителя школ призваны эффективно использовать воспитательные и образовательные возможности всех учебных предметов, факультативов и кружков по искусству.

Особенно важным сегодня является дальнейшее обеспечение совершенствования уровня преподавания изобразительного искусства в школах, исходя из народных традиций, национальных особенностей народных промыслов. Необходимо разработать учебные программы, учебники по изобразительному искусству, методические пособия для учителей, с учетом современных требований развития общества и духовного возрождения национальной культуры. Эти требования и определили актуальность и современность работы, ее практическую значимость.

Следует отметить, что в системе нравственного и эстетического воспитания, в процессе обучения в школе, важная роль отводится народному и декоративно-прикладному искусству. Поэтому на занятиях необходимо изучать и использовать веками накопленный опыт народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Народное искусство - «живой голос предков, историческая память, через него осуществляется связь времен и поколений».

В последние годы многие школы работают по специальным учебно-воспитательным программам, направленным на приобщение учащихся к духовной и материальной культуре народа, на воспитание у них чувства гордости и уважения к этому бесценному наследию. Наряду с разделами, предусматривающими знакомство детей с историей, традициями и обычаями, отдельно включены разделы по декоративно - прикладному искусству.

Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить традиции и обычаи казахского и других народов, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и декоративно-прикладного искусства в сознании учащихся формируются представления о красоте и добре. Понятия ритма, гармонии цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, национальной орнаментики, полученные на занятиях, по декоративно-прикладному искусству, применяются на уроках трудового обучения при выполнении аппликаций, в вязании, вышивке, художественной обработке различных изделий, при изготовлении игрушек и т. д. В учебно-воспитательном процессе следует как можно шире использовать возможности национального искусства: национальные, народные и религиозные символы, графические, композиционные и живописные особенности и традиции казахского орнамента. Беседы об искусстве и красоте окружающей мира, систематически проводимые на занятиях, способствуют формированию интереса к народному, декоративно-прикладному, изобразительному искусству, расширяют представления школьников об окружающем мире. Изучение народного искусства в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства является необходимостью сегодняшнего дня. Декоративно-прикладное искусство уходит корнями в глубь веков и является фундаментом современной культуры, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия и оптимизма народного искусства, народной культуры. Оно способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания молодежи, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей.

Для формирования творческой личности, соответствующей нынешним изменившимся условиям действительности, необходимо использовать все резервы, использования занятий народным декоративно-прикладным искусством.

Теоретическое и дидактическое обоснование данной проблематики широко представлено в исследованиях педагогов и психологов. Основополагающее значение для данного исследования имели труды в области обучающей педагогики В.И. Андреева, С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанско-го, В.К. Дьяченко, И.Я. Лернера, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина и др.

Мы опирались на исследования в области общей и возрастной психологии JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Якобсона и др.

В области изучения методики преподавания использованы труды А.Д. Алехина, Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, B.C. Кузина, Л.Г. Медведева, H.H. Растовцева, H.H. Сокольниковой, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Основателем теории народного искусства считают B.C. Воронова. Проанализировав основные виды художественных ремесел, он делает вывод, что народное искусство имеет все потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.

Значительный вклад в теорию народного искусства внесли работы И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова и др.

В своих трудах B.C. Воронов, А.Б. Бакушинский, В.М. Василенко неоднократно отмечают родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образцов, особое чувство ритма в обобщенной пластике форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Справедливость высказываний ученых подтверждают материалы педагогических исследований, опыт практической работы, в которой активная роль отводится ознакомлению детей с народным искусством, обучению начальным приемам художественного ремесла. [108, 109, 168].

Безусловно, использование народного искусства в учебном процессе способствует формированию навыков и умений, развитию эстетических, творческих, нравственных качеств личности. Анализ научной литературы показывает, что к проблеме использования народного искусства в педагогической практике обращаются многие авторы: Аристова У.В, Амиргазин К.Ж., Давидова Т.А., Даутов М.К., Корешков В.В., Канев В.Ф., Сарбагы-шев A.A., Соколова М.В., Хворостов A.C., Шпикалова Т.Я. и др. Вместе с тем, сложившиеся в конкретном регионе народные художественные традиции имеют свое историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности. Поэтому результаты исследований, касающиеся одних регионов страны, нельзя механически переносить на школы других регионов.

Состояние практики обучения изобразительному искусству в школе (в нашем случае - в школах Казахстана) требует от теории педагогики методически верного обоснования системы формирования у учащихся общеобразовательных школ изобразительных навыков с привлечением произведений народного искусства.

В настоящем исследовании основное внимание уделяется рассмотрению влияния традиций народного искусства на развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе художественного образования на опыте работы общеобразовательных школ Казахстана.

