Региональные особенности самоорганизации современного российского общества: на примере Республики Бурятия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ламажапова, Янина Петровна

  • Ламажапова, Янина Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 163
Ламажапова, Янина Петровна. Региональные особенности самоорганизации современного российского общества: на примере Республики Бурятия: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2011. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ламажапова, Янина Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

1.1. Синергетический подход к исследованию самоорганизации современного общества.

1.2. Гражданское общество как цель самоорганизации.

1.3. Взаимосвязь управления и самоорганизации в современном обществе.

ГЛАВА И. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

2.1. Факторы, сущность и особенности самоорганизации традиционного общества бурят.

2.2. Особенности самоорганизации общества в Бурятии конца XVIII

XX вв.

2.3. Особенности самоорганизации общества Республики Бурятия в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Региональные особенности самоорганизации современного российского общества: на примере Республики Бурятия»

Актуальность исследования. В современной философии проблема социальной самоорганизации начинает активно разрабатываться в рамках осуществления синергетического подхода к анализу общества и процессов, происходящих в нем. Анализ аспектов социальной самоорганизации чрезвычайно важен для понимания механизма взаимосвязи и взаимообусловленности комплекса различных процессов, происходящих в современном обществе. Необходим новый методологический базис решения острых социальных проблем современного общества, находящегося в режиме нестабильности. Исследования последних лет показывают, что методы синергетики позволяют осуществить целостный анализ нелинейных сложных процессов, поведения открытых неравновесных систем в изменяющихся условиях, в том числе социальных.

Вызовы новой информационной цивилизации, глобальные экологические проблемы требуют от общества и государства изменения стратегий развития, изменения существующих или возникновения новых социальных структур и институтов, способных адекватно реагировать на происходящее. Углубляющаяся стратификация российского общества в рыночных условиях требует изучения состояния общественного развития и гибкого управления процессами, происходящими в обществе. В ситуации неопределенности, характерной для обществ с рыночной экономикой, принятие управленческих решений затруднено, так как требуется согласование интересов, потребностей и запросов многочисленных страт.

Тенденция общественного развития к самоорганизации и возникновению новых социальных институтов, систем и необходимость соблюдения государственных интересов находятся в отношении противоречия. Практически не снимаемое противоречие между интересами государства и общества способствовало постановке и решению проблем, возникающих в связи с этим. В истории развития науки и философии рождались и утверждались различные модели снятия данного противоречия: тоталитарные, авторитарные, демократические. Анализ этих моделей показывает, что ни одна из них не снимает и, очевидно, не может снять полностью указанное противоречие, но возможно анализ процессов самоорганизации, протекающих в современном обществе, позволит выработать некую теоретическую модель оптимального согласованного взаимодействия государства и общества, обеспечивающего становление цивилизованного общества.

Особенностью нашего времени является то, что социальные и технологические процессы оказывают все большее воздействие на природную среду. В современном мире, в котором идут процессы глобализации, стоит проблема успешного взаимодействия человека, общества и природы, от решения которой зависит будущее человечества. В сложившейся ситуации необходим анализ прошлого и формирование оптимальной модели цивилизованного общества с точки зрения экологической и синергетической методологических программ. В данной работе одним из ведущих направлений анализа выступает изучение понятий самоорганизации, гражданского (цивилизованного) общества, взаимодействия управления и самоорганизации, общества и природы. Поиск конкретных ответов на вопрос о взаимозависимости процессов общественного и природного развития показывает, что, несмотря на многообразие подходов в решении данной проблемы, все они сходятся в том, что необходимо выработать единую концепцию развития общества, учитывающую экологические, экономические, социальные и культурные его императивы. В общественном развитии случайные флуктуации могут привести к неожиданным результатам, а в природных системах существует детерминизм, согласно которому мы можем достаточно точно прогнозировать поведение природных систем в изменяющихся условиях.

В этой связи, особую актуальность приобретает изучение региональных особенностей самоорганизации современного российского общества, рассмотренных на примере Республики Бурятия, выявление закономерностей становления цивилизованного общества, обусловленного процессами самоорганизации и организующей деятельностью государственной власти.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты обозначенной проблемы нашли свое отражение в исследованиях представителей целого ряда научных дисциплин социально-гуманитарного блока, таких как социальная философия, история, социология, политология и культурология.

Непосредственные предпосылки для синергетической интерпретации социальных процессов, протекающих в сложных неравновесных системах, созданы основоположниками современной общей теории самоорганизации И. Пригожиным и Г. Хакеном. Основные положения синергетического подхода к объяснению процессов самоорганизации нашли свое отражение в работах Г. Николиса, И. Пригожина, И. Стенгерса, Г. Хакена1, а непосредственно к исследованию процессов самоорганизации общества в работах Е. Н. л

Князевой и С. П. Курдюмова . Социосинергетический аспект проблемы расл крывается в работах К. X. Делокарова, Н. Н. Моисеева, А. П. Назаретяна . Достаточно основательно вопросы сходства и различия синергетических и диалектических философских воззрений рассмотрены в работах В. А. Балха-нова, И. С. Добронравовой, Г. Рузавина, Д. Ш. Цырендоржиевой . Их исслехХакен Г. Синергетика / Г. Хакен. - М., 1980. - 401 е.; Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. - М., 1985. - 367 е.; Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, И. Пригожин. - М., 1979. - 263 е.; Пригожин И. Р. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 243 с.

2 Князева Е. Н. Основания синергетики: синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2010.-256 е.; Князева Е. Н. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М.: КомКнига, 2007. - 272 с.

3 Делокаров К. X. Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность. - 2000. - №6. - С. 14-18.; Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество. - М.: Изд-во ACT, 2004. - 259 е.; Назаретян А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. - 1997. - № 3. - С. 24-26.

4 Балханов В. А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения) / В. А. Балханов. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2002. - 234с.; Балханов В. А. Синергетика: общая характеристика, сущность и основные понятия / В. А. Балханов, В. В. Халзагарова. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2002. - 78 е.; Добронравова И. С. Становление нелинейного мышления / И. С. Добронравова. -Киев, 1990. - 244 е.; Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. -1996. - №3. - С. 12-16.; Цырендоржиева Д. Ш. Системный метод и синергетика: учеб. пособие / Д. Ш. Цырендоржиева. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2004. - 142с.; Цыренодоржиева Д. Ш. Системный метод исследования общества / Д. Ш. Цырендоржиева. - М., 2002. - 165 с. дования носят общетеоретический характер и не затрагивают проблем формирования гражданского общества, но являются весьма ценными в методологическом отношении.

