Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, доктор педагогических наук Жиров, Михаил Семенович

  • Жиров, Михаил Семенович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 664
Жиров, Михаил Семенович. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: дис. доктор педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2001. 664 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Жиров, Михаил Семенович

Введение.

Глава 1. Региональные традиции народной художественной культуры в современной социокультурной среде.

1.1 .Региональные программы сохранения и развития народной художественной культуры.

1.2.Теоретические основы и практика развития этнохудожественного образования в регионах России.

1.3.Научное обеспечение региональных моделей сохранения и развития традиций народной культуры.

1 АМетодическое обеспечение развития региональных моделей народной художественной культуры.

1.5.Народная художественная культура в деятельности учреждений культуры региона.

1.6.Материально-техническое и кадровое обеспечение развития народной художественной культуры на региональном уровне. ф

Глава 2. Комплексное исследование локальных традиций народной художественной культуры как основа разработки региональной модели ее сохранения и развития (на материале Белгородской области).

2.1 .К проблеме региональных особенностей традиционной художественной культуры Белгородчины.

2.2.Виды народного искусства и формы его бытования в регионе.

- Песенная традиция края.

- Инструментальная музыка фольклорной традиции

- Народная хореография края.

- Устное народное творчество.

- Народное декоративно-прикладное искусство.

2.3.Обрядовая культура Белгородчины.

- Праздники и обряды годового земледельческого круга.

- Семейно-бытовые праздники и обряды края.

2.4.Народная одежда Белгородчины.

Глава 3. Основные компоненты региональной модели сохранения и развития традиционной народной художественной культуры.

3.1. Административно-управленческие механизмы функционирования региональной модели народной художественной культуры.

3.2. Роль и место учреждений культуры в целостной системе сохранения и развития народной художественной культуры.

3.3. Взаимосвязь различных компонентов региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

3.4. Преемственная модель этнохудожественного образования как компонент региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры в регионе.

3.5.Эффективность функционирования региональной модели сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры»

Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе реформирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей отечественной культуры, в том числе - традиционной народной художественной культуры.

Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативно-эвристические функции.

Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций: созданием российской государственности на основе национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме; тенденцией к восстановлению традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни; ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям различных этносов.

Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях становятся все более актуальными в международном масштабе. ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои региональные отделения документ названный «Рекомендация по сохранению фольклора».

В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них принятие Федеральной программы «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства. Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ. Первые такие программы были созданы в конце 80- начале 90-х годов в Белгородской, Тверской, Нижегородской и других областях. В этих документах предусмотрен комплекс организационно-педагогических, научно-методических и административных мер по созданию коллекций народного искусства, поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры.

В Белгородском регионе, на материале которого в основном выполнено данное исследование, при непосредственном участии автора сложилась многоуровневая преемственная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. В ее структуре широко представлены как социально-культурные учреждения (например, культурно-досуговый центр), так и учреждения образования (в том числе образовательные школы, детский музыкально-эстетический центр, колледж культуры и искусств, институт культуры). Деятельность этих социальных институтов строится на основе единой комплексной программы и координационного плана.

Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают в настоящее время вузы культуры и искусства, где осуществляется подготовка кадров по специальности «Народное художественное творчество», а также ведутся профильные научные исследования. Такая подготовка ведется в соответствии с «Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации», в которой подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Тем не менее в педагогической теории и практике сохраняется ряд проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них -недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для этнохудожественного образования; недостаточная подготовка педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры; слабая координация педагогической деятельности социально-культурных и образовательных учреждений и Другие.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости отработки целого ряда вопросов теоретико-методического и практического характера. Среди фундаментальных научных проблем современной педагогической науки следует выделить:

- анализ педагогического потенциала народной художественной культуры и условий его реализации в социально-культурной и образовательной сферах;

- выявление места народной художественной культуры в региональных социально-культурных системах, соотношения регионального и общероссийского уровней возрождения народной художественной культуры в современной образовательной и культурной политике;

- разработка педагогических аспектов интеграции деятельности всех различных социальных институтов, участвующих в сохранении и развитии традиционной художественной культуры народов России.

При решении этих проблем необходимо изучение и обобщение опыта различных регионов России, а также результатов научных исследований.

Степень научной разработанности проблемы. Специального исследования, направленного на разработку региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры, до настоящего времени не проводилось.

Вместе с тем отдельные аспекты данной проблемы нашли отражение в ряде докторских диссертаций. Так, теоретико-методологические основы руководства развитием любительского художественного творчества с учетом локальных социально-культурных традиций разработаны в диссертации Т.И.Баклановой. В исследовании А.С.Каргина особое внимание уделяется проблемам исторической обусловленности развития народного творчества в конкретной социально-культурной ситуации.

Этнохудожественное образование как один из важнейших каналов трансляции в современный социум традиций народной художественной культуры явилось предметом целого ряда педагогических диссертаций, защищенных в последнее десятилетие в Московском государственном университете культуры и искусств в рамках комплексного межвузовского исследования «Преемственная система этнохудожественного образования», возглавляемого кафедрой теории и истории народной художественной культуры данного вуза. Так, в докторской диссертации М.И.Долженковой рассмотрены механизмы разработки и внедрения региональных моделей этнохудожественного образования в России.

В докторской диссертации М.Е.Ержанова «Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика» просматривается новый подход автора к решению проблемы непрерывного этнокультурного образования в стране с учетом специфики культурно-исторических и национально-культурных традиций казахского народа. Исследование А.А.Жолтаевой «Традиционный казахский танец в системе этнохудожественного образования» интересно с точки зрения концептуального подхода к подготовке преподавателей казахского народного танца.

В кандидатской диссертации А.В.Нестеренко представлена преемственная модель этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения - начальная школа», разработанная применительно к Московскому региону, а кандидатская диссертация Т.Н.Рулиной, посвященная приобщению старшеклассников к традициям народной культуры, выполнена на материалах Саратовской области. Проблеме развития этнохудожественого образования на основе местных традиций Белгородского региона было посвящено кандидатское исследование диссертанта.

Эти и другие исследования, выполненные под научным руководством Т.И.Баклановой, опираются на выдвинутую ею идею создания в России целостной многоуровневой открытой преемственной и вариативной образовательной этнохудожественной системы.

Педагогические исследования Т.И.Баклановой, Н.М.Сокольниковой и Л.А.Рапацкой в области воспитания и развития личности на основе традиций русской художественной культуры стали основой разработанных ими программ и учебников для дошкольных учреждений, средней школы и вузов.

Весомый вклад в развитие этнохудожественного образования в России на основе традиций народного декоративно-прикладного творчества внесли труды Т.Я.Шпикаловой, а также ее последователей.

Богатый педагогический потенциал традиций народной художественной культуры составил основу исследований Г.Н.Волкова, В.А.Николаева, В.А.Сластенина. Под руководством Г.Н.Волкова создана программа комплексного освоения чувашской народной педагогики в рамках довузовского педагогического образования в этнопедагогических классах. Результаты ее апробирования представлены в исследовании М.Г.Харитонова. Интегрированная программа подготовки учителя национальной русской школы разработана под руководством И.Ф.Гончарова в Санкт-Петербурге. Труды этого известного ученого вносят весомый вклад в разработку проблем развития русской национальной школы, в которой особое место призваны занять этнохудожественные дисциплины и организованная на их основе система художественно-творческой деятельности учащихся. Некоторыми авторами предпринимались попытки выйти на уровень теоретических обобщений опыта народной педагогики (Е.П.Белозерцев, Г.В.Лунина, Е.Л.Христова) и разработать научно-методические основы его использования в современной ситуации.