Основным направлением в исследовании проблем использования традиций народного творчества на уроках изобразительного искусства следует считать выявление взаимосвязи между процессом обучения, структурой урока и его содержанием. Организация процесса обучения с использованием традиций народного искусства, направленного на развитие творческих способностей, потребовала применить особенности урока развивающего обучения.

Таким образом, противоречие между потребностями общества в сохранении и развитии народного, а также декоративно-прикладного искусства и недостаточной практической разработкой активизирующих средств обучения школьников на основе национальных традиций определило тему исследования. Которая отражает изучение развития национального декоративно-прикладного искусства жителей Казахстана; поиск средств развития творческой активности школьников в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства и разработку методических рекомендаций, направленных на активизацию учебно-познавательной и творческой деятельности школьников (5-7 классов)

Цель исследования - поиск путей, методов и средств развития творческой активности учащихся, совершенствование художественного образования в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - учебно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства народа Республики Казахстан.

Предмет исследования - творческая активность учащихся и содержание занятий, направленных на освоение традиций народного искусства, формирование художественных навыков и совершенствования изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что развитие творческой активности учащихся в процессе формирования художественных навыков может быть существенно повышено при условии, что:

- процесс обучения будет обеспечен научно-обоснованными рекомендациями по использованию в изобразительной деятельности традиций народного творчества, на основе национального, самобытного искусства Казахстана;

- в процессе обучения будут широко использованы художественные средства выразительности народного, декоративно-прикладного искусства Республики Казахстан;

- в процессе обучения будут использоваться различные методические приемы, способствующие освоению народного декоративно-прикладного искусства;

- в изобразительной деятельности будет осуществляться тесная взаимосвязь между различными видами народного декоративно-прикладного искусства в процессе формирования художественных навыков.

В процессе теоретических и экспериментальных исследований были определены следующие

Задачи исследования:

- выявить основные характерные особенности изобразительной деятельности в народном искусстве, на которые следует опираться в процессе формирования художественных навыков у учащихся;

- выделить в народном искусстве такие его виды, элементы и приемы работы, которые могут быть включены в систему изобразительных навыков с целью усиления эффективности идейно-эстетического воспитания и художественного развития школьников;

- разработать методические рекомендации по активизации учебно-познавательной и творческой деятельности у детей школьного возраста с учетом традиций народного искусства.

Методологическую основу исследования составили работы по определяющей роли практической деятельности в развитии сознания и творческих способностей человека: программные документы по вопросам художественного и эстетического воспитания личности на современном этапе; достижения современной педагогической и психологической науки; творческое наследие казахского народа в области декоративно-прикладного искусства; концепция художественного образования, как фундамент системы развития творческой активности учащихся в школе, исследования в области методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусств, научные труды историков, этнографов, искусствоведов, в которых рассматриваются истоки возникновения и процесс эволюции традиционной культуры как таковой. В исследовании мы опираемся на концепцию, рассматривающую народное, декоративно-прикладное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества.

В исследовании использованы следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников, анализ программ по изобразительной деятельности, народному и декоративно-прикладному искусству;

- прямое и косвенное, длительное и кратковременное педагогическое наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся;

- изучение и анализ готовых работ учащихся;

- педагогический эксперимент - поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный;

- обобщение передового опыта учителей школ Казахстана и КазНИИ педагогики имени И. Алтынсарина.

Исследование проводилось с 1985 по 1999 г г. в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап - 1985-1992 г.г. - поисково-теоретический, в течение которого происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ ее состояния, исследование и обобщение опыта других преподавателей, изучение специальной литературы.

Второй этап - 1992-1995 г.г. - опытно-экспериментальный, в процессе практической работы в областной экспериментальной казахской школе № 5 города Семипалатинска. Проводилась и анализировалась работа по влиянию народного, декоративно-прикладного искусства в учебном процессе на развитие творческой активности школьников в процессе формирования художественных навыков.

Третий этап - 1996-1999 г.г. - заключительно обобщающий. Осуществлялась обработка, систематизация, проверка выводов и результатов исследования, оформление полученной информации, уточнение методических рекомендаций по формированию творческой активности учащихся 57 классов в процессе изобразительной деятельности средствами народного, декоративно-прикладного искусства.

Научная новизна исследования:

- охарактеризовано влияние освоения традиций народного творчества Казахстана на формирование познавательной активности в процессе изобразительной деятельности у школьников;

- выявлены и экспериментально апробированы условия наиболее эффективного влияния народного, декоративно-прикладного искусства на процесс формирования творческой активности школьников. Главные из них: интегративные, практико-ориентированные формы занятий с использованием материала различных видов народного искусства как эффективного средства развития творческой активности;

- обусловлено изучение национальных художественных традиций во взаимосвязи с определяющей их природно-социальной средой;

- разработаны методические основы преподавания народного, декоративно-прикладного искусства Казахстана, которое имеет свои художественные особенности и специфический язык средств выразительности;

- определены художественные средства решения образа в народном изобразительном искусстве, наиболее доступные в работе со школьниками и эффективные в их эстетическом, художественном воспитании.