Проблемы становления и функционирования гражданского (буржуазного) общества как специфического социального феномена, первоначально были поставлены в рамках социальной философии. Различные аспекты его понимания представлены в работах Г. Гегеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Маркса1. В них изложены концептуальные представления о гражданском обществе, его понятии, природе, сущности. В отечественной науке понятие «гражданское общество» долгое время употреблялось лишь при критическом анализе их философских и политических учений. Но радикальные социальные преобразования, поиск новых моделей социального устройства стали причиной пристального изучения проблемы гражданского общества как цивилизованного, соответствующего определенной эпохе.

Из современных исследований можно выделить работы К. С. Гаджиева, 3. Т. Голенковой, К. О. Магомедова, М. А. Мунтяна, Ю. М. Резника2. В них с различных точек зрения рассматриваются политические, правовые, экономические, социальные аспекты развития гражданского общества в современных российских условиях.

Оценивая степень научной разработанности указанной нами проблемы, следует отметить, что исследования закономерностей развития общества РБ в аспекте самоорганизации, взаимодействия общества и природы, не стали предметом специального исследования. Однако, отдельные аспекты элемен

1 Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - М., 1990. - 234 е.; Гоббс Т. Сочинения в 2 т. / Т. Гоббс. - М.: Изд-во Мысль, 1989. - 345 е.; Локк Дж. Избранные философские произведения. - М., 1960; Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. - М., 1986. - 357 с.

2 Гаджиев К. С. Введение в политическую философию / К. С. Гаджиев. - M. : Логос, 2002. - 321 е.; Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 1991. - №5. - С. 12-15.; Магомедов К. О. Гражданское общество и государство (теоретико-методологический анализ) / К. О Магомедов. - M., 1998. - 213 е.; Мунтян М. А. Гражданское общество: политологический аспект [Электронный ресурс] // VIPERSON : [сайт]. - М., 2008-2011. - URL: www.viperson.ru (11.02.2010).; Резник Ю. M. Гражданское общество как феномен цивилизации / Ю. М. Резник. - М., 1993. - 236 е.; Резник Ю. М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №2. - С. 10-14. тов самоорганизации традиционного бурятского быта, взаимодействия социума с природой, роли религиозного фактора в социальной жизни бурят были затронуты в научных трудах, посвященных изучению природы, этнографии, истории Бурятии, шаманизма, истории буддизма в Бурятии, Н. В. Абаева, JL JL Абаевой, И. А. Асалханова, Б. В. Базарова, К. М. Герасимовой, С. Г. Жамбаловой, М. Д. Зомонова, М. М. Содномпиловой, JL Е. Янгутова и

Проблематика исследований современного состояния общества Республики Бурятия, его взаимодействия с государством представлена в работах А. А. Елаева, В. В. Мантатова, В. Ц. Найдакова, Л. Г. Сандаковой, С. Ж. Рад-набазаровой и др2.

Итак, проблемой данного исследования является исследование региональных особенностей самоорганизации общества Республики Бурятия.

Объектом исследования является самоорганизация общества.

Предметом исследования являются региональные особенности самоорганизации современного российского общества (на примере Республики Бурятия).

1 Абаев Н. В. Экологическая культура народов Центральной Азии в контексте палеоантропологических исследований (на материале археологических памятников Тувы) / Н. В. Абаев. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. -135 е.; Асалханов И. А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX века / И. А. Асалханов. - Улан-Удэ, 1963. - 494 е.; Базаров Б. В. Предпосылки реформирования политической власти в Бурятии (вторая половина 80-х начало 90-х годов) / Б. В. Базаров, С. П. Будажапов // Улан-Удэ в прошлом и настоящем : мат-лы и тезисы научно-практ. конф , посвящ. 330-летию образ. Улан-Удэ. -Улан-Удэ, 1996. - 165 е.; Герасимова К. М. Об исторических формах национальной культуры бурят // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия - Улан-Удэ, 1995. - 245 е.; Герасимова К. М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930) / К. М. Герасимова. - Улан-Удэ, 1968. - 254 е.; Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят / С. Г. Жамбалова. - Новосибирск, 1991. - 243 е.; М. Д. Зомонов Сущность бурятского шаманизма / М. Д. Зомонов. - Улан-Удэ, 1996. - 130 е.; Содномпилова М. М. Современная бытовая обрядность бурят в традиционных хозяйственных практиках // Мир Центральной Азии 2. - Улан-Удэ, 2008. -С. 94-96.; Янгутов Л Е Этические и экологические принципы буддизма народов Центральной и Восточной Азии // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций Саяно-Алтая. -Кызыл, 2009.-С. 123-125.

2 Елаев А. А. Государственная политика и управление в сфере межэтнических отношений: учеб. пособие / А. А. Елаев. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. - 130 е.; Мантатов В. В. Перспективы устойчивого социального развития: от либерального социума к нравственному обществу // Социальная Россия: взгляд молодежи: мат-лы I Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых Республики Бурятия (г. Москва, 21 марта 2008г). - Улан-Удэ : Бэлиг, 2009. - С. 243.; Сандакова Л. Г. Социально-философские и социально-экономические аспекты национального проектирования // Философия и современность: сборник статей. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. - С 87-89.; Улан-Удэ: геополитический феномен / В. Ц. Найдаков, Л. В. Курас, Б. В. Базаров // Улан- Удэ в прошлом и настоящем : мат-лы и тезисы научно-практ. конф., посвящ. 330-летию образ. Улан-Удэ - Улан-Удэ, 1996. - С. 243.