Обобщая опыт обучения западных учителей, Н.Н.Ильин сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление профессионализма учителей, способствует формированию у них любви к родине, своему народу, его культуре.

В отдельных трудах отмечается необходимость комплексного изучения традиционной педагогической культуры народа, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе (А.Г.Гмырин). Наиболее распространенной формой знакомства студентов с народной педагогикой является включение ее элементов в основные педагогические курсы. (Убайдулаев Г.У. 1983; Шоров И.А. 1985; Тажикова Б.Ш. 1987). В ряде исследований разработаны отдельные оригинальные формы и приемы этнопедагогической подготовки учителя (М.М.Тхуго).

Исследование В.К.Шаповалова посвящено разработке теоретической модели национальной школы в Российском многонациональном государстве. Автор определяет ведущие тенденции реализации этнокультурной направленности содержания общего образования.

Исследования в области социально-культурной деятельности А.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.А.Стрельцова, В.М.Чижикова и других ученых затрагивают различные аспекты повышения роли народного художественного творчества в деятельности культурно-досуговых учреждений, а также в социальной адаптации и реабилитации личности, в работе с инвалидами, в преодолении таких острых социальных проблем, как наркомания, подростковая преступность и т.д.

Возрастающее значение приобретает традиционная народная художественная культура в процессах социально-психологической реабилитации детей и подростков. Данной проблеме посвящена работа С.А.Ермоловой.

Несомненный интерес представляют исследования, посвященные проблеме взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов воспитания и развития подрастающего поколения на основе русского фольклора (А.М.Баркова).

Существенный вклад в решение проблемы национально-культурного возрождения малочисленных народов России на основе этнокультурного образования и воспитания внесли работы этнографов, культурологов, этнопедагогов (А.В.Головнева, А.Н.Дубковой, В.В.Кобко и др.).

Несомненную ценность представляют исследования, посвященные выявлению отдельных компонентов народной художественной культуры ряда регионов России, их использованию в современной художественно-творческой деятельности в социально-культурных учреждениях. Среди них диссертации Д.И.Варламова, А.Ю.Любомудровой, А.И.Палилея, Г.А.Романовой, Л.В.Фибих.

Анализ научных источников показал, что до настоящего времени в них не были системно раскрыты основные виды народного художественного творчества Белгородчины, а также формы их бытования и сохранения в современной социально-культурной среде. В этнографических исследованиях Белгородский регион также оказался отраженным гораздо в меньшей степени, чем, например, регионы Сибири, Среднего и Южного Урала, Приамурья и др. Опыт Белгородского региона частично получил освещение лишь в кандидатской диссертации автора, посвященной проблеме развития региональных основ этнохудожественного образования.

Проведенный анализ научных источников дает основание утверждать, что при наличии достаточно разработанной теоретической базы истории и теории народной художественной культуры целый ряд вопросов в методологии, теории и практике ее сохранения и развития на региональном уровне еще не получил должной разработки. Наименее исследованными оказались организационно-педагогические проблемы взаимосвязи и взаимодействия различных социальных институтов в региональной системе сохранения и развития традиционной художественной культуры. В частности, недостаточно четко определены общие и специфические функции различных компонентов данной системы, факторы ее социокультурной динамики, связи между различными уровнями микро- и макросреды. Решение этих проблем требует ряда комплексных межпредметных исследований. Поэтому автор данной диссертации ограничился исследованием лишь одной из этих фундаментальных проблем - становление теоретико-методологических основ и практики реализации педагогического потенциала народной художественной культуры в социально-культурной системе региона.

Цель исследования - разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных социально-культурных условиях.

В соответствии с данной целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:

1. Осуществить анализ теории и практики сохранения и развития народной художественной культуры в различных регионах России.

2. Раскрыть теоретико-методологические аспекты системного подхода к сохранению и развитию традиций народной художественной культуры на уровне региона.

3. Разработать организационно-педагогические условия интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в регионе.

4. Раскрыть структуру, сущность и содержание основных компонентов региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

5. Организовать апробацию данной системы и разработать научно-методические рекомендации по ее дальнейшему внедрению.

Предмет исследования - процесс разработки и внедрения региональной системы сохранения и развития традиционной народной художественной культуры.

Объект исследования - педагогический потенциал народной художественной культуры как феномен социально-культурной деятельности.

В качестве ведущей гипотезы выдвинуто предположение о том, что сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных социальнокультурных и образовательных учреждений, развивающих наиболее характерные для данного региона виды народного художественного творчества, формы их бытования, а также использующих как традиционные, так и современные способы распространения традиций в современной социально-культурной среде.

Создание и эффективное функционирование региональных систем может быть достигнуто при условиях:

- всестороннего анализа современного состояния теории и практики сохранения и развития народной художественной культуры в регионах России; организации системных, комплексных исследований локальных традиций как основы региональных программ ее сохранения и развития; взаимодействия всех компонентов региональной системы возрождения традиционной народной художественной культуры в аспекте административно-управленческих, законодательных, научных, организационно-методических, кадровых проблем ее обеспечения.

Источниковую базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, этнологов, социологов, педагогов, психологов, исторические документы, работы ученых прошлого и настоящего, материалы музыкально-этнографических экспедиций автора за период 1969-2001 гг. Теоретической основой анализа и осмысления заявленных в диссертационном исследовании проблем стали публикации ученых в области теории и истории народной художественной культуры, этнокультурологии, этнопедагогики, этнохудожественного воспитания и образования, организации самодеятельного народного творчества, социально-культурной сферы. Кроме того, использовались законодательные, директивные, нормативные и программно-методические документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература; диссертации и монографии по рассматриваемой и смежным с ней проблемам; материалы конгрессов Международной академии информатизации, международных, всероссийских и зональных научно-практических конференций, публикации в научной и периодической печати. Большое внимание уделялось философским, этнологическим, педагогическим и социологическим исследованиям, имеющим отношение к теме диссертации.

В состав информационных источников, обеспечивающих выявление зарубежных и отечественных документальных потоков по теме исследования, вошли библиографические, реферативные, обзорно-аналитические издания и сборники трудов Государственного республиканского центра русского фольклора, Российской академии наук, НИИ культурологии Российской Федерации, института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, Министерства культуры Российской Федерации, Московского государственного университета культуры и искусств, ИНИОН РАН НИО «Информкультура» Российской государственной библиотеки, НИИВО Министерства образования Российской Федерации.

В диссертации использовались документы Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного архива Российской Федерации (ЦГА РФ), архива Министерства культуры Российской Федерации (АМК РФ), Государственного архива Белгородской области (ГАБО).

Теоретической и методологической основой исследования явились философские идеи Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и других российских ученых о смысле художественного творчества, значимости культурно-исторического наследия для судьбы России, о национальном характере и национальных образах мира, а также концепция М.М. Бахтина о диалогичности и их взаимном «отзеркаливании» как одной из основ культурного самосознания народа.

Основополагающее значение для нашего исследования имели труды выдающихся русских педагогов - П.П.Блонского, В.И.Водовозова, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого и других.

Исследование опиралось также на труды таких известных специалистов по отечественной культуре и национальным культурным традициям, как П.Г.Богатырев, М.М. Бахтин, В.М.Василенко, Г.Д.Гачев,

B.Е.Гусев, М.Забылин, Н.С.Кохановская, В.О. Ключевский, Е.Э.Линева, Н.М.Лопатин, А.Ф.Лосев, В.П.Прокунин, Б.А.Рыбаков, А.И.Соболевский, И.М.Снегирев, И.П.Сахаров.