Практическая значимость исследования.

Разработаны научно-обоснованные методические рекомендации по использованию традиций народного творчества в изобразительной деятельности школьников 5-7 классов в программах школ Казахстана с целью развития их творческой активности в процессе формирования художественных навыков. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы учителями школ, преподавателями изобразительного искусства, классными руководителями в процессе учебно-воспитательной работы, слушателями курсов повышения квалификации учителей.

Достоверность проведенного исследования обеспечивается значительным объемом собранных практических материалов. Соискатель непосредственно участвовал во всех этапах многолетнего экспериментального исследования. Результаты каждого этапа исследования проверялись в различных условиях учебного процесса, что позволило получить объективные данные.

Апробация основных положений проводилась в ходе педагогической деятельности соискателя в школах города Семипалатинска, на педагогической практике студентов Государственного университета «Семей» в областной экспериментальной казахской школе № 5. Результаты исследования использовались в процессе проведения методических консультаций для учителей школ, чтения лекций в Центральном институте усовершенствования учителей города Семипалатинска; в 1989-1990 годах по телевидению в цикле телевизионных передач «Использование эстетических возможностей предмета рисования и декоративно-прикладного искусства школ»; на Республиканской научно-практической конференции учителей по новому содержанию образования (г. Семипалатинск, 1989 год).

По теме научного исследования опубликовано в период с 1992 по 1998 г.г. 10 работ объемом около 6 п.л.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы (203 наименования), приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич

Выводы

Процесс развития творческой активности учащихся невозможен без серьезного освоения художественных навыков, изучения образного языка, средств, способов и приемов, используемых в практической деятельности для решения поставленных задач. Формирование навыков качественно улучшается в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства, так как оно позволяет развивать композиционное мышление, приемы использования таких художественно-выразительных средств, как линия, пятно, форма, цвет, ритм, симметрия, пропорция и многое другое

Знание и применение на практике данных закономерностей повышает уровень работ, благоприятно воздействует на состояние школьников, что, в конечном счете, приводит к повышению их творческой активности, заинтересованности, удовлетворенности.

Построение учебного процесса должно отвечать требованиям дидактики, которые направлены прежде всего на повышение качества обучения и его эффективности в процессе формирования личности. Так, принцип научности показывает глубокие межпредметные связи, он подкрепляет получаемые знания научными положениями. «Золотое правило дидактики» -принцип наглядности, является основополагающим при изучении материальной культуры народа, и активно воздействуют на учащихся, многократно увеличивая объем передаваемой информации. Углубленное изучение предмета, стимулирующее творческую активность, опирается на доступность и сознательность обучения. В то же время все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому они должны находиться в единой, последовательной системе, направленной на изучение основ народного декоративно-прикладного искусства, развивающих творческую активность учащихся.

Успешное проведение занятий, достижение поставленной цели возможно лишь в том случае, если изучаемый объект во всем доступен учителю, и он его знает в совершенстве. К сожалению, наши учителя испытывают серьезные затруднения при использовании материалов, связанных с народным декоративно-прикладным искусством. Это объясняется, во многом, недостаточной подготовкой самого учителя в стенах вуза. Из -за очень малого количества часов, отводимых на данную дисциплину. Вместе с тем сказывается малое количество учебных пособий, отсутствие необходимых методических рекомендаций, дидактических материалов, особенно по регионально-национальным направлениям, в том числе по народному, декоративно-прикладному искусству Казахстана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Казахское народное декоративно-прикладное искусство имеет несомненную социальную, художественную и педагогическую ценность, которая заключается в его познавательности, эстетическом и идейно-воспитательном значении. В связи с обретением Казахстаном независимости и суверенитета, преподавание декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе приобретает особую актуальность, поскольку в народном искусстве заложены большие возможности для патриотического, интернационального, нравственно-эстетического и трудового воспитания.

Методика обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству построена на тех же теоретических основах, которые характерны для любого педагогического процесса в школе, а именно: на принципах дидактики, научных положениях общей, возрастной и педагогической психологии, на требованиях практической направленности, соблюдения межпредметных связей и т.д.

Вместе с тем, специфика казахского декоративно-прикладного искусства, как своеобразного и яркого вида творчества, обусловливает необходимость постоянной опоры на такие важные основы в процессе обучения, как методологические принципы народного творчества, методы художественного познания - принципы народной методики и раскрытия национальных особенностей и традиций казахского народа и т.д.