Цель исследования - выявить региональную специфику процессов самоорганизации российского общества (на примере Республики Бурятия). Задачи исследования:

- выявить синергетические принципы и подходы к исследованию самоорганизации общества;

- конкретизировать понятие гражданского общества как цивилизованного, самоорганизующегося;

- уточнить механизмы взаимодействия феноменов управления и самоорганизации;

- раскрыть сущность, факторы и особенности самоорганизации традиционного общества бурят;

- выявить особенности самоорганизации общества Бурятии конца XVIII - XX вв.;

- эксплицировать процессы самоорганизации общества РБ в современных условиях.

Теоретическая и методологическая основа исследования определяется особенностями, обусловленными объектом, предметом и задачами исследования. В работе используется синергетический подход изучения развития общества, метод исторической реконструкции, прогностический, идеографический методы. Также методологической основой диссертации послужил системный подход к анализу общества. Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы зарубежных и отечественных классиков: Г. Гегеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Маркса, Г. Николиса, И. Пригожи-на, И. Стенгерса, Г. Хакена. А также труды современных исследователей по социальной синергетике: Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова; по теории гражданского общества: К. С. Гаджиева, К. О. Магомедова, М. А. Мунтяна, Ю. М. Резника.

Научная новизна исследования.

- в работе конкретизировано понятие гражданского общества как цивилизованного, самоорганизующегося общества, в котором вызовы времени получают ответы в виде согласованных действий государственных служащих и всех граждан;

- уточнены механизмы взаимодействия феноменов управления и самоорганизации в контексте существующих теоретических моделей Р. Ф. Абдее-ва, Д. Дьюи и прогностических (Ю. С. Аржитова, В. А. Балханов, Л. Г. Сан-дакова);

- определены региональные особенности самоорганизации общества РБ в культурно-историческом развитии на основе синергетической методологии, начиная с формирования традиционного общества, заканчивая современным российским обществом;

- предложена теоретическая государственно-общественная модель согласованного взаимодействия государства и общества, в которой выделяются шесть ветвей власти: государственная (исполнительная, законодательная, судебная), общественная (информационная (СМИ), интеллектуальная (эксперты), представители бизнес-структур).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Процессы самоорганизации в системах различной природы инвариантны и подчиняются принципам и законам термодинамики. При этом процессы самоорганизации в обществе или в социальной системе дополняются и усложняются процессами управления, саморегуляции и самоорганизации. От характера взаимодействия управления сложными системами и их самоорганизации, вносящий элемент стохастичности, зависит прогрессивное развитие общества и эффективность государственного управления.

2. Человек и общество являются частью природы, следовательно, знания процессов самоорганизации, протекающих в природе, могут быть применены и в отношении общества. Особенностями спонтанной самоорганизации традиционного общества бурят являются природно-климатические условия, религиозные (преимущественно шаманские) представления, обычаи, этническое сознание.

3. Распространение буддизма в российском обществе к. XVII - XVIII вв. было связано с его политической и социальной востребованностью в условиях разложения родоплеменных отношений. Буддизм стал одной из консолидирующих сил, позволивших бурятскому обществу сохранить единую социально-культурную и территориальную общность, в которой буддийская культура органично вплеталась в традиционную кочевую культуру бурят. Возникали новые социальные общности, институты и структуры. Присоединение бурятского этноса к России, совместное проживание русских и бурят, выработка принципов добрососедства между ними, взаимовлияние двух культур способствовали развитию самоорганизации народов Бурятии.

4. В истории развития общественных институтов в России, был короткий период земства (к. XIX - н. XX вв.), когда готовность общественности взять ответственность на себя за происходящие процессы проявлялась в полной мере. Однако в советский период истории эта готовность не состоялась. Вместе с тем были выдвинуты новые принципы самоорганизации общества, которые проявились в идеалах интернационализма, дружбы народов, «права каждого на труд», в идеологеме «советский народ как общность всех равноправных граждан страны».

5. Развитие общества РБ как самоорганизующейся системы требует, с одной стороны, сознательного и ответственного поведения граждан, с другой стороны, готовности властных структур передать часть полномочий и ответственности общественным институтам. В настоящий момент в республике Бурятия самоорганизация общества происходит за счет институциализации органов местного самоуправления, мировых судей, помощников судей и депутатов разных уровней, многопартийности, множественности общественных движений и организаций, развития корпоративности и клубной деятельности. При этом органы государственной власти, привычно берут ответственность за эффективное расходование ресурсов на себя, тогда как современные общественные институты (местное самоуправление, некоммерческие и неправительственные организации) предпочитают передавать свои полномочия органам исполнительной власти. В этом их коренное отличие от западноевропейских гражданских институтов, которые инициируют, финансируют социально значимые проекты или добиваются государственной поддержки. Для того чтобы развить у российских граждан ответственность за принятие и исполнение проектов, необходимо время.

6. Анализ различных моделей взаимодействия власти и общества позволяет эксплицировать прогностическую теоретическую модель синергии (согласования) интересов властных, общественных и бизнес-структур, представляющую собой, возможную оптимальную модель государственно-общественного управления, преследующую цель прогрессивного общественного развития. При построении гражданского общества, как самоорганизующегося в большей степени, необходимо учитывать элементы спонтанной самоорганизации, присутствовавшие в традиционном обществе, а также ценности советского периода.

Теоретическая и практическая значимость. В диссертации проведен комплексный анализ и моделирование регионального процесса самоорганизации на практике общества РБ. На синергетической методологической базе исследованы факторы и особенности самоорганизации общества РБ на разных этапах его существования. В каждый из периодов развития определены свои детерминанты самоорганизации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, элективных курсов, методических и учебных пособий по краеведческой и культурологической проблематике. А также при дальнейшем исследовании и моделировании сценариев дальнейшего общественного развития в РБ и других национальных республиках.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в 7 публикациях, 3 из которых опубликованы в реферируемом вестнике БГУ, рекомендуемом перечнем ВАК РФ. Положения авторской концепции изложены и обсуждены в ряде научных конференций, симпозиумов, круглых столов: международная научно-практическая конференция «Интеллигенция и проблемы национальных отношений» («Байкальекая встреча») (16-19 сентября 2008); международная научная конференция «Человек, культура и общество в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 2011); международный Байкальский философский форум «Этика будущего: аксиология устойчивого развития» (Улан-Удэ, 14-15 августа 2008); ежегодные научно-практические конференции преподавателей и сотрудников БГУ (Улан-Удэ, 2008, 2009, 2010, 2011); круглый стол «Этика будущего и образование для устойчивого развития» (Улан-Удэ, 2008).