Для наиболее полного понимания и обоснования концепции региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры мы обратились к отечественным трудам, в которых рассматриваются исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития этносов (Ю.В.Бромлей, Л.НХумилев, Ж.Т.Тощенко,

C.А.Токарев, Т.И.Чаптыкова и др.), а также к работам зарубежных авторов по проблемам развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (А.Геллнер, Э.Кассирер, Т.Парсонс, Б.Дж.Сингер, А.Тойнби, О.Шпенглер и ДР-).

Теоретическими предпосылками обоснования региональной системы сохранения и развития традиционной народной художественной культуры явились фундаментальные исследования феномена культуры и процесса деятельного социокультурного развития человека (труды А.И.Арнольдова, В.С.Библера, Л.П.Буевой, Ю.Г.Волкова, Л.Н.Когана, Д.С.Лихачева, П.А. Сорокина).

Методы и базы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, дополняющих и взаимопроверяющих друг друга: методы теоретического анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, сравнительно- исторический, моделирование); эмпирические методы: различные виды педагогического наблюдения, опросы, контент-анализ, анкетирование, беседа, изучение и обобщение опыта, результаты творческой деятельности обучающихся в преемственной многоуровневой модели этнохудожественного образования учреждений культуры и искусства, социальных институтов, обобщение независимых характеристик, сравнительный историко-логический анализ зарубежного опыта деятельности аналогичных структур, экспериментальные методы. При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

Эмпирическая база исследования включала анализ состояния и перспективы развития региональных традиций народной художественной культуры Белгородской, Курской, Тверской областей. Было изучено более 600 научных источников, проанализированы целевые региональные программы «Сохранение, возрождение и стимулирование народного художественного творчества», отчеты о разработке целевой региональной программы, приложения к ним, более 500 различных видов учебных занятий, культурно-досуговых мероприятий, творческих показов, отчетов, смотров-конкурсов, фестивалей, телерадиопрограмм, этнографических выставок.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Белгородский государственный институт культуры, его структурные подразделения (детский музыкально-эстетический центр и колледж культуры и искусств); внешкольные, досуговые и образовательные учреждения: детские сады, средние школы №№4, 10, 40, 42, 46, гимназия для одаренных девочек (г.Шебекино), институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белгородского государственного университета, центры детского творчества; социальные институты: службы социального обеспечения и защиты, управления культуры и образования; комитеты по делам молодежи, гостелерадио «Белгород»; областные музеи: краеведческий, художественный, народной культуры.

Экспериментальная работа осуществлялась в рамках многоуровневой преемственной модели этнокультурного образования по типу: «дошкольные - образовательные - специализированные детские учреждения - колледж культуры и искусств - вуз».

В эксперименте было задействовано более 3000 студентов, учащихся, детей, представителей творческой интеллигенции, работников сферы образования, культуры и искусства, народных мастеров и других носителей фольклорных традиций, участников творческих коллективов и объединений народной культуры, руководителей социально-досуговой сферы, административно- управленческого аппарата.

Такая исследовательская база позволила обеспечить репрезентативность статистически достоверной выборки и расширить границы использования теоретических выводов, практических рекомендаций, содержащихся в диссертации.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Поскольку данная докторская диссертация развивает тему кандидатской диссертации автора, то начало работы над ней можно было бы отнести к 1991 году. Однако непосредственно работа над докторской диссертацией началась в 1996г.

Первый этап исследования (1996-1997гг.) - подготовительный. Он включал изучение философской, культурологической, педагогической, этнографической литературы, законодательных, директивных, нормативных, программно-методических документов по проблеме исследования, обработку и систематизацию теоретических источников. Разрабатывалась концепция исследования, формулировался научный аппарат, выстраивался инструментарий исследования.

Анализировалось состояние традиций народной художественной культуры в современной социокультурной среде. Разрабатывались концептуальные подходы к созданию теоретической модели региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры, критерии и показатели ее эффективности, механизмы взаимодействия и функционирования ее основных компонентов, методики диагностирования. Проводилась содержательная и организационная работа по подготовке непосредственных исполнителей и лиц, привлекаемых к опытно-экспериментальной работе.

На втором этапе исследования (1998 - 2000гг.) была проведена опытно- экспериментальная работа. В этот период было осуществлено комплексное исследование локальных традиций народной художественной культуры края, разработана и экспериментально апробирована теоретическая модель региональной системы сохранения и развития народной культуры.

Одновременно обосновывались, формулировались административно-управленческие механизмы ее функционирования, а также научно-методические, материально-технические и кадровые основы обеспечения данной модели.

Третий этап (2000 - 2001гг.) - обобщающий. На этом этапе обрабатывались, обобщались и внедрялись в практику результаты исследования; уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации; апробировались пол ученные научные данные в монографии, учебных пособиях, лекциях, учебных программах, докладах на конференциях, научных публикациях, других формах учебно-методической, научной работы. Завершающий этап включал также оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем решена крупномасштабная проблема разработки и внедрения региональной системы сохранения и развития традиционной народной художественной культуры. В том числе:

Определены теоретико-методологические основы создания региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры.

Дана системная характеристика традиционной народной художественной культуры Белгородчины в этнической, историко-стадиальной многослойности ее пластов, жанров, видов и форм бытования: песенно-инструментального, хореографического, обрядового фольклора, народной одежды, художественных промыслов и ремесел, устного поэтического творчества.

Раскрыты теоретико-методологические основы системного анализа традиционной художественной культуры региона, показана их основополагающая роль в разработке региональных проектов и программ сохранения и развития народной художественной культуры.

Разработаны организационно-педагогические условия сохранения и развития региональных традиций народной художественной культуры в современных условиях: интеграция образовательных и социально-культурных учреждений; создание преемственной системы этнохудожественного образования с учетом региональных традиций; целевая подготовка педагогических кадров художественно-образовательной деятельности; создание организационно-управленческих механизмов регуляции и стимулирования процессов сохранения и развития традиций народной художественной культуры в регионе.

На материале Белгородского и других регионов России выявлены новые тенденции в сохранении и развитии народной художественной культуры, ее роль и место в содержании деятельности социально-культурных и образовательных учреждений: разработка новых учебных планов и образовательных программ, раскрывающих региональные традиции народной художественной культуры; развитие преемственности в подготовке специалистов средней и высшей квалификаций в системе «колледж-вуз»; более широкое использование традиций народной художественной культуры в содержании культурно-досуговых и информационных программ и другие.

Определены основные компоненты региональной системы сохранения и развития традиционной народной культуры: администрация региона, центр народного творчества, социально-культурные и образовательные учреждения, средства массовой информации, театры, библиотеки, музеи и другие учреждения культуры, а также сфера социальной помощи и защиты населения (детские дома, дома престарелых и другие).

Научно обоснована и экспериментально апробирована многоуровневая преемственная структура образовательного комплекса «дошкольные -образовательные - специализированные детские учреждения - колледж культуры и искусств - вуз» как компонент региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры, а также педагогическая технология ее реализации в условиях российского региона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты нашли отражение в пяти программах новых учебных курсов для колледжей и вузов культуры, в трех учебных пособиях и других материалах, внедренных в региональную систему этнохудожественного образования в Белгородской области.

Разработанная автором региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры внедрена в Белгородской области, а ее отдельные элементы нашли практическое применение в ряде других регионов России ( Курской, Орловской областях). Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов управления культуры, искусства, образования и социальной сферы; в работе центров народного творчества, культурно-досуговых учреждений, а также в учебном процессе общеобразовательных школ, школ с этнокультурным компонентом, колледжей и институтов культуры.