Привлечение произведений народного декоративно-прикладного искусства на уроках по изобразительному искусству открывает широкий простор для совершенствования художественного образования школьников.

Центральным направлением в педагогических исследованиях проблем изучения традиций народного искусства мы считаем раскрытие взаимосвязи между процессом обучения, структурой урока и его содержанием.

Можно утверждать, что теория и практика народного декоративно-прикладного творчества в системе формирования художественных навыков школьников средствами народной традиции во многом способствует формированию художественно- творческой и художественно- нравственной личности. А выполнение специальных упражнений открывает возможности для формирования, творческой активности, познавательных процессов.

Навык, с нашей точки зрения, формируется на основе творческого подхода, эмоциональной насыщенности упражнений, активного наблюдения и восприятия искусства. Обычно уроки декоративно-прикладного искусства проводились с ориентацией на народно-профессиональные образцы. Мы задались целью создать у школьников понятие о характере возникновения орнаментальных форм, их художественной специфике, обусловленной окружающей ребенка реальной природой.

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей на материале традиций народного декоративно-прикладного искусства, особенно орнамента, значительно расширяет запас образных представлений детей. Уроки по изобразительному искусству мы строили таким образом, чтобы первоначальные изобразительные навыки были включены в процесс создания художественного образа.

Таким образом, основная цель изобразительной деятельности школьников - научить детей изображать образные линии и формы, как средство отражения жизненных впечатлений. Такой характер проведения занятий позволяет обеспечить высокую степень творческой активности учащихся на уроке.

Исследование показало, что развитие замысла в творческой игре с образными линиями связано с развитием ассоциативного мышления, с творческим развитием школьника. В процессе формирования образного замысла у школьников развивается целенаправленность мыслей и действий, способность комбинировать впечатления, полученные из разных источников, формируются навыки и умение самостоятельно изображать образные линии, усиливается степень самостоятельности при осуществлении творческого замысла, нарастает стремление к народному декоративно-прикладному творчеству. При тематическом подборе образной линии обеспечивается отражение жизненных впечатлений или элементов народного орнамента.

Результаты исследований подтверждают, что интерес у детей к традициям народного декоративно-прикладного искусства могут вызывать только те элементы, которые имеют образ, близкий жизненному опыту школьника, обладают яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, функциональностью.

Исследование позволяет определить основные педагогические условия усвоения традиций народного искусства в системе приобретения навыков изобразительной деятельности школьников и активизации их творчества.

В исследовании доказано, что в основе формирования изобразительных навыков школьников лежит их осознанное отношение к обобщенному художественному образу окружающей действительности, которое реализуется через творческую интерпретацию, характерную для традиций народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

В целом следует отметить, что проведенная работа оказала большое влияние на возрастное гармоничное, творческое развитие личности школьника, особенно в области умственного, нравственного, эстетического и художественного воспитания.

Дальнейшее углубление данной темы возможно в направлении изучения развития художественного творчества в период всего школьного обучения. Влияние народного декоративно-прикладного искусства казахов на развитие творческой и эмоциональной сферы школьников также может явиться интересной проблемой для самостоятельного исследования.

Наши исследования показали, что развитие творческой активности и познавательная изобразительная деятельность школьников направлена на решение трех основных групп задач:

1) освоение приемов изобразительной деятельности (учебно-организационные и учебно-технические навыки);

2) усвоение способов создания художественного образа (учебно-композиционные навыки);

3) познание способов, методов художественного творчества (способность к сопереживанию в процессе восприятия образов природы и объектов народного, декоративно-прикладного искусства).

Первая группа задач носит характер учебно-поисковой деятельности на основе практических и логических действий по образованию представлений об объекте изображения и переносу их в материал (при помощи цвета, линии, композиции и т.д.) и решается на занятиях учебно-практического, художественно-творческого характера. Дидактическая сущность данных задач заключается в организации поисков необходимых элементарных приемов, навыков, технических изобразительных средств.

Эту стадию в процессе обучения декоративно-прикладному искусству мы рассматриваем как необходимую (учебно-техническую) в решении более сложных познавательных и творческих задач и понимаем ее как стадию поисковых задач, совокупность решения которых позволяет сформировать у учащихся изобразительную грамотность, определенный практический опыт и существенно развить творческую активность.

Вторую группу задач мы оцениваем с точки зрения их художественно-образной и познавательной сущности и относим к ведущим аспектам проблемы, которые могут решаться как в процессе практической изобразительной деятельности, так и при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства.

В отличие от первой группы проблем, данная группа обладает большими возможностями для выражения личного, эмоционально-эстетического отношения к объекту изображения, поскольку поиски и отбор способов создания художественного образа определяются их «возможностями» с наибольшей полнотой передавать выразительность движения при составлении композиций, то есть опосредованную реализацию отношения субъекта к изображаемому объекту, явлению, факту действительности.