Структура диссертации - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ламажапова, Янина Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели особенности самоорганизации общества на примере Республики Бурятия, начиная со спонтанной самоорганизации традиционного общества заканчивая современным состоянием, используя синергетический подход. Синергетика выявила и сформулировала общие принципы самоорганизации любых систем, в том числе и общества. Она предоставила мощный методологический инструментарий для целостного исследования живой и неживой природы. Теория самоорганизации позволяет переосмыслить и включить в круг современных мировоззренческих и философских интерпретаций пласты нетрадиционного (мифологического, религиозного, эзотерического, мистического) знания, в котором воплощен духовный и интеллектуальный опыт целостного мироощущения. Согласно синергетике, каждый элемент системы, будучи информированным о происходящем во всей системе, способен изменить ее развитие в ту или иную сторону, то есть каждый индивид общества способен влиять на ход истории. В условиях динамического равновесия (устойчивого развития) системы достаточно «малого возмущения», чтобы обеспечить изменения вектора развития общества. Поэтому необходимо согласование действий субъектов деятельности с целью определения аттрактора. Для прогрессивного развития общества и эффективного государственного управления мы выявили, что необходимо создавать оптимальное согласованное взаимодействие самоорганизации общества и государственного управления на каждом этапе развития.

Становление гражданского (цивилизованного) общества является процессом не только экономическим, социальным, политическим, но и в не меньшей мере социокультурным, духовным и морально-этическим. Гражданское общество характеризует активная самоорганизация общества, что для любого общества является идеалом. В Бурятии возможно становление гражданского общества, для этого имеются все предпосылки (нормативно-правовые, политические, социокультурные). Мы рассматриваем самоорганизацию общества Бурятии в историческом развитии, так как проскакивание отдельных этапов общественного развития не может пройти бесследно, а для малочисленных народов, вдвойне. Также одной из предпосылок является наличие элементов самоорганизации традиционного общества. К данным элементам можно отнести природно-климатические условия проживания, религиозные (шаманские) представления, обычаи, хозяйственный быт, особенности отношения бурят к природе, ментальные характеристики. Моральный опыт народа складывается из различных особенностей самоорганизации традиционного общества бурят.

Также немаловажными элементами самоорганизации стали распространение буддизма и православия в обществе, которые стали консолидирующими факторами единения, целостности народа Бурятии, учили общество жить в гармонии с природой. Присоединение Бурятии к России дало возможность приобщиться к другим культурам и к мировой культуре в целом. Нравственно-этические принципы буддизма могли лечь в основу цивилизованного общества, в то время как традиционные природно-климатические, социокультурные, этнические курсоры самоорганизации отходят на задний план, но при этом продолжают сохраняться. Вместе с тем на передний план вышли другие, которые были присущи советскому периоду: интернационализм, что делает общество открытым для развития самоорганизации, сильная идеология, которая создала единую общность «советский народ», в котором официально не было "места экстремизму, шовинизму, национализму и другим негативным проявлениям разобщенности.

История показывает, что качественно новый виток в развитии общества характеризуется кризисом системы управления и всплеском особого рода социальной активности - различными группами начинают предлагаться на суд общественности новые концепции общественного и государственного устройства. Именно это мы можем наблюдать в современной России: очевидно, что общество стоит в начале нового эволюционного этапа. В этих условиях особые требования предъявляются к совершенствованию организационных форм и системы управления. Усложняющаяся структура общества, изменения его структурных составляющих, появление многообразия общественных отношений и их деформация - все это требует грамотного, многофакторного анализа и учета исторического опыта трансформации общественных отношений. Только в этом случае можно ожидать адекватного подхода к разработке модели будущего и стратегии развития России, в частности Бурятии.

В данной работе мы сделали анализ прошлого и сформировали оптимальную модель цивилизованного общества с точки зрения экологической и синергетической методологических программ. Вызовы эпохи требуют установления гармонии общества и природы, гармонии в человеческих отношениях. Этому, как было показано в диссертации, может способствовать идея самоорганизации, которая, на наш взгляд, приведет к цивилизованному обществу. Наше общество, накопившее достаточный опыт консолидации граждан в судьбоносные моменты истории (ВОВ, восстановление народного хозяйства и другие), должно стремиться к гражданскому (цивилизованному) обществу, которое характеризуется активной гражданской позицией каждого человека.

Мы считаем, что для этого необходимо «запустить» государственно-общественную модель управления, которая бы состояла не только из трех основных ветвей государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной), но и также из дополнительных «ветвей»: бизнес-структуры, объективные средства массовой информации, независимые экспертные институты.

В условиях глобализации региональные особенности самоорганизации общества частично теряют свою этническую специфичность, обретая черты современного цивилизованного общества. При этом в условиях унифицированных экономических отношений (рынок) необходимо сохранять моральные принципы, общечеловеческие и этнические ценности.

Можно сказать, что главная цель самоорганизации общества — создавать как можно больше гражданских институтов наряду с уже существующими. Главным условием эффективности их деятельности с синергетической точки зрения является принятие ответственности на себя каждым гражданином за прогрессивное развитие общества и человечества в целом. г

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ламажапова, Янина Петровна, 2011 год

1. Абаев Н. В. Цивилизационная геополитика народов Алтай - Байкальского региона и Центральной Азии / Н. В. Абаев. - Кызыл : Изд-во ТывГУ, 2006. -161 с.

2. Абаев Н. В. Экологическая культура народов Центральной Азии в контексте палеоантропологических исследований (на материале археологических памятников Тувы) / Н. В. Абаев. Кызыл : Изд-во ТывГУ, 2005. - 135 с.

3. Абакумов С. А. Гражданское общество и будущее российского государства: в поисках эффективного алгоритма развития / С. А. Абакумов, А. И. Подберезкин. М., 2004. - 163 с.

4. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. -М.: Владос, 1994.-336 с.

5. Аглиуллин И. А. Синергетическое представление социальных систем: концепция моделирования и управления // Анализ систем на пороге 21 века: теория и практика : мат-лы междунар. конф. в 4 т. М. : Интеллект, 1996. - Т. 2. -231 с.