В перспективе материалы исследования могут быть учтены при разработке новых концепций развития культуры и образования как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов и результатов обеспечиваются корректным применением системного подхода к проектированию региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры, эмпирическими данными, полученными в результате многолетней экспериментальной работы по внедрению данной системы; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, цели, предмету и задачам.

Апробация результатов исследования осуществлялась на совместных заседаниях кафедр теории и истории народной художественной культуры, народного хора Белгородского государственного института культуры, культурологии и религиоведения Белгородского государственного университета ; на кафедре теории и истории народной художественной культуры МГУКИ, в практической деятельности структурных подразделений Белгородского государственного института культуры; на международных, республиканских, зональных и региональных научно-практических конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Орел, Курск, Белгород и других).

Апробация проводилась также в процессе практической деятельности автора в качестве заведующего районным отделом культуры, заместителя директора областного научно-методического центра, директора Белгородского государственного колледжа культуры и искусств, а затем -ректора Белгородского государственного института культуры. Материалы исследования были апробированы автором на заседаниях президиума УМО Министерства культуры Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, членом которого он является с 1995 года.

Опытно-экспериментальная педагогическая деятельность диссертанта освещалась в центральной печати: журналах «Специалист», «Встреча», «Традиционная культура», на страницах местной печати, в передачах радио и телевидения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Положение о социально-культурной значимости региональных систем сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия как всенародного достояния должна принадлежать региональным системам, основанным на:

- восприятии народной художественной культуры как целостного этнокультурного явления, веками создаваемого и продолжающего жить благодаря таланту и творчеству всех социальных групп и слоев общества, каждый из которых имеет свою определенную точку отсчета включения в культурно-творческую деятельность. В соответствии с этим и рассматривать народную художественную культуру необходимо в этнической историко-стадиальной многослойности ее пластов как целостную систему: генезис и эволюция данного явления; сущность, назначение, структура и содержание, а также ее место в общей системе культуры в целом;

- признании приоритетного внимания и поддержке традиционной русской художественной культуры как культуры коренного субэтноса (термин Л.Н.Гумилева);

- разработке целостной многоуровневой многоаспектной открытой и вариативной образовательной этнохудожественной системы, охватывающей дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней.

2. Положение о том, что комплексное исследование локальных традиций народной художественной культуры способно обогатить не только источниковедческую базу разработки региональной модели ее сохранения и развития, но и стать важной основой более целостного осмысления исторической, национально-культурной обусловленности региональной специфики народной культуры во всем многообразии ее вековых проявлений, жанров, видов и форм бытования: песенно-инструментального, хореографического, обрядового фольклора, народной одежды, художественных промыслов и ремесел, устного поэтического творчества, ценностных философских, социально- культурных, психолого-педагогических, общеэстетических ориентиров.

3. Теоретическая модель региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры, включающая в себя сферу культуры и искусства, образования, социальные институты, средства массовой информации, радио, телевидение, определяется потребностью людей в удовлетворении своих духовно-культурных и художественно-творческих потребностей и интересов; формированием регионального культурного ландшафта, сохранением национального (регионального) культурного наследия, обеспечением социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений.

Такой широкий подход направлен на выявление универсального педагогического потенциала народной художественной культуры, а также педагогических условий его использования как одного из средств выхода общества из духовно- нравственного кризиса, на преодоление серьезных национально-политических, экономических, социокультурных и межнациональных проблем современной общественной жизни.

4. Социально-культурные и этнопедагогические механизмы внедрения модели региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современную практику определяются реализацией региональной программы возрождения, предусматривающей:

- создание правовых, экономических и социальных условий сохранения и развития национальной культуры;

- подготовку профессиональных кадров для всех видов собирательской, научно-исследовательской, методической и практической деятельности в области традиционной культуры;

- обеспечение фундаментальных исследований в области народной художественной культуры и формирование на этой основе фольклорно-этнографических фондов по всем ее видам;

- социально-правовую защиту и охрану фондов, разнообразных видов народной художественной культуры и ее носителей; профессиональную подготовку специалистов по народной художественной культуре для всех уровней этнохудожественного образования; создание преемственной многоуровневой целостной этнохудожественной образовательной системы, охватывающей дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, вузовское и послевузовское образование в России, а также в русских диаспорах стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, научно-методическое обеспечение этой системы;

- распространение знаний по народной художественной культуре средствами массовой информации, радио, телевидения, учреждений социально-досуговой сферы, учреждений культуры, искусства и образования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Жиров, Михаил Семенович

Заключение

Проведенные исследования и их анализ, согласно сформированной цели, выдвинутых гипотез и постановленных задач, позволяют утверждать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и преумножить богатейшее наследие народной культуры, которая в течение тысячелетий помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, запоминала, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.

Народная культура вбирала и передавала последующим поколениям нравственные законы бытия, моделировала и очеловечивала нормы отношений между людьми, то есть формировала духовную, нравственную и эстетическую основу общества.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что небрежное, скептическое, порой даже враждебное отношение к народной культуре и особенно к фольклору способствовало размыванию и утрате этнических традиций, основополагающих нравственных ценностей, что в конечном итоге превратило несколько поколений россиян в людей антикультуры, привело к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры, экологии, быта и т.д.

Сегодня, как никогда прежде, важно возрождать национальное достоинство и авторитет России в современном мире, укреплять духовно-нравственное здоровье россиян, что невозможно без осознания собственной культурной самобытности, богатейшего наследия народной культуры.

Данные подходы созвучны новым направлениям в государственной образовательной и культурной политике, отраженным в Национальной доктрине образования в России (2000г.), Доктрине, информационной безопасности России, в Федеральной программе сохранения и развития отечественной культуры и искусства, а также в «Рекомендациях о сохранении фольклора», принятой Генеральной конференцией Организации

Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 1989г.

Этот документ является важнейшим международным нормативным актом, раскрывающим сущность фольклора (народной культуры) как неотъемлемой части общего наследия человечества, его социальное, экономическое, культурное и политическое значение в современном мире, а также определяющую роль в сближении различных народов и социальных групп, в утверждении их культурной самобытности. Особая значимость этого документа состоит в том, что в нем представлена целостная система конкретных мер, которые должны принять государства - члены для более эффективного выявления, хранения и распространения традиционной народной культуры» (15; 5).

В контексте данной проблемы особого внимания заслуживает содержание принятых в последние годы и подготовленных к утверждению законодательных и нормативных документов на государственном уровне, среди которых основополагающими являются:

- Конституция (Основной закон) Российской Федерации (1993г.), гарантирующая свободу художественного творчества, право граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры» (Гл.2, ст.44, п.п. 1-3) - 1993г.;

- Основы Законодательства Российской Федерации о культуре. Раздел 4 «Национально-культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации» (1992г.);

- Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993г.);

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (от 7 октября 1994г.);

Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации» (от 22 марта 1995г.);

- Положение о государственном своде особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации;

- Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999гг.)»;

- Региональные межведомственные проекты и программы возрождения народной художественной культуры (Архангельск, Белгород, Владимир, Вологда, Нижний Новгород, Тверь и другие регионы).

Разработка данных государственных документов в полной мере соответствует рекомендации ЮНЕСКО, что «правительствам следовало бы играть решающую роль в сохранении фольклора и действовать как можно быстрее».

Речь идет как о создании правовой базы, так и о принятии других конкретных мер в рамках действующей конституционной практики. В этой связи огромное значение приобретает организационно-практическая деятельность краев, областей, регионов в разработке и реализации комплексных систем сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что только в рамках конкретного региона с учетом его национальных, исторических, демографических, социальных предпосылок, современного уровня развития культуры, образования, экономики возможен реальный процесс освоения, сохранения и развития народной культуры.

