Регент Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Фортунато: жизнь и литургическое творчество тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Балуева, Наталья Вениаминовна

  • Балуева, Наталья Вениаминовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 462
Балуева, Наталья Вениаминовна. Регент Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Фортунато: жизнь и литургическое творчество: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2007. 462 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Балуева, Наталья Вениаминовна

Огл. Стр.

Введение.

Часть I: Биография Михаила Фортунато

Глава 1: Семья. Детские и юношеские годы.

Глава 2: Годы учения в Богословском институте.

ГлаваЗ:После Богословского института: служба в армии, женитьба, отъезд в Великобританию.

Глава 4: Англия. Первые годы жизни.

Глава 5: Священнослужение. 1970-е и 1980-е годы.

Священник и регент.

Глава 6: Калифорния. После возвращения. 1990-е.

Глава 7: «Русский период».

Часть И. Протоиерей Михаил Фортунато -регент Русской Православной Церкви

Общая характеристика регентской деятельности.

Глава 1: Регент - богослов и уставщик. Регентское осмысление богословско-литургического содержания и уставных особенностей богослужений.

Глава 2: Репертуарные принципы и исполнительские традиции хора Успенского кафедрального собора.

Глава 3: Регентская интерпретация богослужений. на примере служб Страстной седмицы и Пасхи.

Глава 4: Регентский жест в литургическом контексте.

Глава 5: Регентский анализ песнопений.

Глава 6: Регент - «распевщик»: переложения

М. Фортунато.

Глава 7: Издание «Октоиха» и «Триоди» (продолжение и развитие труда А. Д. Кастальского по «выразительному пению стихир»).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Регент Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Фортунато: жизнь и литургическое творчество»

И. А. Гарднер окончил свое фундаментальное историческое исследование «Богослужебного пения^Русской Православной Церкви» 1917 годом. В оглавлении 2-го тома этот рубеж назван лаконично: «катастрофа». Время, наступившее после событий революции, гражданской войны, смены государственного строя и изменившихся условий существования Русской Православной Церкви, автор относит к 5-му периоду второй эпохи в истории богослужебного пения. И. Гарднер дает краткую характеристику новому периоду жизни церковного пения и намечает два основных направления его дальнейшего развития: 1) на территории Советского государства и 2) в русской эмигрантской среде за рубежом. Ученый делает конечный вывод о том, что «исторический путь богослужебного пения Русской Православной Церкви не закончился», а «продолжает жить в разных частях Православной Церкви., без различия юрисдикцию)1.

История продолжается, и, следовательно, она нуждается в описании и осмыслении. Наступит время, когда все стороны жизни русского богослужебного пения 5-го периода - историческая, теоретическая, практическая - будут внимательно изучены и систематизированы. Не вдаваясь в рассуждения о судьбе церковного пения после революции 1917 года на территории Советского Союза, можно лишь сказать, что период активного возрождения церковно-певческих традиций начинается после Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в 1988 году в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. С открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ в этой ситуации особенно актуальным становится опыт сохранения и развития богослужебно-певческой традиции Русской Православной Церкви за

1 Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. - Т. 2. - Сергиев Посад, 1998. - С. 628. В дальнейшем все ссылки на источники мы будем давать в тексте или сносках в квадратных скобках с указанием порядкового номера в концевом списке литературы (с. 316-321 данной работы) и страниц. рубежом. Одна из «зарубежных страниц» истории церковного пения послужила темой нашего исследования.

Представленная работа посвящена жизни, профессиональной деятельности, творчеству выдающегося регента Русской Православной Церкви .за рубежом, клирика Сурожской епархии протоиерея Михаила Фортунато.

Михаил Фортунато принадлежит ко второму поколению русских эмигрантов. Его родители покинули Россию после революции 1917 года. Родившись в Париже в 1931 году, он, как и многие его сверстники из русских семей, был воспитан в национальных традициях. Жизнь его семьи, подобно другим русским семьям, надеявшимся когда-нибудь вернуться в Россию, строилась вокруг Православной Церкви.

Русская Церковь в изгнании с самого начала являла собой реальную силу и отличалась «исключительной жизненностью» [17, с.227], стала подлинным «центром культурной и благотворительной деятельности» [там же] русской эмиграции. Повсюду, где возникали островки русской жизни, неизменно образовывались и церковные приходы. При них устраивались воскресные школы, возникали благотворительные общества, создавались братства и сестричества, организовывались образовательные курсы . Одним из самых значительных событий в жизни Православной Церкви во Франции стало открытие в 1925 году на территории Свято-Сергиевского подворья Русского Богословского института. Эта высшая духовная школа явилась важнейшим центром православного богословского образования в Западной Европе.