Третья группа задач обусловлена тем, что формирование изобразительных навыков необходимо сочетать с развитием художественно-образного мышления. Эти проблемы мы определяем на основе специфики процесса создания и материального воплощения художественного замысла, то есть на основе особенностей методов художественно-изобразительного творчества. Данная группа проблем объединяет проблемы художественно-образного обобщения (конкретизации, типизации, стилизации на основе художественного анализа, сравнения, перенесения, сопоставления, фантазии и т.д.) фактов, явлений, объектов, предметов действительности через художественный замысел и его материализацию, художественно-образное воплощение.

Цель деятельности учащихся в решении задач данной группы заключается не только в усвоении знаний и изобразительных навыков, способов художественной деятельности, но и в приобретении новых духовно-эстетических качеств, эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, потребности в дальнейшей художественно-эстетической деятельности.

Таким образом, основными принципиальными условиями успешного формирования художественных навыков школьников во взаимосвязи с общим художественно-творческим развитием, средствами народного декоративно-прикладного искусства являются :

- связь содержания урока с окружающей ребенка средой;

- всемерное развитие наблюдательности школьника;

- развитие эмоционально-образного восприятия действительности;

- планирование уроков в тематические блоки;

- обеспечение содержательной и эмоциональной ценности для школьника того элемента и изображения в целом, которые он рисует;

- обеспечение самостоятельности ученика в создании художественного образа (в данном случае при орнаментальной форме на основе наблюдений объектов действительности).

Общие итоги опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили наше предположение относительно эффективности влияния традиций народного декоративно-прикладного творчества на формирование художественных навыков, на развитие творческой активности школьников.

Таким образом, правильное руководство учителя процессом занятий учащихся позволяет по настоящему реализовать учебные и воспитательные задачи урока: развитие творческой активности и овладение навыками художественного мастерства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич, 2000 год

1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата. Жалын, 1979.-252 с.

2. Акишев К.А. и др. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979.

3. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962. - 52 с.

4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. - 285 с.

5. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Советский художник, 1965. - 71 с.

6. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Махачкала, 1968 - 23 с.

7. Алтынсарин И. Кибитка и дом. Собр. соч. Т. 1. - Алма-Ата, 1975.

8. Амиргазин К.Ж. Декоративно-прикладное искусство. М., 1995.

9. Амиргазин К.Ж. Казахское прикладное искусство (на каз. языке). Ал-маты. - 1995 -48 с.

10. Амиргазин К.Ж. Теоретические основы и методика обучения школьников казахскому декоративно-прикладному искусству. М., 1994.

11. Амиргазин К.Ж. Художественная обработка кожи и меха (содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. - С. 15 .

12. Амиргазин К.Ж., Мырзаканов М.С. Прикладное искусство. Алматы, 1995.

13. Ананьев Б.Г. Человек предмет познания. Ленингр. Ун-т, 1969.

14. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

15. Аргынбаев X.А. Историко-культурные связи русского и казахского народа и его влияние на культуру казахов // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Каз. СССР. Алма-Ата, 1959. - 217 с.

16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -171 с.

17. Асылханов Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1935. - 17 с.

18. Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата. - 1959.

19. Афанасьев В.Г. Образование и культура. Некоторые проблемы. В кн.: Молодежь и образование. - М., 1972.

20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод. основы). М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

21. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Педагогика, 1981. -277 с.

22. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. - 286 с.

23. Балкенов Ж. Методическое руководство по изобразительной деятельности: Метод, руководство учителей начальных классов. Алма-Ата: Мин. просвещения Каз. ССР. 1982. - 43 с. (на каз. яз.).

24. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. - 110 с.

25. Баранов С.П., Болтина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин A.B. Педагогика. М.: Просвещение, 1981. - 388 с.

26. Баримбеков Ж.Ш. Казахский орнамент. Альбом для раскрашивания. -Алма-Ата: Онер, 1986. 43 с.

27. Басенов Т. Орнамент Казахстана в архитектуре. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1957.-216 е.: ил.

28. Беляев Т.Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. -М.: Просвещение, 1969. 158 е.: ил.

29. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М. Знание, 1981.

30. Беспалько В.П. Программированное обучение (Дидактические основы).- М.: Высшая школа, 1970. 300 с.

31. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982.- 174 с.

32. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Автореф. докт. .дис. М., 1993.

33. Болатбаев К. Использование народной педагогики в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства на материале Республики Казахстан. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата. - 1995.

34. Борев Ю.Б., Эстетика, 2-е изд., доп. М., 1975.

35. Булатов С.С. Народное декоративно-прикладное искусство Казахстана в эстетическом восприятии школьников. Автореф. докт. .дис. М., 1993.