Эти утверждения обоснованы анализом целевых региональных программ сохранения и развития традиций народной художественной культуры ряда областей России (Тверская, Курская, Белгородская). Каждая из них ориентирована на решение самых неотложных проблем в сфере народной культуры конкретного региона и в этом смысле является целевой.

Вместе с тем, реализация наиболее социальнозначимых проектов программы предполагает и предусматривает и всестороннюю федеральную поддержку. Опыт такого деятельностного подхода, выявленного в ходе исследования, включает:

- комплексное решение проблем освоения, сохранения и развития народной художественной культуры (фольклор, праздники и обряды, декоративно-прикладное искусство, устное поэтическое творчество, народная одежда, предметы материальной культуры и быта) на основе системного, межведомственного подхода;

- создание организационных, правовых, методологических, научных, материально-технических предпосылок и механизмов реализации программ; финансовое обеспечение всей совокупности предусмотренных мероприятий.

Проведенные нами исследования позволили подтвердить гипотезу о том, что решение многоаспектных проблем сохранения и развития народной художественной культуры возможно только в целостной системе, обеспеченной: теоретическими основами и существующей практикой этнохудожественного образования в регионе (сущность, структура, принципы, формы и методы работы, источники и каналы формирования содержания образования);

- научными разработками в методологии и теории народной художественной культуры, с одной стороны, и практикой реализации ее инновационных технологий и перспектив развития, с другой;

- методиками освоения народной художественной культуры на всех уровнях этнохудожественного образования региона, эффективной организационно-практической помощью Центров народного творчества по всей вертикали данной структуры, наработками специальных научно-методических изданий;

- эффективностью деятельности культурно-досуговых учреждений по освоению, изучению и популяризации традиционной народной художественной культуры;

- широким комплексом мер материально-технического, финансового и кадрового обеспечения ее на уровне:

1. сохранения региональных культурных традиций;

2. возрождения ранее бытовавших традиционных видов народной культуры и поддержке ныне бытующих.

Рассмотрение комплексных исследований локальных традиций народной художественной культуры как основы разработки региональной модели ее сохранения и развития подтверждает предположение о приоритетности данного направления в ряду первоочередных задач, так как безвозвратные утраты этнографического материала и его хранителей ежегодно прогрессивно растут. По критерию социальной значимости - отказ от этих работ или их промедление равносильны утрате традиций народной культуры. И здесь необходимо активное участие всех фольклорно-краеведческих сил, специализированных организаций, образовательных учреждений, практиков культурно-досуговой сферы, поддержка широкой общественности региона.

Организованные в рамках настоящего диссертационного исследования музыкально-этнографические экспедиции по регионам области, обработанный и систематизированный материал автора предыдущих лет позволили нам представить научную концепцию традиционной художественной культуры Белгородчины в этнической, историко-стадиальной многослойности ее пластов, жанров, видов и форм бытования: песенно-инструментального, хореографического, обрядового фольклора, народной одежды, художественных промыслов и ремесел, устного поэтического творчества. Обнаружена зависимость бытования отдельных видов народной культуры от востребованности их прикладных, утилитарных функций, социального заказа, плодотворного взаимодействия всех компонентов региональной системы сохранения и развития традиционной культуры.

В аспекте рассматриваемой проблемы для нас вполне очевидна необходимость:

- моделирования, проектирования и конструирования административно-управленческих механизмов функционирования региональной системы сохранения и развития народной художественной культуры, представляющих собой ценностно-нормативную систему мер, направленных на оптимизацию культурных процессов и создание благоприятных условий в сфере традиционной народной культуры;

- формирования учреждениями культуры и искусства единого этнокультурологического пространства в системе «народная культура -творчество - личность»; интеграции всех компонентов региональной модели (социокультурные институты) при компетентном взаимодействии административно-управленческой стратегии органов местного самоуправления на основе согласованного и заинтересованного сотрудничества; целенаправленной научно обоснованной образовательной культурной политики в регионе, прежде всего на уровне администрации, правительства и управления культуры администрации области; внедрения целостной преемственной многоуровневой модели этнохудожественного образования, апробированной на базе Белгородского государственного института культуры, которая обеспечивает:

1. Качественно иной уровень подготовки специалистов по народной художественной культуре для внешкольных, образовательных и досуговых учреждений края.

2. Комплексное этнохудожественное образование студентов колледжа и института для всех видов собирательской, научно-исследовательской и практической деятельности в сфере народной художественной культуры.

3. Всеобщее этнохудожественное образование детей, школьников, молодежи, выполняя роль методического центра для культурно-досуговых и образовательных учреждений области.

Проведенные исследования позволили выявить эффективность функционирования региональной модели сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Наиболее отчетливо это проявляется: в бытовании в регионе многих элементов народной художественной культуры как в традиционных ее формах, так и в репродуцирующих в рамках деятельности социокультурных институтов; в массовом интересе к народной культуре, возросшем не только в сельской местности, но и в городской среде, что свидетельствует о значительном расширении ее субъекта. В отношении к ней обнаружена значительная динамика за счет детей и подростков; в открытии регионального института культуры; осуществлении крупных социально значимых проектов по восстановлению памятников истории и культуры; в формировании культурно-досуговых учреждений, нового типа; в создании единого «Свода» народной художественной культуры края; в издании литературы из серии «Народная художественная культура Белгородчины»; в организации и проведении Международных, Всероссийских и региональных народных праздников, фестивалей, научно-практических конференций; в действенном сотрудничестве социокультурных институтов региона по реализации педагогического потенциала народной культуры в духовно-нравственном развитии личности; создании целостного этнокультурологического пространства региона.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Жиров, Михаил Семенович, 2001 год

1. Аванесов Р.И. Проблемы образования языка русской (великорусской) народности//Вопросы языкознания. Вып.5. 1955.

2. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры.- М.,1988.

3. Аристотель. Об искусстве поэзии. —М., 1957.

4. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990

5. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. —М., 1957.

6. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. - С.7,10,19,244-245.

7. Асеев Б.Н. Русский драматический театр: (От его истоков до конца XVIII). М., 1977

8. Асов А.И. Русские веды: Звездная книга Коляды. М., 1996

9. АТЛАС русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы /Под ред. Р.И.Аванесова.- М.,1957.

10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988

11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. -М., 1994. -Т.З.

12. Бакланова Т.И. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. -М., 1994.- С.З 7.

13. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Авторская программа. М., 1999. - С.4.

14. Бакланова Т.И. Народное художественное творчество на рубеже веков: Сохранение традиций и подготовка кадров // Сборник статей. М., 2000. -С.176- 177.

15. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. -М.,1995. С.5.

16. Бакланова Т.И. Основные направления развития традиционной художественной культуры России: Материалы науч.-практ.конференции 1-2 дек. 1995г. г.Белгород.-Белгород,1996. С.9,11.

17. Бакланова Т. И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе //Народная художественнаякультура России: Перспективы развития и подготовки кадров.- М.,1994.-С.90-94.

18. Бакланова Т.Н. Международная этнохудожественная образовательная система: Проблемы моделирования и информационного обеспечения //Человек в мире искусства: Информационные аспекты.- Краснодар, 1994.-С.163-165.

19. Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования "Русская художественная культура": Начальное образование в России: инновация и практика. -М.,1994.

20. Бакланова Т.И. Русская традиционная культура: Введение // Комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ. М.,1998. - С.2 - 3,8-9.

21. Бакланова Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве // Культурология: Новые подходы: Альманах-ежегодник. 1998. - №3-4. -С.95-112.