К сожалению, Русской Церкви за рубежом не удалось избежать ряда серьезных проблем. Разногласия, в основе которых лежали политические вопросы, привели к конфликтам и к внутрицерковным расколам. В итоге возникли три основные юрисдикции Русской Православной Церкви на

2 Великобритания, Московский Патриархат.

3 О возникновении церковных приходов в Париже и его окрестностях в 1920-30-е годы подробно рассказывает митрополит Евлогий (Георгиевский) в книге «Путь моей жизни» [5]. 6 территории Европы: Вселенского Патриархата4, Московской Патриархии и

Карловацкого синода5. Семья Фортунато принадлежала к так называемой евлогианской» Церкви которую возглавлял митрополит Евлогий

Георгиевский) (1868-1946) (глава Православных русских приходов в

Западной Европе). До 1930 года «евлогиане» оставались под юрисдикцией

Московской Патриархии, ас 1931 года - перешли в подчинение Вселенского

Патриархата6. Отношения между разными юрисдикциями были довольно \ напряженными7.

Среди тысяч беженцев из России было немало специалистов по церковному пению: регентов, певчих, уставщиков, людей, хорошо знающих традиции церковного пения, профессиональных музыкантов. Эти силы «питали» клиросы вновь образованных приходов Русской Православной Церкви в Европе в 1920-е и 1930-е годы. В Париже самыми крупными православными центрами были кафедральный собор Александра Невского (где с 1924 по 1947 гг. регентом был Н. П. Афонский) и Троице-Сергиево подворье (основано в 1925 году, первый регент - М. М. Осоргин). Регенты и хоры этих храмов продолжали дореволюционные церковно-певческие традиции. В кафедральном соборе придерживались направления Петербургской Придворно-певческой Капеллы, а в храме подворья больше ориентировались на традиции Троице-Сергиевой Лавры. Церковные хоры довоенного времени по свидетельству современников были довольно

4 Глава Вселенского Патриархата - Патриарх Константинопольский.

5 Юрисдикция Карловацкого Синода возникла в результате решений Собора 1921 года, который проходил в Сремских Карловцах (Сербия) и выявил политические разногласия среди епископов русской Церкви за рубежом. В итоге часть архиереев во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) осталась в подчинении Московского Патриархата, а другая часть во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) образовала независимый Карловацкий Синод. В дальнейшем эту юрисдикцию называют также Карловацкой Церковью или Русской Зарубежной Церковью.

6 Нам представляется интересной следующая оценка значения этого церковного объединения в Западной Европе. «Количественно немногочисленная «евлогианская» церковь, благодаря Свято-Сергиевскому богословскому институту и традиционному скоплению русских интеллектуалов в Париже, являлась своеобразным мозговым центром православия в инославном мире» [44,с.232]. 7

В свете обозначенной церковной ситуации становится, в частности, ясно, почему Михаил Фортунато не сразу решился на отъезд в Лондон, который был сопряжен также с работой в епархии Московской Патриархии. многочисленными. Так, количество (и качество) хора Троице-Сергиева Подворья позволяло петь на два клироса.

После войны ситуация изменилась. Значительно сократился численный состав хоров. «Дореволюционное» поколение регентов постепенно уходило, уступая место молодым. В Париже в кафедральном соборе Александра Невского регента Н. П. Афонского сменил П. В. Спасский (с 1948 года), в храме Троице-Сергиева Подворья место М. М. Осоргина (1887 - 1950) после смерти отца занял его сын Н. М. Осоргин. В Лондоне преемником М. И. Феокритова стал М. Фортунато. Профессиональная деятельность регентов второго поколения эмиграции, таким образом, приходится на вторую половину XX столетия.

Деятельность прот. Михаила Фортунато долгое время была недоступной и не востребованной в России. «Окно» в Европу открылось лишь в 1990-е годы. Между тем, жизнь и творчество этого регента, безусловно, заслуживают внимания и изучения. Они не только интересны, но поучительны и актуальны. Регентская и композиторская деятельность отца Михаила воссоздает некую часть 5-го периода истории церковного пения -зарубежного направления - и отражает ее характерные черты. Русское богослужебное пение в эмиграции непосредственно продолжает дореволюционную традицию и для многих регентов постсоветского времени в России является своеобразным «мостиком», недостающим звеном между прошлым и настоящим. Это особенно важно, если учесть, как велика роль устнойт трансмиссии в православной церковно-певческой традиции. Изложение взглядов отца Михаила, описание его системы регентования, анализ переложений и пр. позволяет взглянуть по-новому на многие актуальные проблемы богослужебного пения. В его творчестве и деятельности мы находим ответы на многие злободневные вопросы современной клиросной практики. Описание опыта М. Фортунато может быть полезным молодым регентам, певчим и учащимся духовных школ.