36. Булатов С.С. Психолого-педагогические особенности формирования изобразительных умений и навыков во внеклассной работе. Автореф. дис. .канд. пед. наук, 1985.

37. Валиханов Ч. Вооружение киргиз и их военные доспехи. Собр. соч. -Т. 1. - Алма-Ата, 1961.

38. Валиханов Ч.Ч. Графическое наследие. Собр. соч. В 5-ти тт. Т. 5. -Алма-Ата, Издательство Главная редакция Казахской Советской Энциклопедии, 1985.-С. 152-179.

39. Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргизов. Собрание сочинений. -Алма-Ата. Главная редакция Казахской Советской Энциклопедии, 1985. С. 48-71.

40. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. Художник, 1966. - 118 с.

41. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-ХХвв. Народное искусство Х-ХХ веков. М.: Искусство, 1974. - С. 105108.

42. Васильев Е.И. Декоративное рисование как одно из средств художественного воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1956, - 16 с.

43. Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 е.

44. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.

45. Венев И.Д. Экспериментальное искусство развития восприятия цвета в дошкольном возрасте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1965. - С.19

46. Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.

47. Волков ИЛ. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

48. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Науч. тр. /Под ред. Б.Н. Юсова. М.: АПН СССР, 1981.- 159 с.

49. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972.-350 с.

50. Воспитание дело творческое. - М.: Просвещение, 1978. - 147 с.

51. Воспитание увлечением. / Сост. А.Т. Лященко. М.: Мол. Гвардия, 1980.- 175 с.

52. Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

53. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. - 446 с.

54. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1976. - 254 с.

55. Глазычев В.Л. Эстетическое воспитание вторая функция. Из истории эстетического и художественного воспитания. - М.: Сов. художник, 1975.-С. 64-74.

56. Глинская И.П. Декоративное рисование: Методические разработки. -Л., 1971.- 23 с.

57. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 кл. Киев: Радяньска школа, 1978. - 111 е.

58. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 4-бкл Киев: Радяньска школа, 1981. - 126 с.

59. Гусельникова A.M. Совершенствование уроков пути к полной успеваемости: Из опыта работы Степногорской средней школы № 1 им. Н. Островского. - Алма-Ата, 1975. - 24 с.

60. Давыдов В В. Виды обобщения и обучения: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. - 423 с.

61. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 1973.-С. 35 -45.

62. Данилова М.А. Процесс обучения в школе. М.: Учпедгиз, 1960. -С.299 .

63. Данилова М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 519 с.

64. Декоративное искусство СССР, 1980. № 9. - 49 с.

65. Дембинский С.И., Лавров A.M., Триселев A.B. Методические руководства к таблицам по изобразительному искусству для 1-4 классов восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1968. - 64 с.

66. Деншин А.И. О мастерах Дымки // Сб. Трудов НИИ ИХП. Вып. 3. М., 1966.-С. 191-215.

67. Джангужин Р.Н. Новаторство как традиция: Проблема преемственности в развитии художественной культуры. Алма-Ата: Казахстан, 1982. -175 с.

68. Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Онер, 1982. - 144 е.: ил.

69. Джанибеков У. Эхо. Алма-Ата: Онер, 1991. - 301 е.: ил.

70. Дмитриева A.A. Формирование художественно-образного мышления у школьников / Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. - С. 75-94.

71. Донцова Т.Б. Развитие реалистического отражения действительности при передаче пространства в рисунках учащихся 1-4 классов: Сб. научных трудов / Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. - С. 49-75.

72. Елатомцев И М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нарасвета, 1965.

73. Ералин К. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах. Автореф. докт. .дис. М., 1992.

74. Ибрагимов У.Ш. Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей. Автореферат, дис. .канд. пед. наук. М., 1985. -19 с.

75. Ибраева К.Т. Казахский орнамент. Алматы: Онер, 1991 . 125 е.: ил.

76. Иванов С.В. Типы структуры урока (Вопросы советской дидактики. -М.: Изд-во АПН РФСФР, 1952. 152 с.

77. Ивахнова Л.А. Методические рекомендации к проведению уроков восприятия изобразительного искусства (учебное пособие). Алма-Ата, 1993.-28 с.

78. Ивахнова Л.Г. Подготовка учителей к конструированию, содержание учебных предметов художественного цикла. Алматы, 1991. - 19 с.

79. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. -233 е.: ил.

80. Изобразительное искусство 1-9 классы. Программа для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1994. - 160 с.

81. Изобразительное искусство УШ-Х1 классы. Программа для школ с углубленным изучением изобразительного искусства. М., 1991.

82. Изобразительное искусство в средней школе. Материалы к проведению эксперимента / Под ред. Б.П. Юсова. - М.: НИИ ОП АП СССР, 1972.-С.141 .

83. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. М., 1992.