22. Бакланова Т.И., Зива В.Ф. «Народное художественное творчество» -Новая вузовская специальность //Народное творчество.- 1994.-№1.

23. Банин А.А. Очерк истории изучения русской инструментально -музыкальной культуры бесписьменной традиции.//Музыкальная фольклористика. Вып.З -М.,1986.

24. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. —М., 1997. С.83-84.

25. Баранов М. Храмы Белгорода.-Белгород,1993.

26. Баркова А.И. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: Дис.канд.пед.наук. -М., 1996.

27. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. М., 1968.

28. Белгородский край в истории СССР. Воронеж, 1982. - С. 15.

29. Беловинский J1.B. История русской материальной культуры. М.Д995.

30. Беловинский JI.B. Типология русского народного костюма. М., 1997.

31. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 Т.-М.,1994.

32. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.,1918.

33. Бердяев Н.А. Смысл творчества //Философия творчества, культуры и искусства. Т.1.- М.,1994.- С.37-341.

34. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,1990.

35. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

36. Бердяев Н.А. Человек: Макрокосм и микрокосм // Русский космизм. -М., 1993. С.171-175.

37. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

38. Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. М.: Всероссийское музыкальное общество, 1996.

39. Боголей Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. М.,1987.

40. Болховитинов П.Е. Историческое и экономическое описание Воронежской губернии.- Воронеж, 1800.

41. Воронина Е. Где готовят этнопедагогов // Народное творчество. 1998. - №6. -С.4 - 7.

42. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982.

43. Бузник Л.Ф. Говор русских сел Дергачевского района Харьковской области: Фонетико-морфологическая характеристика.- Харьков, 1965.

44. Булгаков Г. И. Схематический обзор Курского края в культурно -историческом отношении.- Курск, 1925.

45. В каждом селе свое поверье. Белгород: Изд-во «Шаповалов», 1996.

46. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X ХХвв. - М., 1974. - 294с.

47. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII -ХХвв. М., i960.

48. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977.

49. Ватаман В. Почему змей такой мудрый? // Народное творчество 1999. -№1. С.5.50. Велесова книга. М., 1994.

50. Веретенников И. И. Южнорусские карагоды.- Белгород: Везелица, 1993.

51. Веретенников И.И. Вспомним, братцы-грайворонцы. — Белгород, 1994.

52. Веселовский А.Н. Миф и символ // Русский фольклор. Т. XIX.

53. Веселовский Г.М. Острогожск и его уезд. Воронеж, 1867.

54. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек» . И Народное образование. 1997. - №5. - С.82.

55. Вопросы теории фольклора. Л., 1979. - С. 186 - 195.

56. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М., 1972. -350с.

57. Галкина М. Студенческие грезы в народном костюме // Народное творчество. 1999. - №6. - С.24 - 25.

58. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М., 1972.

59. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

60. Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов - на - Дону, 1992.

61. ГМЭ. Ф.7. Оп.1. Д. 445л. 9, 1899г., Вятская губерния, Сарапулский уезд.

62. Государственный образовательный стандарт высшего образовательного образования // Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «053000» Народное художественное творчество. М., 1999г.

63. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

64. Гумилев JI.H. От Руси до России: Очерки этнической истории. М.,1992.

65. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- М.,1990.

66. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.,1993.

67. Гусев В.Е. Актуальные проблемы современной фольклористики. М., 1988.

68. Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977.

69. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII начала ХХвв. - Л., 1980.

70. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки.- СПб., 1993.

71. Гусев В.Е. Фольклор: История термина и его современное значение //Сов. этнография.- 1966.- №2.

72. Гусев В.Е. Фольклор и хореографическая самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968.

73. Гусев В.Е. Фольклор как источник изучения социальной психологии // Проблемы общественной психологии. -М., 1965.

74. Гущина А.Э. Проблемы социального управления культурной деятельностью. Дис. канд.филос.наук. Свердловск, 1984. - 163с.

75. Гущина А.Э. Социальное регулирование культурной деятельности // Совершенствование управления развитием культуры. Свердловск, 1984. -С.24-34.

76. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

77. Диалог истории и искусства. Российская провинция: Опыт, проблемы, решения. Курск, 2000.

78. Древнерусские летописи. М-Л.,1936.

79. Добровольский Н. //Журнал «Вестник Европы». — 1888.-май.

80. Дъяков И. Константиноградский округ Полтавской губернии // Журнал Министерства государственного имущества. 1859. - №3.

81. Егоров Б. Российское коллективное бессознательное. М., 1993.

82. Емельянов Л. Чем должна быть фольклористика // Русская литература. -1960. №2

83. Ержанов М.Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: Теоретические основы и практика: Дис. док. пед.наук. М.,1999.

84. Ермолова С.А. Социальная адаптация детей на материале русской народной инструментальной музыки: Дис.канд.пед.наук. М., 1996.

85. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.

86. Жидков B.C. Перестройка система управления в сфере культуры. М., 1988.- 158с.

87. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: Учебное пособие. Белгород, 2000. - 266с.: ил.

88. Жиров М.С. Фольклорные традиции села Мощеное Яковлевского района. — Белгород, 1998.

89. Загоровский Н. Топографическое описание Харьковского наместничества. М., 1788.

90. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография.-М., 1991.

91. Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации.- СПб, 1913.

92. Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи. —Вятка, 1903.

93. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен.-М.,1975.

94. Земцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников. М., 1970.

95. Земцовский И.И. Песенная поэзия русских земледельческих праздников: Поэзия крестьянских праздников JL, 1970.

96. Земцовский И.И. О творческой природе фольклора //Стилевые тенденции советской музыки 1960-1970 годов .- Л., 1979. С. 137 .

97. Земцовский И.И. Социалистическая культура и фольклор // Народная музыка СССР и современность. Л., 1982. - С.7.

98. Иванов А.Н. Волшебная флейта южнорусского фольклора //Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып 2.-М.,1993.

99. Иванов А.Н. Традиционная свадьба русской России: Аннотация к пластинке. -М.: Мелодия, 1981.

100. Ивлева Л.М. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994.

101. Известия Государственной Академии истории материальной культуры. М.; Л.: ОГИЗ, вып. 91, 1934. - С.21.

102. Ироическая песня о походе на половцев удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие. — М., 1800.-С.32.

103. Исенко С.П. Этнокостюмология в контексте современной культуры: Диссертация д-ра культурологии. М, 1999.

104. История и культура славян Южного Урала: Сб.статей и тезисов / Под ред. А.В.Федоровой. Оренбург, 1995. - 96с.

105. Каган М.С. Лекции по марксистско ленинской эстетике. - 2-е из. -М.,1971. - С.632 - 633.

106. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. М., 1973 Весенние праздники. - М., 1977 Летне - осенние праздники. - М., 1978.

107. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М., 1986. - 46с.

108. Каргин А.С. На перепутье времен // Традиционная культура.: Научный альманах. Вып.2. 2000. - С. 117 - 119.

109. Каргин А.С. Народная художественная культура. —М.,1997.

110. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М.,1993. -С.6-7.

111. Карагодин М.И. Белгородский край в древности. Воронеж, 1982. -С.4-6.

112. Карачаров И.Н. Народные песни сел Купино и Большое Городище Шебекинского района Белгородской области.- Белгород: Везелица, 1995.

113. Карачаров И.Н. Русская народная музыкальная культура бассейна р.Псел: Материалы науч.- практич.конференции. Белгород, 1996.

114. Картины мира: Взаимосвязь искусств в художественной культуре XX века // Вопросы искусствознания. 1993. - №2-3. - С.281 - 286.

115. Касьянова К. О русском национальном характере. -М., 1994.