Необычность нашего исследования состоит в том, что оно описывает творчество ныне здравствующего и продолжающего свою профессиональную деятельность человека. Это дает возможность работать не только с книгами, архивными материалами и нотными текстами, но наблюдать и описывать живую практику - работу с хором, систему регентования. Это же позволяет получать информацию и корректировать ее, обращаясь к «первоисточнику».

В процессе работе использованы следующие, письменные и устные, источники информации.

• Устные беседы и интервью с отцом Михаилом и другими людьми (с 2002 по 2005 годы), посвященные биографии регента, различным сторонам профессиональной деятельности, истории прихода в Лондоне, переводам на английский язык и пр. В работе приведено много цитат из расшифровок аудиозаписей бесед.

• Спевки и службы, проводимые регентом (в Москве, Московской Духовной Академии, Лондоне, Костроме), в которых нам довелось участвовать, наблюдения за его работой с хором.

• Доклады, статьи, автобиографические материалы, рукописные записи, воспоминания, «путевые» заметки и устные выступления.

• Рукописная и печатная нотная литература, аудиозаписи хора Лондонского кафедрального собора под управлением о. Михаила.

• Фотоархив семьи Фортунато.

• Фильм «Регент», посвященный протоиерею Михаилу Фортунато.

Мы весьма признательны многим людям, прихожанам Лондонского кафедрального собора и представителям Сурожской епархии, за бескорыстную помощь в собирании информации, материалов, уточнении многих вопросов в ходе исследования. Марина Безменова (Лондон) и Мария Спрингфорд (Бристоль) предоставили в наше распоряжение свою расшифровку интервью с отцом Михаилом, сделанную к его 70-летнему юбилею. Некоторые разделы биографии были дополнены воспоминаниями

Мариамны Михайловны Фортунато. Помощница отца Михаила по клиросу Аннемария де-Виссер дала весьма интересную характеристику его работе с хором в Лондоне и церковно-певческим семинарам в Голландии. Михаил Сарни (Лондон) предоставил (устно и в рукописях) ценную информацию об истории.русской православной общины в Лондоне. Н. С. Матвеев8 оказал существенную помощь в той части работы, которая связана с переложениями песнопений на английский язык. Епископ Сергиевский Василий (Осборн)9 рассказал о епархиальной Комиссии по переводам и особенностях богослужебного английского языка. Фотоархив семьи Фортунато отснял и перевел в электронную версию Ronald-Victor Crochett - муж сестры Мариамны Михайловны.

И, наконец, главное. Работа состоялась, прежде всего, благодаря совершеннейшей открытости протоиерея Михаила Фортунато, благодаря его горячему желанию поделиться своими знаниями, опытом, открытиями с теми, кто трудится на ниве церковного пения. Перечислить все материалы, которые были предоставлены им в наше распоряжение в ходе исследования, не представляется возможным - количество их весьма велико.

Работа состоит из 2-х основных частей, каждая из которых в свою очередь поделена на несколько глав. В первой части представлена биография протоиерея Михаила Фортунато. Вторая часть последовательно описывает различные стороны его регентской деятельности.

8 Филолог, лингвист, переводчик из Оксфорда.

9 В настоящее время управляющий Сурожской епархией.

Часть I:

Биография Михаила Фортунато

Мы потеряли земную Родину, но обрели Небесное Отечество» В. Л. Фортунато

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Балуева, Наталья Вениаминовна

Общие выводы 2-й части

Во второй части нашей работы мы последовательно рассмотрели различные стороны регентской деятельности протоиерея Михаила Фортунато: осмысление регентом богословских и уставных сторон церковного пения, сознательное формирование репертуара и его исполнительское воплощение, всестороннюю подготовку к богослужениям, трактовку отдельных песнопений, систему управления хором, работу по переложениям. Все это складывается в целостную и законченную систему взглядов и теоретических воззрений на богослужебное пение и их практического воплощения. Самым ценным и уникальным в регентском подходе отца Михаила является то, что все этапы, все стороны его работы с хором проникнуты богословием, в широком смысле этого слова. Регент «богословски» осмысливает тексты, логику богослужения, отдельные моменты служб, выбор конкретных произведений, церковные распевы, семантику интонаций, само явление многоголосия по отношению к церковной певческой традиции, исполнительское воплощение песнопений - ритм, характер исполнения, подачу звука, регентский жест. Одним словом каждый этап, каждый момент регентской работы пронизан богословским осмыслением, «богословской напряженностью».

Мы уже говорили ранее и хотим снова вернуться к той мысли, что «богословие церковного пения» прот. Михаила Фортунато - это прежде всего богословие для поющих и читающих на клиросе.