6. Аржитова Ю. С. Информационные технологии в управлении деятельностью социальных систем в условиях трансформации российского общества: дис. канд. филос. наук / Ю. С. Аржитова. Улан-Удэ, 2009. - 146 с.

7. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М. : Мысль, 1975. Т. 1: Метафизика. - 1975. - 550 с.

8. Аршинов В. И. Гражданское общество как проблема коммуникативного действия / В. И. Аршинов, Н. Г. Савичева // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. : Прогресс-Традиция, 2003.-584 с.

9. Асалханов И. А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX века / И. А. Асалханов. Улан-Удэ, 1963. - 494 с.

10. Афанасьев В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М. : Политиздат, 1980.-368 с.

11. Базаров А. Ц. Становление института местного самоуправления на современном этапе развития российского общества (на материалах РБ) : автореф. дис. канд. филос. наук / А. Ц. Базаров. Улан-Удэ, 2011. - 128 с.

12. Балакшин О. Б. Гармония саморазвития в Природе и обществе: подобие и аналогии / О. Б. Балакшин. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 344 с.

13. Балханов В. А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализа-ция образования в контексте целостного мировоззрения) / В. А. Балханов. -Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2002. 234с.

14. Балханов В. А. Синергетика: общая характеристика, сущность и основные понятия / В. А. Балханов, В. В. Халзагарова. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2002. -78 с.

15. Басаева К. Д. Поселения и жилища аларских бурят (вторая половина XIX начало XX в.) // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. - Новосибирск, 1993.-231 с.

16. Басилов В. Н. Избранники духов / В. Н. Басилов. М., 1984. - 95 с.

17. Батуева И. Б. Буряты на рубеже XIX XX веков (историко-этнографический очерк): хозяйство бурят / И. Б. Батуева. - Улан-Удэ, 1992. -187 с.

18. Бевзенко Л. Д. Социальная самоорганизация. Синергетическая парадигма: возможности социальных интерпретаций / Л. Д. Бевзенко. Киев : ИС НА-НУ, 2002.-236 с.

19. Безертинов Р. Н. Тэнгрианство религия тюрков и монголов: научно-популярное издание / Р. Н. Безертинов. - 2-е изд., доп. - Н. Челны : Аяз, 2000; Казань : Слово, 2004.-448 с.

20. Берг А. И. Информация и управление / Ю. И. Черняк, А. И. Берг. М. : Экономика, 1966.-63 с.

21. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. -М., 1998. 176 с.

22. Бессонов Б. Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б. Н. Бессонов, В. В. Дубрицкий. Омск, 2002. - 256 с.

23. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. 1978. - №8. - С. 3952.

24. Богданов А. А. Текстология. Всеобщая организационная наука : в 2 кн. /

25. A. А. Богданов. -М. : Экономика, 1989. 276 с.

26. Богданова Э. Н. Самоорганизация и управление в социальных институтах: взаимосвязь процессов // Культурная жизнь Юга России. 2008. - № 3 (28).-С. 32-41.

27. Большаков В. Ю. Процесс глобализации. Россия. Планетарные процессы /

28. B. Ю. Большаков. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 213 с.

29. Буддийский взгляд на мир / В. И. Рудой, Е. П. Островская, А. Б. Островский и др.; ред.-сост. Е. П. Островская, В. И. Рудой. — СПб. : Андреев и сыновья, 1994.-460 с.

30. Бурзалова А. А. Коэволюционная модель «Человек, общество и природа» в контексте теории самоорганизации : дис. канд. филос. наук / А. А. Бурлазо-ва. Улан-Удэ, 2011. - 156 с.

31. Буряты / отв. ред. JI. JI. Абаева, Н. JI. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. М. : Наука, 2004. - 633 с.

32. Бутенко А. П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества (политические и правовые проблемы) / А. П. Бутенко. М. : Магистр, 1997.-243 с.

33. Быт бурят в настоящем и прошлом : сборник. Улан-Удэ, 1980. - 225 с.

34. Вагурин В. А. Синергетика эволюции современного общества / В. А. Агу-рин. изд. 3-е, стереотип. - М.: КомКнига, 2007. - 216 с.

35. Василенко JI. А. Интернет в информатизации государственной службы России (социологические аспекты) / JI. А. Василенко. М., 2000. - 176 с.

36. Василенко JI. А. От информационного взаимодействия к конструированию информационной среды // Материалы I Международной конференции «Динамическое развитие России: единение самоорганизации и управления».- М.: Проспект, 2004. С. 132.

37. Васильева JI. Н. Модернизация и элита: синергетическая модель развития // Социально-гуманитарные знания. 2001. - №4. - С. 12-18.

38. Васильева JI. Н. Пути и формы достижения ноосферной цивилизованности // Общественные науки и современность. 1996. - № 1. - С. 21-24.

39. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Василькова. СПб. : Лань, 1999.-246 с.

40. Василькова В. В. Синергетика и социологический эволюционизм // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. : Прогресс-Традиция, 2003. - С. 197.

41. Ватин И. В. Диалектический метод и социальная реальность / И. В. Ватин, В. П. Кохановский. Ростов-н/Д : Изд-во РГУ, 1990.-278 с.

42. Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. - 236 с.

43. Великая Н. М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении // Социологические исследования. 2003. - № 8. - С. 10-13.

44. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. М., 1994.-246 с.

45. Верт Н. История советского государства 1990-1991 / Н. Верт. М., 1992.- 324 с.

46. Винер Н. Кибернетика / Н. Винер. 2-е изд. - М.,1968. - 343 с.

47. Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М.: ИЛ, 1958. - 287 с.

48. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. М.: Наука, 1983. - 279 с.

49. Винер Н. Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее / Н. Винер.-М., 1969.-315 с.

50. Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция / В. В. Витюк. М., 1995. - 259 с.

51. Володин А. Г. Гражданское общество и модернизация в России // Полис. -2000.-№3.-С. 15-17.

52. Гаджиев К. С. Введение в политическую философию / К. С. Гаджиев. М. : Логос, 2002.-321 с.

53. Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. - №5. - С. 12-15.

54. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. 1994. - № 2. - С. 21-23.

55. Ганин О. Н. Гражданское общество в контексте глобализации: автореф. дис. канд. филос. наук / О. Н. Ганин. Саранск, 2005. - 154 с.

56. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г. Д. Гачев. М. : Академия, 1998. - С. 27-34.

57. Гачев М. Норберт Винер и его философская концепция // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. - С. 119.

58. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. М., 1990. - 234 с.

59. Герасимова К. М. Об исторических формах национальной культуры бурят // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995. — 245 с.

60. Герасимова К. М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930) / К. М. Герасимова. Улан-Удэ, 1968.-254 с.

61. Герович В. А. Проблема самоорганизации в исследованиях по кибернетике и искусственному- интеллекту // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. С. 126.

62. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Изд-во Мысль, 1989. - 345 с.

63. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба / В. Д. Граждан. -М., 2005.-277 с.

64. Гражданское общество: теория, история, современность / отв. ред. 3. Т. Голенкова. М., 1999. - 341 с.

65. Революция сознания. Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел. М.: АСТ, 2004. - С. 20-21.

66. Гумилев Л. Н. Этногенез природный процесс // Природа. - 1971. - № 2. - С.80-82.

67. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии Эпохи Цивилизации / Л. Н. Гумилев. — М.: Изд-во «АСТ Москва». С. 493.

68. Гумилев Л. Н. Ландшафт и этнос: статьи и работы (1949-1990) / Л. Н. Гумилев. СПб. : СЗКЭО, 2005. - 323 с.

69. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М. : Айрис-Пресс, 2008. - 560 с.

70. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному обществу // Полис . 1993. - №5. - С. 54.

71. Делокаров К. X. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. 1997. -№ 1. - С. 21-25.

72. Делокаров К. X. Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность. 2000. - №6. - С. 14-18.

73. Добреньков В. И. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2004,- №1. С. 11-13.

74. Добронравова И. С. Становление нелинейного мышления / И. С. Добронравова. Киев, 1990. - 244 с.

75. Дриккер А. С. Информационный ключ к истории (индивид и общество) // Философские науки. 1999. - №2. - С. 15-18.

76. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии / Э. Дюркгейм. М. : Наука, 1991.-287 с.

77. Формирование информационно-синергетической концепции учебного процесса / В. С. Егоров, В. И. Василенко, Л. А. Василенко // Ежегодник'98 : государственная служба России. М.: Изд-во РАГС, 1999. - 223 с.

78. Егоров Ю. Л. Исследования систем управления / Ю. Л. Егоров. М., 1997. -324 с.

79. Егурнов Л. Л. Единство и различия кибернетического и синергетического подходов в исследовании сложных систем при переходе к устойчивому развитию // Философия. Информация. Управление. М.: МИЭТ, 2002. - 245 с.

80. Елаев А. А. Государственная политика и управление в сфере межэтнических отношений: учеб. пособие / А. А. Елаев. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. -130 с.

81. Ельчанинов М. С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна / М. С. Ельчанинов. М.: КомКнига, 2005. - 240 с.

82. Ефремов В. С. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1997. -№1.-С. 13-16.

83. Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят / С. Г. Жамбалова. Новосибирск, 1991.-243 с.

84. М. Д. Зомонов Сущность бурятского шаманизма / М. Д. Зомонов. Улан-Удэ, 1996. - 130 с.

85. Йонас Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации / Г. Йонас. М.: Айрис-пресс, 2004.- 342 с.

86. Калинина Т. Л. Когда началась самоорганизация общества? // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.) : 5 т. М. : Современные тетради, 2005. - Т. 3. - С. 370.

87. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.-207 с.

88. Князева Е. Н. Принципы инновационного социального управления // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. М. : Прогресс- Традиция, 2009. - 265 с.

89. Князева Е. Н. Природа инноваций и некоторые проблемы инновационного управления // Управление: социально-философские проблемы методологии и практики. СПб.: Книжный дом, 2005. - 232 с.

90. Князева Е. Н. Случайность, которая творит мир новые представления о самоорганизации в природе и обществе // В поисках нового мировидения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. Знание. М., 1999. - №7. - С. 12-15. (Философия и жизнь).

91. Князева Е. Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1997. - №2. - С. 15-17.

92. Князева Е. Н. Основания синергетики: синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2010. - 256 с.

93. Князева Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Приго-жиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. -№12.-С. 5-9.

94. Князева Е. Н. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М.: КомКнига, 2007. - 272 с.

95. Колесников А. А. Синергетические методы управления сложными системами: теория системного синтеза / А. А. Колесников и др.. М. : УРСС; КомКнига, 2006. - С.65-74.

96. Короленко В. Г. Война пером / В. Г. Короленко. М., 1988. - 243 с.

97. Корсунцев И. Г.Субъект в технологическую эпоху / И. Г. Корсунцев. -М., 1999.-254 с.

98. Косых В. И. Переводческая деятельность Иркутской духовной миссии в XIX в. // Книжное дело в Сибири (конец XVIII начало XX вв.). Сборник научных трудов. - Новосибирск, 1991. - С. 70.

99. Коэн Д. Гражданское общество и политическая теория / Д. Коэн, Э. Ара-то. М. : Весь мир, 2003. - 145 с.

100. Крайнюченко И. В. Системное мировоззрение. Теория и анализ / И. В. Крайнюченко, В. П. Попов. Пятигорск, 2005. - 235 с.

101. Самоорганизация: генезис научной революции / В. Крон, Г. Кюпперс, Р. Паслак // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М., 1994.-214 с.

102. Кумкин И. А. Гражданское общество и его перспективы // Философия и будущее цивилизации. Т. 3. -М. : Современные тетради, 2005. 213 с.

103. Левашов В. К. Гражданское общество и демократическое государство в России // Социологические исследования.- 2006. №1. - С. 8-12.

104. Луман Н. Власть / Н. Луман. М. : Праксис, 2001. - 354 с.

105. Магомедов К. О. Гражданское общество и государство (теоретико-методологический анализ) / К. О Магомедов. М., 1998. - 213 с.