84. Изобразительное искусство: Программа восьмилетней школы. Алма-Ата: Мин. просвещения Каз. ССР, 1983. - 61 с.

85. Изобразительное искусство: Программы восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1981. - 77 с.

86. Искусство и школа: Кн. для учителя / сост. А.К. Василевский. М. Просвещение, 1981. - 288 с.

87. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. научных трудов НИИ общ. педагогики АПН СССР. М., 1981.-121 с.

88. Каган М.С. О прикладном искусстве (некоторые вопросы теории. М.: Художник РСФСР, 1961. - 160 с.

89. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1980. - 160 е.: ил.

90. Казакова Т.Г. Развитие у школьников творчества: Конспект занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985. - 192 е.: ил.

91. Казыханова Б. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании. Алма-Ата: Казахстан, 1967. - 167 е.: ил.

92. Казыханова Б. Эстетическая культура казахского народа. Алма-Ата: Казахстан. 1973. - 223 с.

93. Казыханова Б., Алимбетова Е. Возьми в дорогу красоту. Алма-Ата: Онер, 1985. - 136 с.

94. Камаков А.О. Эстетическое воспитание 4-6 классов средствами декоративно-прикладного искусства (на материале народного декоративного искусства Казахстана): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 17 с.

95. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение. 1980. -123 е.: ил.

96. Касиманов С.К. Прикладное искусство казахского народа (на каз. яз.). -Алма-Ата: Казахстан, 1995. 193 с.

97. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

98. Кириллов Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. - 159 с.

99. Козыбаев М., Аргынбаев Х.А., Муканов М.С. Казахи. Историко-этнографические исследования. Алматы, 1995. - 420 с.

100. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. - 119 с.

101. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.-57 с.

102. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. - 80 е.: ил.

103. Корешков В.В. Программа педагогических институтов. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. М., 1987.

104. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. докт. .дис. -М., 1994.

105. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум. М.: Просвещение, 1981. - 127 е.: ил.

106. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1980. - 235 с.

107. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.

108. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

109. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.

110. Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. - 304 с.

111. Кутепова Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования: Из опыта работы. Д.: Учпедгиз, 1962. - 94 с.

112. Лабунская Г.В. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству: Программы, инструктивные указания. М.: Учпедгиз, Полиграф, книга, 1948. - 40 с.

113. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207 с.

114. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. 2-е изд., перераб. - Алма-Ата: Мектеп, 1964. - 140 с.

115. Лепский Г.С. Изобразительное искусство в системе начального образования (1-3 классы): Сб. научных трудов. /Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд-во АГ1Н СССР, 1981. - С. 3 - 28.

116. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981,- 186 с.

117. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

118. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся / Под ред. В.Г. Ананьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -269 с.

119. Лында A.C. Методики формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: Учебное пособие. М.: Мин. просвещения, 1973.- 137 с.

120. Любарская Л.Н. Развитие художественной творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. - 16 с.

121. Люблинская A.A. Очерки психического развития ребенка. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1965. - 363 с.

122. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 159 е.: ил.

123. Малик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. -96 с.

124. Малкин И.И. О современной модели урока. (Методические указания) /Под ред. Д.В. Василькеева. Казань, 1969. - 11 с.

125. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство в 3-х томах. Альбом. Алматы: Онер. 1994. - 248 с.

126. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.

127. Медведев Л.Г. Концепция эстетического воспитания и художественного образования учащихся Казахстана, Алма-Ата, 1994.

128. Медведев Л.Г. Проблемы эстетического воспитания учащихся средней школы на занятиях по изобразительному искусству // Сб. пробл. развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по ИЗО. -Омск, 1996.-С. 11-21

129. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986,- С. 159

130. Медоев А. Гравюра на скалах. Алма-Ата, 1957.

131. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата: Кайнар, 1981 - 223 с.

132. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. Алма-Ата: Казахстан, 1979. - С. 120 .

133. Муканов С. Народное наследие (на каз. яз.). Алма-Ата, 1974.

134. Мурадова Э Х. Киргизское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Фрунзе, 1968.-24 с.

135. Муратаев К. Художественные традиции народного искусства и современное керамическое производство Казахстана: Автореф. дис. .канд. искусствовед, наук. М., 1982. - 17 с.

136. Народное декоративно-прикладное искусство казахов /Под ред. Н.В. Нурмухаммедова. Л.: Аврора, 1970. - 207 е.: ил.

137. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

138. Нешумов Б.В. Практикум в учебных мастерских. Технология конструкционных материалов. М., 1979,- 191 е.: ил.

139. Нешумов Б.В. Художественное проектирование. М., 1980. - 174 с.

140. Никонова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.

141. Огородников И. Т. Повышение эффективности урока. М.: Знание, 1960.-39 с.

142. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. -190 с.

143. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. - 175 е.: ил.

144. Пантелеев Г.Н., Максимов О.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство детям. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с.

145. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1976. - 24 с.

146. Позднякова Г., Сининькая Н. Казахские сувениры. Алма-Ата: Казахстан, 1976. - 184 с.: ил.

147. Полунина В Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. - 191 е.: ил.

148. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. - 96 с.

149. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030»: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казах-станцев. Алматы, 1997. - 117 с.

150. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. - 24 с.

151. Проблемы народного искусства: Сб. статей (НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. М.: Изобраз. искусство, 1982. - 168 е.: ил.

152. Развитие художественных способностей. Труды Института художественного воспитания. Вып. 100 / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: АПН РСФСР, 1989.

153. Раппорт С.Х. Мышление в образах и декоративность. Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М.: Сов. художник, 1969. - 188 с.

154. Рассохина Э. Казахские национальные традиции в современной одежде. Алма-Ата: Онер, 1982. - 80 е.: ил.

155. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 1976. - 119 е.: ил.

156. Рондели Л.Н. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1984. - 142 е.: ил.

157. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение. - 2-е изд. перераб. и доп., 1980. - 239 е.: ил.

158. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

159. Рыданова А.И. Современный школьный урок. Минск: Знание БССР, 1972-20 с.

160. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. - 16 с.

161. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей, 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. - 208 е.: ил.

162. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1978. 270 с.

163. Сейилжанова Г. Насипа народная мастерица: Метод, пособие. Алма-Ата: Изд. Респ. Дома народного творчества Казахстана, 1980. - 16 с.

164. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

165. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.

166. Стариченко Н.П. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. 17 с.

167. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.-247 с.

168. Сухомлинский В.П. Как воспитывать настоящего человека. Киев: Радяньска школа, 1975.-230 с.

169. Сюзева В.Ф. Исследования вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.

170. Тажмуратов А. Казахские прикладные искусства. Алма-Ата: Казахстан, 1977. - 96 е.: ил.

171. Традиции и новаторство в художественном освоении действительности. Сб. научных трудов / Под ред. К.К. Каратаева. Алма-Ата: Наука, 1981,- 109 с.

172. Турсун-Заде Ф.М. Художественные традиции и прогресс искусства. -Душанбе: Ирфон, 1976. 98 с.

173. Уроки изобразительного искусства: Методические разработки к типовой экспериментальной программе для общеобразовательных школ с 5-дневной учебной неделей. / Под общей ред. Б.П. Юсова. М.: АПН СССР, 1983.-87 с.

174. Уроки рисования в начальной школе (Г.В. Лабунская, Г.А. Назарев-ская, Е.Е. Рожкова). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 166 с.

175. Ушинский К.Д. Предметы первоначального обучения: Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т. 2. - М.: Учпедгиз, 1954. - 634 с.

176. Фоменко В.Т. Исследование структуры урока. Душанбе: Ирфон, 1969.- 155 с.

177. Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (На материале Марийской АССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1980.-29 с.

178. Хасанов В.Р. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ташкент, 1970. - 29 с.

179. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. - 176 е.: ил.

180. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. М., 1983.

181. Хибнера В.А. Формирование навыков рисования путем упражнений у учащихся первого класса. Автореф. дис. .канд.пед.наук. JL, 1969. - 23 с.

182. Чернявская М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития выразительности детских художественных работ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974. - 22 с.

183. Шацкий Т.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 2. -М.: Педагогика, 1980.

184. Шацкий Т.С. Искусство как элемент детской жизни. Революция искусство - дети. - М.: Просвещение, 1966. - 122 с.

185. Шорохов Е.В. Композиция М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

186. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

187. Основы композиции: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

188. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1975. - 95 с.

189. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. - 192 е.: ил.

190. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. Автореф. докт. .дис,- М., 1988.

191. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. -М., Докт. дисс. 1988 г.

192. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979.- 192 е.: ил.

193. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979.-192 е.: ил.

194. Щербаков A.B. Проблема руководства изобразительным творчеством ребенка. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981.-С. 95 -122.

195. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством. М.: Просвещение, 1969.-271 с.

196. Щипанов A.C. Юным любителям кисти и резца: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1975. - 255 с.

197. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.

198. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М.: - 23 с.

199. Юсов Б.П. Теоретические и педагогические основы системы знаний в изобразительном искусстве. Система эстетического воспитания школьников / Под общей ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - С. 169-214.

200. Юсов В.Н. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (О периодах возрастной актуализации занятий различными видами искусства. Теория эстетического воспитания. Вып. 3. М.: Изд-во АПН СССР, 1975. - С. 43 - 55.

201. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 78 с.

202. Яковлев Н.М. Методика и практика урока в школе. М.: Просвещение, 1970.-286 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.