Для регента богословская напряженность между временем и вечностью, устремленность в будущее, в вечность, должна быть руководящей мыслью при исполнении песнопений и чтения на клиросе»265.

263 Фортунато М., прот. Мои богословские мысли [90, с.2].

313

Заключение

Знакомство с жизнью и творчеством протоиерея Михаила Фортунато поражает удивительной «щедростью» его личности. Он посвятил Богу, Церкви и людям все свои силы, дарования, себя самого.

В своем пастырском служении в странах Европы, в Америке и России, будучи учителем, воспитателем новообращенных русских и англичан, отец Михаил проявлял себя как священник-миссионер в полной мере.

В своей регентской деятельности прот. Михаил был наставником не только в Сурожской епархии, но и далеко за ее пределами. Митрополит Антоний не раз называл своего регента «епархиальным наставником церковного пения».

Не имея консерваторского образования и степени ученого-искусствоведа, он занимался изучением церковно-певческого искусства, участвовал и блестяще выступал с интересными докладами в научных конференциях.

Еще одна сфера — церковно-общественная деятельность. Это подготовка и проведение различных семинаров, курсов и конференций («общецерковных» и церковно-певческих) в странах Западной Европы и Россию, и имеющая международное значение.

В течение всей творческой жизни отец Михаил являлся композитором-аранжировщиком.

Но всегда, и это главное, прот. Михаил оставался Регентом с большой буквы.

Регентскую деятельность отца Михаила без преувеличения можно назвать «школой церковного пения». Это «школа», в которой законченная система взглядов, воззрений, идей соединяется с их целостным и всесторонним практическим воплощением. В этой школе есть свои педагогические принципы и методы, свои ученики и последователи, свои «учебные пособия» и даже своя нотация.

На мысли о «школе» наводит и «педагогический пафос» деятельности прот. Михаила - постоянное «педагогическое служение», священническое и церковно-певческое наставничество. «Педагогично» его «богословие Церковного пения», его восприятие богослужебного пения как формы церковной проповеди. «Педагогичны» все его выступления на семинарах и конференциях. В буквальном смысле педагогична его работа в духовных школах России. Именно педагогическую функцию, в первую очередь, несет и издание «Октоиха» и «Триоди».

Подлинное «Регентское Дело» должно быть церковным и, следовательно, выкованным из двух дисциплин - из музыки и литургического образования - и органически вписываться в жизнь Церкви наподобие церковной проповеди, почитания икон и проч.» [85, с.1].

Исследование жизни и творческой деятельности протоиерея Михаила Фортунато раскрывает нам лишь одну страницу истории русского богослужебного пения за рубежом. На этом основании пока рано давать оценку всей церковной культуры русской эмиграции и той роли, какую она сыграла в деле сохранения русского богослужебного пения.

Правда, на Западе, среди нынешних потомков эмигрантов, предприняты первые попытки ответить на эти вопросы и дать оценку собственным достижениям.

В 1995 году на Сергиевском подворье в Париже состоялся Съезд ревнителей Православного церковного пения. На нем, впервые, собрались регенты, певчие, композиторы и других деятелей православного церковного пения, живущих в Западной Европе. Главной темой съезда стала «оценка пройденного пути». Одно из мнений, прозвучавших на этом собрании, заключалось в следующем:

Эмиграция сохранила церковность пения в силу того, что все дети, которые рождались там, приходили на клирос, чего не было, естественно в Советском Союзе. И поэтому в 1990-е годы было ясно, что эмиграция может чему-то научить людей в России - церковности, которая была воспринята с молоком матери. Но при этом эмиграция не создала ничего 266 оригинального» .

Эта мысль принадлежит И. Г. Дроботу - сравнительно молодому французскому регенту, хорошо знакомому с ситуацией не только на Западе, но и в современной России267.

Иная позиция отца Михаила. Он считает главной заслугой эмигрантской церковно-певческой традиции — свидетельство Православия в западном мире.

Возвращаясь к вопросу о том, что может дать русская эмиграция сегодня своим собратьям по церковному пению в России, можно сказать: непрерывность традиции, зрелость и ответственность перед собой, Церковью, будущим церковно-певческого дела, наконец, опыт единения, консолидации сил.

Повсеместно господствует миссионерская ситуация, и в первую очередь нужда во внутренней миссии, в оживлении религиозной общинной жизни приходов, в катехизации молодого и, не столь молодого, поколения. Грамотно составленная и вразумительно проводимая богослужебная жизнь в наших приходах должна послужить удовлетворению духовного голода нашей обмирщенной эпохи и способствовать распространению проповеди Евангелия в обществе и созиданию жизни Церкви на началах молитвы и предания Святых отцов. Наряду со священнослужителем, который предстоит в молитве, призвание регента-псаломщика в этом деле очевидно» [86, с. 1]

266 Фортунато М., прот. Беседы: Дополнение к разделу «Богословское влияние преподавателей». [Расшифровка аудиозаписи.]