116. Квитка К. В. Флейта Пана // Музыкальная фольклористика. Вып. З.-М., 1986.

117. Квятковский А.П. Поэтический словарь. —М., 1966.

118. Кертман JI.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1997. - С.14.

119. Кобко Одежда старообрядческого населения Приморья: Этнос и культура: Сб.научных трудов. Владивосток: Дальнаука, 1994. - 216с.

120. Коган J1.H. Культура как объект управления // Совершенствование управления развитием культуры. Свердловск, 1981. - С.З - 12.

121. Коул М. Культурно историческая психология. -М., 1997.

122. Кошелев А.С. Традиция балалаечных ансамблей в Белгородской области //Проблемы стиля в народной музыке: Сб.науч.трудов. МГДОЛК -М.,1986.- С.91-103.

123. Кохановская Н.С. Остатки боярских песен. Русская беседа.Вып.2.-М.,1860.

124. Красная книга культуры.- М.: Искусство, 1989.

125. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учебное пособие.- М. : Высш.шк.,1982.

126. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф.Некрылова. М., 1989.

127. Крупенков А.Н. Старый город Белгород.- Белгород, 1992.

128. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.- М.,1981.

129. Лебедева А.А. Народные знания славян //Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры.-М.,1987.-С.483-488.

130. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

131. Левкодимов Г.Е., Фирсова Л.М. Святые вечера. —М., 1997.

132. Летопись по Ипатскому списку.—СПб., 1871.

133. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып.1-СПб,1904.

134. Ломоносов М.В. Т.6. -М.; Л, 1952. С.37-43.

135. Лопатин Н.М., Прокунин В.П. Русские народные песни.- М.,1956.-С.43-48.

136. Лосский Н.О. Россия и русский народ // Бог и мировое зло. М., 1994.

137. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. -М., 1991.

138. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

139. Лурье С.В. Историческая этнология. -М., 1997.

140. Ляховская Л.П. Календарь славянской жизни и трапезы. —М., 1996.

141. Ляшевский С. Доисторическая Русь: Историко-археологическое исследование. —Вальрико (США), 1977. С.49, 71.

142. Мавродин В.В. Очерки истории СССР: Древнерусское государство .М., 1956.

143. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997.

144. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. —М., 1997.

145. Маслова Г.С. Одежда //Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры.- М., 1987.-С.259-291.

146. Материалы для истории Воронежской и соседних губерний / Издатель М.Д.Пеуле. Воронеж, 1961. - Кн.7. - С.28.

147. Материалы научно-практической конференции посвященные 270-летию Белгородской губернии. Белгород, 1997.

148. Машкин А.С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда: Этнограф.сб.Вып.5.-СПб.,1862.

149. Медведева В.Н. Аннотация к пластинке «На Серединской улице». -М.: Мелодия, 1986.

150. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. - С.495 -499.

151. Мейлах Б.С. Художественная картина мира: Вопросы комплексного изучения. М., 1983.

152. Мельников А.П., Силиванчик Т.П. Научное управление сферой культуры в социалистическом обществе. Минск, 1988. - 157с.

153. Мехнецов A.M. Традиционная народная культура: Программа сохранения, защиты и возрождения. М.,1993.-С.142,144.

154. Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры.: Детерминанты, тенденции, закономерности. М., 1999. - С. 157.

155. Михайлова Е.П., Михайлов Н.Г. Формирование духовных потребностей как управляемый процесс // Совершенствование управления развитием культуры. Свердловск, 1981. С.35 - 48.

156. Модестов Ф.Э. К проблеме возрождения народной культуры: Материалы Круглого стола.- М.,1993. С. 17.

157. Мошков В. Некоторые провинциальные особенности в русском народном пении // Баян.- 1890.№4,5.

158. Музыкальная эстетика России XI XVIII в. /Сост.А.И.Рогов.-М.,1973.-С.48.

159. Мусин-Пушкин А. Исторические исследования о местоположении Российского Тмутараканского княжества (чертеж изображающий часть древней России до нашествия татар). СПб, 1794. - С.33.

160. Народные песни Белгородской области / Сост.Н.М.Элиаш, Л.Г.Улановская.-Белгород, 1960.

161. Народные праздники и обряды Белгородчины / Сост. Г.П.Макеева, Л.А.Подгорная. Белгород, 1994.

162. Народные традиции Грайворонского района / Составитель и собиратель Е.В.Алиханова. — Белгород, 1998.

163. Народные мастера. Традиции, школы. Вып.1 /Под ред. М.А.Некрасовой.-М.:Изобраз.искусство, 1985. -С.296.

164. Народное творчество. 1995. - №2. - 3; 1997. - №5.-С.18 - 22

165. Народная художественная культура: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / Под ред. Т.И.Баклановой, Е.Ю.Стрельцовой М.: МГУКИ, 2000. - 344с.

166. Народная художественная культура России: Перспективы развития и подготовки кадров // Тезисы международной научно практической конференции. - М.: МГУК, 1994. - С.З.

167. Народная художественная культура Белгородчины на рубеже веков: Состояние и перспективы: Тезисы и доклады научно-практической конференции (Белгород, 21-22 дек. 2001г.). Белгород, 2001.

168. Наторп П. Культура народа и культура личности. СПб, 1912.

169. Некрасова М.А. Проблема народного искусства и экология культуры,-М.,1993,- С.135.

170. Некрасовва М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир ценности. М., 1989.

171. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика.- М. : Изобраз.искусство, 1983.-С.343.

172. Никитин А.В. Белгородская крепость 15-17вв. //Сов. археология.-1962.- №3.- С.27.

173. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы / Под ред. В.А.Сластенина. М.; Орел, 1998. - 178с.

174. Николаев Т.М. Предисловие // Исследование в области Балто-славянской духовной культуры: Загадка как текст № 1. М., 1994. - С.56

175. Новиков Н.В. Советские фольклористы и современность // Русский фольклор. М.; JI., 1964. - Т.9.

176. О развитии обрядовой культуры Белгородчины: Постановление главы администрации Белгородской области от 4 авг. 1999 № 442. Белгород, 1999.

177. Областная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 2001 2005 годах».

178. Областная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 1997 2000 годах».

179. Областная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Курской области в 1997 2000 годах».

180. Обрядовая поэзия. -М.: Современник, 1989.

181. Общество. Культура. Философия: Материалы к XVII Всемирному философскому конгрессу. М., 1987.

182. Ожигов С.И. Словарь русского языка. М., 1981.

183. Орлова В.Г. Классификация Южно-великорусских городов в свете современных диалектных данных // Вопросы языкознания. 1955. - № 6.

184. Очерки истории Воронежского края / Под.ред. Е.Г.Шуляковского. -Воронеж, 1961. Т. 1.

185. Павлинская Л.Р. Народное искусство Сибири: Судьба традиции // Экология этнических культур Сибири накануне XXI века. СПб.: Наука, 1995.

186. Паппэ Я.Ш., Шишкин С.В. Перестройка в сфере культуры: Переход к новой парадигме социально экономического управления // Социальное проектирование в сфере культуры. М., 1990. - С. 126 - 141.

187. Паппэ Я.Ш., Шишкин С.В. Проблемы направления перестройки // Социально экономические проблемы развития культуры. - М., 1989. -С.18 - 31.189. Песенник, 1791.

188. Пидаль Р. Избранные произведения: Пер. с исп. —М., 1961. -С. 102.

189. Покровский В. Некоторые дополнительные сведения о жителях Ясеновской волости Нижнедевицкого уезда 1854.

190. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994.

191. Попова О.С. Русская народная керамика. М., 1956.

192. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. М., 1962. - С. 53.

193. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.

194. Поэзия народного творчества. Белгород: Доброречье, 1992.

195. Программы общеобразовательных учреждений // Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно прикладного искусства. -М., 1997.

196. Пропп В.Я. Фольклор и действительность //Изб.статьи. М.,1976.

197. Путешественные записки Василия Зуева от Санкт-Петербурга до Херсона 1781-1782г. СПб, 1787. - С.174-175.

198. Путилов Б.Н. Методология сравнительно исторического изучения фольклора.- Л., 1976.

199. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Санкт-Петербург.- СПб.: Наука, 1994.

200. Путилов Б.Н. У врат свободы //Живая старина.- 1994,- №1,- С.4-6.

201. Путилов Б.Н. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования М., 1991. - 184с.

202. Путилов Б.Н. Фольклор: проблемы тезауруса. М.,1994. - 272с.

203. Путилов Б.Н. Фольклор и современная культура. Якутск, 1991. -170с.

204. Разина Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. -М., 1970. 255с.

205. Разрядная книга 1475-1598.-М., 1966.

206. Рапацкая Л.А. Художественная культура Древней Руси.- М.,1995.

207. Рекомендации о сохранении фольклора //Международные нормативные акты ЮНЕСКО.-М.,1993.-С.495-499.

208. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные художественные промыслы // Русские. М., 1997

209. Розанов В.В. Сумерки просвещения. -М., 1990.

210. Роков А. Север: Грядут ветры перемен?: Отчет с коллегии Мин.культуры РФ // Встреча. 1999. - № 11-12. - С.5-6.

211. Руднева А.В. Аннотация к пластинке «Поют народные исполнители». Народный хор села Фощеватово Волоконовского района. М.: Мелодия.

212. Руднева А.В. Курские танки и карагоды.- М.,1975.

213. Руднева А.В. Народные песни Курской области.-М.,1957.

214. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. М., 1994.

215. Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Собр.М.Забылиным.-М. : Изд-во. «Книгопродавца М.Березина», 1880.-607с.

216. Русская традиционная культура: Комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ / Научн. ред. Т.И. Бакланова. М., 1998.

217. Русская традиционная художественная культура: Экспериментальная художественно образовательная система: Комплекс интегрированных программ. - М., 1996.

218. Рыбаков Б.А. Письмо Института археологии АНСССР от 22.02.83. № 14102/4123а.

219. Рыбаков Б.А. Поляне и северяне //Сов.Этнография.-1944. Т., VI-VII

220. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси.- М., 1948.-135с.

221. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.- М.,1987.

222. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. —М.: Наука, 1981.

223. Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве // Советская этнография. 1948. - № 1.

224. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990.

225. Семенова М. Мы Славяне! - СПб, 1997.

226. Сергеев Е.А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы: Диссертация. М., 2000

227. Соболевский А.И. Русский народ как этнографическое целое.-Харьков, 1907.

228. Соловьев B.C. Русская идея // Русская идея. М., 1992. - С. 183 - 203.

229. Соколов Ю.М. Русский фольклор. —-М., 1941.

230. Соханская Н.С. Старина. Семейная память: Повесть /Соч. Кохановской.- СПб.: Изд-во А.С.Суворина, (1885).-133с.

231. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. -М., 1837- 1839.

232. Стахович М.Собрание русских народных песен.-СПб,1851-1854, тетр.1-4.

233. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1992.

234. Столяров И.А. Управление культурой: Организационно-экономический механизм. М., 1989.

235. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. -М., 1989.

236. Тарвид Некоторые аспекты изучения свадебного костюма народов Приамурья: Этнос и культура // Сб.научн.трудов. Владивосток: Дальнаука, 1994. - 216с.

237. Татищев В.Н. Лексикон Российской, географической, политической и гражданской. 4.1. СПб., 1793. - С. 129.

238. Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1996.

239. Тимофеева Л. Народные росписи Русского Севера // Народное творчество. 1999. - № 1. - С.24-29.

240. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

241. Топоров В.Н. Заговоры и мифы.//Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2т.—М., 1991.

242. Третьяков П.Н. Восточнославянские племена.-М.,1953.

243. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Пед. Соч.: В 6т. Т.2. С.358 - 363.

244. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. 1992. -С.379 -419.

245. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. —М., 1991.

246. Федорова Е.Г. Экологический аспект изучения одежды населения тундровой зоны Сибири // Экология этнических культур Сибири накануне XXI века.-СПб: Наука, 1995.

247. Флоренский П.А. Культ, религия и культура // Богословские труды. Т. XVII. -М., 1976.

248. Фольклорный театр. М., 1988.

249. Халанский М.Г. Народные говоры Курской губернии // Сборник отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. -СПб, 1904.-Т. XXV.

250. Целевая региональная программа «Сохранение, возрождение и стимулирование народного художественного творчества (в рамках «государственной региональной программы социально культурного развития Тверской земли). - Тверь, 1993.

251. Центральный Государственный архив древних актов России. Ф 229, Оп.1, ЕХ 189, л. 159.

252. Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI -первой половине XIX века: Диссертация д-ра ист.наук. М., 1996.

253. Чижиков В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. М., 1999.

254. Чижикова JI.M. Русско-украинское пограничье. М., 1988.

255. Чижикова JI.H. Традиционная женская одежда русских в Белгородской области //Институт этнографии, ролевые исследования 1977.- М.1979.,-С.9.

256. Чуприна Н.Т. Библиотеки Белгородской области: Изучение истории и культуры края // Библиотековение. 2000. - № 3. - С.88-93.

257. Шадриков В.Д. Духовные способности. М, 1998.

258. Шадриков В.Д. Этническое мышление. М., 1998.

259. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дис.док.пед.наук. -М, 1997.

260. Школа русского фольклора: Обучение в младших классах / Под ред. М.Т.Картавцевой. М: МГИК, 1994. - С.7 - 8.

261. Шмелев Ю.Н. Когда Москва Бел Город строила и Валуйку с Осколом.-^Белгород: Везелица, 1990.

262. Шмелев Ю.Н. Тайны Белгородского треугольника. — М., 1995.

263. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.

264. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно прикладного искусства: Учебно - наглядное пособие для 12 класса. - М., 1996, 1997.

265. Шпикалова Т.Я. Методические рекомендации к серии слайд фильмов «Дымковская игрушка», «Гжельская керамика», Жостовские подносы». -М., 1992.

266. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах . СПб., 1898.

267. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

268. Щуров В.М.Ефим Сапелкин и его ансамбль.- М.,1969.

269. Щуров В.М. Песни У сер декой стороны.- М.,1995.

270. Щуров В.М. Песня, традиция, память.- М.,1987.

271. Щуров В.М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре.// Музыкальная фольклористика Вып.З -М.,1986.

272. Щуров В.М. Песельники из села Фощеватова.-М.,1989.

273. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998.В

274. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция.-М.: Сов.композитор, 1987.

275. Щуров В.М. Усердские пищики: Памяти К.В.Квитки: Сб.ст./Ред., сост. А.Банин.- М.:Сов. Композитор, 1983.

276. Элиаде М. Священное и мирское. —М., 1994.

277. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

278. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высш.шк., 1999. - С.205-206.

279. Юнг К.Г. Архетип и символ. -М., 1991.

280. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М., 1997.

281. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992г.

282. Якобсон Я.Л. Роль государственного управления в сфере культуры // Социально экономические проблемы развития культуры. - М., 1989. -С.5 - 17.1. К ДИССЕРТАЦИИ Жирова М.С.

283. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ1300.05 теория, методика и организация социально-культурной деятельности1. Москва 2001

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.