106. Майдар Д. От кочевой до мобильной архитектуры / Д. Майдар, Д. Б. Пюрвеев. М., 1980. - 255 с.

107. Михайлов Т. М: Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.) / Т. М. Михайлов. Новосибирск, 1980. - 257 с.

108. Майнцер К. Сложность и самоорганизация Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Вопросы философии. 1997. - №3. - С. 48-61.

109. Малинецкий Г. Г. Нелинейная динамика ключ к теоретической истории? // Общественные науки и современность. - 1996. - № 4. - С. 98-99.

110. Маркарян Э. С. Императивы выживания и научно-технический прогресс // Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. М. : Наука, 1989.-347 с.

111. Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. М., 1986. - 357 с.

112. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М. : Дело, 1997.-324 с.

113. Митыпова Г. С. Православие в истории и культуре Бурятии / Г. С. Ми-тыпова; Б. В. Базаров. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография».-2005.-232 с.

114. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.) / Т. М. Михайлов. Новосибирск, 1980. - 156 с.

115. Михайлов Ф. Т. Самоопределение культуры: философский поиск / Ф. Т. Михайлов. М.: Индрик, 2003. - 267 с.

116. Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество. М.: Изд-во ACT, 2004. - 259 с.

117. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М. : Молодая гвардия, 1990.-365 с.

118. Музыка О. А. Проблема возможных сценариев будущего развития общества в контексте социосинергетики // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. М. : Прогресс-Традиция, 2009. - 688 с.

119. Мунтян М. А. Гражданское общество: политологический аспект Электронный ресурс. // VIPERSON : [сайт]. М., 2008-2011. - URL: www.viperson.ru (11.02.2010).

120. Назаретян А. П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы: очерки междисциплинарной теории прогресса / А. П. Назаретян. М. : Недра, 1991.-276 с.

121. Назаретян А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. - № 3. - С. 90-94.

122. Улан-Удэ: геополитический феномен / В. Ц. Найдаков, Л. В. Курас, Б. В. Базаров // Улан- Удэ в прошлом и настоящем : мат-лы и тезисы научно-практ. конф., посвящ. 330-летию образ. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 1996. - С. 243.

123. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов: уст. и лит. Традиции / С. Ю. Неклюдов. М.: Наука, 1984. - 248 с.

124. Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, И. Пригожин. М., 1979. - 263 с.

125. Новик И. Б. Кибернетика. Философские и социологические проблемы / И. Б. Новик. -М., 1963. 178 с.

126. Опейкина Т. В. Общественные объединения как структурный элемент гражданского общества // Философия и будущее цивилизации. Т. 3. М. : Современные тетради, 2005. - 226 с.

127. Петри Б. Э. Старая вера бурятского народа: науч.-попул. Очерк / Б. Э. Петри. Иркутск, 1928. - 165 с.

128. Петрушенко Л. А. Самодвижение материи в свете кибернетики. Философский очерк взаимосвязи организации и дезорганизации в природе / Л. А. Петрушенко. М.: Наука, 1971. - 234 с.

129. Печенкин А. А. От автоколебаний к самоорганизации: формирование синергетических идей в теории нелинейных колебаний // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. — М., 1994. 187 с.

130. Попов В. П. Инварианты Нелинейного Мира / В. П. Попов. М., 2006. -216 с.

131. Попов В. П. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы / В. П. Попов, И. В. Крайнюченко. Ростов н/Д, 2003. - 225 с.

132. Попов В. П. Информация, эволюция и управление /В. П. Попов, И. В. Крайнюченко. Ессентуки, 2001. - 217 с.

133. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2 / К. Поппер. М.: Феникс, 1992.-236 с.

134. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 25 апреля 2003г. // Российская газета. 2003. - 26 апр. - С. 10-12.

135. Потапов JI. П. Очерки народного быта тувинцев / J1. П. Потапов. М.: Наука, 1969.-360 с.

136. Прангишвили И. В. Энтропийные и другие системные закономерности, вопросы управления сложными системами / И. В. Прангишвили. М. : Наука, 2003.-428 с.

137. Пригожин И. От существующему к возникающему: время и сложность в физических науках / И. Пригожин. М. : Наука, 1985. - 231 с.

138. Пригожин И. Философия нестабильности / И. Пригожин. М., 1987. -243 с.

139. Пригожин И. Р. Время, хаос и квант: к решению парадокса времени / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс . -М., 1999. 176 с.

140. Пригожин И. Р. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. -М. : Прогресс, 1986.-243 с.

141. Режабек Е. Я. Синергетические представления и социальная реальность // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. М. : Прогресс-Традиция, 2009. - С. 330-332.

142. Резник Ю. М." Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №2. - С. 10-14.

143. Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации / Ю. М. Резник. М., 1993.-236 с.

144. Ринчино Э. Д. Статьи. Документы. Письма / Э.-Д. Ринчино. - Улан-Удэ, 1994.-215 с.

145. Розенберг О. О. Труды по буддизму / О. О. Розенберг. М. : Наука, 1991.-128 с.

146. Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания // Теория социальных эстафет: история идеи - перспективы. - Новосибирск, 1997.-187 с.

147. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М., 1999.-235 с.

148. Романов В. JI. Вызов и дискурс социальной инноватики государственного управления // Синергетика: будущее мира и России / под ред. Г. Г. Мали-нецкого. -М. : Изд-во ЖИ, 2008. С. 134-135.

149. Романов В. JI. Социально-инновационный вызов государственному управлению / В. Л. Романов. М. : РАГС, 2006. - 324 с.

150. Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. 1996. - №3. - С. 12-16.

151. Рукавишников В. О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования. -1995.-№3.-С. 24-28.

152. Садовский В. Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития / В. Н. Садовский. М. : Наука, 1980.-421 с.

153. Сандакова JI. Г. Быть или не быть.общественному управлению в РБ? // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. - Вып. 1. - С. 128.

154. Сандакова JI. Г. Социально-философские и социально-экономические аспекты национального проектирования // Философия и современность: сборник статей. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2009. - С 87-89.

155. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. М. : Феникс, 1994. -267 с.

156. Содномпилова М. М. Современная бытовая обрядность бурят в традиционных хозяйственных практиках // Мир Центральной Азии 2. Улан-Удэ, 2008.-С. 94-96.

157. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии : статьи разных лет / П. Сорокин. М., 1994. - 85 с.

158. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М. : Республика, 1992. -213 с.

159. Социальная Россия: взгляд молодежи: мат-лы I Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых Республики Бурятия (г. Москва, 21 марта 2008 г.). Улан-Удэ : Бэлиг, 2009. - С. 234-236.

160. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. -1994.-№6.-С. 32-35.

161. Степин В. С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии. 2009. - №1. - С. 23-27.

162. Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. М. : Прогресс-традиция, 2000. - 342 с.

163. Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления: мат-лы первой междунар. науч-практ. конф. М., 2004. - Т. 3., Ч. 1.-341 с.

164. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента // Библиотека журнала «Контроллинг». М., 1991. -214 с.

165. Теория организации / под общ. ред. В. Г. Алиева. М., 2005. - 423 с.

166. Теслинов А. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры / А. Теслинов. М.: Глобус, 1998. - 357 с.

167. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М. : Прогресс, 1991.-346 с.

168. Тоффлер А. Метаморфозы власти / А. Тоффлер. М. : ACT, 2002. - 415 с.

169. Украинцев Б. С. Особенности самоуправляемых систем / Б. С. Украинцев. М. : Знание, 1970. - 396 с.

170. Урманцев Ю. А." Начала общей теории систем // Системный анализ и научное знание. М., 1978. - Т. 38. - С. 38.

171. Уэбстэр У. Теории информационного общества. М. : Аспект-пресс, 2004.-241 с.

172. Федотова В. Г. Хорошее общество / В. Г. Федотова; РАН; Ин-т философии. -М. : Прогресс-традиция, 2005. 363 с.

173. Фролов С. С. Социология организаций / С. С. Фролов. М. : Гардарики, 2001.-415 с.

174. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М. : Прогресс, 1990. - 324 с.

175. Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Синергетическая парадигма. , Социальная синергетика. М. : Прогресс-Традиция, 2009. - С. 321-324. ;1

176. Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Будущее России в зеркале синергетики. М. : КомКнига; URSS, 2006. - С. 207.

177. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. М., 1980. - 401 с.

178. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. М., 1985. - 367 с.

179. Хоукинс Д. Организационная память и нервная система / Д. Хоукинс, Д. Пор // Проблемы теории и практики управления. 1994. - №4. - С. 24-29.

180. Цыренодоржиева Д. Ш. Системный метод исследования общества / Д. Ш. Цырендоржиева. М., 2002. - 165 с.

181. Цырендоржиева Д. Ш. Системный метод и синергетика в социальном познании / Д. Ш. Цырендоржиева. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2005. -212с.

182. Человеческий фактор : в 6 т. М., 1991. - 424 с.

183. Черникова И. В. Возможности социосинергетики в теоретических исследованиях социальности / И. В. Черникова, Д. В. Черникова // Синергети-ческая парадигма. Социальная синергетика. М. : Прогресс- Традиция, 2009. -688 с.

184. Чжи И. Фа цзе цы ди чу мэнь (Первоначальные ступени врат мира дхарм) // Да жибэнь сюй цзан цзин. П. 8. Киото, 1905-1912. - 164 с.

185. Шалаев В. П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный человек: современные контексты историософской судьбы человека и общества // Синер-гетическая парадигма. Социальная синергетика. М. : Прогресс- Традиция, 2009.-С. 87-89.

186. Шалаев В. П. Синергетика человека, общества, природы: управленческий аспект / В. П. Шалаев. Йошкар-Ола : МарГТУ, 2000. - 132 с.

187. Шалаев В. П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире / В. П. Шалаев. Йошкар-Ола : МарГТУ, 1999. - 268 с.

188. Шевлоков В. А. Синергетика: уровни и способы описания сложных эволюционирующих систем (философско-методологический анализ) / В. А. Шевлоков. Нальчик, 1999. - 325 с.-Л. .1 ' <" " I !

189. Шолохов В. Г. Самоорганизующаяся картина мира и некоторые вопросы социальной философии // Труды членов РФО. М., 2005. - 234 с.

190. Шорохов JI. П. Церковь в Сибири в кон. XVII-XVIII вв. / JL П. Шорохов. -Новое., 1971.-190 с.

191. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; пер. с англ. ; под ред. В. А. Ядова. М. : Аспект-Пресс, 1996. - 237 с.

192. Щедрин Н. И. Об основах экономической кибернетики / Н. И. Щедрин. -М. : Статистика, 1999. 325 с.

193. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул / М. Эйген. М., 1973. - 255 с.

194. Эйген М. Гиперцикл / М. Эйген, П. Шустер. М., 1982. - 231 с.

195. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск, 1992.-221 с.

196. Этническая и национальная политика государства в Бурятии (XIX н. XXI вв.). - Улан-Удэ, 2008. - 168 с.

197. Янгутов JI. Е. Этические и экологические принципы буддизма народов Центральной и Восточной Азии // Актуальные проблемы исследования этно-экологических и этнокультурных традиций Саяно-Алтая. Кызыл, 2009. - С. 123-125.

198. Self-organized criticality / Р. Bäk, С. Tang, К. Winsenfeld // Phys. Rev. A. -1988. -V. 38. -P.364-375.

199. Eddington A. The nature of the physical world / A. Eddington. Ann Arbor, 1958.-P. 246.

200. Habermas J. Theorie der Gesellshaft oder Sozialtechnologie: was leistet die Systemforschung? / J. Habermas, N. Luhmann. Fr.; M., 1971. - P. 234.

201. Prigogine I. Thermodinamics Theory of Structure, Stability and Fluctuation / I. Prigogine, P. Glandsdorff. New - York, 1971. - P. 224.

202. Senge P. M. The Fifth Discipline: the Art and Practice of the Learning Organization. New-York, Doubleday, 1990.-P. 197.

203. Shull A. Evolution / A. Shull. L., 1936. - P. 178.209. http://www.svnergetic.org.ua/.210. www.viperson.ru.211. http://www.philosophy.rU/library/vopros/51 .html.212. www.inguk.ru/p-bib-roll-pressa.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.