267 Вероятно, отец Михаил имеет ввиду доклад И. Г.Дробота «Церковное пение русской традиции в Западной Европе в период эмиграции» на съезде Общества ревнителей Православного церковного пения. Съезд проходил на Свято-Сергиевском подворье 29 сентября - 1 октября 1995 г. и был посвящен теме «Пути Православного церковного пения русской традиции в Западной Европе в период эмиграции».

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Балуева, Наталья Вениаминовна, 2007 год

1. Английский язык в богослужениях // Соборный листок. - 1990. - Май. - № 229.

2. Антоний (Блум) митрополит Сурожский. О встрече. Изд. 2-е. -Клин. -2000.-255 с.

3. Антоний (Блум) митр. Сурожский. Проповеди и беседы. М., 1991.-110с.

4. Безобразов С. С. Русский православный институт в Париже // Путь. Париж, 1925.- Сент.- С. 128-133.

5. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4: История Церкви в период Вселенских Соборов. - М., 1994. -599 с. (Репр. изд. 1917 г.)

6. Вахромеев В. А. Учебник церковного пения: В 2 т. Минск: Белорусский экзархат - Белорусская Православная Церковь, 2000. - Т. 1. - 393 е.; Т. 2. - 309 с.

7. Владышевская Т. Ф. К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения. М., 1983.-49 с.

8. Вознесенский Иоанн, прот. О пении в Православных церквах греческого Востока. Кострома, 1895. - 132 с.

9. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. / Московская Духовная Академия. Сергиев Посад, 1998.-Т. 1.-592 е.; Т. 2.- 640 с.

10. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988. -256 с.

11. Гуляницкая И. С. Русское гармоническое пение (XIX век). М., 1995.- 190 с.

12. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. -М., 2002.-430 с.

13. Де-Виссер, Аннемария. Интервью. Расшифровка аудиозаписи.

14. Денисов И. Г. Форум церковного искусства // Российская музыкальная газета. 2004.- №11.- С.7.

15. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: воспоминания. М.: Моск. рабочий: Изд. отдел Всецерковного Православного Молодежного движения, 1994. - 621 с.

16. Зверева С. Г. Кастальский: идеи, творчество, судьба. М.: Вуз. кн., 1999.-240 с.

17. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Paris: YMCA-press, 1991.-368 с.

18. Зернов Н. М. Русское студенческое христианское движение // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975.- С. 92-97.

19. Ильин В. Н. Запечатанный гроб. Пасха нетления: Объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Paris: YMCA-press, 1926. -125 с.

20. Казачков С. А. От урока к концерту. Казань.: Изд. Казанского Ун., 1990.-343 с.

21. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: Изд-во П. Юргенсона, 1909. - 33 с.

22. Кастальский А. Д. Образцы распевного псалмодического чтения молитв, псалмов, тропарей и пр. СПб.: Синод, тип., б.г. -4 с.

23. Кастальский А. Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке. (Ст. 1913 г.: Напеч. с сокр.) // Муз. жизнь. -1991.- №13/14. с. 20-21.

24. КовинН. Управление церковным хором. М., 2000. - 66 с. (Репр. изд. 1915 г.)

25. Культура Византии: Вторая половина VII-XII в. М., Наука, 1989.-678 с.

26. Кустовский Е. С. Дирижерская техника на клиросе. М., 2003. -122 с.

27. Кутузов Б. П. Знаменный распев поющее богословие. - М., 2000. - 269 с.

28. Левашев Е. М. Традиционные жанры Православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова (1825-1917).- М., 1994.- 105 с.

29. Лозовая И. Е., Шевчук Е. Ю. Церковное пение // Православная энциклопедия. Т.: Русская Православная Церковь. - М., 2000. - С. 599-610.

30. Лосский Н. В. Богословские основы церковного пения // Мартынов В. И. История богослужебного пения. М.: Рус. огни, 1994.- С. 233-238.

31. Майданович Е. Л. Антоний (Блум) // Православная энциклопедия.- Т. 2.- М.,2001.- С. 617-618.

32. Мартынов В. И. История богослужебного пения. М.: Рус. огни, 1994. - 239 с.

33. МатвеевН. В. Хоровое пение. Нижний Новгород.: Изд-во Братства во имя св. блг. кн. Александра Невского, 1998. - 287 с.

34. Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании никогда ничего не строил // Музыкальная академия. 1999. - № 1. -С. 11-21.

35. Металлов Василий, прот. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский. М., 1912. - 320 с.

36. Металлов В., прот. Очерк истории Православного церковного пения в России. Сергиев-Посад.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - 1995. - 150 с. (Репр. изд. 1915 г.)

37. Мясоедов А. Н. Гармония: Учебник для регентов. М.: Изд-во Правосл. Св.-Тихоновского Богосл. ин-та, 2002. - 239 с.

38. Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки: (Корни национальной специфики). М.: Преет, 1998. - 141 с.

39. Николаев Борис, прот. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного пения: опыт исслед. методики и нотации рус. правосл. церк. пения Иосифо-Волоцкий мон-рь, Об-во древнерус. муз. культуры. - М.: Научная книга, 1995. - 300 с.

40. Никольский А. В. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х веков // Журнал Московской Патриархии. 1994. -№6.- С.111-130.

41. Никольский Константин, прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М.: Изд. Московского Подворья Св.-Успенского Псково-Печерского мон-ря. - 1995. -878 с. (Репр. изд. 1907 г.)

42. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб.: Азбука-классика. - 2004. - 320 с.

43. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 года о церковном пении // Сборник протоколов и докладов. -М.: Изд-во Правосл. Св.-Тихоновского богосл. ин-та, 2002. -332 с.

44. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. -М.: Республика, 1995. 512 с.

45. Православный богослужебный сборник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1976.-351с.

46. Разумовский Димитрий, прот. Церковное пение в России: опыт историко-технического изложения. М., 1867. - 258 с.

47. Русская Духовная музыка в документах и материалах. Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. - М.: Языки рус. культуры, 1998. - 686 с.

48. Сарни М. Русская церковь в Лондоне: Очерк истории. Рукопись.

49. Свято-Сергиевское Подворье в Париже: К 75-летию со дня основания / Сост. К. К. Давыдов, С. Н. Ершова, А. П. Козырев, А. А. Корольков, Н. М. Осоргин. Париж: Приход храма прп. Сергия; СПб.: Изд-во Алетейя, 1999. - 256 с.

50. Скабалланович М. Рождество Христово. Сергиев-Посад.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. - 196 с. (Репр. изд. 1916 г.)

51. Скабалланович М. Толковый Типикон. М.: Паломник, 1995. -Вып. 1.-494 с. (Репр. изд. 1910 г.); Вып. 2. - 336 с. (Репр. изд. 1913 г.); Вып. 3. - 80 с. (Репр. изд. 1915 г.)

52. Службы Страстной седмицы Великого поста. М.: Изд. Московской Патриархии, 1985. - 385 с.

53. Смоленский С. В. Курс хорового церковного пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии. 2-е изд., испр. и доп. - Казань, 1887. - 172 с.

54. Типикон, сиесть Устав: В 2-х кн. СПб, 1992. - 1176 с.

55. Триодь Постная. М.: Изд. Московской Патриархии. - М., 1992.-420 с.

56. Тугаринов Е. С. Великий русский регент В. С. Орлов. М.: Музыка, 2004. - 398 с.

57. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. -Нижний Новгород.: Изд-во Братства во имя св. блг. кн. Александра Невского, 1997. 656 с.

58. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1965.-613 с.

59. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. Сергиев-Посад.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. - 393 с. (Репр. изд. 1902 г.)

60. Фортунато Е. Л. Воспоминания. Рукопись.

61. Фортунато Михаил, прот. Автобиография. Рукопись.

62. Фортунато М., прот. Автобиография: Богословский институт. Рукопись.

63. Фортунато М., прот. Беседы: Беседа о регентском жесте. Расшифровка аудиозаписи.

64. Фортунато М., прот. Беседы: Богословское влияние преподавателей. Расшифровка аудиозаписи.

65. Фортунато М., прот. Беседы: Воспоминания о хоре Богословского Инстита

66. Фортунато М., прот. Беседы: Дополнение к биографии. Расшифровка аудиозаписи.

67. Фортунато М., прот. Беседы: Калифорния, работа на приходах. Расшифровка аудиозаписи.

68. Фортунато М., прот. Беседы: Объяснение регентского жеста. Тропарь, кондак Рождества Христова. Расшифровка аудиозаписи.

69. Фортунато М., прот. Беседы: Пасха. Расшифровка аудиозаписи.

70. Фортунато М., прот. Беседы: Постная Триодь. Расшифровка аудиозаписи.

71. Фортунато М., прот. Беседы: Рассказ о Кембридже и Оксофорде. Расшифровка аудиозаписи.

72. Фортунато М., прот. Беседы: «Русский период». Расшифровка аудиозаписи.

73. Фортунато М. прот. Беседы: Службы Лазаревой субботы и Недели ваий. Расшифровка аудиозаписи.

74. Фортунато М., прот. Беседы: Страстная седмица. Расшифровка аудиозаписи.

75. Фортунато М., прот. Беседы: Хронология событий жизни. Расшифровка аудиозаписи.

76. Фортунато М., прот. Богослужение должно быть живым // Музыкальная академия. 1999.- №4.-С. 151-157.

77. Фортунато М., прот. Воспоминания: М. И. Феокритов. Жизнь выдающегося регента. Рукопись.

78. Фортунато М., прот. Комментарий к песнопению «Богородице Дево». Рукопись.

79. Фортунато М., прот. Комментарий к песнопению «Свете тихий» №1 А. Кастальского. Рукопись.

80. Фортунато М, прот. Моя церковно-музыкальная деятельность в России. Рукописные заметки.

81. Фортунато М., прот. Осмысленное пение стихир // Отчет о работе I съезда преподавателей церковного пения духовных заведений и регентских школ РПЦ (Сергиев Посад, МДА. Ноябрь 1994 г.) С. 20-24. На правах рукописи.

82. Фортунато М., прот. Педагогика церковного пения: Тез. докл. на съезде «Пути православного церковного пения русской традиции в Западной Европе в период эмиграции» (Париж, Св.-Сергиевское подворье, 29 сент. 1 окт. 1995 г.). Рукопись.

83. Фортунато М., прот. Педагогические приемы подготовки регентов-псаломщиков. Рукопись.

84. Фортунато М., прот. Распев как молитва Церкви // Доклад на Втором семинаре преподавателей церковного пения духовныхшкол Русской Православной Церкви (Сергиев Посад, МДА. Май 1998 г.) Рукопись.

85. Фортунато М., прот. Семьдесят лет жизни. Несколько штрихов // Соборный листок РПЦ в Лондоне. 2001. - Май. -. 11-14.-Июль-С. 14-16.-Октябрь.-С. 14-16.-Ноябрь. -С. 15-18.

86. Фортунато М., прот. Три богословских очерка: «Мои богословские мысли», «Время Церкви», «Обычное начало». Рукопись.

87. Фортунато М., прот. Феокритов М. И.: Жизнь выдающегося регента. Рукопись.

88. Фортунато М., прот. Церковное творчество А. В. Касторского в исполнении М. И. Феокритова. Рукопись.

89. Чесноков П. Г. Хор и управление им. 3-е изд. - М.:Музгиз, 1961.-240 с.

90. Шмеман Александр, прот. Введение в литургическое богословие. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. 247 с.

91. Шмеман А., прот. Русское богословие за рубежом // Русская религиозная мысль XX века. Питтсбург, 1975. - С. 74- 91.

92. Russian Church Music. The Eight Tones. Oxfordshire: Published by St Stephen's Press, 2000. - 60 c.1. Список нотной литературы1. «Благослови душе моя Господа». (Песнопения Всенощного бдения). -М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1995. 128 с.

93. Ирмологий*** (нотный). М., 1983.-480 с.

94. Ирмосы Господским, Богородичным и иным нарочитым Праздникам греческого распева / Под рук. директора Придворной Певческой капеллы А. Ф. Львова. -М.: Рос. муз. изд-во, 1992. 228 с. (Репр. изд. 1892 г.)

95. Кастальский А. Д. Октоих / Сост. прот. Михаил Фортунато. Сергиев-Посад.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. - 173 с.

96. Кастальский А.Д. Триодь / Сост. прот. Михаил Фортунато. Сергиев-Посад.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. - 71 с.

97. Нотный сборник Православного русского церковного пения. Т. 1: Божественная Литургия. - Лондон, 1962. - 362 с.

98. Нотный сборник Православного русского церковного пения. Т. 2: Всенощное бдение.- Лондон, 1962. - 154 с.

99. Октоих, сиречь Осмогласник: Приложение. М.: Изд. Московской Патриархии, 1981.-208 с.

100. Песнопения Страстной седмицы. Ч. 1: Великий понедельник Великий четверг. - М.: Живоносный Источник, 1997. - 69с.

101. Ю.Песнопения Страстной седмицы. Ч. 2: Великий пяток. М.: Живоносный источник, 1999. - 94 с.11 .Песнопения Страстной седмицы. Ч. 3: Великая суббота. М.: Живоносный Источник, 2001. - 152 с.

102. Спутник псаломщика. 4-е изд. - М., 1999.-619 с.

103. Бекаревич А. Трехголосное церковное пение. Ч. 2: Песнопения Страстной седмицы. М., 1991 - 39 с. (Репр. изд.)

104. Триодь Постная: Нотное приложение. М., 1992. - 520 с.

105. Учебный Обиход нотного церковного пения: (В квадратной нотации). -М.: Тиснение третье, 1890. 102 с.

106. Церковные хоры. Ч. 1: Песнопения Всенощного бдения / Сост. А. В. Касторский. М., 1998. - 92 с. (Репр. изд. 1914 г.)

107. Церковные хоры. Ч 2: Песнопения Божественной Литургии / Сост. А. В. Касторский. М., 1998. - 96 с. (Репр. изд. 1914 г.)т ?

108. Московская государственная консерватория 4 0\уим. П. И. Чайковского61. о? ~1. На правах рукописи

109. Балуева Наталья Вениаминовна

110. РЕГЕНТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ФОРТУНАТО: ЖИЗНЬ И ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

111. Специальность 17.00.02 Музыкальное искусство

112. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

113. Научный руководитель -кандидат искусствоведения, доцент Н. Г. Денисов1. Москва 2007

114. Нотное приложение к части 21. Том 2

115. Список примеров нотного приложения1. Примеры к главе 2

116. Стихиры на водоосвящении (англ.).с. 42. 1 глас в двух вариантах нотации.

117. Предначинательный псалом греческого распева.4. «Блажен муж» киевского распева в гармонизации прот. М. Фортунато.

118. Архангельский А. «Ныне отпущаеши».6. «Хвалите имя Господне» Валаамского напева в обр. еп. Ионафана (Елецких) (англ. версия М. Фортунато).7. «Преблагословенна еси» напева Оптиной пустыни.

119. Великое славословие в гарм. М. Фортунато.

120. Антифоны 1 и 2 Литургии со знаками нотации М. Фортунато (англ.).10. «Во Царствии Твоем» напева Оптиной пустыни.

121. Строкин М. Трисвятое (англ.).12. «Буди имя Господне» греческого распева в гарм. М. Фортунато (англ. и церковнослав.).

122. Мартынов В. Херувимская песнь.14. «Милость мира» Валаамского напева в гарм. М. Фортунато (англ.).

123. Бортнянский Д. 1-й ирмос Великого канона «Помощник и Покровитель».

124. Касторский А. Тропари воскресные утрени «Благословен еси Господи».

125. Львовский Г. «Дева днесь».

126. Львовский Г. «Объятия Отча».

127. Седален «Кий Тя образ Иудо» в гарм, А. Кастальского.

128. Стихира «Плещи моя дах на раны» в гарм. А. Кастальского.

129. Стихира «Два и лукавная сотвори» в гарм. А. Кастальского.

130. Седален «Искупил ны еси от клятвы законныя» в гарм. А. Кастальского.

131. Прокимен «Разделиша ризы Моя себе» «по Кастальскому».

132. Трипеснец Великого пятка обиходного напева.33. «Благообразный Иосиф» болгарского распева.

133. Самоподобен 2-го гласа «Егда от древа Тя мертва».

134. Стихира «Тебе одеющагося светом яко ризою» в гарм. А. Кастальского.

135. Бортнянский Д. «Придите ублажим Иосифа».37. Пророчество Иезекииля.38. «Воскресение Твое Христе Спасе» в гарм. А. Кастальского.

136. Ковалевский М. Тропарь Пасхи (англ. версия М. Фортунато). 40.1 -й ирмос канона Пасхи Придворного напева.

137. Канон Пасхи с нотацией М. Фортунато (церковнослав.).

138. Кастальский А. «Свете тихий».

139. Кастальский А. Тропарь Рождества Христова знаменного распева.

140. Ковалевский М. Кондак Рождества Христова.1. Примеры к главе 6

141. Фортунато М. Стихи Шестопсалмия знаменного распева.с. 6853. 54, Великое славословие малого знаменного распева: Обиход (4-голосная и 3 голосная обр.).

142. Фортунато М. «Чертог Твой вижду Спасе мой» киевского распева.

143. Фортунато М. «Свете тихий» (англ.).

144. Фортунато М. «Блажен муж» (англ.).

145. Фортунато М. Чтение Апостола Великой субботы.59. «Богородице Дево» греческого распева (англ.).

146. Догматик, глас 1 (2-голосная обр.).

147. Догматик, глас 5 (4-голосная обр.).81. Ирмос 1, глас 1.82. Ирмос 1, глас 2.1. Триодь»83., 84. «Господи воззвах», глас 2 и стихира «Иуда беззаконный Господи».85. Величание Пятидесятницы.

148. Задостойник Пятидесятницы.

149. Стихира «Духовиии ветии», подобен 6-го гласа «Всю отложивше».1. ПРИМЕР I

150. The Great Blessing of the Water

151. Four stihera, tone 8 ZTuyuPH He. ьоооёс-вяще-кии